Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Кто входит в попечительский совет. Попечительский совет школы — что это такое? Кто входит в состав Попечительского Совета

    Кто входит в попечительский совет. Попечительский совет школы — что это такое? Кто входит в состав Попечительского Совета

    Добавлен на сайт:

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение о попечительском совете [указать наименование образовательной организации высшего образования] (далее по тексту - Положение) разработано на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", письма Минобразования РФ "О попечительском совете ВУЗа" от 24.03.2000 N 15-13ин/15-11 и других нормативных правовых актов.

    1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования попечительского совета, срок его полномочий, компетенция и порядок деятельности в [указать наименование образовательной организации высшего образования] (далее по тексту - Образовательная организация).

    1.3. Главной целью попечительского совета по настоящему Положению является содействие в решении актуальных задач развития образовательногой организации и формированию ее как центра подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи фундаментального и прикладного характера на уровне современных требований, экспертной и консультационной деятельности, внедрении новейших информационных и педагогических технологий, обеспечения конкурентоспособности на отечественном и международном рынках образовательных услуг.

    1.4. По настоящему Положению попечительский совет действует на общественных началах и не является юридическим лицом.

    1.5. Попечительский совет содействует финансовой помощи образовательной организации в осуществлении ее уставной деятельности, сохранению и развитию материально-технической базы.

    2.1. Состав попечительского совета первоначально утверждается ученым советом образовательной организации.

    После утверждения первоначального состава попечительского совета другие члены попечительского совета кооптируются в состав попечительского совета самим попечительским советом.

    2.2. В состав попечительского совета по настоящему Положению входят работники образовательной организации и обучающиеся в нем, представители учредителя образовательной организации, представители работодателей, органов исполнительной власти [указать наименование субъекта Российской Федерации], органов местного самоуправления и в соответствии с Уставом образовательной организации [указать представителей иных организаций].

    2.3. Решение о включении в члены попечительского совета принимается попечительским советом простым большинством голосов.

    2.4. По настоящему Положению в состав попечительского совета входит не более [значение] человек.

    2.5. Попечительский совет избирает из числа членов председателя и сопредседателя попечительского совета.

    2.6. Председатель и сопредседатель попечительского совета избираются на весь срок деятельности попечительского срока и могут быть освобождены от исполнения этих обязанностей по письменному заявлению или при наличии веских оснований по решению [значение] общего числа его членов.

    2.7. По настоящему Положению попечительский совет формирует постоянный комитет (далее по тексту - Комитет), состоящий из [вписать нужное].

    2.8. Период полномочий попечительского совета установлен в [указать срок].

    В случае досрочного выбытия одного из членов попечительского совета его состав может быть пополнен путем избрания нового члена.

    Полномочия новых членов попечительского совета ограничены сроком деятельности попечительского совета данного состава.

    2.9. Членство в попечительском совете прекращается в следующих случаях:

    2.9.1. При направлении письменного заявления о выходе председателю попечительского совета и ректору образовательной организации.

    Член попечительского совета считается вышедшим из состава попечительского совета по истечении [значение] дней после направления такого заявления вышеуказанным лицам.

    2.9.2. При прекращении членства в попечительском совете по решению попечительского совета.

    3.1. Работу попечительского совета организуют его председатель и сопредседатель.

    3.2. Высшим органом управления попечительского совета является общее собрание.

    3.3. Общее собрание правомочно принимать решения по всем вопросам его деятельности.

    3.4. Общие собрания попечительского совета проводятся [указать периодичность проведения общего собрания]. Дата проведения общего собрания попечительского совета и созыв внеочередного заседания определяются решением его комитета.

    3.5. Решения считаются правомочными, если в общем собрании принимает участие не менее [значение] членов попечительского совета.

    Решения принимаются простым большинством от числа присутствующих на общем собрании попечительского совета.

    3.6. На период между заседаниями попечительский совет передает комитету свои полномочия по осуществлению текущего контроля деятельности образовательной организации, по оказанию ему неотложной поддержки и организации работы попечительского совета.

    3.7. По настоящему Положению общее собрание:

    3.7.1. Избирает комитет, председателя и сопредседателя попечительского совета.

    3.7.2. Определяет основные направления деятельности попечительского совета.

    3.7.3. Определяет персональный состав комитета попечительского совета.

    3.7.4. Утверждает отчеты о работе председателя, сопредседателя и комитета.

    3.7.5. Решает вопросы о реорганизации и ликвидации попечительского совета.

    3.8. По настоящему Положению комитет:

    3.8.1. Определяет приоритетность проектов и программ попечительского совета.

    3.8.2. Определяет размеры вступительных и членских взносов.

    3.8.3. Устанавливает порядок распределения доходов, виды, размеры и направления использования средств и имущества попечительского совета.

    3.8.4. Утверждает руководителей проектов и программ попечительского совета, назначает специалистов.

    3.8.5. Утверждает финансирование текущей деятельности попечительского совета.

    3.8.6. Утверждает годовые отчеты, баланс, сметы расходов структурных подразделений попечительского совета.

    3.9. По настоящему Положению председатель и сопредседатель попечительского совета:

    3.9.1. Решают вопросы, связанные с заключением договоров, соглашений, контрактов с различными организациями и частными лицами.

    3.9.3. Представляют попечительский совет перед органами власти и управления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами.

    3.9.4. Делегируют свои полномочия членам комитета.

    3.10. По настоящему Положению члены попечительского совета:

    3.10.1. Вносят предложения по повестке дня, по порядку проведения общего собрания попечительского совета.

    3.10.2. Организовывают подготовку отчетов по результатам оценки реализации программ.

    3.10.3. Осуществляют иную деятельность в соответствии с настоящим Положением.

    3.11. На общем собрании попечительского совета председательствует председатель попечительского совета, а в случае его отсутствия - сопредседатель или один из членов по решению попечительского совета.

    3.12. Уведомление о проведении общего собрания направляется членам попечительского совета не позднее чем за [значение] дней до даты проведения такого собрания по средствам факсимильной связи, электронной почте или иным способом, определенным решением попечительского совета.

    3.13. Ректор образовательной организации участвует в заседания попечительского совета с правом совещательного голоса.

    3.14. Решения попечительского совета по вопросам вне его исключительной компетенции носят рекомендательный и консультативный характер.

    4.1. По настоящему Положению попечительский совет представляет свои интересы, интересы отдельных организаций, представители которых входят в состав совета, в федеральных и местных органах исполнительной власти, общественных и международных организациях, средствах массовой информации, а также в отношениях с другими образовательными организациями и отдельными гражданами.

    4.2. Попечительский совет осуществляет свои функции в пределах компетенции, определенной настоящим Положением, и руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, а также Уставом образовательной организации.

    4.3. Представители попечительского совета могут входить в состав приемной и государственной аттестационной комиссий.

    4.4. Попечительский совет действует на основе равноправия его членов, гласности, в тесном контакте с ректором и ученым советом образовательной организации.

    4.5. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на общественной основе, без отрыва от основной деятельности.

    4.6. Попечительский совет не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительную деятельность администрации образовательной организации.

    5.1. По настоящему Положению попечительский совет образовательной организации осуществляет следующие функции:

    5.1.1. Проведение оценки научно-исследовательской, образовательной и внедренческой деятельности образовательной организации и соответствия ее результатов поставленным целям и задачам проектов и программ.

    5.1.2. Составление заключения по результатам проведенной проверки.

    5.1.3. Направление заключений о результатах проверки руководителю образовательной организации.

    5.1.4. Утверждение проектов и программ, реализуемых образовательной организацией.

    5.1.5. Рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся и иных лиц на действия (бездействие) педагогического и административного персонала образовательной организации.

    5.1.6. Содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации.

    5.1.7. Осуществляет иные функции в рамках своей компетенции.

    5.2. К основным задачам деятельности попечительского совета образовательной организации по настоящему Положению относятся:

    5.2.1. Содействие в финансировании и реализации перспективных инициатив и нововведений, новых информационных технологий, способствующих обновлению содержания образовательных программ.

    5.2.2. Содействие развитию системы непрерывного экономического, духовного и нравственного воспитания студентов, становлению их деловых и профессиональных качеств.

    5.2.3. Поддержка научно-исследовательской деятельности, формирование и развитие научных школ образовательной организации.

    5.2.4. Содействие установлению и развитию международного научного, технического и культурного сотрудничества.

    5.2.5. Содействие в строительстве объектов учебного, научного и социально-бытового назначения образовательной организации, приобретение оборудования, материалов, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для учебного процесса проведения научных исследований.

    5.2.6. Социальная защита студентов, аспирантов, слушателей и сотрудников, включая профессорско-преподавательский состав.

    5.2.7. Пропаганда результатов научной, практической и иной общественно-полезной деятельности, содействие и учет потребностей народного хозяйства.

    5.3. Попечительский совет в своей деятельности может осуществлять и другие права в соответствии с действующим законодательством.

    6.1. Имущество и средства попечительского совета формируются за счет вступительных и членских взносов, взносов целевого назначения (долевых вкладов) на осуществление проектов и программ, реализуемых образовательной организацией.

    6.2. Накопление денежных средств, в виде ежегодных членских взносов, осуществляется на счетах [вписать нужное].

    6.3. Денежные средства попечительского совета расходуются в соответствии с целями и задачами (согласно смете).

    6.4. Об использовании денежных средств члены попечительского совета информируют всех вкладчиков.

    Ликвидация и реорганизация попечительского совета образовательной организации производятся по решению общего собрания попечительского совета.

    Руководитель структурного подразделения

    [подпись]

    [инициалы, фамилия]

    [число, месяц, год]

    Согласовано:

    [должность]

    [подпись]

    [инициалы, фамилия]

    [число, месяц, год]

    Начальник юридического отдела

    [подпись]

    [инициалы, фамилия]

    [число, месяц, год]

    Почему школьный попечительский совет – гарантия для родителей, что их средства не будут тратиться бесконтрольно?

    Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с председателем комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком.

    – Михаил Владимирович, поясните, как сегодня создаются попечительские советы?

    – Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой. В ее состав могут входить как законные представители учащихся (родители, опекуны) и педагогические работники, так и представители общественных объединений и других организаций. Решение о включении в состав совета принимается его общим собранием. Основная цель деятельности совета – содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, улучшении условий труда педагогических и иных работников учебного заведения. В его компетенции также определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на укрепление материально-технической базы, совершенствование организации питания обучающихся, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий, иные цели, не запрещенные законодательством.

    – Что это означает на практике?

    – Попечительский совет разрабатывает план своей деятельности в интересах учреждения образования. Финансовые средства формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством, зачисляемых на расчетный счет по учету внебюджетных средств учреждения образования. Они используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета. К примеру, совет может решить, что на данный момент для школы важнее – купить новые компьютеры или заменить окна. Он также вносит предложения по улучшению качества жизни учеников и педагогов.

    – Во всех ли столичных школах и гимназиях есть попечительские советы? Организуются ли они в дошкольных учреждениях образования?

    – Сегодня в Минске действуют 177 попечительских советов, 34 из них имеют юридическую регистрацию. Попечительские советы открываются и при дошкольных учреждениях. К примеру, одно из таких заведений, где успешно налажено сотрудничество администрации и совета, – ясли-сад № 322 в Заводском районе.

    – Попечительские советы выступают своего рода проводниками между родительской общественностью и администрацией учебных заведений. Помогает ли это предотвратить конфликты, возникающие на почве так называемых поборов в школах? Поступают ли в комитет или управления по образованию жалобы родителей на добровольно-принудительный сбор средств?

    – Незначительное число жалоб имеет место. В каждом случае принимаются конкретные меры реагирования. Сегодня в школах действуют родительские комитеты, попечительские советы, открыты специальные счета для оказания благотворительной помощи учебному заведению, в том числе от родителей. Конечно, из бюджета выделяют деньги на нужды учреждений образования, но и здесь есть приоритеты. Родители совместно со школой должны определить, что они хотят сделать и для чего. Например, закупить какие-то дополнительные средства для усовершенствования образовательного процесса. При этом все должно быть в рамках разумного и осуществляться на добровольной основе.

    – Курирует ли кто-нибудь работу попечительского совета? К примеру, управление образования районной администрации.

    – Нет, совет – абсолютно автономная структура. Его деятельность может быть прекращена по инициативе или решению общего собрания совета. Руководитель учреждения образования не вправе оказывать влияние на работу совета, принимать решения, обязательные для совета. Или заявлять: мол, вы не купили телевизор в школу, значит, мы вас расформируем.

    – Как часто собираются участники попечительских советов?

    – Собрания проходят по мере необходимости, а решения совета носят консультативный и рекомендательный характер. Отмечу также, что попечительские советы действуют на основе принципов коллегиальности, добровольности, гласности и равноправия. При этом родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями или помощью. Они рассматривают все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят руководство учреждения образования.

    – Каким образом обеспечивается прозрачность действий совета?

    – Попечительские советы имеют определенные формы отчетности. В частности, протоколы общих собраний, планы, отчеты о поступлении и расходовании финансовых средств. Их по запросу законных представителей несовершеннолетних председатель попечительского совета учреждения предоставляет с предъявлением соответствующих платежных документов.

    Блиц-опрос

    Необходимы ли школам попечительские советы?

