Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • В чем суть смыслового содержания понятие аномия. \ \ Социальная медицина как отрасль научного знания. Представление о термине в нейропсихологии и нейрофизиологии

    В чем суть смыслового содержания понятие аномия. \ \ Социальная медицина как отрасль научного знания. Представление о термине в нейропсихологии и нейрофизиологии

    Аномия - это термин, произошедший от французского слова anomie, что дословно переводится как "отсутствие закона и/или организации". Вследствие этого под аномией в социологии и психологии понимают такое нравственно-психологическое состояние сознания (причем как индивида, так и общества), при котором происходит деструкция системы ценностей. Этот распад обуславливается социальным кризисом, при нем явно прослеживается невозможность достижения поставленных целей, противоречие между ожиданием и реальностью.

    Терминология

    Понятие аномии ввел в 1897 году Эмиль Дюркгейм, впервые применив его в своем труде под названием "Самоубийство".

    Термин также связывают с древнегреческим ἀνομία, впрочем, также обозначавшим беззаконие, причем частица ἀ означала "отсутствие, отрицание и т. п", а νομία, соответственно, "закон".

    Аномия - это такое состояние социума, при котором большая часть его членов игнорирует или даже отрицает принятые в нем нормы.

    Теорию аномии развивал не только Дюркгейм, но и Мертон, и Сроул. У каждого из ученых понятие "аномия" немного отличается.

    По Дюркгейму

    В своей книге под "аномией" Эмиль Дюркгейм подразумевал, прежде всего, противоречие. То, которое возникает между органической и механической солидарностью.

    Что это значит?

    Органическая солидарность - это нормы (индивида или группы), созданные под влиянием естественного. В ходе развития общества как структуры и/или становления личности как таковой.

    Механическая же солидарность, в свою очередь, представляет собой инерционные нормы, и порождены они индустриализованным социумом.

    Сам Дюркгейм считал, что аномия - это результат формирования капиталистического общества. Ведь как раз в тот период традиционные нормы теряли свою силу, а буржуазные еще не имели достаточного влияния на социум.

    По Мертону

    Роберт Кинг Мертон, развивая теорию понятия, введенного Дюркгеймом, дошел до следующих выводов.

    Во-первых, что аномия - это отсутствие возможности удовлетворения того, в чем нуждается большая часть социума теми способами, которые само общество приемлет.

    Во-вторых, что цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им.

    В-третьих, что влияние установленных в обществе норм становится все меньшим, пока не начинает стремиться к нулю.

    И в-четвертых, что адаптация к аномии происходит при помощи таких жизненных стратегий, как принятие конформизма как цели и средства, но отвержение инноваций и реформизма как инструмента достижения замыслов, причем в качестве самих конечных результатов, они принимаются. И напротив: ритуализм может быть средством, но не может быть целью. Ретритизм и мятеж же не принимаются ни как метод (способ) воплощение идей в жизнь, ни как сами идеи.

    По Сроулу

    До этого рассматривалась только социальная аномия, и только Лео Сроул впервые предложил позиционировать термин с точки зрения психологии. Именно с его легкой руки дефиниция начала включать в себя не только состояния социума, но и отдельно взятого индивида, в числе характеристик которого ослабленность или абсолютная деструкция общественной сплоченности, тяга личности к саморазрушению различными физическими и моральными средствами.

    Факторы развития социальной аномии

    Сущность социальной аномии состоит в нарушении общественного порядка. Ниже приведены факторы, "благодаря" которым социальная аномия может развиваться как явление:

    • Природные, политические, экономические или иного рода потрясения, которые привели к тому, что большая часть населения прекратила ориентироваться на устоявшиеся нормы, отвергла привычные статусы и роли в пользу физического выживания.
    • Коррозия ценностей, то есть размытие границ между добром и злом, основ норм моралей. Как следствие - критика в сторону еще недавно важных вещей, риторические вопросы от общества "А так ли они важны, как думалось?". Распад социальной целостности.

    Особенности и последствия аномии

    Аномия - это пагубное влияние на социум и на личности в нем. Она отчуждает одно от другого, сводит всю структуру на "нет". Десоциальность, являющаяся одной из особенностей аномии, приводит к потере навыков регуляции членов общества при помощи норм и правил, традиций и установок. Связи и отношения - обязательные условия существования социума, перестают воспроизводиться и самовоспроизводиться, что приводит к его однозначному распаду. В зависимости от степени проникновения аномии в социальную жизнь становится сложнее восстановить ее структуру.

    Проявление данного процесса в современной РФ тесно связано с психологическим настроем населения и его общественным состоянием: нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне делает положение шатким, попеременное доминирование установок очень четко характеризует аномию сегодняшнего дня. Зыбкая рассогласованность подчеркивается неумением власти привести в порядок связи социальных начал.

    Страница 7 из 25


    Социальная аномия как ценностно-нормативный вакуум

    Несмотря на то, что любая социальная структура должна оказывать сопротивление слишком энергичным попытками ее преобразования, тем не менее если это сопротивление перерастает в консерватизм и окостенение, сразу же заявляет о себе болезнь социальной структуры. Абсолютизация сопротивления, принцип “выживания ради выживания” приводят к расшатыванию системы норм и ценностей и в конечном итоге к “болезни” социальной структуры. Она ветшает, начинает давать сбои в тех или иных институциональных сегментах. Эта общая рассогласованность социальной структуры в области нормативно-ценностных параметров социального поведения получила название аномии.

    Социальная аномия болезненное состояние общественной жизни, связанное с утратой значимости социальных ценностей, социальных норм и законов (социальные ценности – социально значимые и одобряемые в данном обществе черты человеческих отношений и поведения людей; социальные нормы – поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей в общественной и частной жизни). Это рассогласованность ценностного мира, дисперсия базовых и производных ценностей, приводящая к смешению норм и идеалов, законного и незаконного, должного и сущего, нарушение сетки регулятивных и контролирующих координат общества и утрата личностью ответственности за свои социальные действия. Аномия выражается в росте преступности, расшатывании нравственных основ общества, углублении конфликта между поколениями, отсутствии взаимопонимания между различными социальными группами.

    Говоря проще, аномия – это рассогласованность главных регуляторов (ценностей) социальной структуры (любой социальной общности, организации, группы).

    На это можно возразить, что ценности есть нечто эфемерное, не видимое невооруженным глазом, а все проблемы общества проистекают от проблем политики, экономики, социальной жизни. По-видимому, можно сказать и так (хотя это был бы слишком общий и тривиальный ответ). Но дело в том, что за всеми этими “большими” проблемами общества социологи обнаружили невидимые без микроскопа проблемы человеческих регуляторов или ценностей, которые словно на клеточном уровне несут в себе отклонения и, соответственно, все наши социальные болезни.

