Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Суточные при загранкомандировках: нормы и учет
  • Как написать сопроводительное письмо на английском
  • Формирование принципов этики деловых отношений
  • Профессия швеи Презентация на тему моя будущая профессия швея
  • Химическое загрязнение атмосферы Презентация на тему атмосфера строение пути загрязнения
  • Евразийский экономический союз - что это?
  • Как быть новичку на работе. Советы подчиненным и управляющим о том, как вести себя на новой работе. Восклицательный знак - в помощь

    Как быть новичку на работе. Советы подчиненным и управляющим о том, как вести себя на новой работе. Восклицательный знак - в помощь

    «Комсомолка», эксперты-инструкторы по вождению и петербургские знаменитости дают советы тем, кто только сел за руль

    Фото: Тимур ХАНОВ

    Изменить размер текста: A A

    Лето. Петербуржцы уходят в отпуска, появляется свободное время. Кто-то отдыхает за границей, кто-то на даче. Многие тратят жаркие летние деньки не на шашлыки и солнечные ванны, а… на кропотливые занятия в автошколах. Не только потому, что времени много свободного, но и потому, мол, что летом учиться легче.

    Так или иначе, но именно в летний период на дорогах появляется все больше новичков. Вещи, как известно, меняют человека, а больше всего - машина. Это новая жизнь, в которой нужно освоить много новых правил. Несоблюдение их чревато последствиями. Иногда - трагическими…

    Я за начало июня работал на нескольких ДТП , участие в которых приняли люди, только что севшие за руль, - рассказал сотрудник ГИБДД Алексей Ирвиндт . - Они всегда удивленно хлопали глазами. Я, мол, не тут повернул, потому что растерялся, и вообще машиной недавно управлять начал. Мне стало интересно, чему учат в автошколах?

    Правила поведения на дороге есть как гласные, которым обязательно обучают в автошколах, так и негласные, которым следуют опытные водители.

    Не жалейте денег

    Многим новичкам, да и опытным водителям, советуют пройти курсы экстремального вождения.

    Таких занятий великое множество. Каждый обещает обучить и экстриму , и контраварийке, и чуть ли не тому, как на Луну слетать. По уверениям специалистов, это дело нужное. Но к каждому конкретному водителю необходим индивидуальный подход.

    Мне важно выявить уровень вождения ученика, - говорит инструктор Иван Чужмар. - Это необходимо, чтобы составить индивидуальную программу.

    Занятия в группе, конечно, тоже имеют ценность, но индивидуальные намного эффективнее. Все внимание уделяют только вам.

    А в группу можно чуть позже, - уверяет Чужмар. - Сейчас ведь главное - результат именно ваш, а в группе его заметить сложно. Другие участники прячут ошибки.

    С другой стороны, учеба в группе дает возможность наблюдать за другими водителями, - говорят в одной из петербургских школ экстремально вождения. - Вы можете отмечать их успехи и учиться на их ошибках. Цель повторения упражнений - сформировать «память тела», чтобы в реальной опасной дорожной ситуации среагировать не мозгами, а рефлексами на уровне подсознания.

    Восклицательный знак - в помощь?

    Все водители, стаж вождения которых не больше двух лет, должны приклеить к стеклу своего авто желтый восклицательный знак. Чтобы другие участники дорожного движения понимали - перед ними новичок. И дорогу уступили, и не бибикали лишний раз. Это все в теории. На деле, как правило, происходит по-другому.

    На дороге много людей, у которых, похоже, проблемы с головой. Замечая восклицательный знак, они начинают «подрезать», сигналить и всячески нервировать, - делится опытом водитель с трехлетним стажем Вера Анисимова . - Я испытала все эти ужасы на себе. Мне посоветовали знак отклеить, и все пришло в норму.


    Однако дорожные эксперты все же советуют крепить его на заднее стекло.

    Именно для нормальных людей. Они все поймут и простят. Ведь вы же их предупредили, - считает Иван Чужмар. - Любой человек в первую очередь родился пешеходом, а водителем стал уже потом. Хотя есть индивидуумы, которые утверждают обратное.

