Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Романс колокольчики мои цветики степные. Колокольчики мои, цветики степные (Толстой А. К.)

    Романс колокольчики мои цветики степные. Колокольчики мои, цветики степные (Толстой А. К.)

    «Колокольчики мои» Алексей Толстой

    Колокольчики мои,
    Цветики степные!
    Что глядите на меня,
    Темно-голубые?
    И о чем звените вы
    В день веселый мая,
    Средь некошеной травы
    Головой качая?

    Конь несет меня стрелой
    На поле открытом;
    Он вас топчет под собой,
    Бьет своим копытом.
    Колокольчики мои,
    Цветики степные!
    Не кляните вы меня,
    Темно-голубые!

    Я бы рад вас не топтать,
    Рад промчаться мимо,
    Но уздой не удержать
    Бег неукротимый!
    Я лечу, лечу стрелой,
    Только пыль взметаю;
    Конь несет меня лихой, -
    А куда? не знаю!

    Он ученым ездоком
    Не воспитан в холе,
    Он с буранами знаком,
    Вырос в чистом поле;
    И не блещет как огонь
    Твой чепрак узорный,
    Конь мой, конь, славянский конь,
    Дикий, непокорный!

    Есть нам, конь, с тобой простор!
    Мир забывши тесный,
    Мы летим во весь опор
    К цели неизвестной.
    Чем окончится наш бег?
    Радостью ль? кручиной?
    Знать не может человек -
    Знает бог единый!

    Упаду ль на солончак
    Умирать от зною?
    Или злой киргиз-кайсак,
    С бритой головою,
    Молча свой натянет лук,
    Лежа под травою,
    И меня догонит вдруг
    Медною стрелою?

    Иль влетим мы в светлый град
    Со кремлем престольным?
    Чудно улицы гудят
    Гулом колокольным,
    И на площади народ,
    В шумном ожиданье,
    Видит: с запада идет
    Светлое посланье.

    В кунтушах и в чекменях,
    С чубами, с усами,
    Гости едут на конях,
    Машут булавами,
    Подбочась, за строем строй
    Чинно выступает,
    Рукава их за спиной
    Ветер раздувает.

    И хозяин на крыльцо
    Вышел величавый;
    Его светлое лицо
    Блещет новой славой;
    Всех его исполнил вид
    И любви и страха,
    На челе его горит
    Шапка Мономаха.

    «Хлеб да соль! И в добрый час! -
    Говорит державный, -
    Долго, дети, ждал я вас
    В город православный!»
    И они ему в ответ:
    «Наша кровь едина,
    И в тебе мы с давних лет
    Чаем господина!»

    Громче звон колоколов,
    Гусли раздаются,
    Гости сели вкруг столов,
    Мед и брага льются,
    Шум летит на дальний юг
    К турке и к венгерцу -
    И ковшей славянских звук
    Немцам не по сердцу!

    Гой вы, цветики мои,
    Цветики степные!
    Что глядите на меня,
    Темно-голубые?
    И о чем грустите вы
    В день веселый мая,
    Средь некошеной травы
    Головой качая?

    Анализ стихотворения Толстого «Колокольчики мои»

    Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни. Ранняя версия «Колокольчиков» характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания «о делах былого». Последние восходят ко временам Киевской Руси и Новгородской республики, которые представляются лирическому герою образцом идеального государства, населенного свободными, талантливыми, сильными духом и преданными Отечеству людьми.

    В более поздней вариации, принятой за каноническую, поэт расширяет пейзажную зарисовку зачина. Переставив глагол «звените» в третье предложение, автор вводит лексему «глядите», олицетворяя образ степных цветов. Трепетно-бережное отношение лирического субъекта обусловливает возникновение мотива раскаяния, в современном прочтении приобретающего экологическое значение. Герой просит прощения за неосторожные действия своего питомца.

    Во второй строфе появляется новый персонаж - «славянский конь». Воспитанный на воле, он молод и силен, отличается «диким» и «непокорным» нравом. С образом коня связывается мотив стремительного движения, «бега неукротимого», причем лирическому «я» не ясна конечная цель пути. Подобно волшебному помощнику из народных сказок, конь может переместить героя не только в пространстве, но и во времени.

    При помощи риторических вопросов лирический субъект моделирует несколько вариантов окончания путешествия, подробно останавливаясь на последнем. Им становится сцена из средневековой жизни - встреча царем гостей из славянских земель. Поэтом моделируется идеальное художественное пространство «светлого града», наделенного еще одним значимым определением - «православный». Жители приветствуют чинный строй гостей, а величественный вид «хозяина» внушает гражданам «любовь и страх». Образ мудрого и харизматичного монарха полностью соответствует представлениям об идеальном правителе. Гости признают себя верными вассалами царя.

