Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Метод наблюдения

     Метод наблюдения

    Для всех, кто сызмальства любит природу, найдется немало замечательных профессий. Выводить новые культуры растений, ухаживать за животными, постигать тонкости фермерского дела - далеко не полный список того, что современный Homo Sapiens может делать сегодня для природ за вполне заслуженную заработную плату.

    5. Лесничий

    Представители данной профессии являются специалистами в сфере ведения лесного хозяйства. Лесничий руководит комплексными работами по воспроизводству, рациональному использованию, защите и охране лесных угодий. Лесничий - глава лесной госохраны. В его подчинении находятся лесники и лесоводы, участковые техники, помощник-заместитель. Сам же лесничий подчиняется непосредственно главному лесничему лесхоза и директору.

    Лесничий обязан:

    1. Руководить производственно-хозяйственным сегментом деятельности лесничества.
    2. Следить за состоянием лесов, обеспечивать рациональное использование ресурсов леса, контролировать выполнение плановых заданий.
    3. Помогать во внедрении в лесохозяйственное производство передовых технологий.
    4. Организовывать проведение вырубок и противопожарных, а также лесовосстановительных мероприятий.
    5. Проводить работы по защите леса от болезней и вредителей, пресекать несанкционированные вырубки.
    6. Проводить лесосеменные работы, переработку древесины, а также осуществлять утилизацию древесных отходов, отпуск леса на корню и отвод лесосечного фонда.
    7. Составлять акты о нарушениях, налагать штрафы.
    8. Содействовать экспедициям в выполнении проектно-изыскательных, гидро- и агролесомелиоративных, а также лесоустроительных работ. Контролировать качество их проведения.
    9. Руководить тушением пожаров.
    10. Председательствовать в судебных органах, когда дела касаются нарушений правил эксплуатации леса, лесных пожаов.

    4. Зоолог

    Изучает животный мир во всех его проявлениях. Наблюдает за жизнедеятельностью животных в естественных условиях, используя различные технические средства. Также, зоолог проводит эксперименты, исследования и анализы поведения животных в лабораторных условиях. Зоолог изучает анатомию, физиологию, генетику животных, зоогигиену, исследует зооакушерство и вообще, всё, что касается животных, а также проводит опыты во всех этих сферах и занимается естествоиспытательской деятельностью. Эта профессия тесно связана с научной деятельностью и, к сожалению, её нельзя назвать слишком востребованной. К тому же, постоянно контактируя с животными, зоолог находится в зоне риска приобретения различных заболеваний, в том числе, неизвестных науке.

    Участвуя в экспедициях в лоно дикой природы, зоологи часто подвергают свои жизни риску. Так, всемирно известный зоолог, природолюб и естествоиспытатель Стив Ирвин, погиб в 2006 году во время съёмок очередного выпуска своей телепередачи.

    3. Ветеринар

    Сфера деятельности такого специалиста, в общих чертах, хорошо проиллюстрирована в старом советском мультфильме «Добрый доктор Айболит», созданном по мотивам стихотворения Корнея Чуковского. Ветеринар занимается лечением, профилактикой болезней у животных, проводит хирургические операции, различные косметические и медицинские процедуры, необходимые животным; осуществляет санитарный контроль на объектах реализации, производства продуктов животноводства.

    Ветеринарные врачи постоянно ведут борьбу с антропозоонозами - заболеваниями, являющимися общими для животных и людей. Ветслужба осуществляет контроль пищи, являющейся продуктом животноводческой деятельности. Любое животноводческое предприятие постоянно контролируется ветврачами, регулярно проводящими санитарные экспертизы. Также, ветслужбы держат под контролем применение ядохимикатов в сельском хозяйстве.

    2. Эколог

    В целом, профессиональная деятельность экологов направлена на защиту природы от загрязнения отходами человеческой деятельности. Специалист данного рода именуется, также, инженером по охране окружающей среды. Обязанности эколога на производственном предприятии:

    1. Контролировать соблюдение на экологического законодательства, стандартов, нормативов, инструкций по охране окружающей среды.
    2. Работать на снижение вредного влияния производственных факторов на здоровье сотрудников.
    3. Разрабатывать проекты перспективных, а также текущих планов в сегменте охраны окружающей среды, контролировать выполнение этих планов.
    4. Участвовать в проведении экологической экспертизы, реконструкции производства согласно строгому соответствию установленным экологическим нормам.
    5. Принимать участие в работах по очистке промышленных сточных вод, предотвращать загрязнение окружающей среды, выброс вредных веществ; работать над уменьшением объёма технологических отходов.
    6. Составлять технологические регламенты, графики аналитического контроля, различную техническую документацию.

    1. Геодезист

    Деятельность специалиста этого профиля заключается в составлении карт местности и проведении расчетов, результаты которых необходимы для описания рельефа той или иной территории. Проще говоря, геодезист это землемер. Он определяет размер площади местности с учетом особенностей её рельефа.

    Геодезические работы состоят из 3-х уровней:

    1. Съёмка местности, определение точек на поверхности Земли относительно опорных пунктов. Составление карт.
    2. Проведение масштабных съёмок на территории всего государства. Форма поверхности и площадь определяются относительно глобальной сети опорных точек, при учете кривизны поверхности Земли.
    3. Глобальная съемка. Высшая геодезия. Включает в себя изучение фигуры Земли, её гравитационного поля, определение точек поверхности, впоследствии используемых для построения геодезической сети, которая будет являться опорной для любых других типов геодезических работ.

