Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Проверки государственной инспекцией труда в году. Отнесение работодателя к определенной категории риска. С кем объединяются трудовые инспекторы

    Проверки государственной инспекцией труда в году. Отнесение работодателя к определенной категории риска. С кем объединяются трудовые инспекторы

    Роструд автоматизирует контрольно-надзорную деятельность в сфере труда. Для этого создано две взаимосвязанные информационные системы: «Онлайнинспекция.рф» и «Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью». Первая – для сотрудников и работодателей, вторая – для автоматизации работы инспекторов труда. С сервисом «Электронный инспектор» работодатели знакомы с 2014 года, и за это время прошло 244 000 самопроверок. Расскажем о второй сстеме, которая система, которая позволит контролировать действия инспектора труда, и о том, как они обе повлияют на дальнейшие проверки.

    Автоматизированная систему управления контрольно-надзорной деятельностью (АСУ КНД) – это новая информационная система, которая независимо от инспектора труда сможет осуществлять процессы контрольно-надзорной деятельности, отслеживать сроки их реализации, блокировать возможность неправомерных действий инспектора и способствовать защите трудовых прав граждан. Она должна сократить нагрузку на работодателей с низким уровнем возникновения нарушений, повысить эффективность и прозрачность работы территориальных органов и снизить коррупционные риски. В ходе проверки ни инспектор, ни работодатель не смогут проигнорировать нормативные требования.

    В качестве примера можно привести вынесение наказаний и величину штрафов. Выведены среднестатистические данные на основе правоприменительной практики инспекторов, которые потом заносятся в автоматизированную систему. Если инспектор труда отклонится от установленных параметров, система оповестит об этом руководство, которое в свою очередь будет оценивать правомерность его действий. Таким образом, все действия инспектора будут контролировать автоматически. Это не позволит ему по собственному усмотрению либо по незнанию не выполнить необходимые процедуры и нарушить их сроки.

    Первые пять инспекций подключили к системе в сентябре. С 1 ноября 2017 года в ней работают все территориальные органы Роструда. С текущего года инспекторы при проверках будут применять проверочные листы.

    Проверочные листы включают в себя те вопросы, которые непосредственно влияют на права работников, например, трудовой договор, оплата труда, режим труда и отдыха, охрана труда и др. Особое внимание при разработке чек-листов уделили требованиям, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям, в том числе смертельным или тяжелым. В настоящее время разработано 107 проверочных листов. Они размещены на сайте Роструда. Всего их будет 154. С 1 января 2018 года ГИТ вводятся чек-листы при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 года – при всех плановых проверках. При внеплановых проверках их применять не будут.

    Если инспектор будет заносить результаты проверки по чек-листам в АСУ КНД, то их планируют включить в эту систему, уже в январе 2018 года. Благодаря этому будет автоматически формироваться акт проведения проверки и документы для устранения нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности.

    Рассматривается вариант, что в скором времени работодателей будут проверять дистанционно. Уже в 2018 году планируется объединить систему «Онлайнинспекция.рф» и АСУ КНД, создать личные кабинеты работодателей. Это позволит Роструду организовать полный автоматизированный цикл проверки, в том числе дистанционной.
    В настоящее время Роструд совместно со Сбербанком реализует пилотный проект по переходу на электронный кадровый документооборот. Он поможет внедрить технологию дистанционных проверок, что позволит снизить трудозатраты инспектора и проверяющих лиц.
    А если объединят две системы, смогут ли в дальнейшем учитывать результаты самопроверок, которые работодатели проходят на сервисе «Электронный инспектор», например, понижать категорию риска компании, применять поощрения в виде сокращения частоты проверок? Сейчас закон не предусматривает возможность использования результатов самопроверок. Однако Минтруд России подготовил законопроект о введении в Трудовой кодекс процедуры внутреннего контроля работодателями соблюдения трудового законодательства. После того как организация ответит на вопросы проверочных листов на сервисе «Электронный инспектор», она сможет отправить результаты самооценки в АСУ КНД. Роструд будет их использовать при определении категории риска или ее перерасчете.

    Когда внесут изменения в Трудовой кодекс, Минтруд России совместно с Рострудом подготовит соответствующие изменения в положение о надзоре в сфере труда, которые позволят по результатам самоконтроля определить категорию риска работодателя. Предполагается, что проведение внутреннего контроля будет способствовать снижению риска на одну ступень.

    Уже запущен пилотный проект этой системы в 65 субъектах РФ. В ней примут участие 223 предприятия различных отраслей и форм собственности. В числе участников – организации, которые входят в структуры Роснефти, Лукойла, Газпрома, Ростелекома, СУЭК, Русгидро и др. Наибольшую заинтересованность в проведении пилотного проекта проявили крупные организации с численностью свыше 250 работников, то есть 62 % от всех участников.

    В 2018 году плановые проверки будут осуществляться по чек-листам. Такие новшества вошли в силу с первого января этого года. Какие особенности проверок трудовой инспекции по проверочным листам? Ответ на этот и другие вопросы вы узнаете, ознакомившись с материалами данной статьи

    C первого января 2018 года проверки трудовой инспекции в учреждениях культуры проводятся на основании контрольных листов, подготовленных чиновниками.

    На сегодняшний день уже готово 107 листов. В дальнейшем будет разработано еще 47. Изменения касаются только тех учреждений, которые относятся к умеренному классу риска. Для всех остальных организаций новые правила начнут действовать с июля 2018 года.

    Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

    Особенности плановой проверки по проверочным чек-листам

    В каждый из проверочных листов включены вопросы по трудовому законодательству, имеющие непосредственное влияние на права работников, например:

    1. По оплате труда.
    2. По трудовому договору.
    3. По охране труда и другие.

    Внимание акцентировано на требованиях, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям.

    Плановая проверка трудовой инспекции может быть выездной и документарной. Первая из них проводится в том случае, если ревизоры считают, что представленные учреждением документы не могут дать полную и достоверную информацию. Данное требование представлено в

    План проведения плановых проверок представлен на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Информация доступна для всех пользователей, поэтому учреждение заранее может узнать, когда ждать ревизоров.

    Основным методом проведения плановых проверок является риск-ориентированный.

    Частота ревизий в данном случае зависит от таких факторов:

    • численности персонала;
    • количества случаев травматизма;
    • задержек выплаты заработной платы.

    Чем меньше эти показатели, тем реже будет проверяться учреждение культуры.

    Ниже представлена периодичность плановых проверок:

    Плановая проверка: что проверяет трудовая инспекция в 2018 году

    В соответствии с изменениями, которые вошли в силу с 1 января 2018 года, плановая проверка трудовой инспекции проводится по проверочным листам. В них включены вопросы, касающиеся соблюдения трудового законодательства. Ознакомиться с ними можно на сайте Роструда.

    При выявлении какого-либо нарушения ревизор составляет протокол и вручает работодателю предписание об устранении допущенных ошибок. Если нарушения незначительные, то ликвидировать их можно даже в присутствии проверяющего. В этом случае могут быть минимальными.

    При выявлении серьезных нарушений, устранить которые сразу невозможно, работодателю выдается предписание об их ликвидации в определенный срок. Когда все ошибки будут устранены, руководитель учреждения культуры подготавливает подтверждающие это документы и отправляет их в соответствующую инспекцию.

    Нарушение данных требований повлечет за собой серьезные последствия, вплоть до дисквалификации.

    Если руководитель не согласен с предписанием проверяющего, он может не подписывать данный документ. Однако специалисты советуют этого не делать. Первоначально стоит внимательно изучить документы и удостовериться в достоверности изложенной в них информации. Перед тем, как поставить подпись, пишут «С актом (протоколом) не согласен».

    Рассмотрим пример. Во время плановой проверки трудовой инспектор выявил нарушения и выписал постановление об административном наказании. Театр с этим не согласен. В результате учреждение решило обжаловать решение трудового инспектора и обратилось в суд.

    Также театр мог обратиться и в другие инстанции, например, к вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган. Сделать это нужно в десятидневный срок с момента получения постановления об .

    В учреждении культуры может проводиться и внеплановая проверка. Основание для ее осуществления – это любые выявленные факты несоблюдения работодателем положений ТК РФ. Одной из наиболее распространенных причин является жалоба о нарушении трудовых прав, поступившая от работника учреждения.

    Оформляется данный документ в письменном виде.

    В нем обязательно указываются такие данные:

    Согласно трудовому законодательству, проверяющие не вправе сообщать работодателю от кого именно поступила жалоба. Сделать это можно лишь в том случае, если заявитель дает на это свое письменное согласие.

