Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Как привить подростку любовь к чтению. Анализ анкеты родителей. Книги – это хорошо

    Как привить подростку любовь к чтению. Анализ анкеты родителей. Книги – это хорошо

    «Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели»
    Самуил Маршак

    Дорогие читатели Книжного Шкапа! Вы часто спрашиваете, как привить ребенку любовь к чтению? Недавно в журнале "Малышок" вышла очередная моя статья на эту тему. Давайте делиться секретами того, как вырастить настоящего читателя.


    Многие современные педагоги-пренатологи советуют читать малышу еще до его рождения. Начиная с рождения, читать, по книге или на память, можно всегда и везде: на прогулке, во время пеленания, одевания, массажа, купания и укладывания спать. Пусть кроха пока не понимает произносимых вами слов, но он чувствует вашу интонацию, видит жесты и ощущает мамины прикосновения, сопровождаемые чтением и улыбкой. Все это вызывает у него массу положительных эмоций. В первые месяцы жизни чтение книг отлично тренирует слух новорожденного, учит его узнавать ваш голос, знакомит с мелодикой родной речи и интонациями языка.
    Дети от рождения до трех лет лучше воспринимают рифмованные произведения. Поэтому самым маленьким подойдут потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни и сказки в стихах. Недаром они носят название материнской поэзии. Короткие игровые стихи «Ладушки», «Идет коза рогатая» и «Сорока-ворона» помогают овладеть простыми движениями и навыками в игровой форме, создают настроение и ритм.
    С момента, когда малыш научится держать головку и фокусировать взгляд, можно знакомить его с первыми книжными иллюстрациями. С 5-6 месяцев ребенок начинает познавать мир через прикосновение: любит трогать различные предметы и пробовать их «на зуб». Поэтому можно познакомить малыша с , помогающими развивать тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

