Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Суггестивное состояние. Суггестивная терапия: суть, виды и методы, особенности

    Суггестивное состояние. Суггестивная терапия: суть, виды и методы, особенности

    Суггестивные методы и техники психотерапии.

    Психотерапевтом преднамеренно используются как отдельные приемы внушения (свидетельства, апелляции, связывания, смысловой неопределенности, пресубпозиции, предписания осознания и др.), так и целостные техники суггестивного (внушающего) воздействия (гипноз, самогипноз, метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием и др.). Общими условиями эффективности при использовании суггестивных приемов и техник являются: 1. установление отношений, благоприятствующих внушению (субординация, доверие, авторитетность психолога); 2. адекватный способ конструирования формулы внушения (адресность, краткость, императивность); 3. учет возрастных особенностей, индивидуальных качеств и состояния клиента на момент внушения; 4. соответствие внушаемого содержания коррекционным задачам; 5. управление своими эмоциями со стороны суггестора, подбор точной формы для выражения своих чувств. Суггестивные техники помогают клиенту преодолеть психологические защиты, мешающие конструктивному поведению, оказывают глубинное психологическое воздействие, помогающее придать клиенту чувство уверенности в себе, преодолеть тревожность, застенчивость и т.д., получить доступ к своим бессознательным ресурсам.

    К целостным суггестивным техникам психотерапевтического воздействия можно отнести аутотренинг, метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием (СОЭВУС) Г.Н.Сытина, гипнотерапию, гипнотическую технику М. Эриксона.

    Аутогенная тренировка (аутотренинг) как метод лечебного самовнушения была впервые предложена Дж. Шульцем в 1932 г. для лечения неврозов, в нашей стране метод стал активно применяться в 60-х-70-х годах ХХ века. В основе метода аутогенной тренировки (АТ) лежит применение упражнений, способствующих появлению и углублению ощущений тяжести, тела и холода, покоя в определенных участках тела, что ведет к релаксации, на фоне которой производится самовнушение с помощью специально разработанных формул. Эти формулы учитывают жалобы больного и симптоматику болезни. Методика АТ предполагает также применение дыхательных упражнений в успокаивающем и мобилизующем вариантах, обучение приемам концентрации внимания и самоконтроля состояния, сочетание транквилизирующих и мобилизующих приемов саморегуляции. Лечебная эффективность АТ объясняется действием релаксации, сенсорной репродукцией состояний, связанных с позитивным самочувствием, влиянием самовнушения и самоубеждения, уменьшающих эмоционально-вегетативную возбудимость и ослабляющих функциональные проявления. В отдельных модификациях АТ усиливается значение приемов саморегуляции состояния, применяются расширенные формулы спокойствия, используются методы письменной фиксации ощущений (ведение дневника), биологической обратной связи (пациент получает задание снижать силу тока, фиксируемую электромиограммой, изменять флуктуации альфа-ритма на ЭЭГ, изменять температуру участков кожи и т.д.).

    Метод СОЭВУС, разработанный Г.Н. Сытиным в 1944 году и впоследствии прошедший успешную апробацию в клинике соматических и нервно-психических расстройств, в психокоррекции, реализуется через действие исцеляющих и регулирующих состояние человека психотерапевтических «настроев» - текстов, содержащих эмоционально окрашенные и императивно сформулированные положительные утверждения об энергичном и благополучном состоянии клиента. Например, пессимизм по поводу наблюдаемых женщиной процессов увядания преодолевается с помощью настроя, содержащего, в частности, такие слова: «Вновь родившаяся, новая, бурно-бурно развивающаяся новорожденная жизнь вливается в мое лицо…». Для женщин, проявляющих неуверенность в своей внешней привлекательности, разработан настрой на женскую красоту, включающий такие фрагменты: «Иду – птицей на крыльях лечу, ярко чувствую свои молодые силы … Неприступный замок женского превосходства светится в моих глазах, царственная гордость светится в моих глазах, царственное величие светится в моих глазах, торжествующая сила молодости светится в моих глазах …». В процессе коррекции клиент должен усваивать представление о себе, как о человеке, обладающем желательными ему качествами, которые он у себя развивает. При составлении настроев автор использовал яркие метафоры, эмоциональные обороты речи, актуализировал образы здоровья, молодости, силы, неутомимости и красоты, которые усиливают положительные чувства (радость жизни и др.), стимулируют волевые усилия клиента в целях управления состоянием.

