Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Гжельская роза аппликация. «Цветы гжели». Конспект занятия по ОО «Художественное творчество» (аппликация) в подготовительной группе. Урок рисования: Сказочная Гжель

    Гжельская роза аппликация. «Цветы гжели». Конспект занятия по ОО «Художественное творчество» (аппликация) в подготовительной группе. Урок рисования: Сказочная Гжель

    Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

    /www.toysew.ru/wp-content/uploads/2015/04/dymka12.jpg" target="_blank">http://www.toysew.ru/wp-content/uploads/2015/04/dymka12.jpg 640w" width="640" />

    Target="_blank">http://www.toysew.ru/wp-content/uploads/2015/04/dymka17.jpg 640w" width="640" />

    Лепим из теста. Лошадка из соленого теста, мастер-класс которой предоставил мастер современных hande-made работ сделана в стиле дымковской игрушки. Может быть поэтому эта поделка столь красива и притягательна взгляду.

    Оказывается, почувствовать себя настоящим творцом-ваятелем совсем не так уж и сложно! И не нужно ни мрамора, ни гранита, ни бронзы, ни даже глины. Ведь вылепить скульптуру можно… из теста! Конечно, это должно быть не обычное тесто, а специальное - солёное. Тогда оно не потрескается при высыхании и приобретёт достаточную прочность, сравнимую с глиняной. Блинная мука для создания пластичной массы не подойдёт, так как обязательно будет подниматься, образуя трещины и деформируя фигурку.

    Как сделать лошадку из соленого теста

    Чтобы сделать пластичное соленое тесто нужно взять муку, соль и воду, в весовых пропорциях 200:200:125. Но следует учесть, что соль в два раза плотнее муки, поэтому если отмерять объёмом, то пропорция будет 200:100:125.

    Воду следует брать холодную и вливать её частями в смесь муки и соли. При вымешивании лучше всего воспользоваться миксером.

    Затем тесто вымешивают руками так же, как это делают для выпечки.


    Если решено вылепить фигурку лошадки, то сделать это можно в три приёма, начав с лепки туловища. Остальную массу лучше всего на время поместить в полиэтиленовый пакет с тем, чтобы она не покрывалась жёсткой корочкой.


    Вылепив голову и шею, эту деталь скрепляют с туловищем. Можете для клейкости слегка смочить место скрепления, а сам «шов» осторожно разгладить, спрятав его.

    В самом конце формируем хвост кобылы. Можете сделать его до самой земли - это увеличит опору фигурки ещё на одну точку.


    Готовое изделие нужно хорошо высушить. Можно воспользоваться духовкой и «пропечь» скульптуру при 80 градусах. А можно воспользоваться «микроволновкой» - это безопаснее и быстрее. Только в микроволновой печи лучше сначала воспользоваться режимом разморозки и выдержать фигурку в течение минуты.
    Затем нужно проверить, не появились ли трещины, не потеряло ли изделие форму. В случае нарушений поверхности можно «произвести маленький ремонт» тестом, опуская его предварительно в воду. Таким образом легко скрыть неровности и трещины, которые могут появиться.
    Затем уже можно перейти на режим разогрева. Фигурку периодически следует вынимать и проверять на прочность. Когда она станет твёрдой и сухой, можно приступать к последнему шагу изготовления игрушки-статуэтки.


    Это будет раскрашивание. Можете использовать любые краски: от акриловых и масляных до пищевых и акварельных. Некоторые могут вообще оставить фигурку чисто-белой, кто-то ограничится лишь окрашиванием гривы и хвоста. А можно немного пошутить и вспомнить знаменитые пёстрые дымковские игрушки.

    Разве теперь скажешь, что лошадка слеплена из соленого теста? Скорее она прискакала из сказки или мультика…


    Вот так легко стать настоящим скульптором, ваятелем, художником - одним словом, творцом.

    Поэтому скорее берите муку и соль и - за дело, господа! Создавайте свои шедевры!

    Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества

    муниципального образования Новокубанский район

    Конспект занятия

    «Орнамент гжель (аппликация)»

    Методист

    Бондаренко Марина Анатольевна

    Новокубанск, 2014 год

    Конспект занятия «Орнамент гжель (аппликация)».

    Дата проведения: 26.03.2014 г.