    ЧИТАЕМ ПРАВИЛЬНО
    Отношение к книгам формируется у ребенка постепенно, но есть некоторые секреты, которые помогут вам воспитать интерес к книгам и чтению:
    Домашняя библиотека. Чтобы дети читали книги, они должны расти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома, за которыми еще недавно записывались в очередь. Между тем, в доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, несомненно, вырастет читающий ребенок. Согласно исследованиям ученых, наличие хорошей домашней библиотеки влияет на будущий уровень образования ребенка даже больше, чем образованность родителей.
    Личный пример. Ребенка воспитывают не слова, а поступки. Читайте сами, цитируйте, делитесь прочитанным и обсуждайте книги, ходите вместе в книжные магазины и библиотеки, составляйте домашнюю библиотеку. Ребенок, который видит вас с книгой в руках, воспринимает это, как норму повседневной жизни. Сначала он станет подражать, а после и сам увлечется чтением.
    Время. Начинайте читать детям с рождения или даже раньше. Выбирайте правильное время для чтения. Не читайте насильно, если ребенок хочет поиграть и побегать. Читайте ребенку, когда он не устал и у него хорошее настроение. Чтение новых книг отложите на время, когда малыш активен и бодр.
    Место. Выделите специальное место для чтения, уютный и укромный уголок. Оно должно быть тихим, удобным, с хорошим освещением. Часто дети читают лежа на ковре, и это не вредно, если малыш лежит на животе, света достаточно, а расстояние до книги около 30 см. А вот чтение на спине и на боку вредно для глаз. Во время чтения не отвлекайтесь сами и постарайтесь убрать предметы, которые отвлекают ребенка - яркие новые игрушки и т.д.
    Техника чтения. Чтение ребенку вслух - задача не из легких. Читайте медленно и выразительно, хорошо проговаривая все звуки, варьируйте текст (например, вставляйте имя ребенка в стихи о детях), меняйте интонацию и голос в зависимости от того, какой персонаж говорит, звукоподражайте, читайте стишки нараспев. Читайте ребенку даже тогда, когда он научится читать сам, этим вы определяете для него зону ближайшего развития: то, что он еще не в состоянии сегодня прочитать сам, но воспринимает в вашем прочтении, и через некоторое время вернется к книге самостоятельно.
    Хранение. Пусть все, что связано с чтением, будет привлекательным для малыша. Выделите отдельную полку для хранения детских книг и красиво оформите ее, не забыв спросить совета у вашего главного читателя. Убедитесь в том, что полка удобная и легко доступна малышу.
    Обсуждайте и сочиненяйте. Говорите о героях прочитанных книг и их поступках, высказывайте свое отношение. Учите ребенка сочинять истории, фантазируйте, пересказывайте старые сказки на новый лад, приписывайте героям невероятные поступки, придумывайте их дальнейшую судьбу и свои варианты развития сюжета. Внесите что-то новое в знакомые истории, пусть малыш придумывает персонажей и имена для них, определяет финалы историй и т.д. Этим вы сформируете у ребенка творческое воображение. Сочиняйте вместе сказки, рисуйте иллюстрации и дарите самодельные книги друзьям, бабушкам и дедушкам. Героем книги может быть и сам ребенок, собственная сказка может помочь ему решить проблему, преодолеть страх или научить чему-то новому.
    Интерактивность . Оживите книгу, читайте по ролям, разыгрывайте сценки в лицах, ставьте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Пусть ребенок исполняет одну из ролей и будет внутри книги. Такая театрализация позволяет ненавязчиво донести и закрепить мысли, которые иначе усваиваются с трудом. Есть множество вариантов домашнего театра: костюмированный, пальчиковый, магнитный, театр теней, бумажный, марионеточный и пр. Устраивайте дома настоящие представления по прочитанным книгам, расклеивайте афиши и выдавайте билеты. После двух лет можно сводить малыша в кукольный театр и посмотреть постановку любимой сказки. Рисуйте героев книг, лепите их из пластилина и природных материалов, и разыгрывайте истории. Можно создать собственный мультфильм-комикс. Пусть ребенок с вашей помощью вспомнит и схематично нарисует основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробует озвучить «мультфильм». Пишите письма полюбившимся героям (тут, возможно, придется присылать от них ответы). Покажите малышу диафильмы по прочитанным сказкам. Они воспринимаются легче, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, к тому же, диафильмы лишь помогают понимать текст книги, а не заменяют его действием.
    Ритуал. Регулярное чтение в одно и то же время является ритуалом, который действует на ребенка успокаивающе, являясь признаком стабильности и опоры в жизни. Можно читать за завтраком или даже когда малыш сидит на горшке. Но лучше всего сделать успокаивающее чтение традиционным перед сном. Это не только отложиться в подсознании ребенка, но и даст дополнительную близость и теплоту общения с малышом, создаст особую доверительную атмосферу между вами и ребенком. Выбирайте для чтения на ночь проверенные временем, уже знакомые ребенку истории, это поможет ему расслабиться перед сном.
    Традиция. Выделите особенный день и время для семейного чтения по кругу, хотя это и не просто при сегодняшнем ритме жизни. Такое чтение может не только развлечь, но и утешить и поддержать ребенка, дать ему новые знания и вдохновить. Эмоциональное «чтение-общение», период «пристального внимания», очень важно для детей, ведь это время, когда мама и папа откладывают все свои дела, сажают его на колени, обнимают за плечи и начинают читать.
    Повторение. Читайте одну и ту же книжку столько раз, сколько ребенок просит. Повторение важно для малышей, потому что они хотят учиться. Вскоре вы заметите, что он уже помнит наизусть любимые отрывки и старается употреблять ключевые фразы в своей речи. К тому же перечитывание любимой книги в энный раз создает для ребенка ситуацию комфортности, он заранее знает все повороты сюжета, поэтому обращает внимание на отдельные слова и фразы, замечает новые смысловые нюансы.
    Мера. Остановитесь до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше читать меньше, но регулярно.
    Соответствие возрасту. Выбирайте книги по возрасту, достаточно сложные, чтобы они могли завладеть вниманием ребенка, и в то же время достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий. Не страшно, если что-то в прочитанном окажется неясным, опережающее чтение тоже полезно, но сюжет в таких книгах должен быть доступен на разных уровнях. Если дома несколько детей дошкольного возраста, не делайте разграничения в чтении младшим и старшим, старшие обычно активно обсуждают и проговаривают произведения для малышей, что полезно всем.
    Актуальность. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает именно ваш ребенок. Ранимые и впечатлительные дети боятся авантюрных историй, в отличии от искателей приключений. Предлагайте актуальные книги, сообразно интересам и увлечениям ребенка на данный момент. В идеале читайте ребенку те книги, которые интересны вам обоим. Постарайтесь заранее прочесть то, с чем собираетесь познакомить ребенка. Помните о тематическом разнообразии произведений и о сезонном принципе в подборе литературы.
    Иллюстрации. Побуждайте интерес ребенка к картинкам. Со временем он начнет не только листать страницы, но и слушать. Учите малыша обращать внимание на детали иллюстраций, на цветовое решение, на то, как художник передает настроение героев. Пересказывая по картинке фрагмент произведения, малыш развивает свою речь и учится воссоздавать словесный образ на основе зрительного.
    Вопросы. Отвечайте на вопросы, которые малыш задает по ходу чтения, объясняйте непонятные слова и предложения по его просьбе. Задавайте вопросы сами, не переходите на длинные монологи, просите ребенка пересказать небольшие отрывки, обсуждайте прочитанное вместе. Вместе ищите в книгах ответы на вопросы ребенка. Наряду с художественными книгами для детей раннего возраста есть и обучающая литература для ознакомления с окружающим миром, расширения кругозора, развития внимания и памяти. Особое место занимает чтение словарей, энциклопедий и научно- популярной литературы.
    Совместный поход. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин и библиотеку, и дайте ребенку возможность выбирать самому.
    Ценность. Воспитывайте отношение к книге, как к чему-то ценному. Дарите книги малышу на каждый праздник вместе с другими подарками. Когда ребенок идет к кому-то в гости, включайте книгу в детский подарок, как нечто особенное. Воспитывайте бережное отношение к книгам, объясняйте, что их нельзя кидать на пол, рисовать в них, мять или рвать страницы. После прочтения их надо обязательно класть на место. При сознательных попытках испортить книгу, уберите ее в шкаф, и объясните, почему вы так поступили.

    ИНТЕРЕСНЫЕ УЛОВКИ
    Существуют еще и маленькие хитрости, которые помогут заинтересовать чтением даже самого непоседливого и активного малыша.
    Искушение. Выберите книгу, которая может заинтересовать малыша, сядьте поодаль и начните громко выразительно читать ее сами себе. Если ребенок не присоединяется, прикройте страницу рукой, как-будто читаете что-то сверхсекретное.
    Аудиозапись. Купите книгу с CD-диском. Научите ребенка пользоваться проигрывателем, чтобы он мог сам включать запись, слушать ее и одновременно листать иллюстрации. Пойдите еще дальше и попробуйте метод записи на магнитофонную пленку. Запишите несколько книжек сами, а потом попросите ребенка записать сказку для друга или родственника, с художественным чтением - собачьим лаем, скрипом дверей и прочими атрибутами. Но не увлекайтесь, прослушивание дисков не заменит живой мамин голос и обсуждение прочитанного.
    Подписка. Подпишитесь на интересные для ребенка журналы на его имя, для этого сходите вместе на почту.
    Волшебное появление. Обыграйте появление в доме новой книги. «Почта» может придти по почте, «Остров сокровищ» можно вместе отыскивать по маршруту на пиратской карте и т.д. Войдя в дом с «Энциклопедией гномов» скажите, что только что получили эту книгу от гномов, и они просили прочесть ее малышу. Заведите «волшебный сундук», в котором иногда будут появляться книги на самые актуальные для ребенка темы.
    Интрига. Во время чтения с малышами, делайте небольшие паузы на самых интересных местах. С детьми постарше, читая одну и ту же книгу несколько дней, прерывайтесь в интригующих моментах глав. Такое чтение с продолжением не только поддерживает интерес, но и способствует развитию памяти и внимательности.
    Старые книги. Почитайте с ребенком свои старые детские книжки, расскажите, как вам читали их бабушки и дедушки.
    Собственные книги. Сделайте собственные книги. Придумайте истории про самого малыша и нарисуйте иллюстрации, или сделайте книгу из фотографий ребенка с подписями.
    Рисование. Если ребенку сложно сконцентрироваться на сюжете книги, предложите ему рисовать в то время, как вы читаете. Во время чтения дети обычно рисуют и закрашивают простые фигуры, выполняя механическую работу, не требующую сосредоточения и вдохновения. Беспокойные руки заняты и не мешают уму воспринимать услышанное. Если трудности остались, пробуйте фоновое чтение.