    По словам инструктора, всегда найдется водитель, который не вытерпит и напугает новичка или «подрежет», если его что-то не устроит в вашем поведении. Такие случаи, мол, обязательно будут. Стоит быть к этому готовым. Замечать таких лихачей учат в специализированных автошколах.

    Это целая наука. В двух словах не объяснить. Но ее быстро все понимают и применяют в жизни. Я всегда отношусь к участникам со знаком на стекле с уважением. Если встречаю таких на парковке, обязательно предложу свою помощь. Как правило, люди отвечают улыбкой и согласием.

    Права на автомат

    Скоро на дорогах Петербурга , да и всей России , могут появиться необычные выпускники автошкол. Осенью прошлого года Госдума приняла законопроект, связанный с безопасностью дорожного движения. Грядут изменения - как незначительные, так и кардинальные.

    В документе не предусматривается самостоятельная подготовка водителей на получение прав категорий «А» и «В» - так называемая «сдача экзаменов экстерном». Обучение в автошколе обязательно.

    В скором времени автошколам придется обзавестись машинами с автоматической коробкой передач. Общественность своего добилась.

    Зачем учиться водить на механике, если потом все равно на «автомат» пересядешь?

    В ГИБДД инициативу поддержали. Более того, прошлым летом премьер Владимир Путин предполагаемое новшество одобрил.

    Ученики автошкол, сдавшие экзамен на машине с «автоматом», получат соответствующее водительское удостоверение. Со специальной пометкой. На «автомате» сдал - на «автомате» и езди. А вот с механики на «автомат» пересесть можно будет без проблем. Это и логично. Ведь опыт, приобретенный при вождении автомобиля с механической КПП, ничем не заменить.

    Программа подготовки водителей тоже поменяется, - отмечает начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов .

    По мнению специалистов, подобное решение тоже является профилактикой ДТП. Особенно среди тех, кто только сел за руль.

    Нововведения явно уменьшат уровень коррупции среди сотрудников ГИБДД, - сказал корреспонденту «КП » инструктор одной из петербургских автошкол Артур Хромов. - Ряд экзаменационных упражнений, например старт с места на подъеме, который стоит неопытным водителям огромных нервов, на машине с АКПП действительно выполняется элементарно. «Автомат» установлен на иномарках, в которых есть гидроусилитель руля. Он крутится нормально. Представьте, как сложно новичку судорожно крутить рулевое колесо «жигулей », которое еле поворачивается. А ведь именно на этих упражнениях экзаменаторы валят сдающих. Произвольный выбор трансмиссии, я думаю, должен решить часть этих проблем.

    Лучшая профилактика ДТП для тех, кто будет ездить на «автомате», - учиться и сдавать на права на машине с АКПП, - считает выпускница автошколы этого года Надежда Герасимова . - Львиную долю времени в период обучения я тратила на то, чтобы не путать передачи и не глохнуть на светофорах. Лучше не заморачиваться с этим. А тренироваться проезжать сложные участки. Например, нас в автошколе преодолевать круговые перекрестки учили только в теории. На практике не ездили ни разу. И в первые два месяца по пути на работу и обратно круговой перекресток (шоссе Революции и проспект Энергетиков) я проезжала буквально со слезами на глазах.

    Забудьте про телефоны

    Сейчас мало кто может обойтись без телефона. По мобильнику разговаривают везде - в лифте, на улице, в общественном транспорте, на работе. В том числе и управляя автомобилем. Людям, которые только сели за баранку, надо быть предельно внимательными.

    Вы можете настолько привыкнуть к сотовому, что потянетесь к нему по инерции, чтобы ответить. А руль будете держать одной рукой, - говорит психолог Николай Родосский. - Все эти вещи, которыми вы пользовались, будучи исключительно пешеходом, лучше забыть. Потому что вы потеряете концентрацию на дороге, тем более учитывая, что вы не настолько опытны.

    Для тех, кто должен быть всегда на связи, есть несколько альтернатив: во-первых, если звонок очень важный, то лучше сделайте остановку. Кроме того, существуют комплекты гарнитур, которые позволят говорить, не отрывая руки от руля. Но не забывайте, что это не панацея. Дело не в том, как вы держите руль, а в том, что вы сосредоточите внимание на разговоре. Автомобилисты со стажем советуют: на время первых поездок мобильники и вовсе отключать.

    То же самое относится и к радио. Кроме того, на первых порах просите своих пассажиров не разговаривать. Автомобиль с неопытным водителем - место для болтовни не самое удачное.

    СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ АВТОМОБИЛИСТАМ

    Есть правила, которые вы не найдете ни в одном учебнике. Те законы, которые вырабатываются со временем только у опытных автомобилистов:

    При управлении переднеприводным или полноприводным автомобилем при повороте не выкручивайте руль до упора, а всегда оставляйте запас хода. Иначе шрусы, или «шарниры равных угловых скоростей», быстро изнашиваются, и придется регулярно их менять

    Парковать автомобиль всегда лучше задним ходом, так он занимает меньше места, легче маневрирует и меньше проблем с выездом со стоянки

    Для владельцев авто с механической (ручной) коробкой передач: не ездите на нейтральной передаче. При спуске с крутой горки может случиться блокировка руля и колес, что приведет к потере управляемости автомобилем. Это особенно опасно зимой на скользкой дороге. При подъезде к светофору тормозите двигателем и переходите на пониженную передачу. Не выжимайте постоянно сцепление, даже при коротких остановках переходите на нейтральное положение. Иначе очень сильно изнашивается выжимной подшипник

    Не оставляйте автомобиль надолго на ручнике, лучше оставляйте на включенной передаче. Иначе подтягивать трос ручника придется очень часто, а зимой вы и вовсе не сможете тронуться, тормозные колодки примерзнут к барабанам.

    Аккуратно переезжайте лежачего полицейского. Снижайте скорость за несколько метров до препятствия, тормозите, а перед самим препятствием резко отпускайте тормоз. При этом ваш автомобиль ловко проскочит препятствие, а подвеска не пострадает от пробоин

    Следите за кондиционером. Включайте его регулярно, для того что не вытекла охлаждающая жидкость и не сохли трубки. Ремонт обойдется дорого

    Для того чтобы уберечь авто от заноса - тормозите прерывисто. Путем энергичных и быстрых надавливаний на педаль тормоза

    И, наконец, водите автомобиль в отличном настроении, без спешки, только так вы доберетесь до места назначения вовремя.

    А КАК У НИХ?

    Как учились водить машину петербургские знаменитости?

    Шоумен и телеведущий Дмитрий НАГИЕВ:

    На втором занятии в автошколе я понял, что это не мое. Кому-то дано быть водителем, а кому-то - простым пешеходом. Но несмотря на все трудности, я получил права. На дорогах не надо лихачить. Я, например, спокойный водитель, несмотря на то что выиграл несколько раз гонки на выживание. А совет новичкам могу дать такой: не реагируйте на хамов. На дорогах их много, они могут сбить с толку. И вообще из-за хамства слишком много ДТП в нашей стране.

    Актриса Эвелина БЛЕДАНС:

    Можно сказать, что я училась водить на дороге, и запоминала Правила дорожного движения уже на ходу. Через какое-то время я поняла, что мне необходим инструктор по вождению. Тренера нашла, и он зачем-то стал меня учить ездить на механической коробке передач. Очень ругался, так как я сильно давила на газ и не выжимала сцепление. Пара занятий, и тренер сбежал от меня, сказав, что никаких денег ему не надо за обучение и что ему не нужны седые волосы в его возрасте. Я подумала, ну и ладно. Все равно в моей первой машине «Гелендвагене джи 500» была коробка «автомат». А совет новичкам я бы дала такой: не стоит ничего бояться. Нужно быть смелым и идти в бой, быть уверенным в себе и своих силах.

    Певица Татьяна БУЛАНОВА:

    Я получила права в далеком 1994 году. Вообще, если честно, я не люблю водить. Вечная проблема с пробками и парковками. Нарезать круги в поиске парковочного места - не мое. Я могу легко сесть и проехать на общественном транспорте, часто езжу на такси или троллейбусе, а почему нет? Новичкам хочу дать совет: в первую очередь не бояться. Заставить себя сесть за руль и поехать. Так я научила ездить своего брата. Если бы не я, то он бы до сих пор не водил.

    Актер Александр ТЮТРЮМОВ:

    Удостоверение у меня с 1979 года. Тогда я посещал военную кафедру, и у нас была такая специальность, как офицер автомобильной службы. Так получилось, что я изучил весь процесс вождения от и до. Самое главное - не бояться и не паниковать, перебороть в себе все страхи. Быть внимательным, замечать знаки. И голова должна уметь вертеться на 380 градусов.

    Композитор Игорь КОРНЕЛЮК:

    Я научился водить автомобиль… вы не поверите, в семь лет! Дело было в Бресте . Мой отец купил «запорожец». Я смотрел на папу и мечтал поскорее сам сесть за руль. И вот однажды, когда отец попросил съездить с ним куда -то, я ему ответил, что поеду при условии, если он даст мне порулить. Он согласился. Сначала я ездил на первой передаче. Потом папа разрешил перейти на вторую. Через несколько дней - на третью. Я вырос, купил себе БМВ и легко получил права. А друзья удивлялись, как я так смог сесть за руль и сразу поехать, они-то не знали моей детской истории. Всем новичкам посоветую выучить Правила дорожного движения. Езжу по Петербургу и такое ощущение, что их никто не читал.

    КОМПЕТЕНТНО

    Преподаватель физики вождения Иван ЧУЖМАР:

    Лето - сезон отпусков. Как правило, свободного времени чуть больше у большинства людей. И самое главное, что не так скользко. Это многих учеников успокаивает. Хотя среди некоторых учеников бытует мнение, что если ты учился в автошколе зимой, то тебе дальше все легко будет даваться.

    Я с таким мнением не согласен. И зимняя и летняя дороги имеют свои особенности. И узнать все тонкости за один полный сезон просто невозможно. Поэтому на вопрос, когда лучше идти учиться, я отвечаю так: страшно зимой тебе, тогда сдавай экзамен летом. Но чтобы ездить еще и зимой, необходимо поучиться особенностям зимней езды.

    У меня есть несколько учеников, которые уже на протяжении нескольких лет приходят в течение года на занятия. На автодроме мы всминаем многие моменты с ними, как летом, так и зимой. И в городе с ними я занимаюсь, чтобы обратить внимание на изменение в их поведении за рулем. Сами знаете, как у нас «бывалые» ездят. Достаточно посмотреть на аварию опытных водителей и страшно становится за новичков.

    КСТАТИ

    Дорога для пешехода и для водителя - разные вещи

    Вы не раз ходили пешком, например, до метро или до магазина. Путь вроде знакомый. Однако этот же маршрут для автомобилиста может оказаться другим. Есть же дороги с односторонним движением или, например, стоянка у пункта назначения будет запрещена. Или вовсе дороги будут на ремонте. Вы в буквальном смысле заблудитесь.

    Таких сюрпризов будет много, - делятся наблюдениями автолюбители. - Чтобы не возникало подобных ситуаций, нужно подробно перед поездкой изучить маршрут передвижения.

    Обзаведитесь картами и атласами, а в идеале - GPS-навигатором. По самым важным для вас маршрутам - до работы - прокатитесь несколько раз. Хорошее знание дороги - залог успеха для новичков.


    При переходе с одного места работы на другое у большинства сотрудников возникают сложности с общением в новом коллективе. Устоявшаяся компания также неохотно принимает новичка.

    В результате у человека пропадает желание появляться в новом сообществе, однако приходится делать это ради заработка.

    Практичные и действенные советы от психологов помогут справиться с волнением и влиться в новую компанию, впоследствии став полноценным участником рабочего процесса.

    Чтобы узнать, как вести себя на новой работе, необходимо разобраться с рабочими задачами, взаимодействием с другими сотрудниками и новыми знакомствами.

    Первый день

    Официальное знакомство нового сотрудника с коллегами происходит при помощи руководителя – он представляет сослуживца всему обществу в первый день. Такое правило касается небольших фирм.

    Если планируется поступление на крупную корпорацию, то новичок в первый день знакомится лишь с отделом, а позже человек самостоятельно взаимодействует по рабочим моментам с другими сотрудниками.

    Несколько секретов поведения:

    • Хорошо запомните, как зовут каждого из сотрудников – если запомнить не получается, запишите их.
    • Если чье-то имя случайно забыто – его необходимо переспросить сразу.
    • У фирмы имеется собственная группа в социальных сетях или они общаются в чате? Проследите за добавлением в это сообщество.
    • При наличии регламента работы отдела необходимо поинтересоваться списком рабочей политики.
    • Поинтересуйтесь у коллег, где находится столовая или где лучше обедать.

    Мужчинам легче влиться в женский коллектив, ведь женщины всегда добродушно относятся к противоположному полу на работе.

    Чтобы завести первые дружеские связи необходимо чаще общаться с коллегами и проявлять к ним интерес, разговаривая не только о работе.

    Основные правила

    Чтобы стать «своим среди чужих» необходимо обратить внимание на ряд эффективных правил поведения в новом коллективе.

    Они помогут быстрее адаптироваться и завести ряд полезных и продолжительных знакомств:

    1. Найти общий язык с коллегами. Не стоит вести себя так, будто работа на новом месте длится давно.

      Лучше заранее понять правила поведения на новом месте, изучить их принципы, устои и постараться в них войти.

    2. Не стоит нервничать. Прекратите переживать по каждому поводу – полноценное вливание в новое общество может занять недели или месяцы.

      Здесь играет роль не рабочий, а психологический аспект и умение ладить с людьми.

    3. Внешний вид и человеческие качества. Оценивать профессионализм нового сослуживца будут потом, сейчас же рекомендуется надеть не слишком яркую одежду.

      Кроме того, в мужском или женском коллективе стоит придерживаться принципа «меньше говори – больше слушай».

    4. Определить лидера команды. Это правило – одно из важнейших, оно поможет в дальнейшем заручиться поддержкой от человека, к которому прислушиваются все коллеги.

      Такое знакомство впоследствии сделает так, чтоб новичка уважали.

    5. Сплетни. В подавляющем большинстве коллективов всегда присутствует две группы людей, плетущих интриги и сплетни вокруг сослуживцев.

      Со временем они попытаются затянуть новичка к себе, чего допускать нельзя.

    Лучше придерживаться нейтралитета или найти человека с похожей идеологией и сдружиться с ним. Но это вовсе не означает, что с ним стоит начинать плести интриги против других.

    Важно! Лучшим местом для налаживания связей считается столовая, где обедают сотрудники.

    Чтобы скрасить волнение на новом месте, постарайтесь правильно обустроить рабочий стол, расположив принадлежности и элементы декора так, как это делают коллеги.

    Если указанная методика не приносит положительных результатов, стоит обратиться к психологии – специалисты знают что нужно делать, когда попытки влиться в коллектив проваливаются.

    Советы психологов помогут адаптироваться даже в недружелюбном коллективе, ведь придерживаясь простых правил, можно уже через неделю почувствовать себя устоявшимся сотрудником фирмы.

    Примеры:

    Совет Описание
    Улыбка и доброжелательность Приятную улыбку на лице и добродушность оценит любой новый коллега: с таким человеком всегда хочется начать диалог
    Соблюдение дистанции Первый день — не подходящее время для рассказа о домашних проблемах и личной жизни. Также не стоит навязываться с расспросами другому человеку
    Небольшой сюрприз Потратьте время и немного средств, чтобы порадовать новых сослуживцев: купите немного конфет или печенья к обеденному чаю
    Проявление профессионализма Показать себя как хорошего специалиста необходимо с первого трудового дня – тогда оценка коллег значительно возрастет
    Одежда Мужчинам и женщинам не стоит идти против правил делового дресс-кода. Девушкам рекомендуется надеть строгую блузу, юбку карандаш или прямые брюки.

    Костюм мужчины должен содержать рубашку и брюки

    Типичные ошибки

    Именно первые дни считаются самым ответственным периодом в начале работы на фирме. Большинство сотрудников в первое знакомство допускают массу распространенных ошибок.

    Чтобы не вызвать у коллег неприязнь уже с первого дня – воздержитесь от следующих ошибок:

    • Пассивность – слишком большой объем информации в первый день вызывает у новичка растерянность, коллегам может показаться, что он равнодушен.
    • Панибратство – вклиниваться в беседу коллег без приглашения не стоит, лучше выждать подходящий момент.
    • Уклон от правил – если сослуживцы заметят, что новичок игнорирует негласные правила коллектива, они изначально будут предвзято к нему относиться.
    • Публичное сравнение – не рекомендуется открыто сравнивать условия работы на предыдущем и нынешнем месте.
    • Создание ложной уникальности – по достоинству работу новичка оценивают лишь при ее демонстрации.

    Также не стоит навязывать нововведения руководству и сотрудникам: если на прошлой фирме они были приняты «на ура», то шансы на подобное восприятие на новом месте – малы.

    Гораздо легче придется человеку, уже побывавшему начальником на прошлом месте работы. Труднее новичку в данной сфере, впервые пришедшему на руководящую должность, на новую фирму.

    1. Адаптация. Для начала следует познакомиться с каждым сотрудником отдела, где человек назначен управленцем.
    2. Ориентация. Незамедлительно ознакомьтесь с новыми обязанностями и принципами работы на фирме.
    3. Действия. Важно проявить себя как начальник уже в первого дня, основываясь на межличностных связях с подчиненными.
    4. Выполнение функций. На данном этапе могут возникнуть проблемы: чем быстрее они решатся, тем быстрее закончится процесс адаптации.

    Не стоит забывать о начальниках других отделов и поддерживать с ними хорошие взаимосвязи. В обязанность нового руководителя обязательно входит посещение собраний управленцев.

    Важно! Полная адаптация нового руководителя произойдет не ранее, чем через 1-1,5 месяца от старта работы на фирме.

    Руководствуясь предложенными советами можно быстро и эффективно влиться в фирму как сотруднику, так начальнику на новом месте.

    Главное – стараться быть дружелюбным и отзывчивым: тогда связи наладятся сами собой.

    Полезное видео

      Похожие записи

    В каждом коллективе неизбежны некоторые изменения. Поэтому новички появляются периодически. Кто-то радуется их появлению потому, что с их приходом атмосфера среди сотрудников может измениться в лучшую сторону, а кто-то испытывает грусть в связи с подобными переменами, ведь неизвестно, окажется ли новичок таким же приятным собеседником и верным соратником, как бывший коллега. Порой новичку устраивают некоторый тест на приспособляемость.

    Ваша позиция

    Если Вы принадлежите к тем, кто подозрительно относится к новым людям, не давайте своему предвзятому мнению повлиять на Ваше отношение к новому сотруднику. Он вовсе не виноват в том, что коллега, который работал до него, уволился, перейдя в другую фирму. Также он не имеет отношения к предыдущему новичку, оказавшемуся подлым предателем. Поэтому не нужно сразу же, еще совершенно не зная человека, выстраивать о нем какие-то неблагоприятные выводы.

    С другой стороны Вас никто не обязывает встречать его с пирогами, просто держитесь приветливо, показывая своим видом, что рады познакомиться поближе и готовы оказать некоторую , если она понадобится.

    Узнать ближе

    Если Вы в виду своих трудовых обязанностей непосредственно соприкасаетесь с новичком, Вам будет весьма выгодно узнать его получше. Если он окажется общительным человеком, Вам нужно будет только задавать вопросы и слушать. А вот если он будет стеснительным или замкнутым, придется быть более изобретательными. Например, в ходе подготовки финансовой сметы, спросите его, доводилось ли ему заниматься этим раньше и что входило в его обязанности на прежнем месте работы. Идя на перерыв, осведомитесь, не нужно ли и ему домой или в магазин, так, когда он заговорит о том, что ему тоже нужно купить сливочное масло и майонез, Вы спросите, что он будет готовить на ужин и сможете выяснить, есть ли у него семья.

    Однако, многое можно заметить , даже не прибегая к расспросам. Человека неряшливого видно сразу, как и человека с вредными привычками, или беспорядочной . Интриганы и просто непорядочные люди тоже весьма приметны. Поэтому обращайте внимание на то, как новичок относится к Вам и другим сотрудникам - с уважением и доброжелательством, льстит и пытается понравиться, заискивает перед начальством, пытается строить союзы, стремится сделать карьеру или просто работает в удовольствие, пытаясь дружелюбно общаться со всеми, уделяя немного больше внимания лишь тем, кто сам ищет общения с ним. Обратите внимание на его родных и друзей, а также как он с ними общается. Его окружение может сказать кое-что о нем. Привычки, вкусы, взгляды и хобби тоже говорят о человеке не меньше, чем его внешность и манера поведения.


    Даже если Вы вполне дружелюбно относитесь к новеньким, не спешите "распахивать объятия" - сначала хорошенько узнайте человека. Это не значит, что ко всем новым сотрудникам нужно относиться с подозрением, как правило, у каждого человека есть достоинства и недостатки, поэтому не нужно обольщаться встретить воплощение идеала, но и заранее думать о человеке, будто он лишен всех добродетелей тоже не надо...

    Расположить к себе

    Узнавая и присматриваясь к новичку, нужно подумать и о том, как он воспримет Вас. Если Вам важно иметь хорошие отношения с людьми, позаботьтесь быть им приятными. Но к новенькому помимо обычной вежливости и дружелюбия нужно проявить особое внимание. Ему нужно помочь адаптироваться к Вашему коллективу. Вам вовсе не надо опекать его, но следует показать, что со всеми вопросами, находящимися в Вашей компетенции, он смело может обратиться к Вам. Хорошо, если Вы таким же образом настроите и Ваших коллег. Подобное поведение не только выставляет вас всех в выгодном свете, но и обеспечит вам доверие и расположение новичка, а чем быстрее он станет "своим", тем легче вам будет потом. Любой человек, чувствуя расположение и поддержку, скорее раскроется и покажет свой истинный характер. Что опять же вам на руку. Ведь даже если он окажется не самым лучшим человеком, Вы ничего не потеряли, напротив, Вы сделали все, проявили себя с самой лучшей стороны, и смело можете похвалить себя за дружелюбие, а то, что оно было потрачено впустую не должно огорчать. Воспринимайте произошедшее как своего рода тренировку и делайте выводы о том, как в будущем заранее "раскусить" непорядочного человека. Но чаще всего на доброе отношение отвечают таким же образом, а без недостатков людей не бывает.

    Как правильно вести себя «новичкам»? Как не настроить против себя будущих коллег? К кому обращаться за помощью и не зазорно ли это – искать поддержки у руководства? Об этом расскажут менеджеры по персоналу московских фирм и предприятий, консультанты еженедельной рубрики «Персональный вопрос».

    Ирина КИСЕЛЕВА,
    начальник отдела развития сети продаж компании «Ренессанс жизнь»:

    Я бы посоветовала новичкам на первых порах стать «губкой» - тщательно впитывать в себя все, что говорят руководители. Это залог успеха в дальнейшем. От начальства или коллег следует узнать, кто в коллективе является ведущим специалистом, лидером. Далее советую познакомиться с методами работы этих людей. Ни в коем случае не надо конфликтовать, даже если ваш коллега, как вам кажется, не совсем прав – надо быть гибким, всегда, не только на работе.

    Еще одна необходимая черта – коммуникабельность, без нее никуда – а в нашей профессии и тем более. Не стоит завидовать своим коллегам. Очень нежелательны фразы типа: «ну да вот, он поднялся по служебной лестнице, ему везет. А вот я…». Вас сразу же начнут воспринимать, как неудачника и пессимиста. А таких людей на работе обычно не любят. О собственной личной жизни, а тем более о личной жизни посторонних людей на новом месте рассказывать не стоит. Может быть, позже, и то, только тем сотрудникам, с которыми действительно подружитесь.

    Людмила Васильевна ЛЕБЕДЕВА,
    начальник отдела кадров, ООО «Балтимор-Столица»:

    У нас на предприятии есть специальная программа адаптации для новичков, которая изложена в ряде документов компании. Все сотрудники коллектива выполняют негласную установку о лояльном отношении к новым сотрудникам.

