Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Экскурсионный бизнес с чего начать. Описание отрасли и компании. Изучение рынка и разработка маршрутов

    Экскурсионный бизнес с чего начать. Описание отрасли и компании. Изучение рынка и разработка маршрутов

    Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

    Как среди небоскрёбов и автомобилей увидеть древний город? Где находится дом-утопия? Кто придумывает экскурсии по городу и кто на них ходит? Как правильно проложить маршрут и заставить человека внимательно слушать? О плюсах и минусах работы экскурсовода, о загадках Москвы и самых лучших экскурсантах сайт рассказал ведущий экскурсовод Городского экскурсионного бюро Музея Москвы Лариса Скрыпник.

    — Кажется, что о Москве рассказано уже всё, все городские лабиринты и закоулки пройдены, и вдруг неожиданно появляется новый маршрут, новая экскурсия — как это возможно?

    — Музей Москвы, в котором я работаю, в этом году отмечает 120-летний юбилей. И все эти годы сотрудники музея занимаются изучением города, его истории, следят за всеми переменами, которые происходят в мегаполисе. В нашей коллекции есть тысячи документов, книг, фотографий, которые до сих пор продолжают исследоваться. Одно это уже даёт множество поводов для нового взгляда даже на самые тривиальные экскурсии.

    Есть, конечно, обязательный блок экскурсий. Как правило, это обзорная экскурсия по Москве, по Красной площади, по историческому центру, которые предназначены именно для первого знакомства с городом — для тех, кто хочет узнать о городе, в котором живёт. Таких немало — как показывает опыт, москвичи часто знают город плоховато. Человеку кажется: я здесь, я успею всё — и он проходит мимо интересных мест, не обращая на них внимания. Но, когда интерес проявляется, человек, как правило, становится нашим постоянным клиентом. То есть тот, кто пришёл один раз, начинает ходить постоянно. Очень радостно видеть, как год от года популярность пешеходных и автобусных экскурсий возрастает: всё больше горожан хотят узнать о столице максимум.

    Но есть и другой блок маршрутов — те, которые мы придумываем самостоятельно. Это всегда необычные прогулки, на которых мы показываем город с новой стороны. Они могут быть тематическими, приуроченными к определённым датам, событиям. Так, у нас постоянно появляются новые маршруты по неизведанной Москве. Нам очень хочется показать любимый город с разных сторон; хочется, чтобы участники прогулок влюбились в Москву так же, как и мы. И такие экскурсии, как правило, очень востребованы.

    — Можете рассказать подробнее про такие маршруты?

    — Была интересная история во время празднования годовщины Николая Васильевича Гоголя. К нам обратились с просьбой придумать пешеходную экскурсию по гоголевским местам. Причём просили показать не только памятники писателю, которые находятся на расстоянии 400 метров друг от друга, не только храм Симеона Столпника, прихожанином которого был Гоголь, а что-то ещё необычное. Это в каком-то смысле вызов, я такие вещи очень люблю. Надо было сделать пешеходную экскурсию и много-много рассказать про Гоголя. В итоге с огромным интересом для себя я обнаружила больше 20 мест, связанных с Николаем Васильевичем, на Арбате. Не в Москве в целом, а только на Арбате. Эксклюзивные экскурсии рождаются, например, от такого предложения — помочь кому-то с темой.

    Или, например, экскурсия, посвящённая 1612 году в Москве. Она не была особенно востребованной, никогда никто не просил водить по этим местам. Но когда все-таки запрос появился, оказалось, что это действительно очень интересная экскурсия. Конечно, экскурсии рождаются ещё и потому, что тебе самому что-то очень нравится. Я люблю архитектуру, и, конечно, я придумала пешеходную экскурсию по модерну. Маршруты могут появиться после того, как ты прочитал интересную книгу. Сейчас выходит очень много мемуаров, всевозможных трудов дореволюционных москвоведов, которых раньше мы не знали. Ты читаешь — и вдруг видишь район совершенно другим, не таким, как ты его себе представлял, и у тебя возникает идея сделать экскурсию по этому месту и показать Москву с какой-то, может быть, неожиданной стороны.







    — А как это происходит? Как готовится экскурсия?

    — Сначала начинается поиск материала: чтение специальной литературы, дневников, поход в библиотеки и, конечно же, изучение самого района, о котором собираешься рассказывать. Порой, когда ходишь по улицам, заходишь в переулки, во дворы, обнаруживаешь совершенно невероятные сокровища, которых люди не видели. Например, Никитский бульвар — такая фасадная улица. Но один раз, когда я готовила там экскурсию, увидела металлические ворота с дверцей, за которыми было написано, что там находится ремонт обуви или каких-то скобяных изделий. В общем, совершенно непрезентабельного вида дверца. Но, когда я вошла в эту подворотню, я поняла, что это целый город с лабиринтами. Кто бы мог подумать, что такое может быть? Людям это всегда очень интересно. Как будто погружаешься в прошлое, и можно себе представить, как бы ты себя чувствовал, если бы жил в этом доме и у тебя окна выходили в этот дворик….

    — Вы сказали, что разработали экскурсию по модерну, но ведь это не совсем московский стиль, что вы показываете?

    — Поскольку это пешеходная экскурсия, то она проходит между Остоженкой, Пречистенкой и в переулках. Это и доходный дом Исакова кекушевский, и собственный дом архитектора Кекушева. Это и доходный дом крестьянина Лоськова. Такие у нас чудесные были крестьяне, которые могли приглашать самых лучших архитекторов и возводить дома в стиле северного модерна. В Москве их действительно маловато, в основном этот стиль распространён в Питере.

    — Мне кажется, самое сложное в вашей работе — заставить людей слушать, не всем экскурсоводам и не всегда это удаётся.

    — Просто нужно знать и понимать: люди не могут бесконечно слушать набор каких-то фактов, даже если они достаточно интересные, им всё равно нужны какие-то разрядки. Но важно не просто о чём-то похихикать, а чтобы это было привязано к теме. И кстати, на экскурсиях иногда участники сами помогают находить такие расслабляющие моменты. У меня однажды на экскурсии по Арбату и арбатским переулкам была чудесная девочка лет семи. На Арбате каждое здание с историей, и хочется обо всём рассказать. Я начала рассказывать о доме с рыцарями напротив Тетра Вахтангова и сказала, что, к сожалению, не все рыцари сохранились, а эта девочка говорит мне: «А я могу сказать, куда этот рыцарь подевался». Я спрашиваю: куда? Она говорит: «Дело в том, что он влюбился в эту принцессу, — а у Театра Вахтангова стоит фонтан «Принцесса Турандот», — он влюбился, спустился вниз, купил ей украшения, а она не приняла подарок. Поэтому рыцарь расстроился и ушёл». Это же прелесть! Я теперь это всегда рассказываю, такое живое восприятие ребёнком Москвы с её историей.

    — А сколько времени нужно, чтобы подготовить экскурсию?

    — Это зависит от темы. Есть такие, по которым огромное написано количество литературы, и здесь нужно просто отобрать то, что тебе интересно. Есть темы, которые требуют серьёзной подготовки, может быть, даже запросов, встреч с какими-то людьми, которые владеют информацией по тому или иному району. Интересные вещи рассказывают сами жители. Это всегда большой труд.

    Подбор материала — один из самых волнующих моментов, и тут важно себя контролировать. Ты ищешь, читаешь, и это так увлекает, что ты можешь к трём часам ночи оказаться где-нибудь вообще на другом конце Москвы. Потому что, когда готовишь материал, один факт цепляется за другой: а вот фамилия проскочила, а не уточнить ли... Это очень сложно, но ещё сложнее что-то выбрать, когда ты собрал огромное количество материала и понимаешь, что всё рассказать невозможно, — всегда очень жалко убирать часть информации.

    Затем наступает ещё один очень важный момент: ты должен связать все объекты… Понятно, если экскурсия тематическая, например наша «Москва посольская», тогда всё более или менее понятно. А если это экскурсия по улице и там абсолютно разнородные здания, абсолютно разные истории, но ты должен их каким-то образом соединить между собой, должна получиться история.

    У меня была замечательная экскурсия, я вела её по Волхонке, и одна из экскурсанток как интеллигентный человек меня заранее предупредила, что ей нужно забирать ребёнка из детского сада, поэтому она через 50 минут тихо по-английски уйдёт. И я веду экскурсию и понимаю, что прошло уже 50 минут, час прошёл, а женщина всё ещё с нами. И я ей говорю: «Вы меня извините, пожалуйста, но вам, кажется, ребёнка нужно забирать из детского сада». Она говорит: «Вы понимаете, я никак не могу уйти. Вы заканчиваете рассказывать и так цепляете следующим, что мы сейчас дальше увидим, что я никак не могу уйти». Вот это была правильная экскурсия, раз так получилось.

    Есть ещё чисто технические моменты, специальные, которые тоже нужно учитывать: как встать правильно, чтобы тебя все слышали, чтобы ты мог реагировать на выражение лица, глаз, чтобы ты видел экскурсантов и при этом не мешал им видеть объекты; как встать, чтобы максимально показать объект; как встать так, чтобы ты мог, не сходя с места, рассказать о нескольких объектах. Когда готовишь экскурсию, на это уходит дополнительное время. Я, например, иду по улице и начинаю, к удивлению прохожих, перебегать с одного места на другое, переходить через улицу, возвращаться обратно, для того чтобы понять, а где мне лучше поставить группу. И здесь надо проявлять фантазию.

    Есть ещё много других нюансов. Например, нужно учитывать расположение пешеходных переходов: где они находятся, удобно ли вам переходить с этой стороны на противоположную, чтобы потом не возвращаться на этот переход через другой переход, по маршруту как-то дальше пройти, потому что людям неинтересно по одному и тому же месту туда-обратно ходить. В общем, это очень большая работа на самом деле.

    — Давайте попробуем назвать минусы и плюсы вашей профессии.

    — Мне задавали этот вопрос на экскурсиях… Но так получается, что минусы превращаются в плюсы. Конечно, это работа, которая требует больших физических нагрузок, потому что нужно много двигаться и в процессе подготовки, и во время экскурсии. А они длятся иногда два-три часа, а иногда шесть-семь.

    Погода, которую мы не выбираем, а погоды наши московские не радуют, скажем так, большую часть года. Дальше — то, что ты работаешь всегда, потому что ты должен находиться в теме современной Москвы, знать всё новое, что появляется, новые книги о Москве, новую информацию, новые объекты. Материала такое количество, что ты никогда не сможешь освоить его полностью, но всегда к этому стремишься. В итоге ты постоянно тренируешь свою память, свой ум, ты всегда в движении и постоянно на свежем воздухе.

    И ещё люди бывают разные, и ты прилагаешь много усилий, для того чтобы удержать внимание. Когда это получается, я чувствую колоссальный моральный подъём, потому что я отдаю свою энергию людям, а они в ответ — свою. Я после экскурсии всегда чувствую себя эмоционально заряженной. Здесь всё взаимосвязано, и если тебе это нравится, то ты от этого получаешь удовольствие в большей степени.

    В городском экскурсионном бюро на сегодня разработано более 80 тем, посвящённых истории и современности Москвы и её знаменитым горожанам.

    Государственное учреждение культуры

    4. организованность осмотра

    5. наличие маршрута

    К особенностям музейных экскурсий следует отнести большую подвижность и частую смену тематики и маршрутов вследствие постоянного развития экспозиции (введение новых тем, экспонатов, частичные реэкспозиции и т. п.). Музейная экскурсия ограничена пространством экспозиционного помещения. Экскурсовод в ходе проведения экскурсии не может прибегнуть к паузам; ограничены его возможности для разрядки, подготовки группы к восприятию нового материала. Часто экспонаты, предстающие перед экскурсантами в разнообразии и множестве, рассеивают внимание группы, и экскурсоводу приходится приложить немало умений и усилий, чтобы организовать и направить внимание аудитории на нужный экспонат.

    Всё вышеперечисленное следует учитывать при подготовке и проведении экскурсии по музею.

    В зависимости от широты тематики, глубины её раскрытия экскурсии делятся на обзорные и тематические. Также в ряде случаев имеют место цикловые экскурсии.

    Самый распространённый тип экскурсии – обзорная экскурсия .

    Цель её – дать посетителю общее представление о музее, его коллекциях, экспозиции в целом.

    Тематическая экскурсия – это экскурсия по одной конкретной теме. Она ставит задачу полного и глубокого раскрытия темы при использовании максимума относящегося к ней материала, представленного в экспозиции.

    Тематические экскурсии возможны не во всех негосударственных музеях. Наличие их зависит от профиля музея, характера его основной тематики, экспозиционной площади, количества разделов и тем, а самое главное – от разнообразия и богатства музейного материала.

    Цикловые экскурсии для негосударственных музеев явление редкое, так как требуют объединения экскурсий единой темой, работы с одной и той же группой посетителей в определённой последовательности в течение определённого времени.

    II. Подготовка музейной экскурсии

    1. Началом работы над новой экскурсией является определение темы, цели, круга вопросов, которые необходимо осветить .

    Все эти составные начального этапа работы зависят, прежде всего, от профиля музея, коллекций, которые представлены в экспозиции, а также спроса посетителей.

    IV. Методика ведения экскурсии

    Основные методы и приёмы проведения экскурсии намечаются в процессе разработки её содержания. Однако конкретные формы и законченный характер они получают только после специальной отработки их на экспозиции, в условиях, максимально приближенных к экскурсии. Экскурсовод должен на практике выбрать наиболее удачные для данной экспозиции методические приёмы.

    Различают следующие общие приёмы ведения экскурсии:

    2. рассказ

    На практике все они выступают во взаимосвязи, образуя в конечном итоге единый экскурсионный метод. Главным его требованием является органическая связь показа с рассказом, но, как правило, в процессе ведения экскурсии показ предшествует рассказу. Показ экспоната – не простая демонстрация предмета. Каждый материал, представленный в экспозиции несёт в себе определённую информацию и играет определённую роль. Задача экскурсовода – донести это до экскурсантов.

    При проведении конкретной экскурсии методы показа и рассказа реализуются путём целого ряда приёмов, таких как:

    1. словесная или мысленная реконструкция (воссоздание какого-либо события по представленным в экспозиции материалам)

    2. сравнение

    3. цитирование экспонируемых документов (зачитываемые выдержки должны умело сочетаться с показом самого экспоната, помогать раскрытию темы)

    Беседа является неотъемлемой частью любой экскурсии. Прежде всего, это вступительная и заключительная части экскурсии, о которых шла речь выше. Отдельные элементы беседы вводят и в основную часть экскурсии, заранее продумав вопросы к экскурсантам.

    Кроме показа, рассказа и беседы, составляющих базу экскурсионной методики, в музейной экскурсии нередко используются дополнительные приёмы: прослушивание звуковых записей воспоминаний участников событий, о которых идёт речь в экскурсии, просмотр видеофильмов, диафильмов и т. п. Следует заметить, что прибегать к таким методам следует лишь в тех случаях, если этот материал ярок, эмоционален, насыщен информацией. Продолжительность таких «вставок» не должна превышать 4-5 минут. Иначе внимание экскурсантов будет рассеиваться, снизится интерес к продолжению экскурсии.

    Для более полного раскрытия темы при небольшом количестве экспонатов можно прибегнуть к использованию дополнительного, вспомогательного материала, не входящего в экспозицию: фотографии, репродукции, копии, схемы, карты, чертежи и т. д. (так называемый «портфель экскурсовода»).

    V. Некоторые правила ведения экскурсии

    Успех экскурсии зависит от многих слагаемых. От экскурсовода требуются:

    Знание материала

    Правильная речь

    Безупречный вид

    Умение установить контакт с группой и т. д.

    Во время экскурсии экскурсовод должен так расположить группу, чтобы экскурсанты, все без исключения, могли видеть тот экспозиционный материал, с которым на данный момент ведётся работа. Место экскурсовода – между группой (1,5 м от неё) и стендом. Показывая указкой тот или иной материал (если только не зачитывается какой-либо документ или указываются те или иные особенности экспоната), экскурсовод должен быть обращён к группе, вести наблюдение за её реакцией. Безразличие экскурсовода к поведению аудитории, а также проявление им плохого настроения не допустимы. Экскурсовод своего рода актёр. И от того, как он подготовит свою роль и сыграет её на публике, во многом зависит успех и всей работы по подготовке экскурсии, и проведения её для конкретной экскурсионной группы.

    VI. Совершенствование экскурсии

    Прежде чем выйти с подготовленной экскурсией на группу, экскурсовод должен представить её на прослушивание более опытному и знающему материал сотруднику, а затем экскурсия официально принимается комиссией, в состав которой могут входить представители администрации музея, штатные сотрудники, члены Совета музея.

    Но даже и после приёма экскурсии комиссией, работа над ней не считается законченной.

    Необходимо продолжать изучение выбранной темы – знакомиться с новыми публикациями, уточнять сведения об экспонатах, прослушивать экскурсии других экскурсоводов, анализировать реакцию посетителей.

    Это даст возможность постоянно совершенствовать экскурсию, делать её более актуальной, привлекательной для экскурсантов, а, следовательно, повышать интерес к музею в целом.

    Введение…………………………………………………..3

    1. Предмет и иды экскурсионной методики.

    1.1 Предмет и виды экскурсионной методики……5

    1.2. Методика подготовки экскурсий………………...8

    2. Классификация методических приемов.

    2.1 Классификация методических приемов………….14

    2.2 Методические приемы показа……………….…...17

    2.3 Методические приемы рассказа………………….25

    3. Особые методические приемы.

    3.1.Прием демонстрации наглядного пособия………35

    3.2Усвоение экскурсоводом методическим приемов……………………………………………………..39

    4. Техника ведения экскурсий.

    4.1 Техника ведения экскурсий………………………42

    Заключение…………………………………………………..51

    Библиографический список……………..……………….…52

    Введение.

    Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной це­ли, а в более узком смысле представляет собой совокуп­ность конкретных методических приемов проведения лек­ций, бесед, экскурсий на определенную тему и для опреде­ленной группы.

    Методику разделяют на общую и частную.

    Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.

    Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.

    Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии.

    Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.

    Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

    Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

    1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

    2. Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему по­священо ее содержание)?

    3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

    Экскурсионная методика состоит из нескольких само­стоятельных, связанных друг с другом частей:

    Методики разработки новой для данного бюро темы;

    Методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

    Методики подготовки экскурсовода к проведению оче­редной экскурсии;

    Методики проведения экскурсии;

    Методики после экскурсионной работы.

    1.Предмет и виды экскурсионных методик.

    1.1 Предмет и виды экскурсионных методик.

    Методика проведения экскурсии – это совокупность, как заведено, используемых при ведении экскурсии приемов, которые призваны отыскать путь более обычного и совместно с тем, как всем известно, действенного заслуги цели экскурсии, посодействовать экскурсантам легче и прочнее наконец-то усвоить содержание экскурсии.

    Методические приемы проведения экскурсии разделяются на общие, личные и единичные. Вообразите себе один факт о том, что общие приемы являются, как заведено, основой проведения, как всем известно, хоть какой экскурсии независимо от ее темы, состава, как заведено, экскурсионной группы. Надо сказать то, что личными, в конце концов, числятся те приемы, которые употребляются в экскурсиях, как большинство из нас привыкло говорить, определенного вида (производственных, музейных, природоведческих, транспортных, пешеходных), либо в экскурсиях, проводимых для определенной, как люди привыкли выражаться, экскурсионной аудитории (малышей, молодежи, взрослых). Не для кого не секрет то, что личные методики, делая упор на главные требования экскурсионной методики, развивают и конкретизируют более, как многие выражаются, действенные приемы проведения экскурсий данного вида. Все знают то, что в конце концов, единичные приемы являются, как мы с вами постоянно говорим, неповторимыми методами наблюдения какого-нибудь, как многие выражаются, 1-го объекта либо рассказа о нем, к примеру показ строения, стоящего на берегу водоема, которое в летний погожий день, наконец, отражается на его поверхности. И даже не надо и говорить о том, что такие приемы, обычно, являются интеллектуальной собственностью 1-го экскурсовода не, наконец, используются всеми, кто, стало быть, проводит подобные экскурсии. И действительно, к единичным приемам относятся и те, внедрение которых ограничено, как мы выражаемся, определенным временем года либо дня.

    Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных,связанных друг с другом частей:- методики разработки новой для данного бюро темы;- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но ужеразработанной в данном бюро;- методики подготовки экскурсовода к проведению очереднойэкскурсии; - методики проведения экскурсии;- методики послеэкскурсионной работы.

    Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.

    Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.

    Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.

    Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

    1.2 Методика подготовки экскурсий.

    Разработку экскурсии осуществляет творческая группа, состоящая в зависимости от сложности темы из 3-10 человек. Каждый из участников работает над одним из раз­делов или одной из подтем экскурсии. Объединяет и редак­тирует подготовленный материала руководитель творческой группы.

    Подготовка делится на два этапа:

    Предварительный - подбор и изучение фактических материалов (т.е. процесс первоначального накопления зна­ний по данной теме), осуществляемый творческой группой, выбор объектов, на которых будет построена экскурсия;

    Непосредственный - составление экскурсионного мар­шрута, обработка фактического материала.

    Кроме того, проводится работа над структурой мето­дической разработки: вступление, основная часть, за­ключение; составляется контрольный текст, анализируется методическое ведение экскурсии (определение наиболее це­лесообразных методических приемов показа и рассказа кон­кретно для той или иной части экскурсии), формируется "портфель экскурсовода", подготавливается индивидуаль­ный текст. Методическая разработка представляет собой сжатый план, документ, который определяет, как провести данную экскурсию, в какой последовательности организовать показ памятников, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения экскурсии. Здесь же экскурсовод должен найти советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие материалы из "портфеля экскурсово­да" и когда лучше продемонстрировать. Методическая раз­работка составляется на каждую тему экскурсии.

    Методическая разработка является обязательным доку­ментом, без которого экскурсия на данную тему не может проводиться.

    Обязательным документом является и индивидуальный текст, который дает экскурсоводу право проведения экскур­сии по данной теме. Правильно составленная методическая разработка помогает экскурсоводу более полно раскрыть тему.

    * В расчетах используются средние данные по России

    1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

    В настоящем бизнес-плане рассматривается проект по осуществлению пешеходных экскурсий в городе с населением более 1 млн. человек. Проект представляет собой расширенный формат проведения мероприятий в формате “экскурсия + уличный спектакль”. Финансовые средства, необходимые для старта проекта, составят 49 тыс. руб. и будут использованы для закупки экскурсионного инвентаря, создание презентационных материалов, приобретение костюмов актеров и сценических атрибутов.

    Прогнозируемый объем выручки в месяц при проведении одной экскурсии в неделю и участии в ней 15 экскурсантов составит 121,5 тыс. руб., чистая прибыль 81,5 - тыс. руб. Финансовый план рассчитан на трехлетний период деятельности. После этого планируется расширение видов экскурсий и обновление программы мероприятий. Проект потребует подготовительного этапа сроком 3 месяца, необходимого для написания сценария, проведения тестовых экскурсий и репетиций, а также создания рекламной продукции и предварительного наполнения соцсетей.

    Таблица 1. Ключевые показатели проекта


    2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

    Городские пешеходные экскурсии - это набирающий популярность вид экскурсий, позволяющий участникам более глубоко погружаться в историю улиц, исследовать объекты и представлять себя участниками минувших событий. В отличие от автобусных экскурсий они позволяют прокладывать более маневренные маршруты и давать участникам логический и последовательный зрительный ряд. Длина таких маршрутов обычно не превышает 6 километров, продолжительность же составляет не более 3 часов. С точки зрения организации пешеходные экскурсии требуют гораздо меньше финансовых и временных затрат, так как отпадает необходимость заключать договор с транспортной компанией, согласовывать время движения с водителем и подгонять маршрут экскурсии под правила дорожного движения. В то же время создание пешеходного маршрута требует более продуманного сценария. Объекты показа должны находиться довольно близко друг к другу. От экскурсантов необходима физическая готовность, а от экскурсовода - умение держать темп и вовремя подгонять отставших от группы. Особенностью экскурсионного бизнеса в крупнейших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург является высокий уровень конкуренции. В других городах-миллионниках и региональных центрах с населением менее миллиона жителей, конкуренция не столь значительна, однако сразу выделиться на фоне действующих предложений довольно трудно.


    Настоящим проектом предлагается организация мероприятий, формат которых будет сочетать экскурсию с тематическим спектаклем на тему истории города. Выбор данного формата был обусловлен высокой конкуренцией среди организаторов экскурсий. С одной стороны подобное мероприятие потребует больших временных и финансовых затрат на организацию, с другой стороны при хорошем позиционировании - привлечет внимание общественности и может стать одним из знаковых культурных событий в городе. Проект будет реализован собственными силами на базе имеющихся у организатора знаний по истории города и интереса к краеведению, наличия некоторых умений в данной области и сертификата о прохождении курсов для экскурсоводов, а также личных связей с творческими личностями города, которые будут привлечены к участию в спектакле в качестве партнеров.

    3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

    На начальном этапе будет разработано два сценария экскурсий, каждый из которых будет включать небольшой 30-минутный уличный спектакль на тему экскурсии. Продолжительность одного из мероприятий составит 3 часа, другой - 2 часа 30 минут. Стоимость участия будет разделяться для детей и взрослых (см. Табл 1). Стоимость была определена с учетом анализа предложений конкурентов. Так, стоимость обычной пешеходной экскурсии варьируется от 400 до 650 рублей, стоимость автобусных экскурсий либо экскурсий с какими-либо дополнительными услугами, в том числе квестом, “вкусным перерывом” и т.д. составила от 1100 до 1500 рублей. Таким образом, 800-950 рублей - это, с одной более дорогой вариант по сравнению с обычными экскурсиями, но в то же время более выгодный на фоне аналогичных предложений.

    Таблица 2. Описание товаров и услуг


    Также отметим, что на старте проекта планируется провести две-три бесплатных экскурсии для привлечения внимания к проекту, когда экскурсанты сами определят уровень вознаграждения для гида. Помимо этого в бесплатном порядке экскурсантам будут доступны аудиоматериалы и фотоматериалы, предлагаемые экскурсоводом по ходу экскурсии, поощрительные призы за активность во время экскурсии (значки, сувениры, брелоки и прочее).

    4.ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

    Целевой аудиторией проекта станет, с одной стороны, - возрастная аудитория, активно интересующаяся историей города (преимущественно женщины возрастом от 35-40 лет), с другой стороны - творческая молодежь от 18 до 30 лет, а также туристы и гости города. Процесс организации продаж и рекламы потребует реализации нескольких этапов.

      Подготовительный этап. На данном этапе за два месяца до начала продаж создаются страницы в социальных сетях “Вконтакте”, “Одноклассники” и Instagram, которые планируется использовать как генераторы основного потока в основной период работы. Сообщества наполняются тематическим контентом по истории города, производится предварительный набор целевой аудитории, публикуются рекламные сообщения о наборе пробных бесплатных экскурсий. Создается сайт-одностраничник с основной информацией о стоимости, времени проведения экскурсий, маршруте и контактами для предварительной записи. Происходит создание шаблонов и распечатка рекламных объявлений.

      Начальный этап. Проводятся две-три бесплатных экскурсии, во время которых производится фотосъемка, собираются отзывы участников, устраняются возникшие по ходу пробелы в организации. По возможности привлекается внимание интернет-СМИ и телевидения. Далее публикуются рекламные посты в популярные группы города в социальных сетях. Происходит активная раздача рекламных объявлений в посещаемых туристами местах.

      Основной этап. Текущая рекламная деятельность с использованием всех имеющихся каналов для выхода на целевую аудиторию. Параллельно происходит налаживание контактов с руководителями музеев, культурных и развлекательных учреждений, антикафе, которые могут размещать рекламу на собственных площадках, происходит раздача объявлений. В качестве дополнительных каналов притока клиентов также могут использоваться:

      собственный блог экскурсовода по истории города;

      партнерство с туристическими фирмами с передачей клиентов за процент;

      партнерство с информационными туристическими центрами (передача клиентов за процент, размещение рекламы или визиток).


    В таблице 3 представлены примерные расходы на рекламные цели в основной период работы. Наполнение контентом групп в социальных сетях и обновление информации на сайте планируется организовать собственными силами. Заявки на участие в экскурсии будут приниматься в телефонном режиме, сбор оплаты будет осуществляться организатором перед началом мероприятия.

    5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

    На начальном этапе проведение экскурсий-спектаклей планируется организовывать с частотой раз в неделю - по субботам или воскресеньям, в дневное время. Для создания спектаклей потребуется нанять актеров из числа добровольцев актерского кружка при одном из вузов города. Актерский состав включит пять постоянных актеров и трех человек, играющих либо эпизодические роли либо вызываемые на подмену. Для начала деятельности потребуется приобрести необходимый сценический и экскурсионный инвентарь. Расходы на эти цели составят около 39,2 тыс. рублей.

    Таблица 4. Перечень необходимого оборудования и инвентаря

    При проведении одной экскурсии в неделю с учетом участия в ней 10 взрослых экскурсантов при среднем чеке в размере 900 рублей, месячная выручка составит 81 тыс. руб. Такого плана планируется придерживаться в течение первого года работы. План на второй год работы составит 15 участников на экскурсию, т.е. 121,5 тыс. руб в мес. В дальнейшем при увеличении числа участников и организации двух экскурсий в неделю плановая выручка может быть увеличена в полтора-два раза.

    6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

    Проект потребует подготовительного периода сроком 3 месяца, в течение которого создается маршрут экскурсии, сценарий спектаклей, организуются репетиции, подбор актеров и т.д. В отличие от многих стран мира в России лицензия на оказание экскурсионных услуг не требуется. Для того, чтобы деятельность осуществлялась в рамках правового поля необходима лишь регистрация ИП. Код деятельности по ОКВЭД - 79.90.22 “Деятельность самостоятельных экскурсоводов и гидов по предоставлению экскурсионных туристических услуг”. Срок оформления документов на регистрацию ИП составит около 3 дней. Госпошлина - 800 рублей. Наиболее целесообразная система налогообложения для данного вида бизнеса - упрощенная, где объектом налогообложения выступает доход 6%. Приведем и перечень документов, необходимых для ведения деятельности в рамках правого поля:

      договор на оказание услуг, где будут указаны все предложения экскурсий, свои обязательства и те моменты, за которые компания ответственности не несет;

      должностная инструкция для сотрудников. В ней подробно описываются служебные обязанности для каждой должности и план действий в случае возникновения внештатной ситуации;

      договора с сотрудниками. Не обязательно по ТК, но договорная основа должна быть зафиксирована;

      для сотрудников (желательно) - документ, который подтвердит статус преподавателя истории/культуры/филологии и т.д. либо право заниматься турбизнесом.


    Дополнительно необходимо составить памятку для клиентов, правила безопасного поведения на маршруте и список возможных источников опасностей, с которыми можно столкнуться. Также в некоторых случаях экскурсоводам требуется аккредитация. Например, для проведения экскурсий иностранцам необходимо спецразрешение гособразца.

    Команда проекта включит двух организаторов и одновременно исполнителей проекта в лице экскурсовода и руководителя театральной труппы, а также непосредственно актеров.

    Экскурсовод. Это человек, обладающий историческим или филологическим образованием, знающий английский язык, увлекающийся краеведением и историей города, имеется сертификат о прохождении курсов экскурсовода от специализированного учебного центра, готовящего кадры для туристической отрасли. Личностные качества: коммуникабельность, грамотная речь, поставленный голос, креативность и находчивость, талант педагога и психолога, терпеливость.

    Руководитель театральной труппы. Имеет опыт работы режиссером в студенческом театре, талант организатора, рекламщика, оформителя.

    Готовые идеи для вашего бизнеса

    Актеры. Группа актеров из восьми человек (пять регулярных актеров, трое - на подмене), участники крупных театральных конкурсов, городских спектаклей, труппа при студенческом театре. Оплата труда актеров составит 500 рублей за спектакль. По опыту подобных проектов рекомендуется подбор запасной труппы на все роли (в случае болезни актеров, неявки на репетиции/спектакль по семейным или другим причинам и т.д.)

    7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

    Финансовый план учитывает все доходы и расходы проекта. Стартовые вложения в проект составят 49 тыс. рублей. В расходы основного периода работы войдет оплата труда актеров - 22500 руб., расходы на рекламу и продвижение проекта. Подробный финансовый план проекта с учетом налоговых отчислений приведен в Приложении 1.

    Таблица 5. Инвестиционные затраты проекта


    Таблица 6. Расходы основного периода






    8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

    Благодаря минимальным вложениям проект способен окупиться уже на второй месяц с момента начала продаж экскурсий. Годовой оборот проекта в первый год составит 972 тыс. руб., чистая прибыль - 521,8 тыс. руб. Рентабельность - 53%. Годовой оборот во второй год - 1458 тыс. руб, чистая прибыль - 978,2 тыс. руб., рентабельность - 67%.

    9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

    Проект потребует минимальных вложений в открытие, полностью отсутствуют расходы на арендную плату и привязка к какой-либо недвижимости и материальным ценностям (продуктом выступает интеллектуальный и актерский труд) в связи с чем все финансовые риски минимальны. Большинство возможных трудностей могут быть связаны с внутренними проблемами - ошибками в организации, неверным продвижением, неправильным преподнесением информации экскурсантам и т.д. Предотвращаются эти риски, во-первых, путем тщательной подготовительной работы, которая должна включать написание качественного сценария экскурсии и спектакля, их тестовую “прогонку”. Во-вторых, Важен грамотный анализ рынка: мониторинг всех действующих предложений в сфере, ценовая и рекламная политика конкурентов, их методам сглаживания фактора сезонности и прочее. Ключевым же фактором для основного периода будет работа над повышением качества услуги, осуществление обратной связи с клиентами и реклама.

    Существуют и внешние рисковые факторы - конкуренция, неблагоприятная ситуация в экономике страны, влияющая на платежеспособность населения и заставляющая отказываться от досуга и прочее. Для минимизации этих факторов необходимо качественное продвижение с первых дней существования проекта, а в перспективе - обретение статусности и признания мероприятия как значимого культурного события города, которое посещают представители средних и крупных компаний и которое активно советуют туристам и гостям города.


    186 человек изучает этот бизнес сегодня.

    За 30 дней этим бизнесом интересовались 32185 раз.

    Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

    Для открытия своей турфирмы нужно располагать минимум 500 тысячами рублей, которые пойдут только в страховые фонды, но при этом предпринимателю требуется ещё минимум 200-300 тысяч рублей на организаци...

    2.5. Техника ведения экскурсий

    Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д.

    Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением.

    Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

    При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.

    Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

    У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

    Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остается сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Тем самым экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом.

    На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

    Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали здания, сооружения, местности, объекта природы. Эти особенности отражаются в графе "Организованные указания методической разработки". Каждый экскурсовод внимательно изучает эти указания и до выхода с группой на маршрут уточняет вопросы, связанные с расстановкой группы для наблюдения объектов. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали.

    При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтоб один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтоб одна группа не заслоняла другой объект наблюдения. Известные трудности при соблюдении этого условия вызывает размещение групп для показа музейной экспозиции.

    Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода - в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные - позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7 метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути. Опытные экскурсоводы умело руководят передвижением на маршруте.

    Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав опасных зон в работающих цехах и т. д.

    В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.

    Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели. Подойдя к объекту, он начинает свой рассказ не сразу, а после того, как соберется вся группа.

    Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь его, увидеть своеобразные черты архитектуры. Они взбираются на холм, чтобы определить его высоту, поднимаются на колокольню, минарет, чтобы убедиться в необычном "шаге" ступеней крутой лестницы, спуститься в крепостной ров для определения его глубины и т. д. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить неповторимые черты объектов, особенности событий, которым посвящена экскурсия.

    Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

    Необходимо избегать пересчитывания экскурсантов, уже занявших места в автобусе. Это вносит ненужную нервозность, порой вызывает комические ситуации, нарушая тем самым ход экскурсии.

    Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем (кресло за водителем предназначено для другого водителя). Стоять экскурсоводу при движении автобуса (так же как и экскурсантам) не разрешается в целях безопасности.

    На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений. Это особенно важно в загородных экскурсиях, когда экскурсовод во время движения автобуса, сидя на своем месте спиной к экскурсантам, смотрит в переднее стекло автобуса и рассказывает о том, что уже видят или вот-вот увидят экскурсанты.

    Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. Умение уложиться в отведенное время к экскурсоводу приходит не сразу. Для этого требуется большая практика, в том числе проведения экскурсии с часами в руках: дома, у конкретного объекта. Нужно добиться соблюдения времени при проведении логического перехода, освещении отдельно взятой подтемы и основных вопросов. Помогает экскурсоводу хронометраж затраты времени на отдельные части экскурсии. На основе такого хронометража с учетом замечаний прослушивающего экскурсовод вносит соответствующие коррективы в свой рассказ. Из экскурсии убирается все лишнее, что ведет к перерасходу времени. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса и др. В результате экскурсия начинается с опозданием. У экскурсовода остается один выход - сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

    Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, экскурсоводу вести рассказ во время движения бесполезно. Шум двигателя и тряска автобуса ограничивают слышимость, так что пояснения будут слышны лишь экскурсантам, сидящим вблизи. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

    Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на четыре группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсий по теме. Первые три группы вопросов связаны с методикой проведения экскурсий и лишь четвертая группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий. Содержание их различно - иногда они связаны с объектами, иногда - с жизнью известных деятелей, а нередко - с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. Главное правило работы с такими вопросами - не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер, т. е. вызывать у экскурсантов желание поспорить, продолжить тему, затронутую в вопросе.

    Делая вступление к теме, экскурсовод сообщает своим слушателям о таком порядке ответов на вопросы.

    Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.

    Паузы преследуют следующие задачи:

    Первая - смысловая, когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке;
    - вторая - дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия.

    Паузы в загородных экскурсиях совмещаются с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 мин. по истечении каждого часа работы (для экскурсовода час ведения экскурсии равен 45 минутам). Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях могут быть также паузы - свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

    Техника использования "портфеля экскурсовода". Содержание "портфеля экскурсовода", его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат - фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

    Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

    Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

    Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

    Выводы

    Значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения объектов.

    Контрольные вопросы

    1. Понятие "техника проведения экскурсий".
    2. Содержание графы "Организационные указания".
    3. Организация работы экскурсовода с группой.
    4. Умелое использование техники проведения экскурсии.
    5. Навыки использования техники ведения экскурсии.
    6. Темп передвижения группы, его значение.
    7. Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона.
    8. Установление необходимого порядка в группе.
    9. Использование свободного времени в течение экскурсии.
    10. Ответы на вопросы экскурсантов.
    11. Техника использования наглядных пособий.