    Чтение - это не только приятное времяпровождение, но еще и весомый шаг к развитию образного мышления и интеллекта вашего малыша, формированию грамотной речи и письма, облегчению процесса обучения и получению новых впечатлений. Ведь с каждой прочитанной книгой ваш маленький человек становится богаче на целый мир другого человека.

    Дорогие родители, здравствуйте! Если вы читаете эти строки, значит вы с нами, и это несказанно радует. А часто ли вы читаете? А ваши дети? Если на первый вопрос я, наверное, услышу многочисленные «да!», то на второй, скорее всего, будет многозначительное молчание.

    Не так давно удивилась своим детям, которые не смогли в первые несколько секунд припомнить, а какие книги они в последнее время читали, и какая больше пришлась по душе. Школьная литература и заученный на урок Некрасов – не в счёт! Ну как же так?

    Начинаю рассказывать, что мы раньше в «живую очередь» , чтобы взять «Незнайку», «Волшебника Изумрудного города» и «Тома Сойера», а потом взахлёб читали, чтобы поскорее передать книги друзьям, а у вас всё в доступе, но вы не хотите, и натыкаюсь на круглые глаза детей: типа, а зачем?!

    Да, «книжных» детей стало меньше. Знакомство с литературой стало ограничиваться лишь школьной программой, и это наводит на печальные мысли, что пройдёт годик-другой, и нашим детям действительно не о чем будет поговорить, кроме как о сухих цифрах экономики. Не приучено молодое поколение читать – факт.

    Но если вы, равно как и я, этим обеспокоены, предлагаю познакомиться с советами психологов, как привить ребёнку любовь к чтению, и как при этом избежать частых ошибок.

    План урока:

    Почему мы делаем ошибки

    Мало кто знает, что процесс чтения у психологов делится на 2 этапа.

    1. На первом, техническом, появляется «голый» навык овладения умением, который не приносит ещё дошкольнику должного удовольствия. Да, ребёнок радуется, что у него получается, но сам ещё книгу в руки не берёт, только в качестве игры и для демонстрации нам, родителям, своих достижений.
    2. На втором этапе начинается содержательное чтение, когда ухватывается смысл. Вот здесь-то и происходит получение удовольствия от того, что прочитано.

    Нередко мы «застреваем» на , потому как в школе важно, насколько правильно ребёнок это делает, сколько слов он умудряется «пробежать» за минуту, и на последнем месте во время обучения чтению как таковому стоит понимание.

    Формируется слово «надо», подкрепляемое школьными читательскими дневниками и нашим ежевечерним: «А ты сегодня читал?! Давай бери книгу!». И заметьте, в такие минуты нам не важно, а есть ли настроение у ребёнка для чтения. Нами движет слово «надо».

    Так что в возрасте первоклассника 7 лет в большинстве случаев чтение техническое, и это не страшно. Страшно застрять на этом этапе, потому как репрессивное «Давай ещё страницу!» отобьёт желание брать книгу в руки напрочь.

    На заметку! Психологи уверены, что крайний возраст, когда ещё можно из ребёнка сделать книголюба – 8 лет. Не привили любовь к чтению до 9-ти, позже сделать это гораздо труднее, а во многих случаях просто невозможно.

    На втором этапе важно дать ребёнку свободу. Специалисты уверены, что не стоит до школьного возраста, а в идеальном варианте – до 10 лет, прививать чувство долга по отношению к интеллектуальной деятельности.

    Психологи советуют «навязать» младшим школьникам осознание того, что школа – это, безусловно, в большинстве случаев обязанность, но учёба, в которой чтение занимает львиную долю, — это одновременно и радость, а получение информации из печатных строк должно приносить удовольствие.

    А как мы поступаем обычно? Ведём к полке со школьной литературой: «Ты должен!» либо дарим книги «Тебе надо!» в уверенности, что именно это модное произведение должно быть прочитано, чтобы быть ему среди интеллектуалов. И совершаем непоправимую ошибку: не станет ребёнок читать с удовольствием то, что ему неинтересно, лишь исключительно «из-под палки», а это возвращает нас на уровень №1.

    Потому не заверяем ни себя, ни юного читателя в том, что в семейной библиотеке есть всё, что нужно, а идём дружно в книжный магазин и оставляем на несколько минут ребёнка один-на-один в этом книжном царстве, наблюдая со стороны, а не жужжа под ухом: «Возьми вот это!» И пусть в результате в корзинке окажется совсем не то, что Вы ожидали видеть. Вариант без лишней траты денег – библиотека: «Как много книг, и всё это тебе доступно!»

    Манёвры, чтобы подружиться с книгами

    На просторах интернета нашла несколько советов для родителей, которыми можно воспользоваться, желая воспитать «книжное» поколение. Во всех из них – маленькая хитрость.

    Хитрость от Кассиля

    Русский писатель Лев Кассиль стоял на страже того, чтобы детская книга была популярна, а пополнить ряды читателей он предложил при помощи детской любопытности. Всё просто: читаем ребёнку книгу и на тебе: останавливаемся на самом интересном и становимся вдруг ну о-очень занятыми, игнорирую детское: «Ну прочитай ещё страницу!»

