Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Презентация на тему боги ханты и манси. Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов севера - ханты и манси

    Презентация на тему боги ханты и манси. Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов севера - ханты и манси

    Слайд 1

    Верования народов ханты и манси

    Слайд 2

    У народа манси не было письменности до 30 годов 20 столетия. Его история отразилась в фольклоре – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе о славных предках, в обрядах и обычаях. Фольклор является историей и летописью для народа, но отражает события без указания точной даты.

    Слайд 3

    В нем отражены контакты между древними этносами, военные события. В нем говорится и о древних миграционных путях предков манси. Есть сведения в преданиях, что они некогда заходили даже за полярный круг, где солнце пряталось, и устанавливался мрак на 7 - 30 дней.

    Слайд 4

    Во время мрака, пока мужчины были на охоте, их детей и жен беспокоили странные люди маленького роста. Из тех беспокойных мест манси перевалили через водяные и каменистые горы и после чего оказывались в местах, где было много морошки, и тут они встретили добрых и состоятельных людей, называемых Мис махум. С ними смешались манси, и здесь нашли покой.

    Слайд 5

    Прошлое народа манси в его преданиях, сказаниях и мифах, героическом эпосе о славных предках, одухотворенных потомками до божества – признанных духами - покровителями и почитаемыми испокон веков до сих пор.

    Слайд 6

    Религия манси возникла в глубокой древности на базе погребального обряда. Таким образом, «Погребальный обряд» является первой стадией религии народа манси. Он возник на основе почитания памяти близкого человека. Этот обряд установился, видимо при матриархате, так как в проведении его ведущими исполнителями всех основных действий являются женщины, в основном, пожилые.

    Слайд 7

    Второй ступенью религии является Хара кан – обряд, проводимый на природе в память утонувших в воде, погибших в лесу и на войне людей, не преданных земле. В проведении этого обряда принимают участие, как женщины, так и мужчины. Хара кан сооружают мужчины, пользуясь топором. Ходят же туда молиться женщины, пожилые мужчины и подростки со своими матерями.

    Слайд 8

    Третья ступень религии манси – Торум кан или просто Кан, где обряд проводится только при участии мужчин. Там молятся выдающимся духам – предкам мужского или женского рода. Эта ступень религии народа манси установилась, вероятно, при патриархате, так как на такое молебенное место ходят только мужчины. Женщины остаются дома, они устраивают в это время угощения своим домашним духам – предкам, находящимся в доме в переднем углу.

    Слайд 9

    Веками знаменитых най – отыров - духов – покровителей накапливалось много. Для того, чтобы увековечить их имена, признавали местности священными и таким местам присваивали имена предков.

    Слайд 10

    Таких священных мест на территории проживания манси было очень много. О них знают все манси и берегут их. На таких местах люди не охотятся, не ловят рыбу. Они являются как бы заповедными местами. И все их хозяева отражены в фольклоре.

    Слайд 11

    В настоящее время многое из этого уже забывается. Уже редко собираются люди вместе, чтобы рассказывать друг другу сказки, обрядом почитать предков – духов, своих покровителей.

    Слайд 12

    Слои жизненного пространства в представлениях манси

    Слайд 13

    В представлении манси пространство окружающего мира состоит из семи слоев




































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО-Югра – ханты и манси.

    Задачи:

    1. Образовательный аспект:

    • углубить знания учащихся по истории Ханты-Мансийского автономного округа;
    • сформировать знания по теме “Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири”;
    • познакомить с традиционной одеждой ханты и манси;
    • познакомить с представлениями Обских угров о природе и человеке;
    • сформировать знания о традиционных праздниках ханты и манси – “Вороний день” и “Медвежий праздник”;
    • обобщить факты прошлого и настоящего.

    2. Развивающий аспект:

    • развивать умение актуализировать полученные знания;
    • развивать познавательные процессы: памяти, внимания, воображения.

    3. Воспитательный аспект:

    • воспитывать у учащихся чувство интереса и уважения к культуре, традициям и обычаям коренного населения края, где они живут;
    • воспитывать чувство причастности к малой Родине, патриотизма, уважения к родной стране, её истории;
    • воспитывать толерантность;
    • воспитывать общую культуру.

    Тип занятия: Урок-экскурсия.

    Учебное пособие:

    • “История Ханты-Мансийского округа с древности до наших дней”, Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие.
    • Издательство НПМП “Волот”, Екатеринбург, 2000 год
    • Глава 1, параграф 3 “Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири”, параграф 4 “Природа и человек в представлениях обских угров”; страницы 30-49

    Место проведения: музейная комната МБОУ гимназия г. Советский

    Оборудование : фотографии музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, музейная экспозиция.