    Директор гимназии № 29 Виктор Пшиков:

    – Попечительские советы однозначно нужны. Однако их организация связана с большим количеством формальностей и бумажной работы, которой в современной школе и так в избытке. В нашей гимназии нет попечительского совета. Сборы денег на нужды класса проходят при участии родительского комитета. При этом я всегда очень прошу его участников предоставлять на родительском собрании отчеты о выполненных работах – так ни у кого не возникнет сомнений, что средства потрачены целесообразно. Когда родители собирают определенную сумму конкретно на свой класс, а не в общем на школу, они видят и результаты таких вложений, будь то покрашенные стены кабинета или установленные кулеры с питьевой водой.

    Директор средней школы № 72 Елена Толмачева:

    – Убеждена, что попечительские советы важны для плодотворного сотрудничества родителей и администрации учебного заведения. Знаю это на примере нашей школы. Хотя в 72-й такой совет существует не очень долгое время – с 2013 года, сделано уже немало. У школы есть расчетный счет, на который родители учащихся могут перечислять деньги – абсолютно добровольно и без принуждений. Собранные средства расходуются на приоритетные нужды школы, которые определяются на заседании совета. К примеру, закупку новой мебели либо технических средств обучения. Также наш попечительский совет принимает активное участие в общественной жизни школы. К примеру, на Новый год проводим благотворительную акцию – собираем подарки для детей, нуждающихся в социальной поддержке.

    Председатель попечительского совета гимназии № 11 Борис Гаранков:

    – Попечительские советы, безусловно, нужны: они служат большим подспорьем администрациям учебных заведений. В частности, в вопросах, связанных с укреплением материально-технической базы.

    У гимназии открыт расчетный счет, на который в добровольном порядке родители могут перечислять средства. Как правило, в размере не выше 2 базовых величин раз в год. Тот, кому такая сумма не по силам, перечисляет меньше. Никакой принудиловки! На эти средства в гимназии установлена система безопасности, обновлена гардеробная, осуществлен ремонт мест общего пользования. Дело нужное! Участвуем в проведении Дня гимназии. Средства на организацию конкурсов, покупку призов и сладких угощений не предусмотрены бюджетом учебного заведения. Здесь также подключается попечительский совет. Лучших учащихся по итогам учебного года поощряем экскурсионной поездкой.

    Эльвира Чайникова
    Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

    Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

    Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР

    Проскурнина Наталья Михайловна -заведующий

    Адмаева Светлана Витальевна- зам. зав. по ВМР

    В наши дни, в условиях становления рыночной экономики, встает вопрос о необходимости привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом , предприятий и семьи. Создаются управляющие и попечительские советы . Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

    Всего несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало этого понятия. Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний. Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании » , это орган самоуправления учреждения образования , осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

    Что такое Попечительский совет ? Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием , это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация , объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения . Попечительский совет способен учитывать интересы воспитанников и их родителей, он является дополнением к уже существующим органам самоуправления дошкольного образовательного учреждения : общему собранию дошкольного образовательного учреждения , педагогическому совету и др .

    Целью деятельности Попечительского совета являются :

    всемерная, всесторонняя, всевозможная поддержка ОУ, в том числе финансовая и материальная;

    содействие, стимулирование, информация и пропаганда его деятельности;

    правовое обеспечение, защита и поддержка прав и интересов ОУ, его обучающихся и работников.

    Функции Попечительского совета достаточно широки и разнообразны . Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами. Основнымиего функциямисчитаются :

    помощь в организации образовательного процесса , деятельности обучающихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда;

    содействие в проведении спортивных и культурных мероприятий, благоустройстве помещений и территории;

    привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса ;

    контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников.

    Кто может входить в состав совета ? В состав попечительского совета имеют право входить все участники образовательного процесса , к ним относятся родители (законные представители) обучающихся и другие физические лица (представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе).Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель , которого избирают на том же ежегодном заседании. Председатель попечительского совета подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ отчет о поступлении и расходе денежных средств.

    К настоящему времени сформировалась достаточно обширная нормативно-правовая база деятельности попечительских советов образовательных учреждений .

    1. Гражданский кодекс РФ, ст. 52, ч. 1, гл. 4, параграф 5.

    2. Закон РФ «Об образовании » :

    ст. 2. «Принципы государственной политики в области образования »: «Государственная политика в области образования основывается на принципах : демократический государственно-общественный характер управления образованием . Автономность образовательных учреждений »;

    ст. 13. «Устав образовательного учреждения » , п. 4 : «Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу»;

    ст. 35. «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями », п. 2 : «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются … Попечительский совет… и др . формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения »;

    ст. 41. «Финансирование образовательных учреждений » , п. 8 : «Образовательные учреждения вправе привлекать в установленном Законом порядке РФ дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований, целевых взносов физических и юридических лиц».

    3. Указ Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке »: «В целях дальнейшего развития государственно-общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности образовательных учреждений ПОСТАНОВЛЯЮ :«Считать необходимым создание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Попечительских советов , имея в виду установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений ».

    4. Приказ Минобразования РФ от 10 .09.99 г. № 275 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ »: «Во исполнение Указа Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ ».

    5. Постановление Правительства РФ от 10.12.99 № 1379 «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения ».

    Упоминание о попечительском совете как форме самоуправления дошкольного образовательного учреждения есть и в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении , утвержденном Министерством образования и науки РФ 27 октября 2011 г. № 2562. При этом Типовое положение предусматривает, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом ДОУ.

    В связи с тем, что попечительский совет занимается благотворительной деятельностью, необходимо учитывать нормы Федерального Закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях ».

    В случае создания Попечительского совета ДОУ в форме общественной организации его деятельность регулируется также Законом РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ с изменениями и дополнениями.

    Совокупность вышеназванных документов образует правовую базу деятельности попечительских советов . Кроме этого, необходимо учитывать нормы налогового законодательства и знать правила ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях , не являющихся бюджетными.

    Зачем все же нужен попечительский совет в детском саду ? Это орган самоуправления , контролирующий целевое использованиеблаготворительных взносов. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. Благодаря попечительскому совету растет уровень образовательного учреждения в целом , а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

    Попечительский Совет обладает правом получать от руководителя учреждения или его заместителей нужную для своей работы информацию, вносить свои предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья обучающихся и организации питания , вести общественный контроль за целенаправленным расходом поступающих средств от физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

    Таким образом , изучая материалы о структуре Попечительских советов , о целях и задачах, которые их учредители ставят перед собой, можно прийти к выводу, что в современном гражданском обществе создание подобных некоммерческих организаций , деятельность которых направлена на развитие образовательных учреждений , просто необходимо. Попечители могут стать очень влиятельной силой в образовании , Попечительский совет не призван заменить руководителя образовательной организацией - он должен конструктивно дополнить их функции в плане стратегического управления дошкольным учреждением .

