Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • На все международные направления по. Взаимосвязь политики и международных отношений. Мировой политический процесс

    На все международные направления по. Взаимосвязь политики и международных отношений. Мировой политический процесс

    Внешняя политика, ее содержание и способы реализации

    Следовательно, в мировом политическом процессе воля народов их общие интересы не выражаются в политике лидирующих групп и представителей правительств адекватно, в полном объеме. Политическая динамика мира выступает полем согласования интересов государственных элит и влиятельных международных группировок. Они-то и составляют главных действующих лиц мировой политики, главных субъектов политического процесса. При этом интересы и стремления народов отодвигаются как бы на второй план и выступают только в качестве политического спекулятива или средства манипулирования перед лицом международного сообщества. Поэтому мировой политический процесс выступает еще более сложным и изощренным механизмом идеологических и политических мистификаций, чем внутринациональная политическая сфера.

    Понятие, содержание и субъекты мирового политического процесса

    Мировой политический процесс

    13.1.Понятие, содержание и субъекты мирового политического процесса

    13.2.Внешняя политика, ее содержание и способы реализации

    13.3.Международные отношения

    13.4.Тенденции и противоречия современного политического развития. Глобализм и антиглобализм.

    Особый раздел политологии составляет теория международной политики.

    Понятие мировой политический процесс входит в круг важнейших научных характеристик современной политики, раскрывая ее сущность на межсистемном, глобальном уровне. Под мировым политическим процессом понимается совокупная политическая динамика , включающая политические процессы в отдельных странах и их взаимодействие в контексте международных, межгосударственных отношений и взаимосвязей, а также деятельность международных организаций, движений и их представителей.

    Наличие единого политического процесса в рамках единой динамики взаимосвязанных событий и действий предполагает определенную степень политической целостности мира, всех субъектов международных отношений, а значит наличие регулярных и устойчивых связей внутри сообщества государств и на уровне межгосударственных союзов. О такой системной целостности мирового сообщества можно говорить с достаточной степенью условности. Она остается относительной даже с учетом существования в настоящее время целого ряда международных организаций, осуществляющих координацию стратегий политического развития государств и межгосударственных союзов. Приоритетное место среди них принадлежит ООН, созданной в конце Второй мировой войны в качестве инструмента сохранения мира и мирного сосуществования членов мирового сообщества.

    Опыт деятельности ООН и межправительственного сотрудничества в ее рамках показывает, что добиться единства политических принципов и подходов к решению важнейших мировых и региональных проблем так и не удалось за всю историю этой организации. Страны - члены самой авторитетной международной структуры и их официальные представители демонстрируют разные подходы и позиции по многим ключевым вопросам международной политики. Единство действий и общность взглядов правительств проявляется сегодня в основном на уровне отдельных региональных подсистем типа Евросоюза или в рамках частных межгосударственных объединений и союзов.



    Поэтому, говоря о мировом политическом процессе, следует иметь в виду, во-первых , его неравновесный, неустойчивый характер. Во - вторых , в отличие от политического процесса в рамках отдельной страны, он не имеет главного центра или полюса властного влияния. В современной мировой политике, вопреки стремлению к единоличному доминированию со стороны крупных держав (США, в первую очередь), а также наличию авторитетных международных организаций, не сложился единственный полюс власти, который мог бы координировать основные параметры политической динамики в мире.

    В-третьих, на пространстве межгосударственных отношений не существует до нашего времени единая нормативно-правовая система регуляторов. Международное право в качестве комплекса общепризнанных норм не обладает авторитетом и обязательностью подобным национальному праву. В - четвертых, субъекты мирового политического процесса характеризуются очевидным неравенством своего положения, результатом которого выступает явное доминирование одних стран и аутсайдерство других, вынужденных следовать в русле политики крупных держав, подстраиваться под политическую конъюнктуру. Яркий пример этому являют многие страны – бывшие республики СССР и бывшие соцстраны, резко изменившие свои геополитические ориентации в направлении Западной Европы и США, изменив своим сложившимся ранее тесным связям с Россией.

    Именно неравенство (экономическое, военно-политическое, статусно-правовое) основных субъектов мирового политического процесса, а также различие их стратегических целей формирует комплекс противоречий, препятствующих утверждению целостной, устойчивой и регулируемой общеполитической динамики. Более того, ряд авторитетных идеологов, представителей крупных держав последовательно и настойчиво пропагандируют теорию политического раскола мирового сообщества на две фундаментально отличающиеся суперсистемы с различными цивилизационными и социально-политическими традициями и установками, препятствующими их взаимному сближению, интеграции и даже способности понимать язык своего контрагента.

    Согласно с их представлениями, политическая цивилизация Запада (представленная США и их партнерами) с присущей ей идейным плюрализмом, индивидуализмом, демократией и рациональностью находится во враждебных противоречиях с политическими системами стран Востока (Китая, Арабских стран, стран Африки), со свойственным им патриархальностью, традиционностью и коллективизмом. Согласно этой концепции стратегическое соперничество двух полюсов политического развития неизбежно приведет к их столкновению. Поэтому странам Запада ввиду такой перспективы необходимо наращивать военную мощь и думать о нанесении упреждающего удара по враждебному Востоку.

    Объективный взгляд на внешнюю политику США последнего десятилетия позволяет увидеть в ней отзвук изложенной доктрины. С другой стороны, избрание Америки в качестве главного объекта атаки международных террористических организаций, особенно исламистского типа, действительно говорит о наличии напряженных и нездоровых отношений между развитыми демократическими странами и многими государствами, в частности Азиатского региона.

    Кроме этих доктринально обозначенных противоречий в мировой политике существует немало других зон политической напряженности, в которых обнаруживаются стратегические расхождения политических позиций многих государств: и крупных и мелких. Такие зоны напряженности существуют во многих регионах мира, и они задевают интересы не только стран-соседей, но и обнаруживают заинтересованность всех членов мирового сообщества.

    Мировой политический процесс проявляется в виде комплекса односторонних и коллективных действий, актов поведения и более-менее устойчивых взаимоотношений субъектов международной политики. К таковым относятся полномочные представители государств и их правительств, международные организации, союзы и объединения, за которыми также скрываются интересы различных стран и народов. Будучи юридически - уполномоченными своих стран, дипломаты и члены правительств формально выражают интересы всех своих сограждан. Но на самом деле, более правильно считать их представителями правящей элиты или даже определенных групп этой элиты, поскольку сегодня во многих странах правительства правящих партий отражают интересы лишь части своих граждан . Это справедливо как для демократических, так и для недемократических государств

    В основе мистификаций внешнеполитических действий выступает потребность обмана и своих сограждан, и своих политических соперников на международной арене. В дополнение к этому, в отношении к своим зарубежным политическим партнерам и соперникам дипломаты, политики и представители государства вынуждены выступать с более жестких позиций обороны государственных или национальных интересов. Стремление к прямому давлению и навязыванию своей воли, своих правил игры естественно для внешнеполитических акций. Фактор силы, вопреки политическому прогрессу до сих пор остается если не доминантой, то весьма весомым аргументом в межгосударственных контактах и переговорах, особенно открыто проступая в отношениях неравных стратегических сторон.

    Глобальный политический процесс складывается из односторонних действий политических субъектов, коллективных политических или военно-дипломатических акций, межправительственных контактов и переговоров, массовых политических акций-форумов (съездов, конференций, симпозиумов), а также процессов функционирования и деятельности международных организаций, институтов. В результате многообразных во многом несогласованных действий участников межгосударственных отношений формируется некая картина политического взаимодействия с достаточно неопределенным смыслом, эмоциональным выражением которого есть чувство тревоги и неуверенности в отношении политических перспектив.

