Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Администрирование - это осуществление контроля. Отличие администрирования от менеджмента. У каких людей это лучше получается - работать сисадмином или специалистом технической поддержки? Это обязательно интроверты? Технари в душе? Чем руководитель отличае

    Администрирование - это осуществление контроля. Отличие администрирования от менеджмента. У каких людей это лучше получается - работать сисадмином или специалистом технической поддержки? Это обязательно интроверты?
Технари в душе? Чем руководитель отличае

    Анри Файоль (фр. Henri Fayol, 29 июля 1841 - 19 ноября 1925 ) основатель административной (классической) школы управления.

    Термин «администрация» в европейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние римляне, славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государства по управлению, совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация» относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

    Классическая теория научного менеджмента зародилась в начале XX в. и являлась попыткой решить острые проблемы современного общественного производства. Большой вклад в «классическую теорию» управления внес Г.Файоль, французский инженер, ученый, исследователь. Он одним из первых сформулировал ряд общих принципов административной теории. Им введены пять элементов, определяющих функции администрации: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль.

    Г. Файоль первым перестал рассматривать управление как «ис-ключительную привилегию» высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность.

    В чем состоит принципиальное отличие менеджеров от администраторов? Главное различие между ними заключается в том, что первые заняты преимущественно оперативным контролем за предприятием, связанным с реально складывающимися для него обстоятельствами и условиями. Администрирование же - это осуществление общего и стратегического организационного руководства.

    Кроме того, если термин «администратор» применим исключительно для обозначения руководителей высокого ранга, то понятие «менеджер» относится ко всем уровням управления. Таким образом, к высшему звену руководства можно применять оба термина. С меньшей уверенностью это можно делать на среднем уровне управления (например, при обозначении начальника цеха и т.п.), а называть администратором бригадира или начальника участка неверно.

    «В едином административном процессе лидерскую роль можно обозначить как философскую (под философией в данном контексте понимается обоснование ценностных основ бытия организации), а менеджерскую - как прикладную или техническую. Обе эти роли дополняют друг друга. Если лидер-администратор задает ценностную базу организации, определяет перспективы ее развития и программу осуществления этой перспективы, то есть осуществляет политику организации. А его роль можно определить как творческую. Менеджер, напротив, выполняет предписанные технические и технологические функции, поддерживающие жизнедеятельность коллектива, то есть занимается каждодневной рутинной работой. Разумеется, менеджерский уровень может усилить лидерский. Оба они необходимы для успеха организации»

    Под управлением в широком смысле слова мы понимаем функцию любой организованной социальной системы, направленную на сохранение ее качественной определенности, на поддержание динамического равновесия с внешней средой и на ее развитие. Социальное управление (администрирование) - это основанное на принципе обратной связи стихийное или целенаправленное воздействие на подсистемы (элементы) целостной социальной системы, с тем, чтобы функционирование и развитие данной системы стало оптимальным. Администрирование есть высший уровень управления организацией в целом, структурно высшая ступень организационной иерархии, имеющая выход на внешние связи. Необходимыми составными частями процесса управления являются лидерство и менеджмент.

    Административный менеджмент - это деятельность по управлению коллективом, направленная на решение внешних задач и создание в нем наилучших условий для этого.

    5. Американская и японская модели менеджмента. Управленческие школы США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента. Между ними имеется определенное сходство: обе школы основное внимание уделяют активизации человеческого фактора (используя, однако, различные формы и методы), постоянным инновациям, диверсификации выпускаемых товаров и услуг, разукрупнению крупных предприятий и умеренной децентрализации производства; ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия (правда, если американские менеджеры разрабатывают свои планы на 5- 8 лет, то японские - на срок до 10 лет и более). В то же время, несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы имеют особенности, обусловленные спецификой социально-экономического развития их стран.

    Основу американской системы управления составляет принцип индивидуализма, возникший в американском обществе в XVIII-XIX вв., когда в страну прибывали сотни тысяч переселенцев. В процессе освоения огромных территорий вырабатывались такие национальные черты характера, как инициативность и индивидуализм. Для Японии же, в которой до конца XIX в. сохранялся феодализм, характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм (принадлежность к какой-либо социальной группе), и формирование современной японской системы управления происходило с учетом этой особенности. В настоящее время японский менеджмент получает все большее распространение в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд с учетом общих культурных ценностей и традиций.

