Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • К тарифным методам регулирования не относятся. Тарифные методы регулирования внешней торговли. Особенности отраслевой защиты национального производителя

    К тарифным методам регулирования не относятся. Тарифные методы регулирования внешней торговли. Особенности отраслевой защиты национального производителя

    Под таможенным тарифом понимается:

    ♦ систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

    ♦ инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

    ♦ ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины).

    Таможенная пошлина - налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основные функции таможенных пошлин:

    фискальная, относится как к импортным, так и экспортным пошлинам;

    защитная, относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных;

    балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт.

    Все таможенные тарифы могут быть к лассифицированы по пяти группам (см-, рис. 7.2.1).

    1. Классификация тарифов по направлению движения товара:

    экспортный тариф - пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

    импортный тариф - пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

    транзитный тариф - пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин -
    обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

    Рис. 7.2.1. Классификация таможенных тарифов

    2. Классификация тарифов по способу установления:

    адвалорный тариф - пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара (например, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;

    специфический тариф - ставка таможенной пошлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины и т. д. (например, $20 за 1 т). Применяется в основном для стандартизированных товаров (например, сырье);

    комбинированный тариф - одновременно взимаемые адвалорные и специфические ставки (например, 10% от таможенной стоимости, но не более $20 за 1 т);

    альтернативный тариф - применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

    3. Классификация тарифов (по величине) в зависимости от страны происхождения товара:


    максимальный тариф устанавливается для всех стран на основании государственных законодательных актов, без согласования с другими государствами;

    минимальный тариф предоставляется тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эта ставка устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, договаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;

    преференциальный тариф действует в отношении определенных стран или групп стран. Его величина, как правило, меньше минимального. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.

    Цель - побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулировать в развивающихся странах импорт из более развитых.

    4. Классификация тарифов по характеру происхождения:

    автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

    конвенционный (договорной) тариф устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

    5. Классификация тарифов по направлению действия:

    · преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу;

    · сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера прежде всего сельскохозяйственной;

    · дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров определенной страны.

    Дискриминационные тарифы делятся на:

    · ответные (на недружественную торговую политику);

    · компенсационный используется с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины;

    · антидемпинговый, как ответная мера по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

    Демпинг – продажа товаров по необоснованно заниженным ценам. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на другом.

    7.5. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Нетарифные меры регулирования внешней торговли имеют более высокую степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность, так как установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях оказывается более эффективным, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.

    Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества - ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

    Существует несколько типов нетарифных ограничений:

    I. Количественные ограничения импорта и экспорта.

    1. Контингентирование (квоты) - регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

    Эмбарго - полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию; если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

    глобальные - на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;

    индивидуальные - устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия - ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя.

    Представим следующую ситуацию (рис. 7.5.1). Внутреннее предложение товара на рынке составляет S d а спрос - Dd, тогда внутреннее производство составит - Q 0 Если же предложение такого же товара из-за рубежа неограниченно и составляет S w (по мировой цене - P w), то производство товара на внутреннем рынке составит Q 1, потребление - Q 2, импорт товара - Q 2 Q 1 Страна принимает решение ограничить импорт и вводит импортную квоту в размере Q 4 Q 3 В результате этого внутренние цены поднимаются до P 1 внутреннее производство увеличивается до Q 3, внутренний спрос сократится до Q 4.

    Рис. 7.5.1. Импортная квота

    2. Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда в первом случае - это всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования:

    индивидуальная лицензия - разовое разрешение на импорт/ экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);

    открытая индивидуальная лицензия - разрешение на импорт/ экспорт товара без ограничения количества;

    генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной;

    автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии).

    Квотная рента - специфический доход при введении квоты, проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок (на внешнем рынке товары покупаются по P w , а продаются на внутреннем по P 1 ,). Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

    аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству);

    бесплатная передача - рента идет национальному субъекту - импортеру;

    передача лицензии стране-производителю - добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.

    Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что:

    ♦ цена на импортные товары возрастает;

    ♦ доходы национальных производителей возрастают.

