Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что происходит при умственном труде. Умственный труд. Гигиена умственного труда, осуществление мер по сохранению и укреплению здоровья

    Что происходит при умственном труде. Умственный труд. Гигиена умственного труда, осуществление мер по сохранению и укреплению здоровья

    Человек умственного труда

    сущ. , кол-во синонимов: 3

    Интеллектуал (11)

    Интеллигент (10)

    работник умственного труда (3)


    • - Способ сравнения интеллектуального развития, свойственного данному возрасту, с хронологическим возрастом...
    • Большая психологическая энциклопедия

    • - развитие умственное: уровень - совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий...

      Большая психологическая энциклопедия

    • - - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий...

      Педагогический терминологический словарь

    • - реализуется в форме государственного законодательства о труде и занятости...

      Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    • - English: Safety working conditions Состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно...

      Строительный словарь

    • Большой экономический словарь

    • - часть общего отклонения прямых затрат на оплату труда, рассчитываемая умножением разницы между фактически затраченными часами рабочего времени и стандартными часами на стандартную ставку начисляемой заработной...

      Большой бухгалтерский словарь

    • - Фраза синонимична ругательному дурак, тупица,поскольку подобная инвалидность означает, что у человека поехала крыша...

      Словарь народной фразеологии

    • - 1) оскорбление; 2) об интеллигенте...

      Живая речь. Словарь разговорных выражений

    • - сущ., кол-во синонимов: 5 ошибка мироздания ошибка природы паноптикум тупиковая ветвь эволюции ходячее недоразумение...

      Словарь синонимов

    • - нареч, кол-во синонимов: 1 легко...

      Словарь синонимов

    • - прил., кол-во синонимов: 2 духовно зрелый развитой...

      Словарь синонимов

    • - прил., кол-во синонимов: 2 малоразвитый не имеющий достаточного кругозора...

      Словарь синонимов

    • - сущ., кол-во синонимов: 3 интеллектуал интеллигент человек умственного труда...

      Словарь синонимов

    • - сущ., кол-во синонимов: 1 трудящийся...

      Словарь синонимов

    "человек умственного труда" в книгах

    Глава 6 ПРИДВОРНЫЕ, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ, ЛЕКАРИ И ЛЮДИ УМСТВЕННОГО ТРУДА

    Из книги Традиционная Япония. Быт, религия, культура автора Данн Чарльз

    Глава 6 ПРИДВОРНЫЕ, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ, ЛЕКАРИ И ЛЮДИ УМСТВЕННОГО ТРУДА Императоры, потомки богини Солнца, начиная с X века властвовали обычно недолговременно, но императорский род никогда не прерывался. Дворец их находился в Киото, где на землях, предоставленных им

    УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ В СЛУЧАЕ РАССМОТРЕНИЯ РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА

    Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

    УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ В СЛУЧАЕ РАССМОТРЕНИЯ РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА Работники умственного труда – это работники, навыки и знания которых неразрывно связаны с товарами или услугами, производимыми их организацией-работодателем. Поэтому это название применимо к

    10. Гигиена умственного труда, осуществление мер по сохранению и укреплению здоровья

    Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

    10. Гигиена умственного труда, осуществление мер по сохранению и укреплению здоровья Долг руководителя заботиться о здоровье как важнейшей социально-экономической категории, выражающейся количественно в продолжительности деятельности и жизни, сохранении

    Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

    [Труд как главный фактор правильного воспитания. Необходимость умственного труда и его духовное значение]

    Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

    [Труд как главный фактор правильного воспитания. Необходимость умственного труда и его духовное значение] 6) Мне очень хотелось бы, чтобы Вы еще сильнее подчеркнули труд как главный фактор воспитания духа, причем указали бы, главным образом, на значение качества его.

    1) Количество труда и стоимость труда. [Неразрешимость проблемы обмена труда на капитал в ее рикардовской постановке]

    Из книги Том 26, ч.2 автора Энгельс Фридрих

    1) Количество труда и стоимость труда. [Неразрешимость проблемы обмена труда на капитал в ее рикардовской постановке] Глава 1-я - «О стоимости» - сразу же открывается у Рикардо отделом I, носящим заголовок:«Стоимость товара, или то количество любого другого товара, на

    ГЛАВА 5 ЧТО НИЧЕМ ИЗ УМСТВЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕВОСХОДЯ ЕГО, ПРИЧИНА ВСЕГО УМСТВЕННОГО

    Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

    ГЛАВА 5 ЧТО НИЧЕМ ИЗ УМСТВЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕВОСХОДЯ ЕГО, ПРИЧИНА ВСЕГО УМСТВЕННОГО Далее восходя, говорим, что Она не душа, не ум; ни воображения, или мнения, или слова, или разумения Она не имеет; и Она не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не

    СПЕКТР УМСТВЕННОГО ТРУДА

    автора Тоффлер Элвин

    СПЕКТР УМСТВЕННОГО ТРУДА Суперсимволическая экономика делает устаревшим наше представление не только о безработице, но и о труде. Чтобы понять это, понять вызываемую этим борьбу, нам нужны новые термины. Сегодня подразделение экономики на «сельское хозяйство»,

    ЭСКИМОСЫ И РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА

    Из книги Метаморфозы власти автора Тоффлер Элвин

    ЭСКИМОСЫ И РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА В Нью-Гэмпшире Сунуну действовал недостаточно изобретательно. Отнести что-либо к разряду конфиденциальной информации или воспрепятствовать доступу - это старая тактика. Теперь в распоряжении тех, кто хочет контролировать

    Из книги автора

    Интенсивность умственного труда В XIX веке всякий, имеющий хоть какое-то образование, работающий не руками, а головой, работал не долго, 5–7 часов. И работал он совсем не так интенсивно, как мы с вами.Пролетариат начинал работать очень рано, лет с 14-ти, а вот средний класс

    Глава 3. Пролетарии умственного труда

    Из книги Могущество и бессилие компьютера автора Кочетков Геннадий Борисович

    Глава 3. Пролетарии умственного труда 1. «Офис будущего» В 80?е годы компьютеризация проникла в сферу управления частных капиталистических компаний и государственных организаций. Традиционный офис, учреждение, где осуществляется обработка, составление различных бумаг,

    ЕСТЕСТВЕННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА

    Из книги Как вылечиться от разных болезней. Рыдающее дыхание. Дыхание Стрельниковой. Дыхание йогов автора Александр Иванов

    ЕСТЕСТВЕННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА Никто не будет спорить с тем фактом, что правильное чередование физического и умственного труда, отдыха и нагрузок является важнейшим средством поддержания здоровья. Вроде бы в этой сфере все давно исследовано и

    Интенсивность умственного труда

    Из книги Человек будущего автора Буровский Андрей Михайлович

    Интенсивность умственного труда В XIX веке всякий, имеющий хоть какое-то образование, работающий не руками, а головой, работал не долго, 5-7 часов. Главное же - и он работал не так интенсивно, как мы с вами.Пролетариат начинал работать очень рано, лет с 14, а вот средний класс -

    Советы служителям Церкви и людям умственного труда, ведущим сидячий образ жизни

    Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

    Советы служителям Церкви и людям умственного труда, ведущим сидячий образ жизни СИ, 308-310:225. Переедание особенно вредно тем, кто обладает спокойным темпераментом; такие люди вообще должны есть поменьше, а побольше заниматься физическим трудом. Есть люди, одаренные яркими

    Революция умственного труда началась

    Из книги Репортаж из XXI века автора Васильев Михаил Васильевич

    Революция умственного труда началась Полтора столетия назад не было ни счетно-решающих машин, ни электроники- науки, из которой они развились. Была только мечта - создать механизм, способный выполнять ту работу, которую мог бы делать лишь один, но зато самый

    В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. Во многих профессиях преимущественно физического труда увеличивается доля умственного компонента, что приводит к стиранию граней между умственным и физическим трудом.

    Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

    Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей учащихся и студентов. Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

    0ператорский труд .

    В условиях современного механизированного производства основными становятся функции контроля за работой машин, широкое распространение приобретает операторская деятельность.

    Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Так, например, труд телефонисток характеризуется переработкой большого объем информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряжённостью.

    Управленческий труд

    труд руководителей учреждении, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

    Творческий труд

    (научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы) - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

    Труд преподавателей и медицинских работников

    отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

    Труд учащихся и студентов

    характеризуется, напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).



    Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Локальные процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая левое и правое полушарие. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.

    При умственной работе обостряются восприятие, внимание, память.

    Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения тестовых задач и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок). Умственная деятельность проявляется в определенных нейродинамических и нейрофизиологических состояниях мозга Усиливается кровоснабжение мозга, повышается энергетический обмен нервных клеток, изменяются показатели биоэлектрической активности мозга.

    При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15 – 20% от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет лишь 2%, от массы тела. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5 - 6 раз большим, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке.



    Любая умственная работа, в особенности работа оператора, сопровождается определенным нервно-эмоциональным напряжением, причем для каждого, рода деятельности необходим определенный оптимум эмоционального напряжения. К эмоциональному напряжению ведут такие характеристики трудовой деятельности, как значимость работы, - ее опасность, ответственность. Нервно-эмоциональное напряжение приводит к усилению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, энергетического обмена; повышению тонуса мускулатуры.

    Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Однако при отдельных видах умственной деятельности увеличение расхода энергии различно. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – 94%, у операторов вычислительных машин – 60 – 100%.

    При нервно-эмоциональном напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.

    При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Умственная работа, связанная с нервно-эмоциональным напряжением, вызывает повышение активности симпатико-адреномедулярной, гипоталамо-гипофизарной, кортикальной систем. При эмоциональном возбуждении наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических окончаниях, увеличивается содержание в крови адреналина и кортикостероидов, стимулирующих энергетические процессы, изменяющих минеральный обмен и повышающих возбудимость нейронов.

    Оптимизация умственного труда должна быть направлена на сохранение высокого уровня работоспособности и на устранение хронического нервно-эмоционального напряжения.

    При разработке рациональных режимов труда и отдыха необходимо учитывать тот факт, что при умственной работе мозг склонен к инерции, к продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания умственной работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, обусловливая более длительное утомление и истощение ЦНС умственной работе, чем при физической.

    Н.Е. Введенскому принадлежит классическое высказывание: «устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают». Им же были сформулированы общие основные физиологические условия продуктивной умственной работы.

    1. В работу следует «входить» постепенно. Это обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности.

    2. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.

    3. Следует придерживаться обычной последовательности и систематичности в работе, что обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа.

