Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Золотая хохлома. Подготовительная группа

    Золотая хохлома. Подготовительная группа

    Сегодня очень важно, чтобы дети не только сами создавали произведения народного искусства, но и знали о происхождении этого искусства, об истории развития народных промыслов. Хохлома - красота несравненная. Мерцающее золото, пламень киновари, глубина черного фона. Поет Хохлома человеку о мире нестареющем и прекрасном.

    В нашем детском саду этому уделяется большое внимание...

    Так мы знакомились с хохломой:

    Рассматривали

    изучаем играя

    Сегодня в нашей стране и за рубежом все знают, что родина пламенной Хохломы - Горьковская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально-техническая школа хохломской росписи.

    Город Семенов: родина Хохломской росписи

    На территории фабрики «Хохломская роспись» стоят два памятника. Один - легендарному Семену-ложкарю, отцу-основателю промысла. Второй - Георгию Матвееву, основателю школы росписи. В 1916 году, Георгий Петрович приехал в Семенов и создал школу художественной обработки дерева. А затем объединил местные артели в один большой коллектив. Из них и выросла фабрика «Хохломская роспись».

    На фабрике два цеха. Первый - где делают деревянную посуду для росписи. Там работают в основном мужчины, они вытачивают на станках деревянные матрешки, чашки, миски, блюдца и тому подобные изделия.

    В цехе художественной росписи работают исключительно женщины. Они расписывают эксклюзивные вещи и имеют право ставить на них свой личный авторский знак.

    Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.

    Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.

    Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

    В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.

    После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

    Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

    Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

    Легенда о "Хохломе"

    Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

    Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

    Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломскеи чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

    Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

    Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени,и чернь пепелища.

    Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

    Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

    Стихи и загадки о ХОХЛОМЕ

    Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

    Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

    Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

    А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

    Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

    Рощи-перелески, шелковые всплески

    Солнечно-медовой золотой листвы.

    За окошком метели и морозы трещат,

    А в избе за палитрой мастерицы сидят.

    Ни цветка, ни травинки

    В сером зимнем лесу,

    Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

    Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

    Словно летом, полянка

    В их глазах расцвела.

    Кисть купается в краске,

    Здесь прижалась разок,

    И блеснул на посуде золотой завиток.

    Звонко тренькнет синичка

    За промерзлым стеклом,

    Кисть рисует реснички

    Рядом с тем завитком.

    А сухие былинки под веселым мазком

    Превратились в травинки,

    Усик вьется ползком.

    Блещут краски так ярко

    Золотой хохломы,

    Что в лучах ее теплых

    Согреваемся мы.

    (П. Синявский «Хохлома».)

    Хохлома, Хохлома!

    Весь народ свела с ума!

    Яркая, лучистая, узоры золотистые!

    Стоит студёная зима,

    Снежинки кружит буйный ветер,

    А золотая Хохлома

    Напоминает нам о лете.

    Ладья: цветущий хвост – корма,

    Нос – петушиная головка.

    Плывёт по лесу Хохлома,

    Расписанная очень ловко.

    Бочонок солнечен весьма,

    На нём цветы и земляника.

    Семёновская Хохлома

    Вся золотисто – краснолика.

    В тарелочках не полутьма,

    Не сумрак в вазах и солонках;

    Напоминает Хохлома

    Родную, милую сторонку!

    (Н.Глазков)

    И физкультминутка (может кому пригодится)

    Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

    Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

    Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

    Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

    Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

    Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

    Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

    Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

    Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

    Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго.
    Красна птица опереньем, а человек уменьем.
    Не учись безделью, а учись рукоделью.
    Работа хороша, если в ней польза и душа.

    Урок изобразительного искусства "Красота в умелых руках"

    http://festival.1september.ru/articles/573045/

    Ветка плавно изогнулась
    И колечком завернулась,
    Рядом с листиком трёхпалым
    Земляника цветом алым
    Засияла, поднялась,
    Сладким соком налилась,
    А трава как бахрома,
    Это… (Золотая Хохлома )

    ^

    Открытый урок (урок закрепления знаний). Тема "Народные промыслы. Золотая хохлома (роспись деревянной тарелочки в технике хохломской росписи)"


    http://festival.1september.ru/articles/533706/

    Золотая хохлома - УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ С ИЗО.

    Кисть хохломская! Большое спасибо!

    Сказывай сказку для радости жизни!

    Ты, как душа у народа, красива,

    ^ ПРОГРАММА КРУЖКА по декоративно-прикладному искусству

    «УМЕЛЬЦЫ-ХУДОЖНИКИ» (для детей младшего школьного возраста)

    Роспись хохломская,

    Словно колдовская,

    В сказочную песню просится сама.

    И нигде на свете нет таких соцветий,

    Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

    Терем, терем, теремок.