    Что остаётся любопытному созданью? Правильно: прочитать самому! От Вас требуется в это время поддержать его инициативу и внимательно слушать продолжение рассказа.

    Подходит он для тех ребят, которые уже свободно читают, застряв на стадии технического чтения и готовые переходить на этап содержательный.

    Хитрость от Искры Даунис

    Детский психолог предлагает воспользоваться той же самой чертой, присущей каждому ребёнку, – любопытством.

    Представьте, что однажды утром Ваш ребёнок находит под подушкой записочку от любимого героя, в которой таинственно сообщается, что там-то – там-то для него приготовлен сюрприз. Находим сюрприз.

    На следующее утро – ещё одно письмо, уже подлиннее текстом, но не про подарок, а про его достижения либо про плохие поступки. День за днём письма всё длиннее и содержательнее, а удовольствие от процесса чтения всё больше.

    Еврейская хитрость

    У еврейского народа есть свои традиции к привитию любви к чтению: они разрешают своим детям читать только тогда, когда они хорошо себя ведут.

    То есть книга у них – это не наши обязательные каждый день 2-3 страницы «для галочки», а награда, к которой надо стремиться. Воспитанные с пелёнок с мыслью о том, что пользование книгой необходимо заслужить, маленькие еврейцы начинают испытывать нескончаемое удовольствие, когда в их руки наконец-то попадает книга.

    Почему бы и нам не стать чуточку хитрее во благо? Мне кажется, если соединить все эти маленькие хитрости вместе, чередуя их, привить любовь к книгам получится гораздо быстрее.

    Среди окружающих давно сложился образ библиотекаря. Это обязательно строгая тётя в очках, сухая и неэмоциональная, постоянно шикающая и призывающая к порядку. А ведь у неё большой багаж советов для того, чтобы помочь детям полюбить книги, ведь она-то сама с ними «на ты».

    Когда читать?

    Читать всегда, начиная прямо с момента рождения, ведь любовь к книгам – дело сугубо семейное. Именно родители – первоисточники колыбелей и , чтения на ночь, а читающий родитель – и вовсе пример для подражания.

    Многие уверены, что видящий с книгой в руках маму-папу-бабушку-дедушку ребёнок непременно будет сам «книжником». Не то, чтобы совсем непременно, но вероятность этого значительно выше, чем у нечитающих семей. Когда книга в доме – обычный предмет, приносящий положительные эмоции, то желание ею пользоваться ради получения этих эмоций самостоятельно велико. Одно условие для чтения – позитивный настрой.

    Как читать?

    По несколько минуточек, но каждый день, выбирая для этого уютное местечко дома, рассматривая книжки и картинки в них, и обязательно с выражением, медленно муссируя то, про что Вы читаете, вызывая бурю эмоций. И с паузами, давая возможность «переварить», и с последующим обсуждением, предоставляя право высказать собственное мнение.

    Очень полезно чтение всеми вместе по ролям. А если Вы подкрепите прочитанную книгу ещё и просмотром поставленного по ней спектакля или мультфильма, сравнивая текст с увиденным, то сможете рассчитывать на положительную реакцию юного читателя.

    Что читать?

    Всё, что интересно Вашему ребёнку. И пусть он в двадцать пятый раз просит Вас прочитать книгу, залистанную до дыр, у Вас нет права ему отказать. Для детсадовцев и младших школьников предпочтительно пользоваться книгами яркими, красочными, с крупным шрифтом.

    Оставьте собственные амбиции позади и не подпихивайте серьёзные книги. Ребёнок придёт к этому, но позднее, а возрасте 8-11 лет пусть себе листает всё, что нравится, даже хоть комиксы.

    Где читать?

    Везде! Во время прогулки – вывески, на пляже – объявления, в помещениях – книги.

    Конечно, не стоит циклиться на чтении, когда никак не удаётся ребёнка к этому склонить. И в наши времена были нечитающие дети, в развитии которые совсем не отставали. Главное — найти, чем заменить такие пробелы в развитии и делать это без фанатизма. А у Вас читающая семья? Рассказывайте в комментариях)

    И не забудьте подписаться на новости блога, чтобы быть в курсе всех новых статей здесь появляющихся)

    Приятного чтения Вам и Вашим маленьким школьникам!

    Вам повезло, если в семье растет так называемый «книжный» малыш, которого не нужно уговаривать прочитать пару страниц. Уже с раннего возраста его привлекает волшебный мир книг. Сначала ребенку нравятся яркие картинки, затем завораживают буквы, которые можно сложить в слова.

    Но что делать с теми малышами, кого не интересуют книжки? Как привить крохе любовь к чтению? Если вы хотите, чтобы ваше чадо предпочло компьютеру или телевизору хорошую книгу, наша статья для вас.

    Современные родители все чаще задумываются над тем, как заставить своих отпрысков читать книги, в то время как они заняты компьютерными играми или просмотром мультфильмов. Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.

    Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.

    В непростом деле воспитания читающего человека необходимо привить любовь к литературе еще в детстве, дать понять малышу, что чтение является чрезвычайно увлекательным и интересным процессом, приносящим немало удовольствия чтецам.

    В чем польза книг для ребенка?

    Прежде всего, поговорим, для чего вообще нужна детская литература, есть ли польза от книжек для маленького слушателя. Педагоги и психологи уверены, что книги:

    • развивают интеллект и расширяют детский кругозор. Малыши пока знают очень мало, а сказочные истории в мамином или бабушкином исполнении пополняют багаж знаний;
    • развивают речь, поскольку ребенку легче запоминать новые слова, понимать их значение;
    • учат детей таким необходимым социальным чувствам, как сострадание, умение сопереживать, готовности прийти на помощь (стихи А. Барто, русские народные сказки).

    Кроме того, если вы превратите чтение в ежевечерний ритуал, то привнесете в жизнь детей определенную стабильность. Книголюбы вырастают в том случае, если дети с рождения слышат голоса родителей, читающих стихи или сказки.

    Как привить детям любовь к книгам?

