Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Договор перевозки транспортом общего пользования является договором. Договор перевозки транспортом общего пользования

    Договор перевозки транспортом общего пользования является договором. Договор перевозки транспортом общего пользования

    1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

    Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

    2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

    Комментарии к статье 789 ГК РФ

    1. В п. 1 комментируемой статьи названы особенности перевозки транспортом общего пользования. Главная из них - наличие обязанности осуществить перевозку по обращению любого гражданина или юридического лица, причем на равных условиях. В этих целях договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ). В качестве перевозчика в этом договоре может выступать только юридическое лицо - коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (ст. 2 УЖТ).

    Оказание услуг по перевозке транспортом общего пользования "на равных условиях" отнюдь не означает, что законодательством не могут устанавливаться определенные льготы и преимущества отдельным пользователям. Так, льготы предоставляются ряду категорий пассажиров (например, при поездках в летний период в пригородном сообщении). Льготные тарифы устанавливают компетентные органы при перевозке некоторых видов грузов.

    2. Согласно ст. 426 ГК РФ при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд о понуждении к заключению договора и возмещении причиненных убытков.

    3. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи, предусматривая публикацию перечня организаций, относящихся к транспорту общего пользования, не определяет порядок публикации такого перечня. Практически отнесение организации к транспорту общего пользования можно сделать исходя из анализа норм транспортного законодательства.

    На железнодорожном транспорте к организациям транспорта общего пользования относятся ОАО РЖД, а также любое иное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), принявшее на себя обязанность доставлять транспортом общего пользования пассажиров, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения и выдать их получателю. На воздушном транспорте к этому виду транспорта следует отнести авиационные предприятия, имеющие основной целью своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок (п. 1 ст. 61 ВК). Указом Президента РФ от 21.07.95 N 747 (СЗ РФ, 1995, N 30, ст. 2907) Министерству транспорта РФ поручено учреждение государственного реестра для авиации общего назначения России. На внутреннем водном транспорте перечень перевозчиков общего пользования публикуется в сборнике правил и тарифов (п. 2 ст. 66 КВВТ).

    К транспорту общего пользования следует относить на автомобильном транспорте общественный пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные рейсы по маршрутам (трамвай, троллейбус, автобус); такси, метрополитен. Отнесение предприятий, осуществляющих грузовые автоперевозки, к транспорту общего пользования может вытекать из выданных им лицензий.

    4. Признание договора публичным не означает, что перевозчик обязан осуществить перевозку между пунктами отправления и назначения, руководствуясь исключительно выбором грузоотправителя или пассажира. Железнодорожные станции могут открываться для выполнения всех или только некоторых операций, и перевозчики осуществляют перевозки между станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций (ст. 4 УЖТ). Перечень железнодорожных станций и виды выполняемых ими операций утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта России. Перечень публикуется в соответствующем тарифном руководстве. Поэтому клиент может сдать груз к перевозке, например, в контейнере или мелкой отправкой при условии, что станции отправления и назначения открыты для выполнения таких операций.

    5. Пассажир вправе потребовать продажи билета до названной им станции назначения при условии, что эта станция открыта для выполнения соответствующей пассажирской операции (ст. 83 УЖТ).

    1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

    2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

    3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

    4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

    5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

    Статья . Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

    1. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

    Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

    2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

    3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

    Статья . Сроки доставки груза, пассажира и багажа

    Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

    Статья . Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

    1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

    2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

    Статья . Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

    1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

    2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

    непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

    прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

    в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

    Статья . Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

    1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

    2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

    Статья . Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

    1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

    в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

    в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

    в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

    Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

    3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

    4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

    Статья . Претензии и иски по перевозкам грузов

    1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

    2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

    3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

    Статья . Договоры об организации перевозок

    Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

    По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

    Статья . Договоры между транспортными организациями

    Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

    Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

    Статья . Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

    Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

    6. Договор перевозки транспортом общего пользования

    Перевозка пассажиров, груза и багажа, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организацией разрешения (лицензии) вытекает, она обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Однако единые правила для такой публикации не установлены и публикации в настоящее время не осуществляются, за исключением железнодорожного транспорта, издающего тарифные руководства.

    Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Правила оказания услуг по публичному договору установлены ст. 426 ГК. По публичному договору перевозчик должен обслуживать любого пассажира или клиента, который обратился к нему за соответствующей услугой. Правила обслуживания по публичному договору перевозки и тарифы устанавливаются едиными для всех получателей услуг. Таким образом, публичный договор представляет собой оферту со стороны перевозчика.

    Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, если не установлено иное.

    Необходимо различать термины «перевозка транспортом общего пользования» и «перевозка общественным транспортом». Сущность первого понятия была рассмотрена выше. Общественный транспорт – категория, широко использовавшаяся в недавнем прошлом, ныне в документах правового характера используется органиченно для указания на льготы пассажирам в оплате проезда (городской общественный транспорт).

    7. Договор фрахтования (чартер)

    ГК РФ в ст.787 также установлены общие правила договора фрахтования (чартера). По этому договору одна сторона – фрахтовщик, обязуется предоставить другой стороне – фрахтователю, за плату всю вместимость или ее часть одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, грузов, багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК). Договоры фрахтования наибольшее распространение получили в морском и речном транспорте, а также при воздушных перевозках. Конкретные формы чартера применительно к соответствующему виду транспорта регламентированы КТМ, ВК и УВВТ.

    Договор фрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальным договором. Он отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира особенностями предмета вытекающего из него обязательства. При чартере перевозчик (фрахтователь) не принимает от отправителя определенное число мест груза к перевозке и не обязуется предоставить определенное количество мест в транспортном средстве согласно приобретенному последним провозному билету. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов. Особенности предмета обязательства фрахтовщика предопределяют и специфику его содержания (права и обязанности сторон).

    8. Хранение

    В транспортной отрасли при перевозках пассажиров, груза и багажа используется большое число терминальных сооружений (вокзалы, грузовые терминалы, склады, грузовые дворы), обеспечивающие временное хранение различных грузов и багажа. Общие правила хранения грузов установлены гл. 47 ГК «Хранение». Хранение осуществляется на основании договора хранения (ст. 886 ГК) или договора складского хранения (ст. 907 ГК). Договор складского хранения предусматривает хранение на товарном складе, под которым понимается организация, осуществляющая хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги в качестве предпринимательской деятельности. На транспорте к таковым относятся терминалы, прочие транспортные организации, имеющие в своем составе склады. Договор хранения может быть как самостоятельным, так и входить составной частью в договор перевозки. Подробное регламентирование хранения грузов, багажа и грузобагажа содержится в ТУЖД. Положения по хранению грузов и багажа также приведены в других транспортных уставах и кодексах.

    Статья 923 ГК предусматривает, что находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи пассажиров и других граждан независимо от наличия у них проездных документов. Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается по представлении доказательств принадлежности этой вещи поклажедателю. Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется правилами, установленными в соответствии с требованиями ГК, если соглашением сторон не установлен более длительный срок. Вещи, не востребованные в указанные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение 30 дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть переданы в порядке, предусмотренном ГК. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение, подлежат возмещению хранителем в течение 24 часов с момента предъявления требования об их возмещении.

    Хранение верхней одежды головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях и средствах транспорта, предполагается безвозмездным, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным очевидным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (ст. 924 ГК).

    9. Эксплуатация источников повышенной опасности

    Транспортная деятельность сопряжена с эксплуатацией источников повышенной опасности, каковыми являются транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, высоковольтные устройства энергообеспечения электрического транспорта и др. Понятие источника повышенной опасности и ответственность за возможные вредные последствия в связи с его эксплуатацией установлены в ГК. Вред, который источник повышенной опасности причинил людям, имуществу, природным объектам должен быть возмещен владельцем этого источника даже в том случае, когда отсутствует виновность владельца.

    Статьей 1079 ГК установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным п.п. 2 и 3 ст. 1083 ГК. Обязанность по возмещению вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновение транспортных средств и т.п.) третьим лицам.

    10. Ответственность участников перевозок

    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В ТУЖД, ВК, КТМ, УВВТ и УАТ установлены нормы, регулирующие ответственность участников перевозок и других отношений, связанных с транспортной деятельностью. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется по правилам гл. 59 ГК, если законом и договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

    За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленным соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что опоздание или задержка имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

    В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

    Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза и багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

    Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в установленном порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

    До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, равен одному году с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

    Заключение

    Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. Во время господства административно-командной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм права перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.

    В настоящее время в России происходит процесс построения правовой базы демократического государства. Необходимость создания такой базы обусловлена исторически. Правовое наследство командно-административного режима непригодно к использованию в современных и перспективных условиях. Сложившаяся правовая ситуация характеризуется как правовой вакуум. Если ранее отсутствие какой-либо необходимой нормы часто подменялось «классовым самосознанием» или «руководящими и вдохновляющими указаниями», то ныне требуется полноценный правовой механизм, свободный от произвола и идеологических пристрастий.

    В транспортной отрасли также назрела необходимость в переменах в соответствии с требованиями рыночной экономики и современных реалий. В настоящее время готовится крупная правовая реформа на транспорте. Например, увидели свет Федеральные законы № 17-ФЗ от 10.01.2003г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», № 18-ФЗ от 10.01.2003г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и № 29-ФЗ от 27.02.2003г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Хочется верить, что на этом реформирование транспортной отрасли не закончится, и транспортное законодательство, доставшееся нам в наследство с советских времен, будет приведено в соответствие с требованиями современности.

    Список нормативных актов

    и использованной литературы

    Воздушный кодекс Российской Федерации. СЗ РВ. 1997. №12. Ст. 1383 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарий, алфавитно-предметный указатель. М. 1996. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207 Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218. Устав автомобильного транспорта СССР. СП РСФСР. 1969. № 2-3. Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР. Сборник законодательства по внутреннему водному транспорту. М., 1964. Витрянский В. Статья «Понятие и виды договоров перевозки. Система договоров перевозки» Журнал «Хозяйство и право», №1, 2001г. Журнал «Право и экономика», раздел «Новое в гражданском и хозяйственном законодательстве». - Издание Союза юристов России. №3, 2003г. Калпин А.Г. (под. ред.) «Гражданское право. Часть вторая». – М. 2002. Ковалевская Н.С. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., 1997. Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства. – В кн.: Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1997. Спирин И.В. Транспортное право: Учебное пособие. – М.: Транспорт, 2001.

    Имеются в виду статьи ГК.

    П. 2, ст.784 ГК.

    СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218

    СЗ РВ. 1997. №12. Ст. 1383

    СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207

    Сборник законодательства по внутреннему водному транспорту. М., 1964

    СП РСФСР. 1969. № 2-3

    Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства. – В кн.: Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1997, с. 388-396

    Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Указ. соч., с. 308.

    Ковалевская Н.С. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., 1997, с. 308.

    Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки. Статья. Журнал «Хозяйство и право», № 1, 2001.

    Закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках до настоящего времени не принят; правила, регулирующие такие перевозки, включаются в отдельные транспортные уставы и кодексы; см., например главу 4 (ст. 68-85) ТУЖД.

    Перевозка пассажиров, груза, багажа и почты может осуществляться несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования. Взаимоотношения перевозчиков в процессе такого перевозку по единому документу различными видами транспорта определяются законодательством и соответствующими договорами (узловыми соглашениями) между перевозчиками, разработка и заключение которых осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Следовательно, перевозка пассажиров, груза, багажа и почты от пункта отправления до пункта назначения с участием не менее двух видов транспорта по одному перевозочному документу, составленному на весь путь следования, называется прямым смешанным перевозкам. Такая перевозка регулируется транспортными уставами, кодексами, законами Украины, а также Правилами перевозок в прямом смешанном сообщении (раздел 5 СЗУ, ст. 56 Закона "Об автомобильном транспорте", ст. 13 КТМ, Правила перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении от 28 мая 2002 г. и т.д.). В частности, согласно ст. 106 CAT УССР автомобильный транспорт общего пользования осуществляет перевозки грузов, пассажиров, багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта - железнодорожным, морским, речным, воздушным, организуя систему прямых смешанных сообщений: автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных, автомобильно-водно-железнодорожных, автомобильно-воздушных и других сообщений.

    При прямых смешанных перевозках перевозчик пункта отправления заключает договор перевозки от своего имени и одновременно от имени других перевозчиков, участвующих в перевозке как их законный представитель. В силу этого возникает обязательство с множественностью лиц на стороне перевозчика. При этом каждый перевозчик выполняет его на участке своего пути с учетом границ своей деятельности, а именно гражданско-правовое обязательство является частичным.

    Грузы должны быть пригодны не только для перевозки, но и для перегрузки с одного вида транспорта на другой. Не принимаются к перевозке грузы, которые перевозятся путем налива, взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества (ст. 83 СЗУ).

    При прямых смешанных перевозках сроки перевозки определяется по совокупности сроков доставки различными видами транспорта с учетом времени, отведенного на перегрузки. Он рассчитывается на основании Правил, действующих на определенных видах транспорта.

    Во время прямой смешанной перевозки грузов отправитель уплачивает плату за перевозку тому перевозчику, который принял груз к перевозке, а получатель - всем другим перевозчикам.

    Весьма важным является вопрос об ответственности за нарушение условий договора перевозки в прямом смешанном сообщении, в частности, о том, кто из перевозчиков отвечает за принятый к перевозке груз. Ответственность за сохранность груза до момента фактической передачи лежит на стороне, которая сдает груз, а после фактической передачи - на той, которая его принимает. Передача груза, багажа, почты в пункте перегрузки от одного перевозчика втором производится по передаточным ведомостью, составленной перевозчиком, который передает груз, и подписывается перевозчиком, который его сдает и принимает. В случае обнаружения при передаче недостатков (пороков) в переданном объекте перевозки составляется коммерческий акт.

    Грузы в прямом смешанном сообщении принимаются к перевозке в соответствии с планом, утвержденным в установленном порядке на основании заказа и договоров на организацию перевозок (ст. 81 СЗУ, ст. 109 CAT УССР).

    Долгосрочный договор

    При осуществлении систематических перевозок собственник (владелец) груза и перевозчик могут заключить долгосрочный договор, в теории и на практике принято называть договором об организации перевозок грузов. По данному договору груза перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а собственник - передавать для перевозки груз в установленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации систематического перевозки (ст. 914 ГК).

    По своей правовой природе такие договоры являются двусторонними, платными и консенсуальними. Они применяются на всех видах транспорта. Особое значение для бесперебойной работы транспорта имеет месячное планирование перевозки грузов. Так, планирование перевозки грузов по железной дороге осуществляется на основании заявок, разработанных производителями продукции, а также ее владельцами (Временное положение о порядке месячного планирования перевозок грузов железнодорожным транспортом Украины от 2 марта 1995 г.).

    Перевозки транспортом общего пользования

    Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным (ч. 2 ст. 915 ГК). С учетом этого к нему применяются унифицированные нормы, содержащиеся в ст. 633 ГК, а также специальные правила ст. 915 ГК, которые конкретизируют отдельные общие положения о такой договор с учетом специфики перевозки.

    Объектами перевозки транспортом общего пользования могут быть пассажиры, грузы, багаж и почта. Субъектом договора со стороны перевозчика может выступать юридическое лицо, получившее лицензию в установленном законодательством порядке на осуществление перевозки. Так, согласно ст. 40 Закона "Об автомобильном транспорте" пассажирским перевозчиком имеет право быть субъект предпринимательской деятельности, который по законодательству в соответствии с лицензией может оказывать услуги по договору перевозки пассажира автомобильным транспортом общего пользования, используемого на законных основаниях. Отношения пассажирского перевозчика автобусного маршрута общего пользования с владельцами автовокзалов и автостанций определяются договором, который заключается в обязательном порядке и предусматривает право перевозчика заключать от их имени договор с пассажиром перевозки. Предметом договора пассажирского перевозчика с владельцами автовокзалов и автостанций является предоставление услуг, связанных с отправлением и прибытием пассажиров автобусных маршрутов общего пользования (кроме городских) согласно расписания следования.