    4. Правильное чередование умственного труда с отдыхом. Чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность.

    5. Высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку.

    Таким образом, происходит совершенствование и автоматизация навыков в умственной, особенно в операторской работе.

    Оптимизации умственной деятельности, как и любой деятельности, способствует благоприятное отношение общества к труду, а также благоприятный психологический климат на производстве.

    Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на профессиональную структуру работающего населения.С каждым годом увеличивается число лиц, занятых умственным трудом .

    Во многих профессиях преимущественно физического труда увеличивается доля интеллектуального компонента. Проведение четкой грани между физическими и умственными формами трудовой деятельности людей становится все более затруднительным.

    Между тем, общепринятое деление труда на физический и умственный до сих пор остается в силе. К умственному труду принято относить работы, связанные с процессом приема, переработки и хранения информации, на основе которых решаются различного рода теоретические и практические задачи, что требует преимущественного напряжения функций восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы человека.

    В настоящее время выделяют две основные группы форм умственной (интеллектуальной) деятельности человека: в сфере материального производства и вне его.

    К первой относятся профессии инженерного профиля , связанные с проектированием производственного процесса (например, конструкторы), а также с выполнением эксплуатационных (инженеры, техники, мастера, операторы), учетных (бухгалтеры, статистики) и управленческих (руководители предприятий, объединений) функций.

    Ко второй - профессии, занятые в области научной деятельности (ученые) , прикладных знаний (учителя, врачи, психологи), литературы и искусства (писатели, артисты, художники).

    Все формы интеллектуального труда основаны на внутренней психической активности человека, имеющей своим материальным субстратом работу головного мозга. Преимущественная нагрузка на центральную нервную систему и незначительная, в сравнении с физическим трудом, активность мышц обуславливают относительную энергетическую экономность интеллектуальной деятельности.
    Тем не менее все формы умственного труда сопровождаются определенными затратами энергии, вызывающими утомление работающих людей. При этом разные профессии требуют различного расходования энергетических ресурсов человеческого организма.

    В зависимости от величины энергозатрат интеллектуальный труд может быть, по аналогии с тяжестью физических работ, разной степени напряженности, которая определяется по количественным и качественным показателям нагрузок на психические функции человека .

    К первым относятся: длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены), количество поступающих к работнику информационных сигналов, размер предметов труда, их число и многие другие.

    Ко вторым - уровень эмоционально-волевого напряжения, личный риск, ответственность за безопасность других лиц, степень сложности решаемых производственных задач.

    Учитывается также график сменности, на основе которого к наиболее напряженной относят работу с чередованием смен, включающую ночные, вахтовые дежурства, характерные, в частности, для большинства морских профессий.

    Как известно, жизнь каждого человека подчинена определенной ритмике, которая проявляется и в общении, и в познании, и в труде. Иными словами, человеческая активность организована во времени, образуя единую систему суточных, недельных, месячных и многолетних ритмов. В них проявляется строгая биологическая периодичность физических и психических функций всего живого, обусловленная природными циклическими явлениями (смена дня и ночи).

    Нарушение этого естественного ритмического процесса вызывает напряжение регуляторных систем организма (в первую очередь мозга), ответственных за перестройку его временной организации. Таким образом, навязанный человеку в течение длительного времени трудовой режим, не соответствующий нормальным биологическим ритмам, является одним из факторов, повышающих рабочие нагрузки.

    Любая профессия требует от человека усвоения определенных программ действий. И в этом смысле к основным чертам интеллектуального труда относятся - сложность и переменность или чрезмерная упрощенность таких программ, связанная с технизацией современного производства.

    Понятие "сложность программы" может включать в себя, во-первых, количество сигналов, поступающих к работнику от различных объектов окружающей его социально-производственной среды и несущих информацию о их свойствах и связях.
    Во-вторых, это могут быть различные представления и понятия, которыми человек оперирует в процессе практической деятельности. Чем больше различного рода составляющих в программе трудовых действий исполнителя, тем сложнее содержательная сторона умственного труда.

    Например, в трудовые функции капитана входят разнообразные умственные рабочие операции: прокладывание курса корабля по карте, оценка навигационной обстановки, принятие нестандартных решений в затруднительных производственных ситуациях (авария, несчастный случай, травма), непосредственное участие в разрешении межличностных конфликтах между членами плавсостава и многие другие.

    Сложными программами действий руководствуются также представители творческих профессий (ученые, архитекторы, конструкторы), устанавливающие новые связи между явлениями и предметами реального мира, открывающие новые закономерности. Творческий труд связан с высоким эмоциональным напряжением исполнителя, которое нередко ведет к большим затратам энергии, развитию у него значительного утомления и переутомления. Поэтому творческие профессии относятся к категории наиболее напряженных.

    Все выше рассмотренные примеры дают представление о "переменности программ" трудовых действий, как второй важной особенности многих видов умственной деятельности. Возможность перестройки наличных программ и создание новых в зависимости от видов труда не всегда возможно. Например, профессии судовых радистов, телеграфистов (при работе с ключом), счетоводов характеризуется, как правило, постоянными программами действий. Это является од-ним из ведущих факторов монотонности - однообразия деятельности. Чем больше выражена однотипность рабочих функций, тем выше степень монотонии труда и его напряженности.

    Совершенствование разделения трудовой деятельности лежит в основе распределения труда на две группы: физический труд и умственный труд.