    Существуют и другие различия японской и американской систем управления. В США в процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации - в Японии же менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом. В американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, - в Японии применяются более гибкие структуры управления, создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач. Главным стимулом для американских работников является экономический фактор (деньги) - для японских работников более значимую роль играют не деньги, а социально-психологические факторы (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму). Для западноевропейских и американских предприятий характерно наличие морально-психологических запретов, сдерживающих инициативу и творчество работников, - японские трудящиеся руководствуются понятиями внутреннего долга и подчиненности своих интересов интересам коллектива. В кризисных ситуациях американские менеджеры стараются уволить часть персонала, чтобы уменьшить расходы своей организации и сделать ее более конкурентоспособной, - на японских предприятиях существует неписанный закон так называемого пожизненного найма работников, при котором работающий персонал рассматривается как высшая ценность организации, а следовательно, администрация будет делать все возможное для того, чтобы сохранить своих работников в самых кризисных ситуациях. Американские работники согласно контракту о приеме на работу ориентированы только на выполнение своих функциональных обязанностей - японские работники стремятся не только выполнить свои должностные обязанности, по и сделать максимум полезного для своей организации, например американский мастер или инженер никогда не будет выполнять работу по уборке территории цеха, даже если у него имеется свободное время, а японский специалист, имея свободное от основной деятельности время, обязательно займется чем-то полезным для своей фирмы, так как ориентирован не на выполнение строго очерченных функциональных обязанностей, а на работу во имя блага своей фирмы.

    Американские трудящиеся обычно один раз в несколько лет меняют место своей работы, переходя в фирмы, где им предлагают большую зарплату или лучшие условия труда. Это вызывается также тем, что в США традиционно успешной считается только вертикальная карьера (когда работника повышают в должности в структуре его организации). Обычной практикой является отправка на пенсию работников, проработавших в компании 20-25 лет, если даже они и не достигли пенсионного возраста. Таким способом руководство компаний стремится создать условия для служебного роста молодых специалистов и удержать их в своей организации.

    В Японии работники обычно трудятся всю жизнь на одном предприятии, а любой переход в другую организацию рассматривается как неэтичный поступок. Карьера японского специалиста чаще носит горизонтальный характер (например, управленец среднего звена через каждые 4 года - 5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности). Это позволяет фирме улучшать систему горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе. Люди достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, стараясь работать на благо фирмы до тех пор, пока у них имеются силы, и на любых участках и должностях.

    США вполне можно считать страной, в которой в наибольшей степени менеджменту обучают. Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений. Для американского менеджмента очень характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены. На японский менеджмент накладывает отпечаток самобытная культура Японии и то, что на мировой рынок она вышла только после Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего – ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания.Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной для них является коллективная (групповая) ответственность. Еще одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира.

    Маркетинговая модель менеджмента Маркетинговая модель менеджмента основана на системном, ситуационном подходе. Успех фирмы зависит от того, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействие внешней среды. Вся организационная структура фирмы направлена на выявление новых проблем и выработку новых решений. Изменение внешней ситуации вызывает изменение стратегии фирмы. Организационный механизм фирмы настроен на выработку специальных мер для уменьшения сопротивления переменам. Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры: стремление к радикальным переменам; готовность к риску; ориентация на освоение новых возможностей.

    Новые профессии, появившиеся на рынке труда относительно недавно, прочно вошли в наш деловой обиход. Но и по сей день их легко перепутать между собой, так как названия не раскрывают сути явлений. Чем, к примеру, отличается менеджер от администратора? Так сейчас могут назвать и продавца, и консультанта, и даже небольшого начальника. Несколько важных критериев позволят разделить указанные понятия.

    Кто такие администратор и менеджер

    Администратор – это лицо, выполняющее распорядительные функции в организации, либо отвечающее за корректную работу информационных баз и систем. Специалист относится к категории административно-управленческого персонала, что автоматически предполагает высокую степень ответственности, а в определенных случаях – наличие подчиненных сотрудников.
    Менеджер – это руководитель различного уровня, организующий работу в определённой сфере деятельности. В его подчинении всегда находятся нижестоящие сотрудники, которым он может давать указания в пределах своей компетенции. Высший уровень руководства – это топ-менеджмент, представленный руководителями предприятий, организаций, административно-территориальных единиц.

