Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Конспект фронтального логопедического занятия - "Перелетные птицы. Употребление предлогов В-НА в предложном и винительном падежах". Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы

    Конспект фронтального логопедического занятия -

    ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

    Учитель-логопед

    Ерышева О.Н.

    Цели:

      Обучающие:

    Учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей.

    Работать над слоговой структурой слов, обозначающих перелётных птиц.

    Составлять описательные рассказы с опорой на схему.

      Коррекционные:

    Уточнить имеющиеся знания по теме «Весна» и «Перелётные птицы».

    - Рас ширя ть активный словарь по теме «Перелётные птицы».

    - Совершенствовать навык составления разных типов предложений с предлогами и союзами.

    - Работать над грамматическим строем речи:

    Родительный падеж ед.и мн.числа;

    Согласование числительных с существительными.

    Учить выделять «4-й лишний» с объяснением.

    3. Развивающие:

    Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память;

    Развивать общую и мелкую моторику.

    4. Воспитывающие:

    Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма, доброму отношению к природе и птицам.

    Оборудование: костюмы лягушки, аиста; шапочки грача, жаворонка, сороки, жаворонка; разрезные картинки перелётных птиц; картинки с изображением птиц; схема пересказа о ласточке; запись с голосами птиц.

    1. Организационный момент. (Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

    Какое сейчас время года?(Сейчас время года весна).

    Какое время года было перед весною?(Перед весною была зима)

    Какое время наступит после весны?(После весны наступит лето).

    Какая часть весны сейчас?(Сейчас середина весны)

    Логопед . Ребята, перед началом занятия скажем наш девиз:

    Кто хочет разговаривать,

    Тот должен выговаривать.

    Всё правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    Если снег повсюду тает,

    День становится длинней.

    Если всё зазеленело и в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит.

    Если птицам не до сна,

    Если стал теплее вечер,

    Значит, к нам пришла…(весна)

    Логопед. Да, с приходом весны всё оживает вокруг. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Сейчас проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

    (отвечать предложением, начинать со слова «весной»)

    1. Что весной греет, светит, припекает?(солнце)

    2.Что весной голубое, высокое, чистое?(небо)

    3. Что весной бежит, журчит, поёт?(ручьи)

    4. Что с крыши свисает, капает, тает?(сосульки)

    5.Что весной темнеет?(снег)

    Что весной, капает, звенит, поёт?(капель)

    Давайте представим, что мы попали в весенний лес .

    Закройте глазки и считайте со мною до трёх. 1-2-3 чудо произойди!

    (включается запись со звуками леса, пением птиц).

    - Ну, что чудо произошло? –Да!

    Ребята, мы с вами попали в весенний лес! Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Послушайте, кто же это поёт в лесу?

    Это птицы!

    Логопед. Конечно, ребята. А ещё ребята, весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны.

    Как называются эти птицы?(перелётные)

    Логопед . Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах. ( Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. Они летят стаями и кричат. Птицы то же рады весне.)

    Логопед. . Почему они называются перелётными?

    Дети . Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.

    Логопед . А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко » и узнаем какие птицы прилетают весной.

    1.В деревянный свой дворец

    Прилетел весной …(скворец)

    2.Песен звонких не жалей

    Нам весною …(соловей).

    3.Клином печальным в небесной дали

    С криком печальным летят…(журавли)

    4. Пёстры грудка, хвост, макушка

    В лесу и в часах кукует..(кукушка).

    5.С буквы «А»начинается

    Имя птицы…(аиста).

    6.По весне к нам с юга мчится

    Чёрная как ворон птица.

    Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей,

    Для деревьев наших врач,

    Ест букашек разных…(Грач).

    Логопед . Назовите, ребята, каких перелётных птиц вы знаете?(грач, соловей, кукушка, ласточка, дикие утки, скворцы…

    Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

    Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

    С юга птицы прилетели!

    Прилетел к нам скворушка –(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

    Серенькое перышко.

    Жаворонок, соловей

    Торопитесь, кто скорей?

    Цапля, лебедь, утка, стриж,

    Аист, ласточка и чиж –

    Все вернулись, прилетели ,(снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

    Песни звонкие зап е ли!( указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)

    Логопед . «4-лишний» -Какая птица лишняя?(Соловей, аист, кукушка, сорока)

    Дети . Лишняя сорока – она зимующая птица.

    Ворона, воробей, голубь, грач

    Дети. Лишняя птица грач–это перелётная птица.

    Логопед. Рассказ о птицах.(Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинается строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнёзд.)

    Грач

    Грач – птица большая. Она похожа на ворону. У неё большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Он поедает жуков, личинок, червей. Грач делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

    Поиграем в игру «Почини предложение» ( подобрать нужный по смыслу предлог(из, в, к, над, на, по)

    Грач вылетел (из) гнезда. Грач прилетел (в) гнездо. Грач подлетел (к) гнезду. Грач кружит (над) гнездом. Грач сел (на) ветку. Грач ходит (по)земле. Грач сидит (под)деревом.

    2) Детки домик смастерили

    И на дерево прибили.

    Поселился в нём певец.

    А зовут его?... (Скворец )

    Скворец

    Скворцы прилетают вслед за грачами. Птица небольшого размера, перья чёрного цвета с белыми пятнышками. Клюв мощный, на голове чёрный хохолок. Питается червями, гусеницами, бабочками. Они охраняют леса и сада от вредителей. Скворец живёт в скворечнике.( летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов.)

    Игра « Подбери словечко»

    Логопед.

    - Как назвать скворца ласково ?(Скворушка )

    - Кто у скворца птенец, птенцы?( Скворчонок, скворчата )

    - Как называется их мама?( Скворчиха)

    - Какой домик строят люди для скворцов весной ?(Скворечник)

    Логопед .

    3) Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    Кто же это…(соловей) Назовём соловья ласково(соловушка).

    Соловей

    Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями. Эта маленькая, серенькая птичка, очень красиво поёт. Его жилище – гнездо. Питается насекомыми и семечками. Прочитать. В народе есть примета : «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».

    4) Длинноногий, длинношеий,

    Длинноклювый, телом серый

    А затылок, голый, красный

    Бродит по болотам грязным,

    Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.(Журавль)

    Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые.

    Образование родственных слов . Птенцы у журавля – журавлята, журавлёнок, мать журавлят – журавлиха, стая журавлей – журавлиная, ласково назовём - журавлик, журавушка.

    Сюрпризный момент.(стук по стеклу, как птичка клювом)

    Ребята, как- будто птичка клювом в окно постучала, да и кажется письмо принесла.

    Голубь бросил к нам в оконце о кого-то письмецо.

    Видно он заторопился, очень быстро удалился,

    Почты много набралось, он не всю её разнёс.

    Что ж вам прочитаю, от кого оно узнаю.

    «Здравствуйте, мои маленькие друзья!

    Хочу услышать рассказ о птичке, которая весной возвращается к вам из тёплых стран.

    А пока высылаю ребус с фотографией этой птички.

    (Ла 100 чка).

    Ласточки и стрижи прилетают позже других птиц, ведь им нужно, чтобы появилось достаточно много летающих насекомых.

    Логопед . Давайте попробуем составить рассказ по картинкам о ласточке. (Дети переворачивают подснежники и составляют предложения).

    Ласточка – красивая перелётная птица.

    У ласточки головка чёрненькая, грудка беленькая с красно-синим гастуком. Хвост и крылья длинные, острые.

    Живёт ласточка в гнезде под крышей дома. Строит гнездо из веточек, травинок, глины.

    Враг ласточки – кошка. Ласточки дружно защищаются от врагов.

    Питается ласточка насекомыми: гусеницами, комарами, червячками, жучками.

    Ласточка красиво поёт. Своим звонким, весёлым щебетаньем она радует людей.

    Игра «Птицы улетели».

    Ласточка – ласточки – нет ласточек

    Журавль – журавли – нет журавлей.

    Скворец – скворцы – нет скворцов.

    Соловей – соловьи – нет соловьёв

    Жаворонок – жаворонки – нет жаворонков

    Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот»

    К ороткий хвост – длинный хвост

    Чёрный клюв – белый клюв

    Тонкая шея – толстая шея

    Острый клюв – тупой клюв

    - Впиши буквы в фигурки в соответствии с образцом. Прочитай название птиц и соедини с образцом. (на парте).

    Индивидуально(собрать разрезные картинки перелётных птиц)

    -Упражнение «Закончи предложение »

    Мне очень понравились все ваши рассказы и стихи. Но остались ещё некоторые вопросы. Попробуем ответить на них ответить на них.