    Существенной стороной мирового политического процесса, его содержанием является реализация разрозненных корпоративных стремлений его участников, итогом которых служит режим существования в целом удовлетворяющий всех этих участников, а также отчасти и удовлетворяющий ожидания народов. В содержании международной деятельности его участников следует выделять две составляющие : первая служит выражением специфического интереса субъекта, а вторая отвечает общим стремлениям или интересам всех членов мирового сообщества государствам и их гражданам. Однако вторая часть составляющей или общий интерес – категория условная, поскольку это общее выглядит слишком абстрактным и туманным, требует явного концептуально-идеологического согласования на уровне исчерпывающей и понятной всем международной декларации.

    Общим ожиданиям и политиков, и народов отвечает сохранение мира , как единственного гаранта существования каких либо жизненных перспектив. Проблема предотвращения третьей мировой войны действительно находилась в центре внимания агентов мировой политики. На обеспечение мирной обстановки были направлены усилия мировых лидеров после Второй мировой войны. Именно мир как самоцель стал главным уроком из страшных потрясений и потерь тех военных лет.

    Однако, мирные устремления, публично выражаемые политиками всех стран не просто результат их позитивного настроя, скорее это осознание немыслимости крупной или глобальной войны в условиях существования современных сверхмощных вооружений, использование которых может уничтожить все воюющие стороны. В современной крупной войне победителя может просто не оказаться.

    Кроме того, современный мировой политический процесс служит средством обеспечения заметных глобальных тенденций и трансформаций экономического, научно-технологического, информационно-коммуникационного планов, сближающих страны и народы в более тесные формы организационного существования. Примером такого сближения служат страны Евросоюза, образовавшие тесное пространство политического, экономического и социально-культурного сотрудничества и общие органы управления, фактически превратившись в невиданную ранее федерацию народов. Ввиду такой новой реальности политика национальных элит вынуждена трансформироваться по пути гуманизации, смягчения в контексте учета интересов своих ближайших партнеров.

    Именно новый виток глобальной экономической интеграции требует изменения принципов межгосударственных отношений, прежде всего, между передовыми технологическими державами и странами слаборазвитыми, традиционными поставщиками сырья и трудовых ресурсов. И здесь наблюдаются элементы сближения, и даже интеграции на уровне политического взаимодействия и экономического сотрудничества. Основным препятствием дальнейшего сближения выступают принципиальные цивилизационные и политические различия стран Запада и Востока, о которых уже говорилось, а также обострившееся соперничество за контроль над сырьевыми ресурсами, призрак дефицита которых отчетливо встал перед многими развитыми странами.

    Два противоположно направленных вектора фактически влияют на общее состояние политической динамики в мире: вектор неизбежного сближения и усиления взаимозависимости и сотрудничества и вектор острой межгосударственной конкуренции в сфере контроля над ресурсами, с неизбежными попытками установления механизма глобального доминирования со стороны наиболее крупных стран в лице, прежде всего, США. Все это отражается на общем неустойчивом состоянии мирового политического процесса, чреватом неопределенностью и непредсказуемостью своей динамики, своих последствий, которые по сути, составляют главный предмет тревоги народов разных стран в смысле неуверенности в будущем человечества и будущем каждого народа.

    Внешняя политика – характерный неотъемлемый атрибут каждого государства . Она выступает в форме деятельности государственных институтов и их представителей по осуществлению взаимосвязей с представителями других государств, международными организациями и другими субъектами международной политики и служит средством реализации национально-государственных интересов.

    Внешняя политика отдельной страны составляет структурный элемент мирового политического процесса, выступая средством влияния государственного руководства, государственной элиты на общеполитическую динамику. Следовательно, значение внешнеполитической деятельности двояко : она направлена на решение собственных проблем государства и его граждан и, в то же время, отражается на состоянии международных связей и отношений, задевает интересы всех других участниках мирового сообщества. Поэтому, содержание и особенности политики любой страны привлекает заинтересованное внимание и граждан страны, и руководства общественности других стран, а также международных организаций.

    Смысл и содержание внешнеполитической деятельности для граждан страны и ее руководства определяется ее национальными интересами . Национальные интересы – важнейшая категория для выражения фундаментальных ценностей государства, выступающих условиями его самостоятельного существования и успешного развития. Главным из них является сохранение государственной суверенности, независимости как целостного политического сообщества, члены которого имеют общие интересы.

    Исчерпывающая формулировка национальных интересов страны или их концепция вырабатывается политическим руководством, правительством (с привлечением экспертов) и принимает в современных государствах форму закона, т. е. утверждается парламентом. Разработка и принятие этой концепции – процесс ответственный и длительный, основанный на глубоком изучении ресурсов и потребностей страны, он предполагает обоснование специфики интересов основных групп общества и формулировку общей системы их ценностей в исторической ретроспективе и перспективе.Обоснование системы ценностей завершается определением направлений и приоритетов деятельности государства и общества во внешней политике, способов ее осуществления, объектов сотрудничества и потенциальной угрозы для страны.

    Вне зависимости от специфики страны главными задачами внешней политики выступают:

    · Защита и сохранение территориальной целостности страны, обеспечение условий ее безопасного развития,

    · Укрепление и развитие потенциала (экономического, военно-политического и т. д.),

    · Создание благоприятного имиджа, повышения авторитета державы в глазах мировой общественности и правительств.

    Эти задачи решаются через установление взаимовыгодных связей и отношений с государствами-соседями, с другими странами и участниками мировой политики. Механизм реализации внешней политики имеет достаточно сложную структуру. Со стороны государства он включает, прежде всего, деятельность законодательной и исполнительной власти. Как правило, принципиальные основы политики разрабатываются представителями правящей коалиции во главе с президентом, премьер – министром или монархом, реально являющимся главой государства. Первые лица государства, руководители парламента и правительства также осуществляют важнейшие международные контакты и переговоры по заключению соглашений с другими странами и их официальными представителями, их подписями подтверждается юридическая сила международных соглашений и союзов.

    Для осуществления постоянных связей и взаимодействий, решения текущих проблем сотрудничества с зарубежными партнерами в структуре правительства создается специальный полномочный орган по осуществлению внешней политики – министерство или специальный комитет. В его структуре создаются дипломатические службы, представители которых работают в посольствах и консульствах или специальных отделениях дипломатических представительств-миссий своей страны на территории стран-партнеров. Задача дипломатов - выступать проводниками политики своей страны, представлять деловые интересы и осуществлять обмен информацией по вопросам, имеющим значение для сотрудничающих сторон.

    Основными средствами реализации внешней политики со стороны государства являются:

    · политико-дипломатические средства

    · военные

    · экономические

    · культурные

    · информационно-пропагандистские

    Политическая деятельность полномочных представителей страны в других странах дополняется многосторонними связями и сотрудничеством на уровне гражданских групп различного направления и характера: коммерческих, научных, культурных, образовательных, экологических и др. Чем активнее и многостороннее гражданские связи и контакты, тем более основательным, надежным становится и политическое сотрудничество государств и народов.

    Внешняя политика не является постоянной и устойчивой доминантой государственной жизни. Ее характер и содержание подвержены изменениям, в основе которых лежат как внутригосударственные факторы, так и международные, в том числе, зависящие от характера отношений с государствами – партнерами. Наличие в стране внутреннего экономического или политического кризиса может повлечь ослабление авторитета страны и ее руководства и соответственно привести к снижению ее внешнеполитической активности. Ярким примером такого рода является прекращение дипломатических отношений, отзыв послов из многих государств, республикой Сербией в феврале 2008 года, после признания некоторыми странами самопровозглашенной независимости Косова – бывшей территории республики.