    К умственному труду относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т.д. Вместе с тем физические нагрузки, обусловленные расходованием двигательной энергии, преобладанием динамических мускульных затрат, при умственном труде незначительны. Деление трудовой деятельности на умственную и физическую в значительной мере условно, поскольку в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические, так и умственные нагрузки.

    Особенностями преимущественно умственного труда являются: высокий удельный вес нервно-психических нагрузок; многообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов; более высокие в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответственности; отсутствие вещественного результата труда. В то же время с физиологической точки зрения умственный труд характеризуется: ограниченностью подвижности организма работника; низким уровнем протекания физиологических процессов (ассимиляции и диссимиляции), что ведет к определенным негативным изменениям костно-мышечной системы, а также систем дыхания и кровообращения.

    Знание особенностей физиологии и психологии людей, занятых физическим или умственным трудом, позволяет решать вопросы повышения эффективности их трудовой деятельности посредством улучшения условий труда, в том числе путем проведения организационных мероприятий.

    Организация труда работников, занятых выполнением преимущественно умственных функций, значительно отличается от организации труда работников физическоготруда: деятельность служащих, специалистов, руководителей, работников творческого труда требует длительного обучения в высших и средних специальных заведениях и постоянного повышения уровня знаний в соответствии с развитием науки и техники, является наиболее ответственным и требует высоких нервных нагрузок.

    Психофизиологические особенности умственного труда связаны с тем, что в содержании этого труда значительное место занимает творческое мышление – сложнейший психофизиологический процесс, протекающий в коре головного мозга человека в период трудовой деятельности. В результате творческого мышления появляется новая мысль, складываются определенные понятия, оформляется образ, которые впоследствии используются в практической работе. Творческое мышление в различной степени необходимо для решения многообразных производственных (технических или организационных) задач. Кроме того, особенностями умственного труда являются: высокий уровень внимания (т.е. сосредоточение психической деятельности народном или нескольких взаимосвязанных объектах) и, прежде всего, активного волевого внимания; хорошая память (т.е. с психофизиологической точки зрения процесс формирования, хранения и воспроизведения в определенное время необходимой информации).


    С определенной долей условности умственный труд подразделяется на следующие группы: труд технических исполнителей, труд специалистов, труд руководителей. Первая группа выполняет, как правило, определенные регламентированные функции (например, технический контроль, разработку технической документации). Вторая группа выполняет функции, связанные с развитием и совершенствованием производства, а также обеспечивает техническое руководство производственным процессом (например, осуществляет разработку технологических процессов, конструирует и внедряет новшества на производстве, выполняет аналитическую работу). Третья группа обеспечивает техническое и организационное руководство производством, принимает управленческие решения, определенные уровнем их компетенции, отвечает за результаты производства.

    Особые условия эффективности умственного труда в значительной степени обусловливаются существенно неодинаковым социально-экономическим положением работников, занятых умственным и физическим трудом, а также различием выполняемых ими функций. Так, работники умственного труда, относящиеся к интеллигенции, осуществляют функции по управлению производством, государственную, культурно-просветительскую и научную деятельность, обеспечивающие развитие и внедрение инновационных процессов, способствующих научно-техническому прогрессу. В то же время работники физического труда, который характеризуется как преимущественно исполнительский труд, непосредственно воздействуют на предмет труда. Все это, а также психофизиологические особенности умственного и физического труда обусловливают разные требования к организации различных видов трудовой деятельности.

    В современных условиях не потеряли значимости сформулированные Н.Е. Введенским основные требования к организации умственного труда , состоящие в следующем:

    1) постепенное вхождение в любую трудовую деятельность, в том числе в умственную. Работу необходимо начинать с наиболее простых элементов, таких как подготовка рабочего места, планирование труда на предстоящий период

    2) соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности;

    3) определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, в том числе умственной, что в значительной степени снижает утомляемость. При этом необходимо помнить, что чрезмерно завышенный и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияет на организм человека и уровень его работоспособности. Темп работы следует устанавливать с учетом индивидуальных возможностей человека, которые могут сильно различаться;

    4) установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с занятиями физкультурой и спортом.

    Важным условием продуктивности умственной деятельности является рациональная организация, к элементам которой относятся: организация рабочего места; организация справочно-информационной деятельности; работа со специальной литературой; ведение личного архива; установление деловых контактов; планирование личной работы; умелое использование технических средств в процессе умственного труда и т.п.

    Под рабочим местом работника умственного труда подразумевается совокупность предметов мебели и технических средств, используемых в работе. Совершенствование рабочего места предполагает оснащение его всем необходимым в соответствии с особенностями выполняемой работы, а также рациональное расположение необходимого оснащения, создание наиболее комфортных условий для работы, предотвращение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, облегчение труда, поскольку он связан с постоянным высоким нервным напряжением, большими статическими нагрузками, однообразной неподвижной рабочей позой, что вредно сказывается на организме человека.

    Многообразие условий, в которых выполняются функции умственного труда в различных сферах, не позволяет создать единую схему организации рабочего места. Этим объясняется тот факт, что типовые проекты организации рабочего места имеются лишь по некоторым специальностям, где преобладает умственный труд. Вместе с тем существуют общие требования к организации рабочего места работника умственного труда, главными из которых являются досягаемость, обозримость всех рабочих материалов, а также изолированность рабочего места. Досягаемость предполагает такую планировку рабочего места, прикоторой все технические средства и рабочие материалы располагаются так, что работа с ними не требует лишних движений, не приводит к утомлению и нерациональным затратам рабочего времени. Обозримость в сочетании с постоянством мест хранения материалов позволяет сократить потери рабочего времени на их поиск. Изолированность рабочего места для работника умственного труда позволяет снять излишнее нервное напряжение, избежать влияния отвлекающих факторов.

    Организация работы с источниками информации. Поскольку умственный труд связан с постоянным поиском информации, то возможность быстро находить ее является важным условием повышения плодотворности умственного труда, а также его качества и оперативности. Увеличение объема информации усложняет систему ее поиска и предполагает наличие определенных навыков, позволяющих быстро и профессионально ориентироваться в ней, полнее использовать различные источники и значительно сократить сроки поиска информации. Подготовленность любого специалиста в вопросах получения информации должна складываться из ряда необходимых представлений: об общей системе научно-технической информации, обо всех источниках информации по конкретной специальности, о наиболее совершенной системе поиска информации. Кроме того, специалист должен обладать определенными навыками в использовании вспомогательных информационных и библиографических материалов.

    Работа со специальной научной литературой для работников умственного труда является одним из наиболее важных элементов деятельности. Эффективность этой работы зависит прежде всего от совершенства владения техникой чтения специальной литературы, а также от умения вести необходимые записи. Овладение техникой чтения специальной литературы складывается из следующих этапов: предварительное ознакомление с источником информации (предварительное получение сведений об издании, знакомство с аннотацией, оглавлением, списком литературы и т.д.); чтение книги, предполагающее беглый просмотр содержания или тщательную проработку текста. Ведение записей при чтении – обязательное условие работы со специальной литературой, способствующее закреплению в памяти наиболее существенных положений и фактов и позволяющее легко отыскать интересующие специалиста материалы при повторном обращении к источнику. В процессе записи необходимо указать свое мнение об источнике информации, использовать различные приемы (сокращения, символику и т.д.), позволяющие сделать записи лаконичными, а скорость записи – высокой.

    Одним из важных элементов организации умственного труда является создание и хранение личного архива, без которого серьезная работа по специальности невозможна. Личный архив может включать различные документы, копии, картотеки, конспекты, личную научную библиотеку, микрофильмы, вырезки и пр. Упорядочение личного архива позволяет наиболее полно использовать информацию в работе, систематически пополнять ее, сокращать время на поиск необходимых материалов.

    Эффективное использование рабочего времени, плодотворность деятельности работников умственного труда зависят от того, насколько правильно строится их деловое общение . Последнее включает деловую переписку, телефонные разговоры, установление непосредственных деловых контактов. При плохом владении техникой делового общения возрастают потери рабочего времени, увеличиваются затраты труда на решение даже самых несложных вопросов, появляется чувство психологического дискомфорта, обиды или раздражения. Чтобы избавиться от подобных проблем, необходимо придерживаться определенных правил и использовать выработанные практикой приемы делового общения. Так, при использовании личной деловой переписки следует иметь в виду, что и служебное, и личное письмо должно быть лаконичным и точным. Служебная переписка должна содержать информацию, изложенную в доступной для адресата форме, не включать лишних сведений и общих положений, быть четкой, убедительной и простой по форме. Ведение деловых переговоров по телефону также предполагает определенную культуру телефонного общения, позволяющую значительно сократить нерациональные затраты рабочего времени. Совершенствование телефонного общения предполагает: правильную и системную запись телефонных номеров с указанием всех данных абонента; обязательную подготовку к телефонному разговору, чтобы предмет разговора был конкретным, содержательным и непродолжительным (не более 5-6 мин); правильный выбор времени для телефонного разговора; использование соответствующей формы обращения. Техника установления непосредственных деловых контактов важный элемент делового общения. Основываясь на практике, можно условно выделить два основных типа деловых разговоров: информационный, целью которого является получение информации; дискуссионный , когда каждый из партнеров отстаивает свою позицию. Техника проведения делового разговора предполагает соблюдение следующих правил: четкое определение предмета разговора (обсуждения), его целей; разработку проекта рабочей недели; составление планов рабочего дня.

    Планирование личного бюджета времени , по существу, сводится к составлению проекта процессов труда на предстоящий период. Планировать следует не только свои профессиональные и личные цели, но и всю текущую рабочую нагрузку. Это необходимо для того, чтобы получить ясность, какую работу необходимо выполнить в первую очередь, какие менее важные дела можно отложить или перепоручить другим исполнителям, а какие нагрузки можно избежать. Планирование личной работыосуществляется в определенной последовательности и включает следующие элементы: анализ личного бюджета времени; оценку планируемой деятельности; сопоставление затрат времени на планируемые работы с личным бюджетом времени; формирование личного перспективного плана; приоритетность их выполнения.

    Организовать свое рабочее время работникам умственного труда помогают различные технические средства, а также приспособления : карточная техника; микрокалькуляторы; аппаратура для звукозаписи (диктофоны, магнитофоны и пр.); аппаратура для микрофильмирования и чтения микрофильмов; компьютерная техника, ксероксы; канцелярские принадлежности и др. Информация об этих технических средствах и приспособлениях и грамотное их использование работниками умственного труда в повседневной деятельности повышают эффективность труда, делая его более привлекательным, а также снижают утомляемость и вносят разнообразие в выполнение трудовых процессов.

