Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Сравнению с другими и получилось. Почему нельзя сравнивать себя с другими? Почему сравнивать себя с другими бессмысленно

    Сравнению с другими и получилось. Почему нельзя сравнивать себя с другими? Почему сравнивать себя с другими бессмысленно

    Отраженная оценка

    Мы также получаем знания о себе, наблюдая за реакциями других людей на наши действия. Еще в начале XX в. Ч. Кули развил концепцию "зеркального Я" , утверждая, что люди воспринимают себя на основе того, как другие воспринимают их и реагируют на них. Наши восприятия того, как другие реагируют на нас, называются отраженными оценками.

    В ходе забавного эксперимента, демонстрирующего значение отраженной оценки, Болдуин, Каррелл и Лопес (Baldwin, Carrell & Lopez, 1990) набрали студентов-католиков, которым показывали фотографию нахмуренного Папы Римского или другого, незнакомого им человека. Позже студентов просили оценить некоторые из присущих им самим личных качеств. Ревностные католики, которым была показана фотография нахмурившегося Папы Римского, оценивали себя более строго, чем студенты, увидевшие ту же фотографию, но не являвшиеся строгими приверженцами католицизма, или те католики, которым демонстрировалась фотография незнакомого им человека. Очевидно то, что всего лишь фотографии с изображением нахмурившегося Папы было достаточно, чтобы поколебать образ собственного «Я» у этих студентов!

    Обратная связь

    Маргарет Мид (Mead, 1934) убедительно доказала, что Я-концепция возникает в результате взаимодействия с другими людьми. По Мид, наша Я-концепция основана в первую очередь на социальном опыте и контролируется ценностями и ожиданиями той культуры, в которой мы живем. Мид также полагала, что развитие Я-концепции в большой степени связано с языком, так как культурные ценности, как правило, транслируются посредством языка.

    Еще в детстве, совершая те или иные действия, мы получаем сигналы обратной связи от других. Возьмем, например, ситуации, когда родители постоянно хвалят своего ребенка за хорошую игру на пианино или имеют обыкновение восторженно высказываться о качестве его рисунков, отмечая и в одном, и в другом случае большие способности. По данным исследований, имеется сильная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и детской Я-концепцией по этим параметрам.



    В целом можно сказать, что существует очевидная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и собственными Я-концепциями детей относительно тех же самых характеристик (Felson, Reed, 1986).

    В поздний период детства и в ранней юности большее значение приобретает реакция сверстников.


    Исследования показывают, что в целом люди отдают предпочтение объективной обратной связи как источнику знания о своих личностных качествах (Festin-ger, 1954). Объективная обратная связь оценивается как менее искаженная и более справедливая, чем личное мнение. Но мнение других людей также принимаются в расчет. В частности, когда это мнение разделяют многие люди, мы можем прийти к убеждению, что оно справедливо.

    Самовосприятие

    Люди делают определенные выводы о своих личных качествах, наблюдая и за своим собственным поведением. Так, в процессе нашей жизнедеятельности мы отмечаем, что постоянно предпочитаем одни виды активности другим, одну пищу - другой, одних людей - другим. Регулярность этих наблюдений также дает нам некоторое знание о своем Я.

    Люди формируют суждения о своих личностных качествах в том числе и на основе своего собственного поведения. Это означает, что, наблюдая за собой, мы видим, как сами постоянно отдаем предпочтение определенным формам поведения, определенным блюдам или определенным людям. На основании наблюдения за этими регулярными повторениями мы можем обрести знание о собственном «Я».

    Информация, получаемая из окружающей обстановки

    Окружающая действительность также предоставляет нам информацию о наших личностных качествах. В частности, сильное влияние на Я-концепцию оказывают те факторы, которые делают нас особенными. Например, Мак-Гир и его коллеги (McGuire, McGuire, 1982; McGuire, Padawer-Singer, 1976) попросили студентов «рассказать о себе» и выявили, что они часто упоминают об аспектах собственного «Я», каким-либо образом их выделяющих. Например, мальчик с большей вероятностью скажет о своей принадлежности к мужскому полу, если он - единственный мальчик в семье, но ни одна из трех его сестер с той же вероятностью не упомянет о своей принадлежности к женскому полу.

    Мы склонны сообщать о самих себе факты, которые делают нас отличными от других в определенной ситуации.

