Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • III. Беседа по рассказам Аверченко. Аверченко Аркадий рассказы: Сильные и слабые. Русалка. Руководство для лентяев

    III. Беседа по рассказам Аверченко. Аверченко Аркадий рассказы: Сильные и слабые. Русалка. Руководство для лентяев

    Вопросы для обсуждения:

    Какие традиции русской литературы продолжает Аверченко?

    Какие ассоциации возникают при чтении его рассказов?

    1. Рассказ «Виктор Поликарпович».

    Начало рассказа «Виктор Поликарпович » - реминисценция гоголевского «Ревизора»: «В один город приехала ревизия... Главный ревизор был суровый, прямолинейный, справедливый человек с громким, властным голосом и решительными поступками, приводившими в трепет всех окружающих».

    (Справка : реминисценция - обозначение черт в художественном произведении, вызывающих воспоминание о другом произведении с помощью применения характерных образов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция напоминает творческую манеру, мотивы и темы какого-либо автора и рассчитана на ассоциативное восприятие читателя). Сюжет рассказа напоминает сюжет пьесы Гоголя: «обыватели города жаловались на городового Дымбу, взыскавшего с них незаконно и неправильно триста рублей «портового сбора на предмет морского улучшения». Этот сбор был, конечно, обычной взяткой. Гоголевский город находится в такой глуши, из которой «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». У Аверченко: «Ближайшее море за шестьсот верст через две губернии». Современный ревизор - настоящий, он постепенно «выводит на чистую воду» чиновников - все выше и выше рангом, - по распоряжению которых взимался этот «портовый сбор». Мы уже видим его принципиальность и неподкупность, его решимость отыскать истину и наказать виновного. Наконец выясняется, что чиновник из Петербурга, «разработавший» проект морского сбора, сам Виктор Поликарпович. Пыл ревизора тотчас же угасает, а наказанным оказывается «стрелочник» - один городовой Дымба, да и то «за курение при исполнении служебных обязанностей».

    2. Рассказ «Робинзоны».

    В рассказе «Робинзоны» изображен бывший шпик Акациев, по пятам следующий за интеллигентом Нарымским и подсчитывающий, какие правила, инструкции и законы тот нарушил. Ситуация заимствована Аверченко у Салтыкова-Щедрина: герои оказываются на необитаемом острове. Условность положения подчеркивает его абсурдность. Акациев спасает тонущего Нарымского только потому, что насчитал около ста десяти тысяч нарушений, за которые «по возвращении в Россию» Нарымскому надо будет заплатить штрафы «или сидеть около полутораста лет».

    3. Рассказ «Поэт».

    Стиль многих рассказов Аверченко напоминает чеховский стиль - лаконичный, остроумный, меткий. Как и Чехов, Аверченко высмеивает глупость, пошлость, бездарность. Аверченко по-чеховски изобретателен по части сюжетов, порой он выстраивает их почти «из ничего». Например, в рассказе «Поэт » высмеиваются дешевые штампы, выдаваемые за творчество. Надоедливый и нахальный посетитель преследует редактора, предлагая свои вирши. Это становится каким-то наваждением. Графоман подсовывает свое «творение» («Хотел бы я ей черный локон / Каждое утро чесать...») в книгу, в карман пальто, посылает письмом. Редактор обнаруживает «стихи» в своих ботинках, в ящике с сигарами, в подушке и даже за обедом - внутри холодной курицы. Не выдержав, он пишет письмо издателю с просьбой об освобождении от редакторских обязанностей, а на обороте листа привычно уже находит все те же строчки.

    4. Рассказ «Русалка.

    Похожая тема и у другого рассказа - «Русалка ». Рассказ тоже о поэте. Автор высмеивает оторванный от жизни романтизм, пародирует модернистские изыски. Поэт Пеликанов, мечтал встретить настоящую русалку, изъясняется штампами: «посеребренная лунная река», «безмолвная молы- ба», «печальные глаза... как звезды» Художник Кранц на ходу придумывает историю, несколько напоминающую и по стилю, и по завязке купринскую «Олесю»: «Однажды летом я охотился... Собственно, охота какая? Так, бродил с ружьем. Люблю одиночество. И вот, бродя таким образом, набрел я в один теплый летний вечер на заброшенный рыбачий домик на берегу реки...» Возвышенная лексика романтического начала («прекрасное безмолвие, запустение и одиночество», «умиление», «душная грозовая ночь», неизменные «Шиллер, Пушкин и Достоевский» - их читает герой) контрастирует со сниженными, грубыми словами прекрасной «русалки», которых она набралась от рыбаков.

    Ее «печальные глаза» и «коралловые губки» прельщают героя ненадолго. Сначала его отпугивает запах рыбы («Я бы никогда не стал целоваться с окунем или карасем»), потом манеры: «пескарей она съела целиком, с головой и внутренностями», причесывалась обломком «рыбьего хребта с костями, в виде зубьев гребня, причем на этих зубьях кое-где рыбье мясо еще не было объедено». Наконец герой с облегчением сталкивает свою «прекрасную пленницу» обратно в воду. Эта история моментально излечивает от романтической белиберды поэта Пеликанова: «Пожалуй, я пойду домой. Нынче что-то сыровато».

    5. Итоги обсуждения.

    Продолжал традиции русской сатиры, русской литературы - Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Куприна, - Аверченко актуален не только для своего времени, но и для нашего: объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-02-13

    Творчество А. Т. Аверченко

    Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко

    Цель урока: представить творчество А. Т. Аверченко (1881—1925) с точки зрения продолжения традиций русской литературы.

    Методические приемы: рецензирование, обсуждение сочинений; рассказ учителя; анализ текста, доклад ученика.

    Ход урока

    I . Чтение и обсуждение 2—3 сочинений по творчеству Бунина и Куприна

    II. Слово учителя

    Представление о литературной ситуации никогда не может быть полным без ее юмористических и сатирических страниц. В начале века постаревшая и поскучневшая «Стрекоза», в которой когда-то печатался юный Чехов, в 1908 году была преобразована группой молодых сотрудников этого журнала в новый журнал — «Сатирикон». Со временем (с 1913 года) он модернизировал свое название, став «Новым Сатириконом», но продолжил объединение замечательных художественных сил. В этом журнале сотрудничали художники Ре-Ми (Н. Ремизов), Л. Бакст, И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, Н. Альтман, талантливые и остроумные писатели — Саша Черный, С. Городецкий, Тэффи (Лохвицкая), А. Аверченко. В «Сатириконе» печатались А. Куприн, Л. Андреев, А. Толстой, А. Грин. «Гвоздем» каждого номера были произведения Аркадия Аверченко. Под забавными псевдонимами (Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин) он выступал с передовицами и злободневными фельетонами, писал о театре, о музыкальных вечерах, о художественных выставках, И лишь рассказы подписывал своей фамилией.

    Аверченко — мастер юмористического рассказа. Лучшие из них, скорее, относятся к жанру сатирическому.

