Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Предоставление труда работников (персонала) Предоставление персонала новый закон
  • Отказ от командировки из за плохих условий проживания
  • Суточные при загранкомандировках: нормы и учет
  • Как написать сопроводительное письмо на английском
  • Формирование принципов этики деловых отношений
  • Профессия швеи Презентация на тему моя будущая профессия швея
  • Упражнения для письма для дошкольников распечатать. Подготовка к школе. Постановка руки. Бунеев Р.Н., Бунеева Е., Пронин О.В. по письму

    Упражнения для письма для дошкольников распечатать. Подготовка к школе. Постановка руки. Бунеев Р.Н., Бунеева Е., Пронин О.В. по письму

    Ирина Гурова
    Подготовка руки ребёнка к письму

    Консультация для родителей

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Что нужно для того, чтобы ребёнок был хорошо подготовлен к школе?

    Здесь очень важно не упустить время, чтобы малышу в современной школе было учиться легко.

    Одним из направлений работы по подготовке ребёнка к обучению в школе является развитие графических навыков.

    Руки – это совершенный инструмент. Если руки не развивать, то их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны «умные руки» А. М. Горький писал: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

    Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

    И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

    В. М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2-х лет – иначе закрепится неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности.

    Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

    Очень важно развивать у детей возможность управлять своими руками и пальцами, что создаёт основу для овладения пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Подготовка руки ребёнка к письму начинается задолго до поступления ребёнка в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста, шнуровка, игры с мозаикой и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

    Таким образом, решаются две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, в том числе и развитие речи, во-вторых – готовность к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

    Пишущие предметы (карандаш, кисточка, фломастер, маркер, мел) чаще всего привлекают внимание детей и попадают к ним в руки уже в раннем возрасте.

    Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет! Это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Ребёнок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, раскрашивания, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определённых мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребёнка, научившегося неправильно держать пишущий предмет, очень трудно переучить.

    А как же правильно?

    При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным; большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего конца пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5 – 2 см. Конец пишущего предмета направлен на плечо. Кисть находится в движении, а локоть от стола не отрывается. Следует понаблюдать за тем, как ребёнок пишет (рисует, штрихует, раскрашивает, и определить, правильно ли он выполняет это действие.

    Как распознать неправильно сформированный навык?

    С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова отмечают, что все случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов и предлагают приёмы для исправления неправильного навыка.

    Неправильное положение пальцев: ребёнок держит пишущий предмет «щёпотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце, средний палец не за ручкой, а на ней.

    Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку (карандаш) слишком близко к её нижнему кончику или слишком далеко от него.

    Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки (карандаша) направлен в сторону или от себя. Кисть при рисовании или письме зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть.

    Неправильное движение руки: кисть жёстко фиксирована на месте, двигаются только пальцы (получаются слишком маленькие предметы).

    Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

    Неправильное положение тела: ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.

    Родителей также должен насторожить и такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Поворачивая лист, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

    Приёмы для исправления неправильного навыка.

    Установить руку в нужном положении. Вложить карандаш в руку ребёнка и помочь удержать. Затем попросить ребёнка выполнить то же самостоятельно. После этого заданная позиция пальцев воспроизводится без карандаша.

    Ребёнок берёт карандаш и крепко удерживает его пальцами. Взрослый говорит: «Возьми так крепко, чтобы я не мог его вытащить» и тянет карандаш вверх, вниз, вправо, влево с одного и другого конца.

    Движения с сопротивлением. Это движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого. Например, если ребёнок слабо удерживает карандаш указательным пальцем, необходимо поддерживать ему правую руку и просить поднять и опустить указательный палец. При этом палец взрослого препятствует движению пальца ребёнка вверх и вниз, а ребёнок должен преодолеть сопротивление. Кроме этого, очень полезно выполнять различные действия указательным пальцем (нажимать на кнопки, клавиши, рисовать, оставляя мокрые или цветные отпечатки и др.).

    При неправильном положении пальцев при письме на верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку ручкой или фломастером, объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке.

    Если ребёнок держит ручку (карандаш) слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко, то можно нарисовать на ней черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше – во втором случае).

    Когда имеет место жёсткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение, раскрашивание (а затем и рисование) крупных фигур, размером, примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания, а также задания по обведению контурных изображений предметов.

