Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Постановка рук при работе на гончарном круге. Гончарное ремесло для начинающих. Понадобятся знания, как правильно создавать изделия, как придавать им форму и центровать их на гончарном круге

    Постановка рук при работе на гончарном круге. Гончарное ремесло для начинающих. Понадобятся знания, как правильно создавать изделия, как придавать им форму и центровать их на гончарном круге

    Ростовская Яна Евгеньевна – воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» , ст. Староминская, Краснодарский край

    Введение

    Одно из важных направлений в работе нашего дошкольного учреждения является трудовое воспитание. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Для успешной реализации трудового воспитания у детей дошкольного возраста, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Поэтому, в МБДОУ «Детский сад» № 9 «Олененок» станицы Староминской открылась гончарная мастерская. Для функционирования мастерской были установлены детские гончарные круги, приобретена глина, фартуки и нарукавники.

    Студия «Гончарная мастерская»

    Творческая мастерская - это одна из новых форм совместной и самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организована 1 раз в неделю по 20 – 25 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

    Работа в мастерской построена так, чтобы в конце работы дети видели результат своего труда. Данный прием развивает познавательные способности и повышает самооценку ребенка, так как законченность работы приносит чувство удовлетворения и радости.

    Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей при создании работ из глины.

    Задачи:

    • Обучить практическим навыкам лепке из глины, техническим приемам, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла
    • Приучать детей аккуратно обращаться с рабочими принадлежностями, оборудованием, с готовыми и не законченными работами
    • Развивать: самостоятельную творческую деятельность детей, инициативу, фантазию, творческое воображение
    • Воспитывать: умение работать самостоятельно, усидчивость и трудолюбие.

    Работа в «Гончарной мастерской» проводилась в два этапа:

    1 этап – подготовительный.

    1. Ознакомление с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявление необходимости в расширении поля деятельности в данном направлении.
    2. Выявление актуальности изучения данной проблемы, учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка.
    3. Постановка цели и основных задач – помочь ребенку познать свойства реальных предметов и объектов окружающего мира, доступными его пониманию способами и средствами.
    4. Разработка методики работы на гончарном круге.
    5. Разработка учебно – тематического плана работы с детьми по данному направлению.
    6. этап – основной.

    Основным этапом данного опыта является работа в творческой гончарной мастерской.

    Основой мастерской является «ручной труд» ребенка. Работая руками, дети, изучают свойства материалов, инструменты с которыми они работают, создают продукты деятельности, которые используются как в развивающей предметно пространственной среде группы и детского сада, так и как подарки младшим детям и родным. Всё это позволяет им проявлять инициативу и выражать свою индивидуальность.

    Воспитатель ведет определенную, заранее выбранную работу, которая происходит во время свободной деятельности. Настроение, создаваемое за рабочими столами, наполняет всю комнату. В мастерской дети подходят к воспитателю, наблюдают и включаются в работу. А кто – то из детей быстро возвращается к своим самостоятельным играм. Здесь все работают сплоченно и коллективно. В ходе такой работы развиваются способность к концентрации, дисциплина, спокойствие, привычка доводить начатое дело до конца. Дети наблюдают все эти качества в работе воспитателя, и они передаются им естественным образом.

    Дети поэтапно овладевают разными техниками «мастерства» . Работа ведется от «простого к сложному» . От знакомства с правилами при работе с гончарным кругом - к технике работы на гончарном круге. А также в мастерской работа проходит в два этапа: подражательный - дети видят, учатся, повторяют за взрослым, и на основе подражания усваивают алгоритм деятельности и творческий этап – дети применяют полученные знания и умения на практике.

    Здесь детям не даются определенные задания или даются в такой форме, чтобы дети проявляли свою инициативу. Здесь воспитатель своими руками лепит на глазах детей сначала форму шара, из которого потом «возникают» различные фигурки. Дети воспринимают формы предметов и существ (животных, героев сказок и т.д.) сначала целостно, затем фантазируют, лепят и стараются воспроизвести данную форму в материале. Некоторая незавершенность фигуры также дает импульс для воображения и способствует его развитию. Также в студии дети осваивают правила и приемы работы на гончарном круге, например, лепка кувшина, тарелки, чашки, Работа на гончарном круге дает возможность ребенку поэкспериментировать, творчески продумать своё задуманное изделие. Изготовленные детьми игрушки и поделки раскрашиваем гуашью (например, с элементами народно – прикладного искусства) , и используем, как атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

    Методика работы на гончарном круге.

    • Сначала нам нужно размять глину. Разминаем ее хорошо, для того, чтобы глина стала мягче и, легко было с ней работать. Если кусочек глины небольшой, то мы его разминаем в руках, как пластилин. Если кусочек глины будет большой, то его замешиваем как тесто.
    • Затем круговыми движениями рук сформировали шар. Кладем глиняный шар на основу гончарного круга и хорошо его руками закрепляем. Это делается для того, чтобы глина во время работы на гончарном круге не двигалась.
    • Включаем гончарный круг. Для работы в гончарной мастерской установлены детские гончарные круги. На гончарном круге есть две скорости – большая и маленькая. На большой скорости мы будем работать, когда освоим работу на маленькой скорости. Если рычаг включения слегка приподнимем вверх и повернем налево, то скорость будет маленькая. И, соответственно, если – вправо, то скорость будет большой.
    • При помощи рук и воды вытягиваем глиняный шар вверх, делая конус или столбик. Делается это для того, чтобы глина пропиталась водой и стала мягче и эластичней. Для этого обхватываем пальцами наш комочек у основания, немного сжимаем его, поднимаем вверх и сужаем. Получается конус – морковка. На этом этапе происходит центровка глины. Поэтому старайтесь держать руки ровно по отношению к оси круга, так чтобы не пальцы ходили за глиной, а наоборот - глина шла вслед за ними. Медленно проведите палец снизу вверх, если палец нигде не подпрыгивает, то можно приступать к следующему этапу.
    • Опускаем столбик вниз, делая толстый пенек. Нажимаем ладошкой на конус и постепенно нажимаем вниз. Если изделие наклоняется, то при помощи рук выравниваем.
    • В центре пенька указательным пальцем намечаем отверстие. (Его можно сделать при включенном гончарном круге, но детям трудно наметить отверстие при включенном гончарном круге) . Поэтому мы выключаем гончарный круг, намечаем отверстие и продолжаем работу.
    • Углубляем отверстие практически до основания - получается конусообразная воронка. У нас получился полый цилиндр - стаканчик с толстыми стенками.
    • На следующем этапе происходит лепка задуманного изделия (например, чашка, кувшин, горшочек, стаканчик) .
    • Система педагогического процесса по обучению работе на гончарном круге предполагает развитие у дошкольников творческого отношения к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизацию познавательной деятельности и строится на гибком подходе к планированию и организации этого процесса, учитывает разные возможности детей, их предпочтения и интересы. Для того чтобы и педагог, и ребёнок наглядно увидели все компоненты деятельности как систему, мы использовали модель - обозначение этой системы в виде пяти пальцев руки.

    Метод «пяти пальцев» , предложенный Л. Зайвертом, является простой и доступной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. «Система пяти пальцев» - технология, которая раскладывает детскую деятельность на этапы. Для того, чтобы лучше запомнить детям эту схему технология представлена в форме ладони. «Пятипальцевый» метод формирует у детей самостоятельность, развивает инициативу, творческую деятельность.

    Тематическое планирование работы

    в гончарной мастерской

    1. Вводные беседы с детьми о глине, работе гончара.
    2. Чтение сказок, художественной литературы.
    3. Ознакомление детей с искусством: рассматривание иллюстраций с изображениями изделий из глины, керамических статуэток и фигурок.
    4. Просмотр слайд – шоу «Чудеса из глины» .
    5. Просмотр видео материалов о работе гончара.
    6. Изображение предметного мира. Создание простых форм.
    7. Предметная лепка.
    8. Сюжетная лепка.
    9. Инструктаж по технике безопасности при работе на гончарном круге.
    10. Декоративная лепка.
    11. Выставка детских работ.

    Используемая литература:

    1. Алексашина Н.Н. Волшебная глина.
    2. Федотова Г.Я. Послушная глина.
    3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев.
    4. Лыкова И.А. Лепим, Фантазируем, играем.

    Перспективно ли гончарное дело как бизнес? Этот промысел открывает возможности для творчества, обучения и заработка. Его история глубоко уходит в тысячелетия: много веков назад люди лепили из глины сосуды и горшки, украшали их резьбой и глазурью. Массовое производство посуды в XXI веке сместило гончарство в индустрию развлечений. Рассказываем, что представляет собой технология гончарного производства, какие материалы используют для производства и на чём можно заработать.

    История гончарного дела

    Гончарное производство известно с древнейших времён. Это ремесло создавало необходимые в быту ёмкости и сосуды. Основным материалом для него является глина. История началась с ручного производства: мастер из куска глины лепил изделие, а затем обжигал его в печи или сушил на солнце (в жарких странах). Однако довольно давно, в начале первого тысячелетия появился гончарный круг - станок, с помощью силы вращения придающий изделиям ровную симметричную форму. Помимо красоты сосудов это приспособление обеспечивает более высокую скорость производства.

    Кроме изготовления посуды гончары производили кирпичи, плитку, дренажные трубы и даже архитектурные украшения. Интересно, что в средние века глиняные сосуды придумали использовать для улучшения акустики храмов: их замуровывали в стены. Такие можно увидеть В Новгороде, в Пскове и Москве.

    Русские мастера гончарного дела тоже работали руками и на кругах, создавая востребованные и нужные в быту предметы. Этот навык не был редким: в каждой семье были люди, способные изготовить необходимый сосуд. С конца 19 века посуду собственного производства вытеснила фабричная, а гончарное дело из сферы жизненно необходимых навыков перешло в область народного творчества и хобби.

    Гончарное дело - изготовление из глины посуды, разнообразных сосудов, игрушек и даже архитектурных элементов

    Материалы гончарного производства

    Главный материал для гончарного производства - глина. Специальная горшечная разновидность считается оптимальной для изготовления сосудов, хотя вариантов состава глиняной массы может быть довольно много. Их делят на плотные (фарфор, бисквит, париян) и пористые (фаянс, терракота). В составе глины может быть кварц и гипс. Эти компоненты делают изделия более прочными.

    Чаще всего готовые изделия, но есть после обжига, раскрашивают глазурью. Цели не только декоративные, но и практические: краска не даёт влаге проникать в изделие и разрушать его. Способов нанесения глазури несколько: муравление, посыпка, обливание или ручное раскрашивание.

    Технологии производства

    Гончарное дело для начинающих в домашних условиях - вполне посильная задача, хотя работать в специальной мастерской гораздо удобнее. Причина простоты этого дела кроется в его древности: изначально люди работали вручную или с помощью очень простых приспособлений, а сам навык лепки был очень массовым.

    Изготовление изделия начинается с подготовки глиняной массы . От его качества и особенностей зависит качество сосуда. Обычно используется так называемая горшечная глина, её состав считается оптимальным. Важна однородность и густота массы. Сейчас такой материал без труда можно купить в магазинах для хобби. Заготавливать глину самостоятельно проблематично: нужно найти хорошее место, набрать материал, очистить его от камешков и посторонних примесей.

    Когда масса готова, можно приступать к формовке или лепке. Некоторые виды изделий делают в формах и рамах, сосуды формируют на гончарном круге, фигурки и свистульки лепят вручную. Это может быть творческим или чисто механическим процессом, в зависимости от пожеланий и целей мастера.

    Обжиг

    Сформированное изделие нужно обжечь, чтобы оно сохраняло стабильную форму. Глина обжигается при очень высоких температурах - от 1000 градусов. Для разного состава массы требуется определённая температура:

    • глина - 1000–1200 градусов;
    • керамика - 1100–1300 градусов;
    • фарфор - 1200–1400 градусов.

    С некачественными составами могут возникнуть трудности. Например, есть примеры, когда покупная порошковая глина закипала уже при температуре в 750 градусов и изделие портилось. Поэтому к выбору сырья нужно относиться крайне внимательно, проверять производителей, чтобы не потратить время и деньги впустую.

    Желательно использовать газовые или электрические печи: ими проще управлять, в них не образуется сажа и копоть, которая портит поверхность изделий. Атмосфера в печи во время обжига тоже влияет на внешний вид сосудов и фигурок. Например, можно вызвать окисление глины и придать ей более коричневатый оттенок.

    Основа мастерской - гончарный круг

    Нанесение глазури

    Глазурью называется стекловидное покрытие глиняных изделий. Его назначение не только декоративное. В первую очередь глазурь необходима для защиты изделия от влаги, которая может попасть в его структуру и разрушить. Защитное покрытие наносится во время обжига или после него. Основой такого покрытия являются кварц, каолин и полевой шпат. Чтобы сделать глазурь цветной, в состав добавляют оксиды и соли металлов.

    Методы нанесения глазури на гончарные изделия:

    • пульверизация;
    • набрызг;
    • окунание;
    • полив;
    • тампонирование;
    • окрашивание кистью.

    При окрашивании иногда возникают дефекты, например, пузырьки или трещины. Мастер по производству гончарных изделий должен предупреждать их причины и предотвращать. Для этого нужно следить на равномерностью нанесения, помолом сырья для глазури и правильно подбирать температуру для обжига.

    Необходимое оборудование

    Основа мастерской - это гончарный круг. Это устройство довольно хорошо знакомо всем: вращающейся устройство, позволяющее формировать симметричные объёмные изделия. Разновидностей несколько:

    • ручные (приводятся в движение одной рукой, а работать над заготовкой надо другой рукой);
    • механический ножной (сила вращения обеспечивается ногами, обе руки свободны для работы);
    • электрические (самые распространённые сейчас, вращение обеспечивает электрический ток, мастер работает только над изделием).

    Для бизнеса, особенно если планируется проводить обучение гончарному делу нужен именно электрический круг. Компактный станок можно приобрести за 30 тысяч рублей, более профессиональный - за 45 тысяч. Вращающаяся часть круга называется турнетка. Одна турнетка обязательно идёт в комплекте с кругом, но можно купить дополнительные, к примеру, большого и меньшего размера.

    Помимо гончарного круга необходима муфельная печь: она способна нагреваться до определённой высокой температуры (до 1400 градусов) и поддерживать эту температуру в течение нужного промежутка времени. Купить печь для гончарного дела можно в среднем за 30-40 тысяч рублей, но лучше заложить сумму побольше - в районе 100 тысяч рублей. Время обжига зависит от материала и объёма изделия. Иногда требуется обжигать глину 2-3 раза, для глазурирования.

    На чем можно делать деньги

    Гончарное дело сейчас - это скорее народный промысел, чем способ производства. Мастер, работающий на гончарном круге, не сможет конкурировать по объёмам производства с промышленными предприятиями. Да и качество его изделий скорее всего будет уступать.

    Вариант заработка на гончарном производстве - изготовление декоративных игрушек, свистулек, колокольчиков. Их продают в музеях, сувенирных магазинах, туристических лавочках.

    Наиболее перспективным с точки зрения дохода представляется мастер-класс по гончарному делу. Возможность попробовать себя в новой роли, поработать руками, изготовить памятный сувенир или полезную в хозяйстве вещь привлекает многих. Такие уроки с удовольствием посещают дети и взрослые. Организовать гончарные курсы можно только в том случае, если у предпринимателя уже есть навыки в этом ремесле (иначе учить людей не получится).

    Рассмотрим каждый вариант чуть подробнее.

    Есть несколько вариантов заработка на гончарном ремесле, один из которых - обучение

    Гончарные изделия

    Продажа гончарных изделий - посуды, бытовых сосудов, а также декоративных фигурок и свистулек - может приносить доход. Такие сувениры не производят массово, хотя спрос среди туристов на них довольно высок. Если получится найти каналы сбыта в этом направлении, в весенне-летний сезон и новогодние праздники можно получать прибыль.

    Больших денег ждать не стоит: одна фигурка продаётся в среднем за 100-150 рублей при себестоимости до 30 рублей. Если изготовить 500 штук, можно заработать 75 000 рублей. Минус способа в том, что создавать такие сувениры не так просто, как кажется на первый взгляд. Нужна аккуратность, приятные расцветки и оригинальные идеи.

    Другая идея - продавать посуду и вазы через интернет. Тенденция использовать в интерьере только натуральные материалы сработает в пользу мастера. Если изделия красиво фотографировать, больше рассказывать о них и регулярно вести страницы, можно найти много клиентов.

    Мастер-классы для детей

    Другое более денежное направление - мастер-классы для детей. Москва, Петербург, да и другие города уже присоединились к этой работе. Плюс в том, что аудитория потенциальных посетителей просто огромна, а особенные знания для проведения детских мастер-классов не нужна. Детям важны впечатления, а не знания и навыки. Часто такие занятия посещают семьями.

    Занятия проводятся в небольших группах и длятся в среднем 1,5 часа. Детям рассказывают краткую историю гончарного дела, показывают готовые изделия и учат работать с глиной . Это несложная и приятная работа. Единственный минус заключается в затратах: нужно снять большое помещение, отремонтировать его, поставить мебель и купить несколько гончарных кругов. Печи достаточно одной. Также следует разработать программы занятий и предусмотреть вариативность для разных возрастов.

    Обучение

    Также зарабатывать можно на более продвинутом обучении. Некоторым людям действительно интересно овладеть гончарным мастерством на продвинутом уровне. Возможно, они планируют потом на этом зарабатывать или строить бизнес, поэтому готовы заплатить за уроки. Это направление работы стоит объединить с детскими мастер-классами и самостоятельным производством.

    Не совсем обычный вариант - книги. Если мастер уже накопил солидный опыт работы и хорошо знает ремесло, можно попробовать написать учебное пособие и издать его небольшим тиражом.

    Многие готовы заплатить, чтобы научиться работать на гончарном круге и самостоятельно изготавливать посуду

    Финансовые вложения и окупаемость

    На оборудование для мастерской придётся потратить в среднем 150 тысяч рублей: печь и гончарный круг. Рабочие инструменты вроде нити, наборов для лепки - ещё 10 тысяч рублей. Сырьё на несколько месяцев работы - приблизительно 30 тысяч.

    Предположим, предприниматель планирует не только самостоятельно производить, но и обучать других людей. Тогда затрат будет больше: несколько гончарных кругов, аренда и ремонт помещения, больше инструментов и сырья, а также реклама. Всё это в среднем можно уложить в 500 тысяч рублей. Суммарные затраты на запуск бизнеса составят 800 тысяч рублей.

    Мы выяснили, что на продаже изделий можно за сезон заработать примерно 75 тысяч рублей. Основную часть доходов должны приносить мастер-классы. 1,5-часовое занятие стоит от 500 рублей, группы - 10-12 человек. Если проводить 4 занятия в неделю в полностью загруженных группах, за неделю можно заработать 24 тысячи рублей, а за месяц - 96 тысяч.

    Зарабатывать на уровне 100 тысяч рублей в месяц в собственной гончарной мастерской вполне реально. С учётом покупки расходных материалов, оплаты аренды и коммунальных услуг окупить все вложения можно в течение 8-12 месяцев активной работы.

    Заключение

    Гончарное дело - перспективное с точки зрения заработка ремесло. Наиболее выгодной представляется организация мастер-классов для детей и взрослых. Также можно заработать на продаже посуды и сувениров. Открыть мастерскую стоит в среднем 800 тысяч рублей, которые можно окупить за 1 год работы.

    "Керамика очень похожа на жизнь - вам всегда интересно, чем дело обернется.
    Это может быть не так, как вы себе представляли, но это все равно будет красиво…"

    Эти слова на прошлой неделе произнес директор одной из американских школ в маленьком городке Карфаген на церемонии запуска новой печи для обжига гончарных изделий. Ее установили на средства гранта регионального фонда общественного образования. Теперь карфагенские школьники смогут полноценно попробовать себя в одном из древнейших занятий человечества - создании настоящей керамики.

    В томских школах печи для керамики пока не ставят, но обучиться этому ремеслу, при желании, все-таки можно - время от времени в городе проходят различные мастер-классы , преподают его основы и в художественных школах. Ну а для тех, кто пока не готов вживую познакомиться с процессом создания гончарного изделия, - рассказ о нем от томского керамиста Андрея Салтана.

    ГЛИНЯНОЕ ТЕСТО

    Первый этап в деле изготовления любого керамического изделия — добыча сырья, в данном случае — глины.

    Глину я беру местную, томскую; это так называемая красная глина. Активно сотрудничаю с Политехническим университетом — там знают все карьеры, где ее можно добыть, - рассказывает Андрей Салтан.

    Фактически глина, только что добытая из карьера — это просто, «куча грязи», а потому перед началом работы ее необходимо как следует подготовить.

    Традиционных вариантов переработки материала не так много. К примеру, в древности глину замачивали водой, тщательно перебирали, выбирая мусор. Уже очищенную глину погружали в бочку с водой, где она отстаивалась какое-то время. В ходе такой процедуры часть грязи всплывала на поверхность, часть — оседала на дно, а посередине оставался пласт, который можно было использовать для работы. В бочке, в тех местах, где и находилась нужная масса, проделывали отверстие, глину собирали и высушивали на солнце, чтобы избавиться от лишней влаги. Подсохший материал переминали, после чего он становился окончательно годным для работы.

    Мы тоже сначала пользовались таким способом: месили глину руками, ногами, но это очень тяжело, - рассказывает Андрей. - Со временем приобрели оборудование, которое готовит глину — в итоге она получается в виде вот таких «колбас»:

    ГОНЧАРНЫЙ КРУГ

    Перед началом работы с глиной необходимо как следует намочить руки, да и во время работы вода всегда должна быть под рукой. Главное — не переусердствовать. Если изделия из глины получатся слишком влажными, то легко могут дать трещину при сушке. Поэтому в процессе работы мастера держат под рукой губку, которой удобно собирать лишнюю влагу.

    Также перед началом работы с глиной необходимо «пообщаться»: почувствовать ее, поработать руками. Если есть желание придать изделию особую форму, достаточно посильнее нажать на глину с обеих сторон, и она легко поддастся.

    По словам Андрея Салтана, идея будущего сосуда зачастую рождается во время работы, в импровизации. Но если есть задумка - что в конечном итоге должно получиться - то тогда эскиз следует продумать заранее.

    Изготовление незамысловатого гончарного изделия за 5 минут - вполне реальное дело, - говорит мастер. - Когда делаешь несколько одинаковых форм подряд, руки привыкают и работают намного быстрее. Например, если я делал партию стаканчиков, то на первый уходит минут 15, а последний я делаю уже за 5 минут.

    Когда форма готова, можно дать волю фантазии и декорировать горшок или кувшин как хочется. На еще не засохшей глине можно порисовать: для этого используются самые разные деревянные палочки, которыми как на бумаге можно выводить узоры — цветы, животных, орнаменты. Хотя, по словам бывалых мастеров, бывает, что форма настолько интересна, что никакой декор и не требуется.

    Однажды ко мне пришли из Чайного клуба. Сказали, что у них намечается фестиваль и нужен приз — чайник. Но не обычный, а настоящий сибирский - в шапке-ушанке. Мне эта затея очень понравилась, и я с удовольствием его сделал, - говорит Андрей Салтан.

    Срезка сосуда

    СУШКА И УКРЕПЛЕНИЕ

    Следующий немаловажный этап в работе над глиняной посудой - укрепление и сушка.

    При сушке любое керамическое изделие становится гораздо меньше в размерах - хорошая гончарная форма дает усадку не менее 10%. Чтобы сосуд был крепким, его обжигают в специальной печи, при температуре около 1 250 градусов. Хотя некоторые новички обходятся и вовсе без обжига - сушат горшки на солнце.

    После печи посуда приобретает совершенно другой цвет.

    До печи глина может иметь совершенно потрясающие цвета: и зеленый, и голубой, и черный. А после обжига становится белой, желтой или красно-коричневой, - поясняет Андрей Салтан. - Обожженное изделие из томской глины имеет красно-коричневый цвет.

    Но обжиг — это еще не все. Изделие из глины не должно пропускать влагу, а потому нуждается в специальной обработке. Технологии существуют разные, одна из них — обработка глазурью, в результате которой горшочки и кувшины приобретают стекловидное покрытие.

    Правда, сейчас от наиболее распространенных видов глазурования начинают отказываться из-за присутствия в составе поливы (смеси кварца, полевого шпата, оксидов металлов и некоторых других компонентов) свинца. Его наличие может негативно сказываться как на мастерах, производящих работы по глазурованию, так и на тех, кто потом будет использовать посуду.

    Сейчас все стремятся к более естественному, природному, экологичному — отмечает мастер. - Поэтому для обработки я использую молочение. Этот способ намного древнее глазури, к тому же не нанесет никакого вреда здоровью.

    Молочение — обработка молочным жиром — было очень распространено в древности. Уже обожженный сосуд помещали в молоко, давая стенкам возможность как следует пропитаться. После этого сосуд высушивали и снова ставили в печь для обжига. При этом температура в печи достигала 350 градусов, чтобы молоко начало «гореть»: в процессе горения оно закрывает поры, через которые может вытечь вода.

    После такого обжига горшок сильно темнеет, поэтому его необходимо отчистить. Когда-то это делали с помощью песка или рогожи, сейчас же, как правило, используют простую наждачную бумагу. Уже после чистки сосуд обрабатывается горячим воском - на этом этапе работу можно считать завершенной.

    СПРАВКА ОБЗОРА:

    Керамист Андрей Салтан. Изготовлением гончарных изделий занимается три года. Начинал с моделей из глины, продолжил работой с гончарным кругом.

    В настоящее время создает собственную студию, сотрудничает с Томскими краеведческим и историческим музеями, салонами красоты. Считает, что в гончарном искусстве случайных людей нет - слишком уж грязный и трудоемкий процесс работы.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    Чтобы попробовать себя в гончарном деле необходимо обзавестись гончарным кругом, печью для обжига, глиной и инструментами для декора изделий.

    Гончарный круг. Собрать простой гончарный круг можно при желании самостоятельно , но можно сделать и на заказ . Или приобрести в специализированном интернет-магазине гончарный круг с электроприводом. Стоимость такого круга колеблется в пределах от 23 до 60 тыс. рублей.

    Печь для обжига. Самая простая печь для обжига обойдется в 50-60 тысяч рублей. Но в целом их стоимость может достигать 200 тыс. рублей и более.

    Набор инструментов . Леска или тонкая проволока, что бы по окончании лепки срезать гончарное изделие с круга. Губка, чтобы убирать лишнюю влагу с изделия (можно привязать к небольшой палочке, чтобы можно было "попасть" внутрь горшка). Инструменты каждый выбирает для себя сам, стандартного набора тут нет: различные палочки, лопатки, резаки, чтобы создавать узоры еще на влажной глине, кисти - если захочется в дальнейшем расписать свой горшочек.

    Материалы. Традиционную красную глину можно приобрести непосредственно в Томске, в мастерской Андрея Салтана (30 рублей за кг). Также красную глину и глину других цветов (черную, белую, зеленую, голубую) также можно заказать в интернет-магазинах. К примеру, 2,5 кг зеленой глины пластичностью до 1100 градусов обойдется примерно в 300 рублей. Такой же объем более пластичной черной глины (свыше 1100 градусов) будет стоить порядка 200 рублей. А акриловые краски продаются в любом художественном магазине: набор из 6 цветов стоит, как правило, около 200 рублей.

    Текст: Анна Жидкая, Анна Афанасьева


    При работе на гончарном круге начинающим гончарам рекомендуется использовать мягкую глину. Позднее, когда вы освоите основные приемы, выполнение большей части которых сможете довести до автоматизма, можно будет перейти к более твердым сортам керамических масс.
    Начинать освоение гончарного круга лучше всего с изготовления небольших вещей. К таким относятся, например, небольшие тарелки.

    Отрежьте проволокой от куска глины небольшое количество глины, разомните его и вылепите плоский диск небольшой высоты размером, соответствующим дну будущего изделия.
    В центре гончарного круга разместите подкладку из влажной (но не мокрой!) ткани, для того чтобы после окончания работы тарелку можно было легко поднять, не деформируя.
    Выложите на ткань заготовку, при помощи губки слегка смочите глину водой и аккуратно положите ладони на глину. После этого слегка придавите ее к поверхности. Затем поверните несколько раз круг и проверьте, чтобы кусок глины не сместился и не изогнулся относительно внешних краев диска. Отследить изменения можно не только зрительно, но и при помощи пальцев.
    Этот момент - точное размещение первого куска глины в центре круга - очень важен. При малейших отклонениях глины от центра аккуратно ее поправьте. Только после этого можно переходить к следующим этапам формовки изделия.
    Выполнив «центровку» глиняной заготовки, сильно ее сдавите, плотно прижимая к поверхности подкладки. Эта процедура необходима для надежного укрепления днища будущей тарелки.
    Постепенно вращая круг, аккуратно приподнимите глину пальцами от внешнего края таким образом, чтобы у вас получился толстый ободок. Далее начинайте его разглаживать, слегка оттягивая в стороны.
    Главным при работе на гончарном круге является приобретение навыков плавной, размеренной и ритмичной работы с глиной. Резкие движения здесь неуместны, так как могут привести к деформации деталей изделия.

    Следующим этапом является отделка тарелки. Возьмите овальное ребро и обработайте им днище. Стенки можно разгладить пальцами. В дальнейшем, при желании, дно тарелки можно украсить орнаментом. Когда изделие высохнет, его поверхность можно натереть до блеска при помощи мела или древесного угля.
    Когда тарелка слегка подсохнет и затвердеет, ее необходимо срезать при помощи проволоки.
    Снимая изделие с поверхности гончарного круга, следует соблюдать определенные правила.
    Перед тем как отделять предмет от гончарного круга, подготовьте чистое место, на котором он будет сохнуть.
    Срезать готовое изделие необходимо только при помощи длинной проволоки или струны. Движения при этом должны быть быстрыми, но не резкими.
    Небольшие предметы можно снимать сразу после формовки. Крупные изделия лучше оставить сохнуть на подкладке гончарного круга в течение I- 2 дней и только после этого срезать.
    Отрезав сосуд от гончарного круга, вымойте руки от глины и тщательно высушите их полотенцем.
    Чтобы избежать деформации вещей, только что снятых с круга, переносить вещи необходимо аккуратно и быстро, обхватив обеими руками. Крупные сосуды при переноске на место просушки лучше всего поддерживать под днище.

    Рисунок 41. Изготовление тарелки на гончарном круге

    Освоив производство на гончарном круге несложных и небольших изделий, можно переходить к изготовлению более крупных вещей, например цилиндрических ваз.
    Начинать работу следует способом, описанным выше. Поместите необходимое количество глины в центр гончарного круга, не забыв при этом о подкладке. Проверьте, чтобы глиняная масса находилась строго по центру.
    Затем придавите ее середину таким образом, чтобы дно будущего изделия возвышалось над подкладкой примерно на 0,8-1,0 см. В результате у вас должно получиться чашевидное углубление.
    Ладонь левой руки положите на край и, придерживая стенку большим пальцем, медленно направляйте глину в его сторону другими пальцами (кроме мизинца).
    Пальцы ритмично передвигайте взад и вперед по дну глиняной формы, стараясь как можно сильнее уплотнить глину на дне изделия. В дальнейшем это предотвратит отслоение дна от стенок во время сушки и обжига.
    Старайтесь при движении не сдвигать изделие с центра круга.
    Когда между внешней стороной стенки и дном образуется прямой угол, обхватите заготовку обеими ладонями и легкими плавными движениями надавите на ее стенки.
    Все действия при этом, включая, в том числе, и вращение гончарного круга, должны быть медленными. Слишком быстрое расширение или сужение стенок может привести к непоправимой порче изделия.
    Для того чтобы поднять стенки будущей вазы- цилиндра, положите средний палец правой руки на
    его внешнюю сторону и, слегка придавив, сделайте желобок. В результате глина с внешней стороны переместится внутрь формы. Для того чтобы стенки получились ровными, с внутренней стороны стенки, где появилась выпуклость от желобка, поддержите глину указательным пальцем левой руки. Затем постепенно вытягивайте и утоньшайте стенки будущего изделия. В процессе работы не забывайте периодически смачивать водой поверхность изделия.
    Подойдя к верхнему краю изделия, сведите скорость вращения гончарного круга к минимуму.
    Помните, что добавлять в заготовку новые куски глины нельзя, поскольку впоследствии это может привести к непоправимым деформациям при сушке и обжиге изделия.
    Когда формовка предмета будет закончена, аккуратно уберите руки, стараясь не повредить его края.
    Затем обработайте поверхность при помощи гончарного ребра и кусочка меха. Перед тем как срезать цилиндрическую вазу с подставки, подрежьте под углом (величина угла определяется вашим желанием) внешний край основания формы. Сделать это можно при помощи любого металлического инструмента с заостренным концом. Такая операция необходима как с эстетической, так и с технологической точки зрения.

    Занятия гончарным делом исключительно полезны для детей. Кроме того, им просто нравится создавать подсвечники, чашечки, пиалы своими руками. Лучше всего заниматься на обычном круге в гончарной мастерской , но если вы хотите начать с малого, то купите детский гончарный круг. Игрушка гончарный круг иногда оснащается ножным приводом и мотором, что делает ее максимально похожей на «настоящее» оборудование. Также в комплекте поставляется пласт с глиной, стек и другие аксессуары, материалы, которые могут понадобиться в работе. Порядок эксплуатации оборудования описывается в инструкции к нему. Благодаря этому каждый маленький мастер или мастерица смогут проявить себя в гончарном деле.

    GALEY

    Один из самых известных производителей игрушек рассматриваемой категории – это GALEY. Galey гончарный круг имеет высокое качество, является прочным, надежным и долговечным. Такая игрушка помогает развивать мышление и пространственное воображение, фантазию, аккуратность и творческие способности. В комплекте идет машинка с ножной педалью, 2 мешочка с глиной, краски (6 цветов), кисти и шпатели (по 2), палитра, держатель, шнур и инструкция. Набор понравится малышам в возрасте 5 лет и старше. Страна производства – Гонконг.

    Alex

    Детский гончарный круг Alex оснащается адаптером и педалью управления, позволяет создавать глиняные изделия и декорировать их на свое усмотрение. В наборе – круг (работает от сети), адаптер, глина, краски, кисти, поддон, шнур, мозаичная черепица, клей, украшения. Страна производства – США.

    Фантазер

    Под торговой маркой «Фантазер» производится широкий ассортимент товаров для детского творчества. Вы можете выбрать гончарный круг Фантазер для кубков, ваз, подсвечников и других изделий. Тот же набор «Гончар» гончарный круг поставляется в полной комплектации – вам останется только изучать инструкцию и творить. Расходные материалы можно докупать по мере необходимости.

    Обычный гончарный круг или игрушка?

    Детский гончарный круг недорого купить можно без проблем – вопрос в том, насколько он хорош и может ли стать полноценной заменой обычным занятиям. Да, игрушки красивы, просты в использовании и вносят неоценимый вклад в развитие ребенка, но они остаются игрушками и имеют ограниченный функционал. Если хочется попробовать, купите такую ребенку на праздник, чтобы он смог потренироваться и понять, нравится ему лепить или нет. Понравится – вы всегда сможете записать его на курс обучения