Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • С работником проведена разъяснительная беседа по этике. Примечание. Нужен ли адвокат

    С работником проведена разъяснительная беседа по этике. Примечание. Нужен ли адвокат

    У полицейских есть традиция - приходить после акций протеста к их участникам и приглашать «побеседовать». Иногда это простая формальность, иногда - способ получить нужную информацию. Рассказываем, что делать, если вас зовут на беседу.

    Что такое профилактическая беседа?

    Профилактическая беседа мало чем отличается от простого разговора. В теории на ней вам должны разъяснять, чего делать нельзя. В отличие от допроса беседа никак не документируется, и никто не обязывает вас на нее идти.

    Закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», статья 19.

    Профилактическая беседа состоит в разъяснении лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, его моральной и правовой ответственности перед обществом, государством, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения.

    Беседа может принимать разные формы, а проводить ее могут не только полицейские, но и сотрудники ФСБ. Вас может ждать разговор о том, что нельзя участвовать в несогласованных мероприятиях и что их организаторы - «провокаторы и манипуляторы». Или наоборот, к вам будут втираться в доверие и вытягивать нужные сведения, которые потом могут использовать против вас и ваших знакомых. Иногда беседу могут не проводить совсем, а просто предложить вам подписать бумагу для отчета, что ее провели.

    В любом случае бдительность и 51-я статья Конституции всегда должны быть с вами. Не вступайте в конфликт, но и не давайте лишнюю информацию.

    Конституция России, статья 51.

    Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

    Как вызывают на беседу?

    В законах четко не прописано, как именно вас должны вызвать. На практике с вами могут «побеседовать» после задержания на акции, позвать в полицию по телефону или прийти домой и попросить «проехать» в отдел.

    Что делать, если вам позвонил незнакомый человек, который называется участковым и предлагает побеседовать? Для начала попросите его представиться, назвать ФИО и отдел полиции, в котором он служит, - полицейский обязан это сделать. Перед беседой можно позвонить в этот отдел и узнать, действительно ли там работает такой сотрудник. Если к вам пришли домой, попросите назвать все данные через дверь и показать в глазок удостоверение, а потом тоже позвоните в ОВД. Всю информацию нужно куда-нибудь записать и сохранить. Всё это - общие правила безопасности и возможность зафиксировать факт беседы.

    Конституция России, статья 25.

    Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

    Как проходит профилактическая беседа? Как себя вести?

    Ход беседы сильно зависит от причин, по которым вами заинтересовались. Например, участковому могли спустить «разнарядку» побеседовать со всеми задержанными на митинге. В этом случае «беседа» превращается в простое исполнение бюрократической формальности. Бывает и по-другому : на вас могут попытаться надавить или получить сведения, которые могут вам навредить.

    Важно соблюсти баланс между тем, чтобы не сказать лишнего и не вызвать агрессию. Большое искусство - провести беседу и не сообщить о себе ничего, кроме паспортных данных и сведений о месте учебы или работы. Еще лучше, если удастся узнать, чем вызвана беседа и чего от вас хотят представители власти.

    Есть разные способы не сказать того, что может принести вред. Один из них - не вести задушевных разговоров и больше слушать, чем говорить. Сам формат профилактической беседы предполагает, что объяснять что-то будут вам. Говорить вежливо, сухо и без лишних слов - это лучший вариант.

    Очень важно облачить беседу в правовые, а не панибратские нормы. Не доверяйте сотрудникам правоохранительных органов и не отвечайте на провокационные вопросы. Если не уверены в ответе, пользуйтесь 51-й статьей Конституции. Совсем пресекать разговор ссылками на нее может быть не всегда целесообразно - например, если вопросы касаются паспортных данных.

    Можно записать разговор на диктофон, но лучше сделать это незаметно, чтобы не провоцировать конфликт. Если что-то пойдет не так, у вас будет задокументированное свидетельство происходящего.

    Можно ли не ходить на беседу?

    Да, это ваше право - не ходить без повестки в полицию.

    Если опасаетесь, что вами интересуются не только из-за участия в митинге, лучше не идти. Если не уверены, что удастся держать язык за зубами, - тоже. Вежливо отказывайтесь, просите повестку и на всякий случай ищите адвоката.

    Что будет, если я не пойду?

    Никаких санкций за отказ от беседы в законодательстве не прописано. Но помните, что важно не провоцировать конфликт.

    В нашей практике был случай, когда задержанный на митинге попросил повестку у участкового, который звал его на беседу, и тот был очень недоволен. Он ругался, сердился и просил прийти «по-хорошему» . Повестку участковый так и не прислал, а от человека отстал.

    Иногда бывает так, что полицейские останавливают на улице и настойчиво предлагают побеседовать или приходят домой, и их пускают родственники, даже без повестки. Тогда стоит пойти в отдел без конфликта: в этом случае полицейские нарушают закон (тем, что настаивают и требуют пойти с ними без повестки), и вам будет легче обжаловать произошедшее. Конфликт же может перерасти, например, в административную ответственность по статье 19.3 КоАП (неповиновение законному требованию полицейского). Речь в статье идет только о законном требовании, но иногда полицейских это не останавливает.

