Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Особенности второй промышленной революции. Причины второй промышленной революции

    Особенности второй промышленной революции. Причины второй промышленной революции

    Главная тенденция развития экономики в конце XIX в. - переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции самостоятельных предприятий, к монополии. Основа перехода - изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники, то есть вторая технологическая революция, которая развернулась в последней четверти XIX в. и продолжалась до мирового экономического кризиса конца 20-х - начала 30-х годов XX в.

    Причина второй технологической революции - изменение энергетической базы производства. На смену паровой энергии приходит электричество, начинается электрификация производства, создаются новые производства: электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

    Основные черты:

    · 1885г. - построен первый автомобиль (Даймлер, Бенц). Использование двигателя внутреннего сгорания на транспорте и в военной технике, механизация с/х. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в единый агрегат с динамо-машиной был создан турбогенератор.

    · Развитие химическая промышленность (появление искусственных красителей, пластмассы, искусственного каучука), были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п.

    · Развитие металлургии (разработка новых способов получения стали, удешевивших и увеличивших производство. Переход из «железного» в «стальной» век). В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в важную подотрасль выделилось сталелитейное производство; получили развитие электрическая сварка, ковка, и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912–1913 гг. впервые был применен конвейер.

    · Рост машиностроения из-за увеличения выплавки стали, создаются условия для усиленного ж/д строительства и развития океанского судоходства.

    · Электрификация ж/д транспорта, появление танкеров и дирижаблей, развитие авиации. Возникли новые отрасли промышленности электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

    · Появление в военной области автоматического стрелкового оружия, отравляющих веществ, увеличение мощности взрывчатых веществ.

    · 1895г – изобретение радио (Попов), использование телефонной связи.

    · Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.

    Последствия:

    · Ускорение технического прогресса, быстрое расширение промышленного производства способствовали оформлению экономического неравенства стран и смене мирового лидера (1- США, 2- Германия, 3- Англия).

    · Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую пром-ть.


    · Появление новой формы организации капитала - акционирования, что позволило создавать крупные по размерам производимой продукции предприятия. В США - железнодорожном транспорте. В Германии - горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги. В Англии рост акционерных обществ приходится на 1885–1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено выпускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов. Во Франции акционерные компании возникли в 70-е годы XIX в. сначала в металлургической и военной.

    · Усложнение хозяйственной жизни способствовало расширению форм собственности, появлению и развитию государственной(за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий), кооперативной (основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей; служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей) и муниципальной собственности(с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности).

    · Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к монополии (простейшие формы монополии – корнер, пул, ринг, конвенция; более зрелые – картель, синдикат, трест, концерн, холдинг).

    · Мелкие банки оттеснялись и поглощались крупными, включались в единый «концерн» посредством скупки или обмена акций между банками, системы долговых отношений. Банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал. в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, направляли своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Дж. Моргана: крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторз») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом – «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Нередко и промышленники превращались в банкиров. Например, П. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания «Национального городского банка Нью-Йорка», ставшего основой современного «Чейз Манхэттен бэнк».

    · формирование мирового хозяйства. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения.

    · В начале XX в., когда развитие монополий фактически уничтожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. На мировом уровне использовались любые методы конкурентной борьбы – от снижения цен за счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борьбу активно включалось государство, менявшее таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.

    · В сельском хозяйстве: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств.

    · Формирование мирового хозяйства сопровождалось территориальной экспансией – созданием колониальных империй и подчинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане.

    Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии – Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего развития». Эпоху структурных и институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием «империализм»

    При социализме здесь было не протолк­нуться, - начальник производственного цеха лейпцигского завода со старорежимным названием Kirow Матиас Кранц, вздыхая, оглядывает свои «владения». Поверить его словам непросто: в огромном помещении цеха нам встречается от силы два десятка человек, здесь поразительно тихо и пустынно. Меньше всего происходящее напоминает то, что называется «работа кипит»: кто-то не торопясь прикручивает гайки, кто-то рассматривает какие-то детали, кто-то просто прохаживается по цеху без видимой цели с ручкой в зубах.

    Свен, ты чего делаешь?

    По моим наблюдениям, последние минут пять Свен упорно разглядывал потолок.

    Я? Я думаю.

    А, дело хорошее, да. Думай. И работай.

    Свен думает еще минуты три, потом пару минут что-то прикручивает, потом снова начинает думать.

    И при таком производственном графике Kirow сегодня является фактическим монополистом на рынке башенных кранов для прокладки железнодорожных путей. Правда, масштабы этого рынка невелики: в год «кировцы» выпускают 5–10 кранов, а их конкуренты с трудом получают заказы на один-два.

    Тем не менее Kirow, основанный в 1880 году, за шесть лет до рождения самого Сергея Мироновича Кирова, можно смело внести в число так называемых скрытых чемпионов - термин, придуманный немецким экономистом Германом Зимоном для характеристики фирм, обеспечивающих бесперебойное существование «немецкого экономического чуда» на протяжении более чем полувека.

    Крупные концерны - лишь несущий скелет промышленного тела Германии. А мышцы и сухожилия немецкой промышленности - это 22 тыс. почти неизвестных миру мелких и средних промышленных предприятий, 96% которых имеют в штате менее 500 работников. Именно они настоящая основа немецкого промышленного превосходства. Мелкие и средние компании работают и как поставщики промежуточных товаров для крупных концернов (в первую очередь в автомобильной промышленности), и как производители конечной продукции.

    Производство уникальных высокотехнологичных товаров и господство на мировом рынке в своей узкой сфере - конек немецких семейных предприятий и предприятий, находящихся в собственности частных фондов.

    Например, гамбургская фирма Hauni, принадлежащая благотворительному фонду Koerber-Stiftung, - мировой лидер по производству станков, вставляющих фильтр в сигарету: ей принадлежит около 80% мирового рынка. Франкфуртская семейная компания Glasbau Hahn - мировой лидер по производству самых дорогих и надежных музейных витрин. Расположенная в небольшом западногерманском городке Ремшайд семейная компания Gedore - один из важнейших производителей высококачественных отверток, гаечных ключей и другого инструмента. Да что там говорить! Крупнейший мировой производитель тележек для супермаркетов - баварская компания Wanzl, а крупнейший мировой производитель залоговых замков для тележек для супермаркетов (устройство, позволяющее воспользоваться тележкой только после того, как в замок будет вставлена монетка) - другая баварская компания, Systec.

    Исторический выбор

    Между тем еще недавно значительная часть европейских политиков полагала, что отказ от промышленности, точнее, ее вывод в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой и переход к постиндустриальной экономике нового типа с огромным сектором сферы услуг, в первую очередь финансовых, превратят их страны в вечно процветающие экономики. Во главе движения деиндустриализации встали Великобритания и Ирландия. Этим странам, переживавшим в 70-е и 80-е годы тяжелые времена, казалось самым логичным попытаться превратить безработных сталеваров и токарей в барменов и финансовых аналитиков.

    У прямо противоположного немецкого экономического выбора были свои исторические предпосылки. С одной стороны, богатые и, по сути, непрерывавшиеся традиции качественного промышленного производства, восходящие еще к началу XIX века. С другой - стремительное восстановление страны после Второй мировой войны, произошедшее именно благодаря сохранению и при­умножению этих традиций. И пока остальные западноевропейские правительства размышляли о том, куда бы подешевле вывести производство, их немецкие коллеги резонно посчитали, что рубить сук, на котором сидишь, глупо, и продолжали инвестировать в собственную индустрию.

    Надо честно признать: все эти шестьдесят лет у нас не было другого выбора, кроме как продолжать форсированными темпами индустриализировать страну, - говорит Вольфганг Тиль, профессор Университета Констанца. - Наши старые колонии оказались поразительно слабы с ресурсной и человеческой точки зрения, наши связи в Азии и Южной Америке были утеряны с уходом старой элиты после падения Третьего рейха. Промышленность внутри страны была нашим единственным шансом.

    Наконец, гигантским стимулом для новой волны индустриализации стало воссоединение с Восточной Германией. Огромная территория, отсталая по инфраструктуре, технологическому уровню и качеству жизни, но в то же время обладающая разнообразными промышленными мощностями, требовала гигантских капиталовложений и огромного труда. Деньги - более триллиона евро - предоставило государство, и процесс освоения Восточной Германии стал отличным толчком к развитию немецких компаний. В итоге в то время, когда в Великобритании сворачивались целые отрасли, в Германии работники металлисты отгружали новые балки для строительства мостов через Эльбу и Шпрее.

    Помимо прочего, большинство из 16-миллионного населения бывшей ГДР составляли именно промышленные рабочие. И хотя они не привыкли работать на западных производствах, общее техническое образование у них было - по общему признанию немецких предпринимателей - на вполне достойном уровне. Во всяком случае его оказалось вполне достаточно, чтобы, пройдя небольшой курс переподготовки, после неуклюжего «Трабанта» начать собирать современный Volkswagen. Понятно, что и немецкому правительству такого рода дополнительное образование обошлось значительно дешевле, чем полноценная переподготовка кадров. По оценкам экспертов, специальные образовательные программы для рабочих стоили не более 100 млн евро - капля в море капвложений в восточные земли.

    Промышленность сыграла роль реального, а не бумажного объединителя страны. Произошедшая в 90-е годы быстрая очистка восточногерманского экономического ландшафта от компаний, неэффективно использовавших и материальные, и человеческие ресурсы, пошла на пользу Восточной Германии. Уже сегодня производство в так называемых новых землях стремительно растет.

    Экология премиум-класса

    Каждое из немецких предприятий выбирает свою стратегию новой индустриализации.

    Мы делаем ставку на сохранение в Германии производства автомобилей премиум-класса, - рассказывает Ираче Гамен. Улыбчивая уроженка Каталонии, закончившая Мюнхенский университет, она отвечает в отделе развития концерна Daimler за безопасность и тестирование новых моделей. - Это вполне логично. Люди готовы много заплатить за надпись Made in Germany, и могу вам как иностранка сказать - она того стоит.

    Что вы имеете в виду?

    Все стереотипы о дотошности немцев - это не стереотипы, а правда. Мне, испанке, вы можете поверить. Тут проверяется каждая деталь, и если что-то будет не так, они лучше забракуют всю машину полностью, чем отдадут ее покупателю с малейшей неисправностью. Я бы вам рассказала, как проходят экстренные совещания по какому-то массовому браку, поверьте, то еще зрелище. Но, к сожалению, это корпоративная тайна.

    Каковы сейчас главные тренды в деятельности Daimler?

    Знаете, немцы не только отличные учителя, но и замечательные ученики. Еще несколько лет назад, когда я только начинала работать в концерне, слово «страсть» здесь было не услышать. Сегодня поговорите с любым инженером - он вам про это уши прожужжит! Это потому что немцы посмотрели, что делают американцы и японцы, и поняли, что одной надежности и статусности сегодня мало - клиент должен влюбиться в свою машину, испытывать к ней чувства. Автомобиль для немцев всегда был членом семьи, но теперь к нему должно быть почти сексуальное влечение, - фрау Гамен улыбается совершенно очаровательно. - Кроме того, в Германии очень важна тема защиты окружающей среды, и к 2020 году мы планируем выпустить в продажу полноценный электромобиль S-класса.

    В свою очередь на Volkswagen, где даже в заводских цехах многие рабочие ездят на велосипедах, нам демонстрируют уже готовый Golf с электрическим двигателем, который тоже вскоре будет запущен в массовое производство.

    Обычно электромобиль - это что-то ультраинновационное, совершенно отличающееся от нормальной машины, а мы, наоборот, решили сделать обычную машину, чтобы у человека не было стресса от езды в чем-то, ему совершенно незнакомом. Обычный Golf, только с электродвигателем.

    Экология в Германии движет вперед целые отрасли промышленности. Компания Roth & Rau из крохотного саксонского городка Хоэнштайн-Эрнстталь - один из ярчайших примеров новой индустриализации Восточной Германии. Созданная в июне 1990 года - уже после падения Берлинской стены, но еще до подписания договора об объединении Германии, - сегодня компания является абсолютным мировым лидером по производству модульных линий для нарезки кремниевых кристаллов. Это оборудование необходимо для производства солнечных батарей. Компания контролирует 49% мирового рынка такой техники и лидирует в разработке программного обеспечения для ее производства.

    Мы практически не почувствовали кризиса. После некоторого спада продаж в 2009 году мы ожидали, что в 2010-м превысим пока рекордный результат 2008 года, - говорит вице-президент компании Бернд Рау. В 2009-м оборот компании составил 197 миллионов евро, в 2010-м превысил 200 миллионов. Объем инвестиций в разработки увеличился в 2010 году с 11 до 25 миллионов евро.

    Roth & Rau - одна из десятков немецких компаний, лидирующих в мировой индустрии альтернативной энергетики. Амбициозная программа перевода энергоемкой немецкой экономики на экологические рельсы, начатая еще правительством социал-демократов и зеленых, дает сегодня очевидные плоды. Немецкий рынок альтернативной энергетики процветает, а немецкие компании, поймавшие волну подъема, легко захватывают мировые рынки, обеспечивая себе господство в этой области на ближайшие годы, о какой бы отрасли «зеленой энергетики» ни шла речь: солнечных батареях, ветрогенераторах, геотермальной энергетике.

    Мануфактуры наших дней

    Свой ответ на вызовы новой экономики дают и небольшие компании. Сегодня при поддержке местных властей и промышленных магнатов вокруг университетов и научных центров создаются все новые технопарки - промышленно-научные кластеры. В расположенном на побережье Северного моря Вильгельмсхафене Институт Фраунхофера тестирует лопасти ветрогенераторов, а также различные типы опор генераторов для установки в открытом море - чтобы немецкие компании, например Siemens, могли оставаться мировыми лидерами в вопросах получения электричества с помощью ветра.

    В Берлине региональные власти открыли свой технопарк Адлерсхорст и выдают ссуды выпускникам технических вузов, желающим открыть свой бизнес, - целые улицы технопарка заполнены табличками с названиями компаний, в зданиях также расположены мастерские.

    Мы делаем уникальные сверхчувствительные камеры собственной конструкции для проверки качества солнечных батарей, - говорит 33-летний основатель компании GreatEyes Мартин Регели. Выпускник Берлинского университета, он придумал, как проверять элементы солнечных батарей на дефекты, не прибегая к дорогостоящим лазерным установкам, и продает сегодня камеры своей конструкции по всему миру. Мастерская по изготовлению устройств находится здесь же, вся работа идет вручную. - В чем-то мы мануфактура прошлых веков, только высокотехнологичная.

    Слово «мануфактура» стало в последние годы самым популярным и на таком предприятии некогда «большого стиля», как Kirow. Прежде здесь работали 2,5 тыс. человек, сегодня всего 180. Но этого вполне достаточно.

    Да, когда-то, при социализме, мы делали до сотни кранов в год. Это был поток, это был конвейер, это был масштаб, - признает Матиас Кранц. - Но с другой-то стороны, вот мы выпустили кран - и забыли. Что с ним, как он работает, какие поломки - нас это уже как бы и не касалось. Сейчас другое дело: мы следим за каждым изготовленным нами краном и каждый делаем под конкретные нужды клиента. В зависимости от того, где он будет строить пути, какие именно, насколько длинные, - теперь мы все учитываем.

    А вам не кажется, что в эпоху айпадов вы смотритесь несколько анахронично?

    Мы будем нужны, пока люди будут ездить по железным дорогам. А в ближайшие лет пятьдесят, я думаю, они ездить по ним будут, - улыбается Кранц. - Вы, кстати, слышали, что уже разрабатываются проекты перевода уличного движения на рельсы? Это поможет избежать пробок. Так что, может, это за нами, а вовсе не за вашим Daimler будущее.

    Сегодня здесь делают штучный товар, и каждый рабочий может наглядно продемонстрировать свое личное участие в его производстве. Отсюда и специфическая атмо­сфера в цеху: здесь делают общее дело, но при этом каждый сам себе хозяин. Это типично для тех самых «скрытых чемпионов»: все - от стажера до владельца предприятия - знают друг друга, здороваются за руку, строят отношения на доверии, и никто не побежит вас штрафовать за то, что вы посреди рабочего дня потягиваете кофе в здешней столовой под бюстами Карла Маркса и Вильгельма Пика - первого президента ГДР. Людей в Германии принято ценить.

    Русское лицо немецкого пролетариата

    Если ты попал на Volkswagen, ты король, - не без легкой зависти говорят друзья Йоханнеса Михина. Русский немец, он в начале 90-х вместе с семьей уехал на историческую родину из Казахстана и несколько месяцев назад устроился на автогигант. Мы в деревушке Кесторф, в 20 км от Вольфсбурга, где расположен завод. Только что местная футбольная команда, в которой Михин - центральный защитник, выиграла в матче региональной лиги со счетом 2:1. Настроение у всех соответствующее моменту.

    Вань, ты король?

    Ага, Иван Грозный, - подначивают пацаны.

    Ну, король не король, а с деньгами проблем нет, - улыбчивый и явно довольный собой Михин пьет со всеми пиво за победу.

    А это сколько?

    Цифру я тебе не назову, ты не обижайся, ладно? Но тройка там по-любому первая.

    Этого тебе на что хватает?

    Да на все вроде, - Иван немного задумывается. - У меня жена, ребенок, в отпуск ездим, понятно. Последний раз - в Испанию. Дом думаем взять в кредит. Ре­шаем как. Вообще это тысяч сто - сто пятьдесят. Можно побольше взнос - поменьше потом платить, можно наоборот.

    А машину со скидкой можешь купить?

    Восемнадцать процентов скидки, да. Но вообще народ больше в лизинг берет. Полгода катаешься с условием, что не больше 12 тысяч километров наездишь, а у тебя один процент из зарплаты каждый месяц вычитают. Через полгода берешь следующую, и так сколько влезет. Конечно, не любую модель…

    Учиться не думаешь пойти?

    Может, в следующем году. В принципе «ФэВэ» (так здесь называют Volkswagen. - «РР») готовы оплатить.

    А чем ты занимаешься на заводе?

    Как сказать-то… - Михин переехал в Германию почти ребенком, по-русски он говорит свободно, но о работе ему явно проще изъясняться по-немецки. - Ну, в общем, финальная проверка электроники. Когда машину уже покупают, посмотреть и, если нужно, исправить, чтобы все было на месте, все работало, чтобы каждая деталь… как это по-русски?

    Тютелька в тютельку?

    Ага, вот именно.

    Социальный капитализм

    То, что рассказал Ваня Михин, является, по сути, практическим воплощением теоретических принципов так называемой социальной рыночной экономики, разработанной на рубеже 40–50-х годов министром экономики ФРГ Людвигом Эрхардом. Лежавшая в послевоенных руинах Германия лихорадочно пыталась решить две задачи: восстановить страну и не допустить повторения экономического кошмара 20-х годов с миллионами голодных безработных, создавших отличную базу и для нацистского, и для коммунистического радикализма.

    Именно в первое десятилетие ФРГ консервативное правительство канцлера Аденауэра придумало выход из этой «немецкой ловушки». Он состоит в том, что между властью, компаниями и работниками заключается социальный контракт. Социальная система, система здравоохранения финансируются справедливыми взносами от всех экономических игроков, и, главное, увольнение работника становится очень и очень сложным процессом.

    Если в англо-саксонской традиции ни государство, ни работодатель ничем не обязаны работнику и его увольнение может произойти в любой момент, в Германии даже нерадивого сотрудника часто просто невозможно уволить. И речь идет даже не о сотруднике с пожизненным контрактом (а таких в Германии прошлых десятилетий было достаточно!), а об обычном, нанятом на ограниченный срок. Наем рабочего, особенно в небольшом городке, превращался практически в союз на всю жизнь.

    Причем если на крупных предприятиях типа Volkswagen или Daimler стабильное место сохраняется, как правило, в одном поколении, то в успешных небольших фирмах оно до сих пор зачастую переходит от отца к сыну или дочери. Дети хозяина семей-ной компании играют в одной песочнице с детьми его работников - а через пару десятков лет они будут так же вместе работать на семейном предприятии.

    Я знаю уже три поколения наших работников, а нынешнего менеджера компании, дочку владельца, я помню маленькой девочкой, - с гордостью говорит управляющий компании Gedore, пожилой мужчина, проработавший здесь всю жизнь.

    Пережив шок бессердечных 20-х, когда хозяева фирм обрекали работников и их семьи на голодную смерть, промышленные компании нашли выход из морального тупика в возрождении старых немецких традиций превращения компаний в подобие большой семьи. Снова, как в XIX веке, компании начали строить для своих рабочих жилые дома и целые поселки, финансировать школы, больницы и детские сады.

    Яркий пример - город Вольфсбург, который начинался в 1938 году c нескольких сотен бараков вокруг завода Volkswagen. Сегодня это типичный «моногород по-немецки», в котором автогигант фактически создал всю социальную инфраструктуру. Причем помимо соображений социальной ответственности здесь была и чистая прагматика: не создав особо привлекательных условий, трудно было заманить новых рабочих в чистое поле.

    Прагматические соображения вообще в значительной степени предопределяют социальную политику немецких предпринимателей.

    Поймите правильно: не то что мы хотим как-то возвеличить Германию, наше образование и все такое, - говорят нам на Volks­wagen, - но парень, пришедший к нам на завод из самой обычной немецкой школы, считайте, через месяц-полтора готов пол­ноценно трудиться. Поверьте, в Китае или Бразилии ничего похожего.

    Ираче Гамен из Daimler соглашается с конкурентами:

    Здесь действительно самые образованные в Европе рабочие, а это очень важное звено. Мы можем быть совершенно уверенны, что эти люди точно знают свою работу и понимают, что к чему. Важно еще то, что здесь очень тесная связь между университетами и компаниями. Многие профессора параллельно работают на крупные фирмы, обес­печивая им приток кадров из числа самых талантливых студентов.

    Но главное - сами молодые немцы совершенно не брезгуют работой в промышленности. В стране, где продукция собственной индустрии является национальной гордостью, никто не считает зазорным пойти на завод.

    У меня перед любым студентом всегда будет преимущество: я свои деньги сам зарабатываю. - Вико Гюнтер, выходец из небольшой тюрингской деревушки, закончил гимназию, самый престижный тип немецкой средней школы, и имел право на поступление в университет, но предпочел работу на Kirow. - А перед каким-нибудь менеджером? Да он пока будет за кредит расплачиваться, я уже своими руками дом построю.

    Гюнтер вполне исчерпывающе формулирует работу промышленных предприятий как социальных лифтов.

    Мышцы мира

    Пожалуй, главный успех новой индустриализации Германии заключается в том, что здесь не стали гнаться за рынками «попсовой» промышленной продукции, которые стремительно и безнадежно захватили американские и азиатские производители. Вместо этого ставка была сделана на производство менее заметных, но не менее необходимых товаров. Сегодня целые отрасли формально более продвинутой промышленности не могут существовать без комплектующих из Германии. Достаточно назвать расположенную в крохотном городке Остбеверн фабрику Friwo, которая делает зарядные устройства для большинства мобильных телефонов. Те небольшие фирмы, которые некогда были мышцами промышленного тела Германии, теперь выполняют ту же функцию в мировом масштабе.

    Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали из­менения в производительных силах, вызванные бурным развити­ем науки и техники в конце XIX - начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологичес­кой революцией был промышленный переворот. Вторая техноло­гическая революция развернулась в последней трети XIX в. и про­должалась до Первой мировой войны (1914-1918).

    Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, на­чалась электрификация производства, сложилась технология по­лучения, передачи и приема электроэнергии. В 80-е гг. XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в еди­ный агрегат с динамомашиной был создан турбогенератор. Воз­никли новые отрасли промышленности - электрохимия, электро­металлургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства.

    Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука; были разработаны новые эффек­тивные технологии получения серной кислоты, соды и т.п. В сель­ском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения.

    В металлургии в результате использования конвертеров Бессе­мера и Томаса в отдельную, весьма значимую подотрасль выде­лилось сталелитейное производство; получили развитие электри­ческая сварка, ковка и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912-1913 гг. впервые был применен конвейер.

    Рост промышленного производства и торговли обусловил раз­витие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроход­ность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появи­лись новые транспортные средства - танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.

    В 1895 г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено ра­дио, началось использование телефонной связи; увеличилась про­тяженность телеграфных линий.

    В военной области появилось автоматическое стрелковое ору­жие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавли­ваться отравляющие вещества.

    Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.

    Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индуст­рии, значительно опередив по темпам роста легкую промышлен­ность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельно­го предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достига­лось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ

    В США акционерные общества возникли в первую очередь на железнодорожном транспорте. Из 150 тыс. миль железных дорог шесть компаний контролировали 100 тыс. миль. В 1913 г. на пред­приятиях, принадлежавших акционерным обществам (28% всех предприятий), было занято 80% рабочих.

    В Германии образование акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строитель­ство и железные дороги.

    В Англии рост акционерных обществ приходился на 1885- 1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено вы­пускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов.

    Во Франции акционерные компании возникли в 70-е гг. XIX в. сначала в металлургической и военной, а затем и в других отраслях промышленности, однако интенсивность этого процесса здесь была ниже, чем в США и Германии.

    Помимо акционерной существовали и другие формы собствен­ности: государственная, кооперативная, муниципальная.

    Государственная собственность образовывалась двумя основны­ми способами: за счет средств госбюджета и национализации част­ных предприятий. В конце XIX - начале XX в. первый путь был более распространенным в большинстве стран Старого Света, вто­рой использовался в странах переселенческого капитализма. Ко­оперативная собственность возникла на основе добровольного объе­динения капиталов и средств производства мелких товаропроиз­водителей, служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. С середины XIX в. и до 1914 г. возникли основные виды кооперации: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилищная. К началу Первой мировой войны Россия занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объеди­ненных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. ко­оперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперати­вах трудилось 70 тыс. человек.

    Муниципальная собственность и хозяйство возникли в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в.

    Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства - монополии. Простейшими формами монополий являлись пул, кон­венция, корнер, ринг; более зрелыми - картель, синдикат, трест, концерн.

    Причинами монополизации рынка, помимо возрастания ми­нимальных размеров капитала, требуемого для функционирова­ния отдельного предприятия, являлись стремление предпринима­телей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения кон­курентов и установления барьеров для вступления в отрасль, возникновение естественных монополий (предоставление прави­тельством какой-либо одной фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива, электричества, телефонных услуг и т.д.) в связи с развитием коммунального хозяйства, формирова­ние патентного права, различного рода махинации и злоупотреб­ления вплоть до шантажа и прямого разбоя.

    Структурные сдвиги в промышленности обусловили не толь­ко концентрацию производства, но и централизацию капитала. Потребности предпринимателей в заемных средствах для расши­рения производства и обновления основного капитала способство­вали централизации банковского дела. Постепенно менялась роль банков в экономике - из пассивного посредника в платежах банки превращались в активных участников рынка. Мелкие банки от­теснялись и поглощались крупными и включались в единый «кон­церн» посредством скупки или обмена акций между банками, си­стемы долговых отношений и т.д. С ростом концентрации банков сокращался круг учреждений, к которому вообще можно обра­щаться за кредитом, следствием этого стало увеличение зависи­мости крупной промышленности от немногих банковских групп. В свою очередь, сами банки часть капиталов вкладывали в про­мышленность, выступая уже в качестве организаторов производ­ства.

    Таким образом, банковский капитал срастался с промышлен­ным в финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, делегировали своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергети­ке и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефон­ной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторе») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборо­том - «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3 / 5 производства американской стали. Нередко и промышленни­ки превращались в банкиров. Например, Дж. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для со­здания Национального городского банка Нью-Йорка, ставшего основой современного «Чейз Манхэттен Бэнк».

    Усиление позиций финансового капитала приводило к образо­ванию финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных бан­киров и предпринимателей.

    За 1850-1900-е гг. добыча угля в мире увеличилась более чем в 10 раз, добыча нефти - 25 раз, выплавка стали за 1870-1900-е гг. возросла более чем в 50 раз. Рост масштабов производства, нара­щивание объемов производимой продукции неизбежно требова­ли расширения рынка. Возросло значение внешней торговли.

    С 1891 по 1910 г. экспорт увеличился на 77% в США, 52% в Анг­лии, 107% в Германии, 54% во Франции, а вся международная торговля в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, связывающего все регионы зем­ли. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших горо­дов мира, ежедневно регистрирующие изменение мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный об­мен превращался в необходимое условие дальнейшего развития рынка. Активизировалось не только мировое движение товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы (эмиграция и миграция) и капитала.

    Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государ­ственные и коммунальные займы, прямые инвестиции, кредиты. Первая форма наибольшее развитие получила во Франции, неда­ром эту страну называли «мировым ростовщиком». Помимо про­центов с займа страна-экспортер получала, как правило, допол­нительные выгоды. Например, предоставив Турции заем на 2,2 млрд франков, Франция получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецки­ми морскими портами, оказывала влияние на работу главного банка страны - Оттоманского. Турция фактически превратилась в полуколонию Франции.

    Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Велико­британия. К 1900 г. ее капиталовложения за рубежом составили 20 млрд долл., Франция вывезла 10 млрд долл., Германия - 5 млрд долл., США - лишь 0,5 млрд долл. Соединенные Штаты еще оставались должником Европы.

    В начале XX в., когда развитие монополий фактически унич­тожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. Примером может служить конкуренция двух крупнейших электрических компаний мира - американской «Дженерал электрик» и гер­манской АЭГ. Последняя распоряжалась капиталом на сумму 1,5 млрд марок, являясь гигантским комбинированным предпри­ятием с производством различной продукции - от кабелей и изоляторов до автомобилей и летательных аппаратов. В 1907 г. эти компании заключили договор о разделе рынков. «Дженерал элек­трик» получила для своей продукции рынки США и Канады, АЭГ - Европы и части Азии.

    На мировом уровне использовались любые методы конкурент­ной борьбы - от снижения цен за счет их повышения на внутрен­нем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борь­бу активно включались государства, изменявшие таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.

    Развитие капитализма в сельском хозяйстве определило два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств. Однако для Европы характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Результатом стала растущая товарность сельскохозяйственного производства на основе более высокой производительности труда и эффективной агротехники.

    Формирование мирового хозяйства сопровождалось террито­риальной экспансией - созданием колониальных империй и под­чинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане. Великобритания, Франция, США, Япония, более мелкие государства - Бельгия, Голландия, Португалия, Испания приняли участие в колониальных захватах и создании колониальных империй. Больше других в этом преус­пела Англия, которая за 1884-1900 гг. приобрела 3,7 млн кв. миль с населением в 57 млн человек. Немного отстала Франция, захва­тившая территорию в 3,6 млн кв. миль с населением свыше 36 млн человек. Германии досталось меньше - 1 млн кв. миль с 16 млн человек населения. К началу XX в. в основном был завер­шен территориальный раздел мира горсткой государств. Главным объектом колониальной экспансии в это время являлась Африка. Крупнейшие африканские страны стали английскими колониями: Нигерия, Кения, Танганьика. Англия оккупировала Египет и Су­дан, на юге континента создала колонию Родезия. Франция за­владела Тунисом, западной частью Центральной Африки, Мада­гаскаром. Германии достались земли так называемой германской Восточной и Юго-Западной Африки (Того, Камерун).

    В сферу экспансии капитала попали многие формально неза­висимые государства в Азии и Латинской Америке.

    Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становле­ния индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона уско­ренного, «передового» развития капитализма, его «первый эше­лон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии - Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего раз­вития». Эпоху структурных и институциональных изменений в конце XIX - начале XX в. определяли понятием «империализм». Позже большее распространение получил термин монополистичес­кий капитализм.

    Франкфуртский мирный договор 1871 г., завершивший Фран­ко-прусскую войну, не привел к стабилизации международных отношений в Европе. Наоборот, мощный экономический рывок Германии позволил Бисмарку в 70-80-е гг. XIX в. бороться за ге­гемонию Германии в Европе. Этим обусловлены курс на милита­ризацию страны, создание постоянной военной угрозы, особенно Франции, а также попытки создания прогерманских военно-поли­тических блоков. В 1898 г. Германия приступила к строительству большого военного флота, бросив прямой вызов Великобритании и другим странам.

    В Европе в последней трети XIX в. обозначились основные контуры противостоящих коалиций. Они окончательно оформи­лись в начале XX в. и привели европейские народы к Первой ми­ровой войне.

    Общая тенденция экономического развития. На рубеже XIX-XX вв. главной тенденцией развития экономики стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных государственных и частных предприятий, к капитализму, который базируется на многих формах монополии или олигополии.

    Изменения в производственных отношениях, которые привели к этому переходу, вызванные бурным развитием науки и техники. В историю период конца XIX - начала XX в. вошел как время второй технологической революции (первая - промышленный переворот), которая продолжалась до Первой мировой войны (1914-1918).

    В этот период кардинально изменились основы научного мышления, переживало расцвет естествознание, шел процесс формирования единой системы наук. Тесная взаимосвязь науки с техникой обусловило постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

    На рубеже XX в. возникали крупные научные институты, лаборатории, созданные на мощной технической базе. Появилась отдельная звено - научно-исследовательская деятельность, задачей которой стало доведение теоретических решений до технического воплощения, в том числе исследовательско-конструкторские разработки, производственные, технологические и другие исследования. Этот процесс революционных преобразований в области науки впоследствии охватил технику и технологию, что способствовало необычно высоким темпам роста объема мирового промышленного производства (суммарная выплавка стали с 1870 по 1900 г. выросла в 20 раз).

    Электрика и электротехника. Важное значение имели изменения в энергетической базе производства и транспорта: паровую энергию было заменено электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. В 1867 г. немецкий изобретатель В. Сименс сконструировал электромагнитный генератор с самозбудником, который давал возможность с помощью вращения проводника в магнитном поле получать и вырабатывать электрический ток. В 70-х годах было изобретено динамо-машину, ее можно было использовать не только как генератор электроэнергии, а и как двигатель, который преобразует электрическую энергию в механическую. Через десять лет в США Т. Эдисон изобрел первый современный генератор (1883). В 1891 г. он создал трансформатор, а это решило проблему передачи электроэнергии на значительное расстояние. Промышленные предприятия перестали быть привязанными к энергетической базы. Производство электроэнергии организовали на особых предприятиях - электростанциях.

    Внедрение в производство электродвигателей способствовало увеличению скорости станков, повышению производительности труда и создавало предпосылки автоматизации производства. В 1884 г. английский инженер Ч. Парсонсон изобрел многоступенчатую паровую турбину, а в результате ее объединение в единый агрегат с динамо-машиной было создано турбогенератор. В 1896 г. на Ніагарській гидроэлектростанции установили изобретенную перед тем гидравлическую турбину. Возникли новые отрасли промышленности - электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работающие на энергии, которую получали при сгорании паров бензина (Н. Отто) и нефти (Г. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко применяться во всех отраслях промышленности и транспорта, ускорив механизацию сельского хозяйства. В 1906 г. в США с такими двигателями начали выпускать тракторы. Применение их в отдельных хозяйствах американских фермеров началось в 1907, p. массовое же производство освоили лишь в годы Первой мировой войны.

    Одной из ведущих отраслей стала электротехника. Российский ученый В. Лодыгин изобрел лампу накаливания с угольной стержнем в стеклянной колбе (1873), а Г. Яблочков - электродуговую лампу (1875), что способствовало распространению электрического освещения. Его начали применять на крупных предприятиях, в крупных городах. Впоследствии конструкцию ламп накаливания изобретатели многих стран усовершенствовали. Так, В. Лодыгин разработал лампу с металлической нитью, в том числе с вольфрамовой. Электрическое освещение постепенно начала вытеснять газовое.

    В конце XIX в. получила широкого развития такая отрасль электротехники, как техника средств связи. Совершенствовалась аппаратура проводной телеграфа, началось использование телефонной связи (изобретатель телефона - американец А. Белл, 1876 г.). Первую телефонную станцию построили в 1877 г. в США, в начале 80-х годов они появились почти во всех городах европейских стран. В 1889 г. А. Строуджер запатентовал автоматическую телефонную станцию. С 1895 г. распространялось использование радио, которое сконструировал российский ученый В. Попов.

    Металлургия и транспорт. Высокие темпы развития производительных сил нуждались в модернизации старых отраслей промышленности, прежде всего горной металлургии. Именно здесь вводили технические новинки, меняли конструкцию и размер доменных печей. В результате использования конвертеров Г. Бессемера (Англия, 1856) и С. Томаса (Англия, 1878) в важную отрасль выделилось сталеплавильное производство. Получили развитие электрическая сварка, ковка и литье металлов. В 80-х годах было введено электролитический метод получения алюминия, что позволило развивать цветную металлургию. С 1878 г. таким же методом начали получать медь.

    Рост объемов производства товаров требовало увеличения скорости перевозки их, а это способствовало развитию и совершенствованию транспорта. В дорожное строительство все больше проникала сталь (железнодорожные рельсы, мосты). "Эру стальных мостов" открыл построен в 1874 г. в США через реку Миссисипи арочный мост возле м. Сент-Луис. Совершенствовалась конструкция пароходов. С 1903 г. началось строительство судов с двигателями внутреннего сгорания - теплоходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства - нефтеналивные танкеры (судна). В 1896 г. немецкий конструктор Г. Зельферт применил для дирижаблей двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе. Первые шаги делала авиация, широкое развитие которой стал возможным после установки на самолетах легких и компактных бензиновых двигателей. В 1903 г. в США братья В. и О. Райт совершили четыре полеты на самолете с двигателем внутреннего сгорания. Сначала самолеты имели спортивное значение, впоследствии их стали использовать в военном деле, а позже - для перевозки пассажиров и грузов.

    В эпоху НТР благодаря промышленному производству автомобилей с 90-х годов появился новый вид транспорта - автомобильный. Успеха внедрения автомобилей способствовало изобретение ирландского инженера Дж. Денлоп - резиновые шины (1895). На заводах Г. Форда в 1912-1913 гг. впервые применили конвейер. Высокие темпы развития автомобилестроения способствовали широкому строительству шоссейных дорог.

    Технология и организация производства. В период второй технологической революции значительного развития приобретает химическая промышленность. Химические методы обработки сырья проникают практически во все отрасли производства. Началось производство искусственных (анилиновых красителей). В таких отраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильная промышленность, стали широко применять химию синтетических волокон - пластмассы, изоляционные материалы из искусственного волокна, искусственного каучука и др. В 1869 г. американский химик Дж. Хайєт получил целлулоид, в 1906 г. Л. Бакеланд добыл бакелит, затем было получено карболіт и другие пластические массы, которые сразу внедряли в производство. Основой для производства нітрошовку стали разработки французского инженера Г. Шардона (1884). Исследования 1899-1900 гг. российского ученого И. Кондакова дали возможность получить искусственный каучук из углеводов. Были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п., предложены методы изготовления аммиака - основы для азотных соединений, необходимых в производстве красителей, минудобрений и взрывчатых веществ. В сельском хозяйстве начали широко применять минеральные удобрения.

    Проблему удовлетворения растущей потребности в жидком топливе на новых видах транспорта решил крекинг-процесс - метод разложения нефти при высоких давлениях и температурах. Он обеспечил повышенный выход бензина, и в 1916 г. в США это были внедрены в промышленное производство. Еще в 1903-1904 гг. российский химик О. Фаворский открыл метод производства жидкого топлива из твердого топлива. Промышленное же изготовления легкого топлива из угля осуществил немецкий инженер Ф. Бергиус, что имело важное экономическое и военное значение для Германии, в которой не было природных нефтяных ресурсов.

    В производственную сферу проникала автоматизация производства в легкой, полиграфической и других отраслях промышленности. Началась автоматизация станков, широко внедрялась в другие производства поточная система, которая возникла в консервном и спичечному производствах. Особенно важную роль в развитии машиностроения отыграл изобретение конвейера. Благодаря его внедрению в производство уже в 1914 г. на заводах Форда составления одного автомобиля длилось лишь 1,5 часа.

    Внедрение поточного производства изменило характер заводского оборудования в машиностроении. Вводили специализированные станки для изготовления деталей - винтов, болтов, шайб и т.д. В текстильной промышленности в 1890 г. появился автоматический ткацкий станок.

    Значительный шаг был сделан в военном оснащении: автоматизация стрелкового оружия и артиллерии (1883 г. - пулемет Максимова, несколько типов автоматических винтовок), появление бронеавтомобилей, производство взрывчатых средств, широкое использование средств воздухоплавания и авиации. С 1915 г. самолеты вооружают пулеметами, появляются самолеты-бомбардировщики, создают большие надводные корабли (панцирники), становится реальным подводное плавание.

    Первая мировая война требовала большого количества оружия и оснащения. Если количество изобретений периода промышленного переворота выражалось двузначным числом, то в эпоху технологической революции - четырехзначным. Больше всего изобретений запатентовал американец Т. Эдисон (более 1000).

    Результаты технологической революции. Основные последствия технологической революции такие:

    1. Промышленный переворот XVIII-XIX вв. дал толчок становлению машинной индустрии, вызвал изменения в социальной структуре общества: создание двух новых классов - буржуазии и наемных рабочих, утверждения господства буржуазии. В отличие от него результатам второй технологической революции стали изменения в технике и технологии производства, реконструкция машинной индустрии, превращение науки на непосредственный фактор производства. Поэтому эту революцию называют не промышленной, научно-технической. Она обеспечила резкий рост производства: за 1850-1900 гг. добыча угля увеличилось в 10 раз, нефти - в 25, выплавка стали за 1870-1900 гг. возросла более чем в 50 раз.

    2. Вторая технологическая революция обеспечила появление многих новых отраслей промышленного производства, которых раньше не знала история: электротехнической, химической, нефтеперерабатывающей, автомобилестроительной и др.

    3. Происходила не только диверсификация отраслей и подотраслей (машиностроение: производство локомотивов, автомобилей, самолетов, кораблей - речных и морских, трамваев и т.п.).

    4. Изменения в технологии производства, применение новых материалов и быстрое развитие новых отраслей и машиностроения обусловили изменения в структуре черной металлургии, вследствие чего значительно вырос спрос на сталь.

    5. Технологическая революция вызвала изменения в мировой отраслевой структуре промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Эти изменения привели к усилению концентрации производства, стали преобладать крупные предприятия. Такие структурные сдвиги вызвали резкий рост размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечения дополнительных капиталов достигалось путем выпуска акций и создания акционерных обществ.

    6. В результате второй технологической революции вместо индивидуальной частной формы собственности основной становится акционерная, в сельском хозяйстве - фермерская: два варианта хозяйствования - американский (США и Канада) и прусский. Для Европы было характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Развивались также кооперативная и муниципальная формы собственности. В 1913 г. в США на предприятиях, которые принадлежали акционерным обществам (28% всех предприятий), работало 80% рабочих. В Германии создания акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железной дороги. С разрешением выпуска мелких акций номиналом до 1 фунта стерлингов в 1895-1905 гг. происходит значительный рост акционерных обществ в Англии. Несколько медленными темпами этот процесс осуществлялся во Франции. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств мелких товаропроизводителей и служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. Основными видами кооперации, которые возникли до 1914, p. были потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилая. К началу Первой мировой войны Россия, в состав которой входила значительная часть украинских земель, занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. кооперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперативах находилось 70 тыс. человек.

    Монополизация производства. Муниципальная собственность и хозяйство возникли в городах и в сельской местности в последней трети XIX в. в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы). Государственная собственность в конце XIX - начале XX в. формировалась двумя основными путями: за счет госбюджета (более распространенный в странах Старого света) и в результате национализации частных предприятий (преимущественно в странах переселенческого капитализма). Завершением этой цепочки изменений стало образование монополистических союзов - монополий, как в области производства, так и в области капиталов (финансовых источников).

    Капиталистическая монополия - это объединение капиталов, что возникает на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции отрасли, установление монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей. Простейшими формами монополий является пул, конвенция, корнер, ринг; более зрелыми - картель, синдикат, трест, концерн.

    Причины монополизации такие:

    1) рост минимальных размеров капиталов;

    2) стремление предпринимателей получить максимум прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вхождения в отрасль;

    3) предоставление правительством какой-либо одной фирме привилегий на поставку газового топлива, электроэнергии, телефонных услуг (естественные монополии) в связи с развитием коммунального хозяйства;

    4) развитие патентного права, различные махинации и злоупотребления вплоть до прямого шантажа и разбоя.

    Постепенно менялась роль банков в экономике - из пассивного посредника в платежах банк превратился в активного участника рынка. Происходили концентрация и централизация банковского дела. Сами банки часть капиталов вкладывали в промышленность, выступая уже как организаторы производства. Образовался финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя компании, устанавливали над ними контроль, подчиняя их путем скупки акций, направляя своих представителей в правление трестов, а иногда образуя новые тресты. Примером может служить деятельность банка Ж. Моргана, под контролем которого оказались огромные корпорации в энергетике и электротехнике ("Дженерал электрик"), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроение ("Дженерал моторс") и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом - "Юнайтед стейтс стил", под контроль которой было взято 3/5 американского производства стали. Промышленники часто превращались на банкиров. Например, Т. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания Национального городского банка Нью-Йорка, который стал основой современного "Чейз Манхэттен-банк".

    Из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей в процессе усиления финансового капитала образовалась финансовая олигархия.

    Возросло значение внешней торговли. Увеличение масштабов производства потребовало расширения рынка. Международная торговля с 1891 по 1910 г. увеличилась в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, который объединял все регионы земли. Важным звеном системы стали бирже крупных городов мира, которые ежегодно регистрировали изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития производства и рынка. Активизировался мировой движение не только товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы, капитала.

    Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые и портфельные инвестиции, кредиты. Наибольшего развития государственные и коммунальные займа вступили во Франции, яйу называли мировым ростовщиком. Кроме процентов, страна-экспортер имела, как правило, дополнительные выгоды. Например, Франция, предоставляя заем Турции на 2,2 млрд франков, получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывая влияние на деятельность главного банка страны - Оттоманского. Турция фактически превратился в полуколонию страны-кредитора.

    Ведущей страной прямых и портфельных инвестиций была Великобритания, капиталовложения которой до 1900 г. за рубежом составили 20 млрд долл. Франция вывезла 10 млрд долл., Германия - 5 млрд, США - 0,5 млрд долл., к тому же страна еще и оставалась должником Европы.

    Развитие монополий в начале XX в. практически уничтожил государственную конкуренцию. Она сохранилась на мировом уровне как конкуренция за сферу влияния. Примером может служить конкуренция двух крупнейших электрических компаний мира - американской "Дженерал электрик" и немецкой АЕГ. Вторая, обладая капиталом в 1,5 млрд марок, была огромным предприятием по производству различной продукции - от кабелей и изоляторов до автомобилей и летательных аппаратов. В 1907 г. эти компании заключили договор о разделе рынков: "Дженерал электрик" получила для своей продукции рынки США и Канады, АЕГ - Европы и части Азии. На мировом уровне использовались любые методы поощрения на внутреннем рынке, вплоть до промышленного шпионажа. Монополиям способствовала государство, которая меняла таможенные и железнодорожные тарифы в их интересах.

    Конкуренция за сферы влияния сопровождалась территориальной экспансией. В последней четверти XIX в. борьбу за территории в Азии, Африке и Тихом океане вели индустриальные государства: Великобритания, Франция, США, Япония, Бельгия, Голландия, Португалия, Испания. За 1884-1900 pp. Великобритания приобрела 3,7 млн кв. миль с населением 57 млн человек, Франция - соответственно 3,6 млн кв. миль и 36 млн человек, Германия - 1 млн кв. миль и 16 млн человек. На начало XX века группа государств в основном завершили территориальный раздел мира.

    Следовательно, изменения в технике и технологии производства и в развитии производительных сил, вызванные второй технологической революцией, создали материальные предпосылки для образования монополий и перехода от капитализма промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистической стадии. Сначала эпоху структурных институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием империализм (от латинского імрегіим - власть), позже распространился срок монополистический капитализм. Проявление и регулярная цикличность экономических кризисов в конце XIX - начале XX века. (1873, 1883, 1893, 1901, 1902 и др.) способствовали процесса монополизации экономики. Разорение мелких и средних предпринимателей в период кризисов способствовали концентрации и централизации производства и капитала. Их уровень в странах не был одинаковым, но в конце XIX - начале XX в. монополия как форма организации производства и капитала заняла господствующее положение.

    На этом историческом этапе изменяется лидерство стран мира: ведущие места по промышленным развитием занимают молодые капиталистические страны - США и Германия, значительно продвинулась Япония, тогда как прежние лидеры - Великобритания и Франция - отстают. Центр мирового экономического развития с Важнейшими перемещается в Северную Америку. Первой державой мира на долгое время становятся Соединенные Штаты Америки. Мощный экономический рывок Германии дает возможность Бисмарку в 70-80-х годах XIX в. начать борьбу за гегемонию в Европе. Этим обусловлен курс на милитаризацию страны.

    В конце XIX в. в Европе наметились основные контуры коалиций, которые противостояли друг другу. Завершилось оформление их в начале XX ст., что привело европейский мир, его народы до Первой мировой войны.

    Вторая промышленная революция, называемая также технологической революцией, - это фаза промышленной революции, охватывающая вторую половину XIX и начало ХХ в.
    Началом ее считают внедрение бессемеровского способа выплавки стали в 1860х годах, а кульминацией - распространение поточного производства и поточных линий. В 1860-1870х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Россию и Японию.

    Концепция второй промышленной революции была введена британским социологом Патриком Геддесом в 1915 г. , а в 1970х годах была ввдена в широкое употребление американским экономистом Дэвидом Лэндисом.
    В отличие от первой промышленной революции, основанной на инновациях в производстве чугуна, паровых двигателях и развитии текстильной промышленности, технологическая революция происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов.

    В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях

    Важное значение имело изменение энергетической базы производства.
    Паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, распространилась технология производства, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина и был создан турбогенератор.
    Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, а также электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания.

    Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Получила развитие электрическая сварка. В машиностроении стали применяться конвейеры. В 1885 г. был построен первый автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте. Совершенствовались конструкции паровозов и пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры и дирижабли. Первые шаги делала авиация. Было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.

    В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.

    Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. Ускорилось развитие тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось путем создания акционерных обществ. Важной тенденцией развития экономики во многих отраслях стал переход от свободной конкуренции к монополии или олигополии.