Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Тексты для изложения. Сжатое изложение: всегда ли краткость сестра таланта

    Тексты для изложения. Сжатое изложение: всегда ли краткость сестра таланта

    ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов (под ред.И.П.Цыбулько)

    Текст для изложения к вариантам 1 – 4

    Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

    Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

    Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

    (По Д.С. Лихачёву) 172 слова

    № абзаца

    Микротема

    Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

    Личная выгода не может привести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

    Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

    Текст для изложения к вариантам 5 – 8

    Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

    Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба это порыв души. Отказать человеку в помощи значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

    Увеличивать добро в окружающем нас мире в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

    (По Д.С. Лихачёву) 157 слов

    Информация о тексте для сжатого изложения

    № абзаца

    Микротема

    Пожелание добра людям выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей показатель культуры, результат большой внутренней работы.

    Увеличивать добро в окружающем нас мире в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.


    Текст для изложения к вариантам 9 – 12

    Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека.

    Добрые чувства, эмоциональная культура это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

    Учить чувствовать и сочувствовать это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

    (По В.А. Сухомлинскому) 183 слова

    Информация о тексте для сжатого изложения

    № абзаца

    Микротема

    Без доброты невозможна душевная красота человека.

    Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.

    Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.

    Текст для изложения к вариантам 13 – 16

    Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

    Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего к собственным действиям.

    Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

    (По С.Л. Львову) 140 слов

    Информация о тексте для сжатого изложения

    № абзаца

    Микротема

    Свои неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и оправдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами.

    Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является самовоспитание.

    Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться их.

    Текст для изложения к вариантам 17 – 20

    Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

    Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

    Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия наши добродетели».

    (По А.А. Лиханову) 165 слов

    Информация о тексте для сжатого изложения

    № абзаца

    Микротема

    Сострадание это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

    Умение переживать чужую боль раскрывает истинные добродетели человека.

    Текст для изложения к вариантам 21 – 24

    Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

    По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

    Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно это нужно, действительно нужно! Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

    (По Д.С. Лихачёву) 136 слов

    № абзаца

    Микротема

    Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости.

    Сильный человек силён своим благородством и великодушием.

    Учиться хорошей речи долго, но необходимо, поскольку речь важнейшее свойство личности.

    Текст для изложения к вариантам 25 – 28

    Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька...

    Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой...

    (По В.А. Солоухину) 191 слов

    Информация о тексте для сжатого изложения

    № абзаца

    Микротема

    Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача, выражающаяся прежде всего в украшении быта.

    Потом искусство отвлеклось и перестало носить прикладной характер, став радостным или горестным криком души.

    О сжатом изложении вам говорят учителя на протяжении всего года, или даже двух последних лет.

    Да, говорят много, пишут с вами изложения, разбирают способы, но, к сожалению, очень часто этими способами овладевают ученики неважно, даже совсем неважно.

    В чем же дело?

    Мне, как эксперту, кажется, что к изложению вы часто подходите бездумно, не понимая четко задачу, которая поставлена перед вами.

    Чего от вас хотят?

    Сжатие текста – основное умение, ведь как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. Понимать, что говорится, и уметь это передать без искажения смысла говорит о высоком интеллекте и способности соображать. Я уверена, что каждый из вас это может, только над этими вещами надо работать, желательно долго и упорно, а коль времени у нас мало, то просто упорно.

    Как это делается?

    Критерий 2 (3 балла) предусматривает, что вы применили 2 способа сжатия текста. На самом деле их, конечно, больше.

    Какие есть?

    1. Прием обобщения. В изложении могут встретиться несколько предложений, в которых разворачивается одна мысль. Сложное предложение тоже может содержать информацию, которая превышает объем необходимого. Их все можно сократить без ущерба для смысла.
    2. Прием замены. Однородные члены можно заменить обобщающим словом, сложное предложение можно заменить простым, прямую речь – косвенной, повторы, часто выступающие как средства выразительности, устранить за счет употребления местоимений.
    3. Прием исключения. Исключаем все, что так или иначе не влияет на основной смысл. Это повторы, пространные примеры, вводные слова и предложения (мнение автора в изложении можно и опустить), а также все, что является стилевыми «украшениями»: риторические вопросы и восклицания, цитаты, описания.