    Метод наблюдения является одним из основных методов психологического изучения деятельности военных специалистов. Он состоит в прямом восприятии исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц (показатели, признаки), характеризующих особенности изучаемой деятельности, поведения личности, коллектива, отдельные акты, психические реакции, речевые действия, операции деятельности.

    Общая характеристика метода наблюдения.

    1. Состав процедуры: а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления?); д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации; е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? Какие выводы следуют из полученной информации?).

    2. Возможные задачи наблюдения: а) предварительная ориентировка в объекте; б) выдвижение рабочих гипотез и их проверка; в) уточнение результатов, полученных с помощью других методов; г) иллюстрация концептуальных положений.

    3. Объект наблюдения: военнослужащие, выполняющие задачи военно-профессиональной деятельности.

    4. Ситуации наблюдения: а) естественные и искусственные (лабораторные, экспериментальные); б) управляемые и неуправляемые наблюдателем; в) спонтанные и организованные; г) стандартные и нестандартные; д) нормальные и экстремальные; е) различающиеся по видам деятельности и общения.

    5. Предмет наблюдения: вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенных условиях социальной или профессиональной среды и в конкретных ситуациях: а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация; б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела; в) движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения; г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка; д) сочетание перечисленных признаков.

    6. Типы наблюдения: основные и дополнительные.

    Основные виды наблюдения: житейское (бессистемное) и научное (целенаправленное). В военной профессиологии под наблюдением понимают научное наблюдение, которое может быть невключенным (дистантным) и включенным. Включенное наблюдение предполагает наблюдение профессиональной деятельности военного специалиста или группы "изнутри", когда наблюдатель становится полноправным её членом. Включённое наблюдение обладает большими достоинствами. Оно даёт возможность увидеть многие скрытые стороны человека как субъекта трудовой деятельности. Однако включённое наблюдение не всегда возможно и осуществимо по различным объективным причинам. Наряду с ним активно используется дистантное наблюдение, то есть наблюдение со стороны. При таком наблюдении исследователь не становится участником деятельности или какого-либо группового процесса, где он изучает субъекта воинской деятельности или его действия (операции). Своё поведение он организует значительно проще: главное, что от него требуется, - это остаться незамеченным со стороны изучаемого лица.

    Дополнительные виды наблюдения: открытое и скрытое (инкогнито); стандартизированное и нестандартизированное (дневниковое); полевое (естественные условия) и лабораторное; случайное и систематическое; ограниченное и длительное; сплошное и выборочное; констатирующее и оценивающее; внешнее и внутреннее (самонаблюдение); смешанного типа; контролируемое (регистрация по заранее отработанной процедуре) и неконтролируемое.

    7. Методы обработки результатов наблюдения: классификация; группировка; контент-анализ; сравнительный анализ (сопоставление с результатами других наблюдений).

    8. Требования к подготовке наблюдения: четкая формулировка цели; выбор единиц наблюдения; выбор способов наблюдения в зависимости от характера изучаемых действий людей и типа социальной ситуации; разработка соответствующей схемы наблюдения; разработка способов фиксации наблюдаемых единиц, т.е. использование технических, стенографических, символьно-графических средств; выражение воспринимаемых фактов на операциональном языке, доступном другим наблюдателям; возможность проверки объективности и надежности наблюдения другими исследователями и другими методами; сочетание качественных и количественных характеристик наблюдаемого объекта.

    9. Преимущества и недостатки наблюдения.

    Преимущества метода наблюдения: непосредственное восприятие и фиксация актов социально-профессионального поведения; отражение конкретных процессов в конкретных ситуациях; более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения; возможность проверки опосредованных способов (анкет и опросников); снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты; возможность целостной оценки социальной ситуации.

    Недостатки метода наблюдения: сильное влияние установок, психических и функциональных состояний наблюдателя на результаты его деятельности; перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы; влияние лиц, за которыми осуществляется наблюдение; трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений; значительные затраты времени; ошибки личностного и психологического происхождения:

    А) «гало-эффект» (гало – радужные круги вокруг солнца и луны), основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, оценке в "черно-белых красках" отдельных проявлений личности военнослужащего;

    Б) «эффект снисхождения», проявляющийся в тенденции давать преувеличенно положительную оценку происходящему;

    В) «ошибка центральной тенденции», заключающаяся в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов;

    Г) «логическая ошибка», основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека (например, тенденция считать, что обходительные люди обязательно добрые);

    Д) «ошибка контраста», то есть подчеркивание черт испытуемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;

    Е) «стереотипы первого впечатления» - зависимость отношения к человеку от первого впечатления, часто определяемого профессиональными, этническими и возрастными факторами.

    Для профессиолога наиболее характерно наблюдение за специалистом, выполняющим какие - либо профессиональные функции. Наблюдение - это всегда оценка действий и операций воспринимаемого лица. Поэтому наблюдающий должен: а) знать особенности своего профессионально-личностного поведения при наблюдении за людьми и их работой; б) вести наблюдение различными способами; в) планировать наблюдение.

    Необходимо заметить, что регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки предмета наблюдения являются категориями наблюдения. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Описательные категории наблюдения фиксируют конкретные фактические проявления количественно - качественных показателей объекта. Например, количество действий или операций, выполненных за определенный период. Оценочные категории наблюдения фиксируют оценку наблюдателем состояния проявляемых свойств. Так, реакция сослуживцев на высказывание воина (положительная, отрицательная или нейтральная) может служить косвенным показателем его авторитета.