    В зависимости от состояния государства и его политической активности на международной арене выделяются несколько форм реализации внешней политики: активная – для развитых и авторитетных стран; пассивная или приспособительная – для слабых или полузависимых стран; агрессивно – экспансионистская для стран, стремящихся к расширению своих территорий или имеющих претензии к государствам – соседям; консервативная – политика защиты ранее завоеванных международных позиций с попытками не допустить их ослабления.

    Очевидно, что деятельность государственных институтов и представителей в сфере международных отношений теснейшим образом связана с внутригосударственными процессами. Однако на проблемы взаимосвязи внутренней и внешней политики государства и на уровень их значимости для народа не существует единой научной точки зрения. По мнению одних, решающее значение принадлежит внутренней политике как основному направлению деятельности государственного руководства. По мнению других, приоритетное значение имеет внешнеполитические отношения с точки зрения обеспечения интересов народа и государства. По мнению третьих, оба направления в равной мере существенны для благополучия и обеспечения безопасности граждан.

    В основе такого расхождения позиций лежат объективные причины, связанные с реальным изменением положения внутри государства и за его пределами, что и определяет изменение приоритетов в деятельности государственной элиты. Очевидно, что в условиях глубокого внутреннего кризиса в стране, правящим группировкам необходимо сосредоточить внимание на преодолении этого кризиса, отодвинув на второй план внешнеполитические потребности и интересы. И, наоборот, в условиях потенциальной угрозы извне, следует больше прикладывать усилий для урегулирования внешних проблем, возможно жертвуя для этого внутренними потребностями общества.

    В этой проблеме выделяется аспект политического спекулятива для правящей группировки, которая может манипулировать внешнеполитическими факторами своего положения во имя укрепления своих внутренних позиций, отвлекать граждан мнимой угрозой со стороны другого государства для оправдания своих просчетов и своей возможно слабой политики в интересах общества. Таких примеров переведения внимания общества в сферу внешней агрессии (потенциальных или реальных угроз) политическая история знает множество. Полна ими и история ХХ века. Встречаются они и в наши дни, когда политики для поднятия своего авторитета или рейтинга во мнении граждан создают фантомы угроз и опасностей. Самый яркий образец такой политической идеологии спекуляций на внешних угрозах демонстрирует много лет подряд политическое руководство США. Самый последний пример – их агрессия против Ирака и его лидера Саддама Хусейна как главного идеолога международного терроризма по оценке президентской администрации Америки.

    Самым важным аспектом внешнеполитической стратегии современных государств и государственных элит является ее включение в контекст мировых общегуманистических ценностей. Речь идет о сочетании национальных интересов страны с интересами всех членов мирового сообщества во - первых , и соответствия внешнеполитической стратегии государственного руководства реальным интересам основной массы своих граждан, а не корпоративным целям правящих группировок или мощных финансовых структур, во – вторых.

    К сожалению, будучи составной частью мирового политического процесса, внешнеполитическая деятельность государственных институтов и их представителей не защищена от проявлений корпоративного эгоизма, присущего политике любого рода. И в этом – главное, в общности внешней и внутренней политик как проявления и действия коллективно-групповых установок.

    Под международными отношениями понимается комплекс политических , экономических, культурных, правовых, идеологических и других связей и взаимодействий между государственными институтами, политическими и неполитическими, организациями и общественными движениями, действующими на международной арене. Политические отношения и международная политика , следовательно, представляют лишь часть общей совокупности международных связей, занимая в этой совокупности ключевое положение. В свою очередь, направление и содержание мировых политических взаимосвязей определяет внешняя политика государств и их правительств.

    Само определение международные, используемое для характеристики межгосударственных связей и отношений,предполагает активное участие в их осуществлении представителей не только официальных органов власти, но гражданских групп и объединений, представляющих интересы массы населения страны или народа. О таких широких взаимосвязях простых граждан речь может идти только применительно к современной истории, т. е. ко времени, когда в развитых странах стало полноценно функционировать гражданское общество . Только граждане, наделенные реальными правами и свободами и живущие в демократическом государстве, обладают возможностью выступать полноценными и полномочными представителями своих народов, различных групп и слоев общества.

    Поэтому международные отношения складываются в качестве итога политического развития мира, демократии и гражданско-правовых отношений. Политика представляет и сегодня основную доминанту этих отношений, поскольку взаимодействие неправительственных групп и организаций прямо связано с особенностями внешней политики государств, спецификой их политических режимов.

    Полномерные и свободные гражданские связи складываются как правило по линии взаимоотношений демократических стран, где ограничения свобод минимальные. Наоборот, жители недемократических государственных систем могут вступать в контакты с гражданами других держав в основном с санкции и под непосредственным контролем государственных структур. Вследствие чего международные отношения со стороны недемократических государств и в отношении этих государств со стороны вполне демократических стран имеют политизированный характер, т. е. официальный или формально-правовой.

    В сложившейся на сегодня структуре международных связей можно выделить два неравновесных потока , обусловленных наличием в них различной политической доминанты или уровня их демократичности . Первый поток взаимосвязей осуществляется в контексте контактов представителей недемократических стран, в том числе, с гражданами разных политических и государственных режимов. Второй – разворачивается на стыке гражданских обменов представителей развитых демократических держав. Отличие двух типов отношений – в степени их политизации, в качестве гражданской представительности или уровня свободы, характерной для поведения представителей разных политических режимов.

    В конечном счете, это и означает на самом деле, что вопреки расширяющимся международным гражданским связям, в их содержании продолжает превалировать политическая целесообразность . Руководство многих государств прекрасно осознает ситуацию, хотя и пытается нередко деятельности своих гуманитарных организаций и миссий за рубежом придать совершенно невинный, якобы политически незаангажированный характер. Пока мир представляет неоднородную в политическом плане общность государственных наций, международные отношения будут нести на себя отпечаток особенностей политики и политической стратегии руководства наций, т. е. служить в основном национально-государственным или политическим интересам как приоритетным.

    Вопрос о структуре международных отношений представляется наиболее сложным, поскольку таковую невозможно сегодня представить достаточно четко и определенно. С одной стороны, это обусловлено отсутствием целостной их системы , с другой, тем обстоятельством, что реально существующие международные связи образуют несколько многоуровневых комплексов динамичных взаимодействий со множеством участников. Различные совокупности этих взаимодействий подчинены разным целям, руководствуются различными принципами и отличаются механизмами функционирования.

    Основание структуры мировых связей образует мировое сообщество национальных государств, число которых составляет около 220 и продолжает изменяться. Пример этому - провозглашение независимого государства Косово в феврале 2008 года, суверенитет которого еще не получил признания большинством стран мира. Имеется целый ряд стран, в том числе на территории бывшего СССР, чье стремление иметь независимость также не встречает поддержки мирового сообщества. Следовательно, не все ныне существующие геополитические, территориальные образования являются признанными международным правом и правительствами многих стран, а потому не могут выступать авторитетными и полноправными участниками мировой политики.

    Из общего числа стран менее 200 являются членами ООН – самой авторитетной мировой межгосударственной организации, которая, тем не менее, не является полномочным регулятором межгосударственных отношений и выражает во многом интересы наиболее влиятельных держав и их правительств. Некоторые из ее ведущих членов сами действуют часто в обход актов и решений ООН. Пример тому – агрессия США против Ирака в 2003 году, осуществленная вопреки согласию и поддержке многих стран-членов ООН, в частности, вопреки позиции России и Китая.