    В наши дни в России поощряется общественно-государственное управление системой образования. Создаются управляющие и попечительские советы. Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

    Это юридически грамотный и эффективный инструмент привлечения внебюджетных финансов и самый удобный способ материальной поддержки образовательного учреждения. Он способен учитывать интересы воспитанников и их родителей. Несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало понятия "попечительский совет". Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний.

    Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании», это орган самоуправления учреждения образования, осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

    Основные задачи

    Положение о попечительском совете основными его функциями считает помощь в организации образовательного процесса, деятельности учащихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда. Содействие в проведении спортивных, культурных и экскурсионных мероприятий, благоустройство помещений и территории. Привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса. Контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников

    Таким образом, мы видим, что на вопрос: "Попечительский совет - что это такое?" в двух словах не ответишь. Функции его достаточно широки и разнообразны. Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами.

    Положение о попечительском совете подразумевает, что в его состав имеют право входить все участники образовательного процесса. К ним относятся родители учащихся (либо законные представители) и другие физические лица. Например, представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе. В школе возможен даже детский попечительский совет!

    Предложения по составу участников могут вноситься администрацией учреждения или уполномоченными представителями общественности. Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель, которого избирают на том же ежегодном заседании.

    В первую очередь он - основной распорядитель поступивших благотворительных взносов. Это орган самоуправления, контролирующий их целевое использование. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. А их немало - укрепление материальной базы, привлечение новых молодых кадров, поддержка талантливых воспитанников. Даже порой обеспечение охраны здания.

    Чем именно деятельность данной структуры полезна отдельной семье? Благодаря ей растет уровень образовательного учреждения в целом, а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах и школах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Благодаря поддержке попечителей привлекаются новые талантливые сотрудники, успешные педагоги не уходят из школы по материальным соображениям, не распыляются на случайные подработки. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

    В чем конкретно заключаются его полномочия?

    Распределяет поступившие пожертвования. Взаимодействует с благотворительным фондом, которому предоставляет письма на оказание поддержки образовательному учреждению с указанием требуемых статей расходов. Председатель его подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ информацию о поступлении и расходе денежных средств.

    Попечительский Совет обладает правом получать нужную для своей работы информацию от руководителя учреждения или его заместителей, вносить администрации предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья учащихся и организации питания, сотрудничать с благотворительными и любыми другими организациями, занимающимися сбором пожертвований, вести общественный контроль за целенаправленным расходом пожертвований физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

    Что важно знать учредителям

    Необходимо определиться с правовым статусом, который будет иметь попечительский совет. Что это такое? По закону все заработанные средства школа должна зачислять в доход бюджета и передавать в распоряжение казначейства. Впоследствии образовательное учреждение имеет право их вернуть (за минусом суммы удержанных налогов). И тогда попечительский совет вправе ими распоряжаться, если он имеет соответствующие полномочия. Но главными все равно остаются представители государства.

    Грамотно выбранный статус позволяет совету построить более удачную схему. Для чего он должен создаваться при школе как самостоятельная некоммерческая организация со статусом юридического лица.

    Что в этом случае? Финансовые поступления школы или детского сада делятся на два разных «потока». Бюджетными средствами по-прежнему заведует казначейство. А деньги, собранные родителями или прочими лицами, поступают в распоряжение совета, не имеют отношения к казначейству и не подлежат налогообложению.

    Чтобы создать такой попечительский совет, прежде всего нужно определиться с его организационно-правовой формой. Некоммерческие организации бывают нескольких видов - фонд, автономная организация, У всех свои преимущества и недостатки. Для школьного попечительского совета оптимальный выбор - некоммерческое партнерство. Именно потому, что оно имеет юридическое право принимать членские взносы и ими распоряжаться.

    Как это работает

    Членами партнерства становятся родители учащихся. Они ежемесячно выплачивают взносы, размер которых устанавливается правлением. При этом попечительский совет обладает правом на целевое финансирование утвержденных им расходов образовательного учреждения, например, выплачивание дополнительные вознаграждения его сотрудникам.

    Здесь нужно учитывать, что попечительский совет образовательного учреждения финансирует определенные курсы или образовательные программы по собственному выбору. Но не для каждого конкретного ученика, а для класса, группы или учебной параллели. В данном случае речь не идет о платных образовательных услугах, и отсутствует необходимость отдельного заключения договора с каждым родителем.

    Какие еще существуют тонкости

    Чтобы сэкономить на вознаграждение педагогам можно оформить в виде материальной помощи. Как известно, ЕСН выплачивается работодателем в случае заключения трудового договора или договора подряда и не распространяется на оказание материальной помощи и других выплат некоммерческого характера.

    Данная система чрезвычайно подходит для учреждений. Им важно разработать и внедрить единую программу образования, включающую и государственные стандарты, и новейшие разработки по выбору учреждения. "Нормативная" часть финансируется из бюджета, инновационная - за счет дополнительных средств, которыми ведает попечительский совет школы.

    Создание некоммерческого партнерства

    Итак, что для этого следует предпринять? Нужно знать, что и учредителем, и членами такого партнерства имеют право стать как юридические, так и физические лица. Обычно работа попечительского совета строится по следующей схеме - директором совета становится завуч, членами - родители учащихся. Для ведения финансов потребуется бухгалтер. Удобно, если эту должность будет совмещать представитель школьной бухгалтерии. Не следует забывать, что сама школа как таковая юридически не уполномочена создавать сторонние организации, так как является и может быть обвинена в нецелевом расходе средств.

    Первый и главный требуемый документ - устав совета. В нем должно быть подробнейшим образом расписано все - задачи и цели организации, порядок приема в ее члены и выхода из таковых, регламент сбора и учета взносов.

    Другой важный документ - это протокол попечительского совета, точнее, общего собрания его членов, на котором они назначают директора, перечисляют учредителей, указывают, кому поручена регистрация партнерства. Протокол обязательно должен включать, помимо даты и списка присутствующих, перечень докладов с указанием содержания каждого из них.

    Данные документы затем передаются в территориальный регистрационный орган вместе с заявлением о госрегистрации по форме № 212, (постановление Правительства РФ) - это специальная форма для некоммерческих организаций.

    Что содержит форма

    В нее вносятся данные о названии организации и ее правовой форме, юридический адрес. Основанием для присвоения юридического адреса по месту нахождения школы может послужить письмо директора. Он формально имеет право возглавить некоммерческое партнерство в качестве физического лица, но на практике такое случается редко. Хотя закон здесь ничего не запрещает, руководителю учреждения нелегко в данном случае избежать различных домыслов и порицания общественности.