    Данные категории конкретно проявляются в единицах наблюдения. Ими принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения, например движения руками или ногами, изменения позы и т.п. Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы: карточка наблюдения (предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и обычно закодированном виде, в ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек - по одной на каждую единицу наблюдения); протокол наблюдения (необходим для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах и отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения); дневник наблюдения (предназначен для фиксации результатов наблюдения, в нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария); стенограмма (письменная форма аудиозаписи результатов наблюдения); описание результатов наблюдения на основе просмотра и анализа кино- видеосъемки.

    В практике наблюдения был выработан примерный перечень вопросов, фиксируемых в регистрационных документах. Перечислим их.

    Вопросы о наблюдаемых: кто они, сколько их? Каковы их род занятий, профессия или специальность, характер взаимоотношений? Какова структура экипажа, расчета, команды?

    Вопросы об обстановке наблюдаемой деятельности: где и в каких условиях проходят действия наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в различных ситуациях? Чем они могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными? Каковы факторы профессиональной среды, влияющие на эффективность деятельности специалиста, и их характеристики (по показателям интенсивности, направленности и длительности воздействия).

    Вопросы о целях действия наблюдаемых: Каковы основные профессиональные функции участников действий? Какие цели они преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами коллектива, целями других участников, а какие не совпадают?

    Вопросы о поведении наблюдаемых: что и как они конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Какие стимулы и мотивы вызывает их действие, та или иная форма поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы основные эмоциональные реакции? Каковы напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за этим эффектом и как он воспринимается самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?

    Вопросы о восприятии внешней информации: сколько каналов получения информации; каковы ее источники, объем и характер? Какова динамика информации по содержанию и значимости в фиксируемый период (цикл) времени? Каковы основные способы управления и особенности принятия решения в различных условиях? Какие существуют периоды и уровни особого напряжения психофизиологических функций?

    Вопросы о динамических параметрах наблюдаемых ситуаций: частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций: когда возникла ситуация и как долго она длилась? Является ли ситуация уникальной? Часто ли возникает? В каких показателях она может быть зафиксирована? Что вызывает и сдерживает ее возникновение? Насколько данная ситуация типична?

    Вопросы о процедурах наблюдения и оценке их эффективности: краткие сведения о наблюдателе, в том числе сколько раз он проводил наблюдение ранее? Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно). Выполнение требований программы. Отклонения условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования удалось выполнить? Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения. Оценка включенности наблюдаемой ситуации. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова реакция на него? Какова степень общения c наблюдаемыми военнослужащими? Какого рода контакты возникали с ними в ходе наблюдения? Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения для решения данной исследовательской задачи.

    При записи результатов наблюдения наряду с вышеописанным инструментарием может использоваться также кино- и видеоаппаратура. Запись производится чаще всего в ходе наблюдения. В отдельных случаях, когда по условиям обстановки это невозможно, запись осуществляется по свежим впечатлениям, сразу же после наблюдения.

    Наблюдение с использованием кино- и видеоаппаратуры имеет ряд недостатков:

    Угол съемки определяется субъективно по усмотрению оператора;

    На четкость и видимость снятого влияет освещенность в рабочей зоне специалиста;

    Фиксируемые данные ограничены тем, что попало в поле объектива;

    Имеет место постоянный элемент условности ракурса и скорости съемки, например съемка сверху или снизу, с быстрой или медленной сменой отрывков (фрагментов) может исказить роль и значение различных психофизиологических функций в трудовом процессе.

    Следует отметить, что непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. При этом ряд существенных психологических компонентов, определяющих поведение, не имеет внешних проявлений и, следовательно, не может быть выделен методом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют другие дополнительные методы.

    В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, химия, в основе других - биология, история, в основе третьих - информатика, литература. География стала основой для многих профессий. Древняя и в то же время вечно юная география - удивительная наука, она обо всем, что окружает нас.

    География - это наука о Земном шаре, таком огромном и уязвимом, о его недрах, атмосфере, о природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

    Она, как алмаз, преломляет и отражает через свои грани почти все сферы человеческой деятельности. Эта замечательная наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы: географ, агроном , геолог , эколог , лесник, фенолог, топограф, геоморфолог, синоптик, климатолог, геодезист , картограф , метеоролог, вулканолог, почвовед, гляциолог, спелеолог, океанолог, медицинский географ (эпидемиолог), ландшафтный дизайнер и др.

    Метеорологию называют наукой о погоде. Она изучает земную атмосферу, ее строение, свойства и происходящие в ней процессы. С метеорологией тесно связана климатология.

    Слово метеорология впервые упоминается у Платона (около 429- 347 гг до н. э.) первой работой о погоде и климате считают «Метеорологику» Аристотеля. Этой книгой пользовались почти 2000 лет.

    Метеоролог (в переводе с греческого - парящий в воздухе) - специалист, который наблюдает за погодными явлениями, собирает и распространяет метереологическую информацию.

    Метеорологов называют часовыми погоды, они всегда на вахте, которую нельзя оставить ни на минуту. Они следят за всеми изменениями погоды, фиксируют все эти изменения, следят за небом постоянно, вносят данные наблюдения в специальные журналы, ведут сбор, оценку и систематизацию данных атмосферных явлений, поступающих с гидрометеорологических станций, показаний специальных приборов, атмосферных зондов, космических спутников. Анализируют материалы, отражают их на материальных носителях (географических картах, графиках) с выделением областей и зон низкого, высокого давления, движения циклонов, антициклонов. Метеорологи составляют прогнозы динамики температур воздуха, атмосферного давления, осадков, силы и направления ветра, ведут контроль уровня загрязненности атмосферы, осуществляют передачу информации на центральный узел - гидрометеоцентр.

    Специальности и специализации в метеорологии

    Существует три основные специальности:

    • метеорологическая,
    • климатологическая,
    • агрометеорологическая.

    Внутри метеорологической специальности есть несколько специализаций:

    • синоптик,
    • аэролог,
    • морской метеоролог,
    • авиационный метеоролог,
    • радиометеоролог,
    • метеорологическое приборостроение.

    Требования к работе

    Главное требование, которое предъявляется к работе метеорологов - это строгая объективность при наблюдениях и их обработке, а также постоянное внимание к объекту наблюдений. Метеоролог должен знать всё, что происходит и может происходить в атмосфере: происхождение и распространение ураганов, тайфунов и других сильных ветров, передвижения циклонов и антициклонов, какие осадки выпадают и в каком количестве, уметь объяснять различные природные аномалии и многое другое.

    Не существует профессии, в большей степени интернациональной, чем профессия метеоролога. Погоды возникают в любом месте и перемещаются в любую точку планеты, не считаясь ни с какими государственными границами, поэтому метеорологи сотрудничают с метеорологами других стран. Они проводят совместные исследования, наблюдают за природными явлениями, собирают, обрабатывают и распространяют метеорологическую информацию. Для этой цели разработаны специальные метеорологические коды и стандартные символы. Специалисты в этой области получают информацию, сравнивают и сопоставляют. Для этого введена единая для всего мира система мер, единые методики проведения метеорологических наблюдений, применяются унифицированные стандартные приборы, строго соблюдаются точность и время наблюдений за соответствующими метеорологическими элементами.

    Особенности работы

    Местом работы метеоролога могут быть метеорологические станции и посты, которые разбросаны по всей территории страны, научно-исследовательские океанографические суда, гидрометеорологическая служба России, информационный центр погоды, метеослужбы при аэропортах и морских портах, космодромы, аэрологические станции, градостроительные организации, научно-исследовательские институты.

    Метеорологи являются участниками самых различных экспедиций. Они работают на полярных станциях и на высокогорных плато, на аэродромах и на борту океанских лайнеров, в малонаселённых районах, и перевалах, на аэродромах, летаем на самолётах и аэростатах. В зависимости от текущей задачи, метеоролог осуществляет деятельность в помещении, за рабочим местом, вне помещения. Работа на свежем воздухе, в том числе в неблагоприятных погодных условиях. Ведь проводить измерения необходимо в строго определенное время, независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм на море, гроза и т.д.). Работа на отдаленных метеостанциях проходит часто в условиях изоляции, одиночества. Для выполнения основной задачи деятельности требуется периодическое взаимодействие с людьми. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи.

    Где используются метеорологические исследования

    Данные метеорологических исследований используются в сельском хозяйстве, авиации и судоходстве, градостроительстве. Аэрологи изучают состояние атмосферы на высотах, морские метеорологи обеспечивают метеорологической информацией морской транспорт, а авиационные метеорологи - воздушный транспорт. В последние десятилетия большое развитие и широкое распространение получила спутниковая метеорология.

    В метеорологической службе вместе с метеорологами работают люди и других специальностей - радиотехники, связисты, механики, телеметристы, электронщики, программисты и операторы ЭВМ, операторы метеорологических радиолокаторов, техники, инженеры и научные работники. Без их помощи нельзя себе представить работу метеорологов, стоящих сегодня на страже погоды.

    В чем разница между метеорологом и синоптиком?

    Синоптики специализируются на анализе физических процессов, протекающих в атмосфере, и занимаются предсказанием будущего состояния погоды. Одними из элементов работы синоптиков являются составление и анализ синоптических карт, на которых отражено соответствующими символами и цифрами состояние погоды. Синоптические карты дают возможность наблюдать и сразу оценивать погоду на более или менее крупной территории. Однако синоптические карты нужны не столько для того, чтобы зафиксировать состояние атмосферы, сколько для предсказания того, где и как оно будет меняться. Этого прогноза ждут люди, чтобы спланировать свою деятельность и отдых. От своевременного прогноза погоды может зависеть жизнь и здоровье людей (предупреждение о тайфунах, ураганах, ливнях, резких перепадах давления). Чтобы правильно предсказать погоду, надо собрать метеорологическую информацию, успеть ее вовремя обработать. В настоящее время обработка всей метеорологической информации осуществляется с помощью ЭВМ. Они являются не только хранителями метеорологической информации, но с их помощью анализируются и строятся синоптические карты.

    Синоптики составляют прогнозы погоды для различных ведомств. Некоторые из них работают в аэропорту. Чтобы быть хорошим синоптиком надо знать такие дисциплины как физика, химия, математика, география и обязательно нужно владеть современными компьютерными программами.

    Основная задача синоптиков - составить точный прогноз погоды. Для этого надо постоянно иметь перед собой результаты всех наблюдений. Синоптики изучают какие изменения погодных условий произошли в атмосфере к определенному времени суток.

    Что обозначает слово синоптик?