    Цели:

    Познакомить учащихся с Гжельской росписью, особенностью промысла.

    Научиться выполнять узоры в технике Гжельской росписи.

    Сформировать навыки составления декоративной композиции.

    Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.

    Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель)

    Задачи:

    Стремление к самостоятельной творческой деятельности;

    Развитие творческого потенциала учащихся в условиях активизации воображения и фантазии;

    Проявление интереса к истории и культуре своего народа;

    Развитие способности к поэтапному планированию выполнения работы (от простого - к сложному);

    Умение самостоятельно создавать эскиз будущего узора;

    Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа декора;

    Самостоятельное моделирование узора гжельской росписи;

    Взаимодействие с педагогом и друг с другом во фронтальном режиме.

    Оборудование и материалы:

    Презентация «Орнамент гжель (аппликация)»;

    Схемы-таблицы с изображением гжельских узоров;

    Художественные материалы;

    Иллюстрации с изображением гжельской росписи.

    Организационный момент.

    Педагог: Здравствуйте дорогие ребята!

    Учащиеся: Здравствуйте!

    Добрый день всем, кто хочет сегодня окунуться в мир творчества, стать настоящим мастером промысла.

    Вступительное слово педагога.

    Сегодня я хочу начать наше занятие со стихотворения.

    Есть в Подмосковье такое местечко
    Белая рощица, синяя речка.
    В этой негромкой российской природе
    Слышится эхо волшебных мелодий.
    И светлеет вода родниковая,
    И дыхание ветра слышней.
    Расцветает Гжель васильковая,
    Незабудковая Гжель!

    П. Синявский

    Постановка цели занятия.

    С каким видом декоративно – прикладного искусства мы сегодня познакомимся на занятии?

    Учащиеся: Гжельская роспись

    А что же, ещё мы с вами должны узнать на занятии?

    Учащиеся: Наверное, мы должны узнать историю гжельской росписи.
    - Должны научиться вырезать элементы гжельской росписи.

    Новый материал. Показ презентации «Орнамент гжель (аппликация)»

    Гжель (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».

    И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

    За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

    Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

    Всего одна краска… а какая нарядная и праздничная получилась роспись! Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображается крупно, широкими мазками. А иногда написана тонкой кистью. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всех поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки.

    Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины, с кольцевидным туловом, высокий куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках.

    Кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе. Кувшины, тарелки, блюда, чашки и многое другое.

    Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные и весёлые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

    Итак, мы с вами на миг очутились в мастерской Гжели. Понравились ли вам изделия, расписанные Гжельской росписью?

    Скажите, пожалуйста, за что же всем нравится Гжель?

    Ответы учащихся.

    Она нравится, прежде всего, своим цветом.

    Бело-синий.

    Да, прежде всего своим цветом.

    Педагог: всем удачи! Приступаем к работе.

    Практическая работа

    Задание:

    1.Нарисовать на бумаге понравившиеся элементы гжельской росписи (сделать шаблон) и вырезать из цветной бумаги.

    2. Распределить на листе вырезанные элементы гжельской росписи и приклеить.

    Анализ выполненных работ.

    Замечательно ребята! Я попрошу все работы поставить на демонстрационный стол.

    Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихся)

    Чем замечательны ваши орнаменты?

    О чем вы думали, когда выполняли их?

    С какими чувствами сочетали синий и белый цвет в единую композицию?

    Выслушиваются мнения нескольких учащихся.

    Что вы будете делать со своими поделками?

    Итог занятия.

    1.Керамика – что означает это слово?

    2.Недалеко, от какого города находится деревня Гжель?

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»

    Воспитатель: Сысолятина

    Елена Викторовна

    Калининск 2013 год

    Художественное творчество: пластинография на объемной плоскости.

    Интеграционные области: художественное творчество (лепка), коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, познание, социализация, физическая культура, безопасность.

    Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

    Цели. Познание: продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами; на примере гжельских мастеров, закреплять представления детей о народных промыслах: хохлома, дымка, Семеновская матрешка.

    Социализация: способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервис.

    Художественное творчество: учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в стиле пластинографии. Вызвать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.

    Коммуникация: развивать речь, умение использовать в речи относительные прилагательные.