    Ретроспективная зарисовка завершается пиром, в изображении которого лидируют акустические образы колокольного звона, игры на гуслях и разговоров участников застолья. Интересна заключительная метафора «ковшей славянских звук», символизирующая объединение родственных народов, расстроившее планы коварных иноземцев.

    Рефрен, размещенный в финальной строфе, не полностью соответствует зачину. В нем появляются устоявшиеся формулы, отсылающие читателя к образцам древнерусской литературы.

    Алексей Константинович Толстой

    Колокольчики мои,
    Цветики степные!
    Что глядите на меня,
    Темно-голубые?
    И о чем звените вы
    В день веселый мая,
    Средь некошеной травы
    Головой качая?

    Конь несет меня стрелой
    На поле открытом;
    Он вас топчет под собой,
    Бьет своим копытом.
    Колокольчики мои,
    Цветики степные!
    Не кляните вы меня,
    Темно-голубые!

    Я бы рад вас не топтать,
    Рад промчаться мимо,
    Но уздой не удержать
    Бег неукротимый!
    Я лечу, лечу стрелой,
    Только пыль взметаю;
    Конь несет меня лихой, —
    А куда? не знаю!

    Он ученым ездоком
    Не воспитан в холе,
    Он с буранами знаком,
    Вырос в чистом поле;
    И не блещет как огонь
    Твой чепрак узорный,
    Конь мой, конь, славянский конь,
    Дикий, непокорный!

    Есть нам, конь, с тобой простор!
    Мир забывши тесный,
    Мы летим во весь опор
    К цели неизвестной.
    Чем окончится наш бег?
    Радостью ль? кручиной?
    Знать не может человек —
    Знает бог единый!

    Упаду ль на солончак
    Умирать от зною?
    Или злой киргиз-кайсак,
    С бритой головою,
    Молча свой натянет лук,
    Лежа под травою,
    И меня догонит вдруг
    Медною стрелою?

    Иль влетим мы в светлый град
    Со кремлем престольным?
    Чудно улицы гудят
    Гулом колокольным,
    И на площади народ,
    В шумном ожиданье,
    Видит: с запада идет
    Светлое посланье.

    В кунтушах и в чекменях,
    С чубами, с усами,
    Гости едут на конях,
    Машут булавами,
    Подбочась, за строем строй
    Чинно выступает,
    Рукава их за спиной
    Ветер раздувает.

    И хозяин на крыльцо
    Вышел величавый;
    Его светлое лицо
    Блещет новой славой;
    Всех его исполнил вид
    И любви и страха,
    На челе его горит
    Шапка Мономаха.

    «Хлеб да соль! И в добрый час! —
    Говорит державный, —
    Долго, дети, ждал я вас
    В город православный!»
    И они ему в ответ:
    «Наша кровь едина,
    И в тебе мы с давних лет
    Чаем господина!»

    Громче звон колоколов,
    Гусли раздаются,
    Гости сели вкруг столов,
    Мед и брага льются,
    Шум летит на дальний юг
    К турке и к венгерцу —
    И ковшей славянских звук
    Немцам не по сердцу!

    Гой вы, цветики мои,
    Цветики степные!
    Что глядите на меня,
    Темно-голубые?
    И о чем грустите вы
    В день веселый мая,
    Средь некошеной травы
    Головой качая?

    Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни. Ранняя версия «Колокольчиков» характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания «о делах былого». Последние восходят к временам Киевской Руси и Новгородской республики, которые представляются лирическому герою образцом идеального государства, населенного свободными, талантливыми, сильными духом и преданными Отечеству людьми.

    В более поздней вариации, принятой за каноническую, поэт расширяет пейзажную зарисовку зачина. Переставив глагол «звените» в третье предложение, автор вводит лексему «глядите», олицетворяя образ степных цветов. Трепетно-бережное отношение лирического субъекта обусловливает возникновение мотива раскаяния, в современном прочтении приобретающего экологическое значение. Герой просит прощения за неосторожные действия своего питомца.

    Во второй строфе появляется новый персонаж — «славянский конь». Воспитанный на воле, он молод и силен, отличается «диким» и «непокорным» нравом. С образом коня связывается мотив стремительного движения, «бега неукротимого», причем лирическому «я» не ясна конечная цель пути. Подобно волшебному помощнику из народных сказок, конь может переместить героя не только в пространстве, но и во времени.

    При помощи риторических вопросов лирический субъект моделирует несколько вариантов окончания путешествия, подробно останавливаясь на последнем. Им становится сцена из средневековой жизни — встреча царем гостей из славянских земель. Поэтом моделируется идеальное художественное пространство «светлого града», наделенного еще одним значимым определением — «православный». Жители приветствуют чинный строй гостей, а величественный вид «хозяина» внушает гражданам «любовь и страх». Образ мудрого и харизматичного монарха полностью соответствует представлениям об идеальном правителе. Гости признают себя верными вассалами царя.

