Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Как направить ребенка на выбор профессии. Проходим тест на профориентацию. Как же сделать это правильно

    Как направить ребенка на выбор профессии. Проходим тест на профориентацию. Как же сделать это правильно

    Как верно выбрать профессиональное направление, когда тебе всего 14 или 15 лет? В этом возрасте неумолимо подступает время, когда придётся выбирать ВУЗ, а многие подростки даже не представляют себе, чем конкретно хотели бы заниматься в будущем. Как понять, какая профессия подходит? На какой остановиться? Советы старшеклассникам и их родителям по правильной профессиональной ориентации – в нашей статье.

    В чём заключаются сложности выбора?

    Проблема профессионального самоопределения начинает беспокоить подростков и их родителей уже в 14 или 15 лет.

    «Это интересно. Ежегодные исследования показывают, что только лишь около 15% школьников уже определились с профессиональным выбором. Такое же количество учащихся вообще не думает о самоопределении. А 70% не имеют чёткого понятия о том, какую профессию всё-таки выбрать».

    Выбор профессии – первая по-настоящему серьёзная задача, которую следует старшекласснику решить. И от того, насколько успешным будет решение этой проблемы, настолько же комфортно и уверенно будет чувствовать себя .

    Рассмотрим причины сложностей выбора профессии :

    1. Появление новых профессий. Технический прогресс повлиял на то, что многие профессии исчезли, уступив место новым.
    2. Отсутствие возможностей ознакомиться с разными профессиями. Родственники не всегда охотно посвящают детей в таинства своей профессиональной деятельности, а узнать о других профессиях сложно.
    3. Исчезновение кружков по интересам. Если раньше ребёнок проявлял интерес к технике – он начинал посещать радиотехнический или конструкторский кружок, если умел красиво излагать мысли – в кружок по журналистике, если интересовался животными – в кружок юннатов и т. д. Это была прекрасная возможность проявить себя в том или ином виде деятельности, и понять, хочет ли он этому посвятить жизнь. Сейчас такие возможности ограничены.

    Какие существуют мотивы?

    Выделяют внешние и внутренние мотивы выбора профессии.

    Внешние мотивы основаны на влиянии окружающей подростка среды, что выражается в:

    • мнении родителей, родственников, друзей и сверстников
    • желании быть успешным в глазах окружающих
    • боязнь быть непринятым обществом, осуждённым.

    Внутренние мотивы связаны с:

    • характером подростка
    • склонностями
    • привычками.

    Мотивы, побуждающие подростка выбрать тут или иную профессию:

    1. Престиж.
    2. Высокий уровень зарплаты.
    3. Карьерный рост.
    4. Интерес к профессии.
    5. Условия работы.
    6. Образовательные возможности (доступность образования).

    Многие из мотивов являются ошибочными. Например, престижность профессии - весьма относительное понятие, а для того, чтобы получать высокую зарплату, жизнь показывает, что необязательно и учиться.

    Профориентация в школе

    В связи с трудностями профессионального самоопределения учащихся нужно уделять достаточно внимания профориентационной работе. Профессиональная ориентация в основном проводится в школе.

    «Это интересно. - комплексная система оказания школьникам помощи по выявлению и развитию их личностных качеств и способностей, познавательных и профессиональных интересов, атак же готовности к труду и профессиональной деятельности».

    Профориентация направлена на формирование профессиональное развитие личности и поиск путей её реализации.

    Цели профориентации:

    • профориентационная поддержка школьников по выбору профиля обучения и направления будущей профессии
    • воспитание у учащихся сознательного и ответственного отношения к труду
    • самоопределение учеников в условиях свободы выбора с учётом своих возможностей и способностей, ориентацией на потребности рынка труда.

    Профориентация включает в себя:

    • просвещение и воспитание учеников
    • изучение особенностей, потребностей и возможностей учащихся
    • диагностику личности
    • организацию консультирования по вопросам трудоустройства.

    1 этап: 1-4 классы. На этом этапе учитель формирует у младших школьников ценностное отношение к труду и осознание его роли, развивает интерес к учебной и познавательной деятельности.

    2 этап: 5-7 классы. На данном этапе развивается устойчивый интерес к профессиональной сфере, формируются представления учеников о своих интересах и способностях («Я-образ»), приобретается начальный опыт в разных видах деятельности (наука, искусство, техника, сельское хозяйство и пр.)

    3 этап: 8-9 классы. Осуществляется уточнение запросов учеников с помощью введения факультативов и кружков по интересам; проводится консультирование с целью адекватного выбора ученикам сферы будущей деятельности и профиля обучения.

    4 этап: 10-11 классы. Этот этап подразумевает обучение старшеклассников методам самоподготовки и саморазвития, формирование у них профессиональных качеств в соответствии с выбором профессии, оценку готовности к выбранной деятельности и коррекцию профессионального выбора.

    Как видим, школа обладаем массой возможностей для того, чтобы помочь ученику профессионально определиться. Однако в большинстве случаев без поддержки родителей подростку не обойтись.

    Поддержка родителей

    Именно семья является тем пространством, где у ребёнка будет формироваться , к сознанному выбору профессиональной деятельности. Когда подросток пытается найти своё призвание – роль поддержки родителей чрезвычайна важна.

    Как быть действительно понимающими родителями и поддержать ребёнка на пути самоопределения?

    1. Слушайте. Поговорите с ребёнком, какие сомнения его мучают при раздумьях о выборе будущей профессиональной деятельности. Выслушивайте его внимательно, с интересом. Расскажите, как вы определялись с профессией, как это делали ваши друзья, одноклассники.
    2. Помогите подростку лучше понять себя. Попросите ребёнка объяснить свой выбор, если него есть уже соображения по поводу будущего. Чаще всего старшеклассники имеют поверхностное или ошибочное представление о профессиях. Подростки склонны оценивать профессии по уровню зарплаты, а не по содержанию и по соотношению с собственными способностями. Нужно помочь старшекласснику сориентироваться в выборе будущей профессии. Даже если вы не в восторге от выбора ребёнка – не запрещайте ему развиваться в выбранном направлении. Помогите подростку правильно оценить свои возможности, осознать, будет ли ему комфортно в той или иной профессии.
    3. Возложите часть ответственности за выбор профессии на подростка. Конечно, родителям нужно приложить усилия, чтобы у ребёнка было светлое будущее и хорошая, конкурентоспособная профессия. Передавайте свой жизненный опыт, но не заставляйте. Пусть подросток сам размышляет и несёт ответственность за свой выбор – с вашей мудрой помощью.
    4. Выступайте в качестве эксперта. Делитесь информацией с ребёнком по поводу профессионального самоопределения. Предоставьте максимум информации об особенностях той или иной профессиональной деятельности. Приводите примеры из жизни.

    «А знаете ли вы, что на выбор профессии может повлиять пример родственников? Когда в семье несколько поколений продолжают заниматься одной и той же профессией – это называется династией. В этом случае и ваш ребёнок может сказать: «Буду врачом, как папа и дедушка».

    Смотрите видеосюжет с советами специалиста, как подростку не ошибиться в выборе профессии

    Профориентацией своего ребёнка следует заняться как можно раньше. Выявить способности к конкретному виду деятельности и степень готовности к нему можно сделать с помощью психологического тестирования.

    Разобраться в себе и закрепить определённые навыки помогут , в ходе которых подростки увидят свои наклонности, глубже познают себя, научатся ставить цели и находить пути их достижения.

