Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Социальные отношения - это отношения человека в обществе. Понятие и виды социальных связей

    Социальные отношения - это отношения человека в обществе. Понятие и виды социальных связей

    Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами.

    Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

    Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

    Виды социальных отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, эстетические, межличностные

      Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).

      Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя.Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными.

      Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.

      Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения

      Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, и т.д. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия

      Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.

      Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.

      Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

    18. Социальная группа

    Соц. группа, по мнению Мертона – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

    Признаки социальной группы:

    Осознание членства

    Способы взаимодействия

    Осознание единства

    КулИ разделил социальные группы на первичные и вторичные:

      Семья, группа сверстников, поскольку они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства

      Образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи (обусловлены достижению определенных целей)

    Социальные группы делятся на реальные и квазигруппы, большие и малые, условные, эксперементальные и референтные

    Реальные группы – ограниченная в размерах общность людей, объединенная реальными отношениями или видами деятельности

    Квазигруппы характеризуются случайностью и стихийностью образования, неустойчивостью взаимосвязей, кратковременностью взаимодействия. Как правило они существуют непродолжительное время, после чего они либо распадаются, либо превращаются в устойчивую социальную группу – толпа (например, болельщики) – общность интересов, объекта внимания

    Малая группа – относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы могут быть формальными и неформальными

    Формальные группы – чётко отражены позиции участников группы, определены взаимодействия между членами группы по вертикали – кафедра в универе.

    Неформальная группа возникает и складывается стихийно, в ней ни позиции, ни статусы, ни роли. Отсутствует структура властных отношений. Семья, группа друзей, сверстников

    Большая группа представляет собой реальную, значительную по размерам и сложно организованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Коллектив ВУЗа, предприятия, школы, фирмы. Групповые нормы поведения, и т.д.

    Референтная группа – группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и ориентируются в своем поведении на нормы и ценности этой группы.

    Условная группа – группа, объединенная по определенным признакам (пол, возраст, уровень образования, профессии) – они создаются социологами для проведения социологического анализа (студенчество Алтая).

    Разновидностью условной группы являетсяэкспериментальная , которая создается для проведения социально-психологических экспериментов.

    Для удовлетворения своих потребностей и интересов человек всегда вступает во взаимосвязи с другими членами общества

    . Социальная связь - социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или групп. Это совокупность особых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаимные отношения, которые объединяют людей в соответствующие соц ные общности и свидетельствуют об их коллективное существование. Это понятие, обозначающее любые социокультурные обязанности индивидов или групп индивидов относительно друг другаго.

    Понятие социальная связь ввел в научный оборот. Е. Дюркгейм, считавший, что можно говорить о социальных связях в группе, организации и в обществе в целом

    Социальные связи являются объективными, зависят от социальных условий, в которых живут индивиды. Основными их элементами являются: субъекты связи (индивиды, сообщества), предмет связи (по поводу чего он осуществит изменяется; механизм регулирования взаимоотношений между субъектами ("правила игры"между индивидами). Все элементы социальной связи тесно скоординированы друг с другом. Однако особенность социальной связи влияет на бильшення или уменьшение численности его учасникиого учасників.

    Можно выделить три группы факторов, определяющих наличие социальных связей: природно-биологические (задаются наследственными признаками, то есть самим фактором рождения человека, определяет его этнические, расо ове признаки), психологические (например, чувство общности с другими людьми, и объединяет людей в соответствующие социальные группы и общности); социально-институциональные (специально созданные правила, нормы, как и особым образом регламентируют социальные связи и отношения, определяя порядок действия социальных объектов в рамках социального института и контролируя их.

    Социальные связи бывают формальными и неформальными, личностными и коллективными, прямыми и опосредованными, более прочными и менее прочными

    Социальные связи также могут проявляться в форме социального контакта и социального взаимодействия. Люди постоянно вступают в социальные контакты: мы платим за проезд в транспорте, берем книги в библиотеки еци, делаем покупки в магазине, спрашиваем у прохожего который час, где находится нужная нам улица. Определяющей чертой всех этих социальных контактов является их поверхностный и кратковременный хаер.

    В отличие от социального контакта, социальное взаимодействие является формой общения, которая предусматривает систематический, взаимное влияние индивидов

    Характерной чертой социального взаимодействия является глубокая и тесная координация системы действий субъектов. Если социальном действии участвует один индивид, то в социальном взаимодействии - менее двух. Социальная взаимно. Одия отличается от социального действия наличием обратной связи. Только то действие человека, которая направлена??на другого человека и вызывает обратную реакцию, можно квалифицировать как социальную взаимодействующихдію.

    Структура и механизм социального взаимодействия включает: субъектов взаимодействия, то есть людей, которые действуют, изменения, вызванные их действиями, влияние этих перемен на других людей, а также реакцию людей, на которых была направлен на ди.

    Социология изучает социальное взаимодействие на двух уровнях: микро-и макроуровне. Микроуровень - это уровень между личностного взаимодействия. Макроуровень - это взаимодействие на уровне общества, социальных институтов

    В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными и духовными ценностями. Индивид, фупа определяют свою позицию относительно других, свое место, статус в социальной тока уктури, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, приписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предполагаемой. Итак, сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты в результате различных видов и форм социальной взаимодействующихдії.

