Декоративное рисование завиток по мотивам хохломской. Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись
Надежда Викторовна Суюрова
Недавно мы с детьми побеседовали о том, в каких изделиях народного и современного искусства встречаются завитки . Вспомнили различные элементы украшения.
Для этого использовала фрагменты декоративной росписи , где присутствуют различные завитки .
Предложила детям самим нарисовать гуашью изогнутую веточку - завиток , украсить её завитками , цветами, ягодами, листочками.
Перед началом работы показала детям приём рисования основного завитка и боковых веточек - завитков .
Раздав детям заготовки из цветной бумаги красного цвета, предложила подумать какого цвета краски будут хорошо с ней сочетаться (жёлтого, чёрного, зелёного цвета) .
Напомнила, что рисовать нужно крупно , во весь лист заготовки.
Дети очень старались и красиво расписали декоративные заготовки .
Ветка плавно изогнулась
Рядом с листиком трёхпалым
Вот такая красота
Получилась у ребят!
Публикации по теме:
Как-то раз мы с ребятами прочитали серию рассказов Геннадия Снегирёва "Про пингвинов". В ходе беседы выяснили, что пингвины - это не летающие.
Перед началом работы мы рассмотрели образец цыплёнка, сделанного воспитателем. Далее предложила ребятам смастерить цыплёнку друзей, чтобы.
На одном из занятий по аппликации мы с детьми учились вырезать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Тем самым развивали.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №139» Принято на педагогическом совете Утверждена: Протокол.
Продолжая знакомство с дымковской росписью, ребятам было предложено расписать шаблон дымковской барышни. Перед тем, как начать расписывать.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Декоративное рисование. Снежинка» Изобразительная деятельность. Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Декоративное рисование. Снежинка». Виды детской деятельности:.
На одном из занятий мы с детьми побеседовали о городских птицах - голубях. Выяснили, какие они бывают по цвету, где живут, чем питаются.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: восковые карандаши и акварель).
Автор работы: Кокорина Татьяна Николаевна педагог дополнительного образования по ИЗОдеятельности. МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»Описание: данный конспект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительного образования по изодеятельности, а также просто творческим людям.
Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
- сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
- рассказать о появлении хохломской росписи;
- учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.
Предварительная работа: изучение посуды, народных промыслов на занятиях по окружающему миру.
Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:
Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.
И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные.
Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.
Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Согласно легенде создал эту роспись талантливый мастер – иконописец Андрей Лоскут. Работал он у царя и тот щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего любил свободу. Однажды ночью он покинул царский двор и ушел жить в лес. Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать что-то простое, нужное и в тоже время красивое, как родная природа вокруг. Так появилась первая деревянная посуда. А так как мастер жил в лесу, то и расписывать её стал цветами, ягодами, листиками, веточками. Слава об удивительном мастере достигла окрестных земель. Многие приезжали к нему, чтобы увидеть эту посуду, кто-то оставался насовсем, желая научиться создавать такие же замечательные изделия. Передал Андрей Лоскут секреты своего мастерства односельчанам, сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться - Хохломская. Роспись эту отличает получение золотого цвета без применения драгоценного металла. Поэтому часто говорят «золотая хохлома».
Сейчас мы с вами распишем наши тарелочки по мотивам хохломской росписи.
Для этого нам понадобятся:
- восковые карандаши жёлтый и красный;
- чёрная акварель;
- широкая кисть №5 или №6.
1.сначала жёлтым восковым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.
2.красным восковым карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.
3.между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.
4.между нижними листиками рисуем завитки
5.добавляем мелкие цветы и завитки наверху.
6. закрашиваем всю тарелочку чёрной акварелью.
Роспись тарелочки по мотивам хохломской росписи готова.
Программное содержание:
- Учить самостоятельно составлять композицию на объемных формах (ложках, тарелках, стаканчиках) посуды, используя элементы хохломской росписи, ее колорит, растительно-травный орнамент.
- Закреплять знания народных промыслов: дымковской игрушки, филимоновской глиняной свистульки, гжельской, Городецкой, хохломской посуды.
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти кайму, ветки, завитки, травку, ягоды.
- Развивать самостоятельность в выборе посуды и цветовой гаммы.
- Воспитывать интерес к русским народным художественным промыслам.
Методическое сопровождение:
Предметы художественных промыслов: Дымковская, Филимоновская глиняная игрушка, Городецкая, Гжельская, Хохломская посуда; схема – подсказка, посуда на выбор из папье-маше: тарелки, ложки, стаканчики. Гуашь, кисти № 1, 2, тычки, палитры, салфетки, баночки с водой. Музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей, знакомство с русским народными художественными промыслами, обучающие занятия по хохломской росписи, рассматривание образцов.
Ход занятия
– Ребята ко мне приехал гость из-за границы. Мой гость скоро уезжает и хочет увезти в Америку в качестве сувенира Хохломскую посуду. Вы же знаете, что гости из других стран увозят на память какой-нибудь сувенир. Такой, какого нет в других странах. Ведь наша Россия давно славится народными художественными промыслами.
– Вот я принесла целый сундук предметов художественных промыслов, как же мне в них разобраться и найти Хохлому? Помогите мне это сделать.
Предлагаю детям поиграть в игру “Путаница”.
Поочередно достаю из сундука по одному предмету, стараясь запутать детей называя неправильно художественный промысел (достаю Дымковскую игрушку называя ее Хохломской. Дети исправляют и т.д.).
Дойдя до Хохломской посуды говорю:
– А что это за тарелка?
Дети отвечают, что эта деревянная посуда и есть Хохломская.
– Спасибо дети. Что помогли разобраться с народными промыслами. Вот и нашла я подарок своему гостю – Золотую Хохлому.
– Ребята, посмотрите, сколько гостей приехало к нам со всего района, ведь мы с вами можем сами расписать Хохломскую посуду.
Давайте вспомним особенности Хохломского промысла. Предлагаю схему – подсказку, по ней дети вспоминают особенности, которые необходимы для изобразительной деятельности.
- Фон (красный, черный, золотой, желтый).
- Цветовая гамма, используемая в Хохломском промысле (черный, зеленый, золотой, желтый, оранжевый, красный).
- Ягодно-травный орнамент.
- Виды ягод.
– Ребята, мы с вами вспомнили особенности Хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете расписывать, и пройдите к столам.
Детям предлагаю на выбор: тарелки, ложки, стаканчики черных, красных, желтых цветов.
– С чего надо начинать рисовать?
– Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета.)
– Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок.)
Даю указания к работе:
– Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза – по изогнутой линии) .
– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.
– Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для Хохломской посуды.
Под народную мелодию дети приступают к рисованию.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей.
Оказываю детям необходимую помощь в индивидуальном порядке.
Подвожу детей к окончанию работы, читаю стихотворение:
Роспись Хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама
И ни где на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.
Дети дарят свои работы гостям.
Конспект НОД
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Декоративное рисование
в подготовительной к школе группе
Тема: «Хохломская роспись»
Воспитатель МБДОУ д/с №4 « Золушка»
Довгалева Галина Васильевна
г.Стародуб 2014г.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Хохломская роспись»
Программное содержание :
1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его изображения.
2. Учить в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (, ягод, завитков, листиков,).
3. Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.
4. Воспитывать интерес к народным промыслам.
Материал: :
Хохломская посуда;
Образцы элементов хохломской росписи;
Лист бумаги для показа способа рисования "завитка"
Для детей бумажные силуэты посуды, затонированные в чёрный, жёлтый, красный цвета разных форм;
Листочки для тренировки рисования "завитков";
Гуашь, беличьи кисти №3, тычки из бумаги, тряпочки;.
Ход:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.
Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди - мастера!
В. :Ребята, скажите, какое сейчас время года?
В. : А какие времена года вы еще знаете?
Д.Осень, весна, лето.
В.Дети! А посмотрите на эту посуду и скажите, какое время года она вам напоминает!
Д.Эта посуда, узор на этой посуде напоминает осень!
В. А почему вы так считаете?
Д. Я считаю так потому, что эта посуда яркая, красочная, веселая точно такая как природа осенью. Только в это время года деревья одевают красочные наряды из желтых, красных, оранжевых листьев и ягод. Осень называют золотой и Хохлому тоже называют золотой.
В.Правильно, смотришь на нее и вспоминаешь такие строки:
«Золотая осень, алых ягод россыпь
Рощи- перелески, шелковые всплески,
Солнечно-медовая красота листвы.
Посмотрите внимательно и скажите вся ли посуда на нашей выставке яркая и красочная?.
Д. Нет, не вся, есть и не расписанная..
В. : Да, дети! У мастеров закончилась краска для того, чтобы расписать посуду и закончить работу. Поможем им закончить работу, распишем посуду?
В. :Но прежде, чем мы с вами начнем рисовать, скажите, чем отличается хохломской узор от других росписей?
На какой фон мастера наносят свой узор?
Д. :На жёлтый, красный и чёрный фон.
В. :А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?
Д. : "осочки", "травки", "усики", "капельки". «Листочки»
В. : А сегодня мы будем рисовать самый сложный и самый красивый элемент хохломы - "завиток".
Смотрите внимательно.
Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.
Сначала начинаем рисовать концом кисти,протягиваем тоненькую полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление полосочка становится шире, снова протягиваем и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти чтобы получилась тоненькая полосочка. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем.
(После моего показа, показ и объяснение ребенком)
В. А теперь возьмите не расписанную посуду и садитесь на свои места. Сейчас потренируйтесь рисовать на отдельных листочках которые лежат у вас на столах.
Поупрожнялись, а сейчас мы с вами немножко отдохнём и
подготовим наши руки к основной работе.
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни: (смотрим на раскрытые ладони) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками) Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)и работать захотели.(потираем руками)Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе) Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши )
В. : Вот и отдохнули, а теперь пора приниматься за работу.
Давйте вспомним в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.
1. Сначала рисуем завитки.
2. Намечаем ягодки и рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод:на чёрном фоне - красные ягоды, на жёлтом - красные или чёрные ягоды, на красном - чёрные ягоды) .
3.Чтобы наш узор не получился бледным и не ярким нам нужно его украсить! Чем мы можем его украсить?
(рисуем листочки)
Дети рисуют.
Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.
В конце занятия анализ детских работ.
В. Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и кладем на место. Пока ваши работы сохнут, посмотрите, какие же работы у нас получились?
У кого получились самые круглые "завитки",
У всех ли правильно подобран цвет ягод?
У кого получился самый настоящий хохломской узор?
В. : Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда, которая так радует глаз. .
Когда ваши работы высохнут мы с вами оформим выставку, чтобы все увидели, какая красота у вас получилась.
В А теперь давайте наведем порядок на наших столах. Наша деятельность закончена.
Преварительная работа.
1. Занятия по ознакомлению с окружающим
Тема:"Знакомство с историей хохломского промысла"
Тема: "Особенности хохломской росписи".
Беседы с детьми.
Откуда пошло название "Золотая хохлома"?
Каким промыслом занимаются мастера села Хохлома?
Из какого материала они изготавливают свои изделия?
Какими красками пользуются хохломичи при росписи своих изделий?
Какимие основные элементы присутствуют в хохломской росписе?
Какое настроение создают у людей эти изделия?
Рассматривание хохломской посуды, альбомов, открыток на соответствующую тему.
Набдюдение на прогулке за растениями на клумбе и обсуждение сходства и различия живой природы и стилизованного рисунка хохломы.
Проведение занятий по декоративному рисованию, предшествующих данному, на тему хохломской росписи.
1. Знакомство с простейшими элементами хохломы (осочка, травка, усики, капельки) .Упражнение в рисовании данных элементов на простых листочках.
2. Обучение рисованию "криуля"(центральной ветки) в разных её конфигурациях;
Наметить расподожение ягод (если это - гроздья, ягоды рисуются кучкой с помощью губчатых тычков) .Обучение рисованию ягод. (на отдельных листочках)
3. Рисование цветов с помощью ватных палочек. (на отдельных листочках)
4. Рисование завитков (данное занятие) .
Прослушивание русских народных мелодий, создающих ассоциативную связь музыкального произведения с изделиями золотой хохломы.
Елена Вахрушина
Задачи :
1. Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи . Познакомить с видом
хохломской росписи «травка» и ее элементами : «осочка» , «капельки» , «усики» ,
«завиток» , «кустик» . Дать представление о цветовой гамме орнамента.
Учить рисовать орнамент «травка» . Продолжать совершенствовать приемы работы с
красками. Закреплять умение рисовать всей кистью и кончиком кисти, регулируя ее
положение и силу нажима на кисть. Познакомить с новыми словами : «осочка» ,
«перпендикулярно» . Активизировать словарь : «чаша» , «солоница» , «поставок» ,
«тулово» , «спираль» , «капельки» , «усики» , «завиток» , «кустик» .
2. Развивать память, внимание, речь.
3. Воспитывать чувства красоты.
Оборудование :
Русская народная музыка.
- хохломская посуда ;
Краски гуашевые (желтая, красная, зеленая) ;
Кисти беличьи № 2 и 3;
Банка с водой;
Салфетки фланелевые;
Заготовки хохломской посуды (ложки) .
Ход :1. Организационный момент.
Ребята, давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика «Помощники» :
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно) .
Мы посуду перемыли : .
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды) .
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой) .
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики) .
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно) .
2. Мотивационно-целевой этап.
Ребята, посмотрите на стол. Рассмотрите предметы, которые стоят на нем.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду хохломской росписи ) .
3. Изучение нового.
Кто знает, как они называются? Как вы думаете, где и из чего их изготовили?
(Ответы детей ) .
Правильно, они сделаны из дерева и расписаны художниками-мастерами. (Слайды1-7) Давайте
внимательно рассмотрим эти предметы. На круглых золотистых боках хлебосольной
чаши изображены ярко-красные и черные травинки, по тулову вазы изгибаются
нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной
смородины. На поверхности сахарницы, солоницы и поставка - так называется
цилиндрический сосуд с крышкой - расцветают и вовсе нигде не виданные золотые
цветы. Огненно-красный цвет посуды и золотое сияние узоров действительновызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром огонь превратил деревянные
поверхности этих вещей в золотые . Почему предметы, о которых пойдет речь,
называются хохломой ? Как рождаются они под руками умелых мастеров и чем
отличаются от других произведений народного искусства? Ответы на эти вопросы
звучат в строках русской песни.
Как за Волгой яр хмель
Над кусточком вьется.
Перевился яр хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей сторонке
Жилье пребогато :
Серебряные листья,
Цветы золотые .
Как горячо нужно любить свой край, чтобы сочинить такую песню! Как нужно
глубоко чувствовать и видеть все, что тебя окружает, чтобы выразить это в песне и
рисунке. (Слайды 8-13)
Гуляя по лесу, берегом реки, удивляешься обильному разнотравью родных лугов, над
которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса
лохматые труженицы-пчелы. Ляжешь на эту землю и начнешь рассматривать травинку
за травинкой, цветок за цветком, листок за листочком - сколько их непохожих и
похожих друг на друга. Тут и кудрявые ветки муравки, и гибкие сабельки осоки. Все
они стремятся вверх, навстречу солнцу. Всем сердцем любя родную сторону и
любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и
создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в
которой оживали природные мотивы. Истинными произведениями искусства
становятся эти вещи - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски
исполненные. Сегодня мы начнем учиться передавать элементы хохломской росписи в
рисунке. Мастера вовсе не стремились показать растения в точности такими, какими
видели их в лесу, на поляне. Хохломские изображения декоративны : они в самом
общем виде передают красоту живой жизни, украшая предметы растительным
орнаментом. Это - узор из цветов, трав и ягод. Хохломские художники так и говорят :
«Пишу под растительный орнамент» .(Слайды 14-18) Существует несколько его видов. Самый
старинный и любимый художниками - «травный орнамент» , или просто «травка» .
Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, пять и более
кустиков. Отдельная «травка» напоминает осоку. Один из видов этого орнамента так и
называется «осочка» . «Травка» обычно пишется красным и черным цветами. Ее
основные широкие листья сочны, потому что на кисточку берется много краски и она
ложится плотно. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от
ветра. «Травка» - обязательная часть любого растительного орнамента хохломы .
Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой «травки»
художник помещает ягодки, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется
«травным» или именем ягодки или цветка. Сегодня мы будем учиться рисовать
простейший элемент травного орнамента.
(Воспитатель показывает орнамент) .
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения
предварительного рисунка карандашом. Кисточку надо держать тремя пальцами,
перпендикулярно поверхности листа, т. е. ручка кисти смотрит вверх, в потолок. «Осочка» выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз. «Травинки»
рисуются плавно, с утолщением. «Капельки» рисуются всем вам известным приемом
примакивания. «Усики» рисуются в виде непрерывной линии, закрученной в спираль.
«Кустик» - наиболее сложный элемент «травки» выполняется из простых «осочек» ,
расположенных симметрично на бумаге, т. е. на одном расстоянии друг от друга.
А сейчас мы с вами возьмем заготовки посуды и распишем ее.
(Дети выполняют работу под русскую народную музыку)
4. Подведение итогов.
Молодцы ребята. Несите свои работы, сделаем выставку и полюбуемся на вашу
хохломскую посуду . В конце нашего занятия посмотрите , как хохломская роспись может украсить современный мир в котором мы с вами живём. (Слайды19-22
Публикации по теме:
Интегрированное развлечение в подготовительной группе «Чудо-чудное, диво-дивное-Золотая Хохлома» Итегрированное развлечение в подготовительной группе: «Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома»Программное содержание: - Углублять знания.
Конспект НОД по формированию целостной картины мира для группы среднего возраста «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45». Конспект непосредственной.
Конспект НОД в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в подготовительной группе: «Золотая хохлома». Задачи: вызвать интерес к народно – прикладному искусству; закрепить знания.
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Золотая хохлома» Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Золотая хохлома» Программные задачи:.
- Зачем нужно штатное расписание и как его составить
- Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
- Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
- История создания старуха изергиль максима горького презентация
- Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
- Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
- Что такое оперативное время при нормировании