    Урок-экскурсия может использоваться как дополнение к уроку для старших классов к указанным параграфам и как внеклассное мероприятие для 6-11 классов.

    Эпиграф:

    Край ты мой - моя Югория,
    Край лесов и озёр голубых.
    Ты мой мир, моя история,
    И мой дом на просторах твоих.
    Югорский край, моя седая Русь,
    Я именем твоим горжусь!

    Я счастлив, что живу твоей судьбой,
    Что я грущу и радуюсь с тобой.
    Ты прошла дорогу длинную,
    Помнишь ты времена Ермака.

    Пусть летят над землёю былинною
    Дорогие для сердца слова сквозь года и века.
    Виктор Калинушкин

    План мероприятия.

    1. Вступительное слово учителя.

    2. Представление интерактивной презентации.

    3. Подведение итогов мероприятия.

    4. Осмотр музейной экспозиции.

    Ход мероприятия

    1 Вступительное слово учителя.

    Дорогие ребята, сегодня вы приглашены в музейную комнату гимназии, чтобы познакомиться с традиционным хозяйством, культурой, некоторыми обычаями и традициями коренного народа нашего округа.

    Вопрос : Скажите, как называется округ, в котором мы живем?

    Как называются коренные жители нашего края, которые жили здесь издревле?

    (Учащиеся отвечают на вопросы)

    Наш округ очень большой и здесь проживает очень много национальностей (Учащиеся перечисляют национальности).

    Коренными жителями называют народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ, до прихода туда переселенцев из других мест.

    Коренные народы нашего округа – это ханты и манси. И наше занятие посвящено славной дате – 85-летию со дня рождения Ханты-Мансийского автономного округа Югра, которое отмечалось 10 декабря 2015 года.

    2. Представление интерактивной презентации.

    Сначала мы посмотрим небольшую историческую справку о нашем округе.

    Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра) образован 10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово (ныне это город Ханты-Мансийск). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

    Своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек: Оби и Иртыша. “ Югра” в переводе означает “ люди на воде”, старое название “ ханты” - остяк (“ясах”) означает “люди с Оби”, а “манси” называли “вогулами”, что означало “дикие”.

    Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа. Их часто объединяют под общим названием “обские угры”, так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения - оленеводством. Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.

    Эти малочисленные народы сегодня составляют всего лишь около 2% всего населения округа, которое сегодня превышает полтора миллиона человек.

    Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры - предки ханты и манси. Позднее, в 5 – 8 веках, на Обский Север пришли предки ненцев.

    Остяки - ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша, их притокам.

    Вогулы - манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде.

    “Есть такая Страна Мрака, там всегда темно: нет ни солнца, ни луны, ни звезд. У жителей йура нет царя, живут они как звери: никому не подвластны. У этих людей множество мехов. Все они охотники. Соседние народы, оттуда, где свет, покупают эти меха. Великая Россия, скажу я вам, граничит с одной стороны с этой областью”.

    Эти строки были написаны о земле Югорской Марко Поло, известным путешественником, еще в XIII .

    Ханты и манси одни из древних народов Западной Сибири. Знаменитый древнегреческий историк Геродот дает одно из первых описаний народов Севера, о которых в его времена ходили полуфантастические слухи:

    “Области до этих лысых гор нам еще не знакомы. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами – другие люди, которые спят шесть месяцев в году. Зима в этих странах столь сурова, что стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве что разведешь костер”.

    Читая сведения Геродота, еще раз убеждаешься, что предки северного народа имели свой особый образ жизни, поэтому и смогли выжить в суровых климатических условиях! Богатый жизненный опыт ханты и манси помог освоить богатые просторы Югры!

    Когда ханты говорят “если моей сказке продолжаться” - это означает “если я буду жив”. Сказка этого красивого сурового края уходит своими корнями в далекое прошлое.

    Природно-климатические условия таежного Приобья замедлили социально-экономическое развитие обитавшего здесь населения. С древнейших времен основными занятиями мужчин были охота и рыболовство.

    Важнейшими промысловыми животными были: северный олень, лось и бобр. Позднее, большое значение приобрел отстрел соболя и белки, шкурками которых оплачивался ясак (ясак – это налог с сибирских народов пушниной).

    До сих пор неизвестно, когда был одомашнен северный олень. Но уже в I веке до н.э. домашние олени были в хозяйстве жителей северной тайги.

    Промысел копытных велся с целью получения мяса, шкур и рогов, а отлов бобров имел, помимо мясопушного значения, еще одну важную направленность – получение внутренних органов животного. Ханты и манси считали их целебными, а также использовали в качестве “очищающего” средства.

    На особенности ведения рыболовства в нашем регионе наложили отпечаток два фактора: огромные разливы рек и губительные для рыбы заморы, которые происходили после ледостава. В этих условиях местное население практиковало добычу рыбы в искусственно огороженных участках рек. Такой вид называется запорным рыболовством. У ханты и манси существовало около 90 разновидностей запорных сооружений.

    Водоемы богаты большим разнообразием рыбы. В реках и озерах обитает 42 вида рыб, в том числе высокоценные промысловые – осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир (щокур), пелядь сырок), сиг (пыжьян), сосьвинская сельдь (тугун).

    Женщины занимались хозяйством и рукоделием. Необходимые в быту вещи и одежду они изготавливали из подручных материалов: бересты, дерева, травы, шкур животных, рыбьей кожи. Из бересты делали набирки для ягод, миски – чуманы, заплечные короба, детские колыбели, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов.

    На полы стелили циновки, сплетенные из осоки и камыша.

    Из рыбьих кож (налима, стерляди, осетра), шкур животных и шкурок птиц шилась разнообразная одежда. Вместо ниток использовали сухожилия северного оленя или лося.

    Как и у любого другого народа у ханты и манси есть своя традиционная одежда.

    Мужская одежда была глухая и одевалась через голову. Она включала малицу с мехом внутрь и гусь с мехом наружу, который одевался поверх малицы в сильные морозы.

    В некоторых районах даже ткали холст из крапивного волокна.

    Женский сах – двойная шуба – отличалась от мужской тем, что был распашным.

    Женское платье называется “ягушка”. Оно украшались бисером.

    Ханты и манси также применяли окрашивание. Ярко- красный цвет приобретали шкуры, выдержанные в отваре ольховой коры. Различные оттенки коричневого цвета давала кора лиственницы, черемухи и березовой губы. Некоторые вещи окрашивались соком ягод.

    Я хочу вам рассказать, что означает национальное платье. Платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют “Цвет тайги”. Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.

    Мех на платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.

    Все платье говорит о щедрости и богатстве нашего края.

    Свою одежду и предметы быта ханты и манси щедро украшали орнаментом. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений.

    Орнаменты имеют свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, медвежий след, морошка, лось и другие.

    Неофициальным символом России является береза, а у народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

    Кукла-скрутка.

    Эта куколка распространена по всей территории России, но самая древняя скрутка найдена у народов ханты-манси. Кукла кулачковая – чуть больше ладони. В раннем возрасте выполняла роль оберега ребенка.

    Обитатели тайги не мыслили своего существования вне связи с внешним миром, от которого они очень зависели. Обские угры верили, что и дом, где живут люди, и окружающий его мир заселены сверхъестественными существами – духами.

    Обязательно приносили жертвы лесному духу – хозяину соснового бора, где были расставлены слопцы (вид ловушки для зверей), и водному духу – хозяину реки, которая была перегорожена запором, поскольку от этого зависел успех промысла и благополучие людей.

    Владениями духов объявлялись места старых захоронений, кладбища, заброшенные поселения, городища, мысы рек и озер, скалы и другие места. Рано или поздно здесь возникали святилища – места поклонения духам.

    Ханты и манси считали, что животные тоже наделены душой, могут обидеться на охотника и не попасться ему в следующую охоту. Отсюда древнейшая традиция не разбивать и не разбрасывать кости животных, а собирать их в отведенном для этого месте. Запрещалось также сжигание перьев и пуха птиц, чтобы они, воскреснув, не летали с опаленными крыльями. Не одобрялось сжигание и разбрасывание рыбьей чешуи.

    Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды - приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам - хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

    А сейчас мы познакомимся с некоторыми праздниками ханты и манси.

    Вороний день

    Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

    В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: “С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!”

    По обычаям ханты и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки - стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте.

    Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: “Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки”. Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка “саламат”.

    Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы ханты и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь - забота о детях.

    Тулыглап – медвежий праздник

    Наиболее известным и особо почитаемым обрядом был культовый обряд - “Тулыглап”.

    Что такое “Тулыглап”?
    Может след медвежьих лап!
    Может, песня, может, сказка?
    Может хитрая побаска?..
    Может сон? Может храп?
    Что такое “Тулыглап”?
    (Юван Шесталов).

    Тулыглап – медвежье игрище – это самый популярный обрядно ритуальный праздник ханты и манси.

    Слайд 32.

    Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги.

    Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках.

    “Убил медведя – извинись. Ведь он предок человека.”

    И поэтому перед низверженным братом – Медвежьей головой, посаженной на “священный стол”, извиняются плясками, песнями, слезами горести”.

    Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней.

    В зависимости от пола добытого животного игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица).

    3. Подведение итогов мероприятия.

    Заключение

    Живя в современном мире, у ханты и манси сохранилась вера в духов, в переселение душ (анимизм), используются предметы-амулеты, отсюда идолопоклонство.

    “У северных народов есть исторические корни, а значит и будет будущее!”, даже несмотря на то, что культура и традиционный образ жизни образ ханты и манси подверглись сильнейшим деформациям.

    4. Осмотр музейной экспозиции.

    После просмотра презентации учащиеся приглашаются на осмотр экспозиции.

    Использованная литература и интернет-сайты

    1. “История ханты-Мансийского округа с древности до наших дней”, Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие.
    Издательство НПМП “Волот”, Екатеринбург, 2000 год.

    Ханты-Мансийский автономный округ обладает значительным ресурсным потенциалом. Из возобновляемых природных ресурсов здесь велики запасы леса, рыбы, диких животных, дикоросов. Именно эти факторы способствовали развитию таких традиционных видов промыслов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, как добыча, переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, сбор и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы, сувенирное производство. Названные виды промыслов составляют основу жизнеобеспечения и традиционного образа жизни коренного национального населения.


    Традиционное хозяйство хантов и манси конца XIX и начала XX веков сохранило многие свои черты до настоящего времени. Большая часть коренного населения ведет типично таежный образ жизни. Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге автономного округа. В зависимости от местных географических условий на первый план выступал один из названных видов занятий. У жителей бассейна Оби и ее притоков основным занятием является рыболовство, а в верховьях рек занимаются главным образом охотой. Практикуется сезонная рыбная ловля на Оби. Наиболее древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки.


    Область распространения того или иного вида хозяйствования зависит от климатической зоны и привязана к природным ресурсам. Оленеводство наибольшее развитие получило в Березовском, Белоярском Сургутском, Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах. В оленеводстве заняты преимущественно представители коренных малочисленных народов Севера. Само сохранение и развитие оленеводства рассматривается в настоящее время с точки зрения сохранения культуры и быта аборигенов.


    Хозяйство саами, как и других народов тундровой зоны, было основано на оленеводстве в сочетании с рыболовством главным образом (озерным и морским) и охотой 1. Летом они отпускали оленей на свободу и собирали их с пастбищ осенью, но затем стали постоянно сопровождать стада. 1 Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную коробку с плоской крыше и одним окном; временное летнее жилище - шалаш из колье и досок в виде усеченной пирамиды. Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов; под влиянием русских у мужчин стали распространяться ситцевые рубахи, а у женщин - кофты и пестрые юбки. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин - кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу; в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью - пимы - сапоги из оленьего меха.


    Саами были обращены в православие; но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования, в частности, они поклонялись камням человекообразной формы. Ханты и манси, народы угорской языковой подгруппы, являются ближайшими родственниками венгров, переселившихся с XIII в. с Южного Приуралья на запад. Традиционное хозяйство хантов и манси в прошлом было основано на рыболовстве и охоте; довольно существенную роль играл сбор кедрового ореха. В целом такой же тип хозяйства характерен для их соседей - селькупов, а также для кетов - небольшой народности, живущей по среднему течению Енисея.


    Материальная культура хантов и манси характеризуется сочетанием разнообразных по своему составу элементов. Летним жилищем им раньше служил берестяной чум, зимним - четырехугольная юрта срубного типа, сходная с алтайской (те и другие отапливались камельком), а у некоторых групп хантов - землянка. Зимняя одежда, особенно у северных групп, состояла из малицы (одевалась мехом внутрь) и парки (мехом наружу). Женщины носили сходную с рубахой народов Поволжья длинную туникообразную рубашку с вышивкой. Была распространена также халатообразная верхняя одежда, запахивающаяся налево, с поясом.


    В транспортных целях северные группы этих народов использовали оленей, большинство же хантов и манси - ездовых собак. Основа питания хантов и манси - рыба. Некоторые группы их знали земледелие, держали коров, лошадей, что влияло на традиционную пищу. До вхождения в состав России и некоторое время после этого основу общественного строя хантов и манси составляли патриархально-родовые отношения, переходящие к классовым. Ханты и манси были обращены в православие, но сохранили прежние промысловые культы и шаманизм. В фольклоре, как и у соседних народов, преобладали героические сказания о богатырях, которые исполнялись под аккомпанемент щипковых инструментов. Высокое развитие получило изготовление предметов утвари из дерева и бересты.


    Материальная культура селькупов и кетов была весьма сходна с культурой некоторых групп хантов и манси. В хозяйстве кетов более видную роль играла охота; в отличие от хантов и манси они почти не практиковали подледный лов рыбы. Летом они кочевали в больших крытых лодках, пользуясь парусом и веслами. По уровню своего социально-культурного развития они несколько отставали от хантов и манси. Это выразилось, в частности, в сильном развитии у селькупов шаманизма, а также большем сохранении тотемизма (почитание каких-либо животных). Особенно был распространен культ медведя: убив его, они устраивали праздник, лишь длившийся несколько дней. Материальная культура ненцев, а также энцев и нгасан, была приспособлена к кочевому быту. Жилищем служил конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагался открытый очаг, который позже стали заменять железной печкой.


    Традиционное хозяйство эвенов и эвенков издавна основывалось на охоте с использованием в качестве транспортного средства вьючных и верховых оленей 4. Охота на копытных животных (лося и оленей) и на птицу давало им пищу, а на пушных зверей - товары для обмена или торговли. Эвенки и эвены подразделяются на ряд диалектных и этнографических групп. Летом обычно перекочевывали к рекам и занимались рыболовством, причем часть рыбы заготавливали впрок. Зимой они уходили вглубь тайги - в районы своих охотничьих угодий, где они промышляли, разбившись на мелкие группы. 4


    Кочевому быту эвенов и эвенков соответствовало их основное жилище - конический чум, крытый оленьими шкурами (без шерсти) или берестой; лишь южные группы эвенов и эвенков в конце XIX в. стали переходить к полуоседлости и оседлости и жить в избах русского типа. В местах промыслов эвенки устраивали свайные амбары и лабазы на столбах. Зимой для передвижения пользовались оригинальными широкими лыжами, а также санями - волокушами. Традиционная одежда представляла собой своего рода кафтан из оленьего меха с несходящимися спереди полами; промежуток между ними занимал нагрудник, у женщин - более короткий и широкий с богатой вышивкой.


    В целом у всех перечисленных народов был очень сильно развит шаманизм, сочетавшийся с родовыми культами. Ни один из этих народов не имел письменности. Основную роль в хозяйстве ительменов (камчадалов), как и у народов, живших по Амуру, играло рыболовство. Ловили главным образом рыбу лососевых пород, которая шла на икрометание в реки. Рыба заготавливалась впрок- ее вялили (такая рыба называлась юкола) или квасили в ямах. Подсобную роль в хозяйстве играл сбор съедобных растений и охота. Эскимосы и алеуты являются типичными охотниками на морского зверя(тюленей, моржей, китов). Этот же вид хозяйства преобладал у береговых чукчей и коряков. В месте с тем существовали оленные чукчи и коряки, которые подобно ненцам, занимались оленеводством мясного типа и кочевали по тундре. Главным транспортным средством у всех оседлых групп этих народов были упряжки собак.


    Шаманство - одна из самых древних форм религиозной практики человечества 27. Центральной фигурой в ней является шаман - посредник между миром людей и миром духов. Многие более поздние религии также знают посредников - жрецов, священников. Шаман отличается от них тем, что он священнодействует с помощью духов, более того - его избирают сами духи. У многих народов существует поверье, что человек сопротивляется подобному выбору, не хочет возлагать на себя трудную обязанность быть шаманом. В XIX веке научные гипотезы представляли шаманство как одну из самых ранних религий. Однако известный русский ученый С. А. Токарев более точно назвал его не религией, а формой религии. Слишком сильно различается практика шаманства у разных народов, чтобы можно было считать его одной религией. Даже понятие сибирское шаманство включает в себя очень разные явления. 27


    Создаются особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности. Издаются Красные, Белые Книги и прочие книги, где статус неприкосновенности получают особи растительного и животного мира. Все это, бесспорно, необходимая и нужная работа. Но это выглядит кощунственно по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас нужны Книги учета (или помощи) этим народам. его (то есть традиционного) шамана.



    Уровни образования:

    начальное общее образование

    основное общее образование

    дополнительное образование детей

    Класс(ы):

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    5 класс

    6 класс

    Предмет(ы):

    Внеклассная работа

    Краеведение

    Окружающий мир

    Целевая аудитория:

    Библиотекарь

    Классный руководитель

    Учитель (преподаватель)

    Тип ресурса:

    сценарий урока (занятия)

    Краткое описание ресурса:

    Данная презентация может быть использована на уроках по краеведению и окружающему миру и рассказывает о жизни народов, населяющих северные территории нашей страны – ханты.

    Народ Севера.

    Слайд 2

    Есть еще в Росси чудные места, где радуется душа первозданным лесам, где загадочные вершины гор отражаются в хрустальных озерах, где бегут прозрачные реки, еще не ставшие металлургическими и химическими сточными ручьями, где голову кружит кислород, а не бензиновый смрад задыхающихся мегаполисов.

    Слайд 3

    Смотришь на карту- видишь богом забытое место: сплошь озера, реки, болота, кое-где леса.

    А из окна вертолета все видится иначе: реки с песчаными берегами, покрытые в основном приречными кедровниками. Рисунок, изгибов речных русел, напоминает орнаменты на одежде местных ханты.

    Слайд 4 – 5

    Ханты и манси – это два северных народа, близких по культуре и языку. Проживают эти народы в основном на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

    Слайд 6 -7

    Сочетание тундровых, лесотундровых и таежных ландшафтов издавна позволяло совмещать виды хозяйственной деятельности. Здесь можно заниматься оленеводством, что является традиционным видом хозяйственной деятельности. Ученые считают, что именно оленеводство формирует материальную и даже духовную культуру народа.

    Слайд 8

    Развито своеобразное оленеводство, относящееся к «таежному типу», в котором преобладают небольшие стада оленей. Выпас производится без постоянного надзора пастухов, а перекочевка от места к месту имеет небольшие расстояния.

    Слайд 9

    Охотничий промысел включал добычу мясных и пушных животных. Среди мясных первое место занимали лось и олень, боровая и водоплавающая птица. Пушная охота издавна имела товарное значение, здесь на первом месте стояла добыча белки.

    Слайд 10

    Традиционный образ жизни ханты предполагал широкое употребление в пищу рыбы. Она являлась одной из важных составных их рациона. Во все времена года ханты умеют добывать рыбу.

    Слайд 11

    А способов и приемов они знают великое множество – более 200! К рыбе у этого народа сложилось особое уважительное отношение. Оно выразилось в представлениях и обрядах, связанных с водой и рыболовством. Рыбу ханты не только употребляли в пищу, но так же из рыбьей кожи шили одежду, изготовляли бытовые вещи, игрушки. До сих пор у ханты сохраняются старинные этические установки и соблюдаются обычаи, отражающие уважительное отношение к рыбе как основной кормилице человеческого рода.

    Слайд 12 -13

    Ханты почитают природу, одухотворяют ее, наделяют человеческими чертами; для них она всегда оставалась и остается «живой». Любовь к природе, которой учат с детства, является неписаным законом. Люди радуются первому снегу, дождю, ветру и бурану, морозу и жаре, от души радуются прилету весенних птиц, даже появлению комаров, началу ледохода, т.е. любому изменению природы и берегут ее.

    Слайд 14

    Основным законом взаимоотношений с природой человека было: Ты можешь брать столько, сколько тебе потребуется для жизни, но не сверх того. Все, что взял у природы, должен употребить с пользой, но не с жадностью.

    Слайд 15

    Одна из ярких особенностей традиционной культуры ханты – большое разнообразие типов жилищ. Одни из них были постоянными, а другие временными, разборными. Для ночлега в пути летом сооружали временный навес или заслон у костра, а зимой выкапывали снежную яму. Каркасные постройки из жердей и покрытием из бересты имели форму шалаша с двускатной крышей, полусферическую, полуконическую и наиболее распространенную коническую – чум. Его покрывали не только берестой, но и шкурами, а в настоящее время для этого используют брезент.

    Слайд 16

    К стационарным неразборным жилищам относятся землянки или полуземлянки и наземные постройки из бревен и досок. Из них наиболее интересны упоминаемые в фольклоре древние полуземлянки с опорными столбами и шатровой крышей, в которой находился вход в жилище. Срубные постройки различались по конструкции крыш: плоской, односкатной, двускатной.

    Слайд 17

    Лабаз или амбар напоминает нам по своей конструкции дом на куриных ножках. Он является необходимой принадлежностью каждого хозяйства. Здесь хранят продукты питания, зимнюю одежду, инструменты, домашнюю утварь. Высокие ножки-сваи защищают содержимое лабаза от зверей и грызунов. Лабаз хорошо проветривается, под ним не задерживается снег, поэтому одежда и продукты могли храниться долгое время.

    Слайд 18

    Под лабазом обычно хранили нарты, ловушки для промысла рыбы и охоты, весла, лыжи и прочие предметы, развешивали зимнюю одежду. Поднимаются в такую кладовую по приставной лестнице, затем ее убирают. Лабазы устраивались не только при жилых помещениях, но и на местах отдельных промыслах. По хантыйским традициям спать в лабазе строго возбранялось. Согласно поверьям, в них могут жить злые духи.

    Слайд 19

    Повседневная жизнь жителей этого края является ярким примером гармоничного взаимодействия с природой, неслучайно ханты и «лесных ненцев» образно называют народами, «вписывающимися» в природу. Материальная культура гармонично дополняется духовной, вместе они формируют мировоззрение и миропонимание, основанное на особенностях природы сурового края.

    Слайд 20

    Пока мужчины зимой на охоте, женщины занимаются хозяйством, шьют одежду. Зимним материалом для изготовления одежды являются шкуры и мех оленя.

    Слайд 21

    Традиционная зимняя одежда – малица и кисы. Яркой особенностью материальной культуры ханты является богатая орнаментация. Орнамент – это не бессмысленный рисунок. В нем окружающий мир, жизнь во всем ее движении и причудливом ритме. Узорами украшали одежду, обувь, рукавицы, головные уборы.

    Слайд 22 – 25

    Природный вкус, чувство прекрасного женщины -северянки выражаются в искусном подборе меха. Ханты и лесные ненцы до сих пор умело изготавливают национальную одежду из оленьих шкур, заменить которую в суровых северных условиях не в состоянии никакие фабричные образцы.

    Слайд 26

    Домашняя утварь изготовлялась почти исключительно из местных материалов. В таежной зоне каждая семья имела множество берестяных ёмкостей разной формы и назначения: плоскодонные сосуды, кузова, коробки, табакерки и т.д. Их изготовляли женщины.

    Слайд 27

    Мужские поделки были из дерева -блюда, ступы, кадушки, черепки, ложки. Оригинальные коробки и тарелки плели из расщепленных корней кедра или веток черемухи.

    Слайд 28

    Кукла (акань) служит любимой детской игрушкой для девочки ханты. Это более или менее удачные миниатюрные изображения женской фигуры. Куклам, никогда не рисовали лицо, глаза, рот, так же у них не должно было быть рук и ног. Свернутое из лоскутка туловище едва ли напоминало человеческую фигуру. Также строго определялись размеры кукол. Они не должны были быть больше человеческой руки.

    Слайд 29

    Сшить куклу самостоятельно – редкое счастье. Воплотить в ней свои фантазии, образы и чувства. Дети, начиная с четырех пяти лет, довольно уверенно орудовали иглой и шили себе с помощью мамы первых аканек. Бабушки и мамы следили за работой, чтобы шов был аккуратным, мелким, красивым и прочным. Шили похожую одежду ту, которую носили родственники праздничную, украшенную бисером, но в уменьшенном размере.

    Слайд 30 – 31

    С древних времен у ханты почитались различные животные, которые считались их предками. Особо развит культ медведя. В честь него устраивали праздники с песнями, плясками, трапезой, что сохранилось и до настоящего времени. Ханты считали: медведь внешне похож на человека, особенно когда с него снята шкура. Он может превратиться в человека и наоборот. Медведь может слышать человеческую речь, поэтому его называют подставными именами: «хозяин», «мужчина, одетый в шубу». Медвежьи шкуры раньше никогда не продавали. У ханты был обычай приносить клятву на шкуре медведя. Нарушить эту клятву было самым страшным клятвопреступлением.

    Со временем запреты ослабли. Медведь превратился в промыслового зверя, и на него уже распространились обряды промыслового культа. При выслеживании зверя, охотник извиняется, говорит, что хотел сделать медведю лучше, что ему пришла смерть, и охотник лишь облегчит ее. У ненцев существует легенда, по которой медведь некогда был человеком, но проклятый своим отцом, превратился в зверя. Когда ненец убивает медведя, он ему кланяется, затем охотник обязательно проводит рукой от носа к ушам. Потом стреляет. Охотника с убитым медведем встречали как гостя.

    Когда тушу медведя привозили в селение, устраивали обряд очищения: летом всех обливали водой, зимой обсыпали снегом.

    Слайд 32

    Сначала голову убитого медведя устанавливают за священным углом дома и проводят обряд гадания. Под голову медведя кладутся священные железные предметы - ритуальные стрелы, нож. Присутствующие на церемонии поочередно подходят к медведю и приподнимают голову. Если голова становится тяжелой, это означает, что медведь готов разговаривать с данным человеком.

    Слайд 33

    Прежде всего, у медведя спрашивают согласия на проведение игрищ. Когда согласие получено, определяется животное, которое необходимо принести в жертву, а также каким духом он хочет быть посажен по окончании праздника: домашним, родовым, местным. Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, рукавицы, шапки, стрелы, шкурки пушных зверей, маски) хранятся в специальных местах (священных ящиках) и достаются перед праздником. С конкретной датой проведения игрищ определяются хозяева - охотники или охотник, добывшие медведя.

    Обычно на вечерку приглашаются жители селения или близлежащих стойбищ, исполнители священных песен и танцев могут приходить без приглашения. Все гости приносят с собой угощение для медведя. Сама вечерка, состоит в пении песен и рассказов, в угощении присутствующих. Обязательным на празднике был танец: «медведь и охотник». Его исполняли двое мужчин в масках. Один из них представлял человека и был в берестяной маске. Посвящался этот танец братанию человека и зверя. Пение сопровождается мимикой и жестикуляцией, поющий надевает для этого особую берестяную маску и переодевается в разные халаты. В зависимости от количества присутствующих на празднике знатоков фольклора, на медвежьих игрищах исполняется до 300 "номеров": песен, танцев, пантомимических сценок, диалогов, кукольных представлений. Здесь сконцентрированы все виды народного творчества. На медвежьей вечерке поют песни и рассказы в основном сатирико-юмористического содержания и преимущественно из охотничьей жизни. Осмеивают, например, хвастовство, неудачный промысел, несообразительность и т.д

    Медвежьи игрища - это особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония обычно начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. Каждый присутствующий на медвежьих игрищах должен станцевать для медведя, иначе обидевшийся зверь может причинить неприятности. Присутствие на вечерке шамана не обязательно и особой роли в ней он не играет. После того, как положенное число песен будет пропето, каждый из присутствующих старается узнать какие у него в этом году будут промыслы; для этого поднимают медвежью голову; кто поднимет ее легко, у того промыслы будут хорошие, а кто с трудом - у того плохие.

    Слайд 34 -35

    Вороний день. Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни, ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и кажется, приносит саму жизнь.

    Слайд 36 - 37

    Ханты и манси считают ворону покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник – Вороний день, который празднуют 7 апреля. Цель праздника – стремление к благополучию семьи, в первую очередь детей. Во время праздника на краю деревни делали жертвоприношение этой птице: на стол ставили горячие кашу и чай, от которых шел пар. Сюда могли прийти только маленькие девочки и старушки.

    Для «Дня Вороны» существуют приметы и правила поведения. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Примечают: если ворона сядет на низкое дерево – весна будет скорая, а если на высокое – затяжная. Если ворона села на самую верхушку дерева – весной будет «большая вода». По количеству снега в этот день определяют, много ли будет рыбы и ягод.

    Слайд 38

    Наиболее почитаемым божеством у ханты является

    Най-Анки –Огонь-мать, называемая «семиязыкая», «многоликая». Повсеместно Най-анки считалась покровительницей семьи и детей.

    Слайд 39

    Очаг находился как в доме, так и на улице. Более поздний вариант домашней печи – это чувал. Чувал – очаг типа камина на основании из бревен или досок. Каркас чувала делается из еловых жердей, переплетенных ветками. Все это обмазывалось глиной. При разведении первого огня в новом чувале в него бросали лоскут красной ткани, чтобы божество огня охраняло дом от пожара. С огнем связано множество обычаев, примет и гаданий. В жертву огню – так называемая бескровная жертва -приносили красные платки, миниатюрные халаты из красной ткани. Считалось, что если положенная ткань обуглилась равномерно – то жертва принята.

    Считалось, что у каждого очага есть свой дух-дочь огня. Дочери огня могли ходить друг- к другу в гости и рассказывать о своих делах. Сам дух дома живет в очаге. У огня тоже есть дети, если в огонь подкладывают бумажки от конфет или солому, то говорят: «Извини, что мы тебе это даем. Это игрушки для твоих детей». Огню, как духу также делают "тувтэн поры" - угощение. В дар приносят платок или сак (халат) красного цвета. Угощение делает только женщина. «Все, что женщина не может делать верхним духам (имеется в виду обряды угощения, молитвы-обращения), то она делает Огню». В общении с Най-анки ведущую роль играли пожилые женщины. Чтобы сохранить ее расположение, необходимо было уважительно обращаться с огнем, запрещалось ругать его, бросать в него мусор, колоть его ножом, так, как можно было порезать, или поранить Най-анки.

    Слайд 40

    Хранить законы и обычаи предков и подчинять им себя - Значит сохранить род свой и себя в роду своем.