Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Краткая биография афанасьева. Афанасьев Александр Николаевич — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

    Краткая биография афанасьева. Афанасьев Александр Николаевич — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

    1826 - 1871

    Афанасьев Александр Николаевич (12(24).07.1826-23.10(04.11).1871), фольклорист, историк, литературовед, этнограф. Родился в г. Воронежской губернии в дворянской семье. Детские годы А. Афанасьева прошли в г. , где его отец долгое время служил стряпчим. Окончил Воронежскую губернскую гимназию (1844), юридический факультет Московского университета (1848). С 1849 г. служил в Московском главном архиве Министерства иностранных дел, где в 1856 г. был назначен начальником отделения, а вскоре правителем дел состоявшей при архиве Комиссии печатания государственных грамот и договоров. В этой должности А. Н. Афанасьев состоял до 1862 г., когда из-за причастности к политическому делу был уволен со службы. Позднее он занимал мелкие чиновничьи посты.
    Афанасьев был членом ряда учёных обществ: Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 1850), Русского географического общества (с 1852), Московского археологического общества (с 1864), Общества любителей российской словесности при Московском университете (с 1864).
    Научно-критическая деятельность Афанасьева начинается в студенческие годы. В 1847 г. в журнале «Современник» была напечатана его статья «Государственное хозяйство при Петре Великом», отмеченная В. Г. Белинским.
    В 1850-1854 гг. опубликовано большое число его статей, рецензий и обзоров в журналах «Современник», «Отечественные записки».
    А. Н. Афанасьев печатался в изданиях Московского университета, Академии наук, в журналах «Библиотека для чтения», «Филологические записки», «Книжный вестник», газете «Московские новости» и др.
    Редактировал журнал «Библиографические записки» (1858-1861, с перерывом), где поместил несколько работ по истории русской литературы и печати: среди них работы о Н. И. Новикове, Д. И. Фонвизине, .
    С конца 1840-х до начала 1860-х гг. Афанасьев вёл дневник, в котором содержится множество интересных наблюдений над общественной атмосферой России.
    Главным историко-литературным трудом Афанасьева является книга «Русские сатирические журналы 1769-1774 годов» (1859).
    В 1850-е гг. Афанасьев занялся изучением и публикацией русского фольклора. Он составил и подготовил к изданию 8 выпусков «Народных русских сказок» (1855-1863). В основе сборников лежали тексты, собранные В. И. Далем, а также П. И. Якушкиным, переданные ими Русскому географическому обществу, которое, в свою очередь, передало их Афанасьеву; сказки, записанные самим фольклористом или переданные ему членами «второвского кружка». Несколько сказок, легенд и около 500 пословиц им было записано в Бобровском уезде. В откликах на сказки отмечалась полнота собрания, научный подход к текстам и удачная систематизация сказок по темам, образам и стилю. Этот свод народных сказок принёс нашему земляку широкую известность: Российская академия наук присудила А. Н. Афанасьеву Демидовскую премию, Географическое общество - золотую медаль. Сборник «Народные русские сказки» до сих пор остаётся одним из самых популярных и читаемых фольклорных собраний.
    Составленный Афанасьевым сборник «Народные русские легенды» (1859) был запрещён цензурой вплоть до 1914 г. Фундаментальный труд «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869; т. 1-3) по богатству фактического материала не имел себе равных в отечественной фольклористике. Александр Николаевич заявил о себе как о крупном учёном, представляющем русскую мифологическую школу. Последняя работа Афанасьева «Русские детские сказки» вышла в 1870 г.
    Благодаря архивным разысканьям Афанасьева увидели свет многие документы и литературные произведения XVIII - первой половины XIX вв. Сборники Афанасьева многократно переиздавались и в полном виде, и в извлечениях, а также переводились на иностранные языки.
    Кончина Афанасьева стала для отечественной науки невосполнимой потерей. И. С. Тургенев в письме к А. А. Фету от 8 января 1872 г. так откликнулся на известие о кончине учёного: «Недавно А. Н. Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда наши с вами, любезный друг, давно уже покроются мраком забвения».
    В Воронеже чтят память именитого земляка. В 1974 г. Лесной переулок посёлка Придонского (Советский район г. Воронежа) был переименован в честь Александра Николаевича Афанасьева. На здании бывшей губернской гимназии (улица Сакко и Ванцетти, 102) в 1996 г. установлена мемориальная доска .

    Сборник сказок А. Н. Афанасьева. Воронеж, 2008

    С 2004 г. в ВГУ выпускается «Афанасьевский сборник. Материалы и исследования», освещающий проблемы собирания и изучения фольклора, славянской мифологии, соотношения фольклора и литературы.
    В 2008 г. Центр духовного возрождения Черноземного края издал сборник сказок Афанасьева (с иллюстрациями художника ).

    В 2010 г. в Воронеже стартовал областной детский фестиваль «Старая, старая сказка» имени Александра Афанасьева.

    РУССКАЯ СКАЗКА

    Свод русских сказок.
    Их творил народ!
    Воронежец, земляк твой, Афанасьев
    Их собирал не месяц и не год...
    Свод русских сказок -
    лад в них и согласье.
    Но прежде в поединке непростом
    Добро и Зло
    в них яростно воюют,
    И кривда льстиво заползает в дом,
    А правда, и гонимая, врачует.
    Свод русских сказок,
    мудрости прилог?
    А и всего-то: «В некотором царстве...»,
    Да, «жили-были...» - сколь понятен слог,
    Да, «в некотором царстве-государстве...»
    Но позабыты сказки, что урок,
    И мутно напирающие воды
    Несёт вселенский мировой поток,
    Где нет ни государства, ни народа.
    1992
    В. В. Будаков

    Литература

    Афанасьев А. Русские сатирические журналы 1769-1774 годов: Эпизод из истории русской литературы прошлого века. - М. : Тип. Э. Барфкнехта К°, 1859. - , 282, с.
    . Народные русские легенды, собранные А. Н. Афанасьевым. - М. : Изд-во Н. Щепкина и К. Солдатенкова, 1859. - XXXII, 203, II с.
    . Афанасьев А. Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. - М. : Эксмо; Спб. : Terra Fantastica, 2002. - 3 т.
    . Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. - М. : Альфа-Книга, 2008. - 1087 с.: ил. - (Полное издание в одном томе).
    . Волшебные сказки: Из собрания русских народных сказок А. Н. Афанасьева. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2008. - 168 с.: ил.

    ***
    . Краткая литературная энциклопедия. - М., 1962. - Т. 1. Аарне-Гаврилов. - С. 359.
    . Большая советская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 2. Ангола-Барзас. - С. 419.
    . Лазутин С. Г. А. Н. Афанасьев // Очерки литературной жизни Воронежского края. XIX - начало XX в. / ред.-сост. В. А. Тонков, О. Г. Ласунский. - Воронеж, 1970. - С. 211-228.
    . Антюхин Г. В. Литературное былое: книга очерков о литературном прошлом и памятных местах Воронежского края. - Воронеж, 1987. - С. 111-114.
    . Русские писатели. 1800-1917: биограф. словарь. - М., 1992. - Т. 1: А-Г. - С. 122-124.
    . Наследие А. Н. Афанасьева и проблемы его изучения: материалы межвуз. науч. конф. к 175-летию со дня рождения / редкол.: В. М. Акаткин и др. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2003. - 153 с.
    . Попов П. А. Воронеж. История города в названиях улиц. - Воронеж, 2003. - С. 53.
    . В. В. Будаков.«Живая вода и вещее слово» (Александр Афанасьев) // Подвижники русского слова. - Воронеж, 2007. - С. 183-187.
    . Пухова Т. Александр Николаевич Афанасьев // Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. - Воронеж, 2007. - С. 130-133.
    . Воронежская историко-культурная энциклопедия. Персоналии. - Изд. 2-е, доп. и испр. / под ред. О. Г. Ласунского. - Воронеж, 2009. - С. 33-34.

    Жизнь и деятельность сказочника Александра Николаевича Афанасьева тесно связана с Воронежским краем.
    Афанасьев родился 12(24).07.1826 г. в уездном городе Воронежской губернии в семье мелкого судейского чиновника. В городском парке Богучара создана мемориальная зона, посвящённая известному фольклористу А. Н. Афанасьеву и выдающемуся писателю , где в их честь установлены камни с памятными табличками.
    В декабре 1828 г. его отец, Николай Иванович, служивший последние годы в Богучарском земском суде, получил новое назначение, и семья переехала в г. , где прошли детские и юношеские годы будущего учёного. Из воспоминаний Афанасьева известно, что он довольно рано лишился матери и все заботы о детях легли на плечи отца, который высоко ценил образование и стремился дать его своим детям.

    Читать и писать Афанасьев выучился на дому, а в 1837 г. одиннадцатилетнего Александра отец отвёз в Воронеж и определил в гимназию.
    Здесь он провёл семь лет, в течение которых числился в первых учениках. В своих воспоминаниях А. Н. Афанасьев подробно рассказывает о характере и недостатках гимназического воспитания, даёт детальную характеристику учителей и их манеры преподавания. В гимназии Афанасьев начал заниматься литературным трудом. Совместно со своим товарищем В. А. Срединым он сочинил сатирическую поэму «Псюхиада», в которой высмеивался учитель греческого языка. Поэма имела успех и ходила в списках по рукам. Список поэмы «Псюхиада» хранится в фондах .
    В 1996 г. на фасаде дома № 102 по улице Сакко и Ванцетти была открыта мемориальная доска , изготовленная из серого гранита по проекту А. И. Кожевникова, на которой написано: «Здесь в губернской гимназии учились в 1831-1833 гг. историк и писатель , в 1837-1844 гг. фольклорист Афанасьев Александр Николаевич».
    А. Н. Афанасьев постоянно поддерживал земляческие связи с воронежцами. Он внимательно следил за воронежской краеведческой литературой, писал о , сотрудничал с воронежским журналом «Филологические записки», оставил воспоминания о своих гимназических годах.
    Во время своих приездов на родину А. Н. Афанасьев сближается с существовавшим в то время в Воронеже «второвским кружком». В лице Н. И. Второва и других членов его кружка (среди которых был поэт ) Александр Николаевич нашёл горячих пропагандистов собирания и изучения устно-поэтического творчества. Они записывали для Афанасьева сказки и легенды, лучшие из которых он впоследствии помещал в своих сборниках. Известно, что часть сказок, напечатанных Афанасьевым, записана его добровольными помощниками в городах и сёлах Воронежской губернии (среди них: «Лисичка-сестричка и волк», «Баба-яга», «Ивашко и ведьма», «Звери в яме», «Королевич и его дядька»). Афанасьев следил за литературно-научной работой «второвцев» и одобрительно отзывался о ней рецензиями на страницах «Современника».
    В некрологе Афанасьева воронежский литератор М. Ф. Де-Пуле писал: «Афанасьев для нас стал живой связью с Москвой, с Московским университетом, с кружком Грановского, к числу слушателей которого принадлежал и покойный Александр Николаевич. Через А. Н. Афанасьева прямо или через его брата мы знали, что делается в университете, в литературе, в науке. Знали гораздо раньше, чем всё это появилось в печати».
    Воронежцы по праву гордятся своим замечательным земляком и чтят его память. В 1921 г. в Воронежском губернском музее состоялось заседание, посвящённое пятидесятилетию со дня смерти Афанасьева, в сборнике «Воронежская литературная беседа» (1925 г.) были опубликованы некоторые его письма. Позже в воронежской печати появились специальные статьи, посвящённые жизни и деятельности Афанасьева. В 1971 г. литературная общественность Воронежа отметила столетие со дня смерти Афанасьева.
    В 1974 г. Лесной переулок поселка Придонского (Советский район г. Воронежа) был переименован в честь Александра Николаевича Афанасьева.
    В музее "Сказки и сказочники" (Воронеж, Центр развития ребёнка - детский сад № 198) известным воронежским писателям-сказочникам А. Н. Афанасьеву, А. Н. Корольковой, А. К. Барышниковой, С. Я. Маршаку посвящены отдельные экспозиции.
    С 2004 г. в Воронежском государственном университете выпускается «Афанасьевский сборник. Материалы и исследования», который освещает проблемы собирания и изучения фольклора, славянской мифологии, соотношения фольклора и литературы. Материалы представляют интерес для всех изучающих народную культуру. В 2009 г. вышел 8-й выпуск.
    В 2010 г. исполнилось 155 лет со дня выхода первого сборника русских сказок Афанасьева. В течение трёх месяцев в Воронеже (2010 г.) проходил первый областной детский фестиваль «Старая, старая сказка», посвящённый памяти собирателя народных сказок А. Н. Афанасьева. Фестиваль организован правительством Воронежской области и студией «Губерния». 27 мая 2010 г. в прошла торжественная церемония награждения лауреатов фестиваля. Подарком для всех детей стал приезд народного артиста России Михаила Боярского и заслуженной артистки РФ Анастасии Заворотнюк.

    А. Н. Афанасьев // О. Г. Ласунский. Литературно-общественное движение в русской провинции. - Воронеж, 1985. - С. 119-124.
    . А. Н. Афанасьев. До гимназии и в гимназии: [из воспоминаний] // Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература / сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. А. Л. Налепина. - М., 1986. - С. 259-319.
    . Школьные годы сказочника // Антюхин Г. В. Литературное былое. Книга очерков о литературном прошлом и памятных местах Воронежского края. - Воронеж, 1987. - С. 111-114.
    . Кононов В. И. Воронеж: История города в памятниках и мемориальных досках. - Воронеж, 2005. - С. 211-213.
    . Богучарский край от А до Я: краткая краеведческая энциклопедия / сост. А. Т. Бойков. - Воронеж, 2006. - С. 19.
    . Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Воронеж, 2006. - С. 58-61.
    . Сказ о земле Бобровской / Н. И. Капустина [и др.]. - Воронеж, 2009. - С. 213.

    ***
    . Летопись научной и культурно-просветительной деятельности в области истории и археологии // Воронежский историко-археологический вестник. - Воронеж, 1921. - Вып. 2. - С. 78.
    . Пухова Т. Поэт славянской старины. (К 175-летию А. Н. Афанасьева) // Подъём. - 2001. - № 8. - С. 207-219.

    Афанасьев Александр Николаевич славится в мире как русский сказочник. Но этот человек также был ученым-историком, литературоведом, исследователем народного фольклора, чье творчество и до сегодняшнего дня еще не издано в полной мере. Его ставят в один ряд со знаменитыми филологами и лингвистами мира, такими, как братья Гримм, Шарль Перро и др.

    Афанасьев родился в 1826 году в Воронежской губернии, в маленьком городе Богучар. Когда умер дед мальчика, семья перебралась в соседний город Бобров, и поселилась в имении, где имелась хорошая библиотека. Маленький Александр увлекся чтением, ему нравилось читать исторические книги, в этот период у него пробудился живой интерес к истории и культуре.

    В 1837 году будущий фольклорист поступил в Воронежскую гимназию, обучение в которой продолжалось семь лет. В гимназии преобладали грубые меры воспитания, имели место телесные наказания, учителя заставляли детей зубрить предметы. Общая атмосфера недоброжелательства в коллективе могла и вовсе убить высокие стремления Афанасьева , но все же он нашел в себе силы проучиться там. По окончании заведения в возрасте восемнадцати лет юноша уехал в Москву.

    В Москве он поступил в Московский университет, где проучился 4 года на юриста, с 1846 г. по 1849 г., несмотря на то, что его больше увлекала история, литературная наука и этнос. Во время обучения на юрфаке, он стал учиться у таких ученых, как Н.И. Крылов, К.Д. Кавелин и др. В университетские годы он разместил в журнале «Современник» свою первую публикацию «Государственное хозяйство при Петре Великом» (1847). В.Г. Белинский одобрительно оценил ее, указав на ее научные аспекты.

    Афанасьеву предрекали карьеру профессора, но один случай не дал этому осуществиться. В 1848 году в университет прибыл министр просвещения – граф С.С. Уваров, целью его визита было определение общественных настроений профессорского состава, в связи с событиями в Западной Европе, для этого он посещал лекции. Некоторые из лекций, пробного характера, читали сами студенты, в том числе и Афанасьев. Его лекция о том, как влияла самодержавная власть на уголовное право в 16-17 веках, не понравилась министру. При этом студент позволил себе не согласиться с замечаниями Уварова, и стал отстаивать свою точку зрения. После случившегося по окончании Московского университета молодой человек не смог найти работу среди государственных учреждений образования и был вынужден работать в частной школе.

    В 1849 году при поддержке Н.В. Калачева, Афанасьев поступил на службу в Главный архив при Министерстве иностранных дел в Москве, где и отработал 13 лет. В течение этого времени он проходил повышения по службе: с 1856 года начальствовал в отделении, а по истечении некоторого времени стал правителем дел комиссии при архиве, которая курировала печатание договоров и грамот на государственном уровне. На этой должности он пробыл до 1862 года.

    Работая в архиве, ученый был счастлив, он смог творчески раскрыться. В эти годы Афанасьев сотворил часть своих многочисленных трудов, статьи публиковались в журналах, таких как, «Современник», и в специализированных научных сборниках, но многие работы претерпевали «роковое действие цензуры», как писал в сам Афанасьев.

    В пятидесятых годах он трудился в сфере истории русской литературы. Это и статьи о русской сатире 18 века, и заметки о литературе России 19 века. В 1859 – 1860 г.г. он работал, как библиограф и печатался в журнале «Библиографические записки».

    Но приоритетным занятием Афанасьева оставались сказки и легенды, благодаря этому, он стал популярным и прославился во всем культурном мире. В сравнении с научной работой, которая сейчас потеряла свое значение, созданные им сборники русского творчества составляют гордость нации и в сегодняшние дни.

    Возведение фольклора к первобытным мифам было методом многих фольклористов. Его использовал и Афанасьев, о том говорят такие статьи, как «Дедушка домовой», «Ведун и Ведьма» и др. Эти и другие публикации, а также иные труды стали основой солидного трехтомника «Поэтические воззрения славян на природу» (1866-1869г.г.), а уже в 1851 году он стал готовить к выпуску собрание сказок. В период с 1866 г. по 1863 г. были выпущены восемь сборников под названием «Народные русские сказки».

    В 1860 году он смог отправиться за границу и посетить такие страны, как Италия, Германия, Франция. В 1862 году ученый и фольклорист был лишен службы в архиве. По незначительному обстоятельству – встреча Афанасьева с эмигрантом В.И. Кельсиевым – в го доме был произведен обыск. Затем последовало увольнение и запрет занимать должности на госслужбе.

    После этого Афанасьев не мог найти постоянный заработок, материальное положение ухудшалось. Поэтому он стал распродавать свою библиотеку. В 1865 году он работал чиновником в Московской думе, в 1867 году был секретарем при съезде мировых судей. Здоровье его слабело, он был болен туберкулезом.

    Но перед смертью в 1870 году он успел издать специальный сборник для детей – «Русские детские сказки». Это собрание было сложено именно для чтения дома. Издательство этой книги было последним моментом, который утешил Афанасьева.

    В 1871 г. 23 октября Александр Николаевич скончался от чахотки. Смерть этого великого сказочника почти не была освещена в печатных изданиях. Второй сборник сказок вышел уже после его кончины. С того времени, это собрание – одно из самых любимых и популярных произведений, а имя А.Н. Афанасьева всегда упоминается с почитанием.

    Какие книжки читают чуть ли не с плёнок? Конечно, сказки. Это самые первые истории, которые рассказывают родители своим детям. Из них мы извлекаем первые уроки: добро сильнее зла, оно всегда победит. И хоть путь порою нелёгок, но нельзя сдаваться и нужно верить в себя и свои силы. Мудрые, добрые сказки - это огромный мир, который открывается ребенку с первых дней жизни.

    Он учится думать, отличать плохое от хорошего, оценивать поступки сказочных героев. Сказки подготавливают ребёнка ко взрослой жизни, учат, как вести себя в этом огромном мире. Когда разговор заходит о сказке, невозможно не вспомнить великого «сказочника» - Александра Николаевича Афанасьева, потому как без него мы бы так и не узнали ни «Репки», ни «Курочки Рябы», ни «Колобка».

    Жизненный путь

    Афанасьев Александр Николаевич (1826-1871) родился в Воронежской области, городе Богучаре. Отец служил стряпчим и поэтому старался дать своим детям хорошее образование. Окончив Воронежскую гимназию, Афанасьев отправляется в Москву, где поступает в университет. Окончив его, он преподает словесность и русскую историю, а год спустя поступает на службу в архив.

    Пожалуй, именно годы работы в архиве стали самыми плодотворными в творческом отношении. Здесь он знакомится со многими документами, представляющими историческую ценность, но недоступными для большинства. Афанасьев издаёт журнал «Библиографические заметки», и свет увидели материалы, связанные с творчеством известных русских мыслителей, поэтов и писателей. Александр Афанасьев много пишет, выступает как исследователь и журналист. Одни из немногих публикаций этих лет:

    • «Н. И. Новиков».
    • «Русская книжная торговля».
    • «Сатиры Кантемира».
    • «Литературная полемика прошлого столетия».

    То, что не могло публиковаться в России, переправлялось за границу и появлялось в Лондоне в альманахе «Полярная звезда», одним из издателей которого был российский революционер В 1862 году Афанасьева увольняют со службы, обвинив в связи с лондонскими пропагандистами. Александр Афанасьев без постоянной работы был несколько лет, и в 1865 году поступает в Думу помощником секретаря, через два года переходит на должность секретаря. Умер великий писатель в возрасте 45 лет от чахотки.

    Историческая деятельность

    Большой любитель старины, Афанасьев исследует все, что связано с историей России, приобретает старинные рукописные книги. Ему принадлежат многочисленные труды, посвящённые истории России, он публикует их в журнале «Современник» («Государственное хозяйство при Петре Великом», «Псковская судная грамота» и др.). Пишет обзоры исторической литературы в издания «Общества истории и древностей» при университете. Состоит в «Обществе любителей словесности», исследует архивы, выступает и публикует статьи о словотворчестве народа. При самых тяжелых и неблагоприятных для него условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни - «Поэтические воззрения славян на природу».

    Литературная деятельность

    С 1850 года Александр Афанасьев переключается полностью на исследования, связанные с фольклором, мифологией и этнографией народа. Его исследования имеют огромную ценность. Он открывает перед нами далёкое прошлое, истоки современного языка. Доводит до широких масс древние обычаи, верования, фольклор и метафоры славянской литературы. В это время публикует в многочисленных изданиях более 60 статей, в том числе:

    • Исследование по мифологии «Дедушка домовой».
    • «Ведун и ведьма».
    • «Зооморфические божества у славян».
    • «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями».
    • «Языческие предания об острове Буяне».
    • «Русские сатирические журналы 1769-1774 гг.».

    Народные русские сказки

    Об увлечении Афанасьева сказками писал русский литературовед и этнограф Пыпин А. Н. В рецензии к первому изданию сказок он отметил, что сравнения сказочных мотивов у Афанасьева удачны и очень метки. Тем не менее тут же он осудил его за то, что автор пытается мельчайшим событиям дать мифическое объяснение. Чернышевский Н. Г. также указал на это, но добавил, что с объяснениями Афанасьева нельзя не согласиться.

    Многочисленным критикам Александр Афанасьев ответил, что мифология - такая же наука и только в том случае можно воссоздать полное представление о старине, если будет исследована малейшая деталь. Он утверждал, что легенды, фольклор, мифология неотделимы от истории народа. Многие предания так или иначе связаны с явлениями природы, которым нет объяснения, что лишний раз подтверждает их мифический смысл. Непонимание критиками научной ценности его исследований по мифологии переживались Афанасьевым болезненно.

    Первый сборник сказок

    Издание Афанасьевым сказок в тех условиях - это своего рода подвиг. Он пишет письмо редактору «Отечественных записок» и просит уделить место в издании для народных сказок. Объясняет на примере братьев Гримм, что это ценный материал, который заслуживает интереса. Но материал в журнале так и не появился, поскольку объём, которым к тому времени располагал Афанасьев, намного превышал возможности журнала.

    В 1952 году Русское географическое общество передаёт Афанасьеву собрание сказок, имевшееся у него в архивах. К тому времени в распоряжении писателя уже было около 1000 сказок, переданных ему Далем В. И. И те и другие материалы требовали тщательной обработки, так как собирались разными людьми, записи отличались и качеством, и стилем. В 1855 году выходит первое издание «Русских народных сказок».

    Выходили сказки Александра Афанасьева несколькими выпусками. Всего в восемь выпусков было включено более 600 наименований. Он отобрал для издания самые интересные детские сказки. Именно тогда читатели впервые познакомились с Кощеем и Бабой Ягой, узнали о Жар-птице и Колобке, услышали о Теремке и Марье Моревне. Это самое большое на тот момент собрание сказок в мире.

    Классификация сказок

    При дальнейшей подготовке материала Афанасьев продумал и классифицировал его. Он распределил сказки по разделам: былинные сюжеты, мифологические, животный эпос, рассказы о колдунах и мертвецах, бытовые сказки и юмористические. Позже, уже после смерти писателя, классификацию несколько упростили: сказки о животных, социально-бытовые и волшебно-фантастические. Но в её основе лежал принцип, который создал Александр Афанасьев.

    Книги не могли не вызвать недовольства духовенства и властей. Цензура всячески препятствовала деятельности Афанасьева. А тем временем в Женеве уже вышел сборник «Заветных сказок», носящий антицерковный и антибарский характер. Издание сборников Афанасьева - это большое событие в общественной и научной жизни России. После его выхода многие известные критики и литературоведы того времени выступили с рецензиями.

    Запретные сказки Афанасьева

    Кроме детских сказок, Афанасьеву принадлежит сборник сказок для взрослых, вышедший в Женеве: «Русские народные сказки не для печати». Сборник «Сказания, легенды и притчи» также был запрещен в России и издавался за границей. Власти усмотрели в его содержании вредное направление мыслей. В него вошли тексты о жадности, глупости, дьяволе, мифических чудовищах и нечистой силе. Очень ценный в отношении духовного наследия народа сборник.

    За годы преследований цензурой многие сборники выходили под разными названиями. Например, сказки с эротическим содержанием вышли под названием: «Валаам. Год мракобесия». Эта книга была долгое время запрещена. В России она вышла впервые в 1997 году. Известному собирателю фольклора принадлежит много трудов, которые издаются и в настоящее время.

    Поэтому их нередко путают с работами нашего современника, перу которого принадлежит книга «Зона заражения». Александр Афанасьев - современный автор, пишущий в жанре боевиков. Но его творчество никоим образом не связано со сказками великого тёзки, который всю свою жизнь посвятил собирательству народного фольклора. Всего собрание Афанасьева Александра Николаевича составляет около двух тысяч сказок. Он вошёл в историю русской культуры как первый издатель сборника народных сказок.

    Исследователь народного творчества; историк литературы и фольклора.


    Родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям.

    Александр Николаевич Афанасьев сначала обучался в воронежской гимназии, затем прибыл в Москву и поступил в Московский университет, где учился на юридическом факультете и, в то же время, слушал лекции С. П. Шевырева, О. М. Бодянского и Т. Н. Грановского. Ещё будучи студентом, начал сотрудничать в лучших в то время российских литературных журналах («Современник» 1847 г. и «Отечественных записках» 1848), в которых были напечатаны его первые литературоведческие статьи.

    1849 – 1862 гг.

    Окончив обучение в университете в 1848 году, Афанасьев в 1849 году поступил на службу в московский главный архив Министерства иностранных дел, где в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В этой должности он работал до 1862 года.

    Любитель старины, Афанасьев часто бывал на толкучке у Сухаревской башни - там он приобретал старинные рукописи и книги. Из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой Афанасьев черпал сведения по истории русской культуры.

    Он продолжал сотрудничество с литературными журналами, опубликовав 68 более или менее значительных статей в «Современнике» (1849-1852 гг.), «Отечественных записках» (1850-1860 гг.), «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Калачёвым, и некоторых других изданиях. Среди его работ:

    «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1);

    «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851);

    «Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 - здесь он впервые развил свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения);

    «Зооморфические божества у славян» («Отечественные записки», 1852 г., № 1 - 3);

    «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.);

    «Русские сатирические журналы 1769-1774 г.» (в «Отечественные записки», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).

    В 1858-1859 гг. он издавал не нашедший достаточной поддержки журнал «Библиографические Записки», где опубликовал:

    «Сатиры Кантемира»;

    «Н. И. Новиков»;

    «Литературная полемика прошлого столетия»;

    «Русская книжная торговля» и другие.

    В 1860 году издал сборник «Русские народные легенды» (Москва), однако сборник был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал 33 народных рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви. За это сборник вскоре был запрещён по настоянию Святейшего Синода.

    Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу.

    После 1862 года

    В 1862 году в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, отрицательно сказавшийся и на его учёной деятельности, и на здоровье. В квартире Афанасьева был произведён обыск, хотя и никакого официального обвинения предъявлено не было. Он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.

    В «Библиотеке для чтения» (1864) появились его статьи:

    «М. С. Щепкин и его записки»;

    «Поэтические предания о светилах небесных»,

    в «Филологических Записках» (1865 год) он поместил:

    «О радуге»;

    «Сказка и миф».

    Сотрудничал он в это время и в «Книжном вестнике», издаваемом П.А. Ефремовым и Я.А. Ростовцевым. В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865 − 1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное им прежде и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.

    Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. «Поэтические воззрения славян на природу» - фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, более того, воскрешает основы русского мышления. Его труд до сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре. Ему значительно уступают известные у нас «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная культура» Э. Тэйлора.

    К этой книге не раз обращались русские поэты и писатели: А. К. Толстой и Блок, Мельников-Печерский и Горький, Бунин и Есенин.

    В советское время попытки издания «Поэтических воззрений славян на природу» также встретили ряд препятствий. В сильно сокращённом варианте эта книга вышла в начале 1980-х годов после личного указания Ю. В. Андропова.

    Последние годы

    В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последний труды:

    «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886), изданные также за рубежом

    «Русские заветные сказки», русские народные сказки эротического содержания; впервые изданы в России лишь в 90-х годах XX века.

    Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

    Семья

    Сестра А. Н. Афанасьева была замужем за Германом Фёдоровичем Аммоном; в браке у них родился сын Александр.

    Критика

    Критики-демократы, рассматривающие литературу исключительно с точки зрения демократических представлений и народных тягот, не могли оценить сугубо научную теоретическую деятельность, оторванную от практических социальных идей. Направление, взятое А. Н. Афанасьевым и Ф. И. Буслаевым, резкой критике подвергли Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Они указали на оторванность их теоретических построений от жизни и интересов народа, на недопустимость механических сопоставлений совершенно разнородных явлений, на шаткость и неубедительность выводов.

    Есть мнение, что в исследовательских трудах Афанасьева поэтизировалась искусственно сконструированная мифология древних славян.