Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Теория человеческой мотивации маслоу. Теория лестницы: актуальна ли ещё пирамида мотивации Маслоу. Теория ожиданий Врума

    Теория человеческой мотивации маслоу. Теория лестницы: актуальна ли ещё пирамида мотивации Маслоу. Теория ожиданий Врума

    Большинство мотивационных теорий можно разделить на две большие группы: содержательные и процессуальные теории. В этой статье рассказывается про содержательные теории мотивации , которые основное внимание уделяют потребностям человека, как базовому фактору, побуждающему его к деятельности. К содержательным относятся многие известные теории мотивации, такие как пирамида потребностей А. Маслоу, двухфакторная модель Герцберга, теория Альдерфера и т.п. Все их объединяет стремление классифицировать потребности человека и найти взаимосвязь с мотивами движущими им.

    Сущность содержательных теорий мотивации

    Основное внимание уделяют человеческим потребностям , как факторам лежащим в основе мотивов побуждающих человека к деятельности.

    Содержательные теории мотивации изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели , к которым стремится человек, в отличие от , больше внимания уделяющих самому процессу достижения цели и удовлетворения соответствующей потребности.

    Заслуга содержательных теорий в определении важной роли потребностей, как фактора мотивации. Но в реальной жизни удовлетворение и проявление потребностей редко происходит в соответствии со строгой иерархии и зависит от многих нюансов: пола, возраста, особенностей личности и пр. Это содержательные теории зачастую не учитывают и в этом их недостаток .

    Основные содержательные теории мотивации :

    • теория иерархии потребностей Маслоу;
    • теория Альдерфера;
    • теория приобретенных потребностей МакКлелланда;
    • теория двух факторов Герцберга.

    Теория иерархии потребностей Маслоу

    Теория иерархии потребностей – одна из самых известных мотивационных теорий, была разработана американским психологом Абрахамом Маслоу. Свои идеи Маслоу изложил в 1954 году в книге «Мотивация и личность».

    Наглядной моделью иерархии потребностей в теории А. Маслоу является широко известная пирамида потребностей (пирамида Маслоу) . Хотя, что примечательно, в работах самого психолога не встретишь изображение пирамиды! Тем не менее, сегодня общепринято изображать «лестницу» человеческих потребностей именно в виде пирамиды.

    Суть теории иерархии потребностей по Маслоу в следующем. Потребности человека имеют для него разную степень важности, и на первом месте стоят более примитивные вещи. Пока человек не удовлетворит базовые простейшие потребности, он не будет (и не сможет) испытывать потребности более высоких уровней.



    Иерархия потребностей по А. Маслоу включает в себя семь уровней

    То есть в первую очередь человека заботят проблемы отдыха, утоления голода, жажды, сексуальных потребностей. Затем человек задумается о своей безопасности. И только будучи сытым, отдохнувшим и имеющим крышу над головой, человек почувствует потребность в дружбе и любви. Затем потребность в одобрении, уважении и признании его заслуг. И только в самую последнюю очередь человека будут занимать духовные потребности: стремление к знаниям, искусство, самореализация.

    Таким образом, в пирамиде Маслоу семь уровней . Но часто ее упрощают до пятиуровневой модели :

    1. Физиологические потребности (первичные);
    2. Потребности в безопасности (первичные);
    3. Социальные потребности (вторичные);
    4. Престижные потребности (вторичные);
    5. Духовные потребности (вторичные).

    Основа основ, по А. Маслоу - удовлетворение физиологических потребностей. Идеальное общество, считал он, это общество сытых и спокойных людей. Высшей ступени, стадии самореализации (самоактуализации, в терминологии Маслоу) достигает лишь 2% людей.

    Справедливости ради надо отметить, что теория и пирамида Маслоу неоднократно подвергалась критике. Она не учитывает индивидуальные особенности человека, не всегда потребности удовлетворяются именно в таком порядке, да и сам Абрахам Маслоу не проводил практических испытаний для подтверждения своей теории.

    Еще одна очень распространенная и авторитетная содержательная теория мотивации – теория Клейтона Альдерфера, психолога из Йельского университета. Он во многом соглашается с теорией Маслоу и также описывает структуру и содержание человеческих потребностей, а также их связь с мотивацией.

    (ERG-теория) говорит о том, что людьми движут три базовые потребности (соответствующие различным уровням пирамиды Маслоу):
    1. Потребность существования (Existence) – физиологические потребности, безопасность и т.д.;
    2. Потребность связи (Relatedness) – принадлежность к коллективу, причастность к общему делу и пр.;
    3. Потребность роста (Growth) – самовыражение, самореализация, творчество.



    Теория потребностей Альдерфера говорит о 3-х основных потребностях: существования, связи и роста

    Процесс движения вверх по уровням потребностей Клейтон Альдерфер называет «удовлетворение», движение в обратную сторону – «фрустрация».

    Отличие теории Альдерфера от пирамиды Маслоу в том, что здесь движение по уровням потребностей идет в обе стороны. У А. Маслоу только в одну – снизу вверх.

    Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

    Теория МакКлелланда

    2. Потребность во власти;
    3. Потребность в успехе.



    Теория потребностей МакКлелланда отличается тем, что делает упор на высшие потребности (причастность, власть и успех), не учитывая потребности физиологические

    Аналоги этих потребностей также можно обнаружить в пирамиде А. Маслоу.

    Применительно к мотивации трудового персонала теория приобретенных потребностей МакКлелланда означает следующее. Потребность в причастности побуждает людей работать в коллективе, стремиться к признанию им. Потребность во власти мотивирует к карьерному росту, инициативе, лидерству. Потребность в успехе заставляет брать на себя ответственность при решении сложных задач, добиваться их успешного решения, достигать цели организации.

    Поэтому работникам с потребностью в причастности надо дать работу с большими возможностями социального общения. Работникам с потребностью во власти надо предоставить возможность быть лидерами, принимать решения. Работникам с потребность в успехе надо поручать интересные и сложные задачи (но такие с которыми они могут справиться), отмечая и вознаграждая их успехи.

    В заключении рассмотрим содержательную теорию мотивации американского психолога Фредерика Герцберга, созданную им еще в 1950-х годах.

    Теория мотивации Герцберга предполагает наличие двух групп факторов влияющих на мотивацию работников (поэтому ее часто называют двухфакторной теорией Герцберга):
    1. Гигиенические факторы (удерживающие на работе) – условия труда, контроль за работой, размер заработной платы, взаимоотношения с коллегами и начальством;
    2. Факторы-мотиваторы (побуждающие к работе) – достижения работника, возможности карьерного роста, возможность самореализации, признание заслуг, успехи.



    Двухфакторная теория Герцберга говорит о 2-х группах факторов, влияющих на мотивацию: гигиенических и мотиваторах

    Согласно теории Ф. Герцберга гигиенические факторы важны, так как плохие условия труда и низкая зарплата приведут к неудовлетворенности человека своей работой. Но при этом они не могут мотивировать работника.

    С другой факторы-мотиваторы могут мотивировать работников, но их отсутствие не вызывает у людей неудовлетворенности своей работой!

    Парадоксально, что заработная плата по Герцбергу не является мотивирующим фактором!

    В теории Герцберга также прослеживаются параллели с теорией Маслоу (например, к гигиеническим факторам можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности и социальные потребности; оставшиеся ступени пирамиды А. Маслоу относятся к факторам-мотиваторам).

    Содержательные теории мотивации кратко

    Фокусируются на изучении человеческих потребностей, так как они считаются факторами, лежащими в основе мотивации.

    I. Теория иерархии потребностей Маслоу – удовлетворение потребностей происходит в строгой последовательности: сначала потребности низших уровней, потом более высших; снизу вверх. Только удовлетворив потребности 1-ого уровня, человек может перейти ко 2-му и т.д.

    В пирамиде Маслоу пять укрупненных уровней:
    1. Физиологические потребности (сон, воздух, голод, жажда);
    2. Потребности в безопасности (защищенность, стабильность);
    3. Социальные потребности (общение, дружба, любовь);
    4. Престижные потребности (карьера, успех, авторитет);
    5. Духовные потребности (знания, искусство, самореализация).

    II. Теория Альдерфера говорит о том, что людьми движут три основные потребности:
    1. Потребность существования (физиологические потребности, безопасность);
    2. Потребность связи (принадлежность, причастность, общение);
    3. Потребность роста (самореализация, творчество).
    Движение по уровням потребностей здесь уже может происходить в обе стороны : и снизу вверх, и сверху вниз.

    III. Теория МакКлелланда делает упор на три потребности высших уровней:
    1. Потребность в причастности;
    2. Потребность во власти;
    3. Потребность в успехе.

    Предполагает наличие 2 групп факторов влияющих на мотивацию работников:
    1. Гигиенические факторы (удерживающие на работе) – условия труда, размер зарплаты, взаимоотношения с коллегами и начальником;
    2. Факторы-мотиваторы (побуждающие к работе) – карьерный рост, возможность самореализации, признание заслуг.


    Скачать памятку шпаргалку по содержательным теориям мотивации:

    Галяутдинов Р.Р.


    © Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

    «Пирамида Маслоу» — неофициальное название теории мотивации, разработанной в 1950-е годы ХХ века выдающимся американским психологом (1908-1970).

    В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу лежит тезис о том, что поведение человека детерминировано рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии. С точки зрения Маслоу, эти потребности являются универсальными, т.е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений. Иерархия потребностей у Маслоу выстроена по принципу насущности их удолетворения для человека.

    1. Физиологические потребности

    Самые насущные, самые мощные из всех потребностей. Человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, согласно теории мотивации Маслоу , будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический, а не эмоциональный голод. По мнению Маслоу, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам — на фоне физиологических потребностей все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе, т.к. человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды.

    2. Потребность в безопасности

    После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законе, ограничениях). Согласно теории мотивации Маслоу , эти желания также могут доминировать в организме и узурпировать право на организацию человеческого поведения. Как отмечает Маслоу, потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии и т.п.В самом общем виде потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении (большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам). В свою очередь, как указывает Маслоу, неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия.

    3. Потребность в принадлежности и любви

    После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности удовлетворены, согласно теории мотивации Маслоу, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей, жаждет теплых, дружеских отношений. Ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Стремительное развитие в современном мире разнообразных групп личностного роста, а также клубов по интересам, по мнению Маслоу, в какой-то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребностью в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества. Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, с точки зрения Маслоу, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии.

    4. Потребность в признании

    Каждый человек, по мнению Маслоу, (за редкими исключениями, связанными с патологией), постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Каждому из нас необходимы как уважение окружающих нас людей, так и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня Маслоу разделил на два класса. В первый класс входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей автор включил потребность в репутации или престиже, т.е. в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Удовлетворение всех этих потребностей, согласно теории мотивации Маслоу , порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, собственной значимости и силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

    5. Потребность в самоактуализации (самореализации)

    Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности удовлетворены, по мнению Маслоу, человек вскоре вновь почувствует неудовлетворенность — оттого, что он занимается не тем, к чему предрасположен. Если человек хочет жить в мире с собой, он обязан быть тем, кем он может быть. Эту потребность Маслоу назвал потребностью в самоактуализации. В понимании Маслоу самоактуализация — это стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности. Это наивысшая потребность человека, согласно иерархии потребностей Маслоу . Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности всех нижележащих уровней.

    В своих более поздних работах, изданных в 1960-70-е годы, Маслоу относит потребность в самоактуализации не к базовым потребностям, а к более высокой категории потребностей, которые он описал как «потребности (личностного) роста» (их также называют «ценностными» или «бытийными потребностями», либо «метапотребностями»). В этот список вошли также потребность в понимании и познании (когнитивная потребность) и потребность в прекрасном (эстетическая потребность), которые ранее упоминались вне основной иерархии, а также потребность в игре.

    Предпосылки удовлетворения потребносте й

    Маслоу выделяет ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей: свобода слова и самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Эти условия, по его мнению, нельзя отнести к разряду конечных целей, но люди часто ставят их в один ряд с базовыми потребностями. Как пишет Маслоу, люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.

    Мера жесткости иерархии

    Маслоу отмечает, что иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства людей, в общем виде, подчиняются описанному порядку, но встречаются и исключения. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии.

    Мера удовлетворенности потребности

    Ошибочно думать, что возникновение новой потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей. Как пишет Маслоу, процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей, об их медленном пробуждении и активизации. Например, если нижележащая потребность А удовлетворена только на 10 %, то потребность более высокого уровня В может не обнаруживаться вовсе. Однако, если потребность А удовлетворена на 25 %, то потребность В «пробуждается» на 5 %, а когда потребность А получает 75 %-ое удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50 % и так далее.

    Замечания и комментарии FORMATTA

    А была ли пирамида?

    Образ пирамиды, широко распространенный во всем мире для иллюстрации теории мотивации Маслоу , в действительности является далеко не бесспорным. Сам Маслоу в своих работах о пирамиде не упоминает (ни в словесной, ни в изобразительной форме).

    Напротив, в трудах Маслоу встречается иной визуальный образ — спираль (Маслоу так пишет о переходе индивида к потребностям более высокого уровня: «мотивационная спираль начинает новый виток»). Образ спирали, несомненно, лучше отражает основные постулаты теории мотивации Маслоу: динамичность, развитие, плавное «перетекание» одного уровня в другой (в противовес статичности и строгой иерархичности пирамиды).

    Статья является реферативным изложением книги Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) 
N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999, терминологическая правка В.Данченко, Киев: PSYLIB, 2004. Цитаты приводятся без кавычек, максимально близко к оригиналу.

    Самарский государственный аэрокосмический
    университет имени академика С.П. Королева
    Факультет экономики и управления

    Теории мотиваций по А. Маслоу

    Выполнила А.А. Калачева,

    Н. К. Руденко
    группа 733

    Самара 2010

    Введение

    Бихевиористский научный подход , как одна из областей гуманистического менеджмента , предполагает использование научных методов и исследований для изучения поведения людей. Его корни уходят в социологию, психологию, антропологию, экономику и другие дисциплины. Главная задача приверженцев бихевиоризма - идентификация и анализ движущих мотивов поведения работника и его взаимодействия с другими людьми в организационной среде.

    Именно в рамках этого подхода была разработана иерархическая теория потребностей и мотивационная теория, автор которой- Абрахам Маслоу (1908-1970гг). Именно его работы заложили основу для дальнейшего развития идеи: «Мотивация - основной инструмент повышения эффективности».

    В нашей научной работе мы предлагаем рассмотреть суть этой теории и доказать ее актуальность на сегодняшний момент времени.

    Для этого мы последовательно рассмотрим суть мотивации, понятия, связанные с ней, теорию Маслоу, причины критики маслоу, модификации его мыслей, актуальные для сегодня и советы по трудовой мотивации работников.


    Мотивация- определение, сущность, понятия, связанные с ней

    Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

    Мотивация труда – это побуждения к труду, определяющие отношение и поведение работника.

    Если говорить совсем просто о проблеме трудовой мотивации, то это то, в какой степени работник стремится работать хорошо, стремиться к высокой самоотдаче в работе.

    Основное понятие, связанное с мотивированием - это «потребность».

    Потребности – это важнейшие предпосылки мотивации. Выделяют первичные и вторичные потребности:

    · Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности.

    · Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо.

    В разговоре о мотивации большое значение имеет такой термин как «вознаграждение»

    Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а, следовательно, различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. То есть то, что является ценным для одного человека, может не являться таковым для другого. Выделяют 2 вида вознаграждения:

    · Внутреннее;

    · внешнее.

    Внутреннее вознаграждение дает сама работа.

    Внешние вознаграждения - это такой тип вознаграждения, который чаще всего приходит в голову, когда слышишь само слово «вознаграждение».

    Примеры внешних вознаграждений - зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа (такие, как угловой личный кабинет), похвалы и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов и страховки).

    Кратко изложить суть теории Маслоу можно так: мотивацией человека к труду служит поступательное удовлетворение потребностей от низших к высшим.

    В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому.

    Рисунок. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу).

    Расшифруем:

    1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности,

    2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

    3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастно сти, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

    4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

    5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.


    Современная модификация теории Маслоу

    Несмотря на очевидные недостатки, теорию Маслоу применяют и сейчас. Она сохраняет свою актуальность, правда слегка в видоизмененном состоянии - в виде “пирамиды Маслоу”, повернутой на 90. При такой трансформации “пирамиды Маслоу” мы получим диаграмму количества (объема) потребностей, удовлетворяемых организацией с типовой системой оплаты труда.

    Трансформация "пирамиды Маслоу"

    Такое изображение дает нам принципиально иное понимание задач систем мотивации персонала организации. Это говорит нам о том, что организация должна предусматривать параллельную мотивацию по всему спектру мотивирующих факторов – от высших до низших (по Маслоу).

    Таким образом, основной задачей системы мотивации должно стать превращение “треугольника” перевернутой пирамиды Маслоу в прямоугольник, - т.е. придание равных стимулирующих весов всем факторам, влияющим на мотивацию человека в организации. То есть как мы сможем увидеть на рисунке- компания в первую очередь должна удовлетворять потребности высшего порядка.

    Графическое отображение задач системы мотивации

    Давайте рассмотрим, что именно может удовлетворить каждую из ступеней потребностей работника.

    Рисунок 7 Место и роль факторов стимулирования труда.

    Некоторые потребности могут и должны удовлетворяться только материально, что-то – только морально, но подавляющая часть потребностей может быть удовлетворена только комбинацией моральных (в т.ч. организационных, т.е. заведомо заложенных в системе управления) и материальных факторов.

    Крах системы материальной мотивации

    Часто можно слышать, что наших людей можно мотивировать только деньгами, что деньги – это самый главный мотиватор. Но с этим не соглашаются не только специалисты по человеческим ресурсам, но и многие руководители.

    Это самое большое заблуждение: всех мотивируют деньги, кроме меня. Именно это и мешает многим руководителям использовать более широкий набор средств воздействия на мотивацию подчиненных. Мы привыкли к тому, что деньги – это важнейший рычаг воздействия на мотивацию сотрудников. И трудно представить, что деньги могут выступать в качестве мощнейшего средства, РАЗРУШАЮЩЕГО МОТИВАЦИЮ ПЕРСОНАЛА.

    Типичные ситуации, при которых системы стимулирования не дают необходимого эффекта, можно сгруппировать в четыре основных блока:

    · выплата «премий-призов»,

    · гарантированные премии,

    · установление недостижимых бонусов

    · премирование за чужую работу.

    Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

    Выплата «премии-приза»

    Использование «премий-призов» встречается во многих отраслях российской экономики. Отличительной особенностью этих премий является их неожиданный характер. Считается, что использование подобного рода вознаграждений призвано не только повысить лояльность сотрудников, но и мотивировать их на активную работу в течение следующего периода.

    Однако повышения эффективности работы, как правило, не происходит. Для того чтобы премирование дало результаты, каждый сотрудник должен четко понимать, за что он получил премию и выполнение каких задач позволит ему рассчитывать на нее в будущем. В противном случае премирование воспринимается персоналом как элемент лотереи и не влечет повышения мотивации, ожидаемого руководством.

    Причина ошибки:
    сотрудники не понимают, как действует система мотивации, и что надо делать, чтобы получить премию.

    Гарантированные премии

    Ситуация, когда сотрудники считают премии по результатам работы частью своего оклада, наиболее характерна для промышленных предприятий, унаследовавших систему стимулирования с советских времен. Опросы, проведенные среди сотрудников нефтедобывающих предприятий, показали, что на вопрос о том, сколько они получают, большинство назвали размер заработной платы с учетом переменной части, а не оклад. Это означает, что существующая система стимулирования не ориентирует работников на достижение каких-либо результатов.

    Причина ошибки:

    Премии они воспринимают не как бонус за хорошую работу, а как неотъемлемую часть своего ежемесячного дохода.

    Недостижимые бонусы

    Создание системы стимулирования с завышенными требованиями может демотивировать персонал. Если руководство пытается навязать сотрудникам обязательства, за которые они не готовы нести ответственность, желаемый результат все равно не будет достигнут.
    Если компания ставит сотрудникам недостижимые планы, это может свидетельствовать о следующем:

    Некомпетентность менеджмента;
    - руководство пытается снизить затраты компании на оплату труда. Если цели не будут достигнуты, не придется выплачивать премиальные и, следовательно, нести дополнительные затраты;
    - попытка скорректировать завышенную самооценку сотрудников.
    Однако если цели не будут достигнуты, персонал не будет работать лучше. Нужно также добавить, что 90% случаев невыполнения плана сотрудники связывают не со своей неэффективностью, а с неправильным поведением менеджеров либо с непреодолимой внешней силой, которую не учел все тот же менеджер. Поэтому надо очень аккуратно подходить к оценке достижимости целей.

    Премия за чужую работу

    Результаты работы сотрудников некоторых подразделений традиционно привязываются к консолидированным бизнес-показателям. При этом зачастую не учитывается влияние на эти показатели деятельности других подразделений. В одной из известных компаний перед руководством стояла задача повышения объема продаж. Для ее решения сотрудники соответствующего отдела поощрялись бонусами, размер которых напрямую зависел от объема продаж. Вместе с тем поощрение сотрудников других отделов, деятельность которых непосредственно влияла на рост продаж, не предусматривалось. Так, акции маркетологов давали финансовые результаты, за которые фактически премировались менеджеры по продажам. В итоге обе группы сотрудников были демотивированы: сотрудники отдела продаж из-за того, что заработанные деньги доставались легко, а специалисты отдела маркетинга в связи с отсутствием соответствующего вознаграждения.

    Недостижение поставленных целей может быть следствием не только просчетов, допущенных при разработке системы мотивации, но и ошибок при подборе сотрудников:

    · Например, компании требуются менеджеры по продажам с окладом 700 долл. США и средним ежемесячным бонусом в размере 300 долл. США, то есть сотрудники, чей ежемесячный совокупный доход будет составлять 1000 долл. США. Во время собеседования кандидатам говорится, что они будут получать 700 долл. США, а также некий бонус, сумма которого не называется. Ошибка заключается в том, что будущим сотрудником может оказаться человек, чьи ожидания по зарплате составляют именно 700 долл. США. Первое время он может быть не мотивирован на получение существующего бонуса, что прежде всего скажется на его производительности.

    · Также надо отметить, что в некоторых организациях персонал может не стремиться достигнуть высокой производительности, если есть сотрудник-«звез-да». Примером этому является система мотивации менеджеров по продажам, когда премию получает тот, кто продает больше всех. Всегда появляется какой-то безусловный лидер, который регулярно реализует продукции больше, чем остальные. Видя такой пример, остальные начинают думать, что не смогут продать больше него, и не стремятся работать лучше. Целесообразнее осуществлять премирование на основании других критериев, например на основании процента перевыполнения индивидуального плана продаж.

    Методы нематериальной мотивации

    В предыдущей главе мы рассмотрели, почему использование материальных методов стимулирование неэффективно. Следовательно требуется выработка новых экономических способов мотивирования. Давайте рассмотрим их более подробно.

    Потребности в безопасности

    1. Информация. Пусть ваши сотрудники обладают полной информацией о ситуации- неведение может перерасти в неуверенность;

    2. Контроль. Не забывайте про различные формы контроля работников- они должны чувствовать ваше внимание и опеку;

    3. Взыскания. Соблюдайте принципы своевременность и соразмерности дисциплинарного проступка- иначе работки почувствуют свою уязвимость и небезопасное положение.

    Социальные потребности

    1. Общение. Дайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться с коллегами;

    2. Командный дух. Создайте на рабочих местах дух команды- работники будут чувствовать ответственность друг за друга, сплотит их и подтолкнет к общению;

    3. Возможность высказываться . Проводите с подчинёнными периодические совещания, давайте возможность обсуждать предложения сотрудников, не критикуйте необоснованно;

    4. Друзья. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба;

    5. Занятость . Создайте условия для социальной активности членов организации вне её рамок;

    6. Заведите традиции и правила, определяющие рабочее поведение и взаимодействие членов организации.

    Потребности в уважении

    1. Доверие .

    · Предлагайте подчинённым более содержательную работу;

    · Привлекайте подчинённых к формулировке цели и выборке идеи;

    · Делегируйте подчинённым дополнительные права и полномочия, то есть обеспечивайте самостоятельность сотрудникам;

    2. Признание . Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами;

    3. Благодарность . Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчинёнными результаты - устно или в виде фото на доске почета;

    4. Помощь :

    · Продвигайте подчинённых по служебной лестнице;

    · Обеспечивайте обучение и переподготовку.

    Потребности в самовыражении

    1. Развитие . Обеспечивайте подчинённым возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал;

    Предоставьте им выбор - сотрудники могут сами знать, с каким заданием они лучше справятся

    2. Проявление себя :

    · Давайте подчинённым сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи;

    · Предоставляйте им работу, требующую разнообразия навыков;

    3. Творчество :

    · Поощряйте и развивайте у подчинённых творческие способности;

    · Позволяйте работникам участвовать в формулировке целей и задач фирмы;

    4.Достижение целей :

    · Предоставляйте возможности для карьерного роста;

    · Всегда отмечайте какую цель имеет то или иное заданное задание.

    По Абрахаму Маслоу, тщательно описанная в его трудах «Мотивация и Личность», нашла широкое применение в сфере управления персонала, в искусстве продвижения товаров, в психологии.

    Любопытно то, что в свое время, когда сам автор презентовал свое видение на движущие силы в каждом человеке – его теория воспринялись интеллектуальной элитой в штыки. Однозначного мнения до сих пор нет. Кто-то, теорию мотивации по Маслоу ставит краеугольным камнем в своей практической деятельности, а кто-то до сих пор не доверяет ей…

    Краткая суть данной теории изложена в статье: , ниже можете скачать оригинал «Мотивация и личность», в котором вы ни разу не встретите само даже слово «Пирамида » (но мысли о иерархии потребностей – прослеживается весьма наглядно). Автор уделил 16 лет на изучение потребностей человека, несмотря на всеобщую критику авторитетов в области психологии, и несколько раз переосмысливал свои труды…

    По этому сделать ужимку, консистенцию из его трудов, и все это сжать в одну статью – очень сложно.

    Для визуального представления его теории и понимания сути — достаточно понять его сверх краткую версию в виде пирамиды, ссылка выше…

    Но все же попытаюсь, во первых, списком вывести самые важные тезисы из его теории мотивации, во вторых, оглашу очень интересные мысли А. Маслоу.

    Теория мотивации по Маслоу

    Человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями, итак, ниже сами потребности от первостепенных и главенствующих, до высокоуровневых:

    1. Физиологические потребности

    Физиологические потребности выражены в позывах, не осознанных, полуосознанных или явных, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма (тела) человека в целом.

    В большинстве (но не всегда), это мотивация на удовлетворение голода, жажды, потребность во сне … и др.

    Прежде всего, человек стремится удовлетворить именно эти потребности. Т.к. они первостепенны, он не будет думать о любви, пока очень голоден, пока организм для своей нормальной жизнедеятельности не удовлетворит физиологические потребности.

    Помыслы и поступки человека, чьи физиологические потребности не удовлетворенны, будут направлены полностью на их удовлетворение. Затронута будет вся психология личности в целом. Так такой человек своей жизни сделает именно эту потребность. Но как только он ее удовлетворит, произойдет смещение его внимание на удовлетворении более «высшей» потребности…

    2. Потребность в безопасности

    Это следующий уровень потребности после удовлетворения физиологических потребностей.

    Желания личности (все усилия разума) будут направлены на обеспечения охраны своей жизни и интересов.

    Обычно, сюда относят: саму потребность в безопасности человека в целом (защита от невзгод связанные с жизнедеятельностью), в желании к стабильности и постоянству (свободе от страхов и тревог), потребность в структуре, порядке, законе… и др. (базируются, отчасти, как и первая потребность – на так называемых – инстинктах самосохранения)

    Доминировать над всеми остальным потребностями будет только в самых критических ситуациях, когда личность осознает высокую степень опасности, как угрозу для своей жизни.

    3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности)

    Это следующий уровень желания личности (его мотивации) после удовлетворения потребности в безопасности.

    Цели в жизни такого человека: не быть одиноким, быт любимым и воспринятым обществом. Быть понятым им, найти родственную душу, или свою половинку (хотя этот случай в себе может содержать и другие потребности). Желание принадлежать группе, нации …

    Маслоу о социальных потребностях высказывается как о стадных инстинктах – лежащих в основе этой потребности.

    Если она не будет удовлетворена, то может привести к плачевным психологическим травмам и последствиям… А если происходит успешное ее удовлетворение – появляется уверенность личности в своих силах, в своей значимости…

    4. Потребность в самоактуализации

    Удовлетворив все вышеперечисленные потребности, человек ищет ту среду и деятельность в которой он может проявить себя, выразить весь свой потенциал, отличный от способностей и талантов других людей. Это и есть самоактуализация.

    У каждой личности это может происходить по разному. Кто-то жаждет достижения огромных высот, а кому-то и малого достаточно. Некоторая связь наблюдается с интеллектом самой личности. Чем этот человек более интеллектуален – тем более претенциозные его желания, тем уникальней потребности в самоактуализации.

    Желание, тяга к свободе, демократии – это проявления такой потребности. Ибо только в свободной среде, со свободой слова, дела – можно достаточно гибко проявить себя.

    5. Потребность в познании и понимании

    По другому можно выразить – как любопытство и желание ее удовлетворить, желание к систематизации и обобщению информации. Следующая ступень после удовлетворения потребностей, выше перечисленных.

    С одной стороны любопытство – это желание найти новую информация, которая помогла бы удовлетворить более низкие потребности или улучшить их качество. Такое познание – это черта всех высокоразвитых млекопитающих.

    С другой стороны, процесс обучения и принятие нового — сам по себе не связан с другими потребностями, эмоционально насыщен, вызывающий душевные чувствительные переживания.

    Если раннее описанные потребности: может наступить в определенный момент — момент насыщения, то потребность в познании и понимании – не ограничена как по времени, так и по достижению.

    6. Эстетические потребности

    Мало изученная потребность, по другому, потребность в красоте и правильности, правде, истины… Четко отделить ее от других потребностей весьма проблематично. На ее существование указывают косвенные улики.

    Маслоу: Мотивация и личность, интересные мысли из его трудов

    Интересных мыслей довольно много, саму книгу можете скачать ниже. Но самые интересные мысли в контексте блога об стоит озвучить.

    Человек никогда не поймет потребности других людей, если сам ранее их никогда не испытывал. (кто вырост в достатке пищи, может быть крайне жесток к бедным людям, испытывающие крайнюю нужду к еде).

    Удовлетворив потребность, особенно нижнию, акцент внимания человека смещается к желанию удовлетворить более высокую потребность, при этом к недавно удовлетворенной потребности сам человек может уже испытывать от апатии (равнодушия) до брезгливого отношения (отвращения).

    Человек ценит, то что может удовлетворить его насущные потребности, и перестает ценить, что уже удовлетворено, но на каком-то этапе может произойти реверс – возвращение к старой потребности (не ценим, что имеем, а потерявши — плачем)

    Все положительные ценности человека (доброта, щедрость, благо, взаимопомощь.. и т.д.) на самом деле – являются базовыми первостепенными потребностями человека.

    А. Маслоу «Мотивация и личность»(2-е издание)

    У каждой личности есть конкретные группы увлечений. Постоянно их реализовывая, человек достигает больших высот, чувствуя жизненное удовлетворение. Чтобы такое получалось, требуется мотивация. Концепций по этому поводу созданы десятки, но самой популярной оказалась теория мотивации Маслоу.

    Что такое пирамида Маслоу

    Пирамида потребностей легла в базовую систему мотивации. Благодаря ей ясно отображается всё, что необходимо человеку. Эта модель обладает другим названием – лестница Маслоу. Такое сравнение неслучайно, ведь индивид медленно поднимается по каждой ступени, постепенно переходя на новый уровень. Если не удовлетворить самые низменные требования, то реализовать другие не получится.

    Но важно осознавать то, что ученый не разделял рост кругозора всех людей и каждого человека в отдельности. Каждый из нас является индивидуальностью. Поэтому нет конкретных планов, которые применимы к человечеству в целом.

    Смысл иерархии пирамиды

    Мотивация потребностей Маслоу отождествляется исследователями с пирамидой власти. Она основана на существовании материальных ценностей у человека. Чем их больше, тем сильнее требуется власть.

    Люди, обладающие иерархическим мышлением, любят использовать эту форму потребностей. Они уверены в том, что успех выстраивается исключительно на конкуренции. Чем она активнее, тем выше шанс добраться до следующей ступени. В теории человек будет ощущать себя счастливым.

    Радости бесхитростны:

    • финансы;
    • дети;
    • семейные узы;
    • работа;

    Физиологические и духовные увлечения в пирамиде

    Психолог в своей схеме предложил два вида потребностей:

    • физиологические;
    • духовные.

    Каждый из нас двигается от легкого к сложному. В основе учения лежат первичные инстинкты:

    • удовлетворить интимную близость;
    • принять пищу;

    Следующая ступень — необходимость в безопасности и порядке. На третьем уровне рассматриваются мечты быть любимым и любить. На этой позиции останавливается свыше 90% жителей Земли.

    Движение по ступеням

    Мотивация по Маслоу предполагает переход на следующие группы потребностей так: человек отказывается от пищи на неделю. По этой причине он думает о поиске еды, а не про самореализацию. Ничего другого его попросту не интересует.

    Когда у индивидуума достаточно пищи и водных ресурсов, то лишь тогда он задумывается о безопасности. Ему требуется одежда, чтобы не замёрзнуть. Или квартира, в которой он переждёт ненастье. Сюда же относятся денежные накопления и цель получения растущего дохода. Это стабильность, к которой тянет каждого человека.

    Любовь в пирамиде

    Какие пристрастия есть ещё у людей? Они желают большой и искренней любви. После первоначальных потребностей происходит стремление к развитию. Индивидуума захватывает цель быть любимым и любить.

    На этом этапе ищется взаимопонимание у других людей. Профессор считал, что любовь приравнивать к интимному влечению нельзя. Дальнейшее формирование личности становится невозможным, если человек никого не полюбит. Это сопоставляется с нехваткой полезных витаминов для организма. Если внимательно понаблюдать за маленьким ребенком, то будет ясно, что предлагаемая теория верна.

    Какие типы любви выделяет Маслоу? Они разделяются на следующие группы:

    1. Дефицитарная любовь. Этот тип присущ эгоистичным людям, т.к. человек даже запретным путем желает получить необходимое.
    2. Дающая любовь. Индивидуум в этом примере поведения уже понимает, насколько уникален каждый человек и принимает его жизненные ценности.

    Самооценка

    Когда человек научился любить и получать любовь от других, он мечтает об уважении. Оно делится на две группы:

    • одобрительную оценку со стороны окружающих;
    • самоуважение (сюда включены стремления достигать цели, профессионализм и свободу).

    Если к человеку относятся с уважением другие люди, то у него появляется ощущение значимости и высокого статуса. При заниженной самооценке действовать эффективно вряд ли получится. Поэтому её нужно повышать. Кроме того, важно чувствовать свою полезность.

    Самосовершенствование как верхняя ступень

    Самосовершенствование находится на вершине модели потребностей. Иными словами, это своеобразный позыв быть тем, кем вы можете. Чтобы достичь такую степень развития, нужно реализовать свои нужды и способности. Абрахам Маслоу говорил, что такого уровня добьются считанные единицы. Это не удается, так как никто не верит в собственный потенциал. Все опасаются раскрыть в себе новые таланты, т.к. не готовы к достижению успеха.

    Значение играет и окружение. В правильном обществе сильный человек быстро разовьёт свои умения. Такая эволюция прослеживается с детства. В проблемном окружении, которому ничего не нужно, нет желания реализовывать самого себя. В этом случае Абрахам рекомендовал сменить круг общения.

    Индивидуальные подходы для достижения цели

    Группы необходимости могут реализовываться иными путями. Индивидуальная модель нередко отличается от общепринятой. Например, неудовлетворение каких-либо низменных потребностей, однако при этом личность движется вперед и добивается результатов.

    Спустя годы Маслоу признал, что могут появляться параллельные группы нужд. К примеру, прекрасно сочетается самоуважение и необходимость в еде. К тому же стоит отметить, что сегодня базовые ценности удовлетворены далеко не у всех. Однако такие модели интересов не мешают человеку заниматься самореализацией. Низменные группы потребностей удовлетворяются по мере возможности.

    Эволюция теории

    Мотивация Маслоу усовершенствовалась еще в пятидесятых годах. У него получилось две основные группы:

    • развитие;
    • пристрастия.

    В итоге психотерапевт пришел к выводу, что у людей, желающих самореализации, выделяются следующие личностные качества:

    • демократичность;
    • естественность, спонтанность;
    • адекватное восприятие реальности;
    • сфокусированность на целях;
    • своеобразная мистичность;
    • культурность.

    Именно в этот период ученый отказался от первоначальной модели иерархии потребностей. Это не учитывают люди, которые лишь поверхностно изучают модель жизненных интересов. Абрахам Харольд признал, что самореализации могут достигнуть абсолютно все, если этого захотят.

    Никогда не останавливайтесь на достигнутом, совершенствуйте свои надобности. Чем их больше, тем лучше.