Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Игра-викторина «Знатоки птиц». (для детей старшего дошкольного возраста). Конспект викторины (старший дошкольный возраст) «Птицы – наши друзья

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Игра-викторина «Знатоки птиц». (для детей старшего дошкольного возраста). Конспект викторины (старший дошкольный возраст) «Птицы – наши друзья

    «Птичья почемучка»

    Цель:

    Задачи: Образовательные: Расширить кругозор детей о мире пернатых.

    Развивающие: Развивать наблюдательность, творческий потенциал дошкольников.

    Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.

    Ведущий:

    Снится ночью пауку

    Чудо-юдо на суку.

    Длинный клюв и два крыла…

    Прилетит - плохи дела.

    А кого паук боится?

    Угадали? Это… (Птица)

    1 ребенок:

    Каждый день когда встаем

    Мы с братишкою вдвоем,

    Взяв крупы и хлебных крошек,

    На крыльцо бежим скорей.

    Много ласковых, хороших

    Прилетает к нам друзей

    2 ребенок:

    На кормушках сидя,

    Птицы чистят клювики свои.

    Тут щеглы, чижи, синицы

    И проныры воробьи

    Ждут нас также терпеливо

    И красавицы снегири….

    Все привыкли - не пугливы

    Хоть руками их бери!

    (Г.Ладонщиков «Наши друзья»)

    Ведущий:

    1. Разминка

    (Филин.)

    2. «Чей нос лучше»

    (Показать книгу).

    1. Назовите, чьи это клювы.

    (1 - клёст - клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 - фламинго - по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

    2. Назовите, чьи это клювы.

    (1 - ворона - очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 - пеликан - в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

    3. Назовите, чьи это клювы.

    (1 - орёл - острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 - гусь - водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

    Подготовительная группа - инсценировка «Сорока»

    Старшая группа - игра «Сорока»

    3. «Кто как летает»

    1 . Назовите, кто летит.

    (1 - утка; 2 - ласточка).

    2. Назовите, кто летит.

    (1 - сорока; 2 - цапля).

    3. Назовите, кто летит.

    (1 - ворона; 2 - гусь).

    Игра «Чья стая быстрее соберётся»

    4. «Птичьи загадки».

    1.

    2. (Еловая шишка).

    3. (берёза)

    «Угадай птиц по описанию»

    1. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (Дятел)

    2. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху на крыльях - белая полоска, под шейкой большое чёрное пятно. Совсем, как бант или широкий галстук. (Воробей)

    (Синичка)

    . (Ласточка)

    «Дорисуй птицу» (на мольберте)

    «В сыром бору тропина» (муз. композиция)

    5. «Защитники природы»

    На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).

    Цыплят по осени… (считают).

    Старого воробья… (на мякине не проведёшь).

    Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

    Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

    Всякий кулик своё… (болото хвалит).

    Одна ласточка… (весны не делает).

    Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).

    Глупа та птица…

    «Лабиринт» -

    Ведущая: Жаворонки прилетайте

    Весну встречайте!

    Угощение

    Загадки для зрителей

    1. Кто в лесу деревья лечит,

    Не жалея головы?

    Тяжела его работа-

    2. Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По дворам шныряет,

    Крошки подбирает,

    По полям кочует,

    Коноплю ворует (воробей)

    3. Птичка - звонкая певичка,

    Желтобрюхая сестричка,

    Суетится невеличка,

    Наша быстрая … (синичка)

    4. Я по дереву стучу,

    Червяка достать хочу,

    Хоть и скрылся под корой,

    Просмотр содержимого документа
    «Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Птичья почемучка"»

    Викторина для детей старшего дошкольного возраста

    «Птичья почемучка»

    Цель: воспитание у старших дошкольников бережного отношения к окружающему миру и формирование навыка заботы о пернатых друзьях.

    Задачи:
    Образовательные:
    Расширить кругозор детей о мире пернатых.

    Развивающие:
    Развивать наблюдательность, творческий потенциал дошкольников.

    Воспитательные:
    Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.

    Команды детей входят в зал, занимают свои места.

    Ведущий:

    Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

    Снится ночью пауку

    Чудо-юдо на суку.

    Длинный клюв и два крыла…

    Прилетит – плохи дела.

    А кого паук боится?

    Угадали? Это… (Птица)

    1 ребенок:

    Каждый день когда встаем

    Мы с братишкою вдвоем,

    Взяв крупы и хлебных крошек,

    На крыльцо бежим скорей.

    Много ласковых, хороших

    Прилетает к нам друзей

    2 ребенок:

    На кормушках сидя,

    Птицы чистят клювики свои.

    Тут щеглы, чижи, синицы

    И проныры воробьи

    Ждут нас также терпеливо

    И красавицы снегири….

    Все привыкли – не пугливы

    Хоть руками их бери!

    (Г.Ладонщиков «Наши друзья»)

    Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Дню птиц. В викторине участвуют три команды детей.

    (дети старшей группы делятся на команды «Матки-матки, чьи отгадки?», дети подготовительной к школе группы складывают разрезные картинки «Птицы»)

    Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды, связанное с птицами.

    За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

    1. Разминка

    1. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

    2. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

    3. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин.)

    2. «Чей нос лучше»

    У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). Сейчас мы проверим, умеете ли вы определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы.

    1. Назовите, чьи это клювы.

    (1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

    2. Назовите, чьи это клювы.

    (1 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

    3. Назовите, чьи это клювы.

    (1 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 – гусь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

    Подготовительная группа инсценировка «Сорока»

    Старшая группа игра «Сорока»

    3. «Кто как летает»

    По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).

    1 . Назовите, кто летит.

    (1 – утка; 2 – ласточка).

    2. Назовите, кто летит.

    (1 – сорока; 2 – цапля).

    3. Назовите, кто летит.

    (1 – ворона; 2 – гусь).

    Игра «Чья стая быстрее соберётся»

    4. «Птичьи загадки».

    «Что у нас сегодня на обед и ужин?»

    1. В конверте лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).

    2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят, есть клесты. Что это? (Еловая шишка).

    3. В конверте лежит картинка дерева, которое поит дятла. Что это? (берёза)

    «Угадай птиц по описанию»

    1. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке – красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (Дятел)

    2. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху на крыльях – белая полоска, под шейкой большое чёрное пятно. Совсем, как бант или широкий галстук. (Воробей)

    3. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и груди длинный серый галстук. Спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка жёлтая, будто она в жёлтую жилетку нарядилась. (Синичка)

    4. Сверху они чёрные, только под самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (Ласточка)

    «Дорисуй птицу» (на мольберте)

    «В сыром бору тропина» (муз. композиция)

    5. «Защитники природы» «Пословица недаром молвится».

    На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).

    Цыплят по осени… (считают).

    Старого воробья… (на мякине не проведёшь).

    Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

    Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

    Всякий кулик своё… (болото хвалит).

    Одна ласточка… (весны не делает).

    Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).

    Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).

    «Правила поведения на природе - девять «Нельзя».

    На мольберте прикреплены 3 ряда карточек лицевой стороной вниз по 3 карточки в каждом ряду.

    «Лабиринт» - у нашего воробья есть братья и сестры, их нужно довести до корма, провести через лабиринт, давайте выполним и это задание.

    Музыкальная композиция «Голуби»

    Ведущая: Жаворонки прилетайте

    Весну встречайте!

    Угощение

    Загадки для зрителей

    1. Кто в лесу деревья лечит,

    Не жалея головы?

    Тяжела его работа-

    Целый день долбить стволы (Дятел).

    2. Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По дворам шныряет,

    Крошки подбирает,

    По полям кочует,

    Коноплю ворует (воробей)

    3. Птичка – звонкая певичка,

    Желтобрюхая сестричка,

    Суетится невеличка,

    Наша быстрая … (синичка)

    4. Я по дереву стучу,

    Червяка достать хочу,

    Хоть и скрылся под корой,

    Всё равно ты будешь мой (дятел)

    Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
    Снится ночью пауку
    Чудо - юдо на суку.
    Длинный клюв и два крыла…
    Прилетит – плохи дела.
    А кого паук боится?
    Угадали? Это… (Птица)
    Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в игре - викторине «Знатоки птиц». В викторине участвуют две команды. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.
    Правила игры: я расскажу вам о правилах игры. На обсуждение ответа дается одна минута. Если команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше. Итак, начинаем нашу викторину. 1 конкурс «Разминка». Вам поочередно надо быстро ответить на вопросы. 1. Какую птицу называют «белобока»? 2. От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) 3. Назови птицу с красной грудкой, которую можно увидеть зимой? 4. Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.) 5. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? (Кукушка.) 6. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). 7. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края. 8. Как мы можем помочь зимующим птицам? По результатам разминки каждая команда получает по одному жетону. 2 конкурс «Перелётные и зимующие птицы» Разделите картинки с изображением птиц на зимующих птиц и перелётных. Команда соперников проверяет правильность выполнения задания (жетон выдается команде, которая выполнила задание верно). 3 конкурс «Чей клюв лучше» Сейчас мы проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. Назовите, чьи это клювы (клеста – клювом достаёт семена из еловых шишек; вороны – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; орла – острый загнутый клюв, это хищная птица; лебедя – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей). 4 конкурс: «Загадки о птицах». В этой категории каждой команде предлагается ответить по 3 загадки.
    1. Кто в лесу деревья лечит,
    Не жалея головы?
    Тяжела его работа-
    Целый день долбить стволы (Дятел).
    И в лесу, заметьте, дети,
    Есть ночные сторожа.
    Сторожей бояться этих,
    Мыши прячутся, дрожа!
    Очень уж суровы
    Филины и ….(Совы)
    2 Зимой на ветках яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это…..
    (Снегири)
    На скале он строит дом.
    Разве жить не страшно в нем?
    Хоть кругом и красота,
    Но такая высота!
    Нет, хозяин не боится
    Со скалы крутой скатиться-
    Два огромных крыла
    У хозяина……. (Орла)
    3. Кто без нот и без свирели
    Лучше всех выводит трели?
    Голосистее, нежней?
    Кто же это? (Соловей) Прокукует, подсчитаешь,
    Сколько жить тебе узнаешь!
    Птичка, серая подружка,
    А зовут ее... (Кукушка))
    Игра «Кормушка» Ход и правила игры. В центре зала лежит большой обруч – «кормушка», в ней мелкие одинаковые предметы. Малые обручи – «гнезда», «скворечники» , «дупла» - образуют большой круг, в них стоят дети – «птицы» по одному в каждом. Пока звучит музыка, дети переносят к себе в обруч по одному предмету, по окончании музыки – считаем, какая птица больше «набрала еды». Повторить 3-4 раза. 5 Конкурс: «Кто как летает» По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам). Назовите, кто летит (утка, ласточка, сорока, цапля, ворона, гусь). 6 Конкурс «Узнай птицу по голосу» (Аудиозапись голосов птиц) 7 Конкурс «Из какой мы сказки?» Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно вспомнить название сказки, и птицы о которой в ней говорится. 1. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»). 2. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»). 3. Как звали птицу, которая не могла улететь в теплые края, потому, что лиса повредила ей в детстве крыло (Серая шейка, утка) 4. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»). 5. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша). 6 . Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»). 8 Конкурс чтецов: За каждое рассказанное стихотворение или загадку о птице дается дополнительный жетон. Игра «Ловлю птиц на лету». Один из играющих - птицелов, он стоит лицом к стене. Играющие делятся на группы по нескольку человек и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к птицелову и спрашивают: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы галки, где наш дом?». Птицелов называет место, где должны жить птицы, и дети занимают свои дома. На слова птицелова: «Ловлю птиц на лету!» - птицы летают в разных направлениях по площадке, весело кричат. Птицелов их ловит. Пойманный игрок становится птицеловом, птицы разлетаются по своим домам. Игра повторяется. Правила:
    Птицы должны вылетать из своего дома только после слов птицелова и летать по всей площадке
    Каждая группа занимает только свой дом.
    Тот, кто ошибется, выходит из игры.
    Играющие могут подражать крику тех птиц, кого они изображают. Игру можно усложнить, если каждый новый птицелов поменяет место домов для птиц. (Подсчет жетонов. Вручение медальонов «Знатоки птиц»)
    Молодцы ребята, сегодня вы показали, что вы настоящие знатоки птиц. Пожелаю вам не только знать птиц, но и заботься о них зимой, и беречь природу – потому, что природа – это дом для птиц.

    Цели:

    • проверить и углубить полученные знания учащихся 3 класса на уроках окружающего мира по теме “Разнообразие животных” о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей;
    • продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;
    • воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

    Оборудование: таблички с цифрами от 1 до 8, грамзаписи с голосами птиц, призы для участников, диплом для победителя, грамоты для участников, жетоны-звёзды, изображения птиц, табло с заданиями, зашифрованное слово, репродукция картины.

    Подготовка: дети готовят сообщения о птицах, стихи.

    Ход игры

    Вступительное слово учителя. (включается грамзапись с голосами птиц)

    Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвящённую нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен животный мир Красноярского края. Здесь в тайге и тундре, в горах и лесах обитают примерно 342 вида птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва.

    Какую ещё пользу приносят птицы?

    (Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей; разносят семена…)

    Многие птицы на юг улетают,
    Многие зиму у нас коротают.
    Галка, ворона, снегирь, воробей.
    Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

    (дети называют зимующих и перелётных птиц)

    Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

    Отборочный тур.

    Викторина.

    Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)

    Кого называют лесным доктором? (дятла)

    Как охотники называют глухарку? (капалуха)

    Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (ворон)

    (лесные вороны живут парами 200 лет)

    Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)

    Когда отмечается Международный день птиц?

    Условия игры “Звездный Час”.

    Определились 8 участников игры. Они будут бороться за победу. После каждого тура, 2 игрока, набрав наименьшее количество жетонов-звёзд, автоматически покидают игру, становятся болельщиками-зрителями, получив приз участника. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов.

    Итак, объявляется начало 1 тура.

    1 тур.

    На табло изображены птицы.

    Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните всё, что вы о них знаете.

    Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой – ответом.

    Вопросы 1 тура.

    1. Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной?

    (2 – снегирь)

    1 ученик.

    Эти красногрудые птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу, как красные яблоки, рассыпанные у дорог, под деревьями.

    2 ученик.

    Ты Север знаешь и Сибирь,
    Ты грудь обжёг себе, снегирь.
    Каким холодным зимним днём
    Ты опалил её огнём?
    И стало красное пятно
    В твоём роду давным- давно…

    (А. А. Прокофьев)

    2. Птица – почтальон, символ мира. (4 – голубь)

    В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.

    3. Какой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи? (3 – дятел)

    3 ученик.

    Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где услышит, что под корой сидит гусеница. Проделает дятел клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки.

    4. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и жёлтым брюшком. (6 – синица)

    4 ученик.

    Синицы не улетают на зиму в тёплые страны. В лютую стужу они прилетают к избам.

    Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых.

    5. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (5 – кукушка)

    5 ученик.

    Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

    Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит своё яйцо в чужое гнездо.

    6. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой. (1 – ласточка)

    6 ученик.

    Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей.

    Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых.

    (грамзапись стихотворения А. Фета “Ласточки пропали”)

    7. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок? (8 – скворец)

    Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток, спасая поля, сады и огороды.

    8. Какую птицу называют ночной кошкой? (7 – сову)

    7 ученик.

    Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло. С 1964 года сова находится под охраной. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой.

    Подводятся итоги 1 тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

    2 тур.

    На табло изображены птицы.

    1 2 3

    Вопросы 2 тура.

    1. Какая птица выводит птенцов зимой? (2 – клёст)

    Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним: вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый - нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.

    2. Какие из птиц прилетают к нам весной с юга первыми – грачи или скворцы? (1 – грачи)

    Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда 15 - 20 гнёзд.

    Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними через несколько дней – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, поют, поджидая подружек – скворчих.

    Подводятся итоги 2 тура, остаются в игре 4 участника.

    3 тур.

    (репродукция картины известного художника “Грачи прилетели”)

    (звучит тихая мелодия)

    Перед вами репродукция картины известного художника, которая была написана в 1871 году. Много лет прошло с тех пор. Перед нами милая сердцу картина русской природы. Из тёплых краёв возвратились на старые гнёзда вестники весны – грачи. В картине нет ярких красок, но от неё исходит тихая радость, любовь к своему краю.

    Вопрос 3 тура.

    Кто из перечисленных художников написал эту картину? (2 – Саврасов)

    1

    Васнецов

    2

    Саврасов

    3

    Подводятся итоги 3 тура.

    Дополнительные вопросы, если дети набрали одинаковое количество жетонов

    Кто кукует – самец или самка кукушки? (самец – кукух)

    Самая маленькая птичка хвойных лесов? (королёк)

    Какая птица имеет самый длинный язык - 8 – 10 см? (дятел)

    Назовите птиц-хищников? (сова, орёл, ястреб)

    Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)

    Почему так назвали птицу козодой? (имеют большой рот, но к стаду подлетают, чтобы охотиться на насекомых)

    Какая птица кричит кошкой? (иволга)

    Какая птица шипит, словно змея? (вертишейка)

    Финал игры.

    (2 участника будут вести борьбу за звание лучшего знатока природы и птиц)

    Загадка.

    Вертится, стрекочет,

    Весь день хлопочет.

    Задание на финал.

    Из слова СОРОКА за 2 мин. составить как можно больше слов.

    (КОСА, РАК, СОК, СОР, КОРА, РОСА, РОК, ОСА, СОРОК, СРОК…

    Подведение итогов игры, награждение дипломом лучшего игрока, слово победителю.

    Ребята, наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники.

    До новых встреч, юные любители природы!

    Викторина «Пернатые друзья».

    Задачи: углублять и закреплять знания о птицах, уметь классифицировать их,

    развивать интерес к природе родного края. Формировать навыки мышления,

    внимания, творческого воображения. Создавать психологический комфорт и благополучие ребёнка в условиях детского коллектива. Способствовать взаимосвязи детей и родителей.

    Предварительная работа: чтение книг о птицах В.Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», М.Горький «Воробьишко», Е.Чарушин «Воробей», загадок,пословиц,поговорок о птицах. Наблюдение за птицами в природе, беседы о птицах, их повадках, внешнем виде, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, дидактические игры: «Чей нос?», «Чьи ноги?», «Чей хвост?», «Третий лишний», «Собери картинку».

    Материал: эмблемы для команд, оформление для зала (деревья, птицы,

    надпись),картинки с изображением птиц,карточки к игре «Третий лишний»,

    конверты с разрезными картинками,текст загадок,занимательных вопросов,

    фишки,награды.

    Ход викторины:

    Ведущий : Добрый день, дорогие друзья. Как вы уже наверное догадались, сегодня мы поговорим о птицах. А почему? Правильно,1апреля-Международный день птиц. И я приглашаю вас принять участие в викторине «Пернатые друзья».Вы согласны стать участниками игры? Тогда вам придётся ответить на разные вопросы, выполнять нелёгкие задания и показать свои знания и сообразительность. Но игра сегодня необычная, наши дети будут соревноваться с родителями. Прошу участников игры занять свои места за игровыми столами.А оценивать нас будет строгое, но компетентное жюри(представить членов жюри).

    Уважаемые гости,устраивайтесь поудобнее,и вы услышите и увидите много нового и интересного.Давайте апплодисментами поддержим наши команды.

    А чтобы узнать,как называются наши команды предлагаю отгадать загадки.

    1.Озорной мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет,

    Крохи собирает.

    Правильно.Команда детей будет называться «Воробышки».

    2.На скале он строит дом

    Разве жить не страшно в нём?

    Хоть кругом и красота

    Но такая высота.

    Нет,хозяин не боится

    Со скалы крутой скатиться

    Два могучих крыла у хозяина…(орла)

    Команда родителей будет называться «Орлы».

    1 конкурс «Отгадай загадку».

      Кто в лесу деревья лечит

    Не жалея головы?

    Тяжела его работа

    Целый день долбить стволы (дятел)

      Спинкой зеленовата,

    Животиком желтовата

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика (синица)

      Носит серенький жилет,

    Но у крыльев чёрный цвет,

    Видишь,кружат20 пар и кричат:

    «Карр!Карр!Карр!» (ворона)

      Зимой на ветках яблоки!

    Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки,

    Ведь это-…(снегири)

      Прилетает к нам с теплом,

    Путь проделав длинный.

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины. (ласточка)

      Кто без нот и без свирели

    Кто же это? (соловей)

    Жюри подводит итоги.

    2конкурс «Занимательные вопросы».

      У кого самые большие глаза?

      Какая птица не умеет летать?

      Какая птица самая большая?

      А какая самая маленькая?

      Какая птица ходит с мешком?

      Какую птицу называют как тропический фрукт?

      У кого самый красивый хвост?

      Какая птица выводит птенцов даже зимой?

      Кто охотится, стоя на одной ноге?

      Для чего всем птицам нужны хвосты?

    Ведущий. Да, мы видим, команды отлично подготовились к сегодняшней викторине и знают ответы на любые вопросы.

    3 конкурс «Узнай и назови птицу»

    Командам показывают по3 картинки с изображениями птиц, участники должны их отгадать. (Сорока, тукан, синичка, клёст, кукушка, скворец).

    4 конкурс «Скажи по-другому».

    Какие бывают птицы? Верно: перелётные и зимующие.

    Детям: как по-другому можно назвать перелётных птиц?

    Взрослым : а как называют зимующих?

    (насекомоядные и зерноядные).

    Ведущий: А пока жюри подсчитывает заработанные командами баллы, я предлагаю «Игру со зрителями». За каждый правильный ответ-сюрприз. Начнём?

      Какая птица летает выше всех? (орёл)

      Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

      Какая птица не вьёт гнёзд и не высиживает птенцов?(кукушка)

      Какая птица любит воровать блестящие предметы? (сорока)

      Какая птица высиживает птенца, держа его на лапах?(пингвин)

      Назовите ночных птиц? (сова, филин)

      У какой птицы дом на скале? (орёл)

      У какой птицы любимое лакомство-лягушки? (цапля)

    Ведущий. Молодцы! Давайте послушаем наше жюри.

    5 конкурс «Знаете ли вы птиц? »

    Вопросы детям:

      Как отличить птицу от других животных?

      Без рук, без топорёнка построена избёнка.

      Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?

      Какие птицы улетают осенью в тёплые края?

    Вопросы взрослым:

      Каких вы знаете домашних птиц?

      Как зовут детёнышей: гусь-…, утка-…, кукушка-…

      Не всадник, а со шпорами. Не сторож, а будит.?

      Как называются птицы прилетающие к нам зимой, вслед за зимой?

    Слово жюри, подсчёт очков.

    6конкурс «Третий лишний»

    Назвать птиц на предложенной картинке и выбрать лишнюю, аргументировав свой выбор.

    7 конкурс «Сложи и назови».

    Командам предлагаются конверты с разрезными картинками. Нужно собрать картинку-пазл, назвать сказку и птицу-героя сказки. («Лиса и журавль», «Лягушка-путешественница»).

    8 конкурс «Из какой мы сказки?»

    Ведущий. Птицы-источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы проверим, как вы помните сказки.

      Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (лебедем)

      Какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточку)

      Назови имя вороны из передачи «Спокойной ночи малыши»(Каркуша)

      У кого лиса украла сыр в одной из басен Ивана Крылова?(у вороны)

      Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там? Кто там?» (галчонок)

      Какие птицы помогли Айболиту добраться до Африки? (орлы)

      Кто подавился бобовым зёрнышком? (петушок)

      Какая птица разорвала мешок зайцу в сказке «Мешок яблок»?(ворона)

    Ведущий. Наконец пришло время подвести итог викторины, и мы предоставляем слово нашему жюри.

    Спасибо всем: командам- за интересную, познавательную игру, жюри-за тёплые слова и хорошие оценки, гостям-за поддержку и весёлое настроение. И в заключении мне хотелось бы прочитать небольшое четверостишье:

    Дерево, трава, цветок и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

    Так давайте же беречь и охранять нашу природу и её обитателей.

    Методическая разработка игры - викторины предназначена для воспитателей детского сада. Данный материал окажет эмоциональное воздействие на детей, формируя гуманное отношение к природе. Игра - викторина поможет организовать досуг дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игра – викторина для дошкольников «Знатоки птиц»

    Цель: обобщение знаний о птицах.

    Задачи:

    1. Закреплять знания детей о птицах.
    2. Формировать умение работать в коллективе.
    3. Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам.

    Сценка.

    Роли исполняют заранее подготовленные дети.

    На сцене появляются сорока и Ворона.

    Сорока: Куда летишь, ворона?

    Ворона: Хочу гнездо на новом месте обустроить.

    Сорока: Тебе же хорошо было на старой сосне.

    Ворона: Да я там нагрязнила.

    Сорока: Ну ты и на новом месте не уживёшься!

    Сорока и Ворона уходят. На сцене появляются Дятел и Зяблик.

    Дятел: Здравствуй, Зяблик старый!

    Зяблик: Здравствуй, Дятел молодой!

    Дятел: А ты как узнал, что я молодой?

    Зяблик: Так у тебя ж это на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу – у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый?

    Дятел: По носу! Нос у тебя голубой, а у молодых зябликов – коричневый!

    Герои сценки уходят за кулисы.

    Воспитатель: Ну что, ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей.) Да, говорить мы будем о птицах. Издавна люди отмечали Праздник птиц. Как зима не противится, не пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров – так домой спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут. Долетают самые сильные. Прилетят домой, рассядутся на деревьях – отдыхают. (Звучит запись голосов птиц.)

    Сегодня, ребята, мы поиграем в КВН. КВН-соревнование в остроумии и знании. Нужно знания иметь прочные, быть весёлыми и находчивыми.

    Команды сформированы заранее.

    Итак, у нас две команды «Синички» и «Снегири», в каждой команде свой капитан.

    Внимательно слушайте правила игры: каждой команде будут даваться задания и вопросы, если команда не знает ответа, то может ответить другая команда и заработать себе фишки. Ваши правильные ответы будет засчитывать жюри.

    Первый конкурс «Загадочный».

    Каждой команде будут загадываться загадки.

    1. Эта хищница болтлива,

    Воровата, суетлива,

    Стрекотунья белобока

    А зовут её ……..

    2. Я по дереву стучу,

    Червяка добыть хочу.

    Хоть и скрылся под корой

    Всё равно он будет мой.

    3. Спинкою зеленовата

    Животиком желтовата,

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика.

    4. Я весь день ловлю жучков,

    Уплетаю червячков

    В тёплый край я не летаю,

    Здесь под крышей обитаю

    Чик-чирик, не робей,

    Я бывалый …

    5. Окраска сероватая

    Повадка вороватая

    Крикунья хрипловатая,

    Известная персона

    Это ж я …

    6. Ну а я, не зная сна

    Ловлю мышей до поздна

    Даже шорох лёгкий слышу

    Не уйти, пожалуй, мышке.

    Второй конкурс «Вопрос-ответ».

    1.Назовите нелетающую птицу, живущую в Антарктиде.

    2.Назовите птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом.

    3.Назовите птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком.

    4.Назовите птицу, которая может повернуть голову назад так, будто она укреплена на вращающейся оси.

    5.Назовите самую большую из всех птиц, на которой даже можно ездить верхом.

    6.Назовите маленькую из всех птиц, размеры которой не больше шмеля.

    7.Назовите птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда.

    8.Назовите птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучаться произносить человеческие голоса.

    Третий конкурс «Пословицы и поговорки».

    Каждая команда называет пословицы и поговорки по очереди.

    Например:

    1.Одна ласточка весны не делает.

    2.Грач на горе, весна во дворе.

    3.Всяк кулик болото знает.

    4.Всякая птичка свои песенки поёт.

    5.Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    6.Синичка невеличка, а птичка.

    7.Болтлива, как сорока.

    8.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

    Четвёртый конкурс «Конкурс капитанов».

    Капитаны получают картинки с птицами, самостоятельно отбирают, выполняют задания:

    Задание капитану «Синичек» - отобрать картинки с оседлыми птицами.

    Задание капитану «Снегирей» - отобрать картинки с перелётными птицами.

    А пока капитаны выполняют задания, я расскажу интересную информацию об одной птице…Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами себя назвали,т.е. получили своё название за голос, песню или крик. Например, кукушка. Эту птицу слышали все. А за что она могла получить такое название? Конечно своим криком ку-ку, сама и подсказала людям своё имя. Во многих странах название птицы звучит очень похоже на русское; в Чехии-кукачка, у болгар-куквица, у немцев-кукук, у испанцев-куко. Все эти народы обратили внимание на один и тот признак-крик птицы.

    Игра «Птичий язык».

    - А теперь поиграем!

    Воробей - чирикает,

    Кукушка -…

    Сорока - …

    Ворона - …

    Голубь - …

    Курица - …

    Утка - …

    Соловей - …

    Итак, наши капитаны готовы, проверим их - правильно ли выполнили задание.

    Пятый конкурс «Птицы в сказках».

    1. Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко?

    2. Какая птица в русских народных сказках горячей огня?

    3. В одной из сказок Г.Х.Андерсена злая королева превращает осиротевших принцев, братьев Эльзы в птиц.

    4. Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота?

    5. С какой птицей дружил Винни Пух?

    6. В какую птицу превратился гадкий утёнок?

    7. Какие птицы рассказали девочке Герде, где найти Кая?

    8. Какие птицы, согласно легенде, приносят в семью новорождённых?

    Шестой конкурс «Поменяй букву».

    Детям даются карточки со словами, выполняют задание - заменить в словах по одной букве, чтобы получились названия птиц.

    Палка (Г) Корона (В)

    Капля (Ц) Врач (Г)

    Седьмой конкурс «Из чего строят птицы гнёзда?»

    Дети перечисляют по очереди (земля, глина, мох, веточки, пух, перья, шерсть животных, сухие листья).

    Восьмой конкурс «Охрана птиц».

    Что же нужно делать каждому из нас, чтобы было в природе как можно больше птиц, чтобы они радовали нас своими красивыми песнями? (нельзя разорять гнёзда, нельзя трогать яйца, весной вывешивать скворечники, зимой подкармливать, делать кормушки)

    Наш КВН подошёл к концу и сейчас подведём итоги.