Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Управленческая политика на предприятии. Олег Федорович Шабров: Политическая наука и теория управления

    Управленческая политика на предприятии. Олег Федорович Шабров: Политическая наука и теория управления

    Выше (глава 7) было показано, что в понятие “политика” использующие его люди вкладывают разный смысл. По-видимому, это обусловлено отсутствием необходимого понимания политики как деятельности персонала организации стратегического уровня иерархии управления. Для выяснения особенностей деятельности персонала управления макроуровня предлагаем вернуться к определению понятия “политика”.
    Актуальность этого вопроса объясняется, с одной стороны, необходимостью анализа политической практики и ее последствий в государственной, материальной и духовной сферах для формирования гражданского общества и понимания реалий действительности, а, с другой стороны, люди всегда интересовались процессом разработки, и реализации политики, определяющей подчас судьбы сотен миллионов граждан, политическими механизмами управления жизнедеятельностью общества. Одним это необходимо для прогнозирования собственных действий, исключающих попадание в механизмы реализации политики, а другим - для использования в корыстных целях. Современный человек в эпоху глобализации всех сфер жизни, реализуя свои жизненные цели в реальной действительности, должен учитывать стратегические аспекты последствий политики правящих сил.

    Политика государства определяет государственную кадровую политику, а последняя влияет на формирование кадровой политики любой фирмы. Ставя задачу разработки кадровой политики и стратегии, прежде всего, выясним смысл и значение понятия “политика” на примере анализа существующих определений кадровой политики (табл.10.1).
    Анализ определений, которые даны представителями различных управленческих культур, уровней понимания, свидетельствует о том, что термин “кадровая политика” используется в разных значениях. Однако при этом можно сделать вывод, что политика - это системная деятельность, которая представлена процессами достижения целей. Для уточнения значения термина “политика” дополнительно воспользуемся словарями (табл.10.2)
    На основании данных, представленных в табл.10.2, политика - это деятельность, направленная на достижение цели, реализацию определенных принципов, идеологических ценностей, чьих-то интересов. Следовательно, политика в рамках деятельностного подхода - это проектирование, построение системы деятельности персонала и ее реализация в конкретных условиях. В этом плане следует еще раз проанализировать, смысл понятия “деятельность”.
    В системном подходе к разработке политики как деятельности, как было показано выше, необходимо учесть: процесс, структуру, организованность, форму, механизм, конструкцию, материал (см. рис 4.4). Рассмотрим наиболее важные компоненты понятия “политика” как деятельность.
    В процессном подходе политика - это деятельность, представляющая собой последовательность реализации функций органами управления. Системный подход позволяет рассматривать политическую деятельность как целостность, как структуру, имеющую определенные взаимозависимость и взаимоотношения составляющих ее частей между собой и с внешним миром. Ситуационный подход к политике как деятельности предполагает в зависимости от складывающейся обстановки учитывать управляющие параметры политической деятельности как системы, подбирая соответствующий механизм воздействия на них. Программно-целевой подход, как показано выше, позволяет оптимизировать информационные потоки, циркулирующие в каналах системы управления кадрами, и согласовать деятельность всего персонала организации по достижению стратеги-


    Содержание определения

    Литературный
    источник

    Ключевые
    понятия

    1

    2

    3

    Кадровая политика - комплексная система управления человеческими ресурсами, система управления людьми в масштабах государства, региона, отрасли или отдельной организации, ведущее направление деятельности государства, охватывающее разработку организационных принципов работы с людьми, формирование и рациональное использование человеческих ресурсов. Кадровая политика представляет собой рассчитанную на длительный период линию развития человеческих ресурсов. Одно из ведущих направлений деятельности государства, охватывающее разработку организационных принципов работы с людьми, формирование и рациональное использование человеческих ресурсов, обеспечение эффективного развития кадрового потенциала

    Щёкин Г. В. Социальная теория и кадровая политика. - К.: МАУП, 2000. - С. 457; 442; 454

    Комплексная система; линия развития; деятельность

    Кадровая политика - система теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы

    Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юристъ, 1998. - С. 104

    Система взглядов, идей

    Политика организации - система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему

    Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - М., 1998. - С. 126

    Система правил

    Формирование кадровой политики можно понимать как процесс принятия решений

    Хентце И. Теория управления кадрами в рыночной экономике. - М., 1997. - С. 50

    Процесс

    Политика - общие ориентиры для действий и принятия решений, которые обеспечивают достижение цели

    Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: Междунар. отношения, 1995. - С. 691

    Общие ориентиры

    1

    2

    3

    Государственная кадровая политика - это выражающая волю народа стратегия формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов страны; это система официально признанных целей, задач, приоритетов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений

    Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации. Кадроведение: Курс лекций / Под ред. Е. В. Охотского. - М.: РАГС, 1998. - С. 29

    Политика - зто стратегия

    Политика - это когда две системы пытаются взаимно управлять друг другом, когда обе захватывают друг друга с претензией на управление, и обе не в состоянии это сделать, наступает взаимное понимание, что каждая хочет управлять и каждая не может, они переходят к политической деятельности

    Щедровицкий Г. П. Орг- управленческое мышление: идеология, методология, технология. - М.: Шк. культур. политики, 2000. - Т. 4. - С. 116

    Политика - это взаимосогласованное управление

    Политика - это тип деятельности и ее социокультурной оформленности, связанной с высшим макроуправлением, выработкой идеалов и стратегий движения макросистемы, исходя из интересов типовой макрогруппы или целостности макрогруппы и населения страны

    Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. - М.: Б. И., 2002. - С. 127

    Тип деятельности в интересах правящей элиты и населения страны

    ческой цели. С позиций кибернетики непременным условием функционирования какой-либо системы является наличие материала на ее входе и выходе. В системе управления кадрами таким материалом являются люди, работающие в конкретной организации.
    В деятельностном подходе к политике как деятельности (см. рис 4.4) можно выделить, как минимум, процесс, организованность, структуру, материал, механизм и форму. Следовательно, деятельностный подход к разработке политики во многом объединяет системный, процессный, ситуационный и др.
    Важным компонентом политики как деятельности является структура. В статическом представлении это целевая, организационная, функциональная структура деятельности персонала, структурных компонентов системы стратегического управления им на различных уровнях иерархии управления. В динамическом представлении это структура процесса политической деятельности.