    В современной западной социологии понятие"социальное взаимодействие"является одним из ключевых. Через социальное взаимодействие разные авторы стремятся объяснить механизмы функционирования и изменений общества. Так,. М. Вебер считал в, что в процессе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Поэтому для социальных действий характерны осознанность, рациональные во и ориентация на друтація на інших.

    По мнению. П. Сорокина, социальное взаимодействие является взаимным обменом коллективным опытом, знаниями, понятиями, в результате чего возникает культура. На социетальных уровне социальное взаимодействие можно представить в выгля ляди социокультурного процесса, во время которого передается коллективный опыт от поколения к поколениюня.

    Достаточно распространенной является теория социального обмена. Дж.. Хоманса. Он считает, что взаимодействие можно рассматривать как обмен. Люди взаимодействуют между собой, стремясь уравновесить вознаграждения и расходы. Согласно теории. Дж. Хо оманса, поведение человека обусловлено тем, вознаграждались его поступки и как именно. Анализируя взаимозависимость между вознаграждениями и поступками индивидов, он выделяет четыре типа этих зависимостейостей:

    1) чем чаще какой-то поступок вознаграждается, тем чаще он будет повторяться;

    2) если вознаграждение за какой-то поступок зависит от определенных условий, то человек стремится воссоздать эти условия;

    3) если великая награда, человек готов затратить для ее получения больше усилий;

    4) когда потребности близки к насыщению, то она меньше стремится прилагать усилия для их удовлетворения

    Итак,. Дж. Хоманс считает, что социальное взаимодействие - это сложная система обменов, определяемая соотношением затрат и наград. Структура обменов включает в себя: агентов обмена (двое или более людей), об этом эс обмена (действия, совершаемые по определенным правилам), правила обмена (формальные или неформальные запрета, предвидение), предмет обмена (товары, услуги, подарки), место обмена (определенное место встреча иі).

    Представители символического интеракционизма (Дж. Мид,. Г. Блумер) считают, что поведение людей в отношении друг друга и предметов окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают

    Е. Хоффман, представитель социальной драматургии, представил реальное поведение людей так, будто она происходит на театральной сцене. Е. Гоффман сравнивает человека с актером, которая в каждой конкретной ситуации ис онуе определенную роль. Например, поздно возвращаясь домой, индивид готовит для себя оправдания, репетирует жесты и мимику, проверяет убедительность будущих доводов и аргументов. Иначе говоря, социальные си туации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатленияження.

    Можно выделить следующие виды социального взаимодействия:

    По количеству субъектов взаимодействия: между двумя людьми, между индивидом и группой, между группами;

    По сроку: длительная и временная;

    За осознанностью взаимодействия: осознанная и неосознанная;

    По качеству: однородная и неоднородная;

    По расположению участников: непосредственное и опосредованное;

    За статусными системами можно выделить следующие сферы социального взаимодействия: экономическая (индивиды выступают как собственники, наемные работники, предприниматели, бизнесмены, безработные) профессиональное (индивиды и принимают в ней участие в качестве водителей, банкиров, профессоров) семейная (люди выступают в роли отцов, матерей, братьев и т.п.); демографическая (предусматривает контакты между представителями разных полов, возраст овых категорий, национальностей и рас), политическая (люди сотрудничают и соперничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, субъектов государственной власти); религиозная (контакты между п редставникамы разных религий, верующих и атеистов) территориально-поселенческая (где происходят столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и прибывшими, городскими и сельскими, эмигрантами)

    По видам действия: физическая, вербальная, жестовый. Ранее ученые считали, что общение осуществляется только на вербальном (словесном) уровне. Однако, некоторые из них (Дж. Бейтсон,. Р. Бердуистелл,. П. Уотцлевик) обращу ули внимание на то, что основная часть нашего взаимодействия с другими людьми имеет невербальный характер. Жесты, выражение лица и движения тела считаются невербальными каналами передачи информациирмації.

    Например, жестами руки можно выразить приказ, угрозу, приглашение, показать свое самочувствие и многие другие состояния

    По способам, с помощью которых индивиды согласовывают собственные цели и средства их достижения: кооперация (сотрудничество нескольких индивидов (групп) для решения общей задачи), конкуренция (индив видуальна или групповая борьба за обладание дефицитными ресурсами), конфликт (явное или скрытое столкновение интересов социальных субъектов.

    Важной формой проявления социальных связей являются социальные отношения

    . Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами, обусловленные их неодинаковым положением в обществе и роли в общественной жизни

    Понятие"социальные отношения"довольно часто употребляют как синоним общественных отношений. Однако подобное отождествление не всегда правомерно. Социальные отношения это особый вид общественных отношений, возникающих ь между индивидами как членами сообщества выступают одним из способов проявления, трансформации и реализации социальности в обществ суспільстві.

    Общественные отношения это всегда отношения по поводу того или иного материального или духовного объекта. Они состоят между социальными субъектами в процессе их совместной жизнедеятельности на основе и с прив воду удовлетворение общих интересов и потребностей. Именно социальные потребности и интересы обусловливают существование социальных связей между людьми, саму человеческую деятельностьть.

