Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Одиночество и интернет. Как влияет интернет на манеры общения молодежи? Интернет зависимость - заболевание или сублимация одиночества

    Одиночество и интернет. Как влияет интернет на манеры общения молодежи? Интернет зависимость - заболевание или сублимация одиночества

    Специфические особенности протекания деятельности в Интернете как элементе информационной среды являются предметом исследований психологов (К. Young, I. Goldberg, L. Kennedy-Souza, А. Г. Асмолов, Ю. Д. Бабаева, В. А. Бурова (Лоскутова), А. Е. Войскунский, А. Жичкина, К. Мюррей, О. В. Смыслова, Г. Д. Сугутская и др.). Интернет при этом рассматривается не просто как конгломерат компьютерных сетей, способ технических решений, а как сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой интернет-среде .

    Важное направление в структуре этих исследований – использование Интернета людьми с патологическими изменениями, вызванными интернет-зависимостью (в разных вариантах: интернет-аддикция – Internet Addiction Disorder, или IAD, виртуальная аддикция, Netaholic).

    В самом общем виде интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" , которая возникает при изменении сознания под воздействием киберпространства и всего того, что в нем происходит, когда пользователю оно кажется более реальным, чем действительность.

    Термин "аддикция" предложен в 1995 г. И. Голдбергом, означает навязчивое желание войти в Интернет, находясь в режиме офлайн, и неспособность выйти из Интернета, находясь в онлайн-режиме. В широком понимании интернет-зависимость (аддикция) означает:

    • – пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
    • – компульсивную (непреодолимую) навигацию по www, поиск в удаленных базах данных;
    • – патологическую привязанность к азартным играм, онлайн-аукционам или электронным покупкам в Интернете;
    • – зависимость от киберотношений (общение в чатах, групповые игры и телеконференции), что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;
    • – зависимость от киберсекса;
    • – зависимость как отражение проблем человека, скрытые признаки психических болезней .

    С 1997 г. патологическое использование Интернета (Pathological Internet Use, сокращенно PIU) стало обозначением официально признанного психического расстройства, которое часто является следствием других, серьезных проблем человека – депрессии, коммуникационных проблем, одиночества, потери самоидентификации и др.

    Сегодня проблема зависимости человека от Сети приобретает глобальные масштабы. Не случайно эксперты из Американской психиатрической ассоциации включили се в новое издание руководства по диагностике и статистике психических расстройств, где, по утверждению исследователя Д. Лавникевича, данный вид зависимости классифицируется как психическое расстройство .

    Все чаще в массмедиа появляются печальные истории, где подростки становятся жертвами Глобальной сети. Напри-

    мер, юноша из Тайваня провел за онлайн-игрой Diablo III 40 часов без сна и еды и впоследствии умер от переутомления .

    Интернет-зависимость связана с индивидуально-психологическими особенностями пользователей: интроверсией и негативной коммуникативной установкой .

    По данным телефонного опроса, регулярно пользуются Интернетом 68,9% респондентов; 13,7% признали, что им было бы трудно оставаться в режиме офлайн несколько дней подряд; 12,4% часто остаются в режиме онлайн дольше, чем планировали, а более 12% считают, что им необходимо урезать пребывание в Сети; 8,7% пытаются скрыть "чрезмерное" использование Интернета от семьи, друзей и коллег по работе. Для 8,2% Интернет – средство убежать от проблем или поднять настроение, а 5,9% считают, что их отношения в реальном мире страдают из-за чрезмерного пребывания в онлайн-режиме (Опрос проводился случайным образом по телефону в течение весны и лета 2004 г. На вопросы ответили 2581 человек. До сих пор исследователи обрабатывали результаты и опубликовали их в журнале "CNS Spectrums: The International Journal of Neuropsychiatric Medicine".)

    В ряде исследований у опрошенных выявлены расстройства психики, требующие лечения. По информации Reuters, интернет-зависимость в США грозит от 5 до 10% населения . По разным данным эта зависимость в России опасна для 6–10% . Более 21% россиян, как утверждают социологи, регулярно пользуются Интернетом. Для многих из них сетевые дневники, форумы, чаты и просто бесцельное хождение по просторам виртуального пространства – то, без чего они уже не могут жить. Эта повальная привязанность к виртуальному миру – реальная проблема информационного общества или уловка адвокатов и психологов?

    В целом ряде работ описаны симптомы и проблемы интернет-зависимости:

    • – сложности в принятии своего физического "Я" (своего тела);
    • – сложности в непосредственном общении (замкнутость);
    • – склонность к интеллектуализации;
    • – чувство одиночества и недостатка взаимопонимания;
    • – низкая агрессивность;
    • психические расстройства, которые сводятся к пренебрежению своим здоровьем и внешним видом, бессоннице, снижению физической активности и социального взаимодействия, а также черты интернет-аддикта ;
    • эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму;
    • – представления об идеальном "Я" недифференцированы, завышены или даже нереалистичны;
    • – проблемы с идентификацией личности, самооценка занижена (завышена);
    • – склонность к избеганию проблем и ответственности.

    Исследуется проблема предрасположенности особых

    психотипов к интернет-зависимости; чаще всего ими оказываются публичные, театральные люди с истероидными чертами характера. Им свойственна духовная незрелость, эмоциональная тупость, стремление к осуществлению своих притязаний не путем воспитания и развертывания действительно имеющихся у них способностей, а неразборчивого использования всех средств воздействия на окружающих людей, лишь бы любой ценой добиться привилегированного положения.

    Факторы привязанности к Интернету можно свести к следующему:

    • – анонимность в Сети социальных взаимоотношений между участниками (клички-"ники");
    • – возможность скрыть (раскрыть) фобии, комплексы и тайные влечения;
    • –возможность смены идентификации (имя, пол, возраст, национальность, внешность);
    • – преодоление собственной внутренней ущербности;
    • – реализация представлений, фантазий с обратной связью;
    • – психологический эксгибиционизм;
    • – компенсация психологических комплексов с участием в неформальных объединениях, различных тусовках, в том числе и в Сети;
    • – времяпрепровождение в среде подобных;
    • – информационный вампиризм .

    Находясь в Интернете, 63% респондентов сильнее ощущают тягу к авантюре, 55% ведут себя более самоуверенно, 66% готовы фантазировать или, проще говоря, приврать о себе, 64% становятся смелее, 53% – сексуальнее, 75% чувствуют, как уходит стресс.

    К разновидностям коммуникативной зависимости часть исследователей относит блоги, чаты, форумы. Однако сами блоггеры, как правило, выглядят вполне успешными и общительными людьми. Сетевая литература эффективно конкурирует с печатной. У автора "Живого журнала" (далее – ЖЖ), пишущего под псевдонимом Polumrak, уже больше 3 тыс. подписчиков. Недавно Polumrak издал сетевые записки отдельной книгой . Те, кто обращается в ЖЖ, чаще всего молодые люди, обладающие неустойчивым чувством самооценки. Компенсируются психологические комплексы участием в неформальных объединениях, различных тусовках, в том числе и в Сети. Более интеллектуальные вливаются в литературный или музыкальный андеграунд, а ЖЖ – это своего рода место иод аркой, где можно провести вечер в компании себе подобных и к тому же что-то написать на стенах для напоминания тем, кто не смог прийти на встречу.

    В исследованиях отмечается, что масса людей переписывается в Интернете, и совершенно не изучено, как сказыва

    ется на реальном общении прозрачность сетевых дневников, какова самооценка у этих людей, успешны ли они с собственной точки зрения .

    Выделено пять главных подтипов основного диагноза "интернет-зависимость", которые характеризуют, к чему именно пристрастился человек: киберсекс, виртуальные знакомства, пристрастие к биржевым торгам и азартным играм в режиме онлайн, навязчивый серфинг, наконец, один из самых популярных случаев – пристрастие к компьютерным играм .

    Первые монографии по проблемам интернет-аддикции появились в 1998–1999 гг. (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт). На основе спецопросника, видеозаписей, мониторинга за людьми в экспериментальных условиях, дневниковых самосвидетельств были выявлены "пойманные в Сеть" и "запутавшиеся в Паутине". В частности, получены такие данные: 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% – в течение второго полугодия, а 17% – вскоре по прошествии года .

    К. Янг приводит четыре симптома интернет-зависимости: 1) навязчивое желание проверить e-mail; 2) постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; 3) пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и непреодолимая тяга к поиску информации в Сети; 4) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете; 5) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет .

    В среде психологов между тем существует мнение, что многие интенсивные пользователи Интернета не являются собственно интернет-аддиктами, а используют Сеть для реализации других аддикций и решения проблем личной жизни. Эти ученые определяют интернет-аддикцию как патологическую зависимость от Интернета вне связи с формой активности в Сети . За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения.

    Наибольшую склонность к интернет-зависимости имеют те люди, которые страдали продолжительными депрессиями (таковых оказалось 54% от общего числа отдавших свои сердца и тела Сети), те, кто имел проблемы с алкоголем и наркотиками (52%). Также среди интернет-зависимых граждан оказалось множество тех, кто в реальной жизни часто испытывал состояние тревоги и никак не мог от него избавиться (34%).

    Психические проблемы, расстройства возникают в основном из-за проблем с идентификацией личности, когда виртуальное и реальное начинают путаться. Если такие игры затянутся, то шанс получить некую форму нервного расстройства приближается к 100% .

    Интернет являет собой изобилие компьютерных игр, находящихся в свободном доступе пользователя, реализованных в онлайн-режиме. Геймерство – самая распространенная среди подростков форма интернет-зависимости, обусловленная увлекательностью многих игр и предоставляемой ими возможностью аутоидентификации с самыми различными героями .

    Борьбе с киберзависимостью психологи мира уделяют все большее внимание . В 1997–1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические вебслужбы по проблематике IAD. В частности, К. Янге создал Center for On-Line Addiction .

    Сегодня во многих странах функционируют специальные реабилитационные центры, правда, небольшие и дорогостоящие. В Китайской Народной Республике интернет-зависимость признали национальной проблемой. Методы борьбы со слишком активными пользователями народного Интернета Китая радикальны – принудительное, а не добровольное лечение. Организуются клиники по лечению Интернет- зависимости и в Сети (например, computeraddiction.com). Однако в интервью на радио "Свобода" доктор Маресса Орзак высказала справедливое мнение, что лечить интернет-зависимость в Сети – это то же самое, что лечить алкоголизм у барной стойки .

    Интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения. На Западе интернет-зависимость осознана и изучается . В России эта проблема не имеет еще статуса официальной. Вместе с тем уже проводятся исследования в подростковой и студенческой среде, в частности, изучаются мотивы обращения к Интернету, где человек удовлетворяет определенные потребности. Например, потребность в отдыхе вызывает мотив рекреации (человек использует такие ресурсы, как онлайн-игры, музыка, фильмы, развлекательные видео, картинки, фотографии). Потребности в общении и принадлежности к социальной группе, любви порождает коммуникативный мотив (человек становится членом одной из социальных сетей: "Вконтакте", Facebook , "Одноклассники", "Профессионалы" – или чатов, форумов, сайтов виртуальных знакомств) или мотив аффилиации (следование ценностям членов сети). Потребность в достижении успеха, признании порождает деловой мотив, а познавательные потребности – мотив информационный.

    В зависимости от мотива обращения к Интернету выявляют различные типы зависимых людей: рекреаторы, коммуникаторы, аффиляторы, деловые, гностики, знатоки, творцы .

    Изучение феномена аддикции среди студентов Московского государственного института международных отношений показало: почти половина студентов испытывает потерю чувства времени, находясь в онлайн-режиме. Они говорят себе: "Еще секундочку, еще пять минут" – и находятся в Интернете больше запланированного времени. Непреодолимое желание войти в Сеть в отрыве от нее более трех дней свойственно также почти половине студентов, а легкую тревогу и беспокойство чувствуют чуть больше половины респондентов. Однако только 13% опрошенных предпочитают виртуальное общение реальному.

    Коммуникаторы и аффилиаторы испытывают больший дискомфорт, чем другие группы студентов. Среди них больше половины студентов (63,3%) чувствуют неприятные ощущения в отрыве от Сети. Рекреаторы и коммуникаторы проводят в Интернете больше времени, чем гностики и знатоки .

    Выявлена связь между социально-демографическими характеристиками студентов и проявлением у них различных признаков виртуальной зависимости. Так, живущие с родителями испытывают меньший дискомфорт в отрыве от Сети, чем другие группы студентов.

    Обнаружено, что ценностные ориентации влияют на отношение студентов к Интернету и формы практик в нем. Например, выявлена связь между ценностью творчества и проблемой организации времени в Интернете. Творческие люди, как оказалось, менее дисциплинированы, чем другие группы студентов. Самыми организованными оказались студенты, которые стремятся к материальным благам. Те, кто выбрал ценности престижа, оказались наиболее зависимы от Интернета.

    Мотивация пользователей также влияет на особенности их деятельности в Сети. Среди студентов с рекреационным, коммуникативным, информативным мотивами больше интернет-зависимых, чем среди студентов с деловым, познавательным мотивами и мотивом самоактуализации. Выбравшие рекреационные и коммуникационные мотивы студенты проводят в Интернете больше времени, чем те, кто выбрал познавательные, деловые или мотивы развития хобби.

    По мнению многих исследователей, Интернет обладает мощным эйфоризирующим эффектом, который помогает человеку преодолеть стресс. Выжить же в виртуальном пространстве с его многочисленными искушениями могут лишь те, кто обладает достаточным духовным потенциалом.

    Таких, кстати, в Сети также много. С этими учеными солидаризируются журналисты "Российской газеты", считающие, что "сильных Интернет укрепляет, а слабых – подавляет и разрушает" .

    Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно патологическое пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая так называемых аддиктов ощущением эмоционального потока .

    В ходе научного эксперимента "Есть ли жизнь в офлайне?" 13 американских семей (в общей сложности 28 человек) подверглись "нечеловеческому" испытанию: им запретили пользоваться Интернетом в течение 14 дней. При этом "садисты", проводившие опыт, заставили "несчастных" записывать свои мысли и чувства в дневник. После того как испытание было закончено, ученые проанализировали записи в дневниках, а также изучили видеозаписи поведения подопытных. Результатом анализа стал однозначный вывод: две недели без Интернета негативно повлияли на социальную жизнь, а большинство испытуемых чувствовали себя вялыми и подавленными.

    Результаты исследования Internet Deprivation Study опубликованы в Интернете. Эксперимент, проведенный компанией OMD по заказу Yahoo, показал, что Интернет можно смело причислять к списку самых сильных наркотиков. При отсутствии Интернета человек чувствует себя эмоционально опустошенным и потерянным .

    Многие служащие США увлекаются интернет-посещепиями. Так, проведенный Harris Interactive опрос 305 служащих показал, что в течение рабочей недели в среднем один день уходит на посещение сайтов, нс связанных напрямую с профессиональной деятельностью работника. Среди опрошенных работников 67% признались, что посещают на работе некоторые сайты из личного интереса. Среди основных личных мотивов онлайн-покупки (этим занимаются 24%), просмотр новостей (23%), посещение порнографических сайтов (18%), участие в азартных играх (8%), онлайн-аукционы (6%).

    В Финляндии военнослужащие испытывали сильный стресс, утверждая, что не смогут служить без компьютеров. Таким призывникам дается три года на избавление от зависимости .

    Практикующие психологи все чаще говорят об увеличении числа пациентов, жалобы которых связаны с влиянием Интернета. Однако многие родители, которые жалуются на болезненное пристрастие своего ребенка к Интернету, приходят не с этой проблемой, как считает директор Психологического центра Елена Бабиевская: "Компьютер – это не причина, а следствие неких уже существующих проблем" .

    Особо пагубно долгое общение с Интернетом у детей . Существуют серьезные опасности, с которыми дети встречаются непосредственно в Сети: взрослые, используя доверие к детям, общаясь в Сети, могут соблазнить последних на совершение непристойных действий . В частности, существуют следующие опасности.

    • 1. Доступ к порнографии. Дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в Сети. Программное обеспечение, ограничивающее доступ детей в такие сайты, не всегда срабатывает, его может не быть в школе, в библиотеке.
    • 2. Неподходящий контент – сайты с деструктивным содержанием, например с инструкциями по изготовлению бомбы. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательным к любым изменениям поведения ребенка.
    • 3. Продолжительные игры в DOOM, QUAKE, другие сетевые игры с насилием. В этом случае дети ведут себя более агрессивно. Родителям надо знать, в какие игры играет ребенок, быть готовыми предложить конструктивную альтернативу.

    Как показывают исследования, Интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с другими. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование Интернета, сознательно погружается в него все больше. Отсюда вытекает важнейшая проблема сформирования навыков у детей и подростков живого человеческого общения .

    Преодоление интернет-зависимости и интернет-образование

    Новые области медиаисследований включают в себя не только развитие диагностических инструментов для определения киберзависимых людей и оценку их состояния (это дело психотерапевтов), но и изучение влияния Интернета на другие установившиеся привычки (например, алкоголизм, азартные игры, сексуальные комплексы) и психиатрические состояния (например, депрессия, маниакально-депрессивные расстройства, снижение устойчивости внимания). Интернет одним людям оказывает неоценимую помощь в избавлении от вредных привычек, но у других может вызвать психические расстройства. Глобальная сеть дает свободу действий, свободу выражения мыслей, чувств и эмоций, которые в реальной жизни не всегда возможны. Однако Сеть вызывает зависимость, которая может быть следствием психотравмирующей ситуации (потеря близкого человека, работы, семьи и т.д.) .

    Интернет не может рассматриваться только как специфическая среда для проявления зависимого поведения. Вместе с тем есть жертвы болезни, которые не могут контролировать время, проведенное в Мировой паутине, число их растет, а значит, проблема нс исчезает.

    Научные статьи намечают подходы к объяснению феноменов интернет-зависимости, однако в них описываются лишь отдельные случаи, пока не выработаны четкие критерии диагностики и концепции коррекции расстройств психики, связанных с Интернетом как формой массовой коммуникации. Исследователи констатируют, что предложенные модели интернет-зависимости формализованы, не дают ответа на вопрос о характере и степени влияния на развитие расстройств личности. Имеющиеся критерии и подход не позволяют точно определить поведенческую зависимость, поскольку нет четкой грани между увлеченностью и зависимостью человека от конкретной информации .

    Наиболее перспективен психотерапевтический подход к проблеме, предложенный Н. Корытниковой. Он основан на понимании интернет-зависимости не как самостоятельного явления, а как следствия более глубоких внутриличностных и межличностных проблем .

    Основная задача ученых в избавлении от интернет-зависимости ясно вырисовывается – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального и пытаться вырвать человека из Сети, приобщая к другим интересам. Эта задача вполне разрешима при условии расширения сфер медиаобразования.

    • Жало В. Опасные виртуальные игрища. URL: rambler.ru/db/news/msg.html?s=5&mid=5171371; Хайрутдинов А. Забава ли – компьютерная игра? // ИДЕЛЬ. 2003. № 9. С. 54–55.
    • Лоскутова В. Λ. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф, дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. С. 23.
    • URL: psychology.ru/internet/ecology/04.htm
    • Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Гуманитарные исследования в Интернете: [сб. ст.]. М., 2000. С. 132–140; Сугутская Г.Д. Виртуальная реальность и виртуальная зависимость // Виртуальная реальность. 2003. Вып. 3. С. 47–50; Соколов А. Интернет-зависимость // Вы и ваш компьютер. 2003. № 10. С. 26–28.
    • URL: hardline.ru/4/86/4719
    • URL: rus.ruvr.ru/2012_10_02/Intemet-zavisimost-bolezn-XXI- veka
    • Кленова Ю. Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с интернет-зависимостью. URL: flogiston.ru/articles/netpsy/ia_klenova
    • URL: webplanet.ru/news/internet/2004/9/23/offline.html

    Тема: Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости»

    Страницы: 77

    Введение 3
    Глава 1. Проблема «Интернет-зависимости» в психологической литературе 8
    1.1. Определение «Интернет-зависимости» 8
    1.2. Причины возникновения «Интернет-зависимости» 9
    1.3. Факторы влияющее на возникновение Интернет зависимости 17
    1.4. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости 18
    1.5 Предпосылки возникновения одиночества пользователей компьютерных сетей 20
    1.6. Выводы 25
    Глава 2. Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости» 27
    2.1. База и методы исследования 27
    2.2. Результаты исследования и их обсуждение 31
    2.3 Выводы 37
    Глава 3. Программа, способствующая снижению уровня субъективного одиночества 40
    3.1. Цели и задачи программы 40
    Рекомендации психологу: 54
    Заключение 55
    Список литературы 56
    Приложение 1 59
    «Потребность в поисках ощущений» методика 59
    Приложение 2 63
    Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона. 63
    Приложение 3 65
    Методика «Копинг-стратегии преодоления стресса» 65
    Приложение 4 71
    Тест на Интернет-зависимость 71

    Важно отметить, что информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. При взаимодействии человека с новыми информационными технологиями (компьютерами, программным обеспечением, новыми видами средств массовой информации) происходит опосредствование деятельности новыми знаковыми системами и средствами.
    Большое количество психологических исследований было проведено в рамках проблематики освоения человеком новых технологий. Так, были изучены феномены потребности в «общении» с компьютером при работе пользователя и особенности такого общения, например, потребность в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике, феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности. В более поздних работах на данную тему эти феномены были отнесены к проявлению тенденции субъекта к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнению собственных интеллектуальных способностей и возможностей системы.
    Вторая сторона взаимодействия человека с компьютером - проблема психологических последствий информатизации заслуживает не меньше внимания. Указания на негативные последствия применения информационных технологий можно найти и в письме Министерства образования РФ «Об информационной культуре», в котором говорится об опасности аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями. Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.
    Актуальность темы. В настоящее время актуальность исследования проблемы «Интернет-зависимости» становится все более очевидной в связи с ростом количества Интернет-пользователей в России и в мире. В этой области исследования носят все больше пилотный характер, и определяются слабой изученностью нехимических поведенческих зависимостей. Все чаще в средствах массовой информации возникают сообщения о том, что люди теряют связь с реальным миром в связи с чрезмерным увлечением «виртуальной реальностью, возникает другой мир. И люди создавшие его зачастую становятся жертвами «виртуального мира» но поступки, которые они совершают, они совершают в реальном мире. Неопределенность социальных норм, разнообразие сред общения и видов деятельности в Интернете делают Интернет-коммуникацию удобным объектом для изучения психологических факторов в неопределенной среде в целом.
    Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а так — же поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают особую актуальность в настоящее время.
    Интернет-зависимость (уход в виртуальную реальность) можно рассматривать как способ компенсации трудностей в социально-психологической адаптации к реальному социуму.
    Актуальность исследования психологических факторов, способствующих формированию Интернет-зависимости, определяется тем фактом, что неуклонно растет число лиц с «Интернет-аддикцией».
    Цель исследования ─ изучить влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости» пользователей районных сетей города Иркутска.
    Объект исследования – интернет-зависимость.

    Предмет исследования — влияние уровня субъективного одиночества на формирование «Интернет-зависимости» пользователей районных сетей города Иркутска.
    Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из положения о том, что лица с высоким уровнем Интернет-зависимости имеют высокий уровень субъективного одиночества.
    В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
    1. Изучить особенности формирования «Интернет-зависимости».
    2. Дать анализ социально-психологических характеристик лиц, предрасположенных к формированию «Интернет-зависимости».

    Методологической основой исследования явились разработанные в отечественной и зарубежной психологии материалы. Мы, так же опирались на некоторые теоретические положения Ю.А. Александровского, В.Г., Анохина, В.П. Асеева, Г.А Балла, С.А. Беличевой, М.А. Беребина, Л.И. Вассермана, В.Е. Кагана, П.К. Казначеева, И.А. Коробейникова, Н.И Косенкова, В.И. Медведева, И.П. Павлова, Е.В. Турковой, А.А. Ухтомского, В.Р. Цылева и других авторов о механизмах и факторах процессов адаптации и дезадаптации. А так же Буровой В. А., Голдберга А, Войскунского А.Е., Жичкиной А. Е., Извозчикова В.А., Соколовой Г.Ю, Тумалевой Е.А., Янг К. о таких последствиях применения компьютерных технологий как Интернет-зависимость.

    Методы исследования: На разных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, количественный анализ результатов исследования. Для проведения тестирования были использованы следующие методики: методика диагностики потребности в поисках ощущений М.Цукермана; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика изучения стратегий преодоления жизненных проблем Д.Амирхан, тест Кимберли Янг «Интернет-зависимость».

    База и этапы исследования: Исследование проводилось в течение 2005 по 2009 год на базе районных компьютерных сетей elcity.ru (г. Иркутск) и irklan.ru (г. Иркутск). На первом этапе 2005-2006 был проведен отбор пользователей сети для участия в нашем исследовании. На данном этапе количество пользователей было 124 человека, после разъяснения сути проводимых опросов количество испытуемых сократилось до 82 человек. Были выведены за рамки проводимого исследования пользователи от 11 лет до 14 лет, в связи с не полученным согласием их родителей (15 человек), а так же было выведено из состава испытуемых 9 человек, которые намеренно искажали представляемые ответы в связи с тем, что посчитали данное исследование розыгрышем. На втором этапе 2006-2008 был проведен первичный диагностический срез, проведено тестирование и получены первые материалы для обработки результатов. На данном этапе сформировалось окончательное число пользователей включенных в проводимое исследование 58 человек, из которых 29 человек мужчины и 29 человек женщины. На третьем этапе 2008-2009 проводился заключительный диагностический срез и обработка полученных результатов. В эксперименте принимали участие 58 человек, из них 50% (29 человек мужчины) и 50% (29 человек женщины). Средний возраст составил 31 год. Минимальный возраст испытуемых 19 лет, максимальный возраст – 39 лет. 25.9% (15 человек) и 48,2% (28 человек) имеют неоконченное и полное высшее образование соответственно, и 25,9 (15 человек) имеют средне-специальное образование.

    Достоверность результатов и выводов: обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, комплексным применением валидных и надежных методик.
    Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены и проанализированы психологические особенности возникновения Интернет-зависимости.
    Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе материалов исследования разработана специальная программа для «Интернет-зависимых» лиц, направленная на гармоничное развитие межличностных отношений.
    Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В тексте имеется 4 таблицы, 5 рисунков. Общий объем работы 70 страниц.

    Paccagnella L. 1997. Getting the seats of your pants dirty: strategies for ethnographic research on virtual communities / Journal computer-mediated communication, Vol. 3, No. 1 // http://www.nyu.edu/proj-ects/nissenbaum/ethics_whi_full.html

    Paul ten Have. 2000. Computer-Mediated Chat: Ways of Finding Chat Partners /M/C Journal. Vol. 3. No 4 Computer-Mediated Chat: Ways of Finding Chat // http://journal.media-culture.org.au/0008/ partners.php

    Rheingold, H. 1993. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. Menlo Park, CA: Addison-Wesley, P. 26.

    Szacki J. 2011. Historia mysli socjologicznej. Wydanie I - 6 dodruk. Warszawa: Wydawnictwo naukowe PWN.

    Thomsen, Steven R., Straubhaar, Joseph D. & Bolyard Drew M. 1998. Ethnomethodology and the study of online communities: exploring the cyber streets//Information Research. Vol. 4, No. 1 // http://in-formationr.net/ir/4-1/paper50.html

    © 2011 г. Н.А. ЦОЙ

    ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ОДИНОЧЕСТВО

    ЦОЙ Надежда Алексеевна - психолог Центра по профилактике наркомании и деструктивных воздействий Дальневосточного федерального университета (Владивосток). E-mail: [email protected]

    Аннотация. Интернет-зависимость стала социальной проблемой, вызывающей обеспокоенность общественности и выступающей предметом специальных исследований. Чувство одиночества, не являясь единственной причиной ее возникновения, оказывается одним из ее факторов. Представлены результаты социологического исследования условий развития интернет-зависимости с точки зрения субъективной оценки качества социальных отношений и удовлетворенности ими. Проведение такого рода исследований позволяет выявить факторы риска возникновения интернет-зависимости.

    Ключевые слова: интернет-пользование социальные отношения интернет-зависимость эмоциональное и социальное одиночество

    Введение. Мировой интернет-доступ к марту 2011 г. охватил 1.966.514.816 пользователей . Быстрый рост интернета породил исследования преимуществ и недостатков расширения онлайн-активности, в частности, продолжает активно обсуждаться феномен компьютерной и интернет-зависимости. На поведенческом уровне такая зависимость проявляется в том, что страдающие от нее люди настолько предпочитают Интернет реальной жизни, что забывают о каждодневных делах и обязанностях. Неумеренное пользование компьютером и интернетом имеет особенно серьезные последствия для детей. Ненормированные зрительные нагрузки, связанные с непрерывным смотрением на экран монитора, увеличивают опасность близорукости, которая чаще всего начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет. Частое сидение за компьютером ослабляет способность быстро переключаться на другие виды деятельности, вызывает проблемы с концентрацией внимания, ограничивает эмоциональные контакты и общение

    с близкими и друзьями, что особенно необходимо детям для их нормальной социализации. Сказанное, разумеется, не означает отрицания позитивных сторон использования интернет-ресурсов, к примеру, для образовательного и интеллектуального развития детей. Существуют сайты для родителей и детей с записями сказок, развивающими он-лайн играми, интерактивными учебниками, уроками рисования, английского языка и т.д. Одним словом, в изучении социального воздействия Интернета следует избегать категоричных суждений и односторонних подходов.

    Вопрос об отнесении интернет-зависимости к клиническим расстройствам остается открытым, однако уже предлагается лечение от нее в специально созданных медицинских центрах. При ее обозначении в литературе используются различные термины: Computer Addiction, On-line Addiction, Cyberaddiction, Internet Addiction Disorder (IAD), Netaholic, Интернет-аддикт. Одними из первых к изучению онлайнового аддиктивного поведения приступили в середине 1990-х годов К.Э. Янг (США) [Янг, 2000], Д. Сулер (США), М. Гриффитс (Великобритания) , Д. Гринфилд (США) . Их исследования позволили выявить предрасполагающие к интернет-зависимости факторы и предложить методы ее профилактики.

    Цель исследования и обзор литературы. Задача данного исследования заключается в выявлении корреляции между интернет-зависимым поведением и чувством одиночества. В ходе знакомства с зарубежной литературой я столкнулась с расхождениями трактовок связи между этими двумя социальными явлениями. Встречается немало публикаций, авторы которых склонны полагать, что активное использование Интернета облегчает межличностное общение и в целом ослабляет ощущение одиночества. Вместе с тем, немало авторов отстаивают противоположную точку зрения, полагая, что неумеренное использование компьютера и Интернета усиливает социальную изоляцию индивида и, соответственно, ощущение одиночества.

    Согласно результатам, полученным в ходе исследования, проведенного Р. Краут и его коллегами, более интровертированные неумеренные интернет-пользователи оказывались более одинокими, имели больше негативных эмоций и наиболее заниженные самооценки по сравнению с менее интровертированными. Эти авторы отмечают, что чрезмерно активное пользование Интернетом приводит к ослаблению отношений с членами семьи, часто сопровождается усилением депрессии . В последующих публикациях немало авторов выступили с подтверждением тезиса о наличии такой связи - что интернет-зависимые более одиноки и имеют более низкие самооценки, чем не интернет-зависимые. Так, к примеру, шведские исследователи Энгельберг и Шёоберг отмечают статистическую связь между частым интернет-пользованием и обострением чувства одиночества, более скудной социальной адаптацией и ослабленными эмоциональными навыками . Исследование Муди показало, что интернет-зависимое поведение связано с высокими уровнями эмоционального одиночества, но низкими уровнями социального одиночества . Каплан обнаружил, что одинокие индивидуумы могут развить предпочтение онлайн-социального взаимодействия, которое приводит к интернет-зависимости .

    Несмотря на большой интерес к рассматриваемой теме, исследования интернет-зависимости в России пока немногочисленны и не носят систематизированного характера [Войскунский, 2004]. В первых отечественных работах по этой тематике также фиксируется связь между интернет-зависимостью и дефицитом социального контакта. Результаты исследования Н.В. Чудовой, изучавшей состояние эмоциональной сферы субъектов активного интернет-взаимодействия (использовались проективные методики - тест Люшера), а также уровень их самооценок (методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн) свидетельствуют о том, что у неумеренных интернет-пользователей имеют место "сложности в непосредственном общении", "переживание одиночества и недостаточного внимания к ним со стороны других", а также "склонность к интеллек-4* 99

    туализации", то есть к уходу от эмоциональных контактов [Чудова, 2002; Егоров и др., 2005]. В недавней работе Н.В. Корытниковой была выделена социальная депривация как негативная сторона влияния Интернета, что проявляется в недостаточности выполнения социальных функций, приводящей к невозможности удовлетворения важных социальных потребностей, к сужению социальных контактов, что в итоге сопровождается десоциализацией и социальной дезадаптацией [Корытникова, 2010].

    В то же время многие рассматривают интернет как инструмент преодоления чувства одиночества. Во-первых, человек может легко найти в Интернете собеседника в любое время суток семь дней в неделю для непосредственного общения. При этом преодолеваются физическая отдаленность и чувство дистанции. Интернет расширил социальные сети по всему миру. Во-вторых, онлайн-коммуникация может быть анонимной: во многих случаях человек взаимодействует в сети без показа своей истинной идентичности. В то же время интернет-общение не позволяет восполнить дефицит непосредственного эмоционального общения "лицом к лицу".

    Нам представляется ошибочной попытка выявления единственной или основной причины возникновения интернет-зависимости. Чаще всего имеет место совокупность ее причин. С точки зрения различных социологических и социально-психологических концепций существует ряд факторов, вероятно обусловливающих появление и развитие интернет-зависимого поведения: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкий самоконтроль, социальная тревога, низкая самооценка, депрессия, расстройства влечений, злоупотребление психоактивными веществами и т.д. При этом далеко не всегда удается выявить четкую причинно-следственную связь между злоупотреблением Интернетом и сопутствующими ему личными проблемами, такими как одиночество, потеря интереса к учебе, к близким, жизненные и финансовые трудности и т.д.

    Наряду с многообразием встречающихся в литературе определений самого понятия "одиночество" разнообразием отличаются типологии одиночества [Тайгулова, 2010]. Широко распространено представление о том, что чем шире круг социальных взаимодействий человека, тем он менее одинок. Это далеко не всегда так, поскольку чувство одиночества определяется не столько количеством, сколько качеством или силой социальных связей индивидуума с другими людьми. Поэтому наиболее удачной, на наш взгляд, характеристикой одиночества является рассмотрение его как фактического или воспринимаемого отсутствия удовлетворяющих человека социальных связей (отношений).

    Многие типологии одиночества возникли как попытки определить природу дефицита социальных отношений или выделить характеристики социального положения личности, обуславливающие ее одиночество. Одна из такого рода типологий принадлежит Р. Вейсу. С его точки зрения, одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, которое удовлетворяет основные запросы личности. Изучая социальный контекст типологии одиночества, он в 1973 г. впервые предложил рассматривать две составляющие чувства одиночества - эмоциональную и социальную: «Я убежден, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, переживающие их, склонны расценивать как "одиночество".

    Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF

    АЗАРОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА, ЩЕРБАКОВА ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА - 2013 г.

    Наверняка, все знают одноименный роман Януша Вишневского, который стал бестселлером, покорив миллионы читательских сердец. Сегодня проблема одиночества в сети знакома каждому второму. Доказано: обитая на просторах интернета, пользователи становятся более несчастными. Частое посещение онлайн-ресурсов способствует возникновению депрессий, отнимая при этом огромное количество времени. Люди становятся похожими на социопатов, предпочитая переписку живому общению. Под всемогущее, но не всегда благотворное влияние Интернета более всего подпадает молодое поколение.

    Одиночество в сети: найти нельзя потерять

    Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни… (Я. Вишневский. «Одиночество в сети»)

    21 век. У каждого второго подростка смартфон, практически каждый ежедневно использует ноутбук или планшет. В эпоху активного развития IT-технологий и массовых коммуникаций мы не представляем жизнь без этих девайсов. Именно они помогают погрузиться в потустороннюю реальность, то бишь, зайти в Интернет. И вот уже ты попадаешь в капкан - и становишься зависимым. По статистике, в Украине наиболее подвержена интернет-зависимости аудитория в возрастной категории от 14 до 24 лет (31%) , на втором месте - от 25 до 35 лет (29%). Среди самых «зависимых» пользователей социологи выделяют группу людей в возрасте от 18 до 24 лет. Согласно полученным данным, 53% представителей этой возрастной группы испытывают интернет–зависимость, а 44% утверждают, что слишком много времени тратят на социальные сети. Помимо этого, данная группа чрезмерно активно использует мобильные устройства.

    Интересно также узнать, от чего готовы отказаться пользователи ради выхода в «глобальную сеть». Картина в лучших традициях антиутопий Брэдбери выглядит так:

    • От горячей воды ради доступа в интернет готовы отказаться 69% мужчин и 42% женщин;
    • В еде себя ограничат 56% женщин и 45% мужчин;
    • Телевизор не понадобится 78% мужчин и 75% женщин - все, как завещал Стив Джобс, который советовал предпочесть телевизор компьютеру: дескать, от последнего не глупеют;
    • Совсем проигрывает интернету радио: 92% мужчин и 87% женщин с удовольствием выключат приемник и «зависнут» в сети;
    • Чуть лучше ситуация обстоит с процентным соотношением между «прерванной» интернет-коммуникацией и телефонным разговором: от телефона могут отказаться лишь 12% мужчин и 17% женщин;
    • К сожалению, все более виртуальной становится дружба: за отказ от приятельских отношений в пользу интернета проголосовали 34% мужчин и 32% женщин;
    • Некоторые даже согласны променять на интернет семью: таковых среди опрошенных нашлось 12% (мужчины) и 9% (женщины).

    В 2012 году журналист Сасс провел расследование, как влияет Фэйсбук на восприятие жизни. Оказалось, студенты, пользующиеся social media, считают собственную судьбу более несчастной, чем у онлайн-друзей, и сетуют на несправедливость окружающего мира. За несколько лет до этого исследования Американская Академия Педиатрии опубликовала материал «Facebook-депрессия», где эксперты утверждали: люди с нереализованным потенциалом создают виртуальные площадки с идеальной жизнью. Такой образ похож на компьютерные игры, где человек погружается в виртуальный мир, но, пожалуй, даже более опасен. Ведь играя во всевозможные электронные квесты, вы четко разграничиваете мир по ту и эту сторону экрана. В соцсетях все будто по-настоящему: реальные люди, их фотографии, музыка, видео - только не стоит забывать,что каждый из нас создает себе необходимый образ, который зачастую не имеет ничего общего с повседневной жизнью.

    Одиночество в сети: так ли страшен волк?

    Несмотря на огромные затраты времени и возникающую зависимость, все-таки активное расширение информационного пространства и увеличение IT-возможностей имеет преимущества.

    Непосредственный доступ к информации. В любое мгновение и в любой точке планеты ты с легкостью узнаешь об актуальных событиях, расшифровываешь непонятный термин или скачиваешь интересную книгу, которую уже месяц не можешь найти в книжных твоего города. Будь-то историческое событие или просто информация о прессе-релизе нового альбома любимой музыкальной группы - ты всегда сможешь быть в центре событий.

    Постоянные контакты с друзьями и не только. Для зарегистрированных в социальных сетях не составит сложности общение на расстоянии. Твои родные далеко - не беда. А с помощью Skype, например, ты можешь не только переписываться со своими близкими и знакомыми, но даже услышать и увидеть собеседника. С помощью функции беседы, кстати, таким образом можно общаться с несколькими пользователями одновременно. А если ты одинок - у тебя есть шанс найти свою половинку даже за океаном с помощью сайтов-знакомств или социальных сетей.

    Развлечения. Посмотреть фильм, который только появился на просторах кинотеатров? Увидеть онлайн-трансляцию популярного симфонического оркестра, выступающего в другом уголке мира? Прослушать хиты топ-чартов или же, наоборот, вернуться к неумирающей классике? Прыгнуть с парашютом? Полететь в космос? Почувствовать себя супергероем, спасающим планету от нападения коварных существ? Все возможно, только не забывайте, что процесс виртуален.

    Творчество. Установленные на электронные устройства программы позволяют создавать разнообразные документы, делать презентации, обрабатывать фотографии, строить графики и проектировать сложноустроенные конструкции. Современное поколение уже не представляет работы без использования ноутбука или планшета. Любая деятельность сегодня требует помощи компьютерных технологий - и не важно, писатель или простой банковский клерк использует их.

    СМИ. Телевидение и газеты отходят в прошлое, а их место занимает интернет. Постоянный поток новостей держит в курсе всех событий, а не просто информирует о них. Ежесекундные обновления - только и успевай ухватываться за информацию.

    Одиночество в сети: капкан захлопнулся

    Вышеперечисленные достоинства очевидны. Неудивительно, ведь интернет был создан, чтобы помочь человеку, облегчить жизнь. Но понятные возможности имеют и побочные эффекты, каждый плюс можно интерпретировать как минус. Постоянный доступ к информации и контакты ставят человека в зависимое положение, онлайн-развлечения и работа отнимают массу времени, виртуализируя при этом мир и отбирая толику реальности, а бесконечные обновления в интернет-медиа разбавляют твое собственное мнение. Казалось бы, совсем мелкие недостатки, а какие несут за собой последствия! Куча времени потрачена на разнообразные сайты, блоги, форумы, много возможностей в реальности упущено. В компании друзей ты тянешься к айподу, а дома всегда открыта вкладка Оперы (гугл хром, яндекс - нужное подчеркнуть). И вот ты уже отказываешься от реальных встреч ради просмотра очередного сериала, зависания ВКонтакте или же новой онлайн-игры. При этом полное погружение в интернет-мир способствует развитию неуверенности в себе, апатии и депрессивных настроений. Из-за частого виртуального общения мы чувствуем барьеры в живом разговоре, а банальное просиживание перед монитором убивает активность.

    Что будет дальше - точно неизвестно. Предположительно, уже в конце 21 века будут компьютеризированы все сферы жизни человека, а его деятельность будет непосредственно зависима от интернет-технологий. И все-таки это не точный прогноз, но то, что сегодня Интернет не только крепко влился в нашу жизнь, а и во многих людей стал ею - неоспоримый факт. Но если ограничивать посещение виртуального мира, а свободное время заполнить реальными событиями, ты заметишь, как ярок мир вокруг и сколько скрыто возможностей. И вот ты уже не чувствуешь себя одиноким - долой одиночество в сети!

    Анастасия Василенко