Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Тарифный метод регулирования внешней торговли курсач. Тарифные и нетарифные ограничения. Определение размера пошлины

    Тарифный метод регулирования внешней торговли курсач. Тарифные и нетарифные ограничения. Определение размера пошлины

    Введение

    Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике - протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

    Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.

    Внешнеэкономическая политика - это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.

    Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три большие группы:

    Таможенные тарифы;

    Нетарифные ограничения;

    Формы стимулирования экспорта.

    Уже из названия видно, что все они имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.

    1.Регулирование внешней торговли

    Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

    Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

    Основными целями внешнеторговой политики являются:

      обеспечение экономического роста;

      изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

      выравнивание структуры платежного баланса;

      обеспечение стабильности национальной валюты;

      сохранение политической и экономической независимости страны;

      обеспечение страны необходимыми ресурсами.

    Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух форм :

      протекционизма - политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков; в своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.

      либерализации , связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей; проведение политики свободной торговли (фритредерство ) позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.

    В реальной действительности политика фритредерства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводится, а действует как тенденция. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики , предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли.

    В 50-60-е гг. преобладали тенденции к либерализации, а в 70-80-е гг. отмечена волна «нового» протекционизма . Под неопротекционизмом подразумеваются ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров. В числе приемов дополнительного давления на экспортеров товара в данную страну используются договорно-экономические механизмы «добровольного ограничения экспорта», «упорядоченных торговых соглашений», навязываемые фирмам-экспортерам. В 90-е гг. в мировой торговле доминировала политика свободной торговли.

    Если говорить о равнодействующей тенденции, то результатом становится либерализация международной торговли при большей гибкости протекционистских барьеров.

    Но развиваются и тенденции протекционизма:

      Протекционизм приобретает региональный характер. В группировках происходит либерализация обмена, вводятся особые условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, что усиливает дискриминационный режим в отношении третьих стран.

      Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта - в ориентации на менее заметные меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования. Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта.

    Промышленно развитые страны используют:

      прямое субсидирование экспорта (например, на сельскохозяйственные товары);

      экспортное кредитование (значительных по стоимости товаров, охватывает до 15% объема экспорта);

      страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных, др. рисков).

    В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних. Применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в 2 основные группы :

      тарифные ограничения (таможенные пошлины);

      нетарифные ограничения.

    2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Тарифные методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие мето­ды - нетарифные.

    Относительно открытым считается торговый режим, при котором средний уровень импортных таможенных обложе­ний - менее 10%, а квотированных - менее 25% импорта.

    Нетарифные методы подразделяются на количествен­ные - квотирование, лицензирование, ограничения; скры­тые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансо­вые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

      Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

      Таможенная пошлина - обязательный взнос, взи­маемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

    Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

      фискальную;

      протекционистскую;

      балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).

    Классификации таможенных пошлин.

    По способу взимания:

    Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

    Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);

    Комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

    Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу н применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамкаходной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товарa на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Посколькy цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотблениям. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортныхцен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

    По объекту обложения:

    Импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

    Экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

    Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

    По характеру:

    Сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

    Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

    Компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

    По происхождению:

    Автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается ввиде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются оответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

    Конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;

    Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

    По типам ставок:

    Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственнoй власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

    Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственнoi. власти случаях (при изменении уровня мировых или внугренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.

    По способу вычисления:

    Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представленне об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

    Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

    Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара.

    Таможенная стоимость товара - нормальная, скла­дывающаяся на открытом рынке между независимым про­давцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи тамо­женной декларации.

    Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. той цены, по которой они продаются в стране отправки.

    В ЕС таможенная стоимость товара оценивается на базе СИФ, т. е. пошлина цены товара включает цену транспор­тировки до порта назначения и цену страхования.

    В Российской Федерации таможенный тариф основы­вается на принятой в международной практике системе клас­сификации товаров.

    Таможенная стоимость определяется декларантом под контролем таможенных органов. Основным методом опре­деления таможенной стоимости считается метод по цене сделки с ввозимым товаром.

    При определении таможенной стоимости в цену сделки помимо цены самого товара включаются:

      расходы по доставке товара до места ввоза;

      расходы покупателя;

      цена сырья, материалов и т. д., предоставленных по­купателем продавцу для производства экспортного товара;

      лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель дол­жен осуществлять в качестве условия продажи импорт­ных товаров;

      доход продавца от последующих перепродаж, пе­редачи или использования импортируемых товаров на тер­ритории РФ.

    Тарифная эскалация - повышение уровня таможен­ного обложения товаров по мере роста степени их переработ­ки - применяется в целях защиты национальных произво­дителей готовой продукции, стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов. Для развивающихся стран характерен ры­нок сырьевой продукции, таможенное обложение которой минимально по сравнению с готовыми товарами.

    В результате введения любой страной тарифа возника­ют, экономические эффекты перераспределения (эффекты до­хода и передела) и потери (эффекты защиты и потребления).

    Эффект дохода - увеличение доходов бюджета: про­исходит перемещение доходов из частного сектора в госу­дарственный.

    Эффект передела - перераспределение доходов от по­требителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом.

    Эффект защиты - экономические потери страны, воз­никающие в результате необходимости внутреннего произ­водства, под защитой тарифа, дополнительного количества товаров при более высоких издержках.

    Эффект потребления возникает в результате сокраще­ния потребления товара из-за роста его цены на внутрен­нем рынке.

    Для большой страны характерен эффект условий тор­ говли - перераспределение доходов от иностранных про­изводителей в бюджет этой страны в результате улучше­ния условий торговли.

    Импортный тариф оказывает потенциальное воздей­ствие на экономику большой страны, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективно­сти внутреннего производства по сравнению, с мировым и сокращения внутреннего потребления товара. Только боль­шая страна может повлиять на уровень мировых цен и обес­печить себе некоторый экономический эффект за счет улуч­шения своих условий торговли. В любом случае необходи­ма оптимальная ставка тарифа.

    Оптимальная ставка тарифа - это уровень тари­фа, обеспечивающий максимизацию национального эконо­мического благосостояния.

    Данная ставка всегда относительно невелика. Оптималь­ный тариф ведет к экономическому выигрышу одной стра­ны и к потерям мировой экономики в целом, так как он слу­жит перераспределению доходов от одной страны к другой.

    Страны могут использовать тарифную квоту - раз­новидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара. При импорте в пре­делах определенного количества он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определен­ного объема импорт облагается по более высокой, сверх­квотной ставке тарифа.

    Сторонники тарифов обосновывают их введение не­обходимостью защиты неокрепших отраслей националь­ной промышленности, стимулирования отечественного про­изводства, увеличения доходов бюджета и обеспечения национальной безопасности. Противники считают, что та­рифы снижают уровень экономического благосостояния страны и подрывают мировую экономику, ведут к торго­вым войнам, увеличивают налоги, уменьшают объем экс­порта и сокращают занятость.

    Административной формой нетарифного государствен­ного регулирования торгового оборота являются количе­ственные ограничения, включающие квотирование (кон­тингентирование), лицензирование и добровольное огра­ничение экспорта.

    Квота - количественная мера ограничения экспорта
    или импорта товара определенным качеством или суммой
    на определенный промежуток времени.

    По направленности квоты делятся на экспортные и им­портные. По охвату квоты делятся на глобальные, которые устанавливаются на определенный период времени для обес­печения необходимого уровня внутреннего потребления, и индивидуальные - установленные в рамках глобальной кво­ты, носящие временный характер.

    Лицензирование - это регулирование внешнеэко­номической деятельности через разрешения, выдаваемые
    государственными органами на экспорт или импорт това­ра в установленных количествах за определенный проме­жуток времени.

    Лицензии могут быть разовыми - сроком до 1 года на одну сделку; генеральными - на срок до 1 года без ограничения количества сделок; глобальными - на определенный срок для ввоза или вывоза товара в любую страну мира; автоматическими (выдаются немедленно).

    Механизмы распределения лицензий разнообразны: аук­ционы; система явных предпочтений - закрепление за фир­мами лицензий согласно их доле импорта; распределение лицензий на внеценовой основе - выдача правительством лицензий наиболее эффективным фирмам.

    Добровольное ограничение экспорта - количе­ственное ограничение, основанное на обязательстве ограни­чить или не расширять объем экспорта под политическим давлением со стороны импортера.

    Существует множество методов скрытого протекциониз­ма, в их числе: технические барьеры - требование соблюде­ния национальных стандартов; внутренние налоги и сборы; политика в рамках госзакупок (требование покупки товаров у национальных фирм); требование о содержании местных ком­понентов (устанавливает долю продукта, произведенного на­циональными производителями для продажи на внутреннем рынке); требование о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.

    Наиболее распространенными финансовыми метода­ми торговой политики являются субсидирование, креди­тование и демпинг.

      Субсидии - это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и косвенную дис­криминацию импорта. Субсидирование национального про­изводства считается предпочтительной формой налоговой политики по сравнению с импортным тарифом и квотой.

      Крайним случаем субсидирования экспорта является демпинг - продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в странах-импортерах.

    В рамках ВТО признанной основой международной тор­говли является режим наибольшего благоприятствования.

    Заключение

    Мировое хозяйство - наиболее динамичная область экономики. Однако Россия еще недостаточно "встроена" в систему международного разделения труда и международной торговли.

    Рыночная реформа открыла перед Россией возможность всестороннего включения в мировое хозяйство. Но чтобы приспособиться к законам мирового рынка, их надо прежде всего изучить, понять, чем руководствуются в своей практике наши экономические партнеры, каковы принципы деятельности многообразных международных экономических организаций.

    Защитой национальной экономики от чрезмерного натиска импортных товаров осуществляется прежде всего таможенное регулирование товаропотоков.

    Сегодня существуют два основных метода регулирования внешней торговли: тарифны и нетарифный. Главным отличием тарифного метода является его постоянность, то есть тарифные пошлины действуют все всегда. Нетарифные методы применяются периодически, когда это необходимо государству.

    Список литературы

      Симионов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения / Ю.Ф. Симонов, О.А. Лыкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.

      Международные экономические отношения: Учебник / А.И. Евдокимов и др. - М.: ТК Велби, 2003. - 552 с.

      Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - 734 с.

      Мировая экономика: Учеб. пособие / Под ред. проф. Николаевой И.П. - 2-е изд., перер. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 575 с.

    Регулирование внешней торговли (4)Реферат >> Экономика

    Союза. 1.2 Нетарифные методы регулирования внешней торговли По сравнению с тарифными методами , наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения...

  • Государственное регулирование внешней торговли , понятие, методы регулирования . Внешнеторговая по

    Реферат >> Экономика

    ... регулирование внешней торговли Государственное тарифное регулирование внешней торговли Секретариат Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) в качестве методов государственного регулирования внешней торговли рассматривает тарифные и нетарифные ...

  • Нетарифные методы таможенного регулирования , сущность и классификация, количественные ограничени

    Контрольная работа >> Таможенная система

    3. Классификация нетарифных методов регулирования .....................................8 4. Административные меры..................................................................................11 5. Роль нетарифных методов регулирования внешней торговли ...

  • Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
  • 3. Международная специализация производства
  • 4. Международная кооперация производства
  • Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
  • Отраслевая структура
  • Воспроизводственная структура
  • Демографическая структура
  • 4. Природно - ресурсная структура
  • Тема 4. Международная экономическая интеграция
  • Сущность и факторы развития экономической интеграции
  • 3. Главные интеграционные группировки мира
  • Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
  • 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
  • 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
  • 3. Промышленно развитые страны
  • 4. Развивающиеся страны
  • 5. Страны с переходной экономикой
  • Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
  • Глобальные проблемы мировой экономики
  • Глобализация мировой экономики
  • Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
  • Тема 7. Сущность международных экономических отношений
  • 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
  • 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
  • 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
  • 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
  • Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
  • 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
  • 2. Структура и классификация мировых рынков
  • Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
  • 1.Сущность и формы международной торговли
  • Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
  • Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
  • Тема 10. Основные теории международной торговли
  • 1. Меркантилистская теория международной торговли
  • 2. Классические теории международной торговли
  • 3.Неоклассические теории международной торговли
  • Тема 11. Ценообразование в международной торговле
  • 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
  • 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
  • Тема 12. Внешний рынок основных товаров
  • Структурные изменения в производстве обработанных товаров
  • 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
  • 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
  • Тема 13. Международная торговля услугами
  • Сущность и способы международной торговли услугами
  • Виды услуг в международной торговле
  • Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
  • Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
  • 1. Мировой рынок услуг связи
  • Мировая транспортная система
  • Тема 15. Международный технологический обмен
  • Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
  • 2. Мировой рынок технологий
  • 3. Типы технологий и основные способы их передачи
  • 4. Международное регулирование технологического обмена
  • Тема 16. Балансы международных расчетов
  • 1. Виды и балансы международных расчетов.
  • 2. Сущность и структура платежного баланса
  • Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
  • Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
  • Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
  • 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
  • 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
  • Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
  • Основные формы международного регулирования мировой торговли
  • 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
  • 3. Структура и условия вступления в вто
  • Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
  • 1. Международная миграция рабочей силы
  • Основные направления международной миграции рабочей силы
  • 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
  • 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
  • Мировой рынок труда
  • Тема 20. Международная миграция капитала
  • Сущность и предпосылки вывоза капитала
  • 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
  • 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
  • Основные направления регулирования движения капитала между странами
  • Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
  • Сущность мирового рынка капиталов
  • 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
  • Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
  • 1. Сущность и типы международных корпораций
  • 2. Транснационализация банковского капитала
  • 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
  • 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
  • Тема 23. Свободные экономические зоны
  • Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
  • 2. Классификация свободных экономических зон
  • 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
  • Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
  • Международные валютные отношения и их участники
  • 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
  • 3. Валютный курс и факторы его определяющие
  • 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
  • 5. Валютная политика государства
  • Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
  • Международный валютный фонд и его функции
  • Группа Всемирного банка
  • 4. Региональные финансово-кредитные организации
  • Раздел III. Внешнеэкономические связи России
  • Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
  • 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
  • 2. Внешнеэкономическая политика
  • 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
  • Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
  • Особенности переходного периода в России
  • Природно-ресурсный потенциал России
  • Промышленно-производственные комплексы России
  • Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
  • 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
  • Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
  • Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
  • Россия и Европейский союз
  • Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
  • 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
  • 4. Россия и Содружество независимых государств
  • Россия в субрегиональном сотрудничестве
  • Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
  • Россия и международная торговля товарами
  • Россия и международный рынок труда
  • Россия в международном движении капитала
  • Содержание
  • 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Инструменты (методы) государственного регулирования внеш­ней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Такая клас­сификация инструментов впер­вые была предложена Секретариатом ГАТТ в конце 60-х гг. XX в.

    Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и (в мень­шей мере) экспортных пошлин.

    Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тариф (ИТТ), который представляетсобой:

    Систематизированный перечень (или номенклатуру) ввози­мых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами;

    Совокупность методов определения их таможенной стоимо­сти и взимания пошлин;

    Механизм введения, изменения или от­мены пошлин;

    Правила определения страны происхождения товара.

    ИТТ базируется на принимаемых в различных странах зако­нодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономиче­ский климат в ней и оказывает существенное воздействие на мно­гие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

    Основная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, являю­щихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза ино­странного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

    В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее - экспорт­ные и транзитные.

    В соответствии со способом установления различают следующие ставки таможенных пошлин:

    1. Адвалорные ставки, которые являются наиболее распространенными в международной торговле. Они устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

    2. Специфические пошлины, исчисляются в установленном размере за определенную единицу измерения (вес, объем и т.д.) облагаемого товара.

    3. Комбинированные - это ставки, которые сочетают в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения, например, 25 % от стоимости товара, но не менее 0,5 евро за 1 кг.

    Существенное значение при установлении таможенных пошлин приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени об­работки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

    Другим важным моментом являются правила определения страны происхождения товара, поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин на товары тех стран, в отношении которых у данной (ввозящей то­вар) страны действует режим наибольшего благоприятствования.

    Этот режим предполагает обязательство стран, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования, устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стране.

    В соответствии с заключенными соглашениями и сложив­шейся к настоящему времени практикой в отношении развива­ющихся стран действуют ввозные пошлины в два раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется режим наибольшего благоприятствова­ния, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в два раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран вво­зятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

    Основные нетарифные меры (методы) государ­ственного регулирования внешнеторговой деятельности представляют собой совокупность экономических (кроме тамо­женного тарифа), административных и других мер, оказы­вающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают:

    Контроль таможенной сто­имости;

    Валютный контроль;

    Финансовые меры (связанные с суб­сидиями, санкциями и др.);

    Защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенса­ционные, специальные);

    Дополнительные таможенные обложе­ния (акцизы, НДС, другие налоги).

    Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицен­зирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

    Таким образом, государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью семи основных нетарифных методов.

    1. Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностран­ных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, спе­циальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, НДС и акцизы.

    Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внут­реннем рынке страны и защищают отечественные товары от ино­странной конкуренции.

    В некоторых странах используются весьма специфичные фор­мы паратарифных платежей:

    Сбор в фонд развития экспорта (в Австрии),

    Сбор на охрану окружающей среды (в Дании),

    Сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.

    Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные по­шлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

    2. Меры контроля над ценами - это, во-первых, меры борьбы с искусствен­ным занижением цен на импортируемые в данную страну това­ры (антидемпинговые меры). Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых това­ров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечествен­ному производителю страны-импортера.

    Во-вторых, меры, направленные против экспортных субсидий, представляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (компенсационные меры).

    3. Финансовые меры, которые, как правило, связаны с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешне­торгового обмена, например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых опе­раций.

    4. Меры количественного контроля (квотирования) связаны с ус­тановлением странами соответствующих количественных огра­ничений на ввоз и вывоз конкретных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или органичен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность данного товара. Эти меры применяются практически всеми странами.

    5. Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том,что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требу­ется получение соответствующего документа (лицензии). С вве­дением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюде­ние) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мони­торинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает вве­дение таких мер в случае необходимости. Практика автоматичес­кого лицензирования является достаточно распространенной.

    6. Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различ­ные периоды отдельные государства устанавливают свою моно­полию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах моти­вируется их руководством соображениями поддержания обще­ственной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фар­мацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

    7. Технические барьеры во внешней торговле. Они связаны с осуще­ствлением контроля импортных товаров с точки зрения их со­ответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

    Цель установления и использования этих стандартов - обеспечение качества экспорт­ной продукции, требований производства, защита жизни и бе­зопасности людей, животных и растений, а также защита окру­жающей среды и обеспечение требований национальной безопас­ности.

    Таким образом, таможенные полшины можно классифицировать:

    а) по объекту обложения: импортные, экспортные, транзитные;

    б) по характеру: сезонные, антидемпинговые, компенсационные;

    в) по способу взимания: адвалорные, специфические, комбинированные;

    г) по типам ставок: переменные, постоянные;

    д) по происхождению:

    Автономные – вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

    Конвенционные, т.е. договорные как на базе двустороннего так и многостороннего соглашения;

    Преференциальные – имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом;

    е) по способу вычисления:

    Номинальные - на основе таможенного тарифа;

    Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

    Государственное регулирование внешнеторговой деятельности посредством использования таможенных пошлин обеспечивает выполнение следующих функций:

    Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются статьями доходной части государственного бюджета;

    Протекционистскую, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, устанавливаемым с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров.

    Однако влияние таможенных тарифов на экономику страны не однозначно. Имеются аргументы в пользу тарифов, которые обеспечивают защиту и стимулируют национальное производство, являются важным источником бюджетных доходов и т. д., и аргументы против тарифов, так как они замедляют экономический рост, косвенно подрывают экспорт страны, приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, нередко приводят к торговым войнам и т.д.

    Практическим инструментом политики протекционизма является таможенное регулирование внешней торговли. Существуют две основные группы методов протекционизма : таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных таможенных пошлин к внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы , которых насчитывается до 50, связаны с установлением различных запретов, квот, лицензий и ограничении в сфере внешнеторговой деятельности. В действительности внешнеторговая политика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов.

    Таможенно-тарифные методы регулирования

    Наиболее распространенным и традиционным способом является таможенная пошлина.

    Таможенная пошлина — это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории, и который не может изменяться в зависимости от двух факторов: от общего уровня налогообложения и от стоимости услуг, оказываемых таможней.

    Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. В таможенной практике товаром называется только движимое материальное имущество.

    Таможенная территория — это территория, на которой контроль за экспортом и импортом осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут не совпадать с границей государства. Например, при таможенных союзах нескольких государств. Или когда по географическим условиям установление таможенного контроля не представляется возможным или удобным. Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждой страны.

    Таможенная пошлина имеет два существенных признака. Во- первых, она может изыматься только государством. И поэтому поступает в государственный (федеральный), а не местный бюджет. Во-вторых, импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения. А экспортная (хотя и нетипичный вид пошлины) — к товарам отечественного производства. В связи с этим важной проблемой в таможенной практике является правильное и точное определение страны происхождения товара. Принципиальная схема таможенного тарифа выглядит следующим образом:

    Код товара определяется по общепринятой в мире гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). По способу начисления пошлины могут быть: 1) адвалорные; 2) специфические; 3) комбинированные.

    Адвалорные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара. Специфические — в зависимости от единиц измерения товаров (за 1 т, за 1 шт., за 1 см 3 и т.п.). Комбинированная сочетает адвалорный и специфический способ начисления. Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешнеторговой деятельности. Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная — для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная, или преференциальная, ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагаются таможенными пошлинами.

    Чем выше уровень тарифа, тем надежнее он защищает национальные фирмы. Но для того, чтобы понять, кого персонально защищает тариф, необходимо рассмотреть структуру производства.

    Тариф на товар какой-либо отрасли является защитой, но только в отношении фирмы, производящей его на территории страны. Он защищает также доходы рабочих и служащих, занятых в этих фирмах и создающих «добавленную стоимость». Кроме того, тариф защищает доходы отраслей, поставляющих данной отрасли сырье и материалы.

    Таким образом, тариф на товар (например, холодильники) поддерживает не только фирмы по их производству, но и рабочих фирм, поставщиков деталей. Это усложняет задачу измерения влияния тарифа на фирмы, производящие товар. На положение фирм, производящих товар, влияют также тарифы на импортные товары, представляющие для них (фирм) элементы затрат, например, импортные комплектующие.

    Поэтому требуется полная модель взаимодействия спроса и предложения, одновременно охватывающая несколько отраслевых рынков. Для упрощения модели применяют другой способ измерения. Этот способ количественно оценивает воздействие всей тарифной системы на добавленную стоимость единицы продукции, выпущенной данной отраслью. При этом не меняется производство отрасли и смежников, а также цены.

    Таким образом, фактический уровень защитного тарифа (the effectiv rate of protection) в отдельной отрасли определяется как величина (в %), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции.

    Фактический уровень защитного тарифа в отдельной отрасли может значительно отличаться от размера тарифа, уплачиваемого потребителем «номинального уровня защитного тарифа».

    Эффективная ставка таможенной пошлины характеризует два основных принципа, которые лежат в основе общего эффекта протекционизма:

    • доходы отрасли или добавленная стоимость будут подвержены воздействию торговых барьеров, не только возводимых на пути импорта, но и действующих на рынке сырья и материалов отрасли;
    • при этом, если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, фактический защитный тариф превысит его номинальный уровень.

    Под таможенным тарифом понимается:

    ♦ систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

    ♦ инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

    ♦ ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины).

    Таможенная пошлина - налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основные функции таможенных пошлин:

    фискальная, относится как к импортным, так и экспортным пошлинам;

    защитная, относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных;

    балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт.

    Все таможенные тарифы могут быть к лассифицированы по пяти группам (см-, рис. 7.2.1).

    1. Классификация тарифов по направлению движения товара:

    экспортный тариф - пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

    импортный тариф - пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

    транзитный тариф - пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин -
    обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

    Рис. 7.2.1. Классификация таможенных тарифов

    2. Классификация тарифов по способу установления:

    адвалорный тариф - пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара (например, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;

    специфический тариф - ставка таможенной пошлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины и т. д. (например, $20 за 1 т). Применяется в основном для стандартизированных товаров (например, сырье);

    комбинированный тариф - одновременно взимаемые адвалорные и специфические ставки (например, 10% от таможенной стоимости, но не более $20 за 1 т);

    альтернативный тариф - применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

    3. Классификация тарифов (по величине) в зависимости от страны происхождения товара:


    максимальный тариф устанавливается для всех стран на основании государственных законодательных актов, без согласования с другими государствами;

    минимальный тариф предоставляется тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эта ставка устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, договаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;

    преференциальный тариф действует в отношении определенных стран или групп стран. Его величина, как правило, меньше минимального. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.

    Цель - побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулировать в развивающихся странах импорт из более развитых.

    4. Классификация тарифов по характеру происхождения:

    автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

    конвенционный (договорной) тариф устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

    5. Классификация тарифов по направлению действия:

    · преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу;

    · сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера прежде всего сельскохозяйственной;

    · дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров определенной страны.

    Дискриминационные тарифы делятся на:

    · ответные (на недружественную торговую политику);

    · компенсационный используется с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины;

    · антидемпинговый, как ответная мера по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

    Демпинг – продажа товаров по необоснованно заниженным ценам. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на другом.

    7.5. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Нетарифные меры регулирования внешней торговли имеют более высокую степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность, так как установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях оказывается более эффективным, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.

    Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества - ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

    Существует несколько типов нетарифных ограничений:

    I. Количественные ограничения импорта и экспорта.

    1. Контингентирование (квоты) - регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

    Эмбарго - полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию; если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

    глобальные - на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;

    индивидуальные - устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия - ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя.

    Представим следующую ситуацию (рис. 7.5.1). Внутреннее предложение товара на рынке составляет S d а спрос - Dd, тогда внутреннее производство составит - Q 0 Если же предложение такого же товара из-за рубежа неограниченно и составляет S w (по мировой цене - P w), то производство товара на внутреннем рынке составит Q 1, потребление - Q 2, импорт товара - Q 2 Q 1 Страна принимает решение ограничить импорт и вводит импортную квоту в размере Q 4 Q 3 В результате этого внутренние цены поднимаются до P 1 внутреннее производство увеличивается до Q 3, внутренний спрос сократится до Q 4.

    Рис. 7.5.1. Импортная квота

    2. Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда в первом случае - это всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования:

    индивидуальная лицензия - разовое разрешение на импорт/ экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);

    открытая индивидуальная лицензия - разрешение на импорт/ экспорт товара без ограничения количества;

    генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной;

    автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии).

    Квотная рента - специфический доход при введении квоты, проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок (на внешнем рынке товары покупаются по P w , а продаются на внутреннем по P 1 ,). Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

    аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству);

    бесплатная передача - рента идет национальному субъекту - импортеру;

    передача лицензии стране-производителю - добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.

    Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что:

    ♦ цена на импортные товары возрастает;

    ♦ доходы национальных производителей возрастают.

    Различие - в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т. е. мерой для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

    II. Государственные субсидии и финансовые льготы.

    Субсидии - денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на:

    прямые- непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

    косвенные (скрытые) - предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

    Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров. Экспортные субсидии - нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

    III. Импортный депозит - своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.

    IV. Государственная система размещения заказов - покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

    V. Валютное регулирование:

    ♦ внешние валютные ограничения (например, клиринг - торговля между странами на основе взаимозачетов);

    ♦ ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

    ♦ механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок);

    ♦ девальвация - понижение курса национальной валюты;

    ♦ ревальвация - повышение курса национальной валюты.

    VI. Технические барьеры - ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.).

    Государственное регулирование внешней торговли основывается на тарифных и нетарифных методах.

    Тарифные методы предполагают использование таможенных тарифов.

    Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из страны товары. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определенным признакам и против каждого из товаров указывается одна или несколько ставок таможенных пошлин.

    Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

    Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке .

    Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин. Он часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, и предоставлять льготы другим государствам, развивая с ними более тесное экономическое сотрудничество. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти, являются наиболее высокими и применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, с которыми не заключены торговые договора и соглашения. Конвенционные ставки имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные. Они определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения, и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора . Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися странами.

    Поскольку таможенные пошлины связаны с товарами, пересекающими границу, то их подразделяют, прежде всего, на импортные, экспортные и транзитные.

    Импортными пошлинами облагаются ввозимые в страну товары. Они выполняют главным образом фискальную функцию, обеспечивая значительную часть налоговых поступлений в бюджет.

    Экспортные пошлины — это налоги , взимаемые с товаров, вывозимых за пределы страны. Они призваны ограничить экспорт тех товаров, которые необходимы внутреннему рынку (например, нефть), а также пополнить доходную часть бюджета.

    Транзитные пошлины взимаются с товаров, которые пересекают территорию государства транзитом. В мировой практике они применяются редко, так как сдерживают товарные потоки.

    По форме обложения различают пошлины: адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара (например 10% от цены автомобиля); специфические, взимаемые в виде определенной денежной суммы с объема, веса или штуки товара (например, 15 долл. США с каждой тонны металла); смешанные, при которых товар может облагаться одновременно и адвалорной, и специфической пошлинами.

    К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.

    Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам ниже внутренних, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям.

    Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.

    Картельные пошлины применяются против товаров, ввозимых из тех стран, которые осуществляют в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

    Под нетарифными методами регулирования торгового оборота понимают административные количественные ограничения объемов импорта и экспорта.

    Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

    Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики, ибо: они, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами; более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

    При классификации нетарифных методов используют методику, разработанную Секретариатом ВТО , в соответствии с которой они подразделяются на пять основных групп: количественные ограничения импорта и экспорта; таможенные и административные импортно-экспортные формальности; стандарты и требования к качеству товаров; ограничения, заложенные в механизме платежей; участие государства во внешнеторговых операциях.