Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Где авианосец шарль де голль. Авианосец «Charles de Gaulle» (R91) ВМС Франции

    Где авианосец шарль де голль. Авианосец «Charles de Gaulle» (R91) ВМС Франции

    Закладка второго корабля серии, ввод которого планировался на 2015 год, отменена в связи с высокой стоимостью головного корабля.

    История

    Решение о замене устаревших авианосцев «Клемансо » и «Фош » постройки 1960-х годов двумя атомными авианосцами «Бретань» (Bretagne) и «Прованс» (Provence) было принято Советом обороны Франции в сентябре 1980 года .

    В июне 1984 г. ВМФ принял эскизный проект, разработанный фирмой DCN (г. Брест). Официальный старт программе был дан 3 февраля г., когда был подписан контракт на постройку авианосца. Министерство обороны предложило название «Шарль де Голль», но президент Миттеран счёл, что такое название в преддверии президентских выборов 1988 г. будет расценено как заигрывание с партией голлистов , и принял решение назвать авианосец «Ришелье». Однако в 1989 г. бывший тогда премьер-министром лидер голлистов Жак Ширак сумел убедить президента, что имя генерала де Голля больше подходит в качестве символа величия Франции.

    Контракт на строительство первого авианосца был подписан с фирмой DCN в феврале 1986 года. При проектировании использовались наработки, сделанные в 1981 году при проектировании вертолётоносца PH-75 , а также его последующих вариантов - PA-78, PA-82 и PA-88 .

    Подготовительные работы начались в ноябре 1987 г., однако в 1988 г. программа была заморожена по финансовым причинам. Закладка корабля состоялась в 14 апреля 1989 г. 14 мая 1994 г. авианосец в присутствии президента Франции Миттерана был спущен на воду ; «Шарль де Голль» стал самым большим боевым кораблём, когда-либо построенным во Франции.

    Летом 1994 г. на корабль были установлены реакторы. В феврале 1997 г. корабль принял первую команду и были проведены первые испытания на борту. В декабре 1997 были установлены гребные винты. 7 декабря на палубу авианосца совершил посадку первый вертолёт. В январе 1999 г. прошли первые ходовые испытания . 6 июля 1999 на палубу авианосца совершили первую посадку самолёты «Супер Этандар» и «Рафаль». На следующий день они успешно взлетели при помощи катапульт. 3 августа совершена первая посадка самолёта «Хокай ».

    17 октября 1999 авианосец поставлен в док для устранения неполадок, обнаруженных в результате испытаний. В числе прочего, посадочная полоса была удлинена на 4,4 м для нормальной посадки самолёта ДРЛО «Хокай». В соответствии с новыми правилами радиационной безопасности была также улучшена защита реактора. 19 мая 2000 начались новые испытания. 28 сентября 2000 года корабль был официально передан французскому ВМФ.

    Строительство

    Во время строительства авианосца много раз возникали проблемы, связанные с сокращением финансирования и внесением изменений в первоначальный проект, в результате чего работы на верфи в Тулоне четырежды приостанавливались (в 1990, 1991, 1993 и 1995).

    К моменту, когда корабль был практически готов, были утверждены новые европейские нормы радиационной безопасности, что вынудило строителей полностью перепроектировать защиту реактора. Первые же испытания выявили большое количество дефектов. Плохо работала система охлаждения ядерных реакторов. Взлётно-посадочная палуба оказалась покрытой веществом наподобие наждачной бумаги, что могло привести в негодность самолётные шасси. При максимальной скорости возникала вибрация в рулевом управлении. Неправильно была рассчитана взлётно-посадочная полоса - для надёжной посадки и быстрого удаления с неё самолётов «Хокай» пришлось в экстренном порядке удлинить её на 4,4 м. Корабль оказался медленнее, чем его предшественник «Фош» с обычной силовой установкой. В результате многочисленных недоделок продолжительность строительства составила 11 лет, а стоимость возросла на 20 % по сравнению с первоначальной сметой и достигла 3,3 млрд долларов, что практически соответствовало стоимости американских авианосцев типа «Нимиц». Из-за чрезмерной стоимости головного корабля закладка второго авианосца была отменена.

    В качестве альтернативы второму атомному авианосцу предлагается строительство авианосца с обычной силовой установкой (стоимостью 2,2 млрд долл.) либо разработку совместно с Великобританией нового типа авианосца (CVF).

    Видео по теме

    Конструкция

    Авианосец выполнен по традиционной схеме - с надстройкой , сдвинутой к правому борту и угловой палубой. Угловая полётная палуба имеет размеры 21,6×195 м и расположена под углом 8,3° к оси корабля. Для взлёта самолётов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 м они разгоняют самолёты массой до 25 т до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолёт в минуту. За катапультами смонтированы охлаждаемые отражатели газовых струй сотовой конструкции, а палуба в районе взлёта покрыта алюминиевыми панелями с водяным охлаждением .

    Аэрофинишеры способны принять один самолёт каждые 36 с.

    Корпус корабля сварной, цельностальной, по длине разделён на ряд водонепроницаемых отсеков, обеспечивающих непотопляемость при затоплении трёх смежных отсеков. Для предотвращения навигационных повреждений предусмотрено двойное дно. Реактор, погреба боезапаса и цистерны авиатоплива бронированы .

    Одноярусный ангар размерами 29×138 м и высотой 6,1 м вмещает до 25 самолётов и вертолётов. Здесь же смонтировано оборудование для ремонта и технического обслуживания авиации, заправки топливом и сжатым воздухом и загрузки боекомплекта. Ёмкость цистерн авиационного топлива составляет 3000 м³, погребов боезапаса - 4900 м³ .

    Запас топлива составляет 3400 т, боеприпасов - 550 т.

    Подача самолётов из ангара на полётную палубу осуществляется двумя элеваторами , расположенными по правому борту. Размеры платформы подъёмника составляют 13×19 м, грузоподъёмность - 36 т, время подъёма (опускания) - 15 с .

    Надстройка корабля расположена по правому борту и для нормальной работы подъёмников сдвинута к носу. Здесь оборудованы ходовая, штурманская и оперативная рубки, пост управления полётами и другие служебные помещения, а также флагманский командный пост на случай использования авианосца в качестве флагмана корабельной ударной группировки .

    Для снижения радиолокационной заметности применено плавное изменение углов наклона бортовых поверхностей и надстройки. Наружное оборудование либо скрыто под палубой, либо установлено на более низком уровне. Используется специальная радиопоглощающая краска .

    Снижение уровня акустического поля достигается за счёт специальных малошумных винтов , амортизаторов механизмов и средств вибропоглощения .

    Предусмотрены автоматические противопожарная и водоотливная система, а также средства защиты от оружия массового поражения. Основные служебные и часть жилых помещений объединены в цитадель, в которой с помощью фильтро-вентиляционных установок может поддерживаться избыточное давление воздуха, препятствующее проникновению внутрь корабля радиоактивных и отравляющих веществ. На корабле имеются посты дезактивации, дегазации и водяной завесы, приборы для контроля уровней заражения .

    Большое внимание уделяется обитаемости корабля. Зоны отдыха, приёма пищи и сна отделены друг от друга. Все жилые и служебные помещения обеспечены вентиляцией и кондиционерами. Предусмотрена возможность размещения в течение непродолжительного времени полка морской пехоты численностью 800 человек .

    Энергетическая установка суммарной мощностью 76 200 л. с. включает два атомных реактора К15, построенных французской фирмой GEC-Alsthom по американской лицензии. Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов в течение 5 лет. Мощность каждой из двух паровых турбин фирмы GEC-Alsthom составляет 61 МВт. В качестве движителей использованы два 5-лопастных гребных винта постоянного шага . Каждый винт, изготовленный фирмой «Атлантик Индастриз» в Нанте из сплава меди, железа, никеля, марганца и алюминия, весит 19 т. Автономность по запасам составляет 45 суток, предусмотрена возможность пополнения запасов в море.

    Электроэнергетическая установка суммарной мощностью 21,4 МВт включает 4 турбогенератора мощностью по 4 МВт, 4 турбогенератора мощностью по 0,25 МВт, 4 дизель-генератора мощностью по 1,1 МВт .

    • 36 истребителей-бомбардировщиков «Супер Этандар» или «Рафаль-М»
    • 2-3 самолёта ДРЛО Е-2С «Хокай»
    • 2 поисково-спасательных вертолёта AS-565 MB «Пантера»

    Характерной особенностью авиагруппы является преобладание ударных самолётов и отсутствие противолодочных эскадрилий. Для сравнения, американские авианосцы типа «Нимиц » водоизмещением около 100 000 т несут 48 истребителей-штурмовиков и 8 противолодочных вертолётов .

    • ЗРК «Астер 15» (Aster 15): две 8-контейнерные установки вертикального пуска, расположенные по правому борту перед надстройкой, две другие - по левому борту в задней части корабля, дальность поражения аэродинамической цели ЗУР "Астер 15" составляет 30 км.;
    • ЗРК «Садрал» (Sadral): две 6-контейнерные пусковые установки по правому и по левому борту, 35-45 м сзади от пусковых установок ЗРК «Астер»;
    • 8 20-мм одноствольных артиллерийских установок Giat 20F2 (720 выстр./мин).

    Радиоэлектронное вооружение включает :

    • БИУС «Зенит 8» (Senit Combat Management System, Model 8), способная одновременно сопровождать до 2000 целей на поверхности, в воздухе и на побережье и автоматически управлять ЗРК «Астер 15». Система может играть роль концентратора коммуникационной сети из 50 узлов, включая корабли, самолёты и наземные командные пункты.
    • РЛС обнаружения воздушных целей DRBJ-11В;
    • трёхкоординатная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей DRBV-15D;
    • РЛС дальнего обнаружения воздушных целей DRBV-26D;
    • 2 навигационные РЛС DRBN-34 (Decca 1229);
    • РЛС управления полётами Racal-1229 и NP\BP-20A;
    • РЛС управления огнём ЗРК Arabel;
    • оптико-электронная станция обнаружения воздушных и надводных целей DIBV-I Vampir.

    Системы передачи данных (стандартные системы НАТО Link-16 и Link-11) позволяют передавать информацию о тактической ситуации с самолёта ДРЛО «Хокай » на корабли и самолёты соединения.

    На корабле установлена система стабилизации «Сатрап» (Satrap), которая поддерживает крен в пределах ±0.5° и позволяет поднимать и принимать самолёты при 6-балльном шторме. Система состоит из двух пар активных стабилизаторов и сдвоенных рулей, а также двух управляемых компьютером компенсаторов . Компенсатор представляет собой 22-тонный балласт, который может перемещаться под полётной палубой по рельсовым направляющим поперёк оси корабля со скоростью до 1 м/с. Система компенсирует ветровые нагрузки, бортовую качку, крен при поворотах, рыскание, волнение моря.

    Характеристики

    Авианосец невелик по сравнению с американскими аналогами. Длина составляет 261,5 м, ширина 64,36 м, высота 75 м. Водоизмещение более 40 600 т. Вмещает примерно 1959 человек экипажа корабля, а также 800 пехотинцев на бронетранспортёрах. Площадь взлётно-посадочной полосы достигает 12 000 м², территория самолётных ангаров - 4600 м².

    Автономность составляет около 45 дней. Проектом предусматривалось годовое пребывание в море (с условием пополнения запасов).

    Вооружение

    Авиапарк включает до 40 самолётов следующих типов:

    • истребителей палубного базирования: Rafale M
    • модифицированных для палубного взлёта и посадки штурмовиков : Super Étendard
    • самолётов ДРЛО: Grumman E-2 Hawkeye
    • вертолётов: SA-365

    Максимальная вместимость - до 100 самолётов на срок до 7 дней. Запуски могут производиться каждые 30 с. Впрочем, одновременные взлёты и посадки не предусмотрены конструкцией.

    Располагает радиолокационными комплексами средней и малой дальности. Собственное вооружение включает оборудование для ведения радиоэлектронной борьбы , а также комплексы ПВО (в частности, зенитные ракеты типа Aster).

    Поддерживает стандарт тактической радиосвязи L16 для обмена данными между военными единицами, в которой может выступать как командный пункт. В этом случае он может управлять самолётами-истребителями, отправлять им данные целеуказания, назначать боевые задачи.

    История службы

    4 октября 2000 года авианосец впервые прибыл в порт приписки Тулон . В октябре 2000 корабль совершил длительное плавание к берегам США, на базу Норфолк (шт. Вирджиния) во время которого в Карибском море 9 ноября у него от сильной вибрации отломился конец лопасти левого винта. Корабль на малой скорости был вынужден возвратиться в Тулон. Расследование показало, что оба рабочих и запасные винты имеют структурные дефекты в виде каверн у оснований лопастей. Вина за это была возложена на изготовителя, фирму «Атлантик Индастриз» (Atlantic Industries), которая к тому времени прекратила своё существование. Положение усугубило то, что вся документация, касающаяся разработки и производства винтов, погибла во время пожара. В качестве временного решения в апреле 2001 г. на корабль поставили запасные винты от списанных к тому времени авианосцев «Фош» и «Клемансо». Это ограничило скорость 24 узлами по сравнению с проектными 27 узлами. 5 марта 2001 г. на ходовых испытаниях корабль развил скорость 25,2 узла.

    В июле-октябре «Шарль де Голль» снова встал в док из-за сильных шумов в районе правого винта, которые достигали 100 dB и делали всю кормовую часть корабля практически непригодной для жизни и деятельности экипажа.

    В начале 2001 года выяснилось, что двигатели самолётов «Рафаль », предназначенных для базирования на авианосце, требуют технической профилактики каждые 150 часов налёта

    Флагман военно-морских сил Франции, первый атомный авианосец, построенный за пределами США. Самый мощный и совершенный боевой корабль Европы. Подлинный властелин морских просторов. Все это – истинная гордость французских моряков авианосец «Шарль де Голль» (Charles de Gaulle, R91). Непобедимый Посейдон, способный громить врага на поверхности земли, воды и в воздушном пространстве в радиусе тысячи километров!

    40 боевых самолетов и вертолетов, управляемое ракетное оружие (четыре 8-зарядных модуля УВП для стрельбы зенитными ракетами Aster-15, две ракетных системы самообороны Sadral). Уникальный комплекс средств обнаружения: 6 радаров различного диапазона и назначения, поисково-следящая система VAMPIR-NG (ИК-диапазон), полный комплект средств радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы.

    Боевая информационно-управляющая система «Зенит-8», способная одновременно выделять, классифицировать и брать на сопровождение до 2000 целей. 25 компьютерных терминалов, 50 каналов связи, спутниковые системы коммуникации Inmarsat и Syracuse Fleetsacom – авианосец «Шарль де Голль» блестяще справляется с ролью флагмана морской ударной группировки.

    500 тонн авиационных боеприпасов, 3400 тонн авиационного керосина. Полноценная авиагруппа, включающая истребители-бомбардировщики «Рафаль», ударные самолеты «Супер Этандар», комплексы дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2 «Хоукай», многоцелевые, противолодочные и поисково-спасательные вертолеты «Аэроспасьяль Долфин» и «Кугуар» — всего до 40 единиц авиатехники, размещенных на полетной и ангарной палубах.

    Два бортовых самолетоподъёмника грузоподъёмностью 36 тонн. Две паровые катапульты С-13F (аналогичные системам, установленным на американских «Нимицах») – каждая из них способна разогнать 25-тонный самолет до скорости 200 км/ч. Темп выпуска самолетов с палубы «де Голля» — 2 машины в минуту. Темп приема самолетов, в теории, позволяет безопасно посадить на палубу авианосца до 20 машин за 12 минут. Единственное ограничение – размеры и конструкция полетной палубы не позволяют проводить одновременно взлет и посадку авиатехники.

    Особую гордость французских инженеров вызывает система автоматической стабилизации корабля SATRAP (Système Automatique de TRAnquilisation et de Pilotage) – 12 компенсаторов в виде блоков массой 22 тонны каждый, перемещающихся по специальным желобам на галерейной палубе. Система, управляемая центральным компьютером, компенсирует различные ветровые нагрузки, бортовую качку, крен при поворотах, постоянно удерживая корабль в правильном положении – это позволяет осуществлять взлетно-посадочные операции при волнении моря до 6 баллов.

    Полное водоизмещение исполинского корабля достигает 42.000 тонн. Длина полетной палубы – четверть километра. Экипаж – 1350 моряков + 600 человек авиакрыла.

    Фантастическая конструкция бороздит морские просторы на скорости 27 узлов (50 км/ч). Одной перезарядки реакторов хватает для непрерывной эксплуатации в течение 6 лет – за это время «де Голль» успевает пройти расстояние, эквивалентное 12 длинам земного Экватора. При этом реальная автономность корабля (по запасам продовольствия, авиационного топлива и боеприпасов) не превышает 45 суток.

    Авианосец «Шарль де Голль»! Красивый, сильный и харизматичный корабль. Единственный недостаток: большую часть своей 13-летней службы «де Голль» провел в… ремонтных доках.

    Франция планирует списать свой новейший авианосец «Шарль де Голль» . Вместо «де Голля» для ВМС Франции будет приобретен новый авианосец типа «Куин Элизабет» британской постройки. Причина шокирующего и неожиданного решения – бесчисленные проблемы и неисправности, выявленные за первые годы эксплуатации французского авианосного корабля. (Оригинальная фраза – «The new French nuclear carrier «Charles de Gaulle» has suffered from a seemingly endless string of problems»)сайт http://www.strategypage.com, новость от 5 декабря 2003 г .

    Что же могло стать реальной причиной той отвратительной ситуации, при которой совершенно новый корабль, вступивший в строй всего за два года до описываемых событий (18 мая 2001 г.), едва не оказался сдан на слом?

    Мостик

    Французы – опытные кораблестроители, не раз удивлявшие мир своими замечательными творениями (безо всякой иронии). Легендарный подводный артиллерийский крейсер «Сюркуф» — подлинное чудо техники 1930-х годов. Современные стелс-фрегаты «Лафайетт» и «Горизонт». По своему уникальные десантные корабли «Мистраль» — благодаря своей модульной конструкции, огромная «коробка» строится всего за пару лет!

    Франция отлично знакома с ядерными технологиями – подводная компонента ВМС Франции оснащена высококлассной техникой собственной разработки: АПЛ «Триумфан», «Барракуда» баллистические ракеты подводного базирования M45, M51. Все вооружение соответствует лучшим мировым стандартам.

    Франция – один из признанных мировых лидеров в разработке морских систем обнаружения, управления и коммуникации: радары и системы сенсоров, БИУС, тепловизоры, средства связи. Упрекнуть французов просто не в чем.

    Французские кораблестроители не новички в области разработки и строительства авианосных кораблей: еще в середине прошлого века ВМС Франции приняли на вооружение два авианосца типа «Клемансо» — один из которых, «Сан-Пауло» (бывш. «Фош») до сих пор несет службу в составе ВМС Бразилии. Солидные корабли для своего времени, чье водоизмещение и размеры приближались к характеристикам современного «де Голля».

    И вдруг – неожиданный провал! Как это могло произойти? Неужели неисправности и «детские болезни», которые имеются у любой конструкции, могли столь негативно отразиться на судьбе нового французского авианосца? «Детские болезни» — это слабо сказано. Проблемы при эксплуатации «де Голля» стали подлинной Катастрофой для ВМС Франции.

    Корабли гибнут без боя

    Судьба «Шарля де Голля» началась в 1989 году, когда на верфи DCNS в городе Брест была заложена днищевая секция будущего авианосца. Поначалу все складывалось вполне успешно: всего через 5 лет после закладки, в мае 1994 года, самый крупный боевой корабль, когда-либо построенный во Франции, был торжественно спущен на воду в присутствии президента Франсуа Миттерана. Летом того же года на авианосце были установлены реакторы. Началось насыщение корпуса высокотехнологичным оборудованием. Но чем дальше продвигались работы, тем труднее становилось удерживать проект в рамках заданного графика.

    Чрезвычайное обилие систем и механизмов на борту корабля вело к непрекращающейся череде вносимых изменений, что задерживало и без того трудоёмкий процесс постройки огромного авианосца. Например, в соответствии с новыми европейскими нормами радиационной безопасности, пришлось полностью переработать систему защиты и охлаждения реактора – все это уже на практически готовом корабле. В 1993 году разразился международный шпионский скандал – сотрудников верфи заподозрили в связях с британской разведкой MI6.

    Постройке авианосца регулярно препятствовал французский Парламент, сокращая средства на финансирование этой «исключительно важной» оборонной программы. Настал день, когда работы на верфи были полностью прекращены (1990 год) – данная ситуация неоднократно повторилась в 1991, 1993 и 1995 годах, в результате, «Шарль де Голль» окончательно превратился в долгострой.

    Очевидно, что базирование 40 самолетов на авианосце «Шарль де Голль» в реальности невозможно. Половина авиатехники остается ржаветь на верхней палубе, где ветер, влажность и палящее солнце быстро приведут машины в полную негодность. В среднем, авианосец несет 20 боевых самолетов, пару комплексов ДРЛО и несколько вертушек .

    Согласно официальным данным, корабль строился порядка 10 лет и обошелся французским налогоплательщикам в 3,3 млрд. долларов – немногим меньше, чем стоил американский супер-авианосец типа «Нимиц» (4,5…5 млрд. долл. на конец 1990-х годов).

    Но настоящая трагикомедия началась после серии ходовых испытаний и тестовых посадок авиатехники на палубу корабля в 1999 году. Постоянные вибрации, неполадки в системе охлаждения реактора, некачественное покрытие полетной палубы. Неожиданно выяснилось, что конструкторы допустили ошибку при расчете потребной длины ВПП – для безопасной посадки самолетов ДРЛО Е-2 «Хоукай» потребовалось срочно удлинить полетную палубу на 4 метра. Работы по устранению дефектов заняли год, наконец, 4 октября 2000 года «Шарль де Голль» прибыл своим ходом на военно-морскую базу Тулон.

    В срочном порядке началась апробация новой техники – экипаж «де Голля» был сформирован еще в 1997 году и три года терпеливо дожидался своего корабля. Уже через несколько дней авианосец покинул свой родной порт и отправился с дружеским визитом к берегам США, на военно-морскую базу Норфолк.

    Увы, добраться до берегов Америки в тот раз не удалось – во время тренировочных маневров в Карибском море отвалилась лопасть правого винта. Авианосец техузловым ходом вернулся в Тулон. Расследование показало, что причиной аварии стало (ну кто бы мог подумать!) некачественное изготовление деталей.

    — Кто занимался изготовлением винтов?
    — Фирма «Атлантик Индастриз».
    — Подать сюда этих прохвостов!
    — Мсье, фирмы «Атлантик Индастриз» больше не существует…

    Немая сцена.

    Проблема была в том, что фирма «Атлантик Индастриз» бесследно исчезла не только с гонораром за недобросовестно выполненный контракт, но, что гораздо хуже, со всей документацией на изготовление винтов. А рассчитать и изготовить 19-тонные слитки из меди, железа, марганца, никеля и алюминия с поверхностями двойной кривизны – задача далеко не простая (и не дешевая). В качестве временной меры на корабль установили винты от списанного авианосца «Клемансо». Скорость «де Голля» уменьшилась до 24…25 узлов, при этом вся кормовая часть оказалась непригодна для жизни и деятельности экипажа – вибрация и шумы достигали 100 дБ.

    Практически весь следующий год авианосец провел в ремонте, на тестах и ходовых испытаниях. Впрочем, в конце мая 2001 года «Шарль де Голль» нашел в себе силы выбраться из дока и принять участие в военно-морских учениях «Золотой трезубец». Результатом 10-дневных маневров стал скандал вокруг истребителей «Рафаль М» — оказалось, что поставленные флоту самолеты неприспособленны для палубного базирования. Вся первая партия перспективных истребителей была решительно забракована.

    Но это лишь начало анекдота под названием «авианосец «Шарль де Голль».

    В декабре 2001 года «де Голль» вышел в свой первый боевой поход в Аравийское море. Задача – авиационная поддержка операции «Длительная свобода» на территории Афганистана. За время похода палубные штурмовики «Супер Этандар» выполнили 140 боевых вылетов над Средней Азией продолжительностью до 3000 км. Что касается новейших «Рафалей», хроника их боевого применения противоречива: согласно одним источникам, истребители нанесли несколько ударов по позициям боевиков Талибан. Согласно другим данным, боевых вылетов не проводилось – «Рафали» лишь участвовали в совместных учениях с палубной авиацией ВМС США.

    В любом случае, роль «Шарля де Голля» в войне была чисто символической – всю работу выполнила американская авиация, совершившая десять тысяч боевых и обеспечивающих вылетов над территорией Афганистана. Понимая свою собственную никчемность, «де Голль» по возможности стремился покинуть ТВД, и пока американские самолеты крушили афганские горы, французский авианосец устраивал фотосессии в портах Сингапура и Омана.

    В июле 2002 года «де Голль» возвратился на ВМБ Тулон. Поход прошел успешно, если не считать, что из-за радиационной аварии на борту экипаж авианосца получил пятикратные дозы облучения.

    Впечатлений французам хватило надолго – все последующие три года «де Голль» не совершал дальних походов. Авианосец вернулся в Индийский океан лишь в 2005 году. Жизнерадостных французов явно не радовала перспектива летать под душманскими пулями и ракетами «Стингер» – в результате «Шарль де Голль» принял участие в совместных учениях с ВМС Индии под кодовым обозначением «Варуна», после чего поспешил вернуться на базу в Тулон.

    По аналогичному сценарию прошел 2006 год – после чего наступил час Икс. Активная зона реакторов полностью выгорела и нуждалась в замене. Морская стихия здорово потрепала корабль, раскаленные выхлопы реактивных двигателей оплавили полетную палубу, вышла из строя часть вспомогательного оборудования – авианосцу требовался капитальный ремонт.

    В сентябре 2007 года «де Голль» зашел в сухой док, откуда не выходил до конца 2008 года. 15-месячный ремонт с перезагрузкой реактора обошелся Франции в сумму 300 млн. евро. Несчастному авианосцу, наконец, вернули его родные винты, провели модернизацию радиоэлектроники, проложили 80 км электрических кабелей, обновили катапульты и аэрофинишеры, расширили ассортимент авиационных боеприпасов.

    Сверкая свежей краской, авианосец прибыл на ВМБ Тулон, и спустя три месяца благополучно вышел из строя. Весь 2009 год корабль снова провел на ремонте. Наконец, к 2010 году основные дефекты были устранены, началась интенсивная подготовка корабля к свершению новых подвигов. Впереди – долгие и опасные походы на другой конец Земли, новые войны и Великие победы. 14 октября 2010 года отряд боевых кораблей ВМС Франции во главе с флагманом «Шарль де Голль» отправился с очередной миссией в Индийский океан.

    Поход продлился ровно одни сутки – через день после выхода на авианосце вышла из строя вся система электроснабжения. После экстренного двухнедельного ремонта, «Шарль де Голль» все же нашел в себе силы отправиться по выбранному маршруту и провел в далеких широтах целых 7 месяцев. Просто невероятный результат, учитывая все предыдущие «достижения» авианосца.

    В марте 2011 года мировые СМИ обошла сенсационная новость – французский авианосец выдвигается к берегам Ливии. Очередная попытка «де Голля» доказать свою необходимость прошла с полным аншлагом – палубная авиация выполнила сотни боевых вылетов в рамках обеспечения «бесполетной зоны» над Ливией. Многоцелевые истребители «Рафаль» нанесли серию ударов по наземным объектам, израсходовав, в общей сложности, 225 высокоточных боеприпасов AASM. Отработав около 5 месяцев в зоне конфликта, «Шарль де Голль» вернулся в Тулон в начале августа 2011 года. На очередной ремонт.

    Наверное, следует добавить несколько «штрихов» к истории этого похода. Авиагруппа «де Голля» состояла из 16 боевых самолетов (10 «Рафаль М» и 6 «Супер Этандар»). В это же время, для нанесения ударов по Ливии командование НАТО привлекло более 100 ударных машин, среди которых встречались такие «монстры», как B-1B и F-15E «Страйк Игл».

    Становится очевиден «неоценимый» вклад авианосца в этой военной операции. А стоимость каждой из 225 сброшенных бомб AASM (с учетом затрат на содержание «плавучего аэродрома») стала просто астрономической – было бы дешевле стрелять лазером с орбитальной боевой станции.

    2012 год заметных успехов не принес – «Шарль де Голль» периодически выходил в Средиземное море для тренировок палубных летчиков, коротая остальное время на бесконечном ремонте. В ближайших планах (ориентировочно – 2015 год) авианосец ожидает очередная «капиталка» с перезарядкой реактора.

    Диагноз

    Несчастья, преследующие авианосец «Шарль де Голль», имеют единственную причину – избыточно сложная конструкция корабля, усугубленная его циклопическими размерами. Все это приводит к непоправимой потере надежности. Тысячи механизмов, миллионы деталей – каждую секунду на корабле обязательно ломается один из элементов конструкции. Периодически выходит из строя один из критически важных объектов – и тогда начинается лавинообразное нарастание технических проблем, приводящих к полной потери боеспособности корабля.

    В отличие от обычных ракетных и артиллерийских боевых кораблей, авианосцу приходится работать с 20-тонными объектами (авиатехникой), что постоянно перемещаются по верхней палубе и внутренним помещениям корабля, периодически разгоняясь до 250 км/ч (посадочная скорость «Рафаля»). Отсюда – 260 метровая палуба, катапульты, аэрофинишеры, оптическая система посадки, могучие подъёмники и силовое оборудование.

    Самолеты служат повышенным источником опасности: для нейтрализации раскаленных выхлопов реактивных моторов приходится прокладывать десятки километров труб системы охлаждения под полетной палубой – вкупе с мощными насосами. Постоянная работа с пожароопасными и взрывчатыми веществами, которые, в отличие от ракетного крейсера или подлодки, обычно рассредоточены буквально на каждом шагу – все это откладывает свой отпечаток на конструкцию авианосца (особые меры хранения топлива, противопожарная безопасность, элеваторы боеприпасов). Отдельным пунктом стоит ГЭУ колоссальной мощности с системой отбора энергии для питания катапульт.

    УВП с ракетами Aster-15. На заднем плане — оптическая система помощи при посадке.

    Наконец, системы самообороны. В случае с французским авианосцем, его встроенное вооружение соответствует фрегату или небольшом эсминцу. Плюс – обязательный комплекс средств слежения, обнаружения, коммуникации и управления. Впрочем, здесь все как раз неплохо – электроника приносит минимум проблем, в отличие от движущихся механических частей (ГЭУ, катапульт т.п.). Все вышеперечисленные факторы множатся на гигантизм механизмов и ужасные размеры корабля. Результат очевиден.

    В том, виде, в котором существует современный авианосец – это безумие. И исправить здесь ничего не удастся – слишком велики размеры и посадочные скорости самолетов. Но самое главное – в наши дни в «плавучих аэродромах» просто нет необходимости.

    Французы не единственные, кто попался в эту ловушку, стремясь подчеркнуть престиж своей страны. Американцы, имеющие 10 атомных авианосцев, могут одновременно выставить не более 4-5 боевых групп – остальные корабли стоят в доках с развороченным корпусом. Чрезвычайно низкая надежность – «Нимицы» буквально «сыпятся» на глазах. Постоянные проблемы. Бесконечный ремонт.

    Французы знали об этом, потому планировали строить 2 авианосца типа «Шарль де Голль» — если один из них сломается в самый ответственный момент, на помощь должен прийти другой. Естественно, все планы по постройке «дублера» рухнули, едва стали известны результаты службы головного корабля.

    P.S. На 2013 год в оборонном бюджете Франции (т.н. Livre Blanc) обозначен отказ от дальнейшего сотрудничества с Великобританией в рамках создания совместного авианосца. В ближайшем будущем Франция не планирует постройку авианосных кораблей.

    Авианосец «Charles de Gaulle» («Шарль де Голль»), бортовой номер R91, в настоящее время является флагманом военно-морского флота и единственным действующим авианосцем ВМС Франции. Также первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой и первый атомный авианосец, построенный за пределами США. Назван в честь французского государственного деятеля и генерала Шарля де Голля.

    Среди авианосцев других стран, исключая США, это второй по величине (после российского «Адмирала Кузнецова») и самый боеспособный авианесущий корабль.

    Пришёл на замену устаревшему авианосцу «Clemenceau» R 98 («Клемансо»).

    Контракт на строительство был подписан с французской государственной оборонной компанией по строительству военных кораблей DCNS (город Брест) 03 февраля 1986 года.

    Подготовительные работы начались в ноябре 1987 года, однако в 1988 году программа была заморожена по финансовым причинам. Закладка корабля состоялась в 14 апреля 1989 года. 07 мая 1994 года авианосец в присутствии президента Франции Миттерана был спущен на воду. Летом 1994 года были установлены реакторы. В феврале 1997 года принял первую команду и были проведены первые испытания на борту. В декабре 1997 года были установлены гребные винты. 07 декабря 1998 года на палубу авианосца совершил посадку первый вертолёт. В январе 1999 года прошли первые ходовые испытания. 06 июля 1999 на палубу авианосца совершили первую посадку самолёты «Супер Этандар» и «Рафаль». На следующий день они успешно взлетели при помощи катапульт. 03 августа 1999 года совершена первая посадка самолёта «Хокай». 17 октября 1999 года был поставлен в док для устранения неполадок, обнаруженных в результате испытаний. В числе прочего, посадочная полоса была удлинена на 4,4 метра для нормальной посадки самолёта ДРЛО «Хокай». В соответствии с новыми правилами радиационной безопасности была также улучшена защита реактора. 19 мая 2000 года начались новые испытания. 28 сентября 2000 года корабль был официально передан французскому ВМФ. Авианосец стал самым большим боевым кораблём, когда-либо построенным во Франции. 18 мая 2001 года введен в эксплуатацию. Порт приписки Тулон.

    Основные характеристики: Водоизмещение полное 42000 тонн. Длина 261,5 метра, ширина 64,36 метра, высота 75 метров. Скорость хода 27 узлов. Автономность плавания 45 дней. Экипаж: 1200 чел. команда + 600 чел. авиагруппа + 100 чел. командование

    Двигатели: Два водяных атомных реактора К15.

    Вооружение:

    Авиационная группа: до 40 летательных аппаратов: Super Étendard , Rafale M , E-2C , SA-365

    04 октября 2000 года авианосец впервые прибыл в порт приписки Тулон. После этого совершил длительное плавание к берегам США, на базу Норфолк (штат Вирджиния) во время которого 09 ноября в Карибском море у него от сильной вибрации отломился конец лопасти левого винта. Корабль на малой скорости был вынужден возвратиться в Тулон. Расследование показало, что оба рабочих и запасные винты имеют структурные дефекты в виде каверн у оснований лопастей. Вина за это была возложена на изготовителя, фирму «Атлантик Индастриз» (Atlantic Industries), которая к тому времени прекратила своё существование. Положение усугубило то, что вся документация, касающаяся разработки и производства винтов, погибла во время пожара. В качестве временного решения в апреле 2001 года на корабль поставили запасные винты от списанных к тому времени авианосцев «Фош» и «Клемансо». Это ограничило скорость 24 узлами по сравнению с проектными 27 узлами. 05 марта 2001 года на ходовых испытаниях корабль развил скорость 25,2 узла.

    С 18 мая 2001 года находится на активной службе. С 21 мая по 01 июня 2001 года принял участие в крупных военно-морских учениях «Золотой трезубец» («Trident d’or») в Средиземном море. С июля по 12 октября 2001 года проходил ремонт в доке из-за сильных шумов в районе правого винта, которые достигали 100 dB и делали всю кормовую часть корабля практически непригодной для жизни и деятельности экипажа. В декабре 2001 года участвовал в операции «Длительная свобода» («Enduring Freedom») в Аравийском море, откуда возвратился в порт приписки Тулон в июле 2002 года. Во время операции самолёты «Супер Этандер» и «Хокай» совершили несколько боевых вылетов, однако истребители «Рафаль» принимали участие только в тренировочных полётах совместно с палубной авиацией США. Авианосец в этом походе сопровождали противолодочные фрегаты «Ламотт-Пике» и «Жан де Вьенн», а также корабль противовоздушной защиты «Жан Бар», танкер «Мезз» и атомная подводная лодка «Рюби».

    Во время эксплуатации возникали проблемы с ядерным реактором, в результате которых часть команды получала пятикратные допустимые дозы облучения.

    24 сентября 2009 года над морем в 30 км от г. Перпиньян, расположенного поблизости от французско-испанской границы, столкнулись в воздухе и упали в Средиземное море у берегов страны два многоцелевых истребителя Rafale ВМС Франции. Самолёты вылетели с авианосца «Шарль де Голль».

    В 2010 году впервые прибыл в порт Лимассол, Кипр.

    13 января 2015 года покинул порт приписки Тулон и направился в Индийский океан, тем самым приступил к выполнению пятимесячной военной задачи. Авианосец примет участие в военной операции Франции в Ираке и окажет помощь международной коалиции в борьбе с ИГ. Утром 23 февраля , начав участвовать в операции против террористической организации «Исламское государство» на территории Ирака. По сообщению первые истребители Rafale в понедельник утром, 23 февраля, уже вылетели с палубы авианосца в направлении Ирака. В авианосца FS «Charles de Gaulle» (R91) входят: французские эсминец («Шевалье Поль») и танкер FS «Meuse» («Меус»), а также фрегат Королевского флота Великобритании. По сообщению от 05 ноября к международной коалиции, ведущей борьбу с экстремистами «Исламского государства». Французские истребители днем 23 ноября в рамках операции против экстремистской группировки «Исламское государство» с борта авианосца, который в настоящее время развернут в восточной части Средиземного моря. Истребителями был нанесен удар по объектам ИГ в городах Мосул и Рамади на территории Ирака.

    20 сентября 2016 годаавианосец отправился из Тулузы, для участия в операции «Непоколебимая решимость». В сентябре в Персидский залив. По сообщению от 30 сентября французские истребители Rafale начали наносить авиаудары по позициям экстремистской организации «Исламское государство» с авианосца. 16 октября с визитом в порт Лимассол, Кипр, где пробудет несколько дней.

    Утром 08 февраля 2017 года военно-морской базы в Тулоне для проведения модернизации, которая продлится 18 месяцев.

    Человечество агрессивно по своей природе. Этот неприятный факт подтверждается многочисленными войнами, развязанными людьми по разным причинам. Даже в антиутопических мирах Олдоса Хаксли, Оруэла или Бредбери человек не может без насилия. Видимо, потрясая оружием, некоторые представители расы гомо сапиенс самоутверждаются, причём неважно, по какой причине государства вступают в борьбу. Война немыслима без вооружения, и её исход напрямую зависит от того, насколько сильнее будет оснащенность одной из сторон конфликта. Например, современные военно-морские силы неэффективны без уникального боевого судна: авианосца.

    Авианосец: прогрессивное судно

    Это огромный корабль, несущий на себе авиационный груз: самолёты или вертолёты. Причём находиться на нём может до сотни авиамашин. Они же являются основной ударной силой авианосца. Впервые подобное надводное судно появилось в Первую мировую войну, но особенность первенцев была в том, что они были переделаны из кораблей других типов. Например, таким судном стал крейсер под названием «Бирмингем». С его палубы впервые взлетел самолёт.

    Случилось это знаковое событие в 1910 году, и оно положило начало палубной авиации. Сначала подобные суда использовали в целях разведки, но позднее осознали важность самолётов как средства бомбардировки. На заре постройки авианосцев применяли гидропланы, так как взлетать самолёты могли, а садиться на палубу - нет. Для этого использовались гидропланы, которые успешно садились на воду. История гласит, что авианосцы Франции перед Второй мировой войной были немногочисленны: а точнее, всего один, как и у США. Наибольшее количество таких судов на тот момент было у Соединённого королевства (7 единиц). Впоследствии в проектировании авианосцев преуспела Америка.

    Делятся такие корабли на следующие позиции:

    • авианесущие;
    • торговые;
    • несущие аэростаты;
    • вертолётоносцы;
    • гидроавианосцы;
    • воздушные;
    • подводные.

    Кроме того, различают многоцелевые, ударные и противолодочные. По типу энергии существуют обычные и атомные модели.

    Основные характеристики авианосцев

    Стальные корпуса авианосцев имеют значительную прочность, ведь толщина их достигает нескольких сантиметров. Длина громадных кораблей насчитывает сотни метров: амплитуда колеблется от 180 до 342. Осадка судна достигает 12-метровой глубины. Ширина палубы довольно велика, что придаёт авианосцам незабываемый облик. Под палубой располагаются огромные доки и ангары для обслуживания самолётов. Единственным возвышением на палубе, своеобразным «островом», является командный пункт, включающий в себя локационные системы и антенны. Локализуется этот центр обычно по правому борту.

    Полётная палуба - одна из важнейших составляющих авианосца. Их различают три типа, один из которых сейчас не используется. Плоскую палубу, например, имеет знаменитый авианосец Франции «Шарль де Голль». Палубы такого вида используются для горизонтального взлёта. Для этого используются паровые катапульты. Палубы с трамплином установлены на кораблях, содержащих Характерной особенностью такой палубы становится объединение взлётной и посадочной полос.

    Полётная палуба, содержащая два уровня, использовалась до 30-х годов прошлого столетия. На носу таких авианосцев располагалась взлётная палуба, а наверху - посадочная. Но так как подобная схема была опасна для пилотов, её изменили, переоборудовав её, как принято в обычных авианосцах.

    Занимательные факты о гигантах ВМС

    Непосвящённым интересно будет узнать откуда у авианосцев неиссякаемый источник скорости и мощности. Всё дело в том, что ядерные силовые установки, находящиеся на современных судах, включая авианосцы Франции, предоставляют кораблям неограниченную дальность передвижения. Кроме того, благодаря ядерной установке авианосец имеет возможность поддерживать максимальную, а не крейсерскую скорость на протяжении недель.

    Также имеет значение такой факт, как размещение взлётно-посадочной полосы. Она расположена под углом в 9⁰. Это было сделано не случайно. Ранее, когда полоса была прямая, часто случались столкновения самолётов стоящих, с теми, кто неудачно приземлялся. Ведь это довольно сложно - сесть на качающуюся и узкую палубу. Чтобы избежать таких катастроф и вызванных ими пожаров, проектировщики пришли к гениальному решению, тем самым предоставив пилоту право на ошибку.

    Французский флот

    Военный флот Франции занимает ведущее место в мире. По своему водоизмещению (321 850 тонн) он находится между Кореей и Великобританией. На вооружении этой мощной военной формации находятся подводные лодки, суперсовременные фрегаты, амфибии, крейсера, миноносцы, и, конечно, легендарный авианосец Франции «Шарль де Голль» водоизмещением 37 тыс. тонн. Основой десантных сил является крейсер «Мистраль». Кораблей данного типа имеется три единицы.

    Но при этом на данный момент ощущается нехватка воздушного прикрытия, так как морская авиация Франции имеет на вооружении только 60 палубных летательных аппаратов. В целом французским правительством задумана серьёзная модернизация сил ВМФ, так как нынешних мощностей недостаточно для ведения глобальных военных действий. Хотя есть у Франции и весомый козырь: ядерное оружие. Прежде всего это современные баллистические ракеты.

    Франция и Вторая мировая война

    Французы по праву называются пионерами морской авиации. Именно они построили гидропланы, гидросамолёты и летающие лодки, а линкоры и крейсеры оборудовали катапультами для взлёта. А в 20-х годах минувшего века морские вооруженные силы Франции пополнились новым членом - модернизированным в авианосец линкором «Беарн».

    На нём была установлена взлётно-посадочная палуба и катапульта. Это судно, хотя и без особых отличий, участвовало в мировой войне с немецким фашизмом, но в 1940 году ушло на покой. Это произошло после капитуляции Французской республики перед нацистской Германией. Далее, еще в 1937 году, по запланированной программе кораблестроения, было решено сконструировать несколько новых суден. Но этому не суждено было сбыться. За период с 1939 по 1945 год вооруженные силы Франции, особенно флот, потеряли большую часть вооружения, и требовали тотального восстановления. Так сколько авианосцев у Франции было во времена войны с немцами? Среди нереализованных и замороженных проектов типа «Жоффр», «Клемансо», потопленного авианосца «Коммандан Тест», выделялся один военный флагман «Беарн».

    Авианосец «Беарн»: седая история

    Французский вице-адмирал Бурже справедливо считал, что нужно срочно возрождать авианосцы Франции как основу ВМС. Этот человек некогда командовал «Беарном», поэтому его советы представляли ценность и были услышаны. Адмирал считал, что французскому флоту необходимо не менее 6-ти авианосцев. Впоследствии правительство закупало авианосцы у Англии, а в 50-х годах корабелы Франции спроектировали авианосцы «Клемансо» и «Фош».

    Но о боевом корабле, авианосце «Беарн», стоит сказать особо хотя бы потому, что он принимал участие в войне с нацистами. Авианосец участвовал в поиске немецкого корабля «Адмирал граф Шпее». Строительство судна начато в январе 1914 года, а спущено на воду оно было в апреле 1920 года. Осадка судна более 9 метров, а ширина - 27. Длина авианосца составляла 182 метра. Количество экипажа было 865 человек.

    Авианосцы начали свою историю с этого бронированного судна. Он был вооружен зенитными установками, торпедами и имел на борту 40 самолётов. Сконструирован авианосец был из корпуса «Нормандии», при этом турбины линкора были заменены силовой установкой. После французской капитуляции ходили слухи, что авианосец вывез на Мартинику весь государственный золотой запас, но эта информация не подтверждена. Далее, до конца войны, «Беарн» перевозил летательные аппараты из Канады к себе на родину. В 1967 году французский флагман начала прошлого века был разобран.

    Шарль де Голль или Ришелье?

    Сейчас авианосцы Франции современные и оснащены всем необходимым, чтобы удовлетворять военным стандартам. Вернее, французский авианосец на данный момент единственный: знаменитый «Шарль де Голль». Это судно было построено и спущено на воду в 1994 году. Его эксплуатация начата в 2001 году. При водоизмещении в 42 тыс. тонн авианосец даёт 27 узлов хода. Он имеет два длина судна составляет 261 метр, а ширина около 64. Авианосец является самым большим судном Франции, но по сравнению с аналогичными американскими атомными кораблями он невелик. Экипаж его довольно многочисленный и насчитывает 1900 человек, включая пилотов и командование.

    История создания этого боевого корабля началась с того, что правительством было принято решение заменить устаревшие авианосцы Франции «Фош» и «Клемансо» на более современные модели. Но было создано только одно судно такой серии, поскольку его высокая стоимость не позволила продолжать проект. Авианосец не раз усовершенствовали, по причине неудачного тестирования.

    Что касается конструкции корабля, то он оснащён самыми современными системами: катапультами, непотопляемыми переборками, двойным дном, радиопоглощающим и скрытым оборудованием. Также имеется водоотливная, противопожарная, защитная система. Для экипажа предусмотрены системы кондиционирования и вентиляции. Разработаны удобные зоны сна, участки отдыха и приёма пищи.

    Вокруг названия авианосца в своё время разгорелись нешуточные дебаты: президент Франции, желал назвать судно «Ришелье», так как счёл неуместным заигрыванием с партией голлистов. Но спустя год, всё-таки переубедил его, и корабль был наречён именем знаменитого генерала.

    Вооружение «Шарля»

    Атомной энергии корабля хватит на 5 лет хода со скоростью 25 узлов. Этим авианосец обязан энергетической установке с колоссальным силовым наполнением: 76 тыс. лошадиных сил. На такой мощной базе могут одновременно размещаться до 100 летательных аппаратов. Но обычно авиапарк включает в себя 40 самолётов, из которых несколько истребителей, штурмовиков, разведывательных и связных самолётов. Имеются на палубе и вертолёты. Также авианосец оборудован радиолокационными системами и установками ПВО. Так что задавшись вопросом сколько авианосцев у Франции сейчас, можно достоверно ответить: один. Но есть ещё несколько кораблей, стоящих практически на одном уровне боеспособности и выносливости.

    «Мистраль»: французский универсал

    Десантный корабль-вертолётоносец «Мистраль» отличается от других многоцелевым применением. Он может быть госпиталем, высаживать на сушу моторизованные десантные бригады, действовать, как командный центр, нести на себе и обслуживать Если обсуждать авианосцы Франции, «Мистраль» хоть и не является авианосцем в полной мере, но также достойный представитель французских ВМС.

    Важным преимуществом можно назвать медленный и вдумчивый мониторинг пространства, который с успехом проводят вертолёты. Кроме того, на судне могут располагаться десантные баржи, танковый батальон и до 900 солдат единовременно. На вооружении французского флота есть три подобных корабля: «Мистраль», «Тоннер» и «Дисмюд».

    Возможно ли потопить авианосец?

    Это очень непростая задача. Ввиду того что такие сверхдорогостоящие корабли несут на себе огромное количество вооружения, то, естественно, защитные функции авианосца не совсем удовлетворяют необходимым требованиям. Поэтому вокруг огромного судна всегда находятся 15 и более кораблей, обеспечивающих надёжную охрану в радиусе 300 километров. Но всё же потопить авианосец реально, хотя и очень трудно. Самый простой, но не слишком результативный метод - штурм. Для этого необходимо нейтрализовать охранные корабли, а далее попытаться пустить авианосец ко дну, что будет крайне непросто, потому что он снабжён огромным количеством отсеков.

    Не последнюю роль в выводе авианосца из строя может сыграть диверсия. Например, во время пополнения запасов, в одном из портов, группа водолазов должна незаметно подплыть к судну и установить на его дне дистанционное взрывное устройство. Главное, в этой операции уйти незамеченными.

    Ещё одним способом может стать торпедирование с борта бесшумной подводной лодки. Конечно, громадный авианосец не сможет увернуться от торпеды. Только вот субмарину-камикадзе с огромной долей вероятности немедленно уничтожат корабли охраны.

    Наибольшую эффективность в деле потопления авианосца дают ракетные и ядерные удары. Понятно, что последние, ввиду инфицирования территории, и других катастрофических последствий, применяются только в крайних случаях.

    Корабли будущего

    Но авианосцы Франции и других мировых держав не стоят на месте, проектируются новые, более современные и продвинутые модели. С учётом опыта прошлых достижений и ошибок был создан проект авианосца будущего под названием CVNX водоизмещением 100 тыс. тонн. В его создании использовались технологии «стелс», новейшая ядерная установка, позволяющая длительное время идти без дозаправки, а также принципиально новая корпусная конструкция. По оценкам создателей, такой корабль за весь пятидесятилетний срок службы в состоянии пройти 3 млн и провести 6 тыс. суток в океане.

    Прогресс стремительно движется, в том числе и в военной промышленности. Вкладываются огромные средства в новейшие технологии, но мир на планете не купишь ни за какие деньги.

    Компания Naval Group завершила ремонт и модернизацию атомного авианосца "Шарль де Голль" и передала его ВМС Франции. Как уточняет Navy Recognition , корабль вернется в строй после поэтапной проверки всех систем; ожидается, что это произойдет уже в начале 2019 года.

    Компания Naval Group (ранее – DCNS) разработала проект и построила авианосец, который вступил в строй в 2001 году и стал флагманом ВМС Франции. После проведенного так называемого ремонта середины жизненного цикла "Шарль де Голль" сможет прослужить еще 25 лет.


    "Мы гордимся тем, что реализовали этот исключительно сложный проект, уложившись в оговоренные сроки. Этот успех стал результатом коллективных усилий, который не удалось бы достичь без помощи экипажа авианосца и наших партнеров", – подчеркнула Натали Смирнова, старший вице-президент по сервисному обслуживанию Naval Group .

    "Шарль де Голль" встал на ремонт в сухой док военно-морской верфи в Тулоне в феврале 2017 года, его вновь спустили на воду в мае 2018 года.

    Работы развернулись по трем направлениям. Во-первых, специалисты модернизировали боевые системы корабля с полным переоборудованием командного центра, обновили телекоммуникационные системы, а также установили новые радиолокационные и навигационные системы. Модернизация коснулась и летной палубы, а также различных авиационных систем, включая катапульты и аэрофинишеры. Параллельно с этими работами требовалось проверить состояние двух ядерных реакторов и обеспечить их перезагрузку топливом.

    В общей сложности работы на "Шарле де Голле" продолжались 18 месяцев. Как рассказали в пресс-службе Naval Group , за это время выполнены 200 тысяч задач и процедур (половину из них сделали члены экипажа авианосца). Для этого потребовалось около 4 млн человеко-часов. В среднем ежедневно на борту корабля трудились более 2100 человек: 1100 моряков, 1000 сотрудников Naval Group и 160 представителей субподрядных организаций. Бюджет модернизации авианосца составил 1,3 млрд евро.

    Справка Mil.Press FLOT

    "Шарль де Голль" – единственный авианосец в составе французского флота и первый надводный боевой корабль с атомной силовой установкой. Среди авианосцев других стран, исключая США, это второй по величине (после российского тяжелого авианесущего крейсера " ") и самый боеспособный. Спущен на воду в 1994 году, пришел на замену устаревшему авианосцу "Клемансо", который вывели из эксплуатации в 1997 году.