    Гипносуггестивная психотерапия предполагает введение пациента в состояние гипнотического транса, характеризующееся динамическим сужением поля сознания в диапазоне «сон-бодрствование» и формированием раппорта, то есть избирательного эмоционально-вербального контакта между психотерапевтом и гипнотизируемым. В состоянии транса пациент проявляет повышенный уровень внушаемости и сниженный контроль сознания. В психотерапевтической практике гипноз применяется: 1. как самостоятельный метод с целью достижения седативного и вегетонормализующего эффекта; 2. для усиления действия целенаправленного внушения; 3. для проведения возрастной регрессии и гипнокатарсиса (при наличии психотравм в анамнезе), 4. для гипнотической десенсибилизации (снижения остроты негативных переживаний). Показаниями к применению гипнотерапии являются неврозы и неврозоподобные состояния, психосоматические заболевания, нарушения поведения (непсихотического генеза), патологические привычки, наркомании и токсикомании, болевой синдром. Гипноз противопоказан при острых инфекционных и соматических заболеваниях, асоциальных установках, психотических расстройствах с бредообразованием и депрессией (угроза суицида), истероидной психопатии, отрицательном отношении к гипнозу. Перед сеансом гипноза обычно проводятся пробы на внушаемость. Проба с падением руки заключается в том, что по команде пациент поднимает и опускает руку; при достаточной внушаемости рука свободно падает вниз. Проба со сведением пальцев предполагает сближение пациентом указательных пальцев на 5-10 см при согнутых в локтях руках, инструкция предписывает сделать глубокий вдох, как только пальцы сойдутся друг с другом; внушаемый пациент сводит пальцы и делает глубокий вдох, невнушаемый спрашивает, нужно ли сводить пальцы. Проба с идентификацией запахов заключается в определении названия жидкости в трех пробирках, наполненных водой, или в выборе пробирки с пахучей жидкостью (внушаемый пациент указывает на одну из пробирок). О степени внушаемости психотерапевт судит также по данным анамнеза и клинического общения (у внушаемых отмечается некритическое усвоение внешней информации, несамостоятельность суждений, легкая подчиняемость окружающим, частота перемены мнений). Введение в гипнотическое состояние чаще осуществляется посредством вербальных методик с применением монотонных воздействий на зрительный (фиксация взгляда на блестящем предмете), слуховой (стук метронома, воспроизведение шум прибоя, дождя, тихой музыки) и кожный (пассы вдоль тела пациента с воздействием тепла) анализаторы. Далее психотерапевт поддерживает гипнотическое состояние и проводит внушение трех видов: общее, центрированное на симптом, мотивированное. При общем внушении используются настрои на улучшение самочувствия («С каждым днем Вы будете чувствовать себя лучше и лучше во всех отношениях … Вы будете становиться все более спокойным и уверенным в себе… Пришла пора выздоравливать»). Внушение, центрированное на симптом, содержит формулы конкретных позитивных изменений (например, при заикании: «Запинки и задержки из Вашей речи постепенно исчезнут…»). Мотивированное внушение подразумевает обоснование позитивных сдвигов («Любую вредную привычку можно устранить … Я помогу Вам избавиться от страха… Для достижения успеха Вы должны четко и добросовестно выполнять мои рекомендации…»). Вывод из гипнотического состояния (дегипнотизация) осуществляется с помощью постепенно усиливающегося внушения состояний бодрости, прилива сил и энергии на счет от одного до пяти с окончательной формулой: «Пять … Вы полностью проснулись! Сеанс окончен!»



    М. Эриксон – основатель направления психотерапии, впоследствии названного «эриксоновским гипнозом» и ставшего одним из наиболее популярных. Используемые этим знаменитым психотерапевтом приемы внушения, основанные на искусственной расплывчатости выражений, позволяют коммуникатору формулировать фразы, звучащие весьма определенно, но на самом деле достаточно общие для того, чтобы с их помощью можно было осуществлять адекватную подстройку к любым переживаниям слушателя и проводить терапевтическое ведение (коррекцию, направляемую специалистом). Так, может применяться прием связывания , предполагающий имитацию причинно-следственной связи очевидного и внушаемого факта с помощью средств языка, например: «В то время как Вы слушаете звук моего голоса, Вы начинаете расслабляться», прием смысловой неопределенности внушаемого содержания: «Этому легко научиться» (не указывается, чему именно), «Я знаю, что Вы любопытны» (не указано, к чему проявляется любопытство), прием скрытой команды : «Ты можешь устроиться поудобнее и начать расслабляться», скрытого вопроса : «Меня удивляет то, что Вы испытываете тягу к алкоголю». Эффективны также прием оценочных суждений , подразумевающий оценку внушаемого факта как очевидного: «Хорошо, что Вы так быстро достигли успеха!», прием предписания осознания , подводящий к тому, что собеседник может просто не осознавать якобы очевидный факт: «Понимаете ли Вы, что Ваше подсознание уже начало учиться?». В коррекционной практике успешно используется прием пресубпозиции – предварительного предположения , создающий видимость альтернативы, но содержащий предварительно заданное содержание, которое не меняется в случае любого выбора: «Я не знаю, какая рука у Вас начнет расслабляться первой» (предполагается, что расслабление произойдет), «Я хотел бы с Вами кое-что обсудить, прежде чем Вы закончите свою работу» (предполагается, что клиент закончит работу).

    Известна техника гипнотического рассеивания, разработанная Милтоном Эриксоном, с помощью которой ему удавалось, например, снимать тяжелейшие боли у онкологических больных или лечить энурез, воздействуя на подсознание клиента. В словесную ткань беседы с больным фрагментарно включались многочисленные терапевтические формулы (например, с больным, который увлекался растениеводством, психотерапевт разговаривал о выращивании томатов, вкрапляя в беседу слова типа: «плод, который принесет удовлетворение », «ты можешь действительно почувствовать себя счастливым , глядя на семечко помидора» и т.д., внушая клиенту состояния удовлетворения, расслабления и комфорта).

    Многофункциональна используемая М. Эриксоном техника терапевтических историй – рассказов о бывших клиентах, о случаях из своей жизни, стимулирующих поиск аналогий слушателями и имеющих коррекционное влияние. Терапевтические истории имеют разнообразное функциональное назначение: используются как иллюстративный материал, подтверждающий возможность позитивных изменений, стимулируют ассоциации клиента, усиливают мотивацию изменений, уменьшают сопротивление клиента, помогают порождению новых идей, переосмыслению проблемы, представляют позитивные эталоны отношений.

    Информирующие методы психотерапии (дидактические, дискуссионные)

    Информирующие дидактические методы применяются в т.н. рациональной психотерапии, предполагающей воздействие на пациента посредством логического убеждения. Иногда убеждение выступает основным методом лечебного воздействия, например, используется для исправления заблуждения человека относительно природы имеющихся у него болезненных явлений. Основой дидактических методов является демонстрация ошибочной логики пациента и опровержение ложных выводов. Так, имея фрагментарную и неопределенную информацию о раке, туберкулезе, сифилисе и др. серьезных болезнях больной приходит к ложным выводам, создает собственные теории профилактики заражения, практическое осуществление которых приводит к дезадаптации. Рациональная психотерапия включает убеждение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, применение дидактических и риторических приемов. Рациональная психотерапия может проводиться с помощью ознакомления пациента с определенными аргументами при изучении специальной литературы, причем психолог (при необходимости) поправляет суждения пациента при извращении понимания истинного смысла прочитанного. Она может проводиться в форме диалога психотерапевта с пациентом, в процессе которого психолог выявляет и демонстрирует логические ошибки пациента, разъясняет причины его проблем, трудностей, болезненных состояний, устраняет неопределенность представлений о проблеме. Дидактические методы психотерапии направлены на коррекцию неопределенности, противоречивости, непоследовательности и бездоказательности в суждениях и выводах клиента. При использовании дидактических методов психотерапевт следует известным дидактическим принципам сознательности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, связи теории с практикой, индивидуального подхода. Так, наглядность в рациональной психотерапии достигается демонстрацией клиенту всевозможных пособий, рисунков, графиков, таблиц, примеров из жизни. Принцип доступности исключает обилие специальных терминов в речи психотерапевта, малоупотребительных в обыденном языке слов («гиперопека», «неадекватное представление»), апелляцию к неизвестным клиенту закономерностям. Как и в педагогике, в психотерапии практикуются «домашние задания», в которых клиенту рекомендуется проработать материал проведенной беседы по предложенному плану. Дидактическими методами психотерапии являются информирование, убеждение и переубеждение, интерпретация прошлого и настоящего клиента, постановка заданий, которые должен выполнять клиент.

    Дискуссионные информирующие методы реализуются в форме индивидуальной дискуссии психотерапевта и клиента или групповой дискуссии (при групповой психотерапии). Групповая дискуссия как – это совместное обсуждение участниками психотерапевтической группы спорного вопроса, позволяющее прояснить мнения, позиции и установки членов группы в процессе непосредственного общения, а также изменить их. Ведущий или кто-то из участников группы предлагает обсудить актуальный вопрос, волнующий участников (например, касающийся значимой для определенного возраста жизненной проблемы, отношений между участниками группы и др.); участники в заданном порядке (например, по кругу, по желанию) высказывают свои позиции. Высказанные мнения, степень активности и эмоциональности выступающих влияют на понимание проблемы другими участниками, являются факторами психотерапии. В ходе дискуссии корригирующими механизмами выступают убеждение, внушение, эмоциональное заражение, подражание. В процессе групповой дискуссии могут преследоваться следующие цели: 1. Предоставление для участников коррекционной группы возможности разностороннего анализа проблемы. 2. Групповая рефлексия разных аспектов проблемы через анализ индивидуальных переживаний. 3. Уменьшения сопротивления членов группы участию в дальнейшей работе. 4. Усиление сплоченности группы. 5. Облегчение самораскрытия участников. 6. Актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости путем открытых высказываний. 7. Предоставление возможности для участников проявить компетентность и удовлетворить потребности в признании, уважении, самоутверждении. По степени регламентации процедуры дискуссии со стороны ведущего выделяют структурированную и неструктурированную формы групповой дискуссии. При структурированнойформе ведущим задается тема обсуждения, регламентируется порядок проведения дискуссии. При неструктурированной форме ведущий пассивен, тему выбирают участники группы, время и порядок проведения дискуссии формально не ограничивается. По содержанию дискуссии бывают тематические, биографические и интеракционные. Тематическая дискуссия предполагает обсуждение значимых для участников группы проблем (например, качества идеального супруга, возможности трудоустройства и т.д.), биографическая – направлена на анализ прошлого опыта членов коррекционной группы, интеракционная – на рефлексию структуры и содержания взаимоотношений между участниками группы.

    Активизирующие методы психотерапии (гимнастические, музыкальные, танцевальные, двигательные)

    Активизирующие методы психотерапии выполняют настроечную функцию, способствуют преодолению состояний депрессии, апатии, безразличия, в групповой психотерапии они содействуют сплочению группы, стимулируют более интенсивное взаимодействие между участниками. Кроме того, активизирующие методы часто связаны с решением задач телесно-ориентированной психотерапии и дают коррекционный эффект. К данной группе методов можно отнести многие психогимнастические техники. Психогимнастика – одна из форм психотерапии (главным образом – групповой), при которой основным средством коммуникации является двигательная экспрессия. Она требует выражения эмоций с помощью мимики, пантомимики. Психогимнастические упражнения способствуют уменьшению напряжения, сокращению эмоциональной дистанции между участниками терапевтической группы, вырабатывают умение выражать свои состояния и понимать чувства других без помощи слов. Одни психогимнастические упражнения активизируют внимание (повторение движений за ведущим с отставанием на одно движение, передача движения по кругу, зеркальное повторение движений партнера), другие активизируют взаимодействие участников («разговор через стекло» – помощью жестов, изображение и опознание чувств, обращение на себя внимания участников группы), третьи активизируют поиск путей решения проблемы (символическое «преодоление трудностей», изображаемых каким-либо предметом, поведение по отношению к «запретному плоду», также символизируемому предметом и др.).

    Музыкальные активизирующие методы входят в арсенал музыкотерапии, регулирующей психовегетативные процессы, эмоциональные состояния, способствующие повышению социальной активности пациентов. Существуют «лечебные каталоги» музыки с выделением произведений с активизирующим и седативным действием (например, активизирующим действием обладает «Танец с саблями»), однако, нужно учитывать, что степень и направленность лечебного воздействия музыки опосредована многими переменными клинического, психологического, социально-психологического порядка и может сильно варьировать. В ряде исследований отмечается разнонаправленный эффект уровня психической активности и самочувствия при прослушивании одной и той же музыки. Наряду с рецептивной музыкотерапией (прослушивание и обсуждение эффекта) применяются метода активной музыкотерапии (вокалотерапия, в т.ч. – хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение музыки).

    Методы танцевальной терапии используются для преодоления эмоциональных расстройств, нарушений общения, межличностного взаимодействия. Основные задачи танцевальной терапии – осуществление спонтанных движений, побуждение к свободе и выразительности движений, развитие подвижности, укрепление физических и душевных сил. Танцевальная терапия способствует осознание клиентом собственного тела и возможностей его использования, выработке позитивного образа тела, развитию социальных навыков. Динамика танцевальных движений оценивается по параметрам пространства (прямое, многофокусное), силы (мощность, легкость), времени (быстрота, плавность), течения (свобода, ограниченность). Танцевальные движения могут быть структурированными или спонтанными. Танцевальная терапия используется в качестве самостоятельного или вспомогательного метода коррекции (в сочетании с другими методами) в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для преодоления зажатости, скованности, неуверенности.

    Двигательные упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов, многообразны, в их числе – упражнение «велосипед» в сочетании с глубоким дыханием, имитация протестующих движений (например, брыкание) в сопровождении протестующих выкриков («нет!», «не буду!»), удары по матрасу или стулу, выражающие отрицательные эмоции, борьба и другие виды физических контактов с участниками группы, сопротивление участников группы попытке встать или продвинуться в определенном направлении. Для снятия избыточного напряжения могут использоваться массаж, похлопывание по напряженным местам, волевое сбрасывание напряжения клиентом под наблюдением ведущего.

    Техники гармонизации движений направлены на поиск оптимальной системы движений, отличающихся легкостью, плавностью, гибкостью, грацией, соблюдением нормы мышечного напряжения (отсутствие как излишнего напряжения, так и разболтанности, расхлябанности, вялости). В числе таких техник – отработка вставания (клиента просят встать бесшумно, затем – бесшумно и легко, наконец – бесшумно, легко и радостно, демонстрируя «мышечную радость»). Подобным образом корректируется походка, которая должна быть легкой, гибкой, не разболтанной, оптимально презентующей достоинства личности. Возможно специальное введение системы движений (например, имитация полета, плавания) и отработка их гармоничного выполнения

    Психодраматические методы и техники (пантомимические, импровизационные, ситуационные, игроролевые)

    Идея психодрамы первоначально возникла у Джакоба Леви Морено как замысел о спонтанном театре, в котором возможна реализация творческого потенциала личности, затем она претворялась как идея личностных изменений и гармонизации психического развития через драматизацию. Цели психодрамы – диагностика и коррекция неадекватных эмоциональных состояний, реакций, отработка социальной перцепции и социального опыта, углубление самопознания. Психодраматические методы используются в групповой психотерапии. К психодраматическим относят, в частности, пантомимические техники, предполагающие невербальное отражение реакций, разыгрывание ситуаций без слов; импровизационные техники инсценировки возможных или желаемых состояний, сюжетов развития событий; ситуационные техники реагирования на события в психотерапевтической группе. Используются основные техники самопрезентации клиента через действие, монолога – комментирования действий до и после драматизации, дублирования (двойник, второе «Я» протагониста, который может быть нейтральным, страстным, оппозиционным, ироническим и т.д.), обмена ролями, «зеркала» (один из членов группы отражает движения и действия протагониста), проигрывания возможных будущих ситуаций за спиной протагониста. В основе психодраматических техник лежат игроролевые методы психотерапии, предполагающие игровое моделирование возникающих у клиента психологических проблем, трудностей, ситуаций, требующих коррекции состояния и поведения. Игроролевые методы подразумевают условность моделируемых жизненных ситуаций, возможность их варьирования и многократного повторения в разных вариантах до получения терапевтического эффекта. В игре могут быть введены правила, регулирующие поведение клиента в оптимальном для получения результата режиме. Разыгрываемые ситуации могут быть отсняты на видеопленку для последующего обсуждения. После выполнения игр и упражнений в группе проводится обсуждение их результатов, возникших у членов группы переживаний и мнений.

    Игроролевые методы психотерапии подразделяются по форме на ситуационно-ролевые (разыгрывание ситуаций повседневного общения), имитационные (подражание персонажам, животным), творческие (построение и разыгрывание сюжетов, создаваемых участниками группы), деловые (воссоздающие законченный элемент профессиональной деятельности). Цели использования игровых методов в психотерапии: 1. Преодоление скованности, безболезненное снятие психологических защит. 2. Диагностика и самодиагностика клиента. Игра как инструмент диагностики и самодиагностики позволяет мягко, ненавязчиво обнаружить психологические проблемы, которые клиенту легче принять, поскольку ситуация их обнаружения условна, не является реальной жизненной ситуацией.