    Таким образом общественные отношения, с одной стороны, всегда являются социальными, с другой - конкретными, относительно самостоятельными отношениями - политическими, экономическими, культурными и

    По мнению большинства социологов, чисто социальные отношения всегда отражают положение людей и социальных групп в обществе, потому что это всегда отношения равенства и неравенства

    Главным фактором возникновения и функционирования социальных отношений является социальный статус каждого из индивидов, распределение этих статусов в обществе, в пределах которых и с позиций которых вступают во взаимодействие между собой и с обществом индивиды, наполняя свои отношения реальным содержанием статусной взаимодействующих.

    Субъектами социальных отношений выступают различные социальные общности и отдельные индивиды. По мнению. О. Айзиковича, за субъектом все социальные отношения можно разделить на три структурных уровня:

    1 - социальные отношения социально-исторических общностей (между странами, классами, нациями, социальными группами, городом и деревней);

    2 - социальные отношения между общественными организациями, учреждениями и трудовыми коллективами;

    3 - социальные отношения в форме межличностного взаимодействия и общения внутри трудовых коллективов

    Выделяют различные виды социальных отношений:

    По объему властных полномочий: отношения по горизонтали и отношения по вертикали;

    По степени регламентации: формальные (сертифицированные) и неформальные;

    По способу общения индивидов: безличные или косвенные, межличностные или непосредственные;

    За субъектами деятельности: между организационные, внутриорганизационные;

    По уровню справедливости: справедливые и несправедливые. Основой различий между социальными отношениями являются мотивы и потребности, главными из которых являются первичные и вторичные потребности

    результате противоречия социальных отношений одной из форм социального взаимодействия становится социальный конфликт

    В своем реальном функционировании система управления предстает в качестве совокупности многообразных действий, выполняемых большим или меньшим количеством людей, объединенных общими интересами и единой целью. Ведь управление возникает и осуществляется только тогда и там, когда и где несколько или множество людей осуществляют совместные действия для достижения определенной цели, будь это строительство дома, обучение студентов в вузе, участие футбольной команды в чемпионате или выступление рок-группы на концерте. Но почти каждое человеческое действие есть не только определенная операция по отношению к определенной вещи: к строительным материалам, учебным пособиям или к музыкальным инструментам, но и определенный поступок по отношению к определенному человеку (помощь, поддержка или, напротив, соперничество). Например, стремление защитника в футболе отобрать мяч у нападающего команды - соперника. А это означает, что в любом действии, связующем тем или иным образом людей, в том числе и в процессах управления, возникают вполне определенные отношения каждого человека со своими коллегами - отношения сотрудничества или соперничества, симпатии или антипатии, доминирования или подчинения. Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействия, и составляет то, что называют межличностными отношениями. Но такие связи приобретают устойчивый и длительный характер тогда, когда они обусловлены коренными жизненными интересами не только отдельных личностей, но и экономическими, политическими, культурными и иными интересами определенных социальных групп и общностей, объединяющих людей общими целями и действиями по их достижению, в том числе и управленческими. Совокупность таких именно связей и взаимодействий и выступает как существующие в данном обществе на определенной ступени его исторического развития социальные отношения.

    Каждое человеческое действие, не только определенная операция в отношении определенных объектов, но и определенный поступок по отношению к определенному человеку.

    В любом действии, связывающим тем или иным образом индивидов, в том числе и в процессе управления, возникают вполне определенные отношения.

    Переплетение поступков - отношений порождает межличностные отношения.

    Самая характерная особенность социальных отношений заключается в том, что они в большинстве случаев не являются симметричными.

    Во-первых, симпатия, уважение или любовь, которую испытывает один человек по отношению к другому человеку может натолкнуться на противоречивое отношение (антипатию, неуважение, ненависть и т.п.) этого другого человека.

    Во-вторых, определенный человек может определенным образом относиться к президенту страны, председателю парламента или главе правительства, но при этом он в большинстве случаев (кроме людей, лично с данными политическими лидерами взаимодействующих) не может рассчитывать на какие-то их отношения к себе, на взаимное отношение.

    В-третьих, относясь определенным образом к обществу, в котором он живет, данный человек может рассчитывать на определенное, лично на него ориентированное отношение общества к нему только в том случае, когда он приобретает широкую известность в обществе своей деятельностью. Как это произошло в случаях с известными политическими лидерами.

    В-четвертых, социальные отношения связывают определенным образом индивидов и их группы. Когда объектом этих отношений становятся их коренные интересы и потребности (экономические, социальные и др.), и когда в процессе развития этих отношений люди выступают в качестве носителей определенных социальных статусов и ролей, в большинстве своем не являющихся ни взаимно заменимыми, ни симметричными. Например, начальника и его подчиненного.

    Таким образом, социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и регламентации, особенно жесткие в управленческой деятельности. Скажем, директор предприятия может вызвать к себе и дать определенные указания своему заместителю, главному инженеру или главному конструктору, начальнику отдела маркетинга или начальника любого из цехов. Но ни главный инженер, ни начальник цеха, ни любой другой сотрудник данного предприятия не может в силу своих должностных обязанностей и полномочий вызвать к себе директора и дать ему какие-либо указания.