    Жалоба должна быть рассмотрена в тридцатидневный срок с момента ее регистрации. Если работник, написавший жалобу или обращение, не указал свои данные, то такой документ рассматриваться не будет.

    Какие документы должны предъявить трудовые инспекторы при проверке

    Законодательство предоставляет трудовой инспекции право проверять учреждение в любое время.

    Прибывшие ревизоры в первую очередь должны представить два документа:

    1. Служебные удостоверения.
    2. Распоряжение на проверку.

    Второй документ должен быть подписан руководителем региональной гострудинспекции. В случае отсутствия руководителя подписать распоряжение может его заместитель. Если вышеуказанные документы отсутствуют, то учреждение вправе отказать ревизорам в осуществлении проверки.

    Если , но какими-то своими действиями вызывают сомнения, следует позвонить в трудовую инспекцию и выяснить, действительно ли были направлены контролеры. Телефон можно найти на сайте Роструда.

    Как правило, учреждение проверяется одним ревизором. Поэтому, если на проверку явилось несколько человек, нужно удостовериться, что все они указаны в распоряжении. Инспектор, чьи данные отсутствуют, не имеет права осуществлять проверку, а значит организация вправе не допустить его на территорию.

    ГИТ уже сформировала план проверок на 2019 год. Среди проверяемых компаний вы можете увидеть и свою организацию. Что нужно знать кадровику о плановых проверках ГИТ? Скачайте план для своего округа.

    В статье:

    Скачайте документы по теме:

    Как определить периодичность плановых проверок для своей компании

    Введение риск-ориентированного подхода позволяет работодателям самостоятельно просчитать, как часто их будут проверять в плановом порядке. В этом нам поможет «Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, с изменениями 2017 года).

    Положение определяет критерии, по которым всем работодателям присваивается категория риска нарушения трудовых прав. Критериев три:

    1. Устойчивость добросовестного поведения работодателя . Если ГИТ не имеет сведений о нарушениях в вашей компании, то этот показатель равен нулю. Он увеличивается, если в организации задерживали зарплату, были случаи травматизма в предыдущем году или постановление об административном наказании (штрафы или предупреждения) в трех предыдущих годах.
    2. Потенциальный вред . На этот показатель работодатель повлиять не может. Он зависит от численности пострадавших работников в отрасли в целом и рассчитывается Рострудом статистически. Раз в три года этот показатель пересматривается.
    3. Масштаб распространения негативных последствий . Этот показатель зависит от размера компании. Чем больше численность работников, тем выше указанный коэффициент.

    Частота плановых проверок напрямую зависит от присвоенной категории:

    Периодичность плановых проверок гит на 2019

    Высокий риск

    1 раз в 2 года

    Главный инспектор ГИТ РФ

    Значительный риск

    1 раз в 3 года

    Главный инспектор ГИТ в субъекте РФ

    Средний риск

    1 раз в 5 лет

    Умеренный риск

    1 раз в 6 лет

    Низкий риск

    Проверки не проводятся

    Если не уверены в своих знаниях, пройдите курс в Высшей Школе Кадровика:

    Скачать план проверок ГИТ на 2019 в своем регионе

    На сайтах территориальных ГИТ публикуются в открытом доступе планы проверок юридических лиц и ИП. Чтобы не искать на сайте свой регион, воспользуйтесь сводной таблицей от редакции.

    Если вашу организацию неправомерно включили в план проверок, работодатель имеет право написать заявление об исключении из реестра проверок.

    Одного заявления недостаточно. Если работодатель считает, что его необоснованно включили в ежегодный план проверок гит на 2019 год, ему нужно собрать целый пакет документов. Эксперт «Системы Кадры» расскажет, какие бумаги необходимы и что делать после подачи документов

    Если вы не согласны с присвоенной категорией риска, можно подать заявление об изменении категории. Более того, если в текущем году вашу компанию не наказывали за нарушения ТК РФ, то можно ходатайствовать о понижении группы риска на одну категорию.

    Характеристики плановой проверки

    Первая плановая проверка может случиться не раньше чем через три года после регистрации юридического лица или ИП (либо через три года после уведомления о начале новой деятельности).

    Плановая проверка гит в 2019 может быть выездная, когда инспектор приезжает в офис компании, или документарная, когда вы привозите в ГИТ необходимые документы. Второй вариант более щадящий.

    Характеристика плановой проверки

    Документарная проверка

    Выездная проверка

    Место проведения

    По местонахождению ГИТ

    По месту нахождения организации или месту фактического осуществления деятельности

    Срок проведения

    Общее правило: Не более 20 рабочих дней

    Срок проверки по каждому филиалу, представительству или обособленному подразделению организации устанавливается отдельно, но не более 60 рабочих дней

    Для малого предприятия - не более 50 часов в год

    Для микропредприятия - не более 15 часов в год

    Документы - основания проверки, которые предъявляет инспектор

    Запрос о предоставлении документов для проверки

    Служебное удостоверение инспектора

    Заверенная копия распоряжения о проведении проверки

    Порядок проведения мероприятия по контролю (по просьбе проверяемого лица)

    В «Системе Кадры» вы найдете список проверочных листов, и описание всех важных моментов – от периодичности до обязательных документов. Загляните в материал , чтобы подготовиться к проверкам в 2019 году.

    Как узнаеть о начале проверки?

    В плане проверки ГИТ на 2019 год не указываются конкретные даты проверки. Определен только месяц, на который проверка запланирована. Как же узнать точную дату?

    О точном дне проведения проверки ГИТ должна известить работодателя за три дня до начала проверочных мероприятий путем направления в адрес организации распоряжения о проведении плановой проверки.

    Обычно копия распоряжения высылается по почте письмом с уведомлением о вручении. И тут хитрость «не получу письмо - избегу проверки» не проходит. Потому что «…лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение, в судебной практике признаются извещенными надлежащим образом».

    Надлежащим извещением считается и направление электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, если адрес электронной почты проверяемого лица содержится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

    Пункт 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ допускает иные доступные способы уведомления. В качестве таких способов может рассматриваться вручение копии распоряжения непосредственно представителю организации с получением расписки, а также направление письма по каналу факсимильной связи.

    Бывает, что проверка гит в 2019 проводится позже, чем указано в плане. Если это происходит в том же году, а уведомление пришло вовремя, то такая проверка законна.

    К сожалению, ответ неверный. Ищите подсказки в готовом решении Как трудовая инспекция проводит плановую проверку.

    Соблюдение трудового законодательства - обязанность работодателя (ст. 22 ТК РФ). В свою очередь, Роструд и его территориальные органы (государственные инспекции труда) осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства (ст. 353 ТК РФ). Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства утверждено Постановлением Правительства от 01.09.2012 № 875 , а соответствующий регламент проверок - Приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н . А как узнать, включил ли вас Роструд в план проверок на 2018 год?

    Как формируется план проверок?

    Вопросы регулирования отношений в области федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства регламентируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Данным законом предусматривается, что Роструд и его территориальные органы, как и другие органы государственного контроля и надзора, ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют проекты планов проверок в органы прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). После рассмотрения полученных от органов прокуратуры предложений Роструд до 1 ноября направляет в прокуратуру уже утвержденные ежегодные платы проведения проверок (ч. 6.2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

    Эти планы можно найти на официальных сайтах органов прокуратуры субъектов РФ.

    Региональные органы генпрокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют ежегодные планы в Генеральную прокуратуру (ч. 6.4 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

    Генпрокуратура, в свою очередь, формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

    Трудинспекция и план проверок на 2018 год

    На сайте Роструда план проверок на текущий год содержится в разделе «Работодателю» — «Информация и сервисы». Однако на момент подготовки материала план проверок трудовой инспекцией на 2018 год не был актуализирован - содержалась ссылка на прошлогодний план проверок.

    Зато на сайте Генеральной прокуратуры Сводный план проверок на 2018 год уже сформирован. Введя информацию о проверяемом лице (ОГРН, ИНН или наименование организации), органе контроля (к примеру, «государственная инспекция труда в городе Москве») по ссылке , можно получить сведения о том, включена ли ваша организация в план проверок Роструда на 2018 год. Если орган контроля не указывать, результат поиска покажет все плановые проверки на текущий год, информация о которых есть у Генпрокуратуры и о которых организация или ИП могут быть поставлены в известность заранее.

    Напомним, что если вы включены в план проверок госинспекции труда на 2018 год и при этом относитесь к работодателям категории умеренного риска, плановая проверка с 01.01.2018 будет проводиться уже с применением . А для проверок с 01.07.2018 плановой проверки будут применяться уже ко всем работодателям.

    С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок отдельных категорий работодателей контролеры начнут применять чек-листы (списки контрольных вопросов), а с 1 июля 2018 года такие листы будут применяться относительно всех работодателей. Напомним, что с недавнего времени при плановых проверках работодателей применяется риск-ориентированный подход, при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий определяются категорией риска, к которой отнесен работодатель.

    Каким образом устанавливаются категории риска и классы опасности в отношении организаций и ИП? Какие требования предъявляются к содержанию проверочных листов? Какие сервисы рекомендованы работодателям Рострудом для самоконтроля? Ответы на эти и другие вопросы - в представленной статье.

    Отнесение работодателя к определенной категории риска

    Обратимся к ст. 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)» Федерального закона № 294‑ФЗ (введена Федеральным законом от 13.07.2015 № 246‑ФЗ).

    Согласно п. 2 этой статьи риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, ИП или используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

    К сведению

    Риск-ориентированный подход был распространен на мероприятия по профилактике нарушения обязательных требований Федеральным законом от 03.07.2016 № 277‑ФЗ .

    Риск-ориентированный подход применяется контролирующими органами при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ в целях:

    оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении контрольных мероприятий;

    снижения издержек юридических лиц и ИП;

    повышения результативности деятельности органов контроля (надзора).

    Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №  806 (далее - Перечень ). Этим же постановлением утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее - Правила ). Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 №  197 (далее - Постановление №  197 ) Перечень был дополнен п. 4 , распространившим действие риск-ориентированного подхода на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Дата начала действия поправок - 01.03.2017.

    Порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируется Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства (далее - Положение о надзоре ).

    В данный документ также были внесены поправки Постановлением №  197 . В частности, были уточнены:

    • правила осуществления надзора с применением риск-ориентированного подхода;
    • критерии отнесения деятельности юридических лиц и ИП к определенной категории риска;
    • перечень значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности (ПВ). При этом охраняемыми законом ценностями в сфере труда являются жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других сумм в рамках трудовых отношений.

    Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска (далее - Критерии ) приведены в приложении к Положению о надзоре .

    Оценивать значимость критериев будут чиновники на основании установленных объективных показателей.

    Вначале оценивается принадлежность работодателя к определенной отрасли. При этом учитывается количество погибших или пострадавших от несчастных случаев на 1 000 человек, работающих в данной отрасли.

    В результате рассчитывается значение показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности. Этот показатель должен пересматриваться не реже одного раза в три года.

    На данный момент значения такого показателя по отраслям установлены в перечне, приведенном в приложении к Критериям .

    Наименование основного вида деятельности в соответствии с ОКВЭД 2

    Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ)

    Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (А)

    Добыча полезных ископаемых (B)

    Обрабатывающие производства (C)

    Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D)

    Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E)

    Строительство (F)

    Транспортировка и хранение (H)

    Деятельность в области информации и связи (J)

    Образование (P)

    Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q)

    Прочие виды экономической деятельности

    Коэффициент ПВ корректируется на показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М), который зависит от среднесписочной численности работников, занятых у юридического лица или индивидуального предпринимателя, и составляет:

    0,5 - при среднесписочной численности работников менее 200 человек;

    0,7 - при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;

    1 - при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;

    1,5 - при среднесписочной численности работников свыше 1 000 человек.

    После того, как определены показатели ПВ и М, можно определить показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или ИП обязательных требований (Т):

    Т

    =

    ПВ

    х

    М

    Кроме показателя Т, нужно определить Ку - коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанный с исполнением обязательных требований.

    Он представляет собой сумму трех показателей:

    • показателя Кт, который зависит от наличия случаев травматизма, связанных с производством, произошедших за три года, предшествующих текущему. За каждый такой тяжелый несчастный случай начисляется 0,4 балла, а за легкий - 0,1 балла. Но если несчастный случай, признанный связанным с производством, оказался смертельным, то независимо от прочих показателей лицу присваивается категория высокого риска;
    • показателя Кз, зависящего от факта наличия задолженности по заработной плате за предшествующий год. Если есть такой факт, лицу начисляется 0,3 балла;
    • увеличивающего коэффициента в случае, если работодателю назначались административные наказания за нарушение обязательных требований в сфере труда за три года, предшествующих текущему, в размере 0,1 балла. При отсутствии таких нарушений может быть рассмотрен вопрос о снижении класса риска.

    К сведению

    Коэффициенты определяются на основании данных статистической и ведомственной отчетности. После их подсчета устанавливаются классы (категории) риска.

    Показатель потенциального риска

    Периодичность проведения плановых проверок (п. 20 Положения о надзоре)

    Высокий риск

    Один раз в два года

    Значительный риск

    От 0,99 до 0,75

    Один раз в три года

    Средний риск

    От 0,74 до 0,5

    Не чаще одного раза в пять лет

    Умеренный риск

    От 0,49 до 0,25

    Не чаще одного раза в шесть лет

    Низкий риск

    Не проводятся

    Итак, показатели потенциального риска определяются федеральной инспекцией труда. При этом Роструд должен:

    до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, публиковать на своем официальном сайте информацию об отнесении работодателей к категориям высокого и значительного рисков (в настоящее время перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, размещен по адресу https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=9517, а перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, - по адресу https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=9518);

    по запросу работодателя предоставлять информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории. Согласно п. 13 Правил на предоставление данной информации у инспекции есть 15 рабочих дней.

    Использование чек-листов при плановых проверках

    Положения об использовании контролирующими органами при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов) закреплены в ч. 11.1 - 11.5 ст. 9 Федерального закона №  294‑ФЗ (в редакции Федерального закона №  277‑ФЗ ).

    Проверочные листы разрабатываются и утверждаются самими органами контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ. Общие требования к содержанию проверочных листов (контрольных вопросов) утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 №  177 .

    Форма проверочного листа должна содержать:

    Указание вида контроля, вида деятельности организации, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа

    Указание на ограничение предмета плановой проверки обязательными требованиями, требованиями, установленными муниципальными правовыми актами, изложенными в форме проверочного листа, если это предусмотрено положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля

    Наименование органа государственного (муниципального) контроля (надзора) и реквизиты правового акта об утверждении формы проверочного листа

    Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении организацией обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки

    Соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования, требования, предусмотренные муниципальными правовыми актами

    Поля для внесения следующих данных:

    Наименования юридического лица;

    Места проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) указания на используемые юридическим лицом производственные объекты;

    Реквизитов распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о проведении проверки;

    Учетного номера проверки и даты присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок;

    Ответов на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов;

    Должности, фамилии и инициалов должностного лица органа контроля, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист;

    Иных необходимых данных

    Предмет плановой проверки юридических лиц и ИП должен ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

    Если при проверке используется проверочный лист, после его заполнения он прилагается к акту проверки. При проведении проверки несколькими контролирующими органами (совместная проверка) могут применяться сводные проверочные листы.

    К сведению

    Проверочные листы могут быть представлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Обязательное применение проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрено Положением о надзоре (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.09.2017 №  1080 ):

    • с 1 января 2018 года - при проведении плановых проверок работодателей, деятельность которых отнесена к категории умеренного риска;
    • с 1 июля 2018 года - при проведении плановых проверок всех работодателей.

    К сведению

    Проекты проверочных листов размещаются по мере их разработки на сайте Роструда в разделе «Профилактика нарушений» .

    В настоящее время в данном разделе содержится 75 проверочных листов. В частности, работодатели и сами могут проверить, соблюдаются ли:

    Порядок оформления приема на работу (проверочный лист № 1);

    Требования к содержанию трудовых договоров (проверочный лист № 2);

    Порядок и условия изменения трудового договора (проверочный лист № 3);

    Порядок прекращения трудовых отношений (проверочный лист № 4);

    Порядок установления режима работы и учета рабочего времени (проверочный лист № 5);

    Порядок предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска (проверочный лист № 6);

    Порядок установления и выплаты зарплаты (проверочный лист № 7);

    Порядок регулирования труда несовершеннолетних (проверочный лист № 8);

    Порядок и условия увольнения работника в связи с сокращением численности работников или штата (проверочный лист № 14).

    Отметим, что отдельные проверочные листы применяются в ситуации, когда работодатель занимается определенным видом деятельности (например, проверочные листы № 104 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники», 106 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах на городском электрическом транспорте», 107 «По проверке соблюдения гарантий медицинских работников»).

    Зачем нужен «Электронный инспектор труда»

    На официальном сайте Роструда представлен сервис «Электронный инспектор труда» . При помощи этого сервиса работодатели могут самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства.

    К сведению

    В системе электронных сервисов онлайнинспекция.рф появилось новое мобильное приложение «Я - инспектор». Оно создано для пресечения нарушений и предупреждения несчастных случаев в одной из самых травмоопасных отраслей производства - строительстве. С помощью приложения работники могут сообщить в государственную инспекцию труда о нарушениях, угрожающих их жизни и здоровью, например, об отсутствии у них касок, проведении работ на высоте без страховки, неогороженных строительных площадках. Предусмотрено, что к обращению должны быть прикреплены фотографии нарушений и информационный щит застройщика.

    Пока сервис «Электронный инспектор труда» работает в пилотном режиме. Для проведения самопроверки доступно 125 тематических проверочных листов, первые 10 из которых были опубликованы в конце 2014 года. За 2015 и 2016 годы было разработано и внедрено еще 115 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, в том числе вопросы охраны труда. До конца 2017 года планируется дополнительно внедрить еще около 50 тематических проверочных листов.

    На данный момент предметом проверки на сервисе являются такие темы, как:

    • прием на работу (заключение трудового договора);
    • изменение условий трудового договора;
    • увольнение (прекращение трудовых отношений);
    • защита персональных данных работника;
    • рабочее время;
    • время отдыха;
    • оплата труда;
    • гарантии и компенсации;
    • ответственность работников;
    • подготовка и дополнительное профессиональное образование;
    • охрана труда;
    • особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

    К сведению

    Если работодателю предстоит инспекторская проверка и он опасается штрафных санкций, электронный инспектор поможет самостоятельно пройти предварительную проверку, выявить нарушения и устранить их до прихода настоящего инспектора труда. Для этого надо выбрать интересующий вопрос, отраженный в названии проверочного листа, и пошагово ответить на предложенные электронным инспектором труда вопросы с учетом реальных документов работодателя и фактических обстоятельств. По окончании проверки электронный инспектор сформирует акт проверки, в котором будут отражены нарушения требований закона, а также предложит способы их устранения.

    Итак, результатами обращения к электронному инспектору труда являются:

    • получение заключения об отсутствии или наличии нарушений в организации по тематике проверяемых трудовых отношений;
    • возможность с помощью предоставленных инструментов устранить выявленные нарушения (сервис предлагает инструкции к действию, шаблоны и образцы документов).

    Планируется, что работодатель будет регистрироваться через Единую систему идентификации и аутентификации.

    Работодатель, не допустивший нарушения при ответе на вопросы проверочных листов, получит декларацию о том, что он соблюдает требования трудового законодательства. При получении декларации работодатель должен будет ее распечатать, подписать и отправить в ГИТ или направить в электронном виде, подписав электронной подписью. Контролеры планируют освобождать таких работодателей от плановых выездных проверок. Кроме того, для них рассматривается возможность снижения тарифов страховых взносов в ФСС.

    В случае выявления нарушений при обращении к сервису «Электронный инспектор труда» работодателю сначала надо выполнить рекомендации по их устранению. Санкции на этом этапе к нему не применяются. Устранив нарушения, работодатель должен будет пройти самопроверку еще раз.

    К сведению

    Дальнейшее развитие сервиса «Электронный инспектор труда» предполагается в рамках реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы) , утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 №  1028‑р .

    В зависимости от установленной для работодателя категории риска будет определяться периодичность проведения проверок соблюдения им требований трудового законодательства. Так, если работодатель отнесен к высокой категории риска, его ожидают проверки каждые два года, для работодателей с умеренным риском проверки будут проводиться не чаще одного раза в шесть лет, а если риск низкий, то проверки не проводятся. Показатели риска определяются федеральной инспекцией труда. На сайте Роструда должны публиковаться списки работодателей, чья деятельность отнесена к категориям высокого и значительного рисков. Именно этим работодателям следует ждать плановых проверок. Получить информацию о том, к какой категории риска отнесен работодатель, можно в ГИТ, которая должна ответить на запрос не позднее 15 рабочих дней с даты его поступления.

    С 01.01.2018 в отношении отдельных работодателей, а с 01.07.2018 - для всех при проверках в сфере трудовой деятельности будут использоваться проверочные листы, при этом предмет плановой проверки работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). С проверочными листами можно ознакомиться на сайте Роструда.

    На сайте онлайнинспекция.рф работодателям предложен сервис «Электронный инспектор труда», который дает возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства. Обратившись к такому сервису, работодатель может выявить нарушения, а затем с помощью предоставленных инструментов устранить их.

    ___________________________________________

    Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», действует в редакции от 01.05.2017.