    Мы собрали несколько полезных советов от специалистов и опытных родителей, которые обязательно помогут вам приучить вашего ребенка к чтению книжек.

    1. Самое главное и действенное правило – читайте сами. Если родители будут любить книги, собирать домашнюю библиотеку, читать с удовольствием, значит, малыш начнет вам подражать. Не стоит недооценивать значимость родительского примера.
    2. Постарайтесь познакомить кроху с литературой с раннего детства. Начинать можно с книг, состоящих почти целиком из картинок, с моющихся книжек для младенцев, затем переходите к простым стихотворениям, потешкам. Лишь после года необходимо открывать сказки.
    3. Грудничкам лучше читать плавным, размеренным голосом, так они проще воспринимают услышанное. Деткам постарше родители могут читать выразительно, «в лицах».
    4. Выбирайте подходящее время для чтения – ребенок должен быть спокойным, заинтересованным. Не стоит отвлекать его от игры и заставлять слушать, если он не хочет. Чтобы малыш захотел читать, старайтесь вызывать у него только положительные эмоции от книг.
    5. Не забывайте разговаривать с подросшим чадом о прочитанной литературе: интересуйтесь его мнением о сюжете и персонажах, спрашивайте, что ему больше всего понравилось. В этом случае ребенок скорее научится анализировать.
    6. Книга для вас важнее телевизора и компьютера? Тогда постарайтесь расставить приоритеты – ограничьте время пребывания за экраном. И все же без высоких технологий сейчас не обойтись. Русские сказки, произведения отечественных и зарубежных писателей все чаще можно найти в аудиоформате.
    7. Не забывайте рассказывать ребенку об авторах, чьи книги он слушает или читает. Возможно, он захочет прочитать и другие произведения полюбившегося сказочника. Еще один прекрасный способ – просмотр спектакля или фильма по понравившейся истории.
    8. Пробуйте растягивать удовольствие от произведения на несколько дней. Нетерпеливый малыш захочет узнать, что произойдет с любимым персонажем дальше. Однако не стоит сразу же удовлетворять детское любопытство. Ненавязчиво объясните, что когда он научится читать, то быстрее узнает о сюжетных перипетиях.
    9. Обязательно ходите с ребенком по книжным магазинам, чтобы он сам выбирал себе книги. Не огорчайтесь, если он поначалу станет выбирать комиксы, а не полезные, по вашему мнению, книги. Ваша задача на данном этапе – привить интерес к чтению, а потом можно будет понемногу заинтересовывать малыша другой литературой.
    10. Не отказывайте детям, если они уже умеют читать, но иногда просят, чтобы родители им почитали. В этом случае у вас есть возможность приобщить малыша к тем литературным произведениям, с которыми вы хотели бы его познакомить.
    11. Еще одно важное правило – нельзя заставлять детей читать. Чрезмерная навязчивость родителей зачастую приводит к тому, что ребенок вообще откажется от книг. Также не следует критиковать его чтение и сравнивать достижения с успехами сверстников.
    12. Кроме того, не стоит считать книжки единственным и самым лучшим средством интеллектуального развития. Помимо литературы в жизни малыша должны присутствовать подвижные и настольные игры, обычная возня с друзьями, прогулки в парк и походы в зоопарк, кинотеатр, цирк.

    Что читать маленькому ребенку?

    При выборе книг, прививающих любовь к чтению, ориентируйтесь на возраст малышей. Если кроха не сможет понять то, что вы ему читаете, то не станет даже слушать вас.

    Для самых юных слушателей подойдут короткие стихотворения об игрушках, сказки про зверей.

    Предпочтение следует отдавать тем волшебным историям, в которых персонажи повторяют одно и то же действие («Теремок», «Колобок»). Трехлетним деткам можно уже читать сказки, рассказывающие о самых невероятных чудесах.

    Конечно, такое деление достаточно условно, однако оно отвечает психологическим особенностям малышей и может стать ориентиром при подборке детской литературе. Предлагаем примерный список, на который вы можете ориентироваться при создании собственной библиотеки.

    Книги для детей в 1-2 года:

    • русские сказки – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» и пр.;
    • потешки во время гигиенических процедур – умывания, купания, массажа;
    • Агния Барто – «Ути-ути», «Зайка», «Лошадка», «Бычок» и т.д.;
    • Борис Заходер «Мишка-Топтыжка»;
    • Стихи Валентины Берестовой, Ирины Токмаковой, Самуила Маршака;
    • Лев Толстой «Три медведя».

    Книги для детей в 2-3 года:

    • народные сказки – «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «Каша из топора» и пр.;
    • Владимир Сутеев – «Мышонок и карандаш», «Яблоко», «Под грибом», «Мешок яблок» и др.;
    • Софья Прокофьева «Машины сказки»;
    • сказки в стихах Корнея Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха»;
    • Григорий Остер – «Попался, который кусался», «Как гусёнок потерялся», «Он попался», «Котёнок по имени Гав»;
    • стихи Елены Благининой и Эммы Мошковской;
    • Самуил Маршак «Сказка об умном мышонке»;
    • сказки Геннадия Цыферова.

    Самое важное в книжках для самых маленьких деток – это, безусловно, картинки. Если взрослые с помощью воображения могут представить героев и обстановку по описанию, то малышам необходимо видеть иллюстрации.

    Отдавайте предпочтение книгам, в которых изображения занимают около 70% от всего содержимого страниц.

    Не стоит заставлять детей читать, направьте все свои родительские усилия на то, чтобы привить детям интерес и любовь к чтению и книгам. Постарайтесь превратить взаимодействие с книжкой в увлекательнейшую игру, хорошую привычку и интересный досуг.

    Если у вас это получится, значит, можно не сомневаться, что ваше чадо предпочтет взять в руки книгу, а не потянется к компьютерной мышке.

    Другая информация по теме


    • «Как не боятся доктора?»