    Социальные отношения в обществе характеризуются очень большим разнообразием, поэтому большое значение приобретает типологизация, т.е. дифференциация их по типам. Такая типологизация может производиться по различным основаниям:

    по субъекту (или носителю):

    • индивидуальные (личностные);
    • межличностные;
    • внутригрупповые;
    • межгрупповые;
    • международные (межкоропоративные) отношения.

    по объекту:

    • экономические;
    • политические (в рамках систем и институтов);
    • социально-культурные;
    • религиозные (рамках церкви, мечети, синагоги);
    • семейно-бытовые (в объекте - семья).

    по характеру взаимосвязей (модальности):

    • отношения сотрудничества;
    • взаимопомощь;
    • соперничество;
    • конфликты;
    • субординация.

    по степени стандартизации и формализации:

    • формальные и неформальные;
    • официальные и неофициальные.

    Поскольку каждому из нас в повседневной жизнедеятельности приходится вступать во множество неофициальных и официальных межличностных отношений, рассмотрим их особенности и отличия более подробно.

    Отличия официальных отношений от неофициальных:

    1. Заключается в наличии или отсутствии в них определенной нормативности. Например, отношения между студентами и преподавателями регламентируются определенными нормами - правовыми, нравственными и др. В силу этого студент обязан выполнить определенный распорядок вузовской жизни, вовремя являться на лекции, готовиться к семинарским и практическим занятиям, выполнять курсовые и дипломные работы, сдавать зачеты и экзамены и т.п.
    2. Состоит в следующем: официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. права и обязанности руководителя и подчиненного в определенной организации остаются теми же самыми, независимо от того, кто эти роли исполняет. В отличие от этого, права и обязанности, которые складываются в неофициальных межличностных отношениях, целиком зависят от индивидуальных личностных особенностей участников, от их глубоко индивидуализированных чувств и предпочтений.
    3. В противовес последним различиям, которые развиваются в определенных нормативных рамках, а потому требуют определенного обучения, межличностные отношения неофициального характера не нуждаются в каком-либо обучении. В таких отношениях каждый индивид развивает свой собственный, только ему присущий тип обращения с партнером, соответствующий ожиданиям, требованиям, предъявляемым ему конкретным индивидом, с которым он вступает в контакты.
    4. В случае официальных отношений редко приходится выбирать, кто, с кем и в какие по содержанию коммуникации, контакты должен вступать. Кто в университете ректор, декан, преподаватель, а кто - студент, чаще всего зависит не от моего выбора, а от сложившейся в данном учебном заведении ситуации, уровня образования, квалификации, опыта, авторитета и многих других характеристик работающих в нем людей. А в неофициальных отношениях, пожалуй, решающую роль играет именно личностный выбор. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей им потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.

    Официальные и неофициальные отношения, в которые вступают люди друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть:

    • кратковременными (попутчики в поезде),
    • долговременными (друзья, сослуживцы),
    • постоянными (родители и их дети),
    • причинно-следственными (преступник и его жертва),
    • функциональными (заказчик и портной),
    • учебными (преподаватель и студент),
    • субординационными (начальник и подчиненный).

    Из всего многообразия социальных отношений социология управления вычленяет в качестве своей предметной области глав эффективнее. Здесь четко прослеживаются отношения взаимозависимости.

    Социальные отношения в системе управления - это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными личностями, их группами, общностями, а также внутри последних в процессе выработки, принятия и осуществления управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивости, динамизма и эффективности деятельности управляемого социального объекта.

    В процессе функционирования системы управления в качестве приоритетных социальных отношений, выделяются:

    • отношения зависимости;
    • отношения власти;
    • отношения господства;
    • отношения подчинения.

    Социальная зависимость - это вид социальных отношений, когда один субъект не в состоянии совершить необходимое для него социальное действие, пока другой субъект не совершит ожидаемых от него действий, способствующих определенной деятельности первого.

    Во всех сферах общества, особенно в политической, широко распространены и имеют большое значение отношения власти, господства и подчинения. Один из классиков социологии М. Вебер различал отношения господства и власти. Для понимания такого различия он приводит в пример власть крупного банка над теми, кто нуждается в кредите, с условием, когда банк занимает монопольное положение на финансовом рынке. Эта власть основана на экономической силе. Господство же, в его понимании, предполагает не только - как в случае с экономической властью - принципиальный перевес силы, который можно использовать для осуществления собственной воли, но и возможность отдавать приказы, неукоснительно принимаемые к исполнению. Господство, следовательно, есть такое отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязывать свою волю путем обязывающих приказов. "Любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, - подчеркивал М. Вебер, - нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, притязающими быть носителями легитимного насилия, а, с другой стороны, - посредством этого подчинения - в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления".

    Такое господство, доказывал Вебер, не может быть лишь следствием обладания силой. Хотя он не отрицал роли насилия как основы господства, но в то же время подчеркивал, что одного насилия недостаточно для возникновения, исправного и длительного функционирования системы господства. Необходимо еще наличие определенных ценностей, убеждений, на которых зиждется послушание управляемых. Анализируя эту проблему, Вебер исходил из конструирования трех, в его понимания, "идеальных, чистых типов":

    • "традиционного господства"
    • "харизматического господства"
    • "легального господства".

    Два первых необходимы были Веберу для показа принципиального отличия того типа господства, который он связывал с современными европейскими обществами, от господства легального. Анализ этого господства и путей его возникновения есть вместе с тем вклад Вебера в теорию политического развития, или, как нередко это определяется в современной немарксистской социологии политических отношений, в теорию политической модернизации.

    Традиционное господство опирается на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку она существовала всегда. Правители в отношениях с подданными обладают правами и положением господ над слугами. Их власть, однако, ограничена освященными традицией нормами, на которые в то же время опирается и само их господство. В этом смысле, говорит Вебер, "правитель, который нарушал бы традиции без препятствий и ограничений, подвергал бы опасности законность собственной власти, которая опирается исключительно на силу традиций". Большое значение имеет веберовская интерпретация механизма власти при традиционном господстве. Этот аппарат вначале функционирует как расширенный "дом" правителя, в котором отдельные службы отвечают за различные сферы жизни. Такой разросшийся до больших размеров "дом" правителя Вебер называет "понализмом"; в качестве примера такой системы у него служит Древний Египет. Наряду с анализом патриомонализма Вебер сконструировал также другой тип традиционного господства, который называл "султанизмом"; его особенностью должно было быть освобождение правителя от традиционных ограничений и, следовательно, полный, неуправляемый деспотизм. Султанизм возможен тогда, когда традиционный правитель путем завоеваний расширяет границы своей власти, которая в итоге может опираться больше на вынужденное послушание подвластных, чем на их веру в законность традиционной власти. Для этого, однако, нужна сильная армия. Анализируя формы и методы функционирования военных организаций, Вебер подчеркивает главный парадокс деспотических систем. Заключается он в том, что, опираясь на вооруженную силу, они попадают во все большую зависимость от нее, а это ведет к ослаблению их власти. Наконец, отходя от "чистого типа" традиционного господства, Вебер рассматривал его конкретные (нечистые) смешанные формы. В частности, он подвергал главным образом формальные и субординационные отношения, не оставляя без внимания и иные типы социальных отношений, которые могут складываться в практике управленческой деятельности. В чем заключается своеобразие социальных отношений, которые возникают и развиваются в системе управления.

    В этой многогранной системе отношений, возникающих в процессе функционирования системы управления, выделяются в качестве приоритетных, наиболее существенных отношений: отношения зависимости, власти, господства и подчинения. В своем стремлении к обладанию некоей ценностью, например, к дружбе, каждый индивид вступает в сферу отношений зависимости не только от своих намерений и поступков, но и от мотивов и действий другого индивида. Таким образом, социальная зависимость - это такое социальное отношение, при котором один субъект (индивид или группа) не в состоянии совершить необходимые для него социальные действия, если и пока другой субъект не совершит ожидаемых от него действий, способствующих определенной деятельности первого субъекта. В таком случае действия второго субъекта будут выступать в качестве доминирующих, а первого - зависимых.

    В повседневной жизни нередко встречаются ситуации, когда личность или социальная группа в отношении одной цели или ценности является зависимой от другого индивида или социальной группы, а в отношении другой цели или ценности - доминирующей. Например, футболисты какого-либо спортивного клуба зависят от руководства этого клуба и тренера в размере вознаграждения, распределении игроков на основных и запасных, в определении своих игровых амплуа (нападающий, защитник и т.п.), но и тренер, и руководство спортклуба зависят от футболистов, от их стремления сыграть интереснее, качественнее, эффективнее. Здесь четко прослеживаются отношения взаимозависимости.

    Подобным типологическим методом Вебер исследовал и другой тип господства - харизматический. Греческий термин "харизма" означает у Вебера какое-то необыкновенное качество, дар, магическую силу, свойственную отдельным людям. Харизматический вождь есть некто, чье господство над другими зиждется на их вере в его необыкновенные магические свойства. Он призван выполнять какую-то необыкновенную, ему предназначенную миссию и во имя этого имеет право на послушание подданных. Как и в традиционном господстве, власть опирается здесь на качества правителя, а не на безличные права. Но в отличие от традиционного господства она есть не следствие того, что так всегда было, а результат убеждения, что харизматический вождь вносит нечто новое, а руководимые им люди "подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят ему". Таковыми, подчеркивал Вебер, являются революционный вождь (в том смысле, что он изменяет существующее положение), дальновидный государственный деятель, спасающий страну от кризиса, религиозный или квазирелигиозный пророк.

    Главной проблемой харизматического господства, как утверждал Вебер, служит проблема наследования, то есть проблема, которой в принципе при традиционном господстве не существует. Харизма, по существу, качество личное, и не может передаваться так легко, как традиционный титул власти. Вебер выделяет три способа передачи власти в системе харизматического господства:

    1. Существуют определенные критерии, которым должен соответствовать наследник, чтобы стать новым харизматическим вождем.
    2. Предыдущий харизматический вождь назначает своего наследника, тем самым как бы распространяя на него собственные харизматические качества.
    3. Самые преданные ученики или последователи харизматического вождя назначают наследника, который тем самым становится носителем харизмы. Наследование власти в католической церкви осуществляется именно на этой основе, хоть эта власть апеллирует к легитимации в виде назначения первого преемника Христа (в лице апостола Петра) самим создателем веры. Однако последующие папы избираются правомочными участниками вселенского собрания кардиналов, но в момент выборов на них "нисходит чудесным образом" харизма Христа.