    Определение понятия “политика”


    Содержание определения

    Литературный
    источник

    Ключевые
    понятия

    Политика - это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций

    Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Рус. язык, 1984. - С. 478

    Деятельность органов управления

    Политика - деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего, классами, а также нациями и государствами

    Краткий политический словарь. - М.: Политиздат, 1988. - С.322-323

    Деятельность в сфере отношений

    Политика - это искусство управления государством, наука о задачах и целях государства, о средствах, которые имеются в распоряжении или бывают необходимы для выполнения этих целей

    Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2002. - С. 252

    Искусство управления

    Структура представляет деятельность персонала как комплекс взаимосвязанных процессов и материальных образований, т. е. системно- структурно-процессно.
    В соответствии с имеющимися разработками в области теорий деятельности основополагающим является процесс, который обусловливает специфику всей политической деятельности. К нему относится процесс интеллектуальной деятельности, структура которого связана с организованностью деятельности. Исследования в области реинжениринга показывают, что функциональная структура соответствует процессам, организованность - структуре и имеет определенную форму.
    Организационный процесс, лежащий в основе системной политической деятельности персонала, является полиструктурой, состоящей из многих структур на каждом иерархическом уровне организационной системы. Эта деятельность может быть процессом, когда рассматривается объект приложения сил человека и выражает ее в последовательности изменяющихся состояний, развитии. Элементы деятельности изменяются во времени и пространстве по определенным законам, учет которых политиками позволяет “приводить”

    управляемый объект к заданной цели. Управление деятельностью осуществляется через механизм управления, включающий совокупность цели политической деятельности, структуры (целевой, организационной, функциональной и др.), методов принятия и реализации политических решений.
    Таким образом, анализ кадровой политики как деятельности показывает, что отмеченные выше ее характеристики (см. табл. 10.1, 10.2) соответствуют системно-структурному и процессному представлениям о деятельности, характеризуются кооперативностью и полиструктурностью. Политическая деятельность людей - это сер-

    Рис. 10.1. Концептуальная модель разработки кадровой политики

    висная деятельность персонала управления стратегического уровня по приданию базовому процессу деятельности организации (производству товаров и услуг) определенной направленности, приводящей к цели властной элиты общества.
    Следовательно, если в разработке кадровой политики используется деятельностный подход, то необходимо построить кооперативную систему деятельности, где должны быть “увязаны” все ее компоненты, представленные на рис. 10.1.

    В современной политологической литературе термин «политическое управление» используется достаточно широко. Однако его трактовка характеризуется большим разбросом мнений. Существует примерно столько определений политического управления, сколько исследователей в данной области. Поэтому для уяснения сущности этого феномена, его места и роли в управлении обществом необходимо, в первую очередь, разобраться в смысле понятий «политика» и «управление». История политической науки свидетельствует, что их содержание и формы не остаются неизменными, детерминированы широким кругом факторов, органически связаны с закономерностями социального прогресса, имеют специфические особенности их проявления в различные исторические эпохи и в разных обществах.

    Термин «политика» возник в Древней Греции и образован от слова polis – город-государство. По традиции, восходящей к трудам Аристотеля, основное его содержание связывалось с характеристикой, описанием и анализом форм государственного правления, с тем, что относится к государству. Подобный подход прочно закрепился в политической науке, проблематика которой долгое время практически целиком была посвящена государству. Даже в начале ХХ века в популярном американском учебнике Дж. Гарнера «Введение в политическую науку» утверждалось, что «политическая наука начинается и заканчивается государством».

    Существует большое множество определений государства: дескриптивные и нормативные, теологические и светские, философские и юридические, социологические и политологические, либеральные, консервативные и социалистические и т. д. По-разному трактуются и функции этого института, сущность политики. Однако большинство исследователей едины во мнении, что государство является продуктом естественно-исторического развития, своего рода арбитром, координатором и регулировщиком в сообществе людей, определяет общее благо и олицетворяет общую волю всех его членов. Через сеть специальных институтов и учреждений, слой управленцев-профессионалов оно формирует основные «правила игры» и следит за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможности воздействия на общественные процессы и поведение людей. Таким образом, все важнейшие управленческие функции, как и вся политика, замыкаются на деятельности государства. Политика на этом этапе развития, по выражению В. И. Ленина, «есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства».

    Однако по мере развития общества, создания институтов его самоорганизации (партии, общественные объединения и организации, СМИ и другие институты гражданского общества), а также демократических процедур и механизмов реализации власти (выборы, референдумы) положение в политической сфере существенно меняется. Государство постепенно утрачивает значение единственного инструмента политики. Соединение его с развитым гражданским обществом, обеспечивает демократический характер политической власти. Соответственно корректируется и понимание политики. Политика все чаще рассматривается как особый вид общественных отношений, связанных с использованием институтов публичной (общественной) власти для реализации жизненно важных интересов, потребностей и целей общества. В центре внимания политической науки оказывается не только государство, а власть и вся политическая система. Исследователей занимают проблемы законности притязаний различных субъектов политики на власть, их роль и функции в политической системе, характер и механизмы ее оптимизации, формы и методы воздействия на деятельность государственных органов, кадровая политика и отбор управляющих общественными делами, взаимодействие управляемых и управляющих в ходе разработки, принятия и реализации обязывающих для общества решений.

    Механизмы разработки и реализации политики в различных государствах имеют свои особенности. В бывшем СССР, например, политика и управление полностью замыкались на деятельности государства. Наличие КПСС ничего не меняло. Это была государственная партия, которая выполняла в советской политической системе роль ее ядра, руководящей и направляющей силы, функции политического руководства и контроля. Смысл партийного руководства заключался в определении стратегии общественного развития и контроле за ее реализацией через систему государственных и общественных институтов. Область частного интереса и права не принимались в расчет, почти полностью игнорировалась. Государственное управление рассматривалось как управление едва ли не всеми делами общества и индивидов. В социалистической правовой системе отсутствовало деление права на публичное и частное, а конституционное право было превращено в государственное право. Управление как отрасль научного знания развивалась в основном в лоне юридических наук, главным образом административного права.

    В западных странах, прежде всего в США, собственность, экономика и управление первоначально провозглашались почти исключительно частным, неполитическим делом. Публичная (общественная) же сфера жизни общества относилась к политико-государственной, но к таковой не сводилась, что привело к многозначности отношений политики и управления. Уже в конце ХIХ века наука публичного управления (public administration) полностью отделилась от частного управления (private administration) и управления бизнесом (business administration) и изучается во многих странах в рамках политической науки, наряду с курсами: сравнительное государственное устройство, публичное право и политическая теория. Этому способствовало то обстоятельство, что в социологии и политической науке этого периода государство рассматривалось как особый механизм управления делами общества.

    Несколько позднее, уже в ХХ веке, стремление профессионализировать процесс публичного управления и самих государственных служащих на основе технологий научного менеджмента привело к возникновению в рамках публичного управления новой научной области public policy, что в переводе на русский язык означает – разумный, целесообразный курс (принцип, план, стратегия) действий правительства, организации или отдельного официального лица. В настоящее время эта область публичного управления называется policy science, т. е. наука о выработке и реализации курса действий (решений) в публичной сфере (наука о курсах политики). Она иногда делится на policy analisis (сфокусированный и математический анализ направленной вовне деятельности публичных органов управления и ее воздействия на общество) и на policy making (выработку и формулирование решений, курса этих органов).