    Ретроспективная зарисовка завершается пиром, в изображении которого лидируют акустические образы колокольного звона, игры на гуслях и разговоров участников застолья. Интересна заключительная метафора «ковшей славянских звук», символизирующая объединение родственных народов, расстроившее планы коварных иноземцев.

    Рефрен, размещенный в финальной строфе, не полностью соответствует зачину. В нем появляются устоявшиеся формулы, отсылающие читателя к образцам древнерусской литературы.

    Это очень умилительное в отношении описания природы стихотворение. Видно, что автор любуется русской природой. Главное, что в первую очередь выносится на поверхность – патриотические чувства героя. С точки зрения организации стихотворение представляет особый интерес, в данном случае мы видим кольцевую композицию.

    1) Я представляю себе такую картину. Огромное поле.

    Повсюду зеленая трава, и в ней качаются головки темно-голубых колокольчиков. По степи несется лихой конь. Он бьет копытом, топчет цветики степные. Ездок не в силах удержать коня. Ему очень жаль нежные цветы. И он просит у цветов прощения.

    2) Глядите, звените, головой качая – олицетворения, при помощи которых оживают колокольчики, неяркие степные цветы. Бег коня помогает представить эпитеты: бег неукротимый, конь лихой, дикий, непокорный. Используются сравнения: несет стрелой, не блещет как огонь.

    3) Трогает ласковое обращение к цветам: «Колокольчики мои, цветики степные!». Чувство вины перед ними: «Я бы рад вас не топтать, рад промчаться мимо». И в то же время ездок оправдывает коня: «Он ученым седоком не воспитан в холе!».

    И восхищается своим конем.

    4) Стихотворение проникнуто настроением трогательной нежности к природе и неукротимой силой движения вперед, к свободе.

    5) Стихотворение сначала вызывает чувство грусти, а потом описанием бега коня взывает к движению, к действию.

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

    КОЛОКОЛЬЧИКИ МОИ

    Слова А. Толстого
    Музыка Петра Булахова

    Колокольчики мои,
    Цветики степные!
    Что глядите на меня,
    Темно-голубые?
    И о чем звените вы
    В день веселый мая,
    Средь некошеной травы
    Головой качая?

    Конь несет меня стрелой
    На поле открытом;
    Он вас топчет под собой,
    Бьет своим копытом.
    Колокольчики мои,
    Цветики степные!
    Не кляните вы меня,
    Темно-голубые!

    Я бы рад вас не топтать,
    Рад промчаться мимо,
    Но уздой не удержать
    Бег неукротимый!
    Я лечу, лечу стрелой,
    Только пыль взметаю;
    Конь несет меня лихой,
    А куда? не знаю.

    Гой вы, цветики мои,
    Цветики степные!
    Что глядите на меня,
    Темно-голубые?
    И о чем грустите вы
    В день веселый мая,
    Средь некошеной травы
    Головой качая?

    Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. – М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.

    Сентиментальный романс (или, скорее, песня) на основе одноименного стихотворения Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) (приведено ниже). Из авторского текста использованы только три первых и последнее восьмистишия, не несущие смысловой нагрузки, хотя для самого Толстого стихотворение было крайне важным.

    У стихотворения сложная судьба. Первый вариант был создан в 1840-е годы как ностальгия по Новгородской республике и казачьей вольнице. К моменту публикации (журнал «Современник», 1854, № 4) Толстой полностью сменил акценты: теперь речь шла об объединении славянских народов вокруг Москвы и России как оплоте славянской цивилизации. Непонятны причины, побудившие автора совершенно переделать текст. Возможно, повлияло начало Крымской войны (1853-56) и всеобщий всплеск патриотизма. К счастью, первоначальный - безусловно лучший - вариант тоже сохранился. Толстой считал "Колокольчики" своим лучшим стихотворением. Смерть поэта была трагической – болезнь и передозировка морфия.

    Вроде бы, какая мелочь - сменить акценты... Но Толстой как поэт, наверное, именно тогда и умер - когда переделал то, что думал, в то, что полагалось думать или модно было думать.

    Известны мелодии 12 композиторов (В. И. Ребиков и др.), но наиболее популярным стал мотив Петра Петровича Булахова. Может быть, другие композиторы использовали какие-то другие фрагменты стихотворения. Входила в репертуар Сергея Лемешева.

    Колокольчики мои
    <первоначальная редакция, 1840-е годы>

    А. К. Толстой

    Колокольчики мои,
    Цветики степные,
    Что звените вы в траве,
    Темно-голубые?

    Старину ль зовете вы?
    Будущие ль годы?
    Новагорода ль вам жаль?
    Дикой ли свободы?

    Иль морских богатырей
    И царевен пленных?
    Иль увенчанных царей
    В бармах драгоценных?

    Иль соборов на Москве
    Во святом синклите?
    Колокольчики мои,
    Звените, звените!

    Колокольчики мои
    В ковыле высоком!
    Вы звените о былом,
    Времени далеком,

    Обо всем, что отцвело,
    Чего нет уж боле,
    О боярах на Руси,
    О козацкой воле!

    Колокольчики мои
    В золотистом жите,
    О гетма нщине лихой
    Звените, звените!

    Как лежит козак убит
    В стороне немилой,
    И ракита говорит
    Над его могилой!

    Я прислушаюся к вам,
    Цветики степные,
    Русским людям передам
    Я дела былые!

    Гой ты, ветер, не шуми
    В зеленой раките!
    Колокольчики мои,
    Звените, звените!

    1840-е годы

    Колокольчики мои
    <в ред. 1854 года>

    А. К. Толстой

    Колокольчики мои,
    Цветики степные!
    Что глядите на меня,
    Темно-голубые?
    И о чем звените вы
    В день веселый мая,
    Средь некошеной травы
    Головой качая?

    Конь несет меня стрелой
    На поле открытом;
    Он вас топчет под собой,
    Бьет своим копытом.
    Колокольчики мои,
    Цветики степные!
    Не кляните вы меня,
    Темно-голубые!

    Я бы рад вас не топтать,
    Рад промчаться мимо,
    Но уздой не удержать
    Бег неукротимый!
    Я лечу, лечу стрелой,
    Только пыль взметаю;
    Конь несет меня лихой, -
    А куда? не знаю!

    Он ученым ездоком
    Не воспитан в холе,
    Он с буранами знаком,
    Вырос в чистом поле;
    И не блещет как огонь
    Твой чепрак узорный,
    Конь мой, конь, славянский конь,
    Дикий, непокорный!

    Есть нам, конь, с тобой простор!
    Мир забывши тесный,
    Мы летим во весь опор
    К цели неизвестной.
    Чем окончится наш бег?
    Радостью ль? кручиной?
    Знать не может человек -
    Знает бог единый!

    Упаду ль на солончак
    Умирать от зною?
    Или злой киргиз-кайсак,
    С бритой головою
    Молча свой натянет лук,
    Лежа под травою,
    И меня догонит вдруг
    Медною стрелою?

    Иль влетим мы в светлый град
    Со кремлем престольным?
    Чудно улицы гудят
    Гулом колокольным,
    И на площади народ,
    В шумном ожиданье
    Видит: с запада идет
    Светлое посланье.

    В кунтушах и в чекменях,
    С чубами, с усами
    Гости едут на конях,
    Машут булавами,
    Подбочась, за строем строй
    Чинно выступает,
    Рукава их за спиной
    Ветер раздувает.

    И хозяин на крыльцо
    Вышел величавый;
    Его светлое лицо
    Блещет новой славой;
    Всех его исполнил вид
    И любви и страха,
    На челе его горит
    Шапка Мономаха.

    «Хлеб да соль! И в добрый час! -
    Говорит державный, -
    Долго, дети, ждал я вас
    В город православный!»
    И они ему в ответ:
    «Наша кровь едина,
    И в тебе мы с давних лет
    Чаем господина!»

    Громче звон колоколов,
    Гусли раздаются,
    Гости сели вкруг столов,
    Мед и брага льются,
    Шум летит на дальний юг
    К турке и к венгерцу -
    И ковшей славянских звук
    Немцам не по сердцу!

    Гой вы, цветики мои,
    Цветики степные!
    Что глядите на меня,
    Темно-голубые?
    И о чем грустите вы
    В день веселый мая,
    Средь некошеной травы
    Головой качая?

    В редакции, близкой к окончательному тексту, между строфами 10-й и 11-й имеется еще одно восьмистишие:

    На одних цвели полях
    Древле наши деды,
    Русс и чех, хорват и лях
    Знали те ж победы!

    Будь же солнцем наших стран
    И княжи над нами!
    Кто на бога и славян
    С русскими орлами!

    Наконец, известны еще четыре строки, не вошедшие в печатный текст:

    Вам тоски не заглушить,
    Свет не сделать милым,
    Старины не воротить
    Говором унылым.

    А. К. Толстой. Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. М., Правда, 1969 – (Б-ка отечественной классики).

    Петр Петрович Булахов (1822-1885) , композитор, родился в семье известного московского оперного певца. К концу жизни оказался парализован, имущество и многие рукописи погибли при пожаре. Последние годы провел в имении Кусково приютившего его графа Шереметева. Романсы писал также его брат Павел Петрович Булахов, оперный тенор.

    НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (3 листа):





    Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.