    3. Стимулирование искренности и открытости участников игры. (в силу психологической связи игры с детством).4. Интенсификация обучения клиента. В игре, имеющей высокую процессуальную мотивацию, происходит обучение новым коммуникативным умениям, отрабатываются и закрепляются его поведенческие навыки. 5. Обнаружение и раскрытие творческого потенциала клиента (в игре высок удельный вес креативного компонента).

    Игровая психзотерапия может быть направленной и ненаправленной. Направленная, или директивная, игровая психотерапия предполагает активное участие ведущего на этапах определения сюжета игры, разыгрывания ситуаций (регуляция поведения участников), варьирования игрового действия в терапевтических целях, анализа действий участников. Ненаправленная, или недирективная, игровая терапия подразумевает стихийное развитие игрового сюжета, свободное самовыражение участников в игре, расширение репертуара самовыражения, саморегуляцию поведения участников. В числе целей ненаправленной игровой терапии – сублимация подавляемых бессознательных импульсов, эмоциональный катарсис, свободная вербализация чувств и переживаний, инсайт – более глубокое понимание себя и других. В директивной психотерапии основные инструменты влияния на участников – определение роли и ролевых предписаний, интерпретация действий. В недирективной терапии определяющее влияние оказывает техника зеркального отражения, объективирование мыслей и чувств клиентов.

    Суггестия в психологии и психотерапии – это метод терапевтического внушения человеку, воздействие на его психику без осознания им этого процесса. Такое влияние на психику затрагивает эмоции, впечатления, бессознательную сферу. Оно делает возможным лечение фобий, разных видов депрессий и неврозов в обход сознательного контроля пациента и его защитных реакций, например, рационализации. Суггестия используется в медицинской и психологической практике, также ею овладевают и с корыстными целями.

    Внушение может оказываться извне, а также люди в некоторых случаях могут использовать самовнушение. Например, когда человек стоит перед кабинетом разозлившегося начальника, он успокаивает себя, настраивая на лучшее – это один из вариантов самовнушения. Но не все одинаково реагируют на внушение.

    Невозможно просто навязать человеку какое-либо утверждение, не подготовив его к принятию этого утверждения. Существует группа людей, которые легко могут подвергаться суггестии и принимать оказываемое влияние.

    Пациентов, не относящихся к вышеуказанным группам, также можно подготовить к внушению. Суггестия бывает успешной, если соблюдены некоторые правила:

    Использование внушения в психотерапии

    У человека, испытывающего панический страх, страдает эмоциональная сфера. При депрессии нарушения этой сферы также выходят на первый план. Это либо заторможенность, ступор, бедность эмоций, либо чрезмерная раздражительность, нервная активность, бессонница.

    Применяют суггестию с терапевтической целью для воздействия на психоэмоциональную и психосоматическую сферу пациента. Она помогает сформировать адекватное отношение к высказанной проблеме, готовность к ее решению и коррекции поведения.

    Также суггестия применяется при использовании медикаментозного или психотерапевтического эффекта «плацебо», когда человек принимает простые витамины как дорогостоящее эффективное средство от депрессии, невроза, или верит в конкретное ритуальное действие, как единственное решение его проблемы.

    Суггестия применяется для избавления от вредных привычек, улучшения физического здоровья, когда психологические проблемы повлекли соматические нарушения.


    Внушение активно используется шарлатанами, которые обладают сильной харизмой и знают некоторые особенности психики, как у человека вызвать сужение сознания для влияния на него.

    Терапия внушения

    Суггестия может использоваться как косвенный метод консультации психолога, где на первый план выходят другие техники. Но может использоваться как основная техника во время приема специалиста – суггестивная психотерапия. Она отличается тем, что суггестия применяется для провоцирования пациента что-то изменять в своей жизни.

    Консультация в ракурсе суггестивной психотерапии имеет следующую структуру:

    Техники внушения

    В психотерапии для лечения фобий, неврозов и депрессии используется несколько техник внушения.

    Гипнотическое внушение

    Осуществляется только после введения человека в измененное состояние – гипноз. Во время гипнотического сна критическое осмысление информации у человека отсутствует, все команды психотерапевта следуют в подсознание, оказывая влияние на поведение человека, его эмоции и здоровье. Суггестия в этом случае осуществляется директивными или недирективными утверждениями (Эриксоновский гипноз).

    Нейролингвистическое программирование относится к вербальному внушению. Оно производится с помощью слов-якорей, которые отражают состояние человека.

    Призвание суггестии с использованием этой техники — изменять мышление и поведение человека в довольно короткие сроки. Ее также называют манипулятивной психологией.

    Психоактивные тексты

    Построение суггестии в них происходит на механизме введения человека в транс. Используются повторяющиеся слова, побуждающие человека к конкретному действию. Здесь внушение проводится косвенно, так как намерения суггестора не понятны человеку.

    Невербальное влияние на поведение и мышление

    Что касается невербальной суггестии, то она осуществляется без слов, но она достаточно эффективна. При помощи определенной интонации, жестов, манипуляций цветовыми гаммами или тембром голоса врач может побудить человека к изменению мышления или поведения.

    Большое значение имеют паузы в использовании внушения на приеме у психотерапевта. В состоянии депрессии человек может заполнить их некоторыми решениями для себя, также выделить основной посыл специалиста.

    Маркирование

    Невербальное выделение основной фразы для внушения. В потоке слов, даже во время обычного разговора, специалист выделяет основную фразу паузами, интонацией, скоростью речи. Эта фраза-посыл к действию может подкрепляться жестикуляцией или манипуляцией с предметами. Эффект увеличивается, если подобное действие повторяется несколько раз.