    III. Беседа по рассказам Аверченко

    Вопросы для обсуждения:

    — Какие традиции русской литературы продолжает Аверченко?

    — Какие ассоциации возникают при чтении его рассказов?

    1. Рассказ «Виктор Поликарпович».

    Начало рассказа «Виктор Поликарпович» — реминисценция гоголевского «Ревизора»: «В один город приехала ревизия... Главный ревизор был суровый, прямолинейный, справедливый человек с громким, властным голосом и решительными поступками, приводившими в трепет всех окружающих».

    (Справка: реминисценция — обозначение черт в художественном произведении, вызывающих воспоминание о другом произведении с помощью применения характерных образов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция напоминает творческую манеру, мотивы и темы какого-либо автора и рассчитана на ассоциативное восприятие читателя). Сюжет рассказа напоминает сюжет пьесы Гоголя: «обыватели города жаловались на городового Дымбу, взыскавшего с них незаконно и неправильно триста рублей «портового сбора на предмет морского улучшения». Этот сбор был, конечно, обычной взяткой. Гоголевский город находится в такой глуши, из которой «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». У Аверченко: «Ближайшее море за шестьсот верст через две губернии». Современный ревизор — настоящий, он постепенно «выводит на чистую воду» чиновников — все выше и выше рангом, — по распоряжению которых взимался этот «портовый сбор». Мы уже видим его принципиальность и неподкупность, его решимость отыскать истину и наказать виновного. Наконец выясняется, что чиновник из Петербурга, «разработавший» проект морского сбора, сам Виктор Поликарпович. Пыл ревизора тотчас же угасает, а наказанным оказывается «стрелочник» — один городовой Дымба, да и то «за курение при исполнении служебных обязанностей».

    2. Рассказ «Робинзоны».

    В рассказе «Робинзоны» изображен бывший шпик Акациев, по пятам следующий за интеллигентом Нарымским и подсчитывающий, какие правила, инструкции и законы тот нарушил. Ситуация заимствована Аверченко у Салтыкова-Щедрина: герои оказываются на необитаемом острове. Условность положения подчеркивает его абсурдность. Акациев спасает тонущего Нарымского только потому, что насчитал около ста десяти тысяч нарушений, за которые «по возвращении в Россию» Нарымскому надо будет заплатить штрафы «или сидеть около полутораста лет».

    3. Рассказ «Поэт».

    Стиль многих рассказов Аверченко напоминает чеховский стиль — лаконичный, остроумный, меткий. Как и Чехов, Аверченко высмеивает глупость, пошлость, бездарность. Аверченко по-чеховски изобретателен по части сюжетов, порой он выстраивает их почти «из ничего». Например, в рассказе «Поэт» высмеиваются дешевые штампы, выдаваемые за творчество. Надоедливый и нахальный посетитель преследует редактора, предлагая свои вирши. Это становится каким-то наваждением. Графоман подсовывает свое «творение» («Хотел бы я ей черный локон / Каждое утро чесать...») в книгу, в карман пальто, посылает письмом. Редактор обнаруживает «стихи» в своих ботинках, в ящике с сигарами, в подушке и даже за обедом — внутри холодной курицы. Не выдержав, он пишет письмо издателю с просьбой об освобождении от редакторских обязанностей, а на обороте листа привычно уже находит все те же строчки.

    4. Рассказ «Русалка.

    Похожая тема и у другого рассказа — «Русалка». Рассказ тоже о поэте. Автор высмеивает оторванный от жизни романтизм, пародирует модернистские изыски. Поэт Пеликанов, мечтал встретить настоящую русалку, изъясняется штампами: «посеребренная лунная река», «безмолвная молы- ба», «печальные глаза... как звезды» Художник Кранц на ходу придумывает историю, несколько напоминающую и по стилю, и по завязке купринскую «Олесю»: «Однажды летом я охотился... Собственно, охота какая? Так, бродил с ружьем. Люблю одиночество. И вот, бродя таким образом, набрел я в один теплый летний вечер на заброшенный рыбачий домик на берегу реки...» Возвышенная лексика романтического начала («прекрасное безмолвие, запустение и одиночество», «умиление», «душная грозовая ночь», неизменные «Шиллер, Пушкин и Достоевский» — их читает герой) контрастирует со сниженными, грубыми словами прекрасной «русалки», которых она набралась от рыбаков.

    Ее «печальные глаза» и «коралловые губки» прельщают героя ненадолго. Сначала его отпугивает запах рыбы («Я бы никогда не стал целоваться с окунем или карасем»), потом манеры: «пескарей она съела целиком, с головой и внутренностями», причесывалась обломком «рыбьего хребта с костями, в виде зубьев гребня, причем на этих зубьях кое-где рыбье мясо еще не было объедено». Наконец герой с облегчением сталкивает свою «прекрасную пленницу» обратно в воду. Эта история моментально излечивает от романтической белиберды поэта Пеликанова: «Пожалуй, я пойду домой. Нынче что-то сыровато».

    5. Итоги обсуждения.

    Продолжал традиции русской сатиры, русской литературы — Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Куприна, — Аверченко актуален не только для своего времени, но и для нашего: объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались.

    I II . Слушаем доклад (или реферат) заранее подготовленного ученика по политической сатире Аверченко («Дюжина ножей в спину революции»).

    I V . Вопросы по творчеству А. Т. Аверченко (вопросы можно использовать в качестве индивидуальных заданий по карточкам)

    — Какое название стал носить сатирический журнал «Стрекоза» с 1913 года?

    — Под какими псевдонимами писал Аркадий Аверченко?

    — В чем вы видите развитие гоголевских традиций в рассказе А. Т. Аверченко «Виктор Поликарпович»?

    — Какие чеховские традиции продолжает А. Т. Аверченко?

    — Что является предметом сатиры А. Т. Аверченко? Приведите примеры.

    — Какие сатирические приемы использует А. Т. Аверченко в своих рассказах?

    — Каковы политические убеждения А. Т. Аверченко? Как они отразились в его творчестве?

    — В чем вы видите актуальность творчества А. Т. Аверченко?

    "Русалка"

    Вы кашляете? - учтиво спросил поэта Пеликанова художник Кранц.

    Да, - вздохнул бледный поэт. - И кроме того, у меня насморк.

    Где же это вы его схватили?

    На реке. Вчера всю ночь на берегу просидел. И нога, кроме того, ломит.

    Так, так, - кивнул головой третий из компании - угрюмый Дерягин.

    Рыбу ловили, с ума сошли или просто так?

    Просто так. Думал.

    Просто так? Думал? О чем же вы думали?

    Пеликанов встал и закинул длинные светлые волосы за уши.

    О чем я думал? Я думал о них... о прекрасных, загадочных, которые всплывают в ночной тиши на поверхность посеребренной луной реки и плещутся там между купами задумчивой осоки, напевая свои странные, чарующие, хватающие за душу песенки и расчесывая гребнями длинные волосы, в которых запутались водоросли... Бледные, прекрасные, круглые руки поднимаются из воды и в безмолвной мольбе протягиваются к луне... Большие печальные глаза сияют между ветвей, как звезды... Жутко и сладостно увидеть их в эту пору.

    Это кто ж такие будут? - спросил Дерягин. - Русалки, что ли?

    Да... Русалки.

    И вы их надеетесь увидеть?

    О, если бы я надеялся! Я только мечтаю об этом...

    Рассчитываете дождаться?

    Полжизни я готов просидеть, чтобы...

    Дерягин в бешенстве вскочил с кресла.

    Будьте вы прокляты, идиоты, с вашими дурацкими бреднями. Встречаюсь я с вами уже несколько лет, разговаривал с вами, как с порядочным, нормальным человеком, и вдруг, - нате, здравствуйте! Этот человек бродит по ночам по берегу реки! Зачем, спрашивается? Русалок ищет, изволите ли видеть! Бесстыдник.

    Вы не понимаете прекрасного! - сказал, свеся голову на грудь и покашливая, Пеликанов.

    Да ведь их нет! Понимаете, это чепуха, мечта! Их не существует.

    Поэт улыбнулся:

    Для вас, может быть, нет. А для меня они существуют.

    Кранц! Кранц! Скажи ему, что он бредит, что он с ума сошел! Каких таких он русалок ищет?

    Художник Кранц улыбнулся, но промолчал.

    Нет! С вами тут с ума сойдешь. Пойду я домой. Возьму ванну, поужинаю хорошенько и завалюсь спать. А ты, Кранц?

    Мне спать рано. Я поеду к одной знакомой даме, которая хорошо поет. Заставлю ее петь, а сам лягу на диван и, слушая, буду тянуть шартрез из маленькой-маленькой рюмочки. Хорошо-о-о!

    Сибарит! А вы, Пеликанов?

    Пеликанов грустно усмехнулся:

    Вы, конечно, будете ругаться... Но я... пойду сейчас к реке, побродить... прислушаться к всплескам волн, помечтать где-нибудь под темными кустами осоки о прекрасных, печальных глазах... о руках, смутно белеющих на черном фоне спящей реки...

    Кранц! - завопил Дерягин, завертевшись, как ужаленный. - Да скажи ты ему, этому жалкому человечишке, что его проклятых русалок не существует!..

    Кранц подумал немного и потом пожал плечами.

    Как же я ему скажу это, когда русалки существуют.

    Если ты так говоришь, значит, ты дурак.

    Может быть, - усмехнулся Кранц. - Но я был знаком с одной русалкой.

    Боже! - всплеснул руками Дерягин. - Сейчас начнется скучища - розовая водица и нудьга! Кранц нам сейчас расскажет историю о том, как он встретился с женщиной, у которой были зеленые русалочьи глаза и русалочий смех, и как она завлекла его в жизненную пучину, и как погубила. Кранц! Сколько вам заплатить, чтобы вы не рассказывали этой истории?

    Подите вы, - нахмурился Кранц. - Это была настоящая, подлинная, речная русалка. Встретился я с ней случайно и расстался тоже както странно.

    Пеликанов жадными руками вцепился в плечи Кранца.

    Вы правду говорите?! Да? Вы действительно видели настоящую русалку?

    Что же тут удивительного? Ведь вы же сами утверждаете, что они должны быть...

    И вы ее ясно видели? Вот так, как меня? Да?

    Не волнуйтесь, юноша... Если это и кажется немного чудесным, то... мало ли что на свете бывает! Я уже человек немолодой и за свою шумную, бурную, богатую приключениями жизнь видел много такого, о чем вам и не снилось.

    Кранц! Вы... видели русалку?!

    Видел. Если это вас так интересует - могу рассказать. Только потребуйте вина побольше.

    Эй! Вина!

    Только побольше.

    Побольше! Кранц! О русалке!

    Слушайте...


    Однажды летом я охотился... Собственно, охота какая? Так, бродил с ружьем. Люблю одиночество. И вот, бродя таким образом, набрел я в один теплый летний вечер на заброшенный рыбачий домик на берегу реки. Не знаю, утонули ли эти рыбаки во время одной из своих экспедиций или просто, повыловив в этой реке всю рыбу, перебрались на другое место, - только этот домик был совершенно пуст. Я пришел в восторг от такого прекрасного безмолвия, запустения и одиночества; съездил в город, привез припасов, походную кровать и поселился в домике.

    Днем охотился, ловил рыбу, купался, а вечером валялся в кровати и при свете керосиновой лампочки читал Шиллера, Пушкина и Достоевского.

    Об этом времени я вспоминаю с умилением...

    Как-то в душную, грозовую ночь мне не спалось. Жара, тяжесть какая-то - сил нет дышать. Вышел я на берег - мутная луна светит, ивы склонили печальные головы, осока замерла в духоте. Вода тяжелая, черная, как густые чернила.

    "Искупаюсь, - решил я. - Все-таки прохладнее" Но и вода не давала прохлады: свинцовая, теплая - она расступилась передо мной и опять сомкнулась, даже не волнуясь около моего тела.

    Я стал болтать руками, плескаться и петь песни, потому что кругом были жуть и тишина неимоверная. Нервы у меня вообще как канаты, но тут воздушное электричество, что ли, так их взвинтило, что я готов был расплакаться, точно барышня.

    И вот когда я уже хотел выкарабкаться на берег, у меня, около плеча, что-то такое как всплеснет! Я думал - рыба. Протягиваю инстинктивно руку, наталкиваюсь на что-то длинное, скользкое, хватаю... Сердце так и заныло... На ощупь - человеческая рука. Ну, думаю, утопленник. Вдруг это неизвестное тело затрепетало, забилось и стало вырываться... показалась голова... прекрасная женская голова с печальными молящими глазами... Две белые круглые руки беспомощно взметнулись над водой...

    И, странно, я сразу же успокоился, как только увидел, с кем имею дело. Случай был редкий, исключительный, и я моментально решил не упускать его. Руки мои крепко обвились вокруг ее стройной, гибкой талии, и через минуту она уже билась на песке у моих ног, испуская тихие стоны.

    Я успокоил ее несколькими ласковыми словами, погладил ее мокрые волнистые волосы и, бережно подняв на руки, перенес в домик. Она притихла и молча следила за мной своими печальными глазами, в которых светился ужас.

    При свете лампы я подробнее рассмотрел мою пленницу. Она была точно такого типа, как рисуют художники: белое мраморное тело, гибкие стройные руки и красивые плечи, по которым разметались волосы удивительного, странного, зеленоватого цвета. Вместо ног у нее был длинный чешуйчатый хвост, раздвоенный на конце, как у рыбы.

    Признаться ли? Эта часть тела не произвела на меня приятного впечатления.

    Но, в общем, передо мной лежало преаппетитное создание, и я благословлял провидение, что оно послало такое утешение одинокому бродяге и забулдыге.

    Она лежала на моей постели, блестя влажным телом, закинув руки за голову и молча поглядывая на меня глазами, в которых сквозил тупой животный страх.

    Не бойся! - ласково сказал я. - Старина Кранц не сделает тебе зла.

    И я прильнул губами к ее полуоткрытым розовым губкам.

    Гм... Признаться ли вам: многих женщин мне приходилось целовать на своем веку, но никогда я не чувствовал такого запаха рыбы, как в данном случае. Я люблю запах рыбы - он отдает морем, солью и здоровьем, но я никогда бы не стал целоваться с окунем или карасем.

    Я думаю, - спросил я, нерешительно обнимая ее за талию, - вы питаетесь главным образом рыбой?

    Рыбы... - пролепетала она, щуря свои прекрасные печальные глаза.

    Дай мне рыбы.

    Ты проголодалась, бедняжка? Сейчас, моя малютка, я принесу тебе...

    Я достал из ящика, служившего мне буфетом, кусок холодной жареной рыбы и подал ей.

    Ай, - закричала она плаксиво. - Это не рыба. Рыбы-ы... Дай рыбы.

    Милая! - ужаснулся. - Неужели ты ешь сырую рыбу?.. Фи, какая гадость...

    Тем не менее пришлось с большими усилиями достать ей живой рыбы...

    Как сейчас помню: это были карась и два маленьких пескаря. Она кивнула головой, схватила привычной рукой карася и, откусив ему голову, выплюнула, как обыкновенная женщина - косточку персика.

    Тело же карасиное моментально захрустело на ее зубах. Вы морщитесь, господа, но должен сказать правду: пескарей она съела целиком, с головой и внутренностями... Такой уж, видно, у них обычай.

    Воды, - прошептала она своими коралловыми губками. - Воды...

    "Беднягу томит жажда", - подумал я.

    Принес ей большую глиняную кружку, наполненную водой, и приставил заботливо ко рту.

    Но она схватила кружку и, приподнявшись, с видимым удовольствием окатила себя с хвоста до головы водой, после чего рухнула обратно на постель и завизжала от удовольствия.

    Милая, - сухо сказал я. - Нельзя ли без этого? Ты мне испортила всю постель. Как я лягу?

    Воды! - капризно крикнула она.

    Обойдешься и так! Вон вода ручьями течет с постели. Как не стыдно, право.

    Действительно, одеяло и подушка были мокрые, хоть выжми, и вода при каждом движении пленницы хлюпала в постели.

    А чтоб тебя, - прошептал я. - На воду. Мокни! Только уж извини, голубушка... Я рядом с тобой не лягу... Мне вовсе не интересно схватить насморк.

    Второй ковш воды успокоил ее. Она улыбнулась, кивнула мне головой и начала шарить в зеленых волосах своими прекрасными круглыми руками.

    Что вы ищете? - спросил я.

    Но она уже нашла - гребень. Это был просто обломок рыбьего хребта с костями, в виде зубьев гребня, причем на этих зубьях кое-где рыбье мясо еще не было объедено.

    Неужели ты будешь причесываться этой дрянью? - поморщился я.

    Она промолчала и стала причесываться, напевая тихую, жалобную песенку.

    Я долго сидел у ее хвоста, слушая странную, тягучую мелодию без слов, потом встал и сказал:

    Песенка хорошая, но мне пора спать. Спокойной ночи.

    Лежа навзничь, она смотрела своими печальными глазами в потолок, а ее губки продолжали тянуть одну и ту же несложную мелодию.

    Я лег в углу на разостланном пальто и пролежал так с полчаса с открытыми глазами. Она все пела.

    Замолчи же, милая, - ласково сказал я. - Довольно. Мне спать хочется. Попела - и будет.

    Она тянула, будто не слыша моей просьбы. Это делалось скучным.

    Замолчишь ли ты, черт возьми?! - вскипел я. - Что это за безобразие?! Покоя от тебя нет!!

    Услышав мой крик, она обернулась, посмотрела на меня внимательно испуганными глазами и вдруг крикнула своими коралловыми губками:

    Куда тащишь, черт лысый, Михеич?! Держи влево! Ох, дьявол! Опять сеть порвал!

    Это что такое? Откуда это?!

    Ее коралловые губки продолжали без всякого смысла:

    Лаврушка, черт! Это ты водку вылопал? Тебе не рыбачить, а сундуки взламывать, пес окаянный...

    Очевидно, это был весь лексикон слов, которые она выучила, подслушав у рыбаков.

    Долго она еще выкрикивала разные упреки неизвестному мне Лаврушке, перемежая это приказаниями и нецензурными рыбацкими ругательствами.

    Забылся я сном лишь перед рассветом.

    Яркое солнце разбудило меня. Я лежал на разостланном пальто, а в кровати спала моя пленница, разметав руки, которые при дневном свете оказались тоже зеленоватыми. Волосы были светло-зеленые, похожие на водоросли, и так как влага на них высохла, пряди их стали ломаться. Кожа, которая была в воде такой гладкой и нежной, теперь стала шероховатой, сморщенной. Грудь тяжело дышала, а хвост колотился о спинку кровати так сильно, что чешуя летела клочьями.

    Услышав шум моих шагов, пленница открыла зеленые глаза и прохрипела огрубевшим голосом:

    Воды! Воды, проклятый Лаврушка, чтобы ты подох! Нету на тебя пропасти!

    Поморщившись, я пошел на реку за водой, принес ковш и, только войдя в комнату, почувствовал, как тяжел и удушлив воздух в комнате: едкий рыбный запах, казалось, пропитал все...

    Хрипло бормоча что-то, она стала окачиваться водой, а я сел на пальто и стал размышлять, хорошо ли, что я связался с этим нелепым существом: она ела рыбу, как щука, орала всю ночь нецензурные слова, как матрос, от нее несло рыбой, как от рыночной селедочницы.

    Знаете что... - нерешительно сказал я, подходя к ней... - Не лучше ли вам на реку обратно... а? Идите себе с Богом. И вам лучше, и мне покойнее.

    Тащи невод, Лаврушка! - крикнула она. - Если веревка лопнет - ухи оборву!

    Ну и словечки, - укоризненно сказал я. - Будто пьяный мужик. Ну... довольно-с!

    Преодолевая отвращение от сильного рыбного запаха, я взял ее на руки, потащил к реке и, бросив на песок, столкнул в воду. Она мелькнула в последний раз своими противными зелеными волосами и скрылась. Больше я ее не видел.


    История с русалкой была выслушана в полном молчании.

    Кранц поднялся и стал искать шапку. Собрался уходить и Дерягин.

    А вы куда? - спросил он поэта Пеликанова. - На реку?

    Пожалуй, я пойду домой, - нерешительно сказал поэт. - Нынче что-то сыровато...


    Аркадий Тимофеевич Аверченко - Русалка , читать текст

    См. также Аверченко Аркадий Тимофеевич - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

    Рыцарь индустрии
    Мое первое с ним знакомство произошло после того, как он, вылетев из о...

    Сазонов
    1 Рукавов собирался пить чай. Он налил стакан, посмотрел его на свет и...


    Вы кашляете? - учтиво спросил поэта Пеликанова художник Кранц.

    Да, - вздохнул бледный поэт. - И кроме того, у меня насморк.

    Где же это вы его схватили?

    На реке. Вчера всю ночь на берегу просидел. И нога, кроме того, ломит.

    Так, так, - кивнул головой третий из компании - угрюмый Дерягин.

    Рыбу ловили, с ума сошли или просто так?

    Просто так. Думал.

    Просто так? Думал? О чем же вы думали?

    Пеликанов встал и закинул длинные светлые волосы за уши.

    О чем я думал? Я думал о них... о прекрасных, загадочных, которые всплывают в ночной тиши на поверхность посеребренной луной реки и плещутся там между купами задумчивой осоки, напевая свои странные, чарующие, хватающие за душу песенки и расчесывая гребнями длинные волосы, в которых запутались водоросли...

    Бледные, прекрасные, круглые руки поднимаются из воды и в безмолвной мольбе протягиваются к луне... Большие печальные глаза сияют между ветвей, как звезды... Жутко и сладостно увидеть их в эту пору.

    Это кто ж такие будут? - спросил Дерягин. - Русалки, что ли?

    Да... Русалки.

    И вы их надеетесь увидеть?

    О, если бы я надеялся! Я только мечтаю об этом...

    Рассчитываете дождаться?

    Полжизни я готов просидеть, чтобы...

    Дерягин в бешенстве вскочил с кресла.

    Будьте вы прокляты, идиоты, с вашими дурацкими бреднями. Встречаюсь я с вами уже несколько лет, разговаривал с вами, как с порядочным, нормальным человеком, и вдруг, - нате, здравствуйте! Этот человек бродит по ночам по берегу реки! Зачем, спрашивается? Русалок ищет, изволите ли видеть! Бесстыдник.

    Вы не понимаете прекрасного! - сказал, свеся голову на грудь и покашливая, Пеликанов.

    Да ведь их нет! Понимаете, это чепуха, мечта! Их не существует.

    Поэт улыбнулся:

    Для вас, может быть, нет. А для меня они существуют.

    Кранц! Кранц! Скажи ему, что он бредит, что он с ума сошел! Каких таких он русалок ищет?

    Художник Кранц улыбнулся, но промолчал.

    Нет! С вами тут с ума сойдешь. Пойду я домой. Возьму ванну, поужинаю хорошенько и завалюсь спать. А ты, Кранц?

    Мне спать рано. Я поеду к одной знакомой даме, которая хорошо поет. Заставлю ее петь, а сам лягу на диван и, слушая, буду тянуть шартрез из маленькой-маленькой рюмочки. Хорошо-о-о!

    Сибарит! А вы, Пеликанов?

    Пеликанов грустно усмехнулся:

    Вы, конечно, будете ругаться... Но я... пойду сейчас к реке, побродить... прислушаться к всплескам волн, помечтать где-нибудь меж темными кустами осоки о прекрасных, печальных глазах... о руках, смутно белеющих на черном фоне спящей реки...

    Кранц! - завопил Дерягин, завертевшись, как ужаленный. - Да скажи ты ему, этому жалкому человечишке, что его проклятых русалок не существует!..

    Кранц подумал немного и потом пожал плечами.

    Как же я ему скажу это, когда русалки существуют.

    Если ты так говоришь, значит, ты дурак.

    Может быть, - усмехнулся Кранц. - Но я был знаком с одной русалкой.

    Боже! - всплеснул руками Дерягин. - Сейчас начнется скучища - розовая водица и нудьга! Кранц нам сейчас расскажет историю о том, как он встретился с женщиной, у которой были зеленые русалочьи глаза и русалочий смех, и как она завлекла его в жизненную пучину, и как погубила. Кранц! Сколько вам заплатить, чтобы вы не рассказывали этой истории?

    Подите вы, - нахмурился Кранц. - Это была настоящая, подлинная, речная русалка. Встретился я с ней случайно и расстался тоже как-то странно.

    Пеликанов жадными руками вцепился в плечи Кранца.

    Вы правду говорите?! Да? Вы действительно видели настоящую русалку?

    Что же тут удивительного? Ведь вы же сами утверждаете, что они должны быть...

    И вы ее ясно видели? Вот так, как меня? Да?

    Не волнуйтесь, юноша... Если это и кажется немного чудесным, то... мало ли что на свете бывает! Я уже человек немолодой и за свою шумную, бурную, богатую приключениями жизнь видел много такого, о чем вам и не снилось.

    Кранц! Вы... видели русалку?!

    Видел. Если это вас так интересует - могу рассказать. Только потребуйте вина побольше.

    Эй! Вина!

    Только побольше.

    Побольше! Кранц! О русалке!

    Слушайте...

    Однажды летом я охотился... Собственно, охота какая? Так, бродил с ружьем. Люблю одиночество. И вот, бродя таким образом, набрел я в один теплый летний вечер на заброшенный рыбачий домик на берегу реки. Не знаю, утонули ли эти рыбаки во время одной из своих экспедиций или просто, повыловив в этой реке всю рыбу, перебрались на другое место, - только этот домик был совершенно пуст. Я пришел в восторг от такого прекрасного безмолвия, запустения и одиночества; съездил в город, привез припасов, походную кровать и поселился в домике.

    Днем охотился, ловил рыбу, купался, а вечером валялся в кровати и при свете керосиновой лампочки читал Шиллера, Пушкина и Достоевского.

    Об этом времени я вспоминаю с умилением...

    Как-то в душную, грозовую ночь мне не спалось. Жара, тяжесть какая-то - сил нет дышать. Вышел я на берег - мутная луна светит, ивы склонили печальные головы, осока замерла в духоте. Вода тяжелая, черная, как густые чернила.

    "Искупаюсь, - решил я. - Все-таки прохладнее".

    Но и вода не давала прохлады: свинцовая, теплая - она расступилась передо мной и опять сомкнулась, даже не волнуясь около моего тела. Я стал болтать руками, плескаться и петь песни, потому что кругом были жуть и тишина неимоверная. Нервы у меня вообще как канаты, но тут воздушное электричество, что ли, так их взвинтило, что я готов был расплакаться, точно барышня.

    И вот когда я уже хотел выкарабкаться на берег, у меня, около плеча, что-то такое как всплеснет! Я думал - рыба. Протягиваю инстинктивно руку, наталкиваюсь на что-то длинное, скользкое, хватаю... Сердце так и заныло... На ощупь - человеческая рука. Ну, думаю, утопленник. Вдруг это неизвестное тело затрепетало, забилось и стало вырываться... показалась голова... прекрасная женская голова с печальными молящими глазами... Две белые круглые руки беспомощно взметнулись над водой...

    И, странно, я сразу же успокоился, как только увидел, с кем имею дело. Случай был редкий, исключительный, и я моментально решил не упускать его. Руки мои крепко обвились вокруг ее стройной, гибкой талии, и через минуту она уже билась на песке у моих ног, испуская тихие стоны.

    Я успокоил ее несколькими ласковыми словами, погладил ее мокрые волнистые волосы и, бережно подняв на руки, перенес в домик. Она притихла и молча следила за мной своими печальными глазами, в которых светился ужас.

    При свете лампы я подробнее рассмотрел мою пленницу. Она была точно такого типа, как рисуют художники: белое мраморное тело, гибкие стройные руки и красивые плечи, по которым разметались волосы удивительного, странного, зеленоватого цвета. Вместо ног у нее был длинный чешуйчатый хвост, раздвоенный на конце, как у рыбы.

    Признаться ли? Эта часть тела не произвела на меня приятного впечатления.

    Но, в общем, передо мной лежало преаппетитное создание, и я благословлял провидение, что оно послало такое утешение одинокому бродяге и забулдыге.

    Она лежала на моей постели, блестя влажным телом, закинув руки за голову и молча поглядывая на меня глазами, в которых сквозил тупой животный страх.

    Не бойся! - ласково сказал я. - Старина Кранц не сделает тебе зла.

    И я прильнул губами к ее полуоткрытым розовым губкам.

    Гм... Признаться ли вам: многих женщин мне приходилось целовать на своем веку, но никогда я не чувствовал такого запаха рыбы, как в данном случае. Я люблю запах рыбы - он отдает морем, солью и здоровьем, но я никогда бы не стал целоваться с окунем или карасем.

    Я думаю, - спросил я, нерешительно обнимая ее за талию, - вы питаетесь главным образом рыбой?

    Рыбы... - пролепетала она, щуря свои прекрасные печальные глаза.

    Дай мне рыбы.

    Ты проголодалась, бедняжка? Сейчас, моя малютка, я принесу тебе...

    Я достал из ящика, служившего мне буфетом, кусок холодной жареной рыбы и подал ей.

    Ай, - закричала она плаксиво. - Это не рыба. Рыбы-ы... Дай рыбы.

    Милая! - ужаснулся. - Неужели ты ешь сырую рыбу?.. Фи, какая гадость...

    Тем не менее пришлось с большими усилиями достать ей живой рыбы... Как сейчас помню: это были карась и два маленьких пескаря. Она кивнула головой, схватила привычной рукой карася и, откусив ему голову, выплюнула, как обыкновенная женщина - косточку персика. Тело же карасиное моментально захрустело на ее зубах. Вы морщитесь, господа, но должен сказать правду: пескарей она съела целиком, с головой и внутренностями... Такой уж, видно, у них обычай.

    Воды, - прошептала она своими коралловыми губками. - Воды...

    "Беднягу томит жажда", - подумал я. Принес ей большую глиняную кружку, наполненную водой, и приставил заботливо ко рту.

    Но она схватила кружку и, приподнявшись, с видимым удовольствием окатила себя с хвоста до головы водой, после чего рухнула обратно на постель и завизжала от удовольствия.

    Милая, - сухо сказал я. - Нельзя ли без этого? Ты мне испортила всю постель. Как я лягу?

    Воды! - капризно крикнула она.

    Обойдешься и так! Вон вода ручьями течет с постели. Как не стыдно, право.

    Действительно, одеяло и подушка были мокрые, хоть выжми, и вода при каждом движении пленницы хлюпала в постели.

    А чтоб тебя, - прошептал я. - На воду. Мокни! Только уж извини, голубушка... Я рядом с тобой не лягу... Мне вовсе не интересно схватить насморк.

    Второй ковш воды успокоил ее. Она улыбнулась, кивнула мне головой и начала шарить в зеленых волосах своими прекрасными круглыми руками.

    Что вы ищете? - спросил я.

    Но она уже нашла - гребень. Это был просто обломок рыбьего хребта с костями, в виде зубьев гребня, причем на этих зубьях кое-где рыбье мясо еще не было объедено.

    Неужели ты будешь причесываться этой дрянью? - поморщился я.

    Она промолчала и стала причесываться, напевая тихую, жалобную песенку.

    Я долго сидел у ее хвоста, слушая странную, тягучую мелодию без слов, потом встал и сказал:

    Песенка хорошая, но мне пора спать. Спокойной ночи.

    Лежа навзничь, она смотрела своими печальными глазами в потолок, а ее губки продолжали тянуть одну и ту же несложную мелодию.

    Я лег в углу на разостланном пальто и пролежал так с полчаса с открытыми глазами. Она все пела.

    Замолчи же, милая, - ласково сказал я. - Довольно. Мне спать хочется. Попела - и будет.

    Она тянула, будто не слыша моей просьбы. Это делалось скучным.

    Замолчишь ли ты, черт возьми?! - вскипел я. - Что это за безобразие?! Покоя от тебя нет!!

    Услышав мой крик, она обернулась, посмотрела на меня внимательно испуганными глазами и вдруг крикнула своими коралловыми губками:

    Куда тащишь, черт лысый, Михеич?! Держи влево! Ох, дьявол! Опять сеть порвал!

    Это что такое? Откуда это?!

    Ее коралловые губки продолжали без всякого смысла:

    Лаврушка, черт! Это ты водку вылопал? Тебе не рыбачить, а сундуки взламывать, пес окаянный...

    Очевидно, это был весь лексикон слов, которые она выучила, подслушав у рыбаков.

    Долго она еще выкрикивала разные упреки неизвестному мне Лаврушке, перемежая это приказаниями и нецензурными рыбацкими ругательствами.

    Забылся я сном лишь перед рассветом.

    Яркое солнце разбудило меня. Я лежал на разостланном пальто, а в кровати спала моя пленница, разметав руки, которые при дневном свете оказались тоже зеленоватыми. Волосы были светло-зеленые, похожие на водоросли, и так как влага на них высохла, пряди их стали ломаться. Кожа, которая была в воде такой гладкой и нежной, теперь стала шероховатой, сморщенной. Грудь тяжело дышала, а хвост колотился о спинку кровати так сильно, что чешуя летела клочьями. Услышав шум моих шагов, пленница открыла зеленые глаза и прохрипела огрубевшим голосом:

    Воды! Воды, проклятый Лаврушка, чтобы ты подох! Нету на тебя пропасти!

    Поморщившись, я пошел на реку за водой, принес ковш и, только войдя в комнату, почувствовал, как тяжел и удушлив воздух в комнате: едкий рыбный запах, казалось, пропитал все...

    Хрипло бормоча что-то, она стала окачиваться водой, а я сел на пальто и стал размышлять, хорошо ли, что я связался с этим нелепым существом: она ела рыбу, как щука, орала всю ночь нецензурные слова, как матрос, от нее несло рыбой, как от рыночной селедочницы.

    Знаете что... - нерешительно сказал я, подходя к ней... - Не лучше ли вам на реку обратно... а? Идите себе с Богом. И вам лучше, и мне покойнее.

    Тащи невод, Лаврушка! - крикнула она. - Если веревка лопнет - ухи оборву!

    Ну и словечки, - укоризненно сказал я. - Будто пьяный мужик. Ну... довольно-с!

    Преодолевая отвращение от сильного рыбного запаха, я взял ее на руки, потащил к реке и, бросив на песок, столкнул в воду. Она мелькнула в последний раз своими противными зелеными волосами и скрылась. Больше я ее не видел.

    История с русалкой была выслушана в полном молчании. Кранц поднялся и стал искать шапку. Собрался уходить и Дерягин.

    А вы куда? - спросил он поэта Пеликанова. - На реку?

    Пожалуй, я пойду домой, - нерешительно сказал поэт. - Нынче что-то сыровато...

    Урок литературы в 11 классе

    Тема: «Своеобразие сатиры А. Аверченко».

    Ратвина Ольга Владимировна,

    ГБОУ СОШ № 2029,

    Г. Москва, район Ховрино САО

    Тип: урок развития речи.

    Цели: проверить остаточный уровень знаний учащихся по предыдущему уроку; закрепление знаний учащихся по творчеству Аверченко; выявить основные особенности сатиры Аверченко методом рецензирования рассказов писателя; организовать работу по оцениванию рецензии ученика всем классом;

    развивать критическое мышление учащихся, усовершенствовать их умение рецензировать текст;

    воспитать любовь и уважение учащихся к творческому наследию писателя.

    Методы: репродуктивный, эвристический.

    Приемы: подготовка учащимися индивидуальных сообщений, рецензирование учащимися текста рассказов, постановка учителем проблемных вопросов.

    Виды деятельности учащихся: рецензирование учащимися текстов рассказов Аверенко; подготовка индивидуальных сообщений.

    Структура урока:

      Оргмомент. (1м)

      Вступительное слово учителя. (1-2м)

      Проверка домашнего задания (тест), (до 5м)

      Рецензии (4), (20м)

      Сообщение (5).

      Вывод о своеобразии сатиры Аверченко (презентация), (6м)

      Итог урока (вопрос о школьном изучении). (1м).

      Комментарии оценок. (1м)

      Домашнее задание. (1м)

    Вступительное слово учителя.

    Здравствуйте, садитесь. На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством знаменитого писателя-сатирика А. Аверченко. Для проверки остаточного уровня знаний с предыдущего урока проведем небольшую творческую работу. Откройте свои рабочие тетради, подпишите «Проверочная работа».

    На сегодняшнем уроке мы подробнее познакомимся с особенностями сатиры А. Аверченко. Как прошло ваше знакомство с творчеством писателя мы выясним не только путем выявления остаточного уровня знаний о нем и его творчестве, но ваше восприятие и отношение прежде всего будет отражено в выполненных вами дома рецензиях на рассказы писателя. План, по которому вы работали, представлен на слайде. Выступление каждого рецензента будет оценивать весь класс.

    Итак, фронт работы таков: рецензент читает свою работу, в это время класс отмечает для себя недостатки и достоинства данной работы, готовит дополнения, если кто-то тоже рецензировал тот же рассказ и желает представить свою точку зрения. Подумайте, в чем вы не согласны с рецензентом или же какой вопрос, однозначно решенный в его работе, считаете спорным. Над чем заставила задуматься вас прочитанная работа. То есть я предлагаю вам выступить в роли критиков, но помните, что критика бывает не только злой, но и доброй.

    Проверка домашнего задания.

    Тест. Биография А. Аверченко.

    1. Аверченко родился…

    А) Харьков;

    Б) Севастополь;

    В) Петербург;

    Г) Москва.

    2. Отец писателя был…

    А) Ремесленником;

    Б) Мореплавателем;

    В) Служащим конторы;

    Г) Купцом.

    3. Литературная деятельность Аверченко началась…

    А) 1903;

    Б) 1904;

    В) 1907;

    Г) 1910.

    4. Аверченко был основателем журнала…

    А) «Москвитянин»;

    Б) «Вестник Европы»;

    В) «Сатирикон»;

    Г) «Пчела».

    5. В эмиграции Аверченко жил…

    А) Прага;

    Б) Берлин;

    В) Шанхай;

    Г) Париж.

    6. Аверченко умер…

    А) В 1923;

    Б) 1924;

    В) 1925;

    Г) 1926.

    Ответы к тесту: 1. Б; 2. Г; 3, Б; 4. В; 5. А; 6. В.

    Тест 2. Своеобразие сатиры Аверченко.

      С каким литературным произведением можно по сюжетной линии соотнести рассказ «Робинзоны»…

    А) «Робинзон Крузо» Д. Дефо;

    Б) «Ревизор» Гоголя;

    В) «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»;

    2. Рассказы Аверченко «Русалка» и «Поэт» объединены общей тематикой, так как в них…

    А) высмеивается искусство;

    Б) обывательский быт;

    В) взяточничество чиновников.

    А) небольшим объемом, наличием комических диалогов, яркой характеристикой речи персонажей, сатирическое изображение жизненных ситуаций;

    Б) большим объемом, тонким психологизмом, обилием реалистических деталей;

    В) передачей чувств и эмоций героев через пейзаж, лиричностью, обилием изобразительно-выразительных средств.

    4. Аверченко продолжал традиции…

    А) Гончаров, Тургенева, Толстого;

    Б) Фонвизина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова;

    В) Жуковского, Пушкина, Лермонтова.

    5. Средствами сатиры служат…

    А) Гротеск, гипербола, градация;

    Б) Эпитеты, метафоры, сравнения;

    В) Олицетворение, метонимия, синекдоха.

    6. Ярким примером использования гротеска служит рассказ…

    А) «Поэт»;

    Б) «Робинзоны»;

    В) «Русалка».

    Средства изображения сатиры в рассказах Аверченко.

    Проверочная работа.

      Аверченко продолжал традиции…

      Объектом сатирического изображения в произведениях Аверченко является…

      Средствами достижения сатирического эффекта являются…

    Дайте им определения.

      Соотнесите название рассказа с его идеей

    «Робинзоны» — высмеиваются дешевые штампы, выдаваемые за творчество;

    «Поэт» — оторванный от жизни романтизм, модернистские изыски;

    «Русалка» — разоблачение взяточничества чиновников;

    «Виктор Поликапович» — чинопреклонство, заискивание перед вышестоящими, ограниченность, невежественность обывателей.

      Ярким примером использования приема гротеска является рассказ…, потому что…

      Дымба является одним из персонажей рассказа Аверченко…. Этот рассказ можно соотнести с комедией… по следующим параметрам…

      Рассказы Аверченко отличаются…

    2 этап урока.

    Рецензии .

      Дима Семенов «Алло».

      Стас Князев «Поэт».

      Андрейкин Сергей «Новогодний тост».

      Катя Гурченко/Артем Динисенков «Русалка».

    Вопрос учителя и ученика по рецензии: мнения, дополнения, пожелания.

    Критерии оценки:

    1) Предмет изображения сатиры;

    2) Актуальность;

    2) Средства;

    3) Логика изложения.

    Что не сказано досказать : раскрытие идеи (какие пороки высмеиваются,

    актуальность, трансформация пороков).

    Отзыв на рецензию: 1) аргументация оценки; 2) достоинства / недостатки; 3) рекомендации.

    Вопросы ученикам:

      Какой человеческий порок изображается?

      Какими средствами это достигается?

    Ответы на вопросы (выводы):

    Рассказ «Поэт».

      Назойливость, бездарность, взяточничество, ограниченность человека.

      Комический диалог, нагнетение комического эффекта за счет многократного появления записки в самых неожиданных местах (градация комического)…

      Актуальность данного произведения в том, что порок, который он обличает, по сей день существует в нашей жизни, ведь в современное время публикуется масса абсурдных произведений бездарных авторов.

    «Робинзоны».

      Ограниченность людей, принадлежащих к разным сословиям, заискивание перед вышестоящими по чину, готовность на все ради повышения чина.

      Использование традиций Салтыкова-Щедрина, художественным фоном для сатиры служит необитаемый остров, подчеркивая абсурдное соблюдение человеком своих должностных обязанностей.

      Главная идея данного рассказа остается актуальной и по сей день. Люди становятся все более мобильны и в чужих для себя условиях могут начать вести себя абсурдно.

    «Русалка».

      Оторванный от жизни романтизм, модернистские изыски, навязчивая идея.

      Гипербола (поведение русалки).

      Произведение остается актуальным, так как и сегодня часто можно встретить человека, смотрящего на мир «через розовые очки», то есть пустого мечтателя, который совершенно далек от реальности и при столкновении с жизнью получает только одно сплошное разочарование, терпит крах иллюзий.

    «Пылесос».

    1. Сатира направлена на высмеивание человеческой глупости, дураков.

    2. Гипербола, комический диалог.

    3. Произведение остается актуальным, так как нет и не будет предела человеческой глупости, но если бы не было дураков, на чьих ошибках учится умным, ведь умные учатся у дураков.

    «Алло».

    1. Высмеивается поведение навязчивых девушек, сатира направлена на выявление человеческого порока – глупости, недальновидности.

    2. Гипербола, комический диалог, представляющий собой обрывистый телефонный разговор, построенный на ситуации, когда молодой человек не воспринимает всерьез звонки его поклонниц и издевается над ними, либо делая вид, что связь плохая и он не слышит девушку, либо рассказывая какую-то историю и прерывая ее на самом интересном месте все той же фразой: «Алло, ничего не слышно!!!», но при этом не вешая трубку.

    3. Актуально произведение и по сей день, так как и в современности встречаются веселые молодые люди, которые издеваются над девушками.

    «Петушков»

    1. Сатира направлена на разоблачение нерадивого мужа, автор иронизирует над мужской неверностью.

    2. Средства сатиры: комическая градация, гипербола.

    3. По проблематике произведение сохраняет свою актуальность, так как известно, что мужчине изменять простительно только потому, что он мужчина, а вот женщине нет.

    «Новогодний тост».

      Градация комического, гипербола.

      По поставленной проблеме произведение сохраняет свою актуальность, так как русское пьянство – это один из наших национальных пороков.

    «Виктор Поликарпович».

      Социальная среда, бюрократизм, взяточничество чиновников.

      Достигается комический эффект путем создания реминисценции гоголевского «Ревизора». Реминисценция – обозначение черт в художественном произведении, вызывающих воспоминание о другом произведении с помощью применения характерных образов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция напоминает сюжет пьесы Гоголя. Гоголевский город находится в такой же глуши. Персонажи также трепещут перед вышестоящим чиновником. Неожиданный финал.

      Произведение и сегодня остается актуальным, так как были и будут ревизоры, покрывающие друг друга, но напыщенно строгие со своими подчиненными, были и будут подчиненные желающие продвинуться по служебной лестнице любыми путями, и для них первостепенно жить и работать в угоду начальству.

    Вывод: тематика рассказов Аверченко отличается удивительным многообразием. За основу бралась житейская ситуация, комический эффект достигался различными средствами. Его произведения современны.

    Мы рассмотрели рассказы, которые относятся к предреволюционному этапу жизни Аверченко, как вы знаете, революция 1917 года очень сильно повлияла на творчество знаменитых писателей Серебряного века и во многм изменила и их творчество и их судьбу. Не остался равнодушным к революции и Аверченко. О том, как она повлияла на творческую манеру писателя мы можем узнать, обратившись к сборнику рассказов, изданному в эмиграции «Дюжина ножей в спину революции». Послушаем сообщения, основные моменты зафиксируем в тетради.

    Сообщение «Дюжина ножей в спину революции».

    Вопросы по сообщению.

      Как вы думаете, почему Аверченко посылает дюжину ножей в спину революции? Откуда такое неприятие ее? Неужели он не любил свою родину и не смог бы выдержать все испытания вместе со своей страной?

      Выделите и охарактеризуйте основные художественные приемы Аверченко-сатирика. Какую роль в идейно-композиционной структуре сборника играет прием контраста?

    Анализ рассказа из сборника (вариативная работа, если не подготовлено сообщение).

    «Осколки разбитого вдребезги».

      Смысл названия.

      Структура рассказа: пейзаж – герои – действие — время (какие годы), портретные характеристики. Рассказ построен на диалоге героев. В основе его – воспоминания о прежней России. Отдельные элементы: называются улицы Москвы, отдельные места. Подчеркивается духовность, сила искусства

      Открытый финал. Размышления о революции учеников. Почему автор так заканчивает свой рассказ?

    Учитель: Ребята, мы подходим к завершающему этапу нашей работы. Скажите, пожалуйста, что вы для себя отметили в рассказах этого писателя, как его неповторимую индивидуальную особенность? Каковы черты его авторской манеры? Начнем, пожалуй, сначала с биографических этапов, какие этапы вы бы выделили?

    Этапы жизни писателя. Своеобразие творческой манеры писателя.

      2 периода в его жизни: доэмиграционный и эмиграционный.

    Теперь к особенностям творчества.

    2. Быт города, бег бытия. Остроумные сюжеты, рассказ из ничего. Столичный быт предопределял тематику. Рассказы посвящены одному типу женщины, подтрунивает над женскими слабостями. Мишень насмешек недостатки от Адама и Евы недостатки мужчины и женщины.

    Выставляет напоказ скудоумие обывателя, глупость здоровой мещанской семьи. Аверченко выступает поборником реалистического искусства. Простота художественного вкуса, здоровый демократизм. Тяжело было писать без России. Имена героев, говорящие фамилии.

      Использовал следующие сатирические средства: гротеск, гипербола, комические сравнения, метафоры, многократные повторы отдельных деталей, диалоги, речь персонажей.

      Стиль писателя остроумный, меткий, лаконичный. Чеховские традиции. Усеченные формы глаголов, экспрессивная оценочная лексика, междометия, лексические повторы. Восклицательные и вопросительные предложения, обилие неполных предложений. Диалоговая манера повествования.

      В основе рассказов лежит изображение незначительного жизненного эпизода, по воспоминаниям Тэффи, он создавал свои рассказы «из ничего».

    Домашнее задание.