Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия по рисованию «Перелетные птицы» (старшая группа). Рисование птиц карандашом в старшей - подготовительной группе детского сада поэтапно с фото

    План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия по рисованию «Перелетные птицы» (старшая группа). Рисование птиц карандашом в старшей - подготовительной группе детского сада поэтапно с фото

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 98

    Московского района Санкт-Петербурга

    Непосредственно образовательная деятельность

    « Рисование птиц »

    Каприелова Елена Владимировна

    воспитатель старшей группы

    2013 год

    Цель: закрепить методы передачи пропорций птицы

    Задачи :

    1. Развитие мелкой моторики рук, пространственного мышления.

    2. Беседа о красоте птиц.

    3. Развивать цветовое восприятие, творческое воображение.

    Предварительная работа:

    1. Чтение книг про птиц.

    2. Рассматривание иллюстраций,картинок с изображением птиц.

    3. Загадывание загадок.

    4. Наблюдение на прогулках за птицами (кормление).

    Материал : картинки с изображением птиц; бумага для рисования, простой карандаш, ластик, гуашь, кисточки пони №3 и №1, баночка для воды, палитра.


    Ход занятия:

    Воспитатель

    Ребята я хочу загадать вам загадку:

    Верст не считала,

    По дорогам не ездила,

    А за морем бывала,

    Воробьи, стрижи, пингвины,

    Снегири, грачи, павлины,

    Попугаи и синицы:

    Одним словом это…….

    Я неспроста загадала загадку о птице, потому что скоро 1 апреля «Международный день птиц» . Посмотрите сколько красивых птиц у нас в гостях. Кто-нибудь знает, как называются эти птицы? Может быть вы видели какую-нибудь из них на нашем участке или в парке?

    Рассмотрите пожалуйста всех этих и назовите их сходства и различия. Мы с вами уже рисовали птицу карандашом. Сегодня мы будем рисовать еще и красками. Давайте вспомним схему рисования птицы.

    На середине листа намечаем линию наклона птицы. На этой линии отмечаем середину, от нее в разные стороны еще две точки(одинакового размера от центра).

    Ответы детей

    (сходства- есть туловище, голова, хвост и т.д. ; различия- окраска оперения).

    Это будет туловище. Вдоль линии между этими точками рисуем овал. Сверху овала рисуем.

    С низу узкий, длинный прямоугольник.

    С левой стороны круга полоской отмечаем клюв.

    Теперь начинаем рисовать птицу. Рисовать начинаем с головы.

    Начинаем рисовать с клюва,вверх прорисовываем голову и спину. Внизу от клюва грудку, слегка утолщая овал. Обратите внимание голова птицы плавно переходит в пухленький животик(шейка у нашей птички не выделяется). Теперь прорисовываем хвостик и глаз.

    (вспоминая и объясняя методику рисования, педагог одновременно показывает на доске как это нужно делать, дети у себя на листах.)

    Чтобы правильно нарисовать лапки, необходимо « посадить» птичку на веточку.

    Для этого отступаем от тела небольшое расстояние, проводим две линии параллельно птички и это будет веточка.

    Обратите внимание у птички тонкие и длинные ножки с крепкими коготками.

    круг (это будет голова).

    Крылья не длинные, но заостренные на конце. Вот такая птичка у нас с вами получилась.

    Посмотрите пожалуйста на доску какую же птичку мы нарисовали?

    Конечно, наша птичка похожа и на снегиря, и на синичку, и на воробья т.к. имеет более округлую форму тела, маленький клюв и небольшой хвостик.

    А вы хотели бы полетать как птицы?

    Тогда вставайте из-за столов и идите ко мне.

    Физ. Минутка под мелодичную мелодию

    «Стая птиц летит на юг»

    Стая птиц летит на юг,

    Небо синее вокруг

    Чтоб скорее прилетать,

    Надо крыльями махать.

    В небе ясном солнце светит

    Космонавт летит в ракете

    А внизу леса, поля-

    Расстилается земля.

    Птички начали спускаться,

    На поляне все садятся.

    Ответы детей

    дети машут руками, словно крыльями

    дети машут руками интенсивнее

    потягивание- руки вверх

    низкий наклон вперед, руки разводят в сторону

    Предстоит им долгий путь

    Надо птичкам отдохнуть.

    И опять пора в дорогу

    Пролететь нам надо много

    Вот и юг. Ура! Ура!

    Приземлятся нам пора.

    Так как наша птичка похожа сразу на несколько птиц, я предлагаю Вам разукрасить их поразному.

    (рядом с каждым ребенком ставиться картинка с изображением птицы и глядя на нее он разукрашивает свою птичку).

    После занятия работы выставляются в изо- уголке вместе с картинками оригиналами, для того, чтобы другие дети смогли посмотреть и сравнить.

    Во время работы педагог беседует отдельно с каждым об окраске птицы, по необходимости советует какие краски лучше смешать между собой для получения нужного оттенка. Работая самостоятельно у детей появляется возможность экспериментировать.

    Молодцы, ребята, Вы сегодня очень хорошо поработали. С каждым занятием Ваши работы становятся лучше и лучше! Молодцы!

    дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд

    дети встают и машут «крыльями»

    дети садятся за стол

    Дети очень любят рисовать мир живой природы, причем, изображать птиц им нравится не меньше, чем животных. Эта тема рисования в старшем дошкольном звене представлена в большом разнообразии интересных вариантов: чего только стоит нарядный петушок, грациозный лебедь, неуклюжая сова, забавный пингвин, и, наконец, сказочная птица.

    группе ДОУ

    Дети 5–6 лет способны создавать красивые, выразительные рисунки, хорошо передают форму предметов и их составных частей. Значительно расширяется детский кругозор: новые знания приобретаются в процессе наблюдения за окружающим миром, чтения художественной литературы. Ребята уже могут изображать объекты, которые они никогда не видели (что касается птиц , то это, например, пингвин ).

    Расширяется цветовой спектр, с которым работают дети. Рисунок строится на красивых сочетаниях цветов.

    Если в младшем и среднем дошкольном возрасте ребята изображали птиц в виде галочек, то в старшей группе задача воспитателя - научить рисовать их правильно. Педагог должен сформировать у детей представление о внешнем облике пернатых, понимание того, что все они имеют похожее строение, хотя и различаются по окраске, размеру и форме частей тела. Ребята усваивают, что у всех пернатых удлиненное туловище, одинаковая посадка головы. При движении положение головы и хвоста изменяется, а крылья раскрываются.

    Рисованию птиц в идеале должна предшествовать лепка на подобную тему.

    Чтобы дошкольники реалистично изображали птиц , перед такими занятиями должна проводиться предварительная работа: наблюдение за пернатыми на прогулках, рассматривание многочисленных иллюстраций.

    В рисовании птиц существуют некоторые сложности. Дети должны усвоить основы их изображения. Рисунок начинается с контура - это вытянутое туловище в форме большой капли (заостренной к концу) и овальная головка. После этого добавляются крылья, хвостик, лапки и глаз около клюва. От правильного выполненного контура зависит аккуратность и качество всего рисунка.

    Педагог объясняет дошкольникам, как расположены части тела птиц ы во время полета и при передвижении по земле (хвост расправлен либо сложен). Кроме того, можно рисовать птиц , которые клюют корм или сидят на ветке дерева.

    Конечно, изображение птиц в старшей группе лучше начинать с тех особей, которых дети могут наблюдать в повседневной жизни: это воробей, синичка, снегирь, голубь и пр. Надо приучать ребят самих замечать разницу между птиц ами, сравнивать их, выделять ключевые особенности, тогда и рисование будет проще. Например, сова круглая и толстая. Аист - тонконогий с длинным изящным клювом. Лебедь имеет длинную шею, очень красивый, с большими размашистыми крыльями. Пингвин словно одет во фрак, неуклюжий, с коротенькими крылышками, на голове у него забавный хохолок. У петуха мощная грудь, сильные ноги, есть бородка, красивый гребешок, а самое главное - разноцветный хвост. Снегиря отличает красная грудка.

    Когда дошкольники хорошо научатся рисовать реалистичные образы, педагог может предложить им изобразить птиц у в сказочной трактовке – «Жар-птиц а», «Птиц а счастья», «Волшебная птиц а». Отметим, что данная тема творческая, и воспитатель предлагает детям несколько разноплановых образцов для ознакомления. Кроме того, дети самостоятельно выбирают краски.

    Используемые материалы и основа

    Птицы в старшей группе изображаются на листе бумаги привычного формата. При рисовании гуашевыми или акварельными красками основа заранее тонируется педагогом. Если детям предстоит рисовать птиц , парящих в небе, то это должен быть голубой фон.

    Для коллективной работы воспитатель предлагает ребятам лист ватмана, где в зависимости от характера композиции предварительно рисует дерево с множеством ветвей, большую кормушку либо деревенский птичий двор.

    Птиц дошкольники данного возраста рисуют как красками, так и цветными карандашами. Пернатых белого цвета, например, лебедя, аиста или гуся лучше рисовать гуашью, чтобы они больше были заметны на цветном фоне. Это же касается и черно-белых - пингвина и ласточки . Синичку же, снегиря, сову, курочку, воробья, голубя вполне можно нарисовать цветными карандашами или даже восковыми мелками. В некоторых случаях подойдут и фломастеры, например при изображении яркого петушка.

    Рисунок фломастерами

    Для предварительной прорисовки контура используется простой карандаш.

    Техники и приёмы, которые нужно использовать при рисовании в старшей группе

    При рисовании в старшей группе педагог должен отрабатывать с детьми приемы правильного закрашивания силуэта кистью. Мелкие части тела - клювик, глазки, лапки, хвостик - тщательно пририсовываются кончиком кисти. При этом инструмент следует держать в руке практически вертикально. Более крупное продолговатое туловище птиц ы и ее крылья закрашивается всем ворсом, кисть при этом наклонена к бумаге. Когда подсохнет краска, можно дополнительно кончиком кисточки обозначить направление перьев - изображение станет более реалистичным.

    Штриховка карандашом должна осуществляться в одном направлении, кроме того, внутри контура не должно быть белых пятен.

    В зависимости от размера закрашиваемой детали дошкольники должны регулировать размах движения руки.

    Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода

    Изображение станет оригинальнее, а сама продуктивная деятельность более увлекательной для детей, если разнообразить композицию аппликативными или пластилиновыми элементами. Например, птичка может клевать червяка или гусеницу, слепленных из пластилина (в виде жгутика или последовательно прилепленных шариков). Из пластилина могут быть вылеплены маленькие черные глазки пернатых. Если птиц а парит в небе, можно изобразить солнышко методом пластилинографии. Снегирь может сидеть на ветке рябины с вылепленными красными ягодами.

    Аппликативные детали будут особенно уместны при рисовании сказочных птиц . Это может быть цветная фольга, блестящие пайетки либо фантики от конфет. Похожим образом можно украсить и нарядного петушка.

    Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы

    Рисование воспитанникам старшей группы предлагается зимой (декабрь ). Традиционно это композиция «Птиц ы синие и красные» (по мотивам стихотворения японского поэта Китахйра Хакусю «Птиц а, птиц а красная»). Ребята учатся воссоздавать в рисунке поэтический образ, подбирая соответствующую цветовую палитру и красиво располагая птиц на основе .

    Немного позже (например, в феврале) ребятам можно предложить композицию «Птиц ы на кормушке» (голуби, синицы, вороны, воробьи). Причем, ее можно организовать как коллективную работу. Отметим, что данной работе обязательно предшествует лепка.

    Зимой также будет уместно рисование снегиря либо пингвина.

