Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Гуси лебеди сказка о животных. Гуси-лебеди — русская народная сказка

    Гуси лебеди сказка о животных. Гуси-лебеди — русская народная сказка

    Ольга Базаря
    Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

    Литературно-художественный анализ русской народной сказки

    «Гуси- лебеди »

    1. «Гуси-лебеди » русская народная сказка – волшебная .

    2. Тема : В сказке рассказывается о том , как Гуси - лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

    3. Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

    4. Характеристика главных героев :

    В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

    Сестрица : Любит своего брата :

    Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала- Братец не откликается.

    Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

    Храбрая : Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси -лебеди и пропали за темным лесом. Гуси -лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

    Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

    Баба-Яга : Злая

    В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

    Кликнула она Гусей-лебедей : - скорей гуси – лебеди , летите в погоню!

    5. Художественное своеобразие произведения :

    Особенности композиции :

    o Традиционное начало сказки : Зачин (Жили – были….)

    o Экспозиция (наказ родителей)

    o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

    o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

    o Сказка заканчивается традиционно : Развязка (побег из избушки и возращение домой) . -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

    Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

    В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира :

    Печка сказала ; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала .

    В сказке используются закон троекратного повторения : три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка : Красочный, эмоциональный, выразительный. Например : Гуси -лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

    6. Выводы :

    Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

    Публикации по теме:

    «Гуси-лебеди». Хореографическая композиция по мотивам одноимённой русской народной сказки Видео Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством музыки народной и классической, является для меня делом жизни.

    Цель: Развивать интерес к физическим упражнениям, формировать двигательное воображение. Воспитывать дружеское отношение, вызвать желание.

    Игра–драматизация по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» - филиала.

    Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди». ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.

    Конспект - сценарий русской народной сказки «Гуси - лебеди» средняя группа Конспект – сценарий русской народной сказки «Гуси – лебеди» средняя группа Программное содержание: Развивающие задачи: - Развивать навыки.

    Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: а) Совершенствовать навыки счет в пределах 10, закреплять состав.

    Конспект занятия в младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель. Познакомить детей со сказкой "гуси- лебеди", вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. Предварительная работа. Накануне воспитатель.

    НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей логопедической группе НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные.

    Цель. В игровой форме закреплять математические знания. Задачи. Закреплять умение считать в пределах пяти, устанавливать равенство предметов,.

    План-конспект

    Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

    — Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.

    Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам.

    Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли.

    Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда - сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не отзывается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

    Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

    Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, бросилась догонять их.

    Бежала, бежала, видит —стоит в поле печка. Маша к ней:

    — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

    — Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда скажу!

    Маша скорее дровец нарубила, в печку подбросила.

    Печка сказала ей, в какую сторону бежать.

    Видит —стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:

    — Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

    — Стрясешь мои яблочки — скажу, куда гуси-лебеди полетели.

    Стрясла Маша яблоки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала.

    — Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

    — Упал в меня камень, — отвечает речка. — Сдвинешь его в сторону—скажу, куда гуси-лебеди полетели.

    Сдвинула Маша камень.

    Зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

    Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стоит на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит —сидит под пеньком еж.

    — Ежик, ежик, — спрашивает Маша, — не видал ли ты, куда гуси- лебеди полетели?

    Ежик говорит:

    — Куда я покачусь, туда и ты иди!

    Свернулся он клубочком и покатился между елками, между березками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. Смотрит Маша —сидит в той избушке Баба-яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле золотыми яблоками играет. Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой.

    Немного спустя выглянула Баба-яга в окно—нет мальчика! Кликнула она гусей-лебедей:

    — Скорей, гуси-лебеди, в погоню летите, Ванюшку отнимите!

    Взвились гуси-лебеди, закричали, полетели.

    А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад—увидала гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке —кисельным берегам. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют ее...

    — Речка, речка, — просит Маша, — спрячь меня!

    Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала.

    Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала.

    А гуси-лебеди заметили ее — воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне: —Яблонька, яблонька, спрячь меня!

    Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси- лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшу и пролетели мимо.

    Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать.

    Бежит она, несет братца, уж и дом недалеко... Да на беду, гуси- лебеди снова увидали ее — и ну за ней!

    Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут—того и гляди Ванюшку из рук вырвут... Хорошо, что печка рядом. Маша к ней: — Печка, печка, спрячь меня! Печка ее спрятала, заслонкой закрыла.

    Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали.

    Покружились они, покружились, покричали, покричали да так ни с чем и вернулись к Бабе-яге.

    А Маша с Ванюшкой вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.

    Скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

    Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

    — Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

    Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

    Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

    Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

    Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

    Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.

    Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

    — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

    Печка ей отвечает:

    — Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

    — Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...

    — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

    — Поешь моего лесного яблочка — скажу.

    — У моего батюшки и садовые не едятся...

    — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

    — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

    — У моего батюшки и сливочки не едятся...

    Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

    В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

    Девочка вошла в избушку:

    — Здравствуй, бабушка!

    — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

    — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

    — Садись покуда кудель прясть.

    Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

    — Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

    Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

    — Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

    Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

    — Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

    Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

    — Девица, прядешь ли?

    Мышка ей отвечает:

    — Пряду, бабушка...

    Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

    — Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

    Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

    — Речка, матушка, спрячь меня!

    — Поешь моего простого киселька.

    Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

    Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...

    — Яблоня, матушка, спрячь меня!

    — Поешь моего лесного яблочка.

    Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

    Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

    Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

    Добежала девочка до печки:

    — Печка, матушка, спрячь меня!

    — Поешь моего ржаного пирожка.

    Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.

    Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

    Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

    А тут и отец с матерью пришли.

    Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

    Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.

    Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

    Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

    Вернулась девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету!

    Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.

    Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава - что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.

    Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

    Печка ей отвечает:

    Съешь моего ржаного пирожка - скажу.

    Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

    Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

    Поешь моего лесного яблочка - скажу.

    У моего батюшки и садовые не едятся…

    Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

    Поешь моего простого киселька с молочком - скажу.

    У моего батюшки и сливочки не едятся…

    Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

    В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

    Девочка вошла в избушку:

    Здравствуй, бабушка!

    Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

    Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

    Садись покуда кудель прясть.

    Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

    Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

    Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

    Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

    Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

    Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

    Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

    Девица, прядешь ли?

    Мышка ей отвечает:

    Пряду, бабушка…

    Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

    Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

    Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.

    Речка, матушка, спрячь меня!

    Поешь моего простого киселька.

    Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

    Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

    Яблоня, матушка, спрячь меня!

    Поешь моего лесного яблочка.

    Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

    Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

    Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

    Добежала девочка до печки:

    Печка, матушка, спрячь меня!

    Поешь моего ржаного пирожка.

    Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем - в печь, села в устьице.

    Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

    Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

    А тут и отец с матерью пришли.

    Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.

    Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

    Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.

    Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся!

    Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

    Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка.

    Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

    Съешь моего ржаного пирожка, - скажу.

    О, у моего батюшки пшеничные не едятся!

    Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?

    Съешь моего лесного яблока, - скажу.

    О, у моего батюшки и садовые не едятся!

    Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?

    Съешь моего простого киселика с молоком, - скажу.

    О, у моего батюшки и сливочки не едятся!

    И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

    Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?

    Вон туда-то! - указал.

    Побежала - стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.

    Речка-матушка, спрячь меня!

    Съешь моего киселика!

    Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: “Спасибо!” - и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонь.

    Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!

    Съешь мое лесное яблочко!

    Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели - да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди - из рук вырвут! К счастью, на дороге печка.

    Сударыня печка, спрячь меня!

    Съешь моего ржаного пирожка!

    Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

    А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.