    • Учимся общаться правильно! (от 1 до 3 месяцев)

    • Это опасно! Синдром встряхивания ребенка

    Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Например, такая, казалось бы, незначительная вещь как привычный способ выражения своего раздражения и гнева может стать главной причиной успехов или неудач в личной жизни.

    Сравните, например, шансы на успех в отношениях со своим партнером у человека, который привык выражать свой гнев, используя оскорбления, и у человека, привыкшего выражать свое недовольство в форме «Я-сообщений» (вместо «ты – скупая тварь», «мне хотелось бы чаще получать от тебя подарки» — почувствуйте разницу).

    Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.

    Излишне рассуждать о том, что привычка много читать, в особенности хорошую литературу, — входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность (работодателям все труднее и труднее отыскивать людей, способных без ошибок написать хотя бы пару абзацев – отсюда у тех, кто умеет это делать огромное преимущество в зарплате), способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.

    Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»? Если у ребенка все порядке с интеллектуальным развитием и нет дизлексии (неспособности различать некоторые буквы), то это довольно просто, за исключением одного – вам необходимо решить изменить некоторые собственные привычки. Это сложнее, чем может показать на первый взгляд, но «собака зарыта» именно здесь.

    Вот что вы можете сделать:

    1. Помните, что лучшее лечение – профилактика.

    Если ребенок еще мал, и для вас это тема кажется чем-то далеким и несущественным – самое время действовать. Руководствуйтесь принципом «книги и чтение повсюду»: дайте ребенку возможность беспрепятственно играть с книгами, грызть их, рисовать в них (в этом возрасте именно так проявляется и развивается любовь в книгам, забудьте о бережном отношении – все это потом), строить из них дома и гаражи для машинок и даже купаться с ними (купите специальные непромокаемые книжки).

    То же самое – с различными вариантами букв: на кубиках, пластиковые буквы, вырезанные из картона, нарисованные на бумаге, на магнитах и наклейках и пр. Составляйте из букв слова, используйте карточки системы Домана, читайте вывески и плакаты на улице и т.д. Ждите – результат придет неожиданно.

    2. Подавайте личный пример

    Читайте сами. В слух и про себя. Если ребенок каждый день видит родителя по три часа сидящим с бутылкой пива перед телевизором, то нетрудно предположить, как он будет относиться к нотациям о пользе чтения.

    И наоборот, если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Срабатывает эффект «соленого огурца» — свежий огурец, опущенный в бочку с солеными, приобретает такой же вкус. В нашем случае – вкус к чтению.

    Я где-то слышал такое высказывание: «Вы думаете, что личный пример – это эффективный способ мотивации человека? Ошибаетесь – это единственный способ!». Преувеличение конечно, но не далеко от истины.

    3. Выбирайте вместе.

    Многие дети (особенно подростки) не любят читать из-за того, что их родители сами выбирают что им читать и этот выбор им неинтересен. Хотя бы потому, что это не их личный выбор.

    Дети обожают делать покупки. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц и дайте ребенку возможность выбирать самому с таким условием: на каждую книжку, которую покупает ребенок, он обязуется прочесть одну книжку из предложенного вами списка.

    Тогда даже если выбор ребенка будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены, что половина из того, что читает ребенок – это действительно хорошая литература.

    4. Защитите ребенка от «Большого Экрана».

    Один мой знакомый, на вопрос «если тебе дать автомат, кого бы ты выстрелил» ответил: «В телевизор».

    Перережьте антенну – веревку с камнем, которые тормозят развитие вашего ребенка. Ничто так не воспитывает пассивность мышления как просмотр телевизора. Вы можете не согласиться и сказать, что ведь есть действительно полезные телепрограммы. И вы будете правы. Только вот на практике доля таких программ из реально просматриваемых ребенком — крайне мала.

    Я использую телевизор исключительно как монитор для DVD-проигрывателя и на 100% могу контролировать что смотрят мои дети и сколько времени проводят перед экраном.

    То же касается компьютерных игр и социальных сетей (Одноклассники, Вконтакте и пр.) . Установите предельный лимит времени на эти «наркотические» занятия (например, 30 минут) и условия доступа к ним (например, сделать уроки и выполнить свою часть работы по дому).

    Выбирайте компьютерные игры сами. Есть масса развивающих игр, зачем подвергать психику ребенка обработке сценами насилия и побуждениями к агрессивным действиям?

    Если кратко – фильтруйте то, что ребенок видит с экрана (монитора или телевизора).

    5. Вознаграждайте чтение

    Человек склонен продолжать делать то, что, в конце концов, приводит его к удовольствию.

    Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста.

    Например, дополнительное время за компьютером, на полчаса позже ложимся спать, на выходных вместе идем в кино и пр. Пусть ребенок перескажет то, что прочитал. Тогда вы будете уверены, что он на самом деле прочитал заданный объем, и дадите ему возможность потренировать память и поупражняться в изложении.

    Способность ясно излагать свои мысли можно и нужно совершенствовать.

    То, что она является ключевой для карьерного роста (да и в личной жизни), по-моему, не требует комментариев.

    6. Читайте ребенку пред сном

    Известно, что мозг, особенно воображение ребенка, развивается не только днем, но и ночью.

    Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне.

    Даже если ребенок взрослый, вам обоим это доставит удовольствие. Совместное погружение в рассказ – прекрасный способ наладить нарушенный с ребенком контакт.

    Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.

    7. Читайте по ролям

    Выберите сказку, басню или короткую историю с диалогами, вырежьте из бумаги персонажей, раскрасьте их и приклейте на картонную подложку с палочкой. Затем придвиньте к стене стол, накройте его длинным покрывалом, залезьте с ребенком под стол, и, держа фигурки за палочки, просуньте их между столом и стеной. Ваш кукольный театр готов. Вы также можете прикрепить к стене над столом декорации. Отрепетируйте и позовите на представление родственников.

    8. Используйте аудиокниги

    Сейчас многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы доступны в формате аудиокниги. Некоторые из них представляют из себя настоящие шедевры театрального искусства.