    Внушение во сне

    Происходит в первые 15-40 минут после того, как человек заснул или утром за 1,5-2 часа до пробуждения. Эффективность суггестии достигается, если произойдет «подстройка» под спящего: сесть у изголовья, дотронуться до пальца человека, чтобы не разбудить его, можно положить руку на лоб. Проверить контакт можно, ускоряя или замедляя основную фразу. Если в это время меняется темп дыхания человека, значит, он восприимчив к внушению в этот момент.

    Самостоятельное внушение

    Самовнушение проводится с , когда человек сам себя готовит к трансовому состоянию. Также используется медитация или йога для расслабления мышц и регуляции физического состояния организма. Пациент сам может выбрать время для проведения самовнушения и место.

    Под суггестией понимают эффективный метод влияния на поведение и мышление человека. Это манипулятивное средство, которое должно использоваться для лечения психики человека и улучшения его физического самочувствия. Но такое воздействие должен осуществлять только высококвалифицированный психолог, психотерапевт или психиатр, чтобы не навредить пациенту.

    лат. – внушение) – внушение и способность педагога использовать его в целях воспитания. Внушение – это способы вербального (словесного, устного) и невербального (эмоционального, предметного) воздействия на воспитанника с целью побуждения его к определенным действиям, отношениям, оценкам. Различают «чужую суггестию», т.е. внушение со стороны (например, учителя), и аутосуггестию, т.е. самовнушение. Особой формой суггестии является гипноз, чем занимается особая наука гипнопедия. Элементы суггестии пронизывают всю педагогическую деятельность: воспитатель внушает ребенку полезность хорошего поведения, учитель внушает ученику оценку литературного произведения, задает наводящий вопрос и внушает желаемый ответ и т.д. При этом любой практик чувствует, что среди детей есть легко внушаемые дети, восприимчивые к приемам суггестии (суггестибельные) и мало внушаемые. Также и не каждый учитель владеет приемами суггестии, не каждый является суггестивным. Здесь много зависит и от природы человека, и от владения приемами внушения, и от воспитания.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    СУГГЕСТИЯ

    от лат suggestio - внушение, намек), процесс вербального (словесного). и невербального, эмоционально окрашенного воздействия на психику человека с целью создания у него определенного состояния, порождения нек-рых представлений, побуждения к к -л действиям Связана со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логич. анализа и оценки в соответствии с прошлым опытом и данным состоянием человека Содержанию сознания, усвоенному по механизму С, в дальнейшем присущ устойчивый и консервативный характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность «внушенных установок» (Д H Узнадзе). С (внушение). является одним из компонентов обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритич восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению.

    Осуществляется в форме гетеросуггестии (внеш. воздействия, внушения со стороны). и аутосуггестии (самовнушения). Объектом гетеросуггестии (суггерендом). может выступать как отд человек, так и группа, социальный слой и т.д. , источником С (суггестором) - индивид, группа, средства массовой информации.

    По методам реализации С подразделяется на прямое (императивное). и косвенное внушение, а также на преднамеренное и непреднамеренное Эффект С может возникать как следствие «эмоционального заражения» либо в процессе целенаправленного воздействия средствами рекламы, пропаганды и т.н. Прямое преднамеренное внушение заключается в использовании суггестором спец. «словесных формул» («установок»), к-рые внедряются в психич. сферу суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения Действием этого механизма гл. обр. объясняется эффект религ. проповеди, полит. манифеста, рекламного призыва.

    Содержание косвенного внушения включено в сообщаемую информацию в неявном, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения Косвенное внушение может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным Экспериментально установлено, что переживания и представления, порожденные косвенным внушением, отличаются большей устойчивостью, тку субъекта возникает иллюзия, что они не навязаны ему, а порождены им самостоятельно

    Эффективность С определяется свойствами суггестора (социальный статус, обаяние, коммуникативные навыки, интеллектуальное и личностное превосходство), особенностями суггеренда (степень независимости, критичности или, наоборот, внушаемости, конформности), отношениями, складывающимися между ними (доверие, авторитетность, зависимость и т.д.),способом конструирования сообщения (уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление иными средствами - мимикой, жестами, действиями др. человека, условиями окружающей обстановки).

    С широко применяется в медицине для коррекции психич. и соматич состояния больного (см Психотерапия). Аутосуг-гестия как метод лечебного самовнушения используется в разл вариантах, наиб. известен из к-рых метод аутогенной тренировки При лечении неврозов (в частности, невротич расстройств речи). внушение и самовнушение направлены на обучение пациента приемам самоконтроля и саморегуляции психич. состояний - концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги, страхов и др. невротич состояний

    В эксперим. психологии С иногда служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности

    В педагогике предпринимаются попытки использования С в процессе обучения - т.н. суггестопедия (Г К Лозанов). В основе этой концепции лежит представление о том, что значит. часть информации из внеш. мира воспринимается человеком на неосознаваемом уровне и потому для ее усвоения и воспроизведения необходимо высвобождение скрытых резервов человеческой психики, снятие т.н. антисуггестивных барьеров Напр., при восприятии слова его содержание подвергается анализу и логич. обработке сознанием Но человек реагирует не только на слово, а и на целый комплекс сопровождающих его раздражителей - мимику, жесты, интонации и др. Эти раздражители остаются на периферии сознания, однако впоследствии могут стимулировать воспроизведение соответствующих слов На этой основе, в частности, построена разработанная Лозановым методика обучения иностр. языкам, позволяющая за короткое время усвоить значит. объем языкового материала, не вызывая утомления и раздражения Т о, способность человеческого мозга к обучению используется в суггестопедии наиб. естественным и эффективным путем Критика данной концепции основывается на том, что, обладая большими преимуществами в плане объема и скорости усвоения материала перед традиц. методами обучения, суггестопедич методика в целом уступает им по качествам глубины, осознанности и прочности

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Современной психотерапии подвластны практически любые расстройства. Для этого разработано немало методов и приемов. Некоторые из них до сих пор вызывают сомнения. Однако это не умаляет их эффективности. К таким относится суггестивная терапия. Что это такое и каковы ее особенности, узнаем в данной статье.

    О методе

    Суггестия (suggestio) в переводе означает "внушение". Первые попытки лечения таким способом возникли еще в начале прошлого столетия в Европе. Суть суггестивной терапии заключается в том, что врач с помощью определенных манипуляций и техник "вкладывает" в сознание пациента определенную информацию. И все это направлено на излечение, то есть, избавление от определенных психологических блоков и зависимостей, которые могут влиять на физиологию человека.

    Особенности

    Суггестивный метод отличается индивидуальностью. К каждому пациенту врач должен найти особый подход, чтобы лечение дало эффект. Это могут быть убедительные выражения, которые ориентированы на конкретный тип личности. Содержание этих убеждений отражает меры по лечению, которые психотерапевт должен использовать.

    Он произносит правильную фразу четко и внятно, при этом сохраняя негромкий, твердый и спокойный тон. Каждое слово несет в себе программу, смысл ее глубок и продуман заранее. Лишь в редких случаях специалист может изменить тон и перейти к резким высказываниям. Опять-таки все зависит от частного случая.

    Виды

    Суггестивные методы делятся на три вида. Это гипноз, убеждение и аутотренинг. Каждый из них имеет свои особенности или крючки, которые позволяют эффективно воздействовать на пациента. Разберемся подробнее с каждым из этих видов суггестивного воздействия.

    Гипноз

    Этот вид также называют состоянием "частичного" сна. В транс пациент входит с помощью воздействия психотерапевта. Данный процесс позволяет не только произвести внушение, но и выявить истинные причины тех или иных психических расстройств пациента. Этот прием позволяет проникнуть в бессознательного человека и вложить в него важное сообщение с целью избавить от зависимости или болезни. Это, пожалуй, самый эффективный метод суггестивной психологии.

    Гипноз известен уже более трех тысяч лет. Его использовали еще жрецы Древнего Египта и врачеватели Востока, называя "животным магнетизмом". Спустя столетия он претерпел немало изменений в общественном понимании и восприятии. В России большой вклад в развитие гипноза внесли ученые Владимир Бехтерев и Константин Платонов в начале 20 века. Среди европейских ученых известны труды и эксперименты Зигмунда Фрейда, Дэйва Элмана.

    Противопоказаниями к гипнотическому методу являются эпилепсия, истерические реакции в виде неудержимого смеха/плача, судорожных припадков. Также психотерапевты воздерживаются от проведения гипноза при задержке интеллектуального развития у пациента, при приеме им психотропных препаратов или в состоянии наркотического, алкогольного опьянения. Беременность женщин в первые три месяца и соматические заболевания в стадии обострения тоже входят в список противопоказаний гипноза.

    Убеждение

    Этот процесс осуществляется в состоянии бодрствования пациента. Наверное, поэтому он считается более сложным по степени влияния. Специалисту необходимо найти правильный подход, "точки импульсов" и правильно воздействовать на эмоции и сознание человека, при этом, обходя контроль разума.

    Различают открытые, закамуфлированные и рациональные убеждения. Первые предполагают прямое сообщение психотерапевта о том, что он воздействует на пациента и хочет произвести определенную подмену понятий в его сознании. Фразы здесь обычно строятся так: "Я досчитаю до трех и произойдет...". Однако сознание человека не всегда можно поймать на такие крючки.

    Рациональные убеждения включают определенные логические понятия и объяснения, которыми пользуется специалист. Стандартные фразы здесь звучат примерно так: "Вам запрещается (не следует) делать то-то, потому что...". Этот вид внушения также работает далеко не со всеми пациентами.

    Суггестивная психотерапия чаще всего использует скрытые убеждения. Они включают три приема: последовательность фраз до соглашения, удивление и творческие моменты, банальность.

    Первый прием предполагает набор фраз, который произносится психотерапевтом с акцентом на согласие пациента и проявление его в виде ответных реакций тела (расслабления, восстановления ровного и спокойного дыхания). Например: "Вы пришли ко мне... сидите сейчас в удобном кресле... вы расслаблены... у вас есть проблема... но после нашего сеанса вам станет гораздо лучше". Первая часть серии фраз направлена на согласие пациента, а слова "вам станет лучше" и есть убеждение.

    Удивление и творческие моменты - это чистая импровизация психотерапевта, который видит перед собой пациента, которому требуется особый подход.

    Банальность - это набор фраз, которые опровергнуть пациент не может. После очередного подтверждения "банального сообщения" сознание пациента автоматически положительно встречает убеждение. Например: "Когда человеку удобно, он расслаблен. Каждый человек решает проблемы по-своему. Ваш симптом исчезнет после того, как ваше бессознательное поймет, что вы способны решать проблемы конструктивно". А также сюда могут входить пословицы и поговорки, которые связаны с темой сеанса.

    Так, в ряде на первый взгляд обычных фраз с вектором подтверждения специалист использует крючок суггестивного воздействия - убеждения. Противопоказаниями здесь являются прием психотропных лекарств и эмоциональное возбуждение.

    Аутотренинг

    Эту технику называют еще самовнушением или самогипнозом. Уже из определения понятно, что вся работа производится пациентом самостоятельно, но под чутким контролем специалиста. В процессе аутотренинга в организме человека запускается механизм самовосстановления, избавление от вредных привычек и тому подобное. На уровне физиологии отмечается повышение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что способствует нейтрализации стрессовых реакций.

    Аутотренинг был предложен в качестве лечебного метода еще в 30-е годы прошлого столетия немецким ученым Иоганном Шульцем. В России этот метод получил распространение лишь 20 лет спустя.

    Аутотренинг - это не просто повторение одной и той же ключевой фразы. Это целая серия упражнений, которые разделены на две ступени. Низшая включает аутотренинговые тренировки на восстановление ровного дыхания, спокойного сердцебиения, расширение кровеносных сосудов, расслабление мышц. Упражнения высшей ступени заключаются в вызове мысленных образов определенного цвета, формы и размера. Затем следует перенос данного предмета на конкретный объект действительности и формирование отвлеченных понятий (например, счастья или радости) в виде этих образов. В процессе такой тренировки пациент переживает состояние, которое Иоганн Шульц называл "катарсисом гипноза".

    Также аутотренинговые тренировки по цели воздействия включают пять категорий:

    • нейтрализующие (формируют в пациенте безразличие к раздражающим факторам, например: "пыльца, мне все равно" - при аллергии);
    • усиливающие (активизируют скрытые мыслительные процессы, например: "я проснусь, когда захочу в туалет" - при энурезе);
    • парадоксальные (используют эффекты «обратного действия» фраз-формул с суггестивной функцией);
    • абстинентно-направленные (избавляют от вредных привычек и зависимостей, например: курения, алкоголизма);
    • поддерживающие (считаются самыми мягкими, стимулируют развитие положительных качеств личности).

    Противопоказаниями аутотренингов являются состояние бреда, острые соматические приступы, вегетативные кризы.

    Стадии лечения

    Курс лечения с помощью суггестивных техник составляет несколько дней, обычно это не более двух недель. Один сеанс длится примерно 45 минут, однако, каждому пациенту требуется все же индивидуальный временной отрезок.

    Специалисты выделяют три стадии, или этапа, стандартного суггестивного влияния: усыпление, внушение и побудка пациента. Если с внушением (и его вариантами) все более или менее понятно, то разберемся с пограничными двумя этапами.

    Усыпление пациента

    Этот этап является базовым и способствует расслаблению, настройке пациента на предстоящий сеанс лечения. Существует несколько суггестивных приемов для введения человека в нужное состояние покоя или "частичного" сна. Чаще всего это просто монотонная речь с определенными словами-крючками. Однако "снотворным" действием обладают и шум морского прибоя, метрономное постукивание, гудение зуммера, фиксация взгляда пациента на одном блестящем предмете и т. д.

    Усыпление в случае обычного убеждения или аутотренинга не требуется. В качестве подготовительной части здесь психотерапевт просто применяет техники для максимального расслабления пациента. Это необходимо для того, чтобы организм был открыт для принятия внушения со стороны врача и купирования им определенных психических и физиологических отклонений.

    Что касается гипноза, то тут различают три степени усыпления: сомноленцию (поверхностное мышечное расслабление), гипотаксию (полное мышечное расслабление) и сомнамбулизм (глубокий сон). Во время такого вида внушения пациент слышит голос психотерапевта и реагирует на его указания.

    Побудка пациента

    Побудка пациента - это заключительный этап в гипносуггестивной психотерапии. В подавляющем большинстве случаев этот этап проходит без осложнений. Суггестивный подход здесь заключается в том, что врач просто внушает своему пациенту информацию о том, что после пробуждения он будет чувствовать себя выспавшимся и отдохнувшим. Для обработки используются те же ключевые фразы, порядковый счет, звуковые воздействия и т. д.

    Что лечат?

    Суггестивная терапия весьма эффективна для лечения психосоматических заболеваний, которые проявляются на психологическом и физиологическом уровнях. Отмечено положительное влияние метода при избавлениях от головных болей различной этиологии, приступов удушья, панических атак, неврозов и даже бронхиальной астмы. Также прием внушения позволяет справиться с аллергическими реакциями и кожными недугами.

    Данный метод лечения не должен быть навязанным. Многие пациенты настроены скептически по отношению к суггестивной терапии. Однако это только лишь снижает эффективность метода. Перед началом сеансов психотерапевту очень важно провести беседу с пациентом объяснить ему суть и принципы действия внушения. Вера человека и его добровольное желание - обязательные условия такой терапии. Однако при борьбе с наркотической и алкогольной зависимостью пациенты часто не выполняют указания психотерапевта либо бояться/не желают проводить лечение. В этом случае терапия внушения не принесет никакого эффекта.

    Заключение

    В настоящее время суггестивная терапия набирает популярность. Она считается абсолютно безопасным методом воздействия на психику человека. Исключением может быть только глубокий гипноз. Проведение его обязательно только под контролем опытного, квалифицированного специалиста.

    Также психотерапевты рекомендуют использовать для лечения серьезных соматических и психосоматических заболеваний комплексно, чередуя суггестивную терапию с медикаментозным, медитациями и другими видами лечения и оздоровительными техниками.