    Нужен ли адвокат?

    Адвокат нужен всегда. Лучше всего иметь при себе контакты проверенного адвоката, с которым есть договоренность, - обычно, когда они нужны, времени на поиск нет. Если контакты не понадобятся, тем лучше, но лишними они точно не будут.

    В случае с беседой адвокат или юрист может разъяснить ваши права и обязанности, разобрав ваш конкретный случай. Если вас поставили на профилактический учет , то он поможет это обжаловать.

    В общении с полицейскими или следователем адвокат может взять на себя роль «скандалиста»: ругаться и отстаивать права. Подзащитный же может выбрать себе удобную роль - доброжелательного человека или молчуна, например. Все негативные чувства правоохранителей будут концентрироваться на адвокате, который при этом действует в рамках профессии и закона.

    Итак, если вас позвали на беседу:

    • Решите, хотите вы идти или нет. Помните, что отказ может спровоцировать конфликт, но и идти вы никуда не обязаны.
    • Если нет - вежливо отказывайтесь и просите прислать повестку. Ее, скорее всего, не пришлют.
    • Если да - по возможности найдите адвоката и идите с ним. Старайтесь не сообщать ничего, кроме паспортных данных, но и не вступайте в конфликт. Если сомневаетесь, пользуйтесь 51-й статьей Конституции.

    Если вам не нравится ваш начальник, поставьте себя на его место.
    ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВ

    Добрый день, очень рад Вас видеть.

    Должен ли (менеджер) воспитывать подчиненных? Да.

    А если подчиненные старше его? Да!

    А если …? Никаких если. Однозначно «Да!»

    Другой вопрос, что воспитание ассоциируется с чтением нотаций, но на самом деле не имеет с ними ничего общего в современных условиях.

    Заглянем за занавес «Воспитательной работы менеджера».

    В задачи воспитательной работы входит изучение социально-психологических явлений. Одним из экстремально эффективных методов является опрос, который может быть очным и заочным, беседой или анкетированием, массовым или экспертным, сплошным или выборочным.

    Чаще и проще всего приходится сталкиваться с беседами, причем индивидуальными.

    Цель индивидуальной беседы может быть в коррекции неправильного поведения сотрудника, выявление мнения коллектива по важному вопросу, их настроений, сглаживание взаимоотношений.

    Разговаривая один на один, может не только понять мысли и чувства сотрудника, но и узнать его мотивы и установки, особенности восприятия фактов и событий.

    Успех (достижение цели) беседы во многом определяется подготовкой к ней.

    Заранее нужно продумать и четко представлять:

    — ЦЕЛЬ беседы- что именно Вы хотите, чтобы сотрудник сделал
    общий план разговора
    — какие вопросы Вы будете задавать?
    — как логчнее построить разговор, с чего начать, чтобы закончить у цели

    Когда и где лучше общаться?

    Во время беседы

    Желательно быть общительным и непринужденным, сначала создайте обстановку доверия и искренности. Важно быть внимательным, терпеливым и тактичным. Коллега должен почувствовать Вашу заинтересованность в разговоре, не бояться.

    Следите за невербальными сигналами (мимикой, жестами), которые не обманут.

    Часто спрашивают о необходимости записывать разговор. Запись на бумагу или диктофон плохо влияет на доверие. Это же не официальный допрос, просто есть какие-то моменты, которые нужно скорректировать.

    Тем не менее, если есть необходимость и план беседы, то сразу после общения можно по памяти записать ответы и принятые решения.

    **Плюсы
    — непосредственный контакт с сотрудником
    — диалог: возможность уточнять, сразу дать ответ, оказать моральную поддержку
    — возможность воздействовать сразу и непосредственно

    **Минусы
    — собеседник не всегда откровенен и объективен
    — руководитель воспринимает ответы через призму своих взглядов (субъективно)

    Дополнение:
    эта инструкция всего лишь вариант возможной ситуации. Не выключайте свою голову. Могут быть разные ситуации и разные цели. Если сотрудник напряжен или агрессивен, то он испытывает страх и не стоит переходить к обсуждению каких-либо вопросов поведения. Лучше постарайтесь понять причины такого состояния, спросите что его заставляет так себя вести. Поясните, что Вы обязаны организовать работу, а его действия не соответствуют целям компании и Вашим задачам. Что Вы хотите разобраться в ситуации и найти комфортное для всех решение.

    Помимо перечисленных выше, важными способами мотивации можно считать меры дисциплинарного воздействия за совершение того или иного проступка, т. е. неисполнения или ненадлежащего исполнения работником по своей вине возложенных на него трудовых обязанностей.

    Рассмотрим формы такого воздействия.

    1. Беседа в неофициальной обстановке . Она может предупредить дальнейшие нарушения и большие проблемы в будущем.

    2. Устное предупреждение . Сначала объясняются суть претензий. Затем надо выслушать нарушителя и его объяснения, узнать, как он собирается менять ситуацию. Затем вся ответственность возлагается на него. Решение менеджера менее эффективно, чем решение подчиненного, поэтому руководитель лишь предлагает свою помощь. Согласуется план действий и определяется дата, когда подчиненный должен дать ответ.

    3. Письменное предупреждение делается в том случае, если поведение не изменилось после устного предупреждения или имело место другое нарушение. Оно всегда заносится в личное дело.

    В письменном предупреждении отражаются:

    ¨ ФИО работника, дата, описание нарушения (конкретно), подписи;

    ¨ характер, дата, место, количество раз, когда нарушение было совершено, прошлые меры, их дата, принятые решения; ожидаемое исполнение (план, сроки действия);

    ¨ последствия повторения нарушения (формы наказания).

    4. Испытательный срок для изменения ситуации.

    5. Отстранение от должности.

    За время отстранения, согласуемого с высшими инстанциями, проводится расследование, о котором нарушителя информируют. После принятия решения о наказании версия самого работника заслушивается еще раз. Решение должно быть оформлено письменно и подшито в личное дело.

    6. Принудительное увольнение .

    Дисциплинарные взыскания, вплоть до увольнения, применяются также по отношению к руководителям организации и их заместителям.

    Взыскание должно следовать не позднее одного месяца со дня обнаружения, не считая времени болезни работника и его пребывания в отпуске.

    При повторных дисциплинарных воздействиях необходимо сформулировать суть ситуации, напомнить о прежних предупреждениях, уточнить наличие объективных обстоятельств, послуживших причиной повторных нарушений, назвать следующее дисциплинарное взыскание, его причины, указать возможные пути разрешения проблемы, подтвердить свою заинтересованность в подчиненном.

    Применение взысканий, не предусмотренных законодательством, уставами и положениями о дисциплине, недопустимо.

    ¨ Наказание применяется за конкретный проступок.

    ¨ Мера наказания должна учитывать специфику действия и характер человека, тяжесть проступка, обстоятельства его совершения, предшествующую работу и поведение сотрудника.

    ¨ Наказание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение.

    ¨ Нельзя наказывать коллектив.

    До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа его дать (что не является препятствием для взыскания) составляется соответствующий акт.

    Приказ (распоряжение) о дисциплинарном взыскании объявляется работнику под расписку в течение 3 рабочих дней со дня его издания. В случае его отказа подписать указанный приказ (распоряжение) также составляется акт.

    Меры дисциплинарного взыскания применяются к отдельным недобросовестным работникам лишь в необходимых случаях. Прежде чем наказывать, надо задать вопрос: «Что это даст?», а не «За что?» Но если игнорировать нарушения, они могут стать повсеместными.

    При нецелесообразности наказания руководитель должен прежде всего напомнить подчиненному о его обязанностях, сделать устное замечание, внушение, разъяснение.

    Для этого предназначены дисциплинарные беседы , призванные проинформировать работника, указать на недостатки поведения, исправить ошибки, заручиться пониманием принятых норм поведения, постараться вернуть к их соблюдению. Такие беседы проводятся, если нарушение было сознательным, серьезным (невыполнение нормативов, воровство, неподчинение, обман, фальсификация информации и проч.).

    Незначительные нарушения: опоздания, затянувшиеся перерывы, прогулы, небрежность в одежде и проч.

    Цели дисциплинарной беседы:

    ¨ улучшение выполнения работником своих обязанностей;

    ¨ помощь в решении проблем, возникающих при выполнении работы, в самосовершенствовании, сохранении занимаемой должности;

    ¨ исключение нарушения норм в дальнейшем.

    Перечислим предпосылки дисциплинарной беседы.

    1. Сбор и анализ информации о сотруднике и его работе, социально-бытовых условиях дома, взаимоотношениях в коллективе (ее можно почерпнуть из личного дела, итогов аттестации, наблюдений, бесед).

    2. Принятие факта нарушения дисциплины как проблемы, порожденной не только им, но также руководителем и ситуацией.

    3. Учет различия ценностей, установок, знаний, опыта, образования, взглядов подчиненного и руководителя , их неодинакового жизненного опыта, свойств личности , понимания возможных последствий нарушения.

    4. Учет психологических особенностей подчиненного: конфликтности, наличия внутренней установки на неподчинение, невосприимчивости к убеждению, восприятия руководителя.

    Беседа происходит конфиденциально. Вначале руководитель создает положительный эмоциональный фон, позволяет подчиненному расслабиться.

    Затем формулирует суть нарушения, объясняет свое понимание происходящего (даже если сотрудник не прав, следует собрать против него все факты, которые ему предоставить), выслушивает объяснения работника, определяет истинную причину возникновения проблемы, объявляет о наказании, просит избавить в дальнейшем от необходимости таких бесед.

