Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Сонник дома солнца. Негативный опыт – тоже опыт

    Сонник дома солнца. Негативный опыт – тоже опыт

    Картошка.

    Неудачи как фактор роста

    Но чтобы прийти к сегодняшним успехам, ТОСу пришлось пройти через испытания и пережить не самые приятные дни. Неудача была связана еще с одним самостоятельным мероприятием (проектом) ТОСа. Хотя, казалось бы, уж тут-то что могло случиться, дело простое и привычное - выращивание картофеля.

    Уже второй год ТОС засаживал и выращивал небольшое поле картошки. Правда, делалось это не очень организованно и не очень осмысленно. В первый год, коллективно сажая картошку, тосовцы не знали, куда ее денут и на что потратят вырученные средства. И зачем они вообще это делают, они не очень понимали. Основной мотив был: "Ну надо же что-то делать!" Некоторые махали рукой: "А может, ничего и не вырастет. Ну, а если вырастет, там посмотрим. Слава богу, не пришлось тратить на поле никаких средств, денег платить не пришлось". Словом, работали на авось.

    Во всем этом уже была заложена проблема. И в том, что люди, не обладая реальным организационным опытом, взялись за несколько дел одновременно (хотя мы все время, как могли, старались отговорить их от этого). И в том, что люди делали что то, не имея четкого плана (частью которого в данном случае была наработка своего рынка сбыта). Когда мы потом обсуждали ситуацию с ТОСом, они согласились, что проблема заключалась в неумении ставить четкую цель, видеть перспективу, в неумении организовывать и прорабатывать дело. Ведь даже самое простое дело, чтобы стать успешным, должно быть хорошо организовано.

    И еще. То, что не пришлось платить деньги, не означало, что работа была "бесплатной". На самом деле на этом поле был затрачен очень важный ресурс - человеческий труд. Непонимание этого подводило участников наших проектов и в других деревнях. Бесплатного ничего нет. Все должно чего-то стоить и должно чем-то возмещаться. Не обязательно деньгами. И то, что люди, которые "потратили" свой труд на картофельном поле, не очень понимали, зачем и на что, таило проблему. Поначалу кто-то помогал на поле, но потом энтузиазм стал гаснуть. Толком не пропололи, как-то домучили поле до осени. Урожай собрали, но продали его по самой низкой цене. Потратить деньги решили на разные общественные нужды, но в деревне это получилось как-то само собой, вроде ТОС "должен". Это тоже не очень здорово. Назвать все это успехом нельзя. Но и провала не было. Было скрытое неудовлетворение многих участвовавших.

    Весной 2002 года, занимаясь проектом Дома ремесел, решили параллельно опять сажать картошку. В этот раз начали пораньше искать сбыт, но над ошибками прошлого года, по сути, не поработали, организация осталась примерно той же, что и прежде, как и мотивация участников. Как известно, где тонко, там и рвется. Да еще очень неблагоприятно сложились обстоятельства: осенью Марине Кликуновой пришлось уехать в Архангельск, а кроме того, в том году очень рано наступили холода. Коллективное поле ушло под снег. Практически ничего не выкопали. Катастрофа!

    Провал с картошкой обострил те проблемы, которые существовали внутри группы. А они были, как и в любой молодой организации: все люди разные, надо научиться работать сообща, понимать друг друга. Так как это непросто, порой возникают разногласия и конфликты.

    Тогда, осенью 2002 года, ТОС пережил очень тяжелое время. У кого-то стали опускаться руки. Часть людей вообще отошла, им все это стало неинтересно. И у самих тосовцев возник вопрос, нужен ли вообще ТОС. Если да, то каким он должен быть и что делать дальше. Решили этот вопрос вынести на обсуждение всей деревни. Раз создавался ТОС всей деревней, то и дальнейшую его судьбу пусть решает деревня. На собрание пришло около тридцати человек, что было очень неплохо. В какой-то степени это, наверное, было и ответом на то, что в течение почти года до этого ТОС пытался наладить новые отношения с деревней: пытался привлечь людей к обсуждению деревенских проблем. Приглашал на собрания, вывешивая объявления в магазине. Чтобы информировать тех, кто на собрания не ходил, в магазине же вывешивали "Ёркинский листок", свою небольшую стенгазету.

    Позволю себе небольшое отступление. Мы на каждом своем семинаре, при каждой встрече пытались поддерживать эту линию на открытость. Подчеркивали, что ТОС не должен замкнуться в себе самом, превратиться в небольшой междусобойчик, он должен быть ориентирован на формирование сообщества. Задача ТОСа в том, чтобы создавать связи в деревне, способствовать вовлечению сельчан в дело, пробудить их. Для этого ТОС должен быть открытой системой, быть ориентированным не внутрь себя, а вовне (хотя и внутреннее развитие группы тоже забывать не надо, группу надо "выстраивать"). Эта направленность изнутри наружу, направленность на людей - одно из ключевых условий успешной деятельности группы.

    И то, что тогда, в ноябре, для такого большого количества жителей Ёркино судьба ТОСа оказалась важной, в какой-то степени свидетельствовало, что эти новые отношения здесь начали выстраиваться. Люди стали понимать, что ТОС делает, начали верить ему, стали включаться.

    Разговор тогда получился серьезный и доброжелательный. Из Кушкополы приехал сельский глава А. Г. Козьмин, который самым серьезным образом поддержал ТОС. Поддержали и пришедшие на собрание ёркинцы. Да, были какие-то ошибки. Но и Петр Первый сражения проигрывал, а потом собирался с силами и добивался побед. Членам ТОСа было, по сути дела, сказано: "Вы нужны! То, что вы начали, для деревни важно. Верьте в себя и продолжайте свою работу".

    Как рассказывала потом Марина Кликунова, "все встало на свои места. Мы успокоились. Было радостно получить такую поддержку. И все пошли дружно работать в наш дом". Собрание имело для ТОСа существенные последствия: он вырос численно, пришли, правда, в основном женщины. Теперь они постоянно, многие ежедневно, собираются в Марфином доме.

    Прекрасные женские лица.

    ТОС в Ёркино имеет сегодня женское лицо. И работа держится в значительной степени на женских плечах. Сама возможность каких-то проектов и развития обусловлена тем, что есть несколько женщин, которые начали менять деревню.

    Конечно, успех ТОСа во многом связан с тем, что есть такой человек, как Марина Кликунова, руководитель ТОСа. Есть человек, которому все это время почему-то было нужно тащить на себе эту ношу. Несмотря на то что она порой бывала неуверенной и растерянной, в целом это очень мужественный человек.

    Родилась Марина в Ёркино, здесь же закончила школу. Как и мама, всю жизнь проработавшая в местной школе, поступила в педучилище в Каргополе. Там вышла замуж и начала работать. Но в 1993 году вернулась в Ёркино и решила из родных мест больше не уезжать. Мужа сюда перетянула. Устроилась в школе учителем начальных классов.

    На вопрос, почему взялась за ТОС, отвечает: "Не знаю, хотелось чего-то интересного, хотелось чего-то добиться. А сейчас уже не могу бросить, ответственность, что ли, чувствую".

    Из отзывов о ней в деревне:

    Она настырная, будет добиваться своего. Старается довести начатое до конца.

    Умеет людей убеждать, может свои идеи передавать людям. Признается в ошибках. Недостатки? Прямолинейная. Иногда скажет прямо в лоб.

    Сегодня в Ёркино не станут спорить, что Марина - лидер. Она пользуется здесь доверием. Но Марина ничего бы не сделала, если бы вокруг нее не было группы поддержки, ее подруг и сподвижниц Тани Первушиной, Надежды Заварзиной, Тамары Порошиной и других. Они люди скромные, о себе говорить не любят. Если речь заходит о них, машут руками: "Да мы то что…" Но на самом деле успех был сложен из множества небольших частей, и каждый внес свой вклад, даже те, кто потом отошел. Без них ТОС был бы не таким, каков он есть. Или, может быть, совсем бы не состоялся. И, бог даст, они еще внесут свой вклад в будущем.

    В последнее время в ТОС пришло немало женщин старшего поколения. Они тоже часто говорят о себе: "Да что мы-то тут… Надо молодым дела делать". Я возражаю: чтобы привлечь молодых, необходимо участие старших. Так всегда было, только прежде это были мужчины, а сегодня в основном женщины. Но и мужчины Ёркино постепенно втягиваются в орбиту развития. Тот же мост - его ведь мужики строили. Некоторые потом заходят в Марфин дом, совет какой дадут или еще чего. А Николай Афанасьевич Дрочнев - активный член ТОСа. Безработный, но грамотный человек Приходит с планами развития в Ёркино своего малого производства: тот же картофель, обработка шкурок зверей, пошив из них изделий.

    Безусловным признаком роста ТОСа является то, что здесь стали учиться распределять нагрузки, функции. Председатель ТОСа Марина Кликунова старается передать другим членам ТОСа полномочия, чтобы не тащить все на себе. И у них начинает получаться.

    Наши встречи и дискуссии

    После того как Марфин дом был сдан в эксплуатацию, наши встречи с ёркинскими тосовцами стали гораздо более обстоятельными. Разговор в новом уютном доме, да еще за чашкой чая, складывался как бы сам собой, становился задушевнее. Хотелось поддержать тосовцев, вселить в них силы и уверенность. Но это не были умильные беседы. Как раз наоборот. Нередко это были и острые дискуссии, и жаркие споры. Порой мне приходилось просто протестовать против позиций некоторых членов ТОСа. Слышу, как в разговоре начинает все чаще повторяться: "Вы должны нам… Вы нам… Нам бы от вас…" - и начинаю понимать, что теперь вот я оказываюсь тем "дядей, который должен". Это значит, что ответственность за происходящее плавно стали перевешивать на меня. Вслед за этим открываются взгляды некоторых членов ТОСа, что для того, чтобы появилось что-то хорошее, надо, чтобы его кто-то дал.

    Одна из женщин отстаивала эту позицию очень упорно: "Вы как хотите доказывайте, но пока кто-то не даст, оно само не возьмется. Вот если бы нам кто-то дал, мы бы дальше-то пошли в гору".

    Конечно, эти взгляды разделяются не всеми, но все же они есть. Ведь вновь приходящие люди приносят свои убеждения, свои представления о жизни. Они не могут не оказывать влияния на группу. Вроде бы это уже пройденный этап, тосовцы здесь уже столько сделали. Но выходит, что желание сгрузить на кого-то ответственность, быть ведомым - это серьезное искушение. Оно может порой появляться даже у вполне активных и ответственных. Но это точно не путь развития. Я делаю все, чтобы "вернуть" тосовцам чувство ответственности за их дело. А заодно пытаюсь прояснить наши с ними отношения. Да, мы существуем для того, чтобы помогать, и, конечно, будем это делать. Вопрос в том, что значит "помогать"? И что ТОС может сам? И растет ли со временем его самостоятельность? Что будет, если мы помогать перестанем? И вообще, о чем лучше говорить: о помощи или о партнерстве? И в чем заключается наше партнерство? Этот разговор людей озадачивает. Не на все вопросы мне могут дать ответы. Кто-то заметил: " Как это вы не хотите брать на себя ответственность? Но это вы, ваш институт взбудоражил нас. Да мы вам и благодарны за это" И все же в конце мы соглашаемся: ответственность за развитие в деревне лежит на людях в деревне, на ТОСе. Она должна быть внутри деревни, а не на ком-то вовне. Это одно из базовых условий развития.

    Несколько раз мне приходилось подчеркивать то, что мне казалось серьезной слабостью ёркинского ТОСа. Он явно в недостаточной степени нацелен на то, чтобы задействовать местные ресурсы. Проекты были больше ориентированы на то, чтобы потребить ресурсы, приходящие со стороны. Тем самым ТОС попадает в зависимость от внешней помощи. Конечно, позитивные изменения происходят, но они могли быть большими при включении местных возможностей. А они не включены. И не потому, что их нет. Скорее, в силу традиционного желания получить все со стороны, потому что так легче. Но если все останется на этом уровне, то где здесь развитие? Кто то добрый дал, мы потребили. Дальше опять надо, чтобы дали.

    Выплескивались в разговорах и накопившиеся сомнения, и растерянность, и неверие. Казалось бы, ТОС кое-чего достиг. И все же есть целый ряд "но", которые сдерживают развитие. Люди по кругу делятся своими мыслями:

    Нет средств. Что бы мы ни делали - нужны средства. Конечно, какие-то средства ТОС получает, но мы их в проекте истратим - и их опять нет.

    Нет точки, от которой могли бы оттолкнуться. То, что сделано, уже сделано, а как подступиться к чему-то новому - не хватает понимания. Есть какие-то мысли, но как их реализовать? Не знаем, за что схватиться.

    Не хватает уверенности в своем будущем, потому что пока нет тех результатов, которых хотелось бы. То, что достигнуто - это больше результаты "для души".

    Все-таки очень мало активных людей. Многие не хотят браться за какие-то дела, знают, что надо будет очень много работать. И они говорят: "Мы всей душой, но мы за это не возьмемся. Хорошо бы кто-то взялся".

    Со всем этим стараемся разобраться не торопясь. Я пытаюсь помочь людям обрести уверенность и точку опоры. Да, есть проблемы. Да. их немало. Но это нормально.

    Прошлые успехи - это прошлые успехи. Они греют, но надо делать новые шаги.

    И вновь доказывать, чего ты стоишь, что ты можешь. И опять надо что-то находить, что-то придумывать, чему-то на ходу учиться. И именно вот это и есть развитие, так что не позволяем себе грустнеть и расслабляться. Идем дальше. Прорвемся!

    Вы сумели взять на себя функции объединяющего центра, получить кредит доверия от деревни. Так? Так. Сумели реализовать несколько хороших дел. Это есть? Есть. Вы сумели увидеть и оценить некоторые из тех ресурсов, на которых, как оказалось, деревня вполне может развиваться. Посмотрите, как здорово! Да, наверное, не все получилось так, как хотелось бы. Но ведь многое и получилось! И получилось неплохо. И вот эти осознаваемые вами "но" - это отчасти и свидетельство того, что вам захотелось чего-то более серьезного. Так ведь это замечательно! Вы раздвинули границы своих горизонтов и стали осознавать то, что прежде оставалось "за кадром". Вы увидели, как много вам еще надо обрести. Как много того, чему вам надо учиться, чтобы это развитие стало по-настоящему устойчивым. Но ведь раньше вы просто не смогли бы этого ни оценить, ни понять. А сегодня вы уже можете с этим работать. Словом, вы уже запустили механизм развития. Вы уже в пути, вы можете двигаться вперед. А вот как далеко вам удастся уехать - это вопрос, ответ на который зависит от вас самих. Поскольку все в конечном итоге зависит от нас самих.

    Кое-что о механизмах развития.

    Переход на новый уровень

    С наших встреч люди уходили с разным настроением, иногда вдохновленные, иногда озадаченные и с полным сумбуром в головах. Но я с радостью наблюдал, что спустя некоторое время наши беседы уже строились по-другому. Люди начинали использовать новую лексику, они более позитивно смотрели на происходящее. И мы могли продолжить общение на другом уровне.

    Иногда мы возвращались к тому, о чем говорили прежде. Например, к мысли, что все зависит от нас самих, поскольку это одна из базовых позиций, на которых строится развитие. Если эта позиция становится реальной ценностью людей, участвующих в развитии, то оно получает совершенно другой импульс. Но как этого добиться, если сегодня этого нет?

    Я ждал возражений. И они, конечно, были: "Да что вы такое говорите! Да разве, скажем, от нас зависит, будет ли дождь над нашими полями? Или та же политика правительства…" Хорошо, согласен. Есть, конечно, вещи, которые от нас с вами не зависят и их немало.

    Но в любом случае есть свобода выбора, как к ним относиться. Ваша жизнь зависит от вас, потому что вы можете выбирать, где вам быть, что делать. И чему уделять внимание: тому, что вы можете изменить, или тому, что от вас не зависит. Так вот концентрировать внимание надо стараться на том, что от вас зависит. Вы можете это делать? Можете.

    И давайте запомним, чтобы добиться успеха, надо:

    ✓ Стараться концентрироваться на том, что зависит от вас.

    ✓ Помнить, что успех зависит от того, что вы - не кто-то, а вы! - будете делать, как вы будете это делать, что вложите в свое развитие.

    ✓ Ваши действия зависят от вашего отношения к жизни и к себе. От того, что у вас в сердце и в мыслях.

    ✓ А ваши мысли зависят от вас. От того, как вы их организуете.

    Посмотрите, сколько всего зависит от вас! Разве это не здорово? Практически все, что вам нужно для того, чтобы быть успешными, чтобы развиваться, зависит от вас!

    Ну конечно, заявление о том, что от нас зависят наши мысли, тоже должно было вызвать возражения. Как это они от нас зависят? Мысли ведь приходят сами по себе. Они же летают, как бабочки. И все же мы можем организовывать свое мышление. Мы можем делать свое мышление более позитивным. Более того, чтобы чего-то достичь, надо обязательно организовывать свое мышление, управлять своими мыслями.

    Помните про тот стакан, который у кого-то наполовину полон, а у кого-то наполовину пуст? А это один и тот же стакан. Чтобы было какое-то развитие, чтобы был успех, очень важно формирование позитивного мышления. В одном и том же явлении можно увидеть только проблему, а можно увидеть и возможность. Чтобы мыслить позитивно, давайте строить позитивные мыслеформулы.

    Можно говорить: "Мы этого не умеем". А можно: "Мы хотим этому научиться". И в том и в другом случае имеется в виду, что навыков сегодня нет, но в одном случае это лишь констатация негатива, которая негативно и настраивает. В другом случае - позитивный настрой, который создает мотив добиться успеха. Как видим, это принципиально разные подходы, и последствия в этих двух случаях будут очень разные. Пусть ваш стакан будет полон! Поэтому не говорим: "У нас нет". Говорим: "Нам нужно, мы хотим, мы ищем".

    Согласились. После этого переходим к обсуждению того, что сейчас больше всего нужно ТОСу Ёркино.

    Тосовцы формулируют свое понимание:

    Нужны проекты, которые создавали бы рабочие места, давали бы людям заработок, решали главную проблему, которая сегодня стоит перед деревней.

    Надо продумать дальнейшую работу по укреплению связей в деревне, привлечению людей. Как привлечь побольше людей, особенно мужчин и молодежь.

    Надо составить план своей работы. Кто за что отвечает. Кто что будет делать. Кто какой проект будет разрабатывать.

    Замечательно. Но с моей точки зрения, стоит кое-что добавить.

    По-моему, очень нужны новые идеи. Пока наблюдается явный недостаток идей и их явная традиционность. Это некий замкнутый круг, который надо разорвать. Что можно сделать, как это сделать, что сделать изюминкой. В каждой деревне есть ресурсы, которые могут стать основой развития. Надо только найти, как их подать, найти, как их продвигать, найти для них рынок. Вот эта работа с идеями, работа по их поиску и разработке - одна из основ развития и одна из задач ТОСа.

    Необходимо развивать свою группу, ТОС. Нужно просто учить людей. Необходимо постоянно учиться, приобретать те навыки, те знания, которых не хватает.

    Далее, необходима проработанная стратегия развития. Необходимо более тщательно организовывать, выстраивать свое развитие. Направлений, задач, идей может быть много. Но нельзя заниматься всем сразу. Надо выбирать и планировать. Что мы хотим сделать? Чего мы хотим достичь? Каким образом? Что должно получиться в итоге?

    И только затем наметить последовательность шагов по достижению намеченных целей. Причем не просто наметить, а проработать эти шаги так, чтобы они обязательно были сделаны успешно. Это стратегия. Хотелось бы, чтобы слово "стратегия" стало ключевым.

    Согласны?

    Члены ТОСа соглашаются.

    Ну что ж, тогда давайте работать.

    Осознанность развития -

    залог его успеха

    За последнее время тосовцы сделали в Ёркино немало: устроили подсыпку дороги в одной из частей деревни, чтобы грязи было меньше. Начали заниматься освещением деревни. Взяли на себя организацию антипаводковых мероприятий. Провели деревенский митинг. Но мне кажется, что одно из главных достижений последнего времени - это то, что ТОС начал серьезно работать над своей стратегией. Ёркинцы в этом не были одиноки.

    Осознанность развития, понимание, куда идти дальше - это то, что мы в работе со всеми нашими ТОСами всячески старались вывести в самый центр внимания. Мы посвящали вопросам стратегии развития наши семинарские занятия, на которых учили тосовцев, как с этим работать. Выносили вопросы стратегии на "круглые столы", говорили об этом на наших встречах. Это стало предметом наших "домашних заданий" ТОСам, предметом нашей переписки. Мы старались убеждать: "Надо делать шаг вперед. Лимит отпущенного времени невелик. Вы должны быть в состоянии предъявить свои победы. Вам нужны успехи! Наличие проработанной стратегии - один из главных факторов успеха. Организация, у которой есть стратегия развития, развивается совершенно не так, как та, у которой ее нет".

    И эти "мучения" были не напрасны. Стратегия ёркинского ТОСа (как и у ряда других) появилась. В кратком изложении она выглядит следующим образом.

    ТОС выделяет 4 основных направления своей работы на будущее, за каждым из которых будут закреплены конкретные люди. Они во многом взаимосвязаны, но в принципе существуют как самостоятельные направления, отделения ТОСа.

    Два направления можно назвать развитием занятости и мелкого предпринимательства.

    1. Выращивание картофеля на продажу.

    2. Заготовка дров для жителей Ёркино (преимущественно пенсионеров).

    Первое направление - это и попытка взять реванш за неудачу прошлого года (поскольку еще и сейчас в деревне нет-нет да и пошутят про картошку, которую выращивают, но не выкапывают). Но это и разработка производства, которое с точки зрения жителей может быть достаточно перспективным. Что важно!

    И заготовка дров тоже очень актуальна для деревни, где многие пенсионеры не могут заготовить дрова и каждый год маются с этой проблемой. Организованная ТОСом бригада заготовит и привезет для них дрова по сносным ценам. Работа в этих двух направлениях - конкретные дела, которые помогут создать рабочие места в деревне, помогут заработать деньги. Часть прибыли планируется потратить на закупку сельскохозяйственной техники (для дальнейшего расширения сельскохозяйственного производства) и оргтехники.

    3. Еще одним направлением деятельности станет развитие самого Марфина дома. Он будет оставаться социальным центром деревни и "офисом" ТОСа. И будет дальше развиваться как мастерская. Мастерицы будут работать над, тем, чтобы повысить свое мастерство, получить большую известность, участвовать в различных выставках (районных, областных и прочих). Уже сегодня ТОС помог одной мастерице, Надежде Заварзиной, пройти курс обучения секретам мастерства в филиале школы Бурчевского в селе Конево и получить сертификат. В Марфином доме будет собираться коллекция изделий местных умельцев, чтобы все приезжающие и жители Ёркино могли прийти полюбоваться ими.

    4. Кроме того, дом станет одним из звеньев в четвертом направлении: развитии сельского туризма. ТОС намерен вместе с Институтом общественных и гуманитарных инициатив заниматься развитием въездного сельского туризма. В Ёркино есть для этого неплохие возможности: есть самобытное наследие, памятники архитектуры, нетронутая природа, легенды, предания, связанные с разными местами в округе. Но развитие туризма в одной отдельно взятой деревне невозможно, необходимо объединяться с другими деревнями своего района (а может, и других районов), втягивать их в процесс развития. Придется немало поработать. Важным звеном этого останется летний лагерь. В один из летних сезонов провести его не получилось, но отказываться от него совсем не собираются, в дальнейшем это перспективное направление также будет обязательно развиваться.

    Конечно, здесь еще кое-чего не хватает, эту стратегию надо дорабатывать. Но к реализации почти всех этих направлений тосовцы уже приступили.

    Работы на картофельном поле ведутся. Бригада по заготовке дров создана. Работы по Дому ремесел продолжаются. Недавно мастерицы открыли выставку своих работ, на которые приезжают посмотреть из других деревень. В течение лета тосовцы намерены соорудить у своего дома резное крыльцо и благоустроить территорию вокруг, поставить скамеечки, чтобы можно было отдохнуть и полюбоваться далями бесконечных ёркинских лугов и Пинегой. Будет даже свой колодец. Все честь по чести.

    Это единство навыков и знаний, которое приобретается всеми людьми в процессе их жизнедеятельности, с самого детства, с того самого момента, как будущий член общества начинает получать впечатления, переживать, наблюдать и осуществлять практические действия. К тому же опыт является одним из основных понятий теории познания. Однако стоит рассмотреть его в традиционном понимании.

    Жизненный опыт

    О нём необходимо рассказать в первую очередь. Что такое жизненный опыт? Так принято называть совокупность событий, происходящих в рамках биографии одного и того же человека. Это, можно сказать, его индивидуальная история или даже социальная биография.

    Считается, что количество пережитых ситуаций и их глубина являются определяющими факторами жизнеёмкости каждого индивида, равно как и его духовный мир. Ведь опыт вырастает из переживаний, страданий, победы воли над желаниями и достижений. Всё это приводит к мудрости.

    Принято считать, что жизнь человеку как раз и дана для того, чтобы он приобрёл этот опыт. Такова цель земного существования. Чтобы обрести опыт, человек целиком погружается в жизнь, проходя сквозь препятствия, переживая бури, которые доставляют немало неприятностей. Но именно в их решении у него, зачастую, удаётся найти ответы на многие волнующие вопросы.

    Существование в обществе

    Оно способствует накоплению социального опыта, который представляет собой совокупность навыков, необходимых для участия в жизни общества.

    Что такое опыт в данном контексте? Это практическое знание о совместной жизнедеятельности людей, которое было зафиксировано в нормах и принципах поведения, а также в традициях, моральных предписаниях, ритуалах и обычаях. К нему же относятся чувства, рефлексы, эмоции, ориентиры, взгляды, точки зрений, языки и системы мировоззрений.

    Знание обо всём перечисленном передаётся из одного поколения в другое. Без этого общество невозможно. Если бы в один момент всё население, кроме детей до 3-4 лет, исчезло, то цивилизация бы вымерла. Ведь у малышей не получилось бы освоить все навыки человечества. Это невозможно без передачи социального опыта от взрослых, владеющих им людей.

    Об индивидуальности

    Важно затронуть вниманием и тему, касающуюся того, что такое опыт самостоятельности. Чаще всего его испытывают дети и подростки. Чуть реже - взрослые люди. Проявляется он в те моменты, когда человек начинает что-то делать самостоятельно, без руководства, советов или опеки со стороны.

    Этот опыт особенно важно приобретать детям. Если они не получат такой возможности, то им нечего будет осмыслять. При этом необходимо, чтобы у ребёнка был человек, с которым он мог бы посоветоваться (родитель, преподаватель, опекун, кто-то из родственников). В противном случае его собственный опыт самостоятельности окажется пустым или несовершенным. Это неправильно. Опыт должен быть «обработан». Вот пример - ребёнок может сам на слух подобрать простейшую мелодию на фортепиано. Но сыграть её правильно, «нужными» пальцами, с учётом всех знаков и пауз, у него получится лишь после совместной работы над произведением с взрослым. И подобных примеров тысячи.

    Профессиональный аспект

    Помимо всего вышеперечисленного детям в процессе их обучения в школе рассказывают о том, что такое релевантный опыт работы. Это важно для их будущего профессионального ориентирования.

    Релевантным называется тот опыт работы, который человек приобрёл по определённому профилю. Если кандидат приходит на собеседование в частную клинику, где он хочет работать хирургом, то владельца учреждения, в первую очередь, интересует то, сколько лет потенциальный сотрудник протрудился по данной специальности.

    Почему знания по этой теме важны? Потому что дети должны с ранних лет усвоить, что профессиональное самоопределение важно. Безусловно, десятки тысяч людей, окончивших ВУЗ по одной специальности, работают в итоге в других сферах деятельности. Но именно это в школе и пытаются донести детям - они не должны терять 4 года впустую. Им важно ответственно подойти к вопросу выбора профессии, чтобы получить релевантное образование.

    Армия

    В России служба обязательна - таков закон. Осознание этого также должно быть привито мальчикам ещё во время их обучения в школе. И кроме этого преподаватели должны объяснить будущим защитникам Отечества, что такое боевой опыт.

    Армия - самая настоящая школа жизни. Все парни, находясь на срочной службе, проходят физическую и строевую подготовку, ездят на стрельбища, а также получают определённую специальность (какую именно - зависит от рода войск). Армия учит терпеть неблагоприятные условия и голод, отвечать за сказанное и сделанное, выбирать людей, уважать старших. Служба закаляет во всех планах. После армии парни становятся способными терпеть и делать что-либо, даже если хочется всё бросить. Служба помогает прочувствовать истинную ценность свободы, жизни, здоровья, и, конечно же, близких людей.

    Многие считают, что и без армии всё это можно получить. Но так полагают лишь люди, там не бывавшие. Целый год, проведённый в суровых, постоянно ожесточающихся условиях - это и есть боевой опыт, который никогда не забывается.

    Практика

    Рассказывая о том, что такое опыт, нельзя не отметить вниманием ещё один нюанс. Он касается практики - человеческой целеполагающей деятельности, сопровождающей каждого из нас с самого рождения.

    Если понаблюдать за младенцем, то можно заметить кое-что интересное, но в то же время простое. Имеется в виду процесс приобретения им навыков. В один день он еле-еле удерживает в руках игрушку. А уже спустя неделю осознанно берёт ложку за ручку. Впоследствии он учится ходить. Сначала падает, ударяется. Но через некоторое время у него удаётся прочно встать на ноги.

    Вот, что такое практический опыт. Мы приобретаем его всю жизнь, вплоть до глубокой старости. Так и есть! Ведь многие люди, достигнув пенсии, решают чему-то научиться. Одни садятся на велосипед, другие отправляются в автошколу, кто-то записывается на курсы изучения иностранного языка. И в ходе занятий они приобретают новый опыт. Кстати, некоторые могут задаться вопросом - почему многим людям так хочется заняться чем-то, накопить знаний? Всё просто. Это - врождённый инстинкт любопытства, который нередко перерастает в любознательность.

    Другие виды знаний

    Итак, выше было доступно рассказано о том, что такое опыт. Определение понятно, но напоследок хотелось бы отметить вниманием ещё несколько существующих видов знаний.

    Помимо перечисленного, есть физический опыт, элементами которого являются ощущения. Эмоциональный опыт подразумевает чувства и переживания. Но это довольно сложное целостное образование, которое интегрирует в себе самые разные типы психических структур.

    Также имеет место ментальный опыт, включающий в себя аспекты сознания и интеллекта. А ещё есть религиозный, иначе именуемый духовным и мистическим. Его специфика заключается в максимальной субъективности переживания. Эта же особенность обуславливает невозможность передать данный опыт в неизменном виде другому человеку. Поскольку каждый испытывает свои собственные переживания.

    Инструкция

    Приобретать опыт по специальности лучше уже во время учебы. Это, конечно, необязательно, но очень поможет при составлении резюме и дальнейшем устройстве на работу. Для этого многие студенты устраиваются на работу во время летних каникул и выбирают для этого не те заведения, которые им больше заплатят, а те, которые ближе всего по профилю к их специальности. Лето - это время отпусков, а значит, в компаниях можно найти вакантные места для замены отдыхающих сотрудников.

    Практика во время учебы - это тоже прекрасная возможность приобрести полезные навыки в своей специальности. Конечно, время практики вряд ли отметят в трудовой книжке, но это тоже опыт работы, пусть и недолгий. Поэтому место практики можно отметить при составлении резюме, что покажет будущему работодателю наличие пусть небольшого, но все же опыта и может благотворно сказаться на его решении.

    Во время учебы нельзя пренебрегать возможностью пройти стажировку в крупной компании. Обычно студентов вузов на летний период или в течение года разные компании приглашают пройти у них бесплатную стажировку. Многие из таких фирм достаточно известны в деловых кругах, причем, работа у них найдется для студентов разного профиля. Поэтому даже если придется работать в течение нескольких месяцев бесплатно, вы получите огромный опыт работы в серьезной компании, сможете получить необходимые практические знания и лучше понимать, что представляет из себя выбранная специальность. Не говоря уже о том, что подобный опыт работы точно будет оценен будущим работодателем.

    Кроме этого, стажировки хороши и тем, что после них некоторые компании устраивают к себе самых лучших специалистов. Поэтому и приглашаются к ним студенты последних курсов: сразу после получения диплома они могут приступить к работе. Пока такая схема устройства персонала используется лишь западными компаниями, но постепенно и российские фирмы перенимают традицию искать себе сотрудников среди лучших выпускников и бороться за лучшие кадры.

    Даже если во время учебы вы так и не смогли устроиться по специальности и набраться опыта - не беда. Это можно сделать и сразу после окончания вуза. Не стоит сразу отказываться, если компания предлагает стажировку, за которую сотрудник не получает зарплату. Многие выпускники соглашаются на бесплатную деятельность ради того, чтобы наработать опыт. Однако для подобной работы нужно идти только в действительно хорошую, зарекомендовавшую себя компанию. Тогда после окончания стажировки, даже если вы не получите ожидаемого места работы, можно будет в резюме преподнести эти 2-3 месяца в качестве ценного опыта работы в международной корпорации.

    Первое время можно устраиваться на работу в качестве ассистента, помощника какого-то опытного сотрудника. Для этих должностей не требуется опыт, а вакансий представлено достаточно много. Но выбирать нужно вакансии своего профиля, чтобы время на работе не прошло зря, а вы получили бы достаточно практических навыков по своей сфере деятельности. В дальнейшем на такой позиции возможен рост или смена компании с получением уже более высокой и хорошо оплачиваемой должности.

      приобретать - важность приобретать обладание, начало значение приобретать обладание, начало приобрести известность обладание, начало приобрести мировую известность обладание, начало приобрести опыт обладание, начало приобрести право обладание,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

      Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? опыта, чему? опыту, (вижу) что? опыт, чем? опытом, о чём? об опыте; мн. что? опыты, (нет) чего? опытов, чему? опытам, (вижу) что? опыты, чем? опытами, о чём? об опытах 1. Опыт это знания, навыки и… … Толковый словарь Дмитриева

      Глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я приобретаю, ты приобретаешь, он/она/оно приобретает, мы приобретаем, вы приобретаете, они приобретают, приобретай, приобретайте, приобретал, приобретала, приобретало, приобретали, приобретающий,… … Толковый словарь Дмитриева

      А; м. 1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п. Приобретать, передавать о. Делиться опытом. Рассчитывать, полагаться на чей л. о. Учиться на опыте старших. Убедиться в чём л. на собственном… … Энциклопедический словарь

      ОПЫТ - одно из наиболее традиционных понятий философии. Своими корнями оно восходит к античной философии, находит своеобразное выражение в споре номиналистов и реалистов, составляет основу эмпиризма и рационализма нового времени, получает развитие в… … Современный философский словарь

      опыт - а; м. см. тж. опытный 1) а) Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п. Приобретать, передавать о/пыт. Делиться опытом. Рассчитывать, полагаться на чей л. о/пыт. Учиться на опыте старших … Словарь многих выражений

      приобретать - ПРИОБРЕТАТЬ1, несов. (сов. приобрести), что. Получать (получить) что л., какую л. вещь в результате покупки, обмена, стать ее обладателем . Если была возможность, она всегда приобретала понравившуюся книгу. Они приобрели… … Большой толковый словарь русских глаголов

      жизненный опыт - ▲ знание практика опыт знание практики; знания и навыки, приобретенные [добытые] практикой, результат практики; эмпирическое познание действительности; знание ситуций в к л. области деятельности (извлекать #. приобретать #. набираться опыта.… … Идеографический словарь русского языка

      Финансовая пирамида - (Financial Pyramid) Финансовая пирамида это денежная структура, которая аккумулирует денежные средства путем постоянного привлечения новых инвесторов Финансовая пирамида: список финансовых пирамид, борьба с финансовыми пирамидами, финансовые… … Энциклопедия инвестора

      Бегать от своих рук. Кар. Лениться, бездельничать. СРГК 5, 577. Без рук. Р. Урал. В состоянии сильной усталости от тяжёлой физической работы. СРНГ 35, 239. Без рук без ног. Волг. 1. О состоянии сильной усталости, крайнего утомления. 2. Неодобр. О … Большой словарь русских поговорок

      Ниже представлен список персонажей американского телесериала «Близкие друзья», снятого компанией Showtime. Содержание 1 Основные персонажи 1.1 Брайан Кинни 1.2 Дж … Википедия

    Книги

    • Политика инновационного развития: опыт России и ее регионов. Монография , Кирсанова Е.Г.. Появление высокотехнологичных продуктов и услуг, ускорение темпов экономического развития, усложнение принципов взаимодействия и многое другое качественно изменили государстве иную политику в…
    • Веселые научные опыты для детей. 30 увлекательных экспериментов в домашних условиях , Белько Егор. Хотите устроить дома настоящую научную лабораторию? Для этого совершенно не обязательно приобретать дорогостоящее оборудование и реактивы, достаточно будет подручного материала. В нашей книге…