Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Функции внебюджетных фондов и принципы их функционирования. Фомс и регионы

    Функции внебюджетных фондов и принципы их функционирования. Фомс и регионы

    Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами.

    Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

    Ø Пенсионный фонд РФ;

    Ø Фонд социального страхования РФ;

    Ø Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения РФ; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ (Роструд).

    Пенсионный фонд РФ- это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

    Как государственный внебюджетный фонд РФ, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

    Функции Пенсионного фонда РФ:

    1. Собирательная – заключается в аккумуляции страховых взносов.

    2. Распределительная - назначение и выплата пенсий, выдача сертификатов на получение материнского капитала, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;

    3. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.



    4. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

    ФСС РФ - представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу. Один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.

    Функции Фонда социального страхования РФ:

    1. Собирательная – заключается в аккумулировании сумм страховых взносов по установленным ставкам, добровольных взносов физических и юридических лиц

    2. Распределительная - выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности, обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

    3. Рисковая - перераспределение риска между участниками страхования

    4. Предупредительная - использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая.

    5. Контрольная функция страхования заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда.

    ФФОМС - представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

    Функции Фонда обязательного медицинского страхования:

    1. Собирательная – заключается в аккумуляции сумм страховых взносов, налогов на совокупный доход и т.д.

    2. Распределительная - осуществляет финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

    3. Контрольная - совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;

    Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

    В числе основных функций:

    Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

    Деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях;

    Организация альтернативной гражданской службы;

    Организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе.

    Внебюджетные фонды: общая характеристика, функции, классификация.

    1. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ре­сурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребно­стей и комплексно расходуемые на основе оперативной са­мостоятельности строго в соответствии с целевыми назна­чениями фондов. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

    Государство мобилизует в фонды часть доходов организаций и населения для финансирования своих мероприятий: охрану здоровья, социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное обеспечение в случае инвалидности, по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предназначенных законодательством РФ о социальном обеспечении.

    Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в кото­рых регламентируется их деятельность, указываются источ­ники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

    Правовой основой образования государственных социальных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ и Бюджетный Кодекс РФ (БК РФ).

    Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также пред­ставительные органы субъектов Федерации и местного само­управления. Большее число внебюджетных фондов нахо­дится в собственности государства и муниципальных образова­ний, но является автономными. Они имеют строго целевое на­значение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и не­обходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его пределами.

    Классификация:

    В зависимости от целевого назначения они делятся на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительные и др.

    В соответствии с уровнем управления – на государственные и региональные .

    В зависимости от периода функционирования – бессрочного, краткосрочного и долгосрочного действия .

    Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

    ▪ обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

    ▪ добровольные взносы юридических и физических лиц;

    ▪ прочие доходы.

    Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

    Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

    Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

    Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

    От уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются:

    1) организации в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности;

    2) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций и организаций, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации;

    3) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие на территории РФ; частные детективы, занимающиеся частной практикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

    ПФ РФ:

    Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
    ПФ РФ был образован 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

    Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций :

    1. учет страховых средств , поступающих по обязательному пенсионному

    страхованию;

    2. назначение и выплата пенсий . Среди них трудовые пенсии (по старости, по

    инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

    3. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан:

    ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

    4. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного

    страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

    5. взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных

    взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

    6. выдачу сертификатов на получение материнского капитала ;

    7. управление средствами пенсионной системы , в т. ч. накопительной частью

    трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФ РФ сегодня аккредитованы 53 частные управляющие компании);

    реализацию Программы государственного софинансирования пенсии .

    Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

    Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

    Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

    Деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

    Работа негосударственного пенсионного фонда аналогична работе Пенсионного фонда РФ . Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. НПФ осуществляют деятельность на основании Федерального закона N75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах».

    5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 31.03.2009

    НПФ Газфонд

    НПФ Благосостояние

    Ханты-Мансийский НПФ

    НПФ электроэнергетики

    НПФ Транснефть

    Характеристика Фонда социального страхования.

    С 1 января 1991 г. на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 г. 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). С 1993 г. ФСС становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

    Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

    Ныне ФСС представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. ФСС финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

    Финансовые функции ФСС заключаются в:

    1. регулировании финансовых потоков;

    2. аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы

    государственного социального страхования;

    3. обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда,

    нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.

    ПС 1. Выберите признаки, соответствующие внебюджетным фондам:
    А. Входят своими доходами и расходами в бюджеты центральных, региональных или местных территориальных образований
    Б. Формируются за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и иных поступлений
    В. Имеют целевое назначение
    Г. Формируются за счет таможенных платежей

    С 2. Выберите источники формирования средств внебюджетных фондов в РФ?
    А. Обязательные отчисления юридических и физических лиц
    Б. Кредиты Международного валютного фонда
    В. Отчисления от налога на прибыль
    Г. Таможенные платежи

    С 3. В каких годах из нижеперечисленных в РФ не было внебюджетных фондов?
    А. 1990
    Б. 1991
    В. 1992
    Г. 1993

    С 4. Выберите функции, которые выполняют внебюджетные фонды?
    А. Распределительную
    Б. Статистическую
    В. Создание кредитных орудий обращения
    Г. Учетную

    С 5. К какой системе отнес внебюджетные фонды Бюджетный кодекс?
    А. К бюджетной
    Б. К распределительной
    В. К кредитной
    Г. К денежной

    П 6. Каким фондом представлена система федеральных внебюджетных социальных фондов ?
    А. Фонд занятости
    Б. Пенсионный фонд РФ
    В. Федеральный фонд поддержки субъектов РФ
    Г. Дорожный фонд
    Д. фон обязательно медицинского страхования

    ПС7. Какой федеральный внебюджетный фонд перестал существовать с 2001 года?
    А. Федеральный дорожный фонд
    Б. Фонд занятости
    В. Фонд премирования сотрудников МНС
    Г. Фонд конверсии
    Д. Фонд охраны окружающей среды

    С8 кто составлял проект бюджета внебюджетных фондов
    1. Минфин
    2. Министерство экономического развития и торговли
    3. Правительство
    4. Счетная палата
    5. Органы управления этих фондов

    С9. Кто представляет проект бюджетов гос. внебюджетных фондов на рассмотрение законодательных органов?
    А. Минфин
    В. Правительство
    Г. Счетная палата
    Д. Органы управления этих фондов

    ПС10. Какой орган готовит отчет об исполнении бюджета федерального внебюджетного фонда?
    А. Минфин
    Б. Министерство экономического развития и торговли
    В. Правительство
    Г. Органы управления этих фондов
    Д. Федеральное казначейство



    П 11. какие расходы финансируются из Пенсионного Фонда?
    1. пособия по временной нетрудоспособности
    2. пособия в связи с болезнью
    3. пособия в связи с рождением ребенка
    4. выплата трудовых пенсий

    П 12. Какие расходы финансируются из Пенсионного фонда?
    А. Пособия по временной нетрудоспособности
    Б. Пособия в связи с рождением ребенка
    В. Пособия в связи с потерей кормильца
    Г. Выплаты пенсий
    Д. Пособие на лечение в связи с профессиональным заболеванием

    П 13.Какие из перечисленных задач реализует Пенсионный фонд?
    А. обеспечивает выплату пособий по беременности и родам
    Б. Выплата пособий по больничным листам
    В. выплачивает трудовые пенсии
    Г. осуществляет страхование от несчастных случаев на производстве

    П 14. Что является основной статьей доходов бюджета Пенсионного фонда РФ?
    А. Страховые взносы
    Б. Средства полученные от реализации займов
    В. Средства, передаваемые из других внебюджетных фондов
    Г. Средства, полученные от предпринимательской деятельности

    ПС 15. Какой орган с 2001 года обеспечивает поступления основной массы доходов Пенсионного фонда?
    А. Центральный банк
    Б. Министерство социального развития
    В. Структура ФНС

    ПС16 какой орган осуществляет исполнение Пенсионного фонда по расходам с 2001 года?
    1. Федеральное казначейство

    П17. Части каких налогов (налога) поступают в бюджет фонда социального страхования?
    А. Единого социального налога

    П18. Выберите основной источник доходов бюджета фонда социального страхования
    1. ассигнования из бюджета
    2. Отчисления из единого социального налога
    3. налога на прибыль
    4. обязательные отчисления в социальные внебюджетные фонды

    С19. Что является задачей фонда социального страхования?
    А. Обеспечение выплаты пенсий работающим гражданам
    Б. Обеспечение гарантированных государственных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и др.
    В. Финансирование медицинских учреждений, осуществляющих программы реабилитации
    Г. Финансирование государственных инвестиционных проектов

    С20. Выберите источник формирования средств фондов обязательного медицинского страхования:
    А. Отчисления части единого социального налога
    Б. Часть подоходного налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями
    В. Отчисления из бюджетов
    Г. Доходы лечебных учреждений от оказания платных услуг

    П21. Создаются ли фонды ОМС на территориальном уровне?
    А. Да +
    Б. Зависит от решения территории
    В. Нет
    Г. Создавались до 2001 г., а теперь не создаются
    Д. Начали создаваться с 2001г

    П22. Какой федеральный закон регулирует бюджетный процесс в субъектах РФ?
    А. Бюджетный кодекс
    Б. Налоговый кодекс
    В. Гражданский кодекс
    Г. Уголовный кодекс

    П 11. За счет какого источника формируются доходы бюджетов субъектов РФ?
    А. Налогов
    Б. Средств, передаваемых из местных бюджетов
    В. Кредитов Центрального банка РФ
    Г. Займов населения

    П 12. За счет какого источника формируются доходы местных бюджетов?
    А. Налогов
    Б. Кредитов Центрального банка РФ
    В. Кредитов МВФ
    Г. доходов государственных внебюджетных фондов

    П 13. Какие внебюджетные фонды функционируют на уровне субъектов РФ?
    А. Пенсионный фонд
    Б. Фонд социального страхования
    В. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
    Г. Территориальный фонд ОМС

    В 1991 году в соответствии с законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Средства, отправляемые на соцобеспечение о страхования были выведены из госбюджета и на их основе были созданы внебюджетные фонды.

    Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения. Внебюджетные фонды обычно создают для обеспечения приоритетных сфер экономики дополнительными средствами и для расширения соцуслуг.

    Функции внебюджетных фондов:

    · Контрольная – проявляется в информировании общества/органов власти об отклонениях в социальных процессах и их обеспечении

    · Регулирующая

    Внебюджетные фонды способствуют госрегулированию рыночной экономики и более справедливому распределению дохода между соцслоями населения.

    Финансы имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач.

    В РФ состав централизованных внебюджетных фондов входят:

    Средства этих фондов – государственные, но могут быть израсходованы только на те цели, для созданы фонды. Спецификой является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование средств.

    Основными источниками доходов этих фондов являются страховые взносы

    ПФР, ФСС, ФОМС являются самостоятельными юридическими лицами и особыми финансовыми институтами. Управление ими осуществляется Правительством РФ.

    ФСС создан в целях обеспечения госгарантий в системе соцстраха и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств соцстраха. ФСС является государственным финансово-кредитным учреждением, причем, самостоятельным (ему, видимо, больше 18)

    В управлении ФСС РФ помимо правительства участвуют общероссийские объединения профсоюзов.

    Председатель фонда и его замы назначаются правительством РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью, и находится в оперативном управлении фонда. Не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

    При фонде образуется правление. Фонд имеет региональное отделение в каждом регионе. Региональные отделения управляются координационным советом.

    На ФСС возложена функция управления двумя отраслями соцстраха в РФ:

    1. Государственное социальное страхование

    2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

    Основными задачами ФСС являются:

    1. Обеспечение гарантированных государством пособий

    2. Участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников

    3. Обеспечение финансовой устойчивости фонда

    Государственное социальное страхование обеспечивает выплату пособий (в соотв. с законом 255)

    Оплата услуг учреждений социального назначения.

    По обязательному социальному страхованию и профзаболеваний осуществляются страховые выплаты, связанные с возмещением вреда, выплаты пособий, компенсирующих утраченный трудовой доход, оплата услуг по реабилитации.

    Доходы ФСС формируются за счет следующих основных источников:

    1. Страховые взносы в соответствии с ФЗ №212

    2. Страховые взносы в соответствии с ФЗ №125

    3. Доходы от размещения временно свободных денежных средств ФСС

    4. Средства, передаваемые бюджету ФСС из федерального бюджета и других источников

    За счет средств ФСС осуществляется выплата следующих пособий:

    1. По временной нетрудоспособности (установлен максимум)

    2. По беременности и родам – компенсация утраченного дохода

    при постановке на учет в раннем сроке беременности – 465 рублей 20 копеек

    3. При рождении ребенка – 12 405 рублей 32 копейки

    4. По уходу за ребенком до достижения им полутора лет – в размере 40% среднего заработка, но не менее 2 326 рублей по уходу за первым ребенком, и 4 651 рубль 99 копеек по уходу за вторым и последующими детьми.

    5. При передаче ребенка в семью (усыновление) – в пределах средней ЗП

    6. На погребение

    7. От несчастных случаев на производстве: Единовременная страховая выплата – 72 701 р 20 коп; ежемесячная – в зависимости от утраты, но не более 55 900 рублей.

    В 2012 году планируется доход в размере 579,6 млрд. рублей ФЗ№372 расходы – 577,2 млрд.рублей. Приэтом, выплаты по нетрудоспособности

    По беременности и родам– 84 млрд

    Доходы ФСС в 2012 году планируются в размере 618 млрд руб

    Расходы – 610 млрд.

    ВВП 2011 год – 54 369,1 млрд. рублей. Расходы на СС – около 1% ВВП

    Структура доходов бюджета ФСС

    Расчет пособия по временной нетрудоспособности

    П-размер пособия по временной нетрудоспособности

    ЗП дн – среднедневной заработок работника, рассчитанный за 2 предшествующих года в календарных днях

    Чдб – число календарных дней, пропущенных по больничному листу.

    %сЗП – процент сохранения заработка в зависимости от страхового стажа. В зависимости от трудового стажа установлены следующие процента сохранения заработка:

    · 1 – при страховом стаже 8 и более лет

    · 0,8 – от 5 до 8

    · 0,6 - до 5 лет

    · Если стаж менее 6 месяцев, то пособия выплачиваются из расчета 1 МРОТ за полный календарный месяц.

    · При оплате больничного листа по уходу за заболевшим ребенком, начиная с 11 календарного дня пособие снижается до 50% среднего заработка.

    Если травмы и заболевания наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы – пособие равно 60%

    Системы социальных пособий

    1. Фиксированные

    2. Расчетные

    По общему правилу больничный лист выдается на период не более 10 месяцев (в отдельных случаях-12 месяцев). Если работник проболел более 10 месяцев, то врачебная комиссия обязана определить динамику болезни и составить прогноз его трудоспособности. Если прогноз отрицательный – решается вопрос по инвалидности. Если установлена инвалидность – больничный закрывается.

    Пособие по временной нетрудоспособности оплачивается, когда заболел иждивенец (не более 40% от среднего заработка и не более 10 дней). При пособии по временной нетрудоспособности связанной с заболеванием ребенка первые 10 дней оплачиваются в зависимости от страхового стажа матери, а с 11 – 50% заработка без учета страхового стажа.

    Существуют ограничения по продолжительности ухода за заболевшим ребенком в зависимости от его возраста. При заболевании ребенка

    · до 7 лет период выплаты пособия составляет не более 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода, за исключением особых случаев (по перечню заболеваний, установленных минздравом соцразвития) – 90 дней.

    · 7-15 лет по каждому случаю оплачивается до 15 дней, но не более чем за 45 дней в календарном году.

    · В случае ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет не более чем за 120 дней в календарном году

    · Член семьи старше 15 лет – не более чем за 7 дней разово и по совокупности – не более 30 дней

    Пособия и выплаты застрахованным лицам в связи с материнством (выплачиваются за счет средств ОСС, а не за счет средств работадателя.

    Пособия по беременности и родам: право имеют:

    1. Застрахованные в связи с материнством

    Пособия по беременности и родам выплачивается за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (84 при многоплодной беременности) дней до родов и 70 (86 при сложных родах, 110 – при рождении 2 и более детей) календарных дней после родов. Отпуск исчисляется суммарно и предоставляется женщине независимо от числа дней фактически использованных до родов.

    Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100%. Если страховой стаж меньше 6 месяцев для расчетов используют МРОТ. Если беременная была уволена (можно только в связи с ликвидацией предприятия) то выплаты – 465 рублей в месяц. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Обычно пособия выплачиваются по месту работы. Работодатель назначает пособие в течение 10 дней после обращения застрахованного лица. Выплата пособия осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для заработной платы.

    Территориальный орган ФСС также назначает и выплачивает пособия, но в течение 10 дней со дня предоставления документов застрахованным лицом. Сумма пособия налогами не облагается, в доходах для налогообложения не учитывается.

    При усыновлении ребенка:

    · До 3 месяцев пособия по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

    В случае нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет у неё наступает отпуск по беременности – она имеет право выбора одного из двух пособий

    Детские пособия:

    1. Единовременное при рождении ребенка – 12405,32 рубля

    Внебюджетные фонды (ВБФ) возникли в РФ в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой - в рамках реформы социальной защиты населения.

    С институциональной точки зрения государственные ВБФ - это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации. Если рассматривать ВБФ как финансовую категорию , то они представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

    В соответствие с Бюджетным кодексом РФ ВБФ это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья, медицинскую помощь.

    Как и бюджет, ВБФ выполняют две функции : распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

    Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.

    Роль ВБФ:

      позволяют преодолеть неравное распределение дохода между различными слоями населения, являются тем методом вмешательства правительства, который позволяет более эффективно и справедливо распределять произведенный ВНП (содействуют достижению социального равновесия);

      способствуют более динамичному и качественному воспроизводству трудовых ресурсов;

      оказывают положительное влияние на инвестиционную ситуацию в экономике (часть аккумулированных средств попадает на финансовый рынок – депозитные операции, приобретение высоколиквидных ценных бумаг).

    Государственные ВБФ социального назначения формировались в течение 1991-1993 гг. Государственными ВБФ РФ являются:

    Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов.

    Бюджеты государственных ВБФ РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

    Доходы государственных ВБФ формируются за счет:

      единого социального налога;

      добровольных взносов физических и юридических лиц;

    • доходы от использования временно свободных денежных средств.

    Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется федеральным казначейством.

    Отчет об исполнении бюджета государственного ВБФ составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

    Контроль за исполнением бюджетов государственных ВБФ осуществляется Счетной палатой РФ, контрольными палатами, иные законодательными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также органами исполнительной власти: Министерство финансов РФ, федеральное казначейство, финансовыми органами субъектов РФ.

    Отчеты об исполнении федеральных ВБФ представляются в Счетную палату РФ ежегодно не позднее 1 июня. Счетная палата РФ анализирует отчеты в течение 1,5 месяца и дает свое заключение. Затем еще 1,5 месяца отчет и заключение рассматриваются Гос. Думой. Следовательно, до 1 сентября отчеты об исполнении ВБФ должны быть либо утверждены, либо отклонены.

    ФОМС является реализация прав застрахованных на получение бесплатноймедицинской помощи. Федеральный фонд ОМС обеспечивает финансовую устойчивость системы, предоставляя дотации территориальным фондам ОМС на финансирование базовой программы ОМС. Территориальные фонды ОМС финансируют по среднедушевым нормативам свои филиалы либо страховые медицинские организации. Последние оплачивают лечебно-профилактическим учреждениям медицинские услуги, оказанные застрахованным.

    Задачи ФСС РФ:

      финансирование социальных пособий, компенсирующих потерю заработка работников в связи с их временной нетрудоспособностью (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на воспитание детей в возрасте до 1,5 лет и др.)

      финансирование единовременных и ежемесячных пособий в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.

      обеспечение фин. уст-ти фонда;

      разработка и реализация программ охраны здоровья работников;

      орг-ция работы по подготовке и квалиф-ции спец-тов для сис-мы соц. страх.

    Обязательное пенсионное страхование организовано на основе двух принципов: солидарного перераспределения (страховая часть трудовой пенсии) и персонального накопления к капитализации страховых взносов (накопительная часть трудовой пенсии). Законодательство предполагает участие в обязательном пенсионном накопительном страховании негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

    Итак, процесс формирования нового звена российских государственных финансов - внебюджетных фондов шел параллельно с реформированием бюджетной системы и к настоящему моменту в основном завершен. Но их развитие в рамках совершенствования финансового обеспечения способов социальной защиты граждан продолжается и должно стать приоритетной задачей органов государственной власти.

    Финансы № 26,35.

    Сущность и функции социального страхования.

      Понятие социального страхования

    Социальное страхование является частью более широкой системы поддержки нетрудоспособных членов общества, а так же всего трудозанятого населения, которая называется «социальная защита». Социальная защита представлена с точки зрения финансового механизма социальным страхованием, социальным обеспечением и социальной помощью. Социальное страхование – исторически первая форма финансирования поддержки работника и до сих пор остается наиболее масштабной из всех вышеперечисленных в условиях рынка.

    Возникло социальное страхование в 70е годы 19 века в Германии. Объективными предпосылками (экономическими) появления социального страхования являлись:

      Работники были фактически и юридически свободными членами общества, а значит персонально несли ответственность за все периоды своей жизни, в том числе – периоды нетрудоспособности.

      Большинство работников в качестве источника дохода имело только свою способность к труду.

      Риск потери трудоспособности для индивидуума – явление случайное, но для общества в целом это явление постоянное и массовое. Последнее дает возможность на основе статистических закономерностей рассчитывать вероятность риска и возможный ущерб (потеря заработка).

    «Социальное» - означает, что эти отношения определяются совместной жизнью людей в обществе, неразрывностью жизни индивида, общества и государства. Более того, риски, компенсируемые социальным страхованием, имеют некоторую особенность в сравнении с другими рисками, которая заключается в том, что индивидуально защититься с высокой степенью надежности невозможно.

    Социальное страхование представляет собой законодательно регламентируемые отношения по формированию за счет целевых взносов фондов финансовых ресурсов, предназначенных для осуществления компенсационных выплат членам общества всвязи с утратой ими трудоспособности или отсутствием спроса на труд.

    Социальное страхование может быть только обязательным, т.е. в силу закона, но, в то же время, возможно индивидуальное страхование социальных рисков.

    Принципы социального страхования:

      Солидарность: здоровые платят за больных, молодые – за старых, более обеспеченные – за менее обеспеченных. Разделять проблему другого, хотя тебя лично они не коснулись.

      Субсидиарность – характер отношений и меры ответственности субъектов социального страхования известным всем участникам заранее.

      Самоответственность застрахованных – лица, состоящие в отношениях по найму, в том числе и работодатели, и работники, несут ответственность за уровень компенсации социальных рисков.

    Государство является гарантом финансовой устойчивости системы социального страхования. В частности, роль страховщика делегированы государственным финансово-кредитным организациям.

      Сущность социальных рисков и их виды

    Социальные риски – факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утрате трудоспособности, отсутствии спроса на труд, сопровождающиеся наступлением для работников материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей работников – с утратой источника дохода при потере кормильца.

    Основные социальные риски отражены в 102 конвенции международной организации труда (МОТ), которая была принята в 1952г. Однако, она не ратифицирована пока РФ.