    Наши советы помогут родителям подростков правильно выбрать профессию:

    1. Предоставьте подростку возможность испытать себя в разных направлениях профессиональной деятельности. Хорошо, если старшеклассник не останавливается на одном занятии, а пытается попробовать и другие виды деятельности. Так он познает особенности разных профессий и о том, как достигают результатов в разных сферах.
    2. Знакомьте подростка с представителями разных специальностей. Так он расширит кругозор и будет лучше представлять поле деятельности разных специалистов.
    3. Максимально подготовьте своего ребёнка к осознанному выбору профессии. Быть готовым - значит, быть независимым и ответственным за свои мысли, суждения и поступки; действовать, руководствуясь собственным мнением; иметь идеалы; уметь самому принимать решения. Такие качества формируются при активном участии родителей.
    4. Не выбирайте профессию за подростка. Многие родители, навязывая профессию, делают детей несчастными в будущем. Лучше создать условия, в которых ребёнок сам сделает хороший выбор. Не критикуйте подростка, если не получается найти общего языка: лучше обратитесь к специалисту-психологу.

    Уважаемые родители, развивайте готовность к профессиональной деятельности у ребёнка с детства, создавая для этого благоприятные условия, при которых он будет узнавать больше о мире профессий. Подросток лучше узнает себя и свои способности, научится отвечать за свои желания и действия, и в итоге сам сможет выбрать профессию.

    Для того, чтобы помочь ребенку выбрать будущую специальность, родители должны приложить не мало усилий. Присмотритесь к умениям подростка, прислушайтесь к его мнению, дайте ненавязчивый совет. Ведь в 14 или 15 лет очень трудно сразу определиться, кем ты хочешь работать. Как же понять, какая профессия подойдет? Какой ВУЗ выбрать? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

    Трудность выбора будущей профессии

    Большинству подростков достаточно трудно сделать правильный выбор в сторону той или иной специальности. Такое происходит по нескольким основным причинам. К ним можно отнести:

    • огромное количество новых специальностей, в которых сложно разобраться;
    • у школьника нет возможности познакомиться с различными профессиями, в школах редко проводят экскурсии на производства, а также в другие сферы деятельности;
    • маленькое количество кружков по интересам.

    Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что современные дети просто запутались в новых специальностях и их престижности, поэтому родители должны как можно более подробно рассказать о той или иной профессии, интересующей ребенка.

    выбор профессии повлияет на образ жизни подростка и дальнейшую учебу в течение нескольких лет, поэтому к выбору нужно относиться внимательно и ответственно

    Мотивация школьника

    Мотивировать подростка к выбору будущей профессии могут несколько факторов, которые разделяют на внутренние и внешние. Давайте разберем более подробно каждый из них.

    Внешние

    К внешним факторам, которые влияют на мнение ребенка, а также на дальнейший выбор профессиональной деятельности, можно отнести следующее:

    • мнение родителей, близких друзей или же сверстников;
    • желание получить престижную должность и стать успешным человеком;
    • страх перед другими людьми, которые могут не принять в свой коллектив или осудить.

    Внутренние

    Внутренние факторы, которые влияют на выбор школьника - это прежде всего:

    • характер и личное мнение;
    • способности и навыки;
    • склонности к тому или иному предмету;
    • привычки;
    • наличие лидерских качеств.

    Методы выбора будущей профессии

    Существует несколько основных методов, благодаря которым вы сможете помочь своему ребенку подобрать будущую профессию. Давайте разберем каждый из них более подробно.

    Тесты на профессию

    Для того, чтобы помочь ребенку определиться с будущей профессией, можно пройти специальное тестирование, которое покажет наклонности и многие качества подростка как будущего работника. Существуют онлайн-тесты, а также обычные, на каком-либо бумажном носителе. Совершенно неважно в каком формате будет проходит опрос, так как они абсолютно одинаковы. В качестве примера мы приведем один из таких тестов. В него входят следующие вопросы и варианты ответов:

    • любимое занятие в детстве - прогулка, игры с друзьями, рисование;
    • кем тебя считали в детстве - тихим и послушным, умным и усидчивым, шумным, ленивым или веселым;
    • какие предметы в школе тебе больше всего нравятся - гуманитарные или технические;
    • любимый герой из мультфильма о Винни-Пухе - Пятачок, Ослик, Кролик или Винни-Пух;
    • в большой компании ты - сидишь и наблюдаешь за происходящим, развлекаешь друзей, стараешься побыстрее уйти;
    • как ты относишься к советам - прислушиваешься и стараешься выполнить, категорически отказываешься, они тебя раздражают, не замечаешь.

    Исходя из полученных результатов, психолог сможет определить ваши наклонности, то есть насколько вы общительны, любите коллективную работу и т.п.

    Профориентация в школе

    Цель профориентации заключается в помощи школьникам при выборе будущей специальности, в воспитании у подростков ответственного отношения к учебе, а также в оценке собственных способностей и уровня знаний школьной программы. Курс профессиональной ориентации включает в себя следующие критерии:

    • проведение воспитательной работы;
    • изучение способностей, особенностей, а также потребностей каждого ученика;
    • беседу с психологом и проведение диагностики личности подростка;
    • консультация по вопросам дальнейшего трудоустройства, а также по выбору специальности.

    Профориентация состоит из нескольких основных этапов:

    • 1 этап: начинается с 1 по 4 класс. Учитель объясняет детям о необходимости ответственного отношения к труду, к получению знаний и к стремлению развиваться.
    • 2 этап: проходит с 5 по 7 класс. В этот период детям прививают интерес к различным профессиям, рассказывая о пользе той или другой специальности.
    • 3 этап: с 8 по 9 класс. Педагоги организуют различные кружки и факультативы, в зависимости от интересов своих учеников.
    • 4 этап: с 10 по 11 класс. В этот период подростки уже осознанно выбирают будущую специальность, готовятся к сдаче выпускных экзаменов и поступлению в ВУЗ.

    Определение типа способностей у подростка

    Существует несколько основных признаков, по которым можно определить способности и склонности подростка к той или иной профессии. Сюда можно отнести:

    • Технический. Уже из названия понятно, что школьники, обладающие техническим складом ума, склонны к инженерным специальностям. Обычно таким подросткам нравится посещать занятия по физике, математике, черчению. Они обожают разбирать и собирать различные сложные механизмы, изучать аппаратуру.
    • Социальный. Этот показатель говорит о способности ребенка к общению с другими людьми, а также насколько он социально адаптирован. Подростки, у которых социальный признак находится на высшем уровне, достаточно общительны, легко находят общий язык со сверстниками, учителями. Таким детям гораздо проще устроиться в жизни, чем замкнутым и молчаливым.
    • Природный. По этому признаку можно говорить об интересах подростка к естественным наукам: биологии, химии, физики, астрономии. Дети, которые проявляют большую заинтересованность к этим предметам, чаще всего работают врачами, лаборантами, учителями по данным направлениям, учеными.
    • Математический. Данный признак характеризует интерес ребенка к решению различных математических задач, выводу формул, желанию разгадывать ребусы, составлять шифры и коды. Для подростка с таким складом ума наиболее подходящими станут специальности: экономист, финансист, бухгалтер.
    • Творческий. Если подросток стремится участвовать в различных конкурсах по художественной самодеятельности, проявляет интерес к актерскому мастерству, вокалу, живописи, то вероятнее всего, ему присуще творческий потенциал. Такие дети становятся отличными художниками, знаменитыми певцами и артистами.
    • Гуманитарный. Данный показатель говорит об интересах подростка к гуманитарным наукам: русскому языку, литературе, иностранному языку, философии, психологии. Чаще всего такие дети находят себя в следующих специальностях: филолог, психолог, переводчик, учитель, логопед.
    при выборе профессии подросток должен руководствоваться не родительскими амбициями, а собственными предпочтениями

    Выбор подходящей профессии в зависимости от пола подростка

    Девочки

    Многие девчонки мечтают в детстве стать известной актрисой, певицей, моделью или принцессой, но не всегда детские мечты переходят во взрослую жизнь. Основными критериями при выборе профессии для девочки-подростка служат:

    • достойное финансовое обеспечение;
    • популярность на рынке вакансий;
    • отсутствие тяжелых и вредных условий труда;
    • работа в хорошем помещении;
    • престижность.

    Перед поступлением в ВУЗ необходимо точно определиться с будущей специальностью, узнать о ее востребованности не только на момент окончания школы, но и на несколько лет вперед. Например, специальность «стоматолог» или «педагог» будут популярны в любое время, а некоторые узкие профили могут уйти с рынка вакансий. Самыми распространенными и подходящими для девочки, считаются следующие профессии:

    • визажист;
    • врач: стоматолог, терапевт, специалист функциональной диагностики, акушер-гинеколог, физиотерапевт, педиатр, окулист, отоларинголог;
    • парикмахер;
    • педагог старших и начальных классов;
    • стюардесса;
    • дизайнер;
    • экономист;
    • логопед;
    • психолог;
    • менеджер по туризму;
    • воспитатель в детском саду.

    Мальчики

    Каждый мальчишка в детстве хотел стать военным, полицейским, футболистом или же космонавтом. В школьном возрасте интересы ребенка сильно поменялись и выбор профессии уже зависит не от детской мечты, а от реальности современной жизни. Подросток начинает задумываться о той специальности, которая будет приносить хороший доход, а также является престижной для мужчины. На основании исследований рынка труда, в ближайшие 15-20 лет самыми востребованными для мальчиков остаются следующие профессии:

    • врач: хирург, терапевт, ортопед, стоматолог, травматолог, кардиолог, уролог, андролог;
    • спасатель;
    • военный;
    • полицейский;
    • пожарный;
    • инженер;
    • водитель разных категорий;
    • программист;
    • специалист по охране труда;
    • педагог: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, технология, информатика, физика;
    • ученый;
    • машинист электропоезда или тепловоза.

    Поддержка со стороны родителей

    Если ребенок задумывается о выборе будущей специальности, то ваша задача не давить на его мнение, а помочь принять правильное решение. Для этого необходимо делать следующее:

    • Слушать. Всегда внимательно слушайте о том, что говорит ваш ребенок, о его увлечениях и интересах. Никогда не пропускайте это мимо ушей.
    • Помочь. Попробуйте рассказать подростку более подробно о той или иной специальности, почитайте полезную информацию в интернете, но делайте это вместе.
    • Выступить в качестве эксперта. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, как вы искали свою будущую профессию.
    • Не давить. Никогда не оскорбляйте и не давите на ребенка, ведь свой выбор он должен сделать сам. Вы должны только направить его.

    Иногда близкие и друзья могут дать вполне полезные советы по поводу выбора будущей специальности. Не стоит сразу отказываться от рекомендаций родителей или кого-то еще, лучше выслушать и принять полученную информацию к сведению.

    Когда-то мы все думали о том, какую профессию выбрать, чем заниматься после школы и т.п. Если ваш ребенок задумывается о будущей специальности, то постарайтесь ему помочь, ни в коем случае не навязывайте свое мнение, не давите на подростка, а, наоборот, поддержите его. Посетите ВУЗ, в которой планирует поступать ваш сын или дочка, узнайте все более подробно о поступлении, познакомьтесь с педагогами, почитайте отзывы о той или иной профессиональной деятельности и т.д.

    Ваше чадо уже подросло, приносит из школы хорошие или не очень оценки, норовит одолжить мамину блузку или побрызгаться папиным одеколоном... При мысли о том, что приближается время выбора будущей профессии, большинство родителей охватывает паника. Сможет ли он или она поступить? Выберет ли денежную специальность или будет горбатиться за кусок хлеба без масла? Не бросит ли институт после первого курса?

    Но главное – это первый самостоятельный выбор вашего ребенка, первый урок жизни: чтобы что-то выбрать, нужно от чего-то отказаться. Не отнимайте у него этот шаг к самостоятельности, не решайте за дочь или сына. А вот родительская поддержка в этот период необходима. Как помочь подростку с профориентацией?

    Типичная головная боль родителей:

    Ваши сын или дочь витают в облаках, не предпринимая никаких реальных шагов к выбору будущей профессии и вуза (колледжа). Вы боитесь, что ребенок упустит время и останется ни с чем. Возможно, ваше чадо уже ощутило в себе какие-то склонности, но боится делать решительный шаг – звонить в приемную комиссию, ходить на дни открытых дверей, планировать запись на подготовительные курсы... Поговорите с ребенком. Если это так - помогите ему составить конкретный план, обсудите, сколько времени у него есть и что необходимо сделать.

    Подросток все еще не может определиться, не знает, кем хочет быть. В таких случаях помогает обращение к профессионалам. Психологов–специалистов по профориентации сейчас можно найти практически в любом городе. Желательно выбрать психолога, который в своей работе не ограничивается формализованным тестом (подобный тест ребенок может самостоятельно пройти на компьютере за час), а делает упор на личную беседу, впечатление от ребенка, его рассказ о собственных увлечениях. Важно, чтобы этот человек хорошо ориентировался в современном рынке труда, обладал знаниями о различных и широким взглядом на процесс профессионального самоопределения. Ведь в настоящее время человек может успешно сменить несколько специальностей за свою жизнь.

    Вы ничего не знаете о той профессии, которую выбрало ваше чадо. Получение информации о той или иной профессии – наиболее важный шаг на пути к профориентации. Замечательно, если вы обладаете знаниями о выбранной сыном или дочерью специальности. Если же вы биолог, а ваш отпрыск мечтает учиться на специалиста по рекламе, вы можете вместе поискать информацию о рекламном бизнесе в Интернете, расспросить знакомых, сходить на день открытых дверей на соответствующих факультетах в нескольких разных вузах.

    При возможности очень полезно организовать встречу подростка со взрослым - представителем его будущей профессии, который смог бы рассказать ему о тонкостях работы в данной сфере. Только убедитесь заранее, что этот человек настроен доброжелательно и более или менее позитивно. Есть люди-нытики, которые готовы рассказывать лишь о том, как плоха их работа, какая низкая зарплата у специалистов именно этой области, подробно рассказать обо всех минусах своего ремесла, ни разу не упомянув о плюсах. Такие люди встречаются, наверное, в каждой профессии. Возможно, их жалобы в чем-то оправданы, но все время хочется задать им вопрос: «Если в твоей работе есть только минусы, почему ты до сих пор занимаешься этим делом, почему не сменил специальность?». Вряд ли этот человек сможет рассказать вашему ребенку что-то полезное, разве что запугает и собьет с толку.

    Он боится - «вдруг я не подойду». Дайте ему возможность попробовать себя в деле. Понятно, что ваш ребенок не сможет поработать врачом или психологом, будучи старшеклассником. Но вполне реально на время летних каникул, к примеру, устроиться на неквалифицированную работу в то место, где он в будущем хочет работать – промоутером в рекламное агентство, санитаром в больницу, курьером в редакцию. Изнутри увидев местную кухню, подросток сможет более реалистично подойти к своему выбору. Даже если ваше чадо откажется от работы в выбранной сфере, то получит неоценимый опыт: , вести себя с начальством, общаться с коллегами.

    А вот чего делать точно не стоит:

    Не заставляйте ребенка заниматься воплощением вашей собственной нереализованной мечты. Если вы когда-то хотели заниматься художественной гимнастикой, стать врачом или музыкантом - не подталкивайте ребенка на этот путь, чтобы он осуществил вашу мечту за вас. Ребенок - не ваше продолжение, а отдельная личность.

    Еще одна трагедия – когда родители заставляют детей против их желания «продолжать профессиональную династию». Понятно, что в вашей семье быть врачами или бизнесменами – это традиция, гордость. Но профессиональные склонности не передаются по наследству! Бывает, что воспитанный в определенной профессиональной среде ребенок с удовольствием выбирает специальность «отцов и дедов» - это ему интересно и с детства знакомо. Прекрасно, если так и получилось. Но если ребенок признается вам, что у него не лежит душа, к примеру, к химии – не заставляйте его поступать в «освященный традицией» вуз. Вдруг в вашей семье растет талантливый художник или гениальный врач, который спасет множество жизней, а вы сделаете из него весьма посредственного химика?.. Ненавистная работа способна испортить человеку всю жизнь.

    Не запугивайте ребенка заявлениями вроде: «Какой из тебя программист, у тебя по математике одни двойки!», «Тебе прямая дорога в техникум!», «С такими оценками даже в дворники не берут, а ты хочешь быть экономистом!». Во-первых, этим вы занизите его самооценку. Во-вторых, это большой педагогический просчет: если ваше чадо и впрямь мечтает работать над созданием компьютерных игр или стать «большим начальником» в крупной торговой фирме, это может стать прекрасной мотивацией подтянуться по каким-то предметам. Спокойно объясните подростку, что для обучения на инженера-программиста ему понадобится сдать сложный экзамен по математике, да и в самом институте этого предмета будет довольно много. На большинстве экономических факультетов к тому же сдают тесты по русскому и английскому языкам. Поэтому, если он хочет приблизить свою мечту к реальности, над этим придется поработать. Поверьте, эти слова действуют намного лучше, чем фраза «тебя никуда не возьмут».

    Ни в коем случае не смейтесь над его романтическими мечтами стать археологом или работать в зоопарке. Нельзя говорить подростку нечто вроде «да все равно у тебя ничего не получится», «это несерьезно», «с такой профессией тебе нечего будет есть». Люди самых разных специальностей . Вы не знаете, как именно проявится талант у вашего чада. Если у ребенка есть профессиональная мечта, пусть даже самая сумасшедшая и нелепая, он имеет право попытаться.

    Мамы, папы и прочие родственники! Давайте договоримся сразу – сайт сайт не расскажет вам, как выбрать профессию ребенку вместо него самого!

    Этот непростой выбор взрослеющий человек должен сделать сам, а задача родных людей – ПОМОЧЬ выбрать профессию, сориентировать в океане возможностей, показать максимум вариантов! Об этом и пойдет речь в данной статье!

    С какого возраста подростку стоит всерьез ориентироваться на профессию?

    Разумеется, каждый ребенок за детство меняет множество «будущих профессий».

    Но наступает возраст, когда вопрос «кем ты хочешь быть?» перестает быть «дежурным приколом» у бабушек-дедушек-тёть-дядь, а становится вполне реальной проблемой. И дело в том, что в последние пару десятилетий возраст принятия окончательного решения о получении той или иной специальности стремительно уменьшается!

    Если во времена отрочества нас и наших родителей вполне типичной бывала ситуация, когда подросток сдавал выпускные экзамены из школы и только тогда начинал всерьез выбирать вуз (или ПТУ после 9-го класса), то сейчас такое себе может позволить разве что безбашенный троечник с родителями-пофигистами…

    Как правило, уже с 8-9 класса ответственные мамы и папы требуют от своего чада определиться (иногда уж слишком неприкрыто подсовывая ему собственное видение решения вопроса).

    Зубрятся предметы, которые нужны для поступления и успешной сдачи ЕГЭ (аттестат должен быть хорошим, ведь он влияет на поступление!), на дальний план уходят всякие «непрофильные» интересы и хобби – ведь максимум усилий надо направить на главное, на поступление!

    Упрекнуть родителей в такой помощи в выборе профессии сложно – планка действительно довольно высока, успешное поступление требует хорошей подготовки, а уделять достаточно внимания всем предметам и внешкольным увлечениям, не теряя в качестве обучения, попросту не хватит времени.

    Но проблема в том, что даже самый ответственный школьник вполне может ошибиться в выборе профессии, когда ему 13-14 лет, а до начала карьеры по выбранной стезе – еще добрый десяток лет учебы! И нередка ситуация – мимолетное увлечение ребенка какой-то профессией оборачивается началом утомительной подготовки в тот вуз, который впоследствии оказывается ему неинтересен…

    Как решать эту ситуацию, в усредненном варианте? Возможно, о том, как помочь выбрать ребенку выбрать профессию, задумываться слишком рано не надо.

    Стоит дать ему максимальные возможности активно изучать действительно интересные ему предметы, также развиваться в своих увлечениях, пробовать что-то новое и т.д. А более конкретное решение можно отложить на последний школьный год – когда будет ясно, какое направление подростка больше интересует.

    Как правило, никакие специфические профессиональные знания для поступления в вузы не нужны (кроме творческих специальностей), а любой школьный предмет ради экзамена можно подтянуть за этот последний год.

    Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?

    Есть два аспекта, как помочь подростку выбрать профессию:

    • Предоставлять все возможности для различных хобби, увлечений и интересов – ведь какое-то из них может стать основой для выбора будущей профессии! Прислушивайтесь к ребенку – что его интересует, что бы он хотел попробовать? Это нужно делать с самого раннего возраста, как только малыш начинает обнаруживать какие-либо способности и склонности! Косвенно могут помочь выбрать профессию ребенку секции, кружки, творческие студии, репетиторы школьных предметов и , детские и молодежные лагеря (с обучением чему-либо или языковой практикой), и т.д.
    • Показывать подростку интересующие его профессии максимально реалистично, рассказывать о них. Если это возможно – на каникулах можно устроить в интересующей его сфере. Очень здорово, если кто-либо из ваших знакомых является представителем данной профессии, может о ней толково рассказать. Хорошо, если есть возможности провести экскурсию на предприятие (на конкретное рабочее место)! Разумеется, поможет выбрать профессию также чтение статей, книг и прочих материалов об этой профессии, интервью с ее выдающимися представителями, и т.д.

    Кроме того, помочь выбрать профессию может хороший психолог – существует множество тестов, к какой деятельности более склонен тот или иной человек.

    Если ребенок мечтает получить необычную профессию...

    Мы об этом уже сказали в самом начале – самостоятельный выбор взрослеющей личности нельзя осуждать, а тем более – запрещать и требовать выбрать какой-то другой вуз или факультет. Это его жизнь, и он имеет полное право проживать ее так, как ему хочется! Ваша задача – лишь помочь выбрать подростку профессию!

    Но все же тревогу родителей за будущее родного ребенка понять можно… Спешим утешить мам и пап будущих актеров, живописцев, философов и т.д.:

    • У человека с дипломом по творческой специальности обычно гораздо более широкие возможности трудоустройства, нежели написано в «корочке». Например, художники-живописцы могут делать росписи в интерьерах, заниматься иллюстрированием книг и прочей печатной продукции, дизайном сайтов и т.д. Актеры могут заниматься проведением массовых мероприятий, быть ведущими праздников, шоу или телепрограмм…То есть, как правило, всегда есть возможность после окончания вуза немного перепрофилироваться, если сложно найти работу сугубо по специальности.
    • Есть «вечные» профессии. К ним можно отнести, например, те, что связаны с ручным трудом – это мебельщики, строители, швеи, и т.д. Мастера с «золотыми руками» всегда будут востребованы, это люди, которых меньше всего касаются кризисы и безработица.
    • Некоторые профессии имеют большой потенциал в будущем, но пока что кажутся экзотичными. Возможно, выбор вашего ребенка окажется перспективным через несколько лет, и он одним из первых окажется востребованным на рынке трудоустройства!
    • Если человек действительно увлечен своим делом, то у него есть шансы на успех даже в том случае, когда профессиональная ниша довольно узка!

    Хотите помочь выбрать ребенку профессию, которая ему будет по-настоящему нравиться? Дайте ему «пробный год».

    Пусть он поступит в вуз своей мечты и проучится там год – за это время он сможет понять, действительно ли ему близка выбранная профессия, так ли она выглядит «изнутри», как представлялась до поступления. И если окажется, что это не его стезя, то постарайтесь не осуждать и поддержать ребенка, когда он захочет перевестись или поступить заново в другой вуз – план Б может оказаться намного обдуманнее!