    Физические лица (учредители) имеют право создать уставный капитал путем вложения определенной суммы. За регистрацию потребуется оплатить госпошлину.

    Собрав весь необходимый пакет, его сдают в регистрационный орган, удобнее всего сразу после этого подать заявление о переходе на "упрощенку". Чем это выгодно? При отсутствии предпринимательской деятельности налог будет равен нулю, так как при "упрощенке" членские взносы, которые получают некоммерческие организации, не относятся к Потребуется лишь формальная подача ежеквартального отчета в налоговую инспекцию.

    Что еще нужно?

    Потребуется зарегистрироваться в Пенсионном фонде, оформить социальное страхование, открыть в банке расчетный счет, куда будут перечисляться благотворительные пожертвования.

    Теоретически попечительский совет школы может организовать ООО и оформить его как В этом случае деятельностью ее станет оказание образовательных услуг либо ученическое производство. Тогда придется выплачивать все положенные по закону налоги и вести соответствующую отчетность. На практике этот путь гораздо более долгий и хлопотный, поэтому встречается он гораздо реже.

    Положение о попечительском совете
    средней школы №2 г. Солигорска

    Общие положения:

    1. Попечительский совет школы является органом самоуправления, предназначен оказывать содействие в обеспечении ее деятельности и развития.
    2. Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются Уставом школы.
    3. Решение о создании попечительского совета принимается педагогическим советом школы.
    4. Попечительский совет организует свою работу на основании Устава школы и Положения о попечительском совете школы.
    5. Попечительский совет разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах школы, а также в интересах организаций, представители которых входят в попечительский совет.
    6. Попечительский совет взаимодействует с другими органами самоуправления школы по вопросам функционирования и развития школы. Представитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления школы с решающим голосом в соответствии с его полномочиями при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию попечительского совета.
    7. Решения попечительского совета вне его исключительной компетенции носят консультативный и рекомендательный характер.
    8. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.

    Цели и предмет деятельности попечительского совета

    1. Основной целью деятельности попечительского совета являются содействие школе в осуществлении ее уставных функций, объединение усилий государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, направленных на укрепление учебно-материальной базы, охрану здоровья, развитие способностей и талантов, воспитываемых и обучающихся в школе, создание благоприятных условий для воспитания, учебы, труда и отдыха детей, учащихся, преподавательского состава и других работников.
    2. Попечительский совет:
    • Содействует обеспечению сочетания государственных и общественных начал в управлении учреждением образования.
    • Разрабатывает и реализует планы своей деятельности в интересах школы и в соответствии с направлением работы.
    • Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.
    • Содействует укреплению и совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству ее помещений и территории.
    • Содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников школы, защите и реализации законных прав членов коллектива школы и попечительского совета.
    • Определяет направления, формы, размеры и порядок использования средств попечительского совета, в том числе на развитие учебно-материальной базы, на оказание помощи детям из малообеспеченных семей, из числа сирот, на поддержку и стимулирование одаренных детей, а также осуществлять контроль за их целевым использованием
    • Содействует организации и проведению социально-культурных мероприятий: учебных конференций, концертов, вечеров отдыха, выставок, выставок-продаж, спортивно-массовых и иных мероприятий
    1. Попечительский совет действует на основе принципов:
    • равноправия членов попечительского совета;
    • коллегиальности руководства;
    • гласности принимаемых решений.

    Членство в попечительском совете

    1. Членами попечительского совета могут быть граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, достигшие 18-летнего возраста, выполняющие требования данного Положения
    2. В состав попечительского совета могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предпринимательских и научных кругов, средств массовой информации, общественных объединений и ассоциаций, в том числе и зарубежных, педагогические работники, обучающиеся, их родители, иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии школы.
    3. Членами попечительского совета могут быть юридические лица, которые действуют через своих представителей.

      Представители юридического лица принимают участие в работе попечительского совета на основании своих служебных полномочий или доверенности.

    4. Решение о приеме в члены попечительского совета принимается большинство голосов его членов и утверждается решением педагогического совета школы
    5. Член попечительского совета имеет право:
    • Выдвигать, избирать и быть избранным в руководящие органы попечительского совета
    • Обсуждать, вносить предложения, отстаивать свою точку зрения на собраниях, заседаниях попечительского совета, в печати, по всем направлениям деятельности попечительского совета.
    • Получать информацию, имеющуюся в распоряжении попечительского совета, осуществлять контроль в установленном порядке.
    1. Член попечительского совета обязан:
    • Признавать и выполнять требования настоящего положения.
    • Принимать посильное участие в деятельности попечительского совета, предусмотренной настоящим Положением.
    • Исполнять решения попечительского совета, приказы и распоряжения школы.
    • Уважать права работников школы и обучающихся
    1. При выходе или исключении из членов попечительского совета добровольные взносы и пожертвования не возвращаются.

    Организационная структура, руководящие органы, финансовые средства попечительского совета

    1. Высшим органом управления попечительского совета является общее собрание.

      Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. По инициативе правления попечительского совета либо по требованию одной трети его членов может быть созвано внеочередное общее собрание.

    2. Общее собрание правомочно принимать решения, если в нем участвует более половины членов попечительского совета. решения принимаются простым большинством присутствующих членов попечительского совета. решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания, принимаются большинством - не менее двух третей - голосов присутствующих членов попечительского совета.

      Решения общего собрания попечительского совета доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.

    3. К исключительной компетенции общего собрания попечительского совета относятся:
    • Избрание членов правления попечительского совета и принятие решения о досрочном прекращении полномочий членов правления попечительского совета.
    • Избрание председателя правления попечительского совета и принятие решения о досрочном прекращении его полномочий.
    • Определение приоритетов деятельности попечительского совета и принятие решения о совершенствовании ее, изменение структуры и упразднении попечительского совета.
    • Определение принципов формирования и использования финансовых средств и другого имущества, находящегося в распоряжении попечительского совета.
    1. К компетенции общего собрания также относятся:
    • Рассмотрение и утверждение ежегодного отчета правления
    • попечительского совета о деятельности и использовании имущества, в том числе и денежных средств.
    • Подготовка предложений по совершенствованию деятельности школы
    1. Для управления текущей деятельностью попечительского совета избирается правление. Оно подотчетно общему собранию. Срок полномочий членов правления, его количественный состав, норма представительства каждого члена попечительского совета (представители юридических лиц, физические лица, педагогические и другие работники) определяются общим собранием попечительского совета. Заседания правления проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины членов правления. Каждый член правления имеет право одного голоса. При равенстве числа голосов голос председателя правления является решающим.
    2. К компетенции правления попечительского совета относятся:
    • Разработка, принятие и организация реализации перспективных и текущих планов деятельности попечительского совета в соответствии с настоящим Положением.
    • Организация выполнения решений общего собрания попечительского совета, осуществление контроля за реализацией предложений и критических замечаний членов попечительского совета.
    • Формирование повестки дня и подготовка необходимых материалов для рассмотрения и принятия по ним решений на очередном общем собрании попечительского совета, ежегодного отчета о результатах деятельности попечительского совета
    • Ведение учета поступления и расходования средств попечительского совета и подготовка отчетов об их использовании в соответствии с решением общего собрания.
    1. Правление попечительского совета возглавляет председатель правления попечительского совета, избираемый на 3 года
    2. Председатель правления в соответствии со своей компетенцией:
    • Организует работу и руководит деятельностью правления, председательствует на заседаниях правления и общих собраниях попечительского совета.
    • Обеспечивает выполнение решений общего собрания, заседаний правления попечительского совета.
    1. Секретарь правления:
    • Организует проведение заседаний правления и общих собраний попечительского совета
    • Организует ведение и хранение протоколов заседаний правления и общих собраний попечительского совета.
    1. Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов от физических и юридических лиц, других поступлений, не запрещенных законодательством.

      Они зачисляются на счета школы и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета

    Прекращение деятельности попечительского совета

    1. Деятельность попечительского совета может быть прекращена:
    • По инициативе педагогического совета школы

    Что такое такое попечительский совет?И зачем он нужен в Москве?

    Согласно действующему российскому законодательству создавать Попечительский совет должны только некоммерческие организации, созданные в форме фонда (Гражданский кодекс РФ – п.4 ст.118 и Закон «О некоммерческих организациях» — п.3 ст.7). Другие НКО свободны в выборе: иметь или не иметь свой Попечительский совет.
    Законодательной, нормативно правовой базы по Попечительским Советам «мягко говоря» не достаточно.
    Кроме вышеуказанных статей существует еще Закон «Об образовании» — ст.35 и Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 года №1379 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», где Попечительский совет рассматривается как форма самоуправления образовательной организации. Основной задачей Попечительского совета является принятие мер по привлечению финансовых и иных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения, определения приоритетных направлений их расходования, контроль за рациональным и целевым использованием.
    Однако, по словам заместителя начальника управления региональной образовательной политики Министерства образования РФ Владимира Бацына никакие указы президента и постановления правительства не заставят сообщество вкладывать деньги в школы. «Эти документы достаточны лишь для пробуждения энтузиазма. И участие сообщества в делах образования материализуется именно в форме попечительского совета как одной из наиболее подходящих. Попечительский совет — личная инициатива, и если она берется под государственный контроль, то автоматически превращается в государственный заказ. А попечительские советы не могут быть таковыми, поскольку это искреннее, внутреннее движение частного человека. Попечительские советы — один из наиболее действенных демократических способов влияния на образовательную политику со стороны общества, это связь между обществом и государством, транслирующая социальный заказ в системе образования, отличный от государственного».

    В данном случае такое определение может стать универсальным и словосочетание «образовательная политика» может быть заменено на «культурную политику», «социальную политику» в зависимости о какой области деятельности идет речь.

    Говоря о Попечительских советах применительно к сфере культуры, прежде всего, следует развести организации культуры по юридическому статусу и соответственно по типам руководства.
    Так например, если речь идет о некоммерческой, негосударственной организации культуры созданной в форме Фонда (Фонд «Культурная Столица», Фонд развития культуры и т.п.), то в данном случае Попечительский Совет должен быть создан обязательно, чтобы осуществлять надзор за деятельностью Фонда, принятие другими органами Фонда решений и обеспечение их исполнения, использование средств Фонда (в том числе принимать решение о целесообразности использования средств Фонда), соблюдение Фондом законодательства.
    Если мы говорим о некоммерческих негосударственных организациях культуры созданных в виде учреждения, общественной организации или же другой форме согласно закону о Некоммерческих организациях и общественных объединениях, то здесь вопрос о создании Попечительского совета зависит от желания самих организаций и понимания необходимости его создания. То же самое относится и к государственным, муниципальным учреждениям культуры.
    В попытках классифицировать что-либо, имеющее бесконечное число различных вариантов (а Попечительский совет представляет собой именно такой случай), всегда есть некоторая доля риска. Каждый Попечительский совет уникален, и ни один не действует в точности так же, как другой, поскольку различны люди, входящие в их состав. Но существуют некоторые общие черты, которые присущи Попечительскому совету любой организации в любой сфере деятельности. Их и попытались выявить участники семинаров – тренингов проводимых Тренинг-центром «Деловая Волга» в Тольятти, Нижнем Новгороде, Саратове. Семинары по волнующей многих теме «Как создать Попечительский совет и как с ним работать».
    В большей степени общие черты описывающие Попечительский совет служат ответом на вопрос, для чего же все-таки он нужен и характеризуют его по типам деятельности.
    Привлечение финансовых средств в организацию
    Создание положительного имиджа организации (ПР)
    Лоббирование интересов организации на различных уровнях
    Контроль за финансовой деятельностью организации
    Контроль за выполнением миссии организации
    Привнесение «свежего» взгляд со стороны, новых идей
    Развитие партнерских отношений организации и другое.
    Любая организация, в которой есть Попечительский совет, может продолжить этот список…

    Попечительский совет – общественная форма

    управления образовательным учреждением.

    План

    Введение………………………………………………………………………..3

    1. Попечительский совет (ПС). Функции ПС………………………………..3

    2. Нормативно-правовая база ПС…………………………………………….4

    2.1. ПС без статуса юридического лица………………………………………5

    2.2. ПС со статусом юридического лица…………………………………….6

    3. Подготовка учредительных документов…………………………………..9

    Заключение……………………………………………………………………10

    Список литературы……………………………………………………………11

    Приложение 1…………………………………………………………………12

    Приложение 2…………………………………………………………………

    Введение

    Основанием для оптимистического взгляда на возможности попечительства в образовании могут стать факты истории России. Предпринимаемые сегодня попытки возрождения попечительства отражают осознаваемую обществом и государством потребность в создании механизмов поддержки школы.

    Полем деятельности попечительских советов является: выработка стратегии развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией школы; контроль над реализацией программ образования и контроль над использованием бюджетных средств; осуществление связей с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе десятилетнего развития рыночных отношений и на рынке образовательных услуг, выигрывают те организации, которые сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной системы — постоянную внешнюю оценку, "взгляд со стороны", и активно участвующие в развитии и разрешении проблем школы.

    К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации поддержки деятельности образовательного учреждения.

    1. Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением.

    Попечительский совет — одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. Возможны два правовых статуса: с образованием юридического лица или без его образования.

    Попечительский совет — это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени школы и диалог со школой от имени гражданского общества.