    Слово «синоптик» греческого происхождения и означает «обозревающий на месте». Этим словом названа профессия метеоролога, не только обозревающего синоптическую карту, но и прогнозирующего погоду. Поэтому отрасль знания, предсказывающая погоду, получила название «синоптика».

    Личные качества

    Человек, который выбрал профессию "Метеоролог" должен обладать многими качествами. Он должен уметь переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество. Сохранять работоспособность в некомфортных температурных условиях. Быть физически подготовленным к воздействию неблагоприятных факторов природной среды. Уметь организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач. Точно и тщательно проводить измерения, иметь склонность к монотонной работе, иметь хороший глазомер, развитый объем внимания, подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов; обладать хорошей памятью на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); иметь склонность к исследовательской деятельности; способность анализировать и сопоставлять факты.

    Противопоказания для профессии метеоролог

    Существует ряд заболеваний, которые противопоказаны для профессии метеоролога. Это - расстройства координации движений, расстройства речи, выраженные физические недостатки, нервно-психические расстройства, некорректируемое снижение остроты зрения, нарушение цветоразличения, расстройства слуха.

    Где можно получить профессию метеоролога?

    Специальность метеоролога можно получить в учреждениях среднего профессионального образования: гидрометеорологических техникумах в городах: Владивосток, Иркутск, Ростов-на-Дону, Туапсе. Ростовский-на-Дону гидрометеорологический техникум ведет подготовку специалистов на бюджетной основе на базе 9 классов по специальности 020601 - гидрология, 020602 - метеорология. Срок обучения на базе 9 классов 3 года и 8 месяцев.

    Где можно получить высшее профессиональное образование?

    Если вы хотите иметь высшее профессиональное образование, то для этого необходимо обучение в Российском государственном гидрометеорологическом университете в г. Санкт- Петербурге , в котором ведется обучение студентов по всем специальностям в области метеорологии, начиная от синоптиков и гидрологов и заканчивая океанологами.
    Специальности: 012600 - Метеорология; 510900 - Гидрометеорология; 073062 - Метеорология, климатология, агрометеорология; 078919 - Военная гидрография и океанография, военная метеорология, гидрометеорология, геофизик.

    Высшее образование можно получить на географических факультетах университетов в городах: Воронеж, Иркутск, Пермь, Томск. Есть отдельные факультеты в Пермском, Казанском, Томском государственных университетах. Там готовят инженеров-метеорологов, которые при этом могут работать и гидрологами, и агрометеорологами.

    учитель географии МОУ " Верхнеобливская основная общеобразовательная школа" Ростовской области

    Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

    Виды наблюдений

    Непосредственное

    Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.

    И

    Опосредованное

    Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.

    Открытое (явное)

    Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

    Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась.

    И

    Скрытое

    Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении.

    Использование скрытых камер и т.д.

    Включенное (причастное)

    Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

    Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.

    И

    Не включенное (непричастное)

    Исследователь ведет наблюдение извне.

    Систематическое (сплошное)

    Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка:

    Дневники родителей;
    дневники педагогов.

    И

    Несистематическое (выборочное)

    Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление:

    Навыки общения воспитателя с ребенком;
    речь ребенка.

    Долговременное

    Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет.

    И

    Кратковременное

    Разные варианты:

    1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа;

    2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.

    Казуальное (причинное)

    Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес.

    Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым ребенком).

    И

    Эпизодическое

    Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.

    Внешнее
    (наблюдение со стороны)

    Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.

    И

    Внутреннее (самонаблюдение)

    Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими
    ощущениями.

    Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

    Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций. Значимые ситуации могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так, они могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например Деда Мороза; на внесение новой игрушки, на удачно выполненную работу и т.д. Наблюдения за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, ролевое поведение отдельных детей, их статусы и т.д.

    Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

    На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

    После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).

    Общая характеристика наблюдения

    Метод наблюдения

    Симптомы наблюдения

    1. Движения, действия,
    поступки, деятельность.

    2. Мимика, жесты, пантомима.

    3. Высказывания, речь,
    словесные реакции.

    4. Вегетативные реакции.

    1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленные после предварительного изучения объекта и предмета исследования).

    2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.

    3. «Законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

    4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их толкование): протоколирование с помощью условных значков, стенографирования;
    система категорий и оценочных шкал;
    магнитофонная запись, фото-, кино- и видеорегистрация.

    5 . При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности).

    6. Систематичность проводимых наблюдений.

    Достоинства

    Недостатки

    1. доступность, дешевизна средств.

    2. не искажает естественного протекания
    психических процессов.

    3. богатство собираемых сведений.

    1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые
    явления недоступны наблюдателю.

    2. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов.

    3. Трудность установления причины явления:
    слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями;
    много не учитываемых условий;
    возможность субъективизма.

    4. Трудность статистической обработки.

    Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя.

    Наблюдение - процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей.

    Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести ТРЕНИРОВОЧНОЕ наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

    Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций). После проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?).

    Система категорий и оценочных шкал содержит полное описание всех видов возможного поведения. Служит важным средством уточнения и облегчения наблюдения. Она выполняет роль:
    а) вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения;
    б) позволяет научно обрабатывать наблюдаемые факты;
    в) сделать соответствующие выводы.

    Основные виды категориальных систем

    I a. Полная категориальная система

    Любое проявление поведения включается в список категории, например изучение отношения ученика к коллективу (Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931).

