Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Какое значение имеет целостность восприятия для человека. Восприятие. Восприятие: значение, свойства и виды. Восприятие в психологии

    Какое значение имеет целостность восприятия для человека. Восприятие. Восприятие: значение, свойства и виды. Восприятие в психологии

    Психологическую сущность восприятия можно представить через понимание его свойств, к которым относятся: предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность, избирательность.

    1. Предметность восприятия заключается в том, что полученные из внешнего мира впечатления человек всегда относит к тем или иным предметам или явлениям. Например, находясь в помещении, мы можем слышать извне не просто звуки или запахи, а воспринимать их предметно, то есть относить к звукам человеческого голоса, животных, птиц, автомобилей, пожара и т.д. Нужно отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза. По мнению И. Сеченова, предметность формируется в процессе контактирования и действий ребенка с предметами.

    2. Целостность восприятия выражается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные предметы . Эти образы создаются на основании обобщения информации, поступающей в виде различных ощущений об отдельных свойствах и качествах предметов или явлений. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта, происходит мысленная его достройка до целостного образа. При этом имеет значение не столько пространственная близость элементов друг к другу, как их принадлежность к определенному предмету. Например, в аудиторию заглядывает студент; при этом мы видим только его голову. Мы воспринимаем то, что видим не как часть человеческого тела, а как человека целостно.

    3. Структурность восприятия . Сущность данного свойства состоит в том, что восприятие, как правило, не является проекцией мгновенных ощущений и их простой суммой . Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру предмета или явления, с которым сталкиваемся в реальном мире. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию.

    4. Осмысленность фиксирует связь восприятия с мышлением, то есть с пониманием сущности предмета или явления, с их осмыслением и осознанием . Когда человек осознанно воспринимает предмет или явление, она соотносит его с определенным словом, то есть дает ему название, относит к определенному классу, группе или категории. Так человек пытается дать объяснение тому, что воспринимает. Например, краска - вещество для окрашивания предметов в тот или иной цвет, сыр - продукт питания, телефон - средство коммуникации и т.д. Благодаря осмысленности восприятия, учитель может прочитать произведения, написанные разными учениками, независимо от их почерка; вязальщица может по схеме понять сложный узор будущей салфетки, врач-рентгенолог - «прочитать» снимок и поставить диагноз больному. В то же время, эти примеры свидетельствуют о связи осмысленности восприятия с предыдущим опытом человека. Это свойство восприятия называется апперцепция (от лат. Ap - до и perception - восприятие) - отражает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности и индивидуальных особенностей личности; существует на уровне сознания и характеризует личностный уровень восприятия . Так, гуляя в лесу, обычный человек видит деревья и кустарники. Лесник же увидит большое количество видов растений, сможет определить их возраст, болезни и тому подобное. Стоит отметить, что именно апперцепция определяет четкость, правильность и прочность усвоения новых знаний . Немецкий психолог В. Вундт доказал зависимость от апперцепции внимания, мышления и воли человека.



    Итак, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое и социальное значение. Именно поэтому одинаковые предметы или явления воспринимаются по-своему людьми разного культурного и социального уровня, взрослыми и детьми. Это свидетельствует о том, что восприятие - в значительной степени интеллектуальный процесс.

    5. Константность восприятия проявляется в относительном постоянстве воспринимаемой формы, величины, цвета предмета независимо от условий, в которых происходит восприятие . То есть, человек способен сохранять размер, форму и цвет предметов независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при котором освещении их видит. Например, снег в солнечный день на самом деле будет серебристым или золотистым. Однако, нами он будет восприниматься константно - как белый.



    Таким же образом шестнадцатиэтажные дом для наших глаз будет высоким зданием, независимо от того будем ли мы находиться рядом с ним, или на расстоянии 1 км от него. Стоит отметить, что без константности восприятия было бы сложно ориентироваться в многогранном и меняющемся мире, так как при каждом движении или изменении освещения все менялось бы и человек не мог бы узнавать уже знакомые предметы.

    6. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних предметов и объектов по сравнению с другими, что обусловлено опытом человека, потребностями, интересами, мотивами. Например, разговаривая на улице со своим другом, мы слышим в толпе только своего собеседника, а вся масса людей является для нас фоном. Особенности восприятия определяются состоянием личности. Так, эмоциональный подъем обуславливает заостренный процесс восприятия, и, наоборот, грусть и горе «закрывают» уши и глаза; человек мало что замечает, слышит и видит.