    Сравнение с другими людьми

    Порой нам хочется оценить себя по какому-то отдельному параметру, но в нашем распоряжении нет соответствующей информации. Например, если вы хотите знать, хороший ли вы танцор, есть способ это проверить. Можно проконсультироваться у эксперта, ну а если его нет в вашем распоряжении? Можно спросить у знакомых, насколько хорошо вы танцуете, но, допустим, вы стесняетесь сделать это. Тогда мы оцениваем наши личные качества, сравнивая себя с другими людьми. На основе самонаблюдения и наблюдения за действиями других танцующих мы можем составить определенное впечатление о себе как танцоре. Этот процесс называется социальным сравнением.


    Социальная идентичность

    Когда людей просят рассказать о себе, например, задают им вопрос: "Кто вы?", то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, категории, общности. В подобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Это важная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. В качестве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я.

    Социальная идентичность - «часть Я-концепции человека, которая определяется принадлежностью к социальной группе (или группам) в сочетании с ценностью и эмоциональной значимостью, сопутствующими данной принадлежности» (Tajfel, 1981, р. 248; см. также Turner et al., 1994).

    В детстве группы, к которым принадлежит человек, являются частью социализации. Мы рождаемся в определенной семье, определенной этнической группе и иногда - в определенной религиозной группе. По мере того как мы становимся старше, атрибуции, обладающие для нас наибольшей ценностью, приводят нас к выбору тех социальных групп, которые отражают и усиливают эти ценности. Я-концепция и социальная идентичность взаимно определяют и формируют друг друга (см. Bettencourt, Dorr, 1997; Luhtanen, Crocker, 1992).

    Социальная идентичность может приводить к формированию стереотипа собственного «Я». Этот стереотип включает восприятие самого себя как члена определенной группы, а также поведение в соответствии с данной социальной идентичностью (Turner, Hogg, Oakes, Reicher & Wetherell, 1987). Иногда это означает, что люди принимают негативные, так же как и позитивные, атрибуции той группы, с которой они себя идентифицируют.

    Например, преподаватель может думать о себе как об умном , но также как и о рассеянном человеке. Когда негативные стороны социальной идентичности являются отличительными или пугающими, люди с наибольшей вероятностью идентифицируют себя с ее положительными аспектами, т. е. они формируют стереотип собственного «Я» только на основании положительных параметров (Biernat, Vescio & Green, 1996).

    Люди не только относят себя к определенным группам, но также рассматривают других как членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идет подразделение остальных людей на категории "мы" и "они".

    "Мы " - это люди, принадлежащие к группам, членство в которых является важным для нас .

    "Они " - это все остальные , это чужаки, не относящиеся к "нашим" группам.

    Группы, входящие для нас к категорию "мы", составляют часть нашей социальной идентичности.

    В ходе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравнивают успехи "своих" групп с успехами групп "чужих".

    Когда кто-то из "своих" добивается крупного успеха, то все остальные члены этой общности, даже не игравшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордости и даже личного удовлетворения достижением некоторых из нас.

    Например, после первого в истории человечества полета в космос, который был совершен Ю. Гагариным, многие советские люди искренне гордились успехом своей страны. Известно также, какой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборная которой выигрывает Кубок мира по футболу.

    Такое явление, когда люди греются в лучах чужой славы , способствует повышению индивидуальной самооценки , потому что социальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную часть их Я-концепции. Люди очень стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделить успех членов "своей" группы, особенно после личных неудач . Вот почему правительства некоторых стран склонны порой затевать "маленькую победоносную войну", чтобы отвлечь своих граждан от их тяжелого экономического положения.


    Люди охотно разделяют успехи членов "своей" группы. Что же происходит, когда те, с кем мы идентифицируем себя, терпят неудачу? Здесь отмечаются два типа реакций (Franzoi, 1996).

    Во-первых, поскольку люди имеют тенденцию переоценивать качество выполнения какой-либо деятельности членами "своей" группы по сравнению с "чужими", то часто для них наступает время признать неудачу вполне обоснованной.

    Во-вторых, в случаях когда поражение настигает членов "своей" группы, этому находится оправдание .

    Например, как в спорте после проигрыша "своей" команды болельщики часто оправдывают это неблагоприятными ситуационными факторами, например, ошибками судьи или его несправедливостью. Защищая "свою" команду, болельщики защищают свою самооценку.

    Особой разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность - индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой.