    При неправильном положении пальцев при рисовании или письме (особенно, когда ребёнок держит большой палец перпендикулярно указательному, помогают упражнения на захват мелких предметов большим и указательным, большим, указательным и средним пальцами, например, счётных палочек или спичек. Для этого можно поставить перед ребёнком на столе открытую коробочку со счётными палочками (спичками, пуговицами и другими мелкими предметами). Ребёнок должен брать палочки из коробочки и складывать их в кучку под рукой, при этом стараясь не сдвигать руку с места, а только разгибать и сгибать большой, указательный и средний пальцы, а затем также сложить всё обратно. Помогут в этом случае и игры-упражнения с горохом и фасолью, например, «Покормим птичек», «Солим щи».

    С этой же целью можно использовать следующее упражнение: взять спичку и крепко держать её в горизонтальном положении большим и указательным пальцами левой руки. Одновременно большим и указательным пальцами правой руки подтягивать её к себе.

    Очень полезно использовать игры-упражнения с прищепками. Эти упражнения развивают силу пальцев, особенно большого и указательного правой руки. Протяните верёвку от одного стула к другому и покажите ребёнку, как прикреплять прищепками к ней носовые платочки или носочки, ленточки.

    Для обучения правильному удержанию пишущего предмета можно использовать «Раскрашивание понарошку» (мнимое раскрашивание). Для этих упражнений можно взять обыкновенную книжку-раскраску и кисточку. Желательно вырезать из бумаги или картона круги разного цвета – «краски». Ребёнок – «художник». Он выбирает краски и раскрашивает понарошку предметы и их детали. Взрослый обращает внимание на то, как ребёнок держит кисточку. Эта игра также способствует развитию восприятия цвета, мышления, воображения, речи.

    Некоторые педагоги и родители считают, что не нужно детям даже в младшем возрасте давать фломастеры или маркеры для рисования и раскрашивания. По их мнению, нужно предлагать только карандаши, потому что при их использовании необходима достаточная сила нажима, чтобы получить изображение. Таким образом, это способствует развитию силы пальцев рук. Но по отношению к детям, имеющим нарушения двигательной сферы, такой подход недопустим. Повышенный или пониженный тонус, а также неравномерное его распределение в мышцах кисти, пальцев рук часто не позволяют им научиться выполнять графические задания (раскрашивание, обведение, штриховка и др., правильно удерживая карандаш. Задания могут оказаться недоступными или трудновыполнимыми. Из-за этого качество их работы может оказаться очень низким. В таких случаях ребёнок не испытывает радости и удовлетворения от своей деятельности и, соответственно, теряет к ней интерес. Может появиться и негативное отношение к упражнениям по развитию графических навыков.

    Поэтому детям, имеющим нарушения пальчиковой моторики, целесообразно давать маркеры, фломастеры, мел и в раннем возрасте, и позже, в том случае, если у ребёнка появляется тенденция к неправильному удержанию карандаша, кисточки и других пишущих предметов. У некоторых педагогов есть тетради для развития графических навыков, покрытые прозрачной плёнкой. Дети наносят линии фломастером, выполняя задание, а после этого могут всё стереть.

    Кроме того, рисование различными материалами (простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами, маркерами, кисточкой, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. А это способствует развитию ручной умелости.

    Иногда взрослые уже в детском саду дают детям шариковые ручки. Хорошо это или плохо? Есть разные мнения на этот счёт. Но многие специалисты, в частности, профессор Ольга Ратмировна Орлова (Московская мед. академия) считают, что это вредно. Почему? По её мнению, когда детей начинают учить писать шариковой ручкой, у них мышцы сгибатели и разгибатели действуют все одновременно – вместо того, чтобы работать поочерёдно и давать друг другу отдохнуть. В результате двигательная программа письма, которую призваны создать в мозге ребёнка все эти упражнения, получается ошибочная – она не только травмирует мышцы кисти и локтевой нерв, но и запускает настоящую цепную реакцию, губительную для ребёнка. Сначала, чтобы скомпенсировать дисбаланс, функции кистевых мышц берут на себя другие мышцы – как раз тогда возникает неестественная поза кисти, она как бы вывернута за счёт того, что противоположные мышцы её избыточно напрягают и меняют позу. Это, в свою очередь, травмирует нервы и приводит к тому, что нагрузка на мышцы растёт ещё больше. Перегруженные мышцы, со своей стороны, кричат «караул», буквально бомбардируя сигналами «SOS» те зоны мозга, где эта моторная программа расположена физически, что постепенно портит её… Зоны мозга, предназначенные для акта письма, вызревают к 8-9 годам, а не к 5-6, как хотелось бы некоторым ретивым родителям и педагогам. Поэтому появляется часто в наше время так называемый писчий спазм. Немало случаев, когда ребёнок совершенно утрачивает эту функцию – вообще не может писать. Писчий спазм – это ошибка определённой моторной программы. Так что, по мнению профессора Орловой О. Р., нужно отбросить письмо шариковой ручкой в дошкольном возрасте.

    Литература:

    Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001.

    Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиввем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000.

    Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. – М. ; Аквариум, 1997.

    Кузьмина В. Н. Подготовка руки ребёнка к письму. – http//rin.ru/

    Ряжская Т. М. Развитие детской руки и подготовка её к письму. – http//festival.1september.ru/

    Подготовка этой выкладки заняла у нас немало времени. Мы постарались собрать здесь все известные нам прописи для дошкольника, которые когда-либо выпускались на рынок. Некоторые из них уже давно не используются в образовательных учреждениях., но это не делает их неэффективными в обучении детей письму.
    С помощью прописей букв и цифр Ваш ребенок научится основам письма и грамоте, сможет самостоятельно выводить цифры на бумаге в клетку или линейку.

    По математике (цифры)

    Математические прописи - незаменимый помощник в ходе подготовки к школе. Практика показывает, что детки, с которыми родители занимались изучением того, как правильно писать цифры, чаще становятся отличниками и хорошистами в начальной школе.

    Колесникова Е.В. для 5-7 лет по математике по клеточкам

    Скачать

    Колесникова Е.В. для 4-5 лет математические ступеньки


    Ссылка для скачивания

    Шевелев К.В. для 6-7 лет математические прописи


    Часть 1
    Часть 2

    Перерсон Л.Г. и Суворина Е.А. - учимся писать числа 3-4 года и старше

    Эта книга в двух частях от изветных авторов для бесплатного скачивания. В подготовительной группе детского сада она часто используется педагогами. Потренироваться с ребенком никогда не помешает.

    Часть 1
    Часть 2 Пособие научит ребенка правописанию цифр, что так необходимо для изучения математики в 5 классе. Также в нем присутствуют задания для развития графических навыков, а для математического уклона - геометрические фигуры.

    Нефедова и Узорова 3000 упражнений для дошкольника

    В этом пособии не только образец и пример, как должны выглядеть подобного рода пособия, но и полный цикл обучения правописанию цифр. Пожалуй, это лучшие прописи..
    Скачать бесплатно и без регистрации

    По русскому языку и грамоте (буквы)

    Рабочая тетрадь по русскому для 5-6 лет в клетку

    Данное пособие по грамоте предназначено для детей старшей группы детского сада. Веселые прописи для детей, главный герой в которых - утенок, помогут научить будущих первоклассников, как писать элементы букв. Весь алфавит в виде прописи перед нами.

    Печатные и письменные буквы Федосова Н.А. для 5-7 лет

    Эти прописи научат выводить и заглавные и прописные буквы любого ребенка. Они соответствуют ФГОС. Предназначены для работы в дошкольных образовательных учреждениях.

    Лункина - подготовка к школе 5-7 лет обучение грамоте

    В данных прописях автор Лункина занимательно учит детей грамоте. Сначала палочки и крючочки, а потом уже и вся азбука, затем соединения букв. И все это с рабочей тетрадью с заданиями.

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронин О.В. по письму

    2 части учебного пособия от известных авторов для подготовки к школе. С их помощью можно научиться выводить печатные буквы. Мы и сами учимся писать буквы с их помощью.

    Скачать и печатать часть 1
    Скачать и напечатать часть 2

    Развивающие письмо букв от Нянковской Н.Н.

    Помогает сформировать графическое представление букв, их соединение. Интересное и развивающее пособие для дошкольников. Большая часть книги посвящена крючкам, черточкам, штриховке, галочкам, линиям. Только потом обучение переходит к буквам.

    Первые и правильные! Со штриховкой

    В данном пособии содержится целая азбука. 98 страниц для того, чтобы научиться писать все буквы русского алфавита. Все изображено достаточно крупно. Отличная идея, как для подготовки к школе, так и для младших дошкольников.

    Денисова, Дорожкин для подготовительной группы

    Уроки грамоты для малышей от метров отечественного издательства прописей.

    Жиренко, Колодяжных - элементы букв, основы письма

    Отличное пособие для формирования навыков письма у детей дошкольников.

    Гласные и согласные буквы. Автор: Жукова



    Прописи авторов Илюхиной, Козловой, Васильевой, Белых и Нищевой мы выкладывать не стали, в связи с тем, что уже наслышаны историями о жалобах правообладателей на сайты, где размещены файлы для скачивания. Надеемся на Ваше понимание и постоянно работаем над улучшением контента сайта.
    В косую линейку

    Прописи картинки (шаблоны)

    Буквы русского алфавита

    Буква А

    Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители!

    Я провожу занятия со старшими дошкольниками по подготовке к школе. Занятия мои комплексные и конечно, подготовка руки к письму — это один из важных этапов в моих занятиях.

    В своей работе я использую пропись Олеси Жуковой «Готовим руку к письму. Учимся писать». Лично мне очень нравится это учебное пособие. Сегодня, хочу познакомить Вас поближе с прописью «Готовим руку к письму».

    Весь материал прописи логически выстроен и по принципу «от простого к сложному». Каждая страница соответствует одному занятию.

    Первые занятия в прописи — это обучение ребенка проводить различные линии: горизонтальные, вертикальные, линии под углом, волнистые линии.

    Следующий блок занятий «Учим цвета. Разноцветные странички».

    Каждая страница прописи несет обучающий и развивающий характер. На страничках прописи вы найдете много различных интересных заданий: упражнения для развития логики, мышления, общего кругозора.

    В прописи «Готовим руку к письму» есть блок занятий по письму печатных цифр от 1 до 5 и блок занятий «Учимся писать по клеткам».

    Ну, и конечно, самый большой блок — «Учимся писать буквы» (печатные, конечно).

    Чтобы не тратить деньги на покупку прописи для каждого ученика, я распечатываю на принтере сканированные страницы прописи.

    Сегодня я поделюсь с Вами всеми сканированными страницами прописи Олеси Жуковой «Готовим руку к письму. Учимся писать».

    Что ещё важно, я распечатываю страницы в формате А4. Для дошкольников размер шрифта и картинки очень важен.

    Будет лучше, когда ученики-дошкольники обводят буквы и другие картинки в большом размере, потому что мелкие мышцы их пальчиков ещё слабы и быстро устают, особенно при при рисовании или штриховке мелких картинок.

    На страницах прописи мои дошколята пишут и рисуют мягкими цветными карандашами. Под лист прописи подкладываю картонные листы, чтобы деткам писать и рисовать было приятнее.

    Чтобы разнообразить занятия по подготовке руки к письму можно использовать простые, но очень увлекательные упражнения .

    Скачать пропись: https://yadi.sk/d/qOmBix0Oa9GFB

    Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую , так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка.

    Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.

    Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не укладываемся в общий темп работы.

    Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь - не ждать школу, а готовиться к ней.

    Все предложенные задания по навыкам письма можно распечатать и заниматься с ребенком.

    ПРОПИСИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАШЕК

    РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 1)

    РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 2)

    Эти упражнения поможет дошкольнику овладеть навыками ориентировки на листе бумаги в клетку, копировать рисунки, копировать фигурки по точкам.

    ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

    Подготовка руки к письму: система упражнений для подготовки руки к письму, задания для развития ручной умелости для детей старшего дошкольного возраста, готовность руки ребенка к письму.

    ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

    Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
    Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

    Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

    Развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

    Развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

    Развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
    - развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».

    ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

    Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой.

    Первое упражнение. «Поднимаем пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

    Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

    Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

    Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

    Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

    Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

    Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

    Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

    Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

    Садимся на стул, руки - на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

    ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У РЕБЕНКА

    Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вы узнаете из статьи «Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка».

    ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ

    Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей Ф. Фребель в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную М. Монтессори (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие), в систему Л.К. Шлегер (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).

    ТОП- 30 ЗАНЯТИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ И ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ:

    Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

    Выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
    - конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
    - конструирование из бумаги и картона,
    - плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
    - работа на детском настольном ткацком станочке,
    - вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),
    - шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
    - изготовление поделок из проволоки,
    - пришивание пуговиц,
    - нанизывание бусин и изготовление детских бус,
    - изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
    - пальчиковые игры,
    - штриховки,
    - изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
    - выжигание по дереву,
    - выпиливание,
    - валяние,
    - раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
    - рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
    - дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
    - обведение рисунков по точкам,
    - выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
    - плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» - плетение из полос),
    - изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
    - вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
    - декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
    - задания с линейками - трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
    - рисование на доске мелом, цветными мелками,
    - оригами,
    - изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

    ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ?

    Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).

    Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

    Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
    - вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
    - линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
    - ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

    Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

    Если рука недостаточно хорошо развита , то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

    ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ И КАРАНДАШ

    Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!

    Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

    Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
    Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
    Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

    Чтобы исправить эти ошибки , сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

    Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша - вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
    И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

    Тук-тук, молотком,
    Мы построим буквам дом.
    Тук-тук, молотком,
    Поселяйтесь, буквы, в нем.

    Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

    Еще одна типичная ошибка ребенка.
    Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
    Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.
    Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
    Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.