    Ошибочное восприятие наблюдается при явлениях иллюзии (от лат. Illusio - ошибка), сущность которых заключается в неадекватном (искаженном, ошибочном) отражении предмета или явления, которые воспринимаются. Иллюзии могут возникать по разным причинам, как субъективных (установки, направленность, эмоциональное отношение, практический опыт человека, особенности анализаторов, дефекты органов чувств, нарушения процессов возбуждения в коре головного мозга человека), так и объективных (положение в пространстве, освещенность, изменение условий восприятия и т.д.). По мнению немецкого ученого Г. Гельмгольца, иллюзорные эффекты являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов, которые в нормальных условиях обеспечивают константу восприятия. Однако, в настоящее время единой теории, которая бы объясняла все иллюзии восприятия, не существует. Приведем следующие примеры иллюзий восприятия: 1) человек, сидящий в вагоне поезда, который только начал свое движение, воспринимает поезд, который стоит рядом, как таковой, что движется; 2) серая полоска на белом фоне кажется темнее, чем на черном; 3) хаотическое движение реально неподвижного источника света в полной темноте; 4) по двум предметам одинаковых по весу, но разных по размерам, тяжелее будет казаться то, что является меньших размеров.

    Адекватность восприятия определяется степенью соответствия образа том объекту, что воспринимается. Она является необходимым условием построения адекватных действий в соответствующих жизненных ситуациях. Снижение адекватности является главной причиной практических ошибок в профессиональной и бытовой деятельности.

    Восприятие всегда целостное. Любой предмет или явление, состоящее из различных частей, является комплексным раздражителем, но воспринимается вполне в единстве всех качеств и признаков. Это возникает умовнорефлекторно через существующий предварительный связь между зрительными, слуховыми, тактильными раздражителями, которые поступают от объектов.

    Избирательность восприятия проявляется в предоставлении преимущества одним объектам, явлениям или их свойствам перед другими. Это определяется формой отношения человека к объектам, предметам, обусловленной значимостью, интересом, предыдущим опытом.

    Так, врач, медицинская сестра, осматривая больного, обратят внимание на признаки болезни, выделив их из ряда других. Физиологически избирательность восприятия можно объяснить преобладанием одного из очагов возбуждения в коре большого мозга с одновременным торможением остальных ее участков.

    Константність восприятия заключается в относительно более или менее долговременной постоянство отдельных свойств и качеств объектов независимо от замеченных нами изменений, что произошли с ними. Константність восприятия объясняется действием целого ряда факторов, основное место среди которых принадлежит адаптации и уже имеющимся у человека представлениям о определенный объект. Так, белый цвет воспринимается нами как белый и при солнечном, и при электрическом освещении, хотя спектр электрического света имеет больше красно-желтых лучей.

    Осмысленность восприятия связана с пониманием сущности объекта, что воспринимается, с возможностью отнести его к определенной группе, классу, обобщить его в слове, уловить сходство со знакомыми нам объектами.

    Апперцепція - зависимость восприятия от предыдущего опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей, а также от профессии.

    Художник, рассматривая картину, обращает внимание не только на содержание того, что изображено, но и на профессиональные детали: краски, манеру написания картины.

    Уровень развития восприятия зависит от того, насколько нужна функция восприятия для выполнения соответствующей деятельности.

    Рис. 6.6. в

    Следует отметить, что восприятие даже здорового человека не всегда дает нам адекватное отражение предметов объективного мира. Примером этого могут быть иллюзии, т. е. ложное, неточное, искаженное отражение действительности. Основой иллюзий могут быть физиологические законы, законы высшей нервной деятельности (рис. 6.6). Иллюзии возникают под влиянием установок человека. К таковым относятся, например, иллюзии перспективы. Известно, что расположенные на разном расстоянии предметы одинакового размера кажутся разными, то есть те из них, что находятся дальше, воспринимаются как меньшие по размеру.

