Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Краткосрочный проект в детском саду. Старшая группа. Проектная работа в старшей группе доу "зимующие птицы"

    Краткосрочный проект в детском саду. Старшая группа. Проектная работа в старшей группе доу

    Любовь Храпатая
    Краткосрочный проект «Волшебница вода» для старшей группы ДОУ

    Краткосрочный педагогический проект

    «Волшебница вода

    (для детей старшей группы )

    Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы , родители.

    Срок реализации проекта : неделя

    Актуальность :

    Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса – усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение ее первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения

    Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к людям и природе. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности

    Объект : Вода в нашей жизни .

    Гипотеза : Мы предположили, что без воды нельзя прожить

    Проблема : Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.

    Обоснование проблемы :

    Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а так же ее значимости;

    Ухудшение экологической обстановки

    Цель проекта : Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.

    Задачи :

    Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное) ;

    Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;

    Развивать навыки элементарного экспериментирования;

    Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу;

    Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности;

    Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

    Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, творческого воображения и мышления, а так же коммуникативных навыков.

    Ожидаемые результаты :

    Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

    Овладеть элементарными навыками экспериментирования

    Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

    Повышение знаний с области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи) .

    Принципы реализации проекта :

    Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

    Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

    Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

    Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

    Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

    Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

    Формы реализации проекта :

    Экологические занятия.

    Наблюдения и экологические экскурсии.

    Познавательное чтение.

    Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты) .

    Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

    Этапы реализации проекта :

    I этап : подготовительный

    Ресурсное обеспечение проекта :

    1. Уголок экологии и экспериментирования в группе

    2. Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.).

    3. Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.) .

    4. Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой»

    5. Сбор иллюстративного материала

    II этап : основной

    Направление работы Цель Пособия и оборудование

    I блок – Социально-коммуникативное развитие

    Беседа «Вода , вода – кругом вода » Дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде (состояния воды – жидкое, газообразное, твердое) .

    Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

    Воспитывать бережное отношение к воде. Конспект

    Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?» Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные. Конспект

    Беседа «Чистота та же красота» воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение. Воспитывать аккуратность, опрятность. Научить основам эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил Конспект

    Собери мозаику «Кораблик»

    Развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом

    Пальчиковая игра «Водичка – вода » , «Моем руки» , «речка и рыбка» , «По воду» Познакомить детей с новой пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик. -

    II блок – Познавательное развитие

    Загадки «О воде» Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствовать активному развитию образности речи, обогащать словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогать овладеть образностью слов, усвоить знания о словообразовании, развивать поэтический слух и поэтическое восприятие Картинки с изображением ответов

    Опыт №1 : «Свойства воды» Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета, поверхностное натяжение и др.). Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода , три стакана, соль, сахар, ложечка, пахучий раствор, краситель разного цвета

    Опыт № 2 «Живая вода » Познакомить детей с животворным свойством воды. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода »

    Опыт № 3 «Испарение» Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

    Опыт № 4 «Агрегатные состояния воды» Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях : жидком – вода ; твердом – снег, лед; газообразном – пар. Блюдце, снег

    Опыт № 5 «Очистка грязной воды» . Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами. Пластмассовые трубки, пластмассовая воронка, пластмассовая крышка, пластмассовая чашка, пакетик камешков, пакетик шариков, бумажных фильтра, губка, измерительная чашка; для стаканчик, бинт, вата, стакан с грязной водой, тарелочка, клеенки, мерная ложка.

    III блок – Речевое развитие

    Стихотворение С. Погорельского «Весенний ручеек» , Л. Люшина «Капелька» , Э. Мошковской «Капля в море» , Г. К. Андерсона «Дюймовочка» , рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели» , «История одного пруда» , «Жила – была Река» , Сказка о круговороте воды в природе Надежда Болтачева Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Книги

    Набор карточек с изображениями лужа, капли, цветы, пар, горы и т. д.

    «Подскажи словечко»

    Развивать речь детей, моторику речевого аппарата Книга

    IV блок – Художественно-эстетическое развитие

    Рисование по точкам «Морские обитатели» Формирование элементарных математических представлений Лист бумаги, цветные карандаши

    Рисование живительная влага Активизировать мыслительные процессы Лист бумаги, цветные карандаши

    Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Цветная бумага, клей

    Оригами «Белая кувшинка» Совершенствовать умения создавать объемные поделки из бумаги Белая бумага

    V блок – Игровая деятельность

    Разрезные картинки Развивать мыслительную деятельность, закреплять знания о разных водоемах, воспитывать бережное отношение к воде Фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки

    Животные водоемов Закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность Набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема

    Где снежинки? Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность Карточки с изображением различного состояния воды : водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

    VI блок – Физическое развитие

    Подвижная игра : «Мы капельки» Развивать воображение детей, активность в игре.

    Подвижная игра : «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

    Подвижная игра «Мы – большие киты» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

    Игра с мячом «Воздух, земля, вода » Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность Мяч

    Создание снежных фигурок Закрепить приёмы : скатывания, создания шара, а так же знания о свойствах снега; побуждать к декоративному оформлению созданного образа; развивать эстетический и художественный вкус детей. Снег, лопатки, ведерки

    Совместная деятельность родителей и детей

    1. Изготовление макета отдельных частей аквариума (водоросли, камни, рыбки и т. д.)

    Цель : Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.

    2. Поиск необходимых материалов и сбор водопада

    III этап : Заключительный

    В ходе реализации проекта «Волшебница вода » у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

    Результат работы :

    1. Обогащенные и систематизированные знания детей о воде, ее свойствах, значении и т. д. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы

    2. Повышение компетентности воспитателей по представленной теме

    3. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному вопросу

    4. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе

    Номинация: Проект по экологии в старшей группе

    Экологический проект «Сказочный урожай»
    май — сентябрь 2017 год

    Вид проекта : познавательно-исследовательский.

    Тип проекта : среднесрочный (май-сентябрь).

    Участники проекта : педагоги, родители, дети старшей группы № 35 «Сказка».

    Актуальность:

    Первым эстетическим воспитателем ребенка является природа. Наблюдая, он учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Такое «общение» приносит не только радость, оно содействует всестороннему развитию ребенка.

    Широкие возможности для воспитания экологических чувств к природе заложены проектной деятельности, в процессе которой формируются знания об окружающем мире: воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Проекты и исследования расширяют кругозор детей, активирует познавательную мотивацию, способствуют развитию наблюдательности и любознательности. В проектной деятелности развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками, оценивать результаты.

    Данный проект реализуется в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Цели проекта :

    1. Формирование экологического сознания и экологической культуры дошкольников;

    2. Формировать у детей знания о мире культурных растений.

    Задачи:

    Образовательные:

    — продолжать знакомить с разнообразием растительного мира, отметить его как важнейшую часть живой природы;

    — расширить знания детей о культурных растениях - о их видах, условиях выращивания, о необходимом уходе, сборе и хранении;

    — формировать навыки исследовательской деятельности.

    Развивающие:

    — развивать воображение, творческие способности в процессе наблюдения и исследования культурных растений;

    — развивать умения сравнивать и анализировать;

    — пополнять словарный запас детей;

    — развивать способность к речевому планированию-прогнозированию будущих изменений;

    Воспитательные:

    — формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними;

    — воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе.

    — воспитывать у детей самостоятельность, наблюдательность, любознательность.

    Коммуникативные:

    — приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формировать желание добиваться результата, действуя коллективно.

    Художественно-эстетические:

    — формировать у детей умение отражать в изобразительной деятельности свое отношение к живой природе;

    Ожидаемый результат:

    — повышение экологической культуры дошкольников, их родителей и педагогов;

    — экологическое и эстетическое улучшение ситуации на территории дошкольного учреждения;

    — повышение мастерства педагогов в организации активных форм сотрудничества с детьми и их родителями.

