Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Как справиться с врагом, который притворяется вашим другом. Все тонет в цинизме

    Как справиться с врагом, который притворяется вашим другом. Все тонет в цинизме

    Мэрилин Монро за свою недолгую жизнь успела много узнать о тех людях, которые улыбаются в лицо, но за спиной держат увесистый булыжник. Она была красивой, одаренной актрисой и моделью, и каждый раз, куда бы ни ступала ее нога, она сталкивалась с обожанием поклонников. Многие мужчины боготворили ее, женщины копировали ее стиль. В жизни она была далека от экранного образа «тупой блондинки». Говорят, индекс интеллекта Мэрилин Монро превышал 160 пунктов. Кинодива была совершенно нетерпима ко всем, кто считал ее дурочкой, и в два счета могла раскусить намерения манипулятора. Речь сегодня пойдет не о мечте миллионов мужчин ХХ века. Речь пойдет о каждом из нас. Ведь все мы можем стать потенциальными жертвами расчетливого манипулятора, надевшего на себя маску хорошего человека.

    На лице манипулятора - непроницаемая маска добра

    Он всегда улыбается, говорит с вами милым и вкрадчивым голосом. Этот шаг является умышленной попыткой запутать бдительность собеседника, очаровать и одурманить. К сожалению, манипуляторы слишком часто добиваются своей цели, ведь вокруг так много доверчивых и добрых людей. Противостоять им, с одной стороны, сложно, но, с другой стороны, просто. Не поддавайтесь на провокации и уловки, наблюдайте за всем, что происходит вкруг. Поступайте не колеблясь, а если нужно - принимайте решительные меры. Далее обсудим 5 распространенных признаков типичного манипулятора. Кто же он, «хороший человек» с дьявольскими намерениями?

    Беседа с ним напоминает улицу с односторонним движением

    В этом нет ничего удивительного, но люди, выдающие себя за хороших, привыкли доминировать в дискуссии. Они не дают вам вставить и слова, продолжая гнуть свою линию. Этим грешат и обычные люди, которым не хватает навыков активного слушания. Однако манипуляторы делают это осознанно, а вычислить их вам поможет один нюанс: когда ваш собеседник понимает, что вы крепкий орешек, он внезапно меняет тактику. Вы смогли противостоять ему и не стали молча кивать головой. Манипулятор понял, что прежний метод не работает, и перешел к новой диверсии. Теперь он начал испытывать необъяснимый интерес к вашей жизни. Не ошибитесь, так как такое загадочное поведение не продлится долго. Совсем скоро эгоистичный и коварный собеседник перенаправит ваше внимание на себя.

    Он повторно выдвигает требования

    Еще одним безусловным талантом манипулятора является способность осаждать другого человека требованиями. Перед вами - индивидуалистическая личность в самом сильном своем проявлении, которая будет постоянно озвучивать свои просьбы и требования. Это не всегда делается явно или настойчиво, манипулятор любит менять тактики. Если сегодня он жесткий, завтра он пытается убедить вас в чем-то с помощью намеков или в завуалированной форме. И все это направлено на достижение заветной цели. Почему этот человек выдвигает требования, не переставая? Потому что так он чувствует себя хозяином положения и тешит свое эго. Однако он не учитывает одну деталь: его намерения слишком хорошо видны окружающим. Не дайте себя одурачить, будьте непреклонны, отказываясь участвовать в игре по правилам манипулятора.

    Он использует убеждение

    Третья особенность в этом списке плавно вытекает из предыдущей. Эти признаки роднит между собой диалогический маневр - излюбленный прием «хорошего человека». Если в предыдущем случае манипулятор осаждал потенциальную жертву просьбами, то здесь он выходит на новый уровень, успешно применяя тактику убеждения. Будьте осторожны, ведь даже если лицемер еще не успел освоить этот прием, он думает, что вы у него в кармане. Убеждение в тандеме с давлением может быть мощным и опасным оружием, особенно когда на пути попадается неискушенная жертва. Если вы из тех, кто патологически боится говорить другим людям «нет», значит, манипулятор также нашел в вашем лице своего клиента. Даже если вы не планируете сдаваться на милость победителя, вы будете это делать, ведь у вас не хватает мужества. Как же справиться, если вас осаждает коварный и расчетливый интриган? Используйте здравый смысл и беспроигрышную контрмеру - умение в жесткой форме сказать «нет».

    Они используют принудительный зрительный контакт

    Для многих из нас открытый взгляд является признаком доверительного отношения. Мы привыкли ассоциировать этот жест с открытым дружелюбным человеком, которому нечего скрывать. Многие лицемеры, притворяющиеся хорошими, прекрасно осведомлены об этом психологическом приеме, поэтому попытаются запутать вас. Они будут стараться пристально глядеть на вас неприятным колючим взглядом так долго, что вы можете догадаться о скрытой цели. Как и следовало ожидать, они используют нашу интерпретацию языка тела в своих целях, но делают это неуклюже, надменно и неестественно. Они взяли на вооружение этот дружелюбный психологический эффект, но привнесли в него негативные черты. Держитесь подальше от человека, колючий взгляд которого наслаивается на другие чудаковатые особенности поведения. Прислушайтесь к внутреннему голосу и логике.

    Вам плохо после общения с этим человеком

    Существуют признаки, которые невозможно определить визуально. Они располагаются в другой плоскости, на уровне инстинктов. Например, когда вы имеете дело с «хорошим человеком» и не видите никаких изъянов в его поведении, но где-то глубоко внутри чувствуете какой-то подвох.

    Доверьтесь вашему шестому чувству. Манипуляторы источают особую ауру. От них веет некой путаницей и загадочностью. Эти люди непонятны, их невозможно прочесть как открытую книгу. Виной всему - их врожденная способность нарушать нормальный образ мышления. Однако обычные люди легко могут вычислить манипулятора, стоит только прислушаться к своему состоянию после общения с ним. Если вы ощущаете замешательство, гнев, разочарование, непонимание, если у вас болит голова и присутствуют любые другие негативные ощущения - прекратите общение с этим человеком.

    В своем блоге в Фейсбуке поэт, публицист Ольга Седакова написала «…все тонет в фарисействе, - („Стихотворения Юрия Живаго“). В наше время немного по-другому: всё тонет в цинизме. И ТАК тонет, что кажется, что уже потонуло». Запись вызвала много откликов, и Правмир попросил Ольгу Александровну подробнее рассказать, что она имела в виду.

    Мне не хотелось углубляться в эту тему. Во-первых, о плохих вещах думать неприятно - и вообще говоря, о них нечего думать. Они принадлежат небытию, а ум, по старинному философскому убеждению, может созерцать только вещи бытийные. Я люблю думать о том, что прибавляет жизни, а цинизм ее заглатывает, всю и разом, как удав. После цинизма уже ничего нет, как сказал . Точнее, он сказал так: «А на смену цинизму не приходит больше уже ничего». Его анализ начального стиха Первого псалма я перескажу в дальнейшем.

    Другая причина, по которой мне не хочется задерживаться на этой теме, - это даже не предчувствие, а уверенное знание о том, какие отклики могут вызвать мои рассуждения. Многие из них я уже слышала, и не однажды - каждый раз, когда говорила о чем-то как о явлении . Как правило, со мной решительно не соглашались, считая то, что я называю циничным (какое-то высказывание, реплику, убеждение), вовсе не циничным, а «нормальным» - или даже «реалистическим», «трезвым», «взрослым».

    У нас принято так думать: уж лучше цинизм, чем… Чем множество вещей: романтизм; догматизм; наивность (пресловутая «святая простота»)… Говорят о «здоровом цинизме» и даже об «обаятельном цинизме». Помню, выходила книга стихов под названием «С необычайным цинизмом» - что, видимо, означало: бесстрашно и правдиво, вопреки всем предрассудкам.

    Отвечать на обычные апологии цинизма мне не хочется. Ни на то, что он «меньшее зло» из наличных зол, ни на то, что он вообще не зло, а веселая и здоровая реакция умного человека на всеобщий обман, плод большого жизненного опыта, единственно доступная нам позиция свободы. Кстати, еще дополнительная трудность: ведь необходимо различить цинизм, тотальную иронию, общий скептицизм, нигилизм… Я не собираюсь писать энциклопедическую статью «Цинизм» и оставляю эти различия языковым привычкам читателя.

    Но хотя бы об одном подумаем: в самом ли деле спасает цинизм от того, чем грозит «святая простота»? Ничуть. Циник, если придется, так же подбросит своего хвороста в костер «еретика», как знаменитая легковерная старушка. Неизвестно, кто делает это чаще. Во всяком случае, в наших процессах всенародной травли - ли, - циники не отставали от простаков. Заваривали же эти кампании, как правило, циники.

    Но Пастернак о печальной картине своей современности сказал - точнее, Гамлет у него сказал:

    Я один. Все тонет в фарисействе.

    В , а не в цинизме. Видимо, в его дни это было заметнее. Фарисейством в расхожем употреблении мы привыкли называть нечто другое, чем цинизм. Некоторые даже противопоставляют две эти вещи: «фарисей» (не исторический фарисей, конечно, а вошедший в общий словарь) - притворщик, он выдает себя за то, чем не является, а циник - сама откровенность. Он нисколько не притворяется хорошим и ни за что другое себя не выдает, чем и гордится. «Полюбите нас черненькими». Он сам про себя скажет: ну, подлец я, ну ничтожество.

    Интересно одно: это его нисколько не печалит. Почему? А потому что - он в этом уверен - и все-такие. Если кто-то кажется не таким, то потому, что притворяется, «а на самом деле…» Самодовольство циника далеко превосходит самодовольство «фарисея». Тот, поскольку притворяется, еще чего-то боится, чего-то стыдится, еще на что-то пытается быть похожим. Циник знает, как все обстоит «на самом деле»: абсолютно неприглядно обстоит. Выражается это, в частности, в том, как легко у нас приписываются другим низкие мотивы: он это сделал, чтобы… И причины: он это говорит, потому, что…

    Циник, впрочем, и не считает, что эти причины и мотивы «низкие»: они нормальные. Так все живут. Вот в этом моменте разница между нашим обществом и европейским поразительна: там само собой разумеется, что объяснять публично чужие мотивировки таким образом неприлично. Это знает ребенок. Впрочем, приличия и хороший тон - не то, чем смутишь циника: он и не притворяется. Это они в своем «хорошем обществе» притворяются.

    Этот местный цинизм выучен в долгой школе «шельмований», «выведений на чистую воду» и подобных операций, которую у нас проходил человек под руководством партии, правительства, славных органов и прессы. В чужой жизни нет ничего запрещенного и ничего неведомого. Школа презрения к человеку, отсутствие презумпции невиновности.

    Школа недоверия к жизни, по отношению к которой необходимо постоянно «быть бдительным». Это и школа «марксизма», не как философии, а как бытового настроения. «На самом деле» за всеми надстройками стоят какие-нибудь базисы: интересы, по преимуществу материальные. Срывание всех и всяческих масок. Это невыносимо именно потому, что повсеместно, что практикуется во всех слоях общества и почти никем не различается как пакость.

    Извне это здешнее свойство уже замечено - как некоторая общая характеристика, увы. Как-то в итальянской газете, в обсуждении какого-то из российских дел, я прочла сказанное между делом, как всем известный факт: «русские, с их обычным цинизмом и фатализмом…». Имелись в виду, естественно, постсоветские русские - но других-то наши соседи по планете не видели! Мне было обидно, что недавно еще «таинственная русская душа» разгадана таким образом. Но возразить на это мне было бы нечего, кроме: «но бывают и исключения». «Исключениям» этим, то есть тем, которые почему-то еще склонны доверять миру и людям, приходится несладко.

    Есть множество причин, по которым общий господствующий тон у нас стал таким циничным. Слишком много обманывали, слишком страшны последствия «энтузиазма», известные нам. Слишком тяжело переживать все по-настоящему, лучше уж раз и навсегда решить: все так, все ничего не стоит, и жить дальше в относительном спокойствии. Защитная, терапевтическая, оборонительная позиция. Однако там, где она встречает нечто чуждое себе, из защитной она мигом превращается в атакующую - и атакующую без малейшей жалости, как я заметила. Жалости циник не знает. Атакует он своим излюбленным способом: «А сам-то ты кто?»

    Да, цинизм всегда после чего-то, а после него - я в этом солидарна с Аверинцевым - уже ничего. Этого он и хочет: чтобы уже ничего. Чтобы никто никаких «иллюзий» не питал. Существует ли - помимо «иллюзий» - такая вещь, как надежда? Здесь цинизм и фарисейство совсем не противопоставлены: оба эти позиции исключают надежду - надежду на настоящее.

    Перед тем, как закончить эти мои совсем эскизные заметки о том, как «все тонет в цинизме», аверинцевскими комментариями к псалму, я предположу все-таки нечто противоречащее их выводу об абсолютной, последней безысходности цинизма. Возможность выхода все-таки есть. Чтобы поверить, что не поганость лежит в основе вещей, достаточно самому сделать что-то бесспорно хорошее, что-то бескорыстное, от души. Поддаться такому желанию, как это бывает с пропащими героями в святочных историях Диккенса. И если кто-то на этот твой шаг заметит: «Ты это сделал, чтобы…» попиариться, например, - ты увидишь, наконец, на каком месте ты недавно восседал и какими глазами глядел на происходящее.

    И заканчиваю, как собиралась, анализом первого стиха первого псалма, который сделал С. С. Аверинцев. Эта прекрасная работа* неоднократно перепечатывалась в разных изданиях, и здесь мне придется оставить в стороне всю филигранную филологическую работу С. С. Аверинцева с библейским словарем и смыслами. Повторим только траекторию его мысли.

    Итак, вот этот первый стих по-славянски:

    «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе».

    В синодальном переводе:

    «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей».

    Славянское «губитель», заметим, сильнее, чем русское «развратитель»: буквально это - несущий заразу («губительство» - эпидемия), растлитель. Эти слова передают библейское lecim, циничные «насмешники», по объяснению Аверинцева. Три действия, о которых говорит псалом, он описывает как три ступени сближения со злом.

    «Итак, перед нами три отрицания: „не ходит“ - „не стоит“ - „не сидит“ […] „Ходить“ - „стоять“ - „сидеть“. Первый глагол дает образ движения, устремления, но в то же время нестабильности, а потому неокончательности. Второй глагол - переход к стабильности. Третий глагол добавляет к стабильности - успокоение. Как выражается Давид Кимхи**, сидеть - все равно, что лежать». […]

    «Итак, первая ступень зла - великая духовная неразборчивость. Кто находится на ней - нарушает верность Богу, без различения якшаясь с Его врагами, ища себе места на их собрании, принимая их мысли, их волю, их умысел как ориентир для своего действия. Это уже худо. Но поскольку речь идет еще о „хождении“, ситуация еще не совсем устойчива, не совсем стабильна. Окончательный выбор представляется еще не сделанным.

    Увы, очень скоро его приходится сделать: „встать на путь“. Но чей это путь? Речь идет о пути сбившихся с пути, о пути „беспутных“.

    Нет никого, кто не приходил бы на путь грешных: самый закон естества и смерти приводит нас туда». Но «стоять на пути» - это больше. Это уже выбор.

    «Итак, недолжный выбор сделан: уже нет иллюзии свободного движения между добром и злом с легкостью возврата от одного к другому. „Тягота грехов“, сумма внешних и внутренних последствий сделанного сковывает грешного, прикрепляя к „пути грешных“, не давая с него сойти. Это ли не конец? Что еще осталось?

    Очевидно, пока человек стоит, хотя бы там, где стоять не должно, в его осанке сохраняется хотя бы толика трудного напряжения (увы, пропадающего втуне на пути беспутства). В оборотах, связанных с метафорой „стояния“ - „на том стою“, „такова моя позиция“ и проч., - может присутствовать гордыня, закоренелость, даже остервенелость, но еще не слышится нотки цинизма. Воля направлена ложно, однако пока еще остается волей. История предлагает нам в изобилии примеры подобного состояния - героические террористы, готовые на самопожертвование убийцы, смертельно серьезные безбожники. Но долго так не простоишь.

    И потому последняя ступень зла, описываемая в заключительной части трехчленной формулы, характеризуется новым сравнительно с предыдущими ступенями настроением покоя. Это поистине шедевр сатаны - адская пародия на благодатное успокоение, обретаемое в Боге. Недаром здесь употреблен тот же самый глагол, который в зачине знаменитого псалма 90/91 передает безопасность и защищенность „под кровом Всевышнего“. Как говорят наши современники, „расслабьтесь“; в определенный момент ад говорит то же самое своему адепту. Некуда больше ходить, ни к чему больше стоять.

    Кто созрел для последней ступени зла, оказывается в особой компании: это не просто противники дела Божия, как на первой ступени, не просто сбившиеся с пути беспутники, как на второй, - это циничные „насмешники“, „кощунники“, lecim. Их глумливая болтовня, их сумасшедший смешок, их расслабленное и расслабляющее суесловие - разве мы не видели, разве мы не насмотрелись до тошноты, как это приходит на смену более „серьезным“ и даже „героическим“ стадиям зла? А на смену цинизму не приходит больше уже ничего. Ибо в нем выражает себя последнее, окончательное, безнадежное растление.

    От него же да избавит Господь нас обоих: тебя, читающего, и меня, пишущего».

    ____________________

    * С.С.Аверинцев. Вслушиваясь в слово: три действия в начальном стихе Первого псалма – три ступени зла.

    ** Давид Кимхи (1160-1235), член известного рода толкователей Библии, подытоживший много более раннюю традицию.

    Чтобы создать имидж идеальной пары, нередко прибегают к способу притворяться в отношениях.

    С детства девочка мечтает о замечательной семье, уютном доме, представляет себя хорошей женой и мамой. Скажете, что не все девочки мечтают об этом? Верно. Там, где ребенок находится в опасности и лишен нормальных отношений, рождаются фантазии прекрасного семейного будущего. «Я буду для своих детей лучшей мамой!», «У меня будет идеальная семья» — такие и подобные решения, причиной которым послужили физические наказания со стороны родителей, унижения, материальные лишения, раз и на всю жизнь выстраивают линию поведения под названием «быть хорошей девочкой» или мальчиком. Вдобавок эти установки обеспечивают безопасность – прилежных детей не наказывают.

    И вот трехлетний ребенок, который занимался тем, чем естественно в этом возрасте – играл и капризничал, после одной-двух порок становится «шелковым»: слушается во всем и исполняет любые поручения взрослых. Ведь сработал механизм: «Лучше притворяться хорошим, чем быть побитым». Конечно, это не единственная причина, почему люди притворяются. Но любое притворство в отношениях всегда имеет скрытую подоплеку: страх боли, душевной или телесной, убежать от одиночества, прикрыть свою истинную суть и намерения.

    Притворяться в личных отношениях

    – якобы залог счастливой семейной жизни. Но всему ложному приходит конец. Всегда. К тому же, постоянное притворство требует от человека немалых сил и энергии. А человеческие запасы не бездонны. Часто можно услышать «я устала притворяться» или «притворяюсь веселой, а сама как выжатый лимон». Видите? Притворяться хорошим требует физической выносливости тоже. И что случится, когда запасы иссякнут? Нервный срыв, истерика, депрессия, неврозы, ухудшение здоровья, одним словом – истощение души и тела. Притворяться не так безобидно как кажется – все равно что постоянно нести перед собой тяжеленный металлический щит и не опускать его ни на секунду!

    До того, как понять, как перестать притворяться, давайте проясним, что значит слово «притворство»? Это поведение с целью обмануть кого-либо, ввести в заблуждение. Жена притворяется доброй и гостеприимной, но вдруг, когда ребенок не слушается, жестко ставит его на место резким словом и подзатыльником. Заботливый и любящий супруг во время секса, когда контролировать себя не может, делает жене больно и не обращает внимания на ее просьбу прекратить. Таких примеров множество. Выбирая притворяться в отношениях, кого вы обманываете? Себя, и только себя. Те, кого вы водите за нос, откроют глаза, поймут, с кем имеют дело, оправятся от неприятного удара судьбы и уйдут. Они получат полезный опыт и продолжат заниматься своей жизнью. А с чем останетесь вы? Выхолощенный, опустошенный, без любви и друзей. Радостная перспектива? Это будет одним из ответов на вопрос

    Как прекратить притворяться?

    • выпишите последствия, к которым вас уже привело притворство в отношениях,
    • что ощущаете, какие переживаете эмоции под маской?
    • в чем выгода от притворства?
    • как давно выдаете себя за другого человека?
    • что послужило настоящей причиной притворяться?
    • чего боитесь, если перестанете обманывать себя и других?

    Напишите первое, что придет в голову. Будьте честными с собой.

    Люди притворяются хорошими и мучаются от своей «хорошести». Страдания быстро выливаются в болезни: невриты, псориаз, язва желудка и кишечника, аллергии, астма, не говоря о хронически подавленном внутреннем мире. Притворство означает игнорировать свою жизнь и проживать чужую. Такое пренебрежение собой никогда не проходит бесследно.

    У «хорошего человека» есть свои особенности:

    • угодить другим, понравиться окружающим,
    • чрезмерная старательность,
    • невысокая самооценка,
    • сам себе во многом не нравится,
    • покорность и терпеливость,
    • ожидание оценки своих действий, в сочетании со страхом не оправдать ожиданий,
    • завышенное значение совести,
    • полное невнимание к себе и позиция жертвы.

    Такие люди готовы быть удобными для всех, но только не для себя.

    Как перестать притворяться? В чем выход? В выборе – продолжать вводить всех в заблуждение или принять себя со всеми качествами, которые так старательно прикрываются. Прислушаться к себе, вспомнить о своих желаниях, о том, что интересно и нравится мне, выражать чувства и эмоции. Согласна, когда «комплекс хорошести» впечатан с юных лет, сразу стать собой непросто. Начните с признания себе: «Я притворяюсь хорошим, чтобы …. » Закончите фразу. Примите ее, не сопротивляйтесь. И подумайте, – возможно, сегодня цель «понравится и вызвать чье-то одобрение» уже не актуальна?..