    Он не низок, не высок

    Расписные здесь завалинки,

    С хохломским узором ставенки,

    Солнце светит по утру,

    Звери к терему идут.

    ^ ХОХЛОМА, ХОХЛОМА,

    Наше чудо дивное.

    Мы рисуем хохлому,

    Красоту невиданную.

    Рисовали травку

    Солнечною краской,

    А цветы-огоньки

    Красной краской от зари.

    Сколько здесь прекрасных чаш –

    Это Вам подарок наш!

    Кисть хохломская, большое спасибо!

    Сказывает сказку для радости жизни!

    Ты, как душа у народа красива!

    Ты, как и люди, служишь Отчизне!

    Хохлома, Хохлома!

    Весь народ свела с ума!

    Яркая, лучистая, узоры золотистые!

    Стоит студёная зима,

    Снежинки кружит буйный ветер,

    А золотая Хохлома

    Напоминает нам о лете.

    Ладья: цветущий хвост – корма,

    Нос – петушиная головка.

    Плывёт по лесу Хохлома,

    Расписанная очень ловко.

    Бочонок солнечен весьма,

    На нём цветы и земляника.

    Семёновская Хохлома

    Вся золотисто – краснолика.

    В тарелочках не полутьма,

    Не сумрак в вазах и солонках;

    Напоминает Хохлома

    Родную, милую сторонку!

    Н.Глазков

    Хохломская роспись –

    В зелени травы.

    Шёлковые всплески

    Солнечно-медовой

    Золотой листвы.

    У красы точёной

    Сарафан парчовый,

    По волнам узоров

    Яхонты горят.

    Что за чародеи

    Хохлому одели

    В этот несказанный

    Праздничный наряд.

    П.Синявский

    Все листочки как листочки,

    Здесь же каждый золотой.

    Красоту такую люди

    Называют ХОХЛОМОЙ!

    ^ ХОХЛОМА, ХОХЛОМА –

    Разукрашу все дома.

    А потом всю улицу,

    Петуха да курицу!

    Бабка деда до обеда

    Заставляла рисовать –

    Ведь в красивую посуду

    Щи приятно наливать!

    Вся деревенская краса

    Вот так и мечется в глаза!

    Тут груды чашей и горшков,

    Корчаг, бочонков, кувшинов,

    Там лыки, вёдра и ушаты,

    Лотки, подойники, лопаты…

    На мой товар полюбуйтесь,

    Только не торгуйтесь!

    Ложки золочёные, узоры кручёные.

    Братина солнечна весьма!

    На ней цветы и земляника.

    Семёновская хохлома

    Вся золотиста, краснолика!

    А вот поднос.

    В зелени травы,

    Шелковые всплески

    Золотой листвы.

    Вот ладья: цветущий хвост – корма.

    Нос – петушиная головка.

    Плывёт по лесу хохлома,

    Расписанная очень ловко.

    Надою я молока,

    Напою котёнка.

    Разрисую хохломою

    Милую Бурёнку.

    Простые по форме, а радуют взор.

    Богат и наряден чудесный узор.

    По золоту фона затейливой змейкой

    Орнамент здесь вьётся

    Попробуй, сумей-ка…

    А где-то кудрины по чёрному полю

    Мерцают как звёзды

    В небесном раздолье.

    Наши ложки хохломские –

    Самый лучший сувенир.

    С позолотой – не простые

    Прогремели на весь мир.

    А вот утица по реченьке плывёт,

    Выше бережка головушку несёт.

    Чёрным крылышком помахивает,

    На цветы водицу стряхивает.

    Я всё небо разрисую,

    Разрисую хохломой.

    Пусть все лётчики летают

    Под такою красотой.

    Как волшебница Жар-птица,

    Не выходит из ума

    Чародейка-мастерица,

    Золотая Хохлома.

    И богата, и красива.

    Рада гостю от души.

    Кубки, чаши и ковши.

    Гроздья огненных рябин,

    Маки солнечного лета

    И ромашки луговин.

    Всё вобрала, словно память:

    Зорь червонные лучи

    И узорчатый орнамент

    Древнесуздальской парчи.

    Листья рдеют не редея,

    От дыхания зимы.

    Входим в царство Берендея,

    В мир волшебной Хохломы.

    П.Синявский

    ИВАНОВА Ю. Радуют глаз хохломские ложки. О них разговор особый

    Светлана Хлюстова
    Занятие-развлечение «Веселая ярмарка»

    Задачи:

    Развивать интерес к промыслам борского края. Способствовать развитию эстетического вкуса. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных промыслов.

    Закрепить значение слов: ярмарка, коробейник, резьба по дереву, прялка, веретено, ремесло, корзина, глина, гончар, кузнец, сено, стог, улей, бортничество, перевоз.

    Воспитывать интерес к быту и обычаям России.

    Используемые методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, игровые приемы, игра на детских музыкальных инструментах, исполнение частушек, русской народной песни «Во кузнице…», слушание русской народной песни «Прялица», инсценировка

    Оборудование: Петрушка, коробок, разрезные картинки с промыслами, деревянные ложки, веретено, изображение прялки, текст загадок, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация.

    Предварительная работа: проведение бесед о промыслах борского края с использованием презентации, сбор информации совместно с родителями о промыслах борского края.

    Ход занятия

    раздается стук в дверь. Появляется Петрушка.

    Петрушка: Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы пригласить на ярмарку. - А вы знаете, что такое ярмарка? (это шумный большой базар, на котором продают свои изделия).

    Петрушка: Молодцы! Закрывайте глаза и не подглядывайте. Раз, два, три (звучит музыка).

    Петрушка:

    Солнце яркое встает.

    Спешит на ярмарку народ.

    А на ярмарке товары:

    Продаются самовары

    И отменные игрушки!

    Петрушка: Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.

    Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, что это такое стоит? Петрушка, ты не знаешь, чье это? (достает лоток коробейника).

    Петрушка: Это, наверное, коробок коробейника.

    Дети: А кто он такой?

    Петрушка: Это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него в лотке. Давайте посмотрим, что там есть. А здесь какой-то конверт, а в нём задание для. вас

    Игра «Собери картинки с промыслами села Бор»

    Петрушка: Да вы просто волшебники! У вас так ловко все получается!

    Воспитатель: Сейчас мы проведем экскурс в историю родного края, проведут экскурсию подготовленные экскурсоводы. А попасть в те далекие времена нам поможет волшебный бабушкин ларец!

    Вступительный монтаж (Звучит фонограмма русской народной песни «Коробейники»)

    Воспитатель: издавна известна работа плотника. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались в наших местах, богатых лесом. Из дерева любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, сундуки с росписью. И даже придумали пословицы о труде плотника. Вот некоторые из них (воспитатель зачитывает их).

    Пословицы.

    Без топора не плотник, без иглы не портной.

    Не топор тешет, а плотник и др.

    Воспитатель предлагает посмотреть на экран и узнать изделия какого промысла на нём изображены. (резьба по дереву).

    Чтение стихотворения о промысле – резьба по дереву.

    Ребята и девчата милые,

    Румяные, красивые,

    Бросайте-ка игру,

    Идите-ко к Василию

    Выучивать резьбу.

    Пошли морить, раскрашивать

    Ендовы и блюда.

    Кто красит вещь морилкою,

    Кто ковшичек долбит,

    Кто режет тонкой пилкою,

    Кто досочки клеит…

    Воспитатель: посмотрим на экран и назовём изделие, украшенное резьбой по дереву (на экране прялка). А сейчас отгадайте загадку о том, что нужно ещё для прядения.

    Загадка: Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь (веретено)

    Воспитатель: героине какой сказки нужно было опасаться веретена?

    Дети: Спящая красавица.

    Воспитатель: Что предсказала колдунья?

    Дети: Девушка уколет палец веретеном и умрет.

    Воспитатель: Но в каждой сказке добро побеждает: девушка не умерла, а лишь заснула.

    Воспитатель: Вспомните, какая из сказок Пушкина начиналась словами: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

    Дети: «Сказка о царе Салтане».

    Воспитатель: Вот так они сидели, брали в левые руки веретена и крутили их между пальцами. Beретено – это гладкая, с заостренными концами палочка (рисунок на доске). И крутилось, и жужжало веретено в тонких девичьих пальцах, и выходила из пряжи нитка. И пели девицы либо старые бабушкины сказки сказывали.

    Слушание детьми песни «Прялица»

    Воспитатель: Люди придумали пословицы и об этом ремесле

    Пословицы.

    Без веретена пряжи не спрядешь.

    Какова пряха, такова на ней и рубаха.

    Воспитатель предлагает послушать стихотворение о ремесле.

    Веками русский человек, не покладая рук, трудился

    И труд его из века в век потомками не зря ценился.

    Из простоты он создавал неповторимые изделия.

    На свет рождались мастера, хранящие в крови уменья.

    Теперь красивая посуда украсит в доме стол любой,

    И в интерьере своё место найдёт ларец с витой резьбой.

    Снаружи окна расписные расскажут о хозяйке нам.

    А каменистая тропинка укажет направление вам

    Воспитатель: отгадайте о каком дереве идёт речь в этой загадке.

    Кудри в речку опустила

    И о чём-то загрустила,

    А о чём она грустит,

    Никому не говорит.

    У речек и в низинах

    Они всегда растут,

    Их прутья на корзины

    И коробы идут… (ива)

    Воспитатель: отгадайте загадку

    Она удобна и легка,

    Её название недлинно,

    В хозяйстве служит нам века,

    Есть в слове этом имя ЗИНА.

    С ней можно по грибы ходить,

    А можно ягоды собрать,

    Её нетяжело носить,

    И очень запросто сломать!

    Из прутьев, лыка их плетут,

    Скажите, как её зовут? (корзина)

    Воспитатель: О трудолюбивых мастерах раньше и пословицы слагали. Кто знает такие пословицы?

    «Дело мастера боится»

    «Маленькое дело лучше большого безделья»

    «Есть терпенье – будет и уменье» и др.

    Воспитатель: А я знаю совсем другую пословицу «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Вы знаете, про кого это сказано, нет? Тогда я вам расскажу.

    В сценке участвуют трое детей. Один ребенок ложится на ковер, запрокидывает нога на ногу.

    1 ребенок:Не колода и не пень,

    2 ребенок:А лежит он целый день.

    3 ребенок:Чтобы многого добиться, Знаем – надо потрудиться.

    1 ребенок:Федот, иди молотить!

    Федот:Не могу, спина болит!

    2 ребенок:Федот, иди огород полей!

    Федот:Не могу, нога болит!

    3 ребенок:Федот, иди, собери фрукты в саду.

    Федот:Не могу, спать охота.

    1 ребенок:Федот, иди, за стол садись кашу есть!

    Федот встает, потягивается.

    Федот:А где моя большая ложка?

    2 ребенок:А Кто не хочет потрудиться,А за стол спешит садиться,

    3 ребенок:Тем ответим тот же час – Угощенье не для вас.

    Все дети вместе:Любите труд вы с детских лет –Всем лентяям наш ответ.

    Воспитатель: попробуйте отгадать загадку о материале, с которым работали некоторые ремесленники

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу -

    Она понадобится сразу. (Глина)

    Воспитатель: отгадайте этих ремесленников

    Мастера не любят скуки,

    Целый день в работе руки.

    Лепят все: горшки и кружки,

    Миски, глечики, игрушки.

    Все стоит на полках в ряд –

    Дружный глиняный отряд.

    Воспитатель: послушаем стихотворение о гончарном ремеслеНадежда Веденяпина)

    Круг гончарный, глина, вода:

    Будет посуда – будет еда!

    Гончар свое дело знает,

    Глину в руках разминает.

    На круг насадив начинает вращенье,

    И вот оно сказочное превращенье,

    Из глины как сказка, как диво, как чудо

    Выходит различного рода посуда.

    Вот свистков забавных ряд,

    Вот игрушки для ребят,

    Макитры, глечики, кувшины-

    Все это из обычной глины!

    Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Есенина «Кузнец», а перед детьми находиться иллюстрация кузницы на экране

    Душно в кузнице угрюмой,

    И тяжёл несносный жар,

    И от визга и от шума

    В голове стоит угар.

    К наковальне наклоняясь,

    Машут руки кузнеца,

    Сетью красной рассыпаясь,

    Вьются искры у лица.

    Воспитатель: Я прочитаю пословицы, а вы отгадайте, о каком ремесле идёт речь в каждой из них.

    Не боги горшки обжигают. Гончар

    Куй железо, пока горячо. Кузнец.

    Воспитатель: Ребята, скажите, на чём куёт коваль свои изделия? – Кузнец куёт на железной наковальне молотом. А сейчас дети прочитают стихотворение о кузнеце (М. Люффти).

    Исполняется русская народная песня: «Во кузнице»

    Воcпитатель: отгадайте загадку о том, что ещё делали у нас на Бору в прошлом и делают до сих пор.

    Знает взрослый человек,

    Знает даже маленький.

    Чтоб зимою не болеть

    Надевают…. (валенки)

    Воспитатель: давайте послушаем потешку о валенках.

    Лады-лады, ладыньки,

    В огороде заиньки,

    Зайки травку едят,

    И на Машеньку глядят.

    Лады-лады, ладыньки,

    Скатаю Маше валенки,

    Скатаю Маше валенки

    Не велики - не маленьки,

    В аккурат по ноженьке

    Бегать по дороженьке,

    К бабушке по яблочки,

    К дедушке по прянички,

    Будет Машенька ходить,

    Будет валенки носить.

    Воспитатель: отгадайте загадку.

    Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,

    Похлопочет над цветком – он поделится медком.

    В темной избушке живут чернушки,

    Вяжут кружево без узлов и петель (пчела)

    Есть на свете сладкий дом,

    Садом пахнет в доме том.

    А жильцы, жужжа от радости,

    В домик свой приносят сладости,

    Угощая нас потом.

    Угадайте - что за дом? (улей)

    Воспитатель: сейчас ремесло по добыче мёда называется пчеловодство, а как называлось раньше?

    Дети: бортничество.

    Воспитатель: Что же это такое? Подскажу вам. "Борть" – это дупло большого дерева, в котором жили дикие пчелы. Вы уже догадались, что делал человек, которого называли бортник? Он собирал мед. Это было очень сложное занятие. Оно требовало от людей большого труда, времени и, конечно, смелости. Как вы думаете, почему?

    Дети: Пчелы могли ужалить.

    Воспитатель: отгадайте новую загадку

    Ковёр травы вокруг.

    Цветов нарядных венчики,

    Звонкие кузнечики.

    Мотыльки игривые,

    Жуки неторопливые.

    С мёдом сладким пчёлки,

    Песня перепёлки.

    Мяты аромат,

    Лета нежный взгляд

    И до белых мух

    С дудочкой пастух (луг).

    Воспитатель: А что же делают в лугах?

    Дети: косят траву. А вот чем, узнаем из загадки.

    Ах, как чудно на лужайке,

    Погулять когда роса,

    Мне траву совсем не жалко,

    Потому что я (коса)

    Воспитатель: А чем собирают траву? Отгадайте загадку.

    Зубасты, а не кусаются (грабли).

    Воспитатель: А во что собирают траву? Отгадайте загадку.

    “Стоит Федосья, растрепаны волосья” (стог).

    Воспитатель: послушаем стихотворение о сенокосе (Валентина Ланцетти)

    Воспитатель: давайте отгадаем следующую загадку.

    Течёт, течёт - не вытечет,

    Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

    Воспитатель: А на берегу какой реки мы с вами живём?

    Дети: Волга.

    Воспитатель: А сейчас дети прочтут стихотворение о реке Волге (Н. А. Орлов)

    Воспитатель: А на чём переправлялись через реку? Отгадайте загадку.

    Сначала дерево свалили,

    Потом нутро ему долбили,

    Потом лопатками снабдили

    И по реке гулять пустили. (Лодка)

    Воспитатель: Как называлось в селе Бор место откуда перевозились люди и товар на другой берег?

    Воспитатель предлагает послушать частушки о ремёслах и изделиях.

    Петрушка:

    Мы гуляли целый день.

    Целый день гулять не лень.

    Много нового узнали.

    Мастерами просто стали.

    Воспитатель: Петрушка, а что это за мешок, что в нем?

    Петрушка: Это подарки для детей, за их хорошие знания. А, теперь мне пора домой. До свидания!

    Воспитатель читает заключительное стихотворение.

    О ремесле.

    Зачем приходим в этот мир прекрасный.

    И чувствами, какими будем жить?

    Что станет для ребенка самым важным,

    И чем он будет в жизни дорожить?

    Мне хочется, чтоб дорожил он самым сокровенным.

    Священной верой в справедливость и добро.

    Любовью к Родине и помнил незабвенно

    О том, что означает слово РЕМЕСЛО.

    КОНСПЕКТ


    Развлечения

    «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Попова Т.Б.

    Цель. Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России, закреплять умение выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов, знать характерные особенности этих промыслов, воспитывать национальную гордость за мастерство русского народа, эстетическое отношение к народному прикладному искусству. Закреплять умение расписывать самостоятельно заготовки силуэтов разных изделий народных промыслов.

    Материал. Изделия народных про­мыслов (гжель, хохлома, богородская и дымковская игрушка и т. д.); стихи-загадки о народных промыслах, народная музыка (в грамзаписи), заготовки силуэтов изделий народных промыслов, гуашь, палитра, салфетки, баночки с водой.
    ^

    Ход развлечения


    В центре зала стол-«прилавок» , на котором разложены изделия народных промыслов. Воспитатель и дети одеты в народные костюмы. Звучит тихая музыка.

    Ведущий.

    Эй, детишки-ребятишки!

    Подходите поскорей!

    Покупайте, выбирайте -

    Среди ложек и коней,

    Среди чашек расписных,

    Среди саночек резных -

    Что угодно дня души.

    Все товары хороши!

    Дети. Хороши игрушки, хороша посуда, да вот беда: все деньги мы потратили на пряники медовые да на леденцы сахарные. Что тут делать? Как тут быть?

    Ведущий.

    Что ж, давайте по порядку.

    Загадаю я загадки.

    Кто скорей ответ найдет,

    Тот игрушку и возьмет.

    Кто найдет игрушке пару,

    Постарается недаром!

    Ведущий загадывает загадки. Первый ребенок, правиль­но ответивший, берет со стола игрушку или домашнюю утварь. Пода­рок получает и тот ребенок, который нашел соответствующее изделие на «прилавке».

    ^

    Загадки о народных промыслах.


    Тук-тук, щелк-щелк,

    Деревянные игрушки:

    И медведи, и старушки -

    То сидят, а то спешат,

    Ребятишек всех смешат.

    (Богородская резьба.)

    Снежно-белая посуда,

    Расскажи-ка: ты откуда?

    Видно, с Севера пришла

    И цветами расцвела:

    Голубыми, синими,

    Нежными, красивыми.

    (Гжель.)
    ^

    Резные ложки и ковши


    Ты разгляди-ка, не спеши.

    Там травка вьется и цветы

    Растут нездешней красоты.

    Блестят они, как золотые,

    А может, солнцем залитые.

    (Хохлома.)

    Веселая белая глина,

    Кружочки, полоски на ней.

    Козлы и барашки смешные,

    Табун разноцветных коней,

    Кормилицы и водоноски,

    И всадники, и ребятня,

    Собачки, гусары, и рыбы.

    А ну назови-ка меня!

    (Дымка.)

    Круглые, железные,

    В хозяйстве полезные.

    Черные, желтые, красные,

    Удивительно прекрасные!

    (Жостовские подносы.)

    Нас слепили мастера,

    Нас раскрашивать пора.

    Кони, барышни, барашки -

    Все высоки и стройны.

    Сине-красные полоски

    На боках у нас видны.

    (Филимоновская игрушка.)

    Ростом разные подружки,

    Все похожи друг на дружку.

    (Матрешки.)

    Из липы доски сделаны,

    И прялки, и лошадки...

    Цветами разрисованы,

    Как будто полушалки.

    Там лихо скачут всадники,

    Жар-птицы ввысь летят.

    И точки черно-белые

    На солнышке блестят.

    (Городец.)

    Бочонки, копилки,

    Матрешки, грибки -

    Они не малы

    Да и не велики.

    Свистульки, тарелочки

    В ярких цветах,

    И солнце, и речка,

    И домик в кустах.

    Свободная роспись:

    Шиповник цветет,

    И яблочки зреют,

    И травка растет...

    Рисуются тушью

    На стеблях цветы,

    И яркие краски

    Сочны и просты.

    (Полхов-Майдан.)

    Скачут коклюшки:

    Стук-стук-стук!

    Платочек появился вдруг,

    И воротник из белой нити

    (Вологодские кружева.)

    На черном фоне красные розы,

    Ими повязаны девичьи головы,

    (Павло-посадские платки.)

    В конце занятия детям предлагается задание: расписать по своему желанию любую заготовку-силуэт росписью народных промыслов.

    ^

    Загадки о народных промыслах


    Очень тяжелые эти фигурки:

    Девочки, мальчики, кони-скульптурки.

    Есть и подсвечники, блюда резные.

    Ну, догадайтесь: откуда такие?

    (Каслинское литье,)

    Тук-тук, щелк-щелк,

    Медведь, мужик, коза и волк...

    Деревянные игрушки:

    И медведи, и старушки -

    То сидят, а то спешат,

    Ребятишек всех смешат.

    (Богородская резьба.)

    Снежно-белая посуда,

    Расскажи-ка: ты откуда?

    Видно, с Севера пришла

    И цветами расцвела:

    Голубыми, синими,

    Нежными, красивыми.

    (Гжель.)
    ^

    Резные ложки и ковши


    Ты разгляди-ка, не спеши.

    Там травка вьется и цветы

    Растут нездешней красоты.

    Блестят они, как золотые,

    А может, солнцем залитые.

    (Хохлома.)

    Веселая белая глина,

    Кружочки, полоски на ней.

    Козлы и барашки смешные,

    Табун разноцветных коней,

    Кормилицы и водоноски,

    И всадники, и ребятня,

    Собачки, гусары, и рыбы.

    А ну назови-ка меня!

    (Дымка.)

    Круглые, железные,

    В хозяйстве полезные.

    Черные, желтые, красные,

    Удивительно прекрасные!

    (Жостовские подносы.)

    Нас слепили мастера,

    Нас раскрашивать пора.

    Кони, барышни, барашки -

    Все высоки и стройны.

    Сине-красные полоски

    На боках у нас видны.

    (Филимоновская игрушка.)

    Ростом разные подружки,

    Все похожи друг на дружку.

    Раз, два, три, четыре, пять...

    (Матрешки.)

    Железная пластинка,

    На ней простой пейзаж:

    Березки и рябины,

    Горы далекой кряж.

    (Златоустовская гравюра.)

    Из липы доски сделаны,

    И прялки, и лошадки...

    Цветами разрисованы,

    Как будто полушалки.

    Там лихо скачут всадники,

    Жар-птицы ввысь летят.

    И точки черно-белые

    На солнышке блестят.

    (Городец.)

    Бочонки, копилки,

    Матрешки, грибки -

    Они не малы

    Да и не велики.

    Свистульки, тарелочки

    В ярких цветах,

    И солнце, и речка,

    И домик в кустах.

    Свободная роспись:

    Шиповник цветет,

    И яблочки зреют,

    И травка растет...

    Рисуются тушью

    На стеблях цветы,

    И яркие краски

    Сочны и просты.

    (Полхов-Майдан.)

    Скачут коклюшки:

    Стук-стук-стук!

    Платочек появился вдруг,

    И воротник из белой нити

    Прекрасно выполнен. Взгляните!

    (Вологодские кружева.)

    На черном фоне красные розы,

    Лилии, маки, ромашки, подснежники...

    Ими повязаны девичьи головы,

    Глазки лукавые, личики нежные.

    (Павло-посадские платки.)

    Узнать мир с технической стороны – просто, если у вас под рукой есть загадки про инструменты, занятия и ремесла . Только представьте, сколько всего таит в себе многовековой мир ремесел и инструментов! Да что там многовековой – первым инструментам сотни тысяч лет, как минимум.


    Пожалуй, в те времена, когда наши предки охотились на мамонтов и пытались выживать в дикой природе, сооружая простейшие орудия труда, они и не могли представить, до чего дойдет развитие человечества и какие многофункциональные инструменты будут изобретены. И уж тем боле они не могли подумать о том, что через огромное количество лет мы будем составлять и разгадывать увлекательные загадки про инструменты, занятия и ремесла.


    Но мир развивается, и сегодня в этом разделе сайта есть самая большая подборка тематических загадок, которые подарят вам немало увлекательных часов. Мы постоянно ищем новые загадки и добавляем их в раздел, так что следите за обновлениями!


    До сих пор верите в миф, что существуют не отвеченные загадки?
    У нас на каждую загадку найдётся ответ.

    1. Мужик идет из лесу, зеркало за поясом.
    2. В лес идет - блеснет,
      Из лесу - блеснет.
    3. В лес идет - светит,
      Из лесу идет - светит.
    4. В лес идешь - домой глядит,
      Из лесу идешь - в лес глядит.
    5. Кочет голенаст, кланяться горазд.
    6. Низок вяз, да кланяться горазд.
    7. Захочу, так поклонюсь,
      Поленюсь, так повалюсь.
    8. Кланяется, кланяется.
      Придет домой - растянется.
    9. Мается, мается,
      Придет домой - растянется.
    10. На улице кланяется, кланяется,
      В избу придет - растянется.
    11. На улице полает,
      Придет - под лавочку ляжет.
    12. Лежит красавица лицом под лавицу.
    13. Лицом к стене, а спиной к избе.
    14. Федот вперед затылком врет.
    15. Между двумя дубами завязла теля зубами.
    16. Скоро ест, мелко жует,
      Сама не глотает, а другом сыт бывает.
    17. Скоро ест, мелко жует.
      Сама не глотает, другим не дает.
    18. Быстро грызет, мелко жует.
      Сама не глотает.
    19. Зубы есть, а хлеба не ест,
      На работу ходит, хозяина кормит.
    20. Зубы есть, а рта нет.
    21. Зубы имею, а зубной боли не знаю.
    22. Две ручки, во все брюхо зубки.
    23. Туда, сюда снует,
      Что в зубы возьмет, на две части разжует.
    24. Едет, едет взад-вперед,
      В зубы возьмет, на две части разомнет.
    25. Звенит, плюет, взад-вперед идет,
      Что в зубы возьмет, на две части разломит.
    26. Ела дуб, да поломала зуб.
    27. Кума ела, ела дуб да к сломала себе зуб.
    28. Тит на работу вышел, каждый услышал.
    29. Сам худ - голова с пуд.
    30. Сам деревянный, а голова железная.
    31. Сам с локоток, а борода с веник.

      (Молоток)

    32. Маленький Мошейка утонул по шейку.
    33. Бьют Ермилку что есть сил по затылку.
      А он не плачет, только ножку прячет.
    34. Молоток стук, постук - торчит в стене сук,
      Постучу опять, будет не видать.
    35. Сам в комнате, а голова на улице.
    36. Бежит боровок - разбитый лобок.
    37. Замолола безголова.

      (Коловорот)

    38. Вокруг поля хожу, в одну жердь колочу.

      (Обручи набивают)

    39. Скорчится - в кошку,
      Растянется - в дорожку.

      (Веревка)

    40. Сквозь коня и корову свиньи лен волочат.
    41. В каком месте свинья сквозь быка прошла.
    42. Шла свинья сквозь быка по железному следку,
      Хвост смоляной.

      (Сапоги шьют)

    43. Толстый, короткий трясет бородкой.

      (Кудель чешут)

    44. Под передом, передом сидит барин с бородой.
    45. Стоит Федосья, растрепаны волосья.

      (Кудель привязана к гребню)

    46. Сяду на хвост, а руками бороду дергаю.
    47. Пять братьев под одонком стоят, да мокры,
      А пять братьев по дороге бегут, да сухи.
    48. Пять овечек стог подъедают,
      Пять овечек прочь отбегают.
    49. Пять подъедают, а пять подгоняют.
    50. Пять, пять овечек стожок подщипали,
      Пять, пять овечек прочь отбежали.
    51. Пять, пять овечек стожок разбивают,
      Пять, пять овечек сенцо подбирают.
    52. Пять пятеренек зарод подъедали,
      Пять пятеренек труху подбирали.
    53. Сижу на липе, трясу березу, гляжу сквозь лен.

      (Прядут: донце, веретено, гребень)

    54. По локоть мохнато, по локоть голо, по локоть под сиденье ушло.

      (Прялка с куделью)

    55. Сядем, тетка, рядком да поговорим ладком:
      - Будешь держаться за меня, гляди сгорбишься, как я,
      А не подержишься за меня - станешь голая, как я.

      (Прялка и пряха)

    56. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею.
    57. Верчусь, верчусь - не потею,
      Только более толстею.
    58. Пляшу по горнице с работою моею,
      Чем более верчусь, тем более толстею.
    59. Пузан съел мохнушку.
    60. По полу бегает да воет.
    61. В воздухе кружится,
      На землю упадет - запутается.

      (Веретено)

    62. Четыре сестры бегают кругом,
      Одна за другой - не догнать ни одной.
    63. Четыре сестренки, четыре родных одной опоясочкой опоясаны.

      (Мотовило)

    64. Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил.
    65. Деревянные ноги, хоть все лето стой.
    66. Пришло чудо, стало в угол, просит девку или женку.

      (Ткацкий станок)

    67. Ногами бьет, руками хлещет.
    68. Грудью-то трет, ногою упрет,
      А рукою швырнет, стук да стук.
    69. На одном конце мерзнет,
      На другом тает,
      А посередке утка летает.

      (Ткут холст)

    70. Бежит, бежит бесок через темненький лесок.
    71. Слепой поросенок подле тына ползет.
    72. Желтенькая свинка - вырезана спинка.

      (Челнок ткацкий)

    73. Сто полен в запасе, а на истопель не будет.
    74. Сто кряжов, а нечем печи истопить.
    75. Бежит волчок - выхвачен бочок.
    76. Маленька, синенька, всему свету миленька.
    77. Синенько, маленько, штучка небольша,
      Без нее жить нельзя.
    78. Одна всему свету нужна.
    79. Тонка, длинна, одноуха,
      Остра, всему свету, нужна.
    80. Маленькой, сухонькой весь свет одевает.
    81. Синенько, маленько весь мир красит.
    82. Светленькая, маленькая весь мир одевает.
    83. Синяя синичка весь белый свет одела.
    84. Синенько, маленько и беленько
      Весь мир одевает и обувает и весь мир красит.
    85. Молодичка невеличка, а весь мир одевает.
    86. Маленькая барынька всех одевает.
    87. Свинка, золота щетинка,
      По свету скачет, весь свет одевает.
    88. По городу скачет, всех людей красит.
    89. Барыня-княгиня весь мир нарядила, а сама нагая ходила.
    90. Весь мир обшила, сама нагая ходила.
    91. Невеличка-птичка, да носик остер.
    92. Птичка-невеличка - ноготок остер.
    93. Кругленько, маленько, а кусает больненько.
    94. Маленький, светленький, больно кусаюсь.
    95. Конь стальной, хвост льняной.
    96. Свинка - золотая щетинка, льняной хвост.
      По белу свету скачет, всех людей красит.
    97. Сивый жеребец - льняной хвостец.
    98. Лошадь железная - хвост портяной.
    99. Конь вороной - хвост льняной.
    100. Железный конь - посконный хвост.
    101. Бежит свинка - золотая спинка,
      Носик стальной, а хвостик льняной.
    102. Бежит свинка - золотая щетинка, конопляный хвост.
    103. Бежит свинка - дырявая спинка,
      Востренький зубок, льняной хвосток.
    104. Бежит свинка - железная спинка, льняной хвосток.
    105. Свинка - стальная щетинка, кудельный хвост.
    106. Бык железный - хвост кудельный.
    107. Железная кошка - портяной хвост.
    108. Волк железный - хвост конопляный.
    109. Мышка железная - хвост шерстяной.
    110. Рыбка железная - хвостик конопляный.
    111. Штучка-одноручка - носик стальной, а хвостик льняной.
    112. Сам железный - хвост кудельный.
    113. Нос стальной - хвост льняной.
    114. Наш зверек с вершок, а хвост с локоток.
    115. Сама коротка, а хвост длинен.