    Функции Попечительского совета

    1) Социальная – к деятельности Попечительского совета привлекаются представители разных социально-профессиональных групп населения. Это обстоятельство в определенной степени предопределяет характер дифференциации образовательных запросов социальных групп. Люди все в большей степени понимают, что качество полученного образования будет определять будущий социальный статус гражданина.

    2) Экономическая – без реализации многоканальных схем внебюджетного, долевого финансирования образовательного учреждения невозможно не только его развитие, но и функционирование. Наличие финансовой, правовой и имущественной базы Попечительского совета обусловливает конкурентные преимущества коллектива образовательного учреждения на рынке труда и образовательных услуг.

    Имущественная база Попечительского совета – это сумма финансовых, материальных и интеллектуальных средств, образуемых из взносов попечителей или учредителей, а также полученных Попечительским советом иным законным путем в целях осуществления помощи и поддержки школы.

    3) Политическая – муниципальное сообщество в лице органов законодательной и исполнительной властей, а также других социальных партнеров использует Попечительский совет для проведения в жизнь определенной образовательной политики.

    Доминирующей выступает экономическая функция Попечительского совета, которая определена следующими факторами:

    · Попечительские советы рассматриваются как один из каналов привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования школы;

    · финансовые средства Попечительского совета частично компенсируют отсутствие средств из бюджета на обеспечение учебного процесса;

    · добровольными инвесторами Попечительского совета становятся, в первую очередь, родители и обучающиеся;

    · реальным владельцем финансовых средств Попечительского совета становится образовательное учреждение, а их распорядителем – его администрация.

    2. Нормативно-правовая база Попечительского совета

    Со вступлением Российской Федерации в 1997 году в Совет Европы его международные правовые акты обязательны к применению на территории всех европейских государств, в том числе и России. На нас распространяется принцип международного права, который отражен в следующих законодательных актах:

    а) Конвенция прав ребенка (вступила в силу в 1959 г.);

    б) Европейская социальная хартия (вступила в силу в 1965 г.);

    в) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу в 1976 г.);

    г) Конвенция ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (вступила в силу в 1989 г.).

    Федеральная нормативно-правовая база, достаточная для создания, функционирования и развития попечительских советов, представлена следующими федеральными законами:

    — статьи 118-121 параграфа 5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса РФ (от 26.01.96);

    — пункт 6 статьи 2; статья 32, 35, 36 Закона РФ «Об образовании» (от 13.01.96);

    — статьи 10, 15, 24, 26 Закона РФ «О некоммерческих организациях» (от 12.01.96);

    — статьи 8, 12, 17, 18 Закона РФ «Об общественных объединениях» (от 19.05.95).

    2.1. Попечительский совет без статуса юридического лица

    Принципы государственной политики, в русле которых должна строиться деятельность образовательных учреждений, определены п. 6 ст. 2 Закона РФ «Об образовании». Они устанавливают демократический, государственный характер управления и автономность образовательных учреждений. Статья 32 закона определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения и уполномочивает администрацию самостоятельно привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств, но в отношении общественных органов самоуправления администрации оставлены только функции координации их деятельности (п. 21 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

    Статьей 35 установлено, что управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия, т.е. осуществляется директором школы (п.3 ст. 35) либо органом самоуправления. Одной из возможных форм самоуправления выступает Попечительский совет (п. 2 ст. 35)

    Деятельность Попечительского совета, созданного без образования юридического лица, не требует отдельного лицензирования, ибо в данном случае действует лицензия образовательного образовательным учреждением.

    Установленные уставом и лицензией учреждения направления деятельности разрешены и для деятельности его Попечительского совета.

    Попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица, не может самостоятельно владеть объектами собственности, но может иметь отдельный лицевой счет в образовательном учреждении, обслуживаемый одним из работников бухгалтерии.

    2.2. Попечительский совет со статусом юридического лица

    Права юридического лица Попечительский совет приобретает только с момента государственной регистрации. Попечительский совет можно зарегистрировать самостоятельно либо обратиться к услугам специальных фирм.

    Учредителями Попечительского совета как общественной организации или органа общественной самодеятельности должны выступать не мене трех правоспособных физических лиц. Учредителями Попечительского совета как автономной некоммерческой организации могут быть физические и юридические лица (статья 15 Закона «О некоммерческих организациях»). Попечительский совет как юридическое лицо должен иметь свой устав.

    Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:

    — заявление, подписанное членами Президиума (правления) Попечительского совета с указанием места жительства каждого;

    — устав Попечительского совета в двух экземплярах;

    — выписка из протокола учредительного собрания, включающие сведения о создании Попечительского совета, об утверждении его устава и о формировании его руководящих органов и ревизионной комиссии;

    — сведения об учредителях;

    — документ об уплате регистрационного сбора;

    — документ о юридическом адресе Попечительского совета.

    Одновременно регистрируется наименование совета. Документы для государственной регистрации подаются не позднее трех месяцев со дня учредительного собрания. Деятельность Попечительского совета не требует отдельного лицензирования, если его учредитель (образовательное учреждение либо его администрация) имеет государственную лицензию и между ними заключен договор. Такая же ситуация возникает, если несколько учреждений – соучредители Попечительского совета. Лицензирование обязательно в случае, если Попечительский совет ведет самостоятельную деятельность.

    Совет может быть создан в одной из следующих, предусмотренных законодательством организационно-правовых форм некоммерческой организации:

    — общественная организация;

    — орган общественной самодеятельности;

    — автономная некоммерческая организация.

    Чтобы выбрать форму Попечительского совета, оптимальную для определенного учреждения образования, предлагаем их законодательные определения.

    В статье 8 Закона «Об общественных объединениях» сказано, что общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, действующее для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Членами общественной организации могут быть как общественные объединения, так и юридические лица. Высшим органом выступает общее собрание членов организации, а постоянно действующим – выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию.

    1. Высшим органом управления Фонда является попечительский совет Фонда.

    2. В состав попечительского совета Фонда входят пятнадцать членов, в том числе генеральный директор Фонда, являющийся членом попечительского совета Фонда по должности.

    3. Члены попечительского совета Фонда назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более чем пять лет.

    4. Председатель попечительского совета Фонда назначается Президентом Российской Федерации одновременно с назначением членов попечительского совета Фонда.

    5. Полномочия председателя и иных членов попечительского совета Фонда могут быть прекращены досрочно на основании решения Президента Российской Федерации.

    6. Члены попечительского совета Фонда, за исключением генерального директора Фонда, осуществляют свою деятельность на общественных началах и не могут состоять в трудовых отношениях с Фондом.

    7. Члены попечительского совета Фонда одновременно не могут входить в составы экспертных советов Фонда.

