Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Оценка деятельности персонала предприятия. Методы деловой оценки персонала. Предложения по совершенствованию процедуры оценки результатов труда персонала

    Оценка деятельности персонала предприятия. Методы деловой оценки персонала. Предложения по совершенствованию процедуры оценки результатов труда персонала

    Которое регламентирует также и порядок оценивания. Каждая организация разрабатывает собственные критерии, а потому даже одинаковые должности в разных учреждениях могут иметь разные требования.

    Оценка результативности труда персонала

    Оценка результативности труда и затрат на персонал — это необходимость выявления соотношения эффективности отдельного работника или коллектива к расходам. Основными критериями в данном анализе являются текущие показатели работы, а также затраты на содержание сотрудника или отдела.

    Чтобы оценить результативность работы, необходимо прежде всего выявить основные критерии деловой оценки персонала . Согласно им разрабатываются методы — те действия и мероприятия, по результатам проведения которых составляется мнение о сотруднике и его ценности для организации.

    Критерии и показатели оценки результатов труда персонала

    Основными критериями по оцениванию работников являются следующие аспекты:

    • профессиональная квалификация — обладание необходимыми навыками, знаниями и опытом, которые требуются для данной должности;
    • компетенция — личные характеристики, которые используются для применения имеющихся знаний на практике;
    • психологические и моральные характеристики — навыки, которые помогают адаптироваться к изменениям и стрессовым ситуациям, внедряться и работать в коллективе;
    • дополнительные специфические показатели — к таковым могут относиться должностные требования, связанные с личностью, к примеру здоровье или отношение к работе.

    В оценке результативности труда персонала принято выделять показатели в соответствии с используемой методикой. К примеру матричный метод подразумевает создание идеального профиля с набором соответствующих характеристик. По соответствию таким значениям и сравнивается сотрудник.

    Методы оценки результативности труда работников

    Совершенствование используемых методик осуществляется на основе имеющегося опыта. Для улучшения показателей проводятся совместные семинары и тренинги с аналогичными учреждениями. При обмене опытом важно обратить внимание на его адаптацию к собственной организации. Не все методики могут быть одинаково эффективны и показывать лучшие результаты.

    Эффективность системы стимулирования и оценки труда персонала

    Оценка эффективности организации труда персонала основывается на тех показателях, которые обнаруживаются по результатам оценивающих мероприятий. Основным критерием в данном случае будет их результативность. На практике это выглядит следующим образом.

    На основании предпринятых мер делается заключение и составляются рекомендации, которые направлены на улучшение работы отдельного сотрудника или коллектива в целом. После их выполнения через определенный промежуток времени проводится дополнительное оценивание. На основании его результатов и делаются выводы об эффективности общей системы.

    Важным аспектом при этом является стимулирование к трудовой деятельности и мотивация сотрудников. Если имеется стремление к совершенствованию и улучшению показателей, то результативность предпринимаемых действий на порядок возрастает.

    Подходы к оценке эффективности труда персонала

    Для оценки эффективности труда можно выделить следующие подходы:

    • оценивание результативности работы на уровне компании в целом, структурного подразделения и отдельного специалиста;
    • стремление к эффективному использованию потенциала персонала в качестве ресурса для успешного развития организации;
    • установление тех работников, которые показывают наибольшую успешность; поощрение и включение их в кадровые резервы;
    • использование рычагов мотивации и установление тесной взаимосвязи между эффективностью труда и заработной платой.

    Данные подходы являются основными аспектами, в которых осуществляет свою деятельность служба управления. Конечная цель — создание таких условий, которые помогают раскрывать потенциал каждого отдельного работника на благо организации.

    Показатели для оценки эффективности труда персонала

    Эффективность труда является отдельной составляющей успешности организации. Ее показатели можно выделить в следующий перечень:

    • результативность трудовой деятельности и ее колебания;
    • качественные значения работы;
    • профессиональная квалификация сотрудников;
    • соотношение затрат на содержание работника и его результативность;
    • рациональность в организации условий трудовой деятельности, а также оптимизация существующих процессов.

    При общем анализе можно сделать вывод, что результативность трудовой деятельности заключается в более высоких показателях при меньших затратах. Именно по данному критерию и оценивается эффективность персонала.

    Методы оценки эффективности труда персонала

    Концепция эффективности труда персонала. Наиболее важной задачей управления персоналом * фирмы является оценка его деятельности. Оценка результативности труда каждого работника направлена на определение уровня эффективности выполнения его работы. Она характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо структурного подразделения организации. Результат труда работника может влиять на достижение цели подразделения или организации в целом. Оценка результативности труда персонала преследует следующие цели:

      повышение эффективности работы персонала;

      назначение адекватного вознаграждения за работу персонала;

      принятие решения * , связанного с трудовой карьерой сотрудника.

    В практике работы отечественных предприятий проблема адекватной и точной оценки труда отдельного сотрудника до сих пор остается нерешенной. Это означает, что модели трудовых отношений и управления человеческим фактором должны быть серьезно реформированы в направлении существенно лучшего (на порядок) использования творческих способностей человека.

    Творческие способности человека проявляются через его компетенцию, которая является центральным понятием всей концепции управления персоналом * .

    Компетенция - это рациональное сочетание способностей, личностных качеств и мотивации персонала фирмы, рассматриваемых во временном интервале (рис. 6.3).

    Оценивая компетентность персонала, мы оцениваем в самом общем виде:

      способности персонала (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.);

      личностные свойства (инициативность, коммуникабельность, надежность и т.п.);

      мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.).

    Компетенция персонала - категория очень динамичная, развивающаяся. Она может быть значительно повышена за счет постоянного обучения, самообразования, приема работников со стороны и особенно мотивации. Поэтому задачами управления персонала является оптимизация результативности его действий, которая зависит от компетенции и мотивации.

    Результативность = f (компетенция? мотивация * ).

    Отсюда следует вывод о том, что для повышения эффективности работы фирмы необходимо, во-первых, развивать компетенцию каждого работника и, во-вторых, совершенствовать формы мотивации труда. Развитие компетенции может осуществляться как за счет профессионального образования, организуемого фирмами, так и за счет самообразования работника. В связи с этим становится понятным стремление многих фирм вкладывать огромные финансы в профессиональное обучение, кружки качества, ротацию персонала, зарубежные стажировки и т. п.

    Управление * компетенцией может проходить как на уровне фирмы, так и на уровне личности. На уровне личности управление компетенцией осуществляется в следующей последовательности:

      сотрудник оценивает свою компетенцию в сравнении с требованиями занимаемой должности;

      активизирует полученные им знания и навыки в случае несоответствия их требованиям должности;

      принимает решение о необходимости дополнительного обучения, если эти умения не выводят работника на уровень соответствия требованиям должности.

    Управление компетенцией на уровне фирмы проводится специальными работниками и предусматривает:

      оценку потребностей фирмы в персонале в соответствии с целями и задачами фирмы;

      оценку уровня компетенции сотрудников;

      сопоставление наличных и потребных ресурсов по уровню компетенции;

      принятие решений по обеспечению соответствия наличных и потребных ресурсов (за счет обучения сотрудников или привлечения работников с рынка труда).

    При оценке результативности труда важное практическое значение имеет правильное определение количественных и качественных показателей, отражающих конечные цели подразделения или фирмы в целом. Показатели, по которым оцениваются работники, называются критериями оценки.

    Концепция оценки труда персонала фирмы основывается на том, что в качестве критериев оценки принимаются показатели, оценивающие уровень компетенции работника.

    Исследования, проведённые на ряде фирм США, показали, что частота использования разных критериев составляла: качество работы - 93%; объём работы - 90%; знание работы - 85%. Личными качествами, используемыми в роли критериев, были: инициативность - 87%; коммуникативность - 87%; надёжность - 86%.

    Выбор критериев оценки результативности труда работника зависит от его принадлежности к той или иной категории работников: руководители, специалисты и другие служащие.

    Результат труда руководителя, как правило, выражается через итоги работы фирмы: рост прибыли, доля на рынке, рост числа клиентов и т.п., а также через социально-экономические условия труда работников (например, рост оплаты труда, увеличение льгот и т.п.).

    Результаты труда специалистов определяются, исходя из объёма, качества, своевременности, полноты выполнения закреплённых за ними должностных обязанностей.

    К критериям оценки результативности труда работников предъявляются определённые требования. Они должны:

      оказывать непосредственное и решающее влияние на результаты работы подразделения фирмы;

      приводить к достижению целей фирмы;

      влиять по крайней мере на 80% результатов труда работников.

    Критериев оценки результативности труда не должно быть больше 5-6.

    Выбор критериев определяется назначением критериев оценки, т.е. тем, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки. Так, например, если основными целями являются повышение результативности и определение заработной платы * работников, то оценку следует производить по критериям результативности. Если же целью является продвижение по служебной лестнице, необходимы критерии, которые бы определяли потенциальную результативность на новом месте и т.п.

    Периодичность оценки зависит от многих факторов: специфики труда работника, срока истечения контракта, периода рабочего цикла, существенное изменение результативности труда, окончание работы по каждой отдельной задаче и т.п.

    Оценка результативности труда работника направлена на реализацию трёх целей: административной, информационной и мотивационной (рис. 6.4).

    Рис 6.4. Основные цели оценки результативности труда работника

    Административные цели. Оценка результативности труда работника проводится для принятия административных решений:

      повышения, понижения по работе;

      перевода на другую работу;

      поощрения, наказания;

      направления на обучение, переподготовку;

      прекращения трудового договора.

    Информационные цели. Оценка эффективности труда работника позволяет информировать об относительном уровне его работы. Определить сильные и слабые стороны трудовой деятельности и скорректировать своё поведение.

    Мотивационные цели. Результат оценки сам по себе является важнейшим мотивом поведения, а выявление сильных работников позволяет администрации объективно их вознаграждать.

    Как показывают исследования, регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте.

    Таким образом, оценка степени результативности труда каждого работника - обязательный элемент контроля любой фирмы. Это одна из функций управления персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы. Оценка уровня эффективности труда характеризует способность работника оказывать непосредственное влияние на деятельность конкретного подразделения или фирмы в целом.

    В общем виде оценка результативности труда работника должна включать в себя следующие мероприятия:

      четкая формулировка требований, стандартов предъявляемых к конкретной должности;

      формирование системы критериев оценки уровня компетенции работника, ориентированной на выполнение должностных требований;

      комплексная (количественная и качественная) оценка труда работника;

      оценка соответствия способностей работника требованиям конкретной должности (определение меры близости между должностными требованиями и уровнем компетенции исполнителя);

      создание механизма, связывающего результаты оценки труда работника с системой вознаграждения за труд, т. е. с определением заработной платы, размера премий, льгот и т. п.;

      создание механизма, связывающего результаты оценки труда работника с системой служебного продвижения (карьерой) и развития сотрудника в рамках данной фирмы;

      создание механизма, связывающего результаты оценки труда работника с системой повышения квалификации и переподготовки сотрудников.

    Методы оценки труда персонала . В большинстве фирм в оценке участвуют руководители всех рангов, а также работники отдела персонала. Руководители и работники отделов персонала должны освоить современные методики оценки работников.

    В практике работы зарубежных фирм наибольшее распространение получили такие методы оценки, как графическая шкала оценки; метод альтернативного ранжирования; метод попарного сравнения; метод принудительного распределения; метод критических случаев; рейтинговые шкалы, привязанные к качеству работника; метод управления по целям.

    Рассмотрим содержание, достоинства и недостатки некоторых методов оценки результатов трудовой деятельности, которые хорошо зарекомендовали себя на практике в разных фирмах ФРГ, США, Японии 1 .

    Графическая шкала оценки является наиболее простым и популярным методом аттестации сотрудников. Типичная графическая шкала оценки показана на рис. 6.5, где представлены количественные и качественные характеристики (критерии). Каждому критерию соответствует уровень исполнения обязанностей (от неудовлетворительного до отличного). Рейтинг сотрудника по конкретному критерию выражается в определенных численных значениях, указанных в шкале оценки, которые затем суммируются и определяют уровень выполнения профессиональной работы.

    АТТЕСТАЦИЯ

    ФИО работающего____________________ Должность____________________________ Отдел________________________ Номер платежной ведомости_______________ Причина аттестации: 1 Годовая 2 Заслуги 3 Неудовлетворительное исполнение обязанностей 4 Конец испытательного срока 5 Продвижение 6 Другое_____________________ Дата вступления в должность ___/___/___ Дата последней аттестации ___/___/___ Дата текущей аттестации ___/___/___

    Инструкция: Тщательно оцените исполнение обязанностей работающим в отношении текущих требований работы. Проставьте рейтинг, указав оценки исполнения обязанностей. Обозначьте НД, если нет данных. Определите рейтинг внутри каждой шкалы и укажите в соответствующем квадратике. Значения будут суммироваться и усредняться для определения общего балла.

    О - отлично - отличное исполнение обязанностей во всех областях, намного лучше других.

    ОХ - очень хорошо - результаты четко превосходят многие требования, относящиеся к должности. Исполнение обязанностей на высшем уровне и постоянно.

    Х - хорошо - достаточный и надежный уровень исполнения обязанностей.

    НУ - необходимо улучшение - неполное исполнение обязанностей в некоторых областях. Необходимо улучшение.

    Н - неудовлетворительное - в целом результаты неудовлетворительные, и необходимо срочное улучшение. Невозможно никакое повышение по заслугам.

    НД - не аттестован - нет данных. Отвечает нормам исполнения обязанностей.

    Общие критерии оценки

    Комментарии

    Качество - аккуратность, тщательность и приемлемость выполненной работы

    Производительность - количество и эффективность работы, выполненной в некоторый период времени

    Знание работы - практические навыки и знания и информация, используемая при работе

    Надежность - насколько можно положиться на этого работающего по завершении задачи

    Пригодность - степень пунктуальности, соблюдения предписанной работы, перерывов на обед и перекуров и общая посещаемость

    Независимость - часть работы, выполненная с небольшим контролем или без него

    Рис 6.5. Графическая шкала оценивания с местом для комментариев

    Учитывая то обстоятельство, что оценивать большое количество общих характеристик и факторов невозможно, многие фирмы выделяют лишь самые главные. На рис. 6.6 приводится форма оценки должности секретаря президента фирмы. В этой форме представлены пять главных обязанностей секретаря с указанием продолжительности каждой в процентах. В правой части формы предусмотрено место для комментариев и общей оценки исполнения обязанностей (своевременность доклада о проведенной работе, соблюдение режима работы).

    Часть I. Общие данные

    ФИО__________________________

    Должность_____________________

    Период аттестации с_____ по_____

    Тестирующий___________________

    Должность тестирующего_________

    Отдел_________________________

    1. Не отвечает требованиям работы

    2. В целом отвечает требованиям работы

    3. Полностью отвечает требованиям

    4. Отвечает требованиям работы с отличием

    5. Превышает требования к работе

    Должность: Управляющий секретарь

    Обязанности и ответственность

    А. Машинопись и стенография 30%

    Аккуратная печать на машинке в соответствующем формате со скоростью 60 слов в минуту из различных источников, включая: печать под диктовку и т.д.

    Комментарии

    Б. Прием 25%

    Прием и запись первоначальных контактов персонально или по телефону и вежливая помощь звонящим и посетителям: ответы на телефонные звонки и т.д.

    Комментарии

    В. Составление расписаний 20%

    Эффективное управление календарем, включая организацию встреч, совещаний, поездок и подобных мероприятий

    Комментарии

    Г. Управление файлами и записями 15%

    Создание и поддержание соответствующих файловых систем и правильное расположение и поиск необходимого материала по требованию и т.д.

    Комментарии

    Д. Общие офисные услуги 10%

    Выполнение необходимых обязанностей в офисе в соответствии с существующей практикой и предписанными процедурами

    Комментарии

    Часть III. Аттестационная форма

    Является ли служащий на работу вовремя, остается ли на рабочем месте в соответствии с требованиями к работе? __ да ___ нет Если нет, пожалуйста, объясните.

    Следует ли служащий инструкциям и соблюдает ли правила работы? ___ да ___ нет Если нет, пожалуйста, объясните.

    Действует ли работник самостоятельно или сотрудничает с коллегами по работе? ___ да ___ нет Если нет, пожалуйста, объясните.

    Опишите все необходимые действия, которые могут улучшить исполнение обязанностей работающим.

    Резюмируйте общее исполнение обязанностей служащим, достигнутое при обсуждении.

    Часть IV. Подписи

    Этот отчет основан на моем изучении и знании сотрудника и его работы.

    Моя подпись означает, что я просмотрел эту оценку. Это не означает, что я согласен с результатами.

    Тестирующий Дата

    Рецензент Дата

    Работник Дата

    Рис 6.6. Пример аттестационной формы

    Метод альтернативного ранжирования предусматривает ранжирование сотрудников от лучшего к худшему по выбранным критериям. Лучших и худших работников легче определить в любом коллективе. Поэтому сначала по форме, представленной на рис. 6.7, необходимо записать наилучшего и наихудшего сотрудника по выбранным критериям. Затем процедуру повторить до тех пор, пока все сотрудники не будут проранжированы таким образом.

    ШКАЛА АЛЬТЕРНАТИВНОГО РАНЖИРОВАНИЯ

    Характеристика

    Для измеряемой характеристики выпишите всех подчиненных, которых Вы хотите проранжировать. Укажите ФИО работающего с наилучшим рейтингом в строке с N 1, а с наихудшим рейтингом - в строке с N 20. Затем включите следующего наилучшего работника в строке с N 2 и наихудшего в строке с N 19 и т. д. Продолжайте, пока не будут заполнены все строки. Работающий с наилучшим рейтингом

    1._____________________________ 11.__________________________

    2._____________________________ 12.__________________________

    3._____________________________ 13.__________________________

    4._____________________________ 14.__________________________

    5._____________________________ 15.__________________________

    6._____________________________ 16.__________________________

    7._____________________________ 17.__________________________

    8._____________________________ 18.__________________________

    9._____________________________ 19.__________________________

    10._____________________________ 20.__________________________

    Рис 6.7. Альтернативная шкала ранжирования

    Метод попарного сравнения - наиболее эффективен при аттестации. По избранным параметрам оценки компетенции, сотрудник сравнивается с другим, работающим в паре. На рис. 6.6. представлен пример оценки методом попарного сравнения пяти сотрудников подразделения. При сравнении "+" ставится лучшему сотруднику из сравниваемой пары. На рис.6.8 видно, что у Марии высший рейтинг за качество работы, а у Артура высший рейтинг за творчество.

    ХАРАКТЕРИСТИКА "КАЧЕСТВО РАБОТЫ"

    ХАРАКТЕРИСТИКА "ТВОРЧЕСТВО"

    Ранжируемый работающий

    Ранжируемый работающий

    Сравне-нии

    Сравне-нии

    Рис.6.8. Ранжирование работающих по методу попарного сравнения

    Метод принудительного (заданного) распределения позволяет распределить всех сотрудников по ранжируемым категориям. Например, по конкретному показателю, характеризующему компетентность, можно распределить работников следующим образом:

    15% - отлично; 20% - выше среднего; 30% - среднее; 25% - ниже среднего; 10% - плохо.

    На практике это означает, например, списочный состав работников, которые относятся к категории оценки уровня компетенции по конкретному показателю на "отлично", "выше среднего", и т.д.

    Метод критических случаев предусматривает постоянную фиксацию удачных и нежелательных случаев исполнения обязанностей каждым подчинённым. Эту работу выполняет руководитель, который периодически, например каждые полгода, анализирует и обсуждает результаты оценки.

    Метод критических случаев даёт в руки руководителя неопровержимые факты о качестве исполнения обязанностей и поэтому позволяет объективно оценить работу сотрудника. Этот метод позволяет разработать для каждого работника набор критериев (стандартов). Положительные и отрицательные отклонения от стандарта и есть критические случаи отклонений от нормы (см. табл. 6.9).

    Т а б л и ц а 6. 2.

    Примеры критических случаев менеджера * по продажам

    Критический случай показывает, что менеджер позволил снизиться средней цене продаж на 5%. Этот факт является предметом для разговора об усилении внимания к уровню продажной цены в будущем. Метод критических случаев может быть использован в дополнение к методам ранжирования как основание для оценки сотрудника.

    Оценка результатов труда - одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы. Оценка результатов труда является составной частью деловой оценки персонала наряду с оценкой его профессионального поведения и личностных качеств и состоит в определении соответствия результатов труда работника поставленным целям, запланированным показателям, нормативным требованиям.

    На показатели конечных результатов труда работников, как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов, классификация которых приведена в табл. 9.1. Учет этих факторов обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных должностных лиц в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания.

    Оценка результатов труда разных категорий работников (руководителей, специалистов, других служащих, рабочих) различается своими задачами, значимостью, показателями или характеристиками, сложностью выявления результатов.

    Достаточно просто эта задача решается для категории рабочих, особенно рабочих-сдельщиков, так как количественные и качественные результаты их труда выражаются в количестве произведенной продукции и их качестве. Путем сравнения с запланированным заданием и оценивается результат их труда.

    Оценка результатов труда руководителей и специалистов значительно сложнее, поскольку она характеризует их способность ока-

    Таблица 9.1. Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки результативности труда

    Факторы

    Естественно-биологические

    Состояние здоровья

    Умственные способности

    Физические способности

    Географическая среда

    Сезонность и др.

    Социально-экономические

    Состояние экономики

    Государственные требования, ограничения и законы в области труда и заработной платы

    Квалификация работников

    Мотивация труда

    Уровень жизни

    Уровень социальной защищенности и др

    Технико-организационные

    Характер решаемых задач

    Сложность труда

    Состояние организации производства и труда

    Условия труда (санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические и др)

    Объем и качество получаемой информации

    Уровень использования научно-технических достижений и др.

    Социально-психологические

    Отношение к труду

    Психофизиологическое состояние работника

    Моральный климат в коллективе и др.

    Рыночные

    Развитие многоукладной экономики

    Развитие предпринимательства

    Уровень и объем приватизации

    Акционирование организаций

    Конкуренция

    Самостоятельный выбор системы оплаты труда

    Либерализация цен

    Инфляция

    Банкротство

    Безработица и др.

    зывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена. В самом общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное практическое значение имеет правильное определение количественных или качественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.

    Показатели, по которым оцениваются работники, разнообразны. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество,

    ценностная оценка результатов. Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество показателей, которые охватывали бы и объем работы (например, количество визитов, наносимых агентом по продаже), и ее результаты (например, сумма выручки).

    Необходимо выделить и такое ключевое понятие, как критерий оценки, - своего рода порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или неудовлетворять установленным (запланированным, нормированным) требованиям.

    Поэтому при выборе критериев оценки следует учитывать, во- первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки (повышение оплаты труда, служебный рост, увольнение и т.п.), и, во-вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности работника. Выделяя три категории управленческих работников, следует иметь в виду, что работники каждой из этих категорий вносят свой вклад в управленческий процесс: специалисты вырабатывают и подготавливают решение, другие служащие их оформляют, а руководители принимают решения, оценивают их качество, контролируют сроки выполнения.

    В связи с разделением управленческого труда результат труда руководителя, как правило, выражается через итоги производственно-хозяйственной и иной деятельности организации или подразделений (например, выполнение плана по прибыли, рост числа клиентов и т.п.), а также через социально-экономические условия труда подчиненных ему работников (например, уровень оплаты труда, удовлетворенность трудом персонала и т.п.).

    Результат труда специалистов определяется исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей. При выборе показателей, характеризующих ключевые, основные результаты труда руководителей и специалистов, следует учитывать, что они оказывают непосредственное и решающее влияние на результат всей деятельности организации; занимают значительную часть рабочего времени персонала; их сравнительно немного (4-6); составляют по крайней мере 80% всех результатов; приводят к достижению целей организации или подразделения.

    В табл. 9.2 приведен примерный перечень количественных показателей оценки результатов труда по некоторым должностям руководителей и специалистов.

    Таблица 9.2. Перечень показателей оценки результатов труда

    Должность

    Перечень показателей оценки результатов труда

    Руководитель организации

    Рост прибыли

    Оборот капитала

    Доля на рынке

    Управляющий банком

    Объем кредитов и их динамика

    Рентабельность

    Качество кредитных операций

    Количество новых клиентов

    Линейные руководители (начальники производств. цехов, мастера)

    Выполнение плановых заданий по объему и номенклатуре

    Динамика объема производства

    Динамика производительности труда

    Снижение издержек производства

    Удельный вес бракованных изделий и их динамика

    Величина простоев

    Потери от простоев

    Коэффициент текучести кадров

    Начальник финансового отдала

    Оборачиваемость оборотных средств

    Уровень сверхнормативных запасов оборотных средств

    Руководитель службы управления персоналом

    Производительность труда и ее динамика

    Снижение нормативной трудоемкости производимой продукции

    Удельный вес научно обоснованных норм

    Уровень заработной платы на единицу продукции и его динамика

    Коэффициент текучести кадров и его динамика

    Количество вакантных мест

    Показатели по обучению и повышению квалификации персонала

    Затраты на персонал в издержках производства (удельный вес и динамика)

    Менеджер по персоналу

    Количество вакантных мест в организации

    Количество претендентов на одно вакантное место

    На практике при оценке результативности труда руководителей и специалистов наряду с количественными показателями, т.е. прямыми, используются и косвенные, характеризующие факторы, влияющие на достижение результатов. К таким факторам результативности относятся: оперативность работы, напряженность, интенсивность труда, сложность труда, качество труда и т.п. В отличие от прямых показателей результатов труда косвенные оценки характеризуют деятельность работника по критериям, соответствующим идеальным представлениям о том, как следует выполнять должностные обязанности и функции, составляющие основу данной должности, и о том, какие качества должны быть проявлены в связи с этим.

    Для оценки факторов результативности чаше всего используется балльный метод. Интерпретация баллов при оценке сложности и качества труда показана в табл. 9.3.

    Таблица 9.3. Пример балльной оценки сложности и качества труда

    Степень сложности и качества труда

    Оценка в баллах

    Выполненная работа по сложности:
    Существенно превышает должностную инструкцию

    Несколько превышает должностную инструкцию

    Соответствует должностной инструкции

    Несколько ниже, чем требуется в должностной инструкции

    Существенно ниже, чем требуется в должностной инструкции

    Качество выполненной работы: На высоком уровне

    На хорошем уровне

    Удовлетворительно

    Ниже среднего уровня

    Неудовлетворительно

    Процедура оценки результатов труда будет эффективной при соблюдении следующих обязательных условий: установление четких «стандартов» результатов труда для каждой должности (рабочего места) и критериев ее оценки; выработка процедуры проведения оценки результатов труда (когда, как часто и кто проводит оценку методы оценки); предоставление полной и достоверной информации оценщику о результатах труда работника; обсуждение результатов оценки с работником; принятие решения по результатам оценки и документирование оценки.

    Для оценки результатов труда применяются различные методы, классификация которых и краткая характеристика представлены в табл. 9.4.

    Наиболее широко в организациях всего мира используется метод управления по целям (задачам) для оценки результативности труда менеджеров, инженеров и канцелярских работников, не связанных непосредственно с выпуском продукции. Пример формулировок некоторых целей (задач) представлен в табл. 9.5.

    Наибольшая сложность в оценке результатов труда управленческих работников посредством целей заключена в определении системы индивидуальных целевых показателей.

    Таблица 9.4. Основные методы оценки результатов труда управленческих работников

    Наименование метода

    Краткая харктеристика метода

    Управление по целям

    Основан на оценке достижения работником целей, намеченных совместно руководителем и его подчиненным на конкретный период времени. Предусматривает систематическое обсуждение достигнутых и не достигнутых целей Требует количественного определения целей и сроков их достижения. Дорогостоящий метод. Используется для оценки руководителей и специалистов

    Основан на проставлении соответствующей оценки (от 4 до 0) каждой черте характера оцениваемого работника: количество работы, качество работы, инициативность, сотрудничество, надежность и др. Оценка соответствует рейтингу. Для повышения эффективности шкалы оценок составляются более четко разграниченные описания полноты проявления той или иной черты характера

    Вынужденный выбор

    Основан на отборе наиболее характерных для данного работника характеристик (описаний), соответствующих эффективной и неэффективной работе (например, «много работает» «не ждет проблем» и др.). На основе балльной шкалы рассчитывается индекс эффективности. Используется руководством, коллегами, подчиненными для оценки результативности труда работников

    Описательный метод

    Оценщик описывает преимущества и недостатки поведения работника по критериям количество работы, качество работы, знание работы, личностные качества, инициативность и др. с помощью графической шкалы рейтинга, используя заранее составленные стандарты результативности труда

    Метод оценки по решающей ситуации

    Основан на использовании списка описаний "правильного" и "неправильног" поведения работника в отдельных ситуациях, так называемых решающих ситуациях. Оценщик ведет журнал, в котором эти описания распределены по рубрикам в зависимости от характера работы. Используется в оценках, выносимых руководством. а не коллегами или подчиненными

    Метод анкет и сравнительных анкет

    Включает набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик проставляет отметку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща работнику, в противном случае оставляет пустое место. Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника. Используется для оценки руководством, коллегами и подчиненными

    Основан на использовании решающих ситуаций (5-6). из которых выводятся характеристики результативности труда (от 6 до 10). Оценщик прочитывает в анкете рейтинга описание какого-либо критерия (например, инженерная компетентность) и ставит пометку в шкале в соответствии с квалификацией оцениваемого. Дорогостоящий и трудоемкий метод, но доступный и понятный работникам

    Метод шкалы наблюдения за поведением

    Аналогичен предыдущему, но вместо определения поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценок фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вал себя тем или иным специфическим образом ранее. Метод трудоемкий и требует материальных затрат

    Таблица 9.5. Примеры использования метода управления по целям (задачам)

    Должность

    Тип организации по размеру и сфере деятельности

    Формулировка цели (задачи)

    Директор завода

    Средний размер, завод по производству холодильников

    Менеджер по продукции

    Большой размер, завод по производству продуктов питания

    Увеличить рынок сбыта грсщуктое питания не меньше чем не 2.3% до 1 сентября, увеличивая затраты не более чем на 1,5%

    Агент по продаже

    Средний размер: завод нефтепродуктов

    Найти не меньше пяти новых покупателей в центральном районе и в течение следующего полугодия заключить с двумя контракт

    Большой размер, строительная организация

    Завершить разработку проекта тепловой подстанции за 10 дней до установленного срока сдачи комплекта документации

    Наиболее популярной формой оценки результативности является оценка на основе KPI (ключевых показателей эффективности). Они разрабатываются, как правило, для каждой позиции и чаше всего используются при оценке менеджеров, реже - при оценке специалистов, но мало кто слышал о применении KPI в оценке труда технического персонала. Нередко KPI не основаны ни на профильных, ни на специальных требованиях должности. Кроме того, с помощью ключевых показателей эффективности не всегда можно провести сравнение вкладов сотрудников на разных должностях из-за того, что для них были разработаны разные критерии.

    Эффективной, хотя и не очень популярной альтернативой оценке, основанной на KPI, является оценка должностей по стандартным критериям, причем подходящим для любой должности. Но при разработке стандартных критериев результативности следует соблюдать определенные требования:

    Они должны быть определены в поведенческих терминах;

    Они должны относиться к устойчивым повторяющимся формам поведения;

    Они должны отражать количественные и качественные критерии выполнения работы, которые не относятся к содержанию деятельности на конкретном участке;

    Они должны поддаваться непосредственному наблюдению.

    Ниже приводится пример опросника, разработанного для периодической оценки работника любого уровня и профиля. Он разработай на основе моделей, использующих три основных параметра выполнения задач:

    Объем задач и должностных обязанностей;

    Срок выполнения - объем задач и функций;

    Качество выполнения - объем задач и функций.

    За норму объема задач принят объем должностных обязанностей (задач и функций), прописанных в должностной инструкции. По определенным причинам объем выполненных задач может быть меньше нормы. Причины эти могут быть «уважительными» (болезнь, отпуск) и «неуважительными» (прогул, снижение работоспособности и пр.). Объем задач, превосходящий нормы, возможен при замещении сотрудника, отсутствовавшего из-за болезни, командировки, отпуска. Другая причина - поручение сотруднику его руководителем задач, выходящих за рамки должностных инструкций, срочных и внеплановых задач.

    Итак, существуют три уровня объема задач:

    Минимальный;

    В объеме должностных обязанностей;

    Дополнительные к должностным обязанностям.

    Опросник для оценки результативности труда

    I. Общие сведения ____________________

    Ф.И.О. оцениваемого ____________________

    Должность ____________________

    Подразделение ____________________

    Предприятие ____________________

    Дата оценки ____________________

    II.Опросник

    1. Объем задач (функций и должностных обязанностей).

    Оцениваются завершенные в рассматриваемый период задачи. По итогам месяца оцениваются функции и ход выполнения задач. В одном из пунктов выберите необходимую отметку.

    1. Допустимый минимум выполненных задач, в том числе из-за пропуска оцениваемым работы по причине болезни, отпуска и пр. (0-4).

    2. Обычный, рутинный объем задач в соответствии с должностной инструкцией (5-8).

    3. Задачи, дополнительные к предусмотренным должностной инструкцией (поручения, проекты, временное замещение отсутствовавшего коллеги) (9-12).

    1. Сроки выполнения задач.

    Оцениваются сроки выполнения того или иного объема задач. Выберите один ответ.

    1. Все задачи просрочены.

    2. Меньшая часть задач выполнена без нарушения сроков, большая часть задач:

    а) выполнена досрочно;

    б) просрочена.

    3. Половина задач выполнена без нарушения сроков, другая половина:

    а) выполнена досрочно;

    б) просрочена.

    4. Большая часть задач выполнена без нарушения сроков, меньшая часть задач:

    а) выполнена досрочно;

    б) просрочена.

    5. Все задачи выполнены в срок.

    6. Все задачи выполнены досрочно.

    2. Качество выполненных задач.

    Оценивается качество выполнения задач в соответствии с имеющимися критериями и нормативами, требованиями. Принимаются в расчет также допушенные ошибки, жалобы или благодарности клиентов и т. п., достигнутый положительный эффект решенной задачи. Выберите один ответ.

    1. Качество выполнения всех задач ниже ожидаемого.

    2. Качество выполнения меньшей части задач не ниже ожидаемого, большей части задач:

    а) выше ожидаемого;

    б) ниже ожидаемого.

    3. Качество выполнения половины задач не ниже ожидаемого, второй половины:

    а) выше ожидаемого;

    б) ниже ожидаемого.

    4. Качество выполнения большей части задач не ниже ожидаемого, меньшей части задач:

    а) выше ожидаемого;

    б) ниже ожидаемого.

    5. Качество выполнения всех задач равно ожидаемому,

    6. Качество выполнения всех задач выше ожидаемого.

    III. Итоговый балл.

    IV. Ключи и нормы.

    Объем задач.

    Универсальный ключ к критериям «Сроки» и «Качество выполнения задач»

    Пункт опросника

    Оценка

    Интерпретация результатов

    29-36 Результативность выше нормы

    21-28 Результативность в норме

    13-20 Результативность ниже нормы

    8-12 Результативность отсутствует или минимальна

    При разработке шкалы для оценки срока и качества выполнения задач следует исходить из того, что в течение периода оценки часть задач выполняется раньше срока, а часть с задержкой. То же и с качеством - не все задачи выполняются одинаково качественно. Если взглянуть на матрицу, с помощью которой можно отобразить разные объемы просроченных и досрочных задач или разные объемы задач разного качества, то получится таблица с довольно сложными сочетаниями (табл. 9.6).

    На пересечении столбцов и строк - баллы, которые начисляются для возможных сочетаний. Для опросника выбраны самые типичные сочетания, которые проще оценить.

    Таблица 9.6. Шкала двухфакторной оценки «Объем задач - Качество/своевременность задач»

    Оценщиками результативности сотрудника могут быть:

    Вышестоящий руководитель;

    Прямой руководитель;

    Лицо, участвующее в том же бизнес-процессе; куратор, методический руководитель или наставник; все эти люди вместе;

    Любые сотрудники, взаимодействующие с оцениваемым и способные оценить его деятельность.


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА
    Кафедра экономики, организации
    и управления производством
    КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

    по дисциплине: «Менеджмент»

    на тему: Результативность труда персонала

    Выполнил студент группы ЭУМ-06

    Мусихина Я.В.

    Научный руководитель: Чейметова В.А.

    Тюмень, 2009

    Ведение 3

    1. Результативность труда как регулятор управления компетенцией персонала 5

    2. Измерение результативности труда персонала управления 9

    2.1 Факторы результативности труда руководителей

    и специалистов 9

    2.2 Критерии оценки результативности труда 11

    2.3 Методы оценки результативности труда

    управленческих работников 13

    3. Оценка результативности труда персонала управления на 18

    Заключение 29

    Список литературы 30

    ВВЕДЕНИЕ

    Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы.

    В настоящее время человеческим ресурсам уделяется все большее внимание. Если ранее служба персонала была представлена отделом кадров, основными функциями которого являлись учет персонала, контроль за соблюдением трудового законодательства и документооборот, то в настоящее время кадровая работа направлена на формирование работоспособного и эффективно функционирующего персонала.

    Для достижения этой цели могут использоваться различные методы и процедуры, специфические для разных этапов развития организации. Но практически ни одно направление кадровой работы в той или иной мере не может обойтись без оценки результативности труда кадров. Процедуры оценки персонала являются базовыми для многих конкретных аспектов кадровой работы. В частности: при приеме на работу - необходимо оценить степень готовности кандидата к работе в должности, определить наличие или отсутствие у него необходимых для успешной работы качеств; при продвижении - необходимо оценить, насколько он подготовлен к выполнению новых функций; при подготовке обучения - необходимо оценить уровень профессиональной компетенции, выявить перечень знаний, навыков, которыми необходимо овладеть; при разработке системы оплаты труда - необходимо оценить работника, чтобы определить размер премий и компенсаций; при сокращении или увольнении - необходимо оценить перспективы и дать увольняемому сотруднику ориентиры и рекомендации, где он мог бы быть более успешным, возможно, помочь подобрать ему программу переобучения и т.д.

    Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности. Однако, чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций.

    таким образом, оценка результативности труда персонала является неотъемлемым элементом функционирования организации. Она пронизывает всю систему управления персоналом - подбор, отбор и расстановку кадров, профессиональное развитие персонала (подготовку кадрового резерва, развитие карьеры, обучение), мотивацию деятельности. Оценка результативности труда персонала необходима при реорганизации, она позволяет выявить, насколько каждый сотрудник способен приспособиться к новым условиям работы, отобрать наиболее подходящих кандидатов и именно их оставить в новой организации. Оценка нужна для принятия обоснованного решения о сокращении и увольнении работника. Таким образом, оценка результативности труда персонала пронизывает всю систему кадровой работы.

    1. Результативность труда как регулятор управления компетенцией персонала

    В рыночных условиях эффективность хозяйственной деятельности в огромной степени зависит от качества работы службы управления персоналом, результативности принимаемых ими решений. Поэтому трудно переоценить значение своевременного, объективного, всестороннего анализа деятельности службы управления персоналом. Такой анализ может дать необходимые сведения для коренных изменений в характере и эффективности деятельности любого предприятия.

    Эффективность организации в целом зависит от уровня эффективности внутренней, т.е. от того на насколько «правильно создаются нужные вещи». Внутренне эффективная организация рационально использует все виды ресурсов, в том числе и трудовые ресурсы. При этом продукция или услуги производятся с минимальными затратами и высоким качеством. Следовательно, эффективное управление организацией возможно только при наличии эффективной системы управления. Для того чтобы оценить уровень эффективности необходимо провести тщательный анализ системы.

    Оценка результативности труда – одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом. Она характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена (организации).

    Конечно, система оценки и, самое главное, фактическая оценка работы сотрудников должны быть максимально объективны и восприниматься сотрудниками как объективные. Для придания объективности системе оценки ее критерии должны быть открытыми и понятными сотрудникам. Далее, результаты оценки должны быть конфиденциальными, т.е. известными только сотруднику, его руководителю, отделу человеческих ресурсов. Обнародование результатов создает напряженность в организации, способствует антагонизму между руководителями и подчиненными, отвлекает сотрудников от подготовки и реализации плана устранения недостатков. Принятие сотрудниками системы оценки и их активное участие в процессе оценки также являются условием ее эффективного функционирования.

    Оценка результативности труда каждого работника направлена на определение уровня эффективности выполнения его работы. Она характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо структурного подразделения организации. Результат труда работника может влиять на достижение цели подразделения или организации в целом. Оценка результативности труда персонала преследует следующие цели:

      повышение эффективности работы персонала;

      назначение адекватного вознаграждения за работу персонала;

      принятие решения * , связанного с трудовой карьерой сотрудника.

    В практике работы отечественных предприятий проблема адекватной и точной оценки труда отдельного сотрудника до сих пор остается нерешенной. Это означает, что модели трудовых отношений и управления человеческим фактором должны быть серьезно реформированы в направлении существенно лучшего (на порядок) использования творческих способностей человека.

    Творческие способности человека проявляются через его компетенцию, которая является центральным понятием всей концепции управления персоналом * .

    Компетенция - это рациональное сочетание способностей, личностных качеств и мотивации персонала фирмы, рассматриваемых во временном интервале (рис. 1).

    Оценивая компетентность персонала, мы оцениваем в самом общем виде:

      способности персонала (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.);

      личностные свойства (инициативность, коммуникабельность, надежность и т.п.);

      мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.).

    Компетенция персонала - категория очень динамичная, развивающаяся. Она может быть значительно повышена за счет постоянного обучения, самообразования, приема работников со стороны и особенно мотивации. Поэтому задачами управления персонала является оптимизация результативности его действий, которая зависит от компетенции и мотивации.

    Отсюда следует вывод о том, что для повышения эффективности работы фирмы необходимо, во-первых, развивать компетенцию каждого работника и, во-вторых, совершенствовать формы мотивации труда. Развитие компетенции может осуществляться как за счет профессионального образования, организуемого фирмами, так и за счет самообразования работника. В связи с этим становится понятным стремление многих фирм вкладывать огромные финансы в профессиональное обучение, кружки качества, ротацию персонала, зарубежные стажировки и т. п.

    Управление компетенцией может проходить как на уровне фирмы, так и на уровне личности. На уровне личности управление компетенцией осуществляется в следующей последовательности:

      сотрудник оценивает свою компетенцию в сравнении с требованиями занимаемой должности;

      активизирует полученные им знания и навыки в случае несоответствия их требованиям должности;

      принимает решение о необходимости дополнительного обучения, если эти умения не выводят работника на уровень соответствия требованиям должности.

    Управление компетенцией на уровне фирмы проводится специальными работниками и предусматривает:

      оценку потребностей фирмы в персонале в соответствии с целями и задачами фирмы;

      оценку уровня компетенции сотрудников;

      сопоставление наличных и потребных ресурсов по уровню компетенции;

      принятие решений по обеспечению соответствия наличных и потребных ресурсов (за счет обучения сотрудников или привлечения работников с рынка труда).

    2. Измерение результативности труда персонала управления

    2.1 Факторы результативности труда руководителей и специалистов

    На показатели конечных результатов труда работников аппарата управления, как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов (табл.1). Учет этих факторов обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных должностных лиц в конкретных условиях места и времени, т.к. повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания.

    КАЗАНСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    Контрольная работа по управлению персоналом

    Оценка результативности труда персонала.

    1. Цели и принципы деловой оценки персонала.

    Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы.

    Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности - в любой организации или подразделении есть лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако, чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций. Такая система повышает эффективность управления человеческими ресурсами организации через:

    · положительное воздействие на мотивацию сотрудников. Обратная связь благотворно сказывается на мотивации работников, позволяет им скорректировать свое поведение на рабочем месте, и добиться повышения производительности.

    · планирование профессионального обучения. Оценка персонала дает возможность определить пробелы в компетенциях каждого сотрудника и предусмотреть меры по их устранению.

    · планирование профессионального развития и карьеры. Оценка сотрудников выявляет их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет тщательно подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру.

    · принятие решений о вознаграждении, продвижении, увольнении. Регулярная и систематическая оценка сотрудников предоставляет руководству организации информацию, необходимую для принятия обоснованных решений о повышении заработной платы (вознаграждение лучших сотрудников оказывает мотивирующее воздействие на них и их коллег), повышении в должности или увольнении. При увольнении наличие задокументированных данных о систематическом неудовлетворительном выполнении увольняемым сотрудником своих должностных обязанностей значительно облегчает положение организации в случае судебного разбирательства.

    Названные выше преимущества не приходят в организацию автоматически в момент внедрения системы оценки. Они реализуются тогда, когда выполняется ряд дополнительных условий. Во-первых, система оценки и, самое главное, фактическая оценка работы сотрудников должны быть максимально объективны и восприниматься сотрудниками как объективные. Для придания объективности системе оценки ее критерии должны быть открытыми и понятными сотрудникам. Во-вторых, результаты оценки должны быть конфиденциальными, т.е. известными только сотруднику, его руководителю, отделу человеческих ресурсов. Обнародование результатов создает напряженность в организации, способствует антагонизму между руководителями и подчиненными, отвлекает сотрудников от подготовки и реализации плана устранения недостатков. Принятие сотрудниками системы оценки и их активное участие в процессе оценки также являются условием ее эффективного функционирования.

    Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной является безусловно система периодической аттестации персонала.

    2. Методы оценки результативности труда персонала.

    Методы аттестации (при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель) являются традиционными для большинства современных компаний. Они эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды. В тоже время, этим методам присущ ряд недостатков, делающих их неадекватными для современных динамичных компаний, которые функционируют в условиях глобальной конкуренции. Традиционные методы:

    · сфокусированы на отдельном работнике, оценивая его вне организационного контекста. Сотрудник подразделения, провалившего стратегически важный проект, может получить высшую аттестационную оценку.

    · основываются исключительно на оценке сотрудника руководителем. Фактически руководитель находится в положении "царя и бога" по отношению к подчиненному - он определяет его задачи, контролирует и оценивает в конце года. Полностью игнорируется мнение других контрагентов аттестуемого - коллег по организации, подчиненных, руководителей более высокого уровня, клиентов, поставщиков.

    · ориентированы в прошлое (на достигнутые результаты) и не учитывают долгосрочные перспективы развития организации и сотрудника.

    Неудовлетворенность многих организаций традиционными методами аттестации побудила их начать активные поиски новых подходов к оценке персонала, в большей степени соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Можно выделить несколько направлений в развитии нетрадиционных методов. Во-первых, новые методы аттестации рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе. Так например, некоторые компании, широко использующие метод проектных временных коллективов, проводят аттестацию его членов по завершении проекта, а не регулярно через определенные периоды времени (раз в год). Во-вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов всей организации. В-третьих, во внимание принимается не только (а во многих случаях и не столько) успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков. Американская аэрокосмическая компания аттестует своих сотрудников (и повышает их заработную плату) на основании оценки степени овладения новыми специальностями и методами работы.

    Нетрадиционные методы аттестации начали распространяться достаточно недавно - 10-15 лет назад, поэтому их до сих пор часто называют экспериментальными. Тем не менее, некоторые из них уже нашли широкое применение и прочно утвердились в качестве "стандартных" методов оценки персонала многих компаний. К числу таких методов, безусловно, относится "360° АТТЕСТАЦИЯ".

    При "360° аттестации" сотрудник оценивается своим руководителем, своими коллегами и своими подчиненными. Конкретные механизмы аттестации могут быть различными (все аттестующие заполняют одну и ту же форму оценки, каждая категория заполняет особую форму, аттестация коллегами и подчиненными проводится с помощью компьютера и т.д.), однако суть этого метода четко отражена в его названии, а именно - получение всесторонней оценки сотрудника.

    Нетрадиционные методы аттестации позволяют преодолеть присущие традиционной системе недостатки, однако их использование так же может создавать определенные проблемы для организации. Прежде всего, расширение состава сотрудников, оценивающих аттестуемого, может стать причиной целого ряда конфликтов между ним и его коллегами или подчиненными, связанных с объективностью оценки и восприятием этой оценки как объективной самим аттестуемым. Смещение акцента в сторону потенциала, который достаточно сложно оценить и, самое главное, объяснить оцениваемому человеку, также может стать источником обид и конфликтов. Поэтому новые методы аттестации должны быть тщательно продуманы специалистами и хорошо поняты всеми остальными сотрудниками организации.

    психологические методы оценки являются своеобразной разновидностью нетрадиционных методов аттестации. Профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника. В отличие от традиционной аттестации оцениваются не результаты (эффективность работы в занимаемой должности), а потенциал сотрудника. Психологические методы позволяют добиться высокой степени точности и детализации оценки, однако значительные издержки, связанные с необходимостью привлечения профессиональных психологов, ограничивают область их применения. В современных организациях эти методы используются в основном для определения сотрудников с лидерским потенциалом - будущих руководителей. Крупные компании создают специальные программы оценки потенциала своих сотрудников с помощью психологических методов, получивших название Центров оценки потенциала

    Организации периодически оценивают своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей профессионального развития. Регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения и развития сотрудников.

    Выбор методов оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации, возможно с помощью профессиональных консультантов. Так же как и система компенсации, система аттестации должна учитывать и отражать ряд факторов - стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, характеристики занятой в ней рабочей силы. В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки; для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы. При выборе системы Аттестаций необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом - компенсации, планирования карьеры, профессионального обучения, чтобы добиться синергетического эффекта и избежать конфликтов и противоречий.