    Разница между администратором и менеджером

    Таким образом, есть смысл сравнивать только менеджеров и тех администраторов, кто задействован в управлении людьми и осуществляет распорядительные функции. На первый взгляд кажется, что особой разницы между ними нет. Но при более детальном изучении становится понятно, что менеджеру нужно высшее образование, в то время как администратору достаточно среднего или профессионально-технического.
    Как правило, менеджеру позволено больше, чем администратору. Он может на свой страх и риск принимать решения, если это не противоречит интересам компании. Функции администратора прикладные: организация работы, контроль над сотрудниками, коммуникация с клиентами. Для этого не нужно особой изобретательности: достаточно точно делать то, что прикажет начальство. Много сказано и о том, что основная функция менеджмента – мотивация людей, раскрытие их внутреннего потенциала.

    TheDifference.ru определил, что отличие администратора от менеджера заключается в следующем:

    Образование. Администраторы нуждаются в среднем или профессионально-техническом образовании, менеджер – обязательно в высшем.
    Полномочия. Администратор работает в рамках своей инструкции, круг прав и обязанностей менеджера значительно шире.
    Личные качества. Чтобы стать менеджером, требуется решительность, инициативность, креативность. Администратор должен быть исполнительным, дисциплинированным, внимательным.

    На каждом предприятии любого уровня должно присутствовать управленческое звено, координирующее деятельность всего предприятия в целом. Без таких специалистов невозможно должное функционирование ни одной более менее крупной организации.

    Что такое администрирование

    Администрирование - это контроль деятельности предприятия, отдельных его подразделений и единиц персонала. Данный процесс осуществляют руководители, специалисты, исполнители управленческого аппарата, обычно состоящие в организации на верхнем уровне.

    Администрирование - это процесс в качестве единицы персонала предприятия, то есть он не рассматривается как личность. Субъект контролирует объект администрирования на предмет надлежащего исполнения правил, предписанных внутренним распорядком организации.

    Задачи администрирования

    Администрирование как направлено на обеспечение администратором и его помощниками комплекса неких норм действий персонала предприятия, таких как:

    • положения, устанавливающие права работников;
    • ограничения в их деятельности;
    • обязанности персонала;
    • процедуры, выполняемые ими и по отношению к ним.

    Основные задачи администрирования являются элементами сложной системы организации деятельности персонала.

    Субъект администрирования выполняет следующие задачи:

    • руководство деятельностью организации в целом;
    • регламентация прав и полномочий рядового персонала и управленческих кадров;
    • контроль за исполнением всех задач, возложенных на персонал;
    • распоряжение ресурсами, как кадровыми, так и финансовыми;
    • регулирование работы специалистов;
    • организация делопроизводства и документооборота;
    • руководящих процессов.

    Ресурсы администрирования

    Администрирование - это комплекс последовательных действий, которые администратор осуществляет при помощи определенных ресурсов:

    • правил формирования субъектов и объектов менеджмента как отдельных элементов единой организационной системы;
    • порядков построения в виде циклов и последовательностей;
    • регламентов функций, закрепленных за определенной должностью;
    • форм взаимосвязей внутри структуры организации;
    • процедур осуществления управления, его построения, обоснования и разработки.

    Функции администрирования

    На администратора возложены следующие функции:

    • обеспечить стабильность и определенность в функционировании, содержании, составе и построении всех подразделений организации;
    • создать и содействовать строгой организации целенаправленного характера;
    • обеспечить универсальный подход к администрированию и существованию в реальных рыночных условиях;
    • унифицировать формы взаимодействия с внешними деловыми партнерами;
    • обеспечить необходимые преобразования внутри организации.

    Администрирование в процессе управления предприятием чаще всего проявляется такими процедурами:

    • выработка модели взаимодействия подразделений;
    • обозначение целей организации и обеспечение их выполнения;
    • распределение функций между работниками;
    • планирование процесса управления, а также его поэтапная реализация.

    Чем отличается администратор от менеджера

    Такие понятия, как менеджмент и администрирование, очень близки друг другу, и очень часто люди некомпетентные путают одно с другим. Но это в корне неверно, хотя они оба подразумевают осуществление управления предприятием, отделом, штатом.

    Администрирование - это действия соответствующего сотрудника, направленные на контроль детального выполнения заданий, заказов, поставок, графиков, планов, критериев, то есть учет каждой мелочи, обеспечивающей успех предприятия.

    Менеджмент - это прежде всего мотивирование на обеспечение лучшего результата его функционирования.

    У менеджера гораздо больше прав, в отличие от администратора, его ответственность выше, и, следовательно, круг обязанностей гораздо шире. В его полномочия входит принятие решений, которые могут повлиять на репутацию и состояние компании.