    Тип поведения

    Действие

    Речь

    Объекты наблюдения

    а

    б

    I. Асоциальное

    Отворачивается, убегает, защищается

    Хнычет, плачет, кричит о помощи

    II. Антисоциальное

    Разрушает, отнимает, гонится, бьет

    Угрожает, требует, дразнит, ругает

    III. Пассивно-социальное

    Присоединяется, приветствует, старается

    Беседует, приветствует, просит

    IV. Активно-социальное

    Предлагает, ласкает, показывает, помогает, исправляет, берет инициативу

    Беседует, инсценирует, информирует, советует, критикует, призывает к сотрудничеству

    II a. Континуальная категориальная система

    Качественные показатели располагаются в непрерывном ряду (например, «ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ <---> НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ»).

    Классификация может быть по следующей непрерывной системе:

    II б. Дисконтинуальная категориальная система

    Не представляет собой континиум непрерывного ряда, например, при решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом их решения (задач).

    Понимание задачи

    Востребование информации

    Oбсуждение

    Варианты решения

    Отрицание варианта

    Не относящееся к задаче

    III a. Категориальная система одного изменения

    III б. Категориальная система нескольких параметров изучаемого

    IV. Категории по характеру требований к уровню научного наблюдения.

    IV a . Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель (например, поднимает руку ребенок или нет).

    IV 6 . Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к наблюдению, так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

    Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

    • записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;
    • делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить.

    Форма ведения протокола определяется:

    • предметом, задачей и чистотой исследования;
    • наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;
    • наличием технических средств (видео и пр.);
    • повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;
    • записывать только факты, а не их истолкование;
    • каждую реплику, действие воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями;
    • все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

    ЗАДАЧА. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

    Почему следует тщательно продумывать план наблюдения?

    ОТВЕТ. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства предметов и явлений. С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

    ЗАДАЧА. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные. Чем отличается наблюдение научное от житейского (что характерно для научного наблюдения)?

    ОТВЕТ. Для научного наблюдения характерны:
    1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).
    2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).
    3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).
    4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).
    5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).
    6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

    ЗАДАНИЕ. Составьте характеристику личности ученика на основе особенностей проявления, выраженности и устойчивости его интересов. Наблюдение по плану:

    1. Общие интересы:

    1. спорт;
    2. туризм;
    3. шахматы;
    4. техника;
    5. конструирование;
    6. музыка;
    7. изодеятельность;
    8. литература;
    9. художественная самодеятельность;
    10. экономика.

    2. Выраженность:

    1. проба сил;
    2. эпизодичность;
    3. постоянство.

    3. Деятельность:

    1. практическая;
    2. теоретическая.

    4. Устойчивость:

    1. высокая;
    2. средняя;
    3. невысокая (ситуативность).

    5. Умственная активность:

    1. самостоятельная;
    2. несамостоятельная.

    6. Сложность:

    1. а) большой объем;
    2. б) средний;
    3. в) малый.

    7. Владение навыками:

    1. сложными;
    2. средними;
    3. постоянными.

    8. Творческая выраженность:

    1. самостоятельное творчество;
    2. воспроизведение с усовершенствованием;
    3. воспроизведение.

    Рассмотрим некоторые черты современного состояния биосферы и процессы, происходящие в ней.

    Глобальные процессы образования и движения живого вещества в биосфере связаны и сопровождаются круговоротом огромных масс вещества и энергии. В отличие от чисто геологических процессов биогеохимические циклы с участием живого вещества имеют значительно более высокие интенсивность, скорость и количество вовлеченного в оборот вещества.

    Как уже говорилось, с появлением и развитием человечества процесс эволюции заметно видоизменился. На ранних стадиях цивилизации вырубка и выжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны опустошали целые регионы, приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных. По мере развития цивилизации, особенно бурного после промышленной революции конца средних веков, человечество овладевало все большей мощью, все большей способностью вовлекать и использовать для удовлетворения своих растущих потребностей огромные массы вещества - как органического, живого, так и минерального, косного.

    Рост населения и расширяющееся развитие сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта вызвали массовое уничтожение лесов в Европе, Северной Америке, Выпас скота в больших масштабах приводил к гибели лесов и травяного покрова, к эрозии (разрушению) почвенного слоя (Средняя Азия, Северная Африка, юг Европы и США). Истреблены десятки видов животных в Ев­ропе, Америке, Африке.

    Ученые предполагают, что истощение почв на территории древнего центрально-американского государства Майя в результате подсечно-огневого земледелия явилось одной из причин гибели этой высокоразвитой цивилизации. Аналогично в Древней Греции исчезли обширные леса в результате вырубки и неумеренного выпаса скота. Это усилило эрозию почвы и привело к уничтожению почвенного покрова на многих горных склонах, повысило засушливость климата и ухудшило условия ведения сельского хозяйства.

    Строительство и эксплуатация промышленных предприятий, добыча полезных ископаемых привели к серьезным нарушениям природных ландшафтов, загрязнению почвы, воды, воздуха различными отходами.

    Настоящие сдвиги в биосферных процессах начались в XX в. в результате очередной промышленной революции. Бурное развитие энергетики, машиностроения, химии, транспорта привело к тому, что человеческая деятельность стала сравнима по масштабам с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере. Интенсивность потребления человечеством энергии и материальных ресурсов растет пропорционально численности населения и даже опережает его прирост.

    Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, еще полвека назад академик В. И. Вернадский писал: «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Это предупреждение пророчески оправдалось. Последствия антропогенной (производимой человеком) деятельности проявляются в истощении природных ресурсов, загрязнении биосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменении климата. Антропогенные воздействия приводят к на­рушению практически всех природных биогеохимических циклов.

    В результате сжигания различного топлива в атмосферу ежегодно выбрасывается около 20 млрд. т углекислого газа и поглощается соответствующее количество кислорода. Природный запас СО 2 в атмосфере составляет величину порядка 50 000 млрд. т. Эта величина колеблется и зависит, в частности, от вулканической активности. Однако антропогенные выбросы углекислого газа превышают естественные и составляют в настоящее время большую долю его общего количества. Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере, сопровождающееся ростом количества аэрозоля (мелких частиц пыли, сажи, взвесей растворов некоторых химических соединений), может привести к заметным изменениям климата и соответственно к нарушению складывавшихся в течение миллионов лет равновесных связей в биосфере.

    Итогом нарушения прозрачности атмосферы, а, следовательно, и теплового баланса может явиться возникновение « парников ого эффекта», то есть увеличения средней температуры атмосферы на несколько градусов. Это способно вызвать таяние ледников полярных областей, повышение уровня Мирового океана, изменение его солености, температуры, глобальные нарушения климата, затопление прибрежных низменностей и многие другие неблагоприятные последствия.

    Выброс в атмосферу промышленных газов, включающих такие соединения, как окись углерода СО (угарный газ), окислы азота, серы, аммиака и других загрязнителей, приводит к угнетению жизнедеятельности растений и животных, нарушениям обменных процессов, к отравлению и гибели живых организмов.

    Неуправляемое влияние на климат в совокупности с нерациональным ведением сельского хозяйства способны привести к значительному снижению плодородия почв, большим колебаниям урожайности культур. По данным экспертов ООН, в последние годы колебания продукции сельского хозяйства превышали 1%. А ведь уменьшение производства продовольствия даже на 1% может привести к гибели от голода десятков миллионов человек.

    Катастрофически сокращаются леса на нашей планете, Нерациональные вырубки лесов и пожары привели к тому, что во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились лишь на 10-30% территории. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70%, Южной Америки - на 60%, в Китае лишь 8% территории покрыто лесом.

    Загрязнение природной среды. Появление в природной среде новых компонентов, вызванное деятельностью человека или какими-либо грандиозными природными явлениями (например, вулканической деятельностью), характеризуют термином загрязненность. В общем, виде загрязненность - это наличие в окружающей среде вредных веществ, нарушающих функционирование экологических систем или их отдельных элементов и снижающих качество среды с точки зрения проживания человека или ведения им хозяйственной деятельности. Этим термином характеризуются все тела, вещества, явления, процессы, которые в данном месте, но не в то время и не в том количестве, какое естественно для природы, появляются в окружающей среде и могут выводить ее системы из состояния равновесия.

    Экологическое действие загрязняющих агентов может проявляться по-разному; оно может затрагивать либо отдельные организмы проявляться на организменном уровне, либо популяции, биоценозы, экосистемы и даже биосферу в целом.

    На организменном уровне может происходить нарушениеотдельных физиологические функций организмов, изменение их поведения, снижение темпов роста и развития, снижение устойчивости к воздействиям иных неблагоприятных факторов внешней среды.

    На уровне популяций загрязнение может вызывать изменение их численности и биомассы, рождаемости, смертности, изменения структуры, годовых циклов миграций и ряда других функциональных свойств.

    На биоценотическом уровне загрязнение сказывается на структуре и функциях сообществ. Одни и те же загрязняющие вещества по-разному влияют на разные компоненты сообществ. Соответственно меняются количественные соотношения в биоценозе, вплоть до полного исчезновения одних форм и появления других. Изменяется пространственная структура сообществ, цепи разложения (детритные) начинают преобладать над пастбищными, отмирание - над продукцией. В конечном счете, происходит деградация экосистем, ухудшение их как элементов среды человека, снижение положительной роли в формировании биосферы, обесценение в хозяйственном отношении.

    Различают природное и антропогенное загрязнения. Природное загрязнение возникает в результате естественных причин - извержения вулканов, землетрясений, катастрофических наводнений и пожаров. Антропогенное за­грязнение - результат деятельности человека.

    В настоящее время общая мощность источников антропогенного загрязнения во многих случаях превосходит мощность естественных. Так, природные источники окиси азота выбрасывают 30 млн т азота в год, а антропогенные - 35-50 млн т; двуокиси серы, соответственно, около 30 млн т и более 150 млн т. В результате деятельности человека свинца попадает в биосферу почти в 10 раз больше, чем в процессе природных загрязнений.

    Загрязняющие вещества, возникшие в результате хозяйственной деятельности человека, и их влияние на среду очень разнообразны. К ним относятся: соединения углерода, серы, азота, тяжелые металлы, различные органические вещества, искусственно созданные материалы, радиоактивные элементы и многое другое.

    Так, по оценкам экспертов, в океан ежегодно попадает около 10 млн т нефти. Нефть на воде образует тонкую пленку, препятствующую газообмену между водой и воздухом. Оседая на дно, нефть попадает в донные отложения, где нарушает естественные процессы жизнедеятельности донных животных и микроорганизмов. Кроме нефти, значительно возрос выброс в океан бытовых и промышленных сточных вод, содержащих, в частности, такие опасные загрязнители, как свинец, ртуть, мышьяк, обладающие сильным токсическим действием. Фоновые концентрации таких веществ во многих местах уже превышены в десятки раз.

    Каждый загрязнитель оказывает определенное отрицательное воздействие на природу, поэтому их поступление в окружающую среду должно строго контролироваться. Законодательство устанавливает для каждого загрязняющего вещества предельно допустимый сброс (ПДС) и предельно допустимую концентрацию (ПДК) его в природной среде.

    Предельно допустимый сброс (ПДС) - это масса загрязняющего вещества, выбрасываемого отдельными источниками за единицу времени, превышение которой приводит к неблагоприятным последствиям в окружающей среде или опасно для здоровья человека. Предельно допустимая концентрация (ПДК) понимается как количество вредного вещества в окружающей среде, которое не оказывает отрицательного воздействия на здоровье человека или его потомство при постоянном или временном контакте с ним. В настоящее время при определении ПДК учитывается не только степень влияния загрязнителей на здоровье человека, но и воздействие их на животных, растения, грибы, микроорганизмы, а также на природное сообщество в целом.

    Специальные службы мониторинга (наблюдения) окружающей среды осуществляют контроль за соблюдением установленных нормативов ПДС и ПДК вредных веществ. Такие службы созданы во всех районах страны. Особенно важна их роль в крупных городах, вблизи химических про­изводств, атомных электростанций и других промышленных объектов. Службы мониторинга имеют право применять предусмотренные законом меры, вплоть до приостановки производства и любых работ, если нарушаются нормы охраны окружающей среды.

    Кроме загрязнения среды, антропогенное воздействие выражается в истощении природных ресурсов биосферы. Огромные масштабы использования природных ресурсов привели к значительному изменению ландшафтов в некоторых регионах (например, в угольных бассейнах). Если на заре цивилизации человек использовал для своих нужд всего около 20 химических элементов, в начале XX втекало 60, то сейчас более 100 - почти всю таблицу Менделеева. Ежегодно добывается (извлекается из геосферы) около 100 млрд. т руды, топлива, минеральных удобрений.

    Быстрый рост потребностей в топливе, металлах, мине­ральном сырье и их добыче привели к истощению этих ресурсов. Так, по оценкам специалистов, при сохранении современных темпов добычи и потребления, разведанные запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа - через 50 лет, угля - через 200. Аналогичная ситуация сложилась не только с энергетическими ресурсами, но и с металлами (истощение запасов алюминия ожидается через 500-600 лет, железа - 250 лет, цинка - 25 лет, свинца - 20 лет) и минеральными ресурсами, как, например, асбест, слюда, графит, сера.

    Вот далеко не полная картина экологической ситуации на нашей планете в настоящее время. Даже отдельные успехи природоохранной деятельности не могут заметным образом изменить общий ход процесса пагубного влияния цивилизации на состояние биосферы.

    Загрязнение атмосферы. Различные, негативные изменения атмосферы Земли связаны главным образом с изме­нением концентрации второстепенных компонентов атмосферного воздуха.

    Существует два главных источника загрязнения атмосферы: естественный и антропогенный. Естественный источник - это вулканы, пыльные бури, выветривание, лесные пожары, процессы разложения растений и животных.

    К основным антропогенным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, различные машиностроительные предприятия.

    По данным ученых (1990 е.), ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 25,5 млрд. т оксидов углерода, 190 млн т оксидов серы, 65 млн т оксидов азота, 1,4 млн т хлорфторуглеродов (фреонов), органические соединения свинца, углеводороды, в том числе канцерогенные (вызывающие заболевание раком).

    Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу поступает большое количество твердых частиц. Это пыль, копоть и сажа. Большую опасность таит загрязнение природной среды тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий стали практически постоянными компонентами воздуха промышленных центров. Особенно остро стоит проблема загрязнения воздуха свинцом.

    Глобальное загрязнение атмосферного воздуха сказывается на состоянии природных экосистем, особенно на зеленом покрове нашей планеты. Одним из самых наглядных показателей состояния биосферы служат леса их самочувствие.

    Кислотные дожди, вызываемые главным образом диоксидом серы и оксидами азота, наносят огромный вред лесным биоценозам. Установлено, что хвойные породы страдают от кислотных дождей в большей степени, чем широколиственные.

    Только на территории нашей страны общая площадь лесов, пораженных промышленными выбросами, достигла 1 млн га. Значительным фактором деградации лесов в последние годы является загрязнение окружающей среды радионуклидами. Так, в результате аварии на Чернобыльской АЭС поражено 2,1 млн га лесных массивов.

    Особенно сильно страдают зеленые насаждения в промышленных городах, атмосфера которых содержит большое количество загрязняющих веществ.

    Воздушная экологическая проблема истощения озонового слоя, в том числе появление озоновых дыр над Антарктидой и Арктикой, связана с чрезмерным применением фреонов в производстве и быту.

    Происхождение

    Действие

    Двуокись серы (Сернистый ангидрид)

    При сгоранииугля и мазута

    Раздражает бронхи. Вызывает легочные и аллергические реакции

    Трехокись серы

    При реакции двуокиси серы с кислородом

    Соединясь с атмосферной влагой образует серную кислоту. Угнетает растения, разъедает камень и др.

    Окись углерода

    Выделяется при неполном сгорании всех видов топлива.

    В больших количествах неблагоприятно воздействует на организм человека

    Углеводороды

    Выделяютсяпри неполном сгорании горючего (нефти)

    Способствуют развитию раковых заболеваний

    Окись азота