    После этого руководитель предлагает конструктивные варианты дальнейших действий, убеждается, что они поняты, т. е. заканчивает разговор на положительной ноте. Через некоторое время он проверяет, была ли оказана работнику необходимая помощь и как изменилось его поведение; при необходимости ¾ хвалит.

    Взыскание не должно рассматриваться как месть, поскольку осуществляется в соответствии с критериями. Оно эффективно тогда, когда относится к поступку, а не к личности, провинившийся внутренне соглашается с его мерой, чувствует за собой вину, готов принять требования руководителя.

    Нельзя впоследствии напоминать о наказании и поступке, его вызвавшем, изменять привычный стиль общения с человеком.

    Едва ли не основным элементом дисциплинарной беседы является критика , т. е. отрицательная оценка недостатков и упущений в работе.

    Правила осуществления критики:

    ¨ недопустимость критики без нужды;

    ¨ конфиденциальность;

    ¨ доброжелательность (создается путем ослабления обвинительного акцента, внесения элементов похвалы, уважительного отношения к личности критикуемого, сопереживания ему);

    ¨ высказывание замечаний иносказательно, в косвенной форме;

    ¨ аргументированность, конкретность, исключение общих выражений;

    ¨ подчеркивание возможности устранить недостатки и демонстрация готовности прийти на помощь;

    ¨ смягчение разделением вины, сравнением с собой;

    ¨ оперирование только проверенными фактами;

    ¨ недопущение критики за случайные ошибки (те сферы, где они неприемлемы, должны быть закрыты для подчиненных до тех пор, пока они не приобретут нужной квалификации);

    ¨ недопустимость критики опытного сотрудника, который может исправить ошибку сам (лучше дать такую возможность, оказать помощь, тактично предотвратить оправдания, попытаться скрыть промах).

    Немецкий психолог Г. Альбрехт предложил стратегию ошибок:

    1. Признаваться в совершенных ошибках себе и окружающим. Если ошибку можно исправить самостоятельно, надо это сделать и не трубить о ней. Об ошибках, которые могут иметь негативные последствия и которые самостоятельно не удается исправить, надо сообщать руководителю, но без многократных извинений и самоуничижения. Надо занять активную позицию и предложить решение проблемы.

    2. Быстрее исправлять ошибки. При необходимости следует просить помощи коллег, не перекладывая на них ответственности. Исправление ошибки на месте оставляет благоприятное впечатление. Первая ошибка в расчет не принимается. Пока на ошибках учатся, их можно простить.

    3. Проанализировать причины и попытаться избегать в будущем. Причины ошибок: отсутствие времени, информации, усталость, отвлечение на другое дело, неправильная оценка ситуации и своих возможностей (особенно характерно для женщин), недостаточная коммуникабельность.

    Салогуб Ирине Анатольевне

    проживающей (го) по адресу:

    Ст. Новодеревянковская,

    Ул. ……………………………………..

    заявление.

    Дата подпись

    Директору МБОУ СОШ № 43

    Салогуб Ирине Анатольевне

    ФИО родителя (в родительном падеже)

    проживающей (го) по адресу:

    План воспитательной и психологической работы с личным составом на 2012 год №

    Новодеревянковская,

    Ул. ……………………………………..

    заявление.

    Довожу до Вашего сведения, что в летний период мой ребёнок, ФИО, учащийся ……. класса, будет находиться под непосредственным контролем родителей. Я информирован(а) о том, что несу полную ответственность за жизнь и здоровье своего ребёнка и обязана проводить с ребёнком разъяснительные беседы :

    — о соблюдении правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, о недопустимости нахождения на строительных площадках, в заброшенных и неэксплуатируемых зданиях и сооружениях на объектах железнодорожного транспорта;

    — о безопасности при управлении велосипедом (скутером, мопедом);

    — о недопустимости заведомо ложных сообщений об акте теракта.

    Проинструктирована о том, что ребёнок обязан купаться только в специально отведенном месте и под наблюдением взрослых;

    С Законом № 1539 «О мерах по профилактике и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» — ознакомлена.

    Дата подпись

    Управленческое деловое общение

    1.Прием на работу

    2. Выдача распоряжений

    3. Применение санкций по отношению к подчиненным

    4. Ведение деловых бесед

    5. Правила служебного этикета руководителя.

    Прием на работу

    Беседы, аналогичные беседам при приеме на работу, должны проводиться систематически. Беседа часто выступает как главный метод сбора информации, необходимой для подбора и расстановки кадров Цель беседы – оценить деловые качества поступающего на работу. Умение получать при этом правдивые и достоверные данные приобретается не сразу.

    Процесс беседы делится на три части: вступительную, основную и заключительную.

    Вступительная часть, которой отводится 15 % времени беседы, должна создать атмосферу взаимопонимания. Дружеское отношение и интерес к личности интервьюируемого являются важнейшими условиями откровенной беседы. Главная цель основной части — сбор данных и их трактовка для оценки качеств, которые нужны для данной должности. При необходимости рекомендуется информировать кандидата о требованиях и условиях работы, о правах и льготах данной должности. В заключительной части необходимо подвести итоги и разъяснить дальнейший ход приема на работу. Нежелательно кончать беседу отрицательным решением:: о нем кандидата рекомендуется уведомить позже.