    Послушайте, например, «Евгения Онегина» в исполнении Смоктуновского. Это нельзя сравнивать с печатным текстом – просто другое. Для детей можно найти замечательный сборник «Золотой фонд радиоспектаклей на DVD», в котором представлено большинство лучших произведений, когда либо «переведенных» в формат аудио книги.

    9. «Внедритесь» в читающие группы

    Используйте эффект «Соленого огурца» — превращение свежего огурца, помещенного в бочку в солеными, в соленый, причем такого же вкуса. Если ребенок вращается в среде сверстников, любящих читать, то со временем у него появятся среди них друзья, а затем и похожие интересы.

    Вы можете записать ребенка в детскую группу по изучению иностранного языка, в театральную студию, в музыкальную школу, школу изобразительного искусства, исторический кружок при краеведческом музее, сходите с ним на экскурсию на радио или просто в расположенную поблизости детскую библиотеку. В этих сообществах процент детей, любящих читать, намного выше среднего.

    Конечно, в сравнении с просмотром телевизора, чтение — благо. Активность мышления против пассивности. Но все же по настоящему счастливы только люди, занимающиеся продуктивной деятельностью, творчеством в различных его формах. В этом смысле чтение само по себе бесполезно, точнее бесплодно. Научите ребенка использовать прочитанное, например, заведя дневник в ЖЖ и комментируя то, что он хочет комментировать. Регулярные заметки в дневнике помогут ему развить свой стиль и привести в порядок свои мысли. Вы можете также помочь ребенку издать книгу – это не так трудно как кажется, а всплеск мотивации обеспечен.

    2 упражнения:

    · Сократите время просмотра телевизора (и свое, и ребенка). Сократите количество телевизоров в квартире до, максимум, одного, так чтобы в комнате ребенка его не было. Еще лучше – используйте телевизор исключительно как монитор для просмотра качественных программ на DVD.

    · Разнообразьте свое общение с ребенком при помощи книг и всего, что с ними связано: читайте при нем и вместе с ним, на ночь и по ролям, ходите с детьми в театры, выбирайте вместе книги и аудиокниги, обсуждайте прочитанное и интересуйтесь мнение ребенка.

    DoctorPapa. © 2009 Кузнецов А.В.

    • Поделиться

    Чтение является прекрасным времяпрепровождением, отправляющее детей в отдаленные романтические путешествия. Благодаря чтению дети могут приобретать себе новых друзей, увеличить словарный запас, а также грамматические навыки. Но, как привить ребенку любовь к чтению? Как его заинтересовать чтением и помочь ему полюбить сами книги?

    Ведь если дитя любит читать, у него больше шансов на успех во всех сферах жизни. По данным психологических исследований, начитанные дети, как правило, лучше учатся, имеют больше шансов . Также среди них более низкий уровень безработицы, чем среди тех, кто не любит чтение.

    Когда чадо становится школьником, родители начинают говорить ему: «Читай больше – будешь грамотным». Но не все дети тут же бросаются к книжным полкам. Иногда мамам и папам приходится прилагать определенные усилия, чтобы их ребенок полюбил читать. Почему?

    Детки с удовольствием воспринимают информацию, воспроизводимую различными гаджетами: смартфонами, планшетами. А при чтении книг им нужно визуализировать, понимать, быть внимательными, то есть проявлять какие-то усилия. Делать это у многих детей нет желания.

    1. Заставляют ребенка читать. Через силу, угрозы, скандалы очень трудно добиться позитивного результата. Чем чаще дитя заставляют читать, тем больше он этому сопротивляется.
    2. Воздержитесь сравнивать свое чадо с успехами других детей. К примеру, Саша, Наташа прочитали уже по 5 книг, а ты не можешь прочитать даже одну. Подобное сравнение может привести к разочарованию, озлоблению. Вместо мыслей о чтении, он будет поглощен какими-то внутренними переживаниями.
    3. Избегайте ставить перед вашим чадом нереальные задачи. Например, когда дитя еще плохо читает, требуете прочитать целую книжку. Естественно деточка вряд ли сможет это сделать.

    Как заинтересовать ребенка чтением

    Данные советы применимы к малышам.

    Читайте с рождения вслух. Это не связано с новомодными обучающими программами «с пеленок». Просто до сих пор нет наиболее эффективного способа поощрять своих детей любить книги и чтение. Чем раньше вы начнете почитывать своему малышу, тем лучше. Дети очень внимательно прислушиваются к родному голосу, их может успокоить ритм чтения. Так они учатся слушать.

    Если нет времени сделать это днем, выработайте привычку читать малышу перед сном (у нас была семейная традиция: муж каждый вечер перед сном прочитывал дочери 1-2 сказки либо детские рассказики). Подобное чтение не только сближает с детьми, но также стимулирует любовь книгам.

    Совет: продолжайте почитывать вашему чаду, даже если тот умеет сам читать. Просто измените тактику, читайте по ролям, вовлекая дитя в мир книжных историй.

    Когда малышу исполняется несколько месяцев, уже можно рассматривать книги, одновременно рассказывая истории по иллюстрациям. Так у крохи развивается воображение, он запоминает слова, . Малыши любят рассматривать картинки, слушать ваш голос, а также переворачивать страницы.

    Когда мама со своей малюткой, устраивается в уютном кресле и начинает читать интересную сказку, у него это вызывает только положительные эмоции. Тут важны не только сюжет или красивые картинки, а то, что у малыша возникает тесная ассоциация: чтение - это спокойно и хорошо.

    6 Советов, как родителям привить ребенку любовь к чтению

    Данные советы подходят дошколятам либо школьникам младших классов умеющих немного читать. (О том, , прочитайте статью).

    Создайте собственную библиотеку.
    Книги, журналы, газеты в доме помогут детям рассматривать их как часть повседневной жизни. А ваш личный пример любви к чтению только укрепит эту точку зрения.

    Хорошая идея - начать собирать детскую, домашнюю библиотеку, даже если это всего одна полка, а дети еще малы. Когда предлагаете малышу почитать, всегда спрашивайте, где находятся его любимые книжки, а лучше сказочные герои. Например, «на какой полке у нас отдыхает зайчик, волк? Давай его разбудим, чтобы он нам рассказал сказку».