    Помимо сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций и ее институтов, большинство государств мира взаимодействуют самым тесным образом в других геополитических межгосударственных организациях, военно-политического и политического характера. Самыми крупными из них являются: НАТО , военно-политический блок стран Западной Европы, США и Канады; Лига Арабских Государств, Организация Африканского единства, Организация Американских государств, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и др. Крупнейшей международной политической структурой является Движение Неприсоединения, объединяющее более 100 стран Азии, Африки и Латинской Америки, ведущее положение среди которых занимают Индия и Мексика.

    Кроме мировых и субконтинентальных союзов и организаций существует множество региональных межгосударственных организаций и ассоциаций политического и социально-экономического сотрудничества. Пример многосторонних связей являет и международная деятельность Украины, которая является членом многих международных союзов и организаций разного уровня. Украина выступает полномочным членом ООН и Парламентской Ассамблеи Совета Европы, а также членом региональных союзов: СНГ, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), членом межгосударственной ассоциации стран Центральной Европы и стран Балтийско-Черноморского региона и др.

    Важнейшей и самой прочной составляющей международных связей являются двухсторонние межгосударственные отношения, характеризующиеся разносторонним сотрудничеством, как правило, имеющим долговременный характер. Их опорой выступают договоры о дружбе и сотрудничестве, а также совместной организации военной агрессии от третьих стран. Подобный договор существует между Украиной и Россией.

    Относительно самостоятельный элемент структуры международных связей образует деятельность неправительственных , гражданских объединений, организаций, движений, инициативных групп. Они создаются и действуют по разным сферам и направлениям международных проблем: политических, экологических, правозащитных, культурно-образовательных и других. К таковым относятся международные женские организации и движения, молодежные, студенческие, религиозные, экологические, культурные и другие объединения.

    В последние десятилетия ХХ века на международной арене сформировалось новое направление или гражданское движение, целью которого является давление на государственное руководство и правительства развитых стран для принятия решительных мер по решению так называемых глобальных проблем. Глобалисты, т. е. участники этого движения требуют принятия серьезных государственных мер по охране окружающей среды, а также по оказанию помощи слаборазвитым странам, по перераспределению ресурсов в пользу бедных народов и стран. В целом, рост влияния гражданских общественных движений на решение наиболее актуальных социально-экономических и экологических проблем – одна из ярких тенденций современного этапа развития международных отношений.

    Преобладание политических связей и приоритетов в структуре межнациональных взаимоотношений означает, что их главными агентами или участниками по-прежнему являются полномочные представители государства, его руководство и представители официальных политических структур, вместе представляющие политическую элиту нации или народа. Политическая элита, как уже отмечалось ранее, бывает часто не способна, либо не заинтересована представлять интересы всех групп общества в своих межгосударственных связях, а действует в собственных, узко корпоративных интересах.

    Поэтому, понятие международные отношения , не дает возможность адекватно представить и выразить содержание всего многообразия политических и неполитических отношений людей из разных стран. Скорее наоборот, оно выступает своеобразным инструментом идеологических манипуляций над гражданами и народами, средством прикрытия политических стремлений доминирующих национальных группировок, выступающих главными субъектами международных отношений. Главное представляется ясным - сами народы как самостоятельные и полноценные субъекты межгосударственных отношений в настоящее время не представлены на международной арене или в комплексе так называемых международных отношений .

    Есть все основания не согласиться с общепринятой точкой зрения на то, что именно государства выступают главными субъектами или участниками международных отношений. Если рассматривать государство в чисто политологическом контексте как организацию или институт политической власти, то следует принять во внимание, что его представляют господствующие политические группы, контролирующие власть. В этом случае очевидным становится, что именно представители таких элитных групп и определяют от имени народа и государства содержание и направление развития отношений с другими субъектами международной жизни. Естественно, представительство политических группировок и лидеров в международных структурах и взаимосвязях далеко не всегда служит интересам всей массы граждан соответствующих стран.

    Иллюстрацией такого неадекватного поведения политических группировок страны и ее лидеров, является международный опыт украинской политики. На протяжении последних лет мы являемся свидетелями несогласованных действий лидеров политических партий и групп, выступающих от имени народа Украины за рубежом, в том числе и в роли официальных ее представителей в структуре Европарламента и ООН. Первые лица государства часто демонстрируют несогласованные политические декларации и действия, стратегически резко противоречащих друг друга, а также и мнению украинских граждан. Такое поведение лидеров страны ставит в тупик не только многих украинцев, но также и зарубежных политиков, вызывая с их стороны недоверие и настороженность.

    Сложившиеся на рубеже ХХ1 века международные отношения не обладают системной целостностью и стабильностью, образуя сложное сплетение, во многом обусловленное сложившейся структурой политических отношений. Они регулируются межправительственными соглашениями, международными договорами и правовыми актами, юридическая сила которых подлежит утверждению каждого государства. Многие из стран, точнее, правящие их группировки, не признают (не ратифицируют) важнейшие международные договоры и решения межправительственных органов, в том числе и ООН. Таким способом государства пытаются защитить себя от нежелательных политических, идеологических и духовных влияний других стран, стран - конкурентов и их политических культур.

    В условиях отсутствия единой нормативной основы международного сотрудничества граждан его основанием выступают определенные правила или принципы , регулирующие поведение и взаимоотношения индивидуальных и групповых участников, и складывающиеся естественно-исторически, т. е. на протяжении многих десятилетий политической эволюции мирового сообщества. Эти правила можно с определенной долей условности подразделить на политические и неполитические. О политических принципах отношений необходимо говорить в связи с взаимодействием полномочных представителей государств и их правительств.

    В политических взаимосвязях и контактах наиболее отчетливо проявляется неравенство участников, вернее государств, авторитет которых представляют договаривающиеся стороны. Поэтому политические отношения являются своеобразным соревнованием за лидерство, стремление к навязыванию своей позиции или мнения партнеру. Именно принцип баланса сил на протяжении истории ХХ века служил руководящим законом международной политики, определял поведение и сильных и слабых стран, поведение их правительств.

    Для крупных стран естественным считалось принуждение своих партнеров к неравноправным отношениям и зависимости путем использования прямой угрозы или военно-политического шантажа. Для малых стран естественной реакцией на силовое давление было стремление заручиться поддержкой другого авторитетного государства либо следовать политике более авторитетного партнера. В попытке обеспечить свою безопасность, каждая страна вынуждена была стремиться к обладанию дееспособной армией и большими запасами оружия, следствием такого положения стала многолетняя гонка вооружений , соревнование между странами и международными военно-политическими союзами за превосходство во владении современными видами вооружений. К сожалению, в начале ХХ1 века гонка вооружений по-прежнему выступает важным фактором развития международных отношений.

    На рубеже 90-х годов прошлого столетия, в условиях развернувшейся в СССР перестройки и демократизации политической жизни, завершившейся крушением этой огромной державы, начала складываться концепция нового мирового порядка. Его идея основывается на переходе к новым принципам организации международной жизни, основанным на учете интересов всех ее участников и отказе от любых форм использования насилия или диктат а по отношению к малым странам и народам, вне зависимости от их политического режима. Незаинтересованность в новом политическом порядке продолжают демонстрировать многие, в том числе демократические, правительства, в частности, США.