    Весной птицы строят гнёзда, потому что…(дети повторяют фразу и договаривают её до конца) они выводят в них птенцов.

    Первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что… насекомые прячутся и им нечем питаться.

    Осенью последними улетают лебеди, утки и гуси, потому что…водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.

    Все люди любят слушать соловья, потому что … он замечательно поёт.

    Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что … птицы их уничтожают.

    Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…(она не вьёт себе гнезда).

    Птиц нужно любить и охранять, потому что… они приносят большую пользу(украшают нашу природу, замечательно поют и т.д.)

    Логопед . А теперь наша театральная страничка «Встречи в весеннем лесу»

    Аист и лягушка

    Поспорила лягушка с аистом, кто красивее.

    - Я! – Посмотри, какие у меня красивые ноги!

    -Зато у меня их четыре, а у тебя только две!

    -Да, у меня только две ноги, но они длинные!

    - А я квакать умею, а ты нет!

    - А я летаю, а ты только прыгаешь!

    - Летаешь, а нырять не можешь!

    - А у меня есть клюв!

    - Подумаешь, клюв! На что он нужен?

    - А вот на что!

    (рассердился аист и проглотил Лягушку).

    Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

    (С.Михалков).

    Чья проталина

    (Под музыкальное сопровождение выходят сорока, грач, жаворонок)

    Сорока: Тра-та-та! Никак проталина? Моя, моя! Моя проталина, раз я первая её увидела!

    Грач : Здрасьте, уже явилась! И прямо на мою проталину! Некрасиво!

    Сорока: Это почему же она твоя? Я первая её увидела!

    Грач: Ты увидела, а я к ней издалека летел! Тёплые страны покинул. Где проталина – там и мы, грачи! Моя проталина!

    Жаворонок: А я родился на ней!

    Логопед : Не ссорьтесь друзья, проталина, как проталина. А зачем она вам?

    Сорока. А семена? А ростки зелёные?

    Грач . Посидеть, походить, размяться! Носом в земле порыться.

    Жаворонок. А петь-то над проталиной как хорошо! Сколько в поле проталин, столько и жаворонков над ними и все поют! Нет ничего лучше нашей проталины!

    Логопед: А что вы тогда спорите, раз она ваша? Жаворонок хочет петь – пусть поёт, грач хочет ходить – пусть ходит.

    Итог занятия:

    Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили на занятии?

    Что вам понравилось на нашем занятии?

    Цель: Закрепить знания о перелетных птицах.

    Задачи:

    образовательные

    • уточнение и расширение словаря по теме «Перелётные птицы»;
    • закрепление в речи названий перелетных птиц;
    • Подбор прилагательных к существительным, согласование в роде;
    • Подбор глаголов к существительным, согласование в роде и числе;
    • закрепление навыков звукослогового анализа;
    • закрепление обобщающего понятия "Перелётные птицы";

    развивающие:

    • развитие навыков синтеза слов из слогов;
    • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
    • развитие общей и мелкой моторики, координирование речи и движений;
    • развитие наглядно - образного восприятия;

    воспитательные:

    • воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
    • воспитание бережного отношения к природе родного края, птицам.

    Содержание занятия:

    I .Организационный момент.

    Здравствуй, сегодня у нас урок логопедии. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, поздоровайтесь друг с другом:

    Здравствуй, здравствуй,

    Не зевай и ладошки мне давай (берут друг друга за руки)

    Вместе с солнцем мы встаем (поднимают руки вверх)

    Вместе с птицами поём (взмахи руками - крыльями)

    С добрым утром! (ритмичные хлопки)

    С ясным днём! (шаги на месте)

    Вот как славно мы живем! (показать большие пальцы обеих рук).

    II .Введение в тему. Ребята, какой у нас год?2017. А каким годом он объявлен Указом президента России?

    2017 год объявлен в России — годом экологии.

    ЭКОЛО́ГИЯ - наука о том, что нас окружает (леса, реки, горы, животные, птицы) и как мы должны к ним относится. Мы сегодня постараемся больше узнать о представителях окружающей нас среды.

    III .Основная часть.

    1. Сообщение темы и целей занятия.

    Послушайте загадку:

    Наступает до лета,

    Приносит много света,

    Под снегом воду

    Отпускает на свободу(весна).

    Логопед: Какие приметы весны вы знаете?