    Таким образом, мы видим, что социальная аномия является одной из главных причин социальных заболеваний.

    Болезнь всей социальной структуры (а аномия и есть одно из проявлений этого состояния) не вытесняет другие проблемы общества, но, напротив, помещает их в более широкий социальный контекст, в котором все иные проблемы воспринимаются как доведенная до своего личностного итога прогрессирующая аномия. Если прежде общество наиболее остро реагировало на разлад личности с системой (и, соответственно, возникающее при этом одиночество), то теперь главной болезнью общества стала пустота ценностного мира, иными словами, его “вакуумизация”, имеющая одним из своих возможных следствий и одиночество, и заполнение социального пространства девиантными ценностями.

    Не стоит думать, что аномия представляет собой нечто чуждое и потому неведомое нам. Напротив, в современном мире именно Россия, быть может, дает наиболее яркие примеры аномии.

    Верно, что в течение многих десятилетий теория аномии не имела в России никакого успеха, будучи известной лишь узким специалистам в области теоретической социологии и криминологии. В самом деле, реалии авторитарного строя с его устоявшейся социальной структурой, не оставлявшей внутри себя незаполненного вакуума социальных отношений, не давали жизненного материала для привлечения теории аномии в качестве теоретического и практического инструмента познания. Аномия либо существовала только в глубинных слоях социальной структуры, либо была полностью элиминирована.

    Однако вырождение и последующее падение социальной структуры советского общества резко изменили всю картину. От предельной заполненности социальных пространств российское общество перешло в состояние полного вакуума культурных целей и институциализированных средств. И здесь наступил час теории аномии, которая оказалась наиболее действенным средством анализа новой ситуации переходного периода российского общества,

    Диффузия основных и производных ценностных ориентаций в обществе и полная расшатанность представлений о том, что дозволено или не дозволено, привели к удивительному и одновременно трагическому эффекту: в современном российском обществе практически полностью отсутствует изначальная для любого социума реакция солидарности. Никто ни с кем не хочет вступать даже в примитивные союзы. Все взаимодействия ограничиваются краткосрочными, прямыми и узко направленными контактами. Это касается экономических, политических и культурных институтов.

    Полное смешение представлений о целях общественной системы на макроуровне (включение в мировое глобальное сообщество, сохранение империи, создание православного теократического государства, возрождение монархии и пр.) приводит к дизассоциации на микроуровне. Последняя дает особенно наглядные примеры аномии. Ориентация на успех, активно и во многом декларативно насаждаемая сторонниками прозападной модернизации, сталкивается с прямо противоположной ценностной тенденцией – стремлением закрепить традиционные ценности православной жертвенности, духовности (нематериальности), страдания во имя высшей цели. Однако весьма примечательно, что даже эта, казалось бы, непримиримая борьба идей и мотивов не приводит к солидаризации партий и социальных групп и генерированию конфликта в национальном масштабе. Напротив, на индивидуальном уровне большинство людей живут в состоянии одновременной ориентации на все указанные ценности разом, меняя их в зависимости от ситуации.

    Это, видимо, можно охарактеризовать как “тотальную, или капиллярную, аномию”, которая охватывает не только общественные институты, но и “капиллярные” структуры повседневности.

    Аномия заявляет о себе присутствием прежде всего разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных отклонений. Строго говоря, такие массовые явления, казалось бы, не имеющие ничего общего друг с другом, как неуплата за проезд в городском транспорте, уход от налогов, списывание на экзамене, по сути, обозначают присутствие аномии. То же касается и любых видов преступности. Причем дело состоит не в том, что указанные отклонения имеют место, что может происходить даже в самых “правильных” и стабильных обществах. Главное состоит в том, что эти отклонения принимают массовый характер и под разными предлогами вполне всепростительно воспринимаются обществом. Вот это уже самая настоящая аномия.

    К числу легко наблюдаемых и определяемых “индикаторов” аномии можно отнести рост преступности, социальный хаос, “смятение душ”, неясность жизненных целей (“главное для нас – выжить”), резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных с данной социальной системой (“мы живем только сегодняшним днем”), возрастание значимости материальных ориентаций как противоположных нравственным и духовным (“сейчас нам не до духовных запросов”) и т.д. В этом смысле аномия раскрывается как однозначно отклоняющееся, аномальное состояние социальной структуры.

    Не обнаружив устойчивых долговременных ориентиров, человек впадает в состояние усталости от своего собственного бытия. Причем эта усталость приобретает окраску неизбывности, непреодолимости. Никакие рациональные усилия, направленные на преодоление аномии (поиски работы, нового партнера, психотерапевтического лечения и т.д.) не приводят к желаемому результату (если аномия носит всеохватывающий характер). Происходит аномичное саморазрушение личности.

    Свое первое подлинно теоретическое осмысление аномия получила в социологии Эмиля Дюркгейма, в частности, в его известном исследовании “Самоубийство” (1897).

    В этой работе Э.Дюркгейм рассматривает аномию в качестве одного из объяснений самоубийства, причем аномия представляет собой состояние, в которое погружается общество в эпохи внезапных крутых изменений и социальных потрясений. Не все общественные кризисы ведут к аномии и увеличению числа самоубийств.

    Например, находясь в состоянии войны, народ обретает общие цели и задачи, которые объединяют общество, обеспечивают мобилизацию его солидарности. Это касается и социальных революций, которые, с одной стороны, повышают солидарность определенных социальных групп, ослабляя при этом, с другой стороны, солидарность групп, теряющих опору в ходе социального катаклизма.

    Однако вялотекущие социальные конфликты и кризисы, сопровождаемые экономической депрессией (скажем, послевоенные состояния общества, характеризующиеся массовым отрезвлением относительно подлинных движущих сил, вовлекших общество в военный конфликт), создают, можно сказать, идеальные условия для формирования “потерянных поколений”, аномии и, соответственно, одиночества.

    В работе “Самоубийство” Дюркгейм отвергал объяснения самоубийства в терминах индивидуальных психологических мотивов. Для Дюркгейма главный объясняющий фактор – сугубо социальные обстоятельства самоубийства. Оно становилось, в его видении, функцией нескольких социальных переменных: религиозных, семейных, политических, национальных и других форм социальных отношений. При таком подходе к проблеме французский социолог отбрасывал теории, объяснявшие самоубийство наследственными причинами, космическими факторами, психологическим феноменом подражания и т.д. Наиболее ценной чертой дюркгеймовского анализа самоубийства было как раз раскрытие социальной сущности этого явления, которое вытекает из кризисного состояния общества.

    Для нормальной жизнедеятельности человека нужна непрекращающаяся регламентация и регуляция как его внешней (социальной), так и внутренней (биологической) природы. Когда общество чрезмерно ослабляет свой контроль над индивидом, возникает состояние ненормальности, ведущее к распаду личности. Индивидуальные желания, вытекающие из биологической природы человека, непомерно возрастают, общество и индивид дезинтегрируются.

    В “Самоубийстве” аномия рассматривается как моральный кризис, при котором на почве общественных потрясений нарушается система моральной регуляции человеческих страстей, что ведет к такому моральному состоянию, при котором возникает отклоняющееся поведение, крайнее проявление последнего – самоубийство. “В момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека, и в этом мы находим объяснение резких повышений кривой самоубийств...”

    Социальная аномия развивается тогда, когда быстрые общественные и экономические изменения нарушают сложившуюся систему общественных отношений, что приводит к формированию “потерянных поколений”, аномии и, соответственно, одиночеству. Вследствие этих нарушений ожиданиям человека не суждено осуществиться, и это становится очевидным и для самого человека. Опрокидывание традиционных норм, утрата ограничений ведут к появлению у людей чувства существования в пустом пространстве без каких бы то ни было ориентиров. Не найдя “осей координат”, некоторые люди устают от существования и одиночества. Их целерациональные усилия становятся бесполезными, жизнь теряет ценность, и следствием этого может стать аномичное саморазрушение – самоубийство как крайняя степень аномии.

    Дюркгейм пытался выяснить, в какой степени отклоняющееся поведение зависит от культуры, понимаемой как система норм и ценностей. Аномия вызывается ослаблением значения и веса моральных норм, регулирующих человеческую деятельность, а ослабление уважения к существующей морали – ломкой механизмов регуляции общественных целей.

    Иначе дело обстоит с общественными потребностями, проявления которых Дюркгейм видел в стремлении к богатству, власти, роскоши. Границы их удовлетворения неопределенны, жажда общественных вознаграждений беспредельна. Эти страсти никогда полностью не удовлетворяются. Возникает вопрос об оптимальности их развития и реализации. До какого предела может и должна развиваться человеческая активность, чтобы эти потребности нашли свое полное воплощение? Не ведет ли все большее увеличение потребностей к настоящему бедствию, суть которого в противоречии между растущими потребностями и реально достижимыми целями? Как должна происходить дифференциация потребностей согласно профессии, общественному положению?

    Эти вопросы носили у Дюркгейма, по сути, риторический характер. Если не обуздать неким образом “страсти души”, то они ведут к воцарению в обществе аномии. Альтернативой ей могло стать лишь нравственное преобразование всего сообщества – своего рода моральная революция.

    Экономическая аномия – это нарушение установленного порядка, фиксирующего с относительной точностью максимальный уровень материального благосостояния каждого общественного класса и устанавливающего определенные рамки на шкале доступного, возможного и допустимого накопления материальных благ. Разрушение этой установленной ранее шкалы и возникновение новых соотношений на ней, а равно и появление новых социальных групп “лидеров” и “аутсайдеров” немедленно сопровождается возникновением аномичных состояний. Наряду с макроуровнем (экономическими институтами общества) Дюркгейм рассматривал и микроуровневые институты, в частности семью.

    Семейная аномия – нарушение равновесия и дисциплины, обеспечиваемых семьей и семейной моралью. В семье разрушаются роли и ценностные ориентиры, соотношение между поколениями, детерминанты власти и т.д.

    Состояние аномии возникает как в случае резкого и очевидного ухудшения экономического положения, так и в случае внезапного наступления благоденствия. В обоих случаях утрачивается привычный образ жизни, социальный порядок дезинтегрируется, его регуляторные функции ослабевают. Нарушается общественное равновесие, одни индивиды быстро возвышаются, другие теряют свое положение в обществе, колеблется и дезорганизуется сама общественная структура. Индивид теряет способность приспосабливаться к социальным преобразованиям и новым социальным требованиям. Исчезают четкие правила и нормы морали и поведения, старая иерархия ценностей рушится, а новая еще не сложилась. На вопрос о том, каким образом степень интеграции социальной структуры может служить причиной самоубийства, Дюркгейм отвечал ссылкой на психологическую конституцию человека, которая требует цели, стоящей выше его, а в слабоинтегрированном обществе такая цель отсутствует, и индивид, обладающий слишком острым восприятием самого себя и своей ценности, стремится быть своей единственной целью, а поскольку такая цель не может его удовлетворить, он влачит апатичное и безучастное существование, которое кажется ему лишенным смысла. Для характеристики морального сознания и психологического состояния индивидов Дюркгейм постоянно использовал следующие выражения: вечное состояние неудовлетворенности, мучение, устойчивое разочарование, бесполезность, дезориентированность, болезненное беспокойство, тревожность, бессмысленность, нетерпимость, жадность, конкуренция, поиск своего места в социальной структуре, чувство прав без обязанностей, ориентация на потребление и удовольствие, отсутствие чувства солидарности с окружающими, выход человеческих желаний и стремлений за рамки возможного их удовлетворения, отсутствие опыта выполнения полезных функций и служения цели, большей чем собственные интересы, отрицание человеческих способностей к упорядоченной и уравновешенной жизни, в которой каждый знает свое место и обязанности.

    Альтернативой аномичному состоянию общества может стать лишь глубокое нравственное преобразование всех сфер общежития. Дюркгейм полагал, что только мораль может принудить человека к самоконтролю, привести его потребности в соответствие с их возможным удовлетворением. Как физические, так и общественные потребности зависят по своему происхождению “только от индивидуума”. Общество рассматривается им не как производитель и источник потребностей, а как их ограничитель и средство удовлетворения. В нормальном состоянии общество устанавливает пределы потребностей в роскоши, которые в условиях аномии (безнормности) становятся ненасытными. “Необходима регулирующая сила морального характера”. Так возникает его концепция благотворной для индивида регулирующей силы общества.

    Дюркгейм полагал, что в моральном сознании общества существует нетерпимость к роскоши. Общество должно было бы обеспечивать равенство и классовую справедливость благодаря своему моральному авторитету, играющему главную роль во всех общественных делах. Но в случае внезапного нарушения равновесия, прежде всего в экономической сфере, нормальная моральная регламентация нарушается.

    Во время экономического кризиса человеческие потребности должны быть уменьшены, и приспособление к этому бывает долгим и мучительным. Если же кризис сменяется подъемом, потребности увеличиваются сверх меры, установленные моральные правила теряют частично свою силу, индивид ищет максимума благ для себя лично, причем за счет других. Человек, оказываясь вовлеченным в борьбу за блага, теряет всякие масштабы дозволенного. Во время кризисов, социальных революций и т.д. одни индивиды внезапно возвышаются, другие попадают на низшие ступени иерархии. Все это вместе лишает индивида надежной опоры, каковой является общественная связь, дисциплина, чувство принадлежности к группе. Анализируя исключительные ситуации и кризисы социальной организации, Дюркгейм делал вывод о необходимости морального и культурного регулирования общественных целей и утверждения гибких ограничений, диктуемых реальными общественными возможностями.

    Рассмотрение Э. Дюркгеймом аномии, включавшее классификацию и анализ различных форм этого явления, имело своей конечной целью создание, хотя бы и в теории, таких условий, которые уничтожали основу безнормности и обесценивания общественных ценностных регуляторов. В заключение к “Разделению общественного труда” французский социолог высказал свою мечту об обществе, в котором отдельные индивиды руководствовались бы системой норм и принципов (то есть моралью), призывающей их (индивидов) раз и навсегда удовлетвориться данным положением в системе разделения общественного труда и не стремиться к большему. Так, несколько упрощенно и явно не без влияния социалистических настроений, которым Дюркгейм был не чужд, он видел пути снятия общественной и личной аномии и установления подлинной солидарности. Общественная мораль, гармоничное разделение труда и солидарность должны были бы поглотить эгоизм отдельных индивидов и уничтожить основу аномии, а равно и одиночества, что способствовало бы оздоровлению общества в целом, отдельных социальных групп и индивидов.

    Наряду с Э.Дюркгеймом, американский социолог Роберт Кинг Мертон внес неоценимый вклад в развитие теории аномии как отклоняющегося состояния социальной структуры общества. Им были написаны фундаментальные труды, в значительной степени фокусировавшиеся на проблеме разложения общественных ценностей.

    Для лучшего восприятия теории аномии Мертона рассмотрим общие основания его теории социальной структуры, так как именно “выпадение” из социальной структуры, несоответствие ее требованиям приводит к возникновению, согласно Мертону, аномичных явлений.

    Понятие структуры, по Мертону, подразумевает в качестве своего главного свойства стабильность, упорядоченность, “целерациональность”, предсказуемость. Все эти характеристики выражают принципиальную умонастроенность Мертона – вольно или невольно уходить от развернутого определения социальной структуры как таковой, придавая более важное значение отклонениям социальной структуры от своего “нормального” состояния, охарактеризованного выше. К числу подобных отклонений относится аномия.

    Более того, создается впечатление, что Р. Мертон использует аномию в качестве средства негативного определения социальной структуры. Иначе говоря, с помощью анализа “болезни” он стремится воссоздать картину функционально здорового “организма” общества. Такой метод вполне допустим и многократно был использован в социальных науках.

    Р. Мертон существенно модифицирует концепцию аномии Дюркгейма. Последняя акцентировала безнормность, бесцельность и дезинтеграцию социального порядка. Мертон же исследует социальную ситуацию в категориях дисбаланса между культурно осознанными целями поведения и требованиями социальной структуры, в силу определенных причин препятствующей их реализации.

    Социальная структура раскрывается Мертоном как совокупность “институционализированных норм” и связанных с ними “законных институционализированных средств” достижения целей. Проще говоря, предполагается, что цели могут быть достигнуты, а идеалы реализованы только в рамках социальной структуры, то есть узаконенных, общепринятых, связанных с социальными институтами общества средств достижения целей и воплощения идеалов. Игнорирование институциональной стороны общества приводило бы к анархии и распаду солидарности, ибо в этом случае каждый индивид или же каждая группа вели бы “игру” по разнородным правилам.

    Коль скоро социальная структура имеет два взаимосвязанных аспекта – культурные цели и интитуциональные средства, – то остановимся на их рассмотрении более подробно.

    К области культуры Мертон относит “организованные нормативные ценности” и связанные с ними “определяемые культурой цели”. В иных терминах область культуры (по Мертону) можно определить как мир человеческих идеалов, руководящих поведением личности. С одной стороны, культура задает цели поведения, с другой – определяет ценности. В совокупности цели и ценности создают координатную сетку, в рамках которой происходит саморазвитие и самореализация человека.

    В самом общем виде культурный аспект являет собой мир желаемого, мир устремленности; институциональный аспект – это система ограничений, впрочем, совершенно необходимых для поддержания солидарности в той или иной социальной общности. В свою очередь аномия становится результатом рассогласованности (если не конфликта) между культурой и институциональной структурой, выражающейся прежде всего в невозможности достичь определяемых культурой целей нормальными, законными, установленными обществом средствами. Степень такой невозможности определяется самыми различными факторами – социально-психологическим типом личности, социальным статусом индивида, величиной давления на него со стороны социальной структуры.

    Самого различного рода разбалансированности отношений культурных целей и институционализированных норм приводят к возникновению аномии. Реакция социальной структуры, препятствующая, в отношении того или иного индивида, его целедостижению и поощряющая другого, может вызвать спонтанный взрыв нонконформизма, крушения норм и развитие ситуации безнормности и беззаконности, дисфункцию социальных институтов и общую дезорганизацию социальной структуры. Обратная, отраженная реакция может бумерангом разрушить систему верований и идеалов, ради которых индивид вольно или невольно вступил в конфликт с институтами общества, вызывая конфликтную противоположность ценностей и целей, трудности идентификации индивидов в ценностном многообразии (затруднение в ответе на вопрос: кто есть кто?), непредсказуемость реакции окружающих, разложение систем моральных ценностей и отсутствие идеалов.

    Аномия вовсе не обязательно должна всегда и при всех обстоятельствах носить тотальный характер. Она обладает своей собственной динамикой. Она может быть эпизодической (смена разочарований периодами бурной целеустремленной активности) или сегментированной (то есть охватывать отдельные “зоны” социальной деятельности индивида, скажем, семейные отношения или профессиональную среду). Но в своем развитом виде аномия охватывает большую часть или все области социальной жизнедеятельности индивида, в чем, в конце концов, и состоит смысл аномии. Настоящая аномия наступает именно тогда, когда еще остававшиеся “островки” социальной стабильности и рациональности поглощаются ценностным вакуумом и нравственной бессмыслицей. Глубокий драматизм аномии состоит в том, что индивид уже не обладает возможностью изменить ни себя (отказавшись от прежних целей и идеалов), ни свое институциональное окружение.

    Особого внимания требует понятие “ценностный вакуум”. Оно, в принципе, означает не столько полное отсутствие ценностных регуляторов поведения (подобную ситуацию просто трудно представить даже теоретически), сколько их фрагментированность и рассогласованность. В различных поведенческих эпизодах индивид может подчиняться ценностным направляющим локального или низшего уровня. Но в целом эти эпизоды не складываются в единую систему поведения, они легко дробятся на составляющие, постоянно видоизменяются. На практике это означает поведение, характеризующееся частой сменой убеждений (причем сменой, активно и “доказательно” аргументируемой).

    Открытие аномических приспособлений дало Мертону возможность объяснить не только самоубийства (подобно тому, как это сделал Дюркгейм), но и правонарушения, преступность, психические расстройства, алкоголизм, наркоманию.

    Согласно Мертону, главное средство противостояния аномии заключается в правильном семейном воспитании, направляющем ребенка по соответствующему руслу приспособления к требованиям структуры. Взаимодействие ребенка и родителей – сложный процесс, который может либо предрасполагать ребенка к будущей аномии, либо элиминировать ее до возможных пределов. Ребенок усваивает доминирующий тип приспособительной реакции, свойственной его родителям, и делает его как бы отправной точкой своей собственной социализации. Из этого вовсе не следует, что ребенок во всем копирует или будет копировать своих родителей, но в любом случае он выработает свою реакцию на поведение родителей.

    Преднамеренно теоретический ракурс рассмотрения одиночества и аномии вовсе не исключает краткого рассмотрения прикладных сфер, где указанные теории обретают свое реальное практическое звучание. Одна из указанных областей связана с предпринимательской деятельностью, точнее, с корпоративным бизнесом.

    Американский исследователь Роберт Сейденберг весьма искусно, с социологической точки зрения, проанализировал проблему одиночества в семьях представителей крупного корпоративного бизнеса в США. Институт семьи, в данном случае семьи бизнесмена, стал своеобразным “магическим кристаллом”, в котором нашло свое отражение состояние одиночества и его динамика в структурах предпринимательской деятельности в целом.

    Исходной позицией Р. Сейденберга, сформи­ровавшейся у него в ходе предварительных наблюдений за частной и деловой жизнью американских предпринимателей, стало признание высокого уровня аномии и одиночества, характерных для этой среды. Частые разъезды по стране и миру, чувство постоянного делового риска и деловой ненадежности, необходимость лицедействовать, дабы скрыть истинные эмоциональные состояния, повышенная осторожность в установлении каких-либо контактов с людьми, забота о сохранении деловой тайны даже от жены и близких – все это, по мнению Сейденберга, ведет к социально-психологической изоляции бизнесмена и формированию его одиночества.

    Семья фактически оказывается слабой защитой от описанного выше дистресса. Согласно стилю жизни среднестатистического предпринимателя, семья играет в общем и целом второстепенную роль, заполняя его свободное время, когда таковое имеет место. Роль же главных компенсаторов дистрессового состояния играют иные факторы – рост служебной карьеры и азарт конкурентного игрока. Именно эти два фактора (но не семья) противостоят одиночеству и могут субъективно рассматриваться бизнесменом как нечто такое, что снижает его одиночество.

    Что касается жен крупных бизнесменов, то, несмотря на их кажущееся внешнее благополучие, они по большей части испытывают жесточайшее одиночество не в последнюю очередь вследствие своей “невключенности” в смысловой ценностный ряд своего супруга. Это ведет к потере “корпоративной женой” своего Я, то есть личностной самоидентичности.

    В итоге, по мнению американского социолога, семья корпоративного бизнесмена стала генератором одиночества в обществе, порождая многочисленные проблемы, такие как разводы, неполные семьи, дети без родителей и др.

    Развитие теории аномии в “постмертонианской социологии” показывает, что наиболее влиятельные социальные структуры и институты (прежде всего политические и экономические) не способствуют снижению указанных явлений, а, напротив, придают им еще большее распространение. Поскольку в мире ныне господствуют несколько весьма убедительных эсхатологических моделей (экологическая опасность, глобальное потепление климата, истончение озонового слоя атмосферы, демографический взрыв, оскудение ресурсов земли и ее плодородия, распространение СПИДа и превращение его в пандемию и др.), то представляется вполне возможным присоединить к печальному алармистскому списку и аномию. Она здесь, она среди нас, она и там, где, по логике вещей, должен господствовать прогресс и преобладать разумная целерациональность. Аномия оказывается все более тесно связанной с наиболее мощными экономическими и политическими институтами (частное предпринимательство и легальная демократия), которым, по идее, должно принадлежать будущее.

    И хотя общество реагирует на наступающие аномии разного рода терапевтическими программами (психотерапевтическое консультирование, установление “человеческих отношений” на производстве, разыгрывание “человеческой карты” в СМИ и социально ориентированной рекламе и т.п.), они, как представляется, даже в первом приближении не могут сыграть сколько-нибудь существенной роли в нейтрализации деструктивного воздействия аномии. Она уходит своими корнями в базовые структуры общества.



    Общество строится на общепринятых правилах, которые регулируют взаимоотношения между отдельными людьми и группами, коллективами в целом. Мораль, нормы, законы и правила придуманы для того, чтобы каждый человек понимал, каких ценностей ему придерживаться, чтобы быть принятым обществом, а также как общаться с окружающими, чтобы не нарушать их права и свободу. Противоположностью этого является аномия – распространенное в современном мире явление. Следует рассмотреть понятие, способы преодоления и примеры аномии, начав с небольшой теории.

    Аномия

    Что понимается под аномией? Это отсутствие законов и игнорирование моральных принципов, что приводит к деструктивному поведению и появлению негативных мыслей, разрушающих общественный устой. Данной проблемой занимаются психологи, социологи, смежные науки и даже медицина.

    В медицинском понимании аномией называется патологическое «выпадение» из памяти имени или наименования предмета.

    Аномия может проявляться в индивидуальном или групповом порядке. Например, суицидальные мысли или противозаконные поступки могут называться индивидуальной аномией. Групповая аномия возникает во времена, когда в стране царствует смута, война, перестройка, революция, кризис. Это провоцируется невозможностью воплотить те моральные принципы, которые провозглашаются обществом. Отдельные группы замечают, что в настоящих обстоятельствах достижение моральных ценностей невозможно, поэтому это приводит к деструктивному настрою.

    К аномии также можно отнести разочарование в жизни, деградацию в профессиональной деятельности, отрыв от социума.

    На государственном уровне под аномией понимается нарушение целостности общества за счет разногласия моральных устоев и способов их достижения. В таком обществе возрастают убийства, самоубийства, насилие и прочие преступные действия. Если в обществе провозглашается то, что законными действиями невозможно достичь, тогда люди прибегают к незаконным поступкам:

    1. Конформизм – человек в имеющихся условиях старается достичь поставленных целей.
    2. Инновация – человек старается достичь желаемого, создав новые условия.
    3. Ритуализм – человек не меняет условий, однако меняет цели.
    4. Уход – человек отказывается от целей и не принимает имеющихся условий.
    5. Мятеж – отказ от имеющихся целей и обстоятельств с целью замены их новыми целями и условиями.

    Социальная аномия

    Когда в обществе начинают меняться устои и моральные ценности, тогда некоторые люди не успевают перестроиться, из-за чего начинают ощущать собственную непричастность. Более подверженными изменениям и гибкими являются молодые люди. С одной стороны, они сами являются инициаторами формирования чего-то нового, что больше соответствует их интересам. С другой стороны, они возглавляют общество в желании изменить сформировавшиеся устои.

    Когда мораль и нормы меняются, многие люди теряются. Одни соглашаются с тем, что происходит, другие отказываются, из-за чего становятся борцами за возврат прежних правил. Аномия характеризуется появлением новых устоев, однако отвержение их обществом, которое пока еще живет старыми принципами.

    Любое отклонение от нормы называется в социологии аномией. Когда общество входит в кризисное состояние, именно в этот период возникает данное явление. Прежняя мораль разрушена, а новая еще не сформирована. Здесь человек начинает хаотично искать способы достижения баланса, который значительно нарушился. У каждого это получается сделать по-своему. Вот почему целостность общества нарушается, поскольку формируется одновременно несколько групп, которые противоборствуют друг другу.

    Когда человеку необходимо реализовывать сразу две противоположные ценности, возникает аномия. Другими словами, аномия – это «переходный период», когда уже не действует старое, но пока еще новое не показало своего положительного результата.

    На сегодняшний день аномия является прогрессирующей, поскольку происходит постепенный переход от коллективного к индивидуальному. Человек пока еще не научился сочетать в себе и своих действиях общественную мораль и стремление к достижению личных целей. Если раньше было четкое разделение между слоями людей, где давались четкие цели и законные способы их достижения, теперь человек должен сочетать законность действий с собственными целями, которые он сам перед собой поставил.

    Понятие аномии и морали

    Понятие аномии – это разрушение морали с целью достижения эгоцентрической цели. Что же такое мораль? Существует три типа морали:

    1. Социальная, или внешняя.
    2. Запрограммированная, индивидуальная.
    3. Самомотивированная, индивидуальная.

    Всех людей можно разделить на 4 группы:

    1. Аморальные люди, нарушающие закон.
    2. Аморальные люди, подчиняющиеся закону из страха.
    3. Люди, следующие социальной морали не из страха, а по убеждению, сложившемуся под действием образования. В этом случае их мораль – не более, чем условный рефлекс, поскольку в ней отсутствует самомотивация.
    4. Люди, следующие моральным и юридическим законам добровольно, по внутренней мотивации, свободные от внешнего давления.

    Необходимо осознать, что настоящая моральная заслуга состоит не в уважении силы закона, а основана на «Я» человека, то есть его убежденности и добровольном желании следовать нормам, которые он считает моральными. В противном случае нельзя сказать, что человек совершает моральные действия, он лишь пассивно, слепо и механично следует определенным правилам, совершено не понимая их настоящего значения. Нет истинной морали без понимания важности значения моральных принципов.

    Есть люди, которые совершают моральные поступки, будучи внутренне аморальными. Конечно, это лучше, чем быть аморальным и внутренне, и внешне. Для общества различия между внутренней и внешней моралью не имеют значения, но крайне важно для человека, который стремится к духовному совершенству. Только духовность делает человека моральным, гарантирует стабильность и постоянство этого качества, а также способствует тому, чтобы он добровольно, а не принудительно следовал законам. Даже если закон не предусматривает наказания, моральный человек не будет его нарушать, поскольку такое поведение соответствует его сущности. Он ведет себя так не потому, что запрограммирован, а по своей воли.

    Внешняя мораль не является гарантией внутренней, но внутренняя мораль всегда означает и внешнюю. Таким образом, человек достигает внутренней, моральной, самомотивированной сознательности, которая активна и динамична, а не запрограммирована и статична. Интересно отметить, что все, кто следует законам, считаются в обществе честными и моральными. А как же те, кто нарушил закон, совершил серьезное преступление, но не был пойман? В этом случае человек может сохранить свою репутацию перед обществом, но все равно войдет в группу людей аномии.

    Итак, человек истинно морален только в том случае, если следует законам из-за любви к истине и справедливости, уважая естественный порядок вещей, понимая принцип причины и следствия, а не из страха наказания, не по принуждению и не из-за условного рефлекса. Таким образом, существует законность без морали и мораль без законности. Кант утверждал, что моральный человек осознает сущность морали и закона и следует и тому, и другому. Истинная мораль не должна зависеть ни от страха, ни от надежды, ни от других внешних влияний.

    Социальная норма и социальная аномия

    Человек живет в социуме, где существуют определенные правила, нормы и законы поведения. Социальная норма – это свод принципов и правил, как люди должны себя вести, что думать, как рассуждать и что говорить, чтобы сохранить миролюбивое отношение к себе и проявить уважение к окружающим. Социальная норма – это регулятор взаимоотношений, который позволит людям жить в мире и гармонии. Социальная аномия является полной противоположностью нормам, установленным в обществе.

    Социальные нормы диктуют не просто поведение людей, а различные этические и культурные правила, которых они должны придерживаться в различных слоях общества. Более того, на основе социальных норм человек формирует определенные ожидания в отношении окружающих, как и другие люди имеют право требовать определенных действий от конкретного человека.

    Когда люди начинают отклоняться от общественных норм, что приводит к деструктивному поведению, это развивает социальную аномию. Она проявляется в:

    • Утрате образа, которого должны придерживаться люди. Человек может проявлять любые свои качества.
    • Формировании поступков, которые противоречат законам, но полностью подчиняются желаниям индивида.

    Люди часто говорят о морали. Им нужно, чтобы их уважали, ценили, почитали. В каждой отдельной ситуации и во время общения с окружающими человек требует к себе определенного положительного отношения. Кому-то не нравится, как над ним шутят, а кто-то понимает, что ему лгут. Можно это назвать так: каждый человек хочет, чтобы к нему относились уважительно.

    Но как ведет себя сам человек, который этого желает? Зачастую люди получают именно то отношение, которое они позволяют к себе проявлять. В силу низкой самооценки и неуверенности в том, что вы являетесь достойными уважения, позволяете некоторую вольность окружающим. Они над вами зло шутят, а вы лишь улыбаетесь, чувствуя неприятные ощущения внутри, в ваш адрес используют брань, а вы молчите. Своим попустительским поведением вы просто демонстрируете другому человеку, что готовы терпеть его выходки.

    Иногда можно дать некоторую вольность окружающим. Но именно то, что человек не наказывает их за неуважительное отношение к нему, негласно показывает, что с ним таким образом и дальше можно обращаться.

    Не следует ждать, что люди сами поймут, насколько грубо они обращаются, потому что если вы ничего не делаете и не говорите, продолжая молчать и терпеть, то тем самым даете понять, что вас все устраивает. Люди не будут меняться, если им кажется, что вам хорошо и при таком отношении. Помните, что с вами обращаются так, как вы того позволяете другим.

    Вместе с тем, требуя морали, сами ведите себя морально. Если вы только требуете к себе уважения, а сами при этом не уважаете, то людям не захочется прислушиваться к вашим просьбам. Как вы с людьми общаетесь, так и они с вами будут общаться. Если вам что-то не нравится в отношениях с другим человеком, то выразите свое недовольство, протест и сами при этом будьте такими, какими хотите видеть окружающих.

    Теория аномии

    Различные направленности по-своему понимают явление аномии. Однако все они описывают одно и то же. Простыми словами, под аномией понимается беззаконие и отсутствие норм. В качестве преступного явления она была рассмотрена в теории Дюркгейма. Он полагал, что общество без преступности просто не способно существовать и прогрессировать. Лишь тотальный контроль за поведением других людей может избавить общество от преступности. Однако в таком случае придется найти другие модели поведения, которые будут наказываться.

    Поскольку нет одинаковых людей, их поведение тоже отличается. То, что нарушает свободу и жизнь окружающих, считается противозаконным. Все остальные поступки, причиняющие душевную боль окружающим, которые ожидали от людей конкретного поведения, называются аморальными.

    Без отсутствия многообразия в поступках и мыслях человек не прогрессирует. Там, где возникают социальные нормы, неизбежно формируется социальная аномия. Таким образом, аномия по Дюркгейму является показателем здорового общества. Социальные нормы провоцируют определенные ожидания у людей, которые страдают, если они не оправдываются. Вместе с тем социальная аномия провоцирует прогресс общества, который должен найти такой устрой общества со всеми его моральными принципами, который будет удовлетворять потребности всех людей.

    В теории психологии аномия понимается как потеря сопричастности человека с обществом. Индивид становится обособленной личностью, которая не чувствует себя частью группы или общества в целом. Это приводит к развитию , когда человек начинает пить алкоголь, впадает в , живет скучной жизнью и т. д.

    Подобное развитие событий объясняется специалистами сайта психиатрической помощи сайт как неспособность человека адекватно отреагировать на собственную отрешенность. Одиночество порицается обществом. На одинокого человека постоянно давят и негативно реагируют. Если человек поддается давлению извне, тогда он начинает саморазрушаться. Принятие собственного желания быть индивидуальным позволяет оградить себя от аномии.

    Человек входит в состояние аномии, когда замечает, что в стране происходит кризис, перестройка или его личные желания не реализуются теми законными действиями, которые приемлемы в обществе. В данном случае:

    • Человек перестает доверять обществу, что позволяет ему вести себя аморально.
    • Прежние цели становятся бессмысленными. Человек не способен найти «свое место», что вызывает скуку, потерянность, угнетенность.
    • Возникает изоляция, оторванность от социума, отшельничество, неспособность возобновить контакты с людьми.

    В медицинской теории аномией считается афазия и неспособность вспомнить определенные имена и названия предметов.

    Примеры аномии

    Условно примеры аномии можно разделить на масштабные (государственные) и коллективные, иногда индивидуальные. Масштабными примерами аномии могут стать войны, революции, откол мелких государств. Коллективные аномии проявляются в стремлении повлиять на мнение общества: мятежи, разгромы, новые веяния в общественных целях (например, движение «чайлдфри»). Индивидуальными можно назвать аномии, проявляющиеся в преступных действиях, алкоголизме, наркомании и т. д.

    Происходит это с отдельным человеком или в обществе в целом, каждый участник чувствует необходимость перемен. В коллективе человек принимает новую идею, которая создает иллюзию того, что только противоправными действиями можно достичь тех целей, которые у него имеются. Однако частыми становятся случаи, когда группировка распадается после ее подавления, что еще раз подтверждает невозможность реализации целей незаконными способами.

    Следует отметить влияние СМИ и примеров родителей, которые провоцируют в человеке деструктивное поведение. Все частыми становятся беседы о плохом, нежели о хорошем. Люди стали делиться своими бедами, что еще больше убеждает окружающих в том, что никому нельзя доверять и следует быть хитрыми.

    Безбожие тоже относится к аномии. Ярко данный феномен проявлялся во времена господства веры и религии. Вспомним о сжигании женщин на кострах, которых подозревали в колдовстве. Каждый, кто не соответствовал определенным нормам общества, должен был погибнуть, что создавало иллюзию сохранения целостности. Однако это привело лишь к тому, что безбожные люди научились скрываться или притворяться верующими.

    Говоря о социальных нормам, следует понимать, что многие люди вынуждено их придерживаются. Более хитрые представители научились уходить от наказания, которое следует за совершением противоправного поступка. Аномия – это попытка адаптироваться к условиям жизни.

    Преодоление аномии

    Если обратиться к прошлому, то можно сказать о том, что преодолеть аномию невозможно. Во все времена люди старались создать такое общество, которое будет гармонично содействовать счастью и здоровью отдельных личностей. Однако пока такой системы не существует, преодолеть аномию не получится.

    В преодолении аномии люди часто обращаются к прошлому: «Раньше жилось хорошо». Однако в некоторых ситуациях это не работает, если человек понимает, что механизмы, которые ему предлагаются, не помогут в устранении внутреннего конфликта между желаемым и достигаемым.

    Пока общество не способно предоставить всем людям социально приемлемые способы достижения тех целей, которые само же и пропагандирует, отдельные люди будут совершать аморальные поступки. Они будут продиктованы желанием изменить либо среду, в которой наконец-то воплотятся желания, либо цели, однако обществом они будут характеризоваться как аморальные.

    Пока существует конфликт между целями (ценностями) и способами реализации (средствами), будет существовать аномия. Соответственно, единственный способ ее преодоления – это соотнесение целей с имеющимися ресурсами, которые помогут ее воплотить. Однако здесь не учитывается такое желание, как «хочу большего», что свойственно человеку, который стремится к прогрессу. А это значит, что цели всегда будут опережать средства, то есть не соответствовать им и провоцировать аномию.

    Итог

    В зависимости от того, как проявляется аномия, она может влиять на продолжительность жизни человека, а может и вовсе на ней не сказываться. Итог аномии – социальная изоляция и неприятие обществом. Зачастую люди заканчивают жизнь в одиночестве и болезнях, которые сами в себе развили.

    Прогноз аномии преступного характера – наказание и заключение. Человек лишается свободы, которая позволяла ему быть деструктивным. Теперь он попадает в структуру, где он будет вынужден подчиняться, независимо от желаний.

    Жизнь в социуме является сложной, поскольку нормы и правила периодически меняются. Человек вынужден подстраиваться, часто отказываясь от собственных желаний, которые ранее испытывал и старался реализовать. Это тоже вызывает внутренний конфликт, который может привести к аномии.

    Человек вынужден адаптироваться в постоянно меняющемся обществе. Нормы морали всегда менялись и будут меняться. Это делает неустойчивыми те ценности, которые пропагандируются в настоящий момент. Насколько хорошо человек адаптируется, зависит от гибкости его мышления и способности быстро перестраивать себя, свою жизнь и желания.

    Под аномией в социологии понимают отсутствие в обществе норм. Синонимом для этого слова является слово «отчуждение». Если девиантное поведение характеризует отдельного человека или группу людей, то аномия -- это состояние, в котором все общество оказывается в своего рода «нормативном вакууме».

    Это явление впервые было описано Э. Дюркгеймом в его знаменитой работе «Самоубийство». Дюркгейм выделил аномическое самоубийство как особую разновидность этой формы отклоняющегося поведения. Человеческие желания в целом не знают пределов, несмотря на то, что возможности их удовлетворения ограничены. На основании этого Дюркгейм делал вывод, что люди могут быть счастливы лишь в том случае, если их потребности совпадают с их возможностями. Именно для этого общество вводит нормативные ограничения, фактически указывая человеку, чего он может хотеть, а чего не может. В случае, если такие ограничения разрушаются, человек либо начинает использовать все доступные ему средства для достижения своих целей, либо впадает в состояние отчужденности, которое может стать причиной самоубийства.

    Представитель социологически ориентированного психоанализа Э. Фромм описывал состояние аномии как утрату чувства принадлежности к обществу и своей социальной группе, когда индивид лишается собственной идентичности и личных ценностей, испытывая чувство отчуждения и одиночества. Человек в таком состоянии отчуждается от общества, утрачивая потребность устанавливать контакты и добиваться социального успеха.

    Т Парсонс описывал аномию как состояние общества, в котором люди находятся в состоянии дезинтеграции, а их поведение не соответствует требованиям социальных институтов. Основным негативным результатом аномии Парсонс считал снижение интегрированности общества, а также рост чувства небезопасности и психических отклонений.

    Р. Мертон использовал понятие аномии гораздо более широко, в качестве обоснования любого девиантного поведения. Он исходил из того, что в каждом обществе цели находятся в определенном отношении к средствам их достижения. Во-первых, цели могут быть как одобряемыми, так и неодобряемыми обществами. Во-вторых, каждая цель имеет нормативные (то есть закрепленные соответствующими социальными институтами, социальными нормами и общественным мнением) средства достижения, а также средства достижения, на которые налагается запрет.

    В то же время Мертон обратил внимание на то, что в разных обществах более сильный акцент делается либо на цели, либо на средства. Если для общества наиболее важны цели, его можно считать аномическим. И действительно, в обществе, в котором богатство считается ценностью и нет особых ограничений на выбор средств его достижения, люди будут избирать наиболее эффективные средства, которые ведут к этому состоянию, независимо от того, являются ли они с точки зрения социальных норм и морали приемлемыми или нет. И наоборот, если культура уделяет достаточное внимание средствам достижения цели, то и ее носители будут более разборчивыми в выборе средств, а следовательно, обществу в целом аномия будет присуща в меньшей степени.

    Еще одной причиной аномии, по мнению Мертона, может быть ограниченная доступность средств достижения социально престижной цели, связанная с расслоением внутри общества. Например, в США богатство является общепризнанным и даже навязываемым проявлением жизненного успеха. Однако средства достижения богатства недоступны для всех представителей общества. Не все люди могут получить хорошее образование, стать квалифицированными специалистами и получить хорошую, высокооплачиваемую работу. А потому им приходится прибегать к средствам, которые не одобряются обществом, то есть к девиантному поведению.

    отсутствие норм поведения, когда для человека ничего не свято и не обязательно (Э. Ю. Соловьев). Подобная ситуация была характерна, например, для Франции периода религиозных войн. Дикие военные банды разоряли безжалостно страну. Земледелие было заброшено во многих местах. Мануфактура шелка и сукна, заводы художественной индустрии, стекла и фаянса пришли в упадок. Лучшие типографии Франции закрылись, знаменитая фирма Этьенов, которые сами были выдающимися гуманистами, вынуждена была из-за религиозных преследований перейти в Женеву. Подобная ситуация была характерна не только для 70-х годов XVI века, но и для 90-х. «Масса земли была заброшена; города, деревни и фермы лежали в развалинах; население частью разбежалось; всюду составились разбойничьи шайки, в которых участвовали солдаты, оставшиеся без дела после прекращения войны» (Виппер P.). При этом следует отметить, что в религиозных войнах участвовали, как правило, наемники, продающие свою шпагу тому, кто больше заплатит. Так, войска Филиппа II, безжалостно уничтожавшие протестантов во Фландрии, включали большое количество немецких ландскнехтов, лютеранин по своему вероисповеданию. Образец такой аномии представлен в «Трех мушкетерах» Дюма. Слуга Портоса Мушкетон рассказывает о своем отце, который при встрече на «большой дороге» с протестантом оказывался католиком, а с католиком - протестантом. В обоих случаях кошелек путника переходил в карман отца Мушкетона. Недаром Монтень, характеризуя ситуацию своего времени, писал о том, что хуже всего в этих распрях оказывается невозможность различить врага; все смешано, все нормы смещены и в зависимости от утилитарного расчета, принимаются те или иные ориентиры в поведении. Известна история епископа Труаского, который ухитрился.послужить в кавалерии гугенотов, а во время осады Орлеана в 1563 году перебежал на сторону противника. Самое интересное, что этот поступок не вызвал во враждующих армиях осуждения. Подобная аномия возникла уже в период Возрождения. Об этом писал А. Ф. Лосев как о явлении «оборотной стороны титанизма». Интересно свидетельство Ф. Саккетти, рассказывающего в своих новеллах о жизни итальянцев того времени. В 52 Новелле он рассказывает о проделке Сандро Торнабелли. Сандро был пожилым человеком, очень богатым и известным во Флоренции. В свое время он был видным гражданином и занимал различные общественные должности во Флоренции. Однажды Сандро узнал) что некий молодой человек хочет посадить его в тюрьму за старое обязательство, по которому уже давно было уплачено отцу, о чем молодой человек не знал, тогда как у Сандро хранилась расписка в получении денег. Сандро сговаривается с приставом и предлагает ему посадить себя в тюрьму, разделив взятку от молодого человека. После обычной судебной процедуры Сандро дожидается, когда пристав получает обещанную взятку и предъявляет расписку. При этом он добивается от молодого человека дополнительных денег за то, что потерпел ущерб, сидя в тюрьме. Столь откровенная беспринципность богатого и уважаемого гражданина говорит о том, что общепринятые нормы поведения и отношения между людьми оказались дезинтегрированными и в социуме возникает культурный хаос, где соображения сиюминутной выгоды оказываются выше культурных ценностей и норм. Возникновение аномии в условиях социокультурного кризиса ведет к «варваризации» общества.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