    8. Члены попечительского совета Фонда, за исключением генерального директора Фонда, имеют право совмещать свое членство в попечительском совете Фонда с замещением государственной должности Российской Федерации или должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

    9. Попечительский совет Фонда осуществляет следующие полномочия:

    1) определяет приоритетные направления деятельности Фонда;

    2) утверждает программу деятельности Фонда на трехлетний период, ежегодно вносит в нее уточнения;

    3) утверждает порядок и критерии конкурсного отбора программ и проектов, а также порядок проведения экспертизы программ и проектов, представленных на конкурс;

    4) утверждает порядок осуществления контроля за выполнением программы деятельности Фонда на трехлетний период и реализацией программ и проектов, финансируемых Фондом;

    5) утверждает порядок участия Фонда в формировании и пополнении целевого капитала научных организаций и образовательных организаций высшего образования;

    6) утверждает финансовый план доходов и расходов (бюджет) Фонда на трехлетний период, ежегодно вносит в такой план уточнения;

    7) утверждает годовой отчет Фонда и направляет его Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

    8) представляет Президенту Российской Федерации кандидатуру для назначения на должность генерального директора Фонда;

    9) заключает, изменяет и расторгает трудовой договор с генеральным директором Фонда;

    10) утверждает положение о правлении Фонда, принимает решения о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Фонда, утверждает размер вознаграждения членов правления Фонда и (или) компенсации произведенных ими расходов;

    11) утверждает положение о ревизионной комиссии Фонда, принимает решения о назначении председателя и членов ревизионной комиссии Фонда, о прекращении их полномочий, в том числе о досрочном прекращении их полномочий;

    12) утверждает положение об экспертных советах Фонда;

    13) утверждает перечень, составы экспертных советов Фонда и их председателей;

    14) осуществляет контроль за деятельностью других органов управления Фонда, принятием ими решений и обеспечением выполнения этих решений, использованием денежных средств и другого имущества Фонда;

    15) утверждает положения о филиале Фонда и о представительстве Фонда, назначает их руководителей;

    16) принимает решения о передаче части имущества Фонда в государственную казну Российской Федерации;

    17) определяет предельный объем инвестируемых временно свободных средств Фонда;

    18) утверждает аудиторскую организацию, прошедшую отбор на конкурсной основе, для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда и размер вознаграждения этой организации за оказываемые ею услуги;

    19) принимает решения:

    а) о вступлении Фонда в ассоциации и союзы;

    б) о создании Фондом юридических лиц и (или) об участии в них;

    в) о создании филиалов Фонда и об открытии представительств Фонда;

    20) согласовывает утверждаемые генеральным директором Фонда:

    а) организационную структуру и штатное расписание Фонда, а также внесенные в них изменения;

    б) размер и форму оплаты труда работников Фонда;

    в) размер вознаграждения экспертов, входящих в составы экспертных советов Фонда;

    г) размер вознаграждения специалистов в области науки и техники, не входящих в составы экспертных советов Фонда, но дополнительно привлекаемых к участию в работе этих советов (далее — специалисты в области науки и техники);

    21) принимает решения по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к полномочиям высших органов управления некоммерческих организаций.

    10. Полномочия попечительского совета Фонда не могут быть переданы другим органам управления Фонда.

    11. Заседания попечительского совета Фонда созываются его председателем или иным членом попечительского совета Фонда, уполномоченным председателем попечительского совета Фонда, не реже чем один раз в полгода. Заседание попечительского совета Фонда также может быть созвано по инициативе ревизионной комиссии Фонда или по инициативе аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда.

    12. Заседания попечительского совета Фонда проводятся его председателем, а в его отсутствие иным членом попечительского совета Фонда, уполномоченным председателем попечительского совета Фонда.

    13. Попечительский совет Фонда правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины членов попечительского совета Фонда. Решения попечительского совета Фонда принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов попечительского совета Фонда. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании попечительского совета Фонда является решающим.

    14. Протокол заседания попечительского совета Фонда подписывается председательствующим на заседании попечительского совета Фонда. Мнения членов попечительского совета Фонда, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносятся по их требованию в протокол.

    15. Попечительский совет Фонда вправе принимать решения без созыва заседания попечительского совета Фонда путем проведения заочного голосования в порядке, установленном попечительским советом Фонда.

    16. Секретарь попечительского совета Фонда, назначаемый попечительским советом Фонда из числа работников Фонда, обеспечивает подготовку и проведение заседаний, заочного голосования, ведение документации, организует хранение протоколов заседаний попечительского совета Фонда.

    « УТВЕРЖДАЮ »

    Директор Подборовской средней

    муниципальной общеобразовательной

    ______________ /Кошельникова Л.В./

    Положение

    о попечительском совете в общеобразовательном учреждении

    в Подборовской средней муниципальной общеобразовательной школе

    I . Общие положения.

    Попечительский совет может быть создан при образовательном учреждении, имеющем все права юридического лица.

    Попечительский совет взаимодействует с советом образовательного учреждения; представитель попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета образовательного учреждения с правом решающего голоса.

    II. Состав попечительского совета.

    В попечительский совет входят ответственные лица учредителей, глава администрации муниципалитета или его заместитель, ответственные лица организаций или учреждений, постоянно спонсирующих данное образовательное учреждение.

    В попечительский совет может входить на правах почётного члена ответственное лицо организации, предоставившей большой благотворительный вклад в фонд образовательного учреждения, или представитель науки или искусства, имеющий высокий авторитет в сфере образования.

    III. Задачи попечительского совета:

    Формирование заказа на виды и уровни образовательных услуг, предлагаемых

    обучающимся;

    Проведение независимой экспертизы уровня и качества подготовки выпускников

    (отслеживание выполнения государственных стандартов и т.д.);

    Формирование устойчивого финансового фонда образовательного учреждения;

    Финансирование капитального ремонта основных фондов образовательного

    учреждения; выделение необходимых средств для реконструкции помещений,

    обусловленной учебно-методическими целями; финансирование

    совершенствования материально-технической базы учреждения крупными

    Организация конкурсов, соревнований и других массовых внеклассных

    мероприятий с призовым фондом;

    Установление размеров стипендий для учащихся (воспитанников) в соответствии с

    положением о стипендиатах;

    Решение вопросов об освобождении от уплаты за введение дополнительных

    курсов сверх базисного образования для отдельных обучающихся;

    Выделение средств для международного культурного обмена, в том числе

    профессионального.

    IV. Попечительский совет имеет право:

    Контролировать финансово-хозяйственную деятельность образовательного

    учреждения;

    Знакомиться с перспективой развития образовательного учреждения; вносить

    соответствующие коррективы; заслушивать отчёты о реализации программы

    развития образовательного учреждения на данном этапе.

    Положение о попечительском совете образовательного учреждения утверждается учредителем (учредителями).

    Срок действия данного положения - не устанавливается.