    Как традиционное, так и харизматическое господство нужны были Веберу как отправные пункты для анализа третьего типа господства - господства легального, в котором он видел политическую особенность Запада. Именно этот анализ является важнейшей частью веберовской социологии политических отношений. Легальное господство - это господство права в том смысле, что как само существование власти, так и сфера ее действия зависят от установленных людьми позитивных прав. При этом типе господства любая норма может быть введена как право и предполагается, что с нею будут считаться все, кто подчинен власти. Здесь люди, стоящие у власти, являются не самостоятельными правителями, а вышестоящими исполнителями определенных правом обязанностей в четко определенный период. При этой системе господства управляемые - свободные граждане, обязанные подчиняться праву, а не подданные, обязанные подчиняться правителю, который использует это право. В этой системе власти господство осуществляется в силу "легальности", в силу веры в обязательность легального установления и деловой "компетентности, обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляет современный "государственный служащий".

    Такая система, по мнению Вебера, является особенностью Запада и одной из двух основных причин наряду с религией, в силу которых Запад достиг такого высокого уровня развития. Анализируя систему легального господства, Вебер уделил много внимания аппарату власти, то есть бюрократии. Он был убежден, что бюрократия является наиболее рациональной формой осуществления власти, хотя в то же время видел и подчеркивал ее недостатки и слабости, например, в тех случаях, когда необходимо принимать решения по своеобразным, нетипичным вопросам.

    В своей классической теории бюрократии М. Вебер исходил из необходимости рационализации всех сторон жизни современного общества. Он справедливо считал, что многообразная человеческая деятельность, в том числе и управленческая, становится более систематизированной и эффективной, если она организована согласно правилам, установленным на основе рационального анализа. В сфере управленческой деятельности главным аспектом рационализации является формирование эффективно действующего управленческого аппарата - бюрократии. Чтобы вычленить основные принципы ее деятельности, он сконструировал идеальный тип бюрократии, ее теоретическую модель. Такой идеальный тип в социальной реальности практически не встречается, но он служит моделью, сверяясь с которой, можно повысить эффективность деятельности управления в организации.

    В дополнение к своему идеальному типу рациональный бюрократической организации Вебер создал также тип бюрократического функционера в рамках отношений легального господства. Таковым является:

    • человек лично свободный и назначенный на должность на основании соглашения;
    • человек, осуществляющий власть на основании формальных законов и лояльность отношения которого к системе определяется четким выполнением официальных обязанностей;
    • человек, назначаемый на должность в соответствии с его квалификацией и отношением к делу;
    • человек, работающий на своем посту постоянно, а не от случая к случаю;
    • функционер, регулярно получающий плату, обладающий перспективой профессиональной карьеры, гарантированной формальными правами, а потому рассматривающий свою работу в качестве лично заинтересованного отношения к делам, задачам и целям системы, которой он служит.

    Развивая веберовскую концепцию политических отношений господства и подчинения, известный американский социолог Р. Мертон включил в систему господства еще один очень существенный компонент- действие особого механизма осуществления властных полномочий, каковым является политическая машина как формальная, обезличенно действующая организация. Политическая машина, отмечает он, "устанавливает связи с обычными мужчинами и женщинами путем тщательно разработанной сети личных отношений. Вследствие этого "политика превращается в личные связи". Например, участковый уполномоченный политической партии, чтобы добиться поддержки своего кандидата на выборах, "должен стать другом каждому человеку, проявляя наигранную, если не реальную, симпатию к обездоленным и используя в своей благотворительной работе средства, предоставленные в его распоряжение боссом". Здесь в ход идет все: и корзинка с провизией, и помощь в устройстве на работу, и юридические советы человеку, нуждающемуся в этом, и многое другое. Такая практика деятельности политической машины, хорошо отлаженная в системе пресловутой американской демократии, ныне широко и небезуспешно применяется в политических отношениях и в Беларуси, и в России, и в других странах СНГ.

    Итак, многообразие типов и форм социальных отношений образует ту многогранную основу организованных и более или менее постоянно воспроизводимых взаимодействий, без которых невозможно существование ни одной социальной группы, ни одной социальной общности людей, каждая из которых испытывает определенное воздействие со стороны управляющей системы.

    В процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений. Их характерные особенности сводятся к следующему:

    1. Наиболее распространенным типом взаимодействий между людьми в процессе управления являются служебные отношения, которые отличаются своей несимметричностью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления складывается односторонняя зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отношений является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, которые подчиненный должен выполнять.
    2. Функциональные отношения. От служебных отношений следует отличать функциональные отношения, сопряжения которых могут, но не должны перекрываться с сопряжениями служебных отношений. Функциональные отношения строятся таким образом, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект. Роль функционально обусловливающего субъекта заключается скорее в совете, помощи, чем, в выдаче распоряжений. В рамках функциональной связи не действуют распоряжения. Примером здесь могут служить отношения между директором учреждения и юрисконсультом или советником. Директор посылает проект какого-либо договора или распоряжения на заключение, юрисконсульт обязан высказать свое мнение, а директор - ознакомиться с ним. Но согласится директор с заключением или нет - зависит только от него самого.
    3. Технические отношения. В многоуровневых системах управления большое значение приобретает взаимозависимость в действиях и функциях членов коллектива. Каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться всесторонне согласованной и эффективной деятельности. Именно в этом заключается третий вид отношений в системе управления - технических отношений.
    4. Информационные отношения - это отношения, связанные с односторонними или взаимными процессами информирования обо всех состояниях объекта и об изменениях состояний, о которых информирующий знает, а информируемый должен знать, чтобы иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности.
    5. Специализированные отношения - вид отношений, связанный с разделением труда (распределением целей и действий по их достижению) в управлении многосторонней конфигурации деятельности данной системы - организации, фирмы, учреждения и т.п. Речь идет о связи управляющей подсистемы или ее отдельных звеньев со специализированными компонентами, звеньями, участками. Специализированные отношения могут принимать разную степень интенсивности. Некоторые участки, звенья управляемой подсистемы могут быть сильнее или слабее связаны с разделением труда как между собой, так и с управляющей подсистемой.
    6. Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управленческой лестницы (управленческой вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления. Так, например, в системе "президентской вертикали", действующей ныне в Беларуси, районный или городской уровень управления подчинен областному уровню управления, а последний - республиканскому, функционирующему в виде администрации Президента, располагающей соответствующими структурными подразделениями: экономическим управлением, управлением информации и др.

    В зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными социальные отношения в системе управления могут быть представлены в четырех основных разновидностях: бюрократические, патерналистские, фратерналистские и партнерские отношения.

    Бюрократические (от франц. бюро - канцелярия + греч. кратос - власть, буквально - господство канцелярии) отношения, если освободить их от негативного оценочного налета, широко распространенного в белорусском и российском обществах, и следовать сущности их трактовки М. Вебером, базируются на административной иерархии. При наличии таких отношений за каждым работником жестко закреплены, его функциональные обязанности. Начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве распоряжений. Контроль за деятельностью сотрудников и всей организации представляет собой отлаженную процедуру проверок. Ответственность за успех дела и возможные провалы несет соответствующий исполнитель. Контакты между начальниками и подчиненными носят в основном официальный (формальный) и деперсонифицированный характер, ограничены отношениями чисто служебного свойства.

    При патернализме (от лат. "падре" - отец) четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы. От подчиненных требуется и ожидается лояльность по отношению к начальнику. "Хозяин" бдительно контролирует действия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций. Ответственность за успех дела или возможные провалы - общая. "Хозяин" строго поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря утверждению и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки.

    В случае фратернализма (от англ. фразер - брат) иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Господствует стремление принимать решения коллегиально после их коллективного обсуждения. Тем самым руководитель в отношениях со своими подчиненными претендует, скорее, на роль "лидера", а не "начальника" или "хозяина". Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность, и в совместной деятельности предполагается взаимная помощь и поддержка как со стороны руководителя, так и рядовых работников. Любой успех рассматривается как общая заслуга всего коллектива, любой провал - как общая для всех членов коллектива беда. Отношения в такой организации носят подчеркнуто неформальный характер.

    В случае партнерства (от франц. партнер - участник совместной деятельности) иерархические отношения хотя и существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия. За каждым сотрудником четко закреплены соответствующие функции, причем руководитель в них не вмешивается, а текущий контроль чаще всего не предусмотрен. Подчиненные должны понимать смысл принимаемых решений и выполнять их в процессе самостоятельной работы. Несмотря на коллегиальность принимаемых решений и действий, отношения между сотрудниками деперсонифицированы и переведены на служебно-контактную основу. Партнерство отличается демократизмом - самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.

    Конечно, выделенные четыре типа отношений в "чистом" виде встречаются редко, патернализм, в частности, нередко реализуется при наличии элементов фратернализма или бюрократизма. Всё, в конечном счете, зависит от состава участников совместного действия, характера, содержания и направленности той организации, в пределах которой люди вступают в социальные взаимодействия, а также от состава и личностных особенностей людей - руководителей, осуществляющих функции управления.

    Знание особенностей складывания и функционирования социальных отношений в системе управления помогает избегать типичных ошибок, возникающих в практике деятельности некоторых руководителей. Одной из наиболее распространенных в практике управления является ошибка излишней снисходительности, проявляющаяся в тенденции оценивать своих подчиненных выше реального уровня и качества их служебной деятельности, что, в конечном итоге, приводит к снижению их творческой активности и к самоуспокоенности, а это снижает эффективность деятельности организации. Существует и противоположность - ошибка излишней требовательности, доходящая до уровня жесткости и выражающаяся в тенденции занижено оценивать всех и вся.