    Здоровье: следить за сменой поз, с целью профилактики сколиоза.

    Физическая культура: развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Музыка: развитие музыкально-эстетического вкуса.

    Оборудование: аудиозапись песни «Незабудковая гжель», слайдовая презентация «Сказочная гжель», посылка, выставка работ народного творчества: хохлома, гжель, дымка, семёновская матрешка.

    Материал: масса для лепки, доски, детский сервиз, салфетки.

    1. Вводное слово воспитателя Дети вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажите сами.
    2. Путешествие в сине-голубую сказку Сегодня утром почтальон принёс посылку в детский сад. Давайте откроем её и посмотрим, что в ней.

    Как хороша – эта девица душа.

    Щёчки алые горят,

    Удивительный наряд.

    Сидит кокошник горделиво

    Барышня так красива. (достать из посылки барышню и гуся).

    Как называется эта роспись? (ответы детей)

    Вот ложки, блюдца расписные, (стучу в ложки).

    Как называется эта роспись?

    Давайте прочитаем про хохлому стихотворение.

    Роспись хохломская – сильно колдовская,

    В сказочную песню просится сама.

    И нигде на свете нет таких соцветий

    Всех чудес чудесней – роспись хохлома.

    А как называется эта игрушка? (семеновская матрешка).

    Как называется эта роспись? (показ предметов гжели).

    Чтение стихотворения о гжели:

    - Гжельская роспись на белом фарфоре –

    Синее небо, синее море,

    Синь васильков,

    Синие птицы на ветках тонких.

    Музыка скромной российской природы

    Кружит и водит свои хороводы.

    Сейчас мы с вами послушаем и посмотрим сине-голубую сказку, а почему она так называется, вы поймете сами.

    Закрыли глазки, представили, что вы попали в сказку. Глазки открываются, сказка начинается (по телевизору просмотр слайдов).

    В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину белую и стали лепить из нее разную посуду, и расписывать ее узорами из синих цветов, капелек, полос, веточек. Каждый мастер стал умение свое показывать.

    Один мастер слепил чайник, на крышке петух красуется.

    Другой мастер услышал сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылепил сказочный город с башенками и церквушками.

    Третий мастер еще лучше придумал: слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной, улыбается рыбка, хвостом помахивает.

    Лепили гжельские мастера и животных, и птиц разных. Занятно сделан петух с пышным хвостом, бычок, гордый конь, ласковая кошка, никому не страшен такой лев, он немного смешной.

    Делают гжельские мастера и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они сверху донизу цветами, а на самую макушку петушок забрался, так и кажется, что сейчас прокукарекает: «Спать пора».

    У каждого есть свой узор любимый, в каждом отражается сторонушка родимая. Ее трава шелковая, ее цветы весенние. И мастерство волшебное достойно восхищения. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получилась роспись.

    Понравилась вам сине-голубая сказка?

    А еще у нас открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю Вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо (рассматриваем выставку).

    Почему гжель называют сине-голубой?

    Какими узорами украшена посуда? (цветы, веточка, бордюр).

    Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки).

    На что похожи лепестки? (на капельки).

    Чем украшена чашка? (веточка).

    На веточке листья одинаковые или нет? (снизу крупные, а вверху мелкие).

    Дети, посмотрите есть на нашей выставке и необычный сервиз. Пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельскими узорами. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом – при помощи эластичной массы.

    3. Физминутка А перед началом работы давайте проведем пальчиковую гимнастику.

    Наши синие цветы распускают лепестки, (поднимают руки вверх)

    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (качают руками и пальчиками в стороны)

    Наши синие цветы закрывают лепестки,

    Тихо засыпают, головой качают (приседают, сжимают пальцы в кулак)

    4. Украшение сервиза. Дети берут блюдца и чашки. Рассаживаются за столы.

    Звучит тихая музыка «Незабудковая гжель».

    Дети, закройте глаза, положите руку на кусок эластичной массы, сделайте два глубоких вдоха, подружитесь с рабочим материалом.

    Откройте глаза и приступайте к работе.

    Самостоятельная работа детей.

    По окончании работы дети выставляют свои изделия на стол, покрытый белой скатертью.

    Все украсили по одному предмету, а вместе получился красивый нарядный сервиз. Нравится он вам?

    У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе, мне и нашим гостям.

    5. Рефлексия. Вот и подошло к концу наше путешествие. О каких народных промыслах мы сегодня вспоминали (гжель, хохлома, дымка, семеновская матрешка).

    Мы возвращаемся в группу.


    Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства - гжельской росписью. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, создателей «нежно-голубого чуда».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в старшей группе:

    «УКРАСИМ ПОДНОС ГЖЕЛЬСКИМ УЗОРОМ»

    Цели :

    1. Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства - гжельской росписью.

    2. Закреплять умение создавать узоры на листах в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, завитки, точки.

    3. Совершенствовать умение изображать дугообразные и петельные линии при изображении цветка и завитков.

    4. Закреплять умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи.

    5. Продолжать совершенствование разнообразных приемов владения кистью: при рисовании листьев и дугообразных линий её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие точки и линии рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти, а также упражнять детей в работе с трафаретами.

    6. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, создателей «нежно-голубого чуда».

    Материалы:

    Наглядно-дидактическое пособие «Гжель» (под редакцией А. Дорофеевой, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2007г.), предметы, украшенные гжельской росписью (вазы, шкатулки, копилки и т. д.), музыкальный диск с записями мелодий «Тройка» и «Славянские гусли», заготовки подносов из картона, синяя гуашь, кисти двух размеров (с тонким и широким ворсом), трафареты.

    Ход непосредственно-образовательной деятельности

    Вступительная беседа.

    Звучит тихая музыка (мелодия Георгия Свиридова «Тройка») .

    Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой слепил красивую вазу, а третий тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая, нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо».По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.

    Рассматривание предметов гжельской росписи

    Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера гжели.

    Вызвать 3-4 детей и предложить выбрать предмет, который им понравился и объяснить почему.

    Воспитатель: Какие же гжельские узоры своеобразные по цвету! Белые, как снег, а узор голубовато-синий. Всего два цвета, а как красиво! Почти на всех из них присутствует сложный элемент росписи – «гжельская роза», завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий, интересный элемент – сеточка. А вы хотите попробовать тоже стать гжельскими мастерами?

    Рассматривание образца

    Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим с Вами поднос, который я сама украсила гжельской росписью.

    Вопросы к детям:

    Что изображено в середине подноса?

    А из чего нарисованы лепестки?

    А посмотрите, что нарисовано вокруг этого цветка?

    А чем украшен поднос по краям?

    А от этих листочков что отходит?

    Воспитатель: Вот такой получился поднос у меня. А вы свои подносы можете украсить по-своему, также элементами гжельской росписи.

    Показ воспитателя с объяснениями.

    Ребята, посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии.

    Вызываю детей для показа у доски петельных и дугообразных линий. После этого говорю:

    Давайте возьмем кисточки и в воздухе нарисуем гжельский завиток (дети выполняют завиток, а затем лепестки – дугообразными линиями).

    А какой прием мы используем для рисования листьев?

    Украшать узор можно точками. Напоминаю, что рисовать их нужно концом кисти сверху. А теперь скажите, ребята, с какой росписью народного декоративно-прикладного искусства мы знакомимся сегодня?

    А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?

    Физминутка:

    Раз-два – спит цветок

    Три – раскрыли лепесток

    Раз – сомкнулись

    Два – проснулись

    Дружно к солнцу потянулись!

    Воспитатель: А сейчас я хочу вам сделать сюрприз. Закройте на минуту глаза и представьте, что вы гжельские мастера, и вам нужно порадовать людей – расписать подносы. Итак, закрыли все глаза. Представили? Открываем глаза, садимся. Ребята, в помощь вам на столах лежат трафареты, можете воспользоваться ими, кто хочет. Только напоминаю, их нужно очень аккуратно положить на поднос, уголки с уголками, и тогда у вас уже получится середина цветка и листочки.

    А теперь берем в руки волшебные кисточки и начинаем творить чудеса. В добрый путь, юные мастера гжели!

    Самостоятельная деятельность детей

    Включаю народную мелодию «Славянские гусли».

    В процессе работы помогаю осваивать специфику гжельской росписи, закрепляю и совершенствую приемы рисования.

    Заканчиваем работу.

    Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь, юные гжельские мастера, берем свои подносы и ставим их на стол (заранее ставлю стол, украшенный белой скатертью, в мою гжельскую мастерскую).

    Все дети встали вокруг столов с работами.

    Воспитатель: Посмотрите, какие красивые подносы у вас получились, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор. А какой поднос понравился больше вам, и почему?

    Вызываю 3-4 человека. Ребенок выбирает поднос и объясняет, почему он его выбрал.

    Воспитатель подводит итог: У многих из вас получились красивые подносы, как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.

    Правда, вот этот узор немного неудачен – завитки прерываются. И не у всех еще красиво получились эти замечательные гжельские узоры. Но вы ведь еще молодые гжельские мастера, и я уверена, что в будущем у вас при желании всё получится.

    А теперь закройте на секунду глаза: 1, 2, 3, открывайте! Вот вы и снова дети старшей группы.

    Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

    А как ласково называли эту роспись?

    А если бы вы были гжельскими мастерами, что бы вы расписали на радость людям?

    Воспитатель: В заключение мне хочется сказать, что очень приятно пить чай из гжельского чайника, кушать из гжельской посуды, а как красиво смотрятся цветы в гжельской вазе! Бело-синее чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов! Всем спасибо, молодцы!

    «Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера гжели »


    Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет «Голубое чудо Гжели»

    Программное содержание:

    Дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

    Материал и оборудование:

    Игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды), гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

    Предварительная работа:

    Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

    Ход занятия:

    Воспитатель:

    Друзья мои, сегодня на занятие хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.

    Как вы думаете, из чего она была сделана?
    Из чего бывает сделана посуда?
    Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?

    Конечно нет, только бы роспись пострадала.

    А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома?
    Эта уж точно осталась бы цела.
    А пластиковая посуда?
    А стеклянная?

    Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
    Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

    А как вы думаете, такая посуда может разбиться?
    Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

    Как называется посуда, которую вы сложили из осколков?
    Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе.

    На столе, на жёлтой скатерти посуда гжель. Дети рассматривают, любуются посудой. Педагог читает стихи:

    Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
    Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
    Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
    С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
    Сотворили это чудо не за тридевять земель,
    Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

    Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
    Синеглазая посуда, как весною небеса.
    Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
    Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

    Где изготавливают эту посуду?
    Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
    Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

    Давайте полюбуемся нашей выставкой.

    Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать?
    Верно, нарядная, красивая, праздничная.
    Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся декоративно–прикладному искусству.
    Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

    А что делает эту посуду такой? Да, бело–синяя роспись.
    Рассмотрим роспись поближе.
    Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.

    Какой цвет использовали мастера?
    Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
    Что нарисовано на вазе?
    Где расположен цветок?
    Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
    Где закрашено синей краской полностью?
    Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
    А что ещё создают гжельские мастера?

    Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.
    Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

    Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

    1 карточка – белая глина
    2 карточка – цвет росписи
    3 карточка – элементы росписи
    4 карточка – предметы промысла.

    Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т.д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

    Карточки для игрового упражнения содержат элементы всех декоративно-прикладных росписей, поэтому на других занятиях дети могут из данных карточек собрать дорожку хохломской росписи, дымковской игрушки и т.д.

    Воспитатель:

    Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

    Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

    Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

    Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

    Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

    Физкультминутка «Посуда»

    Вот большой стеклянный чайник,
    («Надуть» живот, одна рука на поясе)

    Очень важный, как начальник.
    (Другая изогнута, как носик)

    Вот фарфоровые чашки,
    (Приседать, одна рука на поясе)

    Очень хрупкие, бедняжки.
    Вот фарфоровые блюдца,
    (Кружиться, рисуя руками круг)

    Только стукни - разобьются.
    Вот серебряные ложки,
    (Потянуться, руки сомкнуть над головой)

    Вот пластмассовый поднос -
    Он посуду нам принес.
    (Сделать большой круг)

    Итог занятия:

    В конце занятия дети раскладывают посуду на жёлтую скатерть. (Можно использовать жёлтые обои для контрастного фона). Любуются. Рассматривают. Педагог читает стихи:

    Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая Гжель! Синие розы по белому фону Море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.

    Обо всём на свете:

    В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

    Материалы раздела

    Занятия для младшей группы:

    Занятия для средней группы.