    После лепки петуха (весной) воспитатель предлагает ребятам рисование этой красивой птиц ы. То же касается и индюка, который оформляется как декоративная композиция в виде дымковской игрушки: дети рисуют эту птиц у с раскрытым веером хвостом и раскрашивают ее характерными узорами. При этом акцент ставится не только на предметное рисование, а на развитие чувство ритма, цвета и композиции в оформлении узора.

    Рисование пернатых хорошо приурочить 1 апреля, когда отмечается «Международный день птиц ». В этот день ребята могут изобразить любую птиц у по выбору либо тех, кого дошкольники еще не рисовали (например, сова, лебедь, аист и пр.).

    В конце учебного года ребятам можно предложить творческую тему - рисование сказочной птиц ы.

    Отметим, что сюжеты рисунков могут быть связаны с подвижными игры на птичью тематику: например, «День и ночь» (сова), «Собачка и воробьи». «Птички в гнездышках» «Воробышки и кот». Это будут сюжетные композиции.

    Кроме того, дошкольники очень любят рисование по мотивам сказок. В связи с этим можно предложить им следующие темы:

    • По сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Финист - ясный сокол», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Петушок и бобовое зернышко», «Храбрый петушок» («Заюшкина избушка» .
    • «Царевна Лебедь» (по произведению А.С. Пушкина «ОСказка о Царе Салтане»).
    • «Петух и краски» (по произведению Владимира Сутеева)
    • «Кукушка» (иллюстрация к ненецкой народной сказки, это может быть птиц а с женским лицом и волосами)

    Старшие дошкольники с удовольствием выполняют работы коллективно. Педагог может предложить им такие темы: «Птиц еферма» (домашние птиц ы), «Птичья столовая», «Утка с утятами», «Курочка с цыплятами».

    Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание игрушек, картинок, беседа по вопросам, сказка и прочее

    Чтобы превратить изображение пернатых в увлекательный процесс, большую роль играет продуманная мотивация занятия . Например, если детям предстоит рисовать Птиц у Счастья, воспитатель берет волшебную палочку и предлагает ребятам отправиться в сказку. Все вместе произносят заклинание и «переносятся» в чудесный лес, где живут самые разные птиц ы. Рассмотрев их всех с детьми, педагог расстраивается, что здесь нет только Птиц ы Счастья. А ведь люди с древности верили, что она существует. Педагог подводит ребят к тому, что такую птиц у можно нарисовать самостоятельно, чтобы сделать счастливыми себя, своих родных и всех людей на земле.

    Другой вариант удачной мотивации - воспитатель предлагает дошкольникам пальчиковую игру:

    • Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.
    • Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.
    • Птички в гнездышках сидят
    • И на улицу глядят.
    • Полетать все захотели.
    • Ветер дунул - полетели.

    Педагог грустит, что птички улетели, а ей так хотелось бы, чтобы они остались в детском саду. Дети с радостью соглашаются помочь - нарисовать пернатых (причем, они могут быть как обычными птиц ами, так и сказочными).

    В гости к ребятам в группу может прийти игрушечная птиц а. Кстати, это может быть знакомая всем Совунья из Мультфильма «Смешарики». Персонаж обращается к детям со своей проблемой, например, нарисовать ему друзей. Это также могут быть птенцы для мамы-птиц ы, которые испугались и разбежались.

    Фотогалерея: подборка игрушек и фигурок

    Мягкая игрушка
    Керамическая фигурка
    Резиновая игрушка Персонаж м/ф «Смешарики»

    На занятии рисованием нужно активно использовать тематические картинки и плакаты с изображением птиц .

    Фотогалерея: подборка изображений пернатых

    Плакат для дошкольников
    Плакат для дошкольников Плакат для дошкольников

    Занятие можно увлекательно построить на основе сказок, обязательно сопровождая их иллюстрациями. Например, после прочтения русской народной сказки Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» к детям может прийти воробей и попросить сделать его фотографию с друзьями - мышкой и блином.

    Иллюстрация к русской народной сказке

    Можно вспомнить сказку «Заюшкина избушка» и предложить ребятам нарисовать храброго петушка, который выгнал наглую лису из дома зайчика. Причем, петух может быть в сапогах и держать на плечах косу.

    Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка»

    А в сказке «Петушок и бобовое зернышко» петушок, наоборот, будет больным и слабым. Детям будет интересно изобразить его лежащим на кровати, с градусником, замотанным горлышком.

    Иллюстрация к сказке «Петушок и бобовое зернышко»

    Петушок также является героем сказки Владимира Сутеева «Петух и краски». По сюжету этого короткого произведения мальчик Вова нарисовал эту птиц у и забыл раскрасить. Собака отправила его к краскам, которые помогли и раскрасили петуха (красная, зеленая и желтая). Отсюда возникает отличная мотивация для дошкольникам - точно так же помочь петушку.

    Иллюстрация к сказке В. Сутеева

    После знакомства со сказкой «Финист - Ясный сокол» ребята могут изобразить сокола, который поранился об острые колья либо летит на них.

    Иллюстрация к сказке

    Иллюстрация к сказке

    Дети обычно очень волнительно воспринимают ненецкую народную сказку «Кукушка». После прочтения этого произведения воспитатель предлагает дошкольникам изобразить маму, которая превратилась в птиц у. Кукушка при этом может быть с женским лицом и развевающимися волосами.

    Иллюстрация к сказке «Кукушка»

    Дошкольники очень любят изображать царевну Лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Воспитатель может сообщить детям, что если они красиво изобразят птиц у, то она обязательно превратится в прекрасную царевну. Лебедя при этом рисуют с короной и прочими украшающими деталями.

    Иллюстрация к «Сказке о Царе Салтане» А.С. Пушкина

    У Виталия Бианки есть интересная сказка под названием «Сова», откуда также можно почерпнуть мотивацию к рисованию. По сюжету произведения один старик пил чай с молоком и ненароком обидел сову, которая пролетала мимо. Сова очень обиделась и решила отомстить. Она перестала ловить мышей по ночам. Мыши почувствовали раздолье и распугали всех шмелей на лугу. Шмели улетели - некому стало опылять цветы. Без цветов молоко у коровы стало жидким, почти пропало. Нечего стало старику добавлять в чай, и он пошел кланяться сове. С тех пор он стал ее уважать и звать в гости.

