Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • III. Беседа по рассказам Аверченко. Аверченко Аркадий рассказы: Сильные и слабые. Русалка. Руководство для лентяев

    III. Беседа по рассказам Аверченко. Аверченко Аркадий рассказы: Сильные и слабые. Русалка. Руководство для лентяев

    Вопросы для обсуждения:

    Какие традиции русской литературы продолжает Аверченко?

    Какие ассоциации возникают при чтении его рассказов?

    1. Рассказ «Виктор Поликарпович».

    Начало рассказа «Виктор Поликарпович » - реминисценция гоголевского «Ревизора»: «В один город приехала ревизия... Главный ревизор был суровый, прямолинейный, справедливый человек с громким, властным голосом и решительными поступками, приводившими в трепет всех окружающих».

    (Справка : реминисценция - обозначение черт в художественном произведении, вызывающих воспоминание о другом произведении с помощью применения характерных образов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция напоминает творческую манеру, мотивы и темы какого-либо автора и рассчитана на ассоциативное восприятие читателя). Сюжет рассказа напоминает сюжет пьесы Гоголя: «обыватели города жаловались на городового Дымбу, взыскавшего с них незаконно и неправильно триста рублей «портового сбора на предмет морского улучшения». Этот сбор был, конечно, обычной взяткой. Гоголевский город находится в такой глуши, из которой «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». У Аверченко: «Ближайшее море за шестьсот верст через две губернии». Современный ревизор - настоящий, он постепенно «выводит на чистую воду» чиновников - все выше и выше рангом, - по распоряжению которых взимался этот «портовый сбор». Мы уже видим его принципиальность и неподкупность, его решимость отыскать истину и наказать виновного. Наконец выясняется, что чиновник из Петербурга, «разработавший» проект морского сбора, сам Виктор Поликарпович. Пыл ревизора тотчас же угасает, а наказанным оказывается «стрелочник» - один городовой Дымба, да и то «за курение при исполнении служебных обязанностей».

    2. Рассказ «Робинзоны».

    В рассказе «Робинзоны» изображен бывший шпик Акациев, по пятам следующий за интеллигентом Нарымским и подсчитывающий, какие правила, инструкции и законы тот нарушил. Ситуация заимствована Аверченко у Салтыкова-Щедрина: герои оказываются на необитаемом острове. Условность положения подчеркивает его абсурдность. Акациев спасает тонущего Нарымского только потому, что насчитал около ста десяти тысяч нарушений, за которые «по возвращении в Россию» Нарымскому надо будет заплатить штрафы «или сидеть около полутораста лет».

    3. Рассказ «Поэт».

    Стиль многих рассказов Аверченко напоминает чеховский стиль - лаконичный, остроумный, меткий. Как и Чехов, Аверченко высмеивает глупость, пошлость, бездарность. Аверченко по-чеховски изобретателен по части сюжетов, порой он выстраивает их почти «из ничего». Например, в рассказе «Поэт » высмеиваются дешевые штампы, выдаваемые за творчество. Надоедливый и нахальный посетитель преследует редактора, предлагая свои вирши. Это становится каким-то наваждением. Графоман подсовывает свое «творение» («Хотел бы я ей черный локон / Каждое утро чесать...») в книгу, в карман пальто, посылает письмом. Редактор обнаруживает «стихи» в своих ботинках, в ящике с сигарами, в подушке и даже за обедом - внутри холодной курицы. Не выдержав, он пишет письмо издателю с просьбой об освобождении от редакторских обязанностей, а на обороте листа привычно уже находит все те же строчки.

    4. Рассказ «Русалка.

    Похожая тема и у другого рассказа - «Русалка ». Рассказ тоже о поэте. Автор высмеивает оторванный от жизни романтизм, пародирует модернистские изыски. Поэт Пеликанов, мечтал встретить настоящую русалку, изъясняется штампами: «посеребренная лунная река», «безмолвная молы- ба», «печальные глаза... как звезды» Художник Кранц на ходу придумывает историю, несколько напоминающую и по стилю, и по завязке купринскую «Олесю»: «Однажды летом я охотился... Собственно, охота какая? Так, бродил с ружьем. Люблю одиночество. И вот, бродя таким образом, набрел я в один теплый летний вечер на заброшенный рыбачий домик на берегу реки...» Возвышенная лексика романтического начала («прекрасное безмолвие, запустение и одиночество», «умиление», «душная грозовая ночь», неизменные «Шиллер, Пушкин и Достоевский» - их читает герой) контрастирует со сниженными, грубыми словами прекрасной «русалки», которых она набралась от рыбаков.

    Ее «печальные глаза» и «коралловые губки» прельщают героя ненадолго. Сначала его отпугивает запах рыбы («Я бы никогда не стал целоваться с окунем или карасем»), потом манеры: «пескарей она съела целиком, с головой и внутренностями», причесывалась обломком «рыбьего хребта с костями, в виде зубьев гребня, причем на этих зубьях кое-где рыбье мясо еще не было объедено». Наконец герой с облегчением сталкивает свою «прекрасную пленницу» обратно в воду. Эта история моментально излечивает от романтической белиберды поэта Пеликанова: «Пожалуй, я пойду домой. Нынче что-то сыровато».

    5. Итоги обсуждения.

    Продолжал традиции русской сатиры, русской литературы - Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Куприна, - Аверченко актуален не только для своего времени, но и для нашего: объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-02-13

    Урок литературы в 11 классе

    Тема: «Своеобразие сатиры А. Аверченко».

    Ратвина Ольга Владимировна,

    ГБОУ СОШ № 2029,

    Г. Москва, район Ховрино САО

    Тип: урок развития речи.

    Цели: проверить остаточный уровень знаний учащихся по предыдущему уроку; закрепление знаний учащихся по творчеству Аверченко; выявить основные особенности сатиры Аверченко методом рецензирования рассказов писателя; организовать работу по оцениванию рецензии ученика всем классом;

    развивать критическое мышление учащихся, усовершенствовать их умение рецензировать текст;

    воспитать любовь и уважение учащихся к творческому наследию писателя.

    Методы: репродуктивный, эвристический.

    Приемы: подготовка учащимися индивидуальных сообщений, рецензирование учащимися текста рассказов, постановка учителем проблемных вопросов.

    Виды деятельности учащихся: рецензирование учащимися текстов рассказов Аверенко; подготовка индивидуальных сообщений.

    Структура урока:

      Оргмомент. (1м)

      Вступительное слово учителя. (1-2м)

      Проверка домашнего задания (тест), (до 5м)

      Рецензии (4), (20м)

      Сообщение (5).

      Вывод о своеобразии сатиры Аверченко (презентация), (6м)

      Итог урока (вопрос о школьном изучении). (1м).

      Комментарии оценок. (1м)

      Домашнее задание. (1м)

    Вступительное слово учителя.

    Здравствуйте, садитесь. На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством знаменитого писателя-сатирика А. Аверченко. Для проверки остаточного уровня знаний с предыдущего урока проведем небольшую творческую работу. Откройте свои рабочие тетради, подпишите «Проверочная работа».

    На сегодняшнем уроке мы подробнее познакомимся с особенностями сатиры А. Аверченко. Как прошло ваше знакомство с творчеством писателя мы выясним не только путем выявления остаточного уровня знаний о нем и его творчестве, но ваше восприятие и отношение прежде всего будет отражено в выполненных вами дома рецензиях на рассказы писателя. План, по которому вы работали, представлен на слайде. Выступление каждого рецензента будет оценивать весь класс.

    Итак, фронт работы таков: рецензент читает свою работу, в это время класс отмечает для себя недостатки и достоинства данной работы, готовит дополнения, если кто-то тоже рецензировал тот же рассказ и желает представить свою точку зрения. Подумайте, в чем вы не согласны с рецензентом или же какой вопрос, однозначно решенный в его работе, считаете спорным. Над чем заставила задуматься вас прочитанная работа. То есть я предлагаю вам выступить в роли критиков, но помните, что критика бывает не только злой, но и доброй.

    Проверка домашнего задания.

    Тест. Биография А. Аверченко.

    1. Аверченко родился…

    А) Харьков;

    Б) Севастополь;

    В) Петербург;

    Г) Москва.

    2. Отец писателя был…

    А) Ремесленником;

    Б) Мореплавателем;

    В) Служащим конторы;

    Г) Купцом.

    3. Литературная деятельность Аверченко началась…

    А) 1903;

    Б) 1904;

    В) 1907;

    Г) 1910.

    4. Аверченко был основателем журнала…

    А) «Москвитянин»;

    Б) «Вестник Европы»;

    В) «Сатирикон»;

    Г) «Пчела».

    5. В эмиграции Аверченко жил…

    А) Прага;

    Б) Берлин;

    В) Шанхай;

    Г) Париж.

    6. Аверченко умер…

    А) В 1923;

    Б) 1924;

    В) 1925;

    Г) 1926.

    Ответы к тесту: 1. Б; 2. Г; 3, Б; 4. В; 5. А; 6. В.

    Тест 2. Своеобразие сатиры Аверченко.

      С каким литературным произведением можно по сюжетной линии соотнести рассказ «Робинзоны»…

    А) «Робинзон Крузо» Д. Дефо;

    Б) «Ревизор» Гоголя;

    В) «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»;

    2. Рассказы Аверченко «Русалка» и «Поэт» объединены общей тематикой, так как в них…

    А) высмеивается искусство;

    Б) обывательский быт;

    В) взяточничество чиновников.

    А) небольшим объемом, наличием комических диалогов, яркой характеристикой речи персонажей, сатирическое изображение жизненных ситуаций;

    Б) большим объемом, тонким психологизмом, обилием реалистических деталей;

    В) передачей чувств и эмоций героев через пейзаж, лиричностью, обилием изобразительно-выразительных средств.

    4. Аверченко продолжал традиции…

    А) Гончаров, Тургенева, Толстого;

    Б) Фонвизина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова;

    В) Жуковского, Пушкина, Лермонтова.

    5. Средствами сатиры служат…

    А) Гротеск, гипербола, градация;

    Б) Эпитеты, метафоры, сравнения;

    В) Олицетворение, метонимия, синекдоха.

    6. Ярким примером использования гротеска служит рассказ…

    А) «Поэт»;

    Б) «Робинзоны»;

    В) «Русалка».

    Средства изображения сатиры в рассказах Аверченко.

    Проверочная работа.

      Аверченко продолжал традиции…

      Объектом сатирического изображения в произведениях Аверченко является…

      Средствами достижения сатирического эффекта являются…

    Дайте им определения.

      Соотнесите название рассказа с его идеей

    «Робинзоны» — высмеиваются дешевые штампы, выдаваемые за творчество;

    «Поэт» — оторванный от жизни романтизм, модернистские изыски;

    «Русалка» — разоблачение взяточничества чиновников;

    «Виктор Поликапович» — чинопреклонство, заискивание перед вышестоящими, ограниченность, невежественность обывателей.

      Ярким примером использования приема гротеска является рассказ…, потому что…

      Дымба является одним из персонажей рассказа Аверченко…. Этот рассказ можно соотнести с комедией… по следующим параметрам…

      Рассказы Аверченко отличаются…

    2 этап урока.

    Рецензии .

      Дима Семенов «Алло».

      Стас Князев «Поэт».

      Андрейкин Сергей «Новогодний тост».

      Катя Гурченко/Артем Динисенков «Русалка».

    Вопрос учителя и ученика по рецензии: мнения, дополнения, пожелания.

    Критерии оценки:

    1) Предмет изображения сатиры;

    2) Актуальность;

    2) Средства;

    3) Логика изложения.

    Что не сказано досказать : раскрытие идеи (какие пороки высмеиваются,

    актуальность, трансформация пороков).

    Отзыв на рецензию: 1) аргументация оценки; 2) достоинства / недостатки; 3) рекомендации.

    Вопросы ученикам:

      Какой человеческий порок изображается?

      Какими средствами это достигается?

    Ответы на вопросы (выводы):

    Рассказ «Поэт».

      Назойливость, бездарность, взяточничество, ограниченность человека.

      Комический диалог, нагнетение комического эффекта за счет многократного появления записки в самых неожиданных местах (градация комического)…

      Актуальность данного произведения в том, что порок, который он обличает, по сей день существует в нашей жизни, ведь в современное время публикуется масса абсурдных произведений бездарных авторов.

    «Робинзоны».

      Ограниченность людей, принадлежащих к разным сословиям, заискивание перед вышестоящими по чину, готовность на все ради повышения чина.

      Использование традиций Салтыкова-Щедрина, художественным фоном для сатиры служит необитаемый остров, подчеркивая абсурдное соблюдение человеком своих должностных обязанностей.

      Главная идея данного рассказа остается актуальной и по сей день. Люди становятся все более мобильны и в чужих для себя условиях могут начать вести себя абсурдно.

    «Русалка».

      Оторванный от жизни романтизм, модернистские изыски, навязчивая идея.

      Гипербола (поведение русалки).

      Произведение остается актуальным, так как и сегодня часто можно встретить человека, смотрящего на мир «через розовые очки», то есть пустого мечтателя, который совершенно далек от реальности и при столкновении с жизнью получает только одно сплошное разочарование, терпит крах иллюзий.

    «Пылесос».

    1. Сатира направлена на высмеивание человеческой глупости, дураков.

    2. Гипербола, комический диалог.

    3. Произведение остается актуальным, так как нет и не будет предела человеческой глупости, но если бы не было дураков, на чьих ошибках учится умным, ведь умные учатся у дураков.

    «Алло».

    1. Высмеивается поведение навязчивых девушек, сатира направлена на выявление человеческого порока – глупости, недальновидности.

    2. Гипербола, комический диалог, представляющий собой обрывистый телефонный разговор, построенный на ситуации, когда молодой человек не воспринимает всерьез звонки его поклонниц и издевается над ними, либо делая вид, что связь плохая и он не слышит девушку, либо рассказывая какую-то историю и прерывая ее на самом интересном месте все той же фразой: «Алло, ничего не слышно!!!», но при этом не вешая трубку.

    3. Актуально произведение и по сей день, так как и в современности встречаются веселые молодые люди, которые издеваются над девушками.

    «Петушков»

    1. Сатира направлена на разоблачение нерадивого мужа, автор иронизирует над мужской неверностью.

    2. Средства сатиры: комическая градация, гипербола.

    3. По проблематике произведение сохраняет свою актуальность, так как известно, что мужчине изменять простительно только потому, что он мужчина, а вот женщине нет.

    «Новогодний тост».

      Градация комического, гипербола.

      По поставленной проблеме произведение сохраняет свою актуальность, так как русское пьянство – это один из наших национальных пороков.

    «Виктор Поликарпович».

      Социальная среда, бюрократизм, взяточничество чиновников.

      Достигается комический эффект путем создания реминисценции гоголевского «Ревизора». Реминисценция – обозначение черт в художественном произведении, вызывающих воспоминание о другом произведении с помощью применения характерных образов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция напоминает сюжет пьесы Гоголя. Гоголевский город находится в такой же глуши. Персонажи также трепещут перед вышестоящим чиновником. Неожиданный финал.

      Произведение и сегодня остается актуальным, так как были и будут ревизоры, покрывающие друг друга, но напыщенно строгие со своими подчиненными, были и будут подчиненные желающие продвинуться по служебной лестнице любыми путями, и для них первостепенно жить и работать в угоду начальству.

    Вывод: тематика рассказов Аверченко отличается удивительным многообразием. За основу бралась житейская ситуация, комический эффект достигался различными средствами. Его произведения современны.

    Мы рассмотрели рассказы, которые относятся к предреволюционному этапу жизни Аверченко, как вы знаете, революция 1917 года очень сильно повлияла на творчество знаменитых писателей Серебряного века и во многм изменила и их творчество и их судьбу. Не остался равнодушным к революции и Аверченко. О том, как она повлияла на творческую манеру писателя мы можем узнать, обратившись к сборнику рассказов, изданному в эмиграции «Дюжина ножей в спину революции». Послушаем сообщения, основные моменты зафиксируем в тетради.

    Сообщение «Дюжина ножей в спину революции».

    Вопросы по сообщению.

      Как вы думаете, почему Аверченко посылает дюжину ножей в спину революции? Откуда такое неприятие ее? Неужели он не любил свою родину и не смог бы выдержать все испытания вместе со своей страной?

      Выделите и охарактеризуйте основные художественные приемы Аверченко-сатирика. Какую роль в идейно-композиционной структуре сборника играет прием контраста?

    Анализ рассказа из сборника (вариативная работа, если не подготовлено сообщение).

    «Осколки разбитого вдребезги».

      Смысл названия.

      Структура рассказа: пейзаж – герои – действие — время (какие годы), портретные характеристики. Рассказ построен на диалоге героев. В основе его – воспоминания о прежней России. Отдельные элементы: называются улицы Москвы, отдельные места. Подчеркивается духовность, сила искусства

      Открытый финал. Размышления о революции учеников. Почему автор так заканчивает свой рассказ?

    Учитель: Ребята, мы подходим к завершающему этапу нашей работы. Скажите, пожалуйста, что вы для себя отметили в рассказах этого писателя, как его неповторимую индивидуальную особенность? Каковы черты его авторской манеры? Начнем, пожалуй, сначала с биографических этапов, какие этапы вы бы выделили?

    Этапы жизни писателя. Своеобразие творческой манеры писателя.

      2 периода в его жизни: доэмиграционный и эмиграционный.

    Теперь к особенностям творчества.

    2. Быт города, бег бытия. Остроумные сюжеты, рассказ из ничего. Столичный быт предопределял тематику. Рассказы посвящены одному типу женщины, подтрунивает над женскими слабостями. Мишень насмешек недостатки от Адама и Евы недостатки мужчины и женщины.

    Выставляет напоказ скудоумие обывателя, глупость здоровой мещанской семьи. Аверченко выступает поборником реалистического искусства. Простота художественного вкуса, здоровый демократизм. Тяжело было писать без России. Имена героев, говорящие фамилии.

      Использовал следующие сатирические средства: гротеск, гипербола, комические сравнения, метафоры, многократные повторы отдельных деталей, диалоги, речь персонажей.

      Стиль писателя остроумный, меткий, лаконичный. Чеховские традиции. Усеченные формы глаголов, экспрессивная оценочная лексика, междометия, лексические повторы. Восклицательные и вопросительные предложения, обилие неполных предложений. Диалоговая манера повествования.

      В основе рассказов лежит изображение незначительного жизненного эпизода, по воспоминаниям Тэффи, он создавал свои рассказы «из ничего».

    Домашнее задание.

    Аркадий Аверченко

    – Вы кашляете? – учтиво спросил поэта Пеликанова художник Кранц.

    – Да, – вздохнул бледный поэт. – И кроме того, у меня насморк.

    – Где же это вы его схватили?

    – На реке. Вчера всю ночь на берегу просидел. И нога, кроме того, ломит.

    – Так, так, – кивнул головой третий из компании – угрюмый Дерягин. – Рыбу ловили, с ума сошли или просто так?

    – Просто так. Думал.

    – Просто так? Думал? О чем же вы думали?

    Пеликанов встал и закинул длинные светлые волосы за уши.

    – О чем я думал? Я думал о них… о прекрасных, загадочных, которые всплывают в ночной тиши на поверхность посеребренной луной реки и плещутся там между купами задумчивой осоки, напевая свои странные, чарующие, хватающие за душу песенки и расчесывая гребнями длинные волосы, в которых запутались водоросли… Бледные, прекрасные, круглые руки поднимаются из воды и в безмолвной мольбе протягиваются к луне… Большие печальные глаза сияют между ветвей, как звезды… Жутко и сладостно увидеть их в эту пору.

    – Это кто ж такие будут? – спросил Дерягин. – Русалки, что ли?

    – Да… Русалки.

    – И вы их надеетесь увидеть?

    – О, если бы я надеялся! Я только мечтаю об этом…

    – Рассчитываете дождаться?

    – Полжизни я готов просидеть, чтобы…

    Дерягин в бешенстве вскочил с кресла:

    – Будьте вы прокляты, идиоты, с вашими дурацкими бреднями. Встречаюсь я с вами уже несколько лет, разговаривал с вами, как с порядочным, нормальным человеком, и вдруг – нате, здравствуйте! Этот человек бродит по ночам по берегу реки! Зачем, спрашивается? Русалок ищет, изволите ли видеть! Бесстыдник.

    – Вы не понимаете прекрасного! – сказал, свеся голову на грудь и покашливая, Пеликанов.

    – Да ведь их нет! Понимаете, это чепуха, мечта! Их не существует.

    Поэт улыбнулся.

    – Для вас, может быть, нет. А для меня они существуют.

    – Кранц! Кранц! Скажи ему, что он бредит, что он с ума сошел! Каких таких он русалок ищет?

    Художник Кранц улыбнулся, но промолчал.

    – Нет! С вами тут с ума сойдешь. Пойду я домой. Возьму ванну, поужинаю хорошенько и завалюсь спать. А ты, Кранц?

    – Мне спать рано. Я поеду к одной знакомой даме, которая хорошо поет. Заставлю ее петь, а сам лягу на диван и, слушая, буду тянуть шартрез из маленькой-маленькой рюмочки. Хорошо-о-о!

    – Сибарит! А вы, Пеликанов?

    Пеликанов грустно усмехнулся:

    – Вы, конечно, будете ругаться… Но я… пойду сейчас к реке, побродить… прислушаться к всплескам волн, помечтать где-нибудь под темными кустами осоки о прекрасных, печальных глазах… о руках, смутно белеющих на черном фоне спящей реки…

    – Кранц! – завопил Дерягин, завертевшись как ужаленный. – Да скажи ты ему, этому жалкому человечишке, что его проклятых русалок не существует!..

    Кранц подумал немного и потом пожал плечами:

    – Как же я ему скажу это, когда русалки существуют.

    – Если ты так говоришь, значит, ты дурак.

    – Может быть, – усмехнулся Кранц. – Но я был знаком с одной русалкой.

    – Боже! – всплеснул руками Дерягин. – Сейчас начнется скучища – розовая водица и нудьга! Кранц нам сейчас расскажет историю о том, как он встретился с женщиной, у которой были зеленые русалочьи глаза и русалочий смех, и как она завлекла его в жизненную пучину, и как погубила. Кранц! Сколько вам заплатить, чтобы вы не рассказывали этой истории?

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

    Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

    Творчество А. Т. Аверченко

    Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко

    Цель урока: представить творчество А. Т. Аверченко (1881—1925) с точки зрения продолжения традиций русской литературы.

    Методические приемы: рецензирование, обсуждение сочинений; рассказ учителя; анализ текста, доклад ученика.

    Ход урока

    I . Чтение и обсуждение 2—3 сочинений по творчеству Бунина и Куприна

    II. Слово учителя

    Представление о литературной ситуации никогда не может быть полным без ее юмористических и сатирических страниц. В начале века постаревшая и поскучневшая «Стрекоза», в которой когда-то печатался юный Чехов, в 1908 году была преобразована группой молодых сотрудников этого журнала в новый журнал — «Сатирикон». Со временем (с 1913 года) он модернизировал свое название, став «Новым Сатириконом», но продолжил объединение замечательных художественных сил. В этом журнале сотрудничали художники Ре-Ми (Н. Ремизов), Л. Бакст, И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, Н. Альтман, талантливые и остроумные писатели — Саша Черный, С. Городецкий, Тэффи (Лохвицкая), А. Аверченко. В «Сатириконе» печатались А. Куприн, Л. Андреев, А. Толстой, А. Грин. «Гвоздем» каждого номера были произведения Аркадия Аверченко. Под забавными псевдонимами (Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин) он выступал с передовицами и злободневными фельетонами, писал о театре, о музыкальных вечерах, о художественных выставках, И лишь рассказы подписывал своей фамилией.

    Аверченко — мастер юмористического рассказа. Лучшие из них, скорее, относятся к жанру сатирическому.

    III. Беседа по рассказам Аверченко

    Вопросы для обсуждения:

    — Какие традиции русской литературы продолжает Аверченко?

    — Какие ассоциации возникают при чтении его рассказов?

    1. Рассказ «Виктор Поликарпович».

    Начало рассказа «Виктор Поликарпович» — реминисценция гоголевского «Ревизора»: «В один город приехала ревизия... Главный ревизор был суровый, прямолинейный, справедливый человек с громким, властным голосом и решительными поступками, приводившими в трепет всех окружающих».

    (Справка: реминисценция — обозначение черт в художественном произведении, вызывающих воспоминание о другом произведении с помощью применения характерных образов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция напоминает творческую манеру, мотивы и темы какого-либо автора и рассчитана на ассоциативное восприятие читателя). Сюжет рассказа напоминает сюжет пьесы Гоголя: «обыватели города жаловались на городового Дымбу, взыскавшего с них незаконно и неправильно триста рублей «портового сбора на предмет морского улучшения». Этот сбор был, конечно, обычной взяткой. Гоголевский город находится в такой глуши, из которой «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». У Аверченко: «Ближайшее море за шестьсот верст через две губернии». Современный ревизор — настоящий, он постепенно «выводит на чистую воду» чиновников — все выше и выше рангом, — по распоряжению которых взимался этот «портовый сбор». Мы уже видим его принципиальность и неподкупность, его решимость отыскать истину и наказать виновного. Наконец выясняется, что чиновник из Петербурга, «разработавший» проект морского сбора, сам Виктор Поликарпович. Пыл ревизора тотчас же угасает, а наказанным оказывается «стрелочник» — один городовой Дымба, да и то «за курение при исполнении служебных обязанностей».

    2. Рассказ «Робинзоны».

    В рассказе «Робинзоны» изображен бывший шпик Акациев, по пятам следующий за интеллигентом Нарымским и подсчитывающий, какие правила, инструкции и законы тот нарушил. Ситуация заимствована Аверченко у Салтыкова-Щедрина: герои оказываются на необитаемом острове. Условность положения подчеркивает его абсурдность. Акациев спасает тонущего Нарымского только потому, что насчитал около ста десяти тысяч нарушений, за которые «по возвращении в Россию» Нарымскому надо будет заплатить штрафы «или сидеть около полутораста лет».

    3. Рассказ «Поэт».

    Стиль многих рассказов Аверченко напоминает чеховский стиль — лаконичный, остроумный, меткий. Как и Чехов, Аверченко высмеивает глупость, пошлость, бездарность. Аверченко по-чеховски изобретателен по части сюжетов, порой он выстраивает их почти «из ничего». Например, в рассказе «Поэт» высмеиваются дешевые штампы, выдаваемые за творчество. Надоедливый и нахальный посетитель преследует редактора, предлагая свои вирши. Это становится каким-то наваждением. Графоман подсовывает свое «творение» («Хотел бы я ей черный локон / Каждое утро чесать...») в книгу, в карман пальто, посылает письмом. Редактор обнаруживает «стихи» в своих ботинках, в ящике с сигарами, в подушке и даже за обедом — внутри холодной курицы. Не выдержав, он пишет письмо издателю с просьбой об освобождении от редакторских обязанностей, а на обороте листа привычно уже находит все те же строчки.

    4. Рассказ «Русалка.

    Похожая тема и у другого рассказа — «Русалка». Рассказ тоже о поэте. Автор высмеивает оторванный от жизни романтизм, пародирует модернистские изыски. Поэт Пеликанов, мечтал встретить настоящую русалку, изъясняется штампами: «посеребренная лунная река», «безмолвная молы- ба», «печальные глаза... как звезды» Художник Кранц на ходу придумывает историю, несколько напоминающую и по стилю, и по завязке купринскую «Олесю»: «Однажды летом я охотился... Собственно, охота какая? Так, бродил с ружьем. Люблю одиночество. И вот, бродя таким образом, набрел я в один теплый летний вечер на заброшенный рыбачий домик на берегу реки...» Возвышенная лексика романтического начала («прекрасное безмолвие, запустение и одиночество», «умиление», «душная грозовая ночь», неизменные «Шиллер, Пушкин и Достоевский» — их читает герой) контрастирует со сниженными, грубыми словами прекрасной «русалки», которых она набралась от рыбаков.

    Ее «печальные глаза» и «коралловые губки» прельщают героя ненадолго. Сначала его отпугивает запах рыбы («Я бы никогда не стал целоваться с окунем или карасем»), потом манеры: «пескарей она съела целиком, с головой и внутренностями», причесывалась обломком «рыбьего хребта с костями, в виде зубьев гребня, причем на этих зубьях кое-где рыбье мясо еще не было объедено». Наконец герой с облегчением сталкивает свою «прекрасную пленницу» обратно в воду. Эта история моментально излечивает от романтической белиберды поэта Пеликанова: «Пожалуй, я пойду домой. Нынче что-то сыровато».

    5. Итоги обсуждения.

    Продолжал традиции русской сатиры, русской литературы — Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Куприна, — Аверченко актуален не только для своего времени, но и для нашего: объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались.

    I II . Слушаем доклад (или реферат) заранее подготовленного ученика по политической сатире Аверченко («Дюжина ножей в спину революции»).

    I V . Вопросы по творчеству А. Т. Аверченко (вопросы можно использовать в качестве индивидуальных заданий по карточкам)

    — Какое название стал носить сатирический журнал «Стрекоза» с 1913 года?

    — Под какими псевдонимами писал Аркадий Аверченко?

    — В чем вы видите развитие гоголевских традиций в рассказе А. Т. Аверченко «Виктор Поликарпович»?

    — Какие чеховские традиции продолжает А. Т. Аверченко?

    — Что является предметом сатиры А. Т. Аверченко? Приведите примеры.

    — Какие сатирические приемы использует А. Т. Аверченко в своих рассказах?

    — Каковы политические убеждения А. Т. Аверченко? Как они отразились в его творчестве?

    — В чем вы видите актуальность творчества А. Т. Аверченко?