    Различие - в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т. е. мерой для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

    II. Государственные субсидии и финансовые льготы.

    Субсидии - денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на:

    прямые- непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

    косвенные (скрытые) - предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

    Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров. Экспортные субсидии - нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

    III. Импортный депозит - своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.

    IV. Государственная система размещения заказов - покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

    V. Валютное регулирование:

    ♦ внешние валютные ограничения (например, клиринг - торговля между странами на основе взаимозачетов);

    ♦ ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

    ♦ механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок);

    ♦ девальвация - понижение курса национальной валюты;

    ♦ ревальвация - повышение курса национальной валюты.

    VI. Технические барьеры - ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.).

    Тарифные методы регулирования торговли

    Тарифные методы регулирования международной торговли

    Сегодня ни одно государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического, и, в частности, внешнеторгового регулирования.

    Инструменты торговой политики , используемые государством для регулирования международной торговли, делятся на:

    – тарифные (осно­ванные на использовании таможенного тарифа);

    – нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.).

    Тарифные методы регулирования торговли

    Тарифные средства являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины , сведенные в таможенные тарифы .

    Таможенная пошлина – особый вид платежа в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе товаров в страну или вывозе их из страны. Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза или вывоза товаров. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителями товаров, поскольку включается в продажную цену.

    Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что они создают стоимостной барьер, который повышает цену импортного товара и защищает тем самым определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных компаний. Если иностранные поставщики не пожелают снизить цены, по которым они ввозят товары ради сохранения своего экспортного рынка, то спрос на импортные товары сократится и уменьшится объем их поставок.

    Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с импортом продукцию, безусловно, выигрывают от введения таможенной пошлины. Следующее за этим повышение цен на внутреннем рынке стимулирует рост производства отечественных товаров. Следовательно, путем целенаправленного применения пошлин государство стимулирует развитие определенных отраслей экономики.

    Между тем от роста цен в проигрыше оказываются потребители, вынужденные сокращать потребление вследствие увеличения расходов на приобретение товаров.

    Таможенные пошлины наряду с протекционистской и регулирующей функциями выполняют так же и фискальную функцию. Они являются одним из наиболее естественных средств пополнения государственного бюджета.

    Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного тарифа.

    Таможенный тариф – это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин.

    Таким образом, таможенный тариф состоит из двух основных элементов – ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности.

    Ставка таможенной пошлины – это размер, величина таможенной пошлины.

    Товарная номенклатура представляет собой классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

    Различают два типа таможенных тарифов – простой и сложный .

    Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая применяется независимо от страны происхождения товара. Одноколонные тарифы применяются в тех случаях, когда главной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной торговой политики.

    Сложный (многоколонный) тариф предусматривает применение различных (двух и более) ставок таможенных пошлин к одному и тому же товару в зависимости от страны его происхождения.

    Эффективная тарифная защита достигается благодаря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортируемое сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию. Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и материалов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени обработки, что стимулирует развитие отечественной обрабатывающей промышленности.

    Многообразие применяемых таможенных пошлин может быть классифицировано в зависимости от:

    – направления движения (перемещения) товара;

    – способа (порядка) установления (взимания) пошлин;

    – страны происхождения товара;

    – характера действия и целей применения пошлин.

    В зависимости от направления движения (перемещения) товара различают экспортные, импортные и транзитные таможенные пошлины.

    Импортные, или ввозные, пошлины взимаются с товаров, ввозимых в страну.

    Это наиболее распространенный вид пошлин, они играют решающую роль в системе тарифного регулирования. В большинстве случаев импортируемые товары имеют отечественные аналоги и составляют конкуренцию последним. Ставки импортных пошлин на такие товары определяются с учетом складывающихся отношений между мировыми и национальными издержками и ценами.

    Экспортные, или вывозные, пошлины взимаются с товаров, произведенных на территории страны и вывозимых за ее пределы.

    При применении экспортных пошлин в основном преследуют цели ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики (для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности), сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки, пополнения доходной части бюджета страны.