    Эта замечательная сказка очень познавательна: дети узнают сразу много интересных вещей из мира природы. После прочтения им, наверняка, захочется нарисовать сову, которая, оказывается, приносит такую пользу.

    Обложка книги

    Про эту лесную птиц у есть еще одна хорошая сказка - «Завистливая сова», которую сочинил индийский народ. Здесь сова раскрывается с другой стороны. Однажды она прилетела к царскому дворцу и увидела, как все люди, включая царя, кланяются соловью. Когда она узнала, что причина в его чудесном пении, то решила тоже спеть, чтобы заслужить такие же почести. Сова стала так громко ухать, что разбудила всех во дворце. Царь рассердился и приказал схватить и ощипать птиц у. После того, как ее ощипанную догола выбросили из дворца, сова еле добралась в свой лес и обвиняла во всем соловья. Ведь, она считала, что это он виноват в ее беде, так как встретился ей на пути.

    В этой сказке сова уже не мудрая, как в предыдущей, а, наоборот, наделена отрицательными качествами, и воспитатель предлагает детям нарисовать ее именно такой.

    Иллюстрация к сказке

    Темой для рисования может стать воробей Пудик из произведения Максима Горького «Воробьишко», который пел в гнезде, пока не вывалился из него. Пудика чуть не съела кошка (если бы он от страха не научился летать). Дошкольники могут изобразить воробья, который поет в гнезде или улетает от кошки.

    Иллюстрация к сказке М. Горького

    Из современных произведений о птиц ах можно порекомендовать «Сказку о зимующих и перелётных птиц ах» Надежды Николаевой. Она переносит нас в лес, где с наступлением холодов птиц ы собрались на совет, чтобы решить, как жить дальше. Одни птиц ы сказали, что им никак нельзя улетать - они стали зимующими. Например, дятел, лесной доктор, не может оставить деревья без присмотра. А сова должна круглый год охотиться за мышами, иначе они потом съедят все грибы и ягоды. Голубь очень привык к людям, на крышах домов находятся его теплые гнезда. А воробей надеется на кормушки, которые вешают люди.

    Другие же птиц ы улетели по разным причинам. Водоплавающие (лебедь и утка, цапля и журавль) – потому что вода в реках и озерах замерзла. Скворцы, ласточки и кукушки питаются исключительно насекомыми, а их нет зимой.

    Интересно, что грач долго раздумывал, но когда на полях под снегом скрылись зернышки, он все же решил улететь, но обещал при этом, что вернется первым.

    Эта сказка закрепляет у детей знания о зимующих и перелетных птиц ах и, кроме того, воспитывает в них доброту и чуткое отношение к пернатым. После знакомства с произведением воспитатель может предложить детям нарисовать любую птиц у по на выбор.

    У Галины Переверзенцевой есть «Мини сказка о птиц е Снегирь», которая учит ребят ценить красоту природы и воспитывает стремление заботиться о птиц ах. В далекой стране, где не бывает зимы, жил царь, который очень любил птиц . Со всего мира к нему привозили редких птиц , которых он заточал в золоченые клетки и кормил с рук. Однажды купцы, которые побывали в северных краях, рассказали царю о птичке, красота которой похожа на восходящую зарю. Он тотчас же приказал привезти ее. Только через год гонцы вернулись с прекрасной птиц ей - снегирем, розовый свет от которого заполнил весь царский зал. Его посадили в клетку, насыпали много корма. Царь ждал от птиц ы красивого пения, но она грустно сидела, повесив голову. Мудрец сказал, что снегирь любит снег и мороз и поет только в холодных краях. Царь, хотя ему и было очень жалко, отпустил птичку.

    Иллюстрация к сказке

    В русской и зарубежной литературе есть много замечательных стихов про птиц , с которыми уместно познакомить детей на занятии . Кроме того, само рисование можно привязать к сюжету стихотворения.

    Это упомянутое ранее произведение Китахйра Хакусю «Птиц а, птиц а красная».

    Птиц а, Птиц а красная, Отчего ты красная?
    - Поклевала красных ягод.
    - Птиц а, Птиц а белая, Отчего ты белая?
    - Поклевала белых ягод.
    - Птиц а, Птиц а синяя,
    Отчего ты синяя?
    - Поклевала синих ягод.

    Н. Рубцов

    Вот ворона сидит на заборе.
    Все амбары давно на запоре.
    Все обозы прошли, все подводы,
    Наступила пора непогоды.
    Суетится она на заборе -
    Горе ей, настоящее горе!
    Ведь ни зернышка нет у вороны
    И от холода нет обороны.

    А. Барто
    Скачет шустрая синица,
    Ей на месте не сидится.
    Прыг-скок, прыг-скок,
    Завертелась как волчок.

    А. Прокофьев

    Выбегай поскорей
    Посмотреть на снегирей!
    Прилетели, прилетели,
    Стайку встретили метели,

    А Мороз Красный Нос
    Им рябинку принёс;

    Хорошо угостил,
    Хорошо подсластил
    Зимним вечером поздним
    Ярко-алые грозди.

    http://www.razumniki.ru/zimuyschie_pticy_zima_progulki.html

    Приведем также примеры физкульминуток на «птичью» тематику:

    «Вышли уточки на луг»

    «Лебеди»

    Рисование домашних и перелётны птиц : конспекты занятий

    ФИО автора Название конспекта
    Волохова О.
    Образовательные задачи : учить рисовать петушка акварельными красками, передавая его характерные черты и создавая выразительный образ.
    Развивающие задачи : развивать цветовосприятие, чувство пропорций, совершенствовать технику рисования кистью.
    Воспитательные задачи : воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним птиц ам.
    Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
    Демонстрационный материал: картинка с изображением петуха, аудиозапись с петушиным криком.
    Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, акварельные краски, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них, салфетки.
    Ход занятия:
    Рассказ воспитателя о петухе. Оказывается, эта птиц а не всегда была домашней. Предки петуха из Индии и Китая жили в лесу на деревьях, а гнезда вили на земле. Громкое пение было для них защитой от других птиц . Эту привычку не утратили и домашние петухи. Деревенские жители по крику петуха определяют время. «Первые петухи» звучат в первом часу ночи, через час - вторые, а в четыре часа петушиный голос слышен по всей деревне, он сообщает, что скоро наступит рассвет.
    Ребята рассматривают изображение петуха и курицы с цыпленком, выясняют, чем они отличаются. Петух крупнее, у него есть хохолок на голове, «шпоры» на ногах (острые когти для защиты), яркое оперение, особенно хвост.
    Воспитатель читает стихотворение про петушка.

    Шагает, как Наполеон,
    Красавец мой петух.
    Мне зренье услаждает он
    И услаждает слух:
    - Кукареку! Ко-ко-ко!
    Поднимайся сол-ныш-ко!
    Он любит бой. Он любит власть.
    Он грозен, как орел.
    И что герою лисья пасть
    И кухонный котел!
    - Кукареку! Ко-ко-ко!
    Вот вам, куры, зер-ныш-ко!
    Беседа о характере петушка.

    Беседа о том, какой характер у петуха в этом произведении (храбрый, смелый, отважный, способный защитить курочек и цыпляток). Он такой почти во всех сказках.
    Педагог интересуется у ребят, в каких сказках встречается петушок.
    Воспитатель сообщает, что с древности люди верили, что петушиный крик защищает дом и вышивали изображение петуха на полотенцах, скатертях, рисовали его на посуде, мебели. Дошкольникам также предлагается изобразить петуха.
    Проводится игра «Боевые петухи»: два участника прячут руки за спину и стоя на одной ноге стараются вытолкнуть противника из круга (плечом или туловищем).
    Самостоятельная работа - рисование петушка.

    Выставка детских работ. Воспитатель подводит итог занятия - сообщает, что петушки будут оберегать ребят от невзгод.

    Гелеверина Ю. «Зимующие птиц ы»

    Занятие начинается с игры с мячом: дети, стоя в кругу, поочерёдно называют птиц у.
    Беседа о птиц ах:
    · Где мы их встречаем (в городе, в лесу, на водоемах).
    · чем они отличаются друг от друга (размером, окраской, пением, средой обитания)
    · Где находят корм зимой (в кормушках, ягоды на деревьях).
    · Что можно положить в кормушку (хлеб, зерна, семечки, сало).
    · Как птиц ы согревают себя зимой (поджимают под себя лапки прячут их в пушок).

    Проводится дидактическая игра «Разрезные картинки»: дети в парах обирают изображения птиц .

    Проводится физкультминутка «Ласточки»:

    • Ласточки летели,
    • (бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями)
    • Все люди глядели.
    • Ласточки садились,
    • (приседают, сложив руки за спиной)
    • Все люди дивились.
    • Сели, посидели,
    • (делают ритмичные наклоны головы)
    • Взвились, полетели.
    • Полетели, полетели,
    • (опять бегут по кругу, взмахивая руками)
    • Песенки запели.

    Дидактическая игра «Закончи предложение (например, сорока - это дикая птиц а, а курица…).

    Педагог читает стихотворение «Кормушка»

    В зимний день среди ветвей
    Стол накрыт для гостей.
    Избушка новая,
    Для всех столовая,
    Зовет обедать,
    Крошек отведать.
    Что за стол среди берез
    Под открытым небом?
    Угощает он в мороз
    Птиц зерном и хлебом

    Детям предлагается нарисовать зимующую птиц у по выбору.

    Бородачева О.В. «Сова»

    Занятие начинается с загадки про сову:

    • Днём спит, ночью летает,
      Ухает, людей пугает.
      В темноте горят глаза –
      Всем мышам она гроза.

    Педагог вспоминает с детьми сказку В. Бианки «Сова», закрепляется знание о значении этой птиц ы в природе.
    Рассматривание картинок с изображением совы. Выделение ее отличительных признаков: большая голова и глаза, почти нет шеи, густое оперение. Бесшумно летать этой птиц е помогают закругленные крылья и короткий хвост. Глаза у совы, хотя и большие, но жнем практически ничего не видят. Поскольку эта птиц а хищная, у нее мощный кривой клюв и острые когти.
    Проводится дидактическая игра «Кто как говорит» (дети воспроизводят голоса различных птиц ).

    Физминутка «Совушка»

    • Совушка-совушка, большая головушка,
      на суку сидит, головой вертит (дети качают головой, приседают),
      Днем не летает, мышек не пугает(Дети грозят пальцем),
      Ночь наступает, сова на охоту вылетает(Дети летят по кругу).
      День наступает сова засыпает. (Дети садятся за столы).

    Педагог объясняет принцип рисования совы, а затем ребята приступают к практической части занятия (сова рисуется сидящей на ветке дерева).
    Анализ рисунков детей: воспитатель просит выделить самую крупную сову, самую маленькую, а также грустную и веселую.
    Проводится подвижная игра «День и ночь».

    Фомина И.А. «Лебедь»

    В начале занятия воспитатель сообщает детям, что знакомый художник подарил ей черно-белые картинки. Нужно вместе разобраться, что на них изображено - детям демонстрируются слайды с изображением силуэтов разных птиц . Дошкольники называют их, выделяя для каждой характерные признаки (например, у ласточки - раздвоенный хвостик, у аиста - длинная шея, ноги и клюв). Подводится итог, что все эти птиц ы - перелетные.

    Проводится дидактическая игра «Закончи предложения» (все фразы связаны с лебедем).

    Демонстрация образца изображения лебедя (плавает в озере). Обсуждение, как выполнить рисунок.

    Перед самостоятельной работой дети разогревают пальчики, катая между ними карандаш.

    Самостоятельная деятельность детей.
    Выставка работ. Одного из ребят педагог назначает экскурсоводом, и он рассказывает о детских работах.

    Примеры готовых работ воспитанников старшей группы по теме с комментариями

    Петушок - одна из любимых птиц , которую любят рисовать дошкольники . Ведь, у него такая яркая окраска, нарядный гребешок, красивая бородка (работы «Петушок», «Храбрый петушок», «Дымковский петух»). Очаровательно выглядит курочка на рисунке «Курочка Ряба».

    Как показывает практика, ребятам также нравится изображать сову, поскольку эта хищная лесная птиц а имеет необычный внешний вид (композиции «Совушка-сова», Сова - круглая голова», «Сова с совенком»).

    Красиво на детских рисунках получаются лебеди («Красивый лебедь», «Царевна Лебедь»). Следует отметить замечательную коллективную работу «Лебеди на озере».

    Рисование сказочной птиц ы - это возможность проявить свою творческую фантазию, поэкспериментировать в выборе цветов (рисунки «Жар-птиц а», «Волшебная птиц а»).

    Фотогалерея: детские рисунки домашних и перелётных пернатых

    Рисование карандашом Рисование акварелью Декоративное рисование акварелью Декоративное рисование акварелью Коллективная работа Рисунок гуашью Рисунок акварелью Рисунок гуашь Рисунок карандашом Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок акварелью и карандашом Рисунок карандашом Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок карандашом Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок гуашью

    Мастер-класс для детей дошкольников 5-7 лет «ПТИЦЫ. Рисование с помощью копировальной бумаги»
    Средина Ольга Станиславовна,
    воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.


    Цель:
    Учебная или творческая работа
    Задачи:
    Знакомство с птицами нашей страны.
    Воспитание любви к пернатым.
    Развитие фантазии
    Совершенствование практических навыков владения графическими материалами
    Обучение приемам декоративного рисования
    Материалы:
    Бумага, копировальная бумага, карандаши разной твердости, ватные диски.
    Предварительная работа:
    Знакомство с птицами нашей страны (оседлыми, перелетными, домашними и лесными, а так же с птицами, занесенными в красную книгу)

    Отгадывание загадок о птицах (в литературном приложении)





    После знакомства с птицами на плакатах можно предложить детям игру - найти на карточках одинаковых птиц, назвать их, рассказать о них
    Примечание:
    Эта практическая работа может стать частью большого образовательного проекта. Выставка детских рисунков может украсить группу или музыкальный зал на День Птиц.

    Ход работы:

    1 вариант (поющие птички)
    Это самый простой вариант работы. Его можно использовать для работы с детьми - 4 -5 лет. Очень часто дети этого возраста рисуют рыбок и птичек практически одинаково. Будем учиться просто рисовать птичек.
    Складываем простой лист и лист копировальной бумаги вдвое короткими сторонами друг к другу. Дети постарше могут делать это самостоятельно.
    При таком рисовании даже ошибка в складывании листа не станет ошибкой. (Ведь птички могут петь, глядя друг на друга, или отвернувшись друг от друга). Но лучше конечно взрослому процесс складывания контролировать.
    Если лист сложен сгибом влево, то голова птицы должна быть ближе к сгибу, чем туловище


    Круг головы и овал туловища располагаем по диагонали листа (диагональ идет от левого верхнего до нижнего правого уголка). Ее нужно мысленно представить, можно и пальцем провести, чтобы почувствовать. Пропорции круга головы и овала туловища у разных птиц отличаются. В нашем случае мелкая певчая птичка обладает небольшой головкой и туловищем. Но овал все равно рисуем больше круга.


    Теперь рисуем глаз и клюв. Глаз небольшой, круглый. Клюв тоже обычный. При рисовании попугая, клеста, цапли, фламинго или пеликана, клюв конечно, будет другим. У этих птиц клювы приспособлены к добыванию разной пищи.


    Добавляем шею и рисуем перья над лапками


    Крыло по форме похоже на капельку. Рисовать его нужно из точки над туловищем. Плавная линия рисует силуэт капельки и возвращается в эту же точку.


    Второе крыло выглядывает из-за первого.
    Следующий этап – изображение хвоста. Поскольку мы рисуем не конкретную птичку (воробья или синичку), то хвостик рисуем любой – короткий или длинный.


    Прорисовываем перья на шее и хвост


    Перья на крыльях рисуем длинные. Они называются маховые.


    Перья на туловище и голове – короткие, маленькие. Их можно просто черточками изобразить.


    Лапки и хохолок придают рисунку законченный вид


    Веточки и листья дополняют композицию листа.


    Разворачиваем рисунок и вынимаем копировальную бумагу.


    Тонируем (растушевываем с помощью ватного диска) или раскрашиваем работу. Раскрашивать можно восковыми, пастельными или гелевыми мелками, а так же цветными карандашами.

    2 вариант (дятлы)



    В лесу можно нередко встретить дятлов. Чаще всего мы их не видим, а слышим. А сегодня нарисуем. Рисовать будем одну птицу, а при разворачивании получится две.


    Сначала проводим прямую вертикальную линию примерно посредине листа. Это – ствол. Дятел цепляется лапками за ствол, но и хвост ему служит подставкой. Круг головы и овал туловища располагаем по диагонали. Овал – ближе к стволу, круг – дальше.


    Соединяем голову и туловище. Рисуем опущенные вниз «капельки» крыльев и хвост. Намечаем границы цвета.


    Вертикальными штрихами прорисовываем кору сухого дерева. В нем можно и дупло нарисовать, и веточки без листьев.


    Дятел – пестрая птица. С разным нажимом (то слабым, то сильным) штрихуем его перья.


    Разворачиваем лист и вынимаем копировальную бумагу. Работа готова.

    3 вариант (глухари)



    Немногим наверно, посчастливилось увидеть токующих глухарей и услышать их неповторимый, особенный голос. Он больше похож на клекот, на постукивание деревянных палочек. Говорят, что во время пения эти птицы ничего вокруг не видят и не слышат – хоть бери их голыми руками. За это и прозвали их глухарями.
    У глухарей – шикарный пестрый хвост. Он чем-то напоминает хвост индюка.


    Сверху, снизу и справа рисуем раму будущего рисунка. Волнистые или прямые линии ведем, чуть отступая от края. У глухаря тонкая и длинная шея и крупное туловище. Овал рисуем посередине листа, а небольшой круг - повыше.


    Соединяем голову и туловище. Хвост рисуем двумя линиями.Прямую рисуем по направлению к правому верхнему краю листа, овальной соединяем прямой отрезок с туловищем.


    Рисуем похожее на капельку крыло и штрихуем, изображая короткие перья, голову, шею и туловище птицы. На голове глухаря – характерные, слегка взъерошенные хохолок и бородка.


    Займемся крылом. На краю крыла – длинные перья. Мелкие перышки изображаем с помощью разных декоративных линий


    Теперь самое главное украшение – хвост. На нем есть более светлые пятна.


    Последний этап – лапки и ветви над головой птицы.


    Разворачиваем, и видим двух соперников. Они самозабвенно поют, (токуют) никого не замечая вокруг.

    4 вариант (петухи)



    Очень распространенный в искусстве сюжет – это петухи- соперники. Их можно рисовать по-разному. Вот один из возможных вариантов – нападающие друг на друга бойцовские петухи.

    Детские работы:










    ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

    ЗАГАДКИ
    Это старый наш знакомый:
    Он живет на крыше дома -
    Длинноногий, длинноносый,
    Длинношеий, безголосый
    Он летает на охоту
    За лягушками в болото. (Аист)

    Я весь день ловлю жуков,
    Ем букашек, червяков.
    Зимовать не улетаю,
    Под карнизом обитаю. (Воробей)

    Носит серенький жилет,
    Но у крыльев - черный цвет.
    Видишь, кружат, двадцать пар
    И кричат: - Карр! Карр! Карр! (Ворона)

    Что такое? Что за птица?
    И живой в дыму коптится?! (Галка)

    Летит почта скорая,
    Почта сизоперая
    И приносит вести
    Верст за сто, за двести,
    Он по крышам, по балконам
    Вальс танцует, да с поклоном;
    Перышками пыжится,
    Боком - боком движется,
    Семенит ногами,
    Топчется кругами,
    И поёт, и говорит,
    Шейка радугой горит;
    А подружка здесь сидит
    И за танцами следит. (Голубь)

    Летом за пахарем ходит,
    А под зиму с криком уходит. (Грач)

    Примчался вестовой
    В свой угол гнездовой
    И закричал: "Ура!"
    Даешь весну! "Порра!". (Грач)

    На сосне, в лесу густом
    Сидит плотник с долотом:
    В пестренькой рубашке,
    В красненькой фуражке.
    Стучу - голова болит,
    А не стучу - голодный,
    Язык птичий для добычи:
    Он липучий и колючий. (Дятел)

    Он на вид высок и сер -
    Сухопарый землемер:
    Поле гречки, за лугами
    Всё промерил он шагами. (Журавль)

    Братьев погубила,
    Мамку не любила,
    Мачеху забыла,
    Деток не кормила. (Кукушка)

    Ест птица гуменная
    И словно клейменная:
    На грудке подкова
    Начерчена ловко. (Куропатка)

    Прилетает к нам с теплом,
    Путь, проделав длинный.
    Лепит домик под окном
    Из травы и глины. (Ласточка)

    На скале он строит дом.
    Разве жить не страшно в нём?
    Хоть кругом и красота,
    Но такая высота!
    Нет, хозяин не боится
    Со скалы крутой скатиться -
    Два могучие крыла
    У хозяина... (Орла)

    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Чёрненькая шапочка
    И полоска шарфика. (Синица)
    Он прилетает каждый год
    Туда, где домик ждет.
    Чужие песни петь умеет
    А все же голос свой имеет. (Скворец)

    Пусть я птичка - невеличка,
    У меня друзья, привычка-
    Как начнутся холода,
    Прямо с севера сюда. (Снегирь)

    Зимой на ветках яблоки
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это... (Снегири)

    Днем я сплю, а ночью летаю.
    Хорошо я поступаю? (Сова)

    Он - певец лесной,
    И солист ночной;
    Горлышко трясется
    Песенка несется. (Соловей)

    Всех я за день навещу,
    Все, что знаю, растрепу! (Сорока)

    Живет в лесу,
    Ухает, как разбойник;
    Люди его боятся,
    А он людей боится. (Филин)

    Домашние птицы
    Одежда белая, а ножки
    Обуты в красные сапожки.
    Из моды выйдут - вот беда!
    Ему ж не снять их никогда. (Гусь)

    Ходит важен и надут:
    На носу висит лоскут. (Индюк)

    Квохчет, квохчет,
    Детей созывает,
    Всех под крылья подбирает. (Наседка)

    В деревне есть часы такие,
    Не мертвые, а живые.
    Ходят без завода.
    Они птичьего рода. (Петух)

    Всех я вовремя бужу,
    Хоть часов не завожу. (Петух)

    На ножках коротеньких -
    Красные ботинки. (Утенок)

    Задачи. Вызывать эмоциональный отклик на образ птиц, закреплять приемы рисования красками, развивать воображение и эстетическое восприятие.

    Предварительная работа. Наблюдение за птицами, чтение сказок, рассматривание иллюстраций.