    Запрещайте деточке читать.
    Приобретя красивую детскую книгу с привлекательными, яркими иллюстрациями часто рассматривайте ее сами, улыбайтесь, чтобы ребеночек отметил для себя новинку в доме. Затем прячьте книгу на видное место, говоря, чтобы тот ее не читал. Говорите, мол, эта сказка, рассказ вряд ли будет интересна тем, кто не любит читать. Как известно «запретный плод сладок», поэтому данный совет работает очень эффективно, помогая полюбить читать книги.

    Обрывайте финал.
    Читая малышу книгу, останавливайтесь на самом интересном месте. При этом скажите, что он может самостоятельно дочитать, если захочет, а сами займитесь своими делами. Будьте уверены детское любопытство победит. Дитя дочитает, желая узнать, чем все закончилось.

    Оживляйте героев книги.
    Например, совместно рисуйте картинки прочитанного. Можно допридумывать продолжение сказок или другой финал историй. Постарайтесь к придуманному рассказу нарисовать рисунки с некоторыми диалогами героев, как в книжке. Подобный творческий подход помогает деточке понять: чтение - это интересное приключение. К тому же он может постоянно перечитывать свои «комиксы».

    Также разыгрывайте сценки из прочитанного в книге. Но для этого каждому самому нужно прочитать свои роли. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и привить любовь к чтению. Ему захочется читать новые рассказы, сказки, чтобы разыгрывать новые сценки.

    Смотрите вместе фильмы.
    Хотя подобный совет может показаться контрпродуктивным, попытайтесь смотреть фильмы, основанные на детских книгах. При этом восторженно рассказывайте эпизоды, упущенные фильмом. Если деточке эта история интересна, он обязательно захочет прочитать книжку. Также всегда поощряйте прочитать книгу, так как она содержит больше интересных моментов, историй, чем кино.

    Устраивайте викторину с призами.
    Придумайте , ответы на которые можно найти, прочитав книгу. За правильный ответ поощряйте какими-то вкусняшками. Малышу придется внимательно прочитывать книгу и запоминать мысли, чтобы ответить на вопросы, которые можно заранее озвучить. Данный совет помогает детям научиться осознавать прочитанное.

    Как правильно читать с ребенком

    • Даже если малыш совсем кроха, читать надо интересно, с большим чувством. Независимо, какой раз читаете сказку, звучать она должна, как впервые.
    • При чтении можно делать паузы, чтобы ребеночек успевал рассмотреть картинки. Но не стоит долго объяснять, что на них изображено – так малыш может отвлечься от сюжета, и не захочет продолжать чтение.
    • Лучше опытным путем выяснить, книжечки с каким сюжетом больше нравятся крохе, остановив свой выбор пока на них.
    • Маленькие дети любят повторение, поэтому этим нужно пользоваться. Дойдя до определенного места, можно позволить деточке закончить фразу.
    • Восторг карапуза может вызвать также «ошибка» мамы. Малыш с удовольствием поправит, если что-то сказано не так или пропущено вовсе.
    • Можно попросить кроху переворачивать страницы, это поможет ему почувствовать себя «помощником».

    Какой должна быть книжка для ребенка

    Если малышу меньше двух лет, то определенные правила выбора есть:

    • Не стоит покупать дорогие книги. Даже если они хорошо иллюстрированы и в твердой обложке. Вашему карапузу они могут быть неинтересны.
    • Маленькие книжки из плотного картона – хороший вариант. Некоторые из них бывают с различными окошками, в которые можно смотреть, или с двигающимися картинками - все это очень привлекательно для детей.
    • Книги из ткани. Могут состоять из различных видов ткани при том разные на ощупь (шершавые, гладкие, шуршащие). Деточка не только с удовольствием рассматривает такую книжку, но также узнает новые тактильные ощущения.
    • Сказки и рассказы в книжках для самых маленьких должны быть простыми, с понятными словами.
    • Картинки в книгах должны быть четкими, яркими, с небольшим количеством деталей. Сложные иллюстрации могут утомить малыша.


    Когда дитя становится постарше, ему нужны другие книги:

    • Сказки могут быть длинными и ребенок готов слушать новые истории.
    • Можно предлагать не только сказки, но и рассказы о природе, людях.
    • Обязательно нужна книжка с детскими стихами. Заучивание стихов хорошо развивает память. Что пригодится малышу в школе.
    • Из развивающих изданий можно выбрать те, которые доступно для детского восприятия рассказывают об окружающем мире, открытиях, интересных фактах.

    Несмотря на обилие печатных изданий, цены на некоторые из них достаточно велики. Для того чтобы не приобрести книгу, которая, возможно, окажется неинтересной, можно выяснить предпочтения малыша, не покупая ее сразу. В этом поможет обычная библиотека. Так можно определить интерес крохи, понять, о чем ему нравится читать больше всего.

    Заключение

    Иногда родители с отчаянием спрашивают, как привить ребенку любовь к чтению, если у того, нет никакого интереса к этому? Кажется, лучше отказаться от таких попыток, чтобы перестать мучить себя и дитя. Но поверьте, польза от чтения значительно превышает любую борьбу, ведущуюся вами. Любящие читать дети, как правило, более успешны в школе и во взрослой жизни. Подумайте, почему бы не дать детям все шансы быть успешными?

    Также стоит помнить, что рассмотренные советы, будут работать, только если дети будут видеть пример родителей. Значит, родители должны принимать непосредственное участие в привитии малышу любви к чтению. Пусть дома будет много книг. Ходите с детьми по книжным магазинам, ярмаркам, библиотекам. Тогда они будут видеть, что вы сами любите читать. Это будет стимулировать интерес ребенка к чтению.

    С уважением, Андроник Анна/Елена.

    Посмотрите 5 минутное видео , как можно привить ребенку любовь к чтению книжек?