    (картинки с приметами - на слайде)

    Ученики : Солнце ярче светит, становится теплее, тает снег, появляются проталины, на реках ломается лед, на деревьях распускаются почки, появляются первые цветы, просыпаются дикие животные леса.

    Логопед: Какие звуки мы слышим весной? (аудиофайлы с журчанием ручья, голосами птиц).

    Логопед: Какие звуки понравились вам больше всего?

    Ученики : Голоса птиц.

    Логопед : Ребята, еще одна примета весны - прилет птиц из жарких стран.

    Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах, постараемся больше узнать о них. У вас на столах есть картинки птиц: в конце занятия вы покажете мне одну из картинок. Если вам занятие понравилось, вы узнали что - то новое - покажете радостную птичку, если вам было неинтересно, у вас что - то не получилось - покажете грустную птицу. Начнем наше занятие.

    Логопед: Как мы уже отметили, весной к нам возвращаются птицы из теплых краев, чтобы вывести здесь птенцов. Ребята! Как вы думаете, почему их назвали перелётными? (ответы учеников).

    1. Уточнение и расширение словаря.

    Давайте посмотрим на слайд и проверим, каких перелетных птиц вы знаете, а каких нет.

    На слайдах изображения птиц- скворец, ласточка, жаворонок, журавль, кукушка, лебедь, гусь, утки.

    1. Слоговой анализ.

    Логопед: Я думаю, этих птиц вы видели чаще других. Ой, ребята, беда!

    Подул шаловливый весенний ветерок и разбросал слоги в названиях некоторых птиц, нужно это исправить, собрать из слогов слова (на слайде).

    1. Звукослоговой анализ.

    А вот эти птицы вас знакомы? (иволга, чибис, цапля, аист, зяблик, малиновка, стриж, соловей). Выберите одну птицу и сделаем звуковой анализ названия этой птицы.

    5. Игра «Четвертый лишний». На карточках изображения четырех птиц, одна из них лишняя. Ученики должны назвать одну птицу и объяснить, почему она лишняя.

    6.Дидактическая игра - подобрать признаки к словам - названиям птиц.

    Логопед: Мы с вами посмотрели много картинок птиц и теперь вы сами расскажете о птицах - какие они?

    Например, зяблик (какой?) - стройный, нарядный, певчий.

    Иволга (какая?) -желтая, яркая, красочная

    Лебедь (какой?) - белый, крупный, благородный

    Грач(какой?) - черный, важный, с блестящими крыльями

    Соловей (какой?) - маленький, незаметный, голосистый .

    Кукушка (какая?) - пестрая, хитрая, коварная.

    7.Дидактическая игра «Сложные слова».

    Логопед: Ребята, если у цапли острый клюв, то это … (остроклювая цапля).

    Если у журавля длинные ноги, то это … (длинноногий журавль).

    Если у ласточки быстрые крылья, то это … (быстрокрылая ласточка).

    Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей)

    Физкультминутка «Лебеди».

    Лебеди летят, крыльями машут,

    Прогнулись над водой,

    Качают головой.

    Прямо, гордо умеют держаться

    И бесшумно на воду садятся.

    Взмахи руками;

    Наклон вперед, руки в стороны,

    Медленно поворачиваем голову вправо - влево

    Выпрямить туловище, прогнуть спину, руки отвести назад;

    Сесть на места.

    8.Логопед: Давайте продолжим нашу игру и нам нужно к каждой птице подобрать слова-действия.

    Ласточка (что делает?) -летает, щебечет, ловит мошек.

    Лебедь (что делает?) - плавает, машет крыльями, летает.

    Цапля (что делает?) - стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек.

    Мухоловка (что делает?) - сидит на ветке, летает, ловит мух.

    Кукушка - летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда.

    9. Дидактическая игра «Кто как голос подает».

    Логопед : Ребята, мы знаем, что многие птицы очень красиво поют. Но голоса разных птиц звучат по- разному. Давайте вместе разберемся в этом.

    На доске - картинка с изображением птицы, у логопеда на столе - карточки со словами. После прослушивания голосов птиц, подобрать карточку и прикрепить к изображению птицы.

    Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».

    Запись предложений в тетрадь.

    Кукушка - кукует, ласточка - щебечет, скворец - поет,

    журавль - курлыкает, утка - крякает, гусь - гогочет.

