Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Как приучить ребенка к чтению (из личного опыта мам). Приучить ребенка читать - миссия выполнима

    Как приучить ребенка к чтению (из личного опыта мам). Приучить ребенка читать - миссия выполнима

    «Дети не хотят читать!», - сокрушается моя мама, учитель русского и литературы с 40-летним стажем. Если уж она, умеющая увлечь Пушкиным и Гоголем даже злостных двоечников, бьет тревогу, значит, дело плохо. Ведь не читая, школьник лишает себя гораздо большего, чем пятерка по литературе. Как же подружить ребенка с книгой и обойтись без назиданий и подкупов?

    «Чтение - вот лучшее учение», - говорил Пушкин. Портретик классика с этой цитатой висел когда-то в нашем кабинете литературы. Скоро в этом классе снова будут искать «мысль семейную» в «Войне и мире», сопереживать (а, может, и нет) Обломову, ездить на балы с Онегиным. А мама снова станет Людмилой Алексеевной, будет читать детям любимые главы из «Мертвых душ». Она же знает: многие за лето не поинтересовались, у кого и зачем прохвост Чичиков скупал эти души.

    Объемные произведения читают единицы, - делится мама. - Большинство осиливает только рассказы и что-то коротенькое.

    Когда я училась в школе, тоже не все всё читали. Сейчас хуже?

    Сейчас до детей сложнее достучаться. Они даже в школе «живут» в телефонах и планшетах. Нет, чтоб книгу почитать на своем гаджете, - все переписываются, сидят в «контактах».

    Что дает нам чтение?

    Конечно, мама знает, что дети не стали плохими и глупыми. Они стали другими. Сегодняшние пятиклассники не застали времен, когда не было компьютеров и сотовых телефонов. А первоклашки? Они быстрее меня разберутся в смартфоне. Недаром нынешних отпрысков называют «цифровыми детьми». Они привыкли ткнуть пальцем - и сразу получить результат, им сложно надолго сосредоточиться. Включи им старый советский фильм с долгими крупными планами - они уснут от скуки.

    Может, чтение для цифровых детей тоже слишком медленный, архаичный процесс? Не знаю. Ясно одно: читать любому человеку скорее нужно, чем нет. Ведь и в наш весь из себя цифровой век не обойтись без качеств, которые развивают книги.Это способность живо мыслить, отстаивать свою точку зрения, уметь убедить и понять других, решать нестандартные задачи. С такими внутренними ресурсами проще войти во взрослую жизнь и потом штурмовать карьерные высоты. Это и так понятно, но оксфордские социологи во главе с Марком Тейлором не поленились проверить. Ученые расспросили 17 с лишним тысяч людей «за 30» об их интересах в подростковом возрасте. Как оказалось, юнцы, которые увлекались чтением, стали более успешными, чем их нечитающие сверстники. Хотя и те не били баклуши: занимались спортом, ходили в театры и музеи, посещали школьные кружки.

    А нужны ли доказательства ученых, чтобы сказать, что чтение - это уникальный шанс оказаться там, где никогда не был, открыть новую культуру, другое время, получить хоть какой-то опыт, не ломая собственных дров? Осталось донести это до детей и как-то так «пристрастить» их к книге, будто они родились с томиком Чуковского или Киплинга в руках. Да что уж, хотя бы «Гарри Поттера»!

    Книги разные нужны, книги всякие важны

    Пожалуй, зря я так о «Гарри Поттере». Не самое плохое чтиво. «Плохих книг для детей вообще не бывает», - говорят психологи. Бывают книги не по возрасту и неинтересные именно этому ребенку, подростку. Так что если ваше чадо читает хотя бы журналы о машинах или девчоночьих штучках - это уже что-то. Да, вы в таком возрасте зачитывались научной фантастикой и приключенческими романами, а сыну-подростку интересны только комиксы с «Людьми-Х». А, может, не только? И почему его увлекает именно это? Расспросите, вместо того, чтоб сразу критиковать.

    Но ладно «внеклассное чтение», есть ведь еще и обязательная школьная программа. А там - «скучный» Толстой, «депрессивный» Достоевский, «попсовый» Пушкин и еще какой-то Фет! О, как достается иногда гениям слова от юных «критиков». Хотя и они смягчаются, когда видят Толстого в «спортивках», с шуточной цитатой: «Не сдавайся, на 500-й странице откроется второе дыхание». Или когда Чехов предлагает сделать «3 подхода по 7 страниц». Я - о серии картинок, что гуляли по интернету, помните? Там классики литературы в тренерской форме мотивировали молодежь повысить «читательские» нагрузки. Апгрейд удался: авторы нетленок заслужили лайки и репосты. Но до книг их добрались далеко не все: нажать на «сердечко» проще, чем прочесть.

    Просто читать - этого мало?

    Чтобы все ученики так или иначе освоили главные произведения, педагогам надо изловчаться. У мамы тоже есть свои хитрушки. «Один из ключевых отрывков произведения я задаю выучить наизусть, по другому устраиваю изложение с творческим заданием, чтоб школьник не просто машинально восстановил текст, но и показал, как его понял, - рассказывает она. - И, конечно, выразительно читаю ученикам самые важные отрывки из текста. Читаю всегда с удовольствием, и дети это чувствуют, слушают внимательнее. Я слежу за реакцией класса, комментирую, объясняю, если вижу, что ребята что-то не поняли. Через какое-то время задаю уточняющие вопросы, проверяю, запомнили ли они главное. Если прослушали, возвращаюсь к нужному месту. Такое чтение, с оглядкой назад, с остановкой на отдельных отрывках, называется статарным. Важно, чтобы дети и дома читали именно так, вдумчиво. Ведь бывает, что они и вправду прочтут книгу, а потом (даже отличники) не могут вспомнить ни имен героев, ни основных событий».

    Не школой единой

    Как бы ни старался учитель, чтоб воспитать в ребенке любовь к чтению, одних его усилий будет мало. Тут многое зависит от родителей. Наверное, раньше вы часто читали сказки на ночь своему малышу. А сейчас читаете ему что-нибудь вслух? Увидеть вас с книгой - бумажной ли, электронной - обычное для ребенка дело? Хорошо, если ответов «да» будет больше. Ведь личный пример - мощный аргумент. Если вы своим примером покажете ребенку, что чтение - это удовольствие, а не повинность, пускать в ход «кнуты и пряники» не придется .

    Не заставлять, а увлекать!

    Наказывать и подкупать - худшее, что можно придумать. Ладно, если вы время от времени поощряете ребенка за покорение новых литературных рубежей. Но когда «плата» за чтение входит в привычку, этот процесс сам по себе теряет всякую ценность. И не важно, подкупаете вы ребенка деньгами, разрешением подольше погулять или походом куда-нибудь. Другая провальная тактика - заставлять и угрожать: «не прочтешь то, что задали, в выходные будешь сидеть дома /лишишься карманных денег /не пойдешь с друзьями в кино и т.д.». Услышав такое, отпрыск, может, и прочтет то, что нужно, а, может, решит схитрить. Пробежится по краткому содержанию книги, глянет цитаты - вроде как почитал.

    В любом случае, читая «из-под палки», книги не полюбишь. Как точно сказал об этом детский писатель Григорий Остер! «Заставлять детей читать нельзя <…> Их необходимо соблазнять, провоцировать ситуацию, когда чтение покажется им увлекательным делом». Так бывает, когда ребенку попадается «та самая» книга, после которой хочется читать еще и еще.

    Мам, а у тебя была такая книга?

    Была. «Остров великанов» называлась. Мне было лет девять, когда твоя бабушка принесла эту книгу из библиотеки. Я и сама туда ходила, выбирала какие-то книжки, листала их и быстро возвращала обратно. Мама это заметила и нашла для меня тот самый «Остров великанов». А потом уж я втянулась. Но не у всех так сразу появляется потребность в чтении. Постигая этот процесс, дети могут испытывать трудности, ощущать внутреннее сопротивление новому и пока сложному. Это нормально.

    Итак, приучать ребенка к чтению надо мягко, исподволь. Как это сделать? Вот 8 советов для детей разного возраста.

    Чаще читайте ребенку и вместе с ним . Да с чувством, с толком, с расстановкой! Немножко артистизма не помешает.

    Не выбирайте только «полезные» книги для совместного чтения. Разбавьте их комиксами, стихами, журналами - всем, что интересно вашему ребенку.

    Чаще пополняйте домашнюю библиотеку : ходите с ребенком в книжный или скачивайте вместе новое чтиво из интернета. Не спешите выбирать все сами, спросите у чада: «А ты что хочешь почитать?».

    Не секрет: подростки гонятся за модой. А чтение нынче в тренде. Гляньте обзоры новых бестселлеров и закиньте «удочку» своему тинэйджеру : «Ты слышал что-нибудь об этой книге? В Сети пишут, что это просто бомба!».

    Не забывайте проверенный трюк - заинтриговать! Начните рассказывать ребенку интересную историю, а продолжение пусть прочтет сам.

    Собрались с детьми к врачу или в гости на другой конец города? Возьмите с собой небольшую книжку или журнал - скоротаете время с пользой.

    Игра - лучший способ сделать любое дело интересней . Устройте дома квиз (модная нынче интеллектуальная командная игра) на тему сказок, фэнтези, древнегреческих мифов. Составьте вопросы по творчеству писателей и поэтов 19 века или любого другого времени. Позовите гостей: чем больше людей, тем интереснее! Устройте баттл: пусть гости сразятся в выразительном чтении басен или стихов. Или вместе прочтут по ролям какой-нибудь уморительный рассказ. А, может, все захотят поиграть в литературного «крокодила»? Тогда пусть вместо обычных слов участники показывают известных книжных персонажей. В общем, думайте, фантазируйте! Чтение нас этому и учит!

    Анастасия Леменкова

    Первые три года жизни, это особенное время, когда речь ребенка развивается самыми быстрыми темпами, от первого «агу» до разговорной речи. Активное участие в этом принимают не только родители, которые постоянно общаются с малышом, но и первые в его жизни книги. Чтение книг расширяет кругозор ребенка и обогащает его речь. Никакие современные интерактивные игрушки, не могут заменить книгу - лучший источник знаний на все времена. Однако, современные дети проявляют меньше интереса к этому полезному занятию, чем предыдущие поколения. Эксперты в этом вопросе, видят причину этого в обилии более привлекательных источников информации, такие как интернет и телевидение. Как же всё-таки привить любовь к чтению своему ребенку? Об этом и поговорим в данной статье.

    Как приучить ребенка читать книги

    Читайте малышу с самого раннего возраста. Пусть он еще не понимает смысла прочитанного, но он слышит голос мамы и это действует на него умиротворяюще. Старайтесь, чтобы во время чтения были выключены все отвлекающие приборы.

    Малыши до трех лет не могут подолгу удерживать внимание на одном предмете. Поэтому первые книги должны быть самыми простыми, с большими картинками и минимум информации. Подбирайте такие издания, в которых описываются знакомые ситуации для ребенка, например, прием пищи, одевание, прогулки, игрушки, сон и т.д. Книги с большими картинками, но без текста, тоже хорошо подойдут для маленьких малышей. Рассматривая простые картинки, например с фруктами, родители сами рассказывают о предмете. А вот от музыкальных книг на первое время лучше отказаться.

    Лучшим материалом для первых книг, служит твердый картон. Такие книги гораздо практичнее, ведь читать их придется десятки раз. К тому же ребенку будет легче учиться перелистывать страницы.

    • Первое чтение должно быть с мамой. Полезно будет установить ритуал, например, перед сном, в виде чтения книги. Посадите ребенка к себе на колени и погрузитесь вместе с ним в мир детства.
    • Объясняйте все что ребенок видит на картинке. Когда он хорошо познакомится с текстом, задавайте наводящие вопросы.
    • Читайте выразительно. Родитель, читающий для ребенка, должен эмоционально окрашивать свое чтение: говорить грозно как медведь и пищать как мышка. Выражать эмоции удивления, радости и грусти.
    • Оживите чтение игрушками. Если малыш неохотно слушает и отвлекается, позовите на помощь мишку или зайчика. Разыграйте небольшой спектакль в соответствии с текстом и картинками. Такой вариант обязательно привлечет внимание маленького слушателя.
    • Создавайте домашнюю библиотеку. Расширяйте репертуар ребенка разными произведениями. Одни и те же книги могут быстро надоесть и отбить всю охоту. Предоставляйте выбор: «Что бы ты хотел почитать сегодня?» Ребенку будет приятно, что его желания учитывают. Книги можно не только покупать, но и брать в детской библиотеке.

    Еще несколько полезных советов

    1. С самого начала приучите ребенка ценить книги, не рвать и не разбрасывать. Книга, не игрушка и должна быть на своем месте.
    2. Будьте примером, читайте сами. Ребенок, растущий в семье где мама с папой все свободное время проводят за компьютером, вряд ли проявит интерес к чтению книг.
    3. Не перегружайте информацией во время чтения. В дошкольном возрасте, этот процесс должен быть радостным и непринужденным. Не стоит одновременно учить цвета, алфавит, геометрические фигуры и т.д. Выберите для этого отдельное время и другие материалы.

    Чтение однозначно лучше просмотра мультфильмов. Ведь читая книгу ребенок учиться представлять героев и события сам, а не смотреть на то что уже придумали режиссеры. А фантазия и воображение, как известно, лучшие спутники детства.

    Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

    А А

    То, что чтение полезно — знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все родители желают своим детям. Но не все дети разделяют родительский энтузиазм. Для них книга — это наказание и неинтересное времяпровождение. Подрастающее поколение можно понять, ведь сегодня вместо чтения можно слушать аудиокниги и смотреть фильмы в 3D формате.

    Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки

    Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.

    • Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.

    • Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
    • Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.

    • Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.

    Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

    • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
    • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
    • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.

    • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
    • Прививайте любовь к книгам , как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
    • Не отказывайте ребенку в чтении , когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
    • Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.

    • Учить читать ребенка нужно не навящиво , особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
    • Говорите с детьми о прочитанном . Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
    • Играйте в чтение . Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.

    • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
    • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
    • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
    • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
    • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
    • Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
    • С самого детства читайте ребенку с выражением , используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.

    • Рассказывайте ребенку о личности автора, и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.
    • Откажитесь от телевизоров в спальнях , как детских, так и взрослых. Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.
    • Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.
    • Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.

    Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.
    Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

    Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

    1. Внесите элемент игры

    Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

    2. Пусть ребенок читает то, что нравится

    Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


    Автор фото: Алия Гимранова, -

    Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

    3. Заведите дома большую библиотеку

    Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


    Автор фото: Полина Мяличкина,- .

    Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

    4. Не заставляйте дочитывать до конца

    Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


    От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

    5. Покажите, что удивительного в книгах

    Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


    Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

    6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

    Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


    7. Не ставьте условий

    Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


    А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

    8. Выбирайте красивые книги

    Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


    Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

    9. Оставляйте книги на видном месте

    Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


    10. Читайте вместе с ребенком

    Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


    И обязательно читайте деткам перед сном, -

    И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

    P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

    Существуют разные мнения о том, почему современные дети меньше читают. Большинство экспертов видят причину этого в появлении более привлекательных по сравнению с книгами источников получения информации (интернет, телевидение), другие склонны обвинять родителей, третьи - современную систему образования, отбивающую интерес к чтению. Находятся даже те, кто утверждает, что не читающие дети были во все времена, и проблема эта надумана.

    Последние исследования показали, что не только дети в России стали меньше читать, но и взрослые. В среднем мы тратим около 6 часов в неделю на чтение, а вот индийцы, например, практически в два раза больше. Может, все-таки стоит начать в первую очередь с себя? Ведь не только дурной пример заразителен, но и хороший — тоже. Если и это не действует, то стоит задуматься, что вы делаете не так.

    Делать не надо

    • Предлагать читать или слушать (когда читаете вы) книги, в которых много непонятных слов. Не ленитесь пояснять все слова, значение которых может быть не совсем ясным для ребенка: чернила, кочерга, патефон, публика, вдохновение. Убедитесь, что все слова в книге, которую вы предлагаете ребенку - понятны. Интерес к читаемому сильно снижается, когда в тексте много непонятных слов.
    • Противопоставлять чтение игре и игрушкам.
    • Заставлять, упрекать, сравнивать приводить в пример читающих ровесников. Как правило, это вызывает у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать поставленные примеры.
    • Выбирать книги не по возрасту - ребенку будет скучно, а скука не должна ассоциироваться с чтением.
    • Заставлять дочитывать книгу до конца, если она ему совсем неинтересна. Это все равно что выполнять неинтересные домашние уроки. Чтение будет восприниматься как наказание.

    Делать надо

    • Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно - зафиксировать возникший интерес.
    • Купите занимательные энциклопедии. Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки и прочее.
    • Читайте больше сами. Пусть ребенок видит, что вы увлечены чтением. Разложите книги повсюду в доме.
    • Время от времени берите детские книги. Читайте их «увлеченно», улыбаясь, отвечая невпопад, идите на всякие хитрости, чтобы пробудить его интерес. И обязательно попросите «не брать вашу книгу», пока не дочитаете.
    • Покупайте книги, соответствующие увлечениям ребенка (про пауков, фей, принцесс, лошадей, динозавров и т. д.), а также по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся. Закрепите у ребенка ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций. После этого будет легче перейти к художественной литературе.
    • Экспериментируйте с жанрами. Ребенок имеет полное право не любить волшебные сказки, не смотря на то, что вам так они нравились.
    • Читайте ребенку, даже когда он уже сам научится читать. Выразительное чтение взрослого помогает обращать внимание на важные детали, влияет на правильность восприятия и оценки текста.
    • Разрешите читать в постели. Предложите на выбор: немедленно спать или 10 минут почитать — обычно дети готовы на многое ради того, чтобы не спать, и выбирают чтение, причем десятью минутами не ограничиваются.

    5 современных книг для детей

    В последнее время выходит очень много детских книжек. И в их многообразии родителям легко потеряться. Предлагаем выбрать из нашего шорт-листа то, что может быть действительно интересно вашему ребенку.

    1. Дэвид Соман, Джэки Дэвис «Девочка Божья Коровка» (для детей четырех-пяти лет)

    Книжка-картинка рассказывает о находчивой девочке Лулу и ее псе Бинго. Они решили сделать мир лучше: помогают муравьям, соседям и всем, кто им встречается на пути. Это первая из восьми книжек про маленькую девочку Лулу. В каждой книге героиня решает важные для всех малышей вопросов. Она учится играть со сверстниками, завязывать дружбу, справляться со страхами и многом другому.

    2. Мони Нильсон «Цацики и вселенная» (для детей от 10 лет)

    Это третья книга о мальчики Цацике и его необычной семье, в которую входить мама, папа и второй папа. Герой ходит в школу, завязывает дружбу с девочками и т. д. С каждой книгой мальчик растет, и в его жизни появляется много вопросов, казалось бы, неразрешимых ситуаций. Но все закончится непременно хорошо…

    3. Вадим Фролов «Что к чему» (для детей 10-14 лет)

    Это повесть о подростке, который переживает первую любовь и первое предательство. Семья Ларионовых хорошо жила, на зависть соседям и знакомым. Но вдруг… мама оставляет своих детей и мужа. Главному герою, Саше, отец сказал, что она уехала по работе… С этого-то и начинаются все горести мальчика. Ему предстоит пережить первую любовь, первое разочарование.

    4. Томи Унгерер «Эмиль. Добрый осьминог» (для самых маленьких)

    5. Федор Конюхов «Как я стал путешественником» (для детей от 8 лет)

    Самый известный российский путешественник Федор Конюхов простым языком рассказывает о свих приключениях: как пересекал Атлантику, как на парусной яхте налетел на кита, как встречался с пиратами, как встречался на Северном полюсе с белыми медведями.

    Психолог Татьяна Никитина не только рассказывает о сложностях отношений мужчин и женщин, но и помогает желающим самосовершенствоваться.