Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Морская коллекция атомный авианосец шарль де голль. Атомный авианосец шарль де голль

    Морская коллекция атомный авианосец шарль де голль. Атомный авианосец шарль де голль

    Авианосец «Шарль де Голль» ВМС Франции. Франция является второй после США страной, ВМС которой имеют в своем составе авианосцы с ядерной энергетической установкой. Решение о строительстве двух новых авианосцев Bretagne и Provence, оснащенных ядерной энергетической установкой было принято Советом обороны Франции в сентябре 1980 г. . Авианосцы должны были заменить авианосцы Clemenceau и Foch постройки 60-х годов.

    Авианосец Шарль де Голль - видео

    Контракт на строительство первого из них, получившего название Richelieu, был подписан с фирмой DCN (г. Брест) в феврале 1986 г. В основу проекта были положены разработки атомного авианосца РН-75, выполненные в 1981 г., а также созданные впоследствии варианты проектов РА-78, РА-82 и РА-88. Закладка корабля состоялась 14.04.1989г., на воду был спущен 14.05.1994 г., ходовые испытания проводились с 1995 г., в строй корабль вступил 30.09.2000 г. (по другим данным - в июле 2000 г.) под обозначением R 91 Charles de Gaulle. Весьма существенная задержка со вступлением корабля в строй объясняется многочисленными дефектами механизмов, выявленными в ходе испытаний. При этом даже официально принятый командованием ВМС Франции после всех ремонтов корабль в первом же своем походе потерял из-за заводского дефекта часть лопасти гребного винта и вернулся на базу.

    Основные архитектурные и конструктивные решения авианосца Charles de Gaulle достаточно традиционны. Он представляет собой авианосец с оборудованной паровыми катапультами угловой полетной палубой и надстройкой островного типа, сдвинутой к правому борту. Корпус корабля изготовлен целиком из стали, все соединения выполнены методом электросварки. Основные несущие конструкции, включая полетную палубу, сделаны из броневой стали. По длине корпус разделен водонепроницаемыми переборками на ряд главных водонепроницаемых отсеков, обеспечивающих непотопляемость корабля при затоплении любых трех смежных отсеков. Имеется также второе дно, которое является конструктивной зашитой от навигационных повреждений. Специальную конструктивную защиту имеет реакторный отсек, а также погреба боезапаса и авиатоплива.

    Угловая полетная палуба расположена под углом 8,3° к диаметральной плоскости корабля. Она достаточно больших размеров (21,6 х 195 м), однако для обеспечения нормального взлета самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С Hawkeye ее длину планируется увеличить на 4 м. Взлет самолетов осуществляется с помощью двух паровых катапульт C-13F американской конструкции, изготовленных во Франции по лицензии. Они имеют длину стартовой дорожки 75 м и обеспечивают взлет самолетов взлетной массой до 25 т.

    За катапультами авианосца «Шарль де Голль» смонтированы отражатели газовой струи реактивных самолетов при взлете, которые представляют собой охлаждаемые панели сотовой конструкции и в нерабочем состоянии заваливаются заподлицо с полетной палубой. Сама полетная палуба в районе старта покрыта алюминиевыми охлаждаемыми водой панелями, предотвращающими корродирование палубы.
    Под полетной палубой расположен одноярусный ангар вместимостью до 40 летательных аппаратов размерами 29 х 138 м и высотой 6,1 м. В самом ангаре и в расположенных в непосредственной близости от него помещениях смонтированы приборы и оборудование, позволяющие проводить техническое обслуживание и текущий ремонт летательных аппаратов и их аппаратуры, а также осуществлять заправку топливом, кислородом и сжатым воздухом. Здесь же производится пополнение боекомплекта самолетов. Емкость цистерн авиационного топлива составляет 3 млн л, погребов авиационного боезапаса - 4900 м3.

    Подача самолетов из ангара на полетную палубу производится с помощью двух самолетоподъемников, расположенных по правому борту. Оба они бортового типа. По одному такому самолетоподъемнику было смонтировано наряду с палубным самолетоподъемником на авианосцах типа Clemenceau. Опыт их совместной эксплуатации показал явное преимущество бортовых самолетоподъемников: они не требуют больших вырезов в полетной палубе, которые не только снижают их прочность, но и препятствуют взлету самолетов при опущенном самолетоподъемнике. Кроме того, за счет возможности выхода хвостового оперения самолета за пределы грузовой платформы существенно расширяется типаж базирующихся на авианосце летательных аппаратов. Время полного подъема (опускания) подъемника не превышает 15 с.

    В связи с размещением самолетоподъемников в средней и кормовой частях корабля надстройка сдвинута в его носовую часть и расположена по правому борту. Благодаря отсутствию дымовой трубы и воздухоприемных шахт котельных вентиляторов, размеры надстройки сокращены до минимума. В ней оборудованы ходовая, штурманская и оперативная рубки, пост управления полетами и другие служебные помещения. На случай использования авианосца в качестве флагмана корабельной ударной группировки в надстройке устроен также флагманский командный пост.

    При проектировании надстройки и корабля особое внимание уделялось повышению живучести за счет снижения радиолокационной и акустической заметности, усилению мер безопасности в отношении находящихся на борту боеприпасов, запасов авиационного топлива и т. п. Значительного снижения эффективной площади рассеивания удалось достичь за счет плавного изменения углов наклона бортовых поверхностей надводной части корпуса и надстройки, закругленного сопряжения элементов конструкций, оптимального размещения оружия и технических средств. Все наружное оборудование либо скрыто под палубой, либо установлено на более низком уровне. Кроме того, применяется специальная краска с повышенной степенью поглощения сигналов РЛС.

    Для снижения уровня акустического поля, основной составляющей которого являются шумы, создаваемые гребными винтами и корабельными механизмами, применяются специальные малошумные винты, амортизаторы механизмов и средства вибропоглощения. Живучесть корабля обеспечивается комплексом мер конструктивной защиты, автоматическими противопожарными и водоотливной системами, а также средствами защиты от оружия массового поражения. В частности, основные служебные и часть жилых помещений объединены в цитадель, в которой с помощью фильтро-вентиляционньгх установок может поддерживаться избыточное давление воздуха, препятствующее проникновению внутрь корабля радиоактивных и отравляющих веществ. На корабле имеются посты дезактивации, дегазации и водяной завесы, а также необходимые приборы для контроля уровней заражения.

    Размещение экипажа на корабле «Шарль де Голль» соответствует достаточно высоким стандартам обитаемости. Есть отдельные зоны для отдыха, приема пиши и сна. Все жилые и служебные помещения подключены к системам вентиляции и кондиционирования воздуха. При этом на авианосце предусмотрена возможность размещения на некоторое время полка морской пехоты численностью около 800 человек.
    Авианосец имеет 2-вальную ядерную главную энергетическую установку с двумя атомными реакторами К15, изготовленными французской фирмой GEC-Alsthom по американской лицензии. Суммарная мощность ГЭУ - 76 200 л.с., кампания активных зон реакторов составляет 5 лет. В качестве движителей использованы два 5-лопастных гребных винта постоянного шага.

    Авианосец «Шарль де Голль» способен развивать и в течение длительного времени поддерживать наибольшую скорость хода 27 узлов. Автономность по запасам составляет 45 суток, благодаря наличию специального оборудования возможно пополнение запасов в море. Электроэнергетическая установка включает 4 турбогенератора мощностью по 4000 кВт, 4 турбогенератора мощностью по 250 кВт, 4 дизель-генератора мощностью по 1100 кВт. Таким образом, суммарная мощность электроэнергетической установки равна 21 400 кВт.

    В состав базирующейся на авианосце «Шарль де Голль» авиагруппы предполагается включить до 36 истребителей-бомбардировщиков Super Etandard или Rafale M, 2-3 самолета ДРЛО Е-2С Hawkeye и 2 поисково-спасательных вертолета AS.565 MB Panther. При этом обращает на себя внимание полное отсутствие ЛА, предназначенных для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок, и наличие сильного ударного ядра - по числу истребителей-бомбардировщиков Charles de Gaulle лишь в 1,5 раза слабее, чем американский авианосец типа Nimitz, в то время как его полное водоизмещение меньше в 2,5 раза.
    Состав установленного на авианосце артиллерийского и ракетного оборонительного вооружения соответствует американской концепции, которая возлагает задачи противовоздушной и противолодочной обороны авианосца прежде всего на корабли охранения авианосной ударной группы. Поэтому артиллерийское и ракетное вооружение собственно авианосца предназначено в основном для поражения воздушных целей, случайно преодолевших зоны ПВО кораблей охранения. Оно включает две 6-зарядные пусковые установки ЗРК Sadral, две 16-зарядные установки вертикального пуска ракет А50 ЗРК Aster-15 и восемь одноствольных 20-мм артустановок GIAT-20F2.

    На авианосце «Шарль де Голль» имеется самое современное радиоэлектронное вооружение: боевая информационно-управляющая система SENTT 8, РЛС обнаружения воздушных целей DRBJ-11В, 3-координатная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей DRBV-15D, РЛС дальнего обнаружения воздушных целей DRBV-26D, 2 навигационные РЛС DRBN-34 (Decca 1229), РЛС управления полетами Racal-1229 и NP\BP-20A, РЛС управления огнем ЗРК Arabel и оптико-электронная станция обнаружения воздушных и надводных целей DIBV-I Vampir. Имеются также системы радиоэлектронной борьбы ARBR-17 и ARBR-33, 4 пусковые установки системы AMBL 2А Sagaie (постановка завес из противорадиолокационных отражателей) и система противоторпедной защиты SLAT.

    Постройка авианосца Charles de Gaulle обошлась Франции в 3,2 млрд долларов. Это произвело на французских законодателей такое же сильное впечатление, какое на американских сенаторов - расходы на создание первого в мире атомного авианосца Enterprise. Поэтому запланированная закладка второго французского авианосца была отменена и в обозримом будущем вряд ли состоится.

    Тактико-технические характеристики авианосец Шарль де Голль

    Изготовитель: DCNS
    Строительство начато: 14 апреля 1989 года
    Спущен на воду: 7 мая 1994 года
    Введён в эксплуатацию: 18 мая 2001 года

    Водоизмещение авианосца Шарль де Голль

    42 000 тонн полное

    Размеры авианосца Шарль де Голль

    Длина: 261,5 м
    - Ширина: 64,36 м
    - Высота: 75 м

    Двигатели авианосца Шарль де Голль

    Два водяных атомных реактора К15
    - Скорость хода: 27 узлов
    - Автономность плавания: 45 дней

    Экипаж авианосца Шарль де Голль

    1200 чел. команда + 600 чел. авиагруппа + 100 чел. командование

    Вооружение авианосца Шарль де Голль

    Авиапарк включает до 40 самолётов следующих типов:
    - истребителей палубного базирования: Rafale M
    - модифицированных для палубного взлёта и посадки штурмовиков: Super Étendard
    - самолётов ДРЛО: Grumman E-2 Hawkeye
    - вертолётов: SA-365

    Средства ПВО включают:
    -ЗРК «Астер 15» (Aster 15): две 8-контейнерные установки вертикального пуска, расположенные по правому борту перед надстройкой, две другие - по левому борту в задней части корабля, дальность поражения аэродинамической цели ЗУР "Астер 15" составляет 30 км.;
    -ЗРК «Садрал» (Sadral): две 6-контейнерные пусковые установки по правому и по левому борту, 35-45 м сзади от пусковых установок ЗРК «Астер»;
    - 8 20-мм одноствольных артиллерийских установок Giat 20F2 (720 выстр./мин).

    Фото авианосца Шарль де Голль

    «Шарль де Голль» - флагман французского военно-морского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции и первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой.

    Сходим в море вместе с авианосцем Шарль де Голль и посмотрим, как он несет боевое дежурство.

    1. Франция является второй после США страной, ВМС которой имеет в своем составе авианосец с ядерной энергетической установкой. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    2. Авианосец невелик по сравнению с американскими аналогами. Длина составляет 261,5 м, ширина 64,36 м, высота 75 м. Водоизмещение - более 40 600 тонн. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    3. Вмещает примерно 1 959 человек экипажа корабля, а также 800 пехотинцев на бронетранспортёрах. Площадь взлётно-посадочной полосы достигает 12 000 кв.м. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    5. Запуски с авианосца Шарль де Голль могут производиться каждые 30 с. Впрочем, одновременные взлёты и посадки не предусмотрены конструкцией. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    6. Ракеты для палубного самолета Rafale М. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    7. Максимальная вместимость - до 100 самолётов на срок до 7 дней. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    8. Установка ракеты на палубный истребитель Rafale М, Персидский залив, 28 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    9. Авиапарк авианосца Шарль де Голль включает самолеты и вертолеты следующих типов:

    • истребители палубного базирования: Rafale M;
    • штурмовики Super Étendard;
    • самолёты ДРЛО: Grumman E-2 Hawkeye;
    • вертолёты: SA-365.

    10. Авианосец Шарль де Голль в Персидском заливе, 28 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    11. Энергетическая установка суммарной мощностью 76 200 л. с. включает два атомных реактора К15. Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов в течение 5 лет. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    12. Французский сверхзвуковой палубный штурмовик Super Étendard готовится ко взлету. Персидский залив, 28 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    13. Полетели. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):


    14. Одна из трудностей взлета - короткая взлетно-посадочная полоса: даже самый мощный реактивный двигатель не сможет разогнать самолет с полным вооружением до скорости, необходимой для отрыва на столь короткой дистанции. Для этого существует катапульта, встроенная в палубу. Она дает фантастическое ускорение, однако это отражается на самолете: чтобы защитить его от пагубного воздействия, все самолеты ВМФ имеют специальное шасси, чтобы противостоять сильным механическим перегрузкам при старте с катапульты.

    Для взлёта самолётов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 м они разгоняют самолёты массой до 25 т до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолёт в минуту. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    15. Взлетно-посадочная полоса авианосца Шарль де Голль. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    16. Авианосец Шарль де Голль. Вид с высоты. Персидский залив, 28 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    17. Истребителей палубного базирования Rafale M. Стоимость одного самолета Rafale оценивается в $85-124 млн в зависимости от комплектации (на 2012 год). (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    18. Запас топлива авианосца составляет 3 400 тонн, боеприпасов - 550 тонн. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    19. Авианосец Шарль де Голль в Персидском заливе, 29 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    20. Взлет и посадка истребителей на такую небольшую, да еще плавучую полосу представляет собой настоящее испытание и для техники, и для человека. Во время посадки, самолет снижает скорость до 250 км/ч, в случае успешного приземления крюк на хвосте истребителя цепляется за трос - автофиниш - и останавливает самолет. Под палубой расположен огромный клапан, который устанавливает натяжение этого троса. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    21. Палубный штурмовик Super Étendard. Персидский залив, 29 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    22. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    23. Пилот истребителя Rafale, авианосец Шарль де Голль, 29 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    24. Проверка ракет. Авианосец Шарль де Голль, Персидский залив, 29 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    25. Взлет! (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    26. Авианосец Шарль де Голль. Боевое дежурство в Персидском заливе 29 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    «Шарль де Голль» - флагман французского военно-морского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции и первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой.

    Сходим в море вместе с авианосцем Шарль де Голль и посмотрим, как он несет боевое дежурство.

    1. Франция является второй после США страной, ВМС которой имеет в своем составе авианосец с ядерной энергетической установкой. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    2. Авианосец невелик по сравнению с американскими аналогами. Длина составляет 261,5 м, ширина 64,36 м, высота 75 м. Водоизмещение - более 40 600 тонн. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):


    3. Вмещает примерно 1 959 человек экипажа корабля, а также 800 пехотинцев на бронетранспортёрах. Площадь взлётно-посадочной полосы достигает 12 000 кв.м. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    4. Пошел на взлет! Персидский залив, 27 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    5. Запуски с авианосца Шарль де Голль могут производиться каждые 30 с. Впрочем, одновременные взлёты и посадки не предусмотрены конструкцией. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    6. Ракеты для палубного самолета Rafale М. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    7. Максимальная вместимость - до 100 самолётов на срок до 7 дней. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    8. Установка ракеты на палубный истребитель Rafale М, Персидский залив, 28 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    9. Авиапарк авианосца Шарль де Голль включает самолеты и вертолеты следующих типов:
    истребители палубного базирования: Rafale M;
    штурмовики Super Étendard;
    самолёты ДРЛО: Grumman E-2 Hawkeye;
    вертолёты: SA-365.

    10. Авианосец Шарль де Голль в Персидском заливе, 28 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    11. Энергетическая установка суммарной мощностью 76 200 л. с. включает два атомных реактора К15. Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов в течение 5 лет. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    12. Французский сверхзвуковой палубный штурмовик Super Étendard готовится ко взлету. Персидский залив, 28 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    13. Полетели. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    14. Одна из трудностей взлета - короткая взлетно-посадочная полоса: даже самый мощный реактивный двигатель не сможет разогнать самолет с полным вооружением до скорости, необходимой для отрыва на столь короткой дистанции. Для этого существует катапульта, встроенная в палубу. Она дает фантастическое ускорение, однако это отражается на самолете: чтобы защитить его от пагубного воздействия, все самолеты ВМФ имеют специальное шасси, чтобы противостоять сильным механическим перегрузкам при старте с катапульты.

    Для взлёта самолётов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 м они разгоняют самолёты массой до 25 т до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолёт в минуту. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    15. Взлетно-посадочная полоса авианосца Шарль де Голль. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    16. Авианосец Шарль де Голль. Вид с высоты. Персидский залив, 28 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    17. Истребителей палубного базирования Rafale M. Стоимость одного самолета Rafale оценивается в $85-124 млн в зависимости от комплектации (на 2012 год). (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    18. Запас топлива авианосца составляет 3 400 тонн, боеприпасов - 550 тонн. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    19. Авианосец Шарль де Голль в Персидском заливе, 29 января 2016. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    20. Взлет из посадка истребителей на такую небольшую, да еще плавучую полосу представляет собой настоящее испытание и для техники, и для человека. Во время посадки, самолет снижает скорость до 250 км/ч, в случае успешного приземления крюк на хвосте истребителя цепляется за кабель - автофиниш - и останавливает самолет. Под палубой расположен огромный клапан, который устанавливает натяжение этого троса. (Фото Philippe Wojazer | Reuters):

    ») и самый боеспособный авианесущий корабль.

    «Шарль де Голль»
    Charles de Gaulle
    Служба
    Франция Франция
    Назван в честь Шарль де Голль
    Изготовитель Naval Group
    Строительство начато 14 апреля 1989 года
    Спущен на воду 7 мая 1994 года
    Введён в эксплуатацию 18 мая 2001 года
    Статус В строю
    Основные характеристики
    Водоизмещение 42 000 тонн полное
    Длина 261,5 м
    Ширина 64,36 м
    Высота 75 м
    Двигатели Два водяных атомных реактора К15
    Скорость хода 27 узлов
    Автономность плавания 45 суток
    Экипаж 1200 чел. команда + 600 чел. авиагруппа + 100 чел. командование
    Вооружение
    Авиационная группа до 40 летательных аппаратов: Super Étendard , Rafale M , E-2C , SA-365
    Изображения на Викискладе

    Пришёл на замену устаревшему авианосцу «Клемансо ».

    Закладка второго корабля серии, ввод которого планировался на 2015 год, отменена в связи с высокой стоимостью головного корабля.

    История

    Решение о замене устаревших авианосцев «Клемансо » и «Фош » постройки 1960-х годов двумя атомными авианосцами «Бретань» (Bretagne) и «Прованс» (Provence) было принято Советом обороны Франции в сентябре 1980 года .

    В июне 1984 г. ВМФ принял эскизный проект, разработанный фирмой DCN (г. Брест). Официальный старт программе был дан 3 февраля г., когда был подписан контракт на постройку авианосца. Министерство обороны предложило название «Шарль де Голль», но президент Миттеран счёл, что такое название в преддверии президентских выборов 1988 г. будет расценено как заигрывание с партией голлистов , и принял решение назвать авианосец «Ришелье». Однако в 1989 г. бывший тогда премьер-министром лидер голлистов Жак Ширак сумел убедить президента, что имя генерала де Голля больше подходит в качестве символа величия Франции.

    Контракт на строительство первого авианосца был подписан с фирмой DCN в феврале 1986 года. При проектировании использовались наработки, сделанные в 1981 году при проектировании вертолётоносца PH-75 , а также его последующих вариантов - PA-78, PA-82 и PA-88 .

    Подготовительные работы начались в ноябре 1987 г., однако в 1988 г. программа была заморожена по финансовым причинам. Закладка корабля состоялась в 14 апреля 1989 г. 14 мая 1994 г. авианосец в присутствии президента Франции Миттерана был спущен на воду ; «Шарль де Голль» стал самым большим боевым кораблём, когда-либо построенным во Франции.

    Летом 1994 г. на корабль были установлены реакторы. В феврале 1997 г. корабль принял первую команду и были проведены первые испытания на борту. В декабре 1997 были установлены гребные винты. 7 декабря на палубу авианосца совершил посадку первый вертолёт. В январе 1999 г. прошли первые ходовые испытания . 6 июля 1999 на палубу авианосца совершили первую посадку самолёты «Супер Этандар» и «Рафаль». На следующий день они успешно взлетели при помощи катапульт. 3 августа совершена первая посадка самолёта «Хокай ».

    17 октября 1999 авианосец поставлен в док для устранения неполадок, обнаруженных в результате испытаний. В числе прочего, посадочная полоса была удлинена на 4,4 м для нормальной посадки самолёта ДРЛО «Хокай». В соответствии с новыми правилами радиационной безопасности была также улучшена защита реактора. 19 мая 2000 начались новые испытания. 28 сентября 2000 года корабль был официально передан французскому ВМФ.

    Строительство

    Во время строительства авианосца много раз возникали проблемы, связанные с сокращением финансирования и внесением изменений в первоначальный проект, в результате чего работы на верфи в Тулоне четырежды приостанавливались (в 1990, 1991, 1993 и 1995).

    К моменту, когда корабль был практически готов, были утверждены новые европейские нормы радиационной безопасности, что вынудило строителей полностью перепроектировать защиту реактора. Первые же испытания выявили большое количество дефектов. Плохо работала система охлаждения ядерных реакторов. Взлётно-посадочная палуба оказалась покрытой веществом наподобие наждачной бумаги, что могло привести в негодность самолётные шасси. При максимальной скорости возникала вибрация в рулевом управлении. Неправильно была рассчитана взлётно-посадочная полоса - для надёжной посадки и быстрого удаления с неё самолётов «Хокай» пришлось в экстренном порядке удлинить её на 4,4 м. Корабль оказался медленнее, чем его предшественник «Фош» с обычной силовой установкой. В результате многочисленных недоделок продолжительность строительства составила 11 лет, а стоимость возросла на 20 % по сравнению с первоначальной сметой и достигла 3,3 млрд долларов, что практически соответствовало стоимости американских авианосцев типа «Нимиц». Из-за чрезмерной стоимости головного корабля закладка второго авианосца была отменена.

    В качестве альтернативы второму атомному авианосцу предлагается строительство авианосца с обычной силовой установкой (стоимостью 2,2 млрд долл.) либо разработку совместно с Великобританией нового типа авианосца (CVF).

    Конструкция

    Авианосец выполнен по традиционной схеме - с надстройкой , сдвинутой к правому борту и угловой палубой. Угловая полётная палуба имеет размеры 21,6×195 м и расположена под углом 8,3° к оси корабля. Для взлёта самолётов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 м они разгоняют самолёты массой до 25 т до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолёт в минуту. За катапультами смонтированы охлаждаемые отражатели газовых струй сотовой конструкции, а палуба в районе взлёта покрыта алюминиевыми панелями с водяным охлаждением .

    Аэрофинишеры способны принять один самолёт каждые 36 с.

    Корпус корабля сварной, цельностальной, по длине разделён на ряд водонепроницаемых отсеков, обеспечивающих непотопляемость при затоплении трёх смежных отсеков. Для предотвращения навигационных повреждений предусмотрено двойное дно. Реактор, погреба боезапаса и цистерны авиатоплива бронированы .

    Одноярусный ангар размерами 29×138 м и высотой 6,1 м вмещает до 25 самолётов и вертолётов. Здесь же смонтировано оборудование для ремонта и технического обслуживания авиации, заправки топливом и сжатым воздухом и загрузки боекомплекта. Ёмкость цистерн авиационного топлива составляет 3000 м³, погребов боезапаса - 4900 м³ .

    Запас топлива составляет 3400 т, боеприпасов - 550 т.

    Подача самолётов из ангара на полётную палубу осуществляется двумя элеваторами , расположенными по правому борту. Размеры платформы подъёмника составляют 13×19 м, грузоподъёмность - 36 т, время подъёма (опускания) - 15 с .

    Надстройка корабля расположена по правому борту и для нормальной работы подъёмников сдвинута к носу. Здесь оборудованы ходовая, штурманская и оперативная рубки, пост управления полётами и другие служебные помещения, а также флагманский командный пост на случай использования авианосца в качестве флагмана корабельной ударной группировки .

    Для снижения радиолокационной заметности применено плавное изменение углов наклона бортовых поверхностей и надстройки. Наружное оборудование либо скрыто под палубой, либо установлено на более низком уровне. Используется специальная радиопоглощающая краска .

    Снижение уровня акустического поля достигается за счёт специальных малошумных винтов , амортизаторов механизмов и средств вибропоглощения .

    Предусмотрены автоматические противопожарная и водоотливная система, а также средства защиты от оружия массового поражения. Основные служебные и часть жилых помещений объединены в цитадель, в которой с помощью фильтро-вентиляционных установок может поддерживаться избыточное давление воздуха, препятствующее проникновению внутрь корабля радиоактивных и отравляющих веществ. На корабле имеются посты дезактивации, дегазации и водяной завесы, приборы для контроля уровней заражения .

    Большое внимание уделяется обитаемости корабля. Зоны отдыха, приёма пищи и сна отделены друг от друга. Все жилые и служебные помещения обеспечены вентиляцией и кондиционерами. Предусмотрена возможность размещения в течение непродолжительного времени полка морской пехоты численностью 800 человек .

    Энергетическая установка суммарной мощностью 76 200 л. с. включает два атомных реактора К15, построенных французской фирмой GEC-Alsthom по американской лицензии. Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов в течение 5 лет. Мощность каждой из двух паровых турбин фирмы GEC-Alsthom составляет 61 МВт. В качестве движителей использованы два 5-лопастных гребных винта постоянного шага . Каждый винт, изготовленный фирмой «Атлантик Индастриз» в Нанте из сплава меди, железа, никеля, марганца и алюминия, весит 19 т. Автономность по запасам составляет 45 суток, предусмотрена возможность пополнения запасов в море.

    Электроэнергетическая установка суммарной мощностью 21,4 МВт включает 4 турбогенератора мощностью по 4 МВт, 4 турбогенератора мощностью по 0,25 МВт, 4 дизель-генератора мощностью по 1,1 МВт .

    • 36 истребителей-бомбардировщиков «Супер Этандар» или «Рафаль-М»
    • 2-3 самолёта ДРЛО Е-2С «Хокай»
    • 2 поисково-спасательных вертолёта AS-565 MB «Пантера»

    Характерной особенностью авиагруппы является преобладание ударных самолётов и отсутствие противолодочных эскадрилий. Для сравнения, американские авианосцы типа «Нимиц » водоизмещением около 100 000 т несут 48 истребителей-штурмовиков и 8 противолодочных вертолётов .

    • ЗРК «Астер 15» (Aster 15): две 8-контейнерные установки вертикального пуска, расположенные по правому борту перед надстройкой, две другие - по левому борту в задней части корабля, дальность поражения аэродинамической цели ЗУР "Астер 15" составляет 30 км.;
    • ЗРК «Садрал» (Sadral): две 6-контейнерные пусковые установки по правому и по левому борту, 35-45 м сзади от пусковых установок ЗРК «Астер»;
    • 8 20-мм одноствольных артиллерийских установок Giat 20F2 (720 выстр./мин).

    Радиоэлектронное вооружение включает :

    • БИУС «Зенит 8» (Senit Combat Management System, Model 8), способная одновременно сопровождать до 2000 целей на поверхности, в воздухе и на побережье и автоматически управлять ЗРК «Астер 15». Система может играть роль концентратора коммуникационной сети из 50 узлов, включая корабли, самолёты и наземные командные пункты.
    • РЛС обнаружения воздушных целей DRBJ-11В;
    • трёхкоординатная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей DRBV-15D;
    • РЛС дальнего обнаружения воздушных целей DRBV-26D;
    • 2 навигационные РЛС DRBN-34 (Decca 1229);
    • РЛС управления полётами Racal-1229 и NP\BP-20A;
    • РЛС управления огнём ЗРК Arabel;
    • оптико-электронная станция обнаружения воздушных и надводных целей DIBV-I Vampir.

    Системы передачи данных (стандартные системы НАТО Link-16 и Link-11) позволяют передавать информацию о тактической ситуации с самолёта ДРЛО «Хокай » на корабли и самолёты соединения.

    На корабле установлена система стабилизации «Сатрап» (Satrap), которая поддерживает крен в пределах ±0.5° и позволяет поднимать и принимать самолёты при 6-балльном шторме. Система состоит из двух пар активных стабилизаторов и сдвоенных рулей, а также двух управляемых компьютером компенсаторов. Компенсатор представляет собой 22-тонный балласт, который может перемещаться под полётной палубой по рельсовым направляющим поперёк оси корабля со скоростью до 1 м/с. Система компенсирует ветровые нагрузки, бортовую качку, крен при поворотах, рыскание, волнение моря.

    Характеристики

    Авианосец невелик по сравнению с американскими аналогами. Длина составляет 261,5 м, ширина 64,36 м, высота 75 м. Водоизмещение более 40 600 т. Вмещает примерно 1959 человек экипажа корабля, а также 800 пехотинцев на бронетранспортёрах. Площадь взлётно-посадочной полосы достигает 12 000 м², территория самолётных ангаров - 4600 м².

    Автономность составляет около 45 дней. Проектом предусматривалось годовое пребывание в море (с условием пополнения запасов).

    Вооружение

    Авиапарк включает до 40 самолётов следующих типов:

    • истребителей палубного базирования: Rafale M
    • модифицированных для палубного взлёта и посадки штурмовиков : Super Étendard
    • самолётов ДРЛО: Grumman E-2 Hawkeye
    • вертолётов: SA-365

    Максимальная вместимость - до 100 самолётов на срок до 7 дней. Запуски могут производиться каждые 30 с. Впрочем, одновременные взлёты и посадки не предусмотрены конструкцией.

    Располагает радиолокационными комплексами средней и малой дальности. Собственное вооружение включает оборудование для ведения радиоэлектронной борьбы , а также комплексы ПВО (в частности, зенитные ракеты типа Aster).

    Поддерживает стандарт тактической радиосвязи L16 для обмена данными между военными единицами, в которой может выступать как командный пункт. В этом случае он может управлять самолётами-истребителями, отправлять им данные целеуказания, назначать боевые задачи.

    История службы

    С 18 мая 2001 г. находится на активной службе: 21 мая - 1 июня он принял участие в крупных военно-морских учениях «Золотой трезубец» (Trident d’or) в Средиземном море; с июля по 12 октября проходил ремонт в доке.

    В декабре 2001 участвовал в операции «Длительная свобода» (Enduring Freedom) в Аравийском море [ ] , откуда возвратился в порт приписки Тулон в июле 2002. Во время операции самолёты «Супер Этандер» и «Хокай » совершили несколько боевых вылетов, однако истребители «Рафаль» принимали участие только в тренировочных полётах, совместно с палубной авиацией США. Авианосец в этом походе сопровождали противолодочные фрегаты «Ламотт-Пике» и «Жан де Вьенн», а также корабль противовоздушной защиты «Жан Бар», танкер «Мезз» и атомная подводная лодка «Рюби».

    Во время эксплуатации возникали проблемы с ядерным реактором, в результате которых часть команды получала пятикратные допустимые дозы облучения.

    История

    Решение о замене устаревших авианосцев «Клемансо» и «Фош» постройки 1960-х годов двумя атомными авианосцами «Бретань» (Bretagne) и «Прованс» (Provence) было принято Советом обороны Франции в сентябре 1980 года.

    В июне 1984 г. ВМФ принял эскизный проект, разработанный фирмой DCN (г. Брест). Официальный старт программе был дан 3 февраля 1986 г., когда был подписан контракт на постройку авианосца. Министерство обороны предложило название «Шарль де Голль», но президент Миттеран счёл, что такое название в преддверии президентских выборов 1988 г. будет расценено как заигрывание с партией голлистов, и принял решение назвать авианосец «Ришелье». Однако в 1989 г. бывший тогда премьер-министром лидер голлистов Жак Ширак сумел убедить президента, что имя генерала де Голля больше подходит в качестве символа величия Франции.

    Контракт на строительство первого авианосца был подписан с фирмой DCN (г. Брест) в феврале 1986 года. При проектировании использовались наработки, сделанные в 1981 году при проектировании авианосца PH-75, а также его последующих вариантов - PA-78, PA-82 и PA-88.

    Подготовительные работы начались в ноябре 1987 г., однако в 1988 г. программа была заморожена по финансовым причинам. Закладка корабля состоялась в 14 апреля 1989 г., 14 мая 1994 г. авианосец в присутствии президента Франции Миттерана был спущен на воду. «Шарль де Голль» стал самым большим боевым кораблём, когда-либо построенным во Франции. Летом 1994 г. на корабль были установлены реакторы. В феврале 1997 г. корабль принял первую команду и были проведены первые испытания на борту. В декабре 1997 г. были установлены гребные винты. 7 декабря 1998 г. на палубу авианосца совершил посадку первый вертолёт. В январе 1999 г. прошли первые ходовые испытания. 6 июля 1999 на палубу авианосца совершили первую посадку самолёты «Супер Этандер» и «Рафаль». На следующий день они успешно взлетели при помощи катапульт. 3 августа 1999 г. совершена первая посадка самолёта «Хокай». 17 октября 1999 г. авианосец поставлен в док для устранения неполадок, обнаруженных в результате испытаний. В числе прочего, посадочная полоса была удлинена на 4.4 м для нормальной посадки самолёта ДРЛО «Хокай». В соответствии с новыми правилами радиационной безопасности была также улучшена защита реактора. 19 мая 2000 г. начались новые испытания. 28 сентября 2000 г. корабль был официально передан французскому ВМФ.

    Строительство

    Во время строительства авианосца, много раз возникали проблемы, связанные с сокращением финансирования и внесением изменений в первоначальный проект, в результате чего работы на верфи в Тулоне четырежды приостанавливались (в 1990, 1991, 1993 и 1995).

    К моменту, когда корабль был практически готов, были утверждены новые европейские нормы радиационной безопасности, что вынудило строителей полностью перепроектировать защиту реактора. Первые же испытания выявили большое количество дефектов. Плохо работала система охлаждения ядерных реакторов. Взлетно-посадочная палуба оказалась покрытой веществом наподобие наждачной бумаги, что могло привести в негодность самолетные шасси. При максимальной скорости возникала вибрация в рулевом управлении. Неправильно была рассчитана взлетно-посадочная полоса - для надёжной посадки и быстрого удаления с неё самолётов «Хокай» пришлось в экстренном порядке удлинить её на 4,4 м. Корабль оказался медленнее, чем его предшественник «Фош» с обычной силовой установкой. В результате многочисленных недоделок продолжительность строительства составила 11 лет, а стоимость возросла на 20% по сравнению с первоначальной сметой и достигла 3,3 млрд. долларов, что практически соответствовало стоимости американских авианосцев типа «Нимиц». Из-за чрезмерной стоимости головного корабля, закладка второго авианосца была отменена.

    В качестве альтернативы второму атомному авианосцу предлагается строительство авианосца с обычной силовой установкой (стоимостью 2,2 млрд. долл.) либо разработку совместно с Великобританией нового типа авианосца (CVF).

    История службы

    4 октября 2000 г. авианосец впервые прибыл в порт приписки Тулон. В октябре 2000 г. корабль совершил длительное плавание к берегам США, на базу Норфолк (шт. Вирджиния) во время которого 9 ноября 2000 г. в Карибском море у него от сильной вибрации отломился конец лопасти левого винта. Корабль на малой скорости был вынужден возвратиться в Тулон. Расследование показало, что оба рабочих и запасные винты имеют структурные дефекты в виде каверн у оснований лопастей. Вина за это была возложена на изготовителя, фирму «Атлантик Индастриз» (Atlantic Industries), которая к тому времени прекратила своё существование. Положение усугубило то, что вся документация, касающаяся разработки и производства винтов, погибла во время пожара. В качестве временного решения в апреле 2001 г. на корабль поставили запасные винты от списанных к тому времени авианосцев «Фош» и «Клемансо». Это ограничило скорость 24 узлами по сравнению с проектными 27 узлами. 5 марта 2001 г. на ходовых испытаниях корабль развил скорость 25,2 узла.

    В июле-октябре «Шарль де Голль» снова встал в док из-за сильных шумов в районе правого винта, которые достигали 100 dB и делали всю кормовую часть корабля практически непригодной для жизни и деятельности экипажа.

    В начале 2001 г. выяснилось, что двигатели самолётов «Рафаль», предназначенных для базирования на авианосце, требуют технической профилактики каждые 150 часов налёта, тогда как в походных условиях такая профилактика не могла провидиться чаще, чем через 500 часов. В результате вся партия самолётов «Рафаль» была забракована.

    С 18 мая 2001 г. находится на активной службе. 21 мая – 1 июня 2001 г. он принял участие в крупных военно-морских учениях «Золотой трезубец» (Trident d"or) в Средиземном море. С июля по 12 октября 2001 г. проходил ремонт в доке.

    В декабре 2001 года участовал в операции «Длительная свобода» (Enduring Freedom) в Аравийском море, откуда возвратился в порт приписки Тулон в июле 2002 года. Во время операции самолёты «Супер Этандер» и «Хокай» совершили несколько боевых вылетов, однако истребители «Рафаль» принимали участие только в тренировочных полётах совместно с палубной авиацией США. Авианосец в этом походе сопровождали противолодочные фрегаты «Мот Пикет» и «Жан де Вьенн», а также корабль противовоздушной защиты «Жан Бар», танкер «Мезз» и атомная ударная подводная лодка "Рубис".

    Во время эксплуатации возникали проблемы с ядерным реактором, в результате которых часть команды получала пятикратные допустимые дозы облучения.

    Конструкция

    Авианосец выполнен по традиционной схеме - с надстройкой, сдвинутой к правому борту и угловой палубой. Угловая полётная палуба имеет размеры 21,6 х 195 м и расположена под углом 8,3° к оси корабля. Для взлета самолётов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 м они разгоняют самолёты массой до 25 т до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолёт в минуту. За катапультами смонтированы охлаждаемые отражатели газовых струй сотовой конструкции, а палуба в районе взлёта покрыта алюминиевыми панелями с водяным охлаждением.

    Аэрофинишеры способны принять один самолёт каждые 36 с.

    Корпус корабля сварной, цельностальной, по длине разделён на ряд водонепроницаемых отсеков, обеспечивающих непотопляемость при затоплении трёх смежных отсеков. Для предотвращения навигационных повреждений предусмотрено двойное дно. Реактор, погреба боезапаса и цистерны авиатоплива бронированы.

    Одноярусный ангар размерами 29 х 138 м и высотой 6,1 м вмещает до 25 самолётов и вертолётов. Здесь же смонтировано оборудование для ремонта и технического обслуживания авиации, заправки топливом и сжатым воздухом и загрузки боекомплекта. Емкость цистерн авиационного топлива составляет 3 000 м³, погребов боезапаса – 4900 м³.

    Запас топлива составляет 3400 т, боеприпасов - 550 т.

    Подача самолётов из ангара на полётную палубу осуществляется двумя элеваторами, расположенными по правому борту. Размеры платформы подъёмника составляют 13 х 19 м, грузоподъёмность – 36 т, время подъёма (опускания) – 15 с.

    Надстройка корабля расположена по правому борту и для нормальной работы подъёмников сдвинута к носу. Здесь оборудованы ходовая, штурманская и оперативная рубки, пост управления полетами и другие служебные помещения, а также флагманский командный пост на случай использования авианосца в качестве флагмана корабельной ударной группировки.

    Для снижения радиолокационной заметности применено плавное изменение углов наклона бортовых поверхностей и надстройки. Наружное оборудование либо скрыто под палубой, либо установлено на более низком уровне. Используется специальная радиопоглощающая краска.

    Снижение уровня акустического поля достигается за счёт специальных малошумных винтов, амортизаторов механизмов и средств вибропоглощения.

    Предусмотрены автоматические противопожарная и водоотливная система, а также средства защиты от оружия массового поражения. Основные служебные и часть жилых помещений объединены в цитадель, в которой с помощью фильтро-вентиляционных установок может поддерживаться избыточное давление воздуха, препятствующее проникновению внутрь корабля радиоактивных и отравляющих веществ. На корабле имеются посты дезактивации, дегазации и водяной завесы, приборы для контроля уровней заражения.

    Большое внимание уделяется обитаемости корабля. Зоны отдыха, приема пиши и сна отделены друг от друга. Все жилые и служебные помещения обеспечены вентиляцией и кондиционерами. Предусмотрена возможность размещения в течение непродолжительного времени полка морской пехоты численностью 800 человек.

    Энергетическая установка суммарной мощностью 76 200 л.с. включает два атомных реактора К15 построенные французской фирмой GEC-Alsthom по американской лицензии. Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов в течение 5 лет. Мощность каждой из двух паровых турбин фирмы GEC-Alsthom составляет 61 МВт. В качестве движителей использованы два 5-лопастных гребных винта постоянного шага. Каждый винт, изготовленный фирмой «Атлантик Индастри» (Нанте) из сплава меди, железа, никеля, марганца и алюминия, весит 19 т. Автономность по запасам составляет 45 суток, предусмотрена возможность пополнения запасов в море.

    Электроэнергетическая установка сумарной мощностью 21,4 МВт включает 4 турбогенератора мощностью по 4 МВт, 4 турбогенератора мощностью по 0,25 МВт, 4 дизель-генератора мощностью по 1,1 МВт.

    Авиагруппа включает:

    36 истребителей-бомбардировщиков «Супер Этандер» или «Рафаль-М»

    2–3 самолета ДРЛО Е-2С «Хокай»

    2 поисково-спасательных вертолета AS-565 MB «Пантера»

    Характерной особенностью авиагруппы является преобладание ударных самолётов и отсутствие противолодочных эскадрилий. Для сравнения, американские авианосцы типа «Нимиц» водоизмещением около 100 000 т несут 48 истребителей-штурмовиков и 8 противолодочных вертолётов.

    Средства ПВО, установленные на корабле, предназначены исключительно для самообороны, что соответствует американской концепции, возлагающей ПВО соединения на корабли эскорта. Они включают:

    ЗРК «Астер 15» (Aster 15): две 8-контейнерные установки вертикального пуска, расположенные по правому борту перед надстройкой, две другие – по левому борту в задней части корабля;

    Системы передачи данных (стандартные системы НАТО Link-16 и Link-11) позволяют передавать информацию о тактической ситуации с самолёта ДРЛО «Хокай» на корабли и самолёты соединения.

    На корабле установлена система стабилизации «Сатрап» (Satrap), которая поддерживает крен в пределах ±0.5° и позволяет поднимать и принимать самолёты при 6-бальном шторме. Система состоит из двух пар активных стабилизаторов и сдвоенных рулей, а также двух управляемых компьютером компенсаторов. Компенсатор представляет собой 22-тонный балласт, который может перемещаться под полётной палубой по рельсовым направляющим поперёк оси корабля со скоростью до 1 м/с. Система компенсирует ветровые нагрузки, бортовую качку, крен при поворотах, рыскание, волнение моря.

    Имеются также системы радиоэлектронной борьбы ARBR-17 и ARBR-33, 4 пусковые установки системы AMBL 2А Sagaie (по два с каждого борта) для запуска дипольных отражателей на расстояние до 8 км и инфракрасных помех на расстояние до 3 км) и система противоторпедной защиты SLAT.