    В комплексе неполитически х взаимосвязей важное место занимают экономические отношения, субъектами которых являются представители государственных и негосударственных или гражданских коммерческих организаций и структур. Их руководящим принципом выступает прагматизм или взаимная выгода , что дает возможность агентам этих взаимосвязей выступать на более равноправных основаниях. Однако и в торгово-коммерческой сфере для крупных экономических систем, более высокотехнологичных держав, существует возможность навязывать свою волю финансово-экономичным группировкам и фирмам из слаборазвитых стран с преобладанием сырьевой экономики.

    Глобальная демократизация мирового политического процесса привела к активизации всего спектра международных , культурных связей и отношений , в особенности вызванных развитием научно-информационных технологий и потребностями универсализации образовательной подготовки молодежи всех континентов. Сотрудничество в так называемой гуманитарной сфере опережает прямые экономические и политические контакты представителей общественности разных стран. Однако и на этом уровне человеческих контактов не все обстоит благополучно. Научно-техническое и технологическое превосходство развитых стран ставит их в выгодное положение законодателей технических и культурных новинок и тенденций.

    Символом такого культурного диктата стал Голливуд - Американская империя производителей кинофильмов. Возможности этой империи позволяет тиражировать низкопробную и дешевую кинопродукцию массового потребления во все страны и регионы мира, распространять стереотипы и стандарты вульгарной коммерциализированной культуры и вытеснять национальные, культурные традиции. Таким образом, расширение возможностей культурного взаимодействие для многих малых народов и культур фактически означает начало их исчезновения, вопреки идеологическому лозунгу гуманизации международных отношений.

    Все отмеченные факторы и противоречия в сложном комплексе международных гражданских контактов, отношений, тем не менее, не в состоянии остановить процесс их расширения и развития, а также все большего их выхода за рамки официального государственно-политического контроля. Именно деятельность неправительственных групп и объединений выступает серьезной движущей силой демократизации и гуманизации международного пространства, способствует укреплению мирного режима сосуществования стран и народов.

    Важнейшее место в международных отношениях занимает деятельность интернациональных общественно-политических и общественных объединений и движений. Они создаются и функционируют, как правило, помимо прямых директив или участия официальных правительственных структур, инициативными усилиями граждан и гражданских групп. Члены такого рода группировок адресуются, прежде всего, к группам граждан, авторитетным деятелям культуры других стран по вопросам организации совместных движений и массовых акций по разрешению важных общезначимых проблем.

    Какие экзамены необходимо сдать для поступления на специальность международные отношения?

    Для поступления на обучение по программе бакалавриата профильным предметом является история или обществоведение. Обязательным является экзамен по русскому языку. Выбор третьего, иногда также четвёртого экзамена осуществляется высшим учебным заведением, как правило, это география или иностранный язык.

    Проходной балл зачастую зависит от престижа и популярности вуза, также формы обучения. Согласно последним данным, чтобы занять бюджетное место, необходимо набрать в среднем 376-392 баллов - этот показатель варьируется в различных вузах. Чтобы обучаться на платной основе, достаточно набрать 315-337 баллов.

    Каждая специальность идентифицируется цифровым кодом, в том числе и международные отношения; специальность гуманитарная, предоставляющая образовательную квалификацию специалиста в различных сферах межгосударственных связей.

    Форма и срок обучения

    Срок обучения для получения степени бакалавра составляет 4 года, для получения степени магистра - 1 год. Полученная квалификация соответствует уровню специалиста по международным отношением со знанием одного или нескольких иностранных языков.

    Большинство вузов предоставляет студентам возможность выбрать дневную, заочную, очную, вечернюю, дистанционную, очно-заочную форму обучения, а также получение второго высшего образования.

    Дипломатическая академия МИД РФ предоставляет возможность продолжить обучение в аспирантуре, чтобы получить специальность в области политико-экономического глобального развития.

    Что представляет собой специальность международные экономические отношения

    Основное направление факультета международных экономических отношений - экономические связи на межгосударственном уровне. Профильными предметами являются мировая экономика, международное право, информатика, связи с общественностью (PR). Студенты повышают уровень знаний в области внешней политики и дипломатического этикета, ведения консульских протоколов, иностранных языков. Выпускники магистратуры свободно владеют двумя иностранными языками, один из которых является профильным; выпускники МГИМО владеют тремя иностранными языками. В программу входят

    • социология,
    • психология,
    • философия,
    • углублённое изучение истории и политологии.

    Специальность экономика международных отношений

    Экономика международных отношений рассматривает как внутригосударственную иерархию, так и интернациональные связи между предприятиями, торговыми структурами, финансовыми организациями, научно-техническими учреждениями, сферами туризма и других услуг, оказывамых на международном уровне, миграционные отношения.

    История специальности международные отношения

    Историческим началом данной дисциплины считается британский университет Aberystwyth . Изначально кафедра была создана с целью выявления причин разжигания первой мировой войны.
    Сегодня международные отношения включают в себя изучение широкого спектра межнациональных вопросов, таких как политическая экономия и международная безопасность.

    Специальность международные отношения - вузы

    Многие российские вузы гуманитарной направленности предлагают бакалавриат, магистратуру и второе высшее образование в области международных отношений. Это вузы Москвы по специальностям международные отношения и высшие учебные заведения в других городах, в которых есть соответствующая кафедра.

    Программа бакалавриата состоит из базовых дисциплин, магистратура ориентирована на профильную специализацию, зависящую от основной направленности вуза. В НИУ акцент делается на мировой экономике и международном менеджменте Евразии. ИБДА РАНХиГС готовит специалистов в области мировой политики и глобальных процессов. Программы МГИМО специализируются на вопросах политики, дипломатии и энргетики . В МГЛУ особое внимание уделяется ведению протоколов, международному администрированию. В вузах можно получить такие специальности, как востоковедение и регионоведение . Широко практикуются обучение и стажировка за рубежом.

    Специальность международные отношения - кем работать

    Обучение по специальности международные отношения включает в себя широкий спектр профессиональных компетенций в различных отраслях. Одна из главных причин популярности данного образовательного направления - универсальность. У бакалавров и магистров, закончивших вузы со специальностью международные отношения, очень широкий выбор дальнейшего трудоустройства.

    Программа обучения включает в себя исторические, правовые и экономические дисциплины, а также иностранные языки. У выпускников отличные перспективы, где работать по специальности международные отношения.

    На первых порах после окончания вуза работа по специальности международные отношения может представлять собой должность переводчика, стажера младшего научного сотрудника. В дальнейшем карьера выпускников развивается в таких направлениях, как политология, научные исследования, международные консультационные услуги, журналистика и переводческая деятельность.

    Возможно Вас заинтересуют.