    Ход занятия.
    Звучит запись с голосами птиц
    Воспитатель:
    Ребята, вы слышали! Будто взлетела птичья стая и все стихло.
    Ой, а там кто-то плачет, пойдемте посмотрим.
    (Дети идут с воспитателем в группу, там лежит лист бумаги с нарисованной птицей)
    — Посмотрите, кто это? (ответы детей)
    — Давайте спросим, почему она плачет? Я немного знаю птичий язык и расскажу что она мне прощебетала…
    Перелетая из сказки в сказку стая птиц попала в сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Вы слышали о такой сказке. Там очень холодно. Своим ледяным дыханием снежная королева превратила всю стаю в льдинки. А вот эта птичка чудом осталась вот такой красивой. Теперь птичка не видит свою стаю, а только слышит. Она просит нас помочь найти своих подруг и вернуть им их красоту.

    — Давайте поищем. Но по каким признакам мы будем искать?
    Д.и .»Назови признаки птиц..»
    (Дети идут искать птиц и находят их в своих альбомах.)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите они и в правду похожи на льдинки.(комментарии детей)
    Что нам сделать чтоб вернуть их красоту? (ответы детей)

    — Давайте возьмем наши волшебные кисти, краски и раскрасим птиц
    (Дети берут кисти и раскрашивают туловище, голову и крылья желтой краской)

    — А сейчас давайте встанем возле своих столов и отдохнем
    Физкультминутка:

    Подними ладошки выше и сложи над головой
    Что же вышло? Вышла крыша, а под крышей мы с тобой.
    Подними ладошки выше и немного помаши
    Что же вышло? Вышла птичка, птицы тоже хороши

    За тем предложить детям закончить начатую работу.
    (Красной — раскрасить клюв, кончики крыльев, хвост и нарисовать хохолок на голове)

    (Зеленой — раскрасить шею, нанести узоры на туловище, крылья и хвост)

    (Можно предложить сделать фон акварельными красками)



    (Рисунок готов)

    Сказочная птица благодарит детей за помощь и приглашает детей вместе с ней потанцевать (звучит музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»).

    Название: Конспект занятия по рисованию в средней группе «Сказочная птица»
    Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, рисование, Средняя группа

    Должность: воспитатель первой квалификационной категории
    Место работы: МДОУ детский сад №183
    Месторасположение: г. Ярославль

    Мастер-класс по рисованию для детей 3-4 лет. Нетрадиционная техника рисования "Перелетные птицы"

    Автор работы: Голикова Виктория, воспитанница 2 младшей группы в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 452» городского округа Самара.
    Руководитель: Лисова Анна Александровна, воспитатель в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 452» городского округа Самара.
    Описание работы. Данный мастер-класс включает в себя фотографии и текстовый материал, направлен на развитие детей дошкольного образовательного учреждения. Он включает в себя сочетание рисунка ребенка и декорирования рисунка воспитателем. Может быть применен в образовательном процессе как школы, так и детского сада.
    Назначение. Работу можно использовать на занятиях по рисованию, можно украсить выставку работ на осеннюю тему, использовать как подарок.
    Цель: ознакомление воспитанников с технологией создания изображения перелетных птиц с применение нетрадиционной техники рисования.
    Задачи НОД:
    Образовательные:
    - познакомить с нетрадиционной техникой рисования;
    - ознакомить детей с технологией рисования перелетных птиц;
    -научить изображать на плоскости;
    - научить различать цвета;
    - уметь пользоваться кистями, красками.
    Развивающие:
    - развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на чертежи, схемы и инструкционные карты;
    - учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях, проводить аналогии;
    - развивать художественные способности.
    Воспитательные:
    - воспитывать интерес к изобразительной деятельности;

    Воспитывать аккуратность, самостоятельность;
    - воспитывать любовь к труду.
    Материальное обеспечение: белый лист А4, краски, кисти, черный фломастер, простой карандаш, бумага оранжевого цвета, ножницы, клей.
    Воспитатель организует целеполагание, предлагая отгадать тему занятия НОД через прослушивание музыкального произведения. Для этого он включает музыкальное произведение «Ах, какая осень!» (Музыка - З. Роот, слова - З. Роот).
    Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, о каком времени года эта песня?
    Воспитанники : Эта песня про осень.
    Воспитатель : Верно. Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят осенью?
    Воспитатель предлагает осмотреть территорию детского сада через окно: осмотреть небо, округу.
    Воспитанники : Осенью становится холоднее, может идти дождь, листья деревьев желтеют и теряют листву, птицы улетают на юг.
    Воспитатель : Правильно, многие птицы осенью улетают на юг, так как становится холодно и заканчивается корм. Но не все птицы так делают. Но, конечно же, не все птицы покидают родные края. Например, улетают на юг в осеннее и зимнее время следующие птицы: ласточка, стриж, грач, гусь, журавль. Что вы знаете о птицах?
    Воспитанники : У птиц бывает разная окраска: есть желтые, коричневые, оранжевые и даже красные птицы. Раньше с птицами передавали информацию с помощью писем, донесения, есть птицы, которые к зиме меняют оперение.
    Давайте вместе украсим провода птицами, готовящимися к перелету. Они присели отдохнуть на дорожку и вскоре полетят на юг.
    Создание условий для организации практической деятельности воспитанников по изготовлению рисунка "Перелетные птицы".

    Материалы, необходимые для создания изображения:
    - лист А4,
    - гуаш 8-ми цветов,
    - кисти (белка 2, 8),
    - палитра,
    - непроливайка.


    1.Окрашивание рисунка начинаем с фона, для это смешиваем синюю краску с белой в палитре в соотношении 1:1.


    2.Затем тонкой кистью (белка 2) рисуем провода, на которых отдыхают перелетные птицы перед полетом.


    3.Смачиваем пальцы водой и набираем необходимые цвета, "сажая" птичек на провод.


    4.Добавляем нам птичкам хохолок и клювик.


    5.Белой краской вырисовываем глаза, сначала намечая белки глаз.


    6.Затем прорисовываем зрачки.


    7.Добавляем птицам крылья.


    9.Дорисовываем косяки перелетных птиц.


    Иллюстрацию можно использовать при объяснении поведения птиц в осеннее время года, также для украшения зала на осеннюю тематику.