    План реализации проекта:

    1. Создание мотивационной ситуации для возникновения необходимости проектной деятельности.

    2. Познавательно-исследовательская деятельность.

    3. Сбор и систематизация материала, распределение по видам деятельности.

    4. Подведение итогов проекта.

    Продукт проектной деятельности:

    — зарисовки культурных растений в онтогенезе;

    Дидактические игры на экологические темы;

    — собранный урожай;

    — выставка рисунков «Сказочный огород»;

    — аппликация: «Друг-редиска»;

    — выставка рисунков «Урожай у нас не плох»;

    — папка с фотоотчетом о проделанной работе;

    — собранный урожай.

    Непосредственно-образовательная деятельность

    Познавательное развитие

    — Поддерживать и закреплять интерес детей к культурным растениям на грядке и к наблюдениям за ними;

    — Закреплять и дополнять знания детей об уходе за культурными растениями;

    1 Тема: «Чудо- Лук»

    2 Тема: «Культурные растения» (беседа)

    3 Тема: Викторина «Знатоки растений»

    4 Тема: Экскурсия «Сады-огороды нашего детского сада»

    Художественное творчество

    — Развивать графические навыки образного мышления;

    — Развивать умение отражать в изобразительном творчестве свое отношение к миру природы.

    1. Тема: Выставка рисунков «Сказочный огород»

    2.Тема: Аппликация: «Друг-редиска»

    3 Тема: Выставка рисунков «Урожай у нас не плох»

    — Обогащать знания детей о культурных растениях;

    — Побуждать в детях желание беречь природу.

    1 Тема: «Культурные растения - репчатый лук, петрушка и редиска».

    2 Тема: «Как растет зелень на грядке».

    3 Тема: «Давайте беречь природу!»

    4 Тема: «Растения-помощники».

    Игровая деятельность

    Д/игры: «Что растет на грядке?», «Кто быстрее соберет овощи» (разрезные картинки).

    Д/игры на развитие речи: «Доскажи словечко», «Назови как можно больше признаков», «Мы волшебники немного - был один, а стало много», «Две корзинки».

    Д/игры на закрепление знаний цветовых оттенков: «Назови какого цвета», «Найди такой же по цвету», «Отгадай по описанию».

    Подвижные игры: «Живой огород», «Садовник», «Солнышко и дождик», «Вершки и корешки».

    Трудовая деятельность

    Цель: дать представления о жизни растений, способах их размножения.

    — Подготовка семян лука к посадке в индивидуальный горшочек;

    — Посадка семян лука в специально подготовленный горшочек;

    — Проверка семян лука на всхожесть;

    — Подготовка почвы к посадке;

    — Отбор семян;

    — Проверка семян на всхожесть;

    — Посадка семян редиса, петрушки;

    — Высадка лука в индивидуальных горшочках.

    Цель: закреплять умение поливать растения на грядке, помогать взрослым, формировать желание ухаживать за растениями, воспитывать эстетическое наслаждение от любования за результатом своего труда.

    — Уход за ростками;

    — Поливка грядок;

    — Прополка сорняков.

    Чтение художественной литературы

    Цель: развивать интерес к литературе; развивать речь, память, внимание.

    Стихи о культурных растениях:

    Гуринович Ф. «Вместе с бабушкой полю…», Коркин В. «Что растет на нашей грядке», Кудлачев В. «Баба сеяла горох», Капустюк Н. «Без чеснока никак нельзя», «Всех с утра смешит петрушка», Петухова Т. «Загадки на грядке», «Огородная модница», Шемякина Н. «Ручной дождик».

    Загадывание загадок, чтение сказок, рассказов, познавательных статей о культурных растениях:

    Сабиров В. «О моркови», «Лук репчатый», Раенко Ю. «Сказка про овощи», Коваленко Т. «Сказка о полезных овощах», Орлова М. «Приключения зеленого огурчика и горошинки», Костенко Е. «Алеша и тыква».

    Музыкальное развитие

    Цель: продолжать формирование основ музыкальной культуры у детей.

    Моцарт В. «Цветы», Чайковский П.И. «Вальс цветов»

    Разучивание песен: Дымова Л. «Что у осени в корзине?», Волгина Т. «Урожай собирай».

    Работа с родителями

    — Беседа с родителями о роли экологического воспитания в жизни ребенка (коллективно / индивидуально);

    — Выставка рисунков «Сказочный огород»;

    — Выставка рисунков «Урожай у нас не плох;

    Совместное с родителями оформление нашей грядки;

    — Совместный сбор урожая.

    Папка с фотоотчетом

    Представлены все этапы данного экологического проекта.

    Номинация: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе

    Должность: педагоги дошкольного образования
    Место работы: МАДОУ «Детский сад №22 «Город Детства»
    Месторасположение: МО Ленинский р-н, д. Дрожжино, ул. Южная, д. 11, кор. 1

    Людмила Метелёва
    Краткосрочный творческий проект для старшей группы «Радужные дни»

    вид проекта : творческий

    актуальность :в нашей группе очень активные ребята, зачастую им трудно справляться с эмоциями. Группа вновь сформирована .

    Участники :группа детей , родители, педагоги.

    Цель :развитие детской эмпатии, творческих способностей , воображения, наблюдательности, развитие связной речи и сплочение детского коллектива. Развитие интереса семьи к совместному творчеству .

    Задачи :изучать и активно применять нетрадиционные техники в изобразительной деятельности. Учить ребенка ставить цель, подбирать соответствующие материалы. Развивать чувство вкуса. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, воодушевлять их на совместное творчество с детьми .

    формы реализации :

    в продукивной совместной деятельности (воспитатель,ребёнок, родитель)

    дополнительное использование нетрадиционных техник рисования (монотипия, кляксография, печать по трафарету, рисование ладошкой)

    выставки детского и совместного с родителями и педагогами творчества .

    Основные средства :вовлечение семьи в совместную работу над проектом для создания радостной атмосферы при сотворчестве . Подготовка материалав по изобразительной деятельности.

    Алгоритм проведения :

    Каждый день недели соответствует определённому цвету радуги . Первый день- вводный, и один, последний заключительный. Проект длиться две недели .

    Этапы реализации проекта :

    1 этап : Организационно- подготовительный (выбор темы, изучение методической литературы. подготовка материалов и оборудования)

    2 этап : Планирование реализации проекта (определение задач воспитательно- образовательной работы, составление алгоритмических действий ребёнка исходя из плана работы, планирование совместной деятельности ребёнка со взрослыми.

    3 этап :реализация проекта .

    В первый день вспомнили все цвета радуги , поговорили для чего они нужны в нашем мире. Познакомили детей с приключениями Девочки, которая отправилась в разноцветную страну. Затем начались "разноцветные дни". Дети приходили с воздушным шариком, в одежде соответствующего цвета, приносили фрукты и овощи подобранные родителями по цвету дня,рассматривали картинки подобранные по цвету или нарисованные дома с родителями, рассказывали сказки про цвет сочиненные дома. Рисовали рисунок определенного цвета, используя нетрадиционные техники рисования, дома закрепляли их с родителями. Делали отпечаток ладонью на коллективной картине "Радужные дни ".

    Результат проекта :

    возросла детская эмпатия, дети стали дружнее. На протяжении всего проекта у детей и родителей сохранялся интерес и хорошее настроение. Проект дал толчок для развития детского творчества . Отчет в форме презентации был дан на педсовете и родительском собрании. Выставка творческих работ украсила нашу раздевальную комнату.

    Литература : Нищева Н. В. "Разноцветные сказки : "Детство-пресс"СПб-2004

    Проект "Белоствольная красавица" (старшая группа, краткосрочный)

    Чистякова Олеся Петровна, воспитатель МАДОУ детский сад общеразвивающего вида "Василёк"
    Мотив:
    Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных.
    Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.
    Модель 3-х вопросов:
    Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
    Берёза- это дерево.
    Берёза украшает улицу.
    Можно спрятаться от жары.
    Берёзка красивая.
    Птички любят сидеть на берёзке.
    Летом прохладно под берёзкой, ветерок.
    Берёзка красивая.
    Можно спрятаться от солнышка.
    Шевелит листочками.
    Тонкие ветки, белый ствол.
    Чем питается?
    Где берёт воду?
    Почему берёзку все любят?
    Зачем нужны деревья?
    Какую пользу приносят деревья?
    Почему под берёзой прохладно?
    Почему птички любят берёзку?
    Что можно сделать из берёзы?
    А берёзка умеет говорить?
    А берёза лечит?
    Спросим у воспитателя.
    Спрошу у бабушки.
    Прочитаем в книге.
    Узнаем из энциклопедии.
    Расскажет воспитатель.
    Прочитаем в книге.
    Прочитаем в книге.
    Спрошу у папы.
    Спрошу у воспитателя.
    Прочитаем в энциклопедии.

    Выводы:
    1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.
    2. Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое дерево в России.
    Виды работы:
    Сбор информации.
    Подбор иллюстративного материала.
    Отбор художественной литературы, публицистического материала.
    Подбор музыкального материала.
    Организованная и неорганизованная деятельность.
    Совместная и самостоятельная деятельность.
    Презентация проекта.
    Тип проекта: социально - познавательный
    Участники проекта: дети старше - подготовительной группы 6 – 7 лет, воспитатели Чистякова О. П., музыкальный руководитель, родители.
    Срок: краткосрочный (2 недели).
    1 этап - Разработка проекта.
    Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
    Задачи:
    1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
    2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.
    3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
    4. Развивать у детей познавательную активность.
    5. Активизировать и обогащать словарь.
    6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.
    Предполагаемый результат:
    Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.
    Перспективное планирование.
    Цикл наблюдений:
    Почему зимой нет листьев на деревьях?
    Берёза в белоснежном уборе.
    Морозный солнечный день.
    Метель.
    Беседы с детьми:
    Красота природы бесценна.
    Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой. (см. в Приложениях)
    Что мы знаем о деревьях и берёзе в частности. (см. в Приложениях)
    Как берёзу использовали в древности. (см. в Приложениях)
    Экскурсия по территории детского сада (в парк).
    Художественная литература.
    Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», Е. Тимошенко «Ёлочки метёлочки».
    Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».
    Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую», С.Есенин «Белая берёза».
    Организованная деятельность
    Беседа «Красота природы бесценна». Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
    Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой». Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. (см. в Приложениях)
    Рассказ воспитателя «Воспетое дерево». Цель: познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.
    Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?». Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
    Комплексное занятие «Люблю берёзку русскую». Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке. (см. в Приложениях)
    Совместная и самостоятельная деятельность
    Художественно- продуктивная:
    Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина.
    Аппликация «Осенняя берёза».
    Совместная деятельность с родителями:
    Воскресные наблюдения «Красавица берёзка».
    Детская художественная литература.
    Фотоальбом «Родная природа».
    Репродукции картин И.Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень»), К.Юона («Мартовское солнце»), И.Грабаря («Февральская лазурь»), И.Шишкина («Лесная глушь»).
    Альбом с рисунками «Портреты дерева в разное время года».
    2 этап - Реализация проекта.
    3 этап – Презентация.
    Развлечение для детей «Люблю берёзку русскую».
    Итог работы:
    Вопросы к детям:
    - Что вы узнали нового, чего раньше не знали?
    - Что вас удивило?
    - Что понравилось больше всего?
    Перспектива: оформление дневника наблюдений «Наше дерево».

    Приложение
    Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»
    Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
    1. Чем деревья отличаются от других растений?
    2. Какие деревья вы знаете?
    3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
    4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
    5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
    6. Кто сажает деревья? Для чего?
    7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
    8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
    9. Как можно определить возраст берёзы?
    10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
    11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?
    Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»
    Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.
    Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
    Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
    - Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
    - Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
    - Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
    - Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
    - Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
    - Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
    - Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
    - Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
    - Ветер переносит семена берёзы.
    - Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
    - От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
    - А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
    Конспект комплексного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую»
    Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
    Материал к занятию:
    Иллюстрация с изображением берёзы.
    Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
    Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».
    Ход занятия
    Загадка:
    Стоит Аленка, платок зелёный,
    Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
    Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
    - Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
    - Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
    - Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
    - Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
    - С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
    - В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
    - О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
    Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
    - А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
    Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
    - Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
    Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
    - На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
    - Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
    Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
    Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
    Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
    Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация "Березка"

    Актуальность: в старшем дошкольном возрасте повзрослевшие дети самоустанавливаются, утверждаются в коллективе детей, формируются дружеские отношения и умения сотрудничать, повышается внимание к сверстнику, как к партнеру, для совместной деятельности и общению.

    Проблема: в ходе длительных наблюдений за поведением и самостоятельной деятельностью детей, за жизнью в группе во время образовательного процесса, режимных моментов, мы отметили, что многие дети не умеют общаться со сверстниками, договариваться, решать проблемные ситуации мирным путём, защищать свою точку зрения без ссор, обид и драк. Дети ставят свои приоритеты выше, не считаясь с мнением и нуждами других детей.

    Масштаб проекта: краткосрочный (2 месяца).

    Цель: приобщение детей к установленным нормам общественного поведения и правилам отношений со сверстниками, создание представлений о дружбе.

    1. Обобщить, расширить и углубить знания детей о дружбе и друзьях.

    2. Побуждать детей к коллективной деятельности, способствовать возникновению и накоплению положительного опыта общения и воспитывать социально-коммуникативные навыки (отзывчивость, доброта, сочувствие, сострадание, сопереживание, дружелюбие, умение договариваться друг с другом).

    3. Систематизировать сведения детей о культуре поведения в обществе и отношениях между людьми.

    I. Подготовительный этап:

    1. Чтение «Праздник дружбы» И. Вачкова, обсуждение, беседа и вопросы по содержанию.

    II. Этап реализации:

    1. Беседа о дружбе и друзьях «Кто такой друг?», «Что такое дружба?».

    2. Чтение: Виктор Драгунский «Друг детства». Обсуждение и беседа по содержанию.

    3. Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.

    4. Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

    5. Чтение В. Осеевой «Три товарища».

    6. Чтение стихов о дружбе: Ю. Энтин «Про дружбу», А. Кузнецова «Подружки», Т. Агибалова «У меня теперь есть друг», В. Бережная «Дружба — это теплый ветер…», Л. Квитко «Два друга», В. Викторов «Дружат дети всей Земли».

    7. Составление рассказа «Мой лучший друг».

    8. Беседа — рассуждение «Зачем нам друзья?».

    9. Драматизация сказки «Кот, петух и лиса».

    11. Просмотр мультфильма «Самый большой друг», обсуждения и беседа по содержанию.

    12. Продуктивная деятельность: рисование «Портрет друга», аппликация «Подарок другу», конструирование из бумаги «Игрушка для друга».

    13. Слушание и заучивание песен о дружбе «Настоящий верный друг», заучивание стихотворение «Всем советуем дружить».

    14. Разрешение проблемной ситуации «Кто кого обидел?».

    Заключительный этап:

    1. Составление правил дружбы.

    Итоговое мероприятие: викторина «О дружбе и друзьях».

    Ожидаемый результат: дети классифицируют сведения о дружбе и друзьях, нормах поведения и правила отношений со сверстниками, улучшится атмосфера в группе.

    Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

    Должность: воспитатель
    Место работы: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №410»
    Месторасположение: Пермь, ул. Капитанская 21