    Теперь возьмем текст и попробуем это сделать на конкретном примере. Изложение заимствовано из вариантов предыдущих экзаменов, коих немало в интернете. Вот известный текст:

    Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, — он допускает роковую ошибку.

    Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение; не успел купить марку для своей коллекции – огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

    Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной. (По Д. Лихачеву.)

    Сжимать текст надо после того, как вы его прослушали и записали полностью. Теперь его прочитаем «с умом», то есть определим цель автора, его идею и кратчайшим путем проследуем от первой ко второй.

    В первом предложении сокращаем ряд однородных членов: настоящая цель помогает человеку прожить жить достойно.

    Второе и третье предложение можно объединить, при этом исключив ряды однородных членов: приносить добро людям – цель достойная, а накопление материальных благ – роковая ошибка для человека. (Способ обобщения и исключения).

    Цель приобретения материальных благ может принести глубокое разочарование. Если человек не достигает цели, то в итоге он остается без всего, о чем мечтал . Мы убрали все однородные члены, из осложнённого первого предложения сделали неосложненное. (Способ исключения и обобщения).

    Люди, для которых желание приносить добро другим – внутренняя потребность сердца, ничего не теряют и радуются каждому поступку.

    Здесь мы объединили два предложения в одно, заменив второе придаточным (способ обобщения и замены).

    Третий абзац: первое, второе и третье предложения сократим немного, они важные, выбрав методы исключения и обобщения: Главная жизненная задача должна диктоваться любовью ко всему окружающему, а не достижением личностных успехов. Еще мы сократили последний ряд однородных членов, применив прием обобщения.

    Вот так и сжимается текст. Попробуйте сами, текстов изложений в интернете много, они в свободном доступе. Вам ведь хочется получить высокий балл? Тогда вперед!

    Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


    8-й класс

    Цель: подготовиться к сжатому изложению.

    Задачи

    Образовательные: научиться вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

    Развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, речи и памяти.

    Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.

    Ход урока

    Хорошо писать – это не только

    хорошо передавать, но в то же время

    хорошо мыслить и хорошо чувствовать…

    Жан-Луи Бюффон

      Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Жана-Луи Бюффона – французского биолога, математика, писателя VIII века.

    Мыслить и чувствовать… всё это пригодится нам в сегодняшней работе. Мы сегодня готовимся к написанию сжатого изложения. Как вы думаете, а пригодятся ли в жизни умения, которые мы приобретаем на уроках подготовки к сжатому изложению?

    С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное, уяснять суть, а также точно и лаконично передавать информацию другим. Это становится насущной проблемой действительности.

    Итак, начнём нашу работу.

      Актуализация ранее полученных знаний. Коллективная работа.

    Вначале повторим сведения о тексте.

    Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

    Тема – то, о чём говорится в тексте.

    Как определить тему?
    - Тема определяется различными способами:

      по началу текста;

      по ключевым словам;

      по ключевым эпизодам;

      по поступкам или размышлениям героев (автора);

      по заглавию текста.

    Идея - передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

    Что нам помогает сформулировать идею?
    - Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции). Мы отвечаем себе на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»

    Микротема – часть одной общей темы.

    Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем .

      Чтение и анализ текста (каждому раздаётся лист с распечатанным текстом)

    Ребята, сейчас мы прочтём и проанализируем текст. Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к сжатому изложению. Он помогает понять текст, его особенности, уловить его структуру. Ведь на экзамене предстоит всё это сделать уже на этапе прослушивания.

    Текст.

    Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, - он допускает роковую ошибку.

    Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение; не успел купить марку для своей коллекции – огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

    Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

    (По Д. Лихачеву.)

    172 слова.

    Беседа по тексту.

    О чём этот текст?

    О настоящей цели в жизни человека, которая заключается в служении людям.

    Итак, мы уже определили тему текста . Давайте сформулируем теперь идею данного текста. Какую важную мысль хотел донести до нас Д.С. Лихачёв?

    Настоящая цель жизни должна быть шире, чем личные интересы, и основываться на доброте к людям.

    Давайте обратим внимание на структуру данного текста .

    Это текст-рассуждение со своей определённой структурой (тезис – доказательства – вывод).

    Сколько абзацев содержит текст? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.

    3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.

    Сформулируйте и запишите на ваших листочках тезисы каждой микротемы , подчеркните самые важные, ключевые слова (каждый ученик работает самостоятельно).

    В итоге должны появиться примерно следующие записи:

      Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

      Сжатие исходного текста.

    Теперь нам предстоит проделать трудную, но в то же время интересную работу – сжать данный текст. Что такое сжатое изложение?

    - Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.

    Но помните: сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Необходимый смысл должен быть выражен максимально при минимальной затрате речевых средств. Представьте, что исходный текст – это большая матрёшка, подробное изложение – матрёшка поменьше, а сжатое изложение – самая маленькая матрёшка. Но несмотря на скромные размеры, всё же в ней узнаваема большая сестрица.

    Ребята, поняли вы нашу сверхзадачу? И вот как раз эта работа даст возможность ощутить, увидеть средства языка в действии, прикоснуться к жизни языка.

    Каждому раздаётся опорная таблица и рабочий лист ученика, дальнейшая работа выполняется в этих листах.

    Обратите внимание на опорную табличку, давайте повторим приёмы компрессии текста.

    ИСКЛЮЧЕНИЕ

    подробностей и деталей

    ОБОБЩЕНИЕ

    конкретных,

    единичных явлений

    УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур

    - исключение повторов слов или словосочетаний

    - исключение одного или нескольких из синонимов

    - исключение уточняющих и поясняющих конструкций

    - исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;

    - исключение одного или нескольких предложений

    - исключение предложений с описаниями и рассуждениями

    - замена однородных членов

    обобщающим наименованием

    - замена предложения или

    его части определительным

    или отрицательным

    местоимением с обобщающим

    значением

    - слияние нескольких предложений в одно

    - замена предложения или его части указательным местоимением

    - замена сложноподчиненного предложения простым

    - замена фрагмента предложения синонимичным выражением

    Итак, делаем вывод: чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо исключить подробности и детали, обобщить конкретные, единичные детали и упростить синтаксические конструкции.

    Коллективная практическая работа.

    Рабочий лист ученика __________________________

    Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур , - он допускает роковую ошибку.

    Исключение

    Обобщение

    Заменили ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием: приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость (служить людям); элементарные материальные блага: машина, дача, мебельный гарнитур; карьеру или приобретательство (личная выгода );

    Объединили простое и сложноподчиненное предложения в одно сложноподчиненное с придаточным определительным:

    Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям .

    Упрощение

    заменили фрагмент текста синонимичным выражением

    Ставя себе целью карьеру или приобретательство , человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение; не успел купить марку для своей коллекции – огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы .

    Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

    Исключение

    В каждом абзаце карандашом подчеркиваем однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбираем для краткого изложения только один из них, а одно предложение целиком исключаем из текста.

    Обобщение и упрощение

    (объединение простых неполных предложений в одно сложноподчиненное; переформулирование мысли своими словами).

    Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах . Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

    Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

    Исключение

    В каждом абзаце карандашом подчеркиваем однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбираем для краткого изложения только один из них.

    Обобщение и упрощение

    (объединение простого и сложного предложений в одно сложное; переформулирование мысли своими словами).

    В результате работы над сжатием получился текст:

    Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он допускает роковую ошибку.

    Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

    Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям. (66 слов)

    Итак, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац. Давайте проверим, точно ли передано содержание всех микротем.

    V . А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.

      Определяем тему и формулируем основную мысль.

      Определяем структуру текста.

      Выделяем микротемы (узкие темы текста).

      Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию. Подчеркиваем основную информацию.

      Записываем тезисы каждой микротемы (то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.

      Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.

      Объединяем микротемы «связочными словами».

    VI . Домашнее задание.

    Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.

    Задания по типу ОГЭ

    (1)Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. (2)Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. (3)Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

    (4) Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. (5)Не повысили в должности – огорчение.(6) Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (7)У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! (8)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (9)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

    (10)Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. (11)Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

    А5 –А7- задания по орфографии

    А5

    Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

    1)огорчение

    2)болезнях

    3)радостей

    4)коллекция

    А6

    В каком слове правописание гласной в приставке определяется ее значением.

      Приносить

      Испытывает

      Прожить

      Облегчать

    А7

    В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН»?

    1)внутренней

    2)жизненной

    3)вселенной

    4)собственных

    В2- В7 – задания по синтаксису и пунктуации

    В2

    Замените словосочетание «прожить с достоинством», построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

    В3

    Выпишите грамматическую основу предложения 4.

    Ответ:___________________________________

    В4

    Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: ________________

    В5

    В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах.

    Она должна диктоваться добротой к людям,(1) любовью к семье,(2) к своему городу,(3) к своему народу, (4)стране, (5) ко всей вселенной.

    В6

    Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

    Ответ:________________________

    В7

    В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Если человек живёт,(1) чтобы приносить людям добро, (2)облегчать их страдания при болезнях, (3)давать людям радость, (4)то он ставит себе цель, (5)достойную человека.

    Ответы:

    А5-4

    А6-1

    А7-2

    В2 – прожить достойно

    В3 – человек испытывает и рискует потерять

    В4 – 4

    В5- 1,2,3,4,5

    В6-3

    В7- 1,4

    Используемая литература:

    1. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013;

    2. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова.Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.

    Сжатое изложение – вид работы, с которым учащимся предстоит встретиться при сдаче ОГЭ по русскому языку, поэтому необходимо готовиться к нему заблаговременно. Хорошо, если учащиеся на протяжении учёбы в 5-9 классах постепенно осваивали этот вид изложения. Если же нет, то учеников следует ознакомить с основными правилами написания таких видов работы, показать им приёмы сжатия текста, отработать на практике весь процесс написания сжатого изложения.

    Данный вид работы позволяет проверить глубину понимания текста, умение выделять главную и второстепенную информацию, строить связное высказывание на основе сокращенного текста.

    Основные требования к сжатому изложению:

    • Информацию исходного текста нужно сократить и обобщить;
    • Необходимо отразить основные мысли автора, искажение авторских суждений не допускается;
    • Должна быть сохранена последовательность изложения содержания;
    • Нужно передать микротемы исходного текста, их три; пропуск микротемы или нарушение абзацного членения ведёт к снижению оценки.

    Кратко изложить прослушанный текст гораздо сложнее, чем текст прочитанный, поэтому при подготовке к написанию сжатого изложения имеет смысл потренироваться сокращать прочитанный текст, то есть тот, который вы восприняли визуально. Следующим этапом будет уже сокращение текста, воспринятого на слух, здесь можно воспользоваться аудиозаписями текстов.

    Виды компрессии текста

    При работе с текстом, воспринятым визуально, можно потренироваться сокращать текст различными способами. Существует несколько приёмов компрессии (то есть сжатия) текста:

    Исключение.

    В этом случае мы убираем из предложения несущественные подробности, второстепенную информацию. Исключаем повторы, синонимы, вводные и вставные конструкции, уточнения и пояснения. Например: Вчера вечером, на закате дня, я сидел на автобусной остановке, ожидая рейсовый автобус, на котором должны были приехать гости. – Вчера вечером я ждал на остановке автобус, чтобы встретить гостей.

    Можно заменить однородные члены предложения обобщающим словом, прямую речь косвенной, сложного предложения простым, предложения или его части указательным местоимением и т. д. Например: Мария сказала: «Простите меня, я не хотела вас обидеть. Проходите к столу».– Мария извинилась и пригласила гостей к столу.

    Объединение двух простых предложений или сложного и простого, сопровождающееся зачастую заменой или исключением. Например: Мы вместе ходили на рыбалку. Там, забросив удочки, мы подолгу разговаривали обо всём: о школе, о новом составе редакции газеты, о последних прочитанных книгах.– Мы вместе ходили на рыбалку и подолгу разговаривали обо всём.

    Основные принципы сжатия текста:

    • В результате сокращения должен получиться связный, логичный текст, а не его план или подробный пересказ.
    • В новом тексте должны быть сохранены все микротемы, основная мысль исходного текста.

      При первом чтении текста постарайтесь сосредоточиться на восприятии текста, определении основной темы, микротем, идеи (основной мысли) текста. Можно ограничиться только прослушиванием, но можно и начать делать записи, тогда нужно обратить внимание на первые предложения каждого из трёх абзацев (между ними при чтении заметная пауза) и кратко записать их. Первое предложение – это абзацный зачин, часто именно в нём заключается смысл микротемы. Записи следует делать, оставляя места между строками, чтобы потом вписать туда необходимую информацию.

      Между первым и вторым чтением отводится 5-7 минут для осмысления текста. В это время нужно кратко записать последовательность событий, восстановить ход рассуждений автора. Можно составить план, в котором определить микротемы.

      При втором прослушивании проверьте правильность выделения абзацев, дополните и откорректируйте записанные материалы. Обратите особое внимание на даты, собственные наименования, цитаты, важные для передачи основной мысли текста. Зафиксируйте последовательность: в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец; в описании – предмет и его существенные признаки; в рассуждении – тезис, доказательства, вывод.

      Выберите способы компрессии для каждой части текста и затем, используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. После записи сжатого изложения проверьте, удалось ли сохранить связь между частями, авторский замысел. Перечитайте текст и посчитайте количество слов. Если их меньше 70-ти, подумайте, какую часть можно расширить.

      После проверки содержания тщательно проверьте грамотность (наличие грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок), перепишите сжатое изложение в чистовик.

    Пример сжатия текста

    Рассмотрим в качестве текста для сжатого изложения фрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Цель и самооценка».

    Исходный текст:

    Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.

    Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, – какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи. Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорченье. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина – тоже огорченье, и еще какое!

    Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы «принципом», лишенным чувства доброты. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.

    Использование приемов компрессии

    Фрагмент состоит из трёх абзацев-микротем, которые можно озаглавить следующим образом:

    • Жизненная цель – самооценка человека.
    • Сверхличная цель позволяет человеку прожить жизнь достойно.
    • Главной жизненной задачей должна быть сверхличностная, диктуемая добротой и любовью.

    1-ый абзац: Используя исключение и замену, получаем:

    2-ой абзац: В результате компрессии методом исключения получаем:

    3-ий абзац: В этом абзаце самая важная информация, поэтому большую часть оставляем, в начале абзаца используем слияние, последнее предложение сокращаем путём замены и исключения:

    Сжатое изложение:

    Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

    Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

    Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

    Оценивание результата

    Приёмы сжатия оцениваются тоже по отношению к микротемам: если один или несколько приёмов сжатия были использованы во всех микротемах, то это даёт максимальные 3 балла, соответственно в двух микротемах – 2 балла, в одной микротеме – 1 балл. Если приёмы компрессии не использовались вообще – 0 баллов.

    Третий критерий – оценивание смысловой цельности, связности и последовательности получившегося текста. Здесь учитывается правильность деления текста на абзацы, отсутствие логических ошибок. Максимальное количество баллов – 2. Одна логическая ошибка или одно нарушение деления на абзацы позволяет получить один балл, если нарушений больше – 0 баллов.

    Таким образом за содержание сжатого изложения максимальное количество баллов равняется 7.


    Грамотность оценивается по критериям, указывающим допустимое количество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Кроме того, оценивается фактическая точность высказывания. Если в работе не больше двух орфографических, двух пунктуационных, двух речевых, одной грамматической и нет ошибок в понимании и употреблении терминов, а также отсутствуют фактические ошибки, то по этим критериям ученик получает максимальные 10 баллов.

    В общем, в сумме, учащийся может получить за написание изложения максимально 17 баллов.

    НАПИШИТЕ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ!!

    Текст к аудиозаписи №1

    Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, — он допускает роковую ошибку.

    Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение; не успел купить марку для своей коллекции – огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

    Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной. (По Д. Лихачеву.)

    Текст к аудиозаписи №2

    Мы часто говорим друг другу: «Делаю тебе всего доброго». Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

    Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим «пожалуйста». Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание. И в то же время – умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

    Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель в жизни. Добро слагается из малого. И каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. (По Д. Лихачеву.) 157 слов.

    Текст к аудиозаписи №3

    Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

    Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

    Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств. (По Д.С. Лихачёву.)

    Текст к аудиозаписи №4

    Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

    Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек. Забывать о важной, а может быть, важнейшей части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам и прежде всего – к собственным действиям.

    Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всём правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их. (По С. Львову.)

    Источник:
    НАПИШИТЕ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ! Текст к аудиозаписи №1Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель
    Нажми, ?? чтобы увидеть ответ на свой вопрос??: НАПИШИТЕ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ!! Текст к аудиозаписи №1 Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позв…
    http://znanija.com/task/649564

    Помогите найти текст Лихачёва А в чём самая большая цель жизни

    Помогите найти текст Лихачёва «А в чём самая большая цель жизни. «

    А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

    Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

    Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

    Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

    Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

    Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.

    Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

    Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом» , «Молодость – всегда» и «Самое большое» ? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность» . Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.