    10. Игра «Кто чем питается?».

    Логопед: Ребята! Вы любите птиц? За что вы любите птиц?

    Ответы учеников: За то, что они красивые. За пение.

    11.Логопед: Знаете ли вы, какую пользу нам приносят птицы? Чем питаются птицы? (ответы учеников).

    — Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто чем питается?». Вам помогут картинки. Я буду называть птицу, а вы должны полным предложением сказать, чем они питаются.

    Грач питается червяком, журавль питается рыбой, скворец питается жуками, ласточка питается комарами, кукушка — гусеницами, мухоловка питается мухами.

    Логопед: — Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы! Они приносят нам огромную пользу, защищают наши леса, сады от вредителей. Как же мы с вами должны относиться к нашим пернатым друзьям? (ответы учеников).

    Мы должны сделать для них скворечники, не разорять птичьи гнёзда, не бросать в них камнями.

    Логопед : Международный день птиц отмечают ежегодно 1 апреля с 1906 года, когда была подписана «Международная конвенция об охране птиц».

    Праздник Жаворонки Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки , а за ними летят и другие перелетные птицы. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы.

    12. Развитие связной речи.

    Логопед: Мы многое узнали о перелетных птицах. Попробуйте рассказать об одной из перелетных птиц. Вам помогут картинки на таблице и опорные слова на слайде.

    1.Серый журавль - улетает в августе.2. Прилетает в марте или апреле. 3.Живет в болотистых лесах. 4.Питается ягодами, насекомыми и их личинками. 5.В нашей стране серый журавль охраняется в десятках заповедников и национальных парков, в том числе и в Белозерском заказнике Гафурийского района.

    Итог занятия.

    Я думаю, вы многое узнали сегодня о птицах, и будете бережно относится к ним не только в год экологии, но и всегда.

    Рефлексия. Оцените свое настроение при помощи картинок птиц.

    Задание на самоподготовку: раскраски с перелетными птицами.

    Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.

    Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

    Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.

    Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.

    Содержание организованной образовательной деятельности

    1. Пальчиковая гимнастика.

    Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

    На юг птицы улетели.

    Улетела скворушка-

    Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

    Жаворонок, соловей

    Торопились, кто скорей?

    Цапля, лебедь, утка, стриж,

    Аист, ласточка и чиж.

    Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

    Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

    2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

    Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

    Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

    Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

    Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

    Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

    3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

    Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

    4. Беседа о перелётных птицах.

    Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

    Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

    Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

    Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

    5. Игра «Найди звук».

    Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

    Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

    Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

    1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

    2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

    3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

    6. Игра «Назови детеныша»

    Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

    Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

    У скворца-… (скворчата)

    У грача-… (грачата)

    У журавля-… (журавлята)

    У кукушки-… (кукушата)

    У аиста-… (аистята)

    У лебедя-… (лебедята).

    7. Упражнение «Назови признак»

    Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

    Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

    Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

    Грач какой?-…(чёрный, крупный)

    Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

    Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

    Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

    8. Упражнение «Назови какой»

    Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

    Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

    Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

    Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

    9. Игра «Слова-действия»

    Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

    Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

    Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

    Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

    Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

    Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

    Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

    10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

    11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.

    Ольга Земцова
    Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы»

    Лексическая тема : Перелётные птицы .

    Логопедическая тема : Формирование грамматического строя речи. Совершенствование связной речи.

    Коррекционно- образовательные цели :

    1. Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах .

    2. Расширение словарного запаса по лексической теме,

    3. Совершенствование грамматического строя речи :

    Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)

    Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище) .

    Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)

    - Развитие функции словообразования :(бескрылый, бесногий, бесклювый, хвостатый. глазастый)

    Образование сложных слов. (остроклювый, длинноногий)

    4. Развитие связной речи.

    Коррекционно- развивающие цели :

    1. Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

    2. Развитие общей и мелкой моторики.

    3. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

    4. Воспитание любви к животному миру.

    5. Вызвать интерес к занятиям .

    Оборудование :

    МУЗЫКА. Ход занятия .

    Логопед . Ребята, сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Приветствие.

    Логопед . Упражнение " Настроение". предлагает

    Логопед предлагает подойти к столу. Перед вами тучки и солнышко выдерите ту картинку которая подходит вашему настроению. (Отмечает, какое настроение у каждого ребёнка в начале занятия .

    Логопед . Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта . (Берёт в руки зажженную свечу.)

    Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас всё занятие . Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

    Дети. Удачного дня.

    Логопед . Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах .

    Пришла весна перелётные птицы возвращаются в наша края.

    Ребята, к нам на занятие прилетела птичка , а вот какая угадайте.

    Труд людей он уважает

    Гусениц уничтожает!

    Есть на дереве дворец

    В нем живёт с семьёй.

    Как вы думаете кто?

    Дети : Я думаю скворец.

    Логопед . Скажите дети, как называются птицы которые улетали от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?

    Дети. Эти птички называются перелётные .

    Логопед . Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей- перелетных птиц . Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.

    Эта птица никогда

    Для птенцов не вьет гнезда.

    Дети. Я думаю это кукушка.

    Маленький певец лесной

    Лучше всех поёт весной. (соловей)

    Всех перелетных птиц черней ,

    Чистит пашню от червей. (грач)

    - Птица белая как снег .

    Птица , что красивей всех

    Выгибает гордо шею, назовем ее скорее? (лебедь)

    Прилетает к нам с теплом.

    Путь проделав длинный,

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины. (ласточка)

    Он твердит одно га-га

    Кто обидел? Где? Когда?

    Никого я не боюсь.

    Ну конечно это (гусь)

    - Этот старый наш знакомый :

    он живёт на крыше дома-

    Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

    Он летает на охоту за лягушками

    К болоту. (аист)

    Логопед . Назовём перелётных птиц .

    Дети. Это - соловей, аист, лебедь, кукушка.

    Логопед . А теперь внимательно посмотрите на экран. Игра " Найди лишнюю птицу . "

    Какая птица оказалось лишняя и почему?

    Дети. Лишняя сорока - она зимующая птичка, а остальные перелётные .

    Логопед . Весною погода бывает разная то тепло, то холодно. Ветер весною сильный,. Давайте изобразим весенний ветер. Наберём полную грудь воздуха через нос,не поднимая плечи.

    Дети. Дуют.

    Логопед . Ребята мы хорошо с вами дули, что все картинки разлетелись. Вы поможете мне их собрать.

    Логопед . Вам нужно собрать картинки (гуся, аиста, утки)

    Дети. Я буду собирать гуся.

    Логопед . Это чья голова?

    Дети. Это гусиная голова.

    Логопед . Клюв (чей) птичий, утиный, гусиный.

    Голова (чья) птичья, утиная, гусиная.

    Гнездо (чьё) птичье, утиное, гусиное.

    Логопед . Ребята, все картинки собрали правильно. На наши работы прилетели посмотреть другие птицы . Давайте посчитаем каких птиц больше . Игра с мячом “Сосчитай – ка”

    Логопед показывает картинки птиц , а дети называют птиц с числительными 1 ,2.

    Дети. Одна ласточка, две ласточки.

    Одна утка, две утки, пять уток.

    Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.

    Одна птица , две птицы , пять птиц .

    Один аист, два аиста, пять аистов.

    Один гусь, два гуся, пять гусей.

    Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.

    Пальчиковая гимнастика “Уточка”

    Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,

    Шла серая по крутому. переваливаясь .)

    Вела детей за собою,

    И малого , и большого, (загибают безымянный палец; большой

    И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)

    И самого любимого. (загибают указательный палец.)

    Физминутка.

    Логопед . Ребята, посмотрите каких красивых птиц нарисовал художник . Но вот беда он забыл нарисовать некоторые части тела птицы . Давайте посмотрим и дорисуем то, чего не хватает каждой птице .

    Дети. У этой птицы нет ног ,она безногая. Я нарисую длинные ноги и она станет длинноногая. (бескрылая-крылатая, бесхвостая- длиннохвостая)

    дети выполняют задание под музыку

    Логопед . Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом?

    Дети. Лесной певец - соловей. (запись трелей соловья.)

    Составим рассказ по схеме о соловье.

    1. Зимующая или перелётная птица ?

    2. Почему их так называют?

    3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

    4. Чем питается?

    5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

    Дети. Соловей -это перелётная птичка . Соловей маленький. серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла,длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище -гнездо.

    Логопед . Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой весны.

    Выберете картинку вашего настроения. (тучка- солнышко)

    Наше занятие закончено . Сейчас вспомним какое задание ему понравилось дольше всего.

    Тема занятия в старшей логопедической группе детского сада: "Перелетные птицы. Употребление предлогов В-НА в предложном и винительном падежах".
    Цель: развивать лексико-грамматические средства речи.
    Речевые задачи:
    1.Расширять и активизировать словарь по данной теме.
    2.Вырабатывать умение использовать в речи существительные в предложном и винительном падежах с предлогами В-НА.
    3. Строить короткое высказывание по предметной картинке.
    Познавательные задачи:
    1. Закреплять представления детей по изученной теме «Зимующие птицы».
    2.Формировать представления детей по теме «Перелётные птицы».

    Оборудование: предметные и сюжетные картинки по изученным темам, музыкальная запись птичьих голосов, фланелеграф, силуэты птицы, ветки, скворечника, крыши дома.
    Ход занятия.
    1.Организационный момент:
    Логопед предлагает детям приготовиться внимательно послушать и сказать, что они услышали.
    (Включается запись птичьих голосов. Дети говорят, что это поют птицы).
    2. Повторение пройденного материала:
    Логопед показывает детям предметные картинки с изображением зимующих птиц (ворона, воробей, синица) и просит назвать каждую, затем вспомнить, как можно назвать их одним словом. Повторяется толкование слова «зимующие», выученное на прошлых занятиях.
    Логопед предлагает изобразить звуки, издаваемые этими птицами (кар-кар, чив-чив, синь-синь), а затем просит рассказать по каждой картинке по образцу: это ворона, она каркает; это воробей, он чирикает; это синица, она синькает.
    3.Знакомство с темой «Перелетные птицы».
    Логопед предлагает проверить, кто помнит, с чего началось занятие. (Дети слушали пение птиц). Кому понравилось слушать пение птиц? Кто хочет увидеть этих птиц и узнать их названия?
    Логопед предъявляет поочередно предметные картинки с изображением соловья, жаворонка, скворца, называя их и рассказывая о каждой:
    Это скворец. Он прилетает к нам ранней весной, когда снег еще не растаял. Люди радуются прилёту скворцов и готовят для них специальные домики-скворечники.
    Это соловей. Он прилетает в наши края в конце весны, когда на деревьях ужу начали распускаться листочки.
    Это жаворонок. Его можно увидеть в наших краях в начале лета, когда становится совсем тепло и деревья покрыты зелеными листьями.
    (Каждый рассказ логопед сопровождает показом сюжетной картинки с временами года).
    Озвучивается вывод: птицы, пение которых мы сегодня слушали, живут у нас только в теплое время года, а на зиму перелетают в теплые края, поэтому соловей, жаворонок, скворец – перелётные птицы.
    Физминутка
    «Воробышек, чирикни!» Воробышки (все дети) встают в ряд, водящий стоит к ним спиной на расстоянии 4-5 шагов и говорит: воробышек, чирикни. Один из детей по указанию логопеда «чирикает», водящий угадывает воробышка. Тот становится водящим.
    4. Работа с лексико-грамматическим материалом в контексте изучаемой темы.
    Логопед говорит, что сейчас мы будем встречать перелетных птиц. Они будут прилетать и садиться на разные предметы: это ветка, это крыша, это скворечник, это гнездо, это дерево.
    -Вот прилетел соловей (жаворонок, скворец). На что сел соловей (жаворонок, скворец)? (логопед перемещает фигурку птицы так, чтобы дети отвечали: на ветку, на крышу, на дерево)
    -Вот прилетел скворец. В чем поселится скворец? (в скворечнике)
    -Вот прилетел жаворонок. В чем поселится жаворонок? (в гнезде)
    Логопед предлагает представить, что в группу прилетела птичка.
    -На что она может сесть? (дети называют окружающие предметы, используя предлог НА и помещают фигурку птицы на названный предмет).
    -Если ей у нас понравится, в чём поселится птичка? (дети называют окружающие предметы, используя предлог В и помещают фигурку птицы внутрь названного предмета).
    Логопед контролирует правильность употребления форм слов в винительном и предложном падежах с предлогами В-НА и адекватность предложенных вариантов. Если ответ ребенка ошибочен по смыслу или грамматически, логопед предлагает детям подумать, как надо сказать правильно.
    5. Подведение итогов.
    Логопед просит детей вспомнить, как называются птицы, о которых сегодня говорили, как назвать их одним словом, почему.
    Выясняется, что понравилось на занятии.
    Отмечаются успехи детей.