    Что такое Международные Отношения? Значение слова «Международные Отношения» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

    Значение «Международные Отношения» в словарях

    Международные Отношения В Восточном Средиземноморье В Iii В. До Н. Э. – Исторический словарь

    Расширение международных связейВ связи с образованием новых государств и изменением экономических условий общая международная обстановка к концу IV-началу IIIв. дон. э. существенно изменилась. В сношения с эллинистическими государствами теперь были вовлечены новые, отдалённые страны, о которых до того времени в Грецию и Македонию доходили лишь смутные сведения. Если завоеватели и колонисты с запада двигались на восток, то и далёкие восточные страны в свою очередь искали путей на запад. Могущественная китайская империя Цинь во второй половине III в. до н. э. стала распространять своё влияние в этом направлении. Позднее, во II в. до н. э., вслед за караванами направлялись посольства, завязывались дипломатические отношения. Царство Магадха в долине Ганга установило и поддерживало дипломатические отношения с двумя самыми могущественными эллинистическими государствами - царствами Селевкидов и Птолемеев. События на Востоке не могли не оказывать воздействия на политические отношения в Западной Азии и в Эгейском море. С течением времени это воздействие становилось всё более и более заметным. Для эллинистического периода характерно вовлечение в сферу влияния крупных эллинистических государств целого ряда племён, которые ранее вели сравнительно обособленное существование. Державы Селевкидов и Птолемеев, могущественное Боспорское царство оказывали определённое воздействие на племена, жившие на их окраинах, способствовали развитию у этих племён классовой дифференциации и формированию государства. Одновременно наблюдается укрепление и расширение связей в масштабах всего Средиземноморья. В IV - начале III в. до н. э. на Балканском полуострове выдвинулись новые государства - Македония, Эпир, Иллирия; получили большое значение их связи с Сицилией, Италией, Киренаикой, Карфагеном. Сиракузский тиран Агафокл, пытавшийся завоевать Карфаген, поддерживал тесные сношения с эллинистическими правителями. Царь Эпира Пирр вёл борьбу за власть над Македонией с Лисимахом и Деметрием (впоследствии и с Антигоном Гонатом) и в течение нескольких лет воевал в Италии и Сицилии. Характер военных столкновений в III в до н э.В начале 70-х годов III в., т. е. к концу борьбы диадохов, не только закончился в общих чертах процесс образования крупнейших государств эллинистического мира - Египта, царства Селевкидов, Македонии, но обозначились уже достаточно ясно их взаимоотношения, выявились их сильные и слабые стороны, наметились конфликты, вызвавшие новые, ожесточённые военные столкновения. Приёмы ведения войны в эпоху эллинизма существенно изменились. В сражениях эллинистического времени обычно принимают участие крупные силы-десятки тысяч тяжеловооружённых воинов-пехотинцев, многочисленные отряды лёгкой пехоты, тяжеловооружённой и лёгкой конницы. Большое значение получило применение боевых слонов. Выросли размеры военных кораблей. Основным типом такого корабля теперь становятся одетые в броню пентеры и гептеры, имевшие соответственно 5 и 7 рядов гребцов. Широко развивается искусство осады и защиты крепостей. Вносятся важные усовершенствования в разнообразные виды метательных орудий (камнемёты, стреломёты), сооружаются подвижные осадные башни и сложные стенобитные машины, при помощи которых пробивали брешь в стенах города. Совершенно изменился характер армий: это были уже не гражданские ополчения прежнего времени, но профессиональные войска, проходившие специальное обучение. В военных предприятиях нередко участвовали пираты. Как уже не раз указывалось, огромную, иногда решающую роль играли в армиях наёмники, а для укомплектования ими войск были необходимы крупные денежные средства. От наёмников следует отличать категорию воинов, получавших за свою службу земельные наделы. Эти воины-колонисты (клерухи) образовывали постоянную армию, тесно связанную с правящей династией, от представителей которой они получали свои наделы. Воины III в. велись не только ради расширения сфер политического господства, но и для захвата рабов и лаои, важнейших торговых путей та рынков. Как и ранее, главным театром военных действий оставались самые населённые и богатые области Передней и Малой Азии, а также Эллада. Поля и виноградники Сирии, шерсть Милета, смола Иды привлекали жадные взоры правителей крупных государств. В Сирии и на побережье Малой Азии были расположены начальные пункты торговых путей, которые вели далеко в глубь Азии, а также на Запад, в бассейны Средиземного и Эгейского морей. В истории III столетия очень ярко проявляется связь между внутренним состоянием государства и его внешней политикой. В городах Сирии, Палестины, Малой Азии и Эллады шла непрерывная борьба партий, представлявших интересы различных слоев населения и ориентировавшихся на различные внешние силы. Вся политика македонян в Греции основывалась на последовательной поддержке в греческих городах имущего меньшинства. Радикальные демократические группировки в греческих полисах, как правило, ориентировались на Птолемеев, поддерживавших в Греции антимакедонские движения. Не раз в обстановке всё усиливавшегося соперничества между отдельными государствами провозглашались воодушевлявшие греков лозунги свободы и независимости, но свобода оказывалась иллюзорной, а попытки добиться её приводили полисы к тому, что они снова и снова оказывались в зависимости от крупнейших государств эллинистического мира, политические и экономические интересы которых играли решающую роль в международных отношениях. В истории III в. до н. э. известны случаи отпадения целых областей, попытки образования новых самостоятельных государств. Так, из царства Селевкидов выделились Пергам, Понт, Греко-Бактрийское и Парфянское царства, Каппадокия. Во многих городах Эллады и в Малой Азии тираны и династы захватывали власть, пользуясь поддержкой крупной державы или, наоборот, используя её временную слабость. Войны Египта с царством Селевкидов и Македонией в середине III в. до н. э.В начале 70-х годов III в. сильнейшим государством в эллинистическом мире был, несомненно, Египет. Его не затронуло Вторжение галатов, опустошивших на своём пути Македонию, часть Греции и Малой Азии. Огромные хозяйственные ресурсы Нильской долины составляли прочную основу могущества Птолемеев. Египетский флот господствовал на море в течение почти всей первой половины III в. Опираясь на эти ресурсы, Египет вёл широкую завоевательную политику. В 274 г. до н. э. между Египтом и его наиболее близким и опасным соперником - царством Селевкидов началась так называемая первая Сирийская война. Данные источников не позволяют восстановить точно последовательный ход событий. Военные действия происходили в Африке и в Азии и шли с переменным успехом. Война продолжалась до 273/72 г. и не дала решающих результатов, хотя всё же в выигрыше оказался Египет. К концу 70-х годов владения Египта охватывали южное побережье Малой Азии, крупнейшие греческие города в Карий и Ионии (Галикарнас, Книд, Милет, Самос), многие из Кикладских островов, всю Финикию и часть Келесирии (южная часть Сирии). Под влиянием Птолемеев находилась и Лига островитян - союз полисов на островах Эгейского моря. В конце 70-х годов, после неудачной попытки эпирского царя Пирра утвердиться на македонском престоле, происходит усиление Македонии, и в 60-х годах Греция снова становится театром военных действий. Египет не сталкивался непосредственно на суше с Македонией, но вёл с ней длительную и упорную борьбу с переменным успехом при посредстве греческих государств, поддерживая их сопротивление Антигону Гонату и его преемникам, широко используя лозунги свободы и независимости. Птолемей II организовал против Македонии крупный греческий союз во главе с Афинами и Спартой, сблизившимися на основе общей ненависти к македонскому владычеству. Антимакедонская политика в Афинах проводилась демократической партией, вождями которой в это время были Хремонид и его брат Главкон. До нас дошло постановление афинского народного собрания, принятое по предложению Хремонида, о союзе со Спартой, Элидой, Ахайей и др., с призывом ко всем остальным государствам Эллады установить «общее согласие» и примкнуть к их союзу. Однако и на этот раз македоняне одержали верх над коалицией греческих городов. Зажиточные слои населения в греческих городах были на стороне «сильной власти» и ориентировались на Македонию. Антимакедонская же коалиция не сумела вовремя объединить свои силы и не получила достаточной помощи от Египта. Победа Антигона в этой войне, прозванной «Хремонидовой» (267-261), снова закрепила гегемонию Македонии над Элладой, В эти же годы Египет, поддерживая Пергам в его борьбе с Антиохом I, укрепил свои позиции в Малой Азии. В начале 50-х годов возобновилась борьба за Южную Сирию. Македония и царство Селевкидов выступают теперь совместно против Египетской державы, причём Антигон Гонат достигает решающего успеха на море. В сражении при Косе (258 г. до н. э.) македонский флот разбил наголову египетский, и господство на море перешло к Македонии. Антигон встал во главе Лиги островитян. Преобладание Македонии не было, однако, длительным и прочным. В конце 50-х годов Коринф и Халкида ушли из-под власти Антигона, с Египтом был заключён мир. В 249 г. Делос снова уже оказался в руках Птолемея. Лига островитян была распущена. В эти же годы из царства Селевкидов выделились Бактрийское царство и Парфия. В 247 г. умер Антиох II, а в 246г.- Птолемей II Филадельф. Вопрос о преемстве власти в царстве Селевкидов послужил поводом к новой войне с Египтом из-за Сирии (третья Сирийская война). В надписи Птолемея III говорится о крупных успехах египетских войск, о завоевании не только Сирии, но и Междуречья, Бактрии и других областей царства Селевкидов. Успехи эти, несомненно, преувеличены, хотя, вероятно, Сирия и Междуречье были действительно временно заняты египетскими войсками. Но уже в 245 г. в ходе военных действий произошёл перелом не в пользу Египта. Полисы Сирии и Вавилонии были на стороне Селевкидов. Селевк II (247-226), сын Антиоха II, перешёл через Тавр и начал успешное наступление в Сирии против египетских войск. В эти же годы Антигон Гонат нанёс египетскому флоту у острова Андрос новое сокрушительное поражение. Но силы Египта всё ещё были велики, и хотя Птолемей должен был очистить занятую им обширную территорию, однако города Ионии (Эфес, Милет), остров Самос, остров Лесбос, острова на севере Эгейского моря, побережье Фракии и Херсонес Фракийский перешли в его руки. Соотношение сил на Балканском полуострове и в Восточном Средиземноморье к концу III в. до н. э. На Балканском полуострове наряду с Македонией к середине III в., как уже указывалось, большую роль стали играть Этолийский и Ахейский союзы. В другом греческом государстве - Эпире в результате ожесточённой внутренней борьбы царская власть была уничтожена, царство превратилось в союз нескольких областей, возглавленный тремя стратегами. Быстро развивается рабовладение и имущественное неравенство у племён, живших на севере Балканского полуострова. В III в. до н. э. на юге Иллирии возник союз иллирийских племён с центром в Скодре, который вскоре превратился в государство и включил в свой состав также северные области. Главными результатами политического развития эллинистических государств были следующие. Египет потерял господство на море. Территория государства Селевкидов вследствие отпадения Парфии и Бактрии сократилась; внутри государства происходила острая династическая борьба, представлявшая для него большую опасность ввиду его рыхлой структуры. На Балканском полуострове наряду с Македонией, Ахейским и Этолийским союзами принимают активное участие в политической борьбе окраинные племена и государства: дарданы, иллирийцы и др. В эту борьбу впервые вмешивается Рим. Все эти политические события имеют своей основой внутреннее развитие рабовладельческих обществ. В ближайшие десятилетия окончательно определяется путь, по которому пошло это развитие.

    ВВЕДЕНИЕ

    Международные отношения являются особым видом общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двухсторонних отношений. Целью таких взаимодействий и соответственно целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений).

    Выбранная тема, несомненно, является актуальной, т.к. международные отношения являются взаимовыгодной основой экономических, политических, культурных и других взаимосвязей между государствами, а также оказывают непосредственное влияние на развитие этих сфер.

    Причинами развития международных отношений являются:

    1. Неравномерность экономического развития различных стран мира

    2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах

    3. Характер политических отношений

    4. Различный уровень научно-технического развития

    5. Особенности географического положения, природных и климатических условий

    Цели и задачи данной работы: рассмотреть структуру международных отношений, изучить виды, формы, принципы таких отношений, понять их сущность.


    1. Сущность, понятие, субъекты международных отношений.

    Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

    Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

    Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.

    Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.

    Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.

    Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

    Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

    Субъекты международных отношений - это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. В качестве субъектов международных отношений рассматривают:

    Национальные государства

    Международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;

    Транснациональные корпорации;

    Религиозные объединения;

    Общественно-политические движения.

    Международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.

    Среди субъектов международных отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д. Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяется экономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными,отношений есть так называемые сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества; великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие; средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона; малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое; микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

    В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др. Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.

    Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.

    Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка.

    Понимание системы международных отношений только как "естественного", "предгражданского" состояния не учитывает тенденции к их социализации, игнорирует нарастающие свидетельства преодоления такого состояния и становления нового мирового порядка. С другой стороны, если исходить только из указанной тенденции, то тоже можно придти к ошибочному выводу, не учитывающему, что, несмотря на возрастающую целостность и взаимозависимость мира, на усиливающиеся процессы международной интеграции и сотрудничества различных государств и народов в экономической, политической, социальной и др. областях, международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия. Это уже не "джунгли", не "война всех против всех", но и не единое сообщество, живущее по единым законам и в соответствии с общими, разделяемыми всеми его членами, ценностями и нормами. Это, скорее, переходное состояние, когда усиливающаяся тенденция к становлению мирового сообщества не стала необратимой, когда элементы регулирования и "плюрализм суверенитетов", расширение сотрудничества на основе взаимных интересов и совершенствование средств насилия сосуществуют друг с другом, то взаимно уравновешиваясь, то вновь вступая в противоборство

    Все это говорит о том, что вышеуказанных критериев по крайней мере недостаточно для определения специфики международных отношений, что они должны быть если не заменены, то дополнены еще одним критерием. Известный французский исследователь М. Мерль, предложивший такой критерий, назвал его "критерием локализации". В соответствии с этим критерием, специфика международных отношений определяется как "совокупность соглашений или потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ". Исходя из факта разделения мира на государства, сохраняющие суверенитет над своими территориальными границами, такое понимание позволяет как учитывать особенности каждого этапа в развитии международных отношений, так и не сводить их к межгосударственным взаимодействиям. В него вполне вписываются и самые различные классификации международных отношений. Обобщая высказанные в этом отношении в научной литературе позиции, можно говорить о различных типах, видах, уровнях и состояниях международных отношений

    2. Классификация международных отношений.

    Общепринятая классификация международных отношений предложена югославским ученым Р. Вукадиновичем, который выделяет среди них четыре типа:

    1. Классический тип, опирающийся на "равновесие сил" государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война - основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире.

    2. "Холодная война", вызванная к жизни после второй мировой войны противостоянием двух антагонистических мировых общественно-политических систем: капиталистической и социалистической. Динамику отношений других государств определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран.

    3. "Мирное сосуществование", пришедшее на смену "холодной войне". Этот тип характеризуется установлением паритета в военной сфере, усилением борьбы за безъядерный мир и безопасность во всем мире, повышением роли международных организаций в решении глобальных проблем, постепенным снижением уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных, а затем и обычных.

    4. Неприсоединение и сохранение свободы выбора решений и действий в международных отношениях, стремление к нормальному экономическому сотрудничеству со всеми государствами независимо от установившихся в них политических режимов.

    В принципе первых три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества.

    3. Виды международных отношений.

    Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:

    Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.

    Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

    Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.

    Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

    Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

    Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

    Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

    4. Формы международных отношений.

    Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения). Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений:

    а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей - научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.;

    б) международное действие - совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях у иностранных посольств и представительств, о резолюциях и петициях в отношении другого государства и т.д.;

    в) международной взаимодействие - социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них вызывают ответные действия другого;

    г) международная зависимость - форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.

    5. Уровни международных отношений.

    Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).

    По вертикали – масштабные уровни:

    Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

    Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

    Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.

    По горизонтали – групповые уровни:

    Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

    Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

    Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделить отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали, накладывая их друг на друга.

