Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Кто такой успешный человек? Вы часто соглашаетесь с тем, что говорят, только чтобы не обидеть собеседника

     Кто такой успешный человек? Вы часто соглашаетесь с тем, что говорят, только чтобы не обидеть собеседника

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Шахты Ростовской области»

    Беседа с учащимися

    «КТО ТАКОЙ УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

    Учитель: Румянцова

    Людмила Валерьевна

    2015 г.

      К нему стремятся все, кто хочет реализовать себя как личность.

      Это здорово, когда ты его достиг.

      Его сравнивают с вершиной счастья.

      Он стоит рядом со словом «удача», и их часто путают.

      В него нужно верить.

      Чтобы его достичь, обязательно нужно приложить массу усилий.

      Это на пути к нему человеку говорят – «Дорогу осилит идущий».

      Сегодня я хочу поговорить с вами о том, к чему, наверное, стремится каждый человек. Каждый, кто хочет реализовать себя как личность.

      Нашу встречу я начала с неких высказываний. У вас, наверное, уже появились свои предположения о том, что скрывается за местоимением «ОН» в этих фразах. Поделитесь со мной своими мыслями. (ответы учащихся)

      На самом деле сегодня мы будем говорить об успехе, а точнее о том, какого человека можно назвать «успешным».

      Ребята, назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом «УСПЕШНЫЙ» (ответы учащихся)

      Интересные варианты. А вот какое определение слову «УСПЕШНЫЙ» дает в своем толковом словаре Сергей Иванович Ожегов:

    Успешный – сопровождающийся успехом, удачный

      Ребята, назовите известных вам людей, которых вы можете назвать успешными. И почему вы и таковыми считаете.

      Ребята, я хочу у вас спросить: «Можно ли назвать успешным человека, обладающего внешними признаками успешности: машина, часы, дорогой костюм?»

      Не всегда.

      Например, в случае, когда это все досталось ему без труда. Например, выиграл в лотерею, получил наследство, дали родители. Это все не успех, а случай. И человек все это может потерять так же быстро, как и получить.

      Когда еще мы не можем назвать человека успешным: когда он внутренне неспокоен и не уверен в себе. Сам не уверен в своей успешности.

      Говорят, что буквы, из которых состоит любое слово могут помочь раскрыть его суть. Я вам предлагаю поиграть в своеобразную лингвистическую игру: разложим по буквам слово «УСПЕШНОСТЬ» и подберем к каждой букве прилагательное, называющее качества успешного человека.

    У – успешный, упорный

    С – смелый, сильный

    П – профессиональный, принципиальный

    Е – единый с миром и с собой

    Ш – широко мыслящий, шустрый

    Н – настойчивый, независимый

    О – ответственный, организованный

    С – самолюбивый

    Т – трудолюбивый

    Ь (может быть мягкосердечие в некоторых случаях тоже помогает стать успешным)

      А давайте вернемся к примерам успешных людям. Я тоже сделала подборку успешных людей.

      А кто эти люди по своей профессии?

      А давайте теперь посмотрим на наши записи. Чем занимается каждый из этих людей? Глядя на названия этих профессий, какой можно сделать вывод?

      Это ведь совершенно разные виды деятельности. Значит, что успешным можно стать в любом деле, главное воспитать в себе те качества, о которых мы с вами говорили.

      И это далеко не все качества, которыми может и должен обладать успешный человек. Это только некие штрихи к портрету успешности.

      Человек должен сам выбрать, в какой сфере ему стать успешным. Он должен прежде всего самому себе обратиться с вопросом: «А я хочу быть успешным в чем?» и задать себе направление движения.

      Помните разговор Алисы с Чеширским котом:

      Скажите, пожалуйста, куда мне идти?

      А куда ты хочешь попасть? – спросил Кот.

      Мне все равно… - сказала Алиса.

      Тогда все равно, куда идти, - заметил Кот.

      В этом диалоге сформулирован один из важнейших принципов достижения успешности

      Какой?

      Выбери направление движения, выбери направление своей деятельности, в которой ты бы хотел стать успешным и развивай в себе те качества, о которых мы говорили. И тогда, может быть со временем и вас кто-то сможет назвать успешным человеком.

      Но я думаю, что вы уже сейчас можете назвать себя успешными людьми.

      Вы со мной согласны? (ответы детей)

      Вы успешные ученики, многие из вас успешны в спорте, в творчестве.

      Для того, чтобы подвести итого нашего разговора, я предлагаю вам заполнить пробелы в ваших карточка «Составляющие успешности».

      То, что получилось, пусть останется у вас и помогает не забывать о том, как стать успешным в жизни.

      Являешься ты успешным или нет – это определяет каждый сам для себя. И тут, как мне кажется, многое зависит от того, доволен ли ты теми результатами, которых достиг. Если человек добился поставленных им самим целей, а чувства удовлетворения все же нет, назовет ли он себя успешным, даже если все вокруг считают его таковым? И напротив – если человек удовлетворен тем, что добился, хотя для окружающих его успех вовсе не очевиден, можно ли его назвать успешным?

      Я думаю, что успешность – это внутренне и очень личное состояние человека. Так же как и счастье. Человек успешен на столько, на сколько он сам это чувствует.

      Желаю вам чувствовать эти ощущения и не расставаться с ним на всем жизненном пути.

    Далеко не все знают, кто такой успешный человек и каким критериям нужно соответствовать, чтобы им стать. Для многих успешный человек - личность, которая смогла добиться чего-то в жизни. Это касается как просто поставленных целей, так и материальных финансовых достижений. Многие заблуждаются, ассоциируя такую личность только с зарабатываемыми деньгами. Это в корне неверно. Достижения успешной личности выражаются в решении большинства поставленных задач, которые могут и не преследовать материальной выгоды. Примером служат творческие проекты. Успех в этом случае измеряется вовсе не деньгами, а удовлетворенностью от решения поставленных целей.

    Поскольку материальные и нематериальные достижения, прежде чем оформиться в результат, рождаются сначала в голове, будет полезно рассмотреть психологический портрет успешного человека.

    С точки зрения психологии

    Что значит быть успешным с точки зрения психологии? Это относится к взглядам на жизнь и на отношения между людьми. Последние могут делиться на дружеские и деловые.

    Можно выделить признаки успешного человека :

    • Ответственность. Личность осознает, что результаты достигаются только при соответствующем отношении к их выполнению. Такой человек старается эффективно решить задачу, за которую берется. Для других он выглядит надежным, осознающим ценность слов и поступков.
    • Дисциплина и самоконтроль. Редкий человек способен чего-либо добиться без должного уровня самоорганизации. Оттого, насколько индивид может себя дисциплинировать, зависит конечный результат.
    • Умение учиться и мыслить эффективно. Эффективная личность никогда не думает, что знает и умеет все. Поэтому в любой момент при необходимости она готова освоить новый объем знаний и умений для оптимального выхода из сложившейся ситуации. Такая личность не только накапливает знания, она их анализирует, оставляя хорошо зарекомендовавшие себя способы управления ресурсами.
    • Желание ставить цели. Индивид должен хотеть чего-либо добиться в жизни. Желание и умение ставить перед собой цели является определяющим фактором того, насколько успешными будут его дальнейшие действия в будущем.
    • Умение планировать и добиваться результатов. Любая идея требует грамотного планирования и осуществления. Этот шаг является естественным продолжением желанию ставить цели. Важнее всего придумать хорошую идею, составить план, который учитывал бы возможные риски, и следовать ему, несмотря на переменные трудности. Значит, что успешный человек не станет отступать и опускать руки.

    • Трудолюбие. Труд как процесс в умелых руках приносит удовольствие. И для тех, кто не понимает, зачем он нужен, является тяжелым бременем. Состоявшийся человек получает от работы удовольствие, поскольку осознает, для чего это делается и к какому конкретному результату труд приведет.
    • Энергичность и здоровый образ жизни. Здоровье - это такой же ресурс, как и любой другой. Поэтому, чтобы продуктивно воплощать цели в жизнь, стоит уделить внимание сохранению этого актива. Энергичный образ жизни напрямую воздействует на восприятие окружающего мира, поэтому ведет к росту в реализации планов.
    • Трезвый взгляд на вещи и уверенность в себе. Умный человек понимает, что в жизни ничего не падает с неба и не дается даром. Он понимает, что всего нужно достигать упорным продуктивным трудом. Состоявшийся индивид должен сам быть хозяином собственных обстоятельств. Уверенная в себе личность понимает, что большинство препятствий, появляющиеся на пути, преодолимы, а некоторые существуют только в воображении.
    • Круг общения. Человек, ценящий время, не станет терять его попусту на людей, которые ничего ему не способны дать в любом отношении. Это может выражаться в том, что он исключит из круга общения лиц, которые не умеют держать слово. Он руководствуется принципом «для тебя важнее те люди, которые занимают большую часть времени». Поэтому люди, которые хотят быть успешными, стараются исключать из своего круга тех, кто представляет собой определенного рода балласт.
    • Эффективный тайм-менеджмент. Умение качественно организовать время само по себе стоит многого. Время далеко не бесконечный ресурс, которым можно разбрасываться по желанию. Организованный человек всегда сможет ответить, где он будет в тот или иной момент.

    С материальной точки зрения

    Какой он - успешный человек с материальной стороны:

    • Финансовое состояние. Является логическим итогом успешной организации и использования личностных и сторонних ресурсов. Случай, когда кто-то, обладая всеми вышеперечисленными качествами, остается бедным, редок.
    • Статус. Причиной высокого статуса необязательно всегда финансовое состояние владельца. Статус может появиться как итог умения вести дела и влиять на других людей.
    • Путешествия и досуг. Сегодня возможность некоторых людей посещать практически любые страны с целью отдыха, часто ставит их на более высокую ступеньку в глазах окружающих.

    Как мы видим, в построении успешной личности играют роль несколько важных факторов. Любой из них требует потраченных усилий и желания чего-то достичь.

    Не думайте, что эти правила обременительны и призваны превратить жизнь в спланированный ад. При должном отношении такой образ жизни будет приносить владельцу удовольствие от процесса.

    Эти качества позволят обладателю быть успешным во всех начинаниях.

    Пару лет назад провела опрос среди друзей – кто такой успешный человек? Бизнесмен в деловом костюме, сидящий в стеклянном офисе с огромным панорамным окном и секретаршей… Фотограф-фрилансер, снимающий свадьбы влюбленных пар где-нибудь на тропическом острове и живущий по 6 месяцев на берегу океана… Или просто человек – любой человек, который может назвать себя счастливым?

    Вот что отвечали мне друзья (дословно)…

    Успешный человек, это…

    Солидный дядька лет 30+ с квартирой, женой и мин. одним ребёнком =) в общем слово «стабильность» здесь в тему.

    Успешный это когда ты доволен собой. А когда и все вокруг еще довольны тобой, то ты ваще пздц успешный.

    Человек, достигший желаемых высот в своей жизни, в плане финансовом и социальном. Ну и, так сказать, семейном. И имеющий определенный вес в обществе, влияние.

    Человек, у которого возможности успевают за желаниями)

    Наверное, тот, кто нашел свое место в жизни и находится в согласии с собой. Тот, в ком не пропадает дух, что бы ни случилось, и у него всегда хватит силы воли идти дальше.

    Успешный человек – тот человек, который знает чего хочет!)))

    Успешный человек – материально обеспеченный, умеющий заработать деньги своим умом и делом. Это прежде всего человек деловой и ответственный, умеющий преодолеть лень и усталость, смелый и сильный.

    Наверное довольный своей жизнью, спокойный и уверенный.

    Успешный человек – это человек, который с радостью занимается любимым делом, растет как профессионал, постоянно развивается и получает за это достойное вознаграждение в денежном эквиваленте 🙂

    Тот кто достигает всего чего хочет своими силами, не рассчитывая на других.

    А вот мой любимый ответ, самый емкий:

    Нельзя однозначно ответить: например если человек реализовал себя в личной жизни, то есть смог построить полноценные отношения, создать прекрасную семью, он уже является успешным, ведь этот путь для него основополагающий.

    Кто-то смог реализовать себя в определенной сфере, достиг поставленной задачи, и справившись с ней идет дальше в этом направлении развивая себя, он тоже является успешным человеком.

    Успех – можно сказать синоним каких-то действий, это работа. А работа это и работа над собой, работа над своей личной жизнью, будущей семьей и тд. И в целом каждый человек для себя сможет определить успешен ли он.

    Успех – реализация. И не важно в чем именно. Но под реализацией я и понимаю то, что успешный человек не стоит на месте, он .

    Наверное, очень многих волнует вопрос о том, какие люди становятся успешными, а какие нет. Мы постоянно видим с экранов телевизоров людей, добившихся успеха, и в глубине души вздыхаем о том, почему для нас это непосильная задача. Оказывается, все в наших руках!

    Понятие успеха

    Успех - это довольно растяжимое понятие. Каждый человек определяет успех для себя по-своему. Для одного стать успешным - означает управлять большой компанией или организацией, а для другого - просто найти свое место в жизни. Кто-то посчитает себя успешным, получив деньги, а кто-то - построив семью. Все индивидуально и зависит от личных особенностей конкретного человека. Тем не менее существуют общие характеристики, определяющие успешность в жизни.

    Какой он - успешный человек?

    Человека, которого сопровождает по жизни успех, видно невооруженным глазом. Он обладает лучистым взглядом, счастливой улыбкой и твердой походкой. Он так и излучает флюиды везучести и уверенности.

    Успешный человек - это, прежде всего, тот человек, который:

    • Не выполняет работу, которая ему не по душе. Он получает удовольствие от дела, которым занимается. Кроме этого, его занятие приносит ему доход, который его устраивает. В случае если денежное вознаграждение, получаемое за работу, становится для него неприемлемо низким, он предпринимает какие-то действия по исправлению ситуации.
    • Он целеустремлен, всегда достигает своей цели, причем это достижение не изматывает его, а делает более профессиональным.
    • Имеет креативное, нестандартное мышление, не производит стереотипных действий. Такой человек не стремится слиться с толпой, быть как все.

    Шаги к обретению успеха в жизни

    Как стать успешным человеком? Известно, что успешными люди не рождаются, а становятся. И это отличная новость! Следовательно, это доступно каждому. Все, что нужно, - предпринять ряд шагов или мер, помогающих обрести это сокровище. Можно просто наблюдать за людьми, которые привлекают своей независимостью и уверенностью, а можно почитать книги. Как стать успешным человеком, рассказывается во многих печатных изданиях. В любом случае нужно начать действовать и делать это прямо сейчас.

    Возможно, на пути к успеху вас будут ждать различные преграды и препятствия. Не стоит пугаться и сдаваться раньше времени. Главное - это верить в себя, в свои силы, и результат рано или поздно придет. Любые откаты назад позволят по-иному взглянуть на ситуацию, увидеть свои ошибки и впредь их уже не повторять.

    Конкретная цель

    Для достижения успеха нужны ясные, точные цели. Не должно быть ничего расплывчатого и туманного. В противном случае никакие советы, как стать успешным человеком, не помогут.

    Цель может быть очень дерзкой и долгосрочной, ничего страшного. В таком случае следует ее разбить на мелкие задачи, выполняя которые, вы будете приближаться к конечной цели. Например, если вы хотите достичь поста руководителя в ведущей компании, можно и нужно начинать с более низких позиций, постепенно поднимаясь вверх по служебной лестнице. Итак, важна конкретика!

    Последовательные шаги

    Для реализации намеченных задач вам нужно разработать конкретные шаги, то есть свои действия, которые вы будете выполнять для достижения конечной цели. Например, нужно наметить себе, куда нужно позвонить, сходить, с кем переговорить, а может, и подружиться, чтобы ваш план продвигался и не застаивался.

    Люди, которые стали успешными, приложили для этого максимум усилий и труда. Они не сидели на месте. Они постоянно были в движении, находили новые пути решения поставленной задачи. Например, вы хотите попасть на привлекательное для вас место, но вакансии все закрыты, и это означает, что официально вы не получите эту работу. Однако можно завязать с кем-то знакомство, попробовать устроиться в эту же организацию, но на другую должность, посмотрев, какая открытая вакансия имеется в банке данных. С другого места работы потом можно передвинуться на желаемое, ведь любые передвижки внутри коллектива происходят гораздо проще.

    Гибкость в реализации намеченного

    Трудно стать успешным, если проявлять упрямство и твердолобие. Если что-то не получается осуществить одними способами, возможно, существуют иные пути решения поставленной задачи. Обычно советы, как стать успешным человеком, не помогают тем, кто упрям в негативном понимании этого слова и не реагирует на постоянные преграды, посылаемые ему жизнью. В таком случае, скорее всего, стоит пересмотреть свои цели и задачи и скорректировать курс.

    Разумные сроки

    Когда мы задумываемся о том, как стать успешным человеком, нам просто необходимо устанавливать конкретные сроки. Когда они размыты и неопределенны, это действует очень расслабляюще, человек не может сконцентрироваться на достигнутом, чтобы начать действовать дальше. Сроки не должны быть очень сжатыми или очень растянутыми. Следует объективно оценить свои силы и возможности, чтобы потом не мучиться от комплекса неполноценности, от того, что не успел или очень расслабился от непомерно длинного срока.

    Качества, необходимые успешному человеку

    Чтобы добиться цели, необходимо обладать некоторыми качествами. Многие люди, когда думают о том, как стать успешным человеком и от чего зависит вообще успех, почему-то ошибочно полагают, что дело лишь в везении. Мол, одному повезло больше, а у другого просто такая несчастливая судьба.

    Все это совсем не так. Чтобы быть успешным в делах, семье и в других жизненных ситуациях, нужно лишь обладать рядом качеств, без которых такой человек немыслим.

    Итак, нужно быть:

    • Уверенным в себе человеком. Это совсем не просто, этому не обучают в школе, часто и семья не может дать уверенности своим детям. Неуверенных людей очень много вокруг, среди них вряд ли можно найти успешного человека. Поэтому нужно сделать все, чтобы достичь жизненной уверенности. Если для этого нужно прочитать много книг, делайте это, если нужны тренинги - посещайте их. Одним словом, нужно использовать все, что приближает вас к уверенности.
    • Независимым от чужих мнений и суждений. Нельзя растворяться в толпе, а уж тем более перенимать чьи-то взгляды. Важно иметь собственную точку зрения на разные вопросы и ситуации. Старайтесь не мыслить субъективно, а наоборот, учитесь способности взглянуть на ту или иную ситуацию со стороны.
    • Самокритичным . Нужно уметь трезво оценивать себя, свои поступки, чтобы вовремя вносить необходимые корректировки в свое поведение и действия. Нужно уметь признавать свои ошибки и при этом не тратить время на самобичевание. Следует понимать, что ошибаться могут все.
    • Бесстрашным, который умеет рисковать. На самом деле это почти невозможно без предварительной подготовки. Все мы чего-то боимся. Если в нашей жизни случаются трудные ситуации, мы испытываем стрессовую нагрузку. Нужно уметь справляться со своим стрессом, как бы это ни было трудно. Стрессоустойчивость - очень важное качество, которое часто даже оценивают при устройстве на работу.
    • Оптимистичным . Без постоянно хорошего расположения духа даже трудно представить успешного человека. Тот, кто постоянно уныл, вряд ли сможет достичь успеха в жизни. Нужно учиться получать удовольствие не только от результата, но и от процесса, в том числе и от процесса превращения в успешную личность.
    • Действительно любящим то дело, которым он занимается. Если заниматься нелюбимым делом, невозможно достичь в нем успеха. Нужно "гореть" своей работой, иметь огромное желание ее делать. Хорошо, когда работа совпадает с хобби. Часто добивается успеха тот, кто начал заниматься чем-то не потому, что была перспектива заработать, а потому, что просто ему безумно это нравилось. Вот почему молодой человек стал успешным.

    А что мешает быть уверенным человеком?

    Очень многие люди обладают качествами, которые мешают успеху и вообще тормозят гармоничное развитие личности. Если внимательно проследить за собой, то можно заметить эти черты, а потом постепенно их искоренять. Вот некоторые из них:

    • Отсутствие уверенности в собственных силах и заниженная самооценка. Успех просто не может существовать бок о бок с такими проблемами. Смешно даже смотреть на неуверенного мужчину, который думает: "Хочу стать успешным человеком!"
    • Страх неудачи. Многие люди так этого боятся, что заранее отказываются от тех шансов, которые преподносит им жизнь. Однако кто не рискует, тот, как известно, не получает награды, поэтому нужно научиться не бояться поражения.
    • Обвинение других в своих неудачах. Это беда многих людей, которые пытаются переложить ответственность за свои промахи на других, а потом их же обвиняют в том, что у них что-то не получилось. Это уже заведомо проигрыш, и успеха можно не ждать.
    • Немотивированность. Если нет интереса, то невозможно преуспеть в каком-либо деле. Это давно доказанная истина, поэтому всегда нужно искать то, ради чего мы будем совершать те или иные действия.
    • Отсутствие самодисциплины. Дисциплина должна быть на первом месте у человека, который стремится к успеху. Нельзя позволять себе расслабиться на пути к намеченной цели. Отдых также должен быть строго по расписанию, а не тогда, когда это заблагорассудится.
    • Недостаточная гибкость. Это касается не только поступков, но и мышления в целом. Важно уметь менять свои взгляды так быстро, как того требует время или ситуация.

    Заключение

    Когда кто-то задается вопросом о том, как стать успешным человеком, но ничего для этого не делает, а лишь завидует тому, у кого получилось достичь чего-то в собственной жизни, можно смело утверждать, что он не добьется желаемого.

    Очень важно не просто говорить или мечтать, а действовать. Каждый шаг приближает вас к вашей мечте, а бездействие, наоборот, отбрасывает назад. Именно энергичность и есть движущая сила успеха. Нужно верить в то, что задумано, и это непременно осуществится. Ведь очень многие успешные люди, живущие сейчас или до нас, когда-то были такими же, как мы. Они так же начинали, и у них было столько же страхов. Однако у них все получилось. Получится и у нас!

    Департамент образования и науки Кемеровской области

    Областная научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ

    «Мы – будущее Кузбасса (юниор)»
    Секция «Химия. Биология. Экология. Психология»

    Кто он, успешный человек?

    Самойлов Алексей, 7 класс

    МБОУ «Основная общеобразовательная

    школа № 2» г. Таштагол

    Научный руководитель:

    Шепета Ирина Валентиновна,

    учитель начальных классов,

    педагог - психолог

    2014
    Оглавление


    Введение…………………………………………………………………........

    3

    Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека. …………………………………………………………………….

      1. Успех, успешность как категория социальной психологии.………

      2. Успех или неуспех в деятельности …………………………………..

      3. Успех и успешность в учебе и жизни ………………………………

      4. Формирование представлений об успешности в юношеском возрасте ………………………………………………………..……..

    5

    10
    13


    Приложение 1. Организация и методы

    исследования………………………………………………………………….


    Приложение 2. Русские люди в достижении успеха …………………….

    23

    Заключение……………………………………………………………………

    26

    Библиография…………………………………………………………………

    28

    Введение

    Термин «успешность» является одним из самых распространенных в языковой культуре современного российского общества. Актуальность исследования продиктована социальными, экономическими и политическими изменениями, произошедшими в социуме в последние годы Кто он, успешный человек, и каковы критерии успешности в нашей стране? Мы попытались ответить на эти вопросы.

    Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у человека и каким ценностным смыслом он ее наполняет. Успешный человек – это человек сумевший реализовать заложенный в нем потенциал, осуществить свои возможности и желания с пользой для себя и для общества. Успешный человек успешен потому, что делает все для того, чтобы стать успешным.

    Понятие успеха не чуждо ни старшим, ни младшим поколениям. Но у каждого времени свой Успех и свои Герои. Так или иначе, каждое поколение создает и отстаивает свою версию Успеха.

    Целью данного исследования является изучение представлений разных возрастных групп об успешности человека.

    Поставленная цель предполагает решение следующих задач:





    1. Выявление особенностей представлений об успешном человеке у разных возрастных групп (юношество и их родители).
    Гипотеза исследования состоит в том, что представления об успешности людей имеют сложную структуру и различны в зависимости от возраста.

    Задачи исследования:


    1. Изучение научной литературы по теме исследования.

    2. Составление анкеты, касающейся различных аспектов представлений об успешности.

    3. Проведение необходимых исследований.

    4. Выявление особенностей представлений об успешном человеке у
    разных возрастных групп (юношество и их родители).

    Объектом исследования являются предпосылки развития успешности обучающихся МБОУ «ООШ № 2».

    Предмет исследования – обучающиеся МБОУ «ООШ № 2».

    На наш взгляд, исследование представлений об успешности молодых людей в сравнении с представлениями взрослых будет особенно важно для молодежи. Им предстоит справиться с трудностями периода вхождения во взрослость, в перечне которых на одном из первых мест стоит жизненный успех. Суметь стать успешным, как нам кажется, ценно для современной России.

    С пожеланиями успеха …

    Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека


      1. Успех, успешность как категория социальной психологии
    Исследование успеха человека стало традицией преимущественно за рубежом. Недавно известный лингвист А. Шмелев в интервью с корреспондентом журнала «Знание-сила» сказал, что еще лет двадцать тому назад словосочетания «успешный человек» в русском языке не было. Однако в языковой культуре современного российского общества успешность является одним из самых распространённых терминов. Например, средства массовой информации, обращаясь к теме решения житейских проблем наших соотечественников, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, профессионального, личностно-семейного успеха. Может быть, само словосочетание «успешный человек» действительно прежде не было в ходу, но все, же успех, ценили во все времена.

    Термины «успех», «успешный» «успешность» однозначно несут смысловую нагрузку положительного свойства.

    Понятие «успешный», по определению С.И.Ожегова , означает «заключающий в себе успех, удачный», а понятие «успех» - «удача в достижении чего-нибудь» . «Удача», в свою очередь, трактуется автором как «нужный или желательный исход дела» . При этом понятия «успех», «удача», «желание», с одной стороны, мы можем соотносить с эмоциональным состоянием человека, а с другой, - сочетание «нужный или желательный исход дела» может означать, по нашему мнению, соответствие достигнутого результата поставленной цели, что отражает деятельность человека.
    Успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Потребность в успехе рассматривалась и в настоящее время рассматривается как одна из фундаментальных. Это потребность ставить всё дальше идущие цели и стремиться к их достижению. Она отражает постоянное соревнование человека с другими и самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень, сделать лучше и оригинальнее. Американский писатель Майкл Корда писал: «Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим самым последним достижением» .

    Успех, однако, нельзя рассматривать только как «достижение результата». Весь его смысл в той радости, которую он даёт. Ожидание радости – источник движения человека вперёд. Уберите её – и все действия и способности человека теряют смысл. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – осознание достигнутого .

    Из всего вышесказанного следует, что, успех – это осуществление цели и состояние удовлетворения (радости, счастья) от этого. Но что все-таки считать успехом: то, что человек лично для себя считает таковым, или то, что утверждает в качестве успеха общество? Мнения на этот счет расходятся: «Успех – это оценка общества. Социум говорит: если ты добился того, того, того, значит, ты успешен» .

    Позволим себе не согласиться с формулировкой: успех – понятие индивидуальное, каждый сам-де решает, что для него успех и успешен ли он оказался. Успех – категория социальная и очень важна значимость выполненной деятельности в соответствии с системой общественных ценностей.

    Успех всегда имеет две стороны. Одна – сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая – отношение окружающих к успеху конкретного человека. Связь этих сторон несомненна. Человек переживает чувство успеха тогда, когда он не только сам понимает, что добился успеха, но видит (понимает), что окружающие его и значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. Например, на соревнованиях спортсмен пробегает 100-метровку быстрее своих соперников, он ощущает удачу, но чувство успеха к нему приходит тогда, когда объявляют, что он на 0, 02 секунды побил мировой рекорд по бегу .

    Кроме этого, успех – это, прежде всего, и главным образом понятие человеческое, а уж потом профессиональное. Если характер человека далеко не безупречен, отличается двуличностью, то одних профессиональных достижений будет мало, чтобы завоевать уважение окружающих. Это значит, что нет основы для прочного успеха. Любой успех: в учебе, спорте, бизнесе, общественной работе никак нельзя оторвать от двух вопросов, на которых, как на китах, стоят основы нравственности – во имя чего? Какими средствами? Если успех нужен лишь для внешнего эффекта, либо он вообще превратился в самоцель (успех ради самого успеха), велика ли его цена с человеческой точки зрения?

    Итак, успех – это переживание радости от того, что результат, к которому человек стремился в своей деятельности, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их. Успешный результат деятельности человека предполагает оценку со стороны общества в форме признания или одобрения. И нельзя забывать и о том, что понятие «прочный успех» основано на нравственных законах человеческой жизни. Вряд ли кто-нибудь всерьез счел бы эгоизм, несправедливость, обман, жестокость надежной основой длительного успеха.


      1. Успех и неуспех в деятельности
    В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивации большое значение имеет успех или неуспех в деятельности.

    Для достижения успеха в деятельности человеку, прежде всего, важно уметь ставить цели и строить план реализации задуманного. «Счастливые люди каждый день делают хотя бы один, хотя бы маленький шаг по направлению к своим целям» (Дэвид Нивен).

    Кроме этого, существенная составляющая успеха – это вера в успех. «В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен» (Уильям Джеймс).

    Формула успеха:

    Вера в успех аккумулирует все умственные способности человека, и подсознание начинает активно работать над достижением цели, появляется особое чувство уверенности - и тогда Ваши мечты обречены сбыться .

    Наиболее приятным, радостным и ценным для человека будет такой успех, который дался с известным трудом и который потому воспринимается как заслуженный результат его работы. Слишком легко давшийся успех может разочаровать: я-то знаю, что немного усилий приложил к их выполнению этого дела, так за что же они меня хвалят? Чувство удовлетворения такой успех не приносит. И хотя приятно бывает чувствовать себя «счастливчиком», «везучим человеком», всё же для подлинного переживания успеха очень важно, что ты добился его собственными усилиями, собственным трудом.

    В лаборатории известного отечественного психолога А. Н.Леонтьева был проделан такой опыт. Детям-дошкольникам предлагалось выполнить задание: достать определённую вещь, не вставая при этом с места. Сделать это, не нарушая правила, было очень трудно. Поэтому некоторые дети не выдерживали, и когда психолог выходил из комнаты, нарушали правило: вставали с места и брали нужную вещь. Когда психолог вновь возвращался, он радовался «успеху» ребёнка, хвалил его и в награду давал конфету.

    Некоторые дети спокойно принимали награду, но были и такие, которые огорчались до слёз, всеми силами старались избавиться, говорили, что «конфета горькая» .

    На переживание успеха и неудачи влияют также представления человека о том, какие причины лежат в основе результатов его деятельности – внутренние или внешние.

    Внутренние причины успехов или неудач в деятельности во многом зависят от самого человека. Это его способности, сообразительность, знания, упорство, желание и пр.

    Внешние причины от самого человека чаще всего не зависят. Это трудность задания, случай, везение или невезение и пр. Конечно, переживая успех, каждый из нас обычно учитывает и внешние и внутренние причины. Однако люди отличаются по тому, какими причинами – внутренними или внешними – они преимущественно объясняют свои успехи и неудачи. Такое объяснение называется локусом контроля. Если человек считает, что его успехи зависят от него самого - от его упорства, настойчивости, ума, способностей, то говорят о внутреннем локусе контроля.

    Если человек относит свои успехи и неудачи на счёт внешних причин, на которые он сам влиять не может, – трудности задания, отношения других людей, то его локус контроля считается внешним.

    Психологические исследования показали, что локус контроля, как внутренний, так и внешний, оказывает влияние на успешность деятельности.

    Люди, которые в объяснении своих успехов и неудач ориентируются преимущественно на внутренние причины, считают, что результаты их деятельности зависят, прежде всего, от них самих. Поэтому они прилагают больше усилий к выполнению деятельности и объективно достигают больших успехов, чем те, что педагоги к ним придираются, а свои успехи – везением. Некоторые взрослые свои неуспехи объясняют несправедливостью начальника, а успехи – счастливым стечением обстоятельств. Внешний локус контроля ведёт к тому, что при первой неудаче человек бросает начатое дело, поскольку твёрдо уверен, что у него всё равно ничего не получится .

    Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия её протекания. Неуспех в деятельности, особенно длительный неуспех, вообще затрудняет дальнейшую работу, делает её психологически для человека ещё более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверхтрудности, и человек начинает себя перед ними бессильным.

    Успех окрыляет человека, какого бы возраста он ни был и какой деятельностью не занимался. Герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» Николенька Берсенёв так передаёт своё ощущение от похвалы: «Вот я бы никак не думал, чтобы вы были так умны!- сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив. Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под её приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову»


      1. Успех и успешность в учебе и жизни
    С одной стороны «успеваемость» и «успешность» - слова по значению близкие. Успешность – это свойство, заключающее в себе успех. А успеваемость – степень успешности обучения, усвоения знаний. Это внешний показатель. В настоящее время существует множество сомнений в том, что этот показатель действительно отражает свойство, которое во внутреннем мире человека и его внешней деятельности проявляет себя, переживается как успешность.

    Многие родители постоянно твердят своим детям: «Прилежно учись, получай хорошие отметки – лишь тогда ты сможешь найти высокооплачиваемую работу» и переживают, если учеба не ладится. Взрослые убеждены, что хорошие знания дадут их детям шанс на успех в будущем. Но верно ли утверждение, что учеба – это главное? Есть ли взаимосвязь между отличными школьными оценками и дальнейшей успешностью в жизни?

    Переживания родителей по поводу низкой успеваемости ребенка можно понять. Однако не стоит переносить «школьные успехи» на успешность в жизни (положение в обществе, занимаемая должность, уровень доходов, количество друзей, семейное благополучие и т.п.). Как ни парадоксально, те, кто учился средне и удовлетворительно, тоже могут быть успешными.

    Безусловно, хорошая успеваемость – это в большой степени вероятность того, что молодой человек хорошо устроится в жизни, но все же, это всего лишь вероятность, а не гарантия. Существует много людей известных, которые в школе учились не очень хорошо, но добились своей цели, и стали успешными.

    Например, Алла Пугачева закончила школу с семью тройками: по черчению, биологии, физике, географии, химии, физкультуре и поведению. У нее было всего три пятерки: по литературе, арифметике и труду. Андрей Миронов имел тройки по алгебре и геометрии. Зато учился на «отлично» по истории, естествознанию, литературе и черчению. Владимир Путин имел двойку по рисованию, тройку по русскому, естествознанию и арифметике. Пятерка была единственная – по истории. При этом он смог занять пост президента. Основатель компании Microsoft Билл Гейтс учился так плохо, что его даже отводили к психологу по этому поводу. У него были только хорошие математические способности. Не смотря на это, он организовал свою компанию, и в возрасте 31года стал миллиардером. Таких примеров, когда троечники становятся успешными в жизни, можно приводить еще немало. Но не следует расценивать данные истории известных людей как призыв к снижению учебных показателей в школе. Напротив, образование крайне необходимо. Следует лишь шире подходить к вопросу о школьной успешности. Ведь результаты успеваемости, не единственная составляющая учебной успешности.

    Как же можно трактовать учебную успешность ребенка? Прежде всего, успешность – это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Субъективные составляющие успешности – это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».

    Объективный показатель успешности – результативность – тоже не стоит трактовать примитивно. Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения в разных системах координат – в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т.п.

    А сегодняшняя система оценок, по сути дела, фиксирует только количественный результат и только в сравнении с образовательным стандартом. Вот и получается, что ребенок с серьезными проблемами в развитии, сумевший достичь оценки «три» благодаря силе воли, огромному желанию, серьезным и продолжительным занятиям, и одаренный ученик, учащийся спустя рукава и получающий свои четверочки – троечки шутя, без единого усилия и старания, - одинаково успешны. Ой ли?

    Сейчас предпринимаются определенные шаги, для того чтобы хотя бы разнообразить количественные показатели эффективности (нетрадиционные шкалы оценок, рейтинговая система и др.) Помимо этого, просто необходимо вводить качественные показатели результативности. Они должны фиксировать изменения, происходящие с самим ребенком, приращение его компетентности, его умений, появление у него новых качеств, новых культурных потребностей и привычек.

    В баллах творческий подход, умение работать над проблемой, проводить исследование, сотрудничать с другими учениками в учебной группе и прочие психологические свойства и способности измерить очень трудно. По этой причине от их оценки просто отказываются, сводя результативность обучения к усвоению знаний и сугубо учебных навыков и умений. Но это в корне не правильно .

    Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у ребенка еще в школе. Формирование личности ребенка проходит под влиянием среды, учителя и родителей . Успешность ребенка может поддерживаться и развиваться в результате специально организованной психолого - педагогической работы. Ориентация на создание ситуации успеха должна рассматриваться как одно из непременных условий повышения эффективности процессов обучения и воспитания.

    Таким образом, успеваемость – это лишь составная часть успешности ученика в школе. В понятие «успешный ученик» должны вкладываться не только высокие школьные отметки, но и положительная динамика развития, социальная адаптированность, адекватно-позитивная самооценка, коммуникабельность, хорошее физическое и психическое здоровье и т.п. К сожалению, успешность ребенка в учебе (часто это просто успеваемость) и за порогом школы, в реальной жизни не всегда совпадают. Современная ситуация в образовании говорит о том, что проблема успешности человека актуализировалась. Произошло изменение представления о содержании и качестве образования. При организации профессиональной психолого-педагогической деятельности каждому школьнику должна создаваться ситуация успеха, он должен иметь динамику личностного развития. Хочется видеть наших детей успешными. Если при этом у них будет и высокая степень успеваемости – замечательно. И тогда успешное пребывание молодого человека в школе обязательно будет способствовать его дальнейшему успешному продвижению в жизни.