    Экспортные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений, поскольку сдерживают вывоз из страны товаров, пользующихся спросом на мировом рынке. В большинстве стран мира, особенно в экономически развитых странах, экспортные пошлины применяются значительно реже, чем импортные.

    Транзитные пошлины взимаются за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, т.к. это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях. В России они отсутствуют.

    По способу (порядку) установления (взимания) таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические, смешанные (комбинированные).



    Адвалорные пошлины устанавливаются в виде определенного процента от таможенной стоимости товара (например, 20 % от таможенной стоимости товара).

    Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

    Слабой стороной таких пошлин является необходимость таможенной оценки стоимости товара, которая может колебаться в зависимости от многих факторов, таких, как обменный курс валюты, уровень инфляции, уровень внутреннего налогообложения.

    Специфические пошлины устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.) (например, 10 долл. за 1 т.).

    Величина специфической пошлины зависит не от стоимости, а от количества ввозимого или вывозимого товара. В российской практике специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются в евро.

    Смешанные, или комбинированные, пошлины – это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.

    В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие группы: минимальные (базовые, или предельные), максимальные (генеральные, или общие), преференциальные.

    Минимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования.

    Режим наибольшего благоприятствования – распространение на страну, которой такой режим предоставлен, любых уступок, предоставленных любой третьей стране. Принцип режима наибольшего благоприятствования делает невозможным предоставление одной, отдельно взятой стране (группе стран) более благоприятного торгового режима, чем остальным торговым партнерам. Россия имеет двусторонние соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования почти со 130 странами мира.

    Максимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила режим наибольшего благоприятствования, либо если страна происхождения товара неизвестна.

    Преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из развивающихся стран. К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка таможенной пошлины.

    В зависимости от характера действия и целей применения , помимо пошлин, которые вводятся в рамках таможенного тарифа, выделяют особые виды пошлин : специальные , сезонные , антидемпинговые , компенсационные .

    Специальные – пошлины, которые применяются для защиты экономических интересов РФ.

    Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего, сельскохозяйственной. Они действуют в определенное время года либо в разное время года имеют разную величину. Их применяют в рамках таможенного тарифа.

    Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

    Антидемпинговая пошлина – временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

    Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют как разницу в цене, по которой товар реально продается (должен был бы продаваться) на рынке экспортирующей страны, и цены, по которой он реально продается на рынке импортирующей страны. Если товар производится только на экспорт и не продается на рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны-импортера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны.

    Компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, наносящие ущерб производителям аналогичной продукции в импортирующей стране.

    Перечисленные виды пошлин устанавливаются на определенный срок и применяются к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. Введение особых видов пошлин не связано с действующим в стране импортным тарифом. Особые виды пошлин являются элементом нетарифных методов регулирования внешней торговли. Они применяются независимо от рассмотренных ранее видов пошлин, т.е. устанавливаются дополнительно, сверх ставок таможенных пошлин, приведенных в таможенных тарифах. Величины вводимых ставок таможенных пошлин сугубо индивидуальны, поскольку зависят главным образом от нанесенного стране-импортеру ущерба. Они могут в несколько раз превышать уровень максимальных ставок.

    Внешняя торговля - это не что иное, как главная форма экономического сотрудничества между разными странами. И ее регулирование в какой-то мере государством происходит в зависимости от социальных, экономических, политических задач в самой стране и обстановки в всем мире.

    Государство регулирует международную торговлю в одностороннем порядке, то есть инструменты этого регулирования используются правительством без консультаций и согласования с торговыми партнерами страны. Регулирование может происходить и в двустороннем порядке, это значит, что разные меры торговой политики согласованы между странами, которые являются торговыми партнерами. Существует и многостороннее регулирование, то есть регулируется различными многосторонними соглашениями.

    В настоящее время выделяют нетарифные методы регулирования внешней торговли и тарифные. К первым относятся и тарифы. Это главный инструмент торговой политики любого государства и его правомерность признана международными нормами. Таможенный тариф имеет несколько определений. Первое - это инструмент, использующийся в торговой политике и регулировании внутреннего рынка в процессе его взаимодействия с мировым рынком. Второе определение - свод различных которые применяются к товарам, пересекающим таможенную границу. Данный свод ставок систематизирован в полном соответствии со всей товарной номенклатурой.

    Тарифные методы регулирования внешней торговли, а именно состоит из конкретных, четких ставок таможенных пошлин, используемых с целью налогообложения вывозимых и ввозимых товаров. Таможенной пошлиной называется взнос, являющийся обязательным, который взимается таможенными органами при экспорте или импорте товара.

    Нетарифные методы регулирования международной торговли сейчас активно используются правительством любого государства. В отличие от таможенных тарифов практически все они мало поддаются количественной классификации и, как следствие, плохо отражаются в статистике. Нетарифные методы регулирования внешней торговли бывают финансовые, скрытые и количественные. Тот факт, что они не поддаются количественной классификации дает возможность различным правительствам использовать либо их по отдельности, либо определенную их комбинацию, чтобы достичь своих целей в торговой политике. Если использовать нетарифные методы регулирования внешней торговли (особенно интенсивные количественные) вместе с либеральным то торговая политика в целом приобретает более ограничительный характер. Количественными ограничениями называется административная форма нетарифного регулирования торговли государства, которая призвана определять номенклатуру и количество товаров, разрешенных к импорту и экспорту. Правительство конкретной страны может решить применить количественные ограничения самостоятельно или исходя их международных соглашений.

    Количественные ограничения имеют две формы: контингент или квота. Это практически то же самое, то понятие контингент часто используют, чтобы обозначить квоту, имеющую сезонный характер. Нетарифные методы регулирования внешней торговли представлены также лицензированием. Оно происходит через разрешения, которые выдают государственные органы на импорт или экспорт товара на конкретный промежуток времени.

    Методы скрытого протекционизма также играют большую роль. Они представляют собой всевозможные барьеры нетаможенного характера, которые воздвигаются органами местной и центральной государственной власти на пути торговли.

    Государственное регулирование международной торговли может быть:

      односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);

      двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.;

      многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС). В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

    Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

    Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

    В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для мировой экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

    Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой - это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.

    Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

      селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

      отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

      коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

      скрытый протекционизм- осуществляется методами внутренней экономической политики.

    Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

    Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Задача другой части методов - форсирование экспорта.

    Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

    Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

    Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

      фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

      протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

      балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

    Таможенные пошлины классифицируются по способу взимания:

      адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % от таможенной стоимости);

      специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 т);

      комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).

    По объекту обложения:

      импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

      экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

      транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

    По характеру:

      сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

      антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

      компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

    По происхождению:

      автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством экономики, финансов или торговли) и одобряются правительством;

      конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как ГАТТ/ВТО, или соглашения о таможенном союзе;

      преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1972 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

    По типам ставок:

      постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

      переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

    По способу вычисления:

      номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

      эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

    Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой.

    Таможенная стоимость товара - нормальная складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

    Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. практически той цены, по которой они продаются в стране отправки. Таможенная стоимость товара в западноевропейских странах - членах ЕС оценивается на базе СИФ, т. е. включает помимо цены самого товара также стоимость его страхования и транспортировки до порта назначения. Россия в вопросе определения таможенной стоимости товара стоит ближе к западноевропейским странам. За основу классификации и определения таможенной стоимости товаров обычно берется одна из международных товарных номенклатур.

    Одна из наиболее распространенных в мире - вступившая в силу с 1988 г. Гармонизированная система описания и кодирования товаров - базируется на разработанных ранее Брюссельской таможенной номенклатуре и на Стандартной международной классификации ООН.

    В подавляющем большинстве стран таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты тем самым внутреннего рынка.

    Если учесть, что тарифные ставки во всех странах дифференцированы в зависимости от того, какие товары импортируются, то особое значение приобретает определение не номинального уровня тарифной защиты, а эффективного, т.е. действительного.

    Эффективная ставка тарифа-реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров.

    Алгебраически действительный уровень таможенной защиты вычисляется по формуле

    Эффективный уровень таможенной защиты; - номинальная ставка тарифа на конечную продукцию; - номинальная ставка тарифа на импортированные части и компоненты; A - доля стоимости импортированных компонентов в стоимости конечного продукта.

    На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты принимаются важные решения в области торговой политики. Допустим, правительство хочет защитить национальных производителей готовой продукции. Для этого необходимо сделать ставку импортного тарифа на готовую продукцию на уровне выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. В результате реально существующий (эффективный) уровень таможенной защиты будет выше номинального. Если правительство ставит задачу защитить от иностранной конкуренции секторы, производящие промежуточную продукцию, но стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовую продукцию будет на деле означать более низкий, а иногда и отрицательный уровень действительной таможенной защиты.

    Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.

    Тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

    Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

    Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

    Большинство стран мира являются малыми с точки зрения мировой экономики, поскольку изменение спроса с их стороны на импортные товары не приводит к сколько-нибудь существенным сдвигам в мировой цене на них.

    В результате обложения импорта тарифом в малой стране возникают две группы экономических эффектов - перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (эффект защиты и эффект потребления):

      эффект доходов представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор;

      эффект передела представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вычисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара. Перераспределительные эффекты не приводят к ухудшению экономического положения страны в целом;

      эффект защиты показывает экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. По мере того как растет защита внутреннего рынка с помощью тарифов, все большее количество ресурсов, не предназначенных специально для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к более высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами;

      эффект потребления возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке.

    Если импортирующая страна экономически значима, т. е. введение ею импортного тарифа может оказать воздействие на уровень мировых цен на данный товар, то воздействие импортного тарифа на ее экономику определяется следующим образом. Для большой страны импортный тариф является не столько средством защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, сколько средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Поведение большой страны сродни поведению монополиста, который ограничивает закупки товара, чтобы снизить его цену. Поскольку большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке, ограничение ее импорта с помощью импортного тарифа ощутимо снижает совокупный спрос на данный товар, в результате чего его поставщики вынуждены снижать цены. Падение цен на импортные товары при постоянном уровне цен на экспортные товары ведет к улучшению условий торговли страны. Однако и большая страна может рассчитывать на позитивный эффект импортного тарифа, только если он не перекрывается негативными эффектами потери для национальной экономики в результате его введения, которые существуют так же, как и у малой страны.

    Основное различие воздействия тарифа на экономику большой и малой страны заключается в оценке перераспределительного эффекта дохода. Он вычисляется как произведение объема импорта после введения тарифа на размер импортной пошлины. Вследствие того, что иностранный поставщик, столкнувшись в большой стране с импортным тарифом, вынужден снизить свои цены, улучшая тем самым условия торговли большой страны, внутренние цены в большой стране в результате введения импортного тарифа растут на величину меньшую, чем размер самого тарифа. Эффект дохода в случае большой страны как бы распадается на две части - эффект внутренних доходов и эффект условий торговли.

      Эффект внутренних доходов - перераспределение доходов от местных потребителей в бюджет страны.

      Эффект условий торговли - перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны.

    Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

    Импортный тариф несет в себе внутреннее противоречие, которое проявляется в несовпадении интересов местных производителей и потребителей. С одной стороны, производители заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней международной конкуренции, а с другой - те же производители, которые во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в импортном тарифе, поскольку он лишает их возможности приобретать импортные товары по более низким ценам. Частично это противоречие разрешается путем использования производного инструмента таможенной политики, называемого тарифной квотой (контингентом).

    Тарифная квота - разновидность переменных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.

    Экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Основными функциями экспортного тарифа в этих странах являются:

      фискальная - сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;

      балансировочная - обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары.

    В результате обложения экспорта тарифом возникают те же две группы экономических эффектов, что и при импортном тарифе, - перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (защитный эффект и эффект потребления).

    В случае большой страны, которая введением экспортных пошлин может влиять на уровень мировых цен, степень эффективности такой торговой политики в критической степени зависит от правильного определения оптимального уровня экспортной пошлины. Доход от роста мировых цен на экспортный товар должен перекрывать чистые внутренние потери, возникающие в результате введения экспортной пошлины. Крайним случаем экспортной пошлины является эмбарго (запрет) экспорта, которое использовалось, например, США по политическим мотивам в отношении таких стран, как Иран, Куба и др. Частным случаем, приводящим к экономическим эффектам, сравнимым с введением экспортной пошлины большой страной, является экспортный картель или иное объединение экспортеров. Они ставят задачу создания эффекта большой страны за счет монопольного положения на рынке определенного товара и одновременного введения пошлин на его экспорт.

    По мере развития экономических реформ и укрепления национальной экономики ставки экспортного тарифа постепенно снижаются.

    ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - часть государственной внешнеэкономической политики, политика экспорта и импорта, воздействие на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.

    Таможенно-тарифное регулирование международной торговли - совокупность методов государственного регулирования международной торговли, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

    Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

    1. Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

    2. Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

    Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

    • Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
    • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
    • Таможенный режим
    • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

    В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров.

    Нетарифные методы регулирования международной торговли - совокупность методов государственного регулирования международной торговли, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

    Количественные ограничения (quantative restrictions)– административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

    Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение.

    Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

    «Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint – VER) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.



    «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

    ИЛИ:

    Таможенно-тарифные меры - это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями). При этом понятие "таможенно-тарифные меры" следует понимать в широком значении, то есть не только собственно таможенный тариф, как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, а весь комплекс мер, эффект воздействия которых на внешнеторговые потоки обеспечивается путем влияния на величину стоимости находящихся во внешнеторговом обороте товаров. Используя такие меры, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность.
    К таможенно-тарифным мерам относятся дополнительные импортные пошлины и, так называемые, особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные, в том числе временные).

    Цели таможенных пошлин:

    I. Ограничение импорта (в РФ – экспорта)

    II. Фискальные цели

    III. Недопущение «недобросовестной конкуренции»

    - Нетарифные ограничения включают в себя:

    1) Квотирование (контингентирование) – количественные ограничения в торговле, установление квот на ввоз тех или иных товаров – прямое ограничение объемов иностранных товаров, импортируемых на внутренний рынок

    2) Лицензирование ввоза и вывоза – устанавливает порядок, при котором на совершение внешнеторговой сделки требуется специальное разрешение государственных органов

    3) Эмбарго – запрещение государством ввоза из какой-либо страны или вывоза в какую-либо страну золота, товаров или услуг, валюты, ценных бумаг.

    4) Валютный контроль – предполагает отсутствие свободной обратимости национальной валюты и установление государственного контроля за движением иностранной валюты, поступающей в страну за счет экспорта, и использованием ее для импорта. Фирмы-экспортеры обязаны сдавать иностранную валюту в специально определенные государством банки для обмена ее на национальную валюту в установленном порядке.

    5) Налог на экспортное–импортные операции

    6) Субсидии

    7) Административные и экономические меры – косвенные ограничения – предполагают одинаковое применение ко всем товарам, поступающим на внутренний рынок как местного, так и иностранного производства. Однако по своему характеру эти меры таковы, что больше благоприятствуют местным производителям. Кроме того это могут быть требования к упаковке, расфасовке, сортировке

    Нетарифные меры - это меры, затрагивающие торговлю, но выходящие за пределы мер, предусмотренных в нормативном правовом акте о таможенном тарифе государства. Эти меры можно определить, как правила и нормативы, с помощью которых государство оказывает непосредственное воздействие на субъектов внешнеторговой деятельности, определяет структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей дефицита отечественных товаров на этом рынке.
    В основе таких мер лежит административное ограничение экспорта или импорта (экспортные и импортные квоты, лицензии, ограничения и запреты). К нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с определенными оговорками, можно также отнести так называемые добровольные обязательства (применяемых при демпинге и субсидировании).

    В современном мире распространена система нетарифных ограничений. ВТО активно борется за уменьшение роли нетарифных ограничений и увеличении роли тарифных ограничений. Нетарифные ограничения широко используются странами Западной Европы и США.