    Администратор выполняет большей частью прикладные функции: контролирует выполнение сотрудниками заданий, организует трудовую деятельность, общается с клиентами. В общем, исполняет распоряжения руководства в отношении нижестоящих сотрудников.

    Чтобы внести предельную ясность, стоит обозначить основные отличительные признаки менеджера и администратора:

    1. Образование. Менеджер должен иметь вузовский диплом, а администратору достаточно среднего или профессионально-технического образования.
    2. Полномочия. Администратор ограничен четкими инструкциями и регламентом, а менеджеру предоставлен более широкий круг как обязанностей, так и прав.
    3. Личные качества. От администратора требуется внимательность, исполнительность и дисциплина, а менеджер должен быть решительным, креативным и инициативным.

    Таким образом, можно сделать вывод, что администрирование - это выполнение четких инструкций руководства по контролю за действиями рядового персонала и отдельных подразделений.

    Итак, вы знаете, зачем вам ресторан – об этом говорится в предыдущей статье. Цель – создание успешного прибыльного бизнеса, дающего стабильный доход и стоимость которого увеличивается. Как этого добиться?

    Давайте попробуем разобраться, как выглядит типовая схема управления рестораном:

    • Заведующий производством или шеф составляет меню.
    • Бухгалтер требует ввести калькуляционные карты, что и делает шеф.
    • Шеф заказывает продукты, а снабженец, по мере сил, закупает их.
    • Официанты принимают заказы у гостей, передают их на кухню.
    • Повар требует продукты со склада, кладовщик пытается вовремя списать их.
    • Кассир расчитывает клиентов.
    • Бухгалтер пытается свести воедино чеки и приходные накладные на товар.
    • В конце месяца по требованию владельца (инвестора) делаются отчеты.
    Эти отчеты поступают владельцу и он мучительно пытается разобраться в них, чтобы ответить на главный вопрос: ресторан зарабатывает деньги или проедает их? Не удовлетворенный результатами, он пытается ужесточить контроль за персоналом, подозревая их в хищениях и недобросовестном отношении. Бухгалтер требует увеличить количество внутренних документов, обещая точные отчеты и соответствие баланса реальности. Повара, бармены и кладовщики, по понятным причинам, этому сопротивляются.

    При этом меню отражает желание и квалификацию шефа, но никак не связано ни с концепцией заведения, ни с планируемой выручкой. Калькуляционные карты делаются формально и не соблюдаются, поэтому одно и то же блюдо каждый день выглядит иначе и вкус у него разный. Заказ продуктов осуществляется стихийно по принципу “чего нет в холодильнике?”, а снабженец не знает, что действительно необходимо, а что желательно. Цена поставки, мягко говоря, не оптимальна, вопрос соотношения “цена/качества” не стоит. Официанты продают то, что получится, а не то, что надо (выгоднее для ресторана). И это никак не связано с их доходами. Никто не знает, сколько продуктов идет в отходы, и не пытается это контролировать. Бухгалтерская отчетность отражает что угодно, только не реальное положение дел. Учет по складу отражает состояние прошлой недели и все время меняется по требованию бухгалтера. И никто не отвечает за бизнес целиком. Это – хаос, а не управление.

    Как исправить такое положение дел?
    Не стоит закупать видеокамеры и устанавливать их повсюду – все равно просмотреть все записи в реальные сроки не удастся.
    Лучше задать себе вопрос: кто именно будет управлять бизнесом? Либо вы сами, либо наемный управляющий, но под постоянным вашим контролем.

    Теперь можно поставить цели, сформулировать задачи и самое главное – определить должностные обязанности управляющего. Но сначала надо ответить еще на два вопроса.

    Чем управляющий отличается от администратора?
    Тем, что он управляет, а администратор следит за тем, чтобы все “было хорошо”. Более точно: управляющий принимает решение , а администратор может контролировать процесс его исполнения.
    Решение может быть правильным или неправильном, но в момент принятия решения это неизвестно. Поэтому управление – это механизм с обратной связью: через определенное время мы можем проверить правильность решения, и в зависимости от этого отменить его, принять новое решение, исправляющее предыдущее, или оставить в силе.
    Если проанализировать должностные обязанности администратора (в интернете их много), то легко заметить, что за финансовые результаты администратор не отвечает, так же, как и шеф-повар или бухгалтер.
    Следовательно, именно управляющий отвечает за результаты работы ресторана.