    Поэтому если нарисовать на линиях, данных в перспективном изображении, столбики одинакового размера, они будут восприниматься как столбики разного размера. Это объясняется тем, что восприятие в перспективном изображении создает иллюзию расстояния. Особое значение для возникновения иллюзий имеет фон. Ошибки в восприятии возникают вследствие определенных ожиданий или утомления человека. Наблюдателю, который надеется увидеть определенный предмет, с появлением предмета, только похожего на ожидаемый, может ошибочно показаться, что это именно тот, на который он ждал, например, куст может показаться человеком. Темный предмет кажется меньше, чем светлый того же размера. Если рассматривать одновременно белый квадрат на черном фоне и черный квадрат такого же размера на белом фоне, то последний будет казаться меньше за первый.

    Маленький круг среди больших кажется меньше, чем круг такого же радиуса среди меньших. Если же эти самые круги рассматривать отдельно от других, то иллюзия исчезает, круги воспринимаются как одинаковые.

    У впечатлительных людей сильные эмоции могут вызвать своеобразные ощущения, которые человек воспринимает как собственные. Так, Флобер, автор романа "Мадам Бовари", писал:

    "Когда я описывал отравление мадам Бовари, я чувствовал вкус мышьяка настолько реально, что начиналось рвота".

    В целом иллюзии не нарушают правильности познания объектов окружающего мира, потому что здоровый человек имеет достаточно возможностей проверить достоверность своего первого впечатления.

    ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. wholeness of perception ) - свойство восприятия , состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

    Проблема Целостностого восприятия впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована гештальт-психологами - М . Вертгеймером , В . Кёлером и др. Однако в гештальт-психологии Ц. в. понималось как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.

    Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать только голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального восприятия зависит от вероятности предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта, что определяется в процессе формирования образа.

    ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. В этой закономерности просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальт-психологии. Но здесь целостность выступала как изначальное свойство восприятия, определяемое законами сознания. Отечественная психология рассматривала целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формируемый в процессе отражения действительности, имеет высокую избыточность - некая совокупность компонент образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения актуально невоспринимаемых частей объекта.

    Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

    Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

    Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

    Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Вероятно, мы не ошибемся, если выскажем предположение о том, что на данном этане восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует намять. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.



    Деятельность восприятия как психического процесса обеспечивают процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.
    Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь нервное возбуждение поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой таким образом центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. Разные проекционные зоны связаны с разными органами чувств, и в зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.
    Описанный, до этого момента, механизм является механизмом возникновения ощущений. Эти ощущения - практически в буквальном смысле - являются отражением окружающей действительности. С ощущений процесс восприятия лишь начинается. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа объекта на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.

    40Основные свойства и виды восприятия. Индивидуальные типы восприятия. Синтетический, аналитический, описательный, объяснительный, объективный и субъективный типы восприятия.

    К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

    Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

    целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкретного предмета.

    Структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.

    Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

    Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

    Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

    Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.

    осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

    активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

    Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной. Вы воспринимаете или речь лектора, или текстовое содержание книги, поскольку ваше восприятие направлено (т. е. активировано) именно на это

    Индивидуальные различия в восприятии

    Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подроб­ности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую оче­редь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавли­вают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

    Лица с другим типом восприятия - детализирующим, или аналитическим, - наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замеча­ется. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

    Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

    Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

    Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

    Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное.

    41Развитие восприятия в онтогенезе.

    В действиях хватания и локомоции свойства предметов выступают в их прямом отношении к самому ребенку, к его двигательным возможностям, принудительно определяя характер взаимодействия движения и предмета. Уровень восприятия, достаточный для их ориентирования, оказывается неадекватным по отношению к предметным действиям, особенно к действиям соотносящего и орудийного типа. Благодаря опосредствованному характеру этих действий учет свойств предметов должен происходить в них совсем по-другому. На первый план выдвигается значение свойств для установления взаимодействий самих предметов. Поэтому предметное действие и предъявляет к восприятию требование выделять свойства предметов в их отношении к другим свойствам предметов. В свою очередь продуктивная деятельность в отличие от предметной предусматривает не просто учет, а воспроизведение предметных свойств и отношений. Последние превращаются в фактор, детерминирующий весь ход действия, выступая в качестве основной характеристики продукта, который должен быть получен. Поскольку воссоздание образа в лепке, аппликации, конструировании осуществляется при помощи дискретной системы операций, восприятие должно производить его расчленение на элементы, соответствующие отдельным операциям, а в случае аппликации и конструирования - единицам имеющегося материала, и устанавливать связь элементов, от которой зависит построение всей системы операций.

    Свойство теперь выступает не только в его отношении к свойствам других предметов, но и в его становлении и изменении, во взаимопереходах его разновидностей.

    С возрастом происходит не только изменение конкретных видов деятельности ребенка, в контексте которых осуществляется перцептивное развитие, но также изменение удельного веса практических и познавательных задач внутри этих видов деятельности. Познавательные задачи (а следовательно, и познавательные действия) начинают выделяться в особое звено в предметной деятельности и при соответствующем обучении занимают важное место в продуктивных деятельностях, выступая как задачи ознакомления с объектом, подлежащим изображению, образцом продукта деятельности (например, конструкции), соотнесения этого образца с имеющимся материалом т.п.

    Выделение познавательных задач внутри характерных для ребенка видов деятельности дает возможность выносить их из контекста конкретной деятельности и ставить перед ребенком в виде особых игровых, а затем и учебных заданий, добиваясь к концу дошкольного детства формирования элементарных форм учебной деятельности. Значение разрешения ребенком познавательных задач «на восприятие», не связанных непосредственно с конкретными видами предметной и продуктивной деятельности, заключается в том, что, применяясь в новых условиях, перцептивные действия, сформировавшиеся в этих конкретных видах деятельности, теряют свой «утилитарный» характер и по-новому объединяются между собой, подчиняясь логике развивающейся познавательной деятельности в целом. Особенно важным с точки зрения перцептивного развития является происходящий при этом процесс формирования и систематизации представлений о свойствах и отношениях предметов.

    Хотя, совершенствование восприятия детерминировано извне, оно проходит ряд ступеней, причем каждая предыдущая ступень является необходимой предпосылкой перехода к последующей. Это и дает нам основания говорить о перцептивном развитии как процессе, отличающемся от усвоения тех или иных средств и операций перцептивного действия.

    На каждом возрастном этапе формирование перцептивных действий определенного типа обусловлено характером деятельности ребенка. Но существует и другая сторона, которая заключается в том, что возможность овладения новыми видами деятельности (или новыми типами действий) в значительной мере зависит от достигнутого ребенком уровня перцептивного развития. Этот уровень должен быть достаточным для того, чтобы ребенок оказался в состоянии обучаться выполнению нового для него вида действий, пользуясь хотя бы самыми несовершенными способами (например, практическими пробами). Так, в нашем исследовании развития восприятия формы было установлено, что дети, не овладевшие перцептивными действиями, соответствующими уровню предметной деятельности, не могут овладеть продуктивным действием преобразования фигуры по образцу, так как оказываются не в состоянии отличить правильный результат от ошибочного. Следовательно, у них не возникают и условия для овладения более высоким типом перцептивных действий, соответствующих данному виду продуктивной деятельности.

    Таким образом, между уровнями перцептивного развития, формирующимися в контексте разных видов деятельности, обнаруживается связь, состоящая в том, что предыдущий уровень, неадекватный по отношению ко вновь усваиваемым типам действия, ориентирует на первоначальное выполнение путем проб, а в ходе самого усвоения этих новых типов действия формируется и новый, адекватный им уровень перцептивного ориентирования.

    Такая - косвенная - связь ступеней совершенствования восприятия через деятельность дополняется прямой связью, которая заключается в том, что формирование новых типов средств осуществления перцептивных действий происходит при помощи старых, уже сформировавшихся типов. Предметные предэталонные первоначально возникают в результате обследования объектов предметных действий посредством сенсомоторных предэталонов что же касается абстрактных общепринятых эталонов, то их усвоение происходит в результате преобразования и включения в но вые связи предэталонов предметного типа.

    Преемственность между разными типами эталонов наглядно обнаруживается в том факте, что на позднейших возрастных этапах они не только сосуществуют, но во многих случаях заменяют друг друга и переходят друг в друга при усвоении и выполнении церцептивных действий.

    Формирование перцептивных действий с применением сенсо-моторных средств начинается со второй половины первого года жизни. Этот тип перцептивных действий является доминирующим в течение всего второго и в начале третьего года жнзни. На третьем году жизни ребенок начинает овладевать перцептивными действиями с применением предметных предэталонов. Усвоение систем общепринятых эталонов и формирование сложных системных перцептивных действий падает в основном на возраст от 5 лет и старше.

    42Восприятие пространства. Восприятие движения и времени.

    Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения .