Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Презентация на тему: Презентация "Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ". Презентация опытно экспериментальной д-ти58

    Презентация на тему: Презентация

    Воспитание экологической компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность

    • Обобщение педагогического опыта на тему:
    • «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
    • В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
    • СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”
    • © Прохорова Людмила Владимировна
    • воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида № 56 «Гусельки», город Тамбов,
    • 2010
    Цель:
    • создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента.
    • сформировать интерес к исследованию природы.
    • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.).
    • стимулировать познавательную активность
    • и любознательность ребенка.
    • активизировать восприятие учебного мате-риала по ознакомлению с природными явлениями.
    Задачи:
    • Формирование у детей представления о явлениях неживой природы.
    • Расширение представлений детей о фи-зических свойствах окружающего мира
    • Знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, и др.).
    • Формирование опыта выполнения пра-вил техники безопасности при проведе-нии экспериментов.
    Структура детского экспериментирования
    • Цель : развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объек-тами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
    • Задачи :
    • 1) развитие мыслительных процессов;
    • 2) развитие мыслительных операций;
    • 3) освоение методов познания;
    • 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
    • Содержание : информация об объектах и явлениях, предметах
    • Мотив : познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В стар-шем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
    • Средства : язык, речь, поисковые действия
    • Формы : элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
    • Условия : постепенное усложнение, организация условий для самостоя-тельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций составляющие целый спектр психических новообразований.
    • Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской рабо-ты, новые знания и умения
    Примерная структура занятия - экспериментирования
    • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
    • Упражнения на развитие внимания, памяти, логичес-кого мышления (могут быть организованы до заня-тия)
    • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
    • Уточнение плана исследования.
    • Выбор оборудования, самостоятельное его размеще-ние детьми в зоне исследования.
    • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментиру-ющих ход и результаты совместной деятельности де-тей в группах.
    • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
    Учебно-тематическое планирование
    • экспериментирование с песком
    • сентябрь 1. «Песчаный конус»
    • 2. «Свойства мокрого
    • песка»
    • октябрь
    • 1.«Волшебный материал»
    • 2. «Где вода?»
    • ноябрь 1. «Ветер»
    • 2.«Своды и тоннели»
    • декабрь 1. «Песочные часы»
    • Экспериментирование с воздухом
    • декабрь 2. «Поиск воздуха»
    • январь 1. «Живая змейка»
    • 2. «Реактивный шарик»
    • февраль 1. «Подводная лодка»
    • 2. «Сухой из воды»
    • март 1.«Свеча в банке»
    • апрель 1. «Почему не выливается?
    Задачи уголка экспериментальной деятельности
    • развитие первичных естественнонаучных представлений;
    • наблюдательности;
    • любознательности;
    • активности;
    • мыслительных опера-ций (анализ, сравне-ние, обобщение, клас-сификация, наблюде -ние);
    • формирование умений комплексно обследо -вать предмет.
    Содержание уголка экспериментальной деятельности
    • место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
    • место для приборов
    • место для хранения материалов (природного, "бросового")
    • место для проведения опытов
    • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
    Межпредметная связь детского экспериментирования
    • эксперимент
    • математика
    • развитие речи
    • музыка
    • чтение
    Результаты диагностики: Результаты проведенной работы:
    • Применение экспериментирования оказало влияние на:
    • повышение уровня развития любознательности;
    • исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать про-блемы, анализировать объект или явление, выделять сущест-венные признаки и связи, сопос-тавлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и мате-риалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
    • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей раз-личными терминами, закрепление умения грамматически пра-вильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
    • личностные характеристики (появление инициативы, самосто-
    • ятельности, умения сотрудничать с другими, потребности от-
    • стаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;
    • знания детей о неживой природе.
    Рекомендации для родителей по развитию творческой активности детей
    • Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной, не по делу, не вовремя.
    • Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, рисует узорчик и т.д.). Помогите организовать эту деятельность (купите книги на эту тему, поищите информацию в Интернете и т.д.), только не переусердствуйте. Если вы с уважением отнесетесь к тому, что интересует его, он скорее уважит ваши требования.
    • Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите быстрых результатов.
    • Будьте терпимы к ошибкам ребенка.
    • Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как нам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
    • Наблюдайте за ребенком, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
    • Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы…» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда Вы делаете то, что умете, но и когда ошибаетесь. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
    • Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки. Для ребенка важно, что то, что он делает ценится родителями.
    Литература для детей:
    • Н.Н. Зубкова «Научные ответы на детские «почему». Ответы и эксперименты для детей от 5 до 9 лет»., Изд.Речь, 2007.
    • Н.Н. Зубкова « Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». », Изд.Речь, 2007.
    • Н.Н. Зубкова «Пять тысяч- где, семь тысяч- почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет»., Изд.Речь, 2007.
    • Сенчански Томислав «Ставим опыты» 1,2., Изд. Урал ЛТД.
    • Джон Кларк, Клинт Пэнг. Энциклопедия. Окружающего мира., Изд. «Махаон», 2000.
    • Л.Я, Гальпершнейн. Моя первая энциклопедия., Научно - по- полярное издание для детей, 2005.
    Рекомендуемая литература для воспитателей:
    • 1.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.:Сфера,2004
    • 2.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское эксперимен-тирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003
    • 3.Организация экспериментальной деятельности до-школьников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
    • 4.Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процес-се экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
    • 5.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001
    Интернет-ресурсы:
    • 1.http://www.pedagog.kamardin.com
    • 2.http://revolution.allbest.ru
    • 3.http://vospitatel.resobr.ru
    • 4.http://www.ug.ru учительская газета
    • 5.http://www/ doshvozrast.ru
    • 6.http://school.edu.ru
    • 7.http://www.edu.ru
    БЛАГОДАРЮ
    • БЛАГОДАРЮ
    • ЗА ВНИМАНИЕ!

    Уважаемые коллеги

    Вашему вниманию предлагается доклад-презентация на тему «Детское экспериментирование в детском саду»

    Актуальность детского экспериментирования состоит в том, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому. В наши дни существует реальная проблема современных детей – замена реальной природы виртуальной. Ребенок все больше времени проводит за компьютером, видеомагнитофоном, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая.

    Отсюда можно сделать вывод словами Ян Амоса Каменского, который писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобрели знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» . Эта идея приобретает особое значение в наши дни.

    Поэтому детское экспериментирование в мини - лаборатории имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

    Данной проблемой занимались многие ученые.

    Ребенок по своей природе – исследователь мира

    [Н. Н. Поддьяков] .

    «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» . К.Е. Тимирязев

    Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.

    Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

    В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

    Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т. п.

    Обучение детей экспериментированию необходимо начинать с насыщения развивающей среды:

    1. приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, разнообразные сосуды
    2. природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;
    3. медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл) , мерные ложки, резиновые груши
    4. прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, насос, фен, весы, трубочки, веера, мыльные пузыри.

    Это обязательно заинтересует детей

    В моей работе была подобрана серия опытов с неживой природой: «Свойства воздуха» , «Свойства воды» , Свойства песка», «Сухой из воды» , «Подводная лодка» , «Реактивный шарик» . Во время проведения опытов дети высказывали свои предположения о том, что может случиться, если надуть шарик…, или как стакан поднять со дна…, дети вступали в споры друг с другом, мнения у детей расходились, и только демонстрация опыта подтверждала правильность того или иного предположения.

    Очень интересно проходил опыт с воздухом «Подводная лодка» , мы предложили детям вопрос: «Почему подводные лодки не тонут?» . Дети предположили, что так сделаны, что могут плавать. Тогда мы предложили детям порассуждать на тему: как будет себя вести шарик пластилина, если его опустить в банку с водой. Дети пришли к выводу, что в подводных лодках есть воздух, и он держит ее на плаву, затем мы рассмотрели устройство подводной лодки и рыб, определили место хранения запасов воздуха. Так мы в этом эксперименте смогли активизировать интерес и показать детям свойства воздуха. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему.

    Для тех детей, которые болели или по какой то причине непосещали детский сад предлагалось родителям дома проделать необходимые опыты.

    В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. Постепенно у детей формируется способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.

    Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:

    1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет) .
    2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие - нет) .
    3. Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.
    4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
    5. При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.

    Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.

    Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие любознательности, познавательной и творческой активности, каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.

    Дети проявили интерес, любознательность, желание заниматься экспериментирование, это подтверждает утверждение Н.Н. Поддьякова о том что «Ребенок по своей природе – исследователь мира» .

    На основании проводимой работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой дети могут проявить свои знания.

    Детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности и форм экологических знаний.

    Rufina Fargatovna
    Презентация « в ДОУ»

    Опытно - экспериментальная деятельность в учреждениях ДОУ позволяет вызвать у детей интерес к исследованию природы, а также развивает его мыслительные операции (речь, рассуждение) . Путем опытно - экспериментальной работы ребенок познает мир исследуя его, что стимулирует его позновательную активность, любознательность. Воспитываются экологические представления. Воспитание экологических представлений, проходит через воспитание экологической любви, которое в свою очередь должно идти через практическое применение знаний о ней. Ребенок дошкольник ориентируется на познания окружающего мира, он познает среду, экспериментирует с объектами, что позволяет ему делать выводы. Опытно - экспериментальная работа дает реальные представления об окружающей среде, расширяется кругозор. Воспитывается позновательная культура, ценностное отношение к окружающей среде.

    Публикации по теме:

    Опытно-экспериментальная деятельность Экспериментальная деятельность. 1. Веселая полоска. Воспитатель: Будем мы сейчас играть и полоску оживлять. Раз, два, три-посмотри. Что.

    Опытно-экспериментальная деятельность 1слайд - Добрый день, коллеги! Сегодня я представляю презентацию своей работы на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56 «Сказка» ПРОЕКТ Опытно-экспериментальная деятельность детей.

    Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

    Опытно-экспериментальная деятельность «Мыльные пузыри» Конспект образовательной экспериментальной деятельности «Изготовление мыльных пузырей» (средняя группа) Цель: обобщить знания обучающихся.

    Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики в ДОУ «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П. П. Блонский В стране активно происходит процесс.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Янгельское муниципального района Абзелиловский район.

    "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь" древняя мудрость 3 марта 2017 года состоялся.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение «Детский сад № 6 «Автошка»

    Организация экспериментальной деятельность дошкольников».

    Воспитатель


    Основной целью экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка.

    развитие творческого воображения и мышления

    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

    развитие коммуникативных навыков

    развитие познавательных способностей;


    Экспериментирование способствует формированию у детей

    развивает наблюдательность

    Познавательный интерес

    мыслительную деятельность


    Исследовательская деятельность в разных областях

    Активация мыслительных процессов.

    Математические навыки.

    Сравнение, классификация, обобщение

    Развитие речи.

    Изобразительная деятельность.

    Рассказ об увиденном, умение сформулировать вывод.

    Умение зарисовать ход опыта, результаты


    Последовательность детского экспериментирования.

    проблемная ситуация

    целеполагание

    выдвижение гипотезы

    проверка предположения

    формулировка вывода

    возникновение новой гипотезы


    Примерная структура занятия - экспериментирования

    • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
    • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
    • Уточнение плана исследования.
    • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
    • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
    • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

    Формы организации исследовательской деятельности:

    По количеству

    участников:

    индивидуальные;

    групповые

    По кратности

    проведения:

    однократные;

    циклические .

    По характеру

    мыслительных

    операций:

    констатирующие;

    сравнительные;

    обобщающие .


    Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются:

    • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
    • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
    • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
    • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
    • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

    • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
    • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
    • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
    • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

    При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

    безопасность для жизни и здоровья детей;

    достаточность; доступность.


    ОБОРУДОВАНИЕ В УГОЛКАХ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ ПО ВОЗРОСТАМ

    Младший дошкольный возраст

    Коллекции: семена разных растений, шишки, камушки, ткани.

    Глина, песок, набор игрушек для игр в воде, материал для игр с мыльной пеной

    Красители пищевые –непищевые. Персонажи, куклы от имени которого моделируется проблемная ситуация

    Книга познавательного характера для младшего возраста, тематические альбомы

    Простейшие приборы и приспособления


    Средний дошкольный возраст

    книги познавательного характера для среднего возраста; тематические альбомы; .

    Мини-музей

    коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Ткани"."Бумага", "Пуговицы"

    красители - пищевые и непищевые; некоторые пищевые продукты.

    Песок, глина;

    набор игрушек для игр в воде; материалы для игр с мыльной пеной;

    Простейшие приборы; приспособления.

    карточки-схемы проведения экспериментов

    Бросовый материал


    Старший дошкольный возраст

    схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

    половинки

    мыльниц, формы

    для льда; проборы-помощники; клеенчатые

    фартуки; карточки –

    подсказки; мини стенд;

    личные блокноты детей

    для фиксации результа-

    тов опытов

    тематические альбомы; коллекции

    мини-музей;

    природный материал;

    утилизированный материал;

    серии картин с изображением природных сообществ;

    технические

    материалы.

    красители: пищевые

    и непищевые;

    разные виды бумаги.

    медицинские материалы


    Предметно – развивающая среда





    ТРИЗ в экспериментальной деятельности

    Газообразные человечки

    Мы малыши газообразные,

    Жидкие человечки

    И потому своеобразные,

    Мы человечки жидкие,

    Мы любим, бегать и толкаться,

    Спокойные, не прыткие.

    Прекрасно уживаемся,

    Столкнувшись – быстро разлетаться.

    Нас невозможно видеть глазом,

    Локтём друзей касаемся.

    А называемся мы – газом,

    Живём в воде и молоке,

    Живём мы всюду и везде

    В компоте, море и реке,

    Хотя не видно нас нигде.

    В бензине, керосине

    И в сочном апельсине .






    «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 17» «Детское экспериментирование в ДОУ» Подготовила: cтарший воспитатель Бражникова В.Б. Воронеж 2017

    2 слайд

    Описание слайда:

    Актуальность Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».

    3 слайд

    Описание слайда:

    Детское экспериментирование – ведущий метод в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Задача взрослых-помочь детям в проведении этих исследований.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Развивается речь. Происходит накопление фонда умственных умений. Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Направления опытно-экспериментальной деятельности: Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства

    7 слайд

    Описание слайда:

    В уголках по экспериментированию должны быть представлены различные материалы для исследования, которые постоянно обновляются. При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей достаточность доступность расположения

    8 слайд

    Описание слайда:

    Правила при организации исследовательской работы: 1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций. 2. Не сдерживать инициативу детей. 3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Не спешить с вынесением оценочных суждений. 5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: 6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; 7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; 8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Этапы развития детского экспериментирования: -Младший возраст-подготовка к экспериментированию. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы.

    10 слайд

    Описание слайда:

    В среднем возрасте идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Используются проблемные ситуации: "Как из воды сделать значок?", "Зачем нужен нос?", "Тонет - не тонет?« и др. Проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

    11 слайд

    Описание слайда:

    В старшем дошкольном возрасте углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней". Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей можно использовать следующие приемы: -Воспитатель выполняет работу по указанию детей. Когда, обучая педагога, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи. -Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку.

    12 слайд

    Описание слайда:

    В настоящее время в дошкольной педагогике ребенок рассматривается не как объект науки, а как субъект; отношения ребенок – взрослый – это субъектно-субъективные отношения, т.е. мы, взрослые, не только изучаем ребенка, но и учимся у него. Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон. Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.

    13 слайд

    Описание слайда:

    И в заключении хочется добавить, что критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, то есть умение ребенком определить цель, способы её достижения, оценить полученный результат. Спасибо за внимание!