    “Согласно исследованию Next Top, средний возраст управляющих московских ресторанов – 34 года, 11 из которых они проработали в ресторанном бизнесе. 40% управляющих начинали карьеру в качестве официантов. 70% респондентов планируют открыть собственный ресторан.
    Самой распространенной причиной смены места деятельности среди управляющих является прямое вмешательство со стороны владельцев в работу ресторана . 42% опрошенных заявили, что готовы сменить работу из-за того, что рестораторы часто подавляют их новые предложения, или устанавливают необоснованно завышенные финансовые планы, или навязывают собственное мнение в процессе управления. Среди тех управляющих, которые оценили свои условия работы как неудовлетворительные, 61% недовольны слишком навязчивым участием владельцев в ежедневной деятельности ресторана.”


    Вот так! Поэтому задачи должны быть точными, понятными и необходимо иметь четкие критерии их выполнения.

    Почему бухгалтер не может управлять рестораном?
    Потому что бухгалтер – это человек, смотрящий в прошлое. А для управления нам нужно знать настоящее и смотреть в будущее. Основным “заказчиком” бухгалтера являются внешние организации – налоговая инспекция, банк – а не участники бизнеса. Эти итоги в виде отчетов появляются с большой временной задержкой и не могут быть использованы в качестве “обратной связи” для управления, потому что не отражают текущее реальное положение вещей.
    Управленческий баланс отличается от бухгалтерского, поэтому ведется отдельно. Главными документами в нем также являются сводный баланс и отчет о прибылях-убытках, но форма и цифры в них могут значительно отличаться.

    Итак, ответ получен: рестораном управляет управляющий. Прямо в соответствии с названием своей должности управляющий УПРАВЛЯЕТ : товаром, деньгами, персоналом и клиентами. Эти четыре ресурса полностью исчерпывают круг его обязанностей.

    Управление – это ремесло, а не искусство. Это не танцы с бубном, а четкая последовательность операций, выполняемых каждый день, каждую неделю, каждый месяц, каждый год.
    Какие это операции? На что надо обратить внимание? Как распределить свое время и силы? Ответы на эти вопросы мы будем искать в следующих статьях.

    ", и сегодня с нами делится опытом программист, системный администратор Сергей Егорцев

    Как устроен рабочий день сисадмина?

    Как правило, у системного администратора постоянно есть какие-либо задачи. День начинается с расстановки приоритетов и постепенного решения этих задач. По мере их решения появляются новые задачи, включая неотложные и срочные. Обычно 90% задач решаются прямо за рабочим столом, т.е. почти весь день нужно сидеть за компьютером.

    Каковы его обязанности? А у специалиста технической поддержки?

    Основные обязанности системного администратора - обеспечить непрерывность бизнес-процессов работодателя. Думаю тут важно понять, что же нужно работодателю для работы. Есть несколько категорий задач:

    1. Телефония. Это может быть call-центр, может быть обычная офисная телефония. Тут решенаются следующие задачи: настройка АТС, настройка телефонных аппаратов. АТС может быть цифровой, может быть аналоговой. Сейчас, конечно, больше используется цифровая. Так же возможно нужно настроить IP-телефонию.
    2. Компьютерная сеть. Нужно обеспечить взаимодействие компьютеров в сети, настроить доступ, подключение. Настроить сетевое оборудование.
    3. Интернет. Необходимо настроить доступ к интернету, возможно ограниченный (ограничить доступ к соц. сетям, запретить некоторые протоколы и прочее).
    4. Настройка периферийного оборудования и доступ к нему - различные принтеры, плоттеры и прочее.
    5. Установка и настройка корпоративных пакетов программ для бухгалтерии, систем внутреннего документооборота, систем ЭДО (электронных систем документооборота). ЭДО как правило используются для отправки документов в налоговые службы и для работы с банками.

    Данные задачи решаются с помощью различных комбинаций оборудования/программного обеспечения. В основном всё зависит от бюджета, требований и нужд работодателя. Как правило в большинстве компаний уже существует система, решающая вышеизложенные задачи. Если не нужно делать всё с нуля, то основная задача системного администратора - поддержание существующей системы в рабочем состоянии, а также её обновление/модернизация по мере необходимости. Возможно систему нужно будет расширять и дополнять для решения новых задач работодателя.

    В обязанности специалиста технической поддержки также входит обеспечение непрерывности бизнес-процессов работодателя, но не на уровне системы, а на уровне конечных узлов и конкретных устройств. Основные задачи специалиста технической поддержки:

    1. Настройка компьютера пользователя - подключение к корпоративной сети, настройка почты, установка пакета программ.
    2. Настройка принтеров.
    3. Замена расходных материалов в периферийных устройствах (принтеры, факсы и прочее).
    4. Настройка телефонных аппаратов (обычных телефонов, IP-телефонов).
    5. Ремонт и восстановление вышедшего из строя оборудования. Замена комплектующих ПК, принетеров, телефонов.

    Как правило, специалист технической поддержки начинает свою работу по заявкам от пользователей. Почти каждый день случаются различные инциденты: не работает интернет, не отправляется почта, не звонит телефон, не работает бухгалтерская программа и прочее. Основная обязанность - оперативное устранение неисправности. Чем быстрее будет устранена неисправность - тем меньше финансовых потерь у работодателя, т.к. обычно неисправность приводит к невозможности пользователя исполнять свои трудовые обязанности, за которые ему платят зарплату.

    Какие операционные системы он должен знать сегодня?

    Операционные системы подбираются для каждой фирмы отдельно, в зависимости от финансовых возможностей и решаемых задач. Для решения большинства задач по взаимодействию компьютеров в сети подходят серверные операционные системы от Microsoft: Windows Server 2008, Windows Server 2012. До сих пор можно встретить Windows Server 2003, но эта система уже устарела. Для обеспечения связи компьютерной сети с внешними сетями (интернет, удаленный офис, удаленный филиал) используются Unix-подобные системы, наиболее востребованная из них - FreeBSD, так же на Unix-системах можно организовать телефонию, почту, web-сервера. Так же можно встретить в работе использование OS Linux, которая может использоваться как сервер или стоять на компьютерах пользователей. К примеру - в московских поликлиниках в кабинетах врачей стоят компьютеры под управлением Linux, данная система полностью подходит для работы с ЕМИАС в браузере. Для обеспечения взаимодействия компьютерных сетей используется специальные устройства - различные сетевые роутеры и маршрутизаторы. Крупные фирмы для обеспечения работы сети используют маршрутизаторы Cisco - они позволяют решить практически любые задачи, связанные с сетевой передачей данных. Маршрутизаторы Cisco настолько сложны в своем устройстве, что для них используется своя операционная система - Cisco Internetwork Operating System или сокращенно Cisco IOS. Знание и умение работать с этой системой необходимы для построения любой относительно крупной сети. Есть еще маршрутизаторы от компании Juniper Networks со своей операционной системой - Junos OS. Маршрутизаторы Juniper Networks не часто используются в обычных фирмах, как правило их используют крупные корпорации, интернет-провайдеры и банки.

    Приходится ли ему иметь дело с людьми и по какому поводу.

    Если говорить о специалистах технической поддержки - иметь дело с людьми им приходится каждый день и каждый раз, когда у кого-то что-то сломалось/не работает. В крупных корпорациях и банках, как правило, нужно соблюдать дресс-код, опрятно выглядеть. При этом надо учесть, что специалист технической поддержки общается с любым человеком который использует технику - от заведующего складом до президента корпорации. Поэтому умение общаться и находить взаимопонимание с людьми обязательно. Часто в вакансиях указывается, что специалист технической поддержки должен быть стрессоустойчивым. Это связано с тем, что техника обычно выходит из строя в самый неподходящий момент. К примеру директор по развитию срочно должен отправить письмо партнерам, а у него не работает почта - в данный ситуации директор нервничает, боится, что всё может пропасть, сделка не состоится и т.п. В данном случае нужно быть готовым к тому, что как только вы зайдете в кабинет, на вас наорут, обвинят в некомпетентности и т.п., в зависимости от значимости письма и настроения директора, а так же его психического состояния. К этому надо быть готовым. Почти всегда есть 10% постоянно недовольных пользователей, с которыми так или иначе придется налаживать отношения.

    Системный администратор, в отличие от специалиста технической поддержки может вовсе не общаться с пользователями. Либо делать это в редких случаях. Основное его общение происходит с начальником/IT-директором на профессиональные темы - работа серверов, системы, почты, внедрения корпоративного ПО, особенности взаимодействия узлов системы и т.п.

    Это актуально для крупных компаний, если же вы работаете в компании, состоящей из 30-60 сотрудников, то уйти от общения с пользователями и не попасть на недовольных вашей работой людей не получится, придется так или иначе “влиться в коллектив”.

    Приходится ли ему повышать квалификацию ежедневно?

    Повышать квалификацию необходимо параллельно развитию индустрии. Для операционных систем это не так актуально, т.к. они выходят раз в 5-6 лет. Чаще обновляются программные продукты - 1С, системы ЭДО, банк-клиенты. Сложности в повышении квалификации возникнуть не должно, если вы держите “руку на пульсе” и следите за IT-новостями. Базовые функции и принцип работы систем заложены очень давно и редко меняются. К примеру ПК как собирались 20 лет назад так и собираются по сей день. В IT-индустрии меняются характеристики и возможности компьютеров и ПО, меняется круг решаемых задач, но базовые принципы остаются.

    В данной профессии можно качественно повысить свой уровень квалификации совершив некоторый квалификационный скачок. специалист технической поддержки может стать системным администратором, если повысит свою квалификацию в области серверных операционных систем или в области сетевых технологий. Это будет переход на другой уровень и даст возможность карьерного роста.

    Какова вилка зарплат у них? От чего это зависит?

    Зарплата чаще всего зависит от решаемых задач и работодателя. К примеру в крупной корпорации/банке зарплата специалиста технической поддержки - от 40 до 80 т.р. В небольших компаниях это сумма меньше, как правило от 25 до 50. Обычно 80 т.р. - это зарплата в иностранных представительствах компаний, для получения такой зарплаты нужно владеть иностранным разговорным языком, а также уметь грамотно писать.

    Зарплата системного администратора выше и разброс больше. Это от 35 до 180 т.р. Тут всё зависит от масштабности компании и круга решаемых задач, опять же для 180 т.р. может потребоваться знание иностранного языка.

    Кому они подчиняются?

    Если компания небольшая 30-100 человек, то подчинение или непосредственно директору или назначенному ответственным за IT-технологии человеком - должности могут быть разные. Если говорить о корпоративном сегменте - то тут выстраивается примерно такая цепочка:

    IT-директор - начальники отделов (отдел связи, телефонии, сети и т.п.) - главный системный администратор - ведущий системный администратор - старший системный администратор - системный администратор - специалист технической поддержки. Как можно заметить в небольшой компании практически отсутствует перспектива карьерного роста, можно надеяться только на индексации заработной платы и премии/бонусы. В корпоративном сегменте можно повышать свою квалификацию и карьерный рост на протяжении лет 10-20 с соответствующим ростом заработной платы.

    В кого они могут вырасти в компании и от чего это зависит?

    Рост возможен преимущественно в больших компаниях. Всё зависит от навыков и знания систем, а так же практического опыта. Нужна теория и практика. Часто приветствуются знания, подтвержденные сертификатами от производителей систем. Наиболее верный путь роста - изучение серверных систем Microsoft и сдача по ним экзамена. Экзамен состоит из большого количества вопросов, проводится в виде теста. Данные экзамены стоят денег, т.е. чтобы попробовать сдать экзамен нужно оплатить порядка 60 евро за попытку не зависимо от того, сдали вы или нет. По этому готовиться нужно тщательно. В некоторых компаниях владение данными сертификатами, подтверждающими ваши знания не просто приветствуются, а являются требованием к кандидату на вакансию. По большей части на пути к зарплате 180 т.р. данные сертификаты просто необходимы. Так же можно осуществить карьерный рост в сетевых технологиях, основанных на знании сетевого взаимодействия и владения навыками работы с маршрутизаторами Cisco. Опять же для работы с Cisco приветствуются сертификаты знания технологий от Cisco, которые выдаются после экзамена, который также стоит денег.

    Где именно этом учат и можно ли вот так с улицы прийти на курсы и за полгода стать сисадмином? Пишут в вакансиях: "Образование не ниже среднего специального". Реально ли после колледжа это все уметь? А что тогда дает институт?

    Учат системных администраторов на курсах повышения квалификации, а так же на платных курсах, которые проводят производители ПО и оборудования. В технических ВУЗ’ах и Колледжах есть различные кафедры по различным IT-технологиям. После окончания учебного заведения или курсов можно попробовать устроиться на работу с небольшим окладом 25-35 т.р. На первых парах всё решает опыт. Стать сисадмином можно набивая руку на решении различных задач, которые ставит руководство компании. Думаю что за 1 год работы можно набрать достаточный опыт, чтобы понять в каком направлении двигаться и что делать. Есть вариант научиться минимальным навыкам для работы специалистом технической поддержки и работать в такой должности много лет. Но стоит помнить, что специалист технической поддержки - первая ступенька в карьере и подразумевает возраст до 35 лет. Знаю что специалисты технической поддержки с возрастом выше 35 сталкиваются с проблемами при трудоустройстве, по этому если вы молодой специалист, то желательно до 35 как-то продвинуться по карьерной лестнице.