    Этническая идентичность составляет часть Я-концепции человека и имеет отношение к его принадлежности к определенной этнической группе.

    Формирование чувства собственного «Я» может привести к возникновению определенных вопросов у членов группы меньшинства. В юности и раннем периоде взрослой жизни, когда люди формируют чувство собственного «Я», согласование этнического происхождения с основной культурой может оказаться сложным для американцев африканского и азиатского происхождения, коренных американцев, выходцев из Латинской Америки и членов других этнических меньшинств (Sellers, Rowley, Chavous, Shelton & Smith, 1997; Spencer, Markstrom-Adams, 1990).

    Этот процесс значительно усложняется, будучи связанным с изменениями, например когда ученик переходит в другую школу или поступает в колледж (Ethier, Deaux, 1994).

    В обзоре исследования, посвященного этнической идентичности, Финни (Phin-пеу, 1991) указывает на то, что сильная этническая идентичность обычно связана с высокой степенью самоуважения, но только в тех случаях, когда сопровождается положительной основной ориентацией. Для людей, обладающих сильной этнической идентичностью без какой-либо адаптации к основной культуре, вопрос самоуважения может стать более проблематичным.

    Результаты еще одного исследования позволяют предположить, что люди способны преуспеть в рамках двух культур, не теряя при этом культурной идентичности и не оказываясь перед необходимостью предпочтения одной культуры другой. Это понятие бикультурной компетентности было связано с успешным функционированием как в родной для человека культуре, так и в культуре для него новой (LaFromboise et al, 1993).

    Поскольку этническая самоидентификация является важным компонентом Я-концепции, следует отметить те признаки, которые воспринимаются индивидами как главные при определении национальности человека. Данные отечественных исследований (Старовойтова, 1978; Сикевич, 1994) показывают, что этническая самоидентификация достаточно вариабильна и обусловлена определенными факторами.

    1) Место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде. Если в первом случае больший вес придается происхождению (национальность родителей), то во втором случае яснее осознается этнокультурная общность.

    2) Возраст. Молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности "по желанию самого человека" и меньше - на происхождение.

    3) Уровень образования . Сростом образования возрастает ориентация на выбор национальности "по желанию", а не определение ее по происхождению. Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).

    Все мы разные, но все мы склонны сравнивать себя с другими. Думая о своих достижениях, мы поднимаем планку все выше и выше. Вполне естественно сравнивать себя с другими и даже иногда завидовать им. Но если мы сосредоточиваемся на своих недостатках, а не на том в чем стоило бы нам улучшиться, мы выбрали неправильный путь. Такой образ мыслей очень истощает и влияет на повседневную жизнь негативным образом. Постоянно сравнивая себя с другими, мы снижаем свою самооценку, в результате чего очень плохо себя чувствуем. Не поддавайтесь искушению сравнить себя с другими. Научитесь оценивать себя объективно. Поставьте перед собой цель улучшить свою самооценку и научитесь думать о себе лучше, чем вы думаете сейчас.

    Шаги

    Часть 1

    Поймите причину такого поведения

      Подумайте о том, как вы оцениваете себя. Если вы хотите измениться, вам нужно посмотреть на себя со стороны. Вам может казаться, что такой проблемы просто нет. Осознав свою проблему, вам легче будет ее решить. Будьте готовы к тому, что это нелегкий процесс. Однако как только вы осознаете, что вам нужно меняться, то вам легче будет поставить перед собой цели.

      Обратите внимание на свою самооценку. Самооценка – это положительная или отрицательная оценка самого себя. В нашей жизни бывают как черные, так и белые полосы, и порой восприятие себя может меняться ежедневно. Самооценка формируется на протяжении всей жизни.

      • Хорошо ли вы думаете о себе? Позволяете ли вы другим влиять на ваше мнение о себе? Если вы сравниваете себя с другими, чтобы улучшить свою самооценку, вы строите свое счастье.
    1. Определите, на что вы обращаете внимание, сравнивая себя с другими. Сравнивая себя с другими, вы ставите себя выше или ниже их. Как правило, замечая положительные или отрицательные черты характера других, мы начинаем сравнивать их со своими собственными. Иногда такое сравнение может быть полезным, но в некоторых случаях это может негативно повлиять на самооценку.

      • Пример позитивного сравнения: вы сравниваете себя с человеком, качествами которого вы восхищаетесь. Вместо того чтобы просто завидовать этому человеку (например, потому что он заботливый человек), вы стремитесь походить на него.
      • Пример отрицательного сравнения: вы сравниваете себя с кем-то, у кого есть то, чего вам очень хочется. Например, вы завидуете, что у вашего друга есть новая машина.
    2. Запишите свои мысли или чувства. Запишите, почему вы сравниваете себя с другими. Если вы можете, запишите это сразу после того, как мысль пришла в голову или если такой возможности нет, попытайтесь вспомнить. Если воспоминания будут свежи в вашем уме, вам будет несложно записать свои мысли.

      Постарайтесь вспомнить, когда вы начали сравнивать себя с другими. Попробуйте вспомнить истоки вашего поведения и описать это время в журнале. Постарайтесь вспомнить, когда впервые у вас появились такие мысли.

      • Например, вы можете вспомнить детские годы, когда вы сравнивали себя с родным братом. Вы можете поразмышлять над этой ситуацией и увидеть причину. Скорее всего, вы сравнивали себя с родным братом, потому что вы чувствовали, что к вам относятся хуже, чем к нему. Таким образом, вы можете размышлять о причине такого поведения.
      • Самое сложное признать, что такое поведение оказывает на вас негативное влияние. Однако это может быть побуждающим толчком изменить свое поведение.
    3. Оценивайте себя по своим собственным критериям. Когда вы будете оценивать себя по своим собственным критериям, вы перестанете сравнивать себя с другими. Вы не будете испытывать постоянную конкуренцию. Если вы руководите своей жизнью сами, вы получите желаемый результат. Оценивайте себя по своим собственным критериям, а не по критериям, которые установил кто-то.

    4. Будьте благодарны людям, а не завидуйте им. Подумайте о пользе, которую другие могут принести вам. Если у вас есть друзья, которые занимают высокое положение в обществе, скорее всего, они могут помочь вам стать более успешным в жизни. Вместо того чтобы завидовать их успеху, используйте этот успех в свою пользу.

      • Например, вы можете посмотреть на фотографии спортсменов, чтобы полюбоваться их спортивной формой. Вместо того чтобы завидовать им, вы можете использовать их пример в качестве мотивации, благодаря чему вы сможете изменить свою жизнь. Возможно, вы решите изменить привычки в еде и начнете делать больше упражнений. Поэтому используйте эти фотографии себе на пользу, а не во вред.
    5. Будьте готовы рисковать. Как только вы научитесь оценивать себя по своим собственным критериям, вы будете чувствовать себя свободнее и будете готовы пойти на риск. Благодаря этому вы сможете поднимать планку все выше и выше. Многие люди боятся рисковать, поэтому это мешает им добиться успеха. Их сковывает страх, и они не могут добиться чего-то в этой жизни.

      • Начните с небольших шагов. Благодаря этому вы станете более уверенными в себе и в своих способностях.

    Фото: Vladimir Nikulin/Rusmediabank.ru

    Когда человек чувствует себя неуверенно, ему кажется, что у других и внешность привлекательнее, и дети умнее, и отпуск интереснее, и дома уютнее. Как избавиться от таких негативных мыслей?

    Если постоянно зацикливаться на сравнении с другими, человек будет ощущать себя угнетенно, даже, когда его положение выигрышнее относительно многих. Есть несколько простых советов, чтобы избавиться от привычки сравнивать.

    1. Прекратить жить в социальных сетях
    Общение в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер и прочих соцсетях – занятие увлекательное, но небезопасное. Поскольку здесь каждый демонстрирует только лучшие качества, остальные только и делают, что сравнивают свои достижения с лучшими результатами. Это влечет за собой ревность и задетое самолюбие. Психологи советуют отписаться от людей, которые часто вызывают чувство зависти и дискомфорта. А главное – нужно больше !

    2. Избавиться от синдрома упущенной выгоды
    Около 50% людей жалеют об упущенных возможностях, которыми воспользовались их друзья, и чувствуют себя из-за этого несчастными. Лучше выкинуть эти мысли из головы и делать то, что нравится в настоящем: найти хобби, заняться спортом, вступить в клуб по интересам или путешествовать. Желательно реже обращать внимание на уведомления на телефоне. Когда человек получает удовольствие от того, чем занимается, он меньше беспокоится о том, как идут дела у кого-то другого.

    3. Не копаться в прошлом
    Сравнивать себя с другими вредно, но не менее вредно сравнивать свою прошлую жизнь с настоящей. Люди частенько смотрят в зеркало, критикуя свою настоящую внешность по сравнению с той, которая была у них в юности. Им не дают покоя мысли о том, какими беззаботными были времена, когда дети были малышами, а не подростками. Но вместо ностальгии лучше сосредоточиться на том опыте, который человек получает на протяжение всего жизненного пути, и на том, как правильно его использовать в настоящем.

    4. Не беспокоиться о своей самооценке
    Современный социум часто трактует понятие о чувстве собственного достоинства немного в искаженной форме. Некоторые психологи навязывают мнение о том, что - важнейшая проблема, которая заключается в сравнении. В результате человек начинает чаще переживать: а не хуже ли он, чем остальные? Из-за чего развиваются настоящие проблемы, связанные с психологией личности. Вместо постоянных сравнений с другими лучше сосредоточиться на своих хороших делах и достижениях, быть уверенным в выбранном направлении и самосовершенствоваться.

    5. Искать гармонию с настоящим
    Психологи рекомендуют «подружить» свое внутреннее «я» со своим телом и окружающей средой, чтобы достигнуть гармонии и уверенности в себе. Мысли о другой жизни и окружении требуют выхода из фактического состояния, однако выход из настоящего часто приводит к сожалению. Возможность находиться здесь и сейчас, радоваться своим мыслям, чувствам и обстоятельствам - главный жизненный навык.

    6. Сконцентрироваться на общих чертах
    Человек сравнивает с другими свои лучшие или худшие качества. Но внутреннее удовлетворение наступает тогда, когда находится нечто общее между разными людьми. Все люди испытывают боль, страдания и переживают неудачи. Это объединят людей, в отличие от их достижений, успеха и статуса.

    7. Полюбить в себе ребенка
    Люди часто злятся на себя и критикуют. Но с этим чувством надо бороться, придерживаясь разумного эгоизма, любви и уважения к себе. Можно попробовать относится к своей личности, как к собственному ребенку или лучшему другу - это вдохновляет и открывает возможности для новых .

    8. Не судить других
    Поскольку сравнивание себя с успешными людьми угнетает, многие пытаются сравнить себя с неудачниками. Но проблема в том, что при осуждении других, человек подсознательно понимает, что его тоже кто-то точно так же судит и критикует. Сопоставление себя с успешными людьми может мотивировать и подталкивать к новым свершениям, но при этом развивать комплексы и неудовлетворенность. В любом случае привычка сравнивать – с худшими или лучшими – часто пустая трата времени.

    9. Научиться быть благодарным
    Хороший способ прекратить сравнивать - сосредоточиться на всем хорошем, что есть на данный момент. Рекомендуется составить список всего, за что можно поблагодарить судьбу: это могут быть родные, близкие, личные качества, чувства, мысли и материальные блага. Если делать это ежедневно, желание сравнивать себя с окружающими полностью исчезнет.

    10. Мотивировать себя на успех
    Сравнение себя с окружающими не должно носить исключительно негативный подтекст. По-сути, эти сравнения должны вдохновлять на позитивные изменения. Человек должен понять, чего в его жизни не хватает и что надо сделать, чтобы получить желаемое. К примеру, переживания из-за отсутствия определенных знаний должны подтолкнуть к .

    11. Не следить за сплетнями в СМИ

    Людям нравится узнавать подробности из жизни знаменитостей. Но, читая подобные новости и видя, какой роскошный образ жизни ведут звезды, на душе могут неприятно заскрести кошки. Тем более что фото этих звезд безупречно откорректированы в фото-редакторах. Действительно, жизнь многих знаменитостей шикарна и интересна: у них отличные друзья, прекрасные спутники жизни и много талантов. Но все это – лишь одна из сторон их красивой сказки и часть сценического образа: действия, происходящие за кулисами и личные проблемы, звезды вряд ли захотят выставлять напоказ.

    Большинство людей нуждаются в сравнении людей друг с другом и себя с другими людьми. Это вызвано тем, что человеку необходимо представлять, насколько он ценен. Чтобы понять свою ценность, нужно знать, насколько ценны имеющиеся у него качества в сравнении с качествами других людей.

    Сравнение бывает разным. Сравнивая, человек может выделять свои достоинства или делать акцент на своих недостатках. Сравнивается все: способности, физические данные, привлекательность, обладание материальными благами, наличие знаний, склонность к везению и пр. Привычка к сравнению мешает понимать самого себя и быть естественным.

    Сравнивая себя с другими, человек говорит себе: «я хуже …...», «я лучше…», «я больше….», «я меньше…», «я быстрее», «я медленнее» что-то делаю, имею, выгляжу и т.д.

    Сравнение не в свою пользу становится почвой для возникновения чувства вины и самобичевания. Сравнение в свою пользу способствует нетерпимости по отношению к окружающим, склонности к критике и осуждению.

    Если, например, человек считает, что он работает лучше всех, но получает равную или более низкую по сравнению с другими зарплату, то это вызывает у него недовольство руководством и коллективом в целом, что может привести к конфликтам.

    Если взять обратную ситуацию, когда, сравнивая себя с другими, кто-то считает, что он не может быть таким же быстрым, умным, красивым и т.д., то тем самым он помогает укрепиться чувству собственной неполноценности, отвергая самого себя. Например, сравнение своего тела с телами других людей не в лучшую сторону, приводит к неприятию своего тела и понижает самоценность личности.

    Люди, имеющие склонность к сравнению, зачастую отличаются неуравновешенностью и отсутствием контакта со своим внутренним «Я», им присущи зависть и ревность.

    Тот, кто осознает свою значимость, не сравнивает, а только отмечает имеющиеся у людей отличия. Такое восприятие окружающих защищает его от самокритики и ощущения себя лучше или хуже других.

    Умению сравнивать человек учится от своих родителей и воспитателей. Сравнения начинаются с первых дней жизни ребенка. Стремясь добиться от ребенка желаемого, родители сравнивают его с другими, или приводят ему в пример других детей, сравнивая их между собой. Ребенок усваивает такой стиль отношений и, становясь взрослыми, продолжает сравнивать.

    Занимаясь сравнением, человек лишает себя возможность понять, что он представляет сам по себе и какими ресурсами обладает. Сравнение тормозит развитие, влияет на самооценку и искажает представление о собственной значимости.

    Чем больше человек сравнивает других, тем больше окружающие сравнивают его самого, и тем больше он ощущает себя объектом сравнения. Нравится ли Вам, когда Вас сравнивают с другими, особенно если это сравнение не в Вашу пользу?

    Но и сравнение в другую сторону тоже не приносит долговременной радости, т.к. в нем содержится недоброжелательное отношение к людям, что вызывает ощущение дискомфорта.

    Сравнение мешает принимать себя таким, какой ты есть. Сравнение способствует развитию гордыни. Когда человек сравнивает себя с другими в свою пользу, то тем самым он обесценивает других людей, а если сравнение идет не в его пользу, то оно отдает фальшью и прикрывает желание быть разубежденным. Гордыня отражает желание получать похвалу и высокую оценку себя.

    Уважающий себя человек реально оценивает свои способности и возможности и не нуждается во внешнем одобрении.

    Человеку свойственно стремиться к совершенству, это желание и подталкивает его к сравнению. Сравнивая себя с другими, он надеется достигнуть совершенства, но это не возможно, т.к. уровень достижения определяется уровнем возможностей, у которых есть предел, а у совершенства предела нет.

    Стремление к совершенству мешает использовать весь потенциал имеющихся возможностей. Также помеху создает и страх оказаться несовершенным. Страх приводит к отказу от достижения каких-либо целей, чтобы не разочаровываться и не чувствовать себя несостоятельным. В результате личность избегает развития и остается на том уровне знаний и умений, которые ему хорошо знакомы, и позволяют чувствовать себя уверенно.

    Стремясь к совершенству, человек старается подавлять свои эмоции. Блокировка эмоций приводит к появлению различных заболеваний.

    Перестаньте сравнивать, ведь сравнение мешает Вам быть счастливым. Позвольте себе , признайте тот факт, что Вы не можете быть совершенным, что всегда найдется кто-то, кто делает что-то лучше Вас.

    Задача человека состоит в том, чтобы в процессе жизни через свой собственный опыт, а не через сравнение познать себя и найти смысл своего существования. Сравнение не приближает к этой цели, а лишь отдаляет от неё.

    Похоже, что из далекого детства, когда мы получаем от родителей предписания наподобие «будь лучшим», «радуй меня», «старайся».

    Зачем ребенку быть лучшим и стараться? Чтобы радовать родителей, которые будут им гордиться еще перед кем-то.

