Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Урок экономики на тему "знакомство с профессиями". Ознакомление детей с профессиями взрослых как способ формирования позитивных установок к труду

    Урок экономики на тему

      Из истории профессий

      В рабовладельческий период произошло разделение труда людей по их социальному положению. Больше людей начинает заниматься интеллектуальной, творческой и управленческой деятельностью, искусством. Производства материальных ценностей (питания, одежды, жилища) начали отделяться от производства духовных ценностей (художественные промыслы, музыка, наука), и умственный труд отделился от физического. Профессиональная деятельность - результат совершенствования и развития трудовой деятельности людей. Промышленная революция 17 в. приводит к специализации труда и появлению «узких специалистов» - ремесленников, овладевших одной-двумя операциями производства. Дальнейшее развитие механизации и автоматизации производства потребовали от работника большего количество знаний, появилось много новых профессий, в том числе и профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью людей и разработкой современных информационно-коммуникационных технологий. Сейчас насчитывается около 50 ООО профессий. Эта цифра приблизительная. В некоторых справочниках профессий всего около 8000, так как те виды деятельности, что в других источниках названы профессиями, считаются специальностями. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека. Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.

      5. Электронное пособие. Тема “Знакомство с профессиями”, задание 1.

      С огнём бороться мы должны,

      С водою мы напарники.

      Мы очень людям всем нужны,

      Так кто же мы? (Пожарники)

      Наведёт стеклянный глаз,

      Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)

      (Учитель)

      И набойки на каблук -

      Тоже дело этих рук. (Сапожник).

      Кладёт кирпич за кирпичом,

      Растёт этаж за этажом,

      Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).

      У меня есть друг Степашка,

      Он весь год учил букашку

      Прыгать из стакана в ковшик.

      Степа-юный. (Дрессировщик)

      У Степашки три подружки -

      Галя, Машенька и Вера

      По призванью. (Модельеры)

      У Степашки есть сосед,

      Сколотил сам табурет,

      А еще для птичек дом.

      Значит, станет. (Столяром)

      Наш Степашка ходит парой

      С доброй девочкой Тамарой.

      Лечит та зверей отваром,

      Хочет стать. (Ветеринаром)

      А еще его соседи -

      Близнецы Денис и Федя.

      Кашу варят вечерами,

      Значит, будут. (Поварами)

      В заключение спросите ребят:

      Труд строителя всем нужен,

      Нужен всем и вкусный ужин,

      Доктор, чтобы всех лечил,

      И учитель, чтоб учил.

      Летчик нужен, чтоб летать.

      Ну а ты кем хочешь стать?

    Просмотр содержимого документа
    «Урок экономики на тему "Знакомство с профессиями"»

    Тема. Знакомство с профессиями.

    Цель урока:

    Повышение уровня ориентации школьников в мире профессионального труда.

    Задачи:

      Расширить представление школьников о профессиях.

      Показать роль труда в жизни человека.

      Рассказать о таком понятии, как квалификация.

      Показать значение образования в профессиональной деятельности.

      Развивать у школьников навыки самопознания.

    Время: 2 часа

    Для работы на уроке понадобятся:

      Страницы 36-41 рабочей тетради.

      Электронное пособие для учащихся 5 класса “Основы экономики и финансовой грамотности”.

      Фломастеры, ножницы, листы плакатной бумаги - каждой группе.

      Карточки для игры «Найди пару».

    Ход урока:

      Упражнение «Здравствуй, ты хороший». Поделить класс на три группы, можно согласно рядам. Определите место для каждой группы так, чтобы ребята могли образовать три круга. Надо, обращаясь к соседу слева, назвать его по имени, с улыбкой и глядя в глаза, поздороваться и отметить его положительное качество. Ребята говорят по очереди. Например: «Руслан, здравствуй, ты замечательный друг. Аня, здравствуй, ты упорная». Объясните школьникам, что надо называть не внешние особенности (красивые глаза, волосы, одежда и т.д.), а качества личности, характера, отмечать полезные навыки.

      Учащиеся открывают на рабочем столе компьютера электронное пособие, тема “Знакомство с профессиями” и читают текст в разделе “Лекции”. После того как школьники прочитают текст, спросить:

      Как вы поняли, что такое профессия?

    Ребята приведут примеры профессий и попробуют объяснить разницу между профессией и специальностью.

      Дайте задание к следующему уроку выполнить задания 2, 3 на стр. 36-37.

      Школьники читают текст на стр. 38. Обсудите с ребятами, как они понимают, что такое способности, склонности, характер, личные качества. Спросите, знают ли они свои личные качества.

    Задание 1 в рабочей тетради школьники выполняют под вашим контролем. После того как ученики выполнят вторую часть задания (обмен тетрадями), обсудите результат в классе. Не задавайте вопросов о наличии конкретных качеств у детей, ведите беседу как можно более доброжелательно:

      Как вы думаете, вы оценивали свои качества объективно?

      Узнали вы о себе что-то новое?

      Как применить эти знания для поиска подходящей профессии?

      Почему нужно изучать свои личные качества?

      Как можно изучать себя?

    Задание 2 на странице 39 школьники выполняют самостоятельно, с последующей проверкой. Скажите, что у каждого человека свой характер. Характер складывается на всем протяжении жизни человека. Когда о человеке говорят, что у него волевой характер, то это не значит, что он родился волевым. Такие черты характера, как воля, терпимость, стойкость воспитываются не за один год. Если человек постарается, то он сможет воспитать в себе практически любые черты характера.

      Как вы поняли слова: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу»?

      Какие привычки вы хотели бы приобрести? Почему?

    Из истории профессий

    Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. Постепенно одни племена начали заниматься преимущественно земледелием, другие - скотоводством, а третьи - рыболовством. Так началось разделение труда на виды. Шли века, и внутри сообществ начали выделяться различные виды труда: появились ремесленники - гончары, пекари, кожевенники, кузнецы, портные, сапожники; крестьяне, купцы.

    В рабовладельческий период произошло разделение труда людей по их социальному положению. Больше людей начинает заниматься интеллектуальной, творческой и управленческой деятельностью, искусством. Производства материальных ценностей (питания, одежды, жилища) начали отделяться от производства духовных ценностей (художественные промыслы, музыка, наука), и умственный труд отделился от физического. Профессиональная деятельность - результат совершенствования и развития трудовой деятельности людей. Промышленная революция 17 в. приводит к специализации труда и появлению «узких специалистов» - ремесленников, овладевших одной-двумя операциями производства. Дальнейшее развитие механизации и автоматизации производства потребовали от работника большего количество знаний, появилось много новых профессий, в том числе и профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью людей и разработкой современных информационно-коммуникационных технологий. Сейчас насчитывается около 50 ООО профессий. Эта цифра приблизительная. В некоторых справочниках профессий всего около 8000, так как те виды деятельности, что в других источниках названы профессиями, считаются специальностями. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

      Электронное пособие. Тема “Знакомство с профессиями”, задание 1. «Отгадай профессию». Ответы к загадкам набирать с клавиатуры в окошки снизу.

    С огнём бороться мы должны,

    С водою мы напарники.

    Мы очень людям всем нужны,

    Так кто же мы? (Пожарники)

    Наведёт стеклянный глаз,

    Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)

    Природу любить, стариков уважать? (Учитель)

    Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки.

    И набойки на каблук -

    Тоже дело этих рук. (Сапожник).

    Кладёт кирпич за кирпичом,

    Растёт этаж за этажом,

    И с каждым часом, с каждым днём,

    Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).

    У меня есть друг Степашка,

    Он весь год учил букашку

    Прыгать из стакана в ковшик.

    Степа-юный... (Дрессировщик)

    У Степашки три подружки –

    В лентах, блестках, перьях, стружках.

    Галя, Машенька и Вера

    По призванью... (Модельеры)

    У Степашки есть сосед,

    Сколотил сам табурет,

    А еще для птичек дом.

    Значит, станет... (Столяром)

    Наш Степашка ходит парой

    С доброй девочкой Тамарой.

    Лечит та зверей отваром,

    Хочет стать... (Ветеринаром)

    А еще его соседи –

    Близнецы Денис и Федя.

    Кашу варят вечерами,

    Значит, будут... (Поварами)

    В заключение спросите ребят:

    Труд строителя всем нужен,

    Нужен всем и вкусный ужин,

    Доктор, чтобы всех лечил,

    И учитель, чтоб учил.

    Летчик нужен, чтоб летать...

    Ну а ты кем хочешь стать?

    Пусть школьники назовут предположительно свои будущие профессии.

    Час 2

      Проверьте, как справились школьники с заданиями 2, 3 (стр. 36-37). Обсудите результаты работы. Пусть школьники сравнят свои Семейные деревья.

      Есть ли профессии, которые в одной семье повторяются из поколения в поколение? (например, могут быть династии рабочих, врачей, математиков и т.д.)

      Как вы думаете, с чем это связано?

      Хотите ли вы продолжить семейную традицию и выбрать ту же профессию, что у родителей, дедушки или бабушки?

      О каких новых профессиях вы услышали в презентации ребят?

      Какие профессии уже исчезли или их осталось очень мало? (Например, машинистка, белошвейка, печник).

      Есть ли в ваших семьях такие редкие профессии?

    Подведите школьников к заключению, что 1) получить профессию необходимо, так как профессия дает средства к удовлетворению потребностей, 2) человек тем успешней в профессии, чем больше она соответствует его способностям и склонностям.

    Скажите, что при получении профессии важна также и квалификация - уровень подготовленности человека для выполнения той или иной работы. Можно пойти в ученики к парикмахеру, и он научит тому, что умеет сам. Можно пойти учиться в профшколу, получить профессию парикмахера и вполне успешно работать. Но можно учиться и дальше - на курсах повышения квалификации или в высшем учебном заведении. Новые знания и навыки сделают квалификацию специалиста выше, и перед ним откроются новые возможности. Есть профессии, овладеть которыми можно только в высшем учебном заведении - вузе, университете, академии. Это такие профессии, как врач, инженер, архитектор, экономист и многие другие.

      Страницы 40-41 рабочей тетради. Прежде чем школьники начнут выполнять тест (задание 1), расскажите о делении профессий на группы по предмету труда (техника, природа, человек, знак, художественный образ). Объясните, что, выбирая профессию, прежде всего имеют в виду предмет труда - то, с чем или с кем человек работает. Каждая группа профессий требует определенных профессионально важных качеств. Например, особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья. Особенность профессий группы «Человек» в том, что все эти профессии требуют от специалиста терпения, умения контролировать свои эмоции. Не стоит выбирать такие профессии людям несдержанных; или агрессивным. Профессии группы «Природа» отличает любовь ко всему живому, к природе. Но эта любовь деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, если надо, лечить, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей. Для специалистов группы профессий «Знак» важно уметь представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека. Специалистов группы профессий «Художественный образ» от всех других типов профессий отличает то, что для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант. Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми.

    После того как школьники выполнят тест (результат на стр. 68), спросите: «Как вы думаете, почему существуют такие группы профессий?» Ответы школьников сводятся к тому, что деление профессий на группы происходит согласно требуемым для этих профессий профессионально важным качествам. Все люди разные и имеют разные качества. Надо стараться выбрать профессию, требования которой максимально совпадают с имеющимися у человека склонностями, способностями и личными качествами.

      Игра «Профессии». Цель игры - расширение представлений школьников о профессиях. Упрощенный вариант игры: сидящий за первой партой,школьник называет профессию. Его сосед - профессию, название которой начинается с последней буквы слова, сказанного первым учеником, и т.д. Игра с мячом: школьники образуют круг. Получивший мяч ученик называет профессию и перебрасывает мяч любому школьнику. Тот называет профессию и перекидывает мяч следующему игроку.

      «Отгадай профессию». Разделите класс на 4-5 групп. Раздайте фломастеры, ножницы, листы плакатной бумаги. Задание: изобразить на листе представителя какой-либо профессии, вырезав отверстие для лица. Скажите, что работать надо быстро, изображать человека схематично. Команды сохраняют в тайне изображаемую профессию. Контролируйте выбор школьников, чтобы не было повторений профессий, кроме того, изображение не должно явно указывать на профессию, чтобы отгадать профессию было не очень легко. Например, человек в белом халате - это и врач, и аптекарь, и повар, и лаборант. Но с первого взгляда можно установить, что человек в белом халате со стетоскопом - врач. Представитель отгадывающей группы становится лицом к доске. Двое представителей загадывающей группы выносят свой плакат так, чтобы отгадчик не видел рисунка. Отгадчик становится за плакатом. Классу видно в прорезь его лицо и изображенную на листе профессию. Задача отгадчика, задав максимум 7-8 вопросов, узнать, в роли представителя какой профессии он выступает. На вопросы отгадчика отвечает команда, чей рисунок видит класс. Вопросы могут быть разными: работа мужская или женская, какое образование необходимо, в каких условиях проходит работа, к какой группе профессий принадлежит и т.д. Все группы должны побывать в роли отгадчиков. Обсудите игру:

      Какие вопросы помогли узнать профессию?

      Почему не получилось отгадать?

      Какие профессии было отгадать легко? Почему?

      Что нового вы узнали?

      Электронное пособие. Задание 2. Исключить лишнее. Лишние слова: закройщик, связист, автобус (т.к. работает на бензине или другом топливе, но не на электрической тяге), утюг. Ребята должны уметь объяснить алгоритм исключения.

      «Найди пару». В игре участвуют 16 учеников. По аналогии вы можете составить еще карточки или имеющиеся карточки с названиями профессий раздать по одной на двух-трех школьников. Найдя пару, ребята должны рассказать, почему они выбрали такой вариант объединения.

    Таблицу следует скопировать и разрезать:

    Балерина

    Плита, кастрюля, ложка

    Ветеринар

    Компьютер, программа, файл

    Провода, плоскогубцы, кусачки

    Оператор, программист

    Животные, шприц, лечение, прививки

    Матрос, капитан, штурман

    Болезнь, лекарство, анализы, пациенты

    Ручка, журнал, оценка, знания

    Груз, штурвал, море, судно

    Электрик

    Танец, движение, пуанты, талант.

    Чему должны научиться школьники:

      Понимать роль труда в жизни человека.

      Уметь рассказать о профессиях, приводить примеры разных групп профессий.

      Уметь обосновывать значение склонностей, способностей и личных качеств при выборе профессии.

      Получить навыки самопознания.

    В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком объеме малыш готов получать знания. Как познакомить ребенка с окружающим растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить малыша чтению или письму и когда рассказать о профессиях .

    Последнее чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения к собственному труду и работе других людей, определения их роли в человеческой жизни. Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок развивается.

    Когда ребенка знакомить с профессиями?

    Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора-двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие вещи осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели, или о чем совершенно не имеют представления.

    Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых дети встречаются достаточно часто – продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, милиционеры.

    Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, механизмах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий.

    С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна дополняться.

    Как познакомить ребенка с профессиями?

    Походы на рабочие места и экскурсии

    Чтобы рассказать малышу о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и т.д.

    Познакомить ребенка с пожарниками, рыбаками или стоматологом, можно, совершив экскурсионный поход на их рабочее место. Сейчас много подобных путешествий предлагается туристическими фирмами и разрабатываются в рамках обучающей программы дошкольных учреждений.

    Чтение книг

    Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях:

    Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?»

    В. Маяковский — «Кем быть?»

    А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач».

    С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».

    Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер».

    С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др.

    Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

    Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.

    Ролевые игры

    Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера.

    Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту.

    В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные тематические наборы (набор доктора, продавца, игрушки в виде прилавка, кассы супермаркета и пр.).

    Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.

    Мультфильмы и специальные видеоролики

    Следующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей.

    Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста.

    Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника.

    Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.

    Дидактический материал: детям о профессиях

    Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек.

    Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.

    Как следует знакомить ребенка с профессиями

    Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих центрах или воспитатели в детском садике есть некий план (схема), что за чем следует делать:

    1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

    3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.

    4. Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе — ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

    5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.

    6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

    7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

    Обучайте малышей играя!

    (Все картинки в статье кликабельны, при желании их можно посмотреть в полном размере).

    Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

    Одна из важных задач школы – подготовить ученика к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Перед подрастающим поколением всегда стояла проблема профессионального выбора. Подготовка ученика к выбору профессии должна начинаться уже в начальной школе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т.е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
    Знакомить в системе младших школьников с профессиями мне помогает курс экономики, в котором особое внимание уделяется изучению содержания труда и профессий. В ходе реализации программы И.А.Сасовой , был систематизирован профориентационный материал (Приложение 1 ).
    Одной из форм занятий являются экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся. Экскурсии дают не только представление о разных профессиях, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
    В 3 классе при изучении раздела «Школьная столовая» знакомимся с профессией повара, при изучении раздела «Школьная библиотека» с профессией библиотекаря. Уроки проходят в форме встреч с людьми этих профессий, диалога, дети заранее продумывают вопросы. Результатом этих встреч становится создание журнала «Мир профессий». Дети пишут статьи, сочинения, рассказы, делают рисунки, даже учатся снимать видео-ролики (Приложение 2 ).
    Выявить знания детей о профессиях помогает игра «Ищи ошибку». Читаем стихотворение В.В.Агафонова, О.Л.Соболевой «Путаница о профессиях». Просим детей найти ошибку и рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.

    В. В. Агафонов, О.Л. Соболева

    ПУТАНИЦА О ПРОФЕССИЯХ (отрывок)

    Наш знакомый мальчик Петя
    Неплохой парнишка, но...
    Говорит, что все на свете
    Знает он давным-давно.
    Как-то собрались ребята
    Во дворе у нас гурьбой.
    Санитар,- спросила Нота, -
    Это кто еще такой?
    А связист? - спросил Сережа.
    Слесарь кто - не знаю тоже...
    - Погодите, - крикнул Вова, -
    Спросим Петю Иванова.
    Петя так сказал: - Друзья!
    Вам на все отвечу я!
    Все профессии я знаю.
    Так! Вниманье! Объясняю!
    САНИТАР - на санках мчится,
    Ничего с ним не случится!
    Он ведь мастер в санном спорте,
    Тут со мною вы не спорьте!
    По горам, по перевалам
    Все идет ГОРНЯК усталый.
    Он к горам давно привык,
    Покорит он горный пик.
    Под морзянки бодрый свист
    Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ:
    Он в вязании на спицах
    Лучший наш специалист!
    Ищет клады КЛАДОВЩИК
    И находит в тот же миг!
    А потом он эти клады
    Бережно хранит на складе.
    Собирает БАНЩИК банки,
    А потом хранит в Сбербанке.
    Очень ими дорожит,
    Банк с ружьем он сторожит.
    МЕЛЬНИК стены белит мелом
    И рисует между делом -
    На асфальте, мелом тоже,
    Всем портреты. Так похожи!
    В офисе ОФИЦИАНТ
    Всем покажет свой талант:
    Вмиг бумаги разнесет,
    К телефону позовет.
    Вот в машинку МАШИНИСТ
    Вновь закладывает лист.
    Тук-тук-тук! Помчались строчки
    От начала и до точки.
    Операция идет:
    КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдает.
    Кровь вливается больному...
    Он уже здоров - и дома.
    А ПЕЧНИК печет печенье,
    Очень вкусное, с вареньем!
    Может булочку испечь.
    Ах, была бы только печь!
    Дорогие наши дети!
    Что здесь перепутал Петя?
    Он ошибок мно-о-ого сделал!
    Почему же? В чем тут дело?
    Помогите поскорее
    Разобраться что к чему...
    Если Петя подоспеет,
    Объясните и ему!

    Предлагаю разработку занятия по экономике в начальной школе по теме «Трудовые ресурсы. Профессии людей». Данное занятие направлено на расширение представлений учащихся о профессиях людей.

    Цель: формирование представлений о трудовых ресурсах, профессиях людей.

    Задачи:

    • раскрыть понятие трудовые ресурсы, профессия, специальность;
    • развивать мышление, речь;
    • воспитывать трудолюбие, уважение к людям различных профессий.

    Наглядность: картинки с изображением людей различных профессий, Презентация

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Оргмомент

    Повторение темы «Потребности»

    Чтение отрывка сказки Е. Пермяка «Азбука нашей жизни».

    «Задумался как-то в древние времена старый медведь о жизни. Задумался и спросил медведицу:
    – Скажи мне, чем жизнь жива?
    А та наелась свежей малины, лежит себе в кустах, на солнышке греется и ухом не ведет. Дремлет.
    Тогда медведь громче рявкнул:
    – Не притворяйся глухой! Отвечай.
    Зевнула медведица, повернулась на другой бок и пробормотала сквозь сон:
    Едой жизнь держится.
    Услыхала это лиса и говорит:
    Сущая правда. Жизнь едой держится, питанием. Курятинкой, тервятинкой, зайчатинкой… у кого какой вкус, тот тем и питается. Заяц кору гложет, белка шишки шелушит…
    Ха! – перебил лису пробегавший мимо волк – Не одной едой жизнь держится. Попробуй поживи без логова.
    Или без норы – добавил крот.
    Дятел подтвердил:
    Без жилья и сытая тварь гибнет.
    Посветлело в голове у медведя. Понял он, что без еды и жилья плохо всякому зверю, но все же решил людей спросить.
    У него знакомый мужик был. Рассказал медведь мужику то, о чем ему звери рассказали и спросил: так ли это.
    Так, – ответил мужик, – только человеку этого мало.
    А что еще надо?
    А ты сам, Потапыч, смекни.
    Говорит так и на шубу показывает.
    Понял медведь и сам себе ответил:
    У меня шуба готовая. На мне растет, а у тебя такой нет.
    Только шубы мало человеку. Рубаха, зипун и прочая одежда тоже нужны. А разутым человеку как быть? Хоть лапти, да надо сплести.

    Это фрагмент сказки Е. Пермяка «Азбука нашей жизни». Какой вывод вы можете сделать из прочитанного?
    Из прочитанного мы выделили три важных для жизни условия. Одно из них заключается в том, что питание – это первая потребность человека . А что значит питание ? Под этим словом мы подразумеваем все то, что мы едим. И хлеб, и мясо, и молоко, и овощи, и масло, и рыбу… Но перечислить – дело нетрудное. Труднее представить, как эти продукты приходят к нам на стол. Но на это тоже довольно легко ответить. Хлеб растет пшеничным, ржаным колоском в поле. Молоко дает корова. Из молока делают сметану, масло творог. Яблоки вырастают на яблонях. Из сахарной свеклы вырабатывается сахар, а из семян подсолнуха жмут подсолнечное масло. Все ясно и просто. Не просто это все вырастить, добыть и превратить в продукты питания . Куда ты не посмотри, что ты ни возьми – все обязано труду человека, его разуму.

    Вторая главная потребность человека – одежда. Мы носим ее и все, не задумываясь, какими трудами все это добыто.

    Чтобы обеспечить себя одеждой, человек должен вырастить волокно (это хлопок, лен, шерсть). Из волокна нужно спрясть нитки, из ниток соткать ткань, холст, ситец, сукно, драп, а затем сшить рубашку, кофту или пальто. Вам известно, что шкура овцы или лисы становится шубой, шапкой, воротником. Поле и лес одевали нас с незапамятных времен, а теперь это делают богатейшие дары нашей земли: уголь, нефть, газ. Волшебница химия превращает их в одежду…. Можно не называть башмаки, сапоги, туфли, галоши валенки, если бы их производством не занимались сотни предприятий. Если каждый из наших граждан будет вынашивать ежегодно по одной паре обуви, то в год потребуется свыше 200 000 000 пар. А разве нам достаточно одной пары обуви? Сколько рук, сколько заводов должны работать, чтобы обуть наши ноги.

    3 главная потребность человека – жилье.
    Дом наших дней сложное сооружение. Чтобы обеспечить хорошим благоустроенным жильем каждого человека, государству приходится отдавать много средств. Но дом сам по себе, даже благоустроенный, непригоден для жилья, если в нем нет мебели, необходимой домашней утвари. Как много предметов в вашем доме. Все они необходимы человеку вместе с жильем. Но строя новый квартал, строители заботятся о новых магазинах, новых школах, детских садах…, о благоустройстве улиц, озеленении их, освещении, прокладке новых линий транспорта.
    Но как бы вы себя чувствовали в теплой, просторной, светлой квартире, где вдоволь питания, достаточно одежды, но нет ничего для души. Как бы вы, сытые, обутые, одетые, могли жить без книг, музыки, кино, образования? Если вы любите читать, как назовем эту потребность? Если вам хочется что-то изобретать, усовершенствовать что-то, слушать музыку, играть на баяне… все это есть духовные потребности. Но можно ли осуществить любое из этих желаний, если нет еды, одежды, жилища?

    Вывод: без материальных возможностей затруднительны все остальные возможности духовного развития людей.
    А кто помогает нам удовлетворять наши духовные и материальные потребности? (Люди самых различных профессий).

    3. Сообщение темы и задач

    Тема нашего занятия «Профессии людей»
    – Какие вопросы поставим? (Что такое профессия? Что такое специальность?Какие бывают профессии? Нужны ли знания о профессиях? Для чего?)

    Исходя из поставленных вопросов сформулируем задачи:

    • Разобраться, что такое профессия и что такое специальность
    • Выявить знания о профессиях. Познакомиться с некоторыми профессиями
    • Определить, какими качествами обладают люди той или иной профессии.

    4. Работа по теме

    – Что такое профессия? Обратимся к толковому словарю.
    «ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности»

    Иногда профессией называют общность всех людей, занятых данным видом труда. Эти люди работают в разных уголках страны на разных предприятиях в разных учреждениях, и, конечно, не все знают друг друга в лицо. Но они заняты одним делом, это их роднит. Люди одной профессии заняты одним делом, имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни.
    Близко к слову профессия понятие специальность. Например, мне очень нравится химия. Кем по профессии я могу быть? (Учителем химии, ученым химиком, инженером-химиком, лаборантом-химиком…)
    В каждой профессии можно выделить разные специальности. Например, учителя. Все мы занимаемся одним видом деятельности – учим детей, но учим разным наукам. Когда вы пойдете учиться в 5 класс, у вас будут разные учителя. Какие? (Учителя русского языка, математики, физики, химии) То, что вы назвали – это специальности. Возьмем профессию врача. Какие специальности можно назвать? (Врач-терапевт, врач-хирург, врач-окулист…)
    Таким образом, «специальность» – это то же, что и профессия.

    Сколько профессий на Земле? Какие знаете? (Дети называют разные профессии)

    Профессий на земле великое множество. Но мы затронем лишь некоторые.

    Игра «Угадай, кто…»

    Люди каких профессий могут произносить фразу:

    • «Местное время 9 часов» (диктор)
    • «Открой рот и скажи: А-а-…» (врач)
    • «Ты опять не убрал игрушки» (воспитатель)

    Игра «Все работы хороши»

    Несколько детей получают картинки с изображением людей различных профессий. Определить человек, какой профессии изображен на картинке и изобразить пантомимой. Все остальные ученики должны догадаться, о какой профессии идет речь.

    Посмотрите на следующие картинки. Представителей, каких профессий вы видите? Что об этих профессиях вы можете рассказать?

    (Учащиеся легко определяют летчика, врача, водителя. Трудности возникают с определением металлурга, инженера, плотника. На уроке можно использовать рассказы Г.П.Шалаевой о профессиях):

    ЛЕТЧИК

    Летчик – очень смелая профессия. Есть летчики, которые летают на пассажирских самолетах, есть те, которые летают на грузовых. А есть летчики, которые управляют маленькими самолетами: тушат пожары, рассыпают удобрения, доставляют полярникам еду и письма. Летчик должен поднять самолет вверх в воздух и в конце полета плавно посадить его на землю. Управлять такой махиной ему помогают приборы. Они показывают, с какой скоростью летит самолет, какая погода за бортом, они же предупреждают летчика о неполадках. В кабине с летчиком штурман, механик, стюардесса, а на земле – авиадиспетчер.

    ВРАЧ

    Врач очень трудная и древняя профессия. Врач должен много знать о строении человеческого тела и работе его внутренних органов, уметь разбираться в симптомах (признаках болезни), а ведь болезней на свете очень много. Конечно, сейчас у врачей есть помощники – специальные приборы, например, рентген (его изобрели физики). Он нужен врачам, чтобы ставить диагноз. Приборы эти очень сложные, и врач должен уметь с ними обращаться. А главное, настоящий врач должен быть добрым, жалеть своих больных пациентов и очень-очень стараться помогать им выздороветь.

    МЕТАЛЛУРГ

    Ещё в древности люди делали из металла разные вещи: оружие, посуду, украшения, а в наши дни без железа просто не обойтись. Делают его из железной руды, которую расплавляют в огромных печах. Полученный металл металлурги разливают в специальные формы, в которых он застывает. Получаются слитки в виде больших кирпичей. Из них делают металлические изделия. Детали самолетов, поездов, машин и даже крючки, на которые мы вешаем одежду, ? всё сделано из металла, который выплавляет металлург.

    ИНЖЕНЕР

    Очень нужная профессия и в городе, и на селе. Инженеры помогают ученым, врачам, шахтёрам, создавая новые аппараты, двигатели, насосы, станки и другую полезную технику. Инженеры знают о технике все: чем она болеет, чем ее лечить. Инженеры работают совместно с изобретателями. Изобретатель изобрел и нарисовал на бумаге, а инженер должен по этому рисунку все рассчитать и сделать чертеж. По этим чертежам рабочие соберут нужную машину по деталям. Испытатели эту машину испытают и доложат инженеру, что в ней хорошо, а что плохо, и он эти недостатки устранит.

    ВОДИТЕЛЬ

    Водитель управляет легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами, при работе на автобусах контролирует соблюдение пассажирами правил выхода и посадки, устраняет неполадки, возникшие в пути. Профессия водителя очень интересная. Но простая она только на первый взгляд. Во-первых, водитель должен знать хорошо правила дорожного движения, чтобы их не нарушать и не пропускать дорожных знаков. Во-вторых, он должен знать устройство машины, чтобы уметь починить ее: ведь если его верный конь сломается где-нибудь в пути, то шоферу придется чинить его самому, не рассчитывая на машину технической помощи. Кроме того, шофер должен знать марки всех машин, а их ведь огромное количество: и «Жигули», и «Волга», и «Мерседес», и «БМВ».

    ПЛОТНИК

    Многие считают, что плотник – это то же, что и столяр, однако не стоит путать эти две разные профессии. Единственное, что их объединяет, так это то, что они работают с деревом. Столяр изготавливает мебель и другие изделия из деревянных досок и других материалов, а также украшает их резьбой по дереву. А откуда он берет все эти материалы – деревянные доски, панели и т.д.? Все эти вещи изготавливает плотник. Материалом для них служит в основном древесина хвойных пород, из которой, после ее обработки, плотник делает брёвна, брусья, доски, пластины, фанерные листы, деревянные плиты и другие стандартные деревянные конструкции, из которых потом столяр и будет мастерить различные изделия, например, мебель.
    Обработкой древесины тоже занимается плотник, при чём он может работать при помощи плотницких инструментов или пользоваться специальными машинами – всё зависит от масштаба стройки. Для строительства крупных объектов обработка древесины осуществляется на деревообрабатывающих машинах, а при малом объёме работ плотник всё делает сам. Основными его инструментами являются пила, топор, рубанок, долото и другие.
    Обработав древесину, плотник приступает к изготовлению из нее различных изделий и деталей – строительных материалов. Он также ведёт работы по установке разных деревянных конструкций. Устройство свай, закладка деревянных фундаментов, возведение деревянных стен и перегородок, полов и крыш – всё это входит в его работу.
    Чтобы стать плотником, нужно получить специальное образование, знать геометрию, математику, физику, химию и быть ответственным человеком: ведь от качества работы плотника зависит устойчивость и срок службы здания, а следовательно, жизнь многих людей.

    Можно ли людей названных профессий отнести к категории «ресурсы»? (да, так как они являются участниками экономической деятельности)
    К каким ресурсам можно отнести представителей названных профессий? (трудовым ресурсам) Можно ли учеников отнести к трудовым ресурсам? А пожилых людей? (нет)

    5. Работа в группах

    Дети получают картинки. Определить профессию по картинке и перечислить, какими качествами должны обладать люди названных профессий?

    Ветеринар: должен быть добрым, любить животных, быть ответственным, вежливым, трудолюбивым, знать, как и чем лечить животных, уметь правильно поставить диагноз.…
    Почтальон: внимательным, ответственным, добрым, трудолюбивым…
    Учитель: добрым, любить детей, быть, заботливым, умным, трудолюбивым, вежливым, неравнодушным, знать свой предмет…
    Часовщик: трудолюбивым, старательным, вежливым, внимательным…
    Милиционер: смелым, решительным, мужественным, ответственным, добрым, честным

    6. Подведение итогов

    – Итак, в каждой профессии важны такие качества, как знания, умения, ответственность, трудолюбие, честность, … . Эти качества всегда ценятся в обществе.

    – Как вы думаете, какого человека называют мастером? А слышали такое выражение «Мастер своего дела…»? Как вы понимаете это выражение?
    – С какими экономическими понятиями мы познакомились? О каких профессиях узнали?

    7. Домашнее задание

    Выяснить у родителей, имеют ли они работу, о которой мечтали в детстве?
    Рассказать о профессии родителей.

    Используемая литература :

    1. С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка.
    2. И.А. Сасова «Экономика для младших школьников.
    3. Г.П. Шалаева «Большая книга профессий для самых маленьких».
    4. Е. Пермяк «Азбука нашей жизни».
    5. В. Маяковский «Кем быть?

    ЦЕЛЬ: Расширение информационного поля учащихся.

    1. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
    2. Выявить уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
    3. Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
    4. Воспитание уважительного отношения к любой профессии и труду в целом.

    МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

    1. Презентация к уроку.
    2. Задание на ватмане (профессии и место работы человека.)
    3. Конверты с буквами.
    4. Бумажные куклы, поднос с одеждой.
    5. Бланки с заданными буквами.
    6. Пословицы.
    7. Кроссворд.
    8. Тесты с пословицами.

    Время проведения занятия: 35 - 40 мин.

    Участники: учащиеся 2 класса.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Ребята, сегодня у нас с вами занятие по теме: «Знакомство с профессиями».

    Мы с вами ходили на экскурсию на разные предприятия, приглашали к нам людей разных профессий, рисовали профессии своих родителей, смотрели различные слайдовые презентации, посвященные разным профессиям. Я думаю, ваши знания о мире профессий пополнились. А насколько - покажет сегодня занятие.

    Поприветствуем друг друга, для этого улыбнитесь соседу справа, а соседу слева - подмигните. Все по кругу. На занятие к нам пришли гости, поприветствуйте их!

    Ребята, во время занятия у нас будет работать табло (на экране), которое будет показывать, как вы будете выполнять то или иное задание: в паре, в тройке, в малой группе или все вместе.

    Итак, внимание на табло:

    Это наш круг. Сегодня круг работает слева от меня.

    Пожалуйста, назовите свое имя и профессию, но на ту букву, на которую начинается ваше имя, условие: не повторяться!

    Хорошо, молодцы!

    Сейчас первоклассники проведут для вас разминку. Для этого они приготовили загадки на тему: «Профессии».

    Из просеянной муки он печет нам пироги

    Булки, плюшки, сайки. Кто он? Угадай -ка. (пекарь)

    Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон.

    Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом. (строители)

    Вот на краешке с опаской он железо красит краской.

    У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (маляр)

    За мольбертом с кистью я. Краски - вот мои друзья.

    Я один и не один - в окружении картин. (художник)

    Спасибо, это была разминка. Внимание на табло! На табло у нас 1 молекула, 1 шарик, значит, я буду вызывать к доске по одному.

    1) Задание вот такое: соединить стрелочкой название профессии и место работы человека.

    ДЕТСКИЙ САД

    СТОЛОВАЯ

    ВОСПИТАТЕЛЬ

    ПРОДАВЕЦ

    Внимание! Табло показывает нам 2 молекулы - значит следующее задание будем выполнять в парах. Встали, закрыли глаза, найдите себе пару. Итак, у нас образовались пары.

    2) Задание для пары: Вам предстоит работа с карточками - нужно собрать название профессии. Пожалуйста, подойдите и возьмите конверт с набором букв. (Ребята должны собрать названия профессий—рыбак,маляр,шофер,повар.)

    Дружно и быстро справились с заданием у нас пары. Спасибо! Сейчас первоклассники приглашают вас на веселую физминутку:

    Трактор водит- ……тракторист (показывают движения)

    Электричку-.машинист,

    Стены выкрасил-……маляр,

    Доску выстрогал-……столяр,

    В доме свет провел- …монтер,

    В шахте трудится-…….шахтер,

    В жаркой кузнице-……кузнец.

    Кто все знает- молодец!

    В это время табло показывает 3 молекулы-шарика.

    Ребята, закройте глаза, образуйте тройку! Прошу вас занять рабочие места за столиками.

    3) Задание для тройки: Напишите как можно больше профессий на заданную букву. (Раздаю бланки с заданными буквами: М К Н П)

    Время работы - 3 минуты.

    Каждая группа зачитает нам свой список профессий. Остальные можете дополнить свой список. Молодцы, быстро справились с заданием. (На табло - 4 молекулы).

    Встали, закрыли глаза, хаотично двигаемся по залу, по моему сигналу нужно остановиться и собраться вместе 4 молекулам. И у нас образовались 3 рабочие группы. Прошу занять рабочие места.

    4) Задание: «Пора на работу»

    Ваша задача: Одеть человека какой - либо профессии на работу, и составить небольшой рассказ о данной профессии. У каждого в группе своя работа: один - выбирает одежду, второй - одевает манекен, третий - составляет рассказ, четвертый - защищает проект. Через 7 минут я приглашаю вас на защиту проектов.

    Молодцы! Мне понравились все проекты, все группы хорошо защищали свою работу, похлопайте друг другу.

    Для этих же групп у нас еще одно задание - тест.

    5) Задание - тест: каждая группа получает конверт с вопросом и тремя вариантами ответов, из которых только один правильный, его вы найдете и подчеркнете. Правильным может быть только один ответ. (2 минуты).

    Давайте проверим ваши работы…

    Тест 1: Семь раз отмерь - один раз отрежь.

    А) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

    Б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

    В) продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

    Тест 2: Куй железо, пока горячо.

    А) кузнец кует горячее железо.

    Б) если есть благоприятные возможности для дела, надо их сразу использовать.

    В) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

    Тест 3: Поспешишь - людей насмешишь.

    А) клоун смешит людей.

    Б) чтобы сделать работу хорошо - можешь отдохнуть.

    В) торопливость может привести к нелепым результатам.

    Тест 4: Сделал дело - гуляй смело.

    А) если выполнил работу хорошо - можешь отдохнуть.

    Б) мальчик вышел на прогулку.

    В) дело нужно делать смело.

    Пожалуйста, передайте тесты, давайте проверим, правильно ли вы выполнили тестовые задания.

    А на табло у нас вот такой красивый цветок. Что это значило?

    Да, работаем дружно, все вместе!

    6) Задание: разгадай кроссворд на тему: «Чем пахнут ремесла?» (прилагается кроссворд). Я думаю, справитесь легко, тем более, все вместе.

    Давайте проверим, как вы разгадали кроссворд, все ли профессии угаданы?

    А может быть кто-нибудь догадался, откуда эти строки, кто написал это стихотворение? (Джанни Родари)

    Я приглашаю вас в круг на обсуждение нашего занятия.

    Чем мы сегодня занимались? (говорили о разных профессиях)

    Что вам понравилось? Что не понравилось?

    Как больше всего вам понравилось работать? В паре, в тройке, в малой группе, или всем вместе?

    Какие задания вам понравились больше?

    Кто на ваш взгляд сегодня хорошо работал? (проговариваем все по кругу). Давайте попрощаемся, спасибо вам, мне было приятно сегодня с вами работать. До свидания.

    Занятие подготовила и провела:

    Воспитатель группы «Малыш» Мутуева Жанна Валентиновна.

    Курс «Развитие творческого мышления»

    В этом учебном году вела у второклассников курс «Развитие творческого мышления». Курс строится на основе программы Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления». Хочется отметить, что данная программа очень интересна детям, и не менее интересна для учителя, кроме того, к ней прилагается альбом заданий.

    Выполнение заданий развивает мышление, внимание, память, логику, воображение, что очень важно, потому что сейчас дети очень мало читают и у них слабо развито воображение. Самое главное - задания развивают творческие способности учащихся.

    Отдельные занятия стараюсь придумать сама, разрабатывая сценарии и задания. Хочу представить сценарий проведения занятия

    «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?» Начинать знакомить детей с разными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащает словарный запас. А как это сделать? Вот в этом вопросе и заключается задача воспитателя.


    Воспитатель, учитывая психологические особенности ребенка: разрабатывает занятия, проводит экскурсии, беседы; подбирает подходящий иллюстрационный материал; знакомит с правилами сюжетно-ролевых игр, проводит различного рода викторины, конкурсы, соревнования; использует в своей работе литературный материал: загадки, стихи, пословицы; а также может привлечь к этой работе родителей, ведь лучше всего о той или иной специальности всегда расскажет увлеченный человек, знающий все тонкости своего дела.


    Знакомство с профессиями взрослых через взаимодействие старших детей с младшими В ходе организации и проведении воспитателями совместных мероприятий по ознакомлению с профессиями взрослых очень интересной является форма взаимодействия детей подготовительных групп с детьми младших групп. Дети с огромной радостью передают полученные от воспитателя знания друг другу, посредством чего решается вопрос преемственности от старшего поколения к младшему и ряд других важных образовательных задач.




    Цели: Познакомить детей с несколькими видами профессий; Показать значение трудовой деятельности в жизни человека; Поддержать у дошкольников интерес к общению с детьми разного возраста; Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий; Развивать воображение и коммуникативные способности




    Предварительная работа Тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара); рассматривание иллюстраций; чтение худ. литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; с/р игры: «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад»; д/и «Кому, что нужно для работы», разрезное лото «Профессии», работа с родителями по подготовке костюмов.




    Ход игры Вступительное слово воспитателя: Предлагаю вам я тему, Хоть немного знаем все мы: Книги, чашки, стол и дом Создал человек трудом. Вот о тех кто создаёт, Строит, учит иль поёт, Мы сейчас поговорим, Им игру мы посвятим. «Все профессии нужны, все профессии важны»


    «Доктор» На уколы! Собирайся, ребятня! Вы не бойтесь! Я не больно – Ведь хороший доктор я. Поднимите-ка рубашки, Я послушаю живот. Ой-ой-ой! Урчит там что-то, Срочно выпейте компот. Вот вам градусник по мышку, Посидите пять минут. Я натру вас лучшей мазью, Наложу на руку жгут. Я вам выпишу рецептик, Всё купите по нему. Позабочусь я о детках, Потому что их люблю.


    «Повар» Мы халатики надели, Колпаки на головах. И кастрюльки с черпаками Разложили на столах. Наши кубики – картошка, А морковка – карандаш. Даже мячик станет луком – Будет вкусным супчик наш. Всё посолим, помешаем, По тарелкам разольём. Кукол весело посадим И накормим перед сном. Мы сегодня поварихи, Мы сегодня повара! Но тарелочки помоем, Ведь закончилась игра.


    «Учительница» Мы играть решили в школу, Превратили группу в класс. Колокольчиком помашем – Математика у нас. Я учительницей буду, Объяснять пойду к доске. По столу стучу указкой, Призывая к тишине. Поднимите к верху ручки, Будем пальчики считать: Раз, два, три, четыре, пять. Молодцы! Всем ставлю «пять».


    «Продавец» Я сегодня продавец В магазине для детей. У меня полно товаров, Заходите поскорей. Входом служат эти стулья, На прилавок стол похож, А скамеечки как стены, Правда, магазин хорош! Здесь прекрасные игрушки: Танк, конструктор, мяч, ружьё. А для девочек есть кукла И одежда для неё. Слева детская посудка, Справа сказки и стихи. Выбирай, дружок, по вкусу И на кассу проходи.


    «Полицейский» Командир даёт заданье Регулировать проспект. И народ теперь спокоен – Ведь аварий больше нет. По свистку даём команды: -Жезл вверх! Машинам – стоп! В это время пешеходы Совершают переход. А теперь машины едут – У водителей дела. Мы следим, чтоб скорость в норме Обязательно была. Нарушителя задержим, Оштрафуем за езду. С выполнением заданья Завершаем и игру!


    «Строитель» Мы строителями станем И построим новый дом. Первым делом подойдите, Ознакомьтесь с чертежом. Подгоните самосвалы, Загружайте кирпичи. Ими кубики побудут. -Начинайте, силачи! А теперь возводим стены Выше роста своего. Кран подъёмный вызываем, Пусть поставит нам окно. Под конец положим крышу… Ах! Какая красота! Дом построен, все довольны, И закончилась игра.


    «Актёр» Кто в театре был однажды Не забудет никогда. Сцена, занавес, актёры – Начинается игра! Каждый выбежит на сцену: Мышка, зайчик, волк, лиса… Тишина летает в зале, А на сцене – чудеса. Настоящего актёра Видно всем издалека. Поклонились, разбежались. Всё! Закончилась игра.


    «Парикмахер» Кто сегодня парикмахер? Разрешите, буду я. Я вам сделаю причёску, Например, как у меня. Перед зеркалом садитесь, Я накидку завяжу И, конечно, первым делом Аккуратно причешу. А теперь накрутим чёлку На большие бигуди, Заплетём косички сбоку, Хвост завяжем позади. Я всё сделала отлично, Похвалите же меня. Ведь теперь моя подружка Стала лучше, чем была. Данный опыт подачи материала по теме «Знакомство с профессиями взрослых» имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми разного возраста, а также со взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Дети, получив представление о мире профессий, в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии, будут проявлять активность и творчество, что поможет их дальнейшему обучению в школе.