    Мы сразу же даем понять новичку, что он может в любой момент подойти к любому коллеге, задать вопрос, и ему обязательно ответят. Все опытные сотрудники, а руководители подразделений особенно, постоянно подходят к новичку, интересуются его служебными делами, спрашивают, не нужна ли ему помощь. Требуем от нового сотрудника мы только одного – ответного лояльного отношения к компании и сотрудникам. Ни один из сотрудников компании никогда не откажет в помощи новичку, если возникла проблема.

    А, если есть желание проявить инициативу, взять на себя часть какой-то общей работы - всегда есть возможность внести свои предложения и обсудить это не только со своим непосредственным руководителем, но и с генеральным директором компании! В нашей компании очень ценятся инициативные сотрудники. Кроме того, обязательно быть коммуникабельным человеком. Ну, а вообще у нас в коллективе всегда хорошая, доброжелательная обстановка. Коллеги по мере возможности помогают не только новеньким, но и друг другу!

    Янина Витальевна МОЛЧАНОВА,
    менеджер по персоналу ЗАО «Томилинская птицефабрика»

    На мой взгляд, очень важный момент нужно не упустить тогда, когда «новичок» еще не стал новичком, а именно - на собеседовании с представителями компании. Я бы посоветовала тщательно проанализировать всю информацию, полученную при встрече. Можно обратить внимание на то, в каком стиле проводится собеседование, как общаются между собой сотрудники компании, насколько подробно рассказывают о должностных обязанностях, о дальнейших перспективах. Эта информация важна для дальнейшей предварительной оценки корпоративной культуры данной компании.

    Естественно, что все организации разные, каждая со свои внутренним укладом, ценностями и стереотипом поведения. И будет замечательно, если будущий новичок попытается уловить все эти моменты и соотнести со своими пожеланиями к будущему месту работы. Это очень поможет ему в дальнейшем.

    Если сотрудник уже оказался внутри нового коллектива, то в первую очередь, важно уметь слушать других людей, благодарить их за поддержку и помощь. Кроме того, новичку придется вычленять важную рабочую информацию и анализировать ее.

    Во-вторых, замечательно, если у нового сотрудника есть собственное мнение в решении профессиональных вопросов. Становится понятно, что процесс работы происходит осмысленно, что сотрудник в дальнейшем сможет проявлять инициативу и самостоятельность там, где это необходимо.

    Это импонирует и рождает уважение в коллективе. Правда, здесь есть некоторые подводные камни – надо быть осторожным, чтобы не перегнуть палку и не прослыть в глазах коллектива элементарным спорщиком, готовым на все, лишь бы отстоять собственное мнение – даже если оно неверное. Главными помощниками в данном вопросе должны стать такт и уважительное отношение к коллегам по работе.

    Еcли говорить непосредственно о нашем предприятии, то мы пытаемся сделать все, чтобы новый сотрудник чувствовал себя достаточно комфортно. Мы рассказываем об истории предприятия, о том, что в нашем Дворце культуры действует совет ветеранов, кружки и студии, библиотека, шахматный клуб.

    Вся информация дается в рамках программы Адаптации нового сотрудника. Программа адаптации - это специально разработанные и документально оформленные процедуры для введения в должность нового сотрудника. Процедуры включают в себя детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями, постепенное введение в должность.

    Наше предприятие многопрофильное, в каждом структурном подразделении есть своя специфика работы, поэтому мы стараемся привлекать молодых специалистов, а наша Программа адаптации индивидуальна для выпускников (или работников, не имеющих опыта работы) и для работников, имеющих опыт работы.

    С молодым специалистом работает наставник, как правило, это самый опытный и квалифицированный сотрудник.

    Ну, а напоследок, я посоветовала бы потенциальному новичку взглянуть на эту ситуацию изнутри. Определить для себя, что новое место работы - это новый этап в жизни, новые люди, новые идеи и возможности. И никогда не стоит относиться к новому месту работы как к стрессовой ситуации!