    6. Принципы

    Современные принципы международных отношений закреплены в Уставе ООН и призваны стабилизировать международные отношения, ограничивая их определенными нормативными рамками. Они не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению. Они признаны всеми государствами и на них основываются все документы, фиксирующие международные соглашения и договоренности. К основным принципам относятся:

    Принцип суверенного равенства государств: каждое государство обязано уважать суверенитет других участников международных отношений, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять государственную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику;

    Принцип неприменения силы и угрозы силой, который означает, что все государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства;

    Принцип нерушимости государственных границ, который сводится к трем элементам: признание уже существующих границ, отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем, отказ от любых других посягательств на границы;

    Принцип территориальной целостности государства гласит, что государства должны воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства, территория государства не должна быть объектом приобретения другим государства в результате угрозы силой или ее применения;

    Принцип самоопределения народов и наций декларирует безусловное уважение права каждого народна свободно выбирать пути и формы своего развития;

    Принцип сотрудничества гласит, что государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также должны поддерживать международный мир и безопасность.

    В Уставе ООН зафиксированы также: Принцип невмешательства во внутренние дела государства; принцип мирного разрешения международных споров; Принцип всеобщего уважения прав человека; Принцип добросовестного выполнения международных обязательств;

    Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что основная идея внешнеполитической деятельности государства - мирное сосуществование и обеспечение коллективной безопасности. Интенсивное взаимодействие человека с природой, его вмешательство в природную среду способствовали выдвижению на одно из первых мест в международных отношениях наряду с задачей предотвращения ядерной войны, сохранение среды обитания человека, что может быть достигнуто только совместными усилиями всех стран и народов, поэтому указанная проблема становится одним из аспектов международных отношений, который рассматривается в качестве дополнительного принципа.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В качестве обобщений в теоретическом исследовании можно заметить, что сегодня для всех стран международные экономические отношения играют большую роль.

    Установление и развитие таких связей способствует интеграции стран в мировое хозяйство, с тем, чтобы каждая страна ощутила значимость своего потенциала, смогла развивать свои базовые хозяйственные направления и обеспечивать ресурсные потребности национальной экономики.

    Международные отношения сегодня - это целый комплекс отношений. Они развиваются в различных областях социума, эти отношения затрагивают торговлю, обмены, инвестиции, оказание услуг, сотрудничество и взаимообмен.

    К результатом взаимодействия стран между собой можно отнести:

    · дальнейшее углубление международного разделения труда;

    · экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

    · интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

    · дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;

    · увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

    · успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;

    · расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Цыганков, П.А. Международные отношения/ П.А. Цыганков - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/tork/01.php

    3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki

    Международные отношения – это совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств. Определение международных отношений как многообразие связей предполагает необходимость их классификации – выделения типов, видов, уровней и состояния.
    Виды международных отношений рассматриваются:
    1) По сферам общественной жизни и содержанию отношений – политические, экономические, военно-стратегические, культурные, идеологические, дипломатические;
    2) По взаимодействующим участникам – межгосударственные, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями (ТНК) и др.;
    3) Исходя из характера отношений (характера правового регулирования) – как межгосударственные отношения, как межгосударственные отношения негосударственного характера, внутригосударственные отношения, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, но включенные в сферу международно-правового регулирования (международного частного права).
    Состояние международных отношений рассматривается с точки зрения их напряженности: стабильности – нестабильности, доверия – вражды, сотрудничества – конфликта.
    В зависимости от числа участвующих в отношениях субъектов или их положения в общественной иерархии выделяют различные уровни международных отношений: высокий, средний или низовой. С учетом геополитического критерия принято выделять глобальный (или общепланетарный), региональный (европейский, азиатский и т.п.), субрегиональные (например, страны Карибского бассейна) уровни.
    Понятия «мировая» и «международная политика» отражают события, происходящие на мировой арене. Основные различия между ними заключаются в степени участия нетрадиционных субъектов, в их активности: международная политика представляет собой деятельность, взаимодействие государств на международной арене и включает двусторонние и многосторонние связи между ними в различных областях. Понятие «мировая политика» акцентирует внимание на активной роли в формировании международной ситуации нетрадиционных участников международных отношений.
    Участников международных отношений в политической науке обозначают термином «актор» (актер), что предполагает, что каждый из участников играет установленную роль в международной политике, т.е. акцент делается на активном поведении, ведущем к достижению результатов – осуществлению внешнеполитических целей. Участников международных отношений, выполняющих предназначенные им роли, можно назвать агентами. Они сохраняют возможность выбора, их интересы учитываются субъектами международных отношений.
    Выделяют два основных вида участников международных отношений: традиционные (основные, первоначальные) и нетипичные:
    1. К традиционным участникам относятся, прежде всего, государства, выступающие первичными субъектами международного права. Все государства можно разделить на: сверхдержавы (супердержавы); великие державы; средние державы; малые государства; микрогосударства.
    2. В современных условиях в связи с актуальностью экологических проблем, последствиями НТП, развитием коммуникаций все большее значение приобретают негосударственные, нетипичные участники международных отношений – международные организации, транснациональные корпорации, другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене.
    Международные организации представляют собой постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) для содействия решению международных проблем и развития сотрудничества государств.
    Международные организации классифицируются по различным основаниям.
    По характеру членства выделяются межгосударственные (межправительственные – МПО) и неправительственные (НПО) организации.
    Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов, уважение суверенитета государств-членов.
    Типологии МПО:
    · по геополитическому признаку: универсальные (ООН), межрегиональные (Организация Исламская Конференция), региональные (ОБСЕ, СНГ), субрегиональные (Бенилюкс);
    · по направлениям деятельности: общецелевые (ООН), экономические (Европейская Ассоциация Свободной торговли – ЕАСТ), военно-политические (НАТО), финансовые (МВФ, Всемирный банк), научно-технические (Международное Агентство по Атомной Энергии – МАГАТЭ), правоохранительные (Международная Организация Уголовной Полиции – «Интерпол») и др.;
    · по характеру полномочий: межгосударственные (их цель – организация международного сотрудничества, принимаемые решения адресуются государствам-членам) и надгосударственные (цель которых - развитие интеграции, принимаемые решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов (ЕС) организации);
    · по порядку вступления бывают открытые (любое государство по своему желанию может стать их членом) и закрытые (прием в члены осуществляется с согласия первоначальных учредителей).
    Особый тип постоянного международного объединения представляет Движение неприсоединения. Его организационная структура имеет признаки, свойственные международным организациям, в то же время, отличаясь от них по ряду показателей (от первых – постоянным характером и решением широкого круга международных проблем, от вторых – отсутствием постоянных руководства, бюджета, штаб-квартиры).
    НПО возникают в результате объединения физических и (или) юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. Такие организации отвечают трем критериям: международный характер их состава и целей; частный, т.е. негосударственный характер учредительства; добровольный характер их деятельности.
    В 90-е гг. XX в. большое распространение получили трансрегиональные объединения, включающие международные организации различных географических регионов (ЕС – АСЕАН, ЕС – МЕРКОСУР и др.).
    Другими участниками международных отношений, способными вносить определенные изменения в них, являются в настоящее время национально-освободительные, сепаратистские движения, террористические организации (Аль Каида Бен-Ладана, Ирландская республиканская армия – ИРА, Организация освобождения Палестины – ООП), региональные и местные администрации, отдельные лица. Их деятельность нередко порождает феномены «дикой» и «субнациональной» дипломатии – трансграничных связей, осуществляемых без участия государства.