    Умение вести беседу определяется не столько количеством задаваемых вопросов, сколько их содержанием, касающимся требований к данной профессии.

    Виновные наказаны

    В умении интервьюировать различают три компонента: побуждать интервьюируемого говорить, слушать его и делать из сказанного правильные выводы. Побуждать к разговору можно с помощью правильной постановки вопросов, своевременной паузы и повторения сказанного.

    Самая грубая ошибка – преждевременные выводы. Зачастую замеченные недостатки компенсируются положительными качествами опрашиваемого, поэтому целесообразно оценивать кандидата исходя из всех требований, предъявляемых к данной должности.

    2.Распоряжение.

    Указания (распоряжения) — рабочий инструмент руководителя.

    Отдавая распоряжение подчиненному, руководитель каждый раз стоит перед выбором между приказом, поручением и просьбой, опираясь на формальный, профессиональный и личный авторитет. Стоит обратить внимание на то, что если подчиненные руководствуются только правилами, установленными руководством, его приказами, то они могут работать примерно на 60-65% от своих возможностей, просто выполняя свои обязанности достаточно удовлетворительно. Но чтобы добиться полной реализации способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство и инициируя их активность.

    Приказная форма, жесткий стиль требований уместны в экстремальных ситуациях, они имеют целью беспрекословное выполнение указания, однако, подавляют инициативу исполнителя и освобождают его от личной ответственности, исключая возможность доверительного сотрудничества.

    Все управление, в конечном счете, сводится к стимулированию, развитию активности, инновационности других людей. Чем жестче отдан приказ, тем больше он обезволивает подчиненного, лишает его возможности проявлять инициативу, однозначно навязывает конкретное действие, а не требуемый результат.

    Еще значительнее снижается уровень эффективности труда, если приказ сопровождается угрозой наказания. Поэтому служебный этикет рекомендует избегать формы приказа во всех случаях, когда распоряжение достаточно облечь в форму просьбы. Подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, расценивая ее как проявление стремления к сотрудничеству, основанному на взаимном доверии, веры в способность работника проявить необходимую инициативу и активность при исполнении поручения.

    Поручения, не входящие в круг непосредственных обязанностей подчиненного, следует давать только в форме просьбы.

    3.Наказание.

    Наказание и поощрение подчиненных, как оценка их труда, являются функцией руководителя.

    Порядок наложения взысканий определяется действующим законодательством, регулируется правовыми нормами и обеспечивается соответствующими санкциями. Однако, выполняя эту процедуру, руководитель не должен пренебрегать и некоторыми правилами этикета, которые помогут преодолеть естественную напряженность в отношениях и сохранить нормальные деловые отношения в коллективе.

    Приведем некоторые из них:

    1. Критика или наказание подчиненного никогда не должны основываться на непроверенных данных или подозрениях;

    2. При неудовлетворительном качестве выполненной работы, руководитель должен выяснить: кто ее поручил сотруднику; кто и как его при этом инструктировал; каков был контроль. Только после этого может быть установлена степень виновности подчиненного в том, что работа выполнена некачественно;

    3. Если просчеты в работе произошли отчасти по вине руководителя, необходимо немедленно и открыто признать это, не пытаясь переложить всю вину на подчиненного: такое поведение руководителя только укрепит его авторитет в коллективе;

    4. Прежде чем определить форму воздействия на подчиненного, следует постараться объективно оценить поступок и мотивацию его действий;

    5. Неудовлетворенность руководителя качеством работы или поступком подчиненного может быть выражена в форме критики.

    6. Наказание должно соответствовать степени тяжести проступка;

    7. Самое грубое нарушение служебного этикета — публичная критика;

    8. Важный аспект этикета — единство требований ко всем сотрудникам;

    9. Правила служебного этикета не позволяют руководителю жаловаться на своих подчиненных;

    10. Чтобы наказание не носило деструктивный характер, а отрицательные эмоции подчиненного были направлены на свой поступок, а не на руководителя, следует соблюдать определенную тактику ведения разговора с ним.

    4.Тактика ведения беседы руководителя с подчиненным.

    Прежде чем говорить о проступке с подчиненным, руководителю следует вспомнить об успехах провинившегося, его достижениях, а заканчивая беседу, остановиться на тех положительных качествах, которые могут вселить веру в успех работы в будущем.

    Для облегчения ведения беседы существует шесть правил корректирующего поведения руководителя:

    1. Обеспечьте правильное отношение. Успокойтесь, возьмите себя в руки, по возможности подождите, когда уляжется раздражение, а затем уже приступайте к разговору с подчиненным.

    2. Правильно выбирайте место. Критиковать человека следует в приватной обстановке. Если делать это публично, его могут поддержать товарищи по коллективу. В результате вы рискуете втянуться во внутригрупповой конфликт. В приватной же обстановке, вы, как руководитель, можете довольно уверенно контролировать ситуацию, свои эмоции (что весьма трудно делать “на публике”). К тому же подобная обстановка дает возможность подчиненному “сохранить лицо”.

    3. Правильно выбирайте время. Считается, что разговаривать с подчиненным по поводу того или иного проступка следует тотчас после его совершения, а не спустя, допустим, полгода, когда проступок отчасти забыт, и эффект новизны давно утрачен.

    4. Изложите содержание проступка, подтвердите его фактами. Подчиненный должен знать, чем конкретно недоволен руководитель. Желательно выслушать доводы подчиненного, чтобы лучше уяснить причины его поведения.

    5. Критикуйте человека только за проступок. Руководителю следует помнить: ни в коем случае нельзя задевать личность подчиненного, унижать его достоинство. Раз речь идет о том или ином его проступке, критикуйте только за него.

    6. Объясните, насколько важно изменить поведение.

    Имеется в виду, что руководитель должен объяснить сотруднику, насколько важно для него лично и для коллектива в целом впредь не нарушать установленные правила поведения.

    5.Поощрение.

    Положительные подкрепления (вознаграждения, поощрения) в управленческой практике имею большое значение.

    Однако и поощрение требует соблюдения определенных правил этикета:

    1. Чтобы вознаграждение достигло своей цели, оно должно быть конкретным;

    2. Поощрение должно следовать непосредственно за успешно завершенной работой, которая заслуживает быть отмеченной;

    3. Хороший руководитель заметит и отметит любые успехи подчиненных, независимо от степени их значимости;

    4. Большое значение имеет форма выражения признания успеха подчиненного, правильно и вовремя найденное слово;

    5. Публичное поощрение в присутствии коллег, уважение которых для человека особенно важно, часто оказывается более ценным, чем материальное вознаграждение.

    6.Увольнение.

    Увольнение — одна из самых болезненных процедур не только для увольняемых, но и для всего коллектива. В такой ситуации, начальник тоже испытывает чувство вины и даже определенную солидарность.

    Менеджер в такой ситуации не должен извиняться. Подобные речи оставляют увольняемого в подвешенном состоянии, поскольку кажется, что у него еще есть надежда, или что ему будет оказана помощь, которая на самом деле не предусматривается.

    На этот счет разработаны и апробированы конкретные рекомендации, которые помогают значительно снизить нервное напряжение каждой из сторон и предостеречь от возможных ошибок:

    1. Никогда не следует начинать разговор о предстоящем увольнении перед выходными днями или праздниками.

    2. Нельзя проводить подобный разговор прямо на рабочем месте увольняемого, в присутствии сослуживцев, мимо которых тому придется проходить, чувствуя на себе их участливые взгляды.

    3. Беседа не должна продолжаться более 20 минут, так как потрясенный сообщением сотрудник все равно не сможет воспринять подробностей, объяснений и извинений, которыми руководитель попытается смягчить удар.

    4. Сообщение о предстоящем увольнении не должно передаваться через третьих лиц, о нем должен быть извещен только тот служащий, который подлежит увольнению.

    Обращение.

    Культура внутриорганизационных отношений проявляется в форме обращения, установившейся между руководителем и подчиненным.

    Достаточно распространенное в практике служебных отношений снисходительное обращение начальника к подчиненным на “ты” демонстрирует высокомерие и неуважение к личности сотрудника, который в силу субординации не может ответить тем же. Эта несимметричность обращения служит почвой для создания нездоровой атмосферы в коллективе, исключает доверительность отношений и взаимное уважение.

    Этикет межличностных отношений всегда требовал особой деликатности в переходе с официального “вы” к простому и дружескому “ты”.

    Мы и сегодня слышим из уст некоторых руководителей это, якобы демократичное, а на самом деле одностороннее обращение “ты” к подчиненным. Этот знак выражения доверия и близости в отношении к стоящим на более низкой ступени служебной лестницы превращается в демонстрацию бесцеремонности и грубости, свидетельствуя об отсутствии должной культуры, и оказываясь нередко лишь оборотный стороной холуйства по отношению к вышестоящим.

    Требование служебного этикета, касающееся симметричности обращения, важно помнить не только руководителю, но и подчиненному. Случается, что людей, занимающих сегодня разные ступени служебной лестницы, связывают неформальные отношения, сложившиеся в период совместной учебы или работы на прежнем месте, поэтому обращение на “ты” для них привычно и естественно. Однако, такое обращение подчиненного к руководителю в глазах сослуживцев может быть воспринято как фамильярность, а руководителя к одному из подчиненных — как проявление неодинакового ко всем отношения, выделения “своих”, “любимчиков”, выражение особого расположения к “избранным”, “приближенным”. Поэтому одинаковое обращение ко всем сотрудникам на службе “вы” является не только выражением воспитанности и тактичности руководителя, но и важным инструментом сохранения служебной дистанции и поддержания дисциплины в коллективе.

    Беседа с сотрудниками об индивидуальном плане их развития

    Персонал является самым важным ресурсом в деятельности компании «Эрикссон Радио». Поэтому особенно важно, чтобы мы постоянно совершенствовали условия для того, чтобы квалификация и интересы наших сотрудников соответствовали потребностям предприятия.

    Одним из методов, применяемых в этом процессе, является беседа об индивидуальном плане развития сотрудника.

    В этой памятке приводятся примеры того, что можно включить в такую беседу по индивидуальному планированию. Можно, естественно, сформулировать свои вопросы, которые лучше отвечают деятельности каждого конкретного предприятия.

    Что отличает беседу по индивидуальному планированию от «обычной беседы»?

    «Обычные беседы» - это те ежедневные разговоры о работе, в которых, кроме Вас, участвуют также непосредственный начальник и/или коллеги по работе. Обычно речь идет об отдельных вопросах, связанных с актуальной ситуацией на рабочем месте.

    Беседы по индивидуальному планированию следует проводить с определенной регулярностью. В них затрагиваются более серьезные проблемы. Беседы должны

    Иметь характер «ретроспективы» и анализировать:

    Как осуществляется достижение поставленных целей, или насколько удовлетворительными являются полученные результаты?

    Если нет, то почему?

    «ориентироваться на будущее» и отвечать на вопросы:

    Какие трудовые обязанности должны быть у сотрудника в будущем? Какие цели или результаты должны быть достигнуты?

    Быть индивидуальными по отношению к каждому сотруднику, благодаря тому, что в процессе разговора затрагиваются вопросы, касающиеся как работы в целом, так и функций самого сотрудника - на уровне сегодняшнего дня и в будущем.

    Беседы по планированию отличаются более тщательной подготовкой, чем другие виды общения на рабочем месте. Их следует организовывать так, чтобы они проходили в спокойной и непринужденной обстановке.

    Отметьте в письменной форме все обоюдно согласованные и оговоренные пункты.

    Кто берет на себя инициативу по проведению бесед об индивидуальном плане развития сотрудников?

    Кто угодно может взять на себя инициативу проведения бесед об индивидуальном плане развития сотрудников, но в первую очередь за это отвечает работодатель, который должен регулярно приглашать сотрудников на такие встречи.

    Подготовка сотрудников к такой беседе

      Решите заранее, когда нужно провести беседу по индивидуальному планированию.

      Чтобы эта беседа принесла хорошие результаты, ее нужно тщательно подготовить. Следует, например, поговорить с теми отделами, деятельность которых непосредственно связана с Вами или от которых полностью зависит вся Ваша работа. Узнайте, какие требования Они предъявляют к Вам и какие ожидания возлагают на Вас.

      Продумайте, какие потребности в обучении и дальнейшем повышении квалификации имеются у Вас.

      Хорошей подготовкой является также и то, что все сотрудники знакомятся с письменно составленными планами, согласно которым работает Ваш отдел.

    Прочтите остальные разделы данной памятки.

    Темы и пункты, предлагаемые для обсуждения

    Следуйте плану прошлой беседы

      Начните с дискуссии о том, что произошло после предыдущей беседы.

      Все идет, как было рассчитано раньше?

      Если нет, то почему?

    Нынешние и будущие трудовые обязанности и рабочие задачи

      Наиболее важные трудовые обязанности на сегодняшний день.

      Наиболее важные трудовые обязанности в последующий период.

    Нравится ли Вам Ваша работа?

    Что в ней лучше/хуже всего?

      Каковы Ваши сильные и слабые стороны?

      В какой степени работа расширяет Ваши знания и возможности для самостоятельных действий?

      Какими будут Ваши дальнейшие трудовые обязанности в перспективе на будущее?

      Что нужно сделать для лучшего обеспечения будущих изменений на рабочем месте?

    Результаты

      Какими будут результаты выполнения Ваших наиболее важных рабочих задач?

      В какой степени достижение этих результатов зависит от работы других сотрудников?

      Работа каких сотрудников зависит от результатов Вашей работы?

    Отслеживание результатов Вашей работы

      Каковы возможности для проверки результатов работы?

      Позволяет ли это обеспечить объективное описание Ваших успехов или неудач?

      Есть ли необходимость в получении дополнительной информации для обеспечения более эффективного отслеживания результатов работы?

    Потребность в дальнейшем профессиональном развитии

      Нуждаетесь ли Вы в дальнейшем профессиональном развитии на рабочем месте? Имеются ли у Вас какие-то особые планы на этот счет?

      Если Вы предпочитаете заниматься чем-то другим вместо выполнения нынешних рабочих задач, что Вам хотелось бы делать в первую очередь? В рамках работы отдела и/или за его пределами?

      Какие возможности имеются в Вашем собственном отделе в отношении расширения сферы ответственности, продвижения по службе, увеличения числа и характера трудовых обязанностей и пр.?

      Есть ли условия для временного изменения режима работы, чтобы можно было попробовать заняться другими трудовыми задачами?

    Сотрудничество

      Каковы условия для полноценного сотрудничества в отделе?

      Сотрудничество с тем сотрудником (сотрудниками), от которых больше всего зависит Ваша работа

      Как реализуется сотрудничество с начальником?

    Мнение сотрудника в отношении компании «Эрикссон Радио» и перспектив ее будущего развития

      Нравится ли Вам работать в компании «Эрикссон Радио»?

      Каковы сильные и соответственно слабые стороны компании «Эрикссон Радио»?

    Полезные советы перед проведением бесед по индивидуальному планированию профессионального развития сотрудников

      Выберите помещение со спокойной обстановкой, где никто не помешает беседе.

      Выделите достаточное количество времени, необходимое для разговора.

      Просмотрите вместе, какие вопросы/темы Вам хотелось бы обсудить.

      Слушайте активно своего собеседника. Попробуйте понять смысл разговора.

      Старайтесь не прерывать своего собеседника

      Избегайте вопросов, на которые можно ответить словами «да» или «нет».

      Подводите итоги после каждого раздела беседы, прежде чем переходить к следующему.

      Не позволяйте, чтобы во время беседы по индивидуальному планированию говорил только один из ее участников. Оба собеседника должны проявлять одинаковую активность.

    Слушайте активно своего собеседника!

    Модель беседы руководителя и подчиненного

    Контрольный список

    Беседа руководителя и подчиненного о перспективах профессионального развития

    1. Обратная связь и оценка предыдущего периода

    2. Взаимодействие

      Как осуществляется взаимодействие между начальником и сотрудниками? Положительно или отрицательно?

      Как осуществляется взаимодействие между сотрудником и рабочей группой? Положительно или отрицательно?

      Как осуществляется взаимодействие между сотрудником и остальными работниками предприятия, а также клиентами и прочим окружением? Положительно или отрицательно?

      Какие меры необходимо предпринять?

    3. Преломление общих целей на индивидуальном уровне

      Рассмотрение и обсуждение коммерческой идеи компании, основных целей ее деятельности и стратегии

      Рассмотрение и обсуждение целей отдела/функционального подразделения

      Дискуссия о воздействии этих моментов на работу сотрудника

    4. Планирование действий на последующий период

      Требования и возлагаемые ожидания: «Что нужно сделать, чтобы начальник был доволен мною во время следующей беседы о профессиональном развитии?»

      Поставленные цели/приоритетные мероприятия в отношении сотрудника в течение последующего периода.

      Как и когда эти цели/приоритетные мероприятия должны быть проконтролированы?

      Какова потребность в расширении знаний и опыта или в других ресурсах, чтобы обеспечить выполнение вышеуказанных требований?

      Возможности для совместного обсуждения анализа профессиональной компетентности

    Исходные пункты:

    1. Обе стороны, участвующие во встрече, подготавливаются к беседе, исходя из одних и тех же вопросов.

      Цель беседы - обоюдный обмен знаниями и опытом.

      Четкость и однозначность при формулировке требований и возлагаемых ожиданий, а также обратной связи в отношении результатов работы в соответствии с этими требованиями и ожиданиями

      Оценка и планирование

      Простая документация в целях обеспечения последующего контроля

      Смысл беседы выявляется только в процессе постоянного и систематического использования этого метода в работе с подчиненными

    КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ РАЗВИВАЮЩЕЙ БЕСЕДЫ

    Основные пункты:

      Подготовка к беседе

      Возвращение к предыдущим беседам

      Цели, стоящие перед коллективом

      Будущая работа и желаемые результаты

      Объем работы и достигнутые результаты

      Рабочие обязанности, ответственность и полномочия

      Потребность в повышении квалификации и образовании

      Организация и руководство

      Оборудование, вспомогательные средства и методика

      Дисциплинарные вопросы, график работы и т.д.

      Рабочее окружение и сотрудничество

      Факторы поощрения

      Протокол/ведение заметок, а также возможный план действий

      Последующий контроль

    КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ БЕСЕДЫ

    1. Какие цели Вы преследуете?

      эффективная работа

      рост компетентности

      активность персонала

      позитивный настрой

      развитие и совершенствование деятельности компании

    2. Подготовка - залог успеха

      Отведите достаточно времени

      Обдумайте свои аргументы и доводы

      Найдите нейтральную территорию для беседы

    3. Обратная связь - feedback

      Начните с позитивной информации

      Избегайте намеков

      Выражайтесь четко и конкретно

      Говорите от первого лица

      Мотивируйте свои доводы

      Сообщите, что именно Вы хотите изменить

    4. Будьте активным слушателем

      Демонстрируйте открытость и дружелюбие при помощи мимики и жестов

      Задавайте вопросы, если что-то Вам непонятно

      Не занимайте оборонительную позицию

      Внимательно слушайте

    5. Контроль

      Делайте заметки

      Добивайтесь четкой договоренности

      Распределяйте ответственность: кто? - что? - когда?

      Договоритесь о том, кому будут показаны сделанные вами в ходе беседы заметки