    Нередко в практике управления проявляется ошибка личной предрасположенности, при которой руководитель в отношении к подчиненному больше полагается на личное пристрастие, чем на саму по себе работу этого подчиненного. Ошибка нимба возникает под воздействием "эффекта ореола", когда в своем отношении к подчиненному начальник руководствуется в первую очередь общим впечатлением (хорошим или плохим), произведенным данным работником, а не результативностью его служебной деятельности. Ошибка по свежести впечатлений выражается в стремлении руководителя оценивать подчиненного и его работу только по событиям последнего времени вместо того, чтобы анализировать и оценивать её результативность за более длительный период времени.

    Каждая из этих ошибок способна существенно ухудшить отношения руководителя с подчиненными, привести к возникновению противоречий и конфликтов, что может снизить эффективность деятельности данной организации, фирмы, предприятия; затруднить его продвижение к намеченной цели. Наоборот, знание этих ошибок, учёт особенностей отношений, складывающихся между работниками, а также между ними и их руководителем (руководителями), существенно расширяет возможности совершенствования системы управления, повышает её эффективность.

    Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (формальными и неформальными).

    Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл.

    Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

    Причиной того, что подчас сходные взаимодействия отличаются друг от друга по содержанию являются ценности. Ценность в данном контексте можно определить как целевое желательное событие.

    То, что субъект Х ценит объект Y, означает, что Х действует так, чтобы достичь уровня Y или хотя бы приблизиться к этому уровню.

    Например случай когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

    В системе отношений можно выделить следующие элементы:

    элементы системы отношений:

    · субъекты связи - два индивида, две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

    · связующее их звено, которым может быть какой-ни­будь предмет, интерес, общая ценность, создающие осно­ву отношения;

    · определенная система обязанностей или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

    Среди всего разнообразия социал.отношений существуют такие, которые присутствуют во всех остальных отношениях и являются их основой. Это, прежде всего, отношения социальной зависимости и власти.

    Например, если рассматривать отношения любви, то очевидно, что любовь двух людей друг к другу предполагает взаимные обязательства и зависимость одного человека от мотивов и действий другого. То же можно сказать о дружбе, уважении, управлении и руководстве, где отношения зависимости и власти наиболее очевидны.

    Именно коммуникация между людьми помогает нам оставаться социально устойчивыми и быть в состоянии решать жизненно важные задачи.

    Общественные отношения - это взаимодействие между субъектами, в основе которого лежит общий интерес, ситуация и прочее.

    Заметим, что в это понятие входит широкий спектр Это могут быть дружеские отношения между детьми, взрослыми, однополая и разнополая дружба, общение «учитель-ученик», «родители-дети», «начальник-подчиненный» и т.д.

    Заметим, что такого рода отношения не возникают на пустом месте. Они становятся результатом либо собственного выбора, либо предоставляются другими субъектами. К строятся человеком самостоятельно тогда, когда он общается со своими друзьями, знакомыми - людьми, выбранными из общей массы в течение жизни. Эти люди пользуются определенной симпатией. Это не всегда можно сказать о трудовом или учебном коллективе, который мы не можем выбрать.

    Исследования показывают, что часто возникают ситуации, когда субъект не в состоянии построить устойчивые межличностные отношения. Как правило, это касается трудового коллектива. Очень часто, если людей связывает только достижение цели, социальные отношения сопровождаются возникновением Поскольку некоторые люди не могут устранять возникающие разногласия, которые возникают на работе, они призваны часто менять место занятости.

    Что касается трудового коллектива, здесь важную роль играет то эмоциональное напряжение, которое в нем существует. К примеру, подчиненный, у которого не получается реализоваться в профессиональном плане, как правило, начинает конфликтовать с начальником. С точки зрения науки такая ситуация является результатом недостаточной реализации творческого потенциала. Первым шагом к устранению психологического конфликта является беседа, где человек получает возможность рассказать свою историю специалисту. Потом начинается взаимный поиск путей решения данной проблемы.

    Отметим, что далеко не последнюю роль в установлении и поддержании общественных отношений занимает материальное благосостояния человека. Помимо этого, если проблемы все же возникли (они могут иметь семейную, дружескую или трудовую природу), их можно устранить, прибегнув к помощи психолога. Все дело в том, что данная проблема имеет чисто психологическую подоплеку.

    Социальные отношения являются основой общественной структуры. В состав входит зависимость между ее элементами, их размещение.

    Все виды социальных отношений разделяются согласно тем элементам, которые лежат в основе их структуры. Так, выделяют следующие компоненты данной системы:

    1. Субъекты связи, в роли которых могут выступать две личности, две или же субъект, который находится во взаимодействии с социальной группой.
    2. Звено, которое выступает в роли связующего элемента. В этой роли может выступать какой-то предмет, интерес, общие ценности, которые лежат в основе отношений.
    3. Система обязанностей, которой должны придерживаться субъекты, если хотят построить ту или иную форму отношений.

    Поскольку социальные отношения, роли и позиции являются различными в том или ином случае, результатом подобной ситуации являются различия между людьми, которые существуют в каждом обществе. Это неизбежная ситуация, имеющая вполне обоснованные причины. Если обратиться к наиболее общему описанию сути неравенства, получается, что оно состоит в том, что люди живут в тех условиях, которые обеспечивают разный доступ к материальным и духовным ресурсам.