    По поводу обучения в ВУЗ’е и колледже - точно сказать не могу, но мне видится разница примерно такая: в ВУЗ’е учат технологическим азам и базовым теоретическим знаниям для построения компьютерных систем, что может пригодиться будущим системным администраторам. В колледжах меньше теории, больше практики, что способствует более быстрому старту в практических навыках, не сильно вникая в основы.

    Скучно ли быть сисадмином или весело? В чем радость?

    По поводу скуки или веселья не могу сказать. Тут скорее подойдет слово интересно. Быть системным администратором интересно, т.к. каждый день приходится решать новые и новые задачи, иногда, правда, и старые. На мой взгляд, все администраторы испытывают чувство радости и эмоциональный подъем после решения какой-то задачи. Чем сложнее и интереснее задача - тем больше удовольствия от её решения. Но это для профессионалов, а для тех кто не любит решать задачи или не хочет их решать - нет от работы никакого удовольствия, работа для них превращается в скуку и каждодневные мучения, а каждая новая задача вызывает реакцию вроде этой - “ну, что там еще? ну, опять? ну, сколько можно?”. Иногда правда бывают курьезные или веселые случаи связанные с пользователями. К примеру, как-то раз работница отдела кадров случайно вылила в сетевой фильтр с розетками кофе. Из-за короткого замыкания сработал автомат и в кабинете выключилось электричество. Женщины обратились к системному администратору с жалобой - перестали работать компьютеры и надо их починить. На сколько это весело - каждый может оценить по-своему. Если вы считаете этот случай веселым, то да - быть сисадмином весело.

    У каких людей это лучше получается - работать сисадмином или специалистом технической поддержки? Это обязательно интроверты? Технари в душе?

    Интроверты вряд ли, а вот технари в душе, пожалуй да. Если есть способность и интерес узнать устройство компьютера, как работает wi-fi, как работает интернет, то вполне возможно что профессия системного администратора удовлетворит этот интерес, а способности помогут получать удовольствие от работы. За время работы я был знаком с большим количеством системных администраторов и специалистов технической поддержки, всё это были совершенно разные люди. Единственное, что в них было общего - интерес к технологиям. Были правда и люди без интереса в данной области, но работали они плохо и работа им была в тягость.

    Можно ли открыть свою маленькую фирму и этим зарабатывать? Реально ли это - практиковать аутсорсинг в этой сфере одному?

    По поводу открытия фирмы - открыть можно. Но, чтобы зарабатывать, нужно обладать навыками менеджера для организации работы и иметь опыт продаж услуг системного администрирования. Отсюда могу сделать вывод, что всё-таки открывать фирму - не работа системного администратора, а скорее предпринимателя. Но если есть редкое сочетание этих навыков - то можно открыть фирму и начать зарабатывать. Для открытия фирмы, на мой взгляд, нужно посмотреть и изучить рынок. Предложений о таких услугах очень много, стать конкурентноспособным в данной области довольно сложно. Из-за количества предложений цены на услуги находятся на уровне, когда работа будет приносить минимальный доход. Я не экономист и не менеджер, по этому рассказать, как строить данный бизнес, чтобы он был успешен, не могу.

    Если работать самому - тут есть вариант обратиться к небольшим фирмам, состоящим из 5-10 человек. Как правило они не обращаются в аутсорсинговые компании, а пытаются решить свои задачи разовым вызовом специалистов или своими силами. Тут есть вероятность что вы можете заключить с ними персональный договор на обслуживание - скажем 3000 - 5000 в месяц за возможность вызывать вас для решения каких-то задач или для ремонта оборудования. Таких фирм много в бизнес-центрах, где они снимают небольшие офисы. Теоретически можно с одного бизнес-центра набрать около 10 клиентов и получать в месяц около 40-60 т.р. Не знаю как с этим сейчас, но у меня было несколько знакомых, которые именно так и работали.

    О чем мечтает сисадмин?

    Как я уже говорил выше - сисадмин это такой же человек, как все, и каждый мечтает о своем. А по поводу пожеланий на работе - сисадмины переделали один не совсем литературный тост и часто произносят его на корпоративах и вечеринках, звучит он так: “чтобы сервак стоял и ping’и были!”, переводя на русский это означает - “чтобы сервер всегда работал и был доступен по сети”.

    Сергей, большое спасибо за такое хорошее интервью!

    Вопросы задала Эльмира Давыдова