    Определенные трансформации произошли и в понимании термина «государственная политика». В широком значении слова ее определяют как взаимоотношения правительственных учреждений с их окружением. Так, канадский специалист Лесли Пал рассматривает государственную политику как «направление действий или воздержание от них, выбранное государственными органами для решения определенной проблемы или совокупности взаимно связанных проблем». Британский исследователь Ричард Роуз утверждает, что государственная политика – это «длинная цепь более-менее взаимосвязанных действий, которые имеют определенные последствия для тех, кого они касаются». Американский политолог Д. Истон определяет государственную политику как «авторитарное распределение ценностей для всего общества». Не менее лаконичен А. Каплан, рассматривая государственную политику как «запланированную программу целей, ценностей и действий».

    Политическое управление, таким образом, с точки зрения западной политической науки оказалось неразрывно связано с политикой. По мнению наиболее радикально настроенных политологов разделение политики и управления ошибочно как в научном, так и в политическом отношении. Содержание управления определяется политикой, теория управления есть теория политики, а государственная политика рассматривается как политико-управленческая деятельность, реализуемая через систему управления. Чтобы более детально прояснить суть вопроса о сочетании понятий политика и управление, следует учитывать и мнение специалистов в области теории управления. Они считают, что управление – это:

    · функция, элемент сложных (в том числе социальных, общественных) систем, обеспечивающий упорядочение структуры, поддержание режима деятельности, способов функционирования и развития систем;

    · воздействие на общество путем самонастройки или с помощью общественных институтов (субъектов управления);

    · определение программ и целей деятельности субъектов управления, подготовка и принятие решений, организация и контроль исполнения;

    · деятельность не только специальных институтов, но и участие в управлении рядовых граждан;

    · управление в обществе одной сферой, ведущее, как правило, к изменениям в других сферах.

    Таким образом, исходные посылки политологов и специалистов по теории управления почти полностью совпадают, что позволяет утверждать о неразрывности политики и управления, научной и практической значимости учебного курса по политическому управлению.

    Наиболее общим объектом политики является общество, все происходящие в нем процессы. В этой связи политическое управление выступает как особая форма управленческой деятельности по регулированию политического процесса, координации, согласованию и реализации разнообразных интересов различных социальных слоев и групп. Политические отношения в данном случае рассматриваются как часть более общей системы общественных отношений. В то же время они являются относительно самостоятельной, саморазвивающейся системой, имеющей свою логику и закономерности развития, устойчивые тенденции которой определяют направления и формы политического управления.

    Политическое управление и его технологии основаны на нескольких теоретико-методологических подходах.

    Первый подход связан с теорией сложных организаций, в рамках которой выявляются особенности и влияние различных политико-государственных организаций на разработку и реализация управленческих решений и политического курса государства.

    Второй подход проявляется в стремлении выявить причины неудач реализации отдельных решений и политического курса. Особое внимание уделяется проблемам контроля и критериям оценки, обоснованию эффективности деятельности субъектов политического управления, взаимоотношениям управленцев с общественностью, взаимодействию государства со структурами гражданского общества.

    Третий подход – институциональный, изучает механизмы координации политико-управленческой деятельности между различными уровнями и структурами управления, проблемы децентрализации и деконцентрации в системах государственного управления, организационные условия эффективности политического управления в обществе.

    Четвертый подход – политико-экономический, исследует политические курсы субъектов управления, технологии политического управления в различных сферах общества на основе анализа взаимодействия государства, общества и экономики, с использованием таких показателей, как господствующая в обществе политическая идеология, цели и ценности правящей политической партии, результаты выборов, особенности формы правления и деятельности государственных органов власти, структуры государственного бюджета, распределения доходов и пр.

    Пятый подход основан на изучении государственного аппарата и государственной службы, политики бюрократии и ее роли в принятии управленческих решений, взаимоотношений бюрократов и политиков, их места в системе политических сил и интересов, проблем политического контроля за деятельностью бюрократии.

    Важное методологическое значение для процесса управления имеет определение характера и учет закономерностей политических отношений. Для политического анализа одинаково опасно как упрощенность в понимании детерминированности общественного развития, так и преувеличение роли стохастических общественных процессов. Политический процесс, политические отношения обусловлены, в конечном счете, объективными законами и долговременными устойчивыми тенденциями. Однако в политике и политическом управлении большое значение имеет субъективный фактор, подготовленность политических лидеров, например, а также элемент случайности, трудно предсказуемого стечения обстоятельств. Можно согласится с мнением, что развитие политических процессов носит вероятностный характер. Но сама степень вероятности может быть различной. Многомерность и многовариантность политического процесса, сложность выбора оптимальных управленческих решений предполагает как минимум знание закономерностей, присущих политическим отношениям, а также наличия способности предвидеть, предвосхищать и даже использовать возникающие отклонения от общих закономерностей.

    Политическое управление неотделимо от потребностей и интересов человека, наделенного волей, определенными идеалами и ценностными ориентациями, субъективными стремлениями. Наша политическая теория долгое время принижала роль человека как субъекта политической деятельности. Основной акцент делался на участии в управлении народных масс, немногочисленной политической элиты, выдающихся политических лидеров. Это обедняло анализ. Политика и политическое управление действительно имеют дело, прежде всего, с общественными потребностями. Однако их удовлетворение и реализация происходят в тесной связи с духовными и материальными потребностями каждого человека. Как субъект и объект управления человек представляет собой продукт конкретного общества, определенного уровня развития производительных сил и политической системы, в которых он живет и трудится. Его потребности представляют собой объективную основу механизмов управленческого воздействия. Российский философ П. Я. Чаадаев отмечал в свое время, что «единственная действительная основа деятельности, исходящая от нас самих, связана с представлением о нашей выгоде, в пределах того отрезка времени, который мы зовем жизнью». Поэтому «как бы ни было пламенно наше стремление действовать для общего блага, это воображаемое нами отвлеченное благо есть лишь то, чего мы желаем для самих себя, а устранить себя вполне нам никогда не удается: в желаемом нами для других мы всегда представляем нечто свое. И поэтому высший разум, выражая свой закон на языке человека…, предписал нам только одно: поступать с другими так, как мы желаем, чтобы поступали с нами». Социально ориентированной может и должна быть не только экономика, но и политика вообще, обеспечивающая социальную защищенность и развитие личности в широком смысле этого
    слова.

    Гуманизм политики – это не только приоритет прав человека, но и освобождение теории политики от вульгарного экономизма и технократизма. Мировой опыт свидетельствует о постоянном возрастании политических, социальных, нравственно-психологических факторов в управленческой деятельности. При оценке управленческих решений и курсов политики главным критерием является то, насколько они отвечают личным интересам членов общества. Агрегирование этих интересов посредством политического управления позволяет обеспечивать повышение авторитета государственной власти, ее удержание и упрочение.


    Министерство образования Республики Беларусь

    Учреждение образования

    "Белорусский государственный технологический университет"

    Инженерно-экономический факультет (заочный факультет (ЗФ))

    Кафедра статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудита

    Курсова работа

    "Формирование отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов (на примере ОАО "Мебельдревтех")

    по дисциплине:

    Выполнила:

    Руководитель:

    Реферат

    Курсовая работа имеет объем 35 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников информации и приложений и включает: 10 источников, 5 приложений.

    Данная работа выполнена на тему:

    "Формирование отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов на (примере ОАО "Мебельдревтех").

    Ключевые слова: управление предприятием; ценовая политика; себестоимость, рентабельность, отпускная цена, ценообразование, анализ затрат.

    Объект исследования: взаимодействие ценовой и управленческой политики, формирование и анализ отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов ОАО "Мебельдревтех".

    Цель работы: рассмотрение сущности механизма формирования цен на предприятии и взаимодействия ценовой и управленческой политики; формирование отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов и проведение анализа фактических затрат на производство.

    В первом разделе работы дано определение и рассмотрена сущность механизма ценообразования как составляющей части процесса управления.

    Во втором разделе данной работы произведен расчет отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов исходя из состава затрат, необходимых для производства продукции, налоговых и прочих отчислений согласно требований действующего законодательства в области ценообразования.

    Введение

    1. Взаимодействие ценовой и управленческой политики

    2. Расчет, обоснование и анализ отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов

    2.1 Формирование отпускной цены на 1 куб. м. пиломатериалов

    2.2 Анализ формирования цены на 1 куб. м. пиломатериалов и основные направления по его совершенствованию

    Заключение

    Список использованных источников информации

    Приложения

    Введение

    Предприятия в условиях рыночной экономике испытывают значительную конкуренцию со стороны отечественных и зарубежных товаропроизводителей. Поэтому значительно возрастает необходимость в эффективной системе управления всеми имеющимися на предприятии ресурсами - финансовыми, трудовыми, материальными.

    С целью обеспечения сбыта произведенной продукции предприятию необходимо определить, ее цену. Формирование цены на продукцию зависит от многих факторов. Среди них можно выделить следующие: обеспечение возмещения затрат, возникших при производстве и реализации продукции, получение прибыли, завоевание и удержание определенной части рынка и так далее. Для достижения названных целей на предприятии необходимо наличие системы ценообразования. Система ценообразования является составной частью общей системы управления предприятием.

    Наличие эффективной системы ценообразования невозможно без знания методики ценообразования, его отраслевых особенностей, изучения требований действующего законодательства в области ценообразования. Один из основных критериев оценки эффективности системы ценообразования - обеспечение рентабельности продукции и получение прибыли.

    В первом разделе данной работы рассмотрена система управления предприятием, ее составные части и место механизма ценообразования в системе управления. Также дано определение цены продукции (товара, услуги), рассмотрена ее сущность, влияние состава и структуры издержек на цену, взаимодействие ценовой и управленческой политики. Во второй части работы произведен расчет отпускной цены 1 куб. м. пиломатериалов на примере ОАО "Мебельдревтех".

    При написании данной работы использованы материалы отечественных и зарубежных авторов по вопросам ценообразования, данные бизнес-плана и фактические данные о составе и структуре затрат рассматриваемого предприятия.

    1. Взаимодействие ценовой и управленческой политики

    Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия - от рабочего до директора.

    Механизм управления включает в себя следующие компоненты:

    принципы и задачи управления;

    организационная структура органов управления и его персонала;

    экономические и юридические методы и ограничения;

    информация и технические средства ее обработки и т.д.

    Функционирование механизма управления обеспечивается администрацией предприятия, к которой относятся директор, его заместители и помощники, начальники цехов, отделов и руководители других подразделений, а также специалисты, подготавливающие для руководителей необходимую информацию и документы.

    Орган, управляющий производством на предприятии, концентрирует внимание на конечном целевом результате и контролирует промежуточные результаты в целях недопущения их отклонений от конечного.

    Чтобы своевременно получить заданный результат, орган (лицо) управления осуществляет непрерывный контроль, координацию и корректировку деятельности людей на подведомственном участке. Для этого устанавливается порядок сбора и подготовки необходимой информации о расстановке персонала на рабочих местах и движении ресурсов в производственном процессе и обороте.

    Система управления представляет собой единый механизм, каждое звено которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев.

    Управление - это синтез средств и способов подготовки управленческих решений и организация их исполнения.

    Поскольку деятельность предприятия направлена на получение и наращивание дохода, управляющие органы должны выполнять следующие задачи:

    разработка и обоснование эффективного стратегического курса, целей и направления деятельности предприятия на долговременную перспективу;

    поэтапное разукрупнение и ранжирование стратегического курса и доведение его до уровня текущего и оперативного управления;

    конкретизация общих и текущих задач предприятия и доведение их до уровня повседневных функций, количественных и качественных оперативных заданий подразделениям и персоналу предприятия;

    набор кадров, их расстановка, распределение обязанностей и регулирование их численности и профессионального состава;

    организация исполнения установленных функций и полученных персоналом предприятия заданий;

    организация надежного и постоянного контроля за качеством и своевременностью выполнения заданий и обязанностей каждым работником предприятия, разработка мер предупреждения возможных отступлений от заданного режима работы предприятия;

    оперативное и повседневное регулирование деятельности предприятия и его структурных подразделений; устранение сбоев в работе, ликвидация диспропорций в производственном процессе; устранение причин, нарушающих нормальный режим работы предприятия;

    повышение эффективности деятельности предприятия за счет увеличения объемов выпуска и сбыта продукции, снижения издержек производства, использование достижений науки и техники. .

    Ценообразование, как составная часть процесса управления на предприятии имеет свою специфику. Прежде всего это обусловлено объектом управления - ценой на производимую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги.

    Рассматривая ценовую политику следует остановиться на таких понятиях, как цена и механизм ценообразования. Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:

    цена - издержки производства плюс искусство менеджера;

    цена - это выраженная в денежной форме стоимость и потребительная стоимость товара;

    цена - денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время.

    В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

    В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение: "Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена". В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходиться, цену способен установить только рынок.

    Ценовая политика предприятия - это совокупность мероприятий и стратегий по управлению ценами и ценообразованием, искусство установления на товары (услуги) таких цен, которые соответствовали бы затратам на производство конъюнктуре рынка, удовлетворяли спрос покупателя и приносили плановую прибыль. Ценовая политика рассматривается только в контексте общей политики фирмы. .

    Ценовая политика определяется совокупностью факторов, среди которых можно выделить следующие: вид продукции, тип и емкость рынка, насыщенность рынка, наличие на рынке продукции зарубежных товаропроизводителей и т.д.

    Тип рынка. Ценовая политика продавца зависит от типа рынка. Для предприятия имеет большое значение, как относится покупатель к нему и его товарам. В этой связи различают однородные и неоднородные рынки.

    Однородный рынок - это рынок, на котором покупателю безразлично, у кого из продавцов он купит нужный ему товар. Неоднородный рынок - это рынок, на котором отдельный покупатель отдает предпочтение кому-либо из продавцов или его товарам. Товар, предлагаемый на однородном рынке, может быть стандартизованным, и поэтому покупателю может быть безразлично, у кого из продавцов его купить. Стандартизованный товар, предложенный одним из продавцов, напротив, может иметь в глазах покупателя большую или меньшую привлекательность по сравнению с аналогичным товаром других продавцов.

    Тип конкуренции. Рынки подразделяются по типам конкуренции.

    Чистая конкуренция - редко наблюдаемое явление, характерное для однородного рынка с множеством продавцов и покупателей. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут приобрести товар по рыночной цене. Продавцы не запрашивают обычно и цену ниже рыночной.

    Монополистическая конкуренция чаще всего наблюдается на неоднородном рынке с множеством покупателей и продавцов. Они совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, что обусловлено способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров, в разных местах и на разных условиях. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Или они не располагают возможностью сравнения из-за необозримости рынка, и продавец может назначать обусловленную этим повышенную цену.

    Олигополистинеская конкуренция характерна для небольшого числа продавцов на рынке. Эти продавцы - крупные фирмы - весьма чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то автомобилестроительная фирма снизит свои цены, покупатели быстро переключатся на ее автомобили. Другим производителям придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением новых моделей или увеличением объема услуг. При олигополии фирма не может добиться положительного результата за счет снижения или повышения цен.

    Чистая монополия - это ситуация, когда на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, например почтовое ведомство, частная регулируемая или нерегулируемая монополия, например "Интелл" в период выхода на рынок с процессором "Пентиум".

    В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать самые разные цели. Можно установить цену ниже себестоимости, если товар жизненно важен для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость, либо назначить цену с расчетом на покрытие издержек или получение прибыли. А может быть и так, что цена назначается очень высокой в целях сокращения потребления. .

    Постановка задач ценообразования. Фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара.

    Ценовая стратегия турфирмыРеферат >> Экономика

    Следует уделять постоянное внимание взаи­модействию финансовых и маркетинговых служб... прибыли); - вести политику ценовой конкуренции; - осуществлять политику неценовой конкуренции; - ... поведения кон­курентов, ошибок управленческого персонала. При выборе метода...

  • Ценовое поведение

    Курсовая работа >> История

    Саморегулирования. В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, ... очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования. ... покупателей другой. Проведение политики ценовой дискриминации может привести к...

  • Ценовая стратегия фирмы в условиях рыночной экономики

    Реферат >> Менеджмент

    Получения достаточной прибыли. Ценовая политика предполагает взаимосвязанный учет необходимости: ... иной ценовой стратегии зависит от сочетания и взаимодействия ряда... 1998. – С. 67. 7 Майкл Р. Байе. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учебное пособие...

  • Корректировка управленческой политики.

    Заключительный этап комплексного управленческого анализа в торговле проводится по тому же алгоритму, как и для промышленных предприятий:

    Дается нормативная оценка результатов первых двух этапов анализа;

    Выявляются «сопряженные» и «конфликтные» цели управленческой политики;

    На основе «увязки» конфликтных целей производится разработка основных направлений

    оперативной и стратегической управленческой политики компании. При освещении методологии проведения комплексного управленческого анализа в промыш­ленности мы отмечали важность модельного подхода при нормативной оценке результатов изуче­ния отдельных сегментов бизнеса. Напомним, что суть модельного подхода заключается в том, что развитие компании за анализируемый период «укладывается в рамки» одной из типизиро­ванных моделей управления бизнесом, и именно в контексте эффективности данной модели для рассматриваемого предприятия дается нормативная оценка результатов первых двух этапов исследования. Для торговой организации существует несколько типовых сценариев (моделей) развития бизнеса:

    Развитие на основе ускорения оборачиваемости капитала. Здесь главный упор делается на ускорении финансового цикла предприятия, за счет чего относительно небольшие по величине активы компании за рассматриваемый период могут «обернуться» n-е количе­ство раз и обеспечить большой объем продаж (товарооборот). Данная модель относится к разряду экстенсивных, так как прирост прибыли достигается за счет роста товарооборота. Наиболее применима такая модель развития при наличии двух условий - внешнего (бла­гоприятная рыночная конъюнктура) и внутреннего (недостаток собственных средств для увеличения ресурсной базы компании). Также надо отметить, что подобная модель разви­тия имеет свои ограничения, так как последние существуют для чисто технического уско­рения оборота капитала по отдельным стадиям финансового цикла;

    Развитие на основе увеличения «рабочего» капитала. Эта модель также относится к числу экстенсивных. Здесь рост товарооборота достигается за счет повышения величины оборот­ного капитала предприятия. Таким образом, при достаточно небольшом числе оборотов за период каждый финансовый цикл приносит значительную массу валовых и чистых фи­нансовых поступлений;

    Развитие на основе сокращения издержек. Это модель интенсификации бизнеса. При ней рост конечных финансовых результатов (прибыли) определяется повышением рентабель­ности товарооборота и валовой маржи (показатели «прибыль от продаж/товарооборот», «чистая прибыль/товарооборот», «прибыль от продаж/валовая маржа» и др.). Основной упор, как следует из самого названия модели, здесь делается на сокращении расходов и задействовании доходных факторов на каждой стадии финансового цикла (сокращение издержек обращения, оптимизация условно-постоянных расходов, эффективное ценооб­разование на основе анализа «издержки-объем-прибыль» и пр.).

    Есть свои особенности и в структуре источников финансирования, присущих отдельным типизированным моделям развития бизнеса. Так, обычно модели развития, требующие боль­шой величины вовлеченных в оборот ресурсов (это, кстати, может быть характерно не только для модели увеличения «рабочего» капитала, но и для модели сокращения издержек), в боль­шей степени используют краткосрочные заемные средства и поэтому имеют большую степень финансового риска. Хотя, конечно, здесь многое определяет величина первоначального (акци­онерного) капитала предприятия, вкладываемого в дело. Еще многое определяется характером торгового бизнеса; для отдельных видов торговых операций срок оборота капитала объективно является достаточно длительным, и поэтому фактор скорости оборота не может быть в полной мере задействован для роста конечных финансовых результатов.

    В реальности, конечно, управленческая политика конкретного предприятия в той или иной мере сочетает в себе, как правило, черты нескольких типизированных моделей, и поэтому правильно будет говорить о приоритетности того или иного фактора в развитии бизнеса. Для нашего предприятия «подъем» бизнеса начался с III квартала 2009 г., и он был вызван двумя основными факторами:

    Увеличением скорости оборота капитала и, как следствие, достижением относительной экономии условно-постоянных расходов (так называемая «экономия на масштабах»). В силу первоначально высокого уровня операционного рычага (компания находилась в первые два квартала года вблизи «точки безубыточности») ускорение оборота капитала дало мультипликативный эффект на чистую прибыль фирмы;

    Сокращением расходов в части себестоимости закупок (увеличение валовой маржи) и издержек обращения. Так, показатель «валовая маржа/выручка» возрос с 0,071 в I квартале года до 0,075 в IV квартале, а показатель «доход от основной деятельности/выручка увеличился с 0,0157 до 0,0222. При этом вследствие недостатка собственного капитала на этапе образования предприятия весь 2009 г. компания работала преимущественно на привлечении краткосрочных заемных средствчто генерировало повышенную степень финансового риска.

    ВЫВОДЫ

    Генеральной целью финансовой политики в торговой организации, как и на предприятиях промышленности, является поддержание оптимального уровня финансовой устойчивости орга­низации и недопущение ситуации потери платежеспособности компании. В рамках этой обшей постановки вопроса выделяются три основные задачи финансовой политики:

    Поддержание репрезентативных показателей финансовой устойчивости на уровне нормативных значений;

    Недопущение ситуации вторичного финансового дефицита по бюджету движения денежных средств;

    Достижение положительного значения дифференциала финансового рычага (т.е. превы­шения отдачи на используемые активы над стоимостью (процентом) привлекаемых в хозяйственную деятельность заемных средств).

    Вопросы для самоконтроля

    1.Анализ реализации товаров в кредит

    2.Анализ товарооборота с подразделением на продажу фасован­ных и нефасованных товаров

    3.Анализ розничного товарооборота по товарному составу

    4.Основные факторы, влияющие на объем розничного товарообо­рота

    5.Порядок использования способа абсолютных разниц

    Тема 16. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ

      Государственная политика и управление как категории политической науки.

      Функции и виды государственного управления.

      Критерии эффективности государственного управления.

    Ключевую роль в жизнедеятельности общества играет государство. Оно обеспечивает упорядочение и регулирование протекающих процессов и явлений в социальной, экономической, политической, духовной и других сферах общественной жизни. В той или иной степени государственное воздействие затрагивает интересы всего общества, отдельных социальных групп, слоев, организаций, движений и каждого гражданина. При этом государство воздействует не только на развитие процессов и явлений, протекающих в обществе, но и общественные отношения, на проблемы, касающиеся мировоззренческих установок, политической системы, ее жизнеспособности и эффективного функционирования.

    Государственная политика – это совокупность взаимосвязанных действий государства, направленных на достижение отдаленных целей в обществе. Поскольку она регулирует ту область общественных отношений, которая не относится к частной сфере жизни людей, в англоязычном мире ее называют публичной политикой (public policy). Понятие «государственная политика» указывает на содержательное измерение феномена политики, раскрывая процесс принятия решений, и на ее формальное измерение, раскрывающее институциональный аспект осуществления государственной власти законодательными, исполнительными и судебными органами при данном конституционном строе. Таким образом, государственная политика – это ценностно-идеологическое ядро управления. Она олицетворяет стратегический курс общества, определяет средства и методы его реализации, иерархию и пространство действий институтов власти, применение ими легитимной компетенции и норм взаимоотношений.

    Признаками государственной (публичной) политики являются, во-первых, наличие официально признанных общественно значимых целей, во-вторых, использование этих целей для осуществления государством взаимосвязанных действий.

    В соответствии с характером и масштабами участия государства в обслуживании общества можно выделить три типа государств : 1) государство – «ночной сторож», которое занято, прежде всего, поддержанием законности и правопорядка как условий, при которых граждане в состоянии сами позаботиться о собственном благополучии; 2) полицейское государство , регулирующее все сферы жизни граждан с тем, чтобы любая сфера деятельности превращалась в служение государству; 3) государство всеобщего благоденствия (социальное государство), которое стремится перераспределить национальное богатство, чтобы организовать наиболее эффективное регулирование в таких сферах, как занятость, образование, здравоохранение.

    В соответствии с наборами функций, выполняемыми государствами, Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделили четыре направления государственной политики: 1) извлечение ресурсов (денег, людей, товаров и услуг) из внутренней и внешней среды; 2) их распределение между различными группами общества; 3) регулирование поведения людей , т.е. использование методов убеждения и принуждения, а также иные способы привлечения людей к извлечению и распределению ресурсов; 4) символические действия, предназначенные для поддержания духа общности – речи, церемонии, памятники и др. Важным критерием эффективности государственной политики служит соответствие ее результатов поставленным целям.

    Управление – это общественное явление. Оно создано людьми в целях сознательного регулирования своей жизнедеятельности и является одной из труднейших и ответственных сфер интеллектуальной и практической деятельности людей, от состояния которой во многом зависит благосостояние общества. Под управлением понимают процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воз­действия на объект управления с целью изменения его состояния. В социальном управлении задействованы различ­ные социальные силы, сочетается сознательный и спон­танный способы регулирования.

    Признаки управления:

      Управление имеет место там, где осуществляется совместная деятельность людей.

      Управление призвано обеспечить целенаправленность совместной деятельности.

      Управление достигает заданной цели путем организации, то есть объединения, согласования и координации поведения и действий людей.

      Объектом управления является совместная деятельность людей, их поведение и отношения.

      Управление выполняет общие для совместной деятельности людей функции, обеспечивая согласованность между индивидуальными действиями.

      Управление осуществляется на началах подчинения участников деятельности общей воле.

      Особый механизм реализации управления осуществляется субъектом управления, в роли которого может выступать как группа людей, так и отдельные уполномоченные на это люди.

    Политическое управление – это процесс поста­новки общенациональных задач развития, разработки по­литического курса, принятия решений на общегосударст­венном уровне. В условиях демо­кратии возникает соучастие граждан в процессе управле­ния, проведении политических курсов, разработке и реа­лизации властно-управленческих решений, отборе самих управленцев на основе прямого и (или) опосредованного участия в этом процессе граждан, включая осуществление контроля над деятельностью властных структур. Понятие «политическое управление» используется на­ряду с понятием «политический менеджмент». Политиче­ский менеджмент - это вид управленческих отношений в политике, где субъект (политическая организация, госу­дарственный деятель, группа давления) не может опереться на институционализированные процедуры нормотворче­ства либо административный ресурс.

    В механизме управления центральное место занимает принятие политических решений – сознательный выбор субъектами политики стратегии и тактики политических действий. Эти решения принимаются на центральном уровне (к ним можно отнести законы и постановления парламента, декреты и указы главы государства, программы социально-экономического развития).Процесс принятия и реализации политических решений включает следующие процедуры:

      сбор и системный анализ информации о социальной необходимости решений и наличных ресурсах для достижения общественных целей;

      формирование проблемы и включение ее в повестку дня властных институтов;

      разработка и рассмотрение (обсуждение) альтернативных вариантов решения проблемы;

      окончательный выбор и легитимизация решения;

      выполнение решений и контроль их социальной эффективности.

    Управление обществом на основе законов власть осуществляет с помощью своего бюрократического аппарата. В разработанной М. Вебером классической теории бюрократии сформулированы основные требования к чиновничеству, которые являются актуальными и сегодня. Согласно М. Веберу, чиновник должен:

    1) быть отделен от собственности на средства управления, подчиняться только служебному долгу;

    2) действовать в рамках устойчивой служебной иерархии;

    3) иметь четко определенную структуру компетенции и власти;

    4) работать в силу контракта (на основе свободного выбора);

    5) работать в соответствии со специальной квалификацией;

    6) вознаграждаться постоянными денежными окладами;

    7) рассматривать свою службу как единственную или главную профессию;

    8) предвидеть свою карьеру в соответствии со старшинством или заслугами;

    9) руководствоваться принципом безличности, т.е. системой правил, рекомендаций и инструкций, сохранять полнейшую беспристрастность;

    10) подчиняться в своей деятельности единой и систематической дисциплине и контролю.

    Бюрократию, отвечающую перечисленным параметрам, М. Вебер назвал «рациональной», в отличие от «иррациональной» традиционных обществ. Чтобы избежать превращения бюрократии в замкнутую касту, стоящую над обществом и не способную к инновациям, он предлагал осуществлять регулярную ротацию управленцев и обеспечивать контроль над ними со стороны политических институтов.

    Таким образом, управление, как объективная реальность, имеет место во всех странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей и представляет собой целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

    Государственное управление воплощается в государст­венной политике, в выработке конкретного политического курса и призвано обеспечивать целостность и жизнеспособность политической системы, ее устойчивость и адаптивность к требованиям внутренней и внешней среды. Это разновидность социального управления, опирающийся на легитимные властные полномочия, механизмы и ресурсы национального государства.

    Государственное управление рассматривается в качестве целенаправленного воздейст­вия государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Эта социальная деятельность осуществляется на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами. Государственное управление можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле государ­ственное управление - это осуществление государствен­ной власти через принятие политико-государственных ре­шений и их реализацию . В данном контексте государственное управле­ние выступает как разновидность социального управления. В узком смысле государственное управление - это государственное администрирование, то есть административная, исполнительно-распорядительная дея­тельность государственных органов, которая направлена на регулирование процессов, отношений, связанных с жиз­недеятельностью общества и осуществляющаяся на про­фессиональной основе.

    Субъектами государственного управления могут выступать центральные государственные органы и органы местного управления и самоуправления. Управляемыми объектами в зависимости от уровня социальной общности могут быть человек, коллективы и объединения людей, общество в целом; в зависимости от сферы общественной жизни можно выделить экономические, политические, социальные и духовно-идеологические объекты.

    Природу и специфику государственного управления определяет: во-первых, субъект управления – государство; во-вторых , то, что управление представляет собой способ реализации государственной власти, так как законы, решения, нормы и т.д., установленные государственной властью, являются общеобязательными и обеспечиваются авторитетом и силой государства; в-третьих, специфический характер и объем охватываемых управлением общественных явлений – в центре внимания лежат решения общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного (публичного) интереса, удовлетворение потребностей всего общества; в-четвертых, комплексный характер методов и средств государственного воздействия (применяются не только экономические, социально-психологические, политические методы, но и методы принуждения – административно-распорядительные).

    Среди основных принципов организации государственного управления можно выделить принцип системности, научности (в основе управленческих действий лежат научные подходы и методы), гуманизма, который тесно связан с принципом социальной направленности, демократизма, законности, гласности (граждане должны быть информированы о целях и задачах органов госуправления), разделения властей, объективности (предполагает познание объективно существующих закономерностей и создание управленческой парадигмы с их учетом), оптимальности (направлен на достижение максимального результата при минимальных затратах).

    Возможности государственного управления определяются:

      волей и силой государственной власти, ибо безвольное и не имеющее стратегической линии государство не способно выполнить свои задачи и функции;

      уровнем развития и отлаженностью системы государственного управления (формами и методами государственного управления, политической и юридической культурой государственных служащих, их профессионализмом, моральными качествами и т.д.).

      располагаемыми ресурсами (не только природными, материальными, трудовыми, но и политическими, идеологическими).

    Виды государственного управления :

      В зависимости от характера взаимоотношений центральной власти и органов административно-территориальных единиц выделяют координационное (характерное для федераций и конфедераций, когда наряду с едиными центральными органами власти существуют и периферийные, обладающие полной или частичной самостоятельностью) и субординационное (основано на административном подчинении периферии центру, характерно для унитарных государств) управление.

      По воздействию на объект и в зависимости от самого объекта управления выделяют отраслевое (предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия) и функциональное (осуществляется органами исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, оборона, безопасность и т.д.).

      В зависимости от масштаба временных рамок: стратегическое управление (определят долгосрочную перспективу развития как по всем, так и по отдельным сферам и направлениям. Выделяют стратегии отраслевые – ресурсосберегающие технологии и т.д., функциональные – подавление инфляции, привлечение инвестиций и т.д., общеполитические – стабилизация, перестройка и т.д.); тактическое управление (кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей); оперативное управление (направлено на решение текущих задач и возникающих в процессе управления новых проблем).

      По способам учета интересов субъектов управления и использования методов управление может быть административное (означает непосредственное влияние на интересы, управляемые методами директивного принуждения (разрешение, запрет, дисциплинарные санкции и др. и используется через назначение, увольнение, поощрение) и экономическое (означает воздействие на объект через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему, т.е. косвенно через его экономические интересы). Можно выделить и доверительное управление , когда оно носит договорной характер между органами госуправления и предприятием на основе паритета сторон и осуществляется специальными управляющими.

      По уровням: национальный, региональный и местный уровень государственного управления. Каждому из уровней отведена особая, автономная сфера компетенции, каждый подчинен в политическом отношении другим органам.

    Цели государственного управления должны быть реально достижимы, согласованы и взаимодополняемы, понятны управляющим и управляемым, локальные и частные цели всегда подчинены общим, распределены по функциям государственных органов.

    Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государственного управления общественными делами.

    По направленности и месту воздействия выделяют внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: экономическая – выработка стратегии и тактики экономического развития страны и реализация этой политики; политическая – обеспечение ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство, социальная – определение социальной политики, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всего общества; нормативно-правовая – принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь; экологическая – регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды. Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в области решения глобальных проблем современности.

    По своему характеру можно выделить политические и административные функции. Выполнение политических функций означает, что государственные органы имеют право издания нормативно-правовых актов в узаконенной сфере. Сущность административных функций состоит в обеспечении исполнения законов, правил, норм порядка и т.д.

    Существует также ряд универсальных управленческих функций, которые реализуются на всех этапах управленческого процесса – это целеполагание, принятие решений, организация их исполнения. Специфическими , требующими профессиональной управленческой квалификации, являются планирование, прогнозирование, мотивация, организация, регулирование, координация, контроль. Специфические функции находят свое проявление в конкретных ситуациях, где необходимо действовать от имени государства – это правоприменение, проведение выборов и референдумов, переписи населения, лицензирование вида деятельности, регулирование особых правовых режимов (введение чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и другие.

    Характерная черта государственного управления в Республике Беларусь – вовлечение граждан в процесс выработки и принятия решений. Активно используется в стране такая форма прямого участия граждан в принятии политических решений, как референдумы. К новым формам участия граждан в формировании политики государства относятся республиканские и местные собрания. В них подготовке принимают участие граждане, коллективы, институты государства и общественные объединения. Проекты документов собраний публикуются в печати и имеют широкий общественный резонанс, предоставляют возможность внести предложения и высказать замечания по вопросам государственной политики. В1996 г. на первом Всебелорусском народном собрании мнение граждан определило выбор политического курса молодого суверенного государства. Избранные гражданами представители рассмотрели и утвердили проект программы преодоления кризисных процессов в социально-экономическом развитии страны. Состоявшееся в 2001 г. Второе Всебелорусское народное собрание приняло программу социально-экономического развития на 5 лет, которая явилась стратегическим курсом системных реформ и повышения качества жизни. Политическая стратегия, направленная на укрепление суверенной государственности, эффективную экономику и социально ответственную политику получила поддержку участников третьего Всебелорусского народного собрания 2006 г. и четвертого Всебелорусского народного собрания 2010 г.

    Применительно к системе государственного управления эффективность следует рассматривать как комплексную характеристику потенциальных и реальных ресурсов функционирования системы с учетом степени соответствия полученных результатов целям и задачам ее развития. Эффективность управления означает его результативность, достижения наилучших результатов по возможности в кратчайшие сроки при наименьших затратах всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и др.). Запаздывание сроков реализации управленческой задачи ведет, подчас, вообще к нецелесообразности ее решения.

    Необходимость оценки эффективности государственного управления обусловлена :

      невозобновимостью потерь, понесенных обществом вследствие необдуманного и слабого управления;

      порождением новых проблем, способных длительное время влиять на снижение уровня управления;

      снижением доверия к управлению, его общественному престижу.

    Исходя из многообразия стоящих перед государством задач, связанных с управлением внутри страны, а также в зависимости от объекта и уровня управления, выделяют различные виды эффективности государственного управления: экономическую, социальную, экологическую, внешнеполитическую, а также эффективность отраслевого, регионального и местного управления и самоуправления.

    Для достоверного и обоснованного суждения об эффективности государственного управления используются критерии и показатели, отражающие результат управления и полученный эффект. Для характеристики процессов, происходящих в экономике динамично развивающихся стран, главным критерием выступает наращивание общественного производства на базе новейших научно-технических достижений, ведущее к росту производительности труда, повышению качества, разнообразия и технологичности выпускаемой продукции. В социальной сфере очевидно стремление к осуществлению принципа социальной справедливости, с учетом закономерностей и форм современных общественных отношений, которые в каждой стране своеобразны. В духовной сфере зреет понимание того, что каждый человек должен развиваться физически, нравственно и эстетически состояться как личность в свободном, демократическом обществе.

    Важнейшими группами показателей являются:

      общий объем и расчеты на душу населения ВВП, ВНП и НД;

      отраслевая структура национальной экономики. Здесь важное значение имеют отрасли, обеспечивающие научно-технических прогресс – машиностроение, химическая промышленность, а также удельный вес топливно-энергетического, агропромышленного, строительного, оборонного и других комплексов;

      производство основных видов продукции на душу населения. Эти показатели позволяют судить о возможностях страны удовлетворять потребность в основных видах продукции, наиболее значимых для развития национальной экономики, а также об удовлетворении потребностей населения в продуктах питания, товарах длительного пользования и т.д.

      уровень жизни населения, который оценивается по таким показателям, как ВВП на душу населения, структура использования ВВП (особенно на конечное потребление – личные потребительские расходы). Для анализа уровня жизни используются показатели: потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных продуктов питания в калориях и протеиновом содержании, уровень квалификации трудовых ресурсов, численность студентов и учащихся на 10 тысяч населения, а также показатели, характеризующие развитие сферы услуг (число врачей на 10 тысяч населения, обеспеченность жильем и др.). В последние годы для определения качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), используемый как альтернатива ВВП. Он позволяет оценить характер и приоритеты в развитии страны, дать наглядное сравнение ее достижений. ИРЧП – интегральный показатель человеческого развития, состоящий из трех компонентов: долголетия, образованности и уровня жизни.

    Показатели экономической эффективности в наибольшей степени характеризуют уровень экономического развития страны, прямо или косвенно отражая качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов. Наибольшую значимость при оценке эффективности общественного производства имеют следующие показатели:

      производительность общественного труда (исчисляется как отношение производственного валового внутреннего продукта к численности работников, занятых в отраслях народного хозяйства);

      фондоотдача (характеризует эффективность использования производственных фондов в народном хозяйстве в целом и в его отдельных отраслях, на предприятиях;

      материалоемкость, которая характеризует уровень материальных затрат на единицу ВВП, а на уровне отдельных отраслей и предприятий – эффективность использования предметов труда. Для оценки уровня использования топливно-энергетических ресурсов и затрат металла используют показатели энегроемкости и металлоемкости.

    Всемирная экономия материальных ресурсов является одним из важнейших признаков интенсивного развития экономики. Для Республики Беларусь эта проблема весьма актуальна. Это связано с тем, что большинство отраслей промышленности работает на привезенном сырье, материалах, топливе. Для решения проблемы ресурсосбережения на государственном уровне выработан комплекс мер, направленных на обеспечение и рациональное использование материальных ресурсов, в том числе программы «Энергосбережение», «Ресурсосбережение» и другие.

    Оценка эффективности государственного управления является объективно необходимой. Результаты государственного управления оцениваются всем обществом, его отдельными группами и каждым человеком в отдельности, ибо они наглядно просматриваются через изменения уровня и качества жизни населения, через развития социальной и духовной сферы, через результаты, полученные в сфере экономики, международного сотрудничества, национальной безопасности и т.д.

    Из всех способов оценки следует выделить: отчеты органов государственной власти, управленческих структур, а также должностных лиц о результатах их деятельности; общественное мнение , которое представляет собой совокупность суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей; средства массовой информации , которые призваны объективно оценивать происходящие в жизнедеятельности общества события и результаты управления; а также обращения граждан , содержание которых формирует представление о жизни людей, их потребностях. Они позволяют обнаружить недостатки, упущения и слабые места в системе государственного управления.

    Совершенствование системы государственного управления и повышения ее эффективности в Республике Беларусь на современном этапе ведется по следующим направлениям:

      оптимизация и повышение устойчивости структуры политических институтов государства посредством укрепления их правовых основ и повышения результативности в области социальной политики;

      улучшение взаимодействия трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также сотрудничество и партнерство институтов власти и гражданского общества;

      повышение уровня профессионализма, теоретической, практической компетентности и ответственности кадров государственного аппарата;

      создание механизма управления обществом на основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования, использования современных организационных, информационных социальных и политических технологий;

      претворение в жизнь стратегического курса государства, нацеленного на демократические политические изменения, формирование развитой рыночной инфраструктуры и социально эффективной экономики, интеграцию страны в мировую экономическую систему.