    Монотонность работы как один из отрицательных факторов производства

    Монотонный труд - это вид трудовой деятельности, при которой человек на протяжении всей рабочей смены выполняет одну и ту же операцию, продолжительность которой не превышает 30 с.

    Чем меньше продолжительность операции, чем меньше элементов в операции, тем выше степень монотонии, тем выраженнее ее негативное влияние на состояние человека. В современном производстве дробление труда на отдельные операции привело к появлению огромной армии работников, занятых монотонным трудом. Монотонный труд отрицательно влияет на человека тем, что однообразные операции как бы вызывают «долбление» одних и тех же структур организма - нейронов, мышц, сухожилий. В процессе монотонного труда развивается сонливость, скука, которая порой бывает трудно преодолима. Конвейерное производство, на котором особенно проявляется монотония, вызывает гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки - болезни, которые развиваются при стрессовых воздействиях. Очевидно, что монотония является мощным стрессовым фактором.

    При организации труда на конвейерных линиях важным является борьба с монотонней. В частности с этой целью технологический процесс организуется таким образом, чтобы любая операция была «богатой» по содержанию, требовала от исполнителя усилий и даже творческого процесса. Итак, необходимо, чтобы каждая операция длилась не менее 30 с и содержала как минимум 5-6 элементов.

    Функциональная музыка, производственная гимнастика, частые макропаузы (по 5-10 минут), рациональная организация рабочего места - вот тот неполный перечень меропри­ятий, который часто используется для борьбы с монотонней на конвейерных линиях.

    Умственный труд - это выполнение работы, связанной с приемом и переработкой информации, что требует активного функционирования сенсорного аппарата, а также струк­тур мозга, обеспечивающих такие психические процессы как внимание, память, мышление, эмоции.

    Классификация умственного труда.

    1. Операторский труд - группы профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами.

    2. Управленческий труд - это руководители учреждений, предприятий, подразделений, учителя и преподаватели. Для данной категории умственного труда характерен большой объем информации, требуемый для постоянного использования, дефицит времени, ответст­венность за принятие решения.

    3. Творческий труд - требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий, высокую интенсивность внимания, большой объем памяти, напряженность мышления.



    4. Труд медицинских работников - характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, контактом с людьми, большим объемом памяти, личной ответственностью.

    5. Труд учащихся и студентов - он требует напряжения памяти, внимания (особенно, концентрации и устойчивости внимания), восприятия и характеризуется наличием стрессо­вых ситуаций - экзаменов и зачетов.

    Заболеваемость при умственной деятельности. Если умственный труд организован правильно, нет эмоциогенных факторов, то он не оказывает отрицательного влияния на организм человека. А его позитивные плоды благотворно влияют на здоровье. Так, труд конст­рукторов не имеет больших эмоциональных срывов, напряжения, поэтому у конструкторов уровень сердечно-сосудистых заболеваний не превышает 8%, в то время как у телефонис­ток, которым приходится иметь дело с дефицитом времени при обработке информации, этот уровень достигает 16%. Особенно эмоционально напряженным является труд руково­дящих работников. Среди них 40-50% имеют гипертоническую болезнь или ишемическую болезнь сердца.

    Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у людей умственного труда - это повышенная нервно-эмоциональная напряженность, гипокинезия, избыточная масса тела, куре­ние, наследственная предрасположенность.

    Механизмы умственной деятельности. Главным образом это психическая активность. Она протекает с участием нейронов многих отделов мозга - коры, подкорковых образований лимбической системы. При умственной деятельности функционируют одновременно оба полушария мозга. При любой умственной деятельности происходит генерализованная активация мозга и одновременно повышается локальная активность, зависимая от вида психического процесса (перцептивная, моторная, вербальная, мнестическая). Например, при вербальных функциях активируются одни структуры мозга, что отражается на ЭЭГ, а при решении задач - другие. Особую роль в умственной деятельности играют лобные доли. Эмоциям принадлежит роль организатора целенаправленной умственной деятельности.

    От чего же при умственной деятельности возникает нервно-эмоциональная напряженность? Это объясняется тем, что объем информации, которую необходимо обработать моз­гу, близок или превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. При этом часто требуется различе­ние близких по значению сигналов и выполнение тонких процессов мышления. К эмоцио­нальному напряжению приводит ответственность работы. В целом, при умственной работе обычно имеет место сочетание эмоциональных факторов и напряжения психической дея­тельности. Поэтому говорят о нервно-эмоциональном напряжении.

    ЭЭГ-исследования показывают, что при умственной деятельности альфа-ритм изменя­ется - уменьшается его амплитуда, уменьшается индекс альфа-комплексов. При перегруз­ках, при выполнении сложных психических процессов на ЭЭГ появляется медленный ритм, или тета-ритм (4-7 Гц), что расценивается как признак эмоционального напряжения.

    Большое значение для обеспечения умственной деятельности имеет активность симпато-адреналовой системы и гипоталамо-гипофизарно-адреналокортикальной оси. Чем выше степень нервно-эмоционального напряжения, тем выше активность этих структур (стресс-реализующих систем). Непродолжительное повышение нервно-эмоционального напряже­ния, вероятно, играет положительную роль в деятельности ЦНС, так как возрастает интен­сивность обмена веществ в ЦНС, увеличивается скорость переработки информации. Одна­ко при значительном нервно-эмоциональном напряжении существенно меняется деятель­ность сердечно-сосудистой системы - происходит рост систолического и минутного объема сердца, возрастает артериальное давление, учащается пульс. В стрессовых ситуациях, например, на экзамене, еще в большей степени происходит активация симпатической нерв­ной системы.

    О наличии эмоционального напряжения при умственной деятельности свидетельствует величина артериального давления. Например, у операторов железной дороги при обнару­жении аварии артериальное давление тут же возрастает до 160/100 мм рт, ст. и удерживает­ся на этом уровне на протяжении всей оставшейся смены. Наиболее ярко существование эмоционального компонента в работе отражает величина среднединамического артериаль­ного давления (диастолическое +1/3 пульсового давления) - она возрастает сразу же после эмоционального напряжения.

    При значительном эмоциональном напряжении меняется ЭКГ: например, происходит уменьшение зубца Т, что указывает на снижение интенсивности коронарного кровотока. Так, при аварийных ситуациях в метрополитене у машиниста число сердечных сокращений достигает 150 ударов в минуту, а на ЭКГ появляются типичные признаки коронарной недо­статочности. В.С. Фомин (1970) для оценки эмоционального компонента предложил ис­пользовать вагосимпатический индекс - это отношение амплитуды р/Т: при повышении тонуса симпатической нервной системы, вызванного эмоциональным напряжением, индекс возрастает, а при повышении тонуса вагуса, наоборот, он снижается. Этот индекс лучше отражает ситуацию, чем частота сердечных сокращений.

    При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока, он становится интенсивнее в регионах, принимающих непосредственное участие в деятельно­сти. В целом, интенсивность кровотока при умственной деятельности возрастает, особенно в левом полушарии.

    А постоянное высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое сопровождает умственный труд, приводит к патологии.

    Особенности утомления при умственной деятельности. Утомление проявляется прежде всего снижением функциональных возможностей ЦНС, что отражается на ЭЭГ. Повышается тонус парасимпатической нервной системы (вероятно, как способ защиты от чрезмерного стрессового воздействия) - об этом свидетельствует снижение кожно-гальванического рефлекса, снижение артериального давления, снижение вагосимпатического индекса р/Т, урежение пульса. При наличии эмоциогенных факторов все изменения в организме имеют более выраженный характер.

    Еще раз отметим, что все сдвиги, которые наблюдаются при умственной деятельности, в основном возникают из-за наличия эмоционального напряжения. Чем выше этот компо­нент, тем глубже изменения в процессе умственной деятельности.

    По мнению Фомина В.С. (1979), утомление при умственной деятельности, скорее всего, обусловлено снижением активирующего влияния ретикулярной формации на кору и под­корковую область. Доказательством этому служат данные об использовании аминазина - это вещество блокирует восходящее влияние ретикулярной формации и при этом возника­ет состояние, которое сопровождается теми же изменениями, что и при умственном утом­лении, в том числе и вызванными переменой психического состояния.

    Оптимизация трудового процесса при умственной деятельности . Для умственной деятельности характерно то, что и после работы она может продолжаться и иногда бывает трудно остановить ее. А. И. Герцен говорил, мысль нельзя сложить, как руки. Для того, чтобы остановить мыслительный процесс, необходимо переключение. С этой точки зрения осо­бенно эффективно переключение с умственной деятельности на физическую. При органи­зации умственной деятельности все исследователи ссылаются на 5 пунктов, которые выдви­нул еще в 1911 г. Н.Е. Введенский.

    1. В работу нужно входить постепенно. 2. Должен быть определенный ритм работы, так как ритмичная работа способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления. 3. Необ­ходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности. Это предполагает регулярную, организованную и плановую работу. 4. Необходимо установить правильное чередова­ние труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физи­ческими упражнениями. 5. Высокая работоспособность сохраняется при постоянной и система­тической деятельности, при которой укрепляется навык.

    Таблица 5.

    Классификация переутомления и её признаки

    Признак Начинающееся переутомление Легкое переутомление Выраженное переутомление Тяжелое переутомление
    Снижение трудоспособности Мало выраженное Выражено заметно Выражено достаточно Выражено резко
    Компенсация волевыми усили­ями снижения трудоспособности Не требуется Полная компен­сация Неполная компенсация Незначительная компенсация
    Эмоциональные сдвиги Временное сни­жение интереса к работе Временами не­устойчивое настроение Раздражительность Угнетение, рез­кая раздражительность
    Расстройство сна Трудно засы­пать или просы­паться Трудно засыпать или просыпаться Сонливость днем Бессонница
    Снижение умст­венной работо­способности Нет Трудно сосредо­точиться Временами забывчивость Заметное ослаб­ление внимания
    Лечение Упорядочить отдых, занятия физкультурой. Очередной отпуск и отдых Срочный очере­дной отпуск, ор­ганизованный отдых Лечение в стацио­наре или в поликлинике

    Переутомление при умственной деятельности. Доказано, что напряженная умственна деятельность без достаточного отдыха между рабочими днями приводит к появлению перс напряжения. Оно проявляется, прежде всего, в повышении артериального давления, рост периферического сопротивления, изменении мозгового кровотока и экскреции катехоламинов (ночное снижение продукции этих гормонов при переутомлении отсутствует). Неко­торые признаки переутомления отражены в таблице (Платонов К. К., 1962).

    Особенности трудовой деятельности студентов

    Заболеваемость студентов. Первое место в структуре заболеваний студентов занимает гипертоническая болезнь. У студентов технических вузов она обнаруживается в 8-9%, у медиков - в 1%. 2-е место занимают гипотонические состояния. Затем идут такие заболе­вания как хронические и острые тонзиллиты (примерно у 3,3-5,7% студентов), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. У старшекурсников язвенная болезнь встре­чается чаще. Так, у первокурсников г. Челябинска на 1000 студентов она встречается в 2-х случаях, у студентов 3-го курса - в 4-х. Выражена распространенность близорукости: на­пример, в Челябинске она выявлена у 31% студентов, причем на старших курсах процент близорукости выше, чем у первокурсников.

    Режим труда и отдыха. Реально студенты работают по 12 часов ежедневно. До 30% студентов вынуждены затрачивать на учебный процесс и ночное время. Следовательно, даже в неэкзаменационный период 1/4-1/3 студентов недосыпают. До 30% студентов не имеют свободного времени. Все это указывает на то, что у студентов имеется большая нагрузка, а их режим труда и отдыха явно нерационален. В последние годы, однако, сделана попытка регламентировать работу студентов, уменьшить продолжительность академической работы в студенческой аудитории. Но реально затраты времени не уменьшились.

    По данным литературы, лишь 6-10% студентов соблюдают режим питания, остальные
    либо не завтракают, либо принимают пищу в различные часы, либо вынуждены поздно принимать ужин Р пище студента преобладает жирная и углеводная пища, мало белка, особенно животного происхождения.

    До 30% студентов медицинских вузов мало бывают на свежем воздухе. Около 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной неподвижности. Процент студентов, регулярно занимающихся спортом, не превышает 23%.

    Установлено, что даже в течение 1 часа в аудитории накапливается углекислый газ (его содержание возрастает в 3-4 раза в непроветриваемой аудитории), температура воздуха возрастает на 3-5°, а влажность увеличивается на 3-4%. К концу учебного дня во многих плохо проветриваемых помещениях температура воздуха достигает 26°, относительная влажность - 80%, а уровень СО 2 превышает предельно допустимые концентрации.

    Изменения в организме студентов в период семестровых занятий и экзамена. Установле­но, что к концу рабочего дня у студентов снижается уровень внимания, уменьшается объем памяти, замедляется частота сердечных сокращений, снижается уровень артериального давления, увеличивается латентное время зрительно-моторной реакции, ослабляется дифференцировочное торможение. Все это указывает на развитие утомления (снижение тонуса симпатической нервной системы). Особенно заметны эти сдвиги во второй половине рабо­чей недели. Согласно данным ЭЭГ, к концу дня у студентов снижаются показатели общей мозговой активности, происходит смещение фокуса возбуждения из лево-передних отделов мозга иправозадние отделы и уменьшается степень межполушарных и лобно-затылочных асимметрий.

    У первокурсников медицинских вузов к концу рабочего дня показатели работоспособности в среднем снижаются на 24%, у студентов 4-го курса - на 18%, а у 5- и 6-курсников не отмечено изменений (данные 1970 г.). Судя по результатам исследования крови, наибо­лее утомительной для студента является самостоятельная работа, на втором месте - прак­тическое занятие и меньше всего сдвигов наблюдается на лекции.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Агаджанян, Н.А. Физиология человека: учебник (курс лекций)/Н.А. Агаджанян, Л.З. Телль, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова. - С-Петербург: СОТИС, 1998. – 526 с..

    2. Алексеева, Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах земли: курс лекций/ Т.И. Алексеева. – М.: МНЭПУ, 1998. – 279 с.

    3. Физиологические основы здоровья человека/под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб. – Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2001. – 728 с.

    4. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов. 2-е изд., испр./Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2002.- 416 с.

    5. Савченков, Ю.И. Нормальная физиология человека: учебное пособие/Ю.И. Савченков. – Ростов н/Д: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – 448 с.

    6. Коробкин, В.И. Экология: учебник для вузов/ В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 602 с.

    ЛЕКЦИЯ №1......................................................................................................................................4

    ЛЕКЦИЯ №2......................................................................................................................................8

    ЛЕКЦИЯ №3....................................................................................................................................16

    ЛЕКЦИЯ №4....................................................................................................................................19

    ЛЕКЦИЯ №5....................................................................................................................................25

    ЛЕКЦИЯ №6....................................................................................................................................29

    ЛЕКЦИЯ №7....................................................................................................................................33

    ЛЕКЦИЯ №8....................................................................................................................................37

    ЛЕКЦИЯ №9....................................................................................................................................44

    ЛЕКЦИЯ №10..................................................................................................................................47

    ЛЕКЦИЯ №11..................................................................................................................................51

    ЛЕКЦИЯ №12..................................................................................................................................53

    ЛЕКЦИЯ №13..................................................................................................................................57

    ЛЕКЦИЯ №14..................................................................................................................................61

    ЛЕКЦИЯ №15..................................................................................................................................63

    ЛЕКЦИЯ №16..................................................................................................................................68

    ЛЕКЦИЯ №17..................................................................................................................................75

    ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................................79