    А родителям-то это зачем? В силу предписаний, полученных от своих родителей, которые и их тоже призывали «быть лучшими». Получилось у них это или нет, не имеет значения, но почему-то они это требуют теперь от своих детей…

    Принятие подобной установки «будь лучшим» весьма опасно для спокойной жизни. Ведь по-другому эта установка звучит как «я в порядке, только если я лучше всех». А если на горизонте появляется кто-то, превосходящий меня в чем-то, то с этим срочно нужно что-то делать или мне будет плохо.

    О важности самооценки

    Помимо потери спокойствия при конкурировании с кем-то, у приверженцев этой перфекционистской установки попадает в зависимость от внешних факторов самооценка.Они готовы считать себя буквально никем, если чувствуют себя хуже других в чем-то. Причем объектами для сравнения становится кто угодно: соседи, друзья, знакомые, бывшие одноклассники. А ведь есть еще телепередачи и журналы, где тоже рассказывают о том, как кто живет, например, знаменитости и звезды. Сравнение себя с другими превращается сначала привычку, а затем в образ жизни.

    Они живут лучше нас…

    Любое событие, связанное с работой, семьей, личной жизнью, детьми, собственной внешностью, пропускается через призму сравнения с кем-то еще. Часто в речь таких людей входят таинственные «они». «Они живут лучше нас», «У них идеальные отношения в семье, не то, что у нас», «Они по четыре раза в год отдыхать ездят» . Эти загадочные «они» управляют их жизнью, планами, целями, ценностями.

    Потерять себя может каждый

    Еще одно следствие из образа жизни «будь лучшим», это постепенная потеря себя. Гонка за другими, за получением общественного одобрения все больше отдаляет такого человека от его собственного Я. Он давно забыл про свои интересы и прекрасно понимает это. Он боится, что, остановившись в этой гонке, превратится в ничто.

    Общепринятые стандарты счастья

    Тем не менее есть еще одна причина, почему многие продолжают оглядываться на других во многих жизненных вопросах. Дело в том, что следовать общепринятым стандартам и ценностям достаточно просто. Гораздо сложнее придумать свои собственные стандарты счастья, успеха, красоты, благополучия. Точнее сказать, это весьма и весьма сложно.

    Так как же все-таки жить, не оглядываясь на других?

    Выясняется, что это не так-то просто. Однако существует несколько рекомендаций.

    1. Сравнивать себя с самим собой. Этот навык позаимствован у людей, которые сделали невозможное. Речь о тех, кто вернулся в профессиональный спорт после ужасной травмы или преодолел заболевание, которое по словам врачей считалось неизлечимым. Эти люди имели привычку сравнивать себя с самим собой. Каждый день они отмечали, насколько они продвинулись к своей высокой цели по сравнению с собой вчерашним. Если бы они поддались искушению сравнивать себя с кем-либо еще, то вряд ли смогли достичь успеха.

    2. Создать свои собственные стандарты. Это то, о чем мы уже говорили, то есть стандарты счастья, благополучия, красоты, успеха. Правда для этого придется расстаться с родительскими предписаниями типа «будь лучшим», «старайся», составляющим основу обусловленности. Чтобы следовать своим стандартам, нужно сначала избавиться от навязанных, ложных установок.

    3. Принять себя. Об этом мы тоже говорили, когда упоминали про потерю себя. Если нет принятия себя, внутренней основы, в центре которой высокая и адекватная самооценка, то придется продолжать гонку за ложными ценностями.

    4. Поменять вопрос «за что мне это?» на «для чего мне это?». Это значит – перестать жаловаться на жизнь. Нет никаких карающих «за что?», есть только скрытые, непознанные доселе возможности «для чего?». Нет больше оправданий для того, что вы менее успешны, чем кто-либо. У вас есть столько же возможностей для роста, которые нужно просто увидеть.

    Замечайте свои личные достоинства каждый день

    Эти рекомендации призывают понять одну простую вещь – постоянно оглядываясь на других, мы отворачиваемся от самих себя. Мы не замечаем те достоинства, которые у нас есть. Мы обесцениваем свои успехи, которые сами считали очень значительными, пока мы не отвернулись от себя в сторону.

    Иногда полезно лишний раз посмотреть на себя в зеркало и подарить себе вместо унылого выражения улыбку. И, возможно, желание оглядываться на кого-то, хоть на секундочку, но пропадет!

    Будьте счастливы!

    Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .