Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Понятие функции управления ввел в науку управления. Функции менеджмента. Руководство как функция управления

    Понятие функции управления ввел в науку управления. Функции менеджмента. Руководство как функция управления
  • 8. Планирование как функция управления: понятие и виды, этапы и принципы осуществления. Стратегическое планирование.
  • 9. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы осуществления. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
  • 10. Современные модели менеджмента: развитие менеджмента в сша, особенности и основные черты японского менеджмента
  • 11. Организация как объект управления. Понятие организации, ее общие характеристики. Современные формы и модели организаций
  • 12. Управленческие решения: понятие, классификация, требования, предъявляемые к ним
  • 13. Условия и факторы качества управленческих решений
  • 14. Функции мотивации: понятие, теории мотивации
  • 15. Коммуникации в процессе управления: понятие, виды и модели
  • 16. Функция контроля: понятие, состав, виды
  • 17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие
  • 18. Природа и сущность управления: понятие, соотношение с понятием «менеджмент», субъекты и объекты, разновидности управления
  • 19. Зарождение управления как науки. Периодизация развития управленческой мысли
  • 20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
  • 21. Эффективность управления: понятие, показатели
  • 22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп
  • 23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
  • 24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
  • 25. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления
  • 26. Организационные коммуникации: значение в функционировании организации, формы и методы
  • 27. Порядок построения и реорганизации структур управления
  • 28. Внутренняя среда организаций: понятие, характеристика основных внутренних переменных, их взаимосвязь
  • 29. Внешняя среда организаций: понятие и классификация ее факторов. Характеристика состояния внешней среды
  • 30.Власть и влияние руководителя: понятие и формы. Харизма
  • Региональная экономика и управление
  • 2. Современные направления развития территорий региональной экономики: новые объекты исследования, теория полюсов роста
  • 3.Основы построения региональных бюджетных систем
  • 4. Система национальных и региональных счетов как современный инструментарий расчета индикаторов регионального развития
  • 5. Экономическое пространство: основные характеристики, формы пространственной организации хозяйства и расселения
  • 6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
  • 7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития
  • 8. Прогнозирование социально – экономического развития регионов: понятие, состав, инструменты
  • 9. Подходы к определению понятия «регион». Территориальное деление (районирование) страны
  • 10. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны
  • 11. Экономическая эффективность производства
  • 12. Стратегический план развития региона: понятие, этапы разработки. Альтернативы регионального развития
  • 13.Индикативное планирование регионального развития
  • 14. Программно – целевое регулирование развития регионов
  • 15. Региональная политика государства: сущность, цели, инструменты проведения
  • 16. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
  • 17. Понятие самовоспроизводства и саморазвития регионов. Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития
  • 19. Сущность, цели и средства инвестиционной политики регионов
  • 20. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны как инструмент социально – экономического развития региона
  • 21. Задачи, особенности, пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
  • 22. Совершенствование финансово – бюджетных отношений в регионе
  • 23. Инвестиционный климат региона и пути его улучшения
  • 24. Региональный экономический интерес. Возможности выравнивания региональных диспропорций
  • 26. Структура и функции органов управления экономикой региона
  • 27. Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем
  • 28. Отраслевая структура производства в регионе
  • 29. Регулирование занятости в регионе
  • 30.Государственное регулирование свободных экономических зон
  • Система государственного и муниципального управления
  • 2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления
  • 3.Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
  • 4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
  • 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения
  • 7. Организационные основы местного самоуправления
  • 8. Экономическая основа местного самоуправления
  • 9. Правовые основы местного самоуправления
  • 10. Основные научные школы о государстве и управлении
  • 11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф
  • 12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования
  • 13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
  • 14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления
  • 15. Конституционные основы государственного и муниципального управления
  • 16. Федеральные органы законодательной власти рф
  • 17. Федеральные органы исполнительной власти рф
  • 18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
  • 19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
  • 20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
  • 21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере
  • 22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления
  • 23. Организационная структура местной администрации
  • 24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
  • 25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
  • 26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования
  • 27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
  • 28. Кадровое обеспечение муниципального управления
  • 29. Информационное обеспечение муниципального управления
  • 30. Разработка и реализация государственной политики
  • 4. Функции управления: понятие, значение, классификация

    Функции управления – это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

    Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т.д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов. Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. В 1916 г. А. Файоль, который впервые разработал эту концепцию, писал, что существует пять исходных функций: управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации, поэтому их называют общими. Современные исследователи разработали несколько иной перечень основных управленческих функций: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Практически в каждой работе по управлению перечень основных управленческих функций несколько отличается от других.

    Выделяют пять общих функций управления:

    – планирование (выбор целей и план действий по их достижению);

    – организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);

    – мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);

    – контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными);

    – координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).

    Эти пять общих функций управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

    Планирование является первой, важнейшей функцией процесса управления. Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким.

    – установление целей и задач;

    – разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

    – определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

    – доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

    Следующей функцией управления является организация. Задача ее – формирование структуры организации, обеспечение ее всем необходимым. Кроме того, деление на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий.

    При этом важное значение имеет рациональная организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, документы. Если операция направлена на изменение параметров предмета труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным – операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.

    Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей. Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет.

    Мотивацию по целесообразию рассматривают как процесс. В связи с этим ее можно представить в виде шести следующих одна за другой стадий:

    – возникновение потребности;

    – поиск путей устранения потребности;

    – определение целей (направления) действия;

    – осуществление действия по удовлетворению потребности;

    – получение вознаграждения за осуществление действия;

    – удовлетворение, устранение потребности.

    Функция процесса управления – контроль устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.

    Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами при этом могут быть количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Расход ресурсов желательно учитывать по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям.

    Функция процесса управления – координация обеспечивает его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждений возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.

    "

    Управление означает руководство чем-либо, кем-либо.

    · управление - это функционально-организованная система (биологическая, социальная, техническая), обеспечивающая их целостность;

    · служит интересам взаимодействия какой-либо системы элементов;

    · внутреннее качество целостной системы основными элементами которой являются субъектоуправляющий и объектоуправляемый;

    · предполагает внутреннее взаимодействие составляющих систему субъектов и взаимодействие целостных систем различного иерархического уровня;

    · управление есть управляющее воздействие субъекта на объект;

    · реально только тогда, когда на лицо подчинение объекта субъекту управления.

    Общие управленческие функции:

    · прогнозирование;

    · планирование;

    · нормативное регулирование;

    · методическое руководство;

    · работа с кадрами;

    · контроль.

    Общие функции - это всеобщие личные взаимодействия между субъектами и объектами управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности. Каждая функция объективно необходима.

    Общие функции управления конкретны, персонифицированы в функциях отдельных органов, структурного подразделения и должностей. Этим определяется компетенция структурных единиц.

    1. Ориентирование системы:

    прогнозирование;

    планирование;

    нормативное регулирование;

    методическое руководство.

    2. Обеспечение системы:

    кадровое;

    материально-техническое обеспечение;

    финансирование;

    организационно-структурное обеспечение;

    информационное.

    3. Оперативное управление системой:

    непосредственное регулирование деятельности;

    контроль;

    оценка деятельности.

    Тема 8
    Государственное управление

    Это специфический вид государственной деятельности, разновидность социального управления с функционированием которого связано формирование административного права.

    Термин государственного управления широко используется в законодательстве стран. Конституция1993 г. внедрила новый термин - исполнительная власть.

    Основные признаки:

    1. Конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти.

    2. Деятельность исполнительно-распорядительного характера, основным путем является исполнение, то есть проведение в жизнь законов.

    3. Деятельность специальных субъектов - органы государственного управления.

    4. Исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства различными сферами жизнедеятельности общества.



    5. Деятельность подзаконная, осуществляемая на основе и во исполнение закона.

    Специфические признаки:

    1. Вертикальность, субординационность, иерархичность.

    2. Реализация юридически властных полномочий в административном порядке, то есть внесудебном.

    3. Возможность административного правотворчества.

    4. Включение в механизм государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата.

    Принципиальные обстоятельства:

    1. Государственное управление и реализующие его функции государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти.

    2. Государственное управление связано с исполнительным его назначением.

    Тема 8 : Административно-правовые основы теории государственного управления
    Исполнительная власть

    В механизме государственной власти определяется переход от разделения труда к разделению властей. С принятием Конституции Российской Федерации провозглашен принцип разделения властей, который ранее игнорировался.

    Государственная власть едина в своих проявлениях:

    1. Законодательная власть.

    2. Исполнительная власть.

    3. Судебная власть.

    Государственная власть должна строиться на определенной функционально-компетенционной специализации. Это означает, что именно власть в ее государственном правовом выражении служит единой основой функционирования субъекта.

    Основные черты исполнительной власти.

    1. Относительно самостоятельная разновидность государственной власти.

    2. Самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле.

    3. Существует наряду с законодательной и судебной властями, т.е. является непременным атрибутом государственно- властного механизма.

    4. Это есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей. Отличительным признаком является то, что власть реализуется к различным субъектам.

    5. Не тождественна исполнительной деятельности, так как исполнительная деятельность не власть, а форма ее практической реализации.

    6. Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией.

    7. Организуется и осуществляется на началах федерализма.

    Два основных аспекта исполнительной власти.

    · юридический - право и возможность субъекта управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организаторскую работу;

    · политический - включает в себя комплекс политико-правовых явлений и прежде всего аппарат государственного управления, компетенцию его органов и служащих.

    Органы исполнительной власти.

    К органам исполнительной власти РФ относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, образующие единую систему.

    Современный правовой статус органов исполнительной власти характеризуется общими позициями:

    1. Представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они пользуются относительной юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей.

    2. В большинстве своем органы исполнительной власти формируются при решающем участии Президента РФ и уполномоченных субъектов исполнительной власти РФ.

    3. Органы исполнительной власти не подотчетны и не контролируются органом представительной власти

    4. Органы получили значительную возможность влиять на правотворческую деятельность представительных органов.

    5. Органы исполнительной власти самостоятельны в пределах, очерченных правом.

    6. Обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации.

    7. Подзаконность деятельности органов исполнительной власти.

    8. Органы исполнительной власти обладают гражданской правоспособностью.

    Виды органов исполнительной власти.

    Для деления их на виды существуют различные критерии:

    1. В зависимости от государственного устройства:

    · федеральные;

    · субъектов РФ.

    2. По организационно-правовым формам:

    · правительства;

    · советы министров, имеющие статус правительства;

    · министерства;

    · государственные комитеты;

    · комитеты;

    · службы;

    · главные управления и управления;

    · инспекции;

    · агентства;

    · департаменты;

    · администрации;

    · отделы и другие.

    Эти параметры закреплены в нормативно-правовых актах, определяющих их статус.

    Органы исполнительной власти создаются и действуют на различных уровнях. По общему правилу правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты образуются на уровне республик, но в настоящее время допустимо их образование и на уровне субъектов РФ.

    Федеральные органы образованы в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

    В Указе определено функциональное назначение, компетенция и организация работы федеральных органов исполнительной власти.

    Федеральное министерство - орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности и межотраслевую координацию.

    Федеральная служба – орган специальной компетенции, осуществляющий функции контрольно-надзорные и функции по охране общественной безопасности и правопорядка.

    Федеральное агентство - исполняют специальные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг.

    Данный нормативный правовой акт дополнен Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

    3. По характеру компетенции делятся на:

    · Органы общей.

    · Отраслевой.

    · Межотраслевой.

    · Внутриотраслевой.

    4. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

    · коллегиальные.

    · единоначальные.

    Тема 8 : Административно-правовые основы теории государственного управления
    Органы исполнительной власти субъектов РФ

    По отношению к единой системе исполнительной власти различают 2-е группы органов исполнительной власти субъектов РФ.

    1. Органы, которые вместе с федеральными органами исполнительной власти образуют ее единую систему.

    2. Органы исполнительной власти субъектов федерации, образуемые по предметам ведения не отнесенным к ведению РФ.

    Субъекты РФ формируют свои исполнительные органы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также нормативными актами самих субъектов РФ, устанавливающими их статус.

    Система органов исполнительной власти различных субъектов федерации имеют существенные различия в количестве и формах, составляющих их органов.

    Системы и формы исполнительной власти в республике определяются их Конституциями, а также законами и иными актами.

    В других субъектах федерации - уставами, принимаемыми в соответствии с законами и Указами Президента РФ.

    Органы общей компетенции:

    Советы министров или правительства республик. Они образуются либо представительными органами (возглавляются председателями), либо Президентом (возглавляются Президентом);

    Администрации краев, областей, автономных округов, автономных областей, то есть субъектов РФ.

    Органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

    В республиках - министерства, государственные комитеты, комитеты и главные управления;

    В других субъектах РФ - главные управления, управления. комитеты, отделы;

    На нереспубликанском уровне - департаменты.

    Имеются особенности организации исполнительной власти городов республиканского значения. Действуют в отношении Москвы. И в систему органов исполнительной власти г. Москвы входят: мэрия, правительство Москвы, отраслевые и территориальные управления городом и иные органы, создаваемые мэром. При этом вводится понятие городская московская администрация, что тождественно мэрии. Для Санкт-Петербурга схема такая же, но исключено понятие мэрии как исполнительный орган государственной власти.

    Тема 9 : Формы и методы управления
    Понятие административно-правовых форм

    В общенаучном понимании форма тесно связана с понятием содержание, под формой понимается этот или иной вариант выражения содержания.

    Применительно к исполнительной власти, форма является способом выражения ее государственно-правового содержания, то есть всех юридических качеств как ветви власти.

    С другой стороны, действия исполняемые субъектами исполнительной власти по своему характеру различны, значит должны быть различны и варианты их внешнего выражения.

    Исполнительные органы власти осуществляют многие действия, не связанные с управлением. Для определения форм важно сочетание этих методов, выполняемые органами исполнительной власти.

    Важное значение имеют и последствия совершаемых внешне выраженных управленческих действий. В одних случаях они вызывают прямые последствия юридического характера, в других нет. Первые и есть де действия, которые выражают управляющее воздействие как на внеаппаратные, так и внутриаппаратные отношения. Формы управления могут выступать:

    · в качестве форм реализации исполнительной власти;

    · в качестве реализации управленческой деятельности;

    Форма управления - внешне выраженное действие исполнительного органа, должностного лица, осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

    Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме.

    Государственно-управленческая деятельность может быть выражена в правовой и неправовой форме.

    Система действий исполнительных органов, которые образуют административно- правовую форму:

    1. По степени юридического выражения:

    · основные (издание правовых актов);

    · основанные на них (действия, имеющие юридическую направленность регистрации).

    2. По достигаемым результатам:

    · позитивное регулирование;

    · реакция на негативное явление в сфере государственного управления.

    3. По направленности:

    · воздействующие на общественные отношения (внешняя направленность);

    · воздействующие на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя).

    4. По объему:

    · обязательные, конкретизированные.

    5. По адресату:

    · государственное управление (деятельность всей системы исполнительной власти);

    · самоорганизация (внутри данного исполнительного органа).

    6. По характеру и методам решения вопроса:

    · процедурные действия;

    · процессуальные.

    7. По юридическому содержанию:

    · дозволительные;

    · запретительные;

    · предписывающие.

    Исполнительная власть имеет только юридические формы своего выражения в их системе.

    Главенствующая роль отводится правовым актам управления.

    Тема 9 : Формы и методы управления
    Правовые акты управления

    Это важное средство практической реализации целей и функций административной власти. Они являются решениями, которые субъекты управления принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства различными сферами общественной жизни.

    Основные черты, определяющие юридическую природу правовых актов управления.

    1. Правовые акты управления являются формой исполнительно-распорядительной деятельности.

    2. Подзаконность правового акта управления.

    3. Правовые акты управления издаются от имени определенной структурной единицы государственного аппарата.

    4. Правовые акты управления являются односторонними властными волеизъявлениями их авторов.

    5. Правовые акты управления всегда оформлены надлежащим образом. Оформление заключается в соблюдении процедуры принятия (согласование, обсуждение, голосование) и соблюдении необходимых мер делопроизводства (номер, дата, автор), его подписании и утверждении, регистрации или опубликования.

    6. Все правовые акты управления влекут юридические последствия. В зависимости от этого их делят на:

    которые устанавливают, изменяют, отменяют нормы права;

    влекут возникновение, изменение, прекращение отношений, которые служат юридическими фактами.

    Правовые акты управления - особый вид подзаконных официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, оформленных в соответствии с нормами права, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.

    Страница 2 из 35

    Понятие и классификация функций управления.

    Многовековое развитие предопределило выделение управ-ленческой деятельности в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию отличается от производственной. Это в XVII- XVIII в. и связано с зарождением капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального управления.

    Впервые функциональную администрацию ввел Тейлор, предложивший заменить старый аппарат (мастер на все руки) новым руководящим персоналом (компетентный специалист). Тейлор в организацию управления два новых отдела: плановое бюро и отдел кадров. Расширение круга обязанностей к повышению степени ответственности администрации.

    Идеи функциональной администрации и принцип единона-чалия соединил Анри Файоль, В его теории администрирования существуют две части: первая связана с пониманием функций. Вторая - с пониманием принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель.

    Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координация и контроль. Исторически это означало шаг вперед. Еще недавно Адам Смит, подчеркивая значение управления, никак не дифференцировал управленческие функции. Единственной функцией оставалась инвестиция (вложе-ние) капитала и приобретение рабочей силы и оборудования. Тейлор продвинулся дальше и ввел функцию планирования. В качестве самостоятельных действий управленца он называл контроль и организацию, но не ставил их в число основных. Кроме того, Тейлор рассматривал предвидение и координирование в качестве самостоятельных видов деятельности, но он никогда не говорил ни о каких функциях менеджмента.

    Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурно-функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления. Структурным - потому, что функции определяют структуру организации. У Тейлора одна функция (планирование) - одно структурное подразделение, у Файоля - 5 функций и целая система функциональных служб.

    В дальнейшем, Гьюлик формулирует уже 7 функций: плани-рование, организацию, комплектование штатов, руководство, координацию, отчетность и составление бюджетов.

    Современное определение управления включает всефайолевские функции; разработанная им модель функции оказалась настолько плодотворной, что явилась основой для конкретизации данного понятия современными школами и направлениями. Некоторые из которых предлагают выделять следующие функции в современных условиях; целеполагание; стратегополагание; планирование; регулирование; организация; координация; мотивация; стимулирование; гуманизация; корпоративность; контроль; оценка.

    Функции управления. Для осуществления управления (разработки управленческого воздействия) необходимо выполнять различные виды управленческих работ, которые получили название функции. Различают общие и конкретные (специфические) функции управления. Общие функции универсальны, выполняются в любом подразделении аппарата управления. Конкретные функции связаны с управлением персоналом, финансами, материальным обеспечением и т.д.

    В современной теории управления к функциям относят: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Каждая из основных функций является для организации жизненно важной. Вместе с тем, планирование, как функция управления, обеспечивает основу для других. "Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть". (А.С, Макаренко).

    Планирование - это процесс разработки плана, определя-ющего: кто, что, с использованием каких ресурсов и когда должен выполнить. Для осуществления планирования необходимо сформулировать цель (желаемый результат). В зависимости от времени достижения целей планирование может быть стратегическим (подчинено разработке курса развития организации на длительный период), тактическим (основано на методах реализации стратегии на среднесрочный период, например, 5 лет), оперативным (связано с повседневным выполнением задач).

    Характер взаимосвязи между планами организации показывает, что в условиях рыночной экономики, основу всей системы должны составлять стратегические планы. Главный принцип стратегического планирования - адаптивность (процесс реагирования на изменения внешнего окружения организации: потребностей потребителей, политику конкурентов, интересов трудовых ресурсов), поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив развития организации с учетом изменений внешней среды.

    Обратившись к истории российской экономики, необходимо подчеркнуть, что в командно-административной системе планирование имело решающее значение. Его главной чертой выступала директивность - обязательность выполнения предписанных заданий, что позволило создать второй в мире по величине индустриальный потенциал, без которого победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна.

    В новых условиях хозяйствования планы перестают играть роль директив, они становятся инструментами использования новых путей и способов совершенствования работы организации, усиления ее позиции на рынке.

    Чтобы планы были реализованы, а цели достигнуты, необходимо создать для этого наилучшие условия, осуществить функцию организации (организовывания). Данная функция должна обеспечить соответствие существующей системы управления новым целям, установленным в плановых заданиях. Если такого соответствия нет, то при помощи данной функции должны быть созданы новые системы или реорганизованы старые, например, использована система партисипативного (соучастного) управления, основанная на активном участии работников в процессе разработки решений.

    Основной показатель высокой организации управления в настоящее время - быстрая реакция на изменение факторов внешней среды.

    Для достижения целей необходимо осуществить деятельность, направленную на активизацию работающих в организации, побудить их эффективно трудиться реализовать функцию мотивации.

    Процесс мотивации включает установление неудовлетворен-ных у работников потребностей (состояние недостатка в чем-либо); формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей и определение системы действий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

    Действия по мотивации включают в себя экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития (привлечение к выполнению более сложных заданий, направление на обучение, стажировку).

    Существуют несколько подходов к организации мотивации сотрудников:

    принуждение - основано на страхе подвергнуться наказанию, например, в виде увольнения, перевода на нижеоплачиваемую работу, штрафа;

    вознаграждение - в виде систем материального (премии, участие в прибыли) и (благодарности, грамоты) стимулирования труда;

    солидарность - развитие у работников ценностей и целей, совпадающих с ценностями и целями организации, что достигается путем убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятного организационного климата;

    приспособление - этот вид мотивации требует делегирования полномочий на нижние уровни, что становится мотивом для внутреннего объединения целей руководителей и персонала организации.

    Применение каждого из видов мотивации или их сочетания зависит от конкретных условий, в которых работает организация. Например, солидарности придается большое значение там, где ценится роль командной или групповой работы. В истории отечественной промышленности этот метод использовался совместно с такими принципами социалистической идеологии, как взаимовыручка, взаимопомощь. В сегодняшних условиях данный метод требует переноса внимания на создание сильной организационной культуры, провозглашающей ценности и принципы функционирования компании. Методы мотивации должны быть направлены на максимальное вовлечение работников, обладающих знаниями, врешение общих задач организации, в процесс принятия решения.

    На обеспечение согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершен-ствовании режима работы системы направлена функция координации. Данная функция призвана обеспечить беспере-бойность и непрерывность управления. Для ее выполнения могут использоваться всевозможные документы, технические средства, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работы организации. С помощью средств связи устанавливается взаимодействие между подразделениями, маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех общих функций управления.

    Контроль непрерывно связан с остальными функциями управления и, с одной стороны, зависит от них, с другой - предопределяет их содержание. Главные инструменты реализации данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет (сбор, регистрация и обобщение всей информации, необходимой руководству для принятия решений) и анализ (сопоставление полученных результатов с запланированным уровнем, выявление причин отклонений). Например, на производстве контроль может осуществляться в виде наблюдения с использованием различных контрольно-измерительных приборов. Для контроля за денежными средствами применяют финансовые и бухгалтерские документы. Своих подчиненных руководитель может контролировать в форме письменных отчетов о работе или путем проведения совещаний и обсуждения проблем, возникающих в фирме или у отдельных работников. Задачей контроля является количественная и качественная оценка результатов работы организации. В нем выделяются два главных направления: отслеживание выполнения работ и принятие по корректировке всех значительных отклонений.

    Неотъемлемым элементом контроля являются люди. Часто только знание того, что работа контролируется, является для них стимулом ее качественного выполнения. Однако просто "видимость" контроля, при отсутствии его эффективного механизма не может привести к положительным результатам. В Санкт-Петербурге проводился эксперимент по использованию фанерных макетов сотрудников ГИБДД. Но вместо того, чтобы заставлять водителей снижать скорость, манекены лишь вызывали смех и привлекали вандалов. В итоге, из двадцати установленных в городе "искусственных инспекторов" "выжил" лишь один. Большая часть была украдена, некоторые покрыты граффити непристойного содержания, не уцелел даже "страж", установленный около местного управления ГИБДД. (по материалам ж. "Автомобили", 2001, №7).

    Чтобы контроль был эффективным, он должен обладать свойствами: иметь стратегическую направленность; быть ориентированным на результаты; быть своевременным, гибким, простым, экономичным; использовать средства и методы, соответствующие контролируемому виду деятельности. Предназначением контроля является предупреждение возможных отклонений, а не их ликвидация.

    Функция контроля не является конечным пунктом процессауправления, такой конечной точки в управлении не существует, так как каждая управленческая функция движима другой. Пользуясь результатами контроля, предприятие ставит новые цели, разрабатывает новые планы, принимает решения в области организации и мотивации труда. Таким образом, управление является непрерывным циклическим процессом.


    Как уже отмечалось, впервые попытки классификации управленческих функций были предприняты представителем классической школы управления – Анри Файолем, который распределил все операции, имеющие место в организации, на шесть групп:

    1. технические (производство, изготовление, переработка);

    2. коммерческие (покупка, продажа, обмен);

    3. финансовые (изыскание капиталов и управление ими);

    4. страховые (по охране имущества и лиц; связанные с безопасностью);

    5. учетные (бухгалтерские; инвентарь, баланс, издержки, статистика);

    6. управленческие (административные), состоящие из элементов планирования, организации, руководства, координации и контроля

    Как видно из предложенной классификации, функции управления появляются в рамках административных операций в организации, которые и составляют сущность управления.

    Однако с позиции классической школы , управленческие функции рассматривались независимо друг от друга. Процессный подход к эволюции менеджмента решает указанную проблему и позволяет рассматривать управление как процесс взаимосвязанных действий, направленных на достижение целей организации.

    Согласно процессному подходу , управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями (функциями управления). Каждая управленческая функция представляет собой процесс, потому что тоже состоит из взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

    П. В. Шеметов определяет функцию управления как определенный вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда.

    Процесс управления – необходимая последовательность действий, из которых складывается воздействие менеджера на коллектив, т.е. воздействие управляющей подсистемы на управляемую.

    Содержание управления раскрывается в его функциях . Е. П. Михалева считает, что функции как таковые представляют собой совокупность систематически повторяющихся действий менеджеров всех уровней, обеспечивающих процесс управления организацией. Функции (управления) – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат управления) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

    П. В. Шеметов определяет функции управления в общем виде как совокупность относительно однородных по некоторому признаку действий, направленных на достижение частной цели и в то же время подчиненных общей цели управления.

    Несмотря на разнообразие, функции делятся на общие и конкретные (частные). Общие функции – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности. П. В. Шеметов считает, что общие функции – это виды деятельности, не связанные с особой спецификой объекта управления и общие для всех органов управления.

    По мнению М. Мескона, М. Альберта, Р. Хедоури, общими функциями являются планирование, организация, мотивация и контроль.

    По мнению И. Н. Герчиковой, работа менеджера заключается в выполнении управленческих функций, к которым относятся планирование, организация, мотивация и контроль.

    Специалисты в области менеджмента также выделяют такие общие функции , как:

    Целеполагание,

    Планирование,

    Прогнозирование,

    Организация,

    Координация и регулирование;

    Мотивация, активизация, стимулирование,

    Руководство,

    Контроль, учет и анализ.

    Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Особенностью функций является их взаимное проникновение друг в друга.

    По мнению Э. М. Короткова, указанные функции являются основными (общими), поскольку они реализуются в управлении любым объектом и составляют содержание управления объекта как такового независимо от особенностей объекта и условий управления.

    Конкретные функции (специальные) определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса. Конкретные функции управления могут иметь следующую классификацию:

    1. По признаку воздействия на все сферы деятельности организации в целом: перспективное и текущее экономическое и социальное планирование, организация работы по стандартизации, учет и отчетность и экономический анализ

    2. По признаку воздействия на отдельные стадии производственного процесса : управление технической подготовкой производства, организация производства, управление технологическим процессами, оперативное управление производством, организация метрологического обеспечения, технический контроль и испытания, маркетинг

    3. По признаку воздействия на отдельные факторы производства управление персоналом, управление организацией труда, организация творческой деятельности трудового коллектива, МТС, капитальное строительство, финансы

    Специальные функции – это подфункции конкретной функции управления.

    Функции планирования, целеполагания

    Необходимость выделения функций управ­ления, отделения управленческих функций от неуправленческих связана с преимуществами специализации деятельности. Впер­вые школа научного управления (1885 – 1920) выступила за отде­ление управленческих функций от фактического выполнения работы. Процессный подход, предложенный школой административного управления, рассмотрел функции управления как взаимосвязанные. До этого функции рассматривались как незави­симые друг от друга. А. Файоль выделил пять функций управле­ния: «управлять означает предсказывать и планировать, органи­зовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

    Выделение функций является результатом вертикального и горизонтального разделения труда в организации.

    Что же такое функция управления?

    Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

    Среди основных характеристик функций управления можно выделить следующие:

    1) однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;

    2) целевая направленность этих работ;

    3) обособленный комплекс выполняемых задач.

    Функция управления должна иметь четко выраженное содер­жание (набор действий в рамках функции), процесс осуществле­ния (логическую последовательность осуществляемых в рамках функции действий) и структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.

    Выделение функций управления имеет большое значение. Во-первых, функции управления организацией, их распределе­ние по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда. Любое воздействие на управляе­мую систему может быть реализовано только через функции управления. Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления. Во-вторых, выделение функций управления помогает совершен­ствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта. В-третьих, изучение функций управле­ния дает понимание сущности управленческой деятельности.

    Анализ функций управления дает возможность систематизи­ровать знания о динамике, темпах и направлениях развития, при­чинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенство­вания их организации. Результаты анализа – основа для совершен­ствования существующей системы управления.

    Анализ функций управления охватывает широкий круг воп­росов, определяющих как природу, цель, структурные свойства функций, так и способы осуществления каждой функции, т.е. технологию процессов менеджмента. Основное направление анализа функций управления –исследование всей их суммы и установление степени ее соответствия целям и задачам, стоящим перед объектом управления.

    Анализ эффективности реализации функций позволяет более четко определить обязанности и права работников аппарата уп­равления и на этой основе спроектировать более рациональную систему менеджмента 1 .

    Результаты анализа функций управления могут быть выраже­ны в виде функциональной модели управления, отражающей взаимосвязь функций управления с конкретными исполнителя­ми, показывающей, как связаны между собой подразделения в статике, отражающей динамику выполнения работ и их взаи­мосвязь.

    Функциональные модели строятся для каждого уровня мене­джмента. Модели более высокого уровня содержат управляющее воздействие для моделей, решающих задачи более низкого уров­ня, определяя их содержание и ограничения. Эти задающие воз­действия устанавливаются с учетом информации, которую полу­чает высший орган управления по результатам анализа функций управления низшего уровня.

    Результатом анализа могут быть мероприятия, направлен­ные на:

    1. Отделение вспомогательных и рутинно-расчетных работ;

    2. Рационализацию связи между работами и исполнителями;

    3. Выделение общих работ для системы управления в целом, результаты которых используются всеми подразделениями;

    4. Выделение координирующих межфункциональных работ.

    В определении функций получил всеобщее распространение подход, направленный на выделение